В чем заключается значение цнс. Строение нервной системы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ВСПОМНИТЕ

Вопрос 1. Что такое нейрон? Каково его строение и функции?

Нейрон - нервная клетка, являющаяся функциональной единицей нервной системы. Нервная клетка (нейрон) со­стоит из тела с ядром и нескольких отростков. Короткие ветвящиеся отростки, проводящие импульсы к телу клетки, называются дендритами. Тонкие и длинные отростки, прово­дящие импульсы от тела нейрона к другим клеткам или перифериче­ским органам, называются аксонами. Основная функция нейронов - обмен информации (нервными сигналами) между частями тела.

Вопрос 2. Что такое рефлекс и рефлекторная дуга?

Рефлекс - стереотипная реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы.

Рефлекторная дуга (нервная дуга) - путь, проходимый нервными импульсами при осуществлении рефлекса.

ВОПРОСЫ К ПАРАГРАФУ

Вопрос 1. По каким принципам классифицируют отделы нервной системы?

По анатомическому принципу нервную систему человека делят на центральную и периферическую.

Вопрос 2. Какие отделами образована центральная и периферическая нервная система?

Основа центральной нервной системы (ЦНС) - спинной мозг и головной мозг. Эти органы у человека развиваются, как и у всех позвоночных животных, из нервной трубки. Периферическая нервная система - это нервы, нервные узлы, нервные сплетения и нервные окончания. В её состав входят 12 пар черепно-мозговых нервов, 31 пара спинномозговых нервов, нервные узлы (ганглии) и нервные сплетения.

Вопрос3. Каковы основные функции соматической и вегетативной нервной системы?

Соматическая нервная система регулирует работу скелетных мышц, осуществляя связь организма с внешней средой. С её помощью мы можем произвольно, по собственному желанию, управлять деятельностью скелетной мускулатуры.

Вегетативная нервная система регулирует работу внутренних органов. Она управляет активностью гладкой и сердечной мускулатуры, а также желёз, координируя их деятельность. Эта система также управляет реакциями обмена веществ, поддерживая постоянство внутренней среды в организме человека.

Вопрос 4. Чем отличается работа соматической нервной системы от работы вегетативной нервной системы?

Вегетативная нервная система, часть нервной системы, регулирующая деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, размножения, а также обмен веществ и тем самым функциональное состояние всех тканей организма позвоночных животных и человека.

Соматическая нервная система. Эту систему образуют чувствительные нервные волокна, идущие к ЦНС от различных рецепторов, и двигательные нервные волокна, иннервирующие скелетную мускулатуру.

Вопрос 5. Каков роль нервных центров в осуществлении рефлекса?

Все рефлексы осуществляются под контролем особых участков нервной системы - нервных центров. Правильная работа нервных центров необходима для того, чтобы все системы организма работали слаженно.

ПОДУМАЙТЕ!

Почему огромное значение для человека имеет невозможность произвольного управления работой вегетативной нервной системы?

Разделение функций нервной системы дало большие преимущества в борьбе за существование. Постройка жилища, бегство от хищника, поиск пищи требовали точной ориентировки в окружающей среде и выработки определенной линии поведения, которая выражалась в произвольных движениях, регулируемых соматической системой. Организация же сложного «внутреннего хозяйства», например установление необходимого для данной работы ритма и силы сердечных сокращений, давления крови, продвижение пищи по желудку и кишечнику, проходила автоматически благодаря точно очерченной для каждого вида генетической программе, осуществляемой автономным отделом нервной системы.

: обеспечение согласованной работы клеток тканей, органов и систем организма в единое целое; регуляция деятельности всех органов и систем; осуществление связи организма с внешней средой, приспособление к быстро меняющимся условиям жизни; материальная основа сознательной деятельности человека: речь, мышление, поведение.
2. Нервная ткань состоит из нейронов и вспомогательных клеток (глиальные клетки, нейроглия; шванновские клетки).
3. Нейрон - нервная клетка с отростками (одним, передающим возбуждение только от клетки, - аксоном, и несколькими, передающими передающими возбуждение к клетке, - дендритами).
4. Нейроны, соединяясь между собой при помощи аксона (самого длинного из всех отростка), образуют нейросеть.
5. Основные отделы - головной мозг и спинной мозг; еще есть периферическая нервная система.
6. Серое вещество спинного мозга образовано скоплением тел нейронов и имеет форму бабочки; белое вещество спинного мозга образовано проводящими путями. Серое вещество головного мозга образовано точно так же и покрывают большие полушария; белое вещество образовано нервными волокнами, которые связывают кору одной извилины с корой других извилин.
7. Соматическая нервная система иннервирует поперечно-полосатую скелетную мускулатуру и органы чувств, обеспечивая произвольные двигательные и чувствительные функции, осуществляет связь организма с окружающей средой и быстрые реакции на ее изменения.
8. Вегетативная (автономная) нервная система иннервирует гладкую мускулатуру внутренних органов, сосудов, кожи, мышцу сердца и железы; управляет деятельностью внутренних органов, участвующих в осуществлении функций питания, дыхания, выделения, и приспосабливает их работу к потребностям организма и условиям внешней среды.
9. Под влиянием норадреналина (это медиатор симпатической нервной системы ) увеличивается ритм и сила сердечных сокращений; сужение сосудов; расширение бронхов и зрачка; снижение секреции желез желудка и кишечника, расслабление гладкой мускулатуры кишечника; усиление слюноотделения. Под влиянием ацетилхолина (это медиатор парасимпатической нервной системы ) уменьшается ритм и сила сердечных сокращение; сужается просвет бронхов и зрачка; усиливается легочная вентиляция и желудочно-кишечная перистальтика; усиливается секреция желез желудка, кишечника и поджелудочной железы.
10. Симпатические и парасимпатические нервы, как правило, оказывают противоположное действие на функции органов. Так, например, симпатические нервы учащают ритм и увеличивают силу сердечных сокращений, а парасимпатические (блуждающий нерв) замедляют ритм и уменьшают их силу; и т. д.

42. Вспомните материал курса «Зоология». Определите типы нервных систем, изображённых на рисунке. Напишите их названия. На изображении нервной системы человека подпишите её части.

43. Изучите материал учебника и дополните предложения.
Основу нервной системы составляют нервные клетки – нейроны. Они выполняют функции приема, обработки, передачи и хранения информации. Нервные клетки состоят из тела, отростков и нервных окончаний – рецепторов.

44. Запишите определения.
Дендриты – короткие отростки нейронов, (нервных клеток).
Аксоны – длинные отростки нейронов, (нервных клеток)
Серое вещество – скопление тел нейронов в головном и спинном мозге.
Белое вещество – скопление отростков нейронов в спинном и в головном мозге.
Рецепторы – нервные окончания разветвленных отростков нейронов.
Синапсы – особые контакты, которые образуются при помощи соединения нервных клеток друг с другом.

45. Изучите материал учебника и дополните схему «Строение нервной системы».


46. Запишите определения.
Нервы – это пучки длинных отростков нервных клеток, выходящих за пределы головного и спинного мозга.
Нервные узлы – это скопление тел нейронов вне центральной нервной системы.

47. Изучите материал учебника и дополните схему «Строение нервной системы».

48. Объясните, почему вегетативную нервную систему называют автономной системой.
Она управляет работой внутренних органов, обеспечивая их неизменную работу при изменении внешней среды или смене рода деятельности организма. Эта система не контролируется нашим сознанием.

49. Запишите определения.
Рефлекс – ответные реакции организма на воздействие внешней среды или на изменение его внутреннего состояния, выполняемые с участием нервной системы.
Рефлекторная дуга - путь, по которому проходит нервный импульс от места своего возникновения до рабочего органа.

Вся нервная система делится на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относится головной и спинной мозг. От них по всему телу расходятся нервные волокна - периферическая нервная система. Она соединяет мозг с органами чувств и с исполнительными органами - мышцами и железами.

Все живые организмы обладают способностью реагировать на физические и химические изменения в окружающей среде. Стимулы внешней среды (свет, звук, запах, прикосновение и т.п.) преобразуются специальными чувствительными клетками (рецепторами) в нервные импульсы - серию электрических и химических изменений в нервном волокне. Нервные импульсы передаются по чувствительным (афферентным) нервным волокнам в спинной и головной мозг. Здесь вырабатываются соответствующие командные импульсы, которые передаются по моторным (эфферентным) нервным волокнам к исполнительным органам (мышцам, железам). Эти исполнительные органы называются эффекторами. Основная функция нервной системы - интеграция внешнего воздействия с соответствующей приспособительной реакцией организма.

Структурной единицей нервной системы является нервная клетка - нейрон. Он состоит из тела клетки, ядра, разветвленных отростков - дендритов - по ним нервные импульсы идут к телу клетки -и одного длинного отростка - аксона -по нему нервный импульс проходит от тела клетки к другим клеткам или эффекторам. Отростки двух соседних нейронов соединяются особым образованием - синапсом. Он играет существенную роль в фильтрации нервных импульсов: пропускает одни импульсы и задерживает другие. Нейроны связаны друг с другом и осуществляют объединенную деятельность.

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг подразделяется на ствол мозга и передний мозг. Ствол мозга состоит из продолговатого мозга и среднего мозга. Передний мозг подразделяется на промежуточный и конечный.

Все отделы мозга имеют свои функции. Так, промежуточный мозг состоит из гипоталамуса - центра эмоций и витальных потребностей (голода, жажды, либидо) , лимбической системы (ведающей эмоционально-импульсивным поведением) и таламуса (осуществляющего фильтрацию и первичную обработку чувственной информации).



У человека особенно развита кора больших полушарий - орган высших психических функций. Она имеет толщину 3- мм, а общая площадь ее в среднем равна 0,25 кв.м. Кора состоит из шести слоев. Клетки коры мозга связаны между собой. Их насчитывается около 15 миллиардов. Различные нейроны коры имеют свою специфическую функцию. Одна группа нейронов выполняет функцию анализа (дробления, расчленения нервного импульса), другая группа осуществляет синтез, объединяет импульсы, идущие от различных органов чувств и отделов мозга (ассоциативные нейроны). Существует система нейронов, удерживающая следы от прежних воздействий и сличающая новые воздействия с имеющимися следами.

По особенностям микроскопического строения всю кору мозга делят на несколько десятков структурных единиц - полей, а по расположению его частей - на четыре доли: затылочную, височную, теменную и лобную. Кора головного мозга человека является целостно работающим органом, хотя отдельные его части (области) функционально специализированы (например, затылочная область коры осуществляет сложные зрительные функции, лобно-височная - речевые, височная -слуховые). Наибольшая часть двигательной зоны коры головного мозга человека связана с регуляцией движения органа труда (руки) и органов речи.

Все отделы коры мозга взаимосвязаны; они соединены и с нижележащими отделами мозга, которые осуществляют важнейшие жизненные функции. Подкорковые образования, регулируя врожденную безусловно-рефлекторную деятельность, являются областью тех процессов, которые субъективно ощущаются в виде эмоций (они, по выражению И.П.Павлова, являются “источником силы для корковых клеток”).

В мозгу человека имеются все те структуры, которые возникали на различных этапах эволюции живых организмов. Они содержат в себе “опыт”, накопленный в процессе всего эволюционного развития. Это свидетельствует об общем происхождении человека и животных. По мере усложнения организации животных на различных ступенях эволюции значение коры головного мозга все более и более возрастает.

Основным механизмом нервной деятельности является рефлекс. Рефлекс - реакция организма на внешнее или внутреннее воздействие при посредстве центральной нервной системы. Термин “рефлекс”, был введен в физиологию французским ученым Рене Декартом в XVII веке. Но для объяснения психической деятельности он был применен лишь в 1863 году основоположником русской материалистической физиологии М.И.Сеченовым. Развивая учение И.М.Сеченова, И.П.Павлов экспериментально исследовал особенности функционирования рефлекса.

Все рефлексы делятся на две группы: условные и безусловные.

Безусловные рефлексы -врожденные реакции организма на жизненно важные раздражители (пищу, опасность и т.п.). Они не требуют каких-либо условий для своей выработки (например, рефлекс мигания, выделение слюны при виде пищи). Безусловные рефлексы представляют собой природный запас готовых, стереотипных реакций организма. Они возникли в результате длительного эволюционного развития данного вида животных. Безусловные рефлексы одинаковы у всех особей одного вида; это физиологический механизм инстинктов. Но поведение высших животных и человека характеризуется не только врожденными, т.е. безусловными реакциями, но и такими реакциями, которые приобретены данным организмом в процессе его индивидуальной жизнедеятельности, т.е. условными рефлексами.

Условные рефлексы - физиологический механизм приспособления организма к изменяющимся условиям среды. Условные рефлексы - это такие реакции организма, которые не являются врожденными, а вырабатываются в различных прижизненных условиях. Они возникают при условии постоянного предшествования различных явлений тем, которые жизненно важны для животного. Если же связь между этими явлениями исчезает, то условный рефлекс угасает (например, рычание тигра в зоопарке, не сопровождаясь его нападением, перестает пугать других животных).

Мозг не идет на поводу только текущих воздействий. Он планирует, предвосхищает будущее, осуществляет опережающее отражение будущего. В этом состоит самая главная особенность его работы. Действие должно достичь определенного будущего результата - цели. Без предварительного моделирования мозгом этого результата невозможна регуляция поведения. Итак, деятельность мозга является отражением внешних воздействий как сигналов для тех или иных приспособительных действий. Механизмом наследственного приспособления являются безусловные рефлексы, а механизмом идивидуально изменчивого приспособления являются условные рефлексы, сложные комплексы функциональных систем.

Нейрон, виды нейронов

Нейрон (от греч. nйuron - нерв) - это структурно-функциональная единица нервной системы. Эта клетка имеет сложное строение, высоко специализирована и по структуре содержит ядро, тело клетки и отростки. В организме человека насчитывается более ста миллиардов нейронов. Сложность и многообразие функций нервной системы определяются взаимодействием между нейронами, которое, в свою очередь, представляют собой набор различных сигналов, передаваемых в рамках взаимодействия нейронов с другими нейронами или мышцами и железами. Сигналы испускаются и распространяются с помощью ионов, генерирующих электрический заряд, который движется вдоль нейрона.

Виды нейронов.

По локализации: центральные (расположены в центральной нервной системе); периферические (расположены вне центральной нервной системы - в спинномозговых, черепно-мозговых ганглиях, в вегетативных ганглиях, в сплетениях и внутриорганно).

По функциональному признаку: рецепторные (афферентные, чувствительные) - это те нервные клетки, по которым импульсы идут от рецепторов в центральную нервную систему. Они делятся на: первичные афферентные нейроны - их тела расположены в спинальных ганглиях, они имеют непосредственную связь с рецепторами и вторичные афферентные нейроны - их тела лежат в зрительных буграх, они передают импульсы в вышележащие отделы, они не связаны с рецепторами, получают импульсы от других нейронов; эфферентные нейроны передают импульсы из центральной нервной системы к другим органам. Мотонейроны расположены в передних рогах спинного мозга (альфа, бетта, гамма - мотонейроны) - обеспечивают двигательную ответную реакцию. Нейроны вегетативной нервной системы: преганглионарные (их тела лежат в боковых рогах спинного мозга), постганглионарные (их тела - в вегетативных ганглиях); вставочные (интернейроны) - обеспечивают передачу импульсов с афферентных на эфферентные нейроны. Они составляют основную массу серого вещества головного мозга, широко представлены в головном мозге и его коре. Виды вставочных нейронов: возбуждающие и тормозящие нейроны.

Розділ II . Тема 1. Нервова система .

    Значення нервової системи

    Класифікація і будова нервової системи

    Основні етапи розвитку нервової системи

    Нервова тканина і її основні структури

4.1 Будова нейрона. 4.2 Нейроглія

5. Рефлекс і рефлекторна дуга

    Класифікація рефлексів

    Будівля і властивості нервових волокон

7.1 Будова нервового волокна. 7.2 Властивості нервових волокон

    Будова синапсу. Механізм передачі збудження у синапсі

8.1 Будова синапсу 8.2 Будова концевої платівці

8.3 Механізм передачі збудження у концевій платівці

    Гальмування у ЦНС

9.1Поняття про гальмування 9.2 Види і механізми гальмуванння

10. Вегетативна нервова система

10.1 Будова вегетативної нерврової системи

10.2 Функцыональне значення вегетативної нервової системи

11. Кора головних півкуль

11.1 Будова півкуль. Сіра та біла речовини та значення їх

12. Порушення стану нервової системи та їх профілактика (Самопідготовка)

Література :

Бабский Е.Б., Зубков А.А., Косицкий Г.И., Ходоров Б.И. Физиология человека. М.: Медицина, 1966, - 656 с. (403-415)

Гайда С. П. Анатомія і фізіологія людини. К.: Вища школа, 1972, - 218 с. (173-192)

Гальперин С. И. Анатомия и физиология человека. М.: Высшая школа, 1969, - 470с.(420-438 ).

Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма (Основы учения о клетке и развития организма, нервная система, опорно-двигательный аппарат): Учеб. для студентов пед. ин-тов. – 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1986.- 287 с.: ил. (75-86; 92-94; 103-104; 131-140 ).

Хрипкова А. Г. Возрастная физиология. М.: Просвещение, 1978, - 288с. (44-77 );

Хрипкова А. В., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.:Просвещение, 1990, - 362 с. (14-38 ).

Ключевые слова: АКСОН, БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС, ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ВРЕМЯ РЕФЛЕКСА, ГАНГЛИИ, ДЕНДРИТ, КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ, ЛАБИЛЬНОСТЬ, МОЗГОВОЙ СТВОЛ, НЕЙРОГЛИЯ, НЕЙРОН, НЕЙРОФИБРИЛЛЫ, НЕЙРОФИЛАМЕНТ, ШВАННОВСКАЯ КЛЕТКА, ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА, РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА, ПАРАСИМПАТИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА, РЕФЛЕКС, СИМПАТИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА, СИНАПС, СТРОЕНИЕ КОРЫ, УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС, ТОРМОЖЕНИЕ, ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СТСИЕМА, ЦЕНТРАЛЬНОЕ ВРЕМЯ РЕФЛЕКСА.

ЗНАЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

1. Значение нервной системы.

Основное значение нервной системы состоит в обеспечении наилучшего приспособления организма к воздействию внешней среды и осуществлении его реакций как едино­го целого. Раздражение, полученное рецептором, вызывает нервный импульс, который передается в центральную нервную систему (ЦНС), где осуществляется анализ и синтез информации , вследствие чего возни­кает ответная реакция.

Нервная система обеспечивает взаимосвязь между отдельными органами и системами органов (1). Она регулирует физиологические процессы, протекающие во всех клетках, тканях и органах организма человека и животного (2). Для одних органов нерв­ная система обладает пусковым действием (3). В этом случае функция пол­ностью зависит от воздействий нервной системы (например, мышца сокращается вследствие того, что получает импульсы из центральной нервной системы). Для других - лишь изменяет существующий уровень их функционирования (4). (Например, импульс, приходящий к сердцу, изменяет его работу, замедляет или ускоряет, усиливает или ослабляет).

Влияния нервной системы осуществляются очень быстро (нерв­ный импульс распространяется со скоростью 27-100 м/с и более). Адрес воздействия очень точен (направлены к определенным органам) и строго дозирован. Многие процессы обусловлены наличием обратной связи ЦНС с регулируемыми ею органами, которые, посылая афферентные импульсы к центральной нервной системе, сообщают ей о характере полученного воздействия.

Чем сложнее организована и более высокоразвита нервная система, тем сложнее и многообразнее реакции организма, тем совершеннее его приспособление к воздействиям внешней среды.

2. Классификация и строение нервной системы

Нервную систему традиционно по строению делят на два основных отдела: ЦНС и периферическую нервную систему.

К центральной нервной системе относят головной и спинной мозг, к периферической - нервы, отходящие от головного и спин­ного мозга и нервные узлы - ганглии (скопление нервных клеток, расположенных в разных участках тела).

По функциональным свойствам нервную системуделят на со­матическую, или цереброспинальную, и вегетативную.

К соматической нервной системе относят ту часть нервной сис­темы, которая иннервирует опорно-двигательный аппарат и обеспе­чивает чувствительность нашего тела.

К вегетативной нервной системе относят все другие отделы, которые регулируют деятельность внутренних органов (сердце, лег­кие, органы выделения и др.), гладких мышц сосудов и кожи, раз­личных желез и обмен веществ (обладает трофическим влиянием на все органы, в том числе и на скелетную мускулатуру).

3. Основные этапы развития нервной системы

Нервная система начинает формироваться на третьей неделе эмбрионального разви­тия из дорсальной части наружного зародышевого листка (эктодер­мы). Сначала образуется нервная пластинка, которая постепенно превращается в желобок с поднятыми краями. Края желобка при­ближаются друг к другу и образуют замкнутую нервную трубку. Из нижнего (хвостового) отдела нервной трубки образуется спин­ной мозг , из остальной части (передней) - все отделы головного мозга: продолговатый мозг, мост и мозжечок, средний мозг, проме­жуточный и большие полушария.

В головном мозге различают по происхождению, структурным особенностям и функциональному значению три отдела: ствол, под­корковый отдел и кору больших полушарий . Мозговой ствол - это образование, расположенное между спинным мозгом и большими полушариями. К нему относят продолговатый, средний и промежу­точный мозг. К подкорковому отделу относят базальные ганглии. Кора больших полушарий является высшим отделом головного мозга.

В процессе развития из переднего отдела нервной трубки обра­зуются три расширения - первичные мозговые пузыри (передний, средний и задний, или ромбовидный). Эту стадию развития голов­ного мозга называют стадией трехпузырного развития (форзац I, А).

У 3-недельного эмбриона намечается, а у 5-недельного хорошо выражено разделение поперечной бороздой переднего и ромбовид­ного пузырей еще на две части, вследствие чего образуется пять мозговых пузырей - стадия пятипузырного развития (форзац I, Б).

Эти пять мозговых пузырей дают начало всем отделам головного мозга. Мозговые пузыри растут неравномерно. Наиболее интенсив­но развивается передний пузырь, который уже на ранней стадии развития разделяется продольной бороздой на правый и левый. На третьем месяце эмбрионального развития сформировано мозолистое тело, которое соединяет правое и левое полушария, а задние отделы переднего пузыря полностью покрывают промежуточный мозг. На пятом месяце внутриутробного развития плода полушария распро­страняются до среднего мозга, а на шестом - полностью покрывают его (цвет. табл. II). К, этому времени все отделы головного мозга хорошо выражены.



Рассказать друзьям