Транспортный блог SAROAVTO. Катер "Ракета" на подводных крыльях: описание, технические характеристики

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Судно на подводных крыльях (СПК) «Ракета-246» построено в 1974 году на Феодосийском судостроительном заводе «Море». Длина судна 27 метров, ширина 5 метров, высота 4,5 метра, осадка 1,8 метра (при стоянке) и 1,1 метра (при ходе на крыльях).

У «Ракеты-246» под корпусом расположены специальные крылья. При стоянке и при следовании на низкой скорости «Ракета-246» удерживается на воде за счет силы Архимеда, как и обыкновенное водоизмещающее судно. На высокой скорости, за счет вызываемой этими крыльями подъемной силы, судно поднимается над водой. Таким образом значительно уменьшается сопротивление воды, что позволяет развивать высокие скорости.
Максимальная скорость, которую может развить это судно — 70 км/час. Но обычно, «Ракета-246» ходит не более 60 км/час, а на канале имени Москвы из-за частых поворотов и высокого судоходного трафика и того меньше, всего 40-45 км/час. Чем выше скорость судна, тем большую волну оно создает, которая размывает берега канала. По-этому на канале имени Москвы скорость судов ограничена 12 км/час. Но для судов на подводных крыльях, таких как «Ракета-246», сделано исключение. Волна от них совсем небольшая.

Иногда, что бы «Ракета-246» «вышла на крыло», пассажиров просят перейти с кормовой части «Ракеты» в салон. Салон «Ракеты-246» чем-то напоминает салон «Ту-154».

Когда «Ракета» «встает на крыло», то ее нос немного приподнимается и у капитана этого судна появляется «мертвая зона видимости» порядка 80 метров. Пассажирам на передних креслах в салоне по-прежнему все видно:)

По сравнению с другими судами на канале имени Москвы «Ракета» перемещается чрезвычайно быстро. Например. Перед мостом Ленинградского шоссе мы догнали .

Вот мы уже зашли под мост Ленинградки.

Мы уже на значительном расстоянии от Ленинградского моста, а «Феликс Дзержинский» только начал заходить под него.

«Летать» на «Ракете» понравилось. СПК несется по каналу обгоняя большие и маленькие теплоходы. От малейшей волны «Ракету» немного подбрасывает, качает в сторону. Сразу ощущаешь все неровности воды.

И еще несколько фоток.

Швартовый кнехт СПК «Ракета-246». Парная тумба с общим основанием на палубе судна, служащая для крепления тросов.

Запрещающая табличка.

Во время движения нельзя находиться на тентовой палубе теплохода.

«Ракета-246» жива! :)

Россия возобновила производство судов на подводных крыльях June 17th, 2017

Недавно был в Казани и несколько раз проходил мимо речного техникума, во дворе которого стояла полноценная "Ракета". Подумалось тогда еще, вот же были времена...

А тут читаю, что судостроительный завод "Вымпел" (Рыбинск, Ярославская область) планирует в 2017 году спустить на воду морское пассажирское судно на подводных крыльях "Комета 120М" проекта 23160.

Т.е можно сказать, что Россия возобновила производство скоростных морских пассажирских судов на подводных крыльях типа "Комета". Интерес к проекту уже проявляет Греция, готовы принять такие суда и на черноморском побережье России.


Речь о новых "Кометах" шла на встрече сопредседателей российско-греческой смешанной комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству на Крите. У главы российского Минтранса спросили, возобновились ли продажи "Комет" Греции, которая закупала их еще тридцать лет назад. На это Соколов ответил: "Продажи еще нет, а вот производство "Комет" возобновилось".

Впрочем, теперь судно получило другое имя, уточнил министр транспорта Максим Соколов.

Фото 2.

"Мы ее даже назвали красивым именем "Чайка", потому что она закладывалась в Рыбинске в Ярославской области, где работает депутатом Валентина Владимировна Терешкова. Вы помните, что ее позывной во время полета в космос был "Чайка". Поэтому эта "Комета" получила название "Чайка". Сейчас она почти готова. Поэтому если греческие компании хотят ее приобрести, то контракт, по-моему, еще открыт", - рассказал Соколов. Что касается закупок "Комет" Грецией, то, по словам министра, он готов им содействовать.

"Мы будем рады. И хотя судостроение - это компетенция министерства промышленности, я, как министр транспорта и как сопредседатель смешанной комиссии, готов поддержать любые предложения со стороны Греции", - заявил глава Минтранса.

Фото 3.

Как стало известно РИА Новости, АО "Судоремонтный завод "Вымпел" в Рыбинске сотрудничает с греческой компанией "Аргонавтики плоес" по вопросу строительства и передачи "Комета 120М". Сейчас с потенциальным греческим заказчиком ведутся переговоры по вопросу о подписании соглашения о взаимопонимании, в котором отражены основные условия договора на строительство четырех таких судов. Стоимость каждого судна превышает шесть миллионов евро.

Фото 4.

К новым "Кометам" проявляют интерес не только в Греции, но и в самой России. В конце апреля рыбинский завод "Вымпел" посетил президент Владимир Путин. Во время встречи гендиректор предприятия, в частности, рассказал главе государства о проекте по запуску между Ялтой и Сочи корабля на подводных крыльях.

Путин заметил, что это предложение не единственное, еще несколько судостроительных компаний в разных регионах предлагают подобные проекты.

"У министерства транспорта и министерства промышленности есть возможность провести квазиконкурсные или конкурсные процедуры и выбрать наилучшее предложение. Но само по себе предложение мне очень нравится", - сказал президент, отметив, что план может быть реализован при определенной поддержке со стороны государства в виде льгот по лизингу.

Фото 5.

При этом Путин добавил, что маршрут Сочи - Ялта сложен с точки зрения погодных условий, так как суда на подводных крыльях опасно использовать при сильном ветре. Но такие корабли можно пустить на другие маршруты на кавказском побережье или в Крыму, этот вид транспорта нужно развивать, он будет востребованным, заключил президент.

Анапа готова принять "Кометы"
На днях генеральный директор "Росморпорта" Андрей Тарасенко заявил, что уже идет подготовка к возобновлению рейсов "Комет" по Черноморскому побережью. По его словам, в Анапе уже создано предприятие, которое будет полностью отвечать за пассажирскую транспортировку.

"Раньше это было невыгодно, но вот поступили заявки, в частности от компании "Черноморские скоростные линии", что многим интересно с Анапы прийти в Сочи, многим хочется в Ялту прийти. Поэтому вопрос решаем. Не скажу точно, когда это будет. Сейчас компании получают лицензии, там большой комплект документов для получения оборудования", - сказал Тарасенко.

Будет ли данное направление популярным и регулярным, покажет пассажиропоток, добавил он.

Фото 6.

Производство "Комет" на рыбинском заводе прерывалось почти на два десятилетия, однако в 2013 году на предприятии снова начали строить суда на подводных крыльях.

Тогда Максим Соколов, выступая на церемонии закладки первой из обновленных "Комет", отметил, что суда будут строиться по совершенно новым технологиям. По его словам, реализация подобных разработок даст новые возможности по перевозке пассажиров не только по крупнейшим рекам России, но и в черноморском бассейне и в бассейне Балтийского моря.

Фото 7.

Скоростное судно на подводных крыльях "Комета 120М" предназначено для перевозок пассажиров в морской прибрежной зоне. Судно длиной около 35 метров и водоизмещением в 73 тонны сможет развивать скорость до 35 узлов и перевозить до 120 пассажиров: 22 - в салоне бизнес-класса, 98 - в салоне эконом-класса.

Фото 8.

Морское пассажирское судно на подводных крыльях "Комета 120М" проекта 23160 - справка

Район эксплуатации - моря с морским тропическим климатом. Удаление от порта – убежища в открытых морях до 50 миль.

Класс РС: КМ Hydrofoil craft Passenger – A

Длина габаритная, м - 35,2
Ширина габаритная, м - 10,3
Водоизмещение, т - 73,0
Осадка габаритная на плаву, м - 3,5
Скорость, узлов - 35
Экипаж, человек - 5
Пассажировместимость, человек: 120
салон бизнес класса 22
салон экономического класса 98
Мощность двигателей, кВт - 2 х 820
Часовой расход топлива, кг/час - 320
Дальность хода в полном водоизмещении, миль - 200
Автономность плавания, часов - 8

Фото 9.

Морское пассажирское судно на подводных крыльях «Комета 120М» - это однопалубное судно, оснащенное двухвальной дизель-редукторной энергетической установкой. Судно предназначено для осуществления скоростной перевозки пассажиров в светлое время суток в новых креслах авиационного типа. Сообщается, что данный проект морского судна был спроектирован на базе СПК, которые создавались в СССР по проектам «Комета», «Колхида» и «Катран». Основное предназначение данного корабля перевозка пассажиров в прибрежной морской зоне. Сообщается, что корабль сможет развивать скорость хода в 35 узлов. Основным его отличием от ранее строящихся в нашей стране СПК будет обеспечение высокого уровня комфорта для пассажиров. С этой целью на корабле должна будет появиться автоматическая система умерения качки и перегрузки. В конструкции корабля будут использованы современные вибропоглощающие материалы, что также должно положительным образом сказаться на комфорте пассажиров.

Фото 10.

Просторные салоны бизнес- и эконом-класса на новой «Комете» получат удобные пассажирские кресла авиационного типа, максимальное количество пассажиров - 120, предусмотрена установка в салонах системы кондиционирования воздуха. К особенностям корабля можно отнести размещение пассажиров в носовом и среднем салонах. В кормовом салоне будет расположен бар. Также в помещениях ходовой рубки и бара предусмотрено двойное остекление. Судно получит современные средства связи и навигации. Сократить объем расхода топлива планируется за счет установки современных двигателей 16V2000 M72 с электронным впрыском топлива, выпускаемых немецкой компанией MTU, и гребных винтов, обладающих увеличенным коэффициентом полезного действия.

Фото 11.

Также Сергей Итальянцев, занимающий пост руководитель дирекции программы «Суда река-море» в департаменте гражданского судостроения Объединенной судостроительной корпорации, рассказал журналистам, что в ОСК рассматривают вариант достройки, расположенных на Хабаровском судостроительном заводе двух корпусов морских пассажирских судов на подводных крыльях проекта «Олимпия». В перспективе эти достроенные суда можно было бы использовать для обеспечения перевозок пассажиров на Керченской переправе в Крыму. Также в случае достройки данные суда можно было бы использовать и на Дальнем Востоке. Именно на Черном море и на Дальнем Востоке сегодня имеются большие проблемы с обслуживанием пассажиропотока.

Корабли проекта «Олимпия» в состоянии принять на борт до 232 пассажиров. Они предназначены для скоростных перевозок пассажиров по морям с тропическим и умеренным климатом с удалением от «портов-убежищ» до 50 миль. Всего было построено два таких судна, оба были проданы на экспорт. Степень готовности двух недостроенных судов составляет примерно 80%. В случае принятия решения и заключения договора на их достройку корабли могут быть достроены в течение 6-8 месяцев, отмечается на сайте ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

источники

Знакомитесь судно на подводных крыльях - "Восход". Корабли на подводных крыльях это гордость Советского Союза. В их производстве и эксплуатации он был мировым лидером.

Уникальный корабль, практически космос)) Недаром в СССР он был засекречен, в свое время. В основном корабль ходил по реках, но при необходимости мог и в море выйти, в прибрежную зону.

Производился "Восход" с 1973 года на заводах "Красное Сормово" (Нижний Новгород. РСФСР) и "Море" (Феодосия, УССР).Двигатели высокобортный дизели с бомбардировщиков поступали с заводов "Барнаултрансмаш" и Ленинградского завода "Звезда". Всего выпущено более 150 кораблей.

Пассажировместимость свыше 70 чел. Максимальная скорость - 65 км\ч. Эксплуатационная скорость - 62 км\ч. Мощность двигателя 1000 л.с.

Но скорость на воде дается не просто. И скорости "Восходов" доступны только благодаря его формам, гибридизации самолета и корабля. На фото главная уникальность данных кораблей - подводное крыло. При разгоне корабля, крыло под днищем создает подъемную силу так же как и крыло самолета. Корабль поднимается над водой и парит над ней опираясь на крылья. Благодаря этому сила трения маленькая и корабль может развивать высокую скорость.

За год суда на подводных крыльях в СССР перевозили свыше 20 млн.чел.

В 1970-е в Киеве было в эксплуатации более 40 судов данного типа.

Помимо "Восхода" в СССР еще выпускались... его предшественники и аналоги.

"Ракета" Год выпуска 1957-1977. Произведено около 400 штук. Скорость 70км\ч. Мощность 900-1000 л.с.

"Метеор" Год выпуска 1961-1991. Произведено более 400 штук. Скорость 65км\ч. Мощность 1800-2200 л.с.

"Комета" Год выпуска 1964-1992. Произведено более 130 штук. Скорость 60км\ч. Мощность 2200 л.с.

"Полесье" Год выпуска 1983-1996. Произведено 115 штук. Скорость 75км\ч. Мощность 1100 л.с. Способен ходить по речкам глубиной в метр.

Флагман советских судов на подводных крыльях - "Циклон" - морская двухпалубная машина.

Газотурбинный двигатель мощностью - 6 000 л.с. Пассажировместимость - 250 чел. Скорость - 70 км\ч.

СССР помимо эксплуатации этих судов у себя поставлял их еще и на внешние рынки в такие страны как: США, Великобритания, Германия, Италия, Греция, Канада, Австрия, Финляндия, Китай, Польша, Венгрия, Румыния, Югославия, Вьетнам, Таиланд.

Кроме вышеуказанных кораблей еще выпускались мелкосерийные и эксперимента льные - Вихрь, Спутник, Буревестник, Беларусь, Колхида, Катран, Олимпия, Чайка, Тайфун и другие.

Как "Восходы" и компания жизни спасали...

Два "Восхода" зараженные радиацией на кладбище в Припяти. Они участвовали в эвакуации жителей после аварии...

В 1992 году во время войны Грузии с Абхазией военный вертолет обстрелял в открытом море "Комету". Одна из ракет попала ниже ватерлинии. Экипаж корабля не растерявшись врубил на полную моторы. "Комета" набрала скорость встала на крылья и с пробоиной в борту, которая теперь оказалась выше уровня воды, доставила в безопасности 70 своих пассажиров к берегу.

Благодаря своей скорости суда на подводных крыльях не раз выходили спасать экипажи и пассажиров тонущих кораблей. Не одна сотня людей спасена ими.

В СССР все гражданские суда на подводных крыльях являлись стратегическими объектами. В случае военных действий они должны были стать высокоскоростными госпиталями, вывозящими раненых с линии фронта.

Куда же делись "Восходы" и их аналоги? Почему они пропали?

Эксплуатация судов на подводных крыльях удовольствие дорогое, слишком уж сложное и дорогостоящее это устройство для такой великой страны как украина - решила сама великая украина - и в 90х Укрречфлот распродал по дешевке практически весь речной флот, а это около 100 судов, на подводных крыльях доставшийся от "клятого Совка"...

Куда распродал? За границу.

"Восход"ы в киевском порту перед отправкой за кордон.

В России началось возрождение судов на подводных крыльях – знаменитых «Ракет», «Метеоров», «Комет». Работа над усовершенствованием этого вида транспорта не прекращалась даже в тяжелое для российской экономики время. Правительство РФ включило в Федеральную целевую программу развития транспорта новые разработки по судам на подводных крыльях. На 2016 год запланирован спуск головного судна – новой «Кометы 120М». Об истории создания, судьбе и возрождении этого вида водного транспорта – в материале «Совершенно секретно».

«Снялись с якоря из Сан-Фернандо. Курс на Японию. Ближайший порт на Исигаки – 560 миль. Погода – усиление ветра до 7–8 баллов. В целях экономии топлива идем в водоизмещенном положении на одном двигателе». Это запись из бортового журнала «Кометы С-827», сделанная в 1974 году. Пройдет 20 лет, и выпуск принципиально нового вида транспорта – судов на подводных крыльях – прекратится…

В 1990-х годах прошлого века для конструкторского бюро по судам на подводных крыльях наступили непростые времена. Создание «летающих кораблей» было приостановлено на долгие годы, пока идея продолжить эволюционную цепочку «Кометы» не появилась вновь. Изначально предполагалось, что новое судно, которое уже получило свое название, «Комета 120М», будет построено к Олимпиаде в Сочи, поскольку там существовала проблема морских перевозок, грозившая обернуться в дни Олимпиады серьезным препятствием для гостей и принимающей стороны. Однако от проекта поспешили отказаться в пользу конкурентов.

НА «РАКЕТЕ» КАТАЛСЯ ХРУЩЁВ

Впервые транспорт на подводных крыльях появился на Волге летом 1957 года. В Москве в эти дни проходил VI Международный фестиваль молодежи и студентов, столицу посетили 34 тыс. человек из 131 страны мира; там «Ракета» стала действительно мировой сенсацией. Еще через год катер на подводных крыльях получит золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе Expo 58. Так весь мир узнает о советском конструкторе Ростиславе Евгеньевиче Алексееве.

Справедливости ради следует упомянуть, что и до него предпринимались попытки по ускорению водного транспорта. Уже были испробованы турбины, опробованы воздушные подушки… Первые попытки по созданию судна на подводных крыльях появились еще в XIX веке. Но где-то мощности паровой машины, используемой в качестве двигателя, не хватало для развития скорости, где-то разработки ограничились только теоретическими изысканиями, где-то корпус не поднимался над водой полностью, а каждый новый поставленный рекорд скорости через несколько лет побивался очередной разработкой, демонстрируя, что возможные пределы еще не достигнуты. Первый транспорт на подводных крыльях и вовсе получил неофициальное название «лягушка» – за нелепые прыжки по воде при высокой скорости движения. До устойчивости малопогруженных подводных крыльев было еще далеко.

Эра скоростного флота в том виде, в котором она стала известна всему миру, началась только в 1941 году. В этот год Ростислав Алексеев, студент Горьковского индустриального института, защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях». На чертежах будущий инженер-кораблестроитель представил быстроходное судно, работающее по неизвестному ранее принципу подводных крыльев. Аналогов мировая история кораблестроения еще не знала, комиссия была ошеломлена.

После блестящей защиты Ростислав Алексеев пишет рапорт на имя наркома ВМФ с предложением по созданию скоростного катера на основе имеющихся у него разработок. Ответ не заставил себя ждать: представленные вами схемы неприемлемы, эти конструкции обречены на неудачу. В самом конце письма было сказано: «Вы слишком опережаете время».

Шла война, проект, казалось, был уже отложен на неопределенный срок. Но менее чем через год после получения отказа из ВМФ на предложение по созданию нового вида транспорта главный конструктор завода Крылов попросил Алексеева рассказать о своих наработках лично. Еще несколько лет работы в тяжелых военных и послевоенных условиях, споры со скептиками, и снова работа, работа, работа… В мае 1957 года первая «Ракета» была спущена на воду.

Испытания были непродолжительны. Уже в конце июля «Ракета» взяла курс на тот самый Фестиваль молодежи и студентов в Москву из своей родной гавани. «Ракете» понадобилось всего 14 часов хода, чтобы добраться до Москвы из Горького. Для сравнения – на тот момент самый быстроходный речной транспорт преодолевал такое же расстояние только за трое суток.

На борту первого междугороднего рейса находились сотрудники Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях во главе с Ростиславом Алексеевым, в капитанской рубке находились капитан Виктор Полуэктов и Герой Советского Союза Михаил Девятаев. Три недели в Москве «Ракета» совершала прогулочные рейсы, на ней прокатился даже сам Никита Сергеевич Хрущёв.

Как только «Ракета» вернулась в родной причал Горького, было объявлено о регулярном рейсе из Горького в Казань, и судно на подводных крыльях надолго стало символом города, где было изобретено. Через год было объявлено о серийном производстве на заводе «Красное Сормово». Еще через год, в 1960-м, к серийному выпуску «Ракет» подключился и Феодосийский судостроительный завод «Море».

КОМЕТА В ОКЕАНЕ

Свой первый рейс из Горького в Казань и расстояние в 420 км «Ракета» прошла за 7 часов. Для сравнения, обычный теплоход тратил на это в четыре раза больше времени. Более суток на теплоходе только в одну сторону! А «Ракета» успела сделать рейс обратно в тот же день, что называется засветло.

Конструкторское бюро по судам на подводных крыльях под руководством Ростислава Алексеева тем временем решило работать по простой схеме: «Новый год – новый пароход». Ежегодно выпускались новые модели судов на подводных крыльях. На одно из первых испытаний «Ракеты» в качестве гостя был приглашен конструктор космической техники Сергей Павлович Королёв. Сыграл ли этот факт особую роль при выборе первых названий для новых видов транспортных средств на подводных крыльях или просто сказался общий космический подъем в науке, но за «Ракетой» последовал «Метеор», за «Метеором» – «Комета», за «Кометой» – «Спутник»… Космическим скоростям давали космические названия.

Но имя самого первого судна стало нарицательным и часто продолжало использоваться для обозначения всех судов подобного типа: пассажирских, грузопассажирских, грузовых, патрульных, спасательных и специального назначения. Постепенно скоростные суда связали между собой города и поселки, областные центры с районными городками. Это был невероятный подъем отечественного скоростного судостроения.

«Комета» стала последним теплоходом, спроектированным лично Ростиславом Алексеевым и первым в серии морских пассажирских теплоходов на подводных крыльях. Пусть и с поправкой на такие недостатки, как шум и вибрация, ощутимые на пассажирских креслах, установленных возле двигателей, «Комета» считается самым удачным из всех судов на подводных крыльях. Адаптированная к условиям, диктуемым неспокойной стихией моря, с устойчивостью к волнам, рассчитанная на 120 пассажиров и скорость 60 км/ч, «Комета» дала невиданную до этого возможность – с комфортом и быстро перебираться вдоль морских побережий.

В 1974 году «Комета» начала свое путешествие по странам юго-восточной Азии из Сингапура. В порт Сингапура «Комету» доставило советское торговое судно «Зоя Космодемьянская», там «Комета» встала уже на свои крылья и отправилась в Малайзию, Таиланд, Филиппины. Для «Кометы» это не было первым морским путешествием – до этого она прошла морской путь вдоль Европы.

Среди гостей, пришедших посмотреть на «Комету» в Маниле, был командующий военно-морским флотом Филиппин. Для страны тысячи островов скоростной морской транспорт был особенно интересен. Четыре рейса за день выполняла «Комета» между филиппинскими островами Илоило и Калапан. Предполагалось, что это будут обычные пассажирские рейсы, но стоит ли говорить, что всех желающих вместить на свой борт «Комета» не смогла.

После Филиппин будет Япония, а газеты назовут маршрут в 560 миль открытым океаном слишком смелым – шла осень, время штормов и тайфунов. «Комета» выдержала и эту проверку на мореходность и благополучно добралась до Страны восходящего солнца. В Японии уже тогда ценилось все, что помогает экономить время, была развита система монорельсовых дорог и скоростных поездов, но и советские суда на подводных крыльях неожиданно оказались конкурентоспособными. Тогда впервые Япония приобрела судно у России.

Спрос на советские суда на подводных крыльях во всем мире увеличился настолько, что стал превышать возможности советского экспорта. «Кометы» уже плавали в Америке, Англии, Франции, Греции, Марокко… Япония стала девятнадцатой страной, купившей теплоход на подводных крыльях. Советский Союз не только поставлял крылатые корабли в разные уголки мира, но и обеспечивал их техническое обслуживание, проводил подготовку специалистов. С 1959 по 1976 год было построено 389 «Ракет», в том числе 32 на экспорт.

«Ракеты» обеспечивали быструю и надежную связь по воде на Волге и на реках Сибири. В СССР суда на подводных крыльях ежегодно перевозили на регулярных линиях более 20 млн пассажиров. Конструкторское бюро по судам на подводных крыльях из года в год продолжало выпускать новые модели судов: «Вихрь», «Циклон», «Буревестник», «Спутник», «Колхида», «Восход», «Альбатрос», «Зенит» … А ведь были еще экранопланы – чудо техники от русского гения Ростислава Алексеева. И судостроительные заводы заработали по авиационным технологиям.

У Ростислава Алексеева был план запустить пассажирский экраноплан в Балтийское море – путь от Санкт-Петербурга до Калининграда составил бы всего три часа. Было предложение превратить один из экранопланов в спасательное судно, а потом больше – 15 таких спасательных судов в разных точках морей и океанов, благодаря своей невероятной скорости, покрыли бы своей проходимой способностью весь Мировой океан, став базовой основой Всемирного спасения на водах.

Казалось бы, эти новые проекты ждет большое будущее, но наступили 1990-е годы…

РАКЕТА-КАФЕ, РАКЕТА-БАР, РАКЕТА-РЕСТОРАН…

На самом деле причин, по которым использование «Ракет» как транспорта пошло на спад, хватало. С развитием сети автодорог и распространением личных автомобилей регулярные речные перевозки стали пользоваться все меньшей популярностью.

Один за другим закрывались «ракетные» рейсы с формулировкой «нерентабельно». Увеличение стоимости проезда объясняли дорогим топливом и отсутствием финансирования. Списание со счетов «Ракет» как регулярного транспорта объяснялось невозможностью их круглогодичного использования по причине сезонности. Недостаток финансирования обернулся проблемами с ремонтно-обслуживающей базой. Как следствие, некогда поражающие воображение суда на подводных крыльях стали приходить в ужасающее состояние, что-то продавалось, а что-то списывалось на берег.

Списанные на берег «Ракеты» переоборудовали в кафе, бары и рестораны. На сайте флота судов на подводных крыльях можно проследить судьбу практически каждой ракеты от года создания, первого рейса и порта приписки до года списания.

Но на некоторых маршрутах «Ракеты» держались, несмотря ни на что, еще долгое время. «Ракеты» и «Метеоры» из Ярославля до 2003 года ходили не только по области, но и в города соседних – Тверской, Ивановской, Костромской и Нижегородской – областей. В Якутии регулярный рейс Якутск – Олекминск существовал еще в 2001 году, а на Каме последняя скоростная линия Пермь – Набережные Челны была закрыта в 2003-м.

Сфера применения «Ракет» сужалась год от года. В основном их использовали в качестве прогулочных или экскурсионных катеров. Так, например, в Санкт-Петербурге действует несколько конкурирующих между собой фирм, имеющих свой флот скоростных судов. «Метеоры» летают по линиям Санкт-Петербург – Петергоф и Санкт-Петербург – Кронштадт. Время пути составляет полчаса. Цена на этот рейс рассчитана на туристов и, наверное, на ностальгические чувства тех, кто еще помнит регулярные рейсы «Ракет» по Волге.

«РАКЕТЫ» ВОЗВРАЩАЮТСЯ К РОДНЫМ БЕРЕГАМ

Тем не менее Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) имени Р. Е. Алексеева продолжало свою работу над новыми проектами. В 2011 году их наработки были включены в Федеральную целевую программу развития транспорта.

«В России давно назрел вопрос обновления водной транспортной системы – срок эксплуатации многих судов достигает более 40 лет. Сейчас ЦКБ по СПК возрождает скоростной флот, считая, что альтернативы скоростным судам во многих регионах планеты просто нет, – пояснили «Совершенно секретно» в ОАО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева». – Основной стратегической целью является создание широкой и разветвленной сети судоходных линий с использованием высокоскоростных морских, речных, озерных кораблей, судов и катеров различного назначения, на различных принципах поддержания, как в стране, так и за рубежом».

Строительство усовершенствованной версии «Кометы» – «Комета 120М» – началось в 2013 году, с января шла подготовка к строительству, летом был заложен корпус, а спуск головного судна запланирован на лето 2016 года. Отличие новой «Кометы» от предыдущей в увеличении водоизмещения (с 59 до 70 т) и скорости (с 60 до 65 км/ч). Количество мест для пассажиров останется прежним – 120. Также, предполагается, что новое судно будет другого цвета, но это уже детали.

«В 2016 году «Комета 120М» будет спущена на воду на судостроительной верфи «Вымпел» в г. Рыбинск, – сообщили в ЦКБ. – Судно оснащено интуитивно понятной современной системой управления, специально разработанной для оптимизации управления, снижения нагрузки на экипаж. Новая «Комета» обеспечит пассажиров возможностью комфортного путешествия в современных просторных салонах эконом- и бизнес-класса, креслах авиационного типа, с современной системой кондиционирования, вместительными багажными полками для каждого пассажира. Кроме того, применена система умерения качки и перегрузки».

«Комета 120М» не единственное судно на подводных крыльях, работа над которым сейчас ведется. Кроме него, планируется построить морской «Циклон 250М» и речные «Альбатрос 120Р» и «Валдай 45Р». В эти новые проекты также были внесены изменения по сравнению с предыдущими образцами. У «Циклона 250М» за счет газотурбинных двигателей будут увеличены скоростные возможности, количество посадочных мест, как и на «Циклоне», останется неизменным – 250. Предшественником «Альбатроса 120Р» послужил «Буревестник».

Помимо высокого уровня комфорта для пассажиров и экипажа, проекты ЦКБ по СПК предлагают значительные экономические преимущества перевозчикам: снижение расхода топлива за счет применения новых двигателей, улучшенных гидродинамических характеристик, использования композиционных материалов в конструкции корпуса судов; снижение стоимости технического обслуживания за счет применения современных технологий; снижение капитальных затрат и эксплуатационных расходов. Как отметили в конструкторском бюро, «проекты предполагают максимальную экологическую безопасность для окружающей среды. Показатели выброса газов и уровня шума соответствуют международным экологическим нормам».

В ОАО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» сообщили «Совершенно секретно», что «они формируют многопрофильное предприятие, объединяющее в себе проектирование, сопровождение и строительство судов, их эксплуатацию и последующее техническое обслуживание, вплоть до утилизации».

«На Х международной выставке и научной конференции по гидроавиации «Гидроавиасалон-2014» ЦКБ по СПК представило головной катер на подводных крыльях «Дельфин», – рассказали в конструкторском бюро. – Катер может использоваться в качестве служебно-разъездного катера, для морских прогулок в дневное время суток, в том числе с возможностью буксировки водного лыжника или парашютиста. На сегодняшний день идет строительство катеров на подводных крыльях по проекту «Дельфин» для индивидуальных заказчиков пассажировместимостью семь или десять человек в зависимости от модификации, скорость хода до 45 узлов».

Предполагается, что на Волгу, а точнее на ее нижегородский участок, вернется «Валдай 45Р». «Валдай 45Р» спланирован так, что при малой осадке может преодолевать те мелководные участки, где обычное судно не смогло бы пройти. Кроме того, его технические возможности позволят подходить к необорудованному берегу, что также станет преимуществом «крылатых кораблей».

«Валдай 45Р» будет готов обеспечить перевозку сорока пяти пассажиров в светлое время суток со скоростью хода до 65 км/ч. «При проектировании большое внимание специалисты уделили комфорту и безопасности пассажиров и экипажа, также максимальной экономической выгоде для судовладельцев и экологической безопасности для окружающей среды, – пояснили «Совершенно секретно» в ЦКБ. – Предполагается установка современных высокоэкономичных двигателей для обеспечения максимальной экономической выгоды для судовладельцев. Инвестиции в этот перспективный проект выделяются из средств предприятия».

Как рассказали в ЦКБ, «уже сейчас к СПК «Валдай 45Р» проявляют интерес правительство Нижегородской, Самарской областей, Республики Татарстан и многие другие. Он может использоваться в качестве речного такси, корпоративного транспорта и туристического теплохода. В сравнении с СПК предыдущего поколения улучшены гидродинамические характеристики, снижен расход топлива за счет применения новых двигателей. Конструкция корпуса будет изготовлена из алюминия, надстройки – из композитных материалов.

«Нашими проектами интересуются иностранные заказчики. ЦКБ по СПК открыто к диалогу с будущими партнерами. Именно от заказчиков будет зависеть, какое количество судов на подводных крыльях «Валдай 45Р», «Комета 120М» будет выпущено», – пояснили «Совершенно секретно» в ОАО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева».

В «МЕТЕОРАХ» ЗАИНТЕРЕСОВАН «ГАЗПРОМ»

В основном сейчас в России суда на подводных крыльях используются в туристическом бизнесе и для частных перевозок. Сферу эту предполагается расширять. Так, «Газпром» заинтересован в использовании «Метеоров» для обслуживания нефтяных месторождений и доставки туда людей вахтовым методом. «Для освоения Арктики мы предлагаем суда на воздушной подушке, экранопланы, транспортно-амфибийные платформы, – заявили в ОАО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева». – СПК может обслуживать месторождения только в летнее время, с функцией доставки людей на буровые платформы».

Эксплуатация судов на подводных крыльях предполагается на реках по всей территории России от Центральной части до Дальнего Востока, а также в Чёрном море. Керченская переправа как единственный маршрут применения не целесообразен, считают в ЦКБ.

В Санкт-Петербурге четыре туристические компании, которые используют суда на подводных крыльях. Пресс-секретарь питерской ГК «Астра Марин» Дарья Филимонова сообщила «Совершенно секретно», что «в сезон в день «Метеоры» перевозят порядка 1,5 тыс. человек и эти маршруты пользуются большой популярностью».

«В нашем «парке» 6 «Метеоров», которые по скоростной линии Peterhof Express совершают регулярные рейсы в Петергоф, Кронштадт, крепость «Орешек»», – сказала она. О строительстве новых СПК в Нижегородской области главы туристических компаний пока ничего не слышали. По их словам, «слухи о строительстве постоянно возникают, но конкретики пока никакой не поступало – у всех пока только планы».

«Строительство современных скоростных судов стало бы отличным подспорьем для развития туристической сферы, – считают в ГК «Астра Марин». – Работающий сейчас скоростной флот отлично справляется с перевозкой пассажиров, но появление новых судов так же дополнительно привлекло бы внимание к маршрутам, по которым эти суда будут ходить – люди любят пробовать что-то новое».

Дарья Филимонова заявила «Совершенно секретно», что «по всей стране много мест, на которых актуальны скоростные линии».

«Если говорить о Санкт-Петербурге, то вероятно расширение маршрутов в пригороды, – отметила она. – Но это возможно только параллельно с развитием инфраструктуры и туристической привлекательности этих пригородов. Если суда будут схожи с судами типа «Ракета» – это существенно расширит карту маршрутов, например, на Валаам, куда могут ходить «Ракеты», но не могут ходить «Метеоры» в связи со своими техническими характеристиками».

История включает в себя интересные факты о теплоходе «Ракета» в огромном количестве. Он был разработан и производился во времена Советского союза, стал настоящей находкой. Тысячи людей смогли начать путешествовать удобным способом благодаря этому судну. На тот момент этот был новый комфортабельный вид речного транспорта. О теплоходе «Ракета» написано немало интересных фактов, далее будут описаны некоторые из них:

  1. Известный ученый и успешный конструктор Сергей Павлович Королев присутствовал на испытании судна «Ракета-1» на ходу . Организатором этого мероприятия выступил один из ведущих конструкторов в кораблестроении Ростислав Евгеньевич Алексеев.
  2. Название « Ракета» со временем стало нарицательным . Так называли многие другие корабли подобного типа. Например, «Метеор» или «Комету» часто называли «Ракетой» по ошибке.

  3. Михаил Девятаев, герой СССР, прославившийся во времена Великой отечественной войны угоном вражеского бомбардировщика, проводил испытания ракеты на подводных крыльях .

  4. Впервые в городе Москва судно «Ракета» было продемонстрировано Никите Сергеевичу Хрущеву, первому секретарю ЦК КПСС в день четвертого фестиваля студентов и молодежи . Демонстрацию организовал и провел главный конструктор корабля Ростислав Евгеньевич Алексеев, затем оно было выпущено в массовое производство.

  5. Первые проекты судна пытались воплощать в жизнь еще в конце 19 века . Но эти попытки не увенчались успехом. Долгие годы известные инженеры и кораблестроители разрабатывали модель корабля, который отвечал бы всем требованиям и был действительно качественно спроектирован и создан.

  6. За все время производство таких теплоходов, было выпущено 389 экземпляров этого судна . Чуть больше 30 было вывезено на экспорт. Остальные долгие годы эксплуатировались по всей территории СССР, а затем и России.

  7. Теплоход «Ракета» эксплуатируется и сегодня . Правда, остались эти корабли только на двух реках нашей страны: Лена и Обь. Теплоход выполняет исключительно функцию общественного речного транспорта и выполняет перевозку пассажиров по нескольким маршрутам.

  8. Помимо пассажирских теплоходов, завод производит и пожарные суда . Они были универсальными с точки зрения способа пожаротушения, так как были оснащены двумя видами труб. Из одной велась подача холодной воды, а из другой специальная пена. Производство такого вида суден продолжалось вплоть до начала 2000-х, затем было прекращено. В данный момент эти корабли не функционируют, оставшиеся экземпляры установлены в качестве памятников.

  9. Теплоход «Ракета» оснащен функцией водоизмещения, благодаря крыльям на которых он держится на воде . Сами крылья расположены под водой. Эта функция помогает теплоходу оставаться на плаву даже при низких скоростях или в момент полной остановки судна. Такое свойство очень полезно, так как в основном судно выполняет прогулочную функцию и движется медленно для полноценного осмотра достопримечательностей.

  10. Теплоходы данного типа отличаются способностью приподниматься над водой, при наличии высокой скорости . Обусловлено это тем, что крылья, удерживающие ракету, имеют очень высокие отталкивающие свойства.

  11. Теплоход «Ракета» может развивать достаточно высокую скорость до 60 км/ч, выше, чем у многих других кораблей . Дело в том, что приподнимаясь, он значительно уменьшает сопротивляемость воды и двигается быстрее.

  12. Такие теплоходы стали настолько популярны, что после начала их производства было организовано регулярное экспортирование их за границу . Всего было направлено за рубеж несколько десятков готовых экземпляров.

  13. Сборкой теплохода и конструирование двигателей для них занимались разные заводы . Это повышало качество готового судна. Завод по изготовлению двигателей различных типов «Звезда» в городе Ленинграде изготавливал двигатели, и отправляли их на дальнейшую остановку на завод «Море», где и происходила окончательная сборка корабля.

  14. Для первых пассажирских теплоходов, вместительность теплоходов «Ракета» достаточно большая, он рассчитан на более чем 60 человек .

  15. «Ракета» работает только на дизельных двигателях . Они имеют высокие обороты. Мощность таких двигателей невероятно высокая, до 850 л.с.



Рассказать друзьям