Сказка придуманная ребенком про инвалидов. Мы такие же люди Образ человека с ограниченными возможностями в художественной литературе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Секция: филология

Название работы: «Образ детей-инвалидов в произведениях современных писателей »

Место выполнения работы:

г.Новоалександровск,

МОУ гимназия № 1,9 класс

Научный руководитель:

Синицина Ольга Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МОУ гимназия № 1

г.Ставрополь 2016

    1. Т. Крюкова «Костя + Ника»

      Е. Мурашова «Класс коррекции»

    Заключение.

    Библиографический список

    Ведение

Инвалидность – это страшный диагноз. Она калечит жизнь. Люди, столкнувшиеся с этой бедой, нуждаются в огромной заботе и в чутком внимании. Но страшнее всего, если инвалидом является ребенок. Дети-инвалиды – это обычные дети, такие же, как и все остальные. Они «небольные», а «особенные дети». Они любят играть, веселиться, общаться, но из-за болезни они часто вынуждены находиться в замкнутом пространстве. Родители, комната, в которой они живут и инвалидная коляска, затем одиночество - вот их мир. Когда ребенок взрослеет и понимает, что его болезнь неизлечима, начинает страдать его психическое состояние. Детская душа начинает болеть еще сильнее. Как верно заметила поэтесса Н.Попова:

«Мир «особого» ребенка –

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка

Допускает лишь своих!»

Многие дети-инвалиды учатся в общеобразовательных школах. Некоторые ребята не хотят учиться с ребенком-инвалидом в одном классе и стараются избегать от общения с такими детьми. Но есть дети, которые относятся к ребенку-инвалиду как к полноценному члену общества. Как изменить в сознании детей, что дети-инвалиды – они как мы, только немного добрее, сердечнее, отзывчивее на чужое горе. Они также имеют право на счастье, улыбки и радости. Только произведения художественной литературы способны сделать первый и важный шаг – изменить сознание здоровых детей, увидеть больных детей рядом, протянуть им руку помощи. Современным детям необходима современная литература, где поднимаются проблемы, которые остры для сегодняшнего времени.

Цель данной работы – проанализировать современные произведения о детях – инвалидах, а именно о подростках-инвалидах, выявить общее и различие в подаче материала, показать методы с помощью которых современные писатели раскрывают тему детей-инвалидов..

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи исследования:

Рассмотрение образов детей-инвалидов в произведениях современных писателей,

Привлечение внимания общественности к проблемам детей-инвалидов.

Основные методы работы – сопоставление, анализ произведений, раскрытие образа детей-инвалидов современными писателями.

Практическая значимость работы заключается в применимости ее результатов при изучении современной литературы в рамках школьной программы, на факультативных занятиях, во внеурочной деятельности, в работе школьных театральных студий.

Структура работы определяется целью и задачами, характером практического материала и состоит из введения, одной главы, где анализируются три произведения современных писателя, заключения, библиографического списка.

    Образ детей-инвалидов в произведениях современных писателей:

    1. Т. Крюкова «Костя + Ника»

Повесть Тамары Крюковой «Костя+Ника» - на первый взгляд, светлая, добрая, легкая, наивно-трогательная книга. Жизнь в маленьком дачной поселке, где каждый знает все обо всех, а тайна остается тайной лишь тогда, когда ты держишь ее при себе, да и то не всегда. Привлекает своей наивностью и чистотой. Оглядываясь вокруг себя, я с грустью понимаю, что не верю, что есть еще в мире такой вот Костя, который, возможно, спас свою Нику. Но это только на первый взгляд автор поднимает тему первой любви, юношеской дружбы. А на самом деле, вторая тема, более актуальна и значима: вера в человека, оказание помощи ребенку-инвалиду.

Крюкова строит свое произведение на двух мирах: реальном и вымышленном. Чем-то Костя мне напоминает романтического героя: страстного, не желающего жить как все, отличного от всего мира.

Рассмотрим более подробно. Костя встречает в лесу веселую здоровую девочку Нику, как она ему говорит Костянику, имя, придуманное ею, от лесной ягоды. И спустя день он знакомится с девочкой - инвалидом Никандрой – точной противоположностью по внутренним качествам девочку. Озлобленную на весь мир за свой недуг, видящую во всех врагов, думающую, что все над ней смеются - ледяную куклу без эмоций и души. И вот автор показывает нам: каким образом мальчику удается растопить сердце, поверить в людей, увидеть мир другими счастливыми глазами. Задача не из легких. Но Кости это удается. Конечно, на пути героя встречается непонимание со стороны самых близких и дорогих людей, мамы, друзей, родителей и сиделки Никандры. Но ничто не смогло сломить желание мальчика помочь ребенку-инвалиду, заполнить пустое пространство души счастьем и верой. Постоянно автор держит нас в напряжении. Нам хочется стать на сторону Кости, крикнуть всем: «Посмотрите, какой он необычный, добрый и счастливый человек, который может и дарит счастье ребенку, которому оно жизненно необходимо». Постоянно мы видим противопоставления: Костяника и Никандра, чудо в виде яблок на березе и человеческое осуждение за ненужные яблоки, непонимание матери, друзей и постепенное преобразование души Никандры, улыбку на лице девочки-инвалида и сиделки Полины, внешняя забота отца и замещение отцовской любви денежными и материальными ценностями.

Лишь стоит вспомнить, как Костя верил в Никандру больше, чем она верила в себя, поэтому ему и удалось сотворить чудо, поставить девочку на ноги. Но самым важным фактором, несомненно, были внимание, дружба и любовь. Любовь подкралась к нему так незаметно, что он осознал ее лишь тогда, когда потерял: « Слезы катились по щекам. Беззвучные рыдания душили его, но он не думал о том, что его могут увидеть. Сейчас он существовал вне мира, вне людей. Он впервые со всей горечью осознал, что так и не успел сказать ей самые важные слова. Это была не жалость и не порыв "благородного целителя". Он любил ее».

Финал произведения как бы разделен на две части. Первая – это известие о трагической смерти Никандры, а вторая часть – как сказка, появление девочки здоровой ровно через год. Но, может быть, это сознательно придуманный прием писателя, чтобы показать – важна каждая минута, каждый необдуманный шаг, каждое сказанное слово.

Очень добрая, светлая книга о любви и о том, что чудо - чудо рождается в душе человека, оно дело рук человеческих. И первый шаг стать "чудесным" человеком, "волшебником" - отказаться от прочно въевшихся в нашу повседневность равнодушия, черствости и безучастности.

Очень непростая повесть. Вот так читаешь - и думаешь порой, что автор перестарался, что такого не бывает, чтобы подростки - сколько им там лет? - были такими. Такими мудрыми, такими глубоко чувствующими, такими неюными. А с другой стороны, разве не было такого у многих в 14-15 лет - ощущения, что ты старше многих взрослых, ярких периодов понимания и осознания, всплесков глубоких чувств, проникновения в какие-то глубины. Подростков нечасто принимают всерьёз. А главный урок. Который вынесли взрослые, был прост: Все глядели на Нику, не в силах осознать произошедшего чуда. Этот чужой паренёк сумел сделать невозможное. Он спас её от главной беды – инвалидности.

    1. Ю. Ермолаев «Дом отважных трусишек»

« Дом отважных трусишек»– так называет главный врач детское отделение больницы в повести Ю. Ермолаева «Дом отважных трусишек». Само название повести заставляет нас обратить внимание на оксюморон, который и будет раскрываться на протяжении всего произведения. События происходят в необычном доме, к клинике, где врачи творят поистине чудеса - помогают детям инвалидам поверить в себя, излечиться от инвалидности, а главное стать сильными душевно на пути выздоровления. Прототипом главного врача послужил знаменитый доктор Гавриил Абрамович Илизаров, который точно сказочный волшебник, возвращает к жизни, казалось бы, неизлечимо больных людей, делает их здоровыми и счастливыми. Как о нем говорит главная героиня Надя: «Как часто она представляла себе этого несуществующего волшебника! Вот подходит к окну, возле которого она сидит, обыкновенный старичок и спрашивает: «Почему ты, девочка, не гуляешь?» Надя отвечает. И вдруг старичок, точно настоящий артист-фокусник, взмахивает руками, произносит какие-то непонятные слова – и Надя вскакивает, кружится на совершенно здоровых ногах по комнате и тут же бежит к девочкам прыгать через веревочку. От удивления все так и застывают на месте. А старичок волшебник мгновенно исчезает. Точно его и не было вовсе. А потом Надя записывается в бассейн и, конечно, устанавливает рекорд по плаванию». Но мы то понимаем, что чудеса такие не могут осуществиться в реальном мире.

Повесть рассказывает о мужестве маленьких пациентов, о самоотверженности врачей, о том, как вместе врачи и дети побеждают болезни. Повесть не документальна, но в ней рассказывается о том, какие новые методы лечения нашел и успешно применил доктор. Но, самое важное, то, что писатель прежде всего стремится показать маленьких пациентов, передать их огромное желание преодолеть свой недуг и стать здоровыми. Вместе с Надей Ермаковой и еe подружками по палате (Веры Осиповой, Джаннат Шамхаловой из Баку, Гали Скульской из Киева, Майе, маленькой Олечке), читатель пройдет через многие испытания и узнает радость победы, которую одержала героиня книги над собой. И эта радость была для нее самой большой на свете. Мы как будто вместе с ребенком-инвалидом проходит маленькими шажками по огромной дороге жизни. Я уверена, все, кому посчастливится прикоснуться к этой повести, в будущем совсем по-иному будут относиться к больным детям.

Да, сюжет совсем прост. Ребенок-инвалид Надя Ермакова вместе с отцом используют все способы, чтобы поставить ребенка на ноги. Когда Наде было четыре года, она заболела и получила осложнение на ноги. Сильное искривление не дает ребенку возможности учиться, общаться с детьми. Как говорит сама героиня: « Разве не обидно, когда тебя разглядывают, точно какое чудище?» Десять самых сложных месяцев в жизни ребенка-инвалида описано в повести. Десять самых трудных месяцев мук, боли, разочарования проживаем мы с девочкой. Сколько пришлось пережить ребенку, чтобы осуществилась ее мечту – ноги стали ровные и на них можно было ходить – описать трудно. Восхищаешься силе духа главной героини. И радуешься вместе с ней, когда ее самая заветная мечта осуществилась – она научилась плавать, участвовала в соревнованиях не на пружинном матрасе, как раньше, а в настоящем бассейне. История Нади помогает поверить в то, что есть врачи от Бога, которые помогают детям обрести маленькое счастье – быть здоровыми. И есть такие дети, которые проходят трудные и мучительные шаги к заветному желанию – быть как все.

    1. Е. Мурашова «Класс коррекции»

Дальше всех в раскрытии жизни и борьбы за существование раскрыла в своем повести Е. Мурашова «Класс коррекции». Произведение выделяется в общем потоке современной отечественной литературы для подростков прежде всего тем, что затрагивает в произведении тему детей - «трудных», зачастую умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных. Да, такая тема слишком неудобна и некрасива, но еще сложнее говорить об этом так, чтобы от произведения остались не чувства отвращения, мрака и безысходности, а милосердие, доброта и искренность. Екатерина Вадимовна Мурашова виртуозно справляется с этой задачей. Она призывает читающего подростка к душевной и нравственной работе над собой как человеком, личностью, гражданином.

Повесть начинается с вопроса о том, что такое милосердие. «... В ответ на это половина класса заржала, а другая половина, у которой сохранились мозги, насторожилась». Читая эти строки, предполагаешь, что речь в повести пойдет о банальном описании учебных будней класса коррекции: асоциальное поведение, нежелание учиться, нарушение дисциплины. Но в противовес всему появляется ребенок-инвалид Юра Мальков. И с его появлением класс «больных» детей, а затем и другие школьники элитной школы меняются на глазах. Даже происходит перерождение маленьких учеников – детей из очень обеспеченных семей.

Историю, которая произошла с 7е, рассказывает Антон, один из учеников этого класса. Об Антоне учителя говорят, что «по природе он – безусловный лидер, и к тому же очень умён и образован для своих лет», но «неврологически нездоров», у него бывают «припадки неконтролируемых эмоций». Как говорит о нём один из учителей: «Антон – герой, который почему-то отказывается быть героем». Он – наблюдатель, потому что, в отличие от большинства его одноклассников, ему сполна дана возможность наблюдать. Но он способен и на действие. Антон полон сострадания к тем, с кем его свела судьба в этом странном классе. Противопоставление больных героев писатель показывает элитную школу и обеспеченных черствых детей. Школа огромная, новая, из стекла и бетона, с картинками про счастливое детство на стенах. В ней 300 учителей и полторы тысячи учеников. Первые два класса каждой параллели гимназические. У них лучшие учителя, 3 иностранных языка, а, кроме того, им преподают всякие важные предметы, вроде риторики и истории искусства. «Ашки» покруче, чем «бэшки», там больше зубрилок и детей спонсоров. Классы В и Г – нормальные. 7е – класс коррекции. Здесь учатся дети с «диагнозами». Пройдёт учебный год, и этот класс будет расформирован. Администрация ждёт не дождётся этого часа. Почти сразу же Юру стали дразнить. Передразнивали его походку, уродливые ужимки, то, как он пишет, как передвигается на инвалидной коляске. Но в классе коррекции к нему относились хорошо. Получается, дети из неблагополучных детей, духовно и физически нездоровых понимают ребенка-инвалида. Юра умел шутить над собой, спокойно относился ко всем неудачам. Он прилежно учился и помогал Пашке, у которого стали лучше оценки и «в глазах рассеялась муть». Появление ребенка-инвалида становится настоящим нравственным испытанием для класса коррекции. Юра не только объединяет 7е класс, он, как лакмусовая бумажка, неожиданно проявляет в ребятах доселе не востребованное: умение терпеть и защищать, заботиться и сопереживать, думать и мечтать. Ребята перестали материться, они стали дружнее после вечеринки, которую устроил Юра с его родителями. Класс коррекции защищает Стешу, над которой пытались надругаться старшие «ашки», сынки уважаемых людей и школьных спонсоров. Девочки орут под окнами элитного дома, рыночно-уголовная гвардия Пантелея дерётся с охранниками, больной Юра едет через весь город в своём инвалидном кресле. А потом они с Антоном и Мишаней отправляются вызволять Стешу через тот, волшебный, мир. И вызволяют. Она расколдовывается, Мишаня прозревает. Но Юра остаётся там, в своем особом мире, навсегда. Юра обладает особым даром – уходить от страданий и безысходности в параллельный мир, где сбываются все желания. Он организует туда «экскурсии» для одноклассников. Миры на то и параллельны, чтобы не пересекаться. В том мире ребята становятся другими. В этой таинственной стране к ним приходят не только красота и здоровье, которых у них никогда и не было, но и чувство собственного достоинства, без которого маленькому человеку совершенно невозможно существовать. Вывод из этой светлой повести с грустным финалом один – коррекция срочно необходима нашему обществу, всем нам. Екатерина Мурашова призывает читающего подростка к совместной душевной и нравственной работе, помогает через соучастие, сочувствие героям книги осознать себя как человека, личность, гражданина. Она призывает нас к милосердию.

Да, мы видим два мира: мир реальный, жестокий и безнравственный, и мир фантазии, вход в который открыл Юра, где нет зла, болезней, лицемерия, где всем хорошо и каждый в нем живет своей жизнью из мечты.

Повесть Мурашовой- это изображение внутреннего мира. Она представляет собой результат соединения психологического опыта автора и его писательского таланта. Именно милосердие, сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку, которое не было чуждо юным героям повести, делает это произведение особенно интересным и актуальным. Печально, что Юра не смог выжить в нашем реальном мире, но его жизнь не прошла напрасно, он смог изменить жизнь «больных» душой детей из класса коррекции.

Заключение.

Изучив произведения современных писателей Т. Крюковой «Костя + Ника», Ю. Ермолаева «Дом отважных трусишек», Е. Мурашовой «Класс коррекции» и их образы детей-инвалидов, мы пришли к следующим выводам:

    тема «детей-инвалидов» в русской литературе актуальна и по сей день.

    писатели по-разному освещают проблему детей-инвалидов, вследствие чего образы таких детей представлены следующим образом:

У Крюковой через дружбу и первую любовь происходит не только телесное исцеление девочки-инвалида, но и духовное перерождение. Благодаря Кости и его веру в чудо, это чудо происходит не на пустом месте, а путем постоянных тренировок. - у Ермолаева ребенку-инвалиду помогают профессионалы – врачи, их удачные эксперименты и желание самих детей излечиться от недугов. Повесть по написанию светла, в ней нет агрессии реального и жестокого мира, дети находятся в больнице рядом с такими же больными детьми. Мы видим их исцеление посредством медицины.

У Мурашовой образ ребенка-инвалида представлен в двух мирах: реальном и фантастическом, выдуманном детьми. Юра убегает от реального мира в свой особый, где ему легко, он здоров и весел. Но приходится возвращаться в мир жестокости и непонимания других детей. Этот образ показан в разрезе с другими детьми: здоровыми и неполноценными духовно. Он переворачивает мир жестокости, превращает в добро и помогает другим детям с отклонениями. Но сам жертвует своей жизнью во имя другого ребенка.

3. Изменена подача материала и раскрытие темы. У современных писателей образ детей – инвалидов показан в развитии. Мы наблюдаем постепенный процесс изменения сознания детей, герои помещены в знакомые нам современные условия: школу, улицу, мир подростков. Стиль написания характерен для подростковой среды, на что указывает и язык повествования. Различие заключаются в том. что у Ермолаева – общество добрее, дети изолированы от жесткого мира, у Крюковой и Мурашовой – герои выживают в современном жестком мире.

4. Разные подходы к одной и той же теме вызваны, по-моему, обстановкой, в которой писались произведения .

5. И все-таки надежда остается: люди с ограниченными возможностями здоровья должны стать и в нашей стране полноправными членами общества, отношение к инвалидам должно измениться.

Произведения художественной литературы, в какую бы эпоху ни были они написаны, сыграют определенную роль в формировании нашего сознания. Первый урок эти книги дали мне, они помогли по-особому посмотреть на детей-инвалидов, понять их проблемы, проявить сочувствие- то на что и нацелена современная литература для подростков.

Библиографический список

1. Сайт в сети Internetwww .krugosvet .ru .

2. Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронная версия 2013 года.

4. Юрий Ермолаев. Дом отважных трусишек. Издательство «Детская литература», 1999 г.

5. Тамар Крюкова. Костя + Ника. М., 2013 г.

6. Екатерина Мурашова. Класс коррекции. LITRU.RU

Маргарита Грубер на своей странице в Фейсбук поделилась подборкой книг, которые помогут просто и понятно рассказать ребенку об . Кто они, как им живется в нашем мире, и почему им так важна забота, понимание и принятие.

Долго не давала мне покоя мысль, что нашим детям сложно выхватить из жизни информацию о людях, которые не такие, как все. Особенные.

Как показывает практика, некоторые дети просто не знают, что на свете есть люди, которые не слышат, не видят, плохо двигаются, не выносят громких звуков… в общем, такие, о которых взрослые редко упоминают при детях.

Кто-то считает, что ребёнок ещё слишком маленький для такой информации, кто-то не может подобрать нужных слов.

Я тоже не мастак говорить, поэтому мне рассказать Тимону о людях, которые от него отличаются в этом плане, помогают книги. Проще зацепиться за какую-то фразу во время чтения, и развить её уже для обсуждения.

Так что я составила список из, кажущихся мне лично, важных книг об особенных детях. Старалась не выбирать «сказочные» сюжеты (вроде цветика-семицветика), чтоб никто не выздоравливал по мановению волшебной палочки. Разве что для самых маленьких, тут без выдуманной истории не обойтись, мне кажется.

Не упоминала истории о детях в больницах, по-моему, это другая важная тема. Книжки на разный возраст и разный характер. Мой личный выбор, так что прошу сомневающихся почитать и другие отзывы об этих книгах.

ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Тиль Швайгер, Клаус Бумгарт. «Безухий заяц и Ушастый цыплёнок»

Не знаю, можно ли записать эту книгу в список об особенных? Разве что, для того чтоб показать малышам, что вообще есть те, кто может от нас отличаться внешне, но при этом быть самыми обычными внутри?.. Это история, как один "не такой, как все" подружился с другим "не таким, как все". Знаю, что это целая серия книжек, может в продолжении обычные звери и примут их в свою компанию? Тогда бы всё сложилось.

Марина Аромштам читает книжку на Папмамбук

Пер Густавссон, Матс Вэнблад. «Птенчик Короткие крылышки»

Тиму в детстве очень нравилась эта книжка. В основном, из-за изобретений товарища Лягушонка. Для меня же, эта малышовая история спорная, потому что маме пришлось делать выбор между двумя здоровыми детьми и одним больным. Это сложно. Для моего восприятия. Но она выбор сделала и сама по себе история закончилась хорошо. Но, наверняка, мамам в большой семье и с особенным ребёнком тоже приходится принимать много сложных решений.

Ким Фупс Окесон, Эва Эриксон. «Гражданин, гражданка и маленькая обезьянка»

О том, как в одной семье вместо младенца родилась обезьянка, об их переживаниях и решениях. О книге подробнее .

О ТЕХ, КТО ПЛОХО ИЛИ СОВСЕМ НЕ ВИДИТ

Анна Анисимова. «Невидимый слон»

Мне книжка понравилась, для маленьких очень понятно и по-доброму объясняет, как живётся слепой девочке. Тут нет «плохих» персонажей. Все очень любящие и это есть хорошо. Девочка живёт в том же мире, что остальные, и все стараются (как-то естественно), чтоб её возможности не уменьшались из-за отсутствия зрения.

Джимми Лиао. Звучание цвета

О девочке, которая недавно ослепла. В свой день рождения она спускается в метро и отправляется в путешествие по своим «фантазиям». книге .

Джин Литтл. «Неуклюжая Анна» и «Слышишь пение?»

О девочке, которая плохо видит, которую все считают неловкой и неуклюжей, над которой смеются даже дома. А ей нужна любовь окружающих. Любовь мамы, в которой она не уверена.

И продолжение истории, о внезапно ослепшем брате Анны, которому она помогает вновь обрести себя.

О ТЕХ, КТО ПЛОХО ИЛИ СОВСЕМ НЕ СЛЫШИТ

Ирина Зартайская. «Я слышу»

История, рассказанная 10-летним мальчишкой, который встретил во дворе не слышащего мальчика. Я бы такую посоветовала для 1-2-классников. История маленькая. На форзаце - азбука глухих, и есть иллюстрации жестов часто употребляемых слов.

Дарья Вильке. Тысяча лет тишины. (из книги Грибной дождь для героя)

Такая важная история, про обычное лето обычной девочки, если не задумываться о её проблемах со слухом. А они уходят на дальний план, когда вокруг тебя понимающие друзья, родные и просто люди, не делающие из твоей «инаковости» проблему. И все школьные неприятности отступают, когда за летние каникулы героиня понимает, что каждый человек по своему «особенный».

О ТЕХ, КТО НЕ ГОВОРИТ

Моррис Глейцман «Болтушка»

Об 11-летней немой девочке, которая так любит «болтать» и о её странном папе, которого она очень стесняется. Отзывы .

О ТЕХ, У КОГО ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ

Шэрон Дрейпер. Привет, давай поговорим

Книга сложная и радостная одновременно. Про девочку 11 лет с ДЦП, которая только-только получила возможность рассказать миру, что же твориться у неё в голове и в душе (да здравствуют инженеры, программисты и другие конструкторы, которые сделали возможным такое общение с миром, с помощью машины).

И как сложно понять другим, что она человек, а не «овощ», что она может оказаться умнее их, что у неё тоже есть чувства.

Айвен Саутолл. «Пусть шарик летит»

О мальчике с ДЦП и о родителях, которые всего боятся, и не дают своему ребёнку хоть немного самостоятельности. О книге .

Ребекка Эллиотт. «Просто потому что»

Рассказ мальчика, чья сестра не умеет многого из-за ДЦП, но ему всё равно, потому что она - его лучший друг. О книге и о премии The Dolly Gray Children`s Literature Award.

О ТЕХ, КТО НЕ МОЖЕТ ХОДИТЬ

Анне-Катрине Вестли. «Каос и Бьёрнар»

История о мальчике в инвалидной коляске и его друзьях. Отзывы:

Алан Маршалл. «Я умею прыгать через лужи»

Повесть о неунывающем мальчишке, который вовсе даже «такой, как все», потому что верит в себя и не собирается сдаваться, не смотря на то, что не может ходить. Отзывы :

Ирина Ясина. «Человек с человеческими возможностями»

О мальчике Кирилле, после аварии оказавшемся в инвалидном кресле. Как и в других книгах серии, история перемежается документальными вставками. О книге :

О ТЕХ, У КОГО ЭПИЛЕПСИЯ

Давид Б. (Пьер-Франсуа Бошар). Священная болезнь. (комикс)

Это настоящий графический роман. О том, как жить в семье, где есть больной эпилепсией. Как сила родителей заставляет героя по другому посмотреть на свою семью. О книге.

О ТЕХ, У КОГО ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Ракель Джарамилло Паласио. Чудо

О мальчике Августе, который живёт "без лица". И принимает решение идти в обычную школу. О реакции окружающих, о родителях, о друзьях и недругах, и о чувствах самого Августа. Детский отзыв .

Иен Стракан. «Паренёк в пузыре»

Книга о мальчике, который не может жить за пределами специального "пузыря", потому что любой микроб убьёт его. Книга о подростковой любви. Книга о жизни и смерти, и о выборе. О книге .

О ТЕХ, У КОГО СИНДРОМ ДАУНА

Бирта Мюллер. «Планета Вилли»

Отличная книга, чтоб рассказать малышу, как живётся ребёнку с синдромом Дауна. Да, и не только малышу.

О книге (видео-рецензия)

Бетси Байерс. «Лебединое лето»

Книга о девочке, которая переживает нелёгкий подростковый период и о её младшем брате с синдромом Дауна. О важных вопросах, которые задаёшь себе в 14 лет, о самостоятельных поисках важного и значимого. О книге .

О ТЕХ, У КОГО АУТИЗМ ИЛИ РАССТРОЙСТВА АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Кэндзиро Хайтани. «Взгляд кролика»

Эта книга была написана в то время, Когда в Японии было примерно такое же отношение к детям с аутическими расстройствами, как у нас сейчас. Они странные, непонятно, как с ними общаться, как взаимодействовать.

И к мальчику из начальной школы, который ни на что, кроме мух не обращает внимания, дети относятся с неприязнью или безразличием. Пока не приходит новая учительница, которая верит, что ко всем можно найти свой подход. И именно мухи и помогают ей понять этого мальчика и помочь ему общаться с окружающим миром.

Синтия Лорэ. «Правила. Не снимай штаны в аквариуме»

О девочке-подростке, которая придумала "правила" для своего младшего брата-аутиста, что бы тому было легче ориентироваться в этом странном для него мире. И о её новом друге, с которым можно разговаривать только с помощью карточек-картинок. О любви, о понимании, о дружбе. О книге .

Андреас Штайнхёфель. «Рико, Оскар и тени темнее тёмного»

В этой книге целых два "странных" мальчика. И каждому из них нужен друг, которого они никак не могут найти, пока не встречают друг друга. У одного из них есть любящая, но очень занятая мама, а у другого, кажется, не сильно любящий папа.

А ещё это детективная история, которая не разрешилась бы без этих мальчиков. И есть продолжение, которое на русском не выходило.

В. Г. Короленко Повесть, редкая по силе оптимизма, дающая пример несломленной судьбы, поэтичная в деталях. В очень сложные условия ставит Короленко своего героя, слепорожденного Петра, наделив его умом, талантом музыканта и обостренной восприимчивостью ко всем проявлениям жизни, увидеть которые он никогда не сможет. С детства он знал один только мир, спокойный и надежный, где он всегда чувствовал себя центром. Правила жизни в большом мире ему неизвестны, а также неизвестно, захочет ли этот мир принять слепого. Более всего помог Петру дядя Максим, не позволяя ему чувствовать свою неполноценность, в конце концов вселив в него уверенность в возможность духовного прозрения. Это происходит в финальной сцене повести: Петр, уже испытавший счастье семейной жизни, отец зрячего сына, став пианистом, завораживает своей игрой огромный зал.


М. Горький М. Горький Самое, пожалуй, замечательное из всех произведений цикла «По Руси» Максима Горького - рассказ «Страсти-мордасти». Он построен на трагическом контрасте между той страшной грязью жизни, и той чистотой, красотой и человечностью, которые иной раз неожиданно встречались там, где их, казалось бы, меньше всего можно было ждать. Герой рассказа мальчик Ленька – калека с лицом, «словно написанным тонкой кистью и поражающе неуместным в этой темной сырой яме». Он живет в подвале со своей опустившейся матерью. Развлекается тем, что собирает в разные коробочки всяких насекомых, дает им смешные прозвища (паук Барабанщик, муха Чиновница, жук дядя Никодим и т.п.) и наделяет в своей фантазии человеческими чертами. Эти насекомые составляют для Леньки особый мир, который заменяет ему настоящий, человеческий. Умный и наблюдательный, он любит и жалеет свою мать и по-детски наивно учит ее жизни. И сколько нравственно чистого таится в этом мальчике! Это произведение - о неистребимости человеческого в человеке.


У. Фолкнер У. Фолкнер Роман "Шум и ярость" рассказывает об окончательном крахе Компсонов - одной из самых знатных и гордых семей американского Юга. В первой части романа "7 апреля 1928 года" представлен внутренний монолог умственно отсталого Бенджи Компсона, 33 лет, монолог, как будто не имеющий смысла. Мысли Бенджи путаются, прыгают, переносятся из настоящего в прошлое, потом опять в настоящее, мир отпечатывается в его сознании калейдоскопом неподвижных картин. Бенджи символизирует физическое и нравственное вымирание рода Компсонов. Но образ Бенджи несет еще философскую нагрузку: на его уровне существования времени как страшной и неразрешимой проблемы просто не существует, хотя Бенджи, кажется, вот-вот выплеснет накопившееся в душе страдание. Фолкнер мастерски изобразил редкостную эмоциональную достоверность этого героя.


С. Цвейг С. Цвейг Австрийский писатель Стефан Цвейг автор великолепных новелл и увлекательных жизнеописаний ярких исторических личностей. Особое место в его творческом наследии занимает роман «Нетерпение сердца», действие которого относится к кануну войны 1914 г. Лейтенант Гофмиллер стоит со своим полком в гарнизонном городке в Венгрии. Томясь от скуки, он с радостью принимает приглашение помещика Кекешфальва пожаловать к нему на сельский бал. Здесь он знакомится с Эдит - дочерью хозяина дома. Эта богатая девушка страдает жестоким недугом: она парализована. Неожиданное внимание молодого офицера производит необыкновенное впечатление на больную. Она страстно влюбляется в него, но любовь оборачивается для нее трагедией. О чем это произведение? О том, как трудно молодому человеку разобраться в своих чувствах, различить, где голос совести, а где страх перед «общественным мнением», где благородные порывы, а где низменные страсти. О том, что важнее для юноши: «быть» или «казаться». О том, как «благими намерениями дорога в ад выстлана». О том, как надо отвечать за свои поступки, слова, чувства. О том, как надо щадить чувства другого человека. О том, как трудно устоять в добре и пожертвовать своей мнимой свободой ради любви к ближнему.


Э. Базен Э. Базен Стойкость, стремление сохранить человеческое достоинство даже в самых трагических ситуациях характерны для главных персонажей французского писателя Эрве Базена. Показателен в этом отношении роман "Встань и иди". Героиня этого произведения Констанция Орглез во время войны тяжело пострадала от бомбежки, у девушки поврежден позвоночник. Исцеление практически невозможно, и все же Констанция старается не падать духом, сохранить волю и интерес к жизни. Ей удается собрать одноклассников своего погибшего брата и организовать ОВП – общество взаимопомощи. И хотя в результате из этого ничего не получилось, и жизнь Констанции оборвалась, трагическая развязка лишь усиливает чувство уважения к мужеству девушки. Есть в романе и любовная линия – тонкая, продуманная и красивая.


А. Маршалл А. Маршалл Австралийский писатель Алан Маршалл памятен нам как автор светлой, пропитанной солнечным светом и запахами земли, как теперь говорят, "позитивной" книги. Шести лет Маршалл заболел полиомиелитом, сделавшим его инвалидом на всю оставшуюся жизнь. Автобиографическая повесть «Я умею прыгать через лужи», рассказывает о борьбе с недугом и победе над ним. Маршалл считал эту первую книгу трилогии (куда еще входят «Это трава» и «В сердце моем») своим лучшим произведением. Несмотря на воспоминания о болезни, это возвращение в радостный мир детства. Главное в повести борьба мальчика с обстоятельствами жизни. Маршалл рассказывает о том, как боролся ребенок, чтобы вопреки судьбе стать полноценным человеком, о том, что помогало ему в этой борьбе борьбе с «Другим Мальчиком» в себе, осторожным и беспомощным, стремящимся уговорить Алана смириться с печальной участью калеки. Вместо постоянно разворачивающейся пружины сюжета Маршалл выстраивает эпизоды, помещая в фокус моменты преодоления, они-то и составляют внутренний стержень повести.


Д. Киз Д. Киз «Цветы для Элджернона» не то произведение, о котором стоит говорить многословно. Во-первых, потому что о нем сказано даже слишком много. Во- вторых, вся насыщенность романа идеями, свойственными классике литературы, сочетается с их изящной прозрачностью. Книга написана в виде дневника. Его пишет умственно-отсталый главный герой Чарли Гордон. После удачной хирургической операции над мышью Элджерноном такая же операция по улучшению интеллекта была проведена Чарли. Очень быстро меняется содержание дневника, его хозяин начинает открывать себя и мир заново. К сожалению, разум Элджернона стал деградировать, и Чарли видит и понимает, что это ждет и его. Книгу стоит прочитать для того, чтобы впустить в себя свет человечности. Хоть конец и будет предсказуем, и надежда - последнее, что в нем можно увидеть, останутся безысходность и доброта, и что-то еще очень важное, чего нам всем не хватает. Не ум, не знание, а понимание. Не жалость, не сочувствие, а поддержка и человечность.


Р. Гальего Р. Гальего Именно так назвал Рубен Гонсалес Гальего изданный в 2002 году вариант своей книги, которая в журнальной обработке появилась под названием «Черным по белому», удостоенной в 2003 году литературной премии «Букер Открытая Россия» за лучший роман на русском языке. В этом автобиографическом произведении нашла свое отражение вся нелегкая судьба ребенка, которому уже в начале его жизни поставили диагноз ДЦП и которого обрекли на переселение из одного советского интерната в другой. Особенностью книги является прежде всего способность автора находить в суровой, страшной, жестокой жизненной реальности смешное, неповторимое и удивительное, а главное доброе. В этой книге почти нет натуралистических деталей. Нет борьбы за права инвалидов, нет публицистических вставок есть безжалостная, прежде всего к себе, исповедь человека, вынужденного быть героем. Как выразился сам Гальего в предисловии к русскому изданию: «Быть человеком трудно, очень трудно, но вполне возможно. Для этого не обязательно становиться на задние лапы. Совсем не обязательно. Я в это верю.


Л. Улицкая Л. Улицкая Смысл жизни родителя - вырастить здорового и благополучного ребенка. А если здоровья нет? Тогда остается только всеми силами противостоять судьбе. Героиня произведения Л. Улицкой по прозвищу «Бухара» - мать девочки с синдромом Дауна. Муж не выдержал этого и ушел. А вот маленькая хрупкая женщина поняла главное: жизнь ребенка является высшей ценностью. Больной ребенок как испытание свыше, и мать это испытание выдерживает. Недаром звучание рассказа Людмилы Улицкой напоминает торжествующий гимн - гимн материнской любви. Вот почему и в названии рассказа они вдвоем - мать и дочь. Милочка – так зовут девочку – вобрав в себя материнскую любовь стала улучшаться в развитии. А мать всеми способами готовит дочь к самостоятельной жизни. Когда-то Иоанн Златоуст сказал: "Добрая ласковая мать кротким обращением с ребенком не только вносит мир в его душу, но и делает для него малочувствительными всякого рода огорчения". А Улицкая добавляет: и делает его счастливым.


Д. Липскеров Д. Липскеров Творчество известного современного писателя Дмитрия Липскерова, автора семи романов, нескольких повестей и рассказов, а также более чем двадцати пьес, трудно отнести к какому-либо литературному направлению. Главная тема этого романа – история любви двух инвалидов, Анны и Евгения, в силу обстоятельств вступивших в переписку. Они рассказывают друг другу о невероятных событиях, проходящих с ними. Но что в их рассказах правда, а что вымысел, не знает никто. Даже сами герои. Это коктейль из выдуманных и реальных персонажей и событий. Это соединение фантазии и мистики, сюрреализма, эротики и романтики. Написан роман с юмором, с умелой стилизацией. А предугадать финал просто невозможно.


М. Хэддон М. Хэддон Марк Хэддон английский писатель, художник-иллюстратор и сценарист. «Загадочное ночное убийство собаки» вошел в лонг-лист премии Букера 2003 года, в том же году был удостоен престижной премии Уитбреда, а в 2004 году Литературного приза Содружества. Рассказчик и главный герой романа Кристофер Бун. Ему 15 лет, и он страдает аутизмом. Он знает математику и совсем не знает людей. Он не выносит прикосновений к себе, ненавидит желтый и коричневый цвета и никогда не ходит дальше, чем до конца улицы, на которой живет. Однако, обнаружив, что убита соседская собака, он затевает расследование и отправляется в путешествие, которое вскоре перевернет всю его жизнь. Автор приоткрывает окошко в мир иного мышления и на некоторое время заставляет читателя думать по-другому.




А. Вестли А. Вестли Герои книг Анне Вестли добры и внимательны друг к другу и всегда готовы прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. Дети и родители в них всегда понимают друг друга и, читая эти книги, родители неназойливо учатся быть хорошими папами и мамами. У маленького Каоса есть друг Бьёрнар, который с детства прикован к инвалидной коляске: врожденное ущемление спинного мозга. Но это обстоятельство нисколько не влияет на отношения ребят. С помощью их неуемной фантазии инвалидная коляска Бьёрнара превращается то в автомобиль или автобус, то в пароход или подводную лодку, а то и вовсе в космический корабль. И начинаются увлекательные путешествия. Со временем к их компании присоединяются маленький Пончик и подружка Олауг.


С. Кулидж С. Кулидж Сьюзан Кулидж - псевдоним известной американской писательницы Сары Чонси Булей (), чьи произведения неизменно занимают почетное место в любых сериях книг для детей и юношества, издаваемых как в англоязычных, так и во многих других странах. Особенное внимание читателей привлекла вышедшая в 1872 г. повесть Что Кейти делала. Написанная живым, веселым языком, с мягким юмором, очаровательная, смешная и трогательная история девочки, недугом прикованной к инвалидном креслу. За четыре долгих года Кейти научилась не только принимать свою болезнь, но и терпению, сдержанности, пониманию и любви. В последующие годы, откликнувшись на многочисленные просьбы читателей, Кулидж написала продолжение - повести Что Кейти делала в школе и Что Кейти делала потом.


Ф. Бернетт Ф. Бернетт Десятилетняя англичанка Мэри Леннокс, героиня повести известной английской писательницы Фрэнсис Бернетт (), выросла в Индии. Родители Мэри скоропостижно умирают и девочку отправляют в Англию к ее дяде, владельцу огромного поместья, который постоянно путешествует. И тут одинокую Мэри ждет находка ключа от запертого давным- давно сада и знакомство со своим кузеном, 10 – летним Колином Крэвеном, прикованным к постели. Колин не может ходить не из-за паралича, а просто потому, что мышцы его атрофированы долгим лежанием. Ему предоставлена полная возможность шантажировать своей болезнью весь дом. Но в заброшенном саду, где, как верят дети, обитает «волшебная сила», он делает несколько первых робких шагов. И вот к тайне сада прибавляется новая тайна - Колин начинает выздоравливать. Наконец наступает час торжества детей: Колин выходит навстречу отцу из «запертого» сада - выходит уверенной походкой «как любой мальчик в Йоркшире». Двойное прозрение лорда Крэвена: грех зарыть ключ от сада, грех забросить ребенка. Гармония восстановлена: сад обитаем, а ребенок здоров. Вот синтез книги, за которым проступает символический подтекст - утерянный и обретенный рай.


Э. Хилдик Э. Хилдик Изданная на русском языке в 1969 году издательством «Детская литература», повесть «Питер Брейн и его друзья», к сожалению, с тех пор не переиздавалась. А жаль! Это остроумная, невероятно жизнерадостная история, написанная англичанином Эдмундом Уоллесом Хилдиком (1925–2001), который сначала работал школьным учителем, а потом стал писать детские детективы и приключенческие истории. О чем эта книга? Завязка немудрена. У лондонских школьников начинаются весенние каникулы. По этому случаю в парке устраиваются различные конкурсы и состязания. Победителей ждут призы. Двенадцатилетний Питер после тяжелой болезни потерял возможность ходить. Но разве болезнь - помеха для участия в соревнованиях? Друзья мальчика далеки от мысли, что их отношение к Питеру должно теперь претерпеть какие-то изменения. Напротив, они придумывают план, в котором ему, как «мозговому центру», отводится ключевая роль. Вся книга - летопись побед и поражений ребят в борьбе за вожделенный приз. И какой мощный заряд целебного веселья на этих страницах! Книга учит правильно болеть, а это тоже умение. Хилдик учит и другому: как относиться к больному товарищу. Не жалеть, не выталкивать своей жалостью из жизни, а дружить как прежде.



3 декабря - Международный день инвалидов. Часто инвалидов называют людьми с ограниченными физическими возможностями. Однако, многие из них обладают невероятной силой духа и живут такой насыщенной и интересной жизнью, что нередко их пример заставляет людей с «неограниченными» физическими возможностями задуматься о качестве и полноценности своей жизни.

Сила воли и духа, мужество в преодолении трудностей, позволяет людям с ограниченными физическими возможностями добиваться больших успехов в разных областях деятельности, вести активный образ жизни и покорять сложные вершины на своем пути. Люди, которые по каким-то причинам прикованы к инвалидным коляскам или постели, смертельно больные, находят в себе силы для того, чтобы жить, радоваться жизни и заниматься творчеством. Желание жить оказывается сильнее смерти. Они очень любят жизнь, ценят и радуются каждому прожитому дню. Именно о таких людях наша подборка книг. И начнем мы со всем известной классики советского периода.

«Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Эти слова, произнесенные Павлом Корчагиным, главным героем романа Н.Островского « Как закалялась сталь» в полной мере отражают позицию самого автора. В 24 года после тяжелой болезни он теряет способность двигаться и видеть. В таком состоянии решает написать роман о необыкновенном времени, включающем первую мировую войну, февральскую и октябрьскую революции, гражданскую войну, борьбу с разрухой, бандитизмом, мелкобуржуазными элементами, период индустриализации страны. Эти события формируют характер и психологию героя романа, отражаются на судьбах людей, творящих новые общественные отношения. Автор стремился показать, как закалялись характеры первого поколения коммунистической молодёжи, проходящего через разнообразные жизненные испытания, находящегося всегда впереди, на линии огня. Н. Островский, объясняя смысл заглавия романа, говорил: «Сталь закаляется при большом огне и сильном охлаждении. Тогда она становится крепкой и ничего не боится». Роман приобрел большую известность и стал настольной книгой ни одного поколения молодых людей, как пример невероятного мужества.

Повесть о настоящем человеке Бориса Полевого прославила автора и его героя на весь мир. Идет Великая Отечественная Война. Алексей Мересьев, самолет которого сбит в тылу противника, вынужден с поврежденными ногами идти, а затем ползи к линии фронта. Пытаясь добраться до своих, Алексей обмораживает ноги, которые впоследствии ампутируют. Для пилота истребителя, который не может жить без неба, это не просто конец карьеры - потерян смысл жизни. Но Алексей не сдается и прилагает все усилия, чтобы вернуться в небо.

«Повесть о настоящем человеке» - это история о недюжинной силе воли и о том, как вопреки всему человек исполняет свою мечту.

Еще одно произведение, посвященное жизненному подвигу человека, пережившего страшную трагедию, – книга Владислава Титова « Всем смертям на зло». Повесть Владислава Титов во многом автобиографична. Автор ее - в прошлом шахтер, горный мастер, - рискуя жизнью, предотвратил катастрофу в шахте. Он лишился обеих рук, но не покорился судьбе, сумел выстоять и найти свое место в жизни.

Ребенок родился слепым. Кто виноват в его несчастии? Никто! Тут не только не было и тени чьей- то злой воли, но даже самая причина несчастья скрыта где- то в глубине таинственных и сложных процессов жизни. Думаю, многие из вас узнали повесть Владимира Короленко « Слепой музыкант». Короленко написал много прекрасных произведений. В повести «Слепой музыкант», впервые опубликованной в 1886 году, В.Г.Короленко ищет ответ на вопрос, что такое человеческое счастье. Герой повести – слепой от рождения мальчик – не замкнулся в себе, не воспринял свою слепоту как несчастье, а с помощью заботливых родных и друзей смог выбрать жизненный путь, стать знаменитым музыкантом.

Героиня романа грузинского писателя Нодара Думбадзе так же лишена возможности видеть окружающий мир. Единственное на что реагируют ее глаза – это солнце. Хатиа- всегда знает, в какой оно стороне. Сама повесть о жизни в грузинской деревушке в предвоенные и военные годы. Главный герой, Сосо, воспитывается тетей, учительницей русского языка. Его родители репрессированы. Сосо и Хатиа искренне дружат. Они вместе переживают все - от проблем собственного взросления до общей беды - войны. Они спасают жизнь бойца, о котором толком так ничего и не узнают, помогают жителям деревни выживать в голодные годы войны. И верят,что девочка сможет видеть. Один врач сказал ей, что, если она сможет видеть солнце, он вернет ей зрение…

Рома Смородкин может всё, что и его сверстники: он учится, помогает по дому, играет, мастерит и замечательно рисует. Но несколько лет назад страшный случай усадил его в инвалидное кресло, наверное, только поэтому у него до сих пор нет настоящего друга. А друг – это иная жизнь, где может случиться всё. Дружба сразу похожа и на полёт, и на сон, и на тайну – на невозможное. История мальчика-инвалида, которого дружба с Серёжкой подняла на ноги, почти и не фантастическая. Владислав Крапивин частенько подкидывает скептикам возможность иной интерпретации своих произведений, другое, сугубо логическое объяснение. Так он делает и в повести «Самолёт по имени Серёжка».

Альберт Лиханов, писатель, который всю свою жизнь пишет о детях, попавших в беду. Повесть « Солнечное затмение как раз об этом.» .« Не родись красивой, а родись счастливой»… Это вот про нее, про Лену. Пшеничные косы вокруг головы и синие огромные глаза – как на иконе, в пол-лица. А еще у Лены замечательные родители - красавица-мамуля и папа-геолог Петр Силыч, которым девочка очень гордится. И учиться Лена очень любит. И очень много читает. Но у Лены нет ног. Вернее они есть, но их на самом деле нет - это просто две повисшие плети, бесполезные и никчемные. Большую часть своей жизни Лена провела в интернате, среди таких же как она больных детей - инвалидов-колясочников. А ей так хочется дружить и со здоровыми ребятами! Вот наблюдает она из своего окошка за соседским пареньком Федором и так хочется ей вместе с ним забраться на голубятню и погонять голубей! Как же завидует она здоровым ногам Федора!
Повесть построена на контрастах – девочка в инвалидной коляске, Лена, живет по суровым правилам, составленным девочками в интернате: нам ничего не положено и жалеть нас не надо, а мальчишка-голубятник Федор – романтик и мечтатель. Посетит ли юных героев нравственное озарение?

Повесть Екатерины Мурашовой «Класс коррекции » сильно выделяется в общем потоке современной отечественной подростковой литературы. Тема детей – отбросов общества, зачастую умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных, слишком неудобна и некрасива, трудно решиться говорить об этом. Но у автора получается жизнелюбивое, оптимистическое произведение там, где, кажется, ни о каком оптимизме и речи быть не может. Мурашова не развлекает читателя, не заигрывает с ним. Она призывает читающего подростка к совместной душевной и нравственной работе, помогает через соучастие, сочувствие героям книги осознать себя как человека, личность, гражданина.

Все романы Валентины Мухиной- Петринской, в том числе и «Корабли Санди», учат читателей правильно жить, дают советы, как стать человеком, как сделать правильный выбор между добром и злом. Одним словом, воспитывают высоконравственного гражданина и человека. Всегда остаются актуальными эти философские вопросы. Ведь каждый человек рано или поздно пытается ответить себе: «В чём смысл жизни? Какой след оставить после себя? Как остаться милосердным? Где граница добра и зла?»

Ответы каждый ищет самостоятельно. Но помочь в поисках истины может и должен добрый и умный человек. Не одно поколение читателей было воспитано книгами Валентины Михайловны. Воспитанные в разных социальных условиях, герои показывают, как дружба и поддержка окружающих помогают преодолеть любые жизненные проблемы и трудности. Например, одна из героинь этой повести,Ата, не только победила слепоту, но и приобрела любимую профессию и семью.

«Встань и иди» – произведение, вскрывающее социально-психологические последствия второй мировой войны. В этом романе Эрве Базен воспевает мужество, усилие, побеждающее зло, борьбу за жизнь и за то, что делает жизнь прекраснее. Автор рассказывает о девушке, Констанции Орглез, попавшей под бомбежку и ставшей инвалидом. Она прикована к инвалидной коляске, но мужественно борется с недугом, да еще и старается помочь другим. Сколько силы в героине этой книги! Нам быть хоть сотую часть этой силы! Нам, имеющим всё, хоть часть силы Констанции, у которой к концу жизни двигались только глаза! Это же немыслимо… Она же, своим примером доказала, что здоровые люди часто сами себя ограничивают в возможностях, отказываясь от шансов, которые даёт им судьба. Неукротимой энергии Констанции хватает на то, чтобы перевернуть жизни окружающих её людей, дать им стимул, для использования своих возможностей. Констанция видит так же и те пути, по которым может следовать сама, она яростно хватается за каждую возможности принести окружающему миру пользу, оставить в душах, окружающих её людей яркий след. И ей это удаётся. Даже её вопрос социальному работнику звучит не «что вы мне дадите?»,а»Чем я могу помочь?» И она не отказывается от своих слов, берясь за любое поручение благотворительного общества и безропотно его выполняя.



Рассказать друзьям