Будьте здоровы: семья и здоровый образ жизни человека, о формировании. Как мы питаемся

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Урок 12

НРАВСТВЕННОСТЬ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Предмет: ОБЖ.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

Глава 3. Нравственность и здоровье.

Урок №12. Нравственность и здоровый образ жизни.

Дата проведения: «____» _____________ 20___ г.

Урок провёл: преподаватель-организатор ОБЖ Хаматгалеев Э. Р.

Цель: рассмотреть влияние нравственных ориентиров человека на здоровье и благополучие в жизнедеятельности.

Ход уроков

    Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

    Сообщение темы и цели урока.

    Актуализация знаний.

    Какое значение имеет личная гигиена в сохранении и укреплении вашего здоровья?

    Какое значение имеет гигиена кожи для здоровья человека?

    Какие существуют правила ухода за зубами?

    Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

    Работа над новым материалом.

Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, это этические нормы и правила поведения, определяемые этими качествами (С. И. Ожегов. Словарь русского языка).

Семья – это группа людей, связанных браком, кровным родством или усыновлением, совместно проживающих и имеющих общие доходы и расходы.

Добавим к этому, что нравственность – это такие этические нормы и правила поведения человека, которые призваны сохранить человечество как вид на планете Земля от внешних и внутренних угроз в реальной окружающей среде.

Одним из основных направлений нравственного поведения человека должны стать его духовные и физические качества, которые обеспечивают непрерывную смену поколений.

История человечества и всех составляющих (и составлявших) его народов представляет непрерывную смену поколений. Прекращение смены поколений людей в рамках их любой общности означает наступление конца её истории.

Смена поколений продолжается до того времени, пока люди поддерживают устойчивую систему воспроизводства, т. е. рождение и воспитание здорового потомства, способного обеспечить дальнейшее продвижение общества по пути цивилизации.

Семье всегда отводилась и отводится решающая роль в этом процессе.

Воспроизводство является одной из основных функций семьи. Важной социальной демографической группой населения является молодая семья в период её образования и становления. Молодой семьёй большинство демографов считают супругов в возрасте не более 24-25 лет и состоящих в браке не более 5 лет.

По данным статистики, в большинстве молодых семей первый ребёнок рождается в первые 2 года брака и значительная часть молодых семей в первые 5 лет супружества имеют двоих детей.

В семье удовлетворяются основные потребности человека. Семья обеспечивает в значительной степени социальные потребности ребёнка. Для каждого человека, как и для общества в целом, важно здоровое функционирование семьи.

Неподготовленность молодёжи к семейной жизни часто является причиной распада молодой семьи. Распад семьи на ранней стадии её развития приводит к тому, что дети с раннего возраста часто воспитываются без отцов, а разведённые молодые люди не сразу вступают в повторный брак. Это снижает рождаемость и является главной причиной неблагоприятной демографической ситуации в России и фактором, отрицательно влияющим на состояние здоровья молодёжи.

Выделим несколько факторов, оказывающих отрицательное влияние на прочность молодой семьи. Прежде всего это ранний возраст вступающих в брак. В таких семьях, как правило, наблюдается отсутствие экономической самостоятельности и достаточной материальной обеспеченности. Юные супруги часто не готовы преодолеть все трудности семейной жизни в первые годы супружества.

По данным наблюдений, интенсивная половая жизнь в молодом возрасте (примерно до 35-40 лет) имеет своим последствием преждевременное прекращение половой деятельности. Кроме того, раннее начало половой жизни неблагоприятно сказывается на потомстве. Браки, заключённые между юношами и девушками, ещё не достигшими полной половой зрелости, нередко бывают бесплодными, а дети, рождающиеся у таких родителей, - слабыми.

Исследования показывают, что здоровые дети рождаются, как правило, от женщин в возрасте 25-35 лет и от мужчин в возрасте 24-40 лет.

Необходимо особо подчеркнуть, что самое большое зло для будущего ребёнка – употребление алкоголя одним или обоими родителями. Даже умеренное потребление спиртных напитков перед зачатием обычно не проходит бесследно. Ребёнок, родившийся от таких родителей, возбудим, беспокоен, плохо спит.

Кроме того, у родителей, злоупотребляющих спиртным, дети часто рождаются с различными уродствами. Учёными многих стран выполнены сотни исследований, подтверждающих неоспоримый факт: если зачатие произошло в период, когда один или особенно оба родителя находились в состоянии алкогольного опьянения, у них рождаются неполноценные дети с различными патологическими отклонениями.

Особо стоит ещё раз подчеркнуть опасность для здоровья беспорядочной половой жизни. Такая жизнь ведёт к преждевременному изнашиванию организма, чревата опасностью заражения венерическими болезнями.

Основу личного счастья составляет семья, созданная на глубокой взаимной привязанности и уважении супругов. Вырабатывать же качества бережного отношения друг к другу необходимо начинать ещё до брака, в период знакомства.

Многого можно достигнуть воспитанием в себе умения выслушать собеседника. Поэтому очень важно до вступления в брак, в период ухаживания, более детально познакомиться друг с другом и выяснить отношение к основным моментам совместной жизни. Будущий брак следует рассматривать как союз, необходимый не только для рождения детей, но и для развития личности каждого из супругов. Юноши и девушки в период добрачного знакомства сами должны определить, подходят ли они друг другу.

    Выводы.

    Юноши и девушки, как потенциальные родители, должны понимать значение семьи в личной жизни и роль семьи в обществе.

    Каждый молодой человек, вступающий в самостоятельную жизнь, должен иметь представление о здоровом образе жизни, правильном сексуальном поведении, информацию о факторах риска для здоровья при ведении неупорядоченной половой жизни с частой сменой половых партнёров и о болезнях, передающихся половым путём.

    На гармонию в совместной жизни оказывают влияние психологический, культурный, материальный факторы.

    Вопросы.

    Что следует понимать под нравственностью человека?

    Какова роль семьи в обеспечении смены поколений в человеческом обществе?

    Какими качествами должны обладать молодые люди, решившие создать благополучную семью?

    К каким отрицательным последствиям для здоровья человека могут привести ранние половые связи? Приведите примеры из жизни знакомых вам людей.

    Задание.

Прочитайте «семь правил, соблюдение которых позволит сделать вашу семейную жизнь более счастливой», предложенных в книге Дейла Карнеги «Как завоёвывать друзей», сформируйте своё отношение к предложенным советам и оцените свои возможности для их соблюдения.

    Дополнительные материалы к §12.

Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни

Для удачного брачного союза можно обозначить ряд факторов, оказывающих влияние на гармонию совместной жизни: психологический, культурный, материальный.

Психологический фактор определяет степень соответствия взглядов партнёров на элементы совместной жизни (черты характера, волевые качества, интеллект, лидерство в семье).

Культурный фактор определяет интеллектуальные и культурные запросы супругов и зависит от их образовательного уровня, профессии, досуговых интересов. Хорошо, когда мужчину и женщину объединяют общие интересы, связанные с физической культурой (туризм, лыжи, спортивные игры и др.). Активный отдых снимает многие проблемы. Отдых сам по себе подразумевает отсутствие причин к раздражению и ссорам.

Материальный фактор определяет вклад каждого из супругов в создание материальной базы семьи.

Союз мужчины и женщины должен удовлетворять не только биологические потребности, но и потребности эмоциональные, моральные и интеллектуальные.

Семь правил Дейла Карнеги 1 , соблюдение которых

позволит сделать вашу семейную жизнь более счастливой

    Не нужно придираться.

    Не пытайтесь переделать своего супруга.

    Не критикуйте.

    Выражайте друг другу вашу искреннюю признательность.

    Оказывайте друг другу небольшие знаки внимания.

    Будьте предупредительны.

    Прочтите хорошую книгу о сексуальной стороне супружеской жизни. Обсудите её содержание; определите, какие советы для вас приемлемы, какие нет и почему.

    Окончание урока.

    Домашнее задание. Подготовить к пересказу §12 «Нравственность и здоровый образ жизни» (сс. 66-69); выполнить задание (рубрика «Задание», с. 68).

    Выставление и комментирование оценок.

1 Дейл Карнеги (1888-1955) – американский специалист в области человеческих отношений, автор популярных книг («Как завоёвывать друзей» и др.), содержащих набор актуальных правил для достижения успеха в жизни. жизни . Ребята продолжают...

  • Океан отношений Программа формирования у старших подростков установок на здоровый образ жизни (для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида)

    Пояснительная записка

    Установок на здоровый образ жизни . Предлагаются примерные варианты уроков и психологических тренингов, ... соматическом, физическом, психическом и нравственном здоровье в работе образовательных учреждений... колеблется в пределах 12 -20%. На частоту...

  • «Формирование здорового образа жизни младших школьников средствами физической культуры»

    Документ

    ... здорового образа жизни школьника как ценности. Здоровый образ жизни школьника - это: благоприятное социальное окружение; духовно-нравственное благополучие...

  • Программа по охране здоровья и физическому развитию для учащихся 1-4 классов рассчитана на формирование у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни, овладение средствами сохранения и укрепления своего здоровья, выработку разумного отношения к нему.

    Программа

    128 8. Программа по нравственно -этическому воспитанию для учащихся 5-9 классов... здорового образа жизни . Игры на свежем воздухе III четверть (12 ...). Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе. Активные...

  • Ребенок появляется на свет полностью беспомощным. Родители начинают приучать свое крохотное существо жить в окружающем мире.

    Семья для всех ее членов является определенным жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. Для этой системы характерно то, что несогласованность психологических потребностей и взаимоисключаемость способов их удовлетворения ведут к распаду семьи или процветанию одного из ее членов за счет другого (до определенного времени, конечно).

    Образно говоря, каждый член семьи занимает определенную нишу, то есть выполняет определенные, необходимые для поддержания баланса системы функции.

    Проблема состоит в том, что современная семья включается во множество сфер жизнедеятельности общества. При этом, сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологическая перегрузка, стрессы и наличие других патогенных факторов способствуют развитию у родителей синдрома хронической усталости, что в свою очередь не позволяет им уделять необходимое внимание своему ребёнку. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более, что многие дети большую часть времени находятся в образовательном учреждении. Поэтому образовательное учреждение должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка. Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает.

    Состояние здоровья наших детей оставляет желать лучшего. И рост заболеваемости связан не только с неблагоприятной экологической обстановкой, с постоянным ростом нагрузок, психоэмоционального перенапряжения и гиподинамии, но и с отказом родителей вести здоровый образ жизни. Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования. Часто уровень знаний и умений родителей в области воспитания привычки к здоровому образу жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, совершенно не учитывая взаимосвязи физического, психического и социального благополучия. В результате у детей формируются вредные привычки, от которых избавиться бывает очень трудно. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.

    Задача родителей - донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка, обучить искусству укрепления здоровья.

    Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути своим примером.

    Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.

    Для решения такой задачи родителям необходимо помнить правило - «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".

    Роль семьи в системе здорового образа жизни человека, во многом определяет, кем станет ребёнок в будущем, в том числе, какой образ жизни он изберёт, но из-за количество неполных и неблагополучных семей, человек начинает свою жизнь в нездоровой обстановке и образ жизни он выберет нездоровый.

    Таким образом, можно сделать вывод, что семья и роль семьи играет решающую роль в воспитании здорового поколения.

    Здоровый образ жизни - основа профилактики заболеваний. Следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики - первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека.

    Основные факторы сохранения и укрепления детского здоровья это - рациональный режим; систематические физкультурные занятия; использование эффективной системы закаливания; правильное питание; благоприятная психологическая обстановка в семье.

    Воспитание детей в семье требует от родителей определенных знаний, опыта, терпения и непосредственного участия. Родители должны: периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни; приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом; участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой; следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем детей.

    Тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков для взрослых дает серьезный толчок к тому, чтобы проводить обучение к здоровому образу жизни у детей с самого рождения. И роль семьи здесь неоспоримо высока.

    «Здоровый образ жизни в семье»

    Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены тем образом жизни, который ведет семья, двигательной активностью ребенка. Результаты последних исследований подтверждают, что в современном высокотехнологичном обществе необходимо будет уделять гораздо больше внимания к ЗОЖ, физическому развитию человека, поскольку становится все меньше стимулов для естественного движения. Мы живем в экономно построенных квартирах, темп современной жизни вынуждает нас часто пользоваться личным или городским транспортом, получать информацию с помощью радио, телевидения, интернета - все это требует крепкого здоровья. Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации - с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим мы обязаны научить наших детей своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений - как жизненную необходимость в противовес « болезням цивилизации».

    «Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

    Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья. Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".

    Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов:

    ➢ Во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда. Необходимо объяснить детям, что нужно рано ложиться и рано вставать. И неукоснительно соблюдать это правило.

    ➢ Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки. Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать.

    ➢ Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Вместе с детьми посчитайте, сколько раз в день им приходится мыть руки;

    ➢ В-третьих, культура питания.

    ➢ Нужно есть больше овощей и фруктов. Рассказать детям, что в них много витаминов А , В, С, Д, в каких продуктах они содержатся и для чего нужны:

    Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения;

    Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца);

    Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды);

    Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).

    ➢ В-четвертых, это гимнастика, физкультурные занятия, занятия спортом, закаливание и подвижные игры. Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше. "Береги здоровье смолоду". Дети должны знать, почему так говорят. Обязательно ежедневно проводить гимнастику.

    Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка.

    В дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по выработке у маленького ребенка умений и навыков , способствующих сохранению своего здоровья. Безусловно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.

    Как правило, у нас, взрослых, возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. ЗОЖ служит укреплению всей семьи.

    Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого.

    Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим - он должен соответствовать режиму в дошкольном учреждении. Формируя здоровый образ жизни ребенка, родители должны привить ребенку основные знания, умения и навыки:

    Знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви;

    Умение правильно строить режим дня и выполнять его;

    Умение взаимодействовать с окружающей средой: понимать, при каких условиях (дом, улица, дорога, парк, детская площадка безопасна для жизни и здоровья;

    Умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

    Знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

    Понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в занятиях ;

    Знание основных правил правильного питания;

    Знание правил сохранения здоровья от простудных заболеваний;

    Умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах;

    Знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

    Понимание значения двигательной активности для развития здорового организма.

    Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.

    Важность физического воспитания детей в семье, доказать, что это очень серьёзная проблема в современном воспитании детей. Нас окружают машины, компьютеры, виртуальные игры - предметы, которые очень интересны нам, но как раз, из-за которых мы очень мало двигаемся. Современные дети видят больший интерес в виртуальной игре, чем в реальной игре в футбол или теннис. Главная болезнь ХХI века - гиподинамия, т.е. малоподвижность.

    Консультация для родителей на тему:

    «Быть в движении – значит быть здоровым!»
    Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

    Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Поступая в детский сад , многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одна из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей. Так, анкетирование родителей детского сада по вопросам педагогической компетентности в физическом развитии детей показало, что только 30% родителей уверены в своих знаниях, около 20% постоянно знакомятся с рекомендациями по воспитанию детей, а 50% испытывают потребность в консультациях и рекомендациях по физическому воспитанию (закаливание, укрепление здоровья с помощью физических упражнений, подвижных игр).

    Это означает, что сотрудникам детского учреждения необходимо осуществлять систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, включая передачу теоретических знаний и оказание помощи в приобретении практических навыков, а также в распространении положительного семейного опыта воспитания детей. В результате информация и практический опыт, полученный родителями, помогут: повысить эффективность работы по оздоровлению детей; получить необходимые знания о физическом развитии ребенка; сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье; снизить «дефицит» положительных эмоций у детей, создать атмосферу праздника при совместной спортивной деятельности; увидеть, узнать работу детского сада

    по физическому развитию детей; обеспечить преемственность методов и приемов воспитания детей в семье и в детском саду.

    Учитывая интересы и способности детей, а также результаты их физического развития и здоровья, врач и инструктор по физическому воспитанию детского сада может рекомендовать детям заниматься в спортивных секциях, которые помогут ребенку приобрести кроме здоровья множество ценных личностных качеств, таких как организованность, точность, быстрота действий, сообразительность.

    Опыт подобной работы показывает, что результат занятий физической культурой и спортом бывает высоким тогда, когда возникает взаимодействие между семьей и детским садом.

    Уважаемые родители приглашаем вас посетить занятия и развлечения по физической культуре в детском саду.

    Консультация для родителей на тему:

    «Семья здоровый образ жизни»

    Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. Как сделать, чтобы ребенок не терял здоровья? Как сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей? Здоровье детей – забота всех.

    Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться ее красотой, очень важно иметь здоровье.

    «Здоровье – не все, но без здоровья – ничто», - говорил мудрый Сократ. Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом , но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Это и хронические простуды, и ухудшение зрения, сколиоз, а в результате отсутствия культурных человеческих отношений – детские неврозы. Как сделать, чтобы ребенок не терял здоровья? Как сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей? Здоровье детей – забота всех. Более того, оно обусловлено общей обстановкой в стране. Поэтому проблему здоровья детей надо решать комплексно и всем миром. Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми.

    Прежде всего, если он болеет, то очень редко и ни в коем случае не тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относится к окружающим его людям – взрослым и детям. Положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий. Развитие его физических качеств и двигательных навыков проходит гармонично. Нормальный, здоровый ребенок (это самое главное!) достаточно быстр, ловок и силен. Суточный режим его жизни соответствует индивидуальным биоритмологическим и возрастным особенностям: это оптимальное соотношение бодрствования и сна, периодов подъемов и спадов активности. Неблагоприятные погодные условия, резкая их смена здоровому ребенку не страшны, т.к. он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована, поэтому, как правило, он не нуждается в каких-либо лекарствах. Благодаря рациональному питанию и регулярным занятиям физкультурой такой ребенок не имеет лишней массы тела. Конечно, здесь дан «портрет» идеального здорового ребенка, какого в . Однако вырастить и воспитать ребенка, близкого к такому идеалу, - задача вполне посильная. О том, как добиться этого, и пойдет речь дальше.
    Формирование правильной осанки.

    Обратим особое внимание на самые распространенные нарушения здоровья наших детей. Из 100% всех детей у 8% - нарушение осанки, у 10% - плоскостопие, у 10% - сколиоз. Говорят, когда-то благородных девиц их наставники били по спине, если те сутулились, привязывали косу к поясу. Неужели только суровостью можно добиться того, чтобы наши девочки держали спинки прямо, а наши мальчики походили выправкой на выпускников кадетских корпусов? Оказывается, наставники благородных девиц были хоть и суровы, но прозорливы и честно отрабатывали свой хлеб. Правильная осанка не дается нам от рождения. Это условный двигательный рефлекс, и его надо вырабатывать. Чтобы наши дети бегали, ходили, стояли и сидели красиво, нам, родителям, придется приложить условия. Когда ребенок хватает еду с тарелки руками, потому что ему так удобнее, мы, взрослые, его останавливаем, показываем, как надо правильно есть, и потом следим, чтобы ребенок не сидел ссутулившись, не стоял перекосившись, и не добиваемся, чтобы навык держать спину ровно стал естественной потребностью?

    Приятно посмотреть на ребенка, который голову держит прямо, у которого плечи развернуты и находятся на одном уровне. Живот подтянут. Сбоку видно, что позвоночник образует красивую, волнообразную линию с небольшими углублениями в шейном и поясничном отделах.

    Между прочим, правильная осанка не только красива, но еще и функциональна, потому что при ней положение тела наиболее устойчиво: вертикальная поза сохраняется при наименьшем напряжении мышц. Значит, когда ребенок стоит ровно, расправив плечи, он меньше устает. А если он идет, бежит или прыгает, сохраняя при этом хорошую осанку, позвоночник лучшим образом амортизирует нагрузки.

    Плохая осанка затрудняет дыхание и кровообращение, а хорошая, соответственно, сохраняя их в норме. При плохой осанке снижаются окислительные процессы в организме, а это автоматически ведет к тому, что человек быстрее устает во время как физической, так и умственной работы. Плохая осанка может довести ребенка до близорукости или остеохондроза. А хорошая осанка может от этих бед предохранить.

    Пребывание на природе, где обеспечен большой кругозор, - прекрасный отдых для глаз.

    Для нормальной работы глаз важно хорошее освещение. Стол для занятий нужно ставить ближе к окну и так, чтобы свет падал слева. На рабочем столе слева ставится настольная лампа с лампочкой мощностью 50-60 Вт, защищенная абажуром так, чтобы свет не падал в глаза, а освещал только книгу или тетрадь. Слишком яркое освещение раздражает сетчатку глаза и приводит к быстрому утомлению. Вредно читать в движущемся транспорте, особенно при плохом освещении. Из-за постоянных толчков книга то удаляется от глаз, то приближается к ним, то отклоняется в сторону. При этом кривизна хрусталика то увеличивается, то уменьшается, а глаза все время поворачиваются, «ловя» ускользающий текст. В результате наступает ухудшение зрения. Когда ребенок читает лежа, положение книги в руке по отношению к глазам тоже постоянно меняется, освещенность ее недостаточна. Привычка читать лежа наносит вред зрению.


    Когда в глаза попадает пыль, она их раздражает. Вместе с пылью могут быть занесены болезнетворные микробы. Инфекция может попасть в глаз с грязных рук, нечистого полотенца, носового платка. Это может вызвать различные заболевания глаз, например, воспаление слизистой оболочки – коньюктивит, которое нередко приводит к ухудшению зрения. Поэтому глаза нужно беречь. От травм, от попадания инородных предметов, пыли, не тереть их руками, вытирать только совершенно чистым полотенцем или носовым платком.
    Режим дня.

    Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Все родители уже достаточно, наслышаны о пользе режима дня, так что доказывать эту пользу необходимости, пожалуй, нет. Режим дня – это на самом деле режим суток; все 24 часа должны быть спланированы определенным образом, и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Это – рациональное чередование работы и отдыха. Известный ученый И. Павлов отмечал: «Всякая живая работающая система, как и ее отдельные элементы, должна отдыхать, восстанавливаться». Уроки, занимающие в жизни детей подготовительной группы определенное место, требуют усиленной работы головного мозга. Как же важно наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят.

    Чтобы предупредить все неблагоприятные последствия, нужно правильно построить режим дня ребенка:

    ● продолжительность занятий должна учитывать возрастные возможности;

    ● должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе);

    необходимое время должно быть отведено на сон.


    Пребывание детей на воздухе.

    Пребывание детей на воздухе – это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Помните: чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость. Зачастую «пожирателем времени» ребенка становится телевизор или компьютер.


    Питание.

    О требованиях к питанию нужно говорить отдельно. Здесь мы только подчеркнем, что надо всячески противостоять складывающейся у ребенка привычке «перехватывать» что-нибудь на бегу. Прием пищи в определенные часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение.

    Гигиена сна.

    Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна. Потребность во сне составляет в 7 лет 10-11 часов. Израильские ученые установили, что недосып ночью даже на 1 час плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей. Поэтому нет нужды доказывать, что сон ребенка надо оберегать: яркий свет, шум, разговоры – все это должно быть исключено. Воздух в комнате, в которой спит ребенок, должен быть свежим. Сон важно оберегать, если так можно выразиться, до того, как ребенок заснул. Конечно, он уже не малыш, которому на ночь нельзя рассказывать страшные сказки, и все-таки надо избегать всего, что может взбудоражить физически или умственно: подвижных игр, длительного чтения, просмотра телепередач. Понятно, что ребенка не поместить под стеклянный колпак, не оградить от всего, однако разумное ограничение вечерних впечатлений необходимо. Иначе это отразиться на сне – будет затягиваться его наступление, он станет неглубоким.

    «Но как быть, - спрашивают иные родители, - если нам самим хочется смотреть телепередачу, а отправить сына спать, сил нет? Он обижается, да и жалко его: сами смотрим, а ему не даем». Думается, чувство вины, которое испытывают родители, напрасное. Нет ничего страшного, если телевизор будет говорить вполголоса, а ребенок будет спать за закрытой дверью в другой комнате. Но если уж в семье не сумели поставить так, чтобы это воспринималось им спокойно и просто, есть еще один выход из положения : не смотреть передачи самим. Это наименьшее зло. Нарушения в установленном распорядке дня нежелательны, т.к. это может привести к расстройству выработанного режима в деятельности организма ребенка.

    Ароматерапия для детей.

    Запахи играют очень важную роль в нашей жизни. Очень часто они бывают тесно связаны с определёнными событиями. Наш организм мгновенно реагирует, если какой-то запах вызывает у нас приятные или неприятные ассоциации и воспоминания. Причём реакция эта, как правило спонтанна. Даже спустя много лет запах матери, например, вызывает у нас знакомые с детства чувства тепла и защищённости. Это связано с тем , что, будучи малышами, мы познавали окружающий мир с помощью органов чувств.

    Ароматерапия представляет собой лечение с использованием различных запахов. Эти запахи, или ароматы, в виде эфирных масел приходят к нам из растительного мира - от цветов, деревьев, кустарников и трав. Эфирные масла применяются очень широко. Но именно нашему чувству обоняния, которое тесно связано с эмоциональным состоянием, мы обязаны чудодейственной целительной и гармонизирующей силе ароматерапии.

    Ароматерапия существует не только для того, чтобы лечить уже развившуюся болезнь. Она является весьма реальной защитой от различных бактерий и вирусов. Ароматерапия укрепляет естественные силы организма, способствует решению множества задач по достижению здоровья и красоты. Она позволяет нам, используя целительные возможности природы, сделать нашу жизнь более радостной, здоровой и счастливой.

    Дети чувствительные и впечатлительные натуры, воспринимающие действие ароматерапии без всякого предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла всегда положительна. Применение средств ароматерапии в детской комнате позволит поддерживать хорошее настроение у детей, а также помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна.

    Дети больше всего любят тёплые, сладковатые запахи. Однако в силу того, что их организм находится ещё в состоянии развития , применять средства ароматерапии для них следует совсем в минимальных дозировках. Лучше всего, если масла будут наноситься на терракотовые и глиняные фигурки, а рома медальоны, подушечки. Хорошо удерживают запахи различные изделия из необработанного дерева, корки от апельсина или грейпфрута. Этот метод применяется для ароматизации воздуха в детской комнате.

    Смесь для поднятия настроения - масло апельсина - 2 капли, масла иланг- иланга - 2 капли.

    Здоровый образ жизни в семье

    Формирование здорового образа жизни детей – задача совместная и дошкольных и школьных учреждений, и, конечно, семьи. ЗОЖ – «избитое» выражение, но часто мы недооцениваем, как важны привычки здорового образа жизни для психического, умственного, для их здоровья на будущее. Многих проблем у взрослых людей можно было бы избежать, если бы с детства родители их, приучали к правильной здоровой еде , привили бы любовь к спорту и двигательной активности . При этом, безусловно, на первом месте – личный пример со стороны взрослых членов семьи в плане ведения здорового образа жизни в семье .

    Ответьте на вопросы небольшой анкеты «да» или «нет»

      болел ребенок за последние 6-12 мес.?

      причина болезни?

      соблюдает ребенок режим дня?

      делает гимнастику?

      зубы чистит каждый день?

      на свежем воздухе бывает ежедневно? Сколько часов?

      ест свежие фрукты и овощи ежедневно? Сколько?

      вы одеваете его по погоде?

      посещает секции или кружки, связанные с двигательной активностью?

      есть в домашней библиотеке книги о здоровье, кроме «Мойдодыра»?

    Ответили хотя бы 2 раза «нет», делайте выводы. Именно Вы ответственны за будущее ребенка, сам он не в состоянии знать, как и что надо делать, чтобы быть здоровым.

    Если речь идет о дошкольниках, внимание должно быть уделено следующим моментам :

      Дети должны знать, как устроен наш организм, части тела, чем больной человек отличается от здорового. Для чего принимаются лекарства и когда. Взрослые своим примером и пояснениями учат детей все гигиеническим навыкам: мытье рук, чистка зубов, соблюдение режима дня.

      Особое внимание уделяем питанию. Как правильно кушать, какими приборами, почему надо мыть фрукты и овощи и т.п.

      Важно научить ребенка основам безопасности: улица – переходы – транспорт, соблюдение правил безопасности при занятиях спортом: коньки, санки и т.п. Ребенок должен знать, что делать, если случаются травмы или другие непредвиденные ситуации.

    В каждой семье есть свои традиции. Если Вашими добрыми традициями станут совместные мероприятия , такие как: семейные завтраки – обеды – ужины (по обстоятельствам), совместные прогулки – лыжные или велосипедные, походы в кино и театры, семейные праздники, семейные чтения, - за психическое и физическое состояние Вашего ребенка можно быть спокойными.

    Во время таких мероприятий, как например, семейный обед , можно научить ребенка хорошим манерам и правилам поведения, приучить к . Все домашние, в том числе, и дети расслабляются, успокаиваются и просто отдыхают за столом. Все эти правильные положительные привычки и эмоции у детей быстро закрепляются надолго, может быть, и на всю жизнь.

    И еще раз хочется напомнить взрослым. Важен пример, привычки здорового образа жизни, а не просто поучения. Вы тоже должны вести здоровый образ жизни, отказаться от вредных привычек и выполнять необходимые гигиенические требования. Это на пользу Вам, семье, ребенку.

    Здоровый образ жизни это:

      Рациональное правильное питание

      Рациональный режим дня

      Закаливание.

      Личная гигиена

      Положительный психологический климат в семье и образовательном учреждении.

    Рациональное правильное питание: важное значение в организации питания детей имеет строгое соблюдение режима питания, что обеспечивает эффективность работы пищеварительной системы, нормальное усвоение пищи и течение обмена веществ, хорошее самочувствие.

    Правильная организация питания детей предусматривает необходимый объем пищи, определяющийся возрастом ребенка, анатомо-физиологическими особенностями пищеварительной системы. Соблюдение указанных объемов порций очень важно, так как при увеличении количества предлагаемой пищи может снизится аппетит, нарушиться функция пищеварения, в ряде случаев может выработаться вредная привычка есть больше, чем надо, что способствует ожирению. При недостаточном объеме порций ребенок не испытывает чувства насыщения, и это неблагоприятно отражается на его самочувствии.

    Рациональный режим дня : фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большее значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства. Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течении суток, целесообразнее чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:

      Определенную продолжительность знаний, труда и рациональное сочетание их с отдыхом;

      Регулярное питание;

      Полноценный сон;

      Достаточное пребывание на воздухе.

    Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для современного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

    Дети, которые привыкли к установленному распорядку дня, соответствующему их возрасту, как правило, отличаются дисциплинированностью, умением трудится, общительностью, уравновешенным поведением, они активны, редко страдают отсутствием аппетита. Все это и является показателем здоровья и правильного развития ребенка.

      Задачи воспитания и обучения:

      Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности

      Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

      Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности выполнения движений.

      Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью около 10-12 минут.

      Во время занятий, требующих большой умственный нагрузки, и в промежутках между ними проводить физкультурные минутки продолжительностью от 1 до 3 мин.

      Обеспечить достаточную, соответствующую возрастным способностям двигательную активность детей в течении всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.

      Проводить физкультурные досуги один раз в месяц длительностью до 40 минут.

      Проводить физкультурные праздники два раза в год (зимний и летний) длительностью до 60 минут.

      Закреплять умение соблюдать в ходьбе и беге заданный темп.

      Учить сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и в высоту с разбега.

      Добиваться активного движения киста руки при броске.

      Учить перелезанию с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали.

      Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу, выполнять движения ритмично, в указанном воспитателем темпе.

      Развивать психофизические качества (силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость).

      Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движения и ориентировку в пространстве.

      Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений.

      Учить самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвовать в уходе за ними.

      Обеспечить разностороннее развитее личности ребенка.

      Воспитывать выдержку, настойчивость решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию.

      Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, уметь придумывать варианты игр, свои собственные игры, комбинировать движения.

      Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным в области спорта.

    Закаливание : эффективным средством укреплений здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма. Солнце, воздух и вода- факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям (холод, жара, дождь и др.)

    Закаливание- это не только обтирание или обертывание, но и повседневные обычные процедуры, не требующие специальной организации, дополнительного времени: нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, окне, активные занятия физкультурой на площадке.

    Хорошее средство укрепления здоровья- закаливание водой. Дети любят играть с ней; такие занятия улучшают настроение, вызывает у детей радостные эмоции. Это надо использовать для оздоровления организма. Начинать водные процедуры лучше в теплое время года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо.

    Положительный психологический климат в семье и образовательном учреждении: повышенная агрессивность детей- одна из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и общества в целом. Число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммой целого ряда неблагоприятных факторов:

      кризисом семейного воспитания;

      невниманием воспитателей и педагогов к нервно-психическому состоянию детей;

      увеличение доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка;

      пропагандой культа насилия в средствах массовой информации.

    Агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий, являя собой тот редкий случай, когда ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко-ответную агрессию. Между тем особенно важна помощь дошкольникам, агрессивности которых находится только в стадии становления.

    Агрессивное поведение – нормальное явление в развитие ребенка, есть разные стадии его формирования и проявления. Оно может то затухнуть, то проявляться новой силой. Родителям необходимо относится к этому без излишней паники, контролировать свои реакции, поскольку именно от них зависит, пройдет ли этот период агрессивности или задержится и станет личностной чертой ребенка.



    Рассказать друзьям