Сложности в общении. «Мне трудно общаться»: восемь подсказок, которые решат проблему

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Введение
Все мы постоянно находимся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми.
И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.
В целом взаимодействие с обществом сегодня должно строиться на глубоком анализе и понимании всех факторов, способных повлиять на людей и на их отношение к компании, к ее товару или услугам.
Возникновение психологических и коммуникативных барьеров общения существенно мешает как общению отдельных индивидов, так и целых социальных слоёв. А так как человек – существо социальное – общение ему просто необходимо. Именно поэтому эта проблема актуальна в наши дни.
Проблемой барьеров в общении учёные занимались всегда. Эта тема прежде всего связана с такими именами, как Э.Берн, З.Фрейд, Л.П. Буева, А. С. Золотнякова, Б. Д. Парыгин, М. С. Каган, А. А. Бодалев.
На своем начальном (низшем) уровне взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь первичное и очень упрощенное взаимное или одностороннее «физическое» влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения. Такое взаимодействие в силу конкретных причин может и не достигать своей цели, а потому и не получать всестороннего развития, что неблагоприятно скажется на качестве делового общения.
Главное, от чего зависит успех первичных контактов, заключается в принятии или непринятии друг друга партнерами по взаимодействию. При этом они не составляют простой суммы индивидов, а являются некоторым совершенно новым и специфическим образованием связей и отношений, которое регулируется реальным или воображаемым (представляемым) различием-сходством, подобием - контрастом людей, включенных в совместную деятельность (общение).
Цель данной работы – рассмотреть барьеры общения и пути их преодоления.
Предмет исследования – психологические барьеры общения.
    Общение как восприятие людьми друг друга. Трудности общения.
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами.
По целям общение делится на биологическое и социальное. Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
Массовое общение - это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации. Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнёров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.
В едином процессе общения обычно выделяют три стороны:
    коммуникативную;
    интерактивную;
    перцептивную
Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).
Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей .
Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С.Л.Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных . Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.
Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения .
Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы:
    Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.
    Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.
    Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.
    Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.
    Эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности распространяется на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке переносится на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно как своекорыстные.
    Эффект «проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: «все люди подобны мне» или «другие противоположны мне». Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомого через «розовые очки» и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, какие, мол, все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.
    «Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы больше будете первичную информацию. На восприятие другого влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например, из-за плохого самочувствия), в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатление о незнакомом человеке было полнее и точнее, важно положительно «настроиться на него».
    Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.
    Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.
    «Эффект последней информации» проявляется в том, что если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке.
Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление казуальной атрибуции. Оно представляет собой объяснение субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей . Объяснение причин поведения человека может быть через внутренние причины (внутренние диспозиции человека, устойчивые черты, мотивы, склонности человека) либо через внешние причины (влияние внешних ситуаций).
На восприятие людей влияют стереотипы - привычные упрощенные представления о других группах людей, в которых мы располагаем скудной информацией. Стереотипы редко бывают плодом личного опыта, чаще мы их приобретаем от той группы, к которой принадлежим, от родителей, учителей в детстве, от средств массовой информации. Стереотипы стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей.
На восприятие людей влияют и предубеждения - эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не зная ни их самих, ни мотивов их поступков.
На восприятие и понимание людей влияют установки - неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации.
Установки формируются:
    под влиянием других людей (родителей, СМИ) и «кристаллизируются» к возрасту между 20 и 30 годами, а затем меняются с трудом;
    на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях.
Предвзятое мнение человека руководит тем, как он воспринимает и интерпретирует информацию. Изображение лица человека на фотографии может совершенно по-разному восприниматься (это жестокий или добрый человек?), в зависимости от того, что известно о данном человеке: например, гестаповец он или герой. Эксперименты показали, что очень трудно опровергнуть ложную идею, неправду, если человек логически обосновал ее. Этот феномен, названный «стойкостью убеждений», показывает, что убеждения могут жить своей собственной жизнью и выживать после дискредитации доказательства, которое их породило. Неверное мнение о других людях или даже о себе может продолжать существовать, несмотря на дискредитацию. Для того чтобы изменить убеждение часто требуются более убедительные доказательства, чем для того, чтобы создать его.
2. Психологические барьеры общения
В данной работе будем придерживаться следующего определения. "Барьер" общения – психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Барьер состоит в усилении отрицательных переживаний и установок – стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей.
В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями .
Человек, как элемент коммуникации - сложный и чувствительный "получатель" информации со своими чувствами и желаниями, жизненным опытом. Полученная им информация может вызвать внутреннюю реакцию любого рода, которая, возможно, усилит, исказит или полностью блокирует посланную ему информацию.
Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту.
Причиной психологического барьера могут служить социально-культурные различия между партнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнёра по общению как лица определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста. Например, огромное значение для возникновения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. Само нежелание прислушиваться к мнению того или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью.
Общение является неизменным составляющим, социальной жизни человека, не всегда поддающихся сознательному контролю. Этому можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и приёмам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определённое содержание и цели общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когда говорят о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, прежде всего, имеют в виду технику и средства общения
Психологические барьеры в общении возникают незаметно и субъективно, нередко они не ощущаются самим человеком, но незамедлительно воспринимаются окружающими. Человек перестает ощущать неверность своего поведения и уверен, что общается нормально. Если он обнаруживает несоответствия, начинают развиваться комплексы.
Перечислим психологические барьеры, которые возникают в процессе общения людей.
Первое впечатление считается одним из барьеров, который может способствовать ошибочному восприятию партнера по общению. Почему? Первое впечатление, по сути, не всегда бывает первым, так как на формирование образа влияет и зрительная, и слуховая память. Следовательно, оно может быть относительно адекватным, соответствовать чертам характера, а может быть ошибочным.
Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки . Выражается в следующем: внешне беспричинно человек начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или по каким-то скрытым причинам. Следует установить возможные мотивы появления такого отношения и преодолевать их.
Барьер отрицательной установки, введенной в опыт человека кем-либо из других людей . Вам сообщили отрицательную информацию о ком-то, и складывается негативная установка по отношению к человеку, о котором вам мало что известно, нет опыта личного взаимодействия с ним. Таких негативных установок, привнесенных извне, до вашего личного опыта общения с конкретным человеком надо избегать. К новым людям, с которыми предстоит общаться, надо подходить с оптимистической гипотезой. Не ориентируйтесь в окончательной оценке человека только на мнение других. человека только на мнение других.
Барьер «боязни» контакта с человеком . Бывает, что вам необходимо вступить в непосредственный контакт с человеком, но как-то неловко. Что делать? Попытайтесь спокойно, без эмоций проанализировать, что сдерживает вас в общении, и вы убедитесь, что эти эмоциональные наслоения или субъективны, или носят слишком второстепенный характер. После беседы обязательно проанализируйте успешность разговора и зафиксируйте собственное внимание на том, что ничего страшного не произошло. Обычно такой барьер характерен для людей, испытывающих сложности в общении, имеющих в целом низкий уровень общительности.
Барьер «ожидания непонимания». Вы должны вступить в непосредственноевзаимодействие с человеком в деловом или личностном общении, но вас волнует вопрос: правильно ли вас поймет партнер? Причем здесь нередко исходят из того, что партнер обязательно должен понять неверно. Начинают прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения. Необходимо спокойно и обстоятельно проанализировать планируемое вами содержание беседы и по возможности устранить из нее те моменты или эмоциональные аспекты, которые могут вызвать неадекватное толкование ваших намерений. После этого смело вступайте в контакт.
Барьер «возраста» типичный в системе обыденного общения. Возникает в самых разнообразных сферах человеческого взаимодействия: между взрослыми и детьми (взрослый не понимает, чем живет ребенок, что является причиной многих конфликтов), между людьми разных поколений. Люди постарше нередко осуждают поведение молодых, как бы забывая себя самих в этом возрасте. Молодые раздражаются, посмеиваются. Возникают осложнения в межличностных отношениях. Возрастной барьер в общении опасен и в семейных отношениях, и в системе служебного взаимодействия .

3. Возможные пути преодоления барьеров общения

Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы - предпочтительные средства общения, включая вербальные и невербальные.
Прежде чем вступить в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнёра по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приёмы общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнёра благоприятное или неблагоприятное впечатление о себе и сделав так, чтобы в дальнейшем у собеседника возникло или не возникло (если этого желания нет) стремление продолжать общение.
На начальном этапе общения его техника включает такие элементы, как принятие определённого выражения лица, позы, выбор начальных слов, тона высказывания, движений и жестов, привлекающих партнёра действий, направленных на его преднастройку, на определённое восприятие сообщаемого (передаваемой информации). В процессе общения применяются виды техники и приёмы разговора, основанные на использовании обратной связи.
При межличностном общении важно уметь «снимать маску», быть открытым и искренним. Без открытого общения не могут существовать теплые и близкие отношения с людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в особенностях своих отношений с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в конкретных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения. Собирая подобную информацию от разных людей, получаешь возможность увидеть себя как бы в разных зеркалах. Обеспечение других обратной связью - сведениями о том, какие чувства и мысли вызывает у нас их поведение, - может повышать взаимное доверие. Для того чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью.
Следует помнить, что стереотипы мышления есть и у того, кто сообщает информацию, и у того, кто ее получает.
Каждый человек видит окружающий мир по-своему. Образ мира всегда субъективен (вспомните закон неопределенности отклика). Так вот, совершенно справедливо утверждение: «Мы верим тому, чему хотим верить». У каждого из нас есть свои предпочтения, каждому что-то нравится, а что-то - нет. И в поведении человек ориентируется на свое видение ситуации, на свои оценки, симпатии и антипатии.
В процессе общения проблема усложняется. Если действительно захотеть быть лидером в общении, приходится преодолевать не только свои собственные предвзятые представления, но и предрассудки ваших собеседников, так как люди ищут подтверждения своим взглядам и отвергают то, что не вписывается в систему их представлений. Изменить установки людей, их предрассудки и предубеждения почти невозможно - ведь это часть психики человека. Наивно полагать, что под воздействием логических аргументов, показывающих несостоятельность некоего предвзятого представления, человек изменит его. Если партнер достаточно умен, он согласится на словах, если нет, будет спорить, защищаться или уйдет в глухую оборону.
Можно выделить несколько путей преодоления:
    действия должны быть направлены не на устранение предубеждений и предвзятых мнений (что, как уже было сказано, невозможно), а на ослабление и устранение их влияния в каждом конкретном случае.
    действия направлены на ослабление влияния предвзятых представлений не только у оппонентов, но и у себя.
    сознательно передать инициативу разговора в руки собеседника, тем самым лишая его возможности оставаться оппонентом и говорить «нет».
    для получения утвердительных ответов использовать «усилители», то есть высказывания, имеющие общий характер и не вызывающие возражений.
Этот метод называется методом переубеждения, или методом «Я - Сократ».
Как известно, Сократ в своих диалогах задавал вопросы, на которые его собеседник отвечал в основном «да», и тем самым добивался переубеждения оппонента. Думается, что тщательное изучение «Апологии Сократа» Платона есть прекрасная школа управленческого общения.
Также необходимо уменьшить коммуникативный барьер. Это можно сделать, руководствуясь следующими положениями.
1. Постарайтесь сразу избавиться от стереотипов мышления. Конечно, это нелегко. Но если постоянно о них помнить, с поставленной задачей вполне можно справиться. Это совет стратегический.
2. Каждый раз, формируя сообщение, помните о двух вещах. Первое: убедитесь в том, что оно не искажено вашими стереотипами мышления. Второе: попытайтесь определить, какие стереотипы могут довлеть над получателем вашей информации, и сформулируйте свое сообщение таким образом, чтобы оно прошло через этот барьер.
3. Для устранения в сообщении искажений, идущих от стереотипов, очень хорошо помогают следующие приемы:
    Принимая информацию, отделяйте эмоции от фактов, а факты - от мнений. Сделать это очень просто. Выслушав собеседника, попросите его повторить сказанное, ограничиваясь фактами и оставив оценки этих фактов при себе.
    Снабжая информацией, не стесняйтесь попросить повторить ее, особенно если речь идет о чем-то очень важном.
Эти приемы можно назвать элементарной техникой безопасности управленческого общения, ведь они помогают нейтрализовать стереотипы мышления и повысить качество общения.
Установка сознания - это устойчивое отношение человека к окружающему миру, другим людям и самому себе, основанное на его жизненном опыте. Можно сказать, что установки сознания есть у каждого; это своеобразные аксиомы, которые, однажды подтвердившись, уже не подвергаются сомнению и не нуждаются в доказательствах. Установки сознания могут быть правильными или неправильными, но в том и другом случае они, так или иначе, подтверждены опытом человека. Правильные установки сознания помогают человеку лучше адаптироваться к окружающему миру, не повторять ошибок, действовать с учетом собственного опыта.

Заключение
Общение чрезвычайно многогранно. Оно может быть представлено в своем разнообразии по видам. Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение - это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации. Общение может быть личным и деловым. Личное общение - это обмен неофициальной информацией. Деловое общение - процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность. Общение может быть также доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.
Соблюдение условий взаимопонимания на практике, в жизни является критерием достигнутого взаимопонимания. Оно будет тем выше, чем более приемлемы для совместной деятельности разработанные правила взаимодействия. Они не должны сковывать партнеров. Для этого их необходимо периодически исправлять, т.е. согласовывать совместные усилия людей и обстоятельства их реализации. Лучше всего это делать в ситуации равноправного положения индивидов.
Культура общения - это совокупность ценностей (свободы, справедливости, прав и обязанностей, ответственности и самосознания) и способ их реализации в системе социальных, экономических, культурных отношений людей, основанных на раскрытии индивидуальных возможностей и способностей личности.
Современное знание предлагает такие отношения, когда не будет надобности индивидам за счет другого добиваться цели. Успех зависит и от самого человека и от общения. Личность может найти себя в полном и разностороннем применении способностей, в сознании того, что ее состояние не основано на страданиях окружающих. Культура общения открывает широкие возможности для развития личности.
Общение - первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т. е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие. Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга .
Трудности в общении происходят в большей мере не от слишком высокого или слишком низкого уровня коммуникабельности, а, скорее, от трудности выхода из сложившейся ситуации и негативной коммуникативной установки индивида.
Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Барьеры общения многогранны, разнообразны и требуют определённого разрешения. Существуют коммуникативные барьеры (когда человек не понимает речи собеседника по тем или иным причинам, например если речь искажена или люди беседуют на разных языках) и психологические барьеры (например, если люди не понимают друг друга из-за разницы в возрасте или «первое впечатление» оказало слишком сильное влияние).

Список использованной литературы:

    Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Велби, Проспект, 2007.
    Рубинштейн С.Л. Основы психологии. – СПб.: Питер, 2009.
    Крысько В.Г. Социальная психология. – М.: ВЛАДОС, 2008.
    Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2010.
    Петровск ий А.В. Психология развивающейся личности – М.: Прогресс, 2008.
и т.д.................

Как утверждают психологи, проблемы в общении гораздо чаще возникают , поскольку именно для менее общительных людей оказывается неразрешимой проблемой позвонить по телефону, заговорить с новым коллегой, обратиться с просьбой.

Но независимо от того, интроверт вы или экстраверт , существуют методы, которые помогают эффективно преодолевать , возникающие при общении с окружающими людьми.

У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя.
Сократ

Распространенные причины проблем

Каждый из нас хоть раз в жизни попадал в ситуацию, когда у него возникали трудности в общении.

Кто-то тяжело адаптируется к новому коллективу, кто-то стеснителен от природы, кто-то боится публичных выступлений, кто-то робеет перед начальством.

При этом наиболее распространёнными причинами возникновения проблем при общении являются неуверенность в себе , в своей значимости, излишняя углублённость в свои проблемы , дурное настроение или, наоборот, самоуверенность и назойливость .

Правило 1. Не чувствуйте за собой вины

Прежде всего, даже если вы собираетесь кого-то о чем-то попросить, не испытывайте чувства вины. Психологи доказали, что за чувством вины всегда кроется страх наказания (либо неодобрения).

Все люди всегда кого-то о чем-то просят на протяжении жизни, и если у человека нет времени или желания вам помогать, он сам об этом сообщит. Всегда лучше попытаться обратиться и получить отказ, чем не обратиться вообще.

Кроме того, не концентрируйтесь на отказе. Не считайте, что отказ – это ваша вина. Человек может отказать вам по сугубо личным причинам, совершенно с вами не связанным.

Правило 2. Избавьтесь от робости

Нередко неуверенность в себе выдают нечёткая речь, длинные паузы между словами, робкие интонации. Избавиться от таких вещей зачастую тяжелее всего. Здесь можно обратиться к специальной литературе, чтобы попрактиковаться в психологических упражнениях или в моделировании ситуаций.

Почему некоторые из нас не особо социальны? Ведь всем нам нужно иногда общаться. И для ряда людей это неудобный факт жизни. Давайте обсудим десять причин, почему вы склонны избегать общения, и как это (по возможности) исправить.

1. Вы подавлены / обеспокоены

Если вы попадаете в эту категорию, не волнуйтесь. Вы не один. Депрессия и беспокойство – это больная тема для миллионов людей на нашей планете. Тревожные состояния, сопровождающие депрессию, создают ощущение хронической напряженности и беспокойства. Это излечимо, хотя полное восстановление может занять некоторое время. Даже в этом случае найдите себе собеседника, чтобы не держать все в себе.

2. Вас одолевают свои личные проблемы

Мы все слышали высказывание «Не судите книгу по ее обложке». Многие люди почему-то эту мудрость игнорируют. Правда в том, что окружающие могут не знать о вашем внутреннем состоянии. Возможно, у вас есть свои личные проблемы, которые не располагают к общению. Просто переживите это время, но не отказывайтесь от общения совсем.

3. Вы чувствуете себя неловко

Нет ничего постыдного в том, чтобы признаться себе, что вам неловко общаться, и вы чувствуете себя неуклюже и некомфортно. Попробуйте практики визуализации и медитации. Изучение основных методов осознанности может помочь преодолеть многие врожденные или приобретенные стрессовые факторы. У вас больше контроля над своим телом и разумом, чем вы думаете!

4. Общение «высасывает» из вас энергию

Если общение истощает ваши энергетические резервы, то вы, скорее всего, интроверт. Кстати, между интровертностью и депрессией нет никакой взаимосвязи. В первом случае это просто тип личности; во втором – проблема с психическим здоровьем (см. пункт 1). Слушайте себя и понимайте, что вам нужно: если вам нужно одиночество, побудьте сами с собой, но не отказывайтесь от общения и социализации в умеренных количествах.

5. У вас нет навыков общения

Социальные навыки – это знания приобретенные. По какой-то причине вы можете чувствовать себя неприспособленным для «навигации» по социальной сфере жизни – и это не ваша вина. Немного практики, и вы сможете улучшить свои социальные способности.

6. Вы боитесь быть отвергнутым

Страх перед отвержением – один из глубочайших. Мы боимся критики и ненужности. Опять же тут поможет медитация и осознание себя: не всегда быть отвергнутым означает проблему и конец света – иногда это может быть высшим благом.

7. Вы находитесь в новой среде

Тут вообще нечего стыдиться. Все люди сначала чувствуют себя некомфортно в новой среде – просто кто-то меньше, а кто-то больше. Не бойтесь поздороваться с незнакомым человеком, а затем завязать максимально простой разговор. Если вы будете вести себя дружелюбно, то велика вероятность того, что вам ответят взаимностью.

8. Вы застенчивы

И это снова возвращает нас к вопросу об интровертности. Мозг интроверта предпочитает путь ацетилхолина, в то время как экстраверты выбирают путь допамина. Иными словами, экстраверты нуждаются во внешней стимуляции энергии, а вы – во внутренней. Просто продолжайте понемногу общаться с людьми, не изнуряя себя многолюдными мероприятиями и шумными вечеринками.

9. Вы не любите пустые разговоры ни о чем

Да, вам бы хотелось пообщаться на философские и психологические темы, а вам задают вопросы о том, есть ли у вас котики и собачки. Люди очень разные, и к этому нужно привыкнуть. Подумайте о том, что кому-то гораздо проще разговаривать о домашних животных, чем о бренности существования.

10. Вы просто не хотите общения

Это вполне нормально иногда вообще не хотеть общения – и не нужно при этом испытывать муки совести или лелеять свой якобы комплекс неполноценности. Волноваться нужно тогда, когда вы вообще не хотите общаться и разговаривать. Выйдите из своей зоны комфорта хоть иногда, просто выйдите и поприветствуйте окружающих.

Общение - это специфический человеческий способ организации деятельности. Особенно важно и значимо оно в ряде таких видов деятельности, само существование которых возможно благодаря их максимальной опосредованности взаимоотношениями в системе «человек-человек». Люди – самые сильные раздражители друг для друга, поэтому процесс их взаимодействия может существенно осложняться не только индивидуально-личностными особенностями, но и рядом объективных трудностей. Зачастую в ходе деловых и межличностных взаимоотношений между ними могут возникать препятствия, барьеры смыслового и психологического характера, которые существенно затрудняют контакты, а в ряде случаев могут привести и к полному разрыву отношений.

Проявления затрудненности общения, обусловленные фактором межличностных отношений, обнаруживаются в форме изменения стилей делового общения, симуляции несогласия, преднамеренной дезинформации партнера, в то время как проявления затрудненного общения, обусловленные фактором индивидуально-психологических особенностей, обнаруживаются в форме смещения диалоговых структур, нарушения эллиптичности деловых диалогов, спонтанного употребления невербальных средств общения.

Трудности общения - субъективно остро переживаемые, не удовлетворяющие человека контакты с другими людьми.

Область значений понятия «трудность» настолько широка, что позволяет использовать его для определения общения, характеризующегося различной степенью затрудненности. Понятие «трудность общения», или «затрудненное общение», может употребляться в широком смысле как для определения общения, характеризующегося незначительными сбоями, которые не останавливают коммуникативный процесс и преодолеваются самими собеседниками, так и для определения общения, протекающего в форме крайне выраженной затрудненности, когда коммуникативный процесс жестко блокируется и расстраивается настолько, что дальнейшее общение становится невозможным. В такой ситуации можно говорить о нарушении общения .

Следовательно, трудности общения различаются по степени сложности протекания, психологическим последствиям, степени неудовлетворенности партнеров общением, возможностям и способам устранения возникших затруднений. Поэтому в дальнейшем мы будем разграничивать такие понятия, как «трудности общения», «нарушения общения», «смысловой барьер» и «психологический барьер».

Трудности общения возникают без предварительного намерения партнеров, протекают внешне бесконфликтно, сопровождаются внутренним напряжением и неудовлетворенностью общением, отрицательными эмоциями, которые переживают все участники коммуникативного процесса.

Нарушения общения - это болезненные взаимодействия, когда в ходе контакта систематически обращается внимание на те стороны личности партнера, которые он не осознает, и которые находятся в противоречии с его представлениями о самом себе. Нарушения общения могут проявляться либо в форме межличностного конфликта (внешнего или внутреннего), либо в разрыве отношений между партнерами по общению.

В узком смысле понятие «трудности общения» включает в себя два вида препятствий, барьеров, затрудняющих процесс общения, а именно: смысловые и психологические барьеры.

Следует отметить, что в психологической науке нет единого определения этих понятий, часто одно подменяется другим.

Так, понятие «смысловой барьер» в научный обиход было введено психологом Л.С. Славиной при изучении психологических особенностей неуспевающих и недисциплинированных учащихся. В последующем это понятие стало широко использоваться в социальной психологии и анализировалось исследователями психологии общения В.А. Лабунской, Е.В. Цукановой, Б. Неймарк и др. Следует отметить, что толковалось это понятие достаточно широко. Чаще всего оно рассматривалось, как аффективное состояние, мешающее человеку воспринимать и правильно реагировать на некоторые воздействия со стороны другого человека. Чаще всего в качестве таких воздействий выступали требования партнера, именно их выделяли психологи. Но предъявление требований – это лишь один из содержательных моментов общения. Кроме того, неадекватная реакция собеседника могла быть вызвана не только по отношению к требованию, но и по отношению к человеку, его предъявляющему. То есть содержательные, смысловые и индивидуально-личностные факторы, влияющие на возникновение аффекта (кратковременной бурной вспышки эмоций, внутреннего конфликта), не разграничивались. Да и само аффективное состояние в большей степени рассматривалось как психологическая защита по сохранению имеющейся самооценки, образа идеального «Я», но это уже некоторое следствие затрудненного общения, точнее, барьера, а не сам барьер.

Все это делает определение смыслового барьера как аффективного состояния, препятствующего адекватному реагированию на воздействие других людей, неточным и неполным.

Психолог Л.М. Митина подходит к определению понятия «барьер общения» несколько по-другому. Ею выделяется два типа трудностей:

    психологические трудности, вызываемые внешними причинами, возникают в результате объективной сложности задачи и определяются отсутствием средств ее решения;

    психологические трудности, вызываемые внутренними причинами, определяются индивидуальными особенностями личности и ее психическими состояниями (тревога, страх и т.п.) 16 .

Исходя из вышеизложенного, смысловой иликоммуникативный барьер следует рассматривать как препятствие, возникающее между коммуникантами в силу различной интерпретации смыслового содержания (текста, подтекста) одной и той же информации (рационального и эмоционального плана). Они вызываются преимущественно внешними причинами.

В особую группу следует выделить психологические барьеры (условно их можно назвать барьерами личности), то естьпрепятствия, возникающие в процессе общения в силу затрудненного восприятия партнерами индивидуально-психологических особенностей друг друга. Они вызываются внутренними причинами.

Таким образом, понятие «трудности общения» можно определить как проявление коммуникативных и психологических барьеров, возникающих в процессе различных видов общения без предварительного намерения собеседников, протекающих внешне бесконфликтно, но сопровождающихся высоким внутренним напряжением и отрицательными эмоциями собеседников (партнеров), следствием которых может стать нарушение общения или даже разрыв контактов между партнерами .

Трудности общения несут на себе не только функцию, препятствующую развитию личности и затрудняющую процесс коммуникации. Наряду с негативными можно выделить и некоторые позитивные моменты, связанные с коммуникативными трудностями, среди таковых психологи выделяют:

    индикаторную (сигнализируют о назревающем или назревшем противоречии);

    стимулирующую, мобилизующую (в снятии противоречия актуализируются возможности личности, что позволяет человеку поверить в свои силы, дает возможность и обеспечивает необходимость действовать самостоятельно).

Трудности общения довольно многообразны. В современной психологической науке пока нет их единой классификации. Из описанных в отечественной литературе особого внимания заслуживает классификация А.А. Рояк. Она разработана применительно к общению дошкольника в процессе игровой деятельности и касается тех трудностей, которые выступают своеобразным тормозом развития личности. В этом плане автором выделяются два типа коммуникативных трудностей – операциональные и мотивационные.

1. Операциональные трудности – это трудности исполнительской стороны деятельности, появляющиеся у собеседников из-за недостатка необходимых знаний, умений, способов их практической реализации:

а) трудности, возникающие в связи с недостаточной сформированностью необходимого уровня требуемых коммуникативных умений и навыков. Например, дети стремятся к общению, но сверстники их не принимают. (Возможно, игровую деятельность можно с определенной долей условности заменить профессиональной, где общение выступает в роли организующего звена. А понятие «сверстники» заменить «коллегами», тогда данную классификацию можно будет применить не только к дошкольному возрасту);

б) трудности, обусловленные несформированностью способов построения «деловых» взаимоотношений с партнерами (сверстниками). Импульсивность, неумение сдерживать себя ведет к невольной дезорганизации совместной деятельности. (В некотором плане эту трудность можно определить как неумение общаться на уровне «Взрослый-Взрослый» согласно теории трансактного анализа Э. Берна);

в) трудности появляются как результат сочетания трудностей первого и второго (а, б) порядка.

2. Трудности мотивационной стороны общения:

а) возникают из-за несформированности потребности в общении. Одиночество заполняется компенсаторными интересами (любовь к животным, живопись, музыка и т.п.)

б) создаются в результате вытеснения мотивов общения другими мотивами в силу преобладания потребности в какой-то иной деятельности. Человек общается лишь постольку, поскольку общение может удовлетворить его основные потребности;

в) появляются из-за неправильной сформированности мотивов общения, при преобладании мотивов эгоцентрического характера.

Соответственно двум типам трудностей выделяется и два типа барьеров - мотивационный , как следствие несовпадения доминирующих потребностей, иоперациональный , возникающий в силу того, что отсутствуют объективные возможности для удовлетворения требований, предъявляемых сверстниками, коллегами или просто собеседниками.

Подобную классификацию факторов, затрудняющих общение, представляет Ю.М. Орлов. Среди таких факторов он выделяет:

    несогласование целей и мотивов действий;

    неадекватную технику общения (неумение непринужденно вызывать в другом действия, поддерживающие общение, оправдывающие собственные ожидания; использование парадигмы управления, насилия, принуждения для получения ожидаемого поведения собеседника).

Как отмечает Ю.М. Орлов, «наше поведение определяется ожиданиями других больше, чем собственными желаниями». Естественность – главное условие оптимального общения. Искусственно разыгрываемая роль ведет к барьеру в общении, ибо может быть ошибочно понята собеседником как естественное состояние. «Если Вы нуждаетесь в участии, - подчеркивает Ю.М. Орлов, - нужно, чтобы другой видел это. Если же Вы при этом демонстрируете агрессивность, силу - это не вызовет желания помочь» 17 .

Несогласованность мотивов, неадекватное приписывание собственных мотивов партнерам по общению дезорганизует контакты.

Мотивов поведения может быть множество, число же потребностей ограничено, особенно тех, что удовлетворяются через общение с другим человеком. К числу таковых можно отнести следующие:

    потребность в доминировании, оказании давления на жизнь другого человека;

    потребность в подчинении другому. При соединении в ситуации общения партнеры дополняют друг друга;

    потребность в покровительстве, заботе о другом, опеке;

    сочетается с потребностью в помощи. Несогласование приведет к барьеру, особенно при чрезмерном проявлении;

    потребность в аффилиации: общении ради общения, устранения дискомфорта одиночества;

    потребность в безопасности, снятии тревоги, страха (в ситуации тревожного ожидания общительность увеличивается);

    потребность в познании себя и другого;

    потребность в признании своей уникальности, неповторимости и др.

В свете указанных классификаций важно отметить, что в ситуации, когда общение является основным компонентом профессиональной деятельности, овладение специальными, базовыми коммуникативными умениями является своего рода гарантией оптимального течения процесса профессионального и межличностного взаимодействия. В противном случае общение может быть затруднено.

К таким умениям относятся следующие:

1.Умения межличностной и деловой коммуникации:

    передавать и воспринимать рациональную и эмоциональную информацию;

    пользоваться вербальными и невербальными (неречевыми) средствами общения, «прочитывать» их;

    умение организовывать и поддерживать диалог;

    умение активного слушания.

2 . Умения межличностного и делового взаимодействия:

    организовывать совместную деятельность;

    управлять групповой динамикой;

    занимать адекватную ролевую позицию;

    оказывать психологическую поддержку;

    занимать позицию конструктивной конфронтации.

3. Социально-перцептивные умения:

    ориентироваться в коммуникативной ситуации;

    понимать эмоциональное состояние партнера;

    распознавать скрытые мотивы и психологические защиты;

    умение социальной рефлексии.

Наиболее полную классификацию трудностей общения разработали немецкие социальные психологи Г. Гибш и М. Форверг. В основе их классификации лежит психологическое содержание причин и условий возникновения трудностей общения, т.е. факторы, облегчающие или затрудняющие коммуникативный процесс. Ими выделяется шесть типов трудностей.

1. Ситуативные - трудности из-за различного понимания ситуации в силу неодинаковой степени включенности общающихся в ситуационный контекст. Для достижения понимания необходимо учитывать следующие условия:

    осуществление совместных действий;

    наличие относительно общей для всей структуры ситуации;

(Следует учитывать, что за счет вербальных средств усваивается лишь 7% информации, остальное – за счет невербальных средств). То, что понятно участникам общения, может быть непонятно стороннему наблюдателю или случайному слушателю, несвоевременно включенному в ситуацию (например, студенту, «включенному» в обсуждение темы на занятии).

2. Смысловые – трудности из-за непонимания одним человеком другого по причине отсутствия необходимого контекста, когда какое-либо высказывание воспринимается вне смысловой связи с предыдущим сообщением. Контекст в данном случае важен и для восприятия омонимов (смысл слов одинакового написания и звучания, но имеющих несколько значений, например, «коса», «лук»).

3. Мотивационные – трудности, возникающие в результате сокрытия коммуникатором (при наличии «скрытой» стратегии поведения) собственных мотивов, либо из-за того, что они недостаточно ясны ему самому. Намерения его в ситуации взаимодействия не проявляются, поэтому могут неверно интерпретироваться и вызвать неадекватную реакцию.

4. Барьеры представления о другом возникают из-за того, что коммуникатор не имеет точного представления о своем партнере, ошибочно оценивает его культурно-образовательный уровень, потребности, интересы, политические позиции, установки и т.п. Например, студент заранее настроен на то, что ничего не поймет из того, что будет объяснять преподаватель, а преподаватель - на то, что «нечего ждать от тупицы».

На этом виде коммуникативных «барьеров» остановимся более подробно. Эти барьеры могут возникать на разных этапах общения, начиная с процесса восприятия партнерами друг друга и формирования первого впечатления. Первое впечатление, как правило, является результатом неточного восприятия и поспешных обобщений, а потому не всегда бывает объективным, но всегда довольно устойчивым. Если оно основано на ложном представлении о партнере, то оно может выступить механизмом, расстраивающим контакт между людьми. В ситуации межличностного восприятия действует целый ряд механизмов и эффектов, которые влияют на процесс познания и эмоционального восприятия партнерами друг друга.

Своеобразным барьером на пути общения может оказаться механизм идентификации - уподобление себя собеседнику. Проявление его возможно в двух формах: какэмпатия – умение понять, оценить эмоциональное состояние партнера и определенным образом отреагировать (сопереживание) и какрефлексия – умение критически оценить себя, увидеть себя глазами собеседника. При шаблонном восприятии идентификация превращается в препятствие для общения.

Препятствием в общении могут оказаться четыре эффекта, влияющие на процесс восприятия собеседника.

Эффект ореола -

    элементы внешности партнера связываются с конкретными элементами его личности и поступков;

    психологические качества приписываются в зависимости от эстетической привлекательности внешности собеседника, объективная оценка отсутствует. (Например, широкий лоб – умный; симпатичный – значит, обладает положительными качествами, склонен к хорошим поступкам; несимпатичный (произвел неприятное первое впечатление) – злой, склонен совершать плохие поступки);

    собеседнику приписываются качества того социального типа, к которому он отнесен по внешним данным.

Эффект стереотипизации – попытка оценить собеседника с ориентацией на сложившийся в повседневной жизни социальный стереотип, касающийся возраста, пола, профессии, национальности, статуса и т.п. Использование неадекватного стереотипа может привести к ошибочным умозаключениям, а затем и существенно затруднить общение. Стереотип можно использовать как гипотезу, требующую проверки.

Неблагоприятным образом может сказаться на общении и частое, привычное использование в процессе восприятия собеседника такого механизма, как каузальная атрибуция – интерпретация субъектом причин и мотивов поведения другого человека, при котором другому приписываются те мотивы поступков, которые обычно присущи самому человеку.

К возникновению смыслового барьера в общении может привести и механизм социальной установки , при которой собеседник воспринимается в русле слухов, «дурной славы», мнений, распространяемых о нем референтными (значимыми для того, кто воспринимает) людьми. При этом собственное мнение человека попадает под влияние точки зрения авторитетного для него человека.

Такую «славу» могут создать родители или сверстники об учителе (например: учитель – «зверь», «дурак», «слюнтяй», «зануда»). Изменить сложившееся мнение достаточно трудно, ибо любая минимальная ошибка подтвердит и укрепит «дурную славу», а масса опровергающих «славу» поступков останется незамеченной. Ребенку труднее изменить мнение о себе у окружающих в лучшую сторону. «Двоечнику» также автоматически ставят «двойки», как отличнику – «пятерки». При нарушении дисциплины скорее выгонят из класса «трудного подростка», даже если он не виноват, чем «прилежного ученика», действительно дезорганизующего одноклассников. Часто единственным выходом для таких «нарушителей спокойствия» является переход в другое учебное заведение, чтобы подобного рода «слава» их не преследовала до конца учебы. В худшем случае они «плывут по течению», смирившись со своей репутацией, а своим неблаговидным поведением стараются подтвердить навязанные им педагогом ярлыки «хулиганов».

Таким образом, сложившийся в силу ряда причин неадекватный действительности образ (представление) собеседника является существенным фактором, затрудняющим общение, в том числе искажает или даже блокирует информацию, исходящую от негативно воспринимаемого партнера.

В этом заключается парадоксальная закономерность общения современного человека: рост в количественном отношении контактов и связей одновременно ведет к сокращению их длительности. В такой ситуации, по справедливому замечанию Б.Д. Парыгина, люди вынуждены восполнять недостаток сведений и знаний друг о друге той информацией, которую дает первое впечатление. Последнее, являясь, как правило, результатом неточного восприятия и поспешных обобщений, не всегда бывает объективным, но при этом достаточно устойчиво и во многом способно определить и определяет в действительности характер дальнейшего общения. Известная ригидность первого впечатления, тем более, если оно основано на ложном представлении о партнере, может выступать в роли механизма, расстраивающего контакт и взаимопонимание между людьми. При таких обстоятельствах невозможно гарантировать, что общение будет представлять собой свободный, ничем не затрудненный процесс.

Любой из социально-психологических механизмов восприятия человека человеком – стереотипизация, идентификация, проецирование – в ситуации непосредственного межличностного общения может сыграть двоякую роль. С одной стороны, эталоны, стереотипы, стандарты межличностного восприятия выполняют функцию своеобразных алгоритмов общения, «экономящих» время личности, облегчая, а порой и автоматизируя ее важнейшую функцию – функцию выбора, и предупреждая, таким образом, возможность проявления трудности в общении с партнером. Однако, с другой стороны, эти механизмы могут сыграть и противоположную роль. Так, например, неверно составленное первое впечатление о партнере по общению может способствовать актуализации неадекватного эталона или стереотипа восприятия, в результате чего появляются так называемые «барьеры стереотипизации», и коммуникативный процесс с самого начала оказывается затрудненным.

5. Отсутствие обратной связи , а также некоторые особенности формы подачи сообщения могут явиться одной из причин трудности коммуникации (по классификации Г. Гибша и М. Форверга). Обратная связь, реакция на сообщение собеседника позволяют вовремя устранить возможное непонимание. При чтении с листа или общении по телефону это проблематично и может осложнить общение. Что касается формы сообщения, то чрезмерная синтаксическая сложность и несоответствующий обстановке стиль сообщения, в том числе грубый и оскорбительный тон, приклеивание ярлыков, препятствуют взаимопониманию.

6. Прагматические трудности возникают в результате различных прагматических отношений между системой знаков и их потребителями в результате несовпадения эмоционально окрашенных вариантов значения того или иного понятия или в результате несовпадения их объективных значений.

Среди трудностей этого типа выделяют:

    Помехи , вызванные различием общественно-культурных установок или позиций (взглядов, точек зрения) коммуникантов.

Так, например, зональные пространства (проксемические средства общения) у разных наций могут не совпадать. Так, для американцев расстояние для межличностного общения определяется в 90 см, а у большинства европейцев и японцев – 25 см. Непроизвольное вторжение в интимную зону американца при общении с европейцем может вызвать негативную реакцию первого или привести к неверной интерпретации намерения собеседника.

Кроме того, отдельные понятия, знаки могут по-разному эмоционально восприниматься представителями разных культур, и одни и те же знаки могут нести на себе объективно разную информацию. Например, V-образный знак пальцами при повороте тыльной стороной к говорящему обозначает «победу», если ладонью – «отказ от контакта» (у англичан и европейцев).

Знак «Okey» означает «все в порядке» - в англоязычных странах; «ноль» - во Франции, «деньги» - в Японии; «нетрадиционную сексуальную ориентацию» - в некоторых странах Средиземноморья.

    Понятийные трудности , обусловленные принадлежностью собеседников к различным демографическим и социальным группам.

На этом стоит остановиться более подробно.

Барьер может возникнуть в силу возрастных особенностей восприятия информации и отношения к требованиям.

Младшие школьники с трудом воспринимают абстрактные понятия. В младшем школьном возрасте на первом месте оказывается регламентация поведения школьников. Учитель выступает для них как социальный образец.

В подростковом возрасте более значимы такие виды воздействия, как информирование и стимулирование, убеждение, что удовлетворяет чувство взрослости подростка. Если по отношению к подростку педагог продолжает применять регламентирующие виды воздействия, это приведет к смысловому барьеру и психологической защите в виде протеста и неподчинения.

Смысловой барьер может возникнуть между педагогом и учащимся в ситуации понимания, но неприятия информации, в том числе требования в силу того, что по-разному воспринимается его содержание. Например, требование учителя «не подсказывать на уроке», с точки зрения ученика, означает предательство близкого друга (одноклассника), потому что своей подсказкой он выручает товарища, помогает ему.

К затруднению общения могут привести и некоторые гендерные различия психики . Так, мужчины улавливают значимую информацию в течение 10-15 секунд и могут прогнозировать финал. А, следовательно, и не станут поддерживать общение. Женщины очень долго подходят к значимой части сообщения и требуют к себе внимания. Женщины больше реагируют на эмоциональную сторону информации (как сказано), а мужчины – на содержательную, смысловую (что сказано). Женщины более чувствительны к признакам состояния пониженного настроения, лучше, чем мужчины опознают состояния по интонационным (экстралингвистика) характеристикам голоса. Женщины чаще в комплексе невербальной информации склонны видеть обиду, мужчины – решительность (даже если это не соответствует действительности). Женщины легче воспринимают, распознают мельчайшие изменения психического состояния по экспрессивным внешним признакам, легче «улавливают» неискренность собеседника;

    классово обусловленные понятийные барьеры по классификации Г. Гибша и М. Форверга. (На сегодняшний день это могут быть культурные и национальные традиции, возрождение которых активизировалось в последние годы).

Остановимся еще на одном факторе, затрудняющем общение и ведущему к смысловому барьеру, который дополнит перечень, представленный немецкими психологами.

Итак, смысловой барьер часто возникает при рассогласовании , несовпадении междуречевыми высказываниями и их невербальным сопровождением (в психологии это называют экспрессивным поведением) в силу того, что собеседник по каким-либо причинам не хочет сказать то, что думает, что чувствует. Невербальное поведение – это внешняя форма существования и проявления внутреннего, психического мира личности. Оно включает в себя целый ряд компонентов: мимику, жесты, позы, интонацию и т.д. Недостаточное знакомство с этой областью психологии и, как следствие, неадекватное «прочтение» невербальной информации ведет к смысловому барьеру. Освобождение выразительных движений от регулирующего влияния речи происходит и в экстремальных ситуациях, временного дефицита, когда экспрессия перестает выполнять функции уточнения, дополнения, оценки и существует параллельно речи, что затрудняет взаимопонимание.

Актуальность чувствительности к невербальному поведению чаще всего обнаруживается в ситуациях статусно-ролевого взаимодействия (преподаватель - студент, начальник - подчиненный), когда вербальное поведение зачастую ограничено социальными нормами общения. В случае рассогласования вербального и невербального поведения в большей степени адекватно психическое состояние отражает последнее. Например: педагог смотрит на учащегося отсутствующим взглядом или презрительно усмехается, а говорит: «Очень интересно, продолжай, я слушаю».

Смысловые барьеры, возникающие в педагогическом общении, имеют некоторое своеобразие, обусловленное спецификой решаемых профессиональным педагогом задач. Основой всей образовательно-воспитательной работы должно являться формирование у учащихся нужной мотивации. Это значит, что прежде чем воспитывать у учащихся какие-то качества, свойства и отношения, необходимо вызвать у них потребность в этих качествах, свойствах и отношениях, сформировать у них стойкие внутренние побуждения (мотивы) к приобретению всех этих индивидуальных особенностей личности. Кроме того, в процессе педагогической деятельности необходимо настойчиво формировать у учащихся положительные привычки поведения и бороться против отрицательных особенностей в их поведении. При этом педагогу не следует забывать о том, что воспитание положительных качеств личности у учащихся возможно лишь при условии их активного включения в этот процесс. Только через активную деятельность учащихся, связанную с осознанием необходимости изменения своей личности, возможно их продуктивное воспитание. Воспитание с помощью одних лишь слов, рассуждений, объяснений и тем более нотаций невозможно.

Воспитательные воздействия педагог должен адресовать не только уму учащихся, но и их чувствам. Только пройдя через чувства воспитанников, воздействия педагога могут приобрести подлинную действенность. Поэтому при выборе методов и отдельных приемов воспитания необходимо, во-первых, ориентироваться на положительные качества и особенности каждого учащегося, а во-вторых, придерживаясь требовательности, строго соблюдать уважение к его личности. Никакое воспитательное воздействие не должно оскорблять, унижать личность учащегося.

Именно с этими требованиями чаще всего связано появление смысловых барьеров, которые возникают у учащихся по отношению к воспитательным воздействиям педагога. Применительно к педагогической практике,смысловой барьер – такое явление, когда учащийся, хорошо понимая и умея выполнить то, что требует от него педагог, как бы не «принимает» это требование и упорно его не выполняет. В этих случаях те или иные педагогические меры не оказывают на него воздействия, хотя он хорошо понимает, на что именно они направлены и как ему следует на них реагировать.

Смысловой барьер может проявляться в следующих видах:

    первый вид смыслового барьера состоит в различном понимании учащимся и педагогом смысла требований, которые педагог предъявляет к учащемуся. Например, педагог запрещает учащемуся подсказывать при ответах других учащихся, а он не может понять, почему этого делать нельзя – ведь он должен помогать товарищу в трудных ситуациях;

    второй тип смыслового барьера между педагогом и учащимся состоит в неприятии последним формы предъявления педагогических требований. Если педагог хотя бы однажды предъявлял учащемуся вполне разумные требования, но в грубой или унизительной форме, то, хотя учащийся хорошо понимает правильность этих требований, у него может возникнуть психологический барьер по отношению к любым требованиям педагога. При этом в дальнейшем, даже когда требование будет предъявлено в нормальной форме, учащийся может его не принять и не выполнить в силу уже имеющегося барьера. Любое требование педагога будет рассматриваться им как придирка или желание унизить в глазах сверстников;

    третий тип смыслового барьера между педагогом и учащимся состоит в неприятии воспитанником личности педагога: учащемуся в силу каких-либо причин неприятен этот педагог. В этом случае любое требование, любое воздействие данного педагога на учащегося будет неэффективным, потому что не будет выполнено тем, кому оно адресовано. Это же требование, предъявленное другим педагогом, учащийся может с охотой выполнить, не считая его непосильной задачей.

Для того чтобы иметь возможность своевременно заметить смысловые барьеры и конструктивно их устранить, а еще лучше – упредить, педагог должен знать те причины, которые могут привести к их возникновению.

Во-первых, такой причиной может стать неумение педагога выявить истинные мотивы поведения и поступков учащегося и поэтому неверное его реагирование на эти поступки. В этом случае педагог учитывает лишь видимое поведение, не анализируя и не вскрывая подлинных причин и мотивов поступка. Педагог не всегда учитывает то, что внешне одинаковые поступки могут побуждаться совершенно разными мотивами, причем часто не одним каким-нибудь, а сразу несколькими. Мотивы поступков не всегда очевидны, к тому же сам учащийся не всегда осознает их, и поэтому педагог не сразу может установить, что именно заставляет его воспитанника поступать именно так, а не иначе.

Если педагог не сумеет выявить истинные мотивы поступка учащегося и будет реагировать на этот поступок неадекватно его невыявленным мотивам, то это может привести к возникновению смыслового барьера. У учащегося может возникнуть внутренний протест против действий педагога: он не согласен с его требованиями и наказаниями, считая их несправедливыми, хотя, может быть, не сумеет объяснить даже себе, в чем заключается эта несправедливость. Если же такие случаи будут повторяться, то между педагогом и учащимся возникнет такой устойчивый психологический барьер, что любое педагогическое воздействие такого педагога будет отвергаться воспитанником.

Во-вторых, причиной возникновения смыслового барьера между педагогом и учащимся может быть постоянное применение педагогом одних и тех же приемов в учебной работе или мер воздействия в воспитательной деятельности, особенно если эти приемы и меры не дают положительного эффекта. Учащиеся привыкают к ним и перестают понимать их смысл, тем самым образуя барьер в различном понимании содержания этих приемов и мер между педагогом и учащимися. Особенно остро это проявляется в тех случаях, когда педагог пользуется преимущественно словесными воздействиями: нотациями, выговорами, убеждениями. Если, например, учащийся не понимает, не осознает необходимости занятий по какому-либо предмету, у него не сформирована учебно-познавательная мотивация, а педагог воздействует на него выговорами и нотациями, то это обычно и приводит к возникновению смыслового барьера между ними и к еще большему усугублению нежелания учащегося изучать этот предмет.

В-третьих, очень распространенной причиной смыслового барьера является отрицательное эмоциональное переживание учеником вследствие незаслуженного (с его точки зрения) наказания или другой несправедливости педагога. Еще большую роль в этом отношении может сыграть оскорбление, унижение, которое допустил педагог по отношению к учащемуся.

В-четвертых, иногда причиной смыслового барьера между педагогом и учащимся может стать сложившееся об этом педагоге общественное мнение. В данном случае «срабатывает» социальная установка, и учащийся рассматривает свое отношение к педагогу через призму негативных взглядов и оценок, которые ему пришлось услышать.

Следует отметить, что коммуникативные барьеры, в отличие от психологических, устраняются проще, ибо они связаны не с личностью коммуникативных партнеров, а в большей мере со знаковыми системами, содержанием информации, культурой поведения собеседников. Тем не менее, в педагогической сфере преодоление смыслового барьера требует сложной и настойчивой работы педагога в первую очередь над собой, над своими профессиональными и личностными качествами. Надо установить причины, вызвавшие смысловой барьер, и попытаться по возможности устранить их. При этом педагогу не следует забывать о том, что в каждом отдельном случае требуется индивидуальный подход, учет всех конкретных условий объективного и субъективного порядка, которые привели к затрудненному взаимодействию и появлению барьеров в педагогическом общении.

Ни для кого не является секретом то обстоятельство, что длительные занятия определенным видом профессиональной деятельности или определенное статусно-должностное положение приводят к профессиональной деформации личности. Поэтому, если в общении человека с другими людьми, от которых он зависит или они зависят от него, появляются определенные затруднения, в первую очередь необходимо обратить внимание на себя, на свое поведение, на свою позицию и стиль общения. Нейтрализовать непонимание возможно четкой расстановкой социальных ролей, определением социальной дистанции, переводом общения на уровень делового информирования, диалогического общения.

Для этого необходимо:

    адаптировать содержание передаваемой информации к уровню способностей восприятия собеседника при широком варьировании способов (речевых и неречевых) ее подачи;

    стремиться к установлению доверительных контактов;

    создать у собеседника опыт, на основе которого можно перестраивать его отношение к тем или иным знаковым системам и т.д.

Устранить смысловые барьеры важно и потому, что устойчивые, повторяющиеся ситуации непонимания ведут и к неприятию личности в целом, а не только сообщаемой ею информации, т.е. ведут к психологическому барьеру, барьеру личности, который устранить значительно сложнее.



Рассказать друзьям