Статистика инвалидов в мире. ОВЗ - что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Если у вас опускаются руки и нет сил покорять очередную вершину, вспомните об исторических личностях и современниках с физическими недостатками, прославившихся на весь мир. Назвать их инвалидами просто язык не поворачивается. Люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха, показывают всем нам пример мужества, стойкости, героизма и целеустремлённости.

Всемирно известные личности

Удивляют и вдохновляют многочисленные истории людей с ограниченными возможностями. Добившиеся успеха личности часто известны всему миру: о них пишут книги, снимают фильмы. Не является исключением и немецкий музыкант и композитор, представитель венской школы - Людвиг ван Бетховен. Уже будучи известным, он начал терять слух. В 1802 году мужчина полностью оглох. Несмотря на трагические обстоятельства, именно с этого периода времени Бетховен начинает творить шедевры. Получив инвалидность, он написал большинство своих сонат, а также «Героическую симфонию», «Торжественную мессу», оперу «Фиделио» и вокальный цикл «К далёкой возлюбленной».

Болгарская ясновидящая Ванга - ещё одна историческая личность, заслуживающая уважения и восхищения. В 12-летнем возрасте девочка попала в песчаный ураган и ослепла. Одновременно внутри неё открылся так называемый третий глаз - всевидящее око. Она начала заглядывать в будущее, предсказывая судьбы людей. Ванга привлекла внимание к своей деятельности во время Второй мировой войны. Тогда по деревням пошёл слух о том, что она способна определить, погиб или нет воин на поле боя, где находится пропавший без вести и есть ли надежда его найти.

Люди во время Второй мировой войны

Помимо Ванги, во времена немецкой оккупации были и другие люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха. В России и за её пределами всем известен храбрый лётчик Алексей Петрович Маресьев. Во время сражения его самолет был сбит, а сам он - серьезно ранен. Долгое время добирался до своих, из-за развившеся гангрены потерял ноги, но, несмотря на это, сумел убедить медкомиссию, что способен летать даже с протезами. Храбрый пилот сбил ещё много вражеских суден, постоянно брал участие в боевых сражениях и домой вернулся героем. После войны он постоянно ездил по городам СССР и всюду отстаивал права инвалидов. Его биография легла в основу «Повести о настоящем человеке».

Ещё одна ключевая фигура Второй мировой войны - Франклин Делано Рузвельт. Тридцать второй президент США тоже был инвалидом. Задолго до этого он заболел полиомиелитом и остался парализованным. Лечение не дало позитивных результатов. Но Рузвельт не унывал: он активно работал и добился потрясающих успехов в политике и на дипломатическом поприще. С его именем связаны важные страницы мировой истории: участие США в антигитлеровской коалиции и нормализация отношений американской страны с Советским Союзом.

Русские герои

В список прославленных личностей входят и другие люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха. Из России в первую очередь нам известен Михаил Суворов - писатель и педагог, живший во второй половине XX века. Когда ему было 13 лет, он потерял зрение от взрыва снаряда. Это не помешало ему стать автором шестнадцати сборников стихов, многие из которых получили широкое признание и были положены на музыку. Суворов также преподавал в школе для слепых. Перед смертью ему присвоили звание Заслуженного учителя РФ.

А вот Валерий Андреевич Фефёлов работал на другой ниве. Он не только боролся за права инвалидов, но и был активным участником в Советском Союзе. До этого работал электромонтёром: упал с высоты и сломал позвоночник, оставаясь до конца жизни прикованным к креслу-коляске. Именно на этом нехитром приспособлении он путешествовал просторами огромной страны, зазывая людей по возможности помогать созданной им организации - Всесоюзному обществу инвалидов. Деятельность диссидента власти СССР сочли антисоветской и вместе с семьёй его изгнали из страны. Беженцы получили политическое убежище в немецком ФРГ.

Известные музыканты

Люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха своими творческими способностями, у всех на слуху. Во-первых, это слепой музыкант Рэй Чарльз, проживший 74 года и умерший в 2004-м. Этого человека можно по праву назвать легендой: он является автором 70 студийных альбомов, записанных в стиле джаза и блюза. Ослеп в семилетнем возрасте из-за внезапно развитой глаукомы. Болезнь не стала преградой для его музыкальных способностей. Рэй Чарльз получил 12 наград Grammy, его отметили в многочисленных залах ставы. Сам Фрэнк Синатра называл Чарльза «гением шоу-бизнеса», а известный журнал Rolling Stone вписал его имя в десятку своего «Списка Бессмертных».

Во-вторых, мир знает ещё одного слепого музыканта. Это - Стиви Уандер. Творческая личность оказала колоссальное влияние на развитие вокального искусства в XX веке. Он стал основоположником стиля R’n’B и классического соула. Стив ослеп сразу после рождения. Несмотря на физический недостаток, он занимает второе место среди исполнителей эстрады по количеству полученных статуэток Grammy. Этой награды музыкант был удостоен 25 раз - не только за успехи в карьере, но и за жизненные достижения.

Популярные спортсмены

Особого уважения заслуживают люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха в спорте. Их очень много, но в первую очередь хочется отметить Эрика Вайхенмайера, который, будучи слепым, первым в мире забрался на вершину грозного и могучего Эвереста. Скалолаз стал незрячим ещё в 13-летнем возрасте, однако сумел закончить обучение, получить профессию и спортивный разряд. По приключениям Эрика во время его известного покорения горы сняли игровой фильм под названием «Коснуться вершины мира». Кстати, Эверест - не единое достижение мужчины. Он сумел залезть на семь самых опасных пиков в мире, среди которых Эльбрус и Килиманджаро.

Ещё одна всемирно известная личность - Оскар Писториус. Став инвалидом практически с первых дней своей жизни, в будущем он сумел перевернуть представление о современном спорте. Мужчина, не имея ног ниже колена, на равных правах состязался со здоровыми атлетами-бегунами, причём достиг огромных успехов и многочисленных побед. Оскар является символом людей с ограниченными возможностями и примером того, что инвалидность - не помеха для нормальной жизни, в том числе и для занятий спортом. Писториус - активный участник программы поддержки граждан с физическими недостатками и главный пропагандист активного спорта среди этой категории людей.

Сильные женщины

Не забывайте, что люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха в своей карьере, не являются исключительно представителями сильного пола. Среди них очень много женщин - например, Эстер Вергер. Наша современница - голландская теннисистка - считается самой великой в этом виде спорта. В 9 лет из-за неудачной операции на спинном мозге у неё но она села на коляску и сумела перевернуть теннис с ног на голову. В наше время женщина - победительница «Большого шлема» и других турниров, четырехкратная олимпийская чемпионка, семь раз она становилась лидером на мировых соревнованиях. С 2003 года она не потерпела ни одного поражения, став победительницей 240 сетов подряд.

Элен Адамс Келлер - ещё одно имя, которым можно гордиться. Женщина была незрячей и глухонемой, но, овладев знаковыми функциями, освоив правильные движения гортани и губ, она поступила в высшее учебное заведение и закончила его с отличием. Американка стала знаменитой писательницей, которая на страницах своих книг рассказывала о себе и таких, как она. Её история легла в основу пьесы Уильяма Гибсона «Сотворившая чудо».

Актрисы и танцовщицы

У всех на виду люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха. Фото самых красивых женщин часто любят печать таблоиды: среди таких талантливых и прекрасных дам стоит отметить В 1914 году французской актрисе ампутировали ногу, но она продолжала выходить на сцену театра. Последний раз благодарные зрители увидели её на подмостках в 1922 году: в 80-летнем возрасте она сыграла роль в пьесе «Дама с камелиями». Многие выдающиеся деятели искусства называли Сару образцом совершенства, мужества и

Другая известная женщина, покорившая публику своей жаждой жизни и творчества, - Лина По, балерина и танцовщица. Её настоящее имя - Полина Горенштейн. В 1934 году, после перенесённого энцефалита, она осталась слепой и частично парализованной. Выступать Лина больше не могла, но она не пала духом - женщина научилась лепить. Её приняли в Союз советских художников, работы женщины постоянно экспонировались на самых знаменитых выставках страны. Главное собрание её скульптур теперь находится в музее Всероссийского общества слепых.

Писатели

Люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха, жили не только в наше время. Среди них много исторических личностей - например, писатель Мигель Сервантес, живший и творивший ещё в XVII веке. Автор знаменитого на весь мир романа про приключения Дон Кихота не только проводил время за сочинением сюжетов, он также состоял на военной службе во флоте. В 1571 году взяв участие в битве при Лепанто, был серьёзно ранен - потерял руку. Впоследствии Сервантес любил повторять, что инвалидность стала мощным толчком для дальнейшего развития и совершенствования его таланта.

Джон Пулитцер - ещё одна личность, прославившаяся на весь мир. Мужчина ослеп в 40 лет, но после трагедии стал работать ещё больше. В современном мире он известен нам как успешный писатель, журналист, издатель. Его называют родоначальником «жёлтой прессы». После своей смерти Джон завещал заработанные им 2 миллиона долларов Большая часть из этой суммы пошла на открытие Высшей школы журналистики. На остальные деньги основали премию для корреспондентов, которую вручают с 1917 года.

Учёные

Среди этой категории также есть люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха в жизни. Чего только стоит известный английский физик Стивен Уильям Хокинг - автор теории о первичных чёрных дырах. Учёный болеет амиотрофическим склерозом, который вначале лишил его возможности двигаться, а затем и говорить. Несмотря на это, Хокинг активно работает: он управляет инвалидным креслом и специальным компьютером при помощи пальцев правой руки - единственной подвижной части своего тела. Сейчас он занимает высокую должность, которая три столетия назад принадлежала Исааку Ньютону: он профессор математики в Кембриджском университете.

Стоит отметить и Луи Брайля - французского тифлопедагога. Будучи маленьким мальчиком, он поранил глаза ножом, после чего навсегда утратил возможность видеть. Чтоб помочь себе и другим незрячим людям, он создал специальный рельефно-точечный шрифт для слепых. Им пользуются и в наши дни во всём мире. На основе тех же принципов учёный придумал и специальные ноты для слепых, что дало возможность незрячим людям заниматься музыкой.

Выводы

Люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха в наше время и в прошлые века, могут стать примером для каждого из нас. Их жизнь, труд, деятельность - огромный подвиг. Согласитесь, как иногда тяжело преступить преграды на пути к мечте. А теперь представьте, что у них эти барьеры более обширные, глубокие и непреодолимые. Несмотря на трудности, они сумели взять себя в руки, собрать волю в кулак и приступить к активным действиям.

Перечислить всех достойных личностей в одной статье просто нереально. Люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха, составляют целую армию граждан: каждый из них демонстрирует своё мужество и силу. Среди них известный художник Крис Браун, имеющий всего лишь одну конечность, писательница Анна Макдональд с диагнозом «интеллектуальная неполноценность», а также телеведущая Джерри Джевелл, поэт Крис Нолан и сценарист Крис Фончека (все трое больны детским церебральным параличом) и так далее. Что уже говорить о множестве спортсменов без ног и рук, принимающих активное участие в соревнованиях. Истории этих людей должны стать для каждого из нас эталоном, символом храбрости и целеустремлённости. И когда опускаются руки и кажется, что весь мир против вас, вспомните об этих героях и двигайтесь дальше к своей мечте.

Инвалиды – это ЛЮДИ с ограниченными возможностями.

Люди с ограниченными возможностями, по-русски, инвалиды, есть везде. Ограничение возможностей накладывает свой отпечаток на характер таких людей. И, пожалуй, самой яркой чертой становиться желание быть нужным и полезным. В подавляющем большинстве такие люди хотят и могут работать. Мы все знаем, что трудоустроиться в России хоть как-то инвалиду более чем трудно, что и говорить о возможности найти хорошую работу по душе, силам и оплате. Поэтому мы хотим предложить вашему вниманию рассказ-зарисовку о жизни инвалидов в США. Ее автор – Светлана Букина 17 лет живет в Соединенных Штатах Америки. Ее взгляд на проблему – это просто взгляд со стороны.

Валиды

Мне потребовалось прожить в Америке несколько лет, чтобы сообразить, что слово «инвалид» – это написанное русскими буквами английское слово invalid. В словаре Мириам-Вебстер invalid определено следующим образом:

not valid: a: being without foundation or force in fact, truth, or law b: logically inconsequent – безосновательный, беззаконный, неподтверждённый фактами. Нелогичный. Инвалид – существительное. Мы можем сказать: «Вот идёт инвалид». В английском языке тоже есть подобное слово – cripple, но по степени неполиткорректности оно сравнится разве что с «негром». Это обзывалка, которую злые подростки выкрикивают вслед бедному мальчику на костылях в душещипательных романах.

Существительные определяют человека – урод, гений, идиот, герой. Американцы любят существительные-определения ничуть не меньше других народов, но вот инвалидов предпочитают называть “disabled persons”. Человек, возможности которого ограничены. Но сначала человек.

Я работаю в здании Национальной Обороны (National Guard), и инвалиды там – на каждом шагу. Речь не идёт о ветеранах войны, потерявших руки или ноги. Говорят, что их много, но я их не вижу. Сидят себе в своих «кубиках» и выполняют бумажную или компьютерную работу. Я о тех, кто был рождён с неким физическим или умственным недостатком, а чаще – и с тем, и с другим. Солдату без ноги или руки легко подыскать работу. Попробуйте подыскать работу глухонемому умственно отсталому корейцу или женщине в инвалидной коляске, у которой IQ дай Бог 75.

Кореец собирает у нас мусор из корзинок и выдаёт новые пакетики. Хороший парень, которого все любят, и выдвигают корзинки с мусором из-под столов при первых звуках его добродушного мычания. Женщина в коляске, на пару с полунемым мексиканцем, убирают наши туалеты. Как они это делают (особенно она, в коляске-то) я точно не знаю, но туалеты блестят. А в кафетерии половина сервировщиц явно не от мира сего, да ещё по-английски плохо говорят. Но проблем нет – ткнёшь пальцем, положат на тарелку. Кладут очень щедро, я вечно прошу снять немного мяса, мне столько не съесть. И всегда улыбаются. А в мини-кафешке на третьем этаже работает весёлый парень, совершенно слепой. Такие хот доги делает, что держись. За секунды. Вообще работает лучше и быстрее, чем большинство зрячих.

Эти люди не производят впечатление несчастных и убогих, да и не являются ими. У инвалидов в колясках специально оборудованные машины, или их развозит приспособленный под это дело микроавтобус. У всех – достойно оплачиваемая работа плюс очень приличные пенсии, отпуска и страховки (на государство работают, как никак). Про то, как им обустраивают квартиры, я знаю на примере собственной покойной бабушки, которой установили специальный телефон, когда она почти оглохла, а потом заменили на такой же, но с гигантскими кнопками, когда она почти ослепла. Да ещё принесли лупу, увеличивавшую каждую букву раз в сто, чтобы она могла читать. Когда ей ампутировали ногу, бабушку перевели в новую квартиру, где под раковинами было место, чтобы въезжать туда на инвалидной коляске, все прилавки были низкими, а ванная комната была оборудована вмонтированными в стену «хваталками», дабы удобно было пересаживаться с кресла на унитаз или в ванную.

Насмотревшись на этих людей, я стала без грусти наблюдать за умственно и физически отсталыми детьми. Садик, в который ходит мой младший сын, находится в отдельном крыле школы для таких детей. Каждое утро я вижу, как они выходят из автобусов или машин родителей – кто сам, кто с чьей-то помощью. Некоторые со стороны выглядят абсолютно нормально, по другим за версту видно, что с ними что-то не так. Но это обычные дети – швыряются снежками, смеются, корчат рожи, теряют варежки. Они учатся в прекрасно оборудованной школе, где преподают специалисты, которых минимум четыре года обучали тому, как с ними лучше обращаться и как лучше учить таких ребят.

Недавно мне привелось столкнуться по работе с мужчиной, назовём его Николай, приехавшим в Америку из Москвы несколько лет назад. Проговорив с ним некоторое время, я всё никак не могла взять в толк, что же толкнуло этого человека на эмиграцию. Сам – высококлассный специалист, программист, жена – тоже, и оба были хорошо устроены; старший сын заканчивал одну из лучших физматшкол в Москве. У них была прекрасная квартира, машина… К тому же люди русские, москвичи в Бог-знает-каком поколении, все родственники там остались, все друзья. Никак Николай не вписывался в образ типичного иммигранта. Тем не менее, он был именно иммигрантом: выиграл грин-карту, подал на гражданство, купил дом и возвращаться не собирался. Политика? Климат? Экология? Я терялась в догадках.

Пришлось спросить прямиком. «Так дочка у меня…» замялся мой новый знакомый. Дочку изуродовали при рождении – как-то неправильно вытащили щипцами. У девочки церебральный паралич в довольно серьёзной форме, она ходит на костылях (тех, что начинаются от локтя, подставки такие), должна носить специальную обувь и отстаёт в развитии на несколько лет.

В Москве у меня не было ни родственников, ни друзей с умственно или физически отсталыми детьми, поэтому то, что рассказал Николай, явилось откровением и вызвало лёгкий шок. Во-первых, девочку негде было учить. Дома – пожалуйста, а нормальных (читай: специальных) школ для них нет. То, что есть, лучше не упоминать. Жене пришлось бросить работу и обучать дочку дома. Да только как? Таких детей трудно учить традиционными способами, нужны специальные методы, определённый подход. Мало накопать информацию в Интернете – требуется особый талант. У жены-математика талантов было много, но вот этим конкретным Бог обделил. Женщина оставила перспективную и любимую работу и мыкалась с ребёнком-инвалидом, не зная, как с ней заниматься, и ощущая, что жизнь катится в тартарары.

Но это было только начало. Ребёнку полагались какие-то особые льготы, которые приходилось выбивать, унижаясь и проходя семь кругов бюрократического ада. Хуже всего были визиты к врачам. Девочка боялась их панически, орала, дрожала и билась в истерике. Ей каждый раз делали очень больно, со строгим видом объясняя маме, что так надо. Всё это – за очень приличные деньги, в частной клинике. Николай рассказал мне, что у дочери на много лет установилась фобия – она панически боялась всех людей в белых халатах. Потребовалось несколько месяцев здесь, в Америке, чтобы она начала отходить, и несколько лет, чтобы полностью доверять врачам.

Тем не менее, всего этого было недостаточно, чтобы толкнуть Николая на эмиграцию. Уж больно глубоко врос он в Россию корнями. Решение уехать было принято, когда дочка стала подрастать, и Николай с женой вдруг поняли, что в той стране у неё нет абсолютно никаких перспектив, нет надежды, уж простите за банальность, на светлое будущее. В Москве можно жить, если ты здоров и способен прилично зарабатывать. Человеку с серьёзной инвалидностью вкупе с умственной отсталостью там делать просто нечего. Они уехали ради дочери.

Не жалеют. Ностальгируют, конечно, любят свою Родину, ездят туда через два года на третий и российские паспорта берегут. О России Николай говорил только хорошее. Но жить предпочитает тут. Дочка в Америке расцвела, ходит в школу типа той, в которой садик моего сына, отстаёт в развитии всего на два-три года по сравнению с пятью ещё несколько лет назад, завела кучу подружек и научилась любить врачей и физиотерапевтов. Её обожает вся улица. Жена вышла на работу и воспряла духом.

Николай с семёй живёт не в мегаполисе типа Нью-Йорка или Вашингтона, а в небольшом городе в средне-американском штате. Штат называть не буду – там слишком мало русских, их легко узнают – но представьте себе Кентукки или Огайо. Подобные школы есть везде, при чём там работают не только учителя, но и психологи, и career counselors.

Кстати, о карьерах. The Americans with Disabilities Act не заставляет, как думают некоторые, принимать на работу инвалидов или гарантировать им трудоустройство. Там чётко написано, что от работника с инвалидностью ожидается ровно то же самое, что и от других. Я лично видела, и принимала участие в интервью, как на работу брали не глухого и не хромого (и не чёрного, кстати), а того, кто лучше подходил для открывшейся позиции. Решения всегда аргументировались, и проблем не возникало ни разу.

Оглохшему дирижёру, ослепшему фотографу или сломавшему спину грузчику придётся подыскать другую работу. А вот если спину сломал бухгалтер, то работодатель обязан предоставить ему доступ к рабочему месту – построить пандус для коляски, например, или поставить лифт. Парализованный бухгалтер ничуть не хуже здорового, но если его уволят или не наймут, при прочих равных, из-за того, что владельцу фирмы было лень строить пандус или жалко денег на специально оборудованную кабинку в туалете, то босса спокойно могут засудить.

Сначала многие плевались, но потом здания просто стали по-другому строить. А заодно старые модифицировать – так, на всякий случай. Бытиё определяет сознание. «Под инвалидов» сейчас оборудовано практически всё, везде. Выигрывают не только сами инвалиды, выигрывает общество. О тех, у кого только физические проблемы, даже речь не идёт – страна приобретает высококачественных специалистов в мириадах областей. В одном IBM, например, сотни парализованных, слепых, глухонемых и каких угодно ещё программистов и финансистов. Их работа оценивается ровно по тем же критериям, что и работа всех остальных. Один раз вложив деньги в инфраструктуру, компания пожинает плоды многие годы, получая квалифицированных и, главное, благодарных и верных фирме работников.

А как же быть с умственно отсталыми? Для тех, у кого всё в порядке с мобильностью, работ тоже полно. Но даже таким, как моющая наши туалеты женщина, находится работа. Удлините ей ёршик и щётку, и она отдраит туалет ничуть не хуже любой другой уборщицы. Можно укладывать еду в пакетики в супермаркетах или стричь газоны, выгуливать собак или следить за малышами. Одна из воспитательниц в садике сына – девушка с синдромом Дауна. Она, конечно, не главная воспитательница и не принимает серьёзных решений, но она очень тёплый и мягкий человек и успокаивает всех орущих малышей, никогда не раздражаясь и не повышая голос. Дети её обожают.

Давайте забудем на минутку о выгоде для общества. Конечно, благоустроенным людям не надо платить пособие по инвалидности из нашего общего кармана, да и с экономической точки зрения это хорошо, и с демографической. Но дело-то не только в этом. Отношение к старикам и инвалидам – одно из лучших определителей здоровья общества. Никакие экономические показатели, никакая военная мощь, никакой политический вес не скажут вам о стране того, что скажут кучка счастливых детишек с аутизмом, церебральным параличом, или синдромом Дауна, не говоря уж о не менее счастливой группе их родителей. Ведь Америка не только дала дочке Николая надежду на нормальную – и достойную – жизнь, она дала не меньше и её матери.

Медицина движется вперёд семимильными шагами. Всё больше больных детей доживают до взрослого возраста, а женщины рожают всё позже и позже, нравится нам это или нет. Количество детей с отклонениями вряд ли уменьшится, хотя раннее тестирование беременных позволяет пока держать его более или менее стабильным. Интересен тот факт, что всё больше и больше мам, узнав, что у их ребёнка синдром Дауна или какое-нибудь другое нарушение, предпочитают не делать аборты.

Конечно, физические проблемы и низкий IQ никуда не денутся, и на среднестатистическом уровне эти люди функционировать не будут. Но в одном можно быть уверенными: каким бы ни был их потенциал, они достигнут максимум того, на что способны. Потому что a person with disability – это не инвалид. Это человек с набором проблем. И если ему помочь, он станет валидом.

Эта статья вошла в тридцатку самых обсуждаемых статей в блогосфере. А ведь она не содержит ничего такого, на что обычно клюет массовый читатель. Просто спокойный взгляд со стороны, просто зарисовка. Автор не ставил цели гордиться, красоваться, собирать сотни комментариев. В США все привыкли видеть инвалидов такими, какие они есть. Жизнь человека с ограниченными возможностями не становится сверхусилием. Наверно, поэтому у статьи было столько откликов из России.

Читаешь статью и понимаешь, как мы еще бесконечно далеки от такого социального комфорта. Порой не получается обычную детскую коляску в лифт втолкнуть, а про коляски для инвалидов и говорить не приходиться.

Год назад мы перевели один из популярных материалов нашего сайта на английский язык Do We Need Sick Children? , статья была посвящена проблемам детей-инвалидов в России. Англоязычные читатели нас не поняли, им была совершенно непонятна проблематика статьи и обсуждаемые в ней проблемы. Вместо того, чтобы привлечь внимание к острой, как мы думали, проблеме, мы акцентировали ту тяжелейшую ситуацию, которая сложилась в Отечестве.

Однако некоторые сдвиги намечаются и у нас. О проблемах людей с ограниченными возможностями хотя бы начинают говорить. Все больше и больше пандусов, появляются большие вместительные лифты и туалеты для инвалидов. Пользоваться этими благами цивилизации инвалидам пока сложно, ведь дома, какие были такими и остались, равно как и общественный транспорт, метро и т.д.

Но, основная проблема, скорее всего, не в этом. Инвалиды так долго были изолированы от общества, что теперь встреча с ними для обычных людей подобна шоку. Человек долго с удивлением и любопытством разглядывает инвалида. Получается эдакий «зоопарк» среди людей. Но такая длительная изоляция от «иных» людей не пошла на пользу здоровому, так сказать, обществу. Мы совершенно не владеем знаниями и культурой поведения по отношению к инвалиду. Поэтому и ведем себя с ним дико и бестактно.

«...Я живу в России, мой ребенок – тяжелый инвалид. Плюс я живу в маленьком провинциальном городе, где для моего ребенка нет НИЧЕГО вообще. Ни лечения, ни обучения, ни какой-либо захудалой интеграции. Мы стараемся гулять с ребенком каждый день и каждый день и меня и ребенка осматривают прохожие с ног до головы, некоторые стараются пройти мимо 2-3 раза, если не удалось всё рассмотреть с первого раза.. Если кто-то видит, что я не могу провести коляску или застряла в сугробе, будут наблюдать, чем кончится дело, вывалю я ребенка на землю или нет, но никто не подойдет помочь… Когда у нас хватает наглости и мы заезжаем в кафе (единственное кафе в городе без ступенек, вход вровень с мостовой),то никто не сядет за наш столик, даже если свободных мест больше не будет.

И это Россия…наша страна… Родина наша.»

Что ответишь на это… Бесконечно грустно и бесконечно стыдно. Поэтому начинать решать проблемы социальной адаптации кого бы то ни было надо со здоровых людей, с себя и прямо сейчас. И, пока существуют такие ситуации, как в приведенном комментарии, никакие пандусы, подъемники, поручни и лифты не уменьшат пропасти между здоровым и больным, с обычными возможностями и ограниченными.

Главная проблема современного общества - восприятие людей с ограниченными возможностями как неполноценных. И пока данная проблема существует, инвалидам очень трудно находиться в общественных местах.

Практический каждый человек знает про людей с ОВЗ. Что это такое, вернее, кто такие? Сейчас в нашей стране не стесняются говорить об этом, проявляя сочувствие к немного отличающимся от основной массы индивидуумам. Однако каждому из нас нужно осознать, что взрослые и дети с ограничениями вполне могут обучаться и жить в социуме, как и все остальные. Главное - максимально в этом им помочь. Данная статья расскажет обо всех трудностях и возможностях, связанных с понятием ОВЗ.

Что это такое

Ограниченные возможности здоровья: о чем в данном случае идет речь? В различных источниках ОВЗ описываются как некоторые отклонения от нормы в физическом, сенсорном или психическом плане. Это своеобразные человеческие дефекты, которые могут быть как врождёнными, так и приобретёнными. И именно по этим причинам такие люди не могут выполнять некоторые функции либо полностью, либо частично, либо выполнять их с посторонней помощью.

Подобные особенности детей с ОВЗ вызывали у окружающих различную эмоциональную и поведенческую реакцию. Однако времена меняются, и сегодня к детям с такими проблемами относятся всё более адекватно. Для них создаются специальные условия в образовании (разрабатываются дополнительные программы обучения), обществе, в различных торговых центрах, кинотеатрах, больницах и т.д.

Между тем реакция окружающих на данное заболевание = это одно, а сами дети с такими ограничениями каким образом ощущают себя? Опытные психологи утверждают, что для ребенка это, в первую очередь, сложный психологический барьер. Дети с ОВЗ могут считать себя обузой или ненужными этому миру. Хотя это далеко не так. И основная задача каждого представителя современного общества состоит в том, чтобы помочь им понять это.

Люди с ОВЗ

Понятно, что ограниченные возможности здоровья бывают не только у детей, но и у взрослых. И если дети не всегда понимают свои недуги в силу возраста, то взрослый человек способен их реально оценивать. Взрослый человек способен воспринимать себя таким, какой он есть. И важно дать ему понять, что он ничем не отличается от других, несмотря на его проблемы со здоровьем.

Старайтесь понимать людей с ОВЗ. Что это такое, и как с этим живут люди?. Не относитесь к человеку с жалостью, не показывайте ему этого, не ставьте в неловкое положение. Избегайте вопросов, связанных с его недугом и не указывайте на него. Ведите себя так, словно перед вами абсолютно здоровый человек. Если предстоит общение с ним, а его сопровождает кто-либо, обращайтесь непосредственно к тому, с кем ведётся диалог. Смотрите конкретно на данного человека, ему в глаза. Вести следует себя расслаблено, не показывайте напряжение, неуверенность или страх. Помните: таким людям больше всего требуется банальное человеческое общение, понимание, принятие и дружелюбность.

Виды ограничений

ОВЗ - расшифровка, вызывающая иногда панику у людей. Они сразу представляют себе «овощ», с которым абсолютно невозможно взаимодействовать. Даже опытные педагоги порой отнекиваются от работы с такими детьми. Однако зачастую всё далеко не так плохо и ужасно. С такими людьми вполне можно вести процесс обучения, работы и какой-либо иной деятельности.

Существуют некоторые группы ОВЗ, к которым относятся дети с расстройствами слуха и зрения, общения и поведения, речевых функций, с синдромом умственной отсталости, с дефектами или видоизменениями опорно-двигательного аппарата, с комплексными нарушениями. Действительно, данные слова звучат очень неприятно, но дети с подобными заболеваниями зачастую воспринимают всё происходящее вокруг намного лучше, чем обычные дети. Их умственные способности зачастую превосходят умения обычных школьников в несколько раз, они читают много различной литературы, развивают в себе таланты по написанию стихотворений или рассказов, созданию картин, подделкам. В связи с тем, что они лишены некоторых обычных видов времяпрепровождения, им удаётся сконцентрироваться на чём-то более важном и интересном.

Атмосфера в семье

Семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются именно теми, которые необходимо наблюдать постоянно. Именно в таких семьях большое внимание должно уделяться не только самому ребёнку, но всем членам семьи. Точнее, важно понимать, в каких условиях растёт и воспитывается особенный ребёнок, какие отношения друг с другом в семье, как сами родственники относятся к больному ребёнку.

Ведь в некоторых случаях недуг ребёнка может усугубляться из-за того, что в семье происходят какие-то негативные вещи. Дети с ОВЗ требуют, в первую очередь, особого ухода и заботы от своих родителей. Семья, в которой царит благотворная атмосфера, способна не просто помогать ребёнку, но и существенно повлиять на устранение недуга или ослабления его действия. Там же, где нет взаимопомощи и понимания членов семьи, может лишь стать хуже положение больного ребёнка.

Школа для детей с ОВЗ

Ещё один немаловажный аспект, который влияет на необычного ребёнка - это школа. Как известно, именно там дети проявляют себя по-разному. Каждый ребёнок по-своему уникален, имеет характер, увлечения, взгляды и манеру общения, поведения. И для детей с недугом там тоже имеется место. Именно по этой причине существует ФГОС ОВЗ. Федеральный Государственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ - это определённые рекомендации для педагогов, которые призваны помочь в работе.

Эти стандарты включают в себя подробные примеры учебных планов, рекомендации по обучению детей с ограничениями, требования к профессиональной квалификации самих педагогов. На основании этих рекомендаций дети получают образование наравне со всеми. Таким образом, ФГОС ОВЗ является вспомогательным действенным стандартом, а не методом утяжеления работы педагогов в образовательном процессе. Однако некоторым это может казаться иначе.

Специальная программа

В свою очередь, педагоги на основании данного стандарта разрабатывают учебный план. Включают в него всевозможные аспекты. Не только сами педагоги, но и вышестоящее руководство учебного заведения должно контролировать процесс обучения. Адаптированная программа для детей с ОВЗ может быть разработана в различных видах.

Естественно, многое зависит от того, какой именно недуг у ребёнка, в чём причины его болезни. Поэтому педагог должен составить подробную характеристику ученика, где укажет всю необходимую информацию. Необходимо изучить заключения медицинских комиссий, сведения о семье, о порядке протекания заболевания или отклонения. Адаптированная программа для детей с ОВЗ складывается из многих этапов, именно поэтому необходимы подробные сведения о ребёнке.

Далее составляется подробный учебный план с расставлением всех задач и целей. Учитываются специальные условия, при которых ученик получает образование. Программа также направлена не только на образование, но и на коррекционную составляющую, и на воспитательную.

Задачи обучения

Обучение детей с ОВЗ требует не только профессиональных знаний, но и некоторых личностных качеств педагогов. Безусловно, к таким детям необходим индивидуальный подход: важно понимать их и быть терпимым в процессу обучения. Расширять пространство образовательной среды возможно только в том случае, если на ребёнка не давить, не позволять ему закрываться, чувствовать себя неуклюжим или ненужным. Важно своевременно поощрять ученика за его успехи в учёбе.

Обучение детей с ОВЗ должно строиться таким образом, чтобы развивались их навыки чтения и письма. Необходимо осуществлять непрерывный контроль за тем, чтобы происходило чередование практической и умственной деятельности. Это нужно для того, чтобы дети не утомлялись, ведь как известно, ограниченные возможности могут отнимать немало сил у ребёнка, как физических, так и психологических. При этом очень важно организовать процесс обучения таким образом, чтобы ребёнок с ограниченными возможностями здоровья взаимодействовал и с другими учениками, был частью коллектива, а не отдельным звеном.

Сопроводительный процесс

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья выбирает одной из главенствующих задач процесс взаимодействия с другими школьниками. На протяжении всего обучения ребёнка, сопровождающий должен оказывать разностороннюю помощь не только в развитии, воспитании и обучении, но и в социальном становлении личности. Сопровождающим может являться не только педагог, но и психолог, дефектолог, социальный педагог или иной специалист. Определяющим фактором является именно наличие специального образования у сопровождающего.

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя также помощь в обучении при взаимодействии с другими педагогами, родителями. Деятельность такого специалиста направлена на развитие памяти, внимания, речевых и практических навыков ребёнка. Стоит задавать такой темп в процессе обучения, который будет наиболее привычен ученику, позволит ему не просто воспринимать информацию, но и развивать её и свои навыки, качества, умения.

Задачи учителя

Естественно, что процесс обучения является не всегда лёгким для обычных детей, а для больных он ещё более сложен. Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ): расшифровка этой аббревиатуры даёт достаточно обширную информацию людям, если они не являются специалистами или просто никогда её не слышали. Учителя, психологи и другие работники зачастую сталкиваются с подобными детьми.

К сожалению, количество детей с ограниченными возможностями постоянно возрастает. На это влияет ряд определённых факторов, начиная от наследственности родителей и заканчивая ошибками, допущенными врачами. Помимо этого, на рост числа детей с ОВЗ оказывает воздействие стремительное развитие промышленности, приводящее к экологическим проблемам, которые сказываются впоследствии на всем обществе.

Радует только то, что современная сфера образования старается разработать всё более профессиональные методики обучения, которыми могут пользоваться дети с ОВЗ. Школа старается не только дать знания и умения ученикам, но и повлиять на развитие его природного потенциала, на умение адаптироваться к дальнейшей самостоятельной жизни в социуме.

Есть ли будущее после школы

Существует мнение, что маленькие дети обычно проще воспринимают нездоровых ребят, чем это происходит у взрослых. Это утверждение по-своему верно потому, что в младшем возрасте проявление толерантности происходит само собой, так как у детей вовсе не существует каких-либо барьеров в общении. Поэтому важно интегрировать ребёнка с ОВЗ в процесс обучения в раннем возрасте.

Даже в детских садах воспитатели знают об ОВЗ, что это такое, и как работать с такими детьми. Если раньше практиковалось формирование отдельных групп, в которых обучались дети с нарушениями, то сейчас пытаются организоватьучебно-воспитательный процесс совместно с обычными ребятами. Это касается и детских садов, и школ. Всем понятно, что ученик по окончании школы должен идти дальше, в университет, среднееспециальное учебное заведение, чтобы приобрести профессиональные навыки, которые должны помочь ему в дальнейшем будущем.

И действительно, в университетах также создаются условия для обучения ребят с ОВЗ. Вузы охотно принимают таких людей в ряды студентов. Многие из них способны плодотворно обучаться и выдавать очень хорошие результаты. Это, конечно же, зависит и от того, как был ранее организован процесс обучения в школе. Дети с ОВЗ - обычные дети. Просто их здоровье немного хуже, и совсем не по их вине. Современный мир всё больше предоставляет широкие возможности для личностной реализации таких детей, разрабатывает принципиально новую модель отношения общества к ним, создавая новые условия развития и становления.

Понимание обычных людей

Таким образом учебный процесс стоит строить и осуществлять, основываясь на многих аспектах. Дети с ОВЗ отличаются не только от здоровых детей, но и друг от друга. У них разные заболевания, в разных формах и с различными перспективами выздоровления. Одним можно помочь с помощью операций, реабилитации, оздоровительных программ, другим помочь невозможно или есть средства немного исправить состояние здоровья. Несомненно, каждый из них по-своему переживает, выражает эмоции, испытывает какие-либо чувства. Но все они очень чувствительны к окружающему их миру и людям.

Те, кто знает про ОВЗ, что это такое, стремятся бескорыстно помогать больным людям, оказывать поддержку и понимать их. И пусть не всегда это специально обученные специалисты, не профессиональные психологи, а обычные люди, они так же способны внушать больному ребёнку веру в лучшее. Порой это поднимает настроение и влияет на чувства ребёнка намного больше, чем профессиональное сопровождение или обучение.

Сара Бернар

Легендарная француженка, которую в начале XX века называли «самой знаменитой актрисой за всю историю», в 1905 году была на гастролях в Рио-де-Жанейро. Эта поездка стала для Сары роковой: в столице Бразилии женщина поранила ногу. Повреждение оказалось настолько серьезным, что через десять лет врачи были вынуждены ампутировать конечность. Многие полагали, что на этом карьера Бернар окончена, однако женщину не остановила даже такая, казалось бы, непреодолимая трудность. Сара не покидала театральные подмостки до самой смерти, а в годы Первой мировой и вовсе выступала перед солдатами на фронте.

Стивен Хокинг


В юности известный физик-теоретик ничем не отличался от других молодых людей: учился в университете, занимался греблей, затем женился на любимой девушке. Однако в начале 1960-х годов, когда Стивену было немногим больше двадцати лет, врачи диагностировали у него боковой амиотрофический склероз, который и привел к практически полному параличу. Прогноз медиков был крайне пессимистичным: они сказали, что пациент не проживет и двух лет. Тем не менее, с того момента минула половина столетия. С помощью специальных устройств Стивен Хокинг максимально реализует свои умственные способности и удивляет научный мир невероятными открытиями.

Рей Чарльз


Известный американский музыкант видел мир вокруг себя лишь до семилетнего возраста. Будучи совсем маленьким, он стал свидетелем гибели своего брата: Джордж тонул в лохани, стоявшей на улице, а Рей не сумел его спасти. После страшного потрясения зрение мальчика начало стремительно падать, а вскоре Чарльз и вовсе перестал различать какие бы то ни было черты окружающих предметов. Впрочем этот недуг не помешал Рею реализовать свой музыкальный талант. Артист не только великолепно пел, но и овладел игрой на фортепиано, органе, тромбоне, кларнете и саксофоне.

Франклин Рузвельт


Рузвельт стал единственным президентом США, занимавшим этот пост в течение четырех сроков. Политическому долголетию не помешали даже проблемы со здоровьем, возникшие еще до начала первой предвыборной гонки: из-за полиомиелита мужчина оказался навсегда прикован к инвалидному креслу. Однако многие граждане страны даже не подозревали, что физические возможности их президента чем-либо ограничены. Надо отдать должное американской прессе — в печать не ушла ни одна фотография, на которой Рузвельт был запечатлен в коляске или на костылях.

Инвалиды – группа населения, в которую включены лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности в силу особенностей здоровья. Сегодня таких людей довольно много. Раньше статистика инвалидов не имела большого значения. Теперь она ведется очень тщательно. Статистика позволяет не только подсчитать количество людей с ограниченными возможностями, но и дает информацию об их жизни, трудностях, потребностях.

Эти данные важны для национальной политики. Они позволяют оценить, насколько качественные и результативные программы для инвалидов реализуются в стране.

Ситуация в мире

Статистика инвалидов в мире составляет 23% от всего населения планеты. Это примерно более 1 млрд. . По данным ВОЗ каждый год число инвалидов увеличивается. Причины роста количества людей с ограниченными возможностями:


  • увеличение численности планеты;
  • значительный прогресс в медицине;
  • увеличение людей.

В странах, где люди живут 70 лет и более, многие люди в пожилом возрасте становятся недееспособными. Среди детей, и людей среднего возраста 80% инвалидов проживает в развивающихся странах, где у населения низкий уровень и . На картинке показано, сколько процентов инвалидов от общего количества жителей, в странах Европы.

Инвалидность среди детей – это огромная проблема. Не только медицинская и социальная, но также и экономическая. По инвалидов в мире становится все больше. Это тревожная тенденция. По мнению ученых, цифры будут продолжать расти.

Занятость людей с ограниченными возможностями


Международная организация труда сообщает, что среди населения трудоспособного возраста почти 400 млн – инвалиды. Многие из них нигде не работают. Большинство работодателей считают их недееспособными. По статистике работающих инвалидов всего лишь 20% от их общего числа. Остальные 80% являются .

Например, в Индии, 70 млн инвалидов и только 0,1 млн из них сумели устроиться на работу. В США трудоустроенных граждан этой категории лишь 35%.

Многие люди с ограниченными возможностями утверждают, что хотели бы трудиться и получать за это достойную зарплату, но их почти нигде не принимают.

Как обстоит дело в России

Статистика инвалидов в России в 2015 году насчитывала более 12 млн. человек. Практически половина из них – мужчины и женщины трудоспособного возраста. То есть на каждые 10 тыс. человек приходится приблизительно 59 граждан недееспособной категории. Среди них большинство относится к третьей группе. Меньше всего представителей первой группы.

Анализ статистики инвалидов по стране показывает, что у нас их гораздо меньше, чем в европейских государствах. Отечественные показатели одни из самых низких в мире. Но это не повод для гордости. Причина кроется не в том, что у наших сограждан прекрасное здоровье. В России чтобы получить, а потом ежегодно подтверждать свою инвалидность, людям с ограниченными возможностями приходится зачастую вступать в борьбу с несовершенной системой. Многим больным просто отказывают в присуждении недееспособности. Врачи нередко требуют за оформление инвалидности.

На диаграмме представлена статистика инвалидов в РФ. По ней видно, как менялось количество живущих в России людей с ограниченными возможностями с 1995 по 2005 год.

Статистика инвалидов в 2017 году составляет около 15 млн человек. Это примерно каждый десятый житель России.

Самый большой процент граждан с ограниченными возможностями наблюдается в таких областях:

  1. Белгородская.
  2. Ленинградская.
  3. Московская.
  4. Рязанская.

А также в Чеченской Республике.

Детские показатели

В последнее время статистика детей инвалидов неутешительна. Как и во всем мире, на территории РФ количество больных моложе 18 лет стремительно растет. Показатели увеличиваются с каждым годом. По данным Росстата детей-инвалидов в нашей стране приблизительно 600 тыс. человек. Однако эксперты считают, что цифры занижены. На самом деле их около трех миллионов человек. Многие родители не желают ставить ребенка на группу и официально оформлять его как больного, даже если сын или дочь страдают тяжелым недугом.

Приблизительно 12% юных граждан с ограниченными возможностями проживают в специализированных интернатах. Причины, из-за которых среди подрастающего поколения становится все больше недееспособных – плохая экология, возраст матери (чересчур молодой или старый), вредные привычки.

Данные по видам заболеваний

В таблице показана статистика инвалидов по зрению, слуху и другим проблемам со здоровьем на 2014 год.

Минтруд ведет также статистику инвалидов . По их данным граждан, ставших недееспособными в результате ранений во время , на сегодняшний день осталось в живых 22 365.

Оценка ситуации в Минске

По статистике инвалидов в Беларуси с каждым годом прибывает. В столице, по данным на 2016 год проживает 22% граждан с ограниченными возможностями. То есть более 113 тыс. человек. Как утверждает Федеральная служба женщин-инвалидов в Минске гораздо больше, чем мужчин. Больных детей здесь не много – 5% от общего числа. Среди мужчин страдающих недугами, каждый четвертый трудоустроен. Среди женщин работают лишь 16%.

На диаграммах ниже, показано процентное соотношение причин, по которым взрослые и дети в РБ были поставлены на группу.

Итак, статистика количества инвалидов в России и мире говорит о том, что число недееспособных жителей планеты неуклонно увеличивается. Это глобальная проблема всего человечества. Представителям власти следует задуматься о налаживании ситуации.



Рассказать друзьям