Есть ли лекарство от смерти. Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти — разбор, обсуждение и объяснение концовки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мы собрали драгоценную коллекцию цитат и высказываний святых отцов Православной Церкви, которые будут полезны любому христианину. Надеемся, и вы найдете в этой духовной сокровищнице что-то полезное для себя.

  • Святые отцы о семье и браке
  • Святые отцы о детях
  • Святые отцы о любви

Высказывания святых отцов о семье

О венчании: «Лучше всего, если Сам Христос присутствует на браке, потому что где Христос, там все обретает достоинство, и вода претворяется в вино, то есть все изменяется к лучшему». Святитель Григорий Богослов

О союзе с иноверцами: « Если самый брак должен быть освящаем покровом и благословением священническим, то как может быть брак там, где нет согласия веры?» Святитель Амвросий Медиоланский

О семейной жизни: «Вы, на кого в этой жизни честной брак положил свои узы, подумайте о том, как бы побольше плодов внести в небесные точила». Святитель Григорий Богослов

Свт. Григорий Богослов

«Связанные узами супружества, заменяем мы друг для друга и руки, и ноги, и слух. Супружество и слабого делает вдвое сильнее… Общие заботы супругов облегчают для них скорби и общие радости восхищают обоих. Для единодушных супругов и богатство делается приятнее, а в бедности самое единодушие приятнее богатства. Для них супружеские узы служат ключом целомудрия и пожеланий, печатью необходимой привязанности». Святитель Григорий Богослов

«Составляя единую плоть, (супруги) имеют и одну душу и взаимной любовью пробуждают друг в друге усердие к благочестию. Ибо супружество не удаляет от Бога, а, напротив, более привязывает, потому что имеет больше побуждений обращаться к Нему. Малый корабль и при слабом ветре движется вперед.., большого же корабля не сдвинет легкое дыхание ветра… Так, не обремененные житейскими заботами имеют меньше нужды в помощи великого Бога, а тот, кто обязан заботиться о милой супруге, имуществе и детях, рассекает более обширное море жизни, ему нужна большая помощь Божия, и он сам взаимно более любит Бога». Святитель Григорий Богослов

«Божественное творение явилось на земле и на земных долинах вечно цветущего рая – человек. Однако у человека не было еще помощника, подобного ему. Тогда премудрое Слово совершило подлинно чудо,– созданного быть зрителем мира, то есть мой корень и мое семя многообразной жизни разделив на две части, могущественной и животворящей рукою извлекло из бока ребро, чтобы создать жену, и влив в недра обоих любовь, побудило их стремиться друг к другу». Святитель Григорий Богослов

Об обязанностях мужа: «Учи жену страху Божию, и все потечет к тебе, как из источника, и дом твой будет исполнен многими благами». Святитель Иоанн Златоуст

Об обязанностях супругов: «Муж должен думать о том, чтобы делами и словами насаждать в доме благочестие; и жена пусть наблюдает за домом, но кроме этого занятия она должна иметь другую, более настоятельную заботу о том, чтобы вся семья трудилась для Царства Небесного». Святитель Иоанн Златоуст

«Если надо что-нибудь сделать для удовольствия друг друга нужно украшать душу, а не тело наряжать и губить. Не столько (внешнее) делает супругов любящими, сколько целомудрие (доброта), ласковость и готовность умереть друг за друга». Святитель Иоанн Златоуст

Женам: «Жены, светящиеся душевной красотой, со временем все более обнаруживают свое благородство, и тем сильнее становится привязанность и любовь их мужей». Святитель Иоанн Златоуст

Высказывания святых отцов о детях

«Дети – не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение». Святитель Иоанн Златоуст

«Кто хочет хорошо воспитать детей, воспитывает их в строгости и трудах, чтобы, отличившись в познании и поведении, могли они со временем получить плоды трудов своих». Преподобный Нил Синайский

«Пока душа еще способна к образованию, нежна и мягка, подобно воску, легко запечатлевает в себе образы, надо немедленно и с самого начала пробуждать ее к добру. Когда раскроется разум и придет в действие рассудок, тогда будут уже заложены первоначальные основания и преподаны образцы благочестия. Тогда разум будет внушать полезное, а навык облегчит успех». Святитель Василий Великий

«Хорошее воспитание не в том, чтобы сначала дать развиться порокам, а потом стараться изгнать их. Надо принимать все меры, чтобы сделать нашу природу недоступной для пороков». Святитель Иоанн Златоуст

«Многие родители, имея слепую любовь к детям, жалеют наказывать их за проступки: но после, когда дети вырастут и будут безнравственны, такие родители сами поймут свою погрешность в том, что не наказывали детей, пока они были малы. Сам Бог избранных чад Своих наказывает, как видим в Писании, так разве Он не любит их? «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:6). В этом деле и христиане должны подражать Небесному Отцу и детей своих любить и наказывать. Не наказанные в юности, в зрелости остаются, как кони необъезженные и дикие, ни к какому делу не пригодные. Поэтому, христианин, люби детей своих по христиански и наказывай их, чтобы стали исправными и добрыми». Святитель Тихон Задонский

Свт. Иоанн Златоуст

«Если ты прекрасно воспитал своего сына, то он своего, а тот своего, и как бы некая полоса лучших жизней пойдет вперед, получив начало и корень от тебя и принося тебе плоды попечения о потомках». Святитель Иоанн Златоуст

«Это и расстраивает всю вселенную, что мы не радим о собственных детях; заботимся об их имуществе, а душою их пренебрегаем, что является крайним безумием». Святитель Иоанн Златоуст

«Хочешь ли, чтобы сын твой был послушным? С детства воспитай его в строгости. Не думай, что слушание Божественных Писаний будет для него делом излишним». Святитель Иоанн Златоуст

«Сорную траву легче вырвать, когда возраст нежнее, тогда и надо следить, чтобы оставленные без внимания страсти не усилились и не стали неисправимыми». Святитель Иоанн Златоус т

Высказывания святых отцов о любви

«Получив заповедь любить Бога, мы получили также и силу любить, вложенную в нас при творении». Святитель Василий Великий

«Любить Христа – это значит не быть наемником, не смотреть на благочестивую жизнь, как на промысел и торговлю, а быть истинно добродетельным и делать все из одной любви к Богу». Святитель Иоанн Златоуст

«Никакое слово не достаточно для того, чтобы по достоинству изобразить любовь, так как она неземного, но небесного происхождения… Даже язык Ангелов не в состоянии в совершенстве исследовать ее, так как она беспрерывно исходит от Великого Бога». Иоанн Кассиан Римлянин

«Люди ищут легкой, а не тяжелой работы. Иисусу работать легко. Не велит Он камни носить, не велит горы разрывать и прочее, этому подобное, делать рабам Своим. Нет, ничего такого не слышим от Него, но что? – «любите друг друга» (Ин. 13:34; 15, 12, 17). Что легче, чем любить? Тяжко ненавидеть, ибо ненависть мучит; но любить сладко, ибо любовь радует. Сам Он об этом свидетельствует: «…иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:30). Возьмем, возлюбленный христианин, на себя благое иго Христово, понесем Его легкое бремя и последуем Ему». Святитель Тихон Задонский

«Мысль человека, искренне любящего Бога, никогда не бывает на земле, но постоянно на Небе, где Тот, Кого он возлюбил». Преподобный Ефрем Сирин

«Степень нашей любви к Богу мы усматриваем с особенной ясностью при молитве, которая служит выражением этой любви и очень правильно названа в отеческих писаниях зеркалом духовного преуспеяния».

«Не столько мы ищем (любовь), сколько Бог ищет, чтобы мы сделались способными принять ее и приняли ее». Епископ Игнатий (Брянчанинов)

«Кто любит смирение, тому легко любить и Бога, а кто любит гордыню, тот ненавидит Бога». Преподобный Ефрем Сирин

«Любящему Бога и Бог дарует Свою любовь». Преподобный Макарий Египетский

«Брат сказал авве Агафону: «Мне дана заповедь, но исполнение заповеди сопряжено со скорбью; и хочется исполнить заповедь, и опасаюсь скорби». Старец отвечал: «Если бы ты имел любовь, то исполнил бы заповедь и победил бы скорбь»».Авва Агафон

Мы также подготовили для вас:

Собор святых семидесяти апостолов был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвр...

15 февраля Православные христиане празднуют Сретение Господне. Что это за праздник и каков его смысл? Сретение В этот день Церковь вспоминает очень...

Святые делятся с нами опытом духовной жизни через свои творения. Все люди разные, путей к Богу - множество. Каждый пишет, как он дышит. Чем жил святой праведный Иоанн Кронштадтский? На чем расставлял смысловые акценты?

1. Молитва - постоянное чувство своей духовной нищеты и немощи, созерцание в себе, в людях и в природе дел премудрости, благости и всемогущества силы Божией, молитва - постоянное благодарственное настроение .

2. Меру достоинства своей молитвы будем измерять верою человеческою, качеством отношений наших к людям. Каковы мы бываем с людьми!

Иногда мы холодно, без участия сердца, по должности или из приличия высказываем им свои просьбы, похвалы, благодарность, или делаем для них что-либо; а иногда с теплотою, с участием сердца, с любовию или иногда притворно, иногда искренно.

Так же неодинаковы мы бываем и с Богом! Надо всегда от всего сердца высказывать Богу и славословие, и благодарение, и прошение; надо всегда от всего сердца делать всякое дело пред Ним; всем сердцем всегда любить Его и надеяться на Него .

3. Учитесь молиться, принуждайте себя к молитве : сначала будет трудно, а потом, чем более будете принуждать себя, тем легче будет, но сначала всегда нужно принуждать себя.

4. Самолюбие и гордость наша обнаруживаются особенно в нетерпении и раздражительности , когда кто-нибудь из нас не терпит малейшей неприятности, причиненной нам другими намеренно или даже ненамеренно, или препятствия, законно или незаконно, намеренно или ненамеренно противопоставляемого нам людьми или окружающими нас предметами. […] Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2) . Кто нетерпелив и раздражителен, тот не познал себя и человечества и недостоин называться христианином!

5. Покаяние должно быть искреннее и совершенно свободное, а никак не вынужденное временем и обычаем или лицом исповедующим. Иначе это не будет покаяние. Покайтеся, сказано, приближися бо Царство Небесное (Мф. 4, 17) , приближися, то есть само пришло, не нужно долго искать его, оно ищет вас, вашего свободного расположения, то есть: сами раскаивайтесь с сердечным сокрушением.

Крещахуся (сказано о крестившихся от Иоанна), исповедающе грехи своя (Мф. 3, 6) , то есть: сами признавались в грехах своих. А так как молитва наша по преимуществу есть покаяние и прошение о прощении грехов, то и она должна быть непременно всегда искренняя и совершенно свободная, а не невольная, вынужденная обычаем и привычкою.

6. Елижды аще падеши, востани и спасешися . Ты грешник, ты постоянно падаешь, научись восставать ; позаботься о снискании этой мудрости. Эта мудрость состоит вот в чем: выучи наизусть псалом «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей», внушенный царю и пророку Давиду Духом Святым, и читай его с искреннею верою и упованием, с сердцем сокрушенным и смиренным; после искреннего раскаяния твоего, выраженного словами царя Давида, тебе тотчас воссияет от Господа прощение грехов, и ты ощутишь мир душевных своих сил.

7. Пост - хороший учитель :

1) он скоро дает понять всякому постящемуся, что всякому человеку нужно очень немного пищи и питья, и что вообще мы жадны и едим, пьем гораздо более надлежащего, т.е. того, чем сколько требует наша природа;

2) пост хорошо оказывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода оказывает, какие водятся в ней гады или какого качества сор;

3) он показывает нам всю необходимость всем сердцем прибегать к Богу и у Него искать милости, помощи, спасения;

4) пост показывает все хитрости, коварство, всю злобу бесплотных духов, которым мы прежде, не ведая, работали, которых коварства, при озарении теперь нас светом благодати Божией, ясно оказываются, и которые теперь злобно преследуют нас за оставление их путей.

8. Святые Тайны называются Божественными дарами, потому что подаются нам Господом совершенно туне, даром, незаслуженно с нашей стороны; вместо того чтобы нас наказывать за бесчисленные наши беззакония, совершаемые каждый день, час, минуту, и предавать нас смерти духовной, Господь в святых Тайнах подает нам прощение и очищение грехов, освящение, мир душевных сил, исцеление и здравие души и тела и всякое благо, единственно только по вере нашей.

Если же Владыка даром ежедневно подает нам для вкушения Себя самого, Свои Божественные Тайны, то не должны ли мы неотложно давать туне, даром, тленные блага: деньги, пищу, питие, одежду - тем, которые просят их у нас?

9. Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога, на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают правило к причащению. Между тем здесь прежде всего надо смотреть на исправление и готовность сердца к принятию св. Тайн; если сердце право стало в утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв.

Царство Божие не в словесах, а в силе (1 Кор. 4, 20) . Хорошо послушание во всем матери Церкви, но с благоразумением, и если возможно, могий вместити - продолжительную молитву - да вместит. Но не вси вмещают словесе сего (Мф. 19, 11) ; если же продолжительная молитва несовместима с горячностью духа, лучше сотворить краткую, но горячую молитву . Припомни, что одно слово мытаря, от горячего сердца сказанное, оправдало его. Бог смотрит не на множество слов, а на расположение сердца. Главное дело - живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах.

10. Христианину нужно ежедневное обновление, чрез тайное покаяние , потому что всех растлевает грех, обольщающий нас бесчисленными миражами и прелестями своими: кто во Христе, тот новая тварь (Кор. 5,17).

14 июня святой праведный Иоанн Кронштадтский был прославлен

в лике святых.

"Моя жизнь во Христе". Св. Иоанн Кронштадтский.

"Цитаты о милосердии."

Сбывшееся пророчество Иоанна Кронштадтского!

215. Помни, что Господь в каждом христианине. Когда приходит к тебе ближний, имей к нему всегда великое уважение, ибо в нем Господь, Который чрез него часто выражает волю Свою. Бог есть действуяй в нас, и еже хотети и еже деяти о благоволении (по благой воле Божией) [Филип. 2, 13].

Не жалей для брата ничего, как для Господа, тем более что ты не знаешь, в ком Господь приходит посетить тебя; ко всем будь нелицеприятен, для всех добр, искренен, радушен. Помни, что и чрез неверных Господь иногда говорит, или располагает их сердца к нам, как это случилось в Египте с темничным стражем, коего сердце Господь расположил к Иосифу [Быт. 39, 21].
284. Будьте внимательны к себе, когда бедный человек, нуждающийся в помощи, будет просить вас об ней: враг постарается в это время обдать сердце ваше холодом, равнодушием и даже пренебрежением к нуждающемуся; преодолейте в себе эти нехристианские и нечеловеческие расположения, возбудите в сердце своем сострадательную любовь к подобному вам во всем человеку, к этому члену Христову и вашему собственному - зане есмы друг другу удове [Ефес. 4, 25], - к этому храму Духа Святого, чтобы и Христос Бог возлюбил вас; и о чем попросит вас нуждающийся, по силе исполните его просьбу. Просящему у тебе дай, и хотящаго у тебе заяти не отврати [Мф. 5, 42].
316. Когда сердце твое поразится скупостью, скажи себе: жизнь моя - Христос - Любовь всех - мое неистощимое богатство, неистощимая пища, неисчерпаемое питие. Слепая плоть наша мечтает обрести жизнь в пище и в деньгах, враждует против тех, которые лишают ее этих вещественных средств жизни. Но ты будь твердо убежден, что не деньги и пища - жизнь, а любовь взаимная ради любви к Богу. Помни, что Бог есть Любовь, все одушевленное соединивший законами любви и из единения любви производящий жизнь.
394. Не убий. Убивают между прочим и врачи от неведения своего болезни больного, прописывая ему вредные лекарства. Убивают и те, которые не хотят лечиться или лечить больного, коему необходима помощь врача. Убивают те, которые раздражают больного, для которого раздражение гибельно, например подверженного чахотке, и тем ускоряют его смерть. Убивают те, которые не подают в скором времени, по скупости или по другой недоброй причине, врачебного пособия больному и хлеба голодному.
397. Те, которые подают алчущим хлеб или деньги с жалением, с лукавым оком и несытым сердцем, - все равно что кладут яд в свой хлеб или в свою милостыню, хотя этот яд - духовный, невидимый. Нужно подавать с любовью, с уважением к лицу ближнего, доброхотно, с радостью, ибо любви свойственно радоваться при оказании помощи любимому.
401. Ничтожна милостыня того человека, который подает ее не доброхотно, потому что милостыня вещественная не его, а Божий дар, ему же принадлежит только расположение сердечное. Поэтому многие милостыни окажутся почти суетными оттого, что они были подаваемы недоброхотно, с сожалением, с неуважением к лицу ближнего. Как и гостеприимцы многие окажутся суетными вследствие лицемерного, тщеславного обращения с своими гостями. С сердечным расположением да приносим жертвы свои на алтарь любви к ближнему: доброхотна бо дателя любит Бог .
434. Для чего Господь попустил быть нищим? для твоего блага, чтобы ты мог очистить и загладить грехи свои, ибо милостыня очищает всякий грех [Тов. 12, 9], чтобы стяжать тебе молитвенников за себя в лице их, чтобы милостивым к тебе сделать Господа твоего, ибо милостивии помиловани будут [Мф. 5, 7].
435. Почему Господь попустил быть нищим? - потому же, между прочим, почему и тебя по твоему желанию не делает вдруг праведником. Бог мог бы сделать всех достаточными, даже богатыми, но тогда произошло бы великое забвение Бога, умножилась бы гордость, зависть и пр. И ты как возмечтал бы о себе, если бы Господь сделал тебя вскоре праведником. Но как грех смиряет тебя, показуя тебе великую твою немощь, мерзость и непрестанную нужду в Боге и Его благодати, так нищего смиряет нищета и нужда в других людях. Обогати нищих: многие, многие из них забудут и Бога и благодетелей своих, погубят души свои в роскоши мира сего. Так пагубно богатство и так ослепляет оно очи сердечные! Оно делает грубым и неблагодарным сердце!
463. Бог долготерпелив и милосерд к тебе: ты это испытываешь каждый день многократно. Будь и ты долготерпелив и милосерд к братии своей, исполняя слова Апостола, который о любви говорит прежде всего так: любы долготерпит, милосердствует . Ты желаешь, чтобы Господь услаждал тебя любовью Своею, услаждай и ты сердца других нежною любовью и ласковостью обращения.
506. Господь, как Сердцеведец, зная нашу скупость и мелочную, корыстную расчетливость в том случае, когда нам предстоит оказать гостеприимство и милость людям, от которых мы не чаем восприяти равное, - обещал воздать в день суда не только за то, что мы накормили голодного, напоили жаждущего, одели нагого, посетили больного и находящегося в темнице, но обещал награду даже за чашу студеной воды, поданной христианину или - во имя Его - неверному. Иже аще напоит единого от малых сих чашею студены воды, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея [Мф. 10, 42]. О, благоутробие Христово! Кто после этого не устыдится своей жестокости сердечной и скупости постыдной!
517. Какое бесконечное ничтожество представляет пища и питие с одной стороны, и какое бесконечное величие представляет из себя питаемый ими человек - с другой! Не величайшее ли безумие, не безбожие ли жалеть для человека, для этого образа Божия, для этого причастника божественного естества, для которого Бог будет все - будет Бог всяческая во всех , жалеть пищи, пития, одежды, жилища и чего бы то ни было земного! Прах да будет прахом, - бессмертный образ бессмертного Бога да будет всегда превознесен и предпочтен над всем земным, тленным, скорогибнущим! Поэтому да не щадим ничего для нашего ближнего! О, какая великая честь - питать, одевать, упокоять образ Божий! Боже Преблагий и Прещедрый! исполни благости и щедролюбия сердца наши!
519. Радуйся всякому случаю оказать ласку ближнему, как истинный христианин, усиливающийся стяжать как можно более добрых дел, особенно сокровищ любви. Не радуйся, когда тебе оказывают ласку и любовь, считая себя по справедливости недостойным того; но радуйся, когда тебе предстоит случай оказать любовь. Оказывай любовь просто, без всякого уклонения в помышления лукавства, без мелочных житейских корыстных расчетов, памятуя, что любовь есть Сам Бог, Существо препростое. Помни, что Он все пути твои назирает, видит все помышления и движения сердца твоего.
548. Будь благопослушен сердцем, словом и делом во всякое время на служение другим, без малейшей досады или раздражительности, памятуя слова Спасителя: иже хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга [Мф. 20, 26].
557. Что есть милосердие? Милосердие есть любить врагов, благословлять проклинающих, добро творить ненавидящим, творящим нам напасть, изгоняющим нас, защищать гонимых и проч.
581. Милостыня хороша и спасительна, когда соединяется с исправлением сердца от гордости, злобы, зависти, праздности, лености, чревоугодия, блуда, лжи и обмана и прочих грехов. А если человек не заботится об исправлении сердца своего, надеясь на свою милостыню, то он мало получит пользы от нее, ибо что одною рукою созидает, то другою разрушает.
596. Любовь к Богу тогда начинает в нас проявляться и действовать, когда мы начинаем любить ближнего, как себя, и не щадить ни себя и ничего своего для него, как образа Божия; когда стараемся служить ему во спасение всем, чем можем; когда отказываемся, ради угождения Богу, от угождения своему чреву, своему зрению плотскому, от угождения своему плотскому разуму, не покоряющемуся разуму Божию. Не любяй брата своего, егоже виде, Бога, Егоже не виде, како может любити ? Иже Христовы суть, плоть распята со страстьми и похотьми [Гал. 5, 24].
612. Ближнего надо еще более любить тогда, когда он согрешает против Бога или против нас, ибо он тогда болен, тогда он в беде душевной, в опасности, тогда-то и надо помилосердствовать и помолиться о нем и приложить к его сердцу целительный пластырь - слово ласки, вразумления, обличения, утешения, прощения, любви. Прощающе друг другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам [Ефес. 4, 32]. Все грехи и страсти, брани и свары суть истинно болезни душевные, - так и надо смотреть на них. Или все страсти - пожар души, великий огонь, свирепеющий внутри, огонь, выходящий из адской бездны. Его надо тушить водою любви, которая сильна потушить всякий адский пламень злобы и других страстей. Но горе и беда нам, нашему самолюбию, когда будем увеличивать этот пламень новым адским пламенем, своею собственною злобою и раздражительностью, и будем таким образом помощниками духов злобы, усиливающихся во всякое время производить всякое душевное запаление в людях посредством многоразличных страстей. Мы сами снискиваем геенский огонь, и если не раскаемся и не будем впредь мудры на добро и просты на зло, то осудимся вместе с диаволом и ангелами его на мучение в озере огненном. Итак не позволим побеждать себя злу, но будем побеждать благим злое. Окаянные мы человеки! как мы доселе не научились считать всякий грех великою бедою нашей души и не сострадать душевно, искренно, с любовью впадающим в такую беду! Для чего не бежим от него, как от яда, как от змеи, для чего коснеем в нем? Для чего мы и себя не жалеем, когда подвергаемся какому-либо греху? Для чего не плачем пред Господом, сотворившим нас?
655. Нищие ежедневно преследуют тебя: это значит - милость Божия непрестанно преследует тебя. Блажении милостивии, яко тии помиловани будут [Мф. 5, 7]. Кто же будет убегать от милости Божией?
693. Помни всегда, что ближний, кто бы он ни был из христиан, есть член Христов, хотя и больной, да ведь ты и сам больной, и всегда с уважением и любовью принимай его, от души беседуй с ним и угощай его и ничего не пожалей для него: ни пищи, ни питья, ни одежды, ни книг, ни денег, если он в них нуждается. Господь за него воздаст тебе. Мы все Его дети, и Он - все для нас. Мы все грешники, а оброцы греха - напасти, беды, скорби,
725. Каждый день просят у тебя милостыни, и давай каждый день охотно, без озлобления, грубости и ропота: ты не свое, а Божие даешь Божиим чадам крестоносным, едва имеющим где главу подклонити; ты приставник Божия достояния, ты слуга вседневный меньшей братии Христовой, исполняй дело свое с кротостью и смирением, не скучай им. Христу, Судии и Мздовоздателю, служишь: великая честь, высокое достоинство! С радостью твори дела добрые. Просто, без больших трудов приходят тебе деньги; просто, не думая много, и раздавай их. Щедро вознаграждаются твои труды, - будь щедр к другим сам. Не по заслугам вознаграждаются, - не по заслугам и другим давай, а ради их нужды.
773. Люби ближнего, как самого себя; ибо, любя ближнего, любишь себя, и ненавидя ближнего, прежде всего делаешь вред себе, прежде всего ненавидишь свою душу. Ты это по опыту знаешь. О, премудрые, зиждительные и животворные законы Господни! Как благо исполнять их, хотя лесть греховная и делает трудным исполнение их. Как благо для души иго Господне и легко бремя Его, т.е. Его повелений!
774. Если будешь иметь христианскую любовь к ближним, то будет любить тебя все небо; если будешь иметь единение духа с ближними, то будешь иметь единение с Богом и со всеми небожителями; будешь милостив к ближним, а к тебе будет милостив Бог, равно и все Ангелы и святые; будешь молиться за других, а за тебя все небо будет ходатайствовать. Свят Господь Бог наш, и ты будь таков же.
1101. Если ты сомневаешься в получении просимых тобою благ от Бога, то вспомни хотя о том, как даже ты, будучи зол и скуп, и не богат, и не всемогущ, подаешь нуждающимся, просящим у тебя или даже прежде прошения их подаешь, зная только их нужду. Кольми же паче Отец ваш Небесный, всеблагой, всебогатый, премудрый, всемогущий, даст блага просящим у Него [Мф. 7, 11].
1111. Носи в сердце постоянно слова: Христос есть любовь, и старайся любить всех, жертвуя для любви не только именеем, но и собою.
1114. Любить ближнего как себя, сочувствовать ему в радости и печали, питать, одевать его, если он нуждается в пище и одеянии, дышать с ним, так сказать, одним воздухом - считай так же обыкновенным делом, как питать и греть себя, и не думай, как о добродетели, о делах любви к ближнему, чтобы не возгордиться ими. Есмы друг другу удове [Ефес. 4, 25].
1128. Тот подает истинно милостыню, кто подает от сердца и любящим сердцем. Тот истинно милостивый, кто беседует со всяким сердечно, а не умом или устами, кто отдает всякому искреннее, сердечное почтение, кто проповедует слово Божие и служит от истинного сердца, нелицемерно, - словом, кто объемлет всех и носит всех любовью в сердце своем, презирая все вещественное, что становится препятствием в любви между им и ближним, - тот истинно милостив.
1154. Благотвори бедному доброхотно, без мнительности, сомнения и мелочной пытливости, памятуя, что ты в лице бедного благотворишь Самому Христу, по писанному: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе [Мф. 25, 40]. Знай, что милостыня твоя всегда ничтожна в сравнении с человеком, этим чадом Божиим; знай, что твоя милостыня есть земля и прах; знай, что с вещественною милостью непременно должна об руку следовать духовная: ласковое, братское с чистосердечною любовью обращение с ближним; не давай ему заметить, что ты одолжаешь его, не покажи гордого вида. Подаваяй, сказано, в простоте, милуяй с добрым изволением [Рим. 12, 8]. Смотри же, не отнимай цены у своей милостыни вещественной чрез неоказание духовной. Знай, что Владыка на суде и добрые дела будет испытывать. Помни, что для человека небо и земля, ибо ему соблюдается наследие нетленное на небесах ; для человека Бог Отец Сына Своего единородного не пощадил, но за него отдал на смерть. Диавол, по нашему лукавству, запинает нас в добрых делах наших.
1156. Милостыня человеческая подозрительна: боится, как бы не дать тому, кто имеет, или не дать много. Милость же Господня не такова: благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его [Пс. 144, 9]; имущему, говорит Господь, дано будет, и преизбудет, от неимущаго же, и еже мнится имея, взято будет от него [Мф. 25, 29].
1181. Пристрастие к вещам тотчас влечет охлаждение к Богу и к делу своего спасения, охлаждение к ближнему, или ненависть и зависть к нему, если от него зависит дать нам известные вещи и он не дает, или если мы обязаны невольно давать ему оные. Поэтому благо - иметь к вещам совершенное равнодушие, чтобы не иметь повода к вражде на ближнего, которая есть великий грех. Будь выше пристрастий мира сего тленного, суетного и скоропреходящего; сердцем живи на небесах и люби тамошние нетленные блага, уготованные любящим Бога и ближнего.
1187. Что есть ложная благодарность Богу? Ложная благодарность, когда, получая от Бога щедрые, незаслуженные дары духовные и вещественные, языком благодарят за оные Бога и употребляют только в свою пользу, не разделяя их с ближними; получают и скрывают их в своих сокровищницах, сундуках, книгохранилищах, лишая чрез то многих братий своих духовного просвещения, назидания, утешения или пищи, пития, одежды, жилища, врачевства в болезни или передвижения с места на место для добывания средств к продовольствию. Такая благодарность есть ложная и богопротивная. Это значит: языком благодарить, а делом являть крайнюю неблагодарность и злонравие. А как много таких благодарных, или, вернее, неблагодарных!
1219. Не на груды денег надейся, а на Бога, неусыпно пекущегося о всех и наипаче о разумных и словесных тварях Своих и, в особенности, о живущих благочестиво. Веруй, что не оскудеет рука Его наипаче для творящих милостыню, ибо человеку щедрее Бога не быть. Этому доказательством служит твоя собственная жизнь и жизнь всех прежде бывших людей, подававших милостыню. Да будет один Бог сокровищем сердца твоего; к нему прилепись всецело, как созданный по образу и подобию Его, и беги от тли земной, непрестанно тлящей души и тела наши. Поспешай к жизни непреходящей, к жизни, не стареющейся в бесконечные веки; влеки туда и всех, сколько есть сил.
1220. Господи! научи меня подавать милостыню охотно, с ласкою, с радостью и верить, что, подавая ее, я не теряю, а приобретаю бесконечно больше того, что подаю. Отврати очи мои от людей с жестоким сердцем, которые не сочувствуют бедным, равнодушно встречаются с нищетою, осуждают, укоряют, клеймят ее позорными именами и расслабляют мое сердце, чтобы не делать добра, чтобы ожесточить и меня против нищеты. О, Господи мой! как много встречается таких людей! Господи, исправь дело милостыни! Господи, да идет всякая милостыня моя в пользу, а не во вред! Господи, премли Сам милостыню в лице нищих Твоих людей! Господи, благоволи воздвигнуть дом для бедных во граде сем, якоже многократно молих Тебя всеблагого, всемогущего, премудрого, чудного! (и воздвигнут).
1229. Милостыня есть семя; если желаешь, чтобы она принесла добрый и сторичный плод, сделай это семя добрым, подавая в простоте и от доброго, милостивого, сострадательного сердца, да будь уверен, что не столько теряешь, или, лучше, нисколько не теряешь, а приобретаешь бесконечно больше чрез тленную милостыню, если подаешь от доброго сердца, с верою в Мздовоздаятеля, а не из корыстных или себялюбивых видов. Мне, вашему Господу, сотвористе, сотворив милость единому сих братий Моих меньших [Мф. 25, 40].
1246. Господь Бог поделился, так сказать, Своею бесконечною жизнью с нами: мы все обожены Его Пречистою Плотью и Кровью, соединенными с Божеством. Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси [Пс. 81, 6]. (Отче наш, Иже еси на небесех). Не должны ли и мы делиться, по Его воле, тем, что служит к поддержанию нашей души и тела: своим умом, своими познаниями, своею вещественною собственностью, с ближними нашими, тогда как Сам же Он обещал нам не оскудение, а приумножение вверенных нам и возращаемых нами талантов? В тоже меру мерите возмерится вам [Мф. 7, 2]. Если Бог принял нас в общение Божества, в общение Своей Плоти и Крови, то и мы должны иметь все общее, без потворства праздности и тунеядству, т.е. богатые должны помогать бедным, по возможности подавать милостыню, принимать странных, посещать больных, утешать печальных, наставлять невежд, вразумлять заблуждающихся, прощать обиды, памятуя, что мы все Христовы. И за всех и за все Христос воздаст. Взалкахся, и дасте Ми ясти... [Мф. 25, 35] и проч.
1327. Если все твое благо будет общим с ближним, то все Божие будет обще с тобою. Еже еще хощете, просите, и будет вам. Моя вся Твоя суть и Твоя - Моя [Иоан. 15, 7; 17, 10].
1671. Возлюбиши ближняго твоего, яко сам себе [Мрк. 12, 31]. Все должно быть у нас обще, как солнце, воздух, огонь, вода, земля, общие всем нам; также должны быть общими - частью - и пища, деньги, книги и вообще все дары Господни, данные обще для всех и удоборазделяемые. Ибо мы ничего своего не имеем, а все Божие. И несправедливо держат в сокровищницах своих избытки свои люди богатые, тогда как есть много людей бедных, нуждающихся в необходимом пропитании и в необходимой одежде и жилище. Впрочем, трудолюбию справедливо принадлежат избытки, и праздные по справедливости терпят бедность и нищету. Потому, если мы знаем о некоторых, что они бедны от праздности и лености, таким мы не должны уделять от своих трудовых избытков. Аще кто не хощет делати, говорит св. Апостол Павел, ниже да яст . Но к вопиющей бедности, происходящей от старости и изнурения сил, от болезни, от бесплодных или мало вознаграждаемых трудов, от действительно трудного положения, от многочисленного семейства, от неурожая хлеба, надо всегда спешить на помощь, особенно людям богатым. Надо руководствоваться историею времен апостольских, примером первенствующей Церкви.
1675. Мы должны положить жизнь свою за Господа и ближнего и не жалеть ее, а мы жалеем даже пищи, питья, одежды, жилища, денег, книг и других вещей, - этого земного праха. Лукавая и злая плоть наша ищет малейшего предлога к самолюбию, алчности, захвату.
1742. Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, - то напрасна и жертва твоя Богу.
844. Доселе я не оскудевал ни в чем, милуя других, не оскудею и до конца, ибо Господь тойже вчера и днесь [Евр. 13, 8]. Не напрасно сказано: рука дающего не оскудеет. Доселе Господь приращал мне блага временные, а не отнимал их. Славлю щедроты Господни, богатый промысл Его.
901. Наша жизнь есть любовь, - да, любовь. А где любовь, там и Бог, а где Бог, там все добро. Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам [Мф. 6, 33]. Итак, с радостью всех питай и услаждай, с радостью всем угождай и надейся во всем на Отца Небесного, Отца щедрот и Бога всякого утешения. Приноси в жертву любви к ближнему то, что дорого тебе. Приноси своего Исаака, свое сердце многострастное, в жертву Богу, закаляй его своим произволением, распинай плоть со страстями и похотями. Все получил от Бога, будь готов отдать все Богу, чтобы, быв верен в малом Господу своему, ты был поставлен потом над многим. О мале Ми был еси верен, над многими тя поставлю [Мф. 25, 23]. Считай за мечту все страсти, как и дознал это тысячекратно. Аминь.
906. Для чего мне имение? Для того, чтобы им существовать мне и моему семейству и моим сродникам, чтобы подавать бедным, а не для того, чтобы его скоплять. Мерь щедро, чтобы щедро отмерил тебе Бог по даянию твоему. Притом имение все или средства к жизни - Божии, а не наши, а Бог - Начальник живота: Он и заботится о поддержании нашей жизни чрез нас самих или чрез других, или непосредственно. Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим [ектения]. Мы говорим: нам нужно жить, а живот наш -Бог: значит и все средства к жизни Бог подает и подаст.
931. Говорят: Бог милосерд; Он помилует нас. Конечно, у Бога бесконечно много милости. Но если Бог бесконечно милостив к нам и щедр, то зачем мы произвольно Его оскорбляем своими беззакониями? Чем больше мы облагодетельствованы от Него, тем больше должны любить Его, быть благодарны Ему и послушны Его святым заповедям или повелениям. Где же эта любовь, эта благодарность, это послушание?
977. Много практикующие врачи, получающие много денег с больных, должны для души своей подавать щедрую милостыню, если верят, что у них есть бессмертная душа; богатые священники, получающие щедрое вознаграждение за свои труды молитвенные, также должны подавать богатую милостыню, да не осуждены будут с Иудою предателем, продавшим за сребреники Господа славы; купцы, получающие большие барыши, должны непременно упражняться в милостыне и в украшении и снабжении храмов Божиих; чиновники, получающие большое жалованье, не должны также считать своим исключительным достоянием щедрое вознаграждение за свои посильные труды и также помнить нищую братию свою, да примут награду от Господа и да очищают души свои. Все должны запасаться елеем милостыни и добрых дел, да не туне явятся пред Судиею в день страшного испытания, да не наги явятся на оном всемирном позорище.

995. Все жертвы и милостыни нищим не заменят любви к ближнему, если нет ее в сердце; потому, при подаянии милостыни, всегда нужно заботится о том, чтобы она подаваема была с любовью, от искреннего сердца, охотно, а не с досадою и огорчением на них. Самое слово милостыня показывает, что она должна быть делом и жертвою сердца и подаваема с умилением или сожалением о бедственном состоянии нищего и с умилением или сокрушением о своих грехах, в очищение которых подается милостыня; ибо милостыня, по Писанию, очищает всяк грех [Тов. 12, 9]. Кто подает милостыню неохотно и с досадою, скупо, тот не познал своих грехов, не познал самого себя. Милостыня есть благодеяние прежде всего тому, кто ее подает.
1054. Помни Любовь, положившую жизнь свою за людей; не жалей и ты самой жизни своей для брата и немилосердно распинай своего плотского человека, отвращающегося от пожертвования для брата.

1055. Жадный, алчный скупец! Деньги ли, хлеб ли тебе дали жизнь? Не Бог ли? Не слово ли Его дало бытие и жизнь тебе и всем прочим тварям? Не Сын ли Божий носит всяческая глаголом силы Своея [Евр. 1, 3]? Одними ли деньгами и хлебом, водою и вином поддерживается жизнь твоя? Не о всяком ли глаголе, исходящем из уст Божиих, жив бывает человек [Мф. 4, 4]? Не прах ли деньги и хлеб? Не всего ли меньше нам нужно хлеба для поддержания жизни своей? Все словом сотворено и держится. Слово - источник жизни и хранение ее.
1068. Когда подаешь просящему, который не беден, здоров и по-видимому не заслуживает подаяния, - отчего сердце твое пожалеет для него поданной милостыни, - покайся в этом, ибо и нам божественная Любовь подает блага свои, тогда как мы имеем их и без того довольно. Любовь к ближнему должна так говорить в тебе: хотя он и имеет, но не худо, если я увеличу его благосостояние (а сказать правду, одна или две-три копейки не очень-то увеличат и поправят его благосостояние). Мне подает Бог, почему же мне не подать нуждающемуся? говорю: нуждающемуся, ибо кто станет протягивать руку без нужды? Если бы ты сам только по заслугам получал от Бога дары Его благости, то, быть может, должен был бы ходить нищим. К тебе Бог щедр не по заслугам, да и ты сам хочешь, чтобы Он был щедр. Как же ты не хочешь быть щедрым к братьям своим, имея избытки?

Св. Иоанн Кронштадтский "О милосердии".

«Ласкайся к Спасителю и Божьей Матери»

Ласкайся к Спасителю и Божьей Матери, как искренний сын или дочь, ласкайся, говорю, — прочитывая сердечно каноны, акафисты Иисусу Сладчайшему и Божией Матери, ласкайся и к святым горячими молитвами и положенными канонами и акафистами, и не будешь посрамлен, вскоре же сам ощутишь в своем сердце ласку небесную от Духа Святаго, но и не унывай, если сердце твое хладно чрез мрачные веянья врага бесплотного. Господь все видит, и никто не отходит тощ от Него, и скоро дает каждому по заслугам. Терпи, ибо сказано: терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19).

Молясь Богу и святым, нужно понудить себя отложить всякие пристрастия житейские к людям и вещам, или всякое лицеприятие к людям и вещам, и понудить себя любить всех, как братьев и сестер, со всяким доброжелательством, как себя.

"Я и другой"

Относись искренно, любовно, в простоте сердца, нелицемерно ко всякому человеку, не взирая на лицо, как желаешь, чтобы другие с тобой обращались. С большим благоговением и любовью относись, молись святым угодникам Божиим, особенно Матери Божией и всем святым. Даст Бог, ты увидишь их в будущем веке лицом к лицу, их светлость и славу, коих сподобил их Бог, и удостоверишься, что ты не напрасно чтил их и призывал здесь, на земле, быв во плоти и находясь в Церкви Божией, к которой они, как и ты, принадлежат как члены одного Тела Христова, Коего Он есть Глава.

«Чтобы ты духовно возрастал и достигал зрелости»


Господь хочет, чтобы ты духовно возрастал и достигал зрелости, как колос хлебный, или процветал и благоухал пред Богом всякою добродетелью духовною, как прекрасный цвет полей и долин. Вот твое назначение, человек. Но вместе с тем Господь хочет, чтобы ты избегал всякого зловония греховного чрез покаяние и слезы, воздержание и бодрствование всегдашнее над собою, чрез борьбу с помыслами и греховными наклонностями и страстями, ибо Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12).

"Душа без молитвы"


Как тягостно для тела и темно для души вместе — отсутствие солнца. Как все от крайнего холода зацепенело, омертвело! Как печально, больно, скучно! А каково душе человеческой быть без благодати Божией, без молитвы, без Слова Божия, без богослужения, без причастия Святых Таинств! Многим только смерть покажет все сиротство, бедность, нищету их душ!

Господи, как будет некогда сожалеть душа человеческая о том, что, когда ей предоставлено было на ее волю избрание обогатиться богословием, созерцанием и боголюбием, вознестись над всем земным и тленным и наследовать Небесное Царство, она добровольно подчинилась тлению и плотским страстям, когда могла вознестись высоко, она опустилась низко-низко, до преисподней!

Ужасны слова Господа Иисуса Христа: где червь их (грешников) не умирает и огонь не угасает (Мк. 9, 44). Они сбудутся во всей истине и силе на нераскаянных грешниках — прелюбодеях, убийцах, татях и прочих. О, плачь, грешник, кровавыми слезами о беде ужасной, грядущей на тебя. А веришь ли, не веришь ли, придет к тебе эта беда и незаметно подкрадется. Придет в день, в который он не ожидает (нечаянно), и в час, в который не думает, и разсечет его и подвергнет его одной участи с лицемерами. Там будет плач и скрежет зубов (Мф. 24, 50-51)

"Об изменчивости человека"

Человек ужасно непостоянен и изменчив вследствие первоначального повреждения в раю: с высоты горнего созерцания и помыслов Божественных он в мгновение может упасть в мерзость скверных, лукавых, блудных и хульных, злых и завистливых помыслов и чувств, так что после высокой духовной радости приходится тайно плакать о своем окаянстве. Блажен, кто благодатью Божией утвердился непоколебимо в Боге и избегнул козней Велиара-богохульника.

Из-за преходящего, материального, не пренебрегай вечным, духовным, и не теряй любви и мира с ближними ради материальных потрат, убытков и лишений. Держись мира и любви. Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа, говорит апостол (Евр. 12, 14).

«Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти» завершает трилогию фильмов, снятых по роману Джеймса Дашнера. Картина заканчивается не самым ясным и внятным образом. Сегодня мы сделаем разбор «Лекарства от смерти».

« » - третий и (скорее всего) последний фильм франшизы 20th Century Fox, которая была запущена в 2014 году на фоне успехов таких циклов, как «Голодные игры» и «Дивергент». Третий фильм по серии романов Дашнера планировалось выпустить в 2017 году, но «Лекарство от смерти» было отложено после того, как ведущий актер Дилан О’Брайен в 2016 году получил травму.

«Лекарство от смерти» завершает сюжетные линии главных героев франшизы. Томас и Ньют пытаются спасти своего друга Минхо из лап бесчеловечной корпорации, которая ставит на нем и на других обладающих иммунитетом подростках эксперименты. Минхо остался в плену WCKD, поскольку Тереза предала Томаса и его друзей, сообщив Еве Пейдж и главе службы безопасности Янсону о местонахождении ребят после побега.

В результате Томас, Ньют, Фрайпан, Хорхе и Бренда покидают Винса и группу сопротивления «Правая рука», чтобы проникнуть в последний город и спасти Минхо. «Правая рука» спасла несколько Иммунов и планировала найти безопасное убежище вдали от опасных организаций. Хотя Томас и его друзья, встретившись на окраине города с Глейдером Галли, спасают Минхо от WCKD, ребятам не удается раздобыть лекарство, чтобы спасти Ньюта. Когда Тереза убеждает Томаса, что он может быть единственным ключом к созданию лекарства, он возвращается. Но из-за восстания под предводительством Лоуренса и атаке WCKD во главе с Янсоном, Томас убегает из города с оставшимися друзьями в безопасное убежище. Винс считает, что те, кто не восприимчив к вирусу, должны восстановить общество.

«Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти» развивает сюжетные линии, начатые в оригинальном фильме и «Испытании огнем». Однако кроме этого в фильме появляются новые линии, подходящие именно для заключительной главы. Давайте внимательно их рассмотрим.

Что случилось с лекарством в конце?

Кстати, пока не забыли. В Сети сейчас не так много ресурсов, которые ведут толковую аналитику по фильмам и сериалам. В их числе - телеграм-канал @SciFiNews , авторы которого пишут годнейшие аналитические материалы - разборы и теории фанатов, толкования послетитровых сцен, а также секреты бомбических франшиз, вроде фильмов MARVEL и «Игры Престолов ». Подписывайтесь, чтобы потом не искать - @SciFiNews . Однако вернемся к нашей теме…

Чтобы разобраться с «Лекарством от смерти» мы сначала должны подытожить все, что узнали из предыдущих фильмов. Такие идеи, как Вирус и Лекарство не были введены до концовки первой картины. Поскольку Томас и остальные Бегуны были помещены в лабиринт после того, как их воспоминания были стерты, ребята не знали смысла существования Лабиринта, пока не сбежали из него. В конце первого фильма мы впервые увидели Еву Пейдж на видеоэкране. Женщина объяснила Бегунам, что Земля была опустошена в результате мощной солнечной вспышки, после чего Вирус почти уничтожил человечество. Бегунам сообщили, что они являются частью эксперимента, направленного на поиск лекарства. Чуть позже Пейдж докладывает ученым из WCKD, что первая фаза эксперимента прошла успешно, а подростки переходят ко второй фазе.

В начале «Испытания огнем» Томас и его друзья оказались на объекте вместе с ребятами, которые прошли испытание в других лабиринтах. Однако вскоре герои узнают, что ими манипулирует организация WCKD. Узнав об этом, Томас и его друзья совершили побег. Некоторое время спустя они встретились с Брендой и Хорхе. Бренда была заражена Вирусом, но одна из членов «Правой руки», бывшая участница WCKD, использовала специальный фермент, который позволил полностью излечить Бренду. Женщина-ученый объяснила Томасу, что лекарство можно получить только из тела Иммуна (человека, имеющего стойкость к Вирусу). Произвести искусственно это лекарство нельзя. Женщина имела разногласия с Пейдж по поводу производства лекарства, поэтому покинула WCKD. Позже она была убита, когда WCKD стала атаковать базу «Правой руки».

В начале « » мы видим, как Тереза из всех сил пытается найти действующее лекарство. Несмотря на то, что образцы для изготовления лекарства берутся из крови Иммунов, Тереза и Пейдж могут лишь получить препарат, замедляющий развитие Вируса.

После того, как Тереза обнаружила исцеленную Бренду, она начала подозревать, что Томас может быть решением, которое позволит разработать полноценное лекарство. Тереза проверяет кровь и находит подтверждение этой гипотезы. После этого Тереза убеждает Томаса вернуться, чтобы помочь ей создать лекарство. Янсон, который уже заразился Вирусом, воспользовался временной уязвимостью Томаса, чтобы заставить их с Терезой создать лекарство. Томас и Тереза бегут от Янсона. Тереза, пожертвовав собой, помогает Томасу бежать с «Правой рукой». В конце фильма выясняется, что Томас убежал, имея при себе пузырек с лекарством.

В заключительном акте «Лекарства от смерти» лечение зараженных отходит на второй план. Восстание Лоуренса охватывает последний цивилизованный город, Янсон убивает Пейдж, а затем становится жертвой Крэнков.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Томас не смог вовремя вылечить Ньюта. У Томаса недостаточно возможностей для выработки лекарства, чтобы вылечить всех, кто ему дорог. Томас решает отдать себя в распоряжение Терезы и WCKD, имея лишь небольшую надежду на жизнь и свободу.

К концу «Лекарства от смерти» кажется, что человечество безвозвратно обратилось в хаос, который мы видели за пределами городских стен в предыдущих частях франшизы. Между тем, «Правая рука», Томас и его друзья пытаются построить новое общество вдали от остального мира. Предположительно, они позволили оставшемуся человечеству погибнуть, чтобы запустить историю цивилизации с нуля. У Томаса все еще есть флакон с лекарством, но его ценность теперь спорна, ведь многие из оставшихся в живых - Имунны. Кроме того, все, кто знает, как получить лекарство (Тереза, Пейдж, женщина-отщепенка из WCKD) мертвы. Между тем, флакон с лекарством остается символом многочисленных препятствий, через которые прошли герои на пути к новой жизни.

Как конец «Лекарства от смерти» отличается от книги?

Есть два главных отличия. Во-первых, режиссер Уэс Болл и сценарист Т.С. Ноулин немного изменили окончание фильма. В книге Джеймса Дашнера есть записка Ньюта и эпилог. В книге Ньют дает записку Томасу в надежде на то, что он прочитает ее до того, как его уничтожит Вирус. Однако Томас не прочитал ее. Текст записки мрачен: «Убей меня. Если ты когда-то был моим другом, убей меня». По сути, Ньют просит Томаса убить его, пока он не превратился в Крэнка (Крикуна). Вместо этого в фильме Ньют до последнего пытается сохранить свою человечность.

Вместо страшного послания, показывающего мрачность мира, в котором живут герои, фильм «Лекарство от смерти» использует классический прием - погибший персонаж своим письмом вселяет в остальных надежду. В книге записка Ньюта говорит о лучшем мире, который должны построить Томас и оставшиеся в живых. Ньют убеждает Томаса, что «будущее в их руках». В конце концов Ньют благодарит Томаса за то, что он был его другом. В записке чувствуется надежда на будущее и последние минуты фильма воспринимаются более оптимистично.

Другое существенно отличие фильма от книги состоит в том, в кино-варианте отсутствует эпилог, добавленный Дашнером к книге. Кстати, этот эпилог можно было добавить в качестве сцены после титров. Написанный от имени Евы Пейдж, эпилог объяснял, что Вирус в действительности был создан правительством, чтобы контролировать численность населения после катастрофической солнечной вспышки. Однако, хотя вирус был предназначен для уничтожения лишь части населения, он убил почти всех людей. Организация WCKD должна была найти лекарство, но Пейдж в конец концов поняла, что это невозможно. В результате она разработала собственный план. Ранее в романе «Лекарство от смерти» было показано, что Хорхе и Бренда (союзники Томаса) в действительно работают на WCKD. В эпилоге Пейдж рассказывает, что это было частью ее плана - она хотела, чтобы все Иммуны собрались вместе и отправились в безопасное убежище, где они смогут выжить и восстановить цивилизацию. Вот, почему WCKD - это хорошо.

Этот эпилог подчеркивает смысл концовки фильма: разработка лекарства была отменена в пользу создания убежища для Иммунов. Эпилог также дает понять, что это план был придуман задолго до начала событий. В таком свете идея Томаса и его друзей удалиться от остальных людей, чтобы основать новую цивилизацию, кажется вполне закономерной. Однако такая конфигурация несколько усложняет повествование и, что более важно, закладывают основу для романов-приквелов Дашнера: «Порядок убийств» и «Кодекс лихорадки». Действие этих романов предшествует «Бегущему в лабиринте» и рассказывает о первой вспышке Вируса, а также о Томасе, работающем с WCKD с целью создания Лабиринта.

На данный момент маловероятно, что Fox займется экранизацией романов-приквелов. Заключительный фильм аккуратно связал воедино все предыдущие мотивы - такие как источник Вируса и секретный план WCKD.

Почему история началась с Лабиринта?

После «Лекарства от смерти» остается множество вопросов. Например, что случилось с остальными миром после того, как Томас и «Правая рука» создали безопасное убежище? Почему острову не страшен Вирус? Почему Лабиринт был так необходим для создания лекарства?

Мы можем предположить, что ответ на первый вопрос состоит в том, что остальной мир в конце концов погибает от Вируса и насилия. Мы также можем предположить, что остров был найден «Правой рукой» (или, как сказано в книгах, «Правая рука» получила информацию об острове от WCKD). Однако, неясно, как именно Вирус передается от человека к человеку. Мы знаем, что прямой контакт между людьми способствует передаче инфекции, но в фильме также говорится, вирус находится в воздухе. Кроме того, его теоретически могут переносить животные. Поэтому мы не знаем, так ли безопасен остров на самом деле.

Что касается научного аспекта «Лекарства от смерти», сюжет трудно назвать по-настоящему обоснованным. Мы видели, только как у бьющегося в лихорадке Минхо взяли кровь и превратили ее в некую голубую жидкость, которая была объявлена лекарством. После этого один из ученых WCKD заявил, что лучшие образцы для эффективного лечения были получены из крови Иммунов, которые преодолели испытания Лабиринта. Лабиринт каким-то образом запускает реакцию в телах Иммунов, в ходе которой производится наиболее сильное лекарство. Но почему именно Лабиринт и ничто другое не провоцирует эту реакцию, нам так и не объяснили. Можно предположить, что Лабиринт был создан по результатам предыдущих исследований WCKD, но прямого указания на это в фильме нет. Возможно, ответ содержится в приквеле «Кодекс лихорадки».

По сути, Томас и его друзья попали в Лабиринт волей WCKD, которая стремилась разработать лекарство. Однако все это время Пейдж отказалась от надежды разработать препарат - она планировала отправить все Иммунов в безопасное убежище, где они могли бы восстановить цивилизацию. В любом случае, хотя концовка «Бегущего в лабиринте: Лекарство от смерти» и оставляет много вопросов у зрителей, это в целом оптимистичный финал трилогии.

ЕСТЬ ЛИ ЛЕКАРСТВО ОТ СМЕРТИ?

Старость - это болезнь, и;вылечить ее - задача биоинженера, считает доктор биологи¬ческих наук, академик РАН, директор Института физико-химической биологии им. А.Н. Белозерского, декан факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ им. М.В. Ломоносова Владимир Петрович Скулачев. С 2003;года он работает над созданием «лекарства от старости». ЕСТЬ ЛИ ЛЕКАРСТВО ОТ СМЕРТИ? Что такое старение и смерть? Есть две противоположные точки зрения на старение и вызываемую им смерть. До Дарвина считалось, что это последний этап развития человека: зарождение в утробе матери, рождение, рост, старость - и, наконец, смерть. С появлением теории Дарвина стали думать, что естественный отбор индивидов не может привести к таким странным и нехорошим явлениям, как старение и, тем более, смерть от старости, и что стареем мы по техническим причинам: сложный организм постепенно изнашивается и ломается. Первым против этой точки зрения восстал знаменитый немецкий биолог Август Вейсман - в конце XIX века он выступил с сенсационной лекцией о том, что старение и смерть от старения возникли в процессе эволюции, чтобы, во-первых, уничтожать ослабленных индивидов и, во-вторых, ускорить смену поколений и, соответственно, эволюцию. К сожалению, эта гипотеза не объясняет важнейшую черту старения - медленный темп: человек угасает долгие годы, что, в общем, не очень эффективно. И уж совсем непонятно, почему при старении происходит согласованное ослабление множества функций, ведь организм умирает, даже если отказывает всего одна функция, например, перестанет биться сердце. Точку зрения «вульгарных дарвинис¬тов» я называю ¬пессимистической: если она верна, со старением ничего не сделает и геронтология - это лишь описательная наука, изучающая путь на кладбище. А вейсмановскую теорию я считаю оптимистической: если в генах записано, что сначала нужно родиться, потом повзрослеть, прекратить расти и начать стареть, то в эту программу можно вмешаться и замедлить или даже отменить ее. Какая из этих теорий господствует сейчас? До конца ХХ века в науке господствовала дарвинская точка зрения. Да и сейчас традиционная ¬геронтология все еще пессимистична, однако вейс¬мановскую гипотезу разделяет все больше ученых, потому что нет ни одного довода, который окончательно бы ее опровергал. Кроме того, во второй половине прошлого века произошло событие, резко изменившее баланс между этими точками зрения, - было найдено явление запрограммированной смерти живой клетки (это явление, получившее название «апоптоз», безусловно, возникло в ходе эволюции). Выяснилось, что в каждой клетке есть гены, в которых запрограммировано ее самоубийство. Более того, оказалось, что клетка - страшный пессимист: она все время готова покончить с собой и, чтобы она жила, ее должен к этому подталкивать специальный белок. Ученые, обнаружившие гены программы апоптоза у червя нематоды, в 2003 году получили Нобелевскую премию. Есть ли запрограммированная смерть у организмов? Когда ученые узнали о самоубийстве клеток, они предположили, что может существовать и программа самоубийства организма. И оказались правы: она есть ¬у одноклеточных, например у бактерий и дрожжей. Вот что происходит с дрожжами: чтобы привлечь клетку ¬противоположного пола, они (как и люди) выделяют особые вещества - феромоны, которые не только привлекают, но ¬и убивают дрожжи противоположного пола, если концентрация феромона повышается. Какое-то время назад выяснилось, что такая же программа есть и у млекопитающих: например, самцы сумчатой мыши, обитающей в Австралии, дней через десять после окончания гона гибнут от собственных феромонов. А ¬совсем недавно в Бельгии было сделано выдающееся открытие. Там исследовали травку под названием Arabidopsis (по-русски - резушка), которая живет два с половиной месяца: ее семена выделяют вещество неизвестной пока природы, убивающее резушку буквально за десять дней. В геноме резушки примерно 35 тысяч генов, из них только два ответственны за половое размножение, то есть за цветение. Когда эти два гена удалили, резушка стала бессмертной - она ¬превратилась в куст, приобрела толстый стебель, отрастила крупные листья и стала размножаться вегетативно, корневищем, а не половым путем. Это значит, что у резушки есть запасная программа, видимо, более старая: так же, как папоротники и хвощи когда-то были деревьями, резушка была кустом, а потом стала маленькой травкой и завела себе половое размножение. На этом примере мы видим, как возникла смерть. Между прочим, это перекликается с религиозными догмами о том, что Адам был бессмертен, пока не встретил Еву и пока не началось половое размножение. В каком возрасте начинается старение человека и как оно проявляется? ЕСТЬ ЛИ ЛЕКАРСТВО ОТ СМЕРТИ? Раньше всего, лет в 15, начинает стареть иммунная система. В 20 лет она уже безусловно более слабая, чем в 10. Это объясняет, почему подростки реже умирают от инфекционных болезней, чем взрослые и особенно старые люди. Затем стареет мышечная система: 30-летний футболист стоит дешевле, чем 20-летний. У людей уменьшается количество мышечных волокон - это явление называется саркопения. Потом начинают стареть глаза: острота зрения ухудшается c 30 лет. Затем идет кожа - типичные старческие признаки на коже появляются лет в 40. Далее, лет в 50-60 у женщин наступает менопауза, то есть стареет половая система (у мужчин она может действовать чуть ли не до ста лет). Мозг, по-видимому, стареет позже всего, в очень преклонном возрасте, и у всех по-разному. У меня есть знакомая семья, которую в тяжелые годы после распада СССР кормил почти 100-летний дедушка,- он готовил школьников к поступлению в университет. Дедушка уже не узнавал своих родственников, не мог себя обслуживать, но, когда к нему приходили ученики, он с ними прекрасно занимался. Функция мозга, которую он тренировал всю жизнь, оставалась безукоризненной. Вообще известно: если человек перестает заниматься умственной деятельностью, его способности деградируют. Кстати, тот факт, что человеческий организм стареет не синхронно: что-то ломается в 15 лет, что-то - в 95, совершенно не объясняется геронтологами-пессимистами. Некоторые животные «отменили» себе программу старения. Как и почему они это сделали? Программу старения отменяют организмы, у которых нет врагов, - поэтому им некуда эволюционировать. Эзоп однажды сказал: заяц всегда убежит от лисы, поскольку для него это вопрос жизни и смерти, а для лисы - вопрос обеда. Но это справедливо только для молодых зайцев. Теперь рассмотрим старых зайцев: предположим, один из них умный, другой глупый, но оба еще могут производить потомство. Если они увидят лису, умный бросится наутек, а глупый остановится, чтобы ее рассмотреть - и лиса его съест. Умный выживет и наплодит умных зайчат. Старение - это способ ускорить эволюцию. А если нет лис, то зайцам и старение не нужно. Поэтому не стареют такие существа, как, например, гигантская черепаха (ее защищает панцирь), гигантский кит, речная жемчужница (створки этого моллюска никто из речных обитателей не может разгрызть). Большинство нестареющих организмов постоянно растут и с возрастом становятся более плодовитыми. Жемчужница, ¬например, растет всю жизнь, и в какой-то момент мышечная нога, на которой она держится, перестает выдерживать тяжесть раковины - и она падает, а затем умирает с голода. Точно так же гигантская черепаха умирает потому, что не может выносить тяжести своего панциря. Еще одно нестареющее ¬животное - голый землекоп, грызун, обитающий под землей колониями по 200-250 особей. Он живет до 30 лет, и с возрастом вероятность смерти у его не увеличивается. Как и почему он ¬умирает - никто не знает: у него нет ни рака, ни инсульта, ни диабета, ни других приводящих к смерти заболеваний, его иммунная система не стареет. Точно так же никто не знает, отчего умирают гигантские киты. У человека тоже нет врагов, кроме него самого. Почему же мы не отменяем себе эту программу? Мы слишком недавно избавились от врагов. Чтобы что-то изменилось, должно пройти примерно 100 тысяч лет. Но, я думаю, мы к этому идем. Как вам пришла в голову идея создать лекарство от старения? Любой студент моего факультета умеет останавливать цепь событий, запускающих смерть клетки. Почему бы тогда не создать вещество, которое остановит старение человеческого организма?! Конечно, идеально было бы найти у человека гены, отвечающие за смерть, и «выбить» их. Но пока о работе такого уровня речи даже не идет. На чем основано действие вашего вещества и о каких результатах можно говорить сегодня? Мы создали его, руководствуясь очень простой логикой: человека, по всей видимости, медленно отравляет некий яд. Лучший кандидат на эту роль - активные формы кислорода. Природа сама придумала, как с ними бороться, создав антиоксиданты: например, витамины Е, С, которые мы получаем с пищей, коэнзим Q. В состав нашего вещества тоже входит антиоксидант - его мы ¬заимствовали ¬у растений: они сами ¬образуют кислород и поэтому научились ¬прекрасно с ним бороться. Вторая его часть - катион, который называется «ион Скулачева» (этот термин придумал американский биохимик Дэвид Грин). Работая над нашим веществом, мы отталкивались от открытия, которое мы с Ефимом Арсеньевичем Либер¬маном сделали еще в 1969 году. Мы установили, что митохондрии (специальные органеллы, которые есть внутри клетки) - это электростанции, превращающие химическую энергию в электрическую, и что разность электрических потенциалов на их мембране имеет знак минус ¬внутри митохондрий. Как известно, плюс стремится к минусу, и положительно заряженные «ионы Скулачева» в силу некоторых своих особенностей свободно проходят сквозь мембрану митохондрии и доставляют туда прицепленный к ним антиоксидант. ЕСТЬ ЛИ ЛЕКАРСТВО ОТ СМЕРТИ? Опыты показали, что наше вещество продлевает жизнь разным организмам - от грибов до млекопитающих. Например, мыши стали жить в два раза дольше. У них пропали или замедлились более 30 признаков старения, исчезла менопауза, укрепился иммунитет, они перестали страдать от инфекций. Умирали они, как правило, от рака: наше вещество на эту болезнь, к сожалению, не действует. ¬Наилучших результатов мы добились на очень интересном существе, слепушонке, у которого, по-видимому, нет программы рака. А опыты на дрозофилах показали, что необязательно принимать это лекарство всю жизнь - достаточно лишь первые 10 дней. Однако если начать принимать его в старости и не отменять до конца жизни, эффект будет тот же. Это очень важно - значит, не все безнадежно для стариков: их тоже можно лечить от старости. В скором времени, я думаю, наше вещество будет продаваться в аптеках как лекарство от глазных болезней. У нас уже есть официальный сертификат о том, что оно - первое в мире!- радикально вылечивает болезнь под названием «сухой глаз». Мы провели опыты на людях в московских глазных больницах, и за три недели 60% пациентов избавились от этой страшной болезни, считающейся неизлечимой. Сейчас мы ставим более длительный опыт, и, думаю, результат должен быть еще лучше. Кроме того, опыты на животных показали, что это лекарство лечит глаукому, катаракту (невероятно, но она исчезает - я сам вылечил свою катаракту), увеит, макулодистрофию. И, что важно, его нужно очень мало. Чтобы вылечить глаза всем домашним кошками, собакам и лошадям в России, в год надо 4 г вещества. Прием обычных антиоксидантов в существующей сейчас лекарственной форме не дает желаемого результата? К сожалению, нет. Первый дефект обычных антиоксидантов, например витамина Е, в том, что они действуют не адресно. Ядовитые формы кислорода образуются во внутренней мембране митохондрии, а антиоксиданты проникают во все мембраны. Поэтому их нужно принимать в больших количествах - и отсюда второй, более страшный дефект антиоксидантов: специальная система в печени разрушает их и превращает в канцерогены. Мы не можем есть витамин Е ложками. Колоссальное преимущество нашего вещества в том, что оно идет внутрь митохондрии, и принимать его нужно, как я уже сказал, в наноколичестве. Избавляя человека от старости и продлевая его жизнь, вы идете против природы и эволюции. Не приведет ли это к катастрофическим последствиям? Мой любимый афоризм: когда мы хотим взлететь, мы строим самолет, а не ждем, пока за спиной вырастут крылья. Эволюция - это приспособление к среде, а мы сами создаем эту среду. Нам холодно - мы теплее одеваемся или включаем обогреватель, а зверь должен шкуру отращивать. Мы даже мозги себе продлили при помощи компьютера. Эволюция нам не нужна. Возможно, через миллион лет наша деятельность спровоцирует что-то негативное, но, думаю, к тому времени мы либо себя взорвем, либо научимся справляться с новыми проблемами. Человек умнеет очень быстро: я помню, еще совсем недавно, в конце ушедшего века, считалось, что гены будут прочитаны в конце XXI века, а генетики их прочитали в первую декаду. А не создадите ли вы дополнительные проблемы: перенаселение, недостача продовольствия, конкуренция за рабочие места? Земля пустая - если лететь на Дальний Восток, видны сотни километров незаселенной земли. Кроме того, можно пойти тем же путем, что и китайцы: ограничить рождаемость. Здесь такая альтернатива: жить долго, счастливо, без болезней и умирать по каким-то случайным причинам, но тогда ограничить рождаемость - или умирать от старости. Это социальный вопрос, и его решение зависит от разумности общественного строя. Ведь когда изобрели антибиотики, люди тоже стали дольше жить, их количество увеличилось, но проблем, связанных с этим, не возникло. Как будут умирать люди, если отменить старение? Уже сейчас в цивилизованном обществе каждая десятая смерть не связана со старостью - это либо самоубийство, либо инфекция, либо автокатастрофа, либо результат травмы. Так что когда человеку надоест жить, он может покончить с собой. Кроме того, когда мы будем жить существенно дольше, появятся настоящие старческие болезни - не запрограммированные, как нынешние, а настоящие. Проявятся какие-то дефекты, которые для современного человека несущественны, потому что он так долго не живет. Лучший пример - это киты. С годами в белках хрусталика их глаз все больше L-аминокислот самопроизвольно превращается в D-аминокислоты, и годам к двумстам киты, видимо, из-за этого слепнут. Если бы они жили меньше, этого бы не произошло. Вот настоящая старческая болезнь, и от нее наше лекарство никак не поможет. То есть возникнут новые болезни или разовьются редкие старые, к которым человек не готов. И они будут приводить к смерти? То есть мы не говорим о бессмертии? Применительно к человеку, вероятно, можно будет говорить даже о бессмертии. В отличие от китов, мы можем заменить себе хрусталик. Существуют ли естественные способы продления молодости? Продлить молодость можно с помощью постов - они удлиняют жизнь всем, даже дрожжам: если их ограничить в питании, они живут дольше. В Америке уже 20 лет идет интересный опыт на макаках (они живут лет 35-40), который уже показывает, что, если макаки получают в день на 40% калорий меньше, их программа старения замедляется и масса признаков старения просто не развивается. Я думаю, что религиозная догма о необходимости постов - тонкое наблюдение о том, как дольше жить. Постоянный голод безусловно сокращает жизнь, а периоды ограничения питания, наоборот, продляют. Еще один способ, по-видимому, - регулярные и упорные физические тренировки. Хотя это гораздо менее исследованный, менее действенный, чем ограничение питания, и менее радикальный способ. Удивительное свойство программы старения в том, что ее можно попытаться затормозить в любой момент. То есть начать заниматься спортом, как и начать поститься, никогда не поздно. На последних Олимпийских играх для стариков около 20 золотых медалей взяла канадка 90 с лишним лет, которая начала тренироваться только в 70-летнем возрасте, когда вышла на пенсию.



Рассказать друзьям