Необычные звуковые иллюзии. Звуковые иллюзии для психически больных людей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Она шутит только отчасти. Микинс практически ничего не слышит, и, чтобы разобрать разговоры, которые ведутся вокруг нее, ей нужно приложить очень много усилий. Тема её выступления - слух и странные шутки, которые могут сыграть с нами наши уши.

Чтобы проиллюстрировать свою тему, она воспроизвела несколько слуховых иллюзий, и это были самые странные звуки, которые я когда-либо слышал. Меня поразило, как легко эти жуткие футуристические звуки разделили мнение аудитории. Так же, как известная фотография #TheDress заставила весь мир спорить о цвете изображенного на ней платья, эти аудиозаписи бросили вызов нашим предположениям о том, как каждый из нас воспринимает мир.

Нам часто говорят, что видеть не значит верить, но я никогда не понимал, насколько хрупким и обманчивым может быть наш слух. Как только я вышел из подвала паба и оказался в давке и суматохе вокзала Кингс-Кросс, я задался вопросом, сколько из того, что я слышу, создано моим мозгом. Мое восприятие звуков никогда не будет прежним.

Нам часто говорят, что видеть не значит верить, но я никогда не понимал, насколько хрупким и обманчивым может быть наш слух

Желая узнать больше, две недели спустя я встретился с Микинс в ее лаборатории в Лондонском университетском колледже, и она немного больше рассказала о своей карьере.

Несмотря на поддержку со стороны преподавателей, сначала она отказывалась изучать нейробиологию слуха. Однако в итоге одному сотруднику колледжа удалось убедить её, объяснив, почему это может стать для неё весьма плодотворной работой. «Он польстил мне, сказав, что я могла бы открыть что-то новое о том, как слышат люди, - говорит она. - И я подумала: да, я могу».

Сегодня её исследования в основном заключаются в понимании, как мы ведём себя при высоком уровне шума, - например, во время оживленной вечеринки. Оказывается, что, даже когда мы поглощены беседой, наш мозг одновременно контролирует фон разговора, чтобы в определенные моменты делать нашу речь тише. Сейчас она проводит сцинтиграфию головного мозга, чтобы выяснить, каким образом осуществляется эта дополнительная работа, не делая нашу речь запутанной и косноязычной.

В конце беседы Софи рассказала о слуховых иллюзиях. «Люди действительно не знают, что звук, который я слышу, может не совпадать со звуком, который слышат другие», - говорит она.

Первый пример Микинс, который она приводила во время своего выступления, - «Парадокс тритона» - может показаться обманчиво простым, но он превосходно демонстрирует этот принцип. Ниже вы можете прослушать его.

Парадокс тритона

Вы можете услышать четыре пары нот. Вторая нота в каждой паре выше или ниже? Включив эту запись в темном подвале лондонского паба, Микинс попросила, чтобы мы поднимали руки, если слышим повышение или понижение нот. Аудитория разделилась - 50:50. В частности, музыканты настаивали на том, что они знали, куда идет звук.

И так же, как разное восприятие цвета платья, это вводило в замешательство, особенно когда я понимал, что стоявший рядом человек слышал не то же самое. «Это потому вызывает беспокойство, что мы хотим чувствовать, что мы все одинаково воспринимаем мир», - говорит Микинс.

На самом деле никакого правильного ответа нет. Каждая нота представляет собой совокупность различных сгенерированных компьютером тонов, разделенных октавой. Таким образом, невозможно сказать, находится ли следующий тон выше или ниже по звукоряду.

Как ни странно, согласно исследованию Дианы Дойч из Калифорнийского университета Сан-Диего, наш ответ, вероятно, зависит от нашего акцента или языка: например, калифорнийцы, как правило, приходят к выводам, совершенно противоположным выводам людей из Англии. По этой причине она считает, что манера речи, заложенная в детстве, может так или иначе формировать способ, которым наш мозг сопоставляет музыкальные ноты. (По этому принципу Дойч обнаружила и то, что повторяющиеся слова могут звучать как пение, возможно напоминая древнюю связь между музыкой и языком.)

Такие же машинно-генерируемые, неоднозначные тона помогают создать следующий оглушительный звук:

Иллюзия повышения звука

Что вы слышите? Многие люди слышат постоянно повышающийся звук. Фактически это цикл - новое повышение тона начинается, когда заканчивается предыдущее.

Это создает звуковой и визуальный эквивалент вечного движения. Кристофер Нолан использовал этот же трюк в «Тёмном рыцаре», создавая ощущение постоянного ускорения оборотов двигателя Бэтпода. И, как замечает Микинс, с помощью этой уловки с использованием звукового ряда была создана головокружительная «бесконечная лестница» в видеоигре «Марио 64»:

Во время нашего разговора Микинс показала мне сайт Дианы Дойч , который является кладезью других галлюциногенных звуков. Рассмотрим, например, этот:

Иллюзия призрачного слова

Что вы слышали? Мне кажется очевидным, что женский голос бесконечно повторяет фразу: «No way». Но другие слушатели расходятся во мнениях, утверждая, что слышат одно из этих слов: window, welcome, love me, run away, no brain, rainbow, raincoat, bueno, nombre, when oh when, mango, windowpane, Broadway, Reno, melting, Rogaine.

Это иллюстрирует то, как наши ожидания формируют наше восприятие, говорит Дойч. Мы ожидаем услышать слова, и наш мозг превращает нечеткие данные во что-то более определенное. Сила ожидания также может лежать в основе тех неловких ситуаций, когда вы неправильно расслышали нечетко произнесенную фразу.

Аналогичным образом рассмотрим этот спорный звук:

Шкала иллюзии

Дойч обнаружила, что правши обычно слышат высокие тона правым ухом, а левши - левым или двумя ушами одновременно. Это яркий пример того, как небольшие индивидуальные различия в структуре мозга могут радикально изменить наше восприятие. Но мы совершенно забываем, что наши ощущения сильно отличаются от ощущений человека рядом с нами.

Правши обычно слышат высокие тона правым ухом, а левши - левым или двумя ушами одновременно

Способность мозга формировать и совершенствовать наши чувства обычно помогает нам ориентироваться в мире, поэтому, например, мы можем услышать крик «стоп» через шум потока едущих машин. Микинс сравнивает этот слуховой беспорядок с тарелкой спагетти, в которой, так или иначе, мозг может распутать каждую «нить» звука.

«Вы каждый день становитесь своего рода детективом, идущим по следу звуков, потому что получаете множество неоднозначной информации и расшифровываете её, делая это настолько хорошо, что даже не замечаете этого», - говорит она.

«Это исследование заставило меня испытать огромное чувство уважения к своим ушам, потому что все достигающие их звуки мой мозг удивительным образом превращает во что-то имеющее смысл», - добавляет Микинс. Иллюзии, думает она, могут заставить всех нас немного больше ценить это чудо: «Только услышав эти странные звуки, вы внезапно понимаете, что делаете что-то действительно сложное».

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Семь необычных звуковых иллюзий, которые вы сможете испытать самостоятельно.
Человеческий мозг отличается умом и сообразительностью, поэтому иногда пытается «додумать» то, чего на самом деле нет. Используйте только наушники, на динамиках ноутбука вы многого не услышите.

«Скрытые ступеньки»


Впервые эта иллюзия была обнаружена профессором психологии Diana Deutsch, показавшей, как мозг группирует рядом стоящие ноты вместе.
В демонстрации проигрывается две мелодии - одна возрастающая по тону, другая убывающая, причем ноты различны для двух ушей - к примеру, правое ухо слышит первую ноту первой мелодии, потом вторую ноту второй мелодии, и так далее.
Большинство слушателей группируют высокие и низкие ноты вместе, при этом получается так, что одно ухо слышит сначала убывающую а потом возрастающую последовательность, а второе, наоборот - возрастающую, а потом убывающую. Наш мозг собирает из каши более-менее красивую мелодию, которую нам и «преподносит». К тому же, если вы правша, то вначале справа вы будете слышать возрастающий тон, а в левом - убывающий, а если левша - наоборот.

Прослушать «Скрытые ступеньки»:

«Возрастающая последовательность»

Эту иллюзию обнаружил французский композитор Jean-Claude Risset. Пары нот следуют одна за одной, создавая иллюзию повышения, как будто на пианино вы нажимаете клавиши слева направо... На самом деле тон не повышается, и если после окончания мелодии вы сразу нажмете кнопку PLAY снова, то мелодия будет продолжаться, и так до бесконечности. Но повышаться до бесконечности тон не может, в отличие от иллюзии, которую создает наш мозг.

Прослушать «вечную» возрастающую последовательность:

"Падающие" колокола


Создается впечатление, что колокола на записи «падают» в пространстве, снижая высоту тона. Но если прислушаться повнимательней, слышно, что тон УВЕЛИЧИВАЕТСЯ. Высота тона вначале ниже, чем высота тона в конце.

Прослушать падающие колокола:

"Ускоряющиеся" барабаны


На этой записи слышны барабаны, которые ускоряются, но это иллюзия. Послушайте внимательно.

Прослушать «ускоряющиеся» барабаны:

Парикмахерская


Бинауральный эффект - (от лат. bini - пара, два и auris - ухо), способность человека и животных определять, в каком направлении от них находится звучащее тело, обусловленная наличием у них 2 звукоприёмников - ушей. Звук проходит до уха, обращенного к источнику, более короткий путь, поэтому звуковые волны в обоих ушных каналах различаются по фазе (времени прихода данной фазы) и амплитуде (силе) звуковых колебаний. Звук разной высоты воспринимается по-разному: для низких звуков (до 1500 колебаний в сек) направление на звучащее тело определяется наиболее точно и почти целиком по разности времени прихода данной фазы звуковых колебаний; для высоких звуков, при которых существенную роль играет различие в силе звука у правого и левого уха, определение менее точно.

Довольно часто наш мозг обрабатывает поступающую информацию от глаз и ушей ошибаясь и путаясь. Учёные давно определили, что наши органы чувств можно легко обмануть.

Наш разум отражает все, что происходит вокруг, как зеркало. Довольно часто наш мозг обрабатывает поступающую информацию от глаз и ушей ошибаясь и путаясь. Учёные давно определили, что наши органы чувств можно легко обмануть. Акустические иллюзии – это не прихоть природы, а способ выживания человека в прошлом.

Все хищники стараются подкрасться к жертве тихо, подстроившись под шум окружающей среды. Особенность восприятия акустической информации помогало нашим предкам вычленить звуки подкрадывающегося хищника из общего шума вокруг. Восприятие акустических иллюзий определяет структура мозга. Даже здоровые люди под влиянием стресса или каких-либо необычных условий могут попасть под виляние слухового обмана. В целом, существует несколько известных звуковых иллюзий, которые может испытать здоровый человек.

  1. Тон Шепарда. Это звук, который образуется при наложении синусоидальных волн в которых звуки расположены по октавам. Еще такую иллюзию называют звуковым рядом Шепарда. Он создает иллюзию бесконечно повышающегося или понижающегося тона, в то время как его высота не меняется.
  2. Скрытые ступеньки. Доказывает возможность человеческого мозга группировать вместе расположенные рядом ноты. Мозг большинства людей группирует высокие и низкие ноты вместе. Каждое наше ухо слышит свою последовательность звуков. Одно — убывающую, возрастающую. Второе — возрастающую, убывающую. Правша слышит правым ухом сначала возрастающий тон, а левша — всё наоборот.
  3. Виртуальная парикмахерская. Это явление заключается в способности человека определять, с какой стороны от него расположен источник звука за счёт наличия двух ушей, выполняющих функцию приёмников звука. Например, источник, расположенный впереди или сзади, определяется плохо и неточно. Звуковые волны в наших ушных каналах имеют разные фазы по времени прохождения и силу звуковых колебаний. Поэтому и восприятие звука разной высоты будет разное.
  4. Иллюзия 20 лет. Известно, что с возрастом наш слух ухудшается. Например, звук частотой в 18000 Гц могут услышать только животные и люди младше 20 лет. В некоторых странах такой звук очень громко включают в тех местах, нежелательных для появление молодёжи.
  5. Эффект Мак-Гурка. Эта иллюзия демонстрирует взаимодействие между слухом и зрением в восприятии речи. Предполагается, что речь воспринимается сразу несколькими органами чувств. Эффект может быть достигнут при просмотре человека видеоролика, где видеоряд представлен одной фонемой, а звуковая дорожка отображает произношение другой фонемы. Часто воспринятая фонема является третьей, средней между этими двумя.

Стоит отметить, что звуковые иллюзии для психически больных людей совершенно отличны от тех, которые слышат здоровые люди. Обычно иллюзии принимают форму криков, голосов, шёпота, пения, музыки. Эти звуковые иллюзии больное сознание путает с посторонними звуковыми раздражителями и выдает за отчётливую речь.

Тесты

Самое интересное это то, что одни люди слышат на записи имя Лорел , а другие имя Янни .

Кроме этого, есть и те, кто сначала слышат одно имя, а спустя некоторое время - другое.

Эта иллюзия стала очень популярна и вызвала множество споров в Интернете . Одни люди просто не могут понять, как можно услышать что-то другое кроме Янни, другие же считают наоборот.


Вот эта запись:


В итоге журналисты одного популярного западного Интернет-издания выяснили, что весь фокус заключается в разных звуковых частотах . Слово "Янни" представляет высокие частоты, а "Лорел" – низкие.

Согласно специалистам, занимающимися нейронаукой в Университете Маастрихта, на разной аппаратуре слышатся разные частоты данного аудиофайла. Кроме этого, они отметили, что в восприятии звука очень большую роль играет строение уха , а также то, что сам человек ожидает услышать.

Стоит отметить, что специалисты Техасского университета в Остине считают, что ко всему вышесказанному нужно добавить тот факт, что на аудиозаписи есть шумы . Человеческий мозг дополняет места, где есть шум, определённой информацией, и у каждого человека эта информация разная.

По словам учёных, с возрастом человеческое ухо теряет свою чувствительность к высоким частотам. По этой причине имя "Лорел" слышат более взрослые люди, а вот дети и молодые люди слышат "Янни". При этом есть люди, способные одинаково воспринимать как низкие, так и высокие частоты . Такие люди сначала будут слышать одно имя, а потом другое.

Лучшие звуковые иллюзии

Ускоряющиеся барабаны

На этой аудиозаписи вы услышите барабаны, которые будто ускоряются, однако это не так. Если послушать запись внимательно, то можно это понять.


Виртуальная парикмахерская

Здесь вы сможете услышать, как работает стереоэффект. Для начала вооружитесь наушниками, а потом включите аудиозапись и закройте глаза. Вы находитесь в парикмахерской! Осторожно, острые ножницы возле ваших ушей.


Падающие колокола

В этой иллюзии у вас создастся впечатление, что колокола падают, и у них снижается высота тона. Однако если внимательно послушать, то можно услышать, что, на самом деле, тон увеличивается.


Скрытые ступеньки

Данная иллюзия была обнаружена Дианой Дойч, профессором психологии. Она доказывает, что наш мозг способен группировать вместе ноты, которые находятся рядом.

Здесь две мелодии – одна возрастает, а другая убывает, однако мозг по-разному воспринимает ноты. К примеру, одним ухом можно услышать беспорядочно первую ноту первой мелодии, затем вторую ноту второй мелодии.

Большинство людей группирует высокие и низкие ноты. Именно поэтому одним ухом мы слышим убывающую мелодию, а другим возрастающую.

Если вы правша, то, скорее всего правым ухом вы услышите возрастающий тон, а если вы левша, то наоборот.

Из всего хаотичного набора нот и тонов, наш мозг отбирает подходящую мелодию, воспринимающуюся нашим сознанием.


Интересный эффект

Для начала вам нужно знать, как правильно смотреть данное видео. А именно, вам стоит закрыть глаза, запустить видео и прослушать звуки.

После этого откройте глаза и снова запустите видео. Насколько увиденное совпадает с услышанным?


Тест на возраст

Здесь вы услышите несколько записей, однако все записи услышат не все. Определенные частоты могут слышать только те, кому меньше 20-ти лет. Дело в том, что с возрастом ухо теряет свою чувствительность. В некотором смысле можно сказать, что этим звуковым тестом вы проверяете свой возраст.

Люблю я всякие иллюзии, которые пытаются обмануть наш мозг. И вот в который раз убеждаюсь, насколько все мы люди разные, и как по-разному мы можем воспринимать окружающий мир. На этот раз речь пойдет о звуковой (или аудио) иллюзии. А может это и не иллюзия вовсе, а просто особенности восприятия звука каждым из нас. Я дам вам прослушать запись, и мне очень интересно, какое слово - Yanny или Laurel - вы услышите.

Yanny (Йенни) или Laurel (Лорел)

Для начала прослушаем запись:

Итак, что вы услышали: Yanny (йенни, йенэй, енэй, ени или что-то в этом роде), или Laurel (лорел, лоурел и т. п.)?

Да-да, не удивляйтесь, вам кажется, что можно услышать лишь тот единственный вариант, который вы слышите, но это совсем не так. И мнения разделяются примерно поровну, то есть половина людей четко слышит Yanny, а другая половина при этом слышит Laurel, а некоторые умудряются услышать и то, и другое.

Я, например, всегда слышу Yanny. Но, включив запись вчера вечером, вдруг услышала Laurel. Ушам не поверила! И на Yanny уже никак не могла переключиться. А вот сын слышит одновременно и Yanny (более высоким голосом), и Laurel (более низким).

Как такое возможно? Почему разные люди слышат разное? К обсуждению подключились уже и ученые, но и они выдвигают разные версии, и не все из них 100% объясняют феномен.

Почему кто-то слышит Yanny, а кто-то Laurel

Для изучения особенностей восприятия звука человеком существует специальная научная дисциплина - психоакустика. На то, что именно мы слышим, влияет множество факторов: источник звука, место нашего нахождения и просто индивидуальные особенности слуха.

Одно из самых популярных объяснений того, что каждый из нас услышал, связано с частотой звука . Человеческое ухо способно воспринимать звуки частотой от 16 до 22000 Гц. Но с возрастом эта цифра меняется. Сдвигаются и верхняя, и нижняя границы. Для людей старше 50 лет, как правило, это диапазон от 30 до 12000 Гц.

Пол тоже оказывает влияние на восприятие звуков. Женщины более чувствительны к высоким частотам, а вот нижние частоты представители обоих полов воспринимают приблизительно одинаково.

В слове Yanny преобладают высоко- и среднечастотные звуки, а в Laurel - низкочастотные.

Частотой звука объясняется и то, что при прослушивании данной записи на разных устройствах или в наушниках, мы можем услышать разные слова, на чем-то слышно Laurel, а на чем-то Yanny.

Большую роль играет и скорость воспроизведения .

Сейчас с помощью программ аудиоредакторов можно регулировать разные характеристики, например, изменять скорость воспроизведения, убирать басы. Такую манипуляцию проделали и с этой записью. Выяснилось, что большинство людей начинают слышать Yanny, а потом уже слышат Laurel. Но что интересно, разные люди в разное время начинают слышать Laurel, а некоторые и не слышат его вовсе.

Послушайте и вы:

Я начинаю слышать Laurel со 140%, муж со 120%, а сын с 90%. А вы? Напишите, пожалуйста, в комментариях.

Помимо частоты, ученые выдвигают и другие версии, почему мы слышим разные слова. Они предполагают, что из-за шумов и плохого качества записи мозг просто "додумывает" недостающие звуки, по аналогии с тем, когда мы разговариваем по телефону, и собеседника плохо слышно, звук прерывается, но мы все равно понимаем, о чем он говорит.

Но мне эта версия как-то не очень нравится.

Еще некоторые считают, что если перед прослушиванием сосредоточиться на каком-то одном варианте и хотеть услышать именно его, то так и получится.

Не знаю, я пробовала, но у меня не получается, все равно слышу Yanny.

Мне очень интересно, а что слышите вы? Со скольки процентов начинаете слышать Laurel? И вообще, что думаете насчет этого феномена? Пишите в комментариях, обсудим.

● Детские перлы — смех да и только!

Дорогие мои читатели! Сегодня день смеха! И совсем не хочется писать про что-то серьезное. Смех можно вызвать юмором или шуткой. А сегодня я хочу вызвать ваш...



Рассказать друзьям