Профессиональные поражения печени. По локализации

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Применительно к школе профилактика инфекционных заболеваний складывается из трех групп мероприятий:

1. Правильная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима.

2. Быстрая ликвидация инфекции при попадании ее в школу.

3. Повышение иммунитета у детей.

1. Правильная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима. Основой мероприятий данной группы является так называемый сигнализационный контроль, который включает в себя следующие положения:

Ежедневный учет отсутствующих учащихся и подача сведений в медицинский кабинет школы;

Извещение администрации школы органами здравоохранения о появлении среди учащихся школы инфекционного заболевания;

Извещение школы родителями о причинах неявки ученика;

Выяснение причин неявки ученика, если таковые сведения отсутствуют;

Допуск ученика в школу, пропустившего более двух дней, разрешается только при наличии справки от врача о том, что ребенок здоров и может посещать школу (независимо от причин пропуска).

Особого внимания заслуживают два последних положения сигнализационного контроля. Недопустимо использовать для выяснения причин отсутствия учащегося сведения, полученные от других детей, это должен сделать кто-либо из взрослых. Нельзя принимать во внимание какие-либо объяснения (телефонные звонки, записки и др.) родителей при длительном отсутствии учащегося. Единственным разрешающим документом для посещения школы в таких случаях должно стать заключение медицинского работника.

Кроме сигнализационного контроля, в первую группу мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в школе входит еще ряд моментов:

Ежегодные профилактические медицинские осмотры перед началом учебного года (роль учителя - вспомогательно-организаторская);

Наблюдение за поведенческими особенностями учеников (любые отклонения в типичном поведении ученика должны насторожить учителя в плане состояния его здоровья);

Санитарно-гигиеническое воспитание и просвещение школьников и их родителей;



Контроль учителя за состоянием собственного здоровья.

2. Мероприятия по быстрой ликвидация инфекции при попадании ее в школу . Основой этой группы мероприятий является карантин, который накладывается на класс или на всю школу. Карантин вводится приказом директора школы по согласованию с органами здравоохранения, и его суть заключается в сведении до минимума контактов школьников карантинного класса с другими учащимися. Для этого осуществляются следующие мероприятия:

Сдвигаются сроки начала и окончания занятий в карантинном классе (обычно на 15 минут позднее относительно общего расписания занятий в школе);

Дети карантинного класса раздеваются в отдельном, специально для них предназначенном помещении;

Для учащихся карантинного класса, выделяется отдельное помещение, желательно как можно ближе к выходу; в этом помещении проводятся уроки по всем предметам, за исключением физкультуры;

В карантинном классе сдвинуты перемены; в случае невозможности их проведения на пришкольном участке желательно отвести для них отдельное место в рекреационном помещении; иногда приходится проводить перемены непосредственно в учебном помещении;

Учащиеся карантинного класса или совсем не ходят в столовую (пищу им приносят в класс в специальной маркированной посуде, обрабатываемой дезинфицирующими средствами), или в столовой для них накрываются отдельные столы с последующей санитарной обработкой;

Учащиеся карантинного класса на период карантина не пользуются школьной библиотекой;

За школьниками карантинного класса осуществляется более тщательное наблюдение, с тем, чтобы как можно раньше выявить заболевших и изолировать;

В учебных помещениях карантинного класса производится более тщательная влажная уборка с использованием дезинфицирующих средств; при необходимости проводят дезинфекцию всей школы;

Учащимся карантинного класса, а иногда и всем школьникам (в зависимо-

сти от характера заболевания) вводят сыворотку.

Выполнение режима карантина контролирует школьный врач и медицинская сестра школы. В карантинный класс ежедневно должна заходить медсестра для оказания помощи в выявлении скрытых признаков болезни.

Задача школы в повышении иммунитета у детей состоит в том, чтобы объяснить родителям и детям необходимость своевременного проведения профилактических прививок. Перед проведением внеплановой иммунизации по эпидемическим показаниям директор школы издает приказ, в котором утверждается график проведения прививок по классам школы и указывается на необходимость участия в этой работе всех классных руководителей и учителей. В приказе классным руководителям предписывается провести в своих классах беседы с учащимися о необходимости прививки против инфекционного заболевания и возможности временного ухудшения самочувствия в ближайшие несколько дней после прививки. Всем преподавателям рекомендуется усилить внимание к жалобам на самочувствие учащихся на каждом уроке и при необходимости направить заболевших к врачу.

Задачи классного руководителя в связи с проведением вакцинации:

Предварительно провести вклассе беседу с учащимися, а также с их родителями, о пользе прививки;

По согласованию с врачом школы составить список учащихся, освобожденных от прививки по состоянию здоровья;

Организованно направить учащихся своего класса в медицинский кабинет на прививку в отведенное для этого время;

Обеспечить наблюдение за самочувствием вакцинированных детей вближайшие две недели после прививки.

При учете медицинских противопоказаний прививка никакой угрозы для здоровья не представляет. Проведение профилактических прививок способствует созданию достаточной иммунной прослойки населения, которая может служить мощным барьером на пути эпидемического распространения инфекционного заболевания.

ПОНЯТИЕ О НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЯХ, ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ ИХ ВЫЗЫВАЮЩИЕ

Основные понятия

Раненые часто умирают не от травм, а потому, что запоздала первая помощь. Так, например, человек умер при повреждении артерии, так как не сумели быстро остановить кровотечение (рукой, жгутом), или пострадавший, лежа на спине, задохнулся (рвотные массы, кровь, запавший язык). Часть смертей на совести тех, кто, оказавшись рядом, промедлил, либо не знал, что делать. Главное - научиться правильно действовать в первые секунды после обнаружения пострадавшего, чтобы сохранить ему жизнь до прибытия врачей.

Первая доврачебная помощь играет значительную роль в спасении жизни при неотложных состояниях и предупреждении осложнений при бытовых и производственных травмах, отравлениях и других несчастных случаях. Ее роль особенно возрастает в условиях катастроф, влекущих за собой массовые жертвы, а также в условиях, когда создается значительный разрыв во времени между моментом повреждения или развития неотложного состояния и помощью, оказываемой врачом (в походе, в лесу, на отдыхе и т.д.).

При оказании первой медицинской помощи следует придерживаться следующих правил:

1. Действовать надо целесообразно, обдуманно, решительно, быстро и спокойно.

2. Прежде всего следует оценить обстановку и принять меры к прекращению воздействия повреждающих факторов - извлечь пострадавшего из воды, огня, завала, погасить горящую одежду и пр.

3. Быстро оценить состояние пострадавшего, определить тяжесть травмы, наличие кровотечения и др.

4. Осмотреть пострадавшего, определить способ и последовательность оказания первой медицинской помощи.

5. Решить, какие средства необходимы для оказания первой медицинской помощи, исходя из конкретных условий, обстоятельств, возможностей.

6. Оказать первую медицинскую помощь и подготовить пострадавшего к транспортировке.

7. Организовать транспортировку пострадавшего в лечебное учреждение.

8. Первую медицинскую помощь в максимально доступном объеме оказать на месте происшествия и по пути следования в лечебное учреждение.

9. Осуществлять присмотр за пострадавшим или внезапно заболевшим до отправки его в лечебное учреждение.

Особое значение обучению приемам доврачебной помощи должно придаваться в педагогических вузах, поскольку именно школьный учитель часто встает перед необходимостью ее оказания при развитии неотложных состояний или травмах у учащихся.

Первая доврачебная помощь - это комплекс срочных простейших мероприятий для спасения жизни человека и предупреждения осложнений при несчастных случаях или внезапном заболевании, внезапной смерти, проводимые на месте происшествия самим пострадавшим или другим человеком. Цель первой доврачебной помощи:

1. Оживление человека при внезапной смерти (искусственное дыхание, массаж сердца).

2. Временная остановка наружного кровотечения путем наложения повязок или жгута.

3. Предупреждение вторичного инфицирования ран путем наложения асептических повязок.

4. Транспортная иммобилизация переломов.

5. Переноска и транспортировка пострадавших.

Своевременно и правильно оказанная помощь подчас не только спасает жизнь человеку, но и обеспечивает дальнейшее успешное лечение, предупреждает развитие тяжелых осложнений (шок, нагноение раны и др.), исключает потерю трудоспособности.

Для оказания первой медицинской помощи созданы специальные медицинские учреждения - станции скорой помощи и пункты неотложной помощи (травматологические, стоматологические и др.). На станциях скорой помощи имеются специальные бригады медиков, оснащенные современной медицинской аппаратурой, лекарственными препаратами и пр.


Задания к зачету по дисциплине:

«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

Задания на знать max 3 балла за задание:

Задание 1. Расскажите что такое «кодекс здоровья»???

Определенные правила здоровья и здорового образа жизни

Задание 2. Что такое неотложное состояние и какие они бывают (перечислите)?

Неотложные состояния - совокупность симптомов, требующих оказания первой помощи, неотложной медицинской помощи, либо госпитализации пострадавшего или пациента.

2. Кровотечения

3. Травмы и повреждения

6. Отморожения

Задание 3. Когда транспортируют человека:

Только на животе (перечислите): пострадавших с повреждениями позвоночника, находящихся в бессознательном состоянии

Только на спине с приподнятыми или согнутыми в коленях ногами: травмы брюшной полости; подозрение на внутреннее кровотечение; наличие большой кровопотери

В позе «лягушки» с подложенным под колени валиком: при травмах позвоночника, повреждении спинного мозга или подозрении на подобную травму; при переломе костей таза или подозрении на него.

Только сидя или полусидя: при ранениях шеи и при значительных повреждениях верхних конечностей

Задания на уметь max 3 балла за задание:

Задание 4. Рассчитайте свой идеальный вес и предоставьте результаты. Если нет соответствия (больше или меньше нормы), то опишите причину.

Индекс массы тела (ИМТ) 23.8 попадает в диапазон от 18.5 до 25. Это означает, что вес в норме.

Нормальный вес при росте 169 см должен находиться в диапазоне от 52.8 кг до 71.1 кг, в то время как расчетная норма веса для этого роста составляет 64.9 кг.

Задание 5. Запишите свой пульс в покое, затем рассчитайте свой max пульс при нагрузке и высчитайте оптимальный пульс после нагрузки для вашей возрастной группы. Все расписываете для проверки ваших данных.

В покое – 74 удара в минуту

HRmax = 205.8 - (0.685 * age)

205.8-(0.685 * 24) = 189,36 - максимально допустимый пульс

Применительно к школе профилактика инфекционных заболеваний складывается из трех групп мероприятий:

1. Правильная организация санитарно-гигиениче­ского и противоэпидемического режима.

2. Быстрая ликвидация инфекции при попадании ее в школу.

3. Повышение иммунитета у детей.

1. Правильная организация санитарно-гигиеничес­кого и противоэпидемического режима. Основой ме­роприятий данной группы является так называемый сигнализационный контроль, который включает в себя следующие положения:

Ежедневный учет отсутствующих учащихся и пода­ча сведений в медицинский кабинет школы;

Извещение администрации школы органами здра­воохранения о появлении среди учащихся школы инфекционного заболевания;

Извещение школы родителями о причинах неявки ученика;

Выяснение причин неявки ученика, если таковые сведения отсутствуют;

Допуск ученика в школу, пропустившего более двух дней, разрешается только при наличии справки от врача о том, что ребенок здоров и может посещать школу (независимо от причин пропуска).

Особого внимания заслуживают два последних по­ложения сигнализационного контроля. Недопустимо использовать для выяснения причин отсутствия уча­щегося сведения, полученные от других детей, это дол­жен сделать кто-либо из взрослых. Нельзя принимать во внимание какие-либо объяснения (телефонные звонки, записки и др.) родителей при длительном от­сутствии учащегося. Единственным разрешающим до­кументом для посещения школы в таких случаях долж­но стать заключение медицинского работника.

Кроме сигнализационного контроля, в первую группу мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в школе входит еще ряд моментов:

Ежегодные профилактические медицинские осмот­ры перед началом учебного года (роль учителя - вспомогательно-организаторская);

Наблюдение за поведенческими особенностями учеников (любые отклонения в типичном поведе­нии ученика должны насторожить учителя в плане состояния его здоровья);

Санитарно-гигиеническое воспитание и просвеще­ние школьников и их родителей;

Контроль учителя за состоянием собственного здо­ровья.

2. Мероприятия по быстрой ликвидация инфекции при попадании ее в школу. Основой этой группы ме­роприятий является карантин, который накладывает­ся на класс или на всю школу. Карантин вводится при­казом директора школы по согласованию с органами здравоохранения, и его суть заключается в сведении до минимума контактов школьников карантинного класса с другими учащимися. Для этого осуществляют­ся следующие мероприятия:

Сдвигаются сроки начала и окончания занятий в ка­рантинном классе (обычно на 15 минут позднее от­носительно общего расписания занятий в школе);


Дети карантинного класса раздеваются в отдельном, специально для них предназначенном помещении;

Для учащихся карантинного класса, выделяется от­дельное помещение, желательно как можно ближе к выходу; в этом помещении проводятся уроки по всем предметам, за исключением физкультуры;

В карантинном классе сдвинуты перемены; в случае невозможности их проведения на пришкольном участке желательно отвести для них отдельное мес­то в рекреационном помещении; иногда приходит­ся проводить перемены непосредственно в учеб­ном помещении;

Учащиеся карантинного класса или совсем не ходят в столовую (пищу им приносят в класс в специаль­ной маркированной посуде, обрабатываемой дез­инфицирующими средствами), или в столовой для них накрываются отдельные столы с последующей санитарной обработкой;

Учащиеся карантинного класса на период каранти­на не пользуются школьной библиотекой;

За школьниками карантинного класса осуществля­ется более тщательное наблюдение, с тем, чтобы как можно раньше выявить заболевших и изолировать;

В учебных помещениях карантинного класса про­изводится более тщательная влажная уборка с ис­пользованием дезинфицирующих средств; при не­обходимости проводят дезинфекцию всей школы;

Учащимся карантинного класса, а иногда и всем школьникам (в зависимости от характера заболева­ния) вводят сыворотку.

Выполнение режима карантина контролирует школьный врач и медицинская сестра школы. В ка­рантинный класс ежедневно должна заходить медсестра для оказания помощи в выявлении скрытых признаков болезни.

Задача школы в повышении иммунитета у детей состоит в том, чтобы объяснить родителям и детям не­обходимость своевременного проведения профилак­тических прививок. Перед проведением внеплановой иммунизации по эпидемическим показаниям дирек­тор школы издает приказ, в котором утверждается гра­фик проведения прививок по классам школы и указы­вается на необходимость участия в этой работе всех классных руководителей и учителей. В приказе класс­ным руководителям предписывается провести в своих классах беседы с учащимися о необходимости привив­ки против инфекционного заболевания и возможнос­ти временного ухудшения самочувствия в ближайшие несколько дней после прививки. Всем преподавателям рекомендуется усилить внимание к жалобам на само­чувствие учащихся на каждом уроке и при необходи­мости направить заболевших к врачу.

Задачи классного руководителя в связи с проведе­нием вакцинации:

Предварительно провести в классе беседу с учащи­мися, а также с их родителями, о пользе прививки;

По согласованию с врачом школы составить список учащихся, освобожденных от прививки по состоя­нию здоровья;

Организованно направить учащихся своего класса в медицинский кабинет на прививку в отведенное для этого время;

Обеспечить наблюдение за самочувствием вакци­нированных детей в ближайшие две недели после прививки.

При учете медицинских про­тивопоказаний прививка никакой угрозы для здоро­вья не представляет. Проведение профилактических прививок способствует созданию достаточной иммун­ной прослойки населения, которая может служить мощным барьером на пути эпидемического распрост­ранения инфекционного заболевания.

75. в интернете нет, но есть в учебнике в Кучме

76. Медицинский контроль за политехническим и производственным обучением.

САН ПИН 1684 10 пункт:

345. Нагрузка обучающихся в организациях начального и среднего профессионального образования не должна превышать 36 часов в неделю.

В специальных коррекционных образовательных организациях организация воспитания и учебных занятий предусматривается в соответствии с требованиями настоящих Санитарных правил к учебному режиму общеобразовательных организаций, а также в соответствии со спецификой и профилем организации.

346. При монотонном труде (конвейерное производство, сборка мелких изделий и другие) должны соблюдаться 10 минутные перерывы через каждые 50 минут работы; проводят производственную гимнастику (7 - 8 минут) до работы и через каждые 2 часа. Для станочных профессий в ткацком производстве устанавливают один перерыв 40 - 50 минут после 3 - 3.5 часов работы.

347. При обучении на профессию металлургического профиля первые 5 - 6 недель нагрузка уменьшена, и длительность рабочего дня сокращена до 3 часов с постепенным увеличением до 6 часов. В течение дня должны чередовать «горячие» и «холодные» виды работ и предусматривают дополнительные перерывы в помещении с комфортным микроклиматом.

348. При обучении строительным профессиям предусматривают дополнительные перерывы не менее 15 минут, обеденный перерыв не менее 40 минут; организацию питьевого режима.

349. При обучении работе механизаторов сельского хозяйства, строительного профиля предусматривают время для вождения машин не более 3 часов в день. Обеденный перерыв для обучающихся 3 курса на полевых работах (во время практики) 35 - 45 минут, а в жаркие дни - 3 - 4 часа. Полевые работы проводятся в одну смену. К данным видам работ допускаются лица, прошедшие предварительные и периодические медицинские осмотры, а также вводный и периодический инструктаж по технике безопасности.

350. При обучении профессиям химического профиля на первом курсе обучение проводят в мастерских, лабораториях или кабинетах учебной организации, на 2 - 3 курсах в цехах или на рабочих местах производств.

351. Производственное обучение проводят только в первую смену, не допускается ремонт технологического оборудования учащимися. Время пребывания в производственных условиях не должно превышать 4 часа.

Организация работы школы по профилактике простудных заболеваний среди обучающихся

(выступление на педагогическом совете)

Подготовила: преподаватель – организатор ОБЖ

Быкова О.Е.

С наступлением холодов обычно начинается и сезон так называемых простудных заболеваний .

Простудные заболевания - это многочисленные острые респираторные инфекционные заболевания (ОРВИ) и разнообразные обострения хронических заболеваний верхних дыхательных путей. Вирусы – основная причина простудных заболеваний, ОРВИ, и могут осложниться тяжелой инфекцией - гриппом.

На основании статистики врачи выяснили, что простудными заболеваниями (в том числе и гриппом) дети заболевают в пять раз чаще, нежели любыми другими инфекционными заболеваниями. А если учесть, что к настоящему моменту учёные уже открыли более двух сотен видов инфекций, вызывающих простудные заболевания, то становится понятным, что профилактика простудных заболеваний у школьников должна стать для родителей и учителей основным приоритетом.

Избежать простудных заболеваний осенью и зимой вряд ли возможно, но уменьшить вероятность их возникновения в школьных коллективах вполне реально. Следует помнить, что один из самых важных моментов профилактики ОРВИ и гриппа в организованных коллективах - грамотно спланировать и в полном объеме провести организационные, профилактические и противоэпидемические мероприятия.

Основные мероприятия по профилактике ОРВИ и гриппа необходимо осуществлять в межэпидемический период до начала сезонного подъема заболеваемости. К таким мероприятиям можно отнести подготовку зданий и их инженерных сооружений для бесперебойной работы, обеспечение условий для соблюдения режима проветривания помещений, правильность организации питания, а также рациональную организацию питьевого режима. Вероятность инфицирования напрямую связана с интенсивностью воздухообмена в помещении: чем интенсивнее обмен воздуха, тем меньше в нем концентрация вирусов и ниже вероятность инфицирования, отсюда требование - часто и регулярно проветривать классы в отсутствие детей.

Кроме того, во время эпидемии ОРВИ или гриппа проводят дополнительные санитарно-противоэпидемические мероприятия по предупреждению распространению инфекции:

Ограничение или запрещение проведения массовых мероприятий;

Досрочный роспуск школьников на каникулы или их продление;

Усиление противоэпидемического режима в образовательных учреждениях (соблюдение температурного режима, режимов текущей дезинфекции, ношение медицинских масок и т.д.)

Проведение экстренной неспецифической профилактики гриппа в учреждении;

Проведение влажной уборки с применением дезинфицирующих средств. Тщательная обработка всех предметов, до которых чаще всего дотрагиваются руками (дверные ручки, краны, перила) в обычном порядке, а также тотчас же при появлении видимых загрязнений, используя обычные чистящие средства.

Обязательное обеззараживание посуды средствами и методами, разрешенными в устаноленном порядке;

Лучшим способом поставить заслон против гриппа станет изоляция больного с первыми признаками простуды. Чихающий и кашляющий человек заражает массу людей. Поэтому изолировать его с первыми признаками, значит, спасти от заболевания окружающих.

Основное мероприятие по локализации и ликвидации очага инфекции при ОРВИ и гриппе - разобщение коллектива, которое в соответствии с предписанием руководителя Управления Роспотребнадзора может вводится приказом по образовательному учреждению при отсутствии в классе более 25% списочного состава по причине заболевания ОРВИ или гриппом сроком на 7-10 календарных дней. Приостановка учёбы – крайняя мера. Но она позволяет обеспечить изоляцию заболевших детей от здоровых. Такие мероприятия если наступила эпидемия гриппа, позволяют остановить её. Но это возможно при соблюдении режима. Зачастую школьники используют карантин как дополнительные дни отдыха, общаются, и вирус гриппа распространяется.

Обычно в школе в период наступления простудных заболеваний проводится вакцинация. Основной и один из самых эффективных способов борьбы с гриппом - формирование специфического им­мунитета, который вырабатывается у человека после прививки. Вакцинация помогает уберечься от гриппа в 70-100% случаев. Перед иммунизацией ребенка обязательно осматривает врач, чтобы оценить состояние его здоровья и определить противопоказания к вакцинации против гриппа. Современные противогриппоз­ные вакцины, как правило, хорошо переносятся и облада­ют высокой иммунологической эффективностью. Ежегодная иммунизация против гриппа для детей школьного возраста, так и для работников образовательных учреж­дений внесена в Национальный календарь профилактиче­ских прививок и проводится бесплатно.Иммунитет после прививки против гриппа у человека вырабатывается в течении 2-3 недель и поэтому важна своевременность иммунизации (до начала эпидемического подъема). Оптимальное время для вакцинации октябрь - ноябрь. Следует отметить, что в связи с большой изменчивостью вируса гриппа прививки против данной инфекции необходимо делать ежегодно, причем вакцина, используемая в предыдущем сезоне, в текущем году применяться не может.

Если организм здоровый, получает все необходимые питательные вещества и витамины, риск заболевания снижается. Положительные эмоции, соблюдение режима дня, и симптомы гриппа и простуды минуют школьника. Обычно из года в год в классе остаются не заболевшими одни и те же ученики. Их иммунитет справляется с вызовом.

Питание в школьной столовой в период распространения болезни должно быть сбалансированным по белковому составу. Особенное внимание уделяется в меню насыщению блюд витамином С, основным стимулятором иммунитета.

Соблюдение гигиенических норм – хорошая профилактика простудных заболеваний. В школе около умывальника имеется мыло, одноразовые бумажные полотенца для вытирания рук после мытья.

Большее значение в профилактики простудных заболеваний отводится организации просветительской работы по профилактике гриппа, ОРВИ среди обучающихся. В школе проводятся беседы, викторины, спортивные соревнования, классные часы, оформлен уголок Здоровьея.

Из курса ОБЖ ученики знают, что мерами профилактики простудных заболеваний является здоровый образ жизни; закаливание; личная гигиена; народные средства; вакцинация. В рамках преподавания ОБЖ проводятся учебные занятия по темам: « Здоровый образ жизни и его составляющие», « Значение закаливания для здоровья человека », « Личная гигиена», « Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика» и тд.. Согласно плану преподавателя – организатора на вторую учебную четверть с обучающимися школы была проведена беседа « Грипп. ОРЗ. Профилактика». В ходе беседы с помощью наглядных материалов, презентаций, ребята узнали о строении вируса гриппа, путях его распространения и мерах профилактики. Школьники узнали, что такое "респираторный этикет". Как оказалось, эти мудреные слова означают обычную необходимость прикрывать рот и нос разовым носовым платком или салфеткой при чихании или кашле, а после использования выбрасывать разовый платок в мусорную корзину. В конце беседы обучающиеся получили памятку « Профилактика гриппа и ОРВИ».

Проведение данных профилактических мер значительно сокращает заболеваемость школьников простудными заболеваниями.

Профилактика инфекционных заболеваний проводится по трем направлениям. Первое из них связано с выявлением и изоляцией источника инфекции, второе направлено на исключение механизмов передачи и третье — повышение устойчивости ребенка к инфекционным заболеваниям.

Особое место в профилактике инфекционных болезней занимает эпидемиологическое наблюдение за детскими учреждениями. Это диктуется заботой о здоровье детей, а также тем, что в детских коллективах вследствие тесного общения детей инфекционные заболевания могут приобретать эпидемический характер.

Для предупреждения распространения инфекции в дошкольном учреждении важно своевременно выявить заболевшего ребенка.

Большую помощь в этом медицинскому персоналу оказывают заведующий, воспитатель, няня, которые, зная индивидуальные особенности каждого ребенка, при внимательном к нему отношении могут своевременно заметить любое отклонение в его поведении и самочувствии и показать врачу для установления диагноза и изоляции.

В каждом дошкольном учреждении должен быть изолятор, куда временно помещают заболевшего ребенка, до отправления его домой или в больницу.

С целью предотвращения распространения инфекции проводят дезинфекцию — мероприятия, направленные на уничтожение возбудителя заболевания.

Дезинфекция отличается от стерилизации, при которой Уничтожаются не только активные формы микроорганизмов, но и их споры. Дезинфекция делится на профилактическую, текущую и заключительную.

Текущую дезинфекцию применяют в очагах заболевания до госпитализации ребенка, а при лечении в домашних условиях — до выздоровления.

Профилактическая дезинфекция осуществляется ежедневно и включает обеззараживание питьевой воды путем кипячения, влажную уборку помещений, проветривание и т.д.

Текущая дезинфекция проводится в окружении инфекционного больного или бактерионосителя до его изоляции.

Заключительная дезинфекция проводится после выздоровления ребенка.

В зависимости от условий и объекта, который надо обезвредить, дезинфекцию производят с помощью механических (влажная уборка, использование пылесоса, проветривание), физических (водяной пар, огонь и пр.) способов или с использованием химических средств («Лиолит», «Католит», «Белор», «Доместос», гипохлорид натрия и др.).

Для борьбы с инфекцией проводят дезинсекцию — уничтожение насекомых, переносчиков заболеваний (вши, мухи, комары, клещи) и дератизацию — уничтожение грызунов. С этой целью также применяют различные физические, химические, механические способы борьбы.

При возникновении инфекционных заболеваний осуществляют комплекс мероприятий с участием врача и районного эпидемиолога — устанавливают карантин. Он включает в себя ограничительные мероприятия: административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний. Применительно к дошкольным учреждениям это разобщение детей, имевших контакт с заболевшим ребенком, с остальными здоровыми детьми на срок, равный инкубационному периоду болезни, запрещение приема новых детей, перевод детей из одной группы в другую, а там, где это нужно, делают профилактические прививки и проводят пассивную иммунизацию (введение иммуноглобулина, сыворотки).

Временное закрытие детского учреждения является крайней мерой и показано в исключительных случаях, при повторных заболеваниях. Если предполагают, что заражение происходит в детском учреждении, его закрывают по согласованию с районными и городскими отделами здравоохранения и народного образования.

Одна из основных причин распространения инфекционных заболеваний в детских коллективах — несоблюдение требований гигиены. Играет роль и то, что в закрытых помещениях тесное и продолжительное общение детей между собой способствует передаче инфекции от одного ребенка к другому. Поэтому в детских учреждениях, особенно закрытого типа, необходимо регулярно проводить профилактические мероприятия. Профилактика инфекций должна осуществляться не эпизодически, а путем планомер-ного выполнения системы мероприятий, предупреждающих занесение инфекции в коллектив и распространение ее, а также мер, повышающих общую и специфическую невосприимчивость детского организма.

Правильные планировка и эксплуатация помещений, строгое выполнение режима дня, рациональное питание детей с достаточным введением в меню витаминов, физическое воспитание и особенно закаливание, а также хорошая постановка общего медицинского обслуживания и воспитательной работы повышают сопротивляемость детского организма к различным вредным воздействиям внешней среды, в том числе к болезнетворным микробам.

Важным мероприятием в системе борьбы с попаданием инфекции в детские учреждения является правильная организация

приема детей.

Перед направлением в детское учреждение ребенок должен быть тщательно осмотрен врачом поликлиники, обследован на бактерионосительство дифтерии и кишечных заболеваний. Врач должен выяснить, нет ли инфекционных заболеваний в доме и квартире, где живет ребенок, и уточнить, какими инфекционными болезнями он ранее переболел.

На основе данных проведенного обследования врач выдает соответствующую справку. В детское учреждение должна быть представлена справка из санитарно-эпидемиологической станции о том, что у ребенка и живущих по соседству с ним нет заразных заболеваний.

В ДОУ необходимо проводить ежедневный «утренний фильтр». В дошкольных группах его осуществляют воспитатели, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. Медицинская сестра по показаниям производит осмотр зева, кожи, термометрию. В ясельных группах детей принимает медицинская сестра: ежедневно осматривает зев, кожный покров, измеряет температуру тела. Выявленные при утреннем «фильтре» больные и дети с подозрением на заболевание в ДОУ не принимаются; заболевшие в течение дня изолируются. При наличии признаков болезни ребенок в группу не допускается.

После летнего отдыха в детских учреждениях проводят профилактический осмотр всех детей, в том числе и вновь поступающих. Медицинская сестра осматривает вновь принятых детей, а также ребенка, вернувшегося после болезни, проверяет наличие медицинской документации и дает разрешение принять его в группу. Этого ребенка затем обязательно осматривает врач. В случае возникновения инфекционного заболевания (такого, как коклюш, эпидемический паротит, скарлатина, краснуха) с разрешения эпидемстанции организуется карантинная группа из детей, имевших контакт с больным ребенком. Медицинские работники, а также весь персонал обеспечивают строгую изоляцию этой группы и тщательное соблюдение противоэпидемического режима (посуду об-рабатывают и кипятят отдельно, белье замачивают отдельно в дезинфекционных растворах). Один раз в неделю медицинские работники проводят осмотр детей на педикулез. Результаты осмотра заносят в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют домой (для санации).

После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 3 дней детей принимают в ДОУ только при наличии справки участкового врача-педиатра с указанием диагноза, длительности заболевания, проведенного лечения, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными, а также рекомендаций по индивидуальному режиму ребенка - реконвалесцента на первые 10—14 дней. Большое значение имеет санитарный контроль за приемом персонала на работу, особенно в детские учреждения закрытого типа. Лица, поступающие на работу в пищевые блоки детских учреждений и на должности, связанные с непосредственным обслуживанием детей (воспитатели), подлежат полному медицинскому осмотру, тщательному опросу о перенесенных заболеваниях; выясняют, нет ли инфекционных болезней по месту их жительства. Эти лица должны быть обследованы на бактерионосительство (кишечные инфекции). Если в семье работающего в дошкольном учреждении возникнут инфекционные заболевания, передающиеся через третьих лиц, он может явиться на работу только после изоляции больного и полной химической дезинфекции всей квартиры.

Большое значение имеет санитарно-просветительная работа, которая ведется с обслуживающим персоналом детских учреждений, с детьми, а также с их родителями.

С раннего возраста дети должны научиться всегда поддерживать свое тело и одежду в чистоте, при кашле и чиханье прикрывать рот и нос носовым платком или тыльной стороной ладони и т.д.

Взаимное оповещение детских и лечебных учреждений (поликлиника, больница, санитарно-эпидемиологическая организация) о наличии заразных больных и бывших с ними в контакте детях является важнейшим средством, предупреждающим занесение инфекции в ясли и детские сады. Следует добиваться того, чтобы родители немедленно извещали работников детского сада о болезни ребенка, членов семьи и соседей по квартире. Важен тщательный учет заболеваемости инфекционными болезнями детей и персонала детских учреждений.

В период летней оздоровительной работы на даче необходимо выполнять комплекс специальных профилактических мероприятий. Большое значение имеет санитарно-гигиеническое состояние места, куда выезжает детское учреждение. Вопрос о пригодности участка и помещений для летнего отдыха детей решает санитарно-эпидемиологическая организация.



Рассказать друзьям