Что влияет на память человека? Факторы запоминания. Какие существуют подходы к менеджменту? Подчиненность в рамках определенной функции

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как бы разнообразны ни были рассмотренные учебные ситуации, концепции обучения, виды учебных и обучающих действии, мотивы и источники учебной деятельности, все они имеют нечто общее. Их конечная задача - направить усилия ученика на то, чтобы чему-то научиться. Если нет усилий, направленных к учебной цели, то нет и самого учения. Этот универсальный компонент любого целенаправленного учения называется заучиванием.

Внутренние факторы заучивания. Внимание и установка. Первое условие заучивания: то, что необходимо узнать и усвоить, должно быть отражено в психике, выделено ею из всех остальных воспринимаемых сторон внешнего и внутреннего мира. Мало смотреть - надо видеть, мало "слушать - надо слышать. Информацию, которой нет, невозможно усвоить и переработать. Заучивание может происходить при условии, если есть, что заучивать.

Показ и речь учителя, его указания и требования - только часть всех сигналов, которые поступают к ученику. Одновременно извне идет целый поток посторонних «шумов». Это и поведение других учеников, и внешность учителя, и птица, сидящая на ветке за окном, и шаги за стеной, и множество других мелких событий, которые непрерывно происходят в микромире классной комнаты. Навстречу им «изнутри» идут воспоминания, ожидания, тревоги и размышления. И в том, что показывает и сообщает учитель, тоже иногда имеется множество побочной, избыточной в данный момент информации. Между тем психологический эксперимент показывает, что человек одновременно способен воспринимать довольно ограниченный круг объектов (примерно 5-9). Все остальное выступает как смутный общий фон или вообще не осознается человеком.

Определенные предметы, события или свойства могут вызывать активность психики, выражающуюся во внимании, потому что они связаны с внутренними источниками ее деятельности - потребностью в информации, нуждами индивида, его общественными влечениями и целями. Проявления личности человека в отборе, переработке и использовании информации психологи называют установками. Множество экспериментов и наблюдений показывают важное, порой решающее значение установок индивида в учебной деятельности. Так, в одном из опытов две группы студентов заучивали одинаковым способом и с тем же количеством повторений тот же материал. Одна группа была предупреждена, что материал не придется повторять до проверки. Другой группе сказали, что перед проверкой будет возможность повторить задание. Затем неожиданно обе группы были проверены. Оказалось, что студенты, надеявшиеся доучить материал, запомнили его значительно хуже. У них не было установки на окончательное заучивание. В исследованиях было показано, что установка определяет и сроки, и прочность, и характер запоминания. Учение с установкой «до экзамена» сохраняет знания лишь до выхода из экзаменационной аудитории. Учение 9 установкой на приблизительное заучивание дает приблизительные знания. Более того, восприятие той же информации без установки на заучивание часто вообще не дает никаких знаний.

Таким образом, проблема внимания и установки на учение- это проблема мотивации ученика. И внимание, и установка на учение являются внешними выражениями определенной направленности психической и практической деятельности учащегося, именно направленности на результаты, цели или процесс учения. Такая направленность достигается связыванием этих основных сторон учения с внутренними, внешними и личностными детерминантами деятельности индивида.

Внешние факторы заучивания. Содержание и форма учебного материала. Как и в любой другой деятельности, результаты учения определяются не только субъективными факторами (отношением учащегося к предмету), но и объективными (свойствами самого заучиваемого материала). Психологи и педагоги провели многочисленные исследования этой стороны учения и накопили огромное количество фактических и экспериментальных данных. Анализ данных позволяет выделить главные свойства учебного материала, которые влияют на его заучивание.

Первое такое свойство учебного материала - его содержание. Предметом заучивания могут быть фактические сведения или обобщенные знания, понятия или принципы, действия или операции/ умения или навыки. От того, какой из этих типов материала является предметом заучивания, в решающей степени зависят структура научения, методы учения и способы обучения. Как показали исследования многих советских психологов, структура и характер учения определяются также тем, к какой области знаний и деятельности относятся соответствующие факты, понятия, навыки и умения. Заучивание правил арифметики связано с иными приемами наблюдения, умственной и практической деятельности, чем заучивание грамматики. Заучивание литературы идет иначе, чем заучивание физики. Все эти конкретные закономерности относятся к психологии усвоения отдельных учебных предметов (и даже учебных тем).

Второе свойство учебного материала - его форма. Она может быть жизненной, котла обучение осуществляется на реальных предметах или видах деятельности, и дидактической, когда обучение осуществляется на специально препарированных и схематизированных учебных объектах и задачах. Она может быть предметной, образной, речевой и символической. Любая из этих форм преподнесения учебного материала представляет собой некоторый язык, который служит для передачи определенной информации - сигнальной, смысловой, ценностной или командной. Исследования советских и зарубежных психологов показали, что эффективность избранного языка зависит от двух факторов: 1) от того, соответствует ли язык характеру заучиваемого материала; 2) насколько владеет учащийся данным способом кодирования информации и насколько этот язык соответствует структуре мышления учащегося.

Так, опыты показали, что студенты, подростки и даже дети семи-восьми лет способны усваивать основные понятия теории множества. Однако для этого детям нужно преподнести указанные понятия в предметно-действенной форме (на языке вещей и действий), подросткам - в форме конкретных операций над математическими объектами (на языке образов и операций), для студентов же достаточно будет речевой и символической формы сообщения соответствующей информации. (Это не значит, что дети не в состоянии подняться к символической форме кодирования понятий теории множества. Но пока они этим языком не владеют, вводить указанные понятия придется на языке предметов и действий над ними.)

Третье свойство учебного материала, выявленное исследователями,- это его трудность, которая влияет на эффективность заучивания, его быстроту и правильность. Говоря о трудности или легкости материала, обычно имеют в виду, что один материал учащиеся заучивают быстрее и с меньшим количеством пробелов или ошибок, а другой - медленнее, с большими пробелами и ошибками. Исследования показали, что, например, трудность заучивания слов и предложений связана не столько со значением самих этих слов и предложений, сколько с контекстом, в котором они находятся. Например, текст: «Он подошел к окну и выглянул на улицу. Там шли люди и ехали машины. Был вечер» - запоминается легче, чем текст: «Он подошел к прииску и заглянул в себя. Вовне перемещались люди и виляли машины. Был звон». Объясняется это тем, что в первом тексте последующие слова и предложения в значительной мере предсказуемы, во втором - догадаться, что будет дальше, значительно труднее. По той же причине еще труднее заучить бессмысленный текст, составленный даже из знакомых слов, вроде: «Подошел, люди, вечер, ехали, был, на, улицу, к, окну, шли, выглянул, там». И совсем трудно, если разбить слова на бессмысленные слоги: «до, лю, ха, на, ли, выг...» и т. д. Трудность заучивания явно растет с ростом непредсказуемости каждого последующего элемента и количества таких непредсказуемых «продолжений». Или, например, требуется несколько повторений для механического заучивания следующего ряда чисел: 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 55, 61, 67. Однако стоит заметить, что каждое следующее число на шесть единиц больше предыдущего, что ряд начинается с тринадцати и содержит десять элементов, как он сразу заучивается. Причина опять заключается в том, что этих сведений оказывается достаточно, чтобы предсказать каждое следующее число.

Частичная или полная предсказуемость следующего элемента обусловливается наличием в заучиваемом материале более или менее отчетливых закономерностей. Эти закономерности могут отображаться в опыте (причинные последовательности), знаниях (известные последовательности), понятиях и принципах (законы, правила) и т. д. Они могут быть связаны и с формальными ограничениями возможных выборов, например с ритмом, размером строки, рифмой. По-видимому, этим объясняется более легкое заучивание стихов (вспомните у Пушкина: «Читатель ждет уж рифмы «розы». Так на, бери ее скорей!»).

Теория информации установила чрезвычайно важное положение: чем больше упорядоченность, т. е. закономерность сообщения, тем меньше информации в среднем несет каждый его элемент. Отсюда вытекает важная гипотеза: чем больше информации несет каждый элемент учебного материала, тем он труднее для заучивания. Количество информации, которую содержит определенное сообщение, различно для разных людей. Например, сообщение: «Волга впадает в Каспийское море» - для взрослого человека не содержит никаких новых сведений, не несет информации (поэтому высказывания Беликова в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре» и звучат так тривиально). Однако для человека, который узнает об этом факте впервые, данное сообщение несет информацию. Следовательно, количество информации, которую несет учебное сообщение, во многом зависит от подготовленности учащегося, от наличия у него соответствующего предварительного опыта, знаний, понятий и умений. Поэтому ясно, что трудность учебного материала при прочих равных условиях определяется степенью связи нового учебного материала с имеющимся у ученика опытом, знаниями и умениями. Чем больше таких связей, тем материал легче для заучивания, и наоборот (при прочих равных условиях).

Четвертое свойство, влияющее на заучивание учебного материала,- его значение. Под значением понимают важность той информации, которую содержит учебный материал. Определенные сведения или действия могут быть важны сами по себе или для усвоения последующего материала. Они могут быть важны для решения задач, с которыми затем встретится учащийся. Наконец, они могут быть важны для формирования поведения или определенных черт личности. Таким образом, понятие «значение» охватывает и категории знания, и категории пользы, и категории ценности. Значение может быть и гностическим (познавательным), и практическим (деловым), и этическим (нравственным), и эстетическим (художественным), и социальным (общественным), и воспитательным (педагогическим).

Следует подчеркнуть, что одного значения учебного материала самого по себе еще недостаточно. Чтобы он успешно заучивался, он должен обрести соответствующую значимость для самого учащегося, т. е. в материале должны быть запечатлены потребности ученика. Какие методы используются для того, чтобы сделать материал значимым для учащегося, зависит от точки зрения на сущность научения. Одни психологи основным средством считают подкрепление, другие - награду, третьи - интерес, четвертые - практическую или познавательную активность, пятые - самовыражение и т.д. Но суть этих рекомендаций одна -найти пути, чтобы сообщаемая информация приобрела значимость для учащегося.

Со значимостью тесно связано пятое свойство - осмысленность учебного материала. Наблюдения и эксперименты свидетельствуют, что осмысленный материал заучивается лучше (быстрее и с меньшим числом ошибок). Так, в одном опыте заучивание полностью осмысленного материала происходило в шесть раз легче, чем бессмысленного материала того же характера и и объема. Осмысленный материал больше и полнее сохраняется. Что означает понятие «осмысленность»? Понятно ли, например, следующее определение из учебника математики: «Если полукольцо А произвольного кольца одновременно является левым и правым идеалом, то оно называется двусторонним идеалом этого кольца»? По-видимому, это зависит от знаний читателя. Если он знает теорию групп или хотя бы понимает, что означают в ней понятия «кольцо», «полукольцо», левый и правый «идеал», то данное высказывание будет для него осмысленным. В противном случае смысл данного определения будет непонятным.

Таким образом, осмысленность материала не есть его изолированное качество, независимое от субъекта усвоения. Осмысленность зависит от того, имеются ли в арсенале учащегося понятия, сведения, действия, необходимые, чтобы понять элементы учебного материала и установить связи между ними. Кроме того, осмысленность может иметь разные степени: от смутного понимания, что «нечто называется чем-то», до отчетливой реконструкции всей полученной информации. И сама осмысленность и ее степень зависят от связей, существующих между новым учебным материалом и опытом, знаниями, понятиями, умениями ученика, уже известными ему действиями и операциями.

Следующее, шестое свойство - структура учебного материала. Этот фактор тесно связан с предыдущим. Осмысленность определяется связями нового, неизвестного с известным. Структура материала-то, как устанавливаются в нем эти связи. Например, осмысление операции умножения опирается на понимание операции сложения и умение ее производить. Операция умножения осмысливается как многократное сложение одинаковых чисел (3X4=3+3+3+3). Вводить связь новой операции (умножения) с известной (сложением) можно по-разному. Можно начать с примеров многократного сложения, а затем подвести к понятию умножения. Можно начать с определения операции умножения, а затем показать, как оно сводится к многократным сложениям. Первый путь даст индуктивную структуру учебного материала, второй - дедуктивную. Это формальная, или логическая, структура материала. Она выражается в развертывании системы и отношений понятий (подчинение и соподчинение, исключение и дополнение).

Связи могут устанавливаться не только между понятиями, но и между предметами, образами или явлениями, например: сходство и различие, близость и отдаленность, до и после, причина и следствие. Это будут связи по физическим, психологическим и другим видам отношения. Это содержательная, или семантическая, структура материала.

Наконец, связи могут устанавливаться на основе правил некоторого языка, его определенных усвоенных соотношений и сочетаний. Так заучивается, например, таблица умножения. Это будет синтаксическая структура материала.

Никаких заметных преимуществ одной структуры учебного материала перед другой обнаружить в опытах не удалось. Однако исследования показали, что заучивание любого материала облегчается по мере повышения структурности, т. е. логических, семантических и синтаксических связей его частей. Чем больше в материале таких связей нового со старым, тем теснее связь каждой последующей части с предыдущей, тем легче заучивание. Недаром одним из принципов обучения является принцип последовательности и систематичности. Частные исследования показали, что четко выделенные отдельные связи заучиваются легче, чем сложные, включающие много отношений или звеньев. Именно этим объясняются, по-видимому, затруднения при заучивании многих математических теорем, доказательств и методов. Трудности возникают также, когда связи не выделены четко, а замаскированы в фактическом и описательном материале. Это часто наблюдается при заучивании материала по истории, географии. Некоторую роль играет также расположение частей материала. Так, крайние элементы, начало и конец, заучиваются раньше, чем средние. Соседние элементы связываются прочнее, чем отдаленные.

Седьмой фактор, влияющий на заучивание учебного материала,- его объем. Под объемом учебного материала понимают количество отдельных элементов в нем (или число законченных единиц материала), подлежащее заучиванию. В бессмысленном материале определить количество заучиваемых элементов не представляет особого труда. Если заучиваются бессмысленные слоги, это будет количество таких слогов (при условии, что все они имеют одинаковое число букв или звуков). При заучивании чисел это будет количество цифр в числе или количество чисел (если во всех них одинаковое количество цифр). Сложнее определить объем материала при смысловом заучивании, так как при смысловом заучивании всегда происходит мыслительная перестройка материала. Он упорядочивается и организуется в соответствии с опытом и знанием учащегося, В заучиваемом материале отбрасываются второстепенные, выделяются смысловые опорные точки, целые обширные куски заменяются их обобщенными обозначениями, происходит сложная переработка информации. Поэтому измерить число элементов учебного материала еще недостаточно: ведь учащийся заучивает не то, что написано в учебнике, а то, что у него получается в результате мыслительной переработки текста и выражения этих результатов в терминах своего опыта. У каждого это происходит по-своему. Объем осмысленного учебного материала можно только косвенно измерить кислом новых понятий или операций, которые требуется усвоить. Его можно также измерить числом связей, которые в нем устанавливаются, или числом суждений, которые он содержит.

Увеличение смыслового объема учебного материала увеличивает трудность его мысленной переработки и заучивания.

В заключение следует упомянуть еще один фактор-эмоциональные свойства учебного материала. Сюда относятся, в частности, привлекательность материала, его способность вызывать у учащегося определенные чувства и переживания. Как показывают исследования, материал, вызывающий сильные положительные чувства, заучивается легче, чем безразличный и скучный. Материал, связанный с отрицательными эмоциями (презрение, страх, отвращение, гнев), заучивается иногда хуже, но иногда и лучше, чем безразличный. По-видимому, здесь все зависит от направленности чувств. Если они вызваны информацией, содержащейся в материале, то заучивание обычно происходит лучше. Если же они направлены на сам этот материал, то заучивание затрудняется. Так, например, сцена из романа, вызывающая страх, запоминается лучше, чем безразличное для читателя описание, но если чувство страха вызвано видом сложных формул в учебнике, заучивание их затрудняется.

Организация заучивания. Если учебный материал служит основной предпосылкой, а внутренняя установка - условием, то повторение и упражнение являются основными средствами заучивания, они нужны для закрепления, запечатления усваиваемого материала и действий. Однако многие опыты и наблюдения обнаружили, что само по себе многократное повторение может не давать никакого научения или закрепления знаний и действий. В частности, доказано, что многократное выполнение одних и тех же действий не дает никакого их совершенствования, если учащийся не получает информации о результатах действий - их правильности или ошибочности. Следовательно, повторение нужно не просто для запечатления, а для уточнения и совершенствования знаний и действий, оно является средством проверки и исправления достигнутых результатов. Кроме того, повторение позволяет обнаружить все новые и новые связи элементов учебного материала между собой и с опытом учащегося. Первое приводит к уменьшению количества информации, содержащейся в материале, второе - к наполнению этой информации смыслом.

Таким образом, повторение играет в заучивании двойную роль. Во-первых, оно дает редукцию (уменьшение) информации и включает эту информацию в систему опыта учащегося. Во-вторых, оно само позволяет получать информацию о результатах заучивания. Поэтому активное повторение, приводящее к заучиванию,- это не просто многократное восприятие, или чтение, или делание того же самого. В активном повторении при каждом новом восприятии или воспроизведении учащийся психологически имеет дело с несколько иным, новым материалом, обогащенным предыдущей умственной переработкой, пронизанным связями, которые ранее не были обнаружены.

Обратная связь в обучении. Ход научения регулируется на основе обратной связи, т. е. непрерывного или периодического контроля и учета текущих результатов. При обучении основным средством такого контроля являются ответы и действия учащихся, степень их правильности, число ошибок. Эффективность управления учебной деятельностью в значительной мере зависит от способов и форм, какими идут: 1) поиски учащимися правильного ответа и действий, 2) сигнализация о допущенных ошибках, 3) исправление этих ошибок, 4) реагирование учителя на ошибки.

Как показывает анализ теории и практики обучения, поиск ответов учащимся может осуществляться в форме самостоятельного конструирования (формулировки ответа самим учеником) или альтернативного выбора (выбора учеником одного правильного ответа из нескольких предлагаемых готовых ответов).

Указание ошибок может иметь характер прямой сигнализации (указания допущенной ошибки) или косвенного выявления (обнаружения ошибки учеником путем сличения своего ответа с правильным).

Исправление ошибок может достигаться текущей корректировкой (немедленным сообщением правильного ответа), итоговой корректировкой (предъявлением правильных ответов только после ответа на все вопросы задания), подсказкой (сообщением дополнительных сведений и указаний, помогающих понять ошибку и исправить ее), поиском (самостоятельным отыскиванием правильного ответа после получения сигнала ошибки).

Среди возможных принципов регулирования хода научения нет таких, которые можно было бы рассматривать как универсальные и наилучшие. Одни из них оказываются более эффективными при решении одних дидактических задач, другие - при решении других. Отсюда возникает проблема оптимального сочетания этих принципов при программировании и регулировании процесса обучения.

Нужно иметь спокойствие, чтобы воспринимать события, на которые нельзя повлиять. Силы, чтобы менять то, что возможно. И мудрость, чтобы отличать одно от другог о.

Каждый раз, когда вопрос касается действий или изменений, мы сталкиваемся с тем, что сфера влияния ограничена. Существует бесконечное количество факторов, на которые мы повлиять можем и несоразмерно меньшее количество, которое находится в зоне нашего влияния. И те и другие факторы оказывают влияние на создание бизнес процессов, проекта, да и всей жизни. Проблема скрывается в том, что порой сложно определить факторы на которые мы можем повлиять, на которые не можем и те, которые можно изменить опосредованно.

Сегодня я расскажу о том, как факторы и зоны влияния работают в управлении бизнес-процессами.

Что такое факторы, оказывающие влияние на создание бизнес процессов?

Мы с вами договорились, что после обеда зайдем в любимое кафе выпить по чашке кофе и обговорить зоны ответственности при подготовке презентации для нового клиента. В определенное время я спускаюсь на лифте в фойе здания, где мы договорились встретиться. Вы уже на месте и ждете меня. Но тут я понимаю, что забыл бумажник в офисе и мне придется вернуться. Вы соглашаетесь подождать. Я отправляюсь к лифту, но оказывается, что он застрял и мне приходится подниматься пешком на пятнадцатый этаж. Естественно, на все это уходит много времени, но вы терпеливо ждете меня. Наконец, мы готовы пойти насладиться чудесным напитком. Через минуту после начала прогулки, нас застает неприятный ливень и нам приходится буквально бежать в кафе. Изрядно промокнув, мы направляемся к нашему обычному столику у окна, но из-за дождя народу в кафе много и он, оказывается, занят. Приходится занять последние места у стойки. Официанта приходится очень долго ждать, люди укрылись от дождя в кафе, но получив его внимание, нас ждет еще одна неприятная новость – сорт кофе, который мы так любим, закончился. Осталось нечто невкусное и странное. Мы не хотим портить себе день еще больше, поэтому заказываем чай. В кафе шумно и спокойно поговорить не получается, поэтому мы просто ждем заказ за разговорами о погоде. С момента нашей первой встречи в фойе здания и до момента когда мы получили свой чай, прошло 45 минут. Через 15 минут у меня назначен звонок в офисе и нам приходится поторопиться, быстренько выпить полутеплый чай и снова бежать в офис.

Моя забывчивость, дождь, отсутствие нужного кофе в кафе - все это факторы, которые оказали влияние на процесс обсуждения подготовки презентации.
Влияние различных факторов, это необязательно плохо. Они необязательно несут негативный характер. С таким же успехом, погода могла порадовать солнечным теплом, а в кафе могло быть ни души. В таком случае переговоры прошли бы успешно. Но я специально использовал влияние неблагоприятных факторов. Они лучше доносят суть и дают понимание идеи.

Факторы, оказывающие влияние на бизнес-процесс, можно назвать рисками. В процессном управлении есть понятие события - это то, что просто произошло, но определило ход развития процесса. Принцип «Если-то». Если на улице дождь, то надо взять зонтик. А дождь, как фактор влияния или событие, просто пошел.

Фактор влияния - это свойство, событие или явление, которое влияет на процесс и/или итоговый результат процесса.

В энциклопедическом словаре, дано следующее определение слова фактор – (от лат. factor – делающий – производящий), причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты.

Факторы существуют только в рамках какого-то процесса (действия). Определить влияние фактора можно через показатели. Например, время или стоимость процесса.

Типы факторов

С тем, что такое фактор мы разобрались. Идем дальше.

Факторы бывают разные. «Хорошие» и «плохие». Значимые и не очень. Подвластные нам и нет. Наверное, существует множество классификаций. Но нас, на данном этапе, интересует только - можем мы оказать влияние на фактор, или нет.

Также, с точки зрения управления бизнес-процессами, нас интересует когда мы можем повлиять. Сразу или придется для этого что-то сделать.

Исходя из этого, я выделяю 4 типа факторов:

  • Факторы влияния – то, на что мы можем повлиять. Например, наличие или отсутствие у нас зонта, на случай непогоды.
  • Факторы условного влияния - это то, на что мы можем повлиять, предварительно подготовившись, т.е. выполнив определенные условия. Это такая промежуточная стадия между факторами не влияния и влияния. Например, мы можем пробежать марафон за 3 часа, но для этого нам придется изрядно потренироваться. Этот тип факторов важен при подготовке улучшения процессов.
  • Опосредованные факторы - на них мы повлиять можем, но не напрямую. Только через что-то еще. Мы можем повлиять на скорость печати на компьютере, через количество занятий, посвященных этому. Или - мы можем повлиять на качество сна, через время вечернего отбоя.
  • Факторы не влияния - а вот тут мы ничего поделать не можем. Например, погода.

Зоны влияния

Наберитесь еще немного терпения. Буквально через несколько абзацев вы узнаете как это может помочь нам и что со всем этим делать. Но пока поговорим о зонах влияния.

Если просто, то зоны влияния это набор факторов определенного типа.

  • Зона влияния – набор факторов влияния. Т.е. в этой зоне находится все, на что мы можем оказывать влияние.
  • Зона развития – сюда входят факторы условного влияния. Это зона, после выполнения определенных условий, может стать зоной влияния. Также сюда входят факторы опосредованного влияния, которые мы хотим перевести в зону влияния. Например, приобретение знаний и навыков.
  • Зона внимания - здесь обитают факторы опосредованного влияния, с которыми мы пока что не собираемся работать. Почему зона внимания? Потому что нужно уделять особое внимание факторам, на которые нельзя влиять напрямую. Пока что нельзя, но об этом чуть дальше.
  • Зона не влияния - тут все просто. Факторы этой зоны нам неподвластны. Иногда, в данную зону могут быть включены факторы опосредованного влияния, в том случае, если механизм влияния недоступен или нецелесообразен для нас.

Зоны влияния применимы к ситуациям, бизнес-процессам и жизни. Точно так же, как мы рассматриваем бизнес-процессы на разных уровнях, так и факторы/зоны влияния, можно рассматривать на разных уровнях и с разных точек зрения. Например, мы можем рассматривать зоны влияния на уровне «вся жизнь», а можем на уровне «поход в кино».

Зачем нужно знать факторы и зоны влияния?

Понимание зон влияния позволяет:

  • Сконцентрироваться на том, что мы можем изменить в компании, бизнес-процессах и т.д.
  • Отбросить то, на что повлиять не можем
  • Понимать, за счет чего можно расширить зону влияния
  • Проверить эффективность текущей стратегии компании и распределения ресурсов

Знание факторов позволяет:

  • Очертить зоны влияния
  • Определить приоритет работы с факторами
  • Перевести работу с факторами для расширения зоны влияния, в категорию конкретных, понятных действий
  • Идентифицировать риски - предупрежден, значит вооружен

Проще говоря - понимание факторов и зон влияния, позволяет правильно распределять усилия, ресурсы и работать только с тем, что дает результаты.

Как определить факторы и зоны влияния?

Как я уже говорил, факторы и зоны влияния нужно определять в определенных рамках. Если мы говорим о бизнес-процессах, то здесь все просто - рамками являются границы бизнес-процесса.

Сначала необходимо составить список факторов, которые могут повлиять на получение необходимого результата бизнес-процесса. Затем определить зоны влияния.
Сейчас мы составим список факторов на примере приготовления песочного теста. Механизм процесса прост:

  1. Подготовить продукты
  2. Смешать муку и сахар
  3. Размять масло
  4. Смешать масло, муку и сахар
  5. Отделить белок яйца от желтка
  6. Вбить желток в тесто
  7. Замесить тесто
  8. Выдерать тесто в холодильнике

Для того чтобы составить список факторов, необходимо определить ожидаемый результат, каждого действия в процессе:

Этап Результат
Подготовить продукты
Смешать муку и сахар
Размять масло
Смешать масло, муку и сахар
Вбить желток в тесто
Замесить тесто Тесто полностью однородно

Обратите внимание - каждый промежуточный продукт в процессе, влияет на конечный продукт. Это важно.

Теперь, к каждому, определенному нами результату, необходимо применить два вопроса:

  1. Что может помешать получить указанный продукт?
  2. Что может помочь получить указанный продукт?
Этап Результат Что может помешать получить указанный продукт? Что может помочь получить указанный продукт?
Подготовить продукты Количество каждого продукта соответствует рецепту и имеет необходимое качество
Смешать муку и сахар Мука и сахар смешаны равномерно
  • Недостаточное время на смешивание муки и сахара
Размять масло Масло размято до однородной массы и не имеет комков
  • Недостаточное время размятая
Использование блендера/миксера/тестомеса
Смешать масло, муку и сахар Масло, мука и сахар размешаны до однородной массы
  • Отсутствие навыка
Использование блендера/миксера/тестомеса
Отделить белок яйца от желтка Желток находится в отдельной емкости
  • Отсутствие навыка
  • Отсутствие инструмента для отделения желтка от белка
Вбить желток в тесто Желток смешан с тестом до однородной массы
  • Отсутствие инструмента для размешивания
  • Недостаточное время на смешивание желтка
Использование блендера/миксера/тестомеса
Замесить тесто Тесто полностью однородно
  • Отсутствие инструмента для замеса
  • Недостаточно времени на выполнение замеса
Использование блендера/миксера/тестомеса
Выдержать тесто в холодильнике Тесто простояло 30 минут при температуре 4 градуса.

Выносим все факторы в отдельный список и убираем дубликаты.

Осталось определить типы факторов, тип влияния и отношение фактора к зоне влияния.

Фактор Тип влияния Тип фактора Зона влияния
Негативный Влияние Влияние
Время расстойки выдержано не верно Негативный Влияние Влияние
Количество продуктов отмерено неверно Негативный Влияние Влияние
Один или несколько продуктов некачественны Негативный Не влияние Не влияние
Отсутствие навыка отделения желтка от белка Негативный Опосредованное влияние Внимание
Использование блендера/миксера/тестомеса Позитивный Условное влияние Развитие
Механика действия – смешивание муки и сахара не эффективно Негативный Условное влияние Развитие
Отсутствие возможности отмерить необходимое количество Негативный Условное влияние Развитие
Негативный Условное влияние Развитие
Отсутствие инструмента для отделения желтка от белка Негативный Условное влияние Развитие
Отсутствие необходимого количества продуктов Негативный Условное влияние Развитие
Отсутствие понимания, как должно выглядеть готовое тесто Негативный Условное влияние Развитие
Специальный прибор для отделения желтка Позитивный Условное влияние Развитие
Температура не соответствует рецепту Негативный Условное влияние Развитие

Тип влияния - позитивный или негативный.

Что с этим делать дальше?

Теперь необходимо проверить актуальность факторов для существующего процесса и определиться с дальнейшими действиями по каждому пункту.

Для проверки актуальности, нужно выяснить - существует ли фактор в реальном процессе. Например, фактор «Отсутствие инструмента замеса/размешивания» может быть не актуален для нас, потому что такой инструмент имеется.

Казалось бы - можно отбросить неактуальные факторы, но лучше их «поставить на контроль».

Это означает, что при разработке бизнес-процесса, необходимо учесть, что данные факторы надо будет проконтролировать, выполнить определенные действия в процессе. Если говорить о вышеуказанном примере, то в процессе нужно проверить наличие под рукой соответствующего инструмента.

Переходим к актуальным факторам. Для начала необходимо убедиться в том, что факторы, на которые мы повлиять не можем, действительно таковыми являются. Затем отбрасываем их. С ними сейчас делать нечего. Остаются факторы, оказывающие влияние на бизнес-процесс и на которые мы можем повлиять, тем или иным образом.

Начинаем с факторов условного влияния.

Основная задача - определить, что мы будем делать с каждым фактором и запланировать соответствующее действие. По большому счету, мы можем выполнить лишь три типа действия относительно фактора - устранить сейчас, устранить позже (запланировать) или оставить как есть.

Помните о том, что некоторые позитивные факторы, могут полностью устранить негативные.

Например, использование тестомеса, устраняет факторы связанные с наличием инструментов, неправильным временем замеса и т.д. Подробнее об этом в другой раз.

Укажите тип действия по каждому фактору, запланируйте и реализуйте.

Фактор Тип влияния Тип фактора Зона влияния Актуальность Действие
Время выполнения операции не достаточно Негативный Влияние Влияние Да Засекать таймер в процессе
Время расстойки выдержано не верно Негативный Влияние Влияние Да Засекать таймер в процессе
Количество продуктов отмерено неверно Негативный Влияние Влияние Да Использовать мерные емкости
Использование блендера/миксера/тестомеса Позитивный Условное влияние Развитие Да Купить миксер
Механика действия – смешивание муки и сахара не эффективно Негативный Условное влияние Развитие Да Узнать как правильно смешивать
Отсутствие инструмента для замеса/размешивания Негативный Условное влияние Развитие Да Купить венчик
Специальный прибор для отделения желтка Позитивный Условное влияние Развитие Да Купить
Температура не соответствует рецепту Негативный Условное влияние Развитие Да Замерять температуру

Будет далеко не лишним сразу оценивать, с финансовой точки зрения, стоимость устранения фактора. Это облегчает принятие решений.

Представленный пример хоть и крайне прост, но демонстрирует фактическую работу с факторами и зонами влияния в бизнес-процессах. Да и в других ситуациях алгоритм будет не сильно меняться. Очень полезно провести подобную работу применительно к вашей сфере деятельности и даже жизни.

Резюме

  • Фактор - это свойство, событие или явление, которое влияет на процесс и/или итоговый результат процесса.
  • Совокупность факторов называется зоной влияния.
  • Факторы и зоны делятся на 4 типа.
  • Для определения факторов необходимо задать два вопроса применительно к промежуточным результатам каждой операции в процессе.
  • Результат каждой операции имеет значение для конечного результата бизнес-процесса
  • Для каждого фактора определяется: тип влияния, актуальность, дальнейшее действие
  • Неактуальные факторы требуют контроля в механизме процесса
  • Некоторые позитивные факторы могут устранять множество негативных.
  • Необходимо стремиться к расширению зоны влияния.
  • Расширение происходит за счет работы с факторами в зоне развития и внимания.
  • Зона не влияния, не должна попадать в поле зрения.

Пока все. В этой статье, я не рассматривал вопросы взаимосвязи и веса факторов. Об этом как нибудь в другой раз.

С 1930 года было проведено множество психологических экспериментов, в которых ученых интересовало комплексное изучение факторов и условий, влияющих на процесс обучения и запоминания. Все полученные результаты доказывают, что окружающая обстановка и состояние человека значительным образом влияют на процесс запоминания и работу памяти в целом.

Так в 1999 году состоялось исследование, в котором приняли участие 40 студентов. Их просили прочитать определенный текст и затем выполнить письменный тест. Половина группы читала текст в тихой комнате, другая половина - в шумной обстановке. Затем обе группы прошли два теста. Один тест писался в тишине, второй тест приходилось выполнять участникам с различными отвлекающими факторами.

Результат оказался поразительным: студенты, которые изучали текст в тишине, лучше написали тест тоже в тишине. Студенты, читавшие статью в шумной комнате, показали более высокий результат с тестом в таких же шумных условиях.

Что влияет на память человека?

Другой интересный эксперимент был проведен среди аквалангистов. Их просили учить слова во время погружения в воду, после чего они прошли два теста - под водой и на суше. Несложно догадаться, что подводный тест был выполнен ими лучше.

И наиболее недавний эксперимент был проведен в 2015 году с использованием компьютеров. Группа студентов проходила тренировочное задание на компьютере. Затем им давали тест.

Некоторым студентам во время тренировочного и тестового заданий давали еще одно дополнительное: им требовалось считать числа, появлявшиеся на мониторе. В результате студенты, которым давалось дополнительное задание только во время теста, выполнили его значительно хуже тех, у кого дополнительное задание было и на тренировочном, и на тестовом этапе.

Все вышеперечисленные исследования ярко демонстрируют важность условий при запоминании информации перед экзаменом.

Что влияет на память человека? Роль контекста в процессе запоминания

Результаты экспериментов показали, что в запоминании задействуется контекстуальная память человека. Это означает, что информация вспоминается лучше, если контекст, в котором была получена информация, повторяется на самом экзамене. При чем контекстом может выступать как окружающая обстановка так и круг людей и другие условия.

Второй значимый фактор, влияющий на процесс запоминания и концентрацию внимания участников исследования - это их личное состояние непосредственно в процессе обучения и тестирования.

Психическое состояние влияет на память человека

Считается, что память зависит от физического и психического состояния. Если человек во время обучения здоров и чувствует себя хорошо, но заболел перед экзаменом, то его результат будет не самым высоким. На процесс запоминания влияют также депрессия, сильное волнение, похмелье, грусть, нервное возбуждение и т. д. Такие отвлекающие внимание факторы значительно влияют на процесс обучения и запоминания информации.

Фактор отвлечения влияет на нашу память

Идея позитивного влияния отвлекающих факторов может быть, тем не менее, понята превратно. За ее неправильным пониманием могут последовать такие выводы как: «я могу спокойно отвлекаться на игры или общение во время обучения и это не скажется на результатах».

На самом деле нельзя откладывать работу на потом и называть это отвлечением. Ведь речь идет только о положительных факторах отвлечения внимания: тех, которые могут помочь во время экзамена. Игры или фильмы совершенно не относятся к таким факторам.

Итак, универсальная истина не изменилась - в целом, отвлечение внимания сказывается на учебном процессе отрицательно. Поэтому для улучшения внимания и концентрации лучше найти спокойное место, убрать все искушения подальше и целиком сконцентрироваться на учебе. Ученые доказали еще раз лишь то, что контекст и состояние очень влияют на выполнения заданий и их результативность.

Если вы знаете, что ваши друзья, скорее всего, будут отвлекать вас во время теста, то учиться и готовиться к нему действительно лучше в их обществе. Постарайтесь создать условия похожие на те, в которых вы окажетесь на экзамене и вы с ним хорошо справитесь.

Помочь может и схожее эмоциональное состояние как перед самим экзаменом так и во время прохождения теста. Но обязательно помните о том, что это всего лишь контекст, а важно в действительности лишь одно - знания. Учиться следует усердно, стараться не только и не столько запоминать информацию, но стремиться ее понять. Это поможет сохранить ее в памяти на годы, а не только до конца сессии.

В жидких системах, таких как очистка сточных вод активным илом, должен оптимизироваться только коэффициент эффективности передачи кислорода. Для компостирования твердых отбросов необходимо наличие и кислорода, и воды. Поэтому для процесса компостирования надо установить, сможет ли наличествующий объем пор принимать оба компонента.

Объемы воздушных пор и содержание воды
Каждый субстрат (питательная среда) состоит из смеси газов, воды и твердых веществ. Объем, который заполнен водой и газом, обозначается как объем пор. Для процесса компостирования объем газового пространства - объем воздушных пор, имеет решающее значение, т. к. это определяет количество воздуха и его возможность движения в субстрате. Если приток воздуха оптимизируется увеличением свободной воздушной прослойки, то требуется меньшее количество воды. Наилучшего результата компостирования для субстрата можно достичь тогда, когда снабжение микроорганизмов водой и кислородом находится в оптимальном оотношении. Лучший результат можно определить во время измерения воздухопроницаемости различных смесей. Связь между воздухопроницаемостью и содержанием воды, и соответственно объемом воздушных пор, может быть представлена в виде параболической функции, максимум которой находится между 25 и 35% объема воздушных пор и при 65% содержании воды. Рассмотрим возможные границы: по многим исследованиям компостирование невозможно продолжить при содержании воды более 70% или менее 25%; объемы воздушных пор ниже 20-30% представляют нижнюю границу.
Решающее влияние оказывает качество материала компоста, так называемый структурообразующий процент. При биологическом компостировании отбросов он будет составлять 20-30% от массы, а при компостировании фекалий - от 40 до 50%. Это соответствует объему пор воздуха около 30%. Объем воздушных пор зависит не только от специфики материала. Высота слоя засыпки и техника приточной вентиляции также оказывают большое влияние. Хотелось бы отметить, что нужно обязательно учитывать изменение объема воздушных пор вследствие изменения веса материала компоста.

Значение рН
рН-значение начального субстрата оказывает существенное влияние на интенсивность процесса компостирования. Исследования показывают, что рН-значения в щелочной области положительно влияют на интенсивность компостирования. Для определения величины интенсивности компоста в данном случае было выбрано время, по прошествии которого была достигнута определенная температура. Это время отчетливо уменьшается с растущим значением рН. Кроме того, характерная кривая рН-значения определяется во время процесса компостирования. Сначала рН-значение находится в щелочной области, а с возрастанием времени компостирования приближается к значению рН, равному 7 (так называемый прогрессивный компост).

Личностные оценки руководителя . Все управленческие решения, а не только связанные с вопросами социальной ответственности и этики, построены на фундаменте чьей-то системы ценностей. Каждый человек обладает своей системой ценностей , которая определяет его действия и влияет на принимаемые решения.

Одно из первых исследований, посвященных ценностям американских управляющих, показало – в их системе ценностей заметен явный перекос в сторону экономики, политики и науки в противовес социальным, религиозным и эстетическим аспектам. Согласно исследованиям, руководитель, ставящий на первое место максимизацию прибыли, скорее всего, не вложит средств в реконструкцию кафетерия и комнат отдыха для рабочих. Руководитель, для которого главное – сострадание к людям, скорее пойдет на справедливое повышение заработной платы, чем на ее сокращение ради высвобождения средств на финансирование научно-исследовательских проектов.

Немаловажное значение имеют культурные различия . Например, австралийские руководители предпочитают «мягкий» подход к управлению и уделяют значительное внимание своим подчиненным; южнокорейские больше значения придают силе и плохо воспринимают проблемы других; японские демонстрируют уважение к вышестоящим и отличаются высокой преданностью компании.

Среда принятия решения . При принятии управленческих решений всегда важно учитывать риск. Понятие «риск» используется здесь не в смысле опасности. Риск, скорее относится к уровню неопределенности, с которой можно прогнозировать результат. По сути дела, решения принимаются в разных обстоятельствах по отношению к риску. Эти обстоятельства традиционно классифицируются как условия определенности , риска или неопределенности .

ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ . Решения принимаются в условиях определенности, когда руководитель в точности знает результат каждого из альтернативных вариантов выбора. Примером определенного решения может быть вложение избыточной наличности в 10%-е депозитные сертификаты. Руководитель знает, что за исключением возникновения крайне маловероятных ситуаций организация получит ровно 10% на вложенные средства.

Подобным образом руководитель может, по меньшей мере на ближайшую перспективу, точно установить какими будут затраты на производство определенного изделия, поскольку арендная плата, стоимость материалов и рабочей силы известны или могут быть рассчитаны с высокой точностью.

Сравнительно немногие организационные или персональные решения принимаются в условиях определенности.

РИСК . К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице.

Вероятность объективна, когда ее можно определить математическими методами или путем статистического анализа накопленного опыта. Пример объективной вероятности заключается в том, например, что монета ложится вверх «решкой» в 50% случаев.

Существует несколько способов получения организацией релевантной информации, позволяющей объективно рассчитать риск. Вероятность будет определена объективно, если поступит достаточно информации для того, чтобы прогноз оказался статистически достоверным. Кроме того, вероятность достоверна только как средняя величина в долгосрочной перспективе.

Во многих случаях организация не располагает достоверной информацией для объективной оценки вероятности, однако, опыт руководства подсказывает, что именно может скорее всего случится с высокой достоверностью. В такой ситуации руководитель может использовать суждение о возможности свершения альтернатив с той или иной субъективной или предполагаемой вероятностью . Ставки на скачках, которые делаются до начала забегов, - пример определения предполагаемой вероятности. Люди, располагают информацией и опытом – они знают, как выступала лошадь в других соревнованиях – но этого недостаточно для установления объективной вероятности.

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ . Решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Это должно иметь место, когда требующие учета факторы настолько новы и сложны, что насчет них невозможно получить достаточно релевантной информации. Наивысшим потенциалом неопределенности обладает социокультурная, политическая и наукоемкая среда. Однако на практике очень немногие решения приходится принимать в условиях полной неопределенности.

Сталкиваясь с неопределенностью, руководитель может использовать две основные возможности. Во-первых, попытаться получить дополнительную релевантную информацию и еще раз проанализировать проблему. Этим часто удается уменьшить новизну и сложность проблемы. Во-вторых, действовать в точном соответствии с прошлым опытом, суждениями или интуицией и сделать предположение о вероятности событий. Это необходимо, когда не хватает времени на сбор дополнительной информации или затраты на нее чересчур высоки.

ВРЕМЯ И ИЗМЕНЯЮЩАЯСЯ СРЕДА. Ход времени обычно обусловливает изменение ситуации. Если они значительны, ситуация может преобразиться настолько, что критерии для принятия решения станут недействительными. Поэтому решения следует принимать и воплощать в жизнь, пока информация и допущения, на которых основаны решения, остаются релевантными и точными. Часто это затруднительно, поскольку время между принятием решения и началом действия велико. Поэтому учет фактора времени иногда заставляет руководителей опираться на суждение или даже на интуицию, тогда как в нормальных обстоятельствах они предпочли бы рациональный анализ.

Информационные ограничения . Информация – это данные, просеянные для конкретных людей, проблем, целей и ситуаций. Информация необходима для рационального решения проблем. Порой, однако, необходимая для принятия хорошего решения информация недоступна или стоит слишком дорого.

Если информацию получить по приемлемой цене непросто, но такая возможность скоро появится, самое правильное для руководителя – отложить принятие решения. Здесь, правда, сделано допущение, что время не является критическим фактором, и потери от задержки будут более чем перекрыты выгодой от принятия более качественного решения на основе дополнительной информации. Как показал Рассел Акофф, руководители часто некорректно предполагают, что больше информации – обязательно лучше.

Поведенческие ограничения . Руководители часто по-разному воспринимают существование и серьезность проблемы.

Они могут быть настолько перегружены информацией и текущее работой, что будут не в состоянии воспринимать открывающиеся возможности.

Руководители дают разное определение одной и той же проблемы в зависимости от отделов, которые возглавляют.

Руководитель может опровергнуть тот или иной курс действий в силу личных пристрастий или лояльности по отношению к кому-то.

Короче говоря, установлено, что многочисленные психологические факторы и личностные особенности сказываются на процессе принятия решений.

Негативные последствия . Принятие управленческих решений во многих отношениях является искусством эффективного компромисса. Выигрыш в одном почти всегда достигается в ущерб другому. Решение в пользу продукции более высокого качества влечет за собой рост издержек; некоторые потребители будут довольны, другие перейдут на менее дорогостоящий аналог.

Проблема процесса принятия решений состоит в сопоставлении минусов с плюсами в целях получения наибольшего общего выигрыша.

Взаимозависимость решений . В организации все решения некоторым образом взаимосвязаны. Единичное важное решение почти наверняка может потребовать сотен решений менее значительных. Например, организация решит перевести штаб-квартиру в другое место, она должна также принять решение о том, как компенсировать перемещение работникам, кто определит - покупать или не покупать новую мебель, кого нанимать на новые должности и вакансии в результате перебазирования и т.п.

Способность видеть, как встраиваются и взаимодействуют решения в системе управления, становится все более важной по мере продвижения на верхние этажи власти. Менеджеры, находящиеся на нижних уровнях иерархии, но проявляющие способность разглядеть взаимозависимость решений, т.е. видеть «всю картину», зачастую и становятся кандидатами на повышение.



Рассказать друзьям