Страх потерять контроль над собой: чем он полезен и вреден? Если вы боитесь потерять контроль над собой.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Людям, испытывающим панические атаки, хорошо знакомо состояние, когда кажется, будто вот-вот сойдешь с ума. И если не во время самого приступа, от уж точно от такой мучительной жизни, которой живут многие ВСДешники.

Тревожные приступы возникают неожиданно и часто в самых неудобных ситуациях. В такие моменты присутствует страх потерять контроль над собой и просто начать вести себя неадекватно. Страшно не только выглядеть глупо на людях, но и от перспективы поселиться в палате психиатрической клиники. Так можно ли сойти с ума от панической атаки? Ответ в статье. А всем кто еще незнаком с тем, что такое ПА, будет полезна

Откуда появляется страх сойти с ума у людей с неврозом (ВСД)?

Вегето-сосудистая дистония – это вовсе не болезнь, а психическое расстройство. На его фоне из строя выходит вся нервно-вегетативная система и человек получает огромное количество физических симптомов (психосоматика), сопровождающихся паническими атаками и постоянной тревогой.

Тревожный ум порождает нескончаемый поток не менее тревожных мыслей, страхов, фобий. Интересно то, что если всдешник будет долго думать о страхе сойти с ума, он вполне может вызывать у себя паническую атаку этими мыслями. Ровно, как и наоборот – приступ порождает мысли о страхе «слететь с катушек». Такой вот замкнутый и бесконечный круг.

Сама по себе паническая атака, в чем бы она ни проявлялась – состояние весьма противное, мучительное и трудноконтролируемое. Симптомов так много, и они могут быть настолько разнообразны, что приходят мысли в один день не справиться с этим всем, просто не выдержать и «поехать крышей». Многие боятся в таком состоянии навредить себе, близким и даже нечаянно покончить собой.

От того, что большинство людей идут неверным путем, и начинают лечить симптомы невроза (ВСД), а не его причины, результатов мало. Человек не вылазит из кабинетов врачей, глотает пилюли, ходит на МРТ по 3 раза в неделю, а улучшения нет. О том, к какому врачу необходимо идти в первую очередь, . Панические атаки продолжаются, физическое состояние ухудшается, моральные силы иссякают. Здесь любой, наверное, задумается о возможности сойти с ума – ведь жить так просто невыносимо. Пугает и то, что большинство людей просто не понимает, что с ними происходит и почему им так плохо.

Не стоит пугаться самих мыслей о сумасшествии, они вполне оправданы в таком состоянии, и появляются у многих, страдающих неврозом. Вопрос в том, возможно ли на самом деле лишиться здравого ума на фоне ВСД? Об этом немного ниже, а сейчас небольшая порция информации для успокоения, что подобные фобии бывают и у здоровых людей.

У кого бывает страх сойти с ума?

На самом деле страх о сумасшествии испытывают люди, и не страдающие вегето-сосудистой дистонией. Такие мысли могут возникнуть у человека в очень сложных жизненных ситуациях, например, при потере близких, любимых людей, при разорении большого состояния, во время стихийных бедствий и тому подобное.

Нет ничего странного и абсурдного в том, чтобы допускать подобные мысли в состоянии, когда тебе очень плохо и кажется, будто вся жизнь пошла под откос. Поэтому не стоит зацикливаться на факте самого страха, что он появился и он есть. Хотя, конечно, лучше, если б такие фобии и вовсе ни возникали.

Реально ли лишиться рассудка от панических атак?

Наверное, не стоит утверждать это с абсолютной точностью, но в медицине еще не было зафиксировано ни одного случая, чтобы страдающий сошел с ума во время панической атаки. Как человек, перенесший острый невроз (со всеми вытекающими), и изучивший тонны информации в интернете и в книгах, я ни разу не встречала сведения о том, чтобы кто-то лишился рассудка при ВСД.

Как утверждают психиатры, чтобы «поехала крыша», человек должен или пережить очень сильную, глубокую психическую травму, или находиться в провоцирующих условиях длительное время. Такое бывает, когда люди по многу лет подвергаются физическому насилию, унижению, издевательству, попадают в заложники, в места «горячих точек». Паническая атака не производит в психике страдающего столь глубинные изменения. Поэтому вероятность того, что во время приступа вдруг «поломается разум», сведена практически к нулю. Мозг воспринимает тревожный приступ, как необходимость защищаться (бей или беги), а не как отказ от реальности, от жизни. Сумасшествие, по сути – это отказ разума воспринимать реальность такой, какая она есть, неделание жить в такой среде.

Есть и еще один фактор – пока человек боится сойти с ума, он в здравом уме. По-настоящему сумасшедшие люди совершенно не осознают своего состояния и отрицают свой диагноз. Практика психиатров показывает, что ни один действительно «поехавший» не имеет такового страха, и полностью уверен в своей адекватности.

Как избавиться от страха сумасшествия при ВСД?

Прежде всего, следует уяснить, что от панических атак с ума не сходят. И, как пишет знаменитый психотерапевт, Андрей Курпатов, «тронуться умом», вообще, задача непростая. Даже простое осознание и убеждение себя, что от тревожных приступов с ума не сходят, уже может принести облегчение.

Но это всего лишь одна из многочисленных фобий, которые преследуют всдешникови, и не имеют под собой никакой основы.

Пытаться избавиться лишь от одной боязни, бесполезно. Ведь большая часть неврозников также страдает ипохондрией, агорафобией и кучей других страхов. Здесь имеет смысл подходить к проблеме комплексно. И лечить нужно не тело, а душу.

Я отношусь к такому типу людей, которые могут во многом разобраться самостоятельно. Это ни хорошо ни плохо, я говорю это ни к тому, чтобы похвалить себя. Просто я сумела избавиться от невроза путем самопсихотерапии и полной личностной трансформации. Но мне далось это нелегко – десятки прочитанных книг, испробованных техник, переосмысливание жизни, изменение образа жизни. Я хорошо понимаю, что не все люди склонны к самокопанию и самотерапии. Поэтому считаю, что при панических атаках, фобиях, следует обращаться к психотерапевту, икать и устранять именно причины невроза, а не его симптомы. С ума от ВСД и панических атак вы не сойдете, а вот испортить себе жизнь на многие годы – можете вполне. Затягивать не стоит. Начните или изучать самостоятельно свой невроз и его корни, или найдите хорошего доктора-психотерапевта. Я также стараюсь подать на своем сайте максимум полезной информации, которая, так или иначе, может помочь людям с вегето-сосудистой дистонией. Избавься от страхов можно, так же как и от невроза в целом. Главное, понять, что проблема в голове, а не в теле, какими бы тяжелыми ни были физические симптомы.

Лечите свою душу, налаживайте гармонию внутри, друзья, и будьте здоровы!

Детская школа программирования «Алгоритмика» в рекордные сроки превратилась из скромного начинания четырех предпринимателей в международную сеть, раскинувшуюся на 7 стран. Число посетителей ее курсов за два года выросло с нескольких десятков до десятков тысяч, а количество точек присутствия перевалило за полсотни (они действуют более чем в 60 городах). Выручка компании за 2017 год составила 140 млн рублей, операционная прибыль (по расчетам Inc.) - около 35 млн рублей. Основатели «Алгоритмики» Андрей Лобанов, Михаил Лебедев, Ренат Асадов и Андрей Чернышев рассказали Inc., как удерживают клиентов с помощью больших данных, зачем отправляют к франчайзи «тайных посетителей» и благодаря чему перевыполнили план по франшизам в три раза.

Школы программирования «Алгоритмика» захватили российский рынок быстро и практически бесшумно: всего за два года они увеличили штат с 5 до 80 сотрудников, а число учеников увеличилось с 50 при запуске первой «Алгоритмики» в Москве до нескольких десятков тысяч в школах в России и еще 6 странах сегодня. Чтобы справиться с челленджами (они неизбежно возникают при столь быстром росте), основатели стартапа постарались автоматизировать все что только можно - найм преподавателей, поиск партнеров по франчайзингу и контроль качества работы школ.

«Алгоритмику» создал в 2016 году бывший консультант McKinsey

Андрей Лобанов. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

Андрей Лобанов. К тому моменту у него уже был успешный собственный бизнес – образовательный проект «Синхронизация», где слушателям предлагают лекции о науке и искусстве (компания прибыльна и работает до сих пор).

Мне всегда хотелось сделать большую историю, а «Синхронизация» с лекциями не могла стать глобальной. Я стал думать о самых востребованных профессиях 21 века, быстро дошел до идеи создать школу программирования и начал всем о ней рассказывать - по реакции понял, что попал в точку, - вспоминает Андрей Лобанов.

На роль руководителя продукта Лобанов позвал своего знакомого Михаила Лебедева, а тот, в свою очередь, привел на должность технического директора своего школьного друга Андрея Чернышева. Позже к партнерам присоединился финансовый директор Ренат Асадов.

В проект Лобанов вложил 3 млн рублей из собственных накоплений. Дальнейшие инвестиции стартап привлекал уже в процессе работы - три бизнес-ангела (по данным Контур.Фокус, ими стали инвестор Михаил Цыферов, консультант McKinsey Семен Яковлев и предприниматель Руст Илгар) вложили в компанию 15 млн рублей. Деньги пошли на разработку образовательного контента, маркетинг и создание IT-системы – привлекали дизайнеров, использовали помощь других разработчиков, покупали сервера. Первые курсы основатели вели сами - все, кроме Чернышева (у технического директора и так было полно забот с разработкой).

Систему разработали всего за полтора месяца - все это время предприниматели буквально жили на работе. Параллельно они арендовали три площадки для проведения курсов в Москве - на Чеховской, Юго-Западной и в ДК «ЗИЛ». Чтобы привлечь учеников, постили объявления на своих страницах в Facebook – так пришло порядка 10 детей знакомых знакомых.

В результате к сентябрю на каждой площадке запустили по две группы (в каждой – по 10 человек). А уже спустя пару месяцев наняли первых двух преподавателей со стороны. По словам Лобанова, группы стали самоокупаемыми с самого начала - «родители платят за занятия, мы из этих денег платим преподавателям и площадке».

«Алгоритмика» появилась в нужное время и попала в тренд: программирование стало пользоваться огромным спросом среди школьников и их родителей, и желающих учиться было хоть отбавляй. Кроме того, школа с самого начала старалась предлагать познавательный контент, который пересекался бы с другими уроками (географией, физикой, биологией), и отслеживать с помощью IT-системы, насколько школьники вовлечены в процесс. Неудивительно, что уже спустя полгода после запуска «Алгоритмики» появились первые желающие купить франшизу – предприниматели из Калуги и Саратова обратились к партнерам еще до того, как они разработали франчайзинговое предложение.

С этого момента начался бурный рост компании - уже за первый учебный год (2016-17) число ее учеников выросло в 30 раз. Перед основателями «Алгоритмики» встала задача реорганизовать бизнес-процессы, а именно – наладить контроль за работой школ в регионах и автоматизировать процесс отбора педагогов и франчайзи. Предстояло также перестроить работу отделов и процесс коммуникации так, чтобы сохранить мотивацию команды и не потерять связь с тем, что происходит на всех уровнях компании.

Автоматизировали отбор преподавателей - увеличили число педагогов до 400 человек

В образовательном процессе минимум 50% зависит от педагога. Поэтому мы уделяем много внимания отбору преподавателей. Сначала интервьюируем кандидатов вживую или по скайпу (в регионах), затем – проводим тестовое занятие с группой детей или смотрим видеозаписи с тестовых уроков. Нам не важно наличие диплома педагога, главное – чтобы человек умел и хотел работать с детьми, был ориентирован на мотивацию ребенка. Сейчас мы принимаем на работу одного из 10 кандидатов, а в регионах и того меньше: проходит в среднем одна из 7,5 заявок.

Первых преподавателей нам советовали друзья и коллеги. Когда компания стала расти, мы стали выстраивать каналы лидогенерации для поиска педагогов. Сейчас размещаем вакансии на HeadHunter и в сообществах студентов и преподавателей. Но по-прежнему привлекаем и знакомых с опытом работы в образовании – пишем им в личку в соцсетях.

Год назад мы поняли: если мы сами будем с каждым кандидатом проводить живое интервью – просто не вырастем. Построили операционный отдел и наняли людей для отбора педагогов. Всех кандидатов на входе проверяют по созданным нами моделям и четким стандартам. Собеседования с педагогами наши сотрудники проводят по инструкциям – они знают, на что обращать внимание и как оценить навыки коммуникации по результатам тестового задания. Все это упростило процесс найма и помогло его автоматизировать - теперь мы можем быть уверены, что свеженанятые преподаватели не снизят планку качества. В


Михаил Лебедев. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

результате к маю 2018 года мы увеличили число преподавателей в системе почти до 400 человек.

Когда преподавателей стало много, мы создали для них специальный курс по обучению работе с нашим продуктом . Это позволило тратить меньше усилий на адаптацию каждого конкретного педагога и обрести уверенность, что все они хорошо владеют материалом. Мы также добавили коучинг и стали собирать различные метрики работы преподавателей – чтобы контролировать качество преподавания.

Человеческий фактор мы потихоньку исключаем из процесса отбора преподавателей. Наша задача - автоматизировать процесс настолько, чтобы при необходимости за короткое время нанять тысячи преподавателей.

«Алгоритмика» в цифрах

~35

млн рублей - операционная прибыль за 2017–18 учебный и финансовый год

18

млн рублей - общая сумма начальных инвестиций

140

МЛН рублей - выручка за 2017-18 учебный и финансовый год

60

городов, в которых есть школы «Алгоритмика»

80

сотрудников работает в компании

>400

преподавателей в системе

Выстроили коммуникацию с отделами – сохранили контроль над бизнес-процессами

Когда бизнес растет – велик риск потерять связь с тем, что происходит в компании. Чтобы этого избежать, мы каждую неделю проводим встречи всего коллектива. Руководители направлений рассказывают, что у них произошло и над чем они работают в ближайшее время.

Из рабочих инструментов мы с самого начала используем Excel и Asana. Последнее особенно эффективно для компаний, в которых работают десятки людей. Планирование позволило нам вырасти до 60+ человек, но сохранить хорошую коммуникацию и не потерять контроль над бизнес-процессами.

Когда работаешь напрямую с человеком – знаешь как ему ставить задачу, исходя из его компетенций, сильных и слабых сторон. А когда у тебя есть отделы и руководители направлений - повлиять на конкретный результат гораздо сложнее. Нам пришлось по-другому выстраивать процесс контролирования и фидбека - делегировать максимум задач главам отделов (чтобы они разбирались, кому что поручить, и отвечали за конечный результат).

Когда нас было 10 человек – мы мыслили короткими горизонтами . Когда команда выросла в 4 раза, пришлось расписывать план работы на полгода вперед. Мы выстроили коммуникацию с отделами на уровне среднесрочных целей: руководители ставят сотрудникам целые блоки задач. Планируем в Excel на месяц (иногда – на три месяца), главное – чтобы отдел ориентировался на результат. И в конце месяца «трекаем» – насколько команда приблизилась к цели, что получилось, а что нет. Со временем накапливается статистика: какие направления движутся, а какие нет - это позволяет нам чувствовать пульс компании в каждый момент.

Проработали систему подключения новых партнеров – перевыполнили план по франшизам

Для привлечения партнеров мы запустили отдельную воронку. Мы искали франчайзи на конференциях и онлайн, таргетировали рекламу на бизнесменов из городов, где еще нет «Алгоритмики». Это позволило сократить временные затраты на поиск адекватных и заинтересованных партнеров. Стоимость привлечения одного франчайзи у нас оказалась примерно в 5 раз меньше, чем планировали.

Надо предлагать франчайзи максимально продуманный продукт - от этого зависит, насколько успешный бизнес он выстроит. Поэтому мы полностью проработали систему подключения новых партнеров к «Алгоритмике» - расписали им полный календарь действий (например, на этой неделе нанимает администратора, а на следующей – проводит собеседования с педагогами). Мы ведем бизнесмена за ручку по всем этапам - и с каждым новым партнером оттачивали эту систему. В результате мы перевыполнили собственный план по франшизам на прошлый год - вместо 10 открыли почти 40 (а в этом году планируем довести это число до 100).

Франчайзи обычно задают одни и те же вопросы. Чтобы упростить коммуникацию с ними, мы составили список действий по запуску школы, проводим вебинары по маркетингу, поиску педагогов и т. д. Каждую неделю созваниваемся с партнерами по франшизе и снимаем с них весь фидбек.

В регионах многое работает не так как в Москве. Например, если в столице библиотеки и школы могут пускать к себе наших учеников, то в провинции все запуганы и никогда в жизни не свяжутся с частной компанией.

К своим франчайзи мы направляем


Ренат Асадов. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

«тайных посетителей» - они приходят на занятия и общаются с учениками и преподавателями. Так мы контролируем качество работы людей, которые от нас не зависят. Кроме того, наша IT-система снимает все возможные метрики – так мы можем отслеживать образовательные результаты детей (и в случае чего – быстро вмешаться и скорректировать результат).

В регионах маркетинг делать не умеют от слова «совсем». Поэтому мы взяли эту задачу на себя: помогаем партнерам таргетировать рекламу и распределять бюджет на разные направления. Таким образом франчайзи не тратят время на поиск поставщиков этих услуг (и снижают риски нанять некомпетентных людей), а могут сфокусироваться на качестве образовательного процесса и развитии бизнеса.

Научить партнеров работе с диджитал-рекламой было сложно. Они делали много ошибок или поручали продвижение столь же некомпетентному региональному агентству. Смотришь - а он бомбит рекламой по всему рынку или вообще настроил ее на другой город! Мы сначала пробовали делать коучинг-сессии, но потом решили продавать партнерам собственные услуги по продвижению. Тем самым решили сразу две проблемы - сняли ряд вопросов у франчайзи и нашли себе новый канал заработка.

Рынок школ программирования

Программирование стало популярным предметом обучения для детей: только в Москве за последние несколько лет открылось более 10 специализированных школ.

Самые крупные школы программирования

«Алгоритмика»

60 городов

«КодКласс»

1 город (45 школ)

25 городов

«Кодабра»

5 городов

Помимо отдельных частных организаций, курсы программирования часто запускают крупные IT-компании - например, подобные проекты есть у «1С», «Яндекса» и Мытищинской школы программистов («Московская школа программистов»). Собственную IT-школу развивает и Samsung.

Программированию обучают детей с 5-летнего возраста. Курсы длятся в среднем от 2 месяцев.

Поучаствовали в школьной акции - получили 4 млн заходов на сайт

Первых клиентов мы привлекали в буквальном смысле вручную. Постили объявления на своих страницах в соцсетях, сделали лендинг про курсы обучения программированию, ездили по школам и проводили презентации на выставках. Но самой эффективной оказалась таргетированная реклама в Facebook и «ВКонтакте» – благодаря ей пришло порядка 70-80% клиентов (остальные были детьми знакомых и знакомых знакомых).


Андрей Чернышев. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

стали задействовать и другие соцсети, добавили контекстную рекламу и баннеры, партнерские программы, оффлайн-продвижение (присутствуем на ивентах, где появляются родители с детьми). Сейчас активно развиваем контент-маркетинг - работаем с блогерами, ведем тематические e-mail-рассылки. Но лучше всего у нас работают таргетинг и реферальные программы (за рекомендацию нас друзьям клиент получает скидку). На все уходит 3-4 млн рублей в месяц.

Мы удерживаем клиентов с помощью больших данных. Наша IT-система измеряет ряд параметров: например, родителю важно увидеть, сколько задач его ребенок решил, и оценить его успеваемость. Кроме того, измеряем увлеченность ребенка (например, отслеживаем, заходил ли он в систему из дома) и делаем выводы – интересно ли ему учиться, насколько хорошо сработал педагог. На этой основе можем подстраиваться под детей и делать программу все более персонализированной. И тогда они остаются с нами надолго.

Уменьшить отток клиентов нам помогли обычные звонки родителям. Отдел продаж интересуется причинами, по которым дети пропускают занятия – как правило, это уменьшает шансы на то, что ребенок просто забросит учебу.

Заключили контракт с Азербайджаном – увеличили общую выручку до 140 млн рублей

Мы с самого начала искали возможности для внедрения наших уроков в обычных школах. В конце концов весной 2017-го через общих знакомых удалось выйти на министра образования Азербайджана. На переговорах в Баку мы рассказали, что помогаем детям встраиваться в цифровую эпоху. Министру понравилось, и уже зимой 2017 года к нам подключилось 45 школ. По результатам пилота мы подписали трехлетний контракт на разработку и внедрение программы цифровых навыков для детей с 1 по 11 класс.

Убедить власти Азербайджана нам помогли горящие глаза и системный подход. Помимо IT, мы пообещали развивать еще и дополнительные навыки - под зонтиком программирования «пробрасывать мостики» в другие предметы. Например, один из сюжетов наших уроков - программы для робота на Марсе. Заодно мы объясняем, зачем там нужен кислород и как его производить - это пересекается с физикой, биологией и другими предметами.

IT-сфера в Азербайджане только начинала развиваться - а на такие рынки проще заходить. Рынок там большой, спрос есть - тем более, у нас с постсоветскими странам один язык и культура. Благодаря совокупности этих факторов мы получили мощное новое направление для бизнеса - к концу учебного (2018) года, вместе с ростом франшизы, это позволило нам увеличить общую выручку компании до 140 млн рублей.

Эта проблема есть у многих, хотя причины ее возникновения разные. Иногда в основе этого страха лежит недоверие и неосознанное повторение родительского поведения, а чаще - психологические травмы, как у одной из моих клиенток (хотя строго говоря, - в основе любого патологического поведения лежат травмы). Эту историю я и хочу рассказать, она очень поучительна, особенно для тех родителей, кто имеет двоих или более детей. А может быть кто-то вспомнит свою историю. Главное понять - причина есть всегда.

В данной истории моя героиня контролирует практически все, особенно, дочь. Собственно, с этой проблемой она и пришла ко мне: дочь запустила учебу, и она очень боялась, что дочь бросит школу, как она в свое время, пустится во все тяжкие ну и т.п. «Если я не проконтролирую, произойдет что-то ужасное, поэтому я все проверю или сделаю все сама - так надежнее». Конечно, в основе - недоверие к уму, памяти, ответственности, возможностям, способностям других людей. Поэтому для начала я дала ей очень хорошую технику для самостоятельной работы.

На следующем приеме с воодушевлением рассказывает: «Дочери (подростку) задали в школе прочитать книгу, я тут же залезла в интернет, скачала в электронном виде на планшет, чтобы у дочери книга была (ну как обычно). И вы представляете, я ей говорю, что книгу ей скачала, а она показывает книгу, которую взяла в библиотеке…» Моя клиентка была и удивлена, и обрадована одновременно тем фактом, что оказывается, дочь вполне способна сама решить многие вопросы, без ее участия и контроля, что собственно и требовалось в данной ситуации.

Когда стали разбираться, откуда у нее этот страх, вспомнилась следующая история: Когда Ане было 6 лет, у нее появился брат. Брату 3 месяца, мама легла спать с мигренью, брата положила на диван, посадила Аню рядом и строго-настрого велела сидеть рядом и не спускать с него глаз, пока не подойдет время кормления - «Через час разбудишь!» - велела мать. Аня просидела положенное время, мама продолжала спать, а ребенка нужно было кормить. А теперь почти дословно: я решила не будить маму, чтобы она выспалась и на меня не кричала (крик, недовольство и раздражение были нормой поведения для мамы), и пошла на кухню готовить ему еду. Брат еще не переворачивался, лежал спокойно.

Я на кухне, слышу крик ребенка, и пока я суетилась чтобы что-то сделать с едой, на кухню влетает мать и с размаху отвешивает мне пощечину, крича: «Я кому сказала - не отходить!» ну и еще много неприятных слов и нравоучений, суть которых - контролировать.

Ребенок первый раз перевернулся и упал с дивана, заплакал, мама проснулась… Конечно, ничего плохого с братом не произошло, плохое произошло с Аней - она получила травму - появился страх потери контроля. Аня никак не хотела расставаться с чувством вины, она продолжала считать себя виноватой в том, что отошла, ослушалась маму, что надо было сделать так, как она сказала. Вина ушла, когда я попросила произнести ее простые слова: «Я виновата в том, что я ребенок». Она расплакалась, и сказала: Нет, я не виновата в том, что я ребенок.

Здесь в который раз хочу обратить внимание на очевидные, казалось, бы вещи, которые редко учитываются при воспитании детей:
1. Нельзя перекладывать на старшего ребенка ответственность за младших детей. В данной ситуации маленькая девочка не могла предвидеть, что ребенок перевернется и упадет с дивана. Ей и так тяжело было высидеть целый час рядом с малышом. Она сама еще была маленьким ребенком.

2. Быть ребенком - означает в том числе что-то не знать, не уметь, не предусмотреть, баловаться, совершать ошибки, делать глупости, играть и многое другое. Ребенок - не взрослый. А в данной ситуации на девочку переложили обязанность взрослого, а потом еще и ответственность за то, что произошло.

У другой клиентки страх потерять контроль над ситуацией появился в связи с изнасилованием. Девочке было 16 лет, она со своим молодым человеком была на каком-то мероприятии на свежем воздухе, что-то типа демонстрации. Они пришли к ней домой, поели (родители, к слову сказать, были дома), перебрались в ее комнату, и она, уставшая, уснула. Этим и воспользовался молодой человек. Родители были и так очень жесткими, а тут такое… Молодой человек стал ее запугивать, и она долгое время не могла сказать родителям, боялась признаться, ну а когда сказала (пришлось, забеременела), в ответ услышала много гадостей, в том числе: Сама виновата…
Страх расслабиться, потерять контроль, чувство вины, не отпускали ее долгие годы, она перестала доверять людям…

Еще история, с другим контекстом, но по реакции родителей - даже хуже. У одного из моих клиентов кроме всего прочего сложные отношения с отцом. Они ненавидят друг друга, иначе не скажешь. Одна из историй, которая оставила очень тяжелый след в душе Александра: когда ему было 10 лет, они всей семьей поехали в гости к бабушке с дедушкой на Алтай. Вся родня собралась за столом, мальчику поручили следить за младшими детьми (5 и 3 лет), застолье было в самом разгаре, Саша с интересом слушал рассказы взрослых, когда родители спохватились: а где же мелкие? Кто-то вспомнил, что они с местными детьми пошли на водокачку, довольно опасное для маленьких детей место. Мама побежала искать детей, а отец пришел в бешенство и жестоко избил старшего сына, причем бил ногами. Обида осталась на всю жизнь, испорченные отношения, и … - страх потери контроля…

Не хочется комментировать, читайте, думайте, осознавайте, вспоминайте, причина всегда есть…

Попова И.В. Статья охраняется законом об авторском праве.

Просмотров (3309)

В голове прочно засело: «А что, если???» Но вот ты делаешь шаг вверх по трапу, мгновение — и твоя судьба в руках изменчивой фортуны. Турбулентность, декомпрессия, аварийная посадка… Лучше не продолжать этот список. В эти моменты желудок сжимается в комок от страха, а холодные и потные руки начинают искать не менее потные руки соседа по креслу. Убежденные атеисты по всем законам парадокса начинают верить в Бога и обещают ему вести себя хорошо: только бы пронесло! В общем, такой страх может подпортить тебе не только долгожданный отпуск, но и значительно усложнить жизнь.

Так что же является причинами панического страха полетов? И почему мы не можем в себе его заглушить?

Игры подсознания

Каждый год выходят все новые и новые версии ipad, ipod, iphone, а наш мозг — спустя 20 столетий — так и не научился обновляться. Он все еще думает, что люди не птицы и летать нам не дано: мол, раз у нас нет крыльев, мы не должны подниматься в небо. Такой страх полета находится у нас где-то глубоко в подсознании(на соседней полке с той, где находится страх змей и пауков).

Совет: 50 лет назад передача писем по e-mail тоже казалась чудом. Прогресс не стоит на месте, поэтому тому, что мы летаем, нужно не удивляться, а радоваться.

Популярное

Страх потерять контроль над ситуацией

Это причина, скорее, свойственна сильной половине человечества. Многие мужчины боятся летать из-за того, что не управляют самолетом, а значит, ничего не контролируют. В случае возникновения нештатных ситуаций им не приходится рассчитывать на себя и свои силы. Проще говоря, когда ты за рулем машины, все зависит только от тебя. С самолетом же все совсем иначе: техническая неисправность, пилот не справился с управлением… Здесь твоя помощь явно никому не понадобится. Разве что попросят не нервничать и сохранять спокойствие.

Совет: на дороге тоже не все зависит от тебя. Есть еще гололед, плохие тормоза и пьяные водители. А за штурвалом сидит профессионал, который наверняка сможет справиться с внештатной ситуацией.

Танатофобия

Боишься нежданно-негаданно увидеть ту самую старуху с косой? Возможно, у тебя танатофобия. Именно так называется неконтролируемый страх внезапной смерти. В данном случае это боязнь авиакатастрофы. Отличие танатофобии от обычного страха заключается в том, что она возникает вне зависимости от того, есть угроза жизни или нет: человек просто опасается незнакомого. Такая боязнь возникает по независящим от нас причинам.

Совет: мысли о смерти сильно портят жизнь. Наслаждайся моментом, а не бойся того, что случится когда-нибудь потом.

Акрофобия

Если в детстве ты рассказывала стихи, стоя на табуретке, лазила с мальчишками по деревьям или прыгала с тарзанки, тогда можешь быть абсолютно уверена: аэрофобия — это не про тебя. Многие люди боятся летать из-за навязчивого страха высоты, который преследует их на протяжении всей жизни. По трапу начнешь подниматься — голова закружится, а что уж говорить про полет на уровне нескольких тысяч метров над землей?!

Совет: поселись на высоком этаже или сходи на аттракцион. Возможно, это поможет тебе справиться со страхом. Тогда ты сможешь летать без проблем.

Клаустрофобия

Самолет, конечно, не лифт, но пространство тоже замкнутое. Поэтому если, поднимаясь на борт, ты испытываешь удушье и дискомфорт, тебя настигла боязнь замкнутого пространства. Клаустрофобия возникает из-за страха лишения свободы: люди с этой фобией, как правило, боятся не конкретных мест, а, скорее, того, что может случиться с ними, если они будут находиться в этом месте.

Совет: если ты испытываешь клаустрофобию, то тебе лучше посетить психолога. Этот страх наверняка мешает тебе не только летать на самолете, но и ездить в метро, пользоваться лифтом и находиться в небольших помещениях.

Боязнь террора

Участившиеся в последнее время террористические акты то и дело наводят на мысль: «А вдруг взрыв, поджог?» И вот в твоей голове уже замелькали страшные картинки из телевизионных репортажей, которые как бы подсказывают тебе, что надежнее остаться дома.

Совет: к сожалению, от террористической атаки мы не застрахованы нигде. И, кстати, аэропорт далеко не самое опасное в этом смысле место. Так что не думай о плохом.

Сильные чувства привязанности и ответственности

Привязанность к близким людям или, что еще важнее, ответственность за кого-то… В такие моменты ты особенно уязвима. Ты переживаешь не столько за себя, сколько за другого человека: «А вдруг что-то случится? Что будет тогда?» В результате ты боишься лететь.

Совет: похвально, что ты заботишься о дорогих тебе людях, но опека не должна быть гипертрофированной. И уж тем более твои добрые чувства не должны мешать тебе жить полной жизнью.

Боязнь природных катаклизмов

Знакома ситуация, когда вся жизнь пролетает перед глазами, а в голове никак не получается выключить картинку, на которой самолет пронзает молния и он разваливается на куски? Самое обидное, что и в этой ситуации ты абсолютно бессильна. Если, конечно, ты не Перун — бог грома и молний.

Совет: метеослужбы своевременно оповещают пилотов о погодных условиях, поэтому шанс, что твой самолет окажется в зоне урагана, ничтожно мал. А страшную картинку ты наверняка увидела в фильме. Может, не стоит смотреть фильмы-катастрофы на сон грядущий?

Страх ухудшения состояния здоровья во время полета

Ты боишься, что во время перелета внезапно почувствуешь себя нехорошо, а рядом не окажется ни таблеток, ни врача, ни больницы.

Совет: перелет, конечно, может стать нагрузкой на твой организм, но не настолько опасной, чтобы он дал серьезный сбой. Если знаешь о проблемах со здоровьем или просто хочешь перестраховаться, перед полетом сдай анализы и проконсультируйся с врачом.

Как бы странно это ни звучало, но лучшее средство от аэрофобии — это перелеты. Чем чаще ты летаешь, тем меньше боишься. А еще, конечно, позитивный настрой. Думай о хорошем, тогда полет пройдет незаметно!

Тот, кто знает, что существует Творец, не должен постоянно бояться упустить из рук контроль за ситуацией. Мир есть кому контролировать.

Страх потери контроля (над ситуацией или собой). Все, что мы можем сказать о природе этого страха в модели, предполагающей отсутствие у мира Создателя, так это только то, что контролировать любой процесс трудно, необычайно трудно - поскольку все случайно и, по определению, неподконтрольно. Можно стараться "держать руку на пульсе" событий и даже временно преуспеть в этом занятии, но ситуация в результате только ухудшится, так как именно тот, кто управляет, и подвержен страху это управление потерять. Рано или поздно любой человек - даже при наличии у него силы, способностей, авторитета и харизмы - теряет контроль над другими людьми, собой, своим здоровьем, своей жизнью и даже тем, что остается после его смерти: нет продолжателей, все забыто или извращено - других результатов не бывает.

Что бы человек ни предполагал, какие бы планы ни строил, итог получится печальным, ибо, как заметил один литературный герой: "Аннушка уже пролила масло", - что предвещало близкую смерть писателя Берлиоза, независимо от его сиюминутных видов на будущее.

Но не так обстоит дело в модели "Творец существует". Он не только существует, но и все находится под Его контролем. Никакая ситуация не может развиваться хаотически. Все идет так, как и должно идти. Надо только суметь проявить свою способность к принятию свободного решения.

Конечно, и в этой модели не все свободно от страха потери сознательного участия в ситуации (так мы переиначили страх потери контроля). Если Всевышний безразличен ко мне - или, другими словами, если Он не любит меня, - то какое мне дело, контролирует Он события или нет? Он же не мой старший брат, который не даст меня в обиду! Откуда я знаю, что у Него на уме? Короче говоря, в модели "Творец существует, но Он меня не любит" боязнь пропасть из-за собственной слабости все еще настолько весома, что продолжает формировать во мне определенные комплексы, ведущие к неврозам.

Поэтому модель "Творец существует" надо дополнить одним очень важным тезисом: Он меня любит и всегда делает все, что ведет к моей пользе.

Тезис о Его любви ко всему, что Им сотворено, можно сказать, краеуголен. На нем стоит весь иудаизм. Из него вытекают крайне важные следствия. И доказать его - как теорему - можно, исходя из аксиомы о существовании и единственности Творца

Среди психологических аспектов человеческого.бытия в мире, созданном Творцом, Который любит Свои издания, отметим два обстоятельства. Первое: я знаю, что Он ко мне относится с любовью, но еще я знаю, что должен попросить Его проявить эту любовь ко мне.

Как это понимать? Приведем пример из жизни нью-йоркского миллионера, отправившего своего любимого сына учиться в Париж. При этом он определил ему некоторую регулярную сумму, получить которую, впрочем, тот может только после телефонного звонка папе. Секретарь спросил отца: разве не удобнее дать распоряжение в парижское отделение банка, чтобы там автоматически перечисляли сыну все, что полагается? А еще удобнее дать сразу всю годовую сумму и не заставлять всех заниматься работой по переводу денег. Сын вполне самостоятелен, не доверять ему нельзя - хотя бы потому, что через несколько лет отец сам начнет постепенно вводить его в дело. На это миллионер ответил: ты прав, так всем было бы легче. Но не мне! Во-первых, он вряд ли станет часто разговаривать со мной по телефону. А во-вторых, мне надо научить его быть партнером, умеющим работать в постоянном контакте... Всевышний любит нас и "хочет", чтобы мы к нему обращались со своими просьбами.

Второе обстоятельство. Создатель не дает нам ничего такого, что в конечном счете может привести нас к удалению от Творца. Другими словами, Он не спешит исполнять то, что нам может повредить (или, по крайней мере, не нужно). Вот схема работы подобного механизма: допустим, человек испытывает некоторую нужду; пока он не просит об этом Всевышнего, нужда удовлетворена не будет, но даже если он попросит Творца и Тот услышит просьбу - даже в таком случае просьба может остаться невыполненной, если в ней нет никакой пользы для просителя". . Человек, просящий у Создателя помощи, должен быть честен перед самим собой. Он должен отдавать себе отчет - доверяет ли Создателю, готов ли получить помощь именно от Создателя и т.д. С другой стороны, обращаясь к Творцу с просьбой, надо быть готовым к любому ответу . На практике это правило сказывается в том, что многие события нашей жизни мы склонны воспринимать как трагедии, большие или маленькие, не всегда понимая, с последствием чего в нашем поведении мы сталкиваемся. Согласно "атеистической модели", многие события своей жизни люди, живущие в согласии с этой моделью, склонны объяснять случайностью, невезением и прочими причинами, лежащими не в них, а где-то снаружи, в то время как чисто еврейским подходом будет спросить себя: что я из этого могу извлечь, чему научиться? Подобные вопросы задавать себе можно (и нужно) также и в тех случаях, когда я не просил того, что со мной произошло.



Рассказать друзьям