Создание безбарьерной среды в городе: успехи и неудачи. Безбарьерная среда для инвалидов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Десять лет назад приняли государственную Программу «Доступная среда» для инвалидов, направленную на создание комфортной жизни в населенных пунктах. Среди многомиллионного населения нашей страны 8,2% жителей – это люди с заболеваниями, как следствие — ограниченными возможностями. У многих из них инвалидность диагностируется в раннем возрасте. Этот факт ставит перед властью и государством серьезные вопросы адаптации этой категории людей.

Суть Федеральной программы

Организация безбарьерной среды для инвалидов — проект, проработанный органами власти, первоочередная цель которого в защите, поддержке слоев общества, если они в силу любых причин ограничены в действиях.

Это меры, поддерживаемые государством в момент реализации программы как на федеральном, так и на областном уровне. Они оказывают помощь в реабилитации больных. Внимание уделяется людям, которые относятся к малоподвижной группе. Необходимость помощи им обусловлена множеством различных причин.

Государственная программа была первоначально утверждена осенью 2008 года после документа, исходящего от Правительства РФ. Это стало очередным подтверждением: в стране готовы бороться за права инвалидов. Общество волнует предоставление доступа инвалидов к государственным услугам, обслуживанию в клиниках, иным услугам, которые для простых граждан привычны, поскольку у них отсутствуют проблемы, связанные со сложностью их получения. Первоначально организацию доступной среды для инвалидов запланировали на минимальный срок, однако положительное отношение граждан к ней доказало необходимость продолжения.

Цели и задачи программы

В стране среди граждан с ограниченными в разной степени возможностями огромная доля талантливых лиц. До принятия закона отсутствовал доступ в Российской Федерации к объектам социальной жизни, к праву на занятие творческим делом. Это было связано с абсолютным отсутствием базы для осуществления практики. Принятие новых нормативно-правовых актов стало возможностью заниматься любимым делом и не чувствовать себя, обделенными в обществе.

Дмитрий Медведев во время недавнего разговора с представителями узкого круга организаций отметил: «Любого нестандартные ситуации могут застать врасплох. Общество с государством обязаны быть готовыми к тому, чтобы люди, оказавшиеся в нестандартной ситуации, не остались наедине с заболеванием».

Первоочередные задачи:

  1. Создание законодательной базы, выступающей гарантом получения инвалидами доступа к объектам и услугам социальной инфраструктуры наравне с гражданами, которые абсолютно здоровы физически.
  2. Возведения в городах новых учреждений, необходимых для оздоровления, дальнейшей реабилитации граждан, их образования.
  3. Подготовка новых кадров в сфере предоставления помощи гражданам, как с плохим зрением, так и с не менее сложными другими заболеваниями.
  4. Оказание адресной поддержки инвалидам по слуху / зрению в устройстве на работу в различные учреждения для развития и демонстрации доступности социальной среды. Главный вектор направления данного проекта – сбор обратной связи от граждан. Полученные данные должны касаться моментов сотрудничества с инвалидами по слуху и гражданами, у которых по иным причинам ограниченные возможности. Программа становится отличным способом налаживания продуктивной работы физически здорового населения с инвалидами.

Исходя из списка основных целей, федеральные законы ставят перед всеми действующими в стране учреждениями две главные задачи:

  • организация новых мест для работы всем категориям граждан в стране;
  • предоставление абсолютно бесплатного для инвалидов обслуживания во всех работающих медицинских учреждениях.

Создание доступной среды для инвалидов

На федеральном, областном уровне органы управления обязаны проводить целый список важных действий в рамках действующей федеральной программы. Важно повышать действующее значение установленных показателей. Должны быть доступны для всех инвалидов услуги и объекты в любой сфере деятельности. Четкие временные границы, конкретный порядок разработки данных мер законодательно утверждены нормативно-правовыми актами, вступившими в законную силу относительно недавно, в 2016 году. Регионы также с 2016 года самостоятельно реализуют на своих территориях требования всех ФЗ и иных законов в рамках проекта.

Губернатор каждого региона лично контролирует все действия, происходящие в рамках данной программы. Именно он задает верный вектор развития в данном вопросе. Граждане, нуждающиеся в поддержке — всегда могут рассчитывать на ее получение в минимальный срок.

Недавно заместитель председателя Комитета ГД РФ по труду и социальной политике отметил: » Благодаря реализации проекта почти сразу удалось четко определить нюансы комплексного подхода. В каждом городе уже прописан план мероприятий на ближайшее будущее до 2020 года».

Развитие инфраструктуры

В одном из столичных законов, касающегося доступности для инвалидов объектов для социализации, отмечается: каждый обязательно должен быть оснащен оборудованием:

  • информация в наглядном, звуковом формате,
  • указатели, расположенные вблизи зданий, которые ремонтируются или строятся,
  • сигнализация на каждом действующем светофоре,
  • средства связи, удобные в использовании для всех инвалидов. Ими в обязательном порядке до 2020 года во избежание штрафных санкций должны быть оборудованы все объекты.
  • комнаты санитарно-гигиенического типа,
  • пандусы,
  • специальные указатели для движения в облагороженных парках, иных рекреационных зонах.

На сколько в Вашем городе реализована программа "Доступная среда"?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

«Свободная Пресса » выясняла насколько комфортно сегодня инвалидам в столице Паралимпиады-2014.

Недавно в Сочи закончились . Фильм, надеюсь, мы скоро увидим на экранах. А я решил проверить, как действует программа «Сочи без барьеров», которая была осуществлена к Паралимпийским играм-2014. Ведь прошло всего два года…

Около этого зачехленного агрегата в самом центре Сочи я стоял достаточно долго. Ждал любого инвалида-колясочника, которому потребуется спуститься в подземный переход. Рядом продавались мороженое, цветы, всякие разные сувениры с паралимпийской символикой и игрушечные фигурки Лучика и Снежинки - симпатичных талисманов прошедших два года назад зимних Паралимпийских Игр…
Мимо проходили люди. Пристал к девушке:

Не поможете разобраться?

В чем?
- Да вот в инструкцию по спуску платформы с инвалидом в подземный переход?
Дамочка хихикнула:
- А что это так сложно?
- Почитаем…

Безбарьерная инструкция

Хором мы начали чтение. Не хочу приводить текст этого замечательного документа полностью, потому как вы все равно ни черта не поймете. Думаю, достаточно пары инструкционных фразочек убористым шрифтом. Например: «Для вызова и раскладывания платформы на нижней посадочной площадке вставить ключ в гнездо внешнего пульта…» И далее все в таком же техническом духе! Какой к чертовой бабушке «ключ» и где его искать?

Конечно, можно было и позвонить. Однако, безбарьерная среда, уверен, создавалась не для того, чтобы подъехав к поземному переходу инвалид начинал названивать по мобильному в какую-то экстренную службу и ждать пока придет «продвинутый пользователь» и начнет помогать человеку с ограниченными возможностями использовать возможности системы спуска в подземный переход, предназначенной сделать возможности инвалида не ограниченными. Сколько пройдет времени в ожидании «дежурного по спуску» - десять минут? Двадцать? Час? Во всяком случае о периоде ожидания прибытия помощи в инструкции ничего не сказано. Зато сам аппарат ярко и зримо демонстрирует заботу об инвалидах и для любой поверяющей комиссии сам его грандиозный вид говорит о том, что на создание доступной среды в Сочи никто не экономил. Я еще раз посмотрел на «зачехленное чудо» безбарьерной техники и по внешнему виду понял, что дермантиновое покрывало с него давненько не снимали. А исправен ли этот агрегат? На лифтах в домах хотя бы пишут время последних испытаний лифта. На этом спускаемом устройстве для инвалидов даты последней проверки я не обнаружил. И кто знает, как он работает спустя два постпаралимпийских года…

Поиски карты доступности

Ладно, с коварными техническими устройствами все понятно. Вернее, ничего не понятно. Но при подготовке к Паралимпиаде-2014 много говорили о создании в Сочи «Карты доступности». И такая карта была создана! Я обошел десяток киосков печатной продукции в поисках такого важного издания. В лучшем случае мне предлагали картографическое произведение с пиктограммными обозначениями автостоянок, где предусмотрены места для машин инвалидов. Доступной и понятной карты для передвижения по Сочи инвалидов не обнаружил. Видимо, все абсолютно уверены, что после события мирового паралимпийского масштаба в Сочи больше не приедет делегация Международных паралимпийцев и никто не станет проверять доступность Сочи для инвалидов. А как же Чемпионат мира по футболу-2018? Да и Всемирные хоровые игры у Сочи «на носу». На эти события тоже могут приехать люди с ограниченными возможностями. И почему, собственно, им не приехать?

Конечно, в период «подготовки и проведения» Паралимпийских Игр-2014 в Сочи сформировали безбарьерную среду. Кнопки для вызова продавца, например, понатыкали при всех мало-мальски заметных магазинчиках. Пробовал недавно нажать на парочку таких кнопочек. Ну вы меня понимаете: ждите ответа. Пришлось кричать!

Так что я был почти уверен: если в самом центре Сочи наглухо зачехлен аппарат для спуска инвалидов-колясочников в подземный переход через главную улицу города Сочи, то чуть дальше от центра картина будет намного печальней. Не ошибся! В паре автобусных остановок от центра Сочи, но все равно в очень посещаемом месте, где сверкает огнями огромный гипермаркет спуск в подземный переход смастерили под углом градусов 45 и уложили плиткой, по которой можно кататься с полным ощущением ледовой горки под ногами. На глаза попался и щиток уличного освещения, в который упиралась тактильная дорожка для слабовидящих. Только представьте, что случится, если этой дорожке поверит инвалид по зрению…

А я все продолжал изучать постпаралимпийское наследие безбарьерного Сочи. Спустя два года стало понятно, что за всем этим созданным с таким трудом наследием внимательно и «на постоянной основе» никто не следит. Никто не отвечает за исправную работу дорогущих подъемников в подземных переходах и за то, чтобы тактильные дорожки не приводили слабовидящих лоб в лоб в щиток уличного освещения. Даже звуковые сигналы с информированием инвалидов по зрению о том, что можно переходить дорогу теперь работают не везде. А ведь так хорошо правильно и грамотно все начиналось в этом благородном деле создания «Сочи без барьеров». Создать создали, а кто будет сохранять? А без этого получается, что барьеры не устранили, а сделали их еще больше.

Опыт надо беречь
Думаю, теперь самое время привести слова заместителя председателя комитета Госдумы России по физической культуре, спорту и делам молодежи, паралимпийца-колясочникаСергея Поддубного , сказанные после недавнего посещения Сочи: «Объективно и определенно могу сказать: сегодня Сочи самый безбарьерный город России, наиболее приспособленный для людей с ограниченными возможностями…»

Как бы я не натыкался на безбарьерные барьеры в постпаралимпийском Сочи, безусловно, депутат Поддубный лично проверял доступность города, стало быть знает, о чем говорит. Конечно, он прав, когда констатирует факт, что в создании безбарьерной среды Сочи стал флагманом перемен в отношении к инвалидам. Однако, спустя время приходится с печалью констатировать: безбарьерную среду в Сочи соорудили, но неизвестно кто возьмет на себя функцию по ее поддержанию в доступном для инвалидов состоянии? Какая мобильная служба примет в эксплуатацию весь «безбарьерный Сочи». Общества инвалидов? Волонтеры? Меценаты? Понятно, что решения по созданию безбарьерной России на основе сочинского опыта приняты на уровне правительства РФ, но не принято никаких обязывающих местные власти правительственных постановлений, где четко и однозначно было бы прописано, кто, как и на какие деньги обязан создавать безбарьерную среду (это пол дела), но главное: кто обязан содержать эту доступную среду в доступном для инвалидов состоянии. Сколько уж писано-переписано, как инвалидам-колясочникам приходиться пробивать себе выход на улицу из дома силами общественности и СМИ. Если уж в Сочи, где доступная среда была сформирована практически по команде первых лиц государства, тактильные дорожки упираются в щитки уличного освещения, а колеи спуска в поземный переход, порой, находятся в состоянии «ледяной горки» то, это не вина местной власти, а отсутствие у этой власти банального бюджета по сохранению доступной среды и за ней контроля.

Как все-таки это по-нашему! Сначала вбухать громадные деньги в социально-значимый государственный проект и не продумать механизма, чтобы этот проект не заглох через два года, после своего триумфа…

Наверное, самое время признаться и в том, что, создав безбарьерную среду в одном городе, сделав ее «опытным образцом» для всей страны следует идти дальше и продумать экономические и управленческие механизмы по обеспечению работоспособности такой среды по всей России. Понятно, что регулярно проверять состояние «доступности городов» для людей с ограниченными возможностями дело отнюдь не журналистов. Кто-то должен получить ответственное поручение и все свои усилия направить на то, чтобы доступная среда, созданная однажды, не становилась со временем недоступной для тех, ради кого она и была создана навсегда. И чтобы забота об инвалидах не превращалась просто в пустые слова.

Владимир Кильдеев

Например, есть специальные международные требования к созданию интернет- сайтов, выполнение которых обеспечивает доступность информации для любого пользователя, в том числе для инвалида по зрению.

Доступными должны быть не только здания и сооружения, но также общественный транспорт и транспортная инфраструктура (парковки, остановочные комплексы, автозаправки и т. п.).

Кроме обеспечения физической доступности зданий, необходимо обращать внимание и на эксплуатацию. Нельзя загромождать входы и подходы к оборудованию (столу, телефону и т. п.). Во время влажной уборки пола в общественном помещении нужно ставить предупреждающую табличку «Осторожно, скользкий пол», дворнику необходимо своевременно очищать от снега пандус и т. д.

Эта статья посвящена вопросам архитектурной доступности среды.

Доступная (безбарьерная) архитектурная среда - это такая среда , в которую могут свободно, то есть без посторонней помощи, заходить, попадать и которую могут использовать все МГН (в том числе инвалиды с разными формами нарушений, вне зависимости от тяжести заболевания и степени ограничений).

Термин «доступность» означает возможность беспрепятственно воспользоваться всеми имеющимися услугами людям с инвалидностью, то есть отсутствие дискриминации. Спортивное сооружение должно быть ориентировано на потребности как инвалидов- зрителей, так и инвалидов-спортсменов, тренирующихся в спорткомплексе. В культурно- зрелищных учреждениях необходимо обеспечить свободный доступ для инвалидов не только в зрительный зал, но и на сцену (фото 1.2).

Защита прав на доступность - это фактически борьба за гражданские права людей. Недоступность здания (отсутствие пандуса, перил, туалета для инвалидов, лифта, пониженного бордюра и т. п.) - это не просто отсутствие свободного доступа, а это отказ человеку с инвалидностью в равном доступе к образованию, работе, отсутствие условий для полноценной жизни. Только равные возможности создают равные права.

Доступность (безбарьерность) среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения.

Здание может быть недоступно для инвалидов-колясочников, но одновременно на 100 процентов приспособлено для инвалидов по слуху.

Создание доступной среды для разных категорий инвалидов предполагает активное участие непосредственно самих инвалидов с разными видами физических и сенсорных ограничений на всех стадиях этого процесса: при разработке техзадания, проектировании, строительстве, сдаче объекта и последующей эксплуатации. Только они сами знают свои возможности и могут рассказать о своих потребностях, оценить эффективность предлагаемых решений.

Архитекторы, владельцы зданий в США и других странах в первые годы формирования доступной среды обращались за консультациями в различные общественные организации инвалидов. Общение носило стихийный характер, эти услуги не оплачивались. Представители организаций инвалидов могли также влиять на формирование доступной среды через участие в создаваемых рабочих группах, советах, комитетах по доступности.

Однако со временем пришло понимание, что консультантами могут работать только подготовленные и обученные люди с инвалидностью (слабовидящие, инвалиды-колясочники и др.), имеющие специальные знания и большой жизненный опыт преодоления трудностей. Таких людей за границей называют пользователи-эксперты (User/Expert). На сегодня они привлекаются к работе не как любители, а как специалисты своего дела, осознающие ответственность за принимаемые решения. В США они получают зарплату, потому что их профессионализм и экспертное мнение позволяют принимать взвешенные решения, избегать дорогостоящих ошибок, особенно на ранних этапах проектирования.

Повышение качеств доступной архитектурной среды для нужд отдельных категорий инвалидов и других маломобильных групп населения не должно ущемлять права и возможности других граждан; ограничивать условия жизнедеятельности тех, кто в этом не нуждается.

15 февраля 2019 , Инвалиды. Безбарьерная среда На площадке Российского инвестиционного форума в Сочи прошло заседание Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере. Его участники обсудили проблемы медицинского сопровождения и социальной адаптации детей, страдающих сахарным диабетом.

6 февраля 2019 , Инвалиды. Безбарьерная среда Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об административной ответственности за нарушение порядка ведения федерального реестра инвалидов Федеральный закон от 6 февраля 2019 года №7-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 8 октября 2018 года №2151-р. Федеральным законом устанавливается административная ответственность должностных лиц за нарушение порядка представления сведений в федеральный реестр инвалидов и их размещения в реестре. Повторное совершение такого правонарушения влечет за собой усиленную административную ответственность.

3 января 2019 , Старшее поколение Определены условия распределения финансовых средств на создание системы долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами Определены порядок предоставления и распределения соответствующих финансовых ресурсов субъектам Федерации. В федеральном бюджете необходимые средства предусмотрены.

31 декабря 2018 , Инвалиды. Безбарьерная среда О внесении в Госдуму законопроекта об административной ответственности за уклонение от исполнения требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг В целях приведения Кодекса об административных правонарушениях в соответствие с законодательством в сфере социальной защиты инвалидов законопроектом предлагается возложить на Ространснадзор, Роскомнадзор, Ростехнадзор, Росздравнадзор, Рособрнадзор полномочия по рассмотрению дел о правонарушениях, связанных с уклонением от исполнения требований по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам и услугам, а также по составлению соответствующих протоколов.

25 декабря 2018 , Инвалиды. Безбарьерная среда О распределении в 2019 году субсидий на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов Распоряжение от 24 декабря 2017 года №2919-р. Субсидии в размере 1536,4 млн рублей предоставляются трём общероссийским общественным организациям инвалидов.

18 декабря 2018 , Инвалиды. Безбарьерная среда О повышении доступности телепрограмм для инвалидов по слуху Постановление от 14 декабря 2018 года №1562. Положение о лицензировании телевизионного и радиовещания дополнено новым лицензионным требованием. Теперь вещатели обязаны обеспечить доступность для инвалидов по слуху своих телеканалов в объёме не менее 5% объёма вещания в неделю (без учёта телепрограмм, телепередач, идущих в эфир без предварительной записи).

5 декабря 2018 , Государственные и муниципальные услуги О внесении в Госдуму законопроекта об упрощении порядка предоставления государственных и муниципальных услуг инвалидам Распоряжение от 4 декабря 2018 года №2678-р. Законопроектом предлагается исключить из законодательства в сфере оказания государственных и муниципальных услуг норму о необходимости предоставления инвалидами требуемых для получения услуги документов, подтверждающих их инвалидность, на бумажном носителе. Эти сведения будут запрашиваться органами и организациями, предоставляющими услуги, из федерального реестра инвалидов в рамках межведомственного взаимодействия. Цель законопроекта – упростить и ускорить предоставление госуслуг инвалидам.

21 ноября 2018 , Инвалиды. Безбарьерная среда Д.Медведев: «Шесть лет назад Россия присоединилась к Конвенции ООН о правах инвалидов. Внесены изменения в 40 федеральных и 750 региональных законов, которые призваны создать безбарьерную среду. Действует госпрограмма «Доступная среда». Более 50% объектов уже адаптированы под нужды инвалидов. В течение ближайших нескольких лет мы выделим ещё более 20 млрд на продолжение этой работы».

12 ноября 2018 , Инвалиды. Безбарьерная среда Участникам и гостям II Международных Парадельфийских игр II Международные Парадельфийские игры проходят в Ижевске с 11 по 17 ноября.

9 ноября 2018 , Инвалиды. Безбарьерная среда О совершенствовании правового регулирования в сфере трудоустройства инвалидов Постановление от 9 ноября 2018 года №1338. Установлен новый обязательный показатель оценки эффективности работы руководителей федеральных и муниципальных бюджетных, автономных и казённых учреждений: выполнение квоты по приёму на работу инвалидов. Это решение направлено на содействие занятости инвалидов, в том числе через активизацию работы руководителей учреждений по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

9 ноября 2018 , Инвалиды. Безбарьерная среда Татьяна Голикова провела заседание Совета по вопросам попечительства в социальной сфере Участники заседания обсудили проблемы образования и комплексного сопровождения детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

31 октября 2018 , Инвалиды. Безбарьерная среда Работникам и ветеранам Службы медико-социальной экспертизы 31 октября 2018 года Службе медико-социальной экспертизы исполняется 100 лет.

31 октября 2018 , Инвалиды. Безбарьерная среда Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон, направленный на повышение доступности телепрограмм для инвалидов по слуху Федеральный закон от 30 октября 2018 года №380-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 6 февраля 2018 года №167-р. Федеральным законом перечень лицензионных требований при осуществлении телевизионного вещания и радиовещания, определенный Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации», дополняется новым лицензионным требованием в отношении лицензиатов – вещателей телеканалов. Новое лицензионное требование предусматривает обеспечение доступности для инвалидов по слуху продукции средства массовой информации в объеме не менее 5% объема вещания в неделю.

24 октября 2018 , Инвалиды. Безбарьерная среда Об утверждении перечня специализированных продуктов питания для детей-инвалидов на 2019 год Распоряжение от 22 октября 2018 года №2273-р. В перечень включены 75 специализированных продуктов для диетического лечебного питания детей-инвалидов, больных орфанными заболеваниями. В 2016 году такой перечень включал 54 продукта, в 2017 году – 69 продуктов, в 2018 году – 71 продукт.

10 октября 2018 , Инвалиды. Безбарьерная среда О внесении в Госдуму законопроекта об административной ответственности за нарушение порядка ведения федерального реестра инвалидов Распоряжение от 8 октября 2018 года №2151-р. Законопроект разработан во исполнение плана реализации Концепции создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов». Предлагается установить административную ответственность в виде штрафа за непредставление должностным лицом подлежащих включению в федеральный реестр инвалидов сведений, неразмещение или нарушение порядка и сроков размещения сведений, размещение сведений не в полном объёме, а также за размещение в реестре заведомо недостоверных сведений. С 1 января 2018 года информация из реестра используется в том числе при оказании госуслуг, и её отсутствие или искажение сведений приводит к невозможности предоставления госуслуг в сферах охраны здоровья, социального обеспечения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи.

17 августа 2018 года исполняется 30 лет со дня образования Всероссийского общества инвалидов. 1

План Сергея Собянина сделать столицу благоустроенной для лиц с ограниченными возможностями пока выглядит невероятным. Да, уже было запущено 500 автобусов с низким подъемом, из 200 станций метро 27 были оборудованы лифтами для инвалидов, на улицах появилось несколько сотен дорожных знаков и десяток специальных светофоров. Были даже организованы особые паркинги, а администрация больших торговых центров теперь обеспечивает в своих зданиях всю необходимую для маломобильных граждан инфраструктуру. Но пока что все эти усилия – только капля в море.

Огромное количество пешеходных переходов, трамвайных остановок, станций метро не оборудованы необходимыми средствами для передвижения инвалидов. Полную реконструкцию Москвы на данный момент сделать просто невозможно – как минимум из-за проблем с пробками и круглосуточной переполненностью городского транспорта. И все же, факт остаётся фактом: сегодняшняя Москва – не лучший город для человека в коляске.

Давайте взглянем на примерный список необходимых элементов для свободного перемещения маломобильных граждан:

Во всех подъездах города должны быть специальные подъемники и пандусы.
Все светофоры должны иметь звуковые ориентиры.
Пешеходные переходы должны быть легкодоступными.
Все остановки общественного транспорта должны быть на одном уровне с автобусами, трамваями, маршрутками, троллейбусами.
Все парковки должны иметь хотя бы три парковочных зоны для инвалидов. А так же, если необходимо, лифт.
Лифты на всех станциях метро.

Таких пунктов ещё много, но давайте пока остановимся на этом. Одна из главных культурных улиц столицы – Остоженка. Она берет начало от Площади Пречистенских ворот и доходит до Крымской площади – и на всём её протяжении нет ни одного объекта, приспособленного для малоподвижного гражданина. Люди с ограниченными возможностями попросту не могут воспользоваться общегородскими благами этой улицы. На входе в рестораны на Остоженке высокие пороги и ступени, а высоты бордюрного камня не хватает для комфортной посадки в автобус.

Стоит обратить внимание и на трамвайные пути. Трамвай является самым опасным транспортом для инвалида или пенсионера. Исторические вагоны определённо обладают шармом старины и собирают вокруг себя сторонников оставить их в строю, но безнадёжно устарев, они должны уступить своё место более удобным, продуманным и практичным машинам, а сами перейти в распоряжение музея. Старые трамваи имеют три входных ступени, а это непреодолимое препятствие для большинства маломобильных граждан. По статистике PricewaterhouseCoopers Москва занимает 23 место в списке самых богатых городов мира, но при этом, видимо, не имеет возможности заказать определённое количество трамваев, чтобы не подвергать людей опасности. Трамваи нового поколения запущены только по трём маршрутам, а это катастрофически малый темп развития.

Транспортным департаментом города Москвы ещё в 2014 году был принят очередной проект программы «Транспорт Москвы без границ» и содержит он в себе пункты о мобильном и общем развитии транспортной системы столицы. Центр организации дорожного движения Москвы сообщает: « В городе Москве в настоящее время установлено 84 дорожных знака 8.15 «Слепые пешеходы», 224 знака 8.17 «Инвалиды», 7 знаков 8.18 «Кроме инвалидов». В 2014 году было установлено 200 дорожных знаков 8.17 «Инвалиды»*. Вместе с тем, в рамках пилотного проекта на 30 светофорах в Москве установили современное оборудование – звуко-вибрационные модули, которые помогут людям с инвалидностью по зрению и слуху переходить дорогу.»


План реконструкции Ленинского Проспекта

А вот ещё одно заявление Департамента труда и социальной защиты города Москвы от 2014 года: «Отметим, что в 2014 году для маломобильных граждан в Москве приспособят 512 автобусных остановок и 31 трамвайную платформу. Их оснастят плакатами с номерами маршрутов, поручнями и устройствами связи с диспетчером. На модернизацию всех остановок общественного транспорта потратят 350 миллионов рублей. Кроме того, 400 светофоров оснастят звуковым сопровождением. Также на трамвайных путях для малоподвижных людей построят посадочные платформы. Высота площадок будет совпадать с уровнем нижней ступени трамвая. Помимо этого в 2014 году столичные власти создадут электронную интерактивную карту с вакансиями для маломобильных людей, чтобы они могли подобрать место работы в своем районе ».

Можно ли считать приведённые цифры успехом? Определённо нет. На фоне города с населением в 12,3 млн. (только зарегистрированных граждан), цифры ЦОДД кажутся ничтожными. Что такое 30 светофоров и 300 оповещающих знаков за 2 года для пятой по счёту программы? К слову, в Москве проживает от 1.2 до 1.7 млн. людей с ограниченными возможностями. И это только те, кто получил специальное удостоверение. Сравнив цифры и графики населения можно сделать вывод, что это уже не просто проблема, а глобальная катастрофа в рамках столицы.

Что самое неприятное во всём этом, работа ведётся не для граждан города, а для тех, кто в этот город прибудет в 2018 году на ЧМ по футболу. Департаменты начинают работать только перед важными для престижа страны мероприятиями и всячески пытаются не упасть лицом в грязь перед мировой общественностью. Возможно это только совпадение, но все городские проекты рассчитаны сроком до июня 2018 года.

Подведём итоги. В сравнении с прошлыми десятилетиями, Москва изменилась до неузнаваемости, но несколько приспособленных для инвалидов музеев, три трамвайных маршрута, несколько десятков станций метро с лифтами и столько же светофоров в гигантском мегаполисе – это недостаточно. На сегодняшний день автомобиль и помощь родственников так и остаётся главными помощниками в передвижениях человека с ограниченными возможностями. Правда, нам остается надежда, что к 2018 году маломобильный горожанин все же сможет проехать своим ходом от одного конца Москвы в другой, не прикладывая для своего путешествия сверхусилий – и тогда с гордостью и уверенностью можно будет заявить: «Москва – город для всех».



Рассказать друзьям