Ребенок постоянно теребит пальцами. Почему тревожному ребенку сложнее учиться в школе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Третьей концепцией, которая стоит в ряду первых самостоя­тельных социально-психологических построений, является теория инстинктов социального поведения английского психолога В. Макдугалла (1871 - 1938), переехавшего в 1920 г. в США и в дальней­шем работавшего там. Работа Макдугалла «Введение в социальную психологию» вышла в 1908 г., и этот год считается годом оконча­тельного утверждения социальной психологии в самостоятельном существовании (в этом же году в США вышла книга социолога Э. Росса «Социальная психология», и, таким образом, достаточно символично, что и психолог и социолог в один и тот же год издали первый систематический курс по одной и той же дисциплине). Год этот, однако, лишь весьма условно может считаться началом новой эры в социальной психологии, поскольку еще в 1897 г. Дж. Болдуин опубликовал «Исследования по социальной психо­логии», которые могли бы претендовать тоже на первое система­тическое руководство.

Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа, при­нимаемого Макдугаллом, а именно стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Именно этот принцип осо­бенно значим в концепции Макдугалла; в противовес бихевиориз­му (трактующему поведение как простую реакцию на внешний стимул) он называл созданную им психологию «целевой» или «гормической» (от греческого слова «гормэ» - стремление, желание, порыв). Гормэ и выступает как движущая сила интуитивного ха­рактера, объясняющая социальное поведение. В терминологии Макдугалла, гормэ «реализуется в качестве инстинктов» (или позд­нее «склонностей»).

Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в резуль­тате определенного психофизического предрасположения - на­личия наследственно закрепленных каналов для разрядки нерв­ной энергии.

Инстинкты включают аффективную (рецептивную), централь­ную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Та­ким образом, все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и опре­деленный характер. Макдугалл перечислил семь пар связанных между собой инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы и соответ­ствующие ему гнев, страх; инстинкт бегства и чувство самосохране­ния; инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость; инстинкт приобретения и чувство собственности; инстинкт стро­ительства и чувство созидания; стадный инстинкт и чувство при­надлежности. Из инстинктов выводятся и все социальные учреж­дения: семья, торговля, различные общественные процессы, в пер­вую очередь война. Отчасти именно из-за этого упоминания в тео­рии Макдугалла склонны были видеть реализацию дарвиновского подхода, хотя, как известно, будучи перенесен механически на общественные явления, этот подход утрачивал какое бы то ни было научное значение.


Несмотря на огромную популярность идей Макдугалла, их роль в истории науки оказалась весьма отрицательной: интерпретация социального поведения с точки зрения некоего спонтанного стрем­ления к цели узаконивала значение иррациональных, бессозна­тельных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества. Поэтому, как и в общей психологии, преодоле­ние идей теории инстинктов послужило в дальнейшем важной ве­хой становления научной социальной психологии.

Итог: Таким образом, можно подытожить, с каким же теоретическим багажом осталась социальная психология после того, как были выстроены эти ее первые концепции. Прежде всего, очевидно, положительное значение их заключается в том, что были выделе­ны и четко поставлены действительно важные вопросы, подлежа­щие разрешению: о соотношении сознания индивида и сознания группы, о движущих силах социального поведения и т.д. Интерес­но также и то, что в первых социально-психологических теориях с самого начала пытались найти подходы к решению поставленных проблем как бы с двух сторон: со стороны психологии и со сторо­ны социологии. В первом случае неизбежно получалось, что все решения предлагаются сточки зрения индивида, его психики, пере­ход к психологии группы не прорабатывался сколько-нибудь точ­но. Во втором случае формально пытались идти «от общества», но тогда само «общество» растворялось в психологии, что приводило к психологизации общественных отношений. Это означало, что сами по себе ни «психологический», ни «социологический» под­ходы не дают правильных решений, если они не связаны между собой. Наконец, первые социально-психологические концепции оказались слабыми еще и потому, что они не опирались ни на какую исследовательскую практику, они вообще не базировались на исследованиях, но в духе старых философских построений были лишь «рассуждениями» по поводу социально-психологических про­блем. Однако важное дело было сделано, и социальная психоло­гия была «заявлена» как самостоятельная дисциплина, имеющая право на существование. Теперь она нуждалась в подведении под нее экспериментальной базы, поскольку психология к этому вре­мени уже накопила достаточный опыт в использовании экспери­ментального метода. Следующий этап становления дисциплины мог стать только экспериментальным этапом в ее развитии.

22.06.1871 Чаддертон. Ланкашир -28.11.1938 Дарем. Северная Каролина

Выдающийся англо-американский психолог. Закончил Кем­бриджский университет. В 1898 г. участвовал в Кембриджской антропологической экспедиции в Австралию и на острова Тор-ресова пролива, где занимался психодиагностикой аборигенов. По возвращению стажировался у Г. Э. Мюллера в Геттингеие, где занимался проблемой цветового зрения (1900). С 1901 г. по 1904 г. Мак-Дугалл работал ассистентом в экспериментальной психологической лаборатории Лондонского университета, за­тем, преподавал философию в Оксфорде (у него учился Ч. Э. Спирмен), в 1908 г. защитил здесь магистерскую диссертацию и написал ряд книг, в частности «Physiological Psychology» (1905), и «Body and Mind: A History and Defense of Animism» (1911), где пытался доказать наследуемость приобретаемых признаков и объяснить действие торможения оттоком нервной энергии. В 1920 г. Мак-Дугалл стал преемником Г. Мюнстер-берга в Гарвардском университете. С 1927 года был деканом факультета психологии в университете Дьюка. Дарем, Север­ная Каролина.

Заявил о себе как об оригинальном мыслителе еще в 1908 г., когда вышла одна из важнейших его работ («An introduction to social psychology», L, 1908, рус. пер. «Основные проблемы со­циальной психологии», М., 1916), в которой он сформулировал основные принципы социального поведения человека. Эта ра­бота легла в основу его «термической психологии», делающей упор на энергетическую динамику психических процессов. В качестве основных движущих сил человеческого поведения он рассматривал иррациональные, инстинктивные побуждения.


Классики Мировой Психологии

Мак-Дугалл полагал, что в основе поведения лежит интерес, обусловленный врожденным инстинктивным влечением, кото­рое проявляется в навыке. Всякий организм от рождения наде­лен некой витальной энергией, запасы и формы распределения (разрядки) которой жестко предопределены реперпуаром ин-стинкюв. Он считал, что психическая энергия такая же реаль­ность, как и физическая («The Frollers of Psychology», L., 1934). Первичные импульсы проявляются в виде направленных нате или иные цели побуждений и выражаются в соотвегсгвующих телесных реакциях.

Инстинкт - этот термин был в дальнейшем заменен Мак-Дугаллом на термин «склонность» - представляет собой врож­денное образование, обладающее побудительной и управляю­щей функциями, содержащее в себе определенную последова­тельность процесса переработки информации, эмоционально­го возбуждения и готовности к моторным действиям. Таким образом это психофизическое предрасположение заставляет индивида что-либо воспринимать, испытывая от этого специ­фическое эмоциональное возбуждение и импульс к действию. Он выделил 12 видов инстинктов: бегство (страх), неприятие (отвращение), любознательность(удивление), агрессивность (гнев), самоуничижение (смущение), самоутверждение (вооду­шевление), родительский инстинкт (нежность), инстинкт про­должения рода, пищевой инстинкт, стадный инстинкт, инстинкт приобретательства, инстинкт созидания.



По его мнению, внутренним выражением инстинктов явля­ются эмоции. Каждому первичному импульсу соответствует определенная эмоция: побуждение к бегству связано со стра­хом, любопытство - с удивлением, агрессивность - с гневом, родительский инстинкт - с нежностью. Критиковал теорию Джемса-Ланге за то, что в ней рассматривался сенсорный ком­понент эмоций и игнорировался побудительный. Различал де первичные и фундаментальные формы чувств: удовольствия и страдания, напрямую связанные с определенным устремлени-


м

Классики Мировой Психологии

ем. Несколько эмоций могут суммироваться в сложные чувства, что обусловлено опытом и научением. Среди чувств выделял как наиболее важное так называемое «эготическое», связанное с самосознанием. Переживание счастья обусловлено, по его мнению, гармоничным согласованием всех чувств и действий в кон тексте единства личности.

Мак-Дугалл - одним из первых в мире начал социально-психологические исследования и предложил само понятие «со­циальная психология» (1908). Он интерпретировал социальную потребность как стадный инстинкт, а групповое общение - как организацию системы взаимодействующих энергий всех чле­нов этих групп («душа группы»), развивал представление о сверхиндивидуальной национальной душе («The group mind», Cambridge, 1920). Как и его предшественник, У. Джеймс, Мак-Дугалл проявлял выраженный научный интерес к оккультным феноменам. В 1927 г. он, при участии Дж. Раина, организовал в университете Дьюка первую парапсихологическую лаборато­рию. В целом же его работы дали новый импульс исследовани­ям личности, прежде всего ее мотивационных характеристик (Г. У. Олпорт, Г. А. Мюррей, Р. Б. Кеттелл).



Малиновский Бронислав

7.04.1884 Краков - 16.05.1942 Нью-Хевен. Коннектикут. США Выдающийся польский антрополог, один из самых извест­ных ученых в этой области в XX веке. Всемирную известность ему принесли полевые исследования народов Океании. Родил­ся в Кракове. Закончил Ягеллонский Университет с высшими оценками по философии, физике и математике, затем там же докторантуру в 1908 году. На Малиновского большое влияние оказала известная книга сэра И. Фрезера «Золотая ветвь». Он изучал психологию и экономику в Лейпциге, а в 1910 году в Лондонской Школе Экономики и Политической Науки, где не­давно было начато преподавание антропологии. В течение сле­дующей четверти века его карьера была связана с Лондоном. В


Классики Мировой Психологии


Классики Мировой Психологии


1914 он отправился в Новую Гвинею. Результатом этой экспе­диции была монография, принесшая автору докторскую степень Лондонского Университета в 1916 году. Затем последовали но­вые экспедиции. Его монографии и полевые дневники заложи­ли основу современной социальной антропологии и оказали большое влияние на развитие психологии.

Ваш ребенок бледнеет и запинается при ответе у доски? Грызет ручку, и может расплакаться перед контрольной? А когда вы , он постоянно переспрашивает вас, правильно ли сделал, и не может продолжить выполнять задание, пока не получит одобрения?

Все это - симптомы повышенной тревожности у ребенка. Не оставляйте их без внимания, ведь они сигнализируют о том, что ребенку нужна ваша помощь, а во многих случаях и .

ЧТО ТАКОЕ ТРЕВОЖНОСТЬ

Тревожность - это склонность к излишнему волнению, к восприятию жизненных ситуаций как потенциально опасных или трудных, даже если особых поводов для этого нет. Тревога отличается от страха: у страха всегда есть объект (например, можно бояться темноты, крови, плохих оценок), а тревога беспредметна - это ощущение беспокойства, не связанное с конкретной опасностью.

Высокая тревожность приводит к тому, что ребенок хуже справляется с заданиями, делает больше ошибок, работает медленнее.

Повышенный уровень тревожности дезорганизует, все психические ресурсы уходят на тревогу, ребенок хуже справляется с заданиями, делает больше ошибок, работает медленнее.

КАК ВЫГЛЯДИТ ТРЕВОЖНЫЙ РЕБЕНОК


Повышенная школьная тревожность выражается в:

Особенную тревогу у такого ребенка вызывает проверка знаний (контрольная работа, диктанты и т.д.).

Признаки тревожности у ребенка: постоянно крутит что-то в руках, теребит одежду, волосы, потирает руки, крутит пальцы, сосет пальцы, ручку, волосы, грызет ручки и карандаши. Они могут иметь временный характер, если ребенок оказывается в новой ситуации или переживает стресс. Например, многие первоклассники грызут ручки в период адаптации к школе. В большинстве случаев через некоторые время эти признаки проходят. Если же они сохраняются долгое время, это может говорить о высокой тревожности ребенка.

Тревожность связана с мышечным напряжением, поэтому тревожный ребенок:

  • часто напряжен, скован, не может расслабиться;
  • или, напротив, повышенно суетлив, у него может быть сбивчивая, неровная речь, он может вздрагивать при неожиданных звуках или обращении;
  • ребенок легко краснеет, бледнеет или потеет в трудных для него ситуациях;
  • теряется, когда к нему обращаются внезапно, постоянно исправляет ответ, часто извиняется, перепроверяет уже сделанное4
  • следит за реакцией учителя, все время ищет подтверждения правильности своих действий и одобрения;
  • задает много уточняющих вопросов, часто переспрашивает учителя, проверяя, верно ли он его понял.

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У РЕБЕНКА


Эмоциональная обстановка в семье. или общая повышенная родительская тревожность также способствует развитию тревожности у ребенка. У всегда будет тревожный ребенок.

Дисбаланс семейного воспитания. От авторитарного воспитания до эмоционального отвержения. Неполная семья сама по себе не способствует повышению тревожности: ключевую роль играет то, как именно родители ведут себя по отношению к ребенку.

и требования, которые они предъявляют к ребенку. Тревожности могут способствовать излишне жесткая реакция родителей на : , эмоциональный шантаж («Когда я узнала, что ты получил тройку, у меня заболело сердце»), излишне суровые последствия («За четверку - никакого телевизора на месяц!»).

Здравствуйте, Энн,

Кусание, или обкусывание (обгрызение) ногтей (в медицинской терминологии – онихофагия) относится к т.н. патологическим привычкам детского возраста. К ним также относятся сосание пальцев, онанизм, выдергивание волос (трихотилломания). Не всегда эти привычки, особенно слабовыраженные, являются болезнью, поэтому не следует по “каждому чиху” считать ребенка больным.

Патологическая привычка в виде грызения ногтей преимущественно встречается у робких и застенчивых детей, склонных к беспокойству по любому поводу, а также при предъявлении ребенку требований, превышающих его возможности (повышенной требовательности родителей), и частых наказаниях. Также при строгом воспитании, когда ребенок не может адекватными способами давать выход своим чувствам, подавляемая агрессия может принимать форму аутоагрессии, когда ребенок причиняет боль себе, грызя ногти или, например, выдергивая волосы.

Согласно нашим наблюдениям, можно выделить две формы онихофагий. Первая характеризуется покусыванием ногтей на пальцах рук при волнении и эмоциональном напряжении и редко сопровождается повреждением мягких тканей. Она в какой-то мере похожа на жестикуляцию во время разговора, сопровождающегося волнением и переживанием, может встречаться в любом возрасте: как у детей и подростков, так и у взрослых. Она в основном носит характер безобидной патологической привычки.

Вторая форма характеризуется выраженным обкусыванием ногтей, обычно с поражением прилегающих кожных покровов. Это часто сопровождается кровоточивостью, возникновением местных воспалительных изменений, незаживающих изъязвлений. Наблюдается преимущественно у детей в возрасте 4-6 лет, реже у школьников первых классов, носит преимущественно навязчивый характер и встречается значительно реже первой формы. Такие дети обычно замкнуты, угрюмы, а в ряде случаев имеет место легкая задержка психического развития или пограничная умственная отсталость. В анамнезе таких детей часто выявляются факторы риска во время беременности и родов у матери, легкая задержка темпов психического развития, а в первые годы жизни сосание пальцев.

В Вашем случае, судя по описанию, речь идет о первой форме онихофагии. Заочно мы бы Вам могли рекомендовать следующие общие меры:

Отказаться от активной борьбы с патологической привычкой у ребенка, не наказывать и не ругать сына за нее;

Не акцентировать на ней внимание, при ребенке не вести разговоры на эту тему;

Каждый раз стараться отвлечь сына чем-нибудь интересным, когда он начинает грызть ногти;

Интеллектуально не перегружать ребенка, уделять внимание всестороннему развитию его личности;

Предъявлять требования, соответствующие его возрасту и способностям;

Давать ребенку возможность приемлемыми способами выражать агрессивные чувства..shtml

Повышать самооценку. См. статьи в разделе по следующей ссылке -

http://сайт/l_02_03.shtml

2. Патологические привычки -

http://сайт/l_03_00/l0301190.shtml

3. Правда и выдумки о привычках -

http://сайт/l_03_00/l_030185.shtml

4. Какие на вкус пальчики? -

http://сайт/l_03_00/l_030186.shtml

5. Как справиться с вредными привычками у ребенка -



Рассказать друзьям