Когда день глухих. Как празднуют День глухих

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Международный день глухих, отмечаемый ежегодно в последнее воскресенье сентября. В 2018 году он выпал на 30 сентября. Праздник был учрежден в 1951 году, в честь создания Всемирной федерации глухонемых. Он завершает последнюю полную неделю сентября, которая отмечается как Международная неделя глухих.

В Международный день глухих мировая общественность обращается к истории, вспоминая Чарльза Мишеля де Л΄Эпе – французского аббата, разработавшего уникальный язык: систему жестов жестуно.

Данное средство существенно облегчило общение людей, лишенных способности слышать звуки. Чарльз Мишель де Л΄Эпе помимо всего прочего отличился в области решения проблем глухоты еще и тем, что основал в 1760 году Парижский Институт глухих. Возникновение столь специфичного учебного заведения положило начало всестороннему личностному развитию слабо- и вовсе не слышащих людей.

Всем известно, что среди представителей данной категории граждан немало знаменитостей: философов, живописцев, писателей, стихотворцев. Достаточно вспомнить особо известные имена, дабы убедиться в этом: Людвиг ван Бетховен, Клод Андре Десен (скульптор), Виктор Гюго, Жан Жак Руссо, Антонио Стеньоли (художник), Пьер де Ронсар («принц французских поэтов»).

Организации которые занимаются поддержкой глухих людей

В настоящее время, по данным ВОЗ, разными нарушениями слуха страдает около 650 миллионов человек - это каждый девятый житель планеты, из них больше половины страдают от инвалидизирующей потери слуха. В нашей стране проживает более 13 млн. людей с нарушением слуха, в том числе более 1 млн. - дети.

Дошкольные и средние образовательные учреждения для детей с нарушениями слуха работают во многих регионах России, а в некоторых есть средние специальные и высшие учебные заведения, где дети с нарушением слуха могут продолжить образование.

Также поддержкой таких людей занимается Всероссийское общество глухих (ВОГ), которое с 1955 года является членом Всемирной федерации глухих. ВОГ ведет свою работу с 1926 года, объединяет более 100 тысяч членов, имеет 79 региональных и более 800 местных отделений на всей территории Российской Федерации.

ВОГ, как и сама Всемирная федерация глухих, делает акцент на соблюдение прав людей с нарушениями слуха, их социальную реабилитацию и интеграцию в современное общество, повышение уровня их образования, а также доступность к информационным технологиям и услугам.

ВФГ имеет статус ассоциированного члена в ООН, ЮНЕСКО, Международной организации труда и Всемирной организации здравоохранения. И в Международный день глухих федерация рекомендует и призывает все ассоциации глухих к проведению кампаний по привлечению внимания политиков, властей, СМИ и общественности к проблемам людей с нарушением слуха.

В нашей стране к этому дню уже традиционно приурочено проведение всевозможных спортивных, культурных, просветительских и благотворительных мероприятий в разных российских городах.

Существует два типа глухоты

Существует два основных видов недуга, связанных непосредственно с уровнем восприятия окружающих звуков. Это тугоухость и глухота. О первой мы еще поговорим, но уже сейчас следует отметить, что она менее опасна и серьезна, чем вторая проблема.

Глухота определяется существенным снижением слуха до той степени, когда человеческая речь перестает восприниматься, либо полным его отсутствием. Правда, последний вариант крайне редко встречается в природе – иначе это уже не просто глухота, а глухота, сопровождаемая немотой.

Бывает два типа данного недуга: врожденный и приобретенный.

Врожденная глухота развивается ввиду следующих причин

  1. Недоразвитие органов слуха плода из-за болезни беременной женщины инфекционного характера (грипп, корь, например).
  2. Поражение органов слуха плода в процессе родов.
  3. Прием медикаментов в период беременности, особенно в первые месяцы, а также употребление алкоголя и курение.

Если говорить о приобретенной глухоте, то здесь причин гораздо больше: это и воспалительные процессы в среднем ухе, и заболевания внутреннего уха, и слухового нерва, и инфекционные недуги типа скарлатины или менингита, банального гриппа, и воздействие вредных веществ – ядов, и влияние вибраций, громких звуков. Глухота может возникнуть и в результате развития атеросклероза.

Есть такое понятие, как острая глухота. Она проявляется внезапно, без видимых на то причин. На самом деле происходит сей недуг из-за закупорки кровеносного сосуда, кровоизлияния в мозг, воздействия сильного звука. Менингит, сыпной тиф, бесконтрольный прием антибиотиков также нередко являются причинами острой глухоты.

Если недуг развивается медленно, есть шанс побороть и даже предотвратить дальнейшее распространение заболевания. Главное – вовремя заметить и диагностировать у себя его симптомы. Один из них – шум в ушах.

Каждое последнее воскресенье сентября в мире отмечают Международный день глухих. Эту дату впервые отметили еще в 1951 году, сразу после учреждения Международной федерации глухонемых. В 2019 году дата приходится на 29 сентября.

В мире тишины

Какое счастье, жить в мире звуков. К сожалению, не всем это счастье доступно, только представьте, что вам предстоит провести в тишине целый день. И эта тишина не будет похоже на ночной бесшумный лес или ночную комнату, залитую лунным светом. Абсолютная, гробовая тишина – ничто, вакуум, бесконечная прямая без намека на тупик. И одно дело, когда вы потеряли слух – мозг помнит, как может звучать тот или иной предмет, каким голосом разговаривали ваши родные и друзья, какой звук издают птицы и так далее. Но в День глухих стоит задуматься о том, что в мире огромное количество людей – глухих от рождения. Что такое звук – они попросту не знают. И объяснять им это бесполезно, все равно они ничего не поймут. Все равно, что вам объяснили бы принцип работы летающей тарелки, не подчиняющейся земным законам физики.

Статистика

Согласно данным каждый девятый житель планеты является глухим, либо страдает расстройством слуха. Всего в мире насчитывается более 2 тысяч языков, но есть среди них и еще один – особенный не похожий ни на что – язык жестов. Во всем мире стремятся к его универсальности, унификации, но тем не менее, в каждой стране он немного различается из-за особенностей того или иного языка, местной культуры, традиций.

История

Самая первая школа глухонемых была основана во Франции в 1760 году. Местный аббат Шарль де Лапэ стал прародителем языка жестов, который назывался Жестуно. Новый язык стал настоящим чудом, позволившим глухим людям общаться между собой и больше не чувствовать себя ущербными.

Великие глухие

Среди слабослышащих или глухих встречается множество гениев. Достаточно вспомнить поэта Пьера де Ронсара, знаменитый писатель Виктор Гюго, чьему перу принадлежит роман «Собор Парижской Богоматери», и, конечно, композитор Бетховен. Гений последнего особенно велик. Только подумайте – сочинять великолепную музыку, при этом ориентируясь только на внутренний слух и на теорию музыки.

Когда Международный день глухих в 2019 году?

Международный день глухих проходит в последнее воскресенье сентября, в 2019 году это 29 сентября.

Ежегодно последняя полная неделя сентября отмечается как Международная неделя глухих (International Week of the Deaf), которая завершается Международным днем глухих (International Day of the Deaf), отмечаемым в воскресенье. В 2017 году этот день приходится на 24 сентября.

Международный день глухих был установлен в 1958 году в память создания в сентябре 1951 года Всемирной федерации глухих (World Federation of the Deaf), которая является одной из старейших международных организаций людей с ограниченными возможностями. В настоящее время Всемирная федерация глухих (ВФГ) объединяет 133 национальные организации всех пяти континентов.

Всемирная федерация глухих — одна из ведущих организаций мира, занимающаяся решением проблемы уравнивания в правах глухих и слышащих людей.

По данным ВОЗ, более 5% населения мира — 360 миллионов человек (328 миллионов взрослых людей и 32 миллиона детей) — страдают от инвалидизирующей потери слуха (потеря слуха в слышащем лучше ухе, превышающая 40 дБ у взрослых людей и 30 дБ у детей). Большинство таких людей живет в странах с низким и средним уровнем дохода.

Примерно каждый третий человек в возрасте старше 65 лет страдает от инвалидизирующей потери слуха. Самая высокая распространенность этого состояния в данной возрастной группе отмечается в Южной Азии, Тихоокеанском регионе Азии и в Африке к югу от Сахары.

Потеря слуха может быть легкой, умеренной, тяжелой или глубокой. Она может развиваться в одном или обоих ушах и приводить к трудностям в слуховом восприятии разговорной речи или громких звуков.

Понятие "тугоухости" применяется по отношению к людям с потерей слуха, варьирующейся в пределах от легкой до тяжелой. Обычно они общаются с помощью разговорной речи и для улучшения слышимости могут пользоваться слуховыми аппаратами, кохлеарными имплантатами (протез, позволяющий компенсировать потерю слуха) и другими вспомогательными средствами, а также субтитрами.

"Глухие" люди, в основном, страдают от глубокой потери слуха, при которой они слышат очень мало или не слышат вообще. Часто для общения такие люди используют язык жестов.

Потеря слуха может развиваться по генетическим причинам , в качестве осложнений во время родов, а также в результате некоторых инфекционных болезней, хронических ушных инфекций, употребления некоторых лекарственных средств, воздействия чрезмерного шума и старения.

В России более 13 миллионов людей с нарушением слуха , в том числе более 1 миллиона — дети.

По данным Всероссийского общества глухих , численность глухих, которые являются носителями жестового языка, — более 300 тысяч человек. В эту статистику попали те, кто потерял слух полностью или частично в раннем возрасте или с врожденными дефектами слуха.

Среди известных личностей, потерявших слух в различном возрасте , поэт эпохи Возрождения Пьер де Ронсар, композитор Людвиг ван Бетховен, писатели Виктор Гюго, Жан Жак Руссо и Карел Чапек; итальянский художник Антонио Станьоли, французский скульптор Клод-Андре Десен и др.

Но никто из людей, не имеющих слуха, не считает себя немым — у глухих есть язык жестов, такой же полноценный и богатый, как язык вербального общения. Первая школа для глухих людей — Парижский институт глухонемых — был основан в 1760 году во Франции аббатом де Л"Эпе.

В России первая школа для глухих детей была открыта в 1806 году в Павловске. В 1900 году в Москве был открыт первый в Европе детский сад для неслышащих. В начале ХХ века учреждения для детей с проблемами слуха, зрения или развития были лишь единичными. В начале 1930-х годов в России начала складываться система специального образования. В середине 1990-х годов в России было 84 школы для глухих. За последние годы количество специальных учреждений увеличилось , выросла квалификация педагогов.

В 2012 году в России был законодательно . Президент РФ Владимир Путин 30 декабря 2012 года одобрил изменения в закон о социальной защите инвалидов, который уточнил статус русского жестового языка и определил его как язык общения при наличии нарушений слуха и(или) речи. Согласно закону, при получении образования инвалидам по слуху должны бесплатно предоставляться специальные учебники, учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков.

В настоящее время дошкольные и средние образовательные учреждения для детей с нарушениями слуха работают во многих регионах РФ ; в ряде регионов есть средние специальные и высшие учебные заведения, где дети с нарушением слуха могут продолжить образование.

В Москве к таким вузам относятся Московский государственный медико-стоматологический университет , Российский государственный социальный университет, Московский педагогический государственный университет, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Российский государственный гуманитарный университет, Московский государственный психолого-педагогический университет, Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Международный день глухих отмечается в последнее воскресенье сентября. В 2019 году он выпадает на 29 сентября. Его справляют люди, которые страдают глухотой и нарушением слуха, а также неравнодушные к этой проблеме граждане и организации. В России праздник не получил массового распространения.

Глухота и нарушения слуха - распространенная проблема. Многие люди не задумываются над тем, как это прекрасно - слышать и различать голоса людей, музыку и другие звуки. Для поддержки и предотвращения дискриминации тех людей, которые лишены этого прекрасного чувства, учрежден всемирный праздник.

История праздника

В сентябре 1951 года в Риме была создана Всемирная федерация глухих, которая состояла из представителей организаций лишенных слуха 30 стран. В 1958 году при содействии ООН с целью поддержки глухих, защиты их прав, улучшения качества жизни и информирования общественности о существовании такой категории людей был объявлен Международный день глухих.

Традиции праздника

В России в этот праздник устраиваются выступления лишенных слуха артистов и артистов эстрады. Организуются мероприятия по обучению языку жестов всех желающих.

Первый институт глухих был основан во Франции в 1760 году аббатом де Л’Эпе.

В США первая школа для лишенных слуха появилась в 1816 году, в России - в 1806-м (Павловск) и в 1834-м (Москва). В 1810 году в Санкт-Петербурге было открыто первое училище для глухих.

Олимпийский и многократный чемпион СССР по футболу в составе «Спартака» А. Масленкин страдал тугоухостью.

Первым глухим чиновником в правительстве США был Р. Давила. Он занимал с 1989 года пост помощника министра образования по обучению инвалидов.

Б. Клинтон страдал тугоухостью. Для различения речи он использовал небольшой цифровой слуховой аппарат.

Первой глухим адвокатом был К. Гордон (США).

Лучшим глухим танцором мира признан А. Дамти (Израиль).

Немецкий композитор Л. Бетховен потерял слух, будучи известным. После полной его потери в 1802 году он начал создавать гениальные произведения, которыми восхищается весь мир.

Квинтус Педиус был первым глухим человеком, чье имя было отмечено в анналах истории. Он жил в начале нашей эры.

Прославлен тот боец, что верною рукою

Добьется, невредим, победного венца.

Но честь, двойная честь бесстрашному герою,

Кто ранен, весь в крови, но бьется до конца.

О. Скороходова

Задачи

1. Познакомить учащихся с историей появления в календаре памятных дат Международного дня глухонемых людей.

2. Формировать понимание значения данного дня в календаре памятных дат.

3. Воспитывать уважительное отношение к людям, которым посвящен этот день.

Форма проведения: информ-дайджест.

Подготовительная работа

1. Подготовить информацию по теме часа.

2. Найти информационные источники (книги, журналы, газетные публикации), свидетельствующие о жизни и деятельности глухонемых людей.

3. Найти репродукции картин глухонемых художников.

Ход информационного часа

I. Основная часть

Классный руководитель . Я предлагаю вам на минуту закрыть глаза, прикрыть плотно руками уши и оказаться в полном безмолвии.

Учащиеся выполняют задание.

Трудное это состояние, не правда ли? Нам тяжело его пережить в течение нескольких минут. А если это на всю жизнь? Мы отправляемся с вами в страну глухих. Какая она? Кто в ней жил и живет? Каково жить в этой стране? Об этом рассказ наших ребят.

Ученик . Международный день глухонемых людей отмечается по инициативе Организации Объединенных Наций с 1951 г.

Ученица . По данным Всемирной организации здравоохранения, нарушениями слуха страдает каждый девятый человек. Слух можно потерять в результате травмы, болезни или врожденных пороков.

Ученик . В 1926 г. в России было создано Всероссийское общество глухих людей.

Ученица . В 1760 г. аббат де Л" Эпе основал первую школу - Парижский институт глухонемых во Франции. Он был основоположником мимического метода общения с глухонемыми людьми, автором языка жестов.

Ученик. Именно благодаря его открытию Международная федерация глухонемых людей в 1950-е гг. разработала систему жестов для обслуживания международных мероприятий глухих людей: конгрессов, симпозиумов, конференций, в том числе и спортивных мероприятий.

Ученица . На нашей большой планете более 2500 языков. Но есть и еще одна форма общения, в последнее время все больше и больше интересующая ученых, - это язык взглядов и жестов. Им пользуются глухонемые люди.

Ученик. Иногда можно слышать, что глухие люди замкнуты и необщительны. Однако позволю себе с этим не согласиться. Готовясь к информационному часу, я нашел статью, содержание которой относится непосредственно к теме нашего разговора.

Казалось, только один человек сохранял спокойствие в аудитории Академии педагогических наук. Это была невысокая женщина в строгом черном костюме. А между тем именно из-за нее и пришли сюда профессора, педагоги, врачи...

Слепоглухая Ольга Ивановна Скороходова публично будет отстаивать свое право встать в один ряд с учеными нашей страны. Спокойным, ровным голосом она говорит о своей работе, которая представлена на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Быстро отвечает на вопросы. Возражает, когда не соглашается. Даже не верится, что это человек, лишенный зрения и слуха.

Только внимательно присмотревшись, можно заметить, что женщина правой рукой быстро водит по наколотой по системе Брайля бумаге и время от времени дотрагивается до горла, проверяя, говорит ли она.

Она не слышит ни звука, а вопросы ей через руку специальной азбукой передает переводчик. В качестве кандидатской диссертации О.И. Скороходова защищала свою ставшую широко известной книгу «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Перед ученым советом лежали чешское, китайское, румынское, немецкое издания ее книги.

Книга О.И. Скороходовой не развивала науку о слепоглухих людях, не продолжала ее - она создавала науку. А ее автором был человек, который завоевал свое место в жизни, победив мрак и безмолвие.

Она родилась 11 мая 1911 г. на Украине, в селе Белозерка недалеко от Херсона. Ее родители были бедные крестьяне.

В автобиографии Ольга Ивановна писала: «Когда отца в 1914 г. угнали на войну, мать осталась единственной работницей в семье, состоящей из братьев и сестер моего отца и больного дедушки. Мать много работала — батрачила у священника... Но как ни тяжелы были годы моей маленькой жизни, они все же были моим золотым детством до того дня, как я заболела».

В арсенале кинематографистов есть такой прием, когда на несколько мгновений вдруг исчезает изображение и выключается звук. Используется этот прием крайне редко, потому что зрителю становится не по себе. Но гораздо страшнее, если нечто подобное случается в жизни.

Ольга заболела менингитом и полностью потеряла сначала зрение, потом слух и частично - речь. Наступила полная тьма и полная тишина... Началась жизнь без звуков и красок. Ночь или день - все одинаково. Только руки ей рассказывали о том, что происходит вокруг. Мать Ольги - Мария Тимофеевна - делала все, что могла: возила дочь к врачам в Херсон, но они только сочувствующе гладили девочку по голове да советовали матери не падать духом.

Потянулись дни постоянного одиночества (мать была на работе с утра до ночи), беспомощности и почти полной изолированности от внешнего мира. В той же автобиографии Ольга Скороходова напишет: «Наступил самый трудный, голодный для нашего села 1922 год... Слабая и больная мать слегла в постель, незрячей и почти глухой девочке пришлось обслуживать и себя, и больную мать...» А новая беда уже стояла у ворот: от туберкулеза мать умирает. Истощенную, в полубессознательном состоянии, Ольгу забрала к себе ее тетка. Осенью 1922 г. Херсонский отдел народного образования направил девочку в одесскую школу для слепых детей.

В начале 1925 г. слепоглухая и почти уже немая Оля попадает в школу-клинику для слепоглухонемых детей. Эту клинику в Харькове создал профессор И.А. Соколянский. «Для меня, - писала Ольга, - началась совершенно новая, необычная жизнь. В то время в клинике было уже пять воспитанников. Нас окружили большой заботой. Наши воспитатели, педагоги и сам И. А. Соколянский любили нас не меньше, чем своих родных детей».

Прошло некоторое время, и у Ольги Скороходовой удалось восстановить речь. При помощи специальной методики с использованием дактильного (пальцевого) алфавита и рельефно-точечного брайлевского шрифта было организовано систематическое обучение всем предметам школьного курса.

Любимым предметом Ольги была литература. Особенно ей нравился Горький. В 1932 г., когда отмечалось 40-летие литературной деятельности писателя, девушка, набравшись храбрости, послала Алексею Максимовичу поздравительное письмо. Долгожданный ответ пришел нескоро: немало корреспондентов было у юбиляра. Завязалась переписка. Письма Горького поддерживали Ольгу, помогали ей жить.

Удивительным человеком была Ольга Скороходова. С ней можно было часами говорить о литературе, искусстве... Начитанность ее была поразительной. Русская и зарубежная литература - для нее родной дом, в котором все до мельчайших подробностей знакомо и дорого. Она не только любила и знала поэзию, но и сама с юных лет сочиняла стихи. Горький считал, что Ольга Скороходова обладала настоящим поэтическим даром. Вот, к примеру, только одно четверостишие из ее стихотворения «Весна»:

Молодая весна многозвучий полна,

Прилетела из дальнего края.

Зашумели леса, заблестела гроза,

Пробужденье природы встречая...

О.И. Скороходова любила и понимала скульптуру. Когда она рассказывала о скульптуре, то казалось, что оживают тончайшие линии изваяния, каждая бороздка, проведенная резцом мастера. Ее негромкий голос звучал мягко и мелодично, живо предавая оттенки чувств и мыслей. Трудно было поверить, что эта девушка, обладающая широкими познаниями, разносторонними интересами и огромной внутренней культурой, с восьми лет лишена зрения, слуха...

Испытаний, которые выпали на долю Ольги Скороходовой, хватило бы на нескольких человек. Вот только одно из них.

Оля много лет ничего не знала о судьбе своего отца - где он, что с ним. Но в 1933 г. после долгой разлуки они встретились. Нет слов, чтобы передать волнение, охватившее Ольгу. Как отнесется к ней, такой, отец? Была еще одна причина для волнений: у отца уже другая семья, есть и другая дочь... Между Ольгой и отцом завязывается переписка.

Вскоре Ольга стала получать письма и от жены отца, которая оказалась простой и добросердечной женщиной. Оля никому не хотела быть обузой, она старалась убедить, что не испытывает ни малейшего желания поселиться у них, уверяла, что она не абсолютный инвалид, что найдет свое место в жизни, а от них ждет только хорошего отношения к себе - их человеческой любви и дружбы.

Ольга получила среднее образование. Ее литературные способности окрепли: она пишет заметки, статьи, очерки, стихи... По совету профессора Соколянского она вела записи того, как она воспринимает мир. Впоследствии эти записи ей очень пригодились.

Она готовилась к поступлению в Литературный институт. Но началась Великая Отечественная война. Харьков оккупировали фашисты. Ворвавшиеся в школу гитлеровцы убили шестерых ее воспитанников. Лишь двое каким-то чудом спаслись. Одной из уцелевших была О. Скороходова. В 1943 г. наши войска освободили Харьков. Через год она была уже в Москве, где встретилась со своим учителем Иваном Афанасьевичем Соколянским и не расставалась с ним уже до самой его смерти.

Наступил 1947 г., О. И. Скороходова опубликовала свою книгу «Как я воспринимаю окружающий мир». Книга представляла исключительный интерес для дефектологии, психологии и была отмечена премией К.Д. Ушинского. В 1948 г. она становится научным сотрудником (позднее - старшим научным сотрудником) Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР - ныне Институт коррекционной педагогики РАО.

Имя и труды О. Скороходовой - единственного в мире слепоглухого научного работника - приобретают все большую известность.

В 1954 г. вышла в свет ее новая книга «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Она тоже была удостоена премии К.Д. Ушинского.

В 1961 г. О.И. Скороходова блестяще защитила кандидатскую диссертацию, и ей присвоили ученую степень кандидата педагогических наук.

Известно, что потеря зрения и слуха делает судьбу людей особенно тяжелой, потому что появляется ощущение личной катастрофы. Острейшее переживание несчастья способно породить желание уйти из жизни. Не избежала этого и О.И. Скороходова: когда ей было 18 лет, она хотела отравиться...

Выработка стратегии и тактики общения с людьми - это настоящее искусство. Даже маленькие победы давались ей с трудом, был знаком и горький вкус поражений. «Да, мне бывает нелегко, когда приходится смешивать кипяток сердечных струй с холодной водой», - записала она однажды в своем дневнике. Самообладание и душевная энергия Ольги Скороходовой были, казалось, неисчерпаемы. Отчасти этими качествами ее наградила природа. Но кроме того, силы для борьбы она черпала в понимании значимости своего труда и его необходимости для людей с похожей судьбой.

Работа над книгами приносила ей радость. В 1972 г. вышел из печати большой труд «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир», собравший воедино все ее книги, статьи и стихи разных лет. Он был признан крупным вкладом в отечественную психологическую и педагогическую науку. Скороходовой присудили первую премию Академии педагогических наук. Скоро этот труд стал широко известен во многих странах. В мировой литературе монография Скороходовой - это единственное произведение, в котором автор, лишенный зрения и слуха, не только описывает свои психологические Функции на разных стадиях онтогенеза, но и глубоко их анализирует. Этот научно-исследовательский труд написан в оригинальной форме - автобиографические материалы, дневниковые записи, воспоминания, стихи... Она помогала попавшим в беду людям не только своими научными трудами, но и практической деятельностью. С ее помощью была открыта в подмосковном Павловском Посаде школа-интернат для слепоглухонемых детей.

О.И. Скороходова всегда живо интересовалась вопросами школьной и студенческой жизни, принимала участие в работе научных конференций международного уровня. Она вела обширную переписку. Ей писали ученые и писатели, учителя и многочисленные читатели со всего света.

Была ли она счастлива в жизни? Может быть, найти ответ на этот непростой вопрос нам поможет строфа из ее стихотворения «Письмо»:

Я прошла сквозь мрак и бури,

Я пути искала к свету -

К жизни творческой, богатой...

И нашла! Запомни это!

Классный руководитель. Страна глухих... Она существует, она есть. В этой стране живут большие и маленькие, взрослые и дети. Как известно, сегодня в мире действуют различные программы реабилитации больных тугоухостью и глухотой, у них есть свой язык, специальные школы, свои общества по интересам и т. д. Все это, безусловно, помогает людям с ограниченными возможностями жить полноценной жизнью. Среди слепоглухих было и есть немало талантливых людей. В этом вы убедились, прочитав статью. Я прошу вас высказать свое мнение о прочитанном в статье.

Обсуждение статьи с учащимися.

Ученик. Готовясь к информационному часу, мы узнали, что десятки замечательных людей прошлого были глухими.

Ученица . И это нисколько не помешало им не только состояться в жизни, но и обессмертить свое имя великими творениями.

Ученик. К примеру, Пьер де Ронсар - поэт эпохи Возрождения, которого называли «принцем французских поэтов», был прекрасным фехтовальщиком и танцовщиком. В историю вошла его замечательная фраза: «С плохим слухом во дворце делать нечего».

Ученица. Глухим был известный французский писатель В. Гюго, автор романа «Собор Парижской Богоматери».

Ученик. Бетховен, величайший композитор своего времени, один из самых исполняемых в современном музыкальном мире, был глухим.

Ученица . Итальянский художник Антонио Станьоли, французский скульптор Десен, писатель Жан Жак Руссо - это люди, имена которых известны в мире благодаря их творениям.

Ученик . Страна глухих - это вовсе не страна, в которой нет творчества, жизни, радости, любви. Это страна, в которой люди, лишенные радости видеть и слышать, зачастую - говорить, часто делают то, что не под силу имеющим возможность слышать и видеть,

Ученица . К примеру, недавно в Киеве открылась выставка картин, нарисованных людьми с расстройствами слуха. Это вторая международная выставка глухих художников на Украине. В экспозицию вошли 160 картин 50 художников. Кроме представителей Украины, свои работы показали профессионалы и любители из России, Беларуси и Польши. Вот что сказала одна из участниц выставки: «Мне кажется, глухие люди рисуют намного лучше, чем те, которые слышат. Мне нравятся реалистичные картины глухих художников. Они рисуют так, как видят, ничего не добавляя».

Ученик . Это пример из сегодняшнего дня. Мы же хотим рассказать о людях прошлого, картины которых известны всему миру. Но мало кто знает, что эти художники, авторы выдающихся произведений, были глухими.

Рассказ сопровождается демонстрацией слайдов.

Ученица . Я приглашаю вас в Испанию, в город Сарагосу. Здесь родился знаменитый испанский художник Франсиско Гойя. История жизни Ф. Гойи начинается в 1746 г. Условия жизни его семьи были исключительно скромными. Его мать принадлежала к мелкой аристократии Сарагосы, отец работал шлифовальщиком металлов.

Ученик . Свое обучение как художник Гойя начинает в Испании, а продолжает в Италии. Возвратившись на родину, он становится художником-портретистом.

Ученица. По мере того когда возрастала его известность, сын шлифовальщика из Сарагосы наслаждался своим успехом и признанием. В одном письме другу Гойя писал об аудиенции У короля, сообщая с удовольствием, что не смог скрыть «всех почестей, которые, благодаря Богу, получил от короля, королевы и принцессы, показав им картины», добавляя: «Я, поцеловав их Руки, никогда не испытывал так много счастья».

Ученик. Слава давала ему больше работы по заказам. Для него позируют аристократы и члены королевской семьи, политики, законодатели и высокие сановники церкви, а также поэты, художники, актеры и тореадоры. Успех был приятен, но одновременно художник скучал, так как ему хотелось писать только то, что он любил.

Ученица. В 1792 г., будучи в Севилье, он тяжело заболел, и это заболевание оставило ему глубокую и неизлечимую глухоту в возрасте 46 лет. Близкое соприкосновение с глухотой и одиночеством, в которые он был погружен, изменило его искусство навсегда. Кроме работ на заказ Гойя начал писать картины исключительно для самого себя. Его произведения с этого времени отличались новой глубиной и критическим видением.

Ученик. Если глухота Гойи повлияла положительно повлияла на его искусство, то нельзя сказать то же самое о его профессиональной жизни.

Ученица. В 1795 г., вскоре после утраты слуха, он был избран директором Школы живописи Королевской академии искусств Сан-Фернандо, но два года спустя отправлен в отставку со ссылкой на состояние здоровья. Примерно 10 лет он добивался места генерального директора академии, но терпел поражение при голосовании: 28 из 29 членов академии были против него из-за его глухоты.

Ученик. И лишь в конце жизни он смог получить место на государственной службе как придворный художник.

Ученица . Известным художником, глухим от рождения, был испанец, современник Гойи, Роберто Готье Прадес. Свое наследство, заработанное им рисованием картин, он оставил на обучение и воспитание различных поколений глухих детей.

В мае 1805 г. он обратился в Королевский колледж художников с ходатайством учить читать, писать и рисовать глухих талантливых детей. Предложение Прадеса очаровало членов совета правления, они решили, что обучать детей должен глухой художник. Королевский колледж с удовольствием принял это предложение, и вскоре глухие учащиеся начали получать уроки рисунка у Роберто Готье Прадеса.

Ученик. Однажды Марка Твена попросили назвать людей, которых можно было бы считать самыми замечательными личностями XX столетия.

Ученица. И что же он ответил?

Ученик. Он назвал самыми известными личностями Наполеона Бонапарта и Елену Келлер.

Ученица . Имя Наполеона Бонапарта, пусть и самым печальным образом, известно всем. Кто такая Елена Келлер, знают немногие.

Ученик. Елена Аламс Келлер была лишена слуха и зрения, она прожила свои 87 лет в темноте и тишине. Вот с каким письмом она обратилась к своим потомкам:

«Я, будучи незрячей, могу дать один совет тем, кто видит этот чудесный мир.

Я могу дать одно предостережение тем, кто не использует дар Божий - свое зрение - полностью.

Употребляйте свои глаза так, как будто завтра вы окажетесь слепыми. Это же можно применить и к другим внешним чувствам.

Ученица . Одаренная от природы энергичным, жизнерадостным и целеустремленным характером, а также сильным желанием выражать и передавать мысли, она вышла навстречу жизни, чтобы усвоить ее уроки. Американке из Алабамы, возможно, не суждено было прославиться на весь мир, если бы не трагедия, случившаяся с ней в возрасте полутора лет, когда в результате болезни маленькая Елена потеряла зрение и слух.

Ученик . Слепоглухонемая девочка выросла и написала семь книг! В это трудно поверить... Благодаря своей учительнице Энн Салливан и ничуть не меньше - своей жизненной силе и любви к миру Елена Келлер одержала победу над физическим недугом и стала символом человеческой воли. Для всех, не только для Марка Твена.

Классный руководитель . Закончится Международный день глухонемых людей. Но он не должен закончиться в наших делах и поступках. Главное, чтобы мы с вами помнили и говорили об этих людях не только в этот день. Мы должны их видеть среди нас, пытаться помочь, если они нуждаются в нашей помощи, сделать так, чтобы они почувствовали, что мы их слышим без призыва о помощи.

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Твоё свободное время



Рассказать друзьям