И день и ночь по снеговой пустыне. Смертельно опасный недосып: как обуздать гормон ночи и выжить

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

София , Лиза , Чацкий .

Чацкий

Чуть свет – уж на ногах! и я у ваших ног.

(С жаром целует руку.)

Ну поцелуйте же, не ждали? говорите!

Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.

Удивлены? и только? вот прием!

Как будто не прошло недели;

Как будто бы вчера вдвоем

Мы мочи нет друг другу надоели;

Ни на́волос любви! куда как хороши!

И между тем, не вспомнюсь, без души,

Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря,

Верст больше седьмисот пронесся, – ветер, буря;

И растерялся весь, и падал сколько раз -

И вот за подвиги награда!

София

Ах! Чацкий, я вам очень рада.

Чацкий

Вы ради? в добрый час.

Однако искренно кто ж радуется эдак?

Мне кажется, так напоследок,

Людей и лошадей знобя,

Я только тешил сам себя.

Лиза

Вот, сударь, если бы вы были за дверями,

Ей-богу, нет пяти минут,

Как поминали вас мы тут.

Сударыня, скажите сами.

София

Всегда, не только что теперь. -

Не можете мне сделать вы упрека.

Кто промелькнет, отворит дверь,

Проездом, случаем, из чужа, из далёка -

С вопросом я, хоть будь моряк:

Не повстречал ли где в почтовой вас карете?

Чацкий

Положимте, что так.

Блажен, кто верует, тепло ему на свете! -

Ах! боже мой! ужли я здесь опять,

В Москве! у вас! да как же вас узнать!

Где время то? где возраст тот невинный,

Когда, бывало, в вечер длинный

Мы с вами явимся, исчезнем тут и там,

Играем и шумим по стульям и столам.

А тут ваш батюшка с мадамой, за пикетом;

Мы в темном уголке, и кажется, что в этом!

Вы помните? вздрогнём, что скрипнет столик,

София

Ребячество!

Чацкий

Да-с, а теперь,

В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно,

Неподражаемо, и это вам известно,

И потому скромны, не смотрите на свет.

Не влюблены ли вы? прошу мне дать ответ,

Без думы, полноте смущаться.

София

Да хоть кого смутят

Вопросы быстрые и любопытный взгляд…

Чацкий

Помилуйте, не вам, чему же удивляться?

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

Тот сватался – успел, а тот дал промах.

Всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах.

София

Гоненье на Москву. Что значит видеть свет!

Где ж лучше?

Чацкий

Где нас нет.

Ну что ваш батюшка? всё А́нглийского клоба

Старинный, верный член до гроба?

Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?

А этот, как его, он турок или грек?

Тот черномазенький, на ножках журавлиных,

Не знаю, как его зовут,

Куда ни сунься: тут, как тут,

В столовых и в гостиных.

А трое из бульварных лиц,

Которые с полвека молодятся?

Родных мильон у них, и с помощью сестриц

Со всей Европой породнятся.

А наше солнышко? наш клад?

На лбу написано: Театр и Маскерад;

Дом зеленью раскрашен в виде рощи,

Сам толст, его артисты тощи.

На бале, помните, открыли мы вдвоем

За ширмами, в одной из комнат посекретней,

Был спрятан человек и щелкал соловьем,

Певец зимой погоды летней.

А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,

В ученый комитет который поселился

И с криком требовал присяг,

Чтоб грамоте никто не знал и не учился?

Опять увидеть их мне суждено судьбой!

Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?

Когда ж постранствуешь, воротишься домой,

И дым Отечества нам сладок и приятен!

София

Вот вас бы с тетушкою свесть,

Чтоб всех знакомых перечесть.

Чацкий

А тетушка? всё девушкой, Минервой?

Всё фрейлиной Екатерины Первой?

Воспитанниц и мосек полон дом?

Ах! к воспитанью перейдем.

Что нынче, так же, как издревле,

Хлопочут набирать учителей полки,

Числом поболее, ценою подешевле?

Не то чтобы в науке далеки;

В России, под великим штрафом,

Нам каждого признать велят

Историком и геогра́фом!

Наш ментор, помните колпак его, халат,

Перст указательный, все признаки ученья

Как наши робкие тревожили умы,

Как с ранних пор привыкли верить мы,

Что нам без немцев нет спасенья! -

А Гильоме, француз, подбитый ветерком?

Он не женат еще?

София

Чацкий

Хоть на какой-нибудь княгине

Пульхерии Андревне, например?

София

Танцмейстер! можно ли!

Чацкий

София

Смесь языков?

Чацкий

Да, двух, без этого нельзя ж.

София

Но мудрено из них один скроить, как ваш.

Чацкий

По крайней мере не надутый.

Вот новости! – я пользуюсь минутой,

Свиданьем с вами оживлен,

И говорлив; а разве нет времен,

Что я Молчалина глупее? Где он, кстати?

Еще ли не сломил безмолвия печати?

Бывало, песенок где новеньких тетрадь

Увидит, пристает: пожалуйте списать.

А впрочем, он дойдет до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных.

София (в сторону)

Не человек, змея!

(Громко и принужденно.)

Хочу у вас спросить:

Случалось ли, чтоб вы, смеясь? или в печали?

Ошибкою? добро о ком-нибудь сказали?

Хоть не теперь, а в детстве, может быть.

Чацкий

Когда всё мягко так? и нежно, и незрело?

На что же так давно? вот доброе вам дело:

Звонками только что гремя

И день и ночь по снеговой пустыне,

Спешу к вам, голову сломя.

И как вас нахожу? в каком-то строгом чине!

Вот полчаса холодности терплю!

Лицо святейшей богомолки!.. -

И всё-таки я вас без памяти люблю. -

(Минутное молчание.)

Послушайте, ужли слова мои все колки?

И клонятся к чьему-нибудь вреду?

Но если так: ум с сердцем не в ладу.

Я в чудаках иному чуду

Раз посмеюсь, потом забуду.

Велите ж мне в огонь: пойду как на обед.

София

Да, хорошо – сгорите, если ж нет?

Разг. Неизм. Стремительно, опрометью. стремглав. = Во весь дух, во все лопатки, изо всех сил (во 2 знач.), на всех парусах (в 1 знач.), очертя голову (во 2 знач.), со всех ног, что есть <было> духу (в 1 знач.). С глаг. движения несов. и сов. вида: бежать, мчаться, побежать, помчаться… как? сломя голову.

И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. (А. Грибоедов.)

Степан… бросился сломя голову в палисадник и хотел было схватить Муму, но та ловко вывернулась… (И. Тургенев.)

Я… как только получил отпуск, сломя голову прибежал домой, в пять минут собрался… схватил свой чемоданчик и, выскочив на улицу, кинулся в мерзлые санки первого попавшегося извозчика. (И. Бунин.)

Посылали за тройками к Ечкину, скакали сломя голову за Тверскую заставу… (А. Куприн.)

Решал дома задачки по математике, сидел на уроках, бегал сломя голову… – жил, как и все ребята. (В. Тендряков.)

(?) Оборот возник скорее всего на основе существительного сломиголова – «отчаянный смельчак» (ср.: сорвиголова , перекати-поле ) и первоначально обозначал «не подумав, безрассудно». Значение «не подумав» потом дало «очень быстро». (!) Не смешивать с фразеологическим оборотом ломать голову .

"сломя голову" в книгах

Сломя голову

Из книги Всё тот же сон автора Кабанов Вячеслав Трофимович

Сломя голову Мы не будем увенчаны… И в кибитках, снегами, Настоящие женщины Не поедут за нами. Наум Коржавин Из посёлка Пионерский в Ригу15 декабря 1965 г.Привет, Иришь!Я - здесь. Ты -?Выезжай. Как можно скорее.Маршрут. Рига - Москва - Свердловск - Алябьево.В Москве на

«Голову мы не склоним»

Из книги Лукашенко. Политическая биография автора Федута Александр Иосифович

«Голову мы не склоним» Сказав, что, мол, Лукашенко его не слушается, Путин фактически признал поражение тактики увещеваний по отношению к политику, признающему только силу.Но и с применением силы Путин неожиданно для всех проиграл.Несмотря на все политические трения, в

8. Дырка в голову

Из книги автора

8. Дырка в голову Неделю меня не вызывали на допрос. Я не удивлялся, так как в камере вскоре узнал повадки следователей. Основная заповедь советского арестанта - не верь следователю - действительна во всех мелочах. Следователь врет всегда. Если он говорит: «Я вас вызову

«Но голову не теряй!»

Из книги Записки космического контрразведчика автора Рыбкин Николай Николаевич

«Но голову не теряй!» Интересный и поучительный случай произошел с одним из иностранных дублеров, работавшим по программе «Интеркосмос». Полет основного экипажа завершился успешно, и через двое суток он должен был совершить посадку в районе города Джезказгана Казахской

«Не бери в голову!»

Из книги Обречены на подвиг. Книга первая автора Григорьев Валерий Васильевич

«Не бери в голову!» Весной к нам в полк переводят несколько «астраханцев», сдавших на второй класс. Среди них мой однокашник, опальный Толик Голушко, и ребята из выпуска на год позже Миша Абдуллин, Серега Кириллов и Саня Рыбалкин.Помня совместную службу в 393-м

НЕ СКЛОНИМ ГОЛОВУ!

Из книги Вспомнить, нельзя забыть автора Колосова Марианна

НЕ СКЛОНИМ ГОЛОВУ! Вдруг снова солнце в душу брызнуло! Погибла Родина? О, нет! Над красной похоронной тризною Смеется воин! И… поэт. Ни перед кем не склоним голову! Для нас не кончена игра: Россия даст еще Суворова, И даст еще Царя

«Ты запрокидываешь голову…»

Из книги автора

«Ты запрокидываешь голову…» Ты запрокидываешь голову Затем, что ты гордец и враль. Какого спутника веселого Привел мне нынешний февраль! Преследуемы оборванцами И медленно пуская дым, Торжественными чужестранцами Проходим городом родным. Чьи руки бережные

Валик под голову

Из книги Украшение дома своими руками. Хендмейд. Модные решения интерьеров, подарков и аксессуаров автора Доброва Елена Владимировна

Валик под голову Валик идеально подходит для дневного сна, особенно если вам не хочется по несколько раз в день поправлять прическу. Для изготовления одного валика длиной 50 см и диаметром 18 см вам понадобятся следующие материалы:– 0,65 м набивной хлопчатобумажной ткани

С ног на голову

Из книги Геймшторминг. Игры, в которые играет бизнес автора Браун Санни

С ног на голову ЦЕЛЬ ИГРЫИногда для решения проблемы или ситуации достаточно просто поменять свой взгляд на нее. Игра «С ног на голову» (Flip it) позволяет быстро продемонстрировать участникам, что их точка зрения зависит только от их восприятия. Можно считать, что стакан

Глава XIX СЛОМЯ ГОЛОВУ К ЗАБВЕНИЮ

Из книги Убийство, развязавшее войну автора Кинг Грег

Глава XIX СЛОМЯ ГОЛОВУ К ЗАБВЕНИЮ По мнению большинства людей, события в Сараево были трагедией, но не многие думали, что вскоре проявятся серьезные последствия произошедшего этим безмятежным летом 1914 г. Беспорядки и локальные конфликты происходили регулярно, но никаких

Как Владычица Озера потребовала себе голову рыцаря, которому достался меч, или голову девицы

Из книги Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы автора Коллектив авторов

Как Владычица Озера потребовала себе голову рыцаря, которому достался меч, или голову девицы Но пока собирался он в дорогу, прибыла ко двору Владычица Озера на коне и в богатых одеждах. Она поклонилась королю Артуру и сказала, что хочет получить от него дар, как он

Блок бросков через голову (броски через голову)

Из книги Гири. Спорт сильных и здоровых автора Воротынцев Алексей Иванович

Блок бросков через голову (броски через голову) Бросок через голову - перебрасывание гири через голову с последующим её приёмом той же рукой с поворотом туловища на 180°. Все броски через голову выполняются с поворотом туловища на 180°, поэтому при названии броска поворот

13. И взял Иосиф обоих (сыновей своих), Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему. 14. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки св

автора Лопухин Александр

13. И взял Иосиф обоих (сыновей своих), Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему. 14. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением

17. И увидел Иосиф, что отец его положил правую руку свою на голову Ефрема; и прискорбно было ему это. И взял он руку отца своего, чтобы переложить ее с головы Ефрема на голову Манассии, 18. и сказал Иосиф отцу своему: не так, отец мой, ибо это - первенец; положи на его голову правую руку твою

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

17. И увидел Иосиф, что отец его положил правую руку свою на голову Ефрема; и прискорбно было ему это. И взял он руку отца своего, чтобы переложить ее с головы Ефрема на голову Манассии, 18. и сказал Иосиф отцу своему: не так, отец мой, ибо это - первенец; положи на его голову

Глава 493: Если савана хватает только на то, чтобы покрыть им либо (тело и) голову, либо (тело и) ноги покойного, следует покрыть им голову.

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 493: Если савана хватает только на то, чтобы покрыть им либо (тело и) голову, либо (тело и) ноги покойного, следует покрыть им голову. 611 (1276). Сообщается, что Хаббаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы переселились (из Мекки в Медину) вместе с пророком, да благословит его

Вот новости! – я пользуюсь минутой,

Свиданьем с вами оживлен,

И говорлив; а разве нет времен,

Что я Молчалина глупее? Где он, кстати?

Еще ли не сломил безмолвия печати?

Бывало песенок где новеньких тетрадь

Увидит, пристает: пожалуйте списать.

А впрочем, он дойдет до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных.

Не человек, змея!

(Громко и принужденно.)

Хочу у вас спросить:

Случалось ли, чтоб вы смеясь? или в печали?

Ошибкою? добро о ком-нибудь сказали?

Хоть не теперь, а в детстве, может быть.

Когда все мягко так? и нежно, и незрело?

На что же так давно? вот доброе вам дело:

Звонками только что гремя

И день и ночь по снеговой пустыне,

Спешу к вам, голову сломя.

И как вас нахожу? в каком-то строгом чине!

Вот полчаса холодности терплю!

Лицо святейшей богомолки!.. –

И все-таки я вас без памяти люблю.

(Минутное молчание.)

Послушайте, ужли слова мои все колки?

И клонятся к чьему-нибудь вреду?

Но если так: ум с сердцем не в ладу.

Я в чудаках иному чуду

Раз посмеюсь, потом забуду:

Велите ж мне в огонь: пойду как на обед.

Да, хорошо – сгорите, если ж нет?

Явление 8

София,Лиза,Чацкий,Фамусов.

Вот и другой!

Ах, батюшка, сон в руку.

Проклятый сон.

Явление 9

Фамусов,Чацкий(смотрит на дверь, в которую София вышла)

Ну выкинул ты штуку!

Три года не писал двух слов!

И грянул вдруг как с облаков.

(Обнимаются.)

Здорово, друг, здорово, брат, здорово.

Рассказывай, чай у тебя готово

Собранье важное вестей?

Садись-ка, объяви скорей.

(Садятся.)

Чацкий(рассеянно)

Как Софья Павловна у вас похорошела!

Вам, людям молодым, другого нету дела,

Как замечать девичьи красоты:

Сказала что-то вскользь, а ты,

Я чай, надеждами занесся, заколдован.

Ах! нет; надеждами я мало избалован.

«Сон в руку» – мне она изволила шепнуть,

Вот ты задумал…

Я? – Ничуть.

О ком ей снилось? что такое?

Я не отгадчик снов.

Не верь ей, все пустое.

Я верю собственным глазам;

Век не встречал, подписку дам,

Чтоб было ей хоть несколько подобно!

Он все свое. Да расскажи подробно,

Где был? Скитался столько лет!

Откудова теперь?

Теперь мне до того ли!

Хотел объехать целый свет,

И не объехал сотой доли.

(Встает поспешно.)

Простите; я спешил скорее видеть вас,

Не заезжал домой. Прощайте! Через час

Явлюсь, подробности малейшей не забуду;

Вам первым, вы потом рассказывайте всюду.

(В дверях.)

Как хороша!

Явление 10

Фамусов(один)

Который же из двух?

«Ах! батюшка, сон в руку!»

И говорит мне это вслух!

Ну, виноват! Какого ж дал я крюку!

Молчалин давиче в сомненье ввел меня.

Теперь… да в полмя из огня:

Тот нищий, этот франт-приятель;

Отъявлен[ 24 ] мотом, сорванцом,

Что за комиссия[ 25 ], Создатель,

Быть взрослой дочери отцом!

Конец I действия

Действие II

Явление 1

Фамусов,слуга.

Петрушка, вечно ты с обновкой,

С разодранным локтем. Достань-ка календарь;

Читай не так, как пономарь[ 26 ],

А с чувством, с толком, с расстановкой.

Постой же. – На листе черкни на записном,

Противу будущей недели:

К Прасковье Федоровне в дом

Во вторник зван я на форели.

Куда как чуден создан свет!

Пофилософствуй – ум вскружится;

То бережешься, то обед:

Ешь три часа, а в три дни не сварится!

Отметь-ка, в тот же день… Нет, нет.

В четверг я зван на погребенье.

Ох, род людской! пришло в забвенье,

Что всякий сам туда же должен лезть,

В тот ларчик, где ни стать, ни сесть.

4.Укажите номера предложений, в которых неверно расставлены знаки препинания. 1.Всходит солнце бодрое от холода. 2. Но ты взыграл, неумолимый, и

стая тонет кораблей. 3. Снеговая белая туча огромная, как небо, обтянула весь горизонт. 4.Усталые и продрогшие мы вяло тянулись по раскисшей дороге. 5.Подгоняемая шестами, лодка наша шла хорошо по течению.5.Найдите в предложениях одиночные и распространённые приложения.Спишите, расставляя знаки препинания. 1.Меткий стрелок Алексей на этот раз промахнулся. 2.Недаром он мой приятель тебе всё это рассказал. 3.Все знают Иванова как честного человека. 4.Серёжа Егоров как лучший шахматист школы был отправлен на городские соревнования. 5.Антитеза сопоставление противоположных качеств людей помогает лучше раскрыть характеры литературных героев. 6.Не забудет народ победитель беззаветных героев своих.

упражнение?Сформулируй правило.Спиши,расставляя знаки препинания.
1.Гомон гул пошел над людьми.2.По воде плыли щепки ветки куски сырой травы и клочья пухлой пены.3.Вся сила человеческой мысли все напряжение воли сосредоточились в этом взгляде. 4.Кеннеди поразили нервное и печальное лицо Эдгара По светло-оливковый цвет его кожи живые глаза и весь облик этого человека.5.В танце раскрываются и содержание балета и характеры действующих лиц и мысли их и чувства

Перепишите, расставляя знаки препинания и вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Найдите предложение, построенное по схеме: {cущ.,(с. сл.сказуемое

подлещащие), подл сказуе}
найдите вводное слово. однородные члены предложения и объясните знаки препинания при них
1. Он в...збуждал к себе страх и почтит...льность каких н... мог бы добит..ся самый жестокий человек. 2. тонкие губы кн...жны побл...днели и голос срывался такими ра...катами каких она видимо сама не ожидала. 3. Лицо князя Андрея пр...няло то (же) выражение какое оно имело в гостин..ой Анны Павловны. 4. Пьеру оказывали уув...жение какого прежде н..когда н.. оказывали. 5. Денисов улыбнулся и Петя залился весёлым смехом к которому пр...соединился и сам Тихон. 6. Вокруг мужицкого елового стола на котором ле жали карты ка...рандаши бумаги собралось много народа.

6. Найти предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания:А) Надвигалась гроза, и туча набирая силу, поднималась из-за леса.Б)

Опустив голову, бабушка закружилась в танце.В) Залюбовавшись птицами я забыл о еде.Г) Собака залилась громким лаем, но, распознав знакомого человека, успокоилась.Д) Максим, вернувшись домой, долго не мог успокоиться.Е) Сдвинув на затылок косынку, и опираясь на швабру, девочка прибирала веранду.Ё) Собираясь в поход, приготовь всѐ заранее.Ж) Часов в одиннадцать утра, подкрепив свои силы чаем и хлебом, мы пошли вверх по реке. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания:Встречаясь со взрослыми или входя в помещение здоровайся первым. Здороваясь со страшими руки (не)протягивай подожди пока они сами этого не сделают. При этом сними фуражку или шапку и (не)надевай пока (не)пожмѐш… руку. Подавая руку сними с неѐ перчатку немного наклонись вперѐд. Кланяясь нагни только голову а (не)сгибайся пополам и (не)размахивай руками. Садясь в автобус или тро(л,лл)ейбус пропусти первой в двери свою спутницу.

Найдите предложения построенное по схеме:
[сущ.,(с.× сл.= -),-=].
Найдите вводные слова и однородные члены предложения объясните знаки препинания при них.

Он возбуждал к себе страх и почтительность каких не мог бы добиться самый жестокий человек. Тонкие губы княжны побледнели и голос срывался такими раскатами каких она видит сама не ожидала. Лицо князя андрея приняло то же выражение как оно имело гостинной Анны Павловны. Пьеру оказывали уважение какого прежде никогда не оказывали. Денисов улыбнулся и Петя залился веселым смехом которому присоединился и сам Тихон. Вокруг мужицкого делового стола на котором лежали карты и планы и карандаши бумаги собралось много народу.

М ы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Речь пойдёт об обособлении обстоятельств и сравнительных оборотов.

Урок 27. Обособление обстоятельств. Учимся создавать высказывания. Обособление сравнительных оборотов

I. Вспомните:

а) что за второстепенный член предложения обстоятельство и какой главный член предложения оно распространяет;

б) какими частями речи может быть выражено обстоятельство;

в) какая синтаксическая связь между главным словом и зависимым словом-обстоятельством, если обстоятельство выражено существительным с предлогом; деепричастием;

г) виды обстоятельств

(все ответы в предыдущих уроках).

Вспомним, что при прямом порядке слов положение обстоятельства, выраженного наречием и существительным с предлогом, вариативно: оно способно занимать место как до глагола-сказуемого, так и после него, а также в начале предложения: вчера началась весна, птица сидела на ветке .

1. Свободное местоположение обстоятельства не способствует обособлению обстоятельств, выраженных существительными с предлогами (кроме сравнительных оборотов, о чём ниже) и тем более наречиями. Поэтому обстоятельства, выраженные существительными в форме косвенных падежей и наречиями, обособляются факультативно при пояснении и смысловом выделении в речи, например:

В утреннем свете, за логом , густо дымились крыши деревни. (И. Бунин) - Автору важно показать место, где стояла деревня. (Что такое лог? Толковый словарь!)

Сравните то же предложение, но без логического акцента на обстоятельстве и без обособления: В утреннем свете за логом густо дымились крыши деревни.

2. Деепричастие, как мы знаем, в предложении играет роль второго (однородного) сказуемого. Поэтому обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, как правило, содержат добавочные сообщения, интонируются в речи, а на письме обособляются независимо от места, занимаемого в предложении, например:

1) Закаркав , отлетела ватага чёрных ворон. (А. Пушкин) = Ватага чёрных ворон закаркала и отлетела.

2) Ватага чёрных ворон отлетела, закаркав .

3) Пошумев сердито, море успокоилось. - Когда (После того как) море пошумело сердито , оно успокоилось.

Задание. Прочитайте предложения. Определите, в каком из них употреблён причастный, а в каком деепричастный оборот (найдите главные слова, поставьте от них вопросы к зависимым причастию или деепричастию; проанализируйте суффиксы).

1) Врач, склонившись над солдатом, осматривал рану.

2) Врач, склонившийся над солдатом, осматривал рану.

Случаи необособления обстоятельств, выраженных деепричастием или деепричастным оборотом:

1) если одиночное деепричастие имеет значение наречия и выступает в синтаксической роли обстоятельства образа действия. Такие деепричастия-обстоятельства обычно стоят после глагола-сказуемого, их можно заменить синонимичным наречием. Кроме того, утрату деепричастием функции сказуемого можно проверить подстановкой сочинительных союзов и, и притом , например:

Эту тяжёлую тележку один человек тащит шутя . = Эту тяжёлую тележку один человек тащит легко . (Нельзя сказать "человек тележку тащит и шутит". );

2) если одиночное деепричастие входит в группу однородных членов-обстоятельств вместе с наречием, например:

Ученик отвечал на вопросы откровенно и не смущаясь .

Но два одиночных деепричастия, выступающие в функции однородных, обособляются, например:

Ворча и оглядываясь , Каштанка вошла в комнату. (А. Чехов);

3) если деепричастия с зависимыми словами составляют устойчивые фразеологические обороты, заменяемые нейтральными синонимами, сломя голову (быстро), спустя рукава (небрежно), затаив дыхание (очень внимательно, не шелохнувшись) и др., они входят в состав сказуемого:

И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя . (А. Грибоедов)

Задание. Прочитайте фразеологизмы. Выясните значение незнакомых вам оборотов во фразеологическом словаре. Составьте устно по предложению с каждым выражением.

Не мудрствуя лукаво, не покладая рук, сложа руки, засучив рукава, не смыкая глаз, не переводя дух, положа руку на сердце, скрепя сердце, раззиня рот, очертя голову, не солоно хлебавши.

Не обособляются также деепричастия и деепричастные обороты, входящие в состав составного именного сказуемого при глаголах-связках движения или состояния, например:

Мальчик шёл прихрамывая . - Смысл данного высказывания не в том, чтобы сообщить о процессе движения мальчика, а в том, чтобы сообщить, что этот процесс происходил определённым образом. Обычно такие деепричастия занимают место после сказуемого.

Сравните аналогичную конструкцию с деепричастным оборотом: Мальчик стоял опустив голову .

Функция второго сказуемого чаще всего присуща одиночному деепричастию или деепричастному обороту, стоящему до глагола-сказуемого. Сравните интонацию логически выделяемого деепричастия и оборота в синонимичных предложениях с другим порядком слов, где основное сообщение содержится в грамматической основе с простым глагольным сказуемым:

Прихрамывая , шёл мальчик.

Опустив голову , стоял мальчик.

Задание. Вариант сочинения-рецензии начинается так:

И в первом, и во втором предложениях акцент сделан на повести А. Пушкина - именно эти слова занимают ударное место в конце враз. Однако указание на автора эссе даётся сразу в первом предложении, и делается это с помощью деепричастного оборота. Проанализируйте смысловое наполнение в синонимичном предложении с изменённым порядком слов: Я вспомнил собственные ощущения от "Капитанской дочки" А. Пушкина сразу, только начав читать эссе Ф. Искандера . Как вы построите следующую фразу?

II. Сравнительные обороты.

Сравнительные обороты - это одно слово или выражение, содержащие в себе сравнение и начинающиеся синонимичными подчинительными сравнительными союзами как, словно, точно, будто, как будто, что, чем, нежели и др.

Сравнение - это сопоставление двух понятий или явлений и нахождение у них сходного. Таким образом, для признания оборота сравнительным необходимо найти эти сопоставляемые понятия или явления и выявить у них признак, по которому они сравниваются (такой признак называется основанием для сравнения). Рассмотрим два примера.

1) Лицо у Маши было круглое, точно яблочко. - Здесь есть основание для сравнения - сравнивается форма предметов: лица и яблочка, и точно яблочко сравнительный оборот. Таким образом, при сравнении существительное-предмет наделяется признаком, который в нашем сознании переводит понятие в образ. Это и делает сравнение видом полисемии.

2) Вместо бороды у отца Захарии точно приклеен кусочек губочки. (М. Лермонтов) - Здесь нет основания для сравнения - борода не сравнивается с губочкой, но вместо бороды точно кусочек губочки.

Сравнительные обороты интонируются в речи, а на письме обособляются - выделяются запятыми .

1. Мы знаем, что признаки предмета обозначают прежде всего прилагательные и причастия, которые либо входят в составное именное сказуемое (как в примере 1), либо выступают определениями, например:

С утра ползли серые, как дым , облака. (А. Н. Толстой) - Здесь сравниваются облака с дымом по признаку цвета - серые. Грамматически сравнение оформляется с помощью прилагательного-определения серые и сравнительного оборота как дым , тоже определения, уточняющего признак: облака (какие?) серые (а именно какие?) как дым .

При сравнительном обороте-определении определяемое слово-предмет может быть любым членом предложения.

Задание. К какому члену предложения относится сравнительный оборот? Подо льдом, матовым, словно запотевшее стекло, плавали рыбы.

2. Сравнительный оборот может выступать обстоятельством, тогда он зависит от сказуемого, а признак при этом получает предмет-подлежащее, например:

На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звёздочка. (И. Гончаров) - Здесь звёздочка сравнивается с глазом, а грамматически сравнение оформляется посредством сказуемого и зависимого от него обстоятельства: звёздочка сверкнула (как?, каким образом?) как живой глаз .

Задание . Найдите в приведённом выше предложении обстоятельство, которое уточняет сравнительный оборот и тоже зависит от сказуемого. К какому виду обстоятельств оно относится? Какая это часть речи?

3. Посредством сравнительных оборотов в предложении могут не только создаваться образы, но и уподобляться предметы или явления, например:

Множество людей, как в праздник , вышло на улицу. - Здесь сравнительный оборот-обстоятельство, зависимый от сказуемого, по смыслу распространяет всё предложение: выход множества людей на улицу подобен празднику.

Сравнительные обороты-уподобления всегда обстоятельства образа действия.

4. Не всегда бывает просто определить сравнительный оборот. Наибольшую сложность с точки зрения пунктуации представляют обороты с союзами как, чем .

Обороты обособляются Обороты не обособляются
1. Если есть основание для сравнения, сравнительный оборот выступает определением, уточняющим основное определение, или обстоятельством, зависящим от сказуемого:
1) С утра ползли серые, как дым , облака. (А. Толстой)
2) На небе ярко сверкнула, как живой глаз , первая звёздочка. (И. Гончаров)
3)Множество людей, как в праздник , вышло на улицу.
1. Если обстоятельство, зависимое от сказуемого и содержащее сравнение, состоит только из одного слова с союзом как и его можно заменить дополнением в творительном падеже. Чаще всего оно, согласно месту дополнения при прямом порядке слов, стоит после сказуемого, например:
Волосы у девочки вьются как колечки . Ср.: Волосы у девочки вьются колечками.
2. Если в основной части предложения имеется указательное слово так, такой, тот, столь , на которое падает логическое ударение, например:
1) Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринуждённо, как на Невском проспекте. (Н. Гоголь)
2) У брата были те же черты лица, что и у сестры.
2. Если в предложении отсутствует глагол-сказуемое и сравнительный оборот в этом случае сам выступает в роли именной части составного именного сказуемого при нулевой связке, например:
Пруд как блестящая сталь . (А. Фет)
3. Если оборот начинается сочетанием как и - в этом случае он близок к присоединительной конструкции, например:
В глазах Маши, как и во всём лице , наблюдалось что-то необычное.
3. Если сравнительный оборот, чаще всего одно слово со сравнительным союзом, входит в составное именное сказуемое с глаголами-связками движения или состояния - без сравнения сказуемое не имеет законченного смысла, например:
Как ребёнок душою я стал. (И. Тургенев)
4. Если обороты со сравнительной степенью наречий и союзом чем : (не) больше чем; (не) меньше чем; (не) раньше чем; (не) позже чем содержат сравнение предметов или явлений, тогда перед сравнительным союзом ставится запятая, например:
Эта посылка весит не больше, чем предыдущая. - Есть сравнение этой посылки и предыдущей посылки.
4. Если в предложении нет сравнения предметов или явлений, запятая перед союзом чем не ставится, например:
Посылка весит не больше чем пять килограммов. - По смыслу нельзя сравнить посылку и килограммы. Оборот можно заменить синонимичным сочетанием сравнительной степени наречия с числительным и существительным: весит не больше пяти килограммов .
5. Если оборот имеет характер фразеологического сочетания и входит в сказуемое:
белый как снег (очень белый),
бояться как огня (очень бояться),
бежал как сумасшедший (быстро бежал) и т. д.
Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу. (А. Чехов)


Примечание.
К сравнению близки обороты с несогласованными определениями с предлогом вроде и обстоятельствами, начинающимися со слов не иначе как . Такие конструкции не обособляются, например:

1) Над головой раздались раскаты вроде грома.

2) Я думаю о своём соседе не иначе как о замечательном человеке.

Задания. 1. Укажите предложение, где должна стоять запятая.

1) У Плюшкина крестьяне мрут как мухи.

2) Мы знаем Крылова как талантливого баснописца.

3) Надо мной как гигантский шатёр расстилалось голубое небо.

4) Старик схоронил сына и остался один как перст.

2. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) Я был, как в тумане.

2) Город, как пёстрый план, лежал далеко под нами.

3) Ваське, как самому старшему, рано пришлось идти в услужение.

4) Поражённый какой-то мыслью, он остановился как вкопанный.



Рассказать друзьям