Пути изучения и развития слухового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха в ходе коррекционно-педагогической работы с использованием дидактических игр. Развитие слухового восприятия у детей Развитие слухового восприятия

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Цель формирующего эксперимента - развитие всех компонентов слухового восприятия у детей младшего дошкольного возраста с различными нарушениями в развитии (общее недоразвитие речи, задержка психического развития) в процессе занятий с использованием комплекса дидактических игр, с учетом структуры и выраженности нарушений.

Формирующий эксперимент проводился в ГБОУ школа № 1191, дошкольное отделение №8 «Бриз» г. Москвы.

В экспериментальном обучении приняли участие 16 детей младшего дошкольного возраста. В экспериментальную группу ЭГ 1 было определено 8 воспитанников с общим недоразвитием речи II - III уровня, а в ЭГ 2 вошло такое же количество детей, имеющих задержку психического развития (соматогенного, психогенного и церебрально - органического происхождения). Контрольные группы: КГ 1 составили 7 дошкольников того же возраста с ОНР (II-III уровень), а КГ 2 - испытуемые с ЗПР различного генеза. В КГ 1 и КГ 2 входили дети с различными уровнями развития слухового восприятия.

Учитывая выявленные особенности развития слухового восприятия детей с различными нарушениями младшего дошкольного возраста, мы предложили следующие направления работы.

Развитие всех компонентов слухового восприятия неречевых и речевых звучаний:

· Пространственный компонент -развивать умение локализовать источник и направление звучания;

· Временной компонент -развивать умение определять длительности звучания;

· Тембровый компонент - развивать умение дифференцировать на слух звуки музыкальных инструментов, голоса разной тембровой окраски;

· Динамический компонент - развивать умение дифференцировать на слух громкие и тихие звуки;

· Ритмический компонент - развивать умение воспроизводить ритмические последовательности.

С целью достижения поставленных задач нами был разработан и апробирован комплекс дидактических игр по развитию слухового восприятия, в основу которого положены материалы детских сказок: «Три поросенка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Репка», «Кот, петух и лиса». Мы использовали чтение этих сказок в процессе режимных моментов, просмотр мультфильмов, а также театрализацию для того, чтобы дети понимали их содержание. После усвоения сказок, мы, непосредственно, приступали к работе по развитию слухового восприятия. Все игры, предложенные нами, учитывали развитие всех компонентов слухового восприятия на материале неречевых и речевых звучаний, они построены по принципу «от простого к сложному», каждая игра имеет от двух до трех вариантов. Подача материала дифференцирована: для каждой игры используется свой дидактический материал, аудио сопровождение, музыкальные предметы, инструменты, игрушки и др. Все это необходимо для того, чтобы заинтересовать детей, сделать игровой процесс понятным, доступным и эффективным.

Коррекционно - педагогическая работа по развитию слухового восприятия осуществлялась комплексно, в процессе взаимодействия различных специалистов: учителя - дефектолога, учителя - логопеда, дополнительно проводили работу воспитатели и музыкальный руководитель. На занятиях каждого из них осуществлялось развитие различных аспектов слухового восприятия в структуре целостного процесса. В каждой группе коррекционная работа строилась с учетом структуры и выраженности нарушений, параллельно, велась специальная работа по повышение родительской компетентности, заключающаяся в том, что для родителей (или законных представителей) устраивались консультации специалистов (групповые и индивидуальные, учителя - дефектолога, учителя - логопеда по вопросам развития слухового восприятия), велась просветительская работа (родительские собрания, оформление информационных стендов), практическая (проведение открытых занятий), а так же каждому родителю выдавались памятки «Консультации для родителей. Развитие слухового внимания и восприятия у детей» в домашних условиях, где был прописан комплекс игр на материале неречевых и речевых звучаний.

Консультация для родителей развитие слухового внимания и восприятия у детей.

«Играем с детьми дома».

Слуховое восприятие имеет очень важную роль в речевом развитии ребенка. Развитие данного процесса начинается с узнавания невербальных звуков окружающего мира, а именно природных, бытовых и музыкальных шумов, а в последствии вербальных звуков - голосов животных и людей. Важно отметить, что различение неречевых и речевых звуков должно обязательно сопровождаться с развитием чувства ритма. для того, чтобы представление о предмете, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, то предмет, издающий какой - либо звук, необходимо рассматривать, трогать, брать в руки. Эффективно также выполнять упражнения с закрытыми глазами, т.е. опираясь только на слуховой анализатор. Ниже рассмотри упражнения по развитию слухового восприятия на материале неречевых и речевых звучаний.

1. Упражнение «Природа вокруг нас».

Инструкция: приложите вашему ребенку прислушаться к звукам вокруг вас на прогулке. В данной игре подразумеваются звуки природы (невербальные). Ваша задача выйти на улицу и послушать, как поют птицы, как текут ручьи, звенит капель, как дождь «барабанит» по крыше. Потом, можно послушать аудиозаписи тех же звуков и подкрепить все это картинным материалом, для того, чтобы ребенок научился правильно соотносит звуки природы. Параллельно, вы сможете выучить с ребенком основные природные явления и признаки времен года. Упражнение нужно проводить на слухо - зрительной основе, а после - исключать зрительное подкрепление.

2. Упражнение «Угадай, что звучало».

Инструкция: ваша задача прислушаться вместе с ребенком к звучаниям в домашней обстановке, например, послушайте, как течет вода из крана, шумит пылесос, как соседи делают ремонт, а именно звук дрели. Шумы могут быть самые разнообразные. Ваша задача все невербальные звуки подкрепить картинками, что бы ребенок мог правильно соотносить звучание с предметом. И еще, упражнение нужно проводить на слухо - зрительной основе, а после - исключать зрительное подкрепление.

3. Упражнение «Коробочки с сюрпризом».

Инструкция: очень хорошая игра, с помощью нее, ваш ребенок научиться различать невербальные звуки разной тембральной окраской. Ваша задача, взять коробочки, можно от киндер - сюрприза, насыпать туда крупы (разного вида), а потом предложите ребенку послушать звуки из коробочки. Поочередно извлекайте звуки, а после попросите малыша найти такую же коробочку, как у вас. С первого раза может не получится, но в последствии, вы заметите, как сами научитесь различать звуки тонкие по дифференцировке. Упражнение нужно проводить на слухо - зрительной основе, а после - исключать зрительное подкрепление.

4. Упражнение «Что как звучит?»

Инструкция: поиграйте с ребенком в волшебников или музыкантов. Возьмите «волшебную палочку» и попробуйте постучать по разным предметам, например, по чашке, по столу, по стеклу - везде будет разный звук. А после, попросите ребенка закрыть глазки и постучите волшебной палочкой. Предложенную игру можно использовать так для развития чувства ритма. представьте, что вы играете на барабанах в определенном темпе и ритме, попросите ребенка повторить за вами вашу мелодию, а после поменяйтесь с ребенком ролями. Упражнение нужно проводить на слухо - зрительной основе, а после - исключать зрительное подкрепление.

5. Упражнение «Где позвонили?»

Инструкция: в этой игре ваш ребенок научится ориентироваться в пространстве с помощью слухового анализатора. Возьмите любую звучащую игрушку и извлекайте звуки с различных сторон. Ребенок должен вам показать с какой стороны пищала игрушка. Упражнение нужно проводить на слухо - зрительной основе, а после - исключать зрительное подкрепление.

Упражнение «Сказочные герои».

Инструкция: все дети любят мультики, так вот эта игра как раз о сказочных героях. Ваша задача вспомнить с ребенком несколько сказочных персонажей, и кто каким голосом говорит. В игре можно использовать карточки с изображением того или иного героя. Помните, что упражнение нужно проводить на слухо - зрительной основе, а после - исключать зрительное подкрепление.

Инструкция: отличная игра для всей семьи. Ваша задача записать голоса всех членов семьи на диктофон, а после - попросите ребенка угадать на слух, кто говорит. Так же для игры можно использовать «голоса» животных. Удачи!

Формирующий эксперимент состоял из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного.

На подготовительном этапе происходило знакомство дошкольников с художественной литературой, а также с различными видами музыкальных предметов и инструментов, расширение представлений о многообразии звуков окружающего мира.

На основном этапе велась работа по развитию всех компонентов слухового восприятия (пространственный, временной, тембровый, динамический, ритмический) на материале неречевых и речевых звучаний, по средствам комплекса дидактических игр на материале сказок.

На заключительном этапе был проведен сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

На данном этапе велась работа по обогащению у детей представлений о многообразии звуков на занятиях учителя - логопеда, учителя - дефектолога, музыкального руководителя, а также в процессе режимных моментов у воспитателей, где дети знакомились с музыкальными инструментами, с предметами, извлекающих какой - либо звук, с природными явлениями (шум дождя, ветра, грозы и т.д.), учились соотносить звучание с предметом. В качестве дидактического материала использовались сказки, ознакомление с которыми проходило по нескольким ступеням:

Первая ступенька.

Цель: знакомство со сказками.

Например,

- Кто приходил к нам сегодня в гости? («Сказочница»);

- Какую сказку мы сегодня читали? («Колобок», «Теремок» и т.д.);

- Как звали главных героев сказки? (Колобок, Мышка - Норушка, Лягушка - Квакушка и т.д.);

- Кого встретил Колобок на своем пути? (зайца, волка, медведя и лису) и т.д;

Вторая ступенька.

Цель: расширение представлений о многообразии звучаний. Содержание: на втором этапе детям предлагалось посмотреть мультфильм или презентацию, прослушать аудиозапись по той или иной сказке. Так же, как и на первом этапе после просмотра мультфильма или презентации, прослушивания аудиозаписей детям задавались вопросы;

Третья ступенька.

Цель: запоминание сказок.

Содержание: на данном этапе работы для детей организовывались театрализации и инсценировки сказок, в основном, они проходили во время музыкальных занятий, а также в процессе занятий со специалистами и воспитателями. Для детей устраивались кукольные театры, а также, разыгрывались костюмированные спектакли. С целью эффективного запоминания, для дошкольников, имеющих ОНР II уровня и задержку психического развития церебрально - органического происхождения, сказки проигрывались повторно на индивидуальных занятиях специалистов с помощью настольного театра;

Четвертая ступенька.

Цель: закрепление представлений о сказках.

После того, как были изучены сказки и расширены представления о многообразии звуков в окружающем пространстве, мы перешли к основному этапу работы по развитию слухового восприятия на материале неречевых и речевых звучаний у детей с различными нарушениями

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Главной задачей на основном этапе являлась работа по развитию всех компонентов слухового восприятия на материале неречевых и речевых звучаний с использованием специально разработанного комплекса дидактических игр. Учитывая уровень развития слухового восприятия и индивидуальные особенности дошкольников, работа проводилась в форме индивидуальных и подгрупповых занятий, дети объединялись в группы в зависимости от уровня познавательного и речевого развития; с детьми, имеющими низкий уровень развития слухового восприятия, в число которых входили дошкольники с общим недоразвитием речи II уровня и задержкой психического развития церебрально - органического генеза, организовывались индивидуальные занятия. Прежде чем начать работу с детьми, имеющих различные нарушения, мы выделили общие и специфические особенности.

Общие особенности проведения занятий с детьми ОНР и ЗПР.

· Учет индивидуальных особенностей;

· Поэтапное усложнение заданий;

· Предъявление материала в зависимости от уровня слухового восприятия: высокий уровень - комплексные занятия по развитию неречевого и речевого слуха; средний и низкий уровень

Поочередное предъявление материала. Уменьшение объема упражнений.

· Развитие всех компонентов слухового восприятия на материале неречевых и речевых звучаний.

· Актуализация мотива действий;

· Использование четких, ясных инструкций;

· Использование элементов аудиозаписей;

· Создание эмоционально игровых ситуаций.

Специфические особенности проведения занятий с детьми ОНР.

Работа с детьми, имеющих общее недоразвитие речи, строилась учитывая следующие особенности: для некоторых детей данной категории требовалась индивидуально стимулирующая дозированная помощь со стороны педагога, в процессе занятий большое внимание уделялось усилению речевого контроля и исправлению допущенных ошибок, постепенно исключалось зрительное подкрепление.

В теории и практике сурдопедагогики по вопросу о развитии слухового восприятия и его роли в обучении и воспитании детей с недостатками слуха существовали две противоположные точки зрения. В одних случаях слуховое восприятие явно недооценивалось. Высказывалось даже необоснованное опасение, что специальные слуховые упражнения могут неблагоприятно отразиться на формировании у детей навыка чтения с губ. Результатом такой недооценки являлось полное игнорирование слуховой работы в школах для детей с недостатками слуха, что в свою очередь отражалось на качестве обучения, в частности на состоянии произношения, у глухих и слабослышащих детей.

В других случаях возможности развития слухового восприятия крайне преувеличивались, что приводило к превращению слуховой работы в самоцель. Перед слуховой работой ставилась задача «выведения из состояния практической глухонемоты», т. е. превращения глухих детей в слышащих. Естественно, что такая задача оказывалась невыполнимой, что приводило на практике к разочарованию и спаду интереса к слуховой работе.

Наблюдения показывают, что под влиянием жизненного опыта и в процессе обучения языку слуховое восприятие глухих и слабослышащих детей до некоторой степени развивается даже без специальных слуховых упражнений. Нередко отмечается, что при поступлении в детский сад и в школу глухой ребенок реагирует лишь на громкий голос у самой ушной раковины или не обнаруживает никаких остатков слуха, а при повторном исследовании в середине или конце года оказывается в состоянии различать некоторые неречевые звуки (звонок, звук горна), а иногда и те или иные элементы речи из пройденного речевого материала.

Важной предпосылкой развития слухового восприятия у детей с нарушенным слухом является формирование у них словесной речи. Механизм развития слухового восприятия в данном случае надо понимать как установление условных связей между слуховыми и кинестетическими раздражениями, соответствующими тем или иным элементам речи, доступным слуху глухого иди слабослышащего ребенка. Одновременно с этим в процессе формирования речи происходит и уточнение собственно слуховых дифференцировок.



Существенная роль в выработке слуховых дифференцировок, в установлении связей между слуховыми и речевыми кинестетическими раздражениями, т. е. в развитии слухового восприятия у детей с недостатками слуха, принадлежит специальным слуховым упражнениям.

Трудами ряда советских ученых (С. В. Кравков, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев) установлено большое значение специальных упражнений для развития и совершенствования функции различных анализаторов, в частности слухового анализатора. Как показал опыт обучения глухих с остатками слуха, а также слабослышащих детей, слуховое восприятие неречевых звуков и элементов речи под влиянием специальных упражнений, направленных на их сопоставление и различение, становится более дифференцированным.

Основными методическими положениями, определяющими построение занятий по развитию слухового восприятия, являются следующие.

1. Соответствие звукового материала слуховым возможностям детей.

Состояние слуховой функции как у глухих, так и слабослышащих детей далеко не одинаково, а следовательно, различны и возможности, которыми они обладают для различения тех или иных звуковых раздражителей. В связи с этим при проведении занятий по развитию слухового восприятия должно учитываться состояние слуха каждого учащегося, особенно при работе со звукоусиливающей аппаратурой.

Так как обычно в каждом классе имеются учащиеся с разными остатками слуха, то для специальных слуховых занятий желательно комплектовать группу из детей с примерно одинаковым состоянием слуха или, что еще лучше, проводить индивидуальные занятия.

2. Значимость (сигнальность) звукового материала.

Как неречевые, так и речевые звуки, применяемые для выработки слуховых дифференцировок, должны по возможности иметь конкретный характер, соотноситься с каким-либо предметом или действием. Если дифференцируются звуки, издаваемые игрушками или другими звучащими предметами, то ребенок должен видеть эти предметы, держать их в руках, приводить в состояние звучания. Если дифференцируются речевые звуки, то они по возможности включаются в слова и фразы, а сами слова предъявляются не только на слух, но и наглядно в письменном виде, а также в виде показа самого предмета или действия, обозначаемого этим словом, в натуре или на картинке. В тех случаях, когда дифференцируемые звуки речи не удается включить в слова, допустимо их сопоставление в изолированном виде или в слогах, однако и здесь необходимо прибегать к своего рода наглядности - показу соответствующей буквы или слога на доске или в тетради учащегося.

Постепенность перехода от грубых дифференцировок к более тонким. Звуковой материал, предлагаемый детям на слуховых занятиях, должен прорабатываться в определенной последовательности, путем перехода от более грубых дефференцировок к дифференцировкам более тонким, т. е. в порядке постепенного нарастания трудности. Критерием для суждения о степени сложности дифференцировок является прежде всего большая или меньшая акустическая близость сопоставляемых звуков: чем ближе друг к другу сопоставляемые звуки, тем тоньше, тем труднее дифференцировка; чем они дальше друг от друга, тем грубее, тем, следовательно, легче дифференцировка.

Упражнения по развитию слухового восприятия производятся в основном при выключенном зрении, для чего источник звука - рот учителя или звучащий предмет закрывается специальным экраном либо ребенка ставят спиной к источнику звука. При проведении таких упражнений следует исключать также и тактильно-вибрационные ощущения. Для этого надо не допускать прикосновения ребенка к тем предметам, которые вибрируют под влиянием резонанса (например, к крышке стола). Говоря на ухо ребенку, следует отгораживаться листом бумаги и пр. Однако при ознакомлении детей с материалом предстоящих слуховых упражнений, а также при затруднениях в ходе этих упражнений в помощь слуховому восприятию привлекается зрительное и тактильно-вибрационное (чтение с губ, чтение табличек или надписей на доске, показ звучащих предметов, прикосновение к гортани при произнесении звуков и др.).

Работу по развитию слухового восприятия надо проводить со всеми детьми, у которых обнаружены остатки слуха. Вследствие ненадежности результатов первичного исследования слуховой функции у глухих детей, поступающих в школу без дошкольной подготовки и в детские сады, слуховые занятия в подготовительном классе и на первом году пребывания в детском саду следует вести со всеми детьми.

На занятиях по развитию слухового восприятия необходимо регулярно применять звукоусиливающую аппаратуру, позволяющую приближать источник звука непосредственно к уху ребенка и дающую возможность проведения фронтальных занятий с группой учащихся без излишнего напряжения голоса учителя.

Однако такого рода работа должна чередоваться с упражнениями без применения звукоусиливающей аппаратуры, особенно при проведении слуховых занятий со слабослышащими детьми, с тем чтобы не лишать детей тренировки в восприятии звуков в естественной обстановке, без аппаратуры. Кроме того, надо иметь в виду, что даже наиболее совершенная аппаратура дает некоторое искажение звуков. Поэтому следует приучать детей воспринимать неречевые звуки, а также доступные им элементы речи в естественных условиях, регулируя их громкость посредством изменения силы звуков и расстояния от источника звука в соответствии со слуховыми данными детей.

Развитие слухового восприятия идет, как известно, в двух
направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных
звуков, с другой - восприятие речевых звуков, т. е. формируется
фонематический слух. Оба направления имеют для человека
жизненно важное значение и начинают развиваться уже в мла-
денческом возрасте. Маленький ребенок слышит только громкие
звуки, но острота слуха быстро усиливается. И уже к школьному
возрасту ребенок слышит звук, в несколько раз более тихий* чем
слышит младенец. Одновременно он начинает различать звуки по
тембру звучания.

Речевой слух также развивается с младенчества. Малыш рано
отличает голос матери от голосов других людей, улавливает ин-
тонацию. Лепет ребенка - активное проявление возникновения
собственно фонематического слуха, ведь ребенок внимательно
слушает и повторяет фонемы родного языка. Формирование фонема-
тического слуха завершается примерно к пяти годам, а у некото-
рых детей и позднее. В этом возрасте у ребенка появляются все
звуки родного языка, речь становится фонетически чистой, без
искажений. Но это свойственно речи детей с нормальным разви-
тием. У детей с нарушением интеллекта вследствие общей пато-

Логической инертности в младенческом и раннем возрасте нет ин-
тереса к неречевым звукам, они слабо реагируют на них и мало диф-
ференцируют их. При этом реакция на совершенно разные звуки
может быть одинаковой. Не происходит и своевременного развития
фонематического слуха. Порой отмечается отсутствие лепета или
же очень позднее его возникновение. Зачастую умственно отсталые
дети плохо различают слова на слух. В ряде случаев их принимают
за слабослышащих или за детей с тяжелыми речевыми дефектами.
Однако у умственно отсталых детей в отличие от детей со снижен-
ным слухом или с локальными нарушениями речи это дефект вторич-
ный, и при правильной постановке обучения он поддается педа-
гогической коррекции. Поэтому проведение дидактических игр,
направленных на развитие слухового восприятия, является необхо-
димой составной частью коррекционно-воспитательного процесса
в специальном детском саду. И чем раньше начинается такая
работа, тем больший вклад вносит она в коррекцию общего психи-
ческого развития детей.

РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВОГО СЛУХА

Неречевые звуки играют большую роль в ориентировке чело-
века в окружающем мире. Различение неречевых звуков помогает
воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении
или удалении отдельных предметов или живых существ. Пра-
вильное определение направления, откуда идет звук, помогает
ориентироваться в дальнем пространстве, определять свое местона-
хождение, направление движения. Так, шум мотора говорит о
приближении или удалении автомашины. Иными словами, хорошо
опознаваемые и осознанно воспринимаемые звуки могут определять
характер деятельности ребенка. Все звуки могут восприниматься
только на слух или с опорой на зрение - слухозрительно, что зна-
чительно легче и должно предшествовать изолированному слухо-
вому восприятию.

Музыкальные звуки оказывают огромное влияние на развитие
эмоциональной сферы ребенка, на его эстетическое воспитание.

Умственно отсталые дети в большинстве случаев плохо воспри-
нимают неречевые звуки и не опираются на них в своей деятель-
ности. Они испытывают большие трудности не только в дифферен-
циации звуков, но и в их осмыслении. Это препятствует правиль-
ной ориентировке в пространстве, приводит к несчастным случаям.
Между тем восприятие неречевых звуков может идти у них доста-
точно хорошо, если правильно организовать коррекционное
обучение. Об этом свидетельствуют успехи умственно отсталых
детей на специальных музыкальных занятиях.

Развитие восприятия неречевых звуков идет от элементарной
реакции на наличие или отсутствие звука (фиксация) к их раз-
личению и восприятию, а затем к использованию в качестве сиг-
нала к действиям, осмыслению. В таком порядке и расположены
предлагаемые ниже игры.


Тук-тук-тук

Цель. Учить прислушиваться к неречевым звукам, вызывать
внимание и интерес к ним; показать, что неречевые звуки (стук)
могут о чем-то сообщать, предупреждать.

Оборудование. Кукла, мишка.

Ход игры (в игре вместе с детьми участвуют двое взрослых).
1-й вариант. Дети сидят на стульях, один педагог с ними. Раз-
дается стук в дверь. Педагог прислушивается, прикладывает
палец к губам, всем видом показывает интерес к звуку. Стук повто-
ряется, усиливается. Педагог встает, идет к двери, открывает ее.
Входит второй взрослый с куклой. Радостно: «Кукла пришла! Это
она стучала»,- говорит педагог. Кукла предлагает вместе с детьми
поплясать.

2-й вариант. Дети сидят так же. Раздается стук в дверь.
За дверью оказывается мишка. Педагог садится с ним в круг, где
сидят дети, и спрашивает, где он был. Мишка говорит, что он
был на улице. Педагог спрашивает, не замерз ли он - на улице
холодно, а он без пальто, без шапки. Мишка отвечает, что ему
не бывает холодно - у него теплый мех. Педагог предлагает де-
тям по очереди потрогать мишку, погладить его. Мишка обходит
всех детей.

Что гудит

Цель. Та же.

Оборудование. Машина грузовая или легковая, клаксон
или какая-либо дудка, имитирующая звук клаксона.

Ход игры. Проводится так же, но в конце детям предла-
гают повозить машину и покатать в ней кукол.

После этого педагог спрашивает у детей, как они узнали, что
\ за дверью что-то есть, и дети вспоминают, что они слышали сиг-
налы машины.

Кто там

Цель. Та же.

Оборудование. Колокольчик.

Ход игры. Дети сидят на стульях. За дверью раздается
звон колокольчика. Педагог спрашивает у детей, слышали ли они
что-нибудь. Дети отвечают. Звон повторяется. «Кто бы там мог
быть? - спрашивает педагог - Давайте спросим: «Кто там?»
Дети хором спрашивают. За дверью отвечают: «Я» или «Мы».
! Педагог открывает дверь и вводит гостя. Это может быть второй
взрослый или ребенок из соседней группы или несколько детей.

На чем играл зайка

Цель. Учить различать звучание двух резко различных инстру-
ментов (барабана и гармони); продолжать развивать слуховое
внимание.

Оборудование. Ширма или экран, игрушечный заяц
(мишка, кукла), барабан, детская гармошка.


Ход игры. Педагог показывает детям поочередно барабан и
гармошку, называет каждый из инструментов, показывает их зву-
чание. Ставит оба инструмента на стол и снова играет на бараба-
не и на гармошке. Приходит заяц (мишка, кукла) и говорит,
что хочет тоже поиграть на барабане и на гармошке, только он
спрячется, а дети должны угадать, на чем он будет играть. Пе-
дагог ставит на стол ширму, закрывает ею от детей зайца и инстру-
менты. Бьет по барабану, снимает ширму и спрашивает, на чем
играл заяц. Дети отвечают. Заяц снова стучит по барабану в при-
сутствии детей. В третий раз заяц играет за ширмой на гар-
мошке.

Веселый петрушка

Цель. Продолжать вырабатывать отношение к звуку как зна-
чимому сигналу; учить быстро реагировать на звук.

Оборудование. Разные музыкальные инструменты (ба-
рабан, бубен, гармошка, дудочка, металлофон).

Ход игры. Дети сидят на стульях в ряд. Педагог говорит,
что сейчас к детям придет веселый петрушка. Он будет ударять
в бубен (играть на гармошке, дудочке и др.). Как только прозвучат
звуки, надо быстро повернуться. Раньше времени это делать нельзя.
Педагог становится за спинами детей на таком расстоянии, чтобы
они, обернувшись, могли увидеть петрушку. Педагог ударяет в бу-
бен и быстро достает из-за спины петрушку. Петрушка кланяется
и снова прячется. Игра повторяется с другими инструментами.

Шагаем и танцуем

Цель. Различать звучание различных инструментов и действо-
вать на каждое звучание по-разному: под барабан - шагать, под
гармонь - танцевать.

Оборудование. Барабан, гармонь.

Ход игры. 1-й вариант. Дети стоят в ряд, повернувшись
к педагогу. Он стоит около маленького стола, на нем л&жат барабан
и гармонь. Педагог объясняет детям, что под барабан надо мар-
шировать, а под гармошку можно танцевать. Показывает, как
это делать: берет в руки барабан, ударяет по нему и одновремен-
но шагает на месте; берет гармонь, играет и приплясывает. За-
тем дети подражают действиям педагога: шагают под звуки бара-
бана и пляшут под гармонь.

2-й вариант. Дети действуют уже не по подражанию педа-
гогу, а самостоятельно. Педагог просит детей внимательно слу-
шать: если он будет играть на барабане, надо шагать, а если на
гармони, то нужно плясать; с окончанием звучания каждого инстру-
мента следует прекращать движение. Перед звучанием того или
иного инструмента педагог делает паузы. Если дети часто оши-
баются или не знают, что надо делать, педагог вновь переходит
к подражанию, т. е. сам марширует и пляшет с детьми точно по
сигналам звучания барабана и гармони.

3-й вариант. Игра проводится так же, как и во втором ва-


рианте, но дети стоят шеренгой спиной к педагогу и не видят, на
чем играет педагог.

Клоуны

Цель. Различать более близкие по звучанию инструменты,
осуществляя выбор из двух -трех инструментов; развивать слухо-
зрительное восприятие.

Оборудование. Детские музыкальные инструменты (гар-
монь, металлофон, пианино), знакомые детям клоуны Ловкий и
Неловкий.

Ход игры. На столе у педагога металлофон, гармонь, дет-
ское пианино (рояль). Приходят клоуны, рассматривают инстру-
менты. Ловкий рассказывает Неловкому, как они называются, и
одновременно демонстрирует их звучание. Потом Ловкий предлагает
поиграть.

Неловкий. А как?

Ловкий. Я буду играть. Ты угадаешь, на чем я играю: на
металлофоне, пианино или гармони.

Неловкий. А мне ребята помогут. (Обращаясь к детям.)
Поможете?

(Неловкий встает спиной к Ловкому.)

Ловкий (играет на одном из инструментов). Всё!

Неловкий (поворачивается). Вот этот? (Указывает на дру-
гой инструмент.)

Дети. Нет!

Неловкий. Этот? (Указывает правильно.)

Неловкий (Ловкому). Вот! Видишь, мы угадали - ты иг-
рал на этом.

Ловкий. А как он называется?

Неловкий (спрашивает у детей). Как он называется?

(Дети называют инструмент.)

Игра повторяется 3-4 раза. При этом Ловкий может два раза
подряд играть на одном и том же инструменте. Этот момент клоуны
обыгрывают: вначале Неловкий путается, затем называет пра-
вильно. Потом отгадывает Ловкий. Он выполняет задание всегда
правильно.

Кто играл

Цель. Та же, продолжать учить детей различать близкие по
звучанию инструменты; учить различать их на слух с закрытыми
глазами; воспитывать слуховое внимание.

Оборудование. Металлофон, гармонь и детское пианино
или рояль, игрушки (мишка, зайка, кукла), ширма или экран.

Ход игры. На столе у педагога сидят кукла, мишка и зайка.
Перед каждым из них свой инструмент: перед мишкой - гармонь,
перед зайкой - металлофон, кукла сидит за роялем. Педагог
объясняет детям, что они будут угадывать, кто играл - кукла,


мишка или зайка. Для этого надо внимательно слушать. Педагог
руками куклы играет на рояле. Дети видят, как играет кукла, и
слышат звучание рояля. На вопрос: «Кто играл?» - они легко отве-
чают. На другой вопрос: «На чем играла кукла?» - педагог уточ-
няет ответ детей, повторяя: «Наша кукла играла на рояле». Затем
играют мишка и зайка, педагог просит запомнить, что зайка иг-
рает на металлофоне, мишка играет на гармони. После этого пе-
дагог закрывает игрушки ширмой. Теперь они должны не только
определить на слух звучание того или иного инструмента, но и
соотнести это звучание с той зверюшкой, которая играет на дан-
ном инструменте. Сначала играет, например, мишка. Педагог спра-
шивает, кто это играл, а дети отвечают. Каждый раз независимо
от того, правильно они ответили или нет, педагог снимает ширму,
и мишка снова играет, чтобы дети проверили точность своего
ответа. Педагог уточняет ответ: «Мишка играл на гармони». Вновь
закрывает все ширмой и просит детей быть внимательными.

Звени, колокольчик

Цель. Учить по звуку определять направление в простран-
стве; продолжать развивать слуховое внимание; действовать по
звуковому сигналу.

Обдрудование. Колокольчик с достаточно громким и
приятным звучанием.

Ход игры. 1-й вариант. Дети гурьбой стоят около педа-
гога. Педагог показывает им колокольчик, просит послушать, как
он звенит, дает детям самим позвенеть. Потом предлагает поиг-
рать: все должны закрыть глаза, а он тихонько отойдет и позвенит
колокольчиком. После этого дети должны открыть глаза и бежать
прямо к педагогу. Вначале педагог недалеко отходит от детей и ос-
танавливается на видном месте, чтобы они могли проверить пра-
вильность своих действий зрительно. В дальнейшем он отходит
дальше и становится так, чтобы дети не сразу могли его увидеть,
а лишь тогда, когда начнут двигаться в нужном направлении.

Взрослый прячется в углу комнаты или за дверью и продолжа-
ет (с перерывами) звонить в колокольчик, пока все дети не под-
бегут к нему.

2-й вариант. В этом варианте прячется часть детей (3-
4), а остальные их ищут. Один из тех детей, которые прячутся,
держит колокольчик, но звонит лишь тогда, когда все спрята-
лись. Педагог руководит как теми, кто прячется, помогая им
находить новые направления, не останавливаться на одном и том же
месте, так и теми, кто ищет, следит, чтобы они не поворачивались
раньше времени, прислушивались к звону колокольчика, выбирая
направление движения. При повторении игры подгруппы ме-
няются ролями.

3-й вариант. Прячется один ребенок, а другой его ищет.
Остальные наблюдают за их действиями.

Поймай меня

Цель. Та же.


Оборудование. Колокольчик, платочек.

Ход игры. Дети стоят в кругу, держатся за руки. В середи-
не круга двое: один с колокольчиком убегает, а другой должен
поймать, ему завязывают платком глаза. Педагог стоит вместе с
детьми в центре круга и помогает обоим детям. Ребенок с коло-
кольчиком тихо, на носочках отходит от «ловишки» и, остановив-
шись, звенит колокольчиком. «Ловишка» идет на звук и старается
его поймать. По мере усвоения игры педагог не помогает детям,
а лишь следит за выполнением правил.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

Как мы уже отмечали, развитие речевого слуха происходит
у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями.
Они недостаточно дифференцируют звуки родного языка, что ска-
зывается и на понимании речи окружающих и на развитии собст-
венной речи. Чем раньше начинается специальная коррекционная
работа в этом направлении, тем больше возможностей для пре-
дупреждения в отставании пассивной и активной части умственно
отсталых детей. При этом полноценнее формируется смысловая
сторона речи, усваивается лексический материал.

При развитии речевого слуха работа также проходит от раз-
личения и узнавания к восприятию и представлению, от слухозри-
тельного восприятия к чисто слуховому восприятию.

Слухозрительное восприятие слова - это такое восприятие,
когда ребенок не только слышит голос, но видит губы говорящего.
Не следует путать слухозрительное восприятие с восприятием
со зрительной опорой, при котором ребенок слышит название пред-
мета и видит сам предмет или картинку. Восприятие со зрительной
опорой намного легче. По существу этот процесс является непол-
ноценным слуховым восприятием слова, а лишь различением, уз-
наванием. Например, перед ребенком на столе лежат два пред-
мета - юла и собака, мы называем их, происходит не восприятие,
а различение слов. По звуковому составу эти слова различны.
Но даже такое различение может происходить по-разному. Если
ребенок видит лицо педагога, то его слова воспринимаются и раз-
личаются слухозрительно. Если же педагог стоит за спиной у ре-
бенка или закрывает лицо экраном, слова различаются на слух.
Когда перед ребенком нет ни игрушек, ни картинок, т. е. нет
зрительной опоры для узнавания слова, в этом случае происходит

уже не различение, а восприятие. Оно тоже может происходить
слухозрительно, т. е в условиях, при которых ребенок видит лицо

и губы говорящего, и на слух, когда ребенок не видит говорящего, а только слышит его голос.

Слухозрительное восприятие речи легче, чем восприятие на

слух. Поэтому каждый раз, когда ребенок затрудняется при вос-

приятии слов на слух, нужно переходить к слухозрительному вос-

Приятию.


Кто за дверью

Цель. Учить прислушиваться к речевым звукам, соотносить
их с предметами; учить звукоподражанию.

Оборудование. Игрушки (кошка, собака, птичка, петух,
лягушка и др.).

Ход игры (участвуют двое взрослых: один находится за
дверью, держит игрушку и подает сигнал). Дети сидят на стульях.
За дверью раздается «мяу», педагог прислушивается и просит
детей послушать. Снова слышится «мяу». Педагог спрашивает, кто
бы это мог быть, и независимо от ответа открывает дверь и при-
носит кошку, она мяукает. Педагог просит детей сказать, как
мяукает кошка. Дети вместе со взрослым повторяют: «Мяу, мяу».

На последующих занятиях к детям приходят другие живот-
ные - собака, лягушка, петух (каждый раз кто-либо один) - и
игра проводится так же.

Кто как кричит

Цель. Та же.

Оборудование. Ширма или экран, игрушки (кошка, со-
бака, птичка, лягушка, петух).

Ход игры. Педагог ставит на стол ширму и говорит, что
за ширмой будет домик для зверей и птиц, в домике живут кошка,
собака, птичка, лягушка, петух. Педагог произносит звукопод-
ражания: «Мяу», «ав-ав», «пи-пи-пи», «ква-ква», «ку-ка-ре-ку»,-
и одновременно действует той или иной игрушкой: передвигает
по столу и уводит в дом. После этого предлагает детям внима-
тельно послушать, кто их зовет из домика. Вначале педагог говорит
за животных, сидя так, чтобы дети хорошо видели его лицо. Он
произносит, например, «мяу» и снова спрашивает, кто позвал детей.
Они отвечают. Кошка выходит из домика, мяукает вместе с детьми.
Игра повторяется, детей зовут другие персонажи.

В дальнейшем педагог может произносить звуки за ширмой,
чтобы дети его не видели, а только слышали.

Какая у меня картинка

Цель. Определять слова, резко различные по звуковому соста-
ву; развивать слуховое внимание.

Оборудование. Листы лото с изображением трех предме-
тов, названия которых имеют резко различный звуковой состав
(например: на одной карте - мак, шапка, паровоз; на другой -
собака, рак, палка и т. п.), маленькие карточки с изображениями
тех же предметов.

Ход игры (проводится индивидуально и подгруппами). Пе-
дагог садится напротив ребенка и предлагает ему отгадать, какие
картинки он держит в руке. Кладет перед ребенком карту с тремя
изображениями и называет одно из них. Ребенок показывает на
картинку и по мере возможности повторяет слово. Педагог про-
веряет правильность ответа и, если предмет назван или показан
верно, отдает ребенку маленькую карточку. В противном случае


просит еще раз внимательно послушать. Лишь убедившись в том,
что ребенок правильно опознает изображение, он повторяет слово.
При повторном проведении игры слова произносятся так,
чтобы ребенок не видел, как говорит педагог, т. е. взрослый встает
за спиной у ребенка или же закрывает лицо экраном.

Лото (определи слово)

Цель. Продолжать различать близкие по звучанию слова; раз-
вивать слуховое внимание.

Оборудование. Листы лото с изображением трех пред-
метов, названия которых близки по фонетическому составу (на-
пример: на одной карте - ком, сом, дом; на другой - кошка, мош-
ка, ложка; на третьей - ворота, ворона, корова и т. п.), маленькие
карточки с изображениями тех же предметов.

Ход игры (проводится индивидуально и небольшими под-
группами). Вначале педагог должен убедиться, что дети знают все
предметы, изображенные на картинках, и их названия. Поэтому
в первой части игры дети выбирают картинки по образцу - педагог
показывает ребенку карточку с изображением предмета, тот на-
ходит ее, и педагог называет предмет и выясняет, что о нем знает
ребенок.

Вторая часть игры проводится так же, как и игра «Какая у
меня картинка» (см. с. 136-137). При этом педагог утрирует про-
изнесение каждого звука.

Угадай, кто пришел

Цель. Учить прислушиваться к звукам человеческого голоса,
различать голоса знакомых людей; развивать слуховое внимание.

Ход игры. Педагог выводит небольшую группу детей в ко-
ридор, а одного ребенка оставляет в групповой комнате. Сажает
его спиной к двери, просит закрыть глаза, не оборачиваться, вни-
мательно слушать и узнать по голосу, кто войдет в групповую ком-
нату. Входит один ребенок и говорит: «Здравствуй, Коля (Таня,
Миша и др.)». Сидящий ребенок, не оборачиваясь, должен назвать
того, кто вошел. После этого отгадывает тот, кто вошел, а отга-
дывавший присоединяется к детям, стоящим в коридоре.

Кто тебя позвал

Цель. Та же.

Ход игры. Дети сидят на стульях, расположенных по кругу.
В середине на стуле сидит ребенок. По просьбе педагога он за-
крывает глаза и угадывает по голосу, кто из детей его позовет.
Дети из разных мест круга называют имя сидящего в кругу. Если
ребенок отгадает, то в круг садится тот, кто звал его. В противном
случае он продолжает «водить».

День рождения куклы

Цель. Учить воспринимать на слух слова с различным фонети-
ческим составом; развивать слуховое внимание.


Оборудование. Нарядная кукла, подарки для куклы
(игрушки или картинки с их изображением).

Ход игры (проводится индивидуально и подгруппами). Ре-
бенок сидит на стуле рядом с педагогом. Взрослый прислуши-
вается, говорит, что за дверью кто-то стоит. Выходит и приносит
куклу, обращает внимание ребенка на то, какая она нарядная,
красивая. «У куклы день рождения,- говорит педагог,- обра-
щаясь к ребенку.- Ей друзья прислали подарки, но она не знает,
какие. Помоги узнать их». Сначала педагог предлагает ребенку уга-
дать, что прислал в письме мишка (достает конверт с картинками),
а потом, что прислала в посылке белочка (достает мешочек или
ящичек с игрушками). Взрослый называет одну из имеющихся в
конверте картинок, например юлу. Ребенок повторяет слово, полу-
чает картинку и передает ее кукле (в конверте может находиться
3-5 картинок). Педагог произносит слова спокойным голосом,
без утрирования звуков. Если ребенок не повторяет слово, не-
смотря на то что он может говорить, педагог воспроизводит слово
слухозрительно. Если же и это не помогает, то кладет перед ребен-
ком картинку и еще раз называет ее. Затем переходит к опознанию
следующего слова. В том случае, если ребенок произносит слово
не точно, приближенно, то педагог хвалит его и вновь повторяет
слово. ч

Когда кукле будут переданы все подарки от мишки, педагог
переходит к подаркам от белочки (шишка, орех, гриб). Он берет
в руки мешочек, напоминает ребенку, что в нем подарки от белки,
и предлагает внимательно слушать. Не вынимая предметов из ме-
шочка, поочередно называет их, стоя за спиной у ребенка. После
того как ребенок повторит слово (точно или приближенно), взрос-
лый передает ему предмет, и малыш дарит его кукле. В случае
затруднения выполнения задания ребенком педагог вновь переходит
к слухозрительному восприятию, а затем называет предмет, лежа-
щий на столе.

Кто в домике живет

Цель. Учить воспринимать слова с близким звуковым соста-
вом; продолжать развивать слуховое внимание.

Оборудование. Игрушечный домик или домик, построенный
из настольного строителя, мелкие игрушки или картонные фигурки
(мышка, мишка, мартышка, матрешка, петрушка, неваляшка).

Ход игры (проводится индивидуально). Ребенок сидит за сто-
лом напротив педагога. На столе домик (фасадом к ребенку), в
нем спрятаны игрушки. Педагог говорит ребенку, что в домике
кто-то живет. «Сейчас я скажу, кто в домике,- говорит педагог,-
а ты внимательно слушай и повтори, кого я назвала». Педагог
закрывает лицо экраном и говорит: «Мишка и мышка». Ребенок
повторяет, игрушки выходят из домика. Педагог продолжает: «Мар-
тышка и матрешка», «петрушка и неваляшка». Если ребенок не
может повторить слова парами, педагог произносит их по одному,
не утрируя произношение. В случае затруднения снимает экран и


переходит от восприятия на слух к слухозрительному восприятию.
После повторения слов ребенком ему дают игрушки и он играет с
ними. Педагог помогает организовать игру.

Поезд

Цель. Обратить внимание на звуковой состав слова; учить
выделять первый и последний звуки в слове.

Оборудование. Поезд, состоящий из трех вагонов, разные
мелкие игрушки, которые можно посадить в вагончики поезда.

Ход игры (проводится индивидуально, а затем подгруп-
пами). 1-й вариант. Педагог показывает детям поезд и говорит,
что машинистом поезда будет мишка (или любая другая игрушка).
Поезд отправится только тогда, когда во все вагоны положат груз.
Только машинист просил, чтобы все названия грузов начинались
со звука «а» (например, апельсин, автобус, абажур). Называя
предметы, педагог выкладывает их перед детьми, потом предлага-
ет повторить слова вместе с ним, выделяя при этом первый звук
в слове.

При последующем проведении игры педагог берет предметы,
названия которых начинаются с других звуков (на «м» - мак,
молоток, марка и др.).

2-й вариант. Педагог предлагает детям самим «грузить»
вагоны. Для этого нужно правильно выбратыте игрушки, названия
которых начинаются со звука «а». Перед детьми раскладывают
разные предметы (например: апельсин, абрикос, автобус, матрешка,
ложка, самолет). Педагог просит детей вместе с ним назвать эти
предметы и выбрать те, названия которых начинаются на «а». При
этом взрослый произносит слова, слегка выделяя первые звуки.
Если дети правильно выбирают предметы, они грузят их в вагоны,
мишка-машинист благодарит их, и поезд трогается с места.

По тому же принципу проводится игра со словами, начинающи-
мися с других звуков.

3-й вариант. Игра проводится так же, но детям нужно уметь
выделять не только начальный звук в слове, но и конечный. В
каждый следующий вагон следует погрузить предмет, название
его должно начинаться на тот звук, которым кончалось предыду-
щее слово (например: в первый вагон грузят апельсин, значит, во
второй - слово, которое начинается на «н» - носок; поскольку
слово «носок» оканчивается звуком «к», в следующий вагон гру-
зят предмет, название которого начинается на «к» - корова и т. д.).


Похожая информация.


Полина Силантьева
Развитие слухового восприятия дошкольников с нарушениями интеллекта

Выполнила :

учитель-дефектолог

МБДОУ ДС №5 г. Челябинск

Силантьева Полина Вячеславовна

План :

Понятие и значение слухового восприятия

Особенности .

Развитие слухового восприятия дошкольников с нарушениями интеллекта

Понятие и значение слухового восприятия в общей и специальной психологии.

В литературе по общей и специальной психологии существуют различные определения понятия восприятия .

Восприятие – это процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.

Слуховое восприятие – форма восприятия , обеспечивающая способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора .

Органом, воспринимающим звук и анализирующим его, является орган слуха . Многообразие слуховых ощущений связано с особенностями и функцией слухового анализатора , обеспечивающего различение звуков по их высоте, ритму, тембру, их сочетаниями (фонемы, мелодии) . Их восприятие вызывает у ребенка элементарные чувствования предметов и явлений, их движение в пространстве. Значение слуховой ориентации весьма важно в психическом развитии ребенка . Воспринимая звуки , исходящие от различных объектов и предметов, дети учатся понимать звучащий мир и правильно реагировать на него.

В своей книге Головчиц Л. А пишет : « у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия , что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка ».

Являясь одной из важных характеристик и свойств окружающих предметов, а также явлений живой и неживой природы, звук обогащает представления ребенка об окружающем мире. В развитии ребенка овладение предметными действиями и познание предметов оказываются тесно связаны с восприятием звука как одного из свойств предметов. В процессе сенсорного развития ребенка происходит формирование звуковых дифференцировок : вначале по принципу «звучит - не звучит» , далее - с учетом различных характеристик звука : его громкости, высоты, тембра сложных звуков. Овладение этими характеристиками способствует более полной предметности восприятия и его целостности .

Звук является одним из регуляторов поведения и деятельности человека. Регуляция поведения, связанная с ориентированием человека в пространстве, характеризуется как выделением зрительно воспринимаемых предметов , так и локализацией их на основе пространственного слуха . Ориентирование ребенка в окружающей среде связано со способностью слуха оценивать и измерять пространственные характеристики самого предмета. Пространственные характеристики звучания - одни из наиболее существенных при слуховом восприятии , определяют познавательный компонент этого процесса. Наличие в пространстве звуковых источников, перемещение звуковых объектов, изменение громкости и тембра звучания - все это обеспечивает условия наиболее адекватного поведения в окружающей среде. Для регуляции поведения и деятельности принципиальное значение имеют эмоционально-оценочные характеристики слухового образа . Форма реагирования особенно сильно изменяется в случаях восприятия экстремальных звуковых сигналов (плач, стон больного) . Говоря о пространственном восприятии , имеется в виду как способность слуха локализовать звуковые объекты в пространстве, так и способность производить анализ всего комплекса характеристик.

Бинауральность слуха , или возможность воспринимать звук двумя ушами , делает возможной достаточно точную локализацию предметов в пространстве. Бинуральность восприятия обеспечивает улучшение дифференцировки одновременно звучащих предметов. Важное значение для регуляции поведения имеют и временные характеристики звучания. Динамические, или временные, характеристики имеют принципиальное значение для формирования слухового образа , поскольку выраженность процесса звучания во времени является специфическим признаком звука. Таким образом, формирование пространственно-временных представлений тесно связано с возможностями определения направления звучания предмета, его отдаленности, длительности звучаний, а также регуляции поведения и ориентирования в окружающем мире.

Наиболее велика роль слухового восприятия для речи и музыки . Слуховое восприятие развивается прежде всего как средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. Звук как объект слухового восприятия имеет в своей основе коммуникативную направленность. Уже у новорожденного ребенка слуховые реакции имеют ярко выраженный социальный характер : в первые месяцы жизни ребенок более активно реагирует на голос человека, и прежде всего матери. По мере развития слухового различения речи формируется понимание речи окружающих, а затем и собственная речь малыша, что в дальнейшем обеспечивает его потребности в общении. Формирование слухового восприятия устной речи связано с овладением ребенком системой звуковых (фонетических) кодов. Усвоение одной из важнейших для человека знаковых систем (фонематической) обусловливает активное усвоение ребенком произносительной стороны речи. Формирующаяся на основе полноценного слухового восприятия речь является важнейшим средством общения и познания окружающего мира.

Одним из важных средств эмоционально-эстетического развития является музыка , восприятие которой базируется на слуховой основе . С помощью музыки ребенку передается содержание образов, состояний, ощущений, выраженных композитором. Музыка способствует формированию эмоциональной стороны жизни ребенка, влияет на поведение человека.

Прежде всего восприятие музыкальных звуков связано с моторной природой чувства ритма. «Восприятие музыки имеет активный слухомоторный компонент » (Б. М. Теплов) . Реакции организма на слушание музыки проявляются в мышечных движениях, к которым относятся движения головы, рук, ног, невидимые движения голосового, речевого и дыхательного аппаратов.

Однако не только музыка, но и некоторые характеристики речи, в частности интонация и акустические особенности речи и голоса, содержат значимую для ребенка эмоциональную информацию.

Воздействие звука на эмоциональное состояние ребенка связано также с характеристиками звуков. Слишком громкие звуки вызывают усталость, раздражительность. Шум нарушает способность сосредоточиться, вызывает у ребенка подавленность, утомление, приводит к расстройству сна. Отрицательное воздействие на эмоциональное состояние, вплоть до стрессовых ситуаций, оказывают неожиданные и непривычные звуки, в том числе с излишней громкостью.

Таким образом, восприятие звуков окружающего мира, речи и музыки, при котором действие слухового анализатора подкрепляется другими анализаторами (зрительным, тактильным, двигательным, обонятельным, служит важнейшим средством развития психики ребенка .

Особенности слухового восприятия дошкольников с нарушением интеллекта .

Процесс слухового восприятия требует от учащихся умения сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. У умственно отсталых детей способность к слуховому вниманию и восприятию снижена , следовательно, у детей с нарушением интеллекта выделяются особенности в слуховом восприятии такие как : не часто реагируют на слуховые раздражители , самостоятельно не вырабатываются разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов, не дифференцируют на слух звучание музыкальных инструментов, звукоподражания, бытовых шумов, звуков природы. Зачастую, ребенок с умственной отсталостью не соотносит игрушку с соответствующим звукоподражанием, не выделяет знакомые предметы и явления по их звуковым характеристикам. Дети затрудняются в определение направления звука, интенсивности и его источника без опоры на зрительный анализатор. Дошкольники не могут определять последовательность звучания звукоподражания. Так же у детей не развит фонематический слух (глобальное различение на слух резко различных по слоговому и звуковому составу слов, без фонетического анализа/ близкие по слоговой структуре). Трудности вызывают выделение заданного слова из предложенной фразы и отмечание их каким-либо действием. В более старшем возрасте возникают сложности в воспроизведение заданного ритма .

У умственно отсталых детей часто отсутствует интерес , внимание к речи окружающих, что является одной из причин недоразвития речевого общения .

В связи с этим важно развивать у детей интерес и внимание к речи , установку на восприятие окружающих звуков . Работа по развитию слухового внимания и восприятия подготавливает детей к различению и выделению на слух речевых единиц : слов, слогов, звуков.

Развитие слухового восприятия дошкольников с нарушениями интеллекта

Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях : с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков (неречевых, с другой - восприятие речевых звуков , т. е. формируется фонематический слух . Фонематическое восприятие - это умение различать звуки речи, так называемые фонемы. Например, И от Ы, Т от Д, С от Ш, Ч от ТЬ и др.

Развитие неречевого слуха

Неречевой (физический) слух - это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи, различение звуков по громкости, а также определение источника и направления звука.

С самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки : шум дождя, мяуканье кошки, гудки машин, музыка, человеческая речь. Маленький ребенок слышит только громкие звуки, но острота слуха быстро усиливается . Одновременно он начинает различать звуки по тембру звучания. Слуховые впечатления , которые переживает малыш, воспринимаются им неосознанно . Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом , порой просто не замечает звуков.

Тем не менее, неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы , свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Правильное определение на слух источника звука помогает узнать направление, откуда идет звук, позволяет лучше ориентироваться в пространстве, определять свое местонахождение.

Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание ) - важная способность человека, которую необходимо развивать . Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы . Ее нужно развивать с первых лет жизни .

Развитие речевого слуха

Речевой (фонематический) слух - это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков - слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

Умение сосредоточиться на звуках речи - очень важная способность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь - основное средство общения между людьми. Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить - произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, использовать все возможности голоса (говорить выразительно, менять громкость и скорость речи) .

Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физический (неречевой) слух . Эту способность нужно развивать с первых лет жизни .

Слуховое восприятие проходит следующие стадии (от простого к сложному) :

Восприятие со зрительной опорой : ребенок слышит название предмета и видит сам предмет или картинку.

Слухозрительное восприятие : ребенок не только слышит голос, но видит лицо и губы говорящего.

Чисто слуховое восприятие : ребенок не видит говорящего (а также предмет, явление, о котором говорят, а только слышит голос.

В процессе развития слухового восприятия можно использовать приемы :

– привлечение внимания к звучащему предмету;

– различение и запоминание цепочки звукоподражаний.

– знакомство с характером звучащих предметов;

– определение местонахождения и направленности звука,

– различения звучания шумов и простейших музыкальных инструментов;

– запоминание последовательности звучаний (шумов предметов, различение голосов;

– выделение слов из речевого потока, развития подражания речевым и неречевым звукам;

– реагирование на громкость звучания, узнавание и различение гласных звуков;

– совершение действий в соответствии со звуковыми сигналами.

Работу по развитию слухового восприятия можно реализовать через слушание, игры и упражнения и др.

Литература :

­ Янушко Е. «Помогите малышу заговорить!» .

­ Немов, Р. С. Специальная психология / Р. С. Немов. – М.: Просвещение : ВЛАДОС, 1995.

­ Психологический словарь. И. М. Кондаков. 2000.

­ Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения /Под ред . Л. И. Плаксиной – М., 1995

­ Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика .



Рассказать друзьям