Лапчатка гусиная стебель. Лечебные свойства лапчатки гусиной

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

На вопросы Мамы.Ру ответила Екатерина Каширская, руководитель детского психологического центра «Образование в развитии»

Активный или гиперактивный?

«Гиперактивность» стало настолько модным словом, что многие родители спешат чуть что сказать о своем 2-3 летнем малыше «он у нас гиперактивный» и даже, зачастую, гордятся этим.

Подвижность, интерес к окружающему, непоседливость, любопытство – это естественные проявления характера малыша и его стремления к познанию окружающего мира. В то время как гиперактивность и синдром дефицита внимания (СДВ), которые часто сочетаются друг с другом – это неврологическо-поведенческие расстройства, которые проявляются ближе к 6-7 годам и по-настоящему мешают ребенку учиться и адаптироваться в жизни.

Поэтому активность малыша, его тягу побегать и поиграть, если она не мешает ему развиваться согласно возрасту и узнавать новое, не нужно называть гиперактивностью. Но если вы замечаете, что малыш не любит и не может слушать сказки, не умеет сосредотачиваться на играх (поиграл минуту и бросил), постоянно требует вашего внимания – это повод проконсультироваться с психологом, чтобы проблемы внимания не стали для него препятствием в дальнейшем.

В каком возрасте диагностируют гиперактивность?

Гиперактивным детям трудно адаптироваться, проблемы начинают возникать в связи с началом систематического обучения – на подготовительных занятиях перед поступлением в первый класс или уже в школе. Такому ребенку трудно понять, в чем заключается роль школьника: отличить допустимое поведение от недопустимого, он плохо умеет ладить с детьми и учителем, не может организовать свою работу на уроках и дома, да и просто «высидеть» стандартный урок, проявляет чрезмерную активность там, что это не уместно – не на спортивной площадке, а в классе при решении задач.

Поэтому если в дошкольном возрасте неусидчивость не особенно беспокоит родителей, то при поступлении в школу на первый план выступают проблемы обучения и нарушения внимания. Именно в этот период родители чаще всего обращаются за консультацией к специалистам. В возрасте 6-7 лет эти проблемы становятся критичными для ребенка.

Стоит знать, что дефицит внимания, гиперактивность часто идут в комплексе с какими-то другими проблемами – трудностями в обучении, страхами, проблемами неврологического характера (затрудненной координацией движений, нарушениями моторики), они могут быть побочной реакцией на какое-нибудь лекарство, которое принимает ребенок.

Екатерина Каширская: «В нашей стране родители сами решают, когда отдавать ребенка в первый класс. В результате в школу приходят как дети, которым только что исполнилось 6 лет, так и те, кому уже скоро будет 8. Перед тем как принимать решение о готовности к школе, всегда лучше проконсультироваться со специалистом. Нейропсихолог может провести, в том числе, и диагностику процессов внимания и определить:
степень готовности ребенка к систематическому обучению;
подходит ли ему та школа, которую выбрали для него родители (скажем, у них есть желание отдать ребенка в гимназию со сложной программой, но специалисту ясно, что малыш не сможет её осилить);
какая корректирующая программа поможет сгладить особенности ребенка, с тем, чтобы он пришел в школу без серьезных проблем. В зависимости от проблемы, возможно, порекомендует обратиться к другим специалистам: детскому психологу, неврологу, логопеду-дефектологу».

Признаки дефицита внимания и гиперактивности

Есть ли у ребенка синдром дефицита внимания или гиперактивность или нет, может определить только специалист. Но для того, чтобы обратиться к нему, родители должны понять, насколько импульсивность и неумение сосредотачиваться мешают ребенку реализовать свои возможности и адаптироваться в саду, школе и любом другом коллективе.

Какие ситуации должны насторожить родителей и могут стать поводом для обращения к нейропсихологу? По-настоящему беспокоить может поведение, которое явно выделяет его среди сверстников, мешает ему в учебе и общении и – что очень важно — не проходит со временем, по крайней мере в течение полугода и не зависит от места его нахождения – то есть он одинаково ведет себя и дома, и в школе, и в гостях:

1. Невнимательность:

Ребенку всегда трудно сосредоточиться на задании или игре;
он часто теряет вещи, забывает про обычные ежедневные дела (убрать кровать, одеться, умыться и т.п.);
слушает невнимательно, даже когда обращаются лично к нему;
выполняя задания: не может сам организовать порядок своих действий, часто отвлекается (попить, посмотреть в окно и т.п.), часто не соблюдает условия задания и не доделывает его до конца.

2. Импульсивность:

Ребенку трудно дождаться своей очереди: он начинает отвечать, не дослушав вопроса до конца, перебивает других, влезает в чужие разговоры, кричит «с места» на уроках, ему тяжело играть в игры с правилами, которые предполагают, что нужно что-то делать строго по очереди.

3. Гиперактивность:

Ребенку трудно успокоиться – он ерзает на стуле, перебирает пальцами, почесывается;
слишком много разговаривает;
встает тогда, когда нужно сидеть (на уроке, например), не может играть или отдыхать спокойно, постоянно бегает «как заведенный», залезает везде, даже если это неуместно.

Екатерина Каширская: «Задача специалиста, который работает с ребенком, имеющим описанные нарушения, состоит в том, чтобы помочь ему адаптироваться к тем условиям, в которых он находится (программе школы, конкретному уровню нагрузки). Методы корректировки при этом могут быть совершенно разными, в зависимости от разновидности проблемы:
когнитивно-поведенческая терапия;
социальная поддержка;
медикаментозное лечение (оно может дополнять, но не заменять другие методы работы). Важно понимать, что ни психолог, ни психоневролог не могут назначать ребенку прием каких-либо препаратов, решение о необходимости такой поддержки принимается вместе с медиками (неврологом).

Основные принципы построения коррекционных занятий:
необходимо структурировать окружающую среду (гиперактивному ребенку, как никому, другому важен порядок);
важно давать малышу наглядное представление важной информации, наглядное представление о времени;
много говорить с ним вслух (в том числе описывать то, что происходит в данный момент);
в рамках когнитивно-поведенческой терапии ребенка обучают технике решения проблемы, способам деления задач на части, составлению плана и проверке ошибок.

Как любое другое расстройство, гиперактивность и дефицит внимания могут сопровождаться новыми «всплесками» в более старшем возрасте, поэтому, как правило, таких детей специалисты наблюдают вплоть до окончания школы».

– это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д. Гиперактивному ребенку требуется нейропсихологическое и неврологическое (ЭЭГ, МРТ) обследование. Помощь гиперактивному ребенку предполагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, проведение психотерапии, немедикаментозной и лекарственной терапии.

Согласно критериям, выработанным DSM в 1994 г., СДВГ может быть признан при сохранении у ребенка, по крайней мере, 6-ти признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение полугода. Поэтому при первичном обращении к специалистам диагноз СДВГ не ставится, а проводится наблюдение и обследование ребенка. В процессе клинико-психологического обследования гиперактивного ребенка используются методы интервью, беседы, непосредственного наблюдения; получение информации от педагогов и родителей с помощью диагностических опросников, нейропсихологическое тестирование.

Необходимость проведения базового педиатрического и неврологического обследования обусловлена тем, что за СДВГ-подобным синдромом могут скрываться различные соматические и неврологические расстройства (гипертиреоз , анемия , эпилепсия , хорея , нарушения слуха и зрения и мн. др.). С целью уточняющей диагностики гиперактивному ребенку могут назначаться консультации узких детских специалистов (детского эндокринолога , детского отоларинголога , детского офтальмолога , эпилептолога), ЭЭГ , МРТ головного мозга , общий и биохимический анализ крови и т. д. Консультация логопеда позволяет провести диагностику нарушений письменной речи и наметить план коррекционной работы с гиперактивным ребенком.

Гиперактивность у детей следует дифференцировать от фетального алкогольного синдрома , посттравматического поражения ЦНС, хронического отравления свинцом, проявлений индивидуальных характеристик темперамента, педагогической запущенности , олигофрении и др.

Коррекция СДВГ

Гиперактивный ребенок нуждается в комплексном индивидуализированном сопровождении, включающем психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях. Под руководством детского психолога и психотерапевта проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, школьные педагоги.

Фармакотерапия является вспомогательным методом коррекции СДВГ. Она предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга; препаратов ноотропного ряда (пиритинола, кортексина, холина альфосцерата, фенибута, гопантеновой кислоты); микронутриентов (магния, пиридоксина) и др. В ряде случаев хороший эффект достигается использованием кинезиотерапии, массажа шейного отдела позвоночника, мануальной терапии .

Устранение нарушений письменной речи осуществляется в рамках целенаправленных логопедических занятий по коррекции дисграфии и дислексии .

Прогноз и профилактика СДВГ

Своевременная и комплексная коррекционная работа позволяет гиперактивному ребенку научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, контролировать собственное поведение, предупреждает трудности социальной адаптации. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка способствует формированию социально-приемлемого поведения. При отсутствии внимания к проблемам СДВГ в подростковом и зрелом возрасте возрастает риск социальной дезадаптации, алкоголизма и наркомании .

Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, заботу о здоровье детей, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.



Рассказать друзьям