Нарушения аутистического спектра виды. Коррекция больных с РАС

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Все родители мечтают о том, что их ребенок будет идеальным: послушным, спокойным и дружелюбным. Однако не всегда мечты воплощаются в реальность. Зачастую мамы жалуются на трудный характер и неправильное поведение своего чада. Если же ребенок 5 лет очень нервный: что делать и как решать эту проблему? Почему малыш постоянно капризничает, грубит, злится и только и делает, что закатывает истерику за истерикой? В первую очередь необходимо разобраться в причинах такого поведения, чтобы понять, как реагировать и исправлять ситуацию.

Существует множество факторов, которые способны привести к нервному поведению ребенка. Психологи определили несколько самых распространенных причин, влияющих на чрезмерно бурное проявление эмоций в раннем детском возрасте.

Физиологические факторы. Для ребенка очень важен распорядок дня, питание и сон, пропорциональные физические нагрузки – все это необходимо правильно организовать, чтобы ребенок развивался и формировался как личность. Если же все условия предоставлены, но ребенок все равно постоянно нервничает, значит проблема во взаимоотношениях, которые необходимо корректировать.

Попытка обратить на себя внимание. Проблема многих детей кроется в недостатке времени, которое родители могут им выделить. Иногда ребенок просто не знает, как обратить на себя внимание и поэтому прибегает к постоянным истерикам и слезам. В таком случае у ребенка формируется неправильная модель взаимодействия с окружающими: если я плачу – значит мне дают желаемое. Необходимо, чтобы малыш понимал, что получить вознаграждение можно только попросив спокойно. Для этого родители должны создать такие условия для своего чада, в которых он поймет, что не агрессия и капризы, а хорошее поведение принесет ему желаемое.

Неуверенность в себе. К потере уверенности приводят постоянные родительские запреты, принижение достоинства из-за мелочей. Нельзя все время говорить ребенку о том, что он глупый или у него что-то не получается. Это приведет к постоянным капризам и грубостям, в худшем случае ребенок и вовсе закроется в себе.

Ребенок хочет отомстить взрослым. Здесь дело не в плохом воспитании или неправильном характере. Все дело в отношениях, ведь дети не могут простить обман, обижаются на забывчивость родителей и ревнуют к своим сверстникам. Если родители заметили, что поведение ребенка резко ухудшилось, необходимо тщательно подумать, что могло его спровоцировать или обидеть. Можно спокойно поговорить с малышом и выяснить, что произошло.

Советы психологов помогут проявлять больше терпения в тех ситуациях, когда ребенок нервничает и не слушается. Уважительное отношение поможет справиться с любой истерикой.

Ни в коем случае нельзя кричать и бить ребенка в каком бы возрасте он ни был. Такое поведение только все усугубит слезами или обидой. Важно вернуть доверие, чтобы ребенок понял, что его любят таким какой он есть.

Родитель должен показать своим личным примером как вести себя по отношению к окружающим. Если же взрослые ведут себя неправильно и сами постоянно ругаются и унижают друг друга, то спокойного ребенка воспитать никак не получится.

Необходимо понимать, что сложные периоды в жизни ребенка неизбежны. Важно правильно и достойно их преодолеть. Родители должны подходить с умом к негативному поведению своего ребенка. Ведь при правильном отношении взрослого детская истерика постепенно пройдет. Поэтому терпение и доброжелательность являются одними из основных проявлений хороших родителей.

Понятие «нервный ребёнок» очень ёмкое и, в зависимости от конкретных ситуаций, может охватывать разный набор поведенческих характеристик. Объединяет разных неуравновешенных детей лишь наше негативное отношение к реакциям, которые возникают у малыша в ответ на его взаимодействие с окружающим миром вообще, и с нами, его родными и близкими, в частности.

Нервный ребёнок может быть плаксивым и пугливым, агрессивным, чрезмерно раздражительным, легковозбудимым или истеричным. Какие бы из реакций ни преобладали у вашего малыша, - корень зла, как правило, всегда один и тот же - ошибки в воспитании. Соответственно «лечить» нервность следует исправлением таких ошибок.

Физиологические причины детской неуравновешенности

Для начала попробуем в коррекции нервного характера обойтись «малой кровью». Физиологические факторы тоже влияют на поведение детей, особенно младшего возраста.

Условия, которые в самую первую очередь нужно создать своему чаду для полноценного развития и формирования его как личности:

  • сложившийся режим дня;
  • достаточный сон;
  • правильное питание;
  • соразмерные физические нагрузки;
  • соблюдение личной гигиены.

Если все физиологические условия созданы, но малыш по-прежнему остаётся нервным, то корректировать нужно ваши с ним взаимоотношения.

Если малыш нервничает, значит, ему это выгодно

Дети - люди очень практичные. Если они, сознательно или неосознанно, делают свой выбор в пользу нервности, а не спокойствия и уравновешенности, - значит, им это выгодно, и значит, вы, в своё время, показали им, как пользоваться нервностью в собственных интересах.

Ситуация: мама занята, а дочке что-то от неё нужно. Малышка просит спокойно - мама отвечает «Да, сейчас, подожди» и продолжает заниматься своими делами, затем дочка просит настойчивее, и только когда она срывается на плач, мама её замечаете и даёт ей то, что нужно. Постепенно у малышки формируется понимание, что проще сразу предъявить своё требования в форме истерики - тогда оно будет выполнено быстрее.

Маме в данной ситуации следовало бы поступать так: если она может выполнить требование сына или дочки и нет причин для отказа, то сделать это нужно сразу, не дожидаясь истерики. Если требование невыполнимо, то нужно объяснить, почему оно не может быть выполнено, и не потакать капризу, даже когда ваш отпрыск плачет и истерит. У малыша не должна формироваться модель взаимодействия с окружающими «я плачу - получаю желаемое», наша цель — «я прошу нормально - меня вознаграждают». Другими словами, детям нужно создавать условия, в которых им выгодно быть спокойными и здоровыми, а не агрессивным и капризным.

Родительское хладнокровие и последовательность

Если момент давно упущен, то ваша задача сейчас быть хладнокровными и заставить механизм работать в обратном направлении, вознаграждать ребёнка, когда он спокоен и конструктивен, хвалить за то, что он смог быстро успокоиться и всячески поощрять его за уравновешенность, пусть даже это выглядит искусственно.

Следующий аспект, способствующий формированию у ребёнка нервного поведения, это непоследовательность родителей в системе поощрений, запретов и наказаний.

Имеется в виду, когда один и тот же поступок ребёнка в одной ситуации трактуется как негативный и за него наказывают, а в каком-то другом контексте - не замечается. Сюда также относим модель поведения родителей, когда они выдвигают ребёнку требование, но девять раз из десяти не следят, чтобы это требование выполнялось, а на десятый переходят сразу к наказанию, причём за первые девять тоже.

Например: сын смотрит телевизор, и мама, каждый раз проходя мимо, спокойно говорит: «Выключи телевизор». Дети трактуют такую просьбу как необязательную к исполнению.

Правильно бы было сказать: «Смотришь ещё 2 минуты и выключаешь», а через 2 минуты сообщить, что время истекло, подойти и выключить. Ребенок может выдвинуть встречные требования, попросить ещё 5 минут, и, если это не принципиально, то мама может разрешить, а через 5 минут выключить телевизор. Ребёнок,скорее всего, будет возражать, но меньше, ведь его требование выполнено, с ним считаются.

Сила родительского слова

Если родители желают видеть ребёнка уравновешенным и послушным, значит, они должны делать все для того, чтобы их слово не утратило своего значения в глазах детей.

Предъявляешь требование - будь готов идти до конца и проследить за тем, чтобы оно было выполнено, в противном случае не выдвигай.

То же самое и с угрозами - если говоришь «Ещё раз так поступишь - я тебя накажу», значит, обязан наказать. Неуверен, что сможешь реализовать обещание или угрозу, - не обещай и не угрожай.

Целесообразность запретов

Детьми самого раннего возраста указания «Не трогай!», «Посиди спокойно!» тоже трактуются как требования, необязательны к исполнению, ведь воспроизводя эти фразы, родители сами прекрасно понимают, что ребёнок будет продолжать трогать, бегать, прыгать. Фразы типа «Нельзя кричать в автобусе!» или «Нельзя есть руками!» тоже очень сомнительны, ведь как же нельзя, когда малыш успешно как раз этим и занимается, при этом думает «Я кричу и ем руками, значит, это можно», в итоге - наше «нельзя» ровным счётом ничего не стоит, у нас нервный ребёнок, что делать и как это случилось, мы не понимаем.

Запреты имеют место в воспитании только тогда, когда это действительно необходимо.

Если в сторонней обстановке или в другом настроении вы бы не стали ограничивать ребёнка, то лучше сразу объясните ему, чем эта ситуация отличается от подобных. Например, «Мы в гостях и в доме есть пожилая бабушка, у которой как раз сейчас болит голова, поэтому мы не будем петь караоке. Придём домой - тогда можно».

Соразмерные эмоциональные и умственные нагрузки

Гармоничным состоянием ребёнка является уравновешенность и склонность к компромиссам, если вы в своём ребёнке перестали это наблюдать, значит, появился сбой в процессах возбуждения и торможения. Либо один из них стал преобладать, либо они сменяют друг друга слишком быстро или неупорядоченно.

Чаще всего причиной детской нервозности является перегрузка процесса возбуждения.

Это необязательно систематическое состояние ребёнка, - нервозность может проявляться ситуативно. Для малыша это избыток информации, слишком бурная смена событий, большое количество впечатлений, которое он не может переварить. Для ребёнка школьного возраста это может быть слишком большая академическая и факультативная нагрузка. Дозируйте эмоции и нагрузки.

Моделирование смысловой нагрузки событий

Нервность очень легко развивается при неприятных или страшных впечатлениях как постоянных, так и единичных. Причём ситуация не обязательно должна быть объективно катастрофической, - более важно, какой смысл ей придаёт сам ребёнок. Здесь реакция ребёнка это полное отображение реакций его родителей и окружающих его близких людей.

Даже классическую причину детского невроза, развод родителей, ребёнок может легче перенести, если родные не драматизируют ситуацию и не нагнетают обстановку.

Искусственное понижения важности и трагизма любого самого неприятного события со стороны родителей нивелирует негативное влияние этой ситуации на ребёнка и соответственно понижает риск возникновения нервозности.

Если же ребёнок растёт в атмосфере нервозности, где родители не разговаривают, а постоянно кричат на ребёнка и друг на друга, где малыш наблюдает самые крайние проявления эмоций близкими ему людьми, - нет ничего удивительного в том, что он вбирает в себя все происходящее и воспроизводит вам то, что наблюдает вокруг себя. Ваша задача - самим научиться нести положительный заряд и тогда, не заметите, как ваш настрой передастся окружающим и в первую очередь - вашему когда-то неуравновешенному ребёнку. Будьте внимательны к своим детям ведь их нервозность может являться проявлением . Здесь уже понадобиться все ваши усилия и любовь чтобы исправить ситуацию, когда её можно было избежать. Любите и чаще обнимайте своих детей это располагает к спокойствию.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

Психолог рассказывает, - как невроз ребёнка связан с проблемами в семье:



Рассказать друзьям