Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья. Её основная особенность состоит в том, что большая часть уроков проводится дистанционно, а очно ребята работают в школе несколько раз в неделю в небольших группах. Школа бюджетная, но на её базе организовано солидное количество платных услуг дополнительного образования - от веб-дизайна и литературных гостиных до театральной и естественно-научных студий-лабораторий. Здесь инклюзия действует как будто наоборот - не «особенные» дети включаются в «обычную» школу, а обычные дети включаются в не очень привычный для них процесс очно-заочного обучения, уютное общение со сверстниками и индивидуальное внимание учителя.
Почитайте небольшую беседу с директором i-Школы Александром Ездовым, которая развеет все типичные страхи о том, что использование информационных технологий обязательно лишает детей навыков общения и работы в коллективе.
Александр Ездов
В прошлом учитель информатики, ныне - директор самой первой в Москве школы дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, кандидат педагогических наук.
Дети учатся примерно так же, как и в обычной школе: у них есть расписание, в котором есть все те же учебные предметы (и даже чуть больше).
Расскажите об i-Школе. Какие дети у вас учатся?
В нашей школе обучаются в основном ребята с ограниченными возможностями здоровья. Это очень разные дети с разными заболеваниями, но объединяет их всех одно: они не в состоянии посещать обычную школу, ходить туда каждый день. Для того, чтобы они успешно учились, нужны специальные программы, точнее сказать, индивидуальные учебные программы, которые усиливают их возможности и компенсируют недостатки.
Начинали мы с обучения только таких детей. Но сегодня у нас учатся не только ребята с ограниченными возможностями здоровья. В нашу школу пришло уже около сотни обычных детей, которые не хотят быть в «образовательном конвейере», а хотят, чтобы их учили индивидуально. Ведь не только дети с ограниченными возможностями здоровья обладают индивидуальными особенностями.
А почему выбрано название «i-Школа»?
C буквы i начинались все информационные технологии. Интернет начинается с буквы i. Мы стали первой дистанционной школой, которая обучала детей с ограниченными возможностями здоровья, и решили, что это будет правильной ассоциацией.
Первой школой в Москве?
Первой школой в России.
Как у вас проходят занятия?
Дети учатся примерно так же, как и в обычной школе: у них есть расписание, в котором есть все те же учебные предметы (и даже чуть больше), что и у детей из среднестатистической школы, только часть этих занятий проходит дистанционно. То есть они садятся у себя дома около компьютера, раздается звонок с помощью системы видеоконференции и они со своими «одноклассниками» приступают к уроку. У них есть учитель, есть информационная система, которая является неотъемлемой частью проведения урока, учебно-информационная среда. На таких уроках особое внимание уделяется групповой деятельности. Мы стараемся сделать так, чтобы дети могли вместе общаться, обсуждать те темы, которые им предлагают учителя. Так с помощью содержания школьных предметов мы отрабатываем модель повседневной жизни.
Раз вы заговорили об общении, сложно не вспомнить о страхе родителей перед тем, что их дети, вынужденные проводить много времени дома и в больницах, будут оторваны от реальной жизни, лишены общения с другими детьми.
Социализация и в целом процесс общения занимает важнейшую часть в жизни любого человека. Возьмите любую профессиональную сферу - умение работать в команде требуется практически везде; современный человек должен уметь слышать других и заниматься совместной деятельностью. Информационные технологии, с помощью которых мы проводим каждый урок, довольно здорово с этим справляются. Ну, например, дети могут вместе писать текст, находясь в разных точках города. Они могут писать вместе статью или отчет, открыв виртуальный документ. А учитель может оценить роль каждого ученика, так как в таком документе сохраняется как история действий каждого по отдельности, так и коллективный результат, что является очень важной частью для стимуляции коллективной деятельности.
Кроме того, дети общаются не только виртуально, но и лично. У нас есть мощнейшая театральная студия, которая уже является лауреатом международных конкурсов. Концепция театральной студии соответствует всей стратегии школы: раскрыть и использовать весь потенциал, который есть у ребенка. Также в школе есть курсы дополнительного образования. Сегодня у нас запущено 150 дистанционных и очных курсов, на которых дети много времени проводят вместе. Они ходят на виртуальные экскурсии, поскольку обычные экскурсии чаще всего им недоступны, посещая их в разных городах и даже в разных странах. Вместе составляют эти экскурсии, ведут экскурсии друг для друга, программируют какие-то элементы в современных языках программирования для того, чтобы завтра это можно было делать в рамках какой-нибудь коммерческой интернет-компании. Играют на музыкальных инструментах и даже поют хором.
В школе организована довольно интенсивная очно-дистанционная жизнь. Конечно, все мы, вспоминая про школу, где учились сами, помним не урок математики или географии, а скорее какую-то олимпиаду или викторину, поход или спектакль, где были вместе с друзьями и делали что-то интересное. Детям в нашей школе мы стараемся подарить максимум таких впечатлений. По каждому учебному предмету у нас проходят олимпиады, их победители выезжают на окружные, а потом и городские олимпиады. Не без гордости скажу, что один из наших учеников даже стал лауреатом всероссийской олимпиады по математике!
Умение работать в команде требуется практически везде; современный человек должен уметь слышать других и заниматься совместной деятельностью.
А что делают ваши ученики после окончания школы?
Человек с ограниченными возможностями здоровья в городе, где довольно высокая конкуренция на получение той или иной должности на работе, к сожалению, находится в уязвимой позиции. И мы понимаем, что детство у всех когда-то заканчивается. Мы готовим наших ребят к этой жизни, к тому, что придётся искать себе работу и чем-то заниматься. Образование высокого качества необходимо для дальнейшей профессиональной реализации. Своей ориентацией именно на знания мы и отличаемся от других учреждений. Есть центры, где очень хорошая реабилитационная база, или где дети собраны с одной нозологией вместе. Мы же даём академические знания и социальные навыки, помогающие человеку в дальнейшем найти себя. Наши выпускники очень разные, как и в любой школе. У нас есть дети, которые поступают в престижные вузы, получают медаль после окончания школы или очень высокие баллы на ЕГЭ. Есть дети, которые не обладают такими высокими академическими успехами. Но, тем не менее, мы стараемся найти место в обществе каждому, кто просит нас в этом ему помочь. В частности, несколько человек работают в нашей школе. Кто-то преподает, кто-то является инженером по информационным технологиям, кто-то даже просто курьером.
Вы много говорите об информационных технологиях. Успеваете ли следить за их развитием и обучать учителей?
Действительно, информационные технологии развиваются очень стремительно и учителю в одиночку сложно за ними поспеть.
Но у учителей есть серьёзное подспорье - учительское сообщество.
Если один нашел что-то интересное, он обязательно сообщит об этом другим. Такой обмен опытом часто перерастает во внутришкольные курсы для учителей. Кроме того, в освоение новых технологий многое привносят и сами ученики. Дети иногда на уроке подсказывают учителю, как эффективнее использовать тот или иной инструмент. Такое взаимообучение тоже является очень важной частью школы, к тому же это создаёт правильную атмосферу взаимодействия между учениками и учителями, такой демократический дух.
Взаимообучение создаёт правильную атмосферу взаимодействия между учениками и учителями, такой демократический дух.
Каков же портрет учителя в вашей школе? Это прежде всего человек, который умеет общаться с особенными детьми, или человек, который «на ты» с информационными технологиями?
Специалистов, которые знали бы все нозологии детей, при этом владели бы информационными технологиями на неплохом уровне, плюс к этому знали дидактику и методику дистанционного обучения, практически нет. Когда мы берём на работу учителя, просим его владеть только одним инструментом - умением учиться.
Вы работали в простой школе учителем, а сейчас руководите своей. Какие вы видите отличия вашей школы от, скажем так, «среднестатистической»?
У нас больше, чем в обычной школе, заметно, что все люди очень разные. Здесь совершенно невозможно сравнивать двух детей уже потому, что они визуально друг от друга отличаются. В обычной школе возникает иллюзия, что дети очень похожи, что можно работать не с каждым учеником, а на весь класс одновременно. Это иллюзия и сущая неправда. Современная школа должна учить индивидуально. Мы это делать можем. Потому что, во-первых, мы понимаем, что все разные, а во-вторых, умеем так выстроить учебный процесс, чтобы каждый на самом деле учился в своём темпе. У каждого ребенка в нашей школе есть индивидуальная образовательная программа по каждому предмету. И это главная особенность и преимущество нашей школы.
Вообще был бы очень полезен процесс обмена между школами педагогическими технологиями или даже целыми электронными курсами. В каждом образовательном учреждении есть что-то уникальное, что оно могло бы дать. А если представить себе вот такую ярмарку по обмену между школами, то на эту ярмарку мы бы, скорее всего, принесли модель нашего индивидуального обучения и приёмы использования информационных технологий для продуктивного обучения совершенно разных людей.
Что вы считаете главным достижением школы за 13 лет её существования?
В нашей школе часто бывают гости. Они приходят к нам на уроки, смотрят, как они проходят, как у нас здесь всё утроено. И все они отмечают одно и то же - наши учителя настроены на общение. Они улыбаются. Они с удовольствием берутся за дело. Готовы помочь каждому, с кем они работают. Вот это, мне кажется, самое главное.
Никакие информационные технологии, конечно, не заменят живого, душевного человека, который готов принять и понять того, с кем он работает.
Это самое ценное, что есть в нашей школе. Улыбающийся учитель - это классно! И я бы очень хотел, чтобы это сохранилось на следующие 13, 15 или 50 лет.
Несмотря на стремительно развивающиеся технологии, открытия, прогресс в медицине, мир все еще не способен подарить человеку здоровье. Но жизнь инвалидов в современном обществе может быть ярче и интереснее, чем еще несколько десятилетий назад. На смену уличным барьерам, жизненным препятствиям, бюрократии и несправедливости может придти безграничное общение, новые возможности и полноценная жизнь. Этот шанс дарит в том числе дистанционное обучение инвалидов.
Дистанционное обучение инвалидов: варианты
Еще недавно психологи, врачи и чиновники говорили о необходимости инклюзивного обучения детей-инвалидов. То есть предлагалось включать детей с особыми потребностями в обучение с другими детьми, при этом процесс получения образования должен быть доступен для любого ребенка.
Конечно, инклюзивное образование имеет свои плюсы: дети-инвалиды находятся в социальной среде, у них есть возможность общаться, проявлять себя, они учатся дружить, при этом получают полноценное образование. Инклюзивное обучение возможно в высших учебных заведениях.
Но в отличие от дистанционного обучения инвалидов, для осуществления инклюзивного обучения школам и вузам требуется специальное техническое оснащение зданий, лестниц, классов, необходимо разрабатывать специальные учебные программы и в идеале обеспечивать людей с ограниченными возможностями личным помощником.
Реформирование учебной программы и перепланировка помещений зачастую упираются в финансовые проблемы и бюрократические препоны.
В итоге инклюзивное обучение в России оказывается недоступным для большинства инвалидов. Мировая же практика доказывает успешность данного вида обучения, правда, за рубежом государственные и муниципальные образовательные учреждения получают бюджетное финансирование на каждого ребенка-инвалида, поэтому каждое учреждение заинтересовано в том, чтобы развивать комфортные условия и увеличивать число таких учеников.
В России инклюзивное образование доступно в Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской областях. В Москве 47 школ готовы принять детей с ограниченными возможностями.
Традиционно обучение инвалидов осуществлялось в коррекционной школе. Ранняя дошкольная коррекционно-педагогическая помощь способна подготовить ребенка к обучению в обычной школе наравне с другими детьми.
Существует также вариант домашнего обучения, когда педагоги приходят домой к ребенку и ведут обучение по общей или специальной программе. Такой формат позволяет получить школьный аттестат, но получить высшее образование не представляется возможным.
Но инвалиды, проживающие в малых городах и селах, по-прежнему, остаются ограниченными в возможностях обучения. Когда традиционные формы недоступны, на помощь приходит дистанционное обучение инвалидов.
Особенности дистанционного обучения инвалидов
В современном мире существует огромное количество вариантов предоставления образовательных услуг с помощью средств связи - это не только электронная почта, но и специальные мессенджеры, которые позволяют общаться в формате реального времени.
Для успешной работы дистанционного обучения необходим центр. Сотрудники этого центра будут выходить с обучаемым на связь, давать задания, проверять их выполнение. Сейчас возможно и групповое обучение онлайн, ведь преподавателей всегда не хватает, а с помощью современных мультимедийных средств учитель может устраивать виртуальный урок сразу для нескольких учащихся. К тому же групповое обучение помогает инвалидам социализироваться и общаться.
Несомненным плюсом является то, что центры дистанционного обучения не нуждаются в материальном переоснащении помещений, ведь все обучение происходит дистанционно.
К тому же такая форма обучения позволяет заниматься людям из самых разных регионов и городов. То есть дистанционное обучение инвалидов стирает границы и барьеры.
Для того чтобы начать обучение, как правило, достаточно иметь компьютер, интернет и веб-камеру (в некоторых регионах это оборудование предоставляется детям-инвалидам безвозмездно).
В дистанционном обучении инвалидов существуют разные формы занятий:
- чаты, когда все участники занятия одновременно имеют доступ к информации и общаются в онлайн-чате;
- веб-занятия, с помощью которых проводятся дистанционные уроки или контрольные работы.
Таким же образом возможно осуществлять консультации с преподавателем, лабораторные работы, развивать навыки речи и аудирования.
Такое смешанное дистанционное обучение максимально приближает его к традиционному образованию, ведь в нем есть элемент интерактивности и групповое обучение. Однако при этом дистанционное обучение более индивидуально, направлено на конкретного учащегося.
Инвалид может отчасти планировать деятельность, ставить цели и задачи в соответствии с собственными возможностями и потребностями. Несмотря на географическую дистанцированность и невозможность посещать образовательные учреждения из-за болезни, инвалид благодаря дистанционному обучению получает качественное образование, сочетающее в себе индивидуальный подход и методы обычного образования.
Дистанционное обучение в России стремительно развивается не только в школах, но и в высших учебных заведениях. В отличие от заочной формы получения высшего образования, дистанционное обучение инвалидов позволяет обучаемому и преподавателю общаться чаще и эффективнее.
Благодаря современным технологиям учащийся может отправлять запрос напрямую преподавателю, а тот, в свою очередь, может оперативно реагировать, контролировать и корректировать обучение.
Темы, методы и количество изучаемого материала подбираются индивидуально, это позволяет выстраивать эффективную систему обучения. Преподаватель может своевременно заметить успехи и предпочтения обучаемого и помочь реализовать потенциал, развивать способности.
Проблемы дистанционного обучения инвалидов
К сожалению, при всех преимуществах дистанционного обучения инвалидов, есть и ряд недостатков системы. Во-первых, при организации центров дистанционного образования в школах или высших учебных заведениях плохо проработана психологическая сторона обучения. Ведь не только дети, но и взрослые нуждаются в психологической помощи, поддержке, одобрении и мотивации.
Во-вторых, несмотря на стремительно развивающиеся технологии практических электронных учебников для обучения по-прежнему мало.
Юных ребят необходимо в первую очередь учить обращаться с компьютером и другими техническими средствами. Иногда требуется подготовка родителей или родственников инвалидов, да и учителям требуется специальное обучение. Причем преподаватели должны обучиться не только компьютерным технологиям, но и ознакомиться с психологическими аспектами обучения инвалидов.
Далеко не каждая семья способна купить себе все необходимые устройства для получения дистанционного образования.
Дистанционное обучение в высшем учебном заведении стоит немалых денег, а добиться бесплатного обучения желаемой специальности даже в дистанционном виде бывает невозможно.
Shutterstock.com
Дистанционное обучение: достижения
В Москве уже более десяти лет дистанционная форма обучения работает в ГОУ Центр образования « Технология обучения ». В центре есть курсы разных направлений, в том числе и курсы предпрофессиональной подготовки. Обучение проводится как индивидуально, так и в группах из четырех человек.
Успешные примеры дистанционного обучения инвалидов есть и в других регионах, например в Сахалинской области по принципу дистанционного образования работает несколько школ, используя в работе материалы московского центра «Технология обучения».
В настоящее время во многих вузах стали появляться дистанционные формы обучения инвалидов, причем по самым разным специальностям. Как правило, вступительные экзамены проводятся с помощью компьютерного тестирования. Высшие учебные заведения предлагают инвалидам дистанционно получить гуманитарное, техническое образование, повысить квалификацию или пройти переподготовку.
Информационные технологии “включают” московских детей-инвалидов в жизнь общества
Когда весной этого года мы с соавтором работали над статьей по электронному включению в жизнь общества детей, подростков, женщин, пенсионеров и инвалидов (см. PC Week/RE, N 18/2006, с. 33), нам было неизвестно, что примеры такого рода включения в жизнь общества (e-inclusion) детей-инвалидов уже есть на московской земле (www. pcweek.ru/?ID=505490) и дают удивительные результаты. Расширить свои познания в этой сфере удалось во время делового завтрака 25 октября, который устроила компания Naumen (www.naumen. ru) для госслужащих.
Можно сказать, что в России на региональном и муниципальном уровнях возникло целое движение по дистанционному обучению детей-инвалидов, см., например, www.krsk-obr.ru/news/125/ (Красноярск), users.kaluga.ru/invalid_info/azik.htm (Калуга), www.murom-tv. ru/index.php?page=0&num_news=1937 (Муром) и т. д. В этом году закрывается ФЦП "Дети России" и соответственно одна из подпрограмм - "Дети-инвалиды" (www.newseducation.ru/importance/ 80/). Подпрограмма включала следующие мероприятия:
Развитие сети и материально-технической базы специализированных учреждений для детей-инвалидов;
Создание условий для профессионального обучения детей-инвалидов и усвоения ими трудовых навыков;
Обеспечение детей-инвалидов современными техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими им самообслуживание;
Проведение всероссийских и региональных фестивалей, спартакиад и других мероприятий для детей-инвалидов.
На этой ФЦП федеральный центр, похоже, умывает руки в данной области. Движение по дистанционному обучению детей-инвалидов не имеет ни организационного, ни методического всероссийского центра, не создано и никаких структур по обмену опытом или фондов учебных курсов. С учетом современного разделения бюджетов регионов и федерального центра вся финансовая нагрузка по реализации дистанционного обучения детей-инвалидов лежит на регионах с вытекающими последствиями для регионов-доноров и регионов-реципиентов федеральных трансфертов. В результате регионы доноры являются более "продвинутыми" в развитии дистанционного обучения детей-инвалидов. И среди них, конечно, в первую очередь Москва.
Забота столичных властей
Этой весной московские депутаты обсудили проблемы дистанционного образования юных инвалидов. На состоявшемся 2 марта очередном заседании комиссии Московской городской думы по науке и образованию обсуждались проблемы реализации программы по дистанционному образованию детей-инвалидов и детей, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья (www.bunimovich.ru/mosgorduma/education/index.phtml?id=249).
Как отметила директор центра "Технологии обучения" Елена Булин-Соколова, на сегодняшний день в Москве проживает 27 тыс. детей-инвалидов. С ними работают различные учреждения системы образования: детские сады компенсирующего и комбинированного видов, специализированные (коррекционные) школы и школы-интернаты, центры для детей с физическими и интеллектуальными нарушениями, школы надомного обучения, негосударственные образовательные учреждения. Дети, имеющие инвалидность, учатся и в общеобразовательных школах. Но все же значительное количество больных ребят в силу медицинских противопоказаний не посещает образовательные учреждения вообще или посещает их крайне нерегулярно.
Еще в 2003 г. вышло распоряжение правительства Москвы "Об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с применением дистанционных технологий"; затем городскими властями был согласован "План мероприятий по созданию единой информационной среды для детей-инвалидов до 2006 года". Работа по реализации плана заканчивается, и сегодня уже можно говорить о ее конкретных результатах.
Дистанционное обучение больных детей включает использование индивидуального компьютера и специализированного дополнительного оборудования к нему, компенсирующего те или иные особенности развития ребенка; телекоммуникационное общение с учителем и сверстниками; поиск информации в Интернете и участие в коллективных проектах; непосредственное освоение производственных технологий, которые могут стать основой для будущего трудоустройства выпускника.
По словам г-жи Булин-Соколовой, дистанционное обучение осуществляется не только по обязательным школьным дисциплинам, ребята могут получать и дополнительное образование, в частности музыкальное и художественное. Выпускники центра "Технологии обучения" имеют возможность освоить профессии веб-дизайнера, бухгалтера, программиста и многие другие. По окончании обучения учащимся выдаются аттестаты государственного образца.
Однако в реализации программы дистанционного образования детей-инвалидов и детей, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья, имеется ряд серьезных проблем. Одна из них связана с тем, что выпускники, которые по окончании дистанционной школы хотят продолжить обучение, не имеют права оставить себе необходимое им для дальнейшей учебы и жизни компьютерное оборудование. Вторая проблема - оплата интернет-доступа для учащихся и выпускников дистанционной школы: в городском бюджете деньги на эти цели специально не выделяются. Не решена и проблема обеспечения детей, имеющих ограничения жизнедеятельности, специализированным транспортом, который мог бы доставлять их к образовательным, культурно-зрелищным и другим учреждениям. И наконец, необходимо разработать и принять городской закон об образовании людей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья, который создал бы правовые основы обеспечения общедоступного, бесплатного и высококачественного образования всех уровней для ребят, которые не могут посещать образовательные учреждения.
Марию Коссе в московский центр
“Технологии обучения” привело желание
помочь собственному ребенку и
другим детям-инвалидам
Учитывая прозвучавшие замечания и предложения, члены комиссии приняли следующие решения:
Предложить департаменту образования проработать вопрос создания нормативно-правовой базы для получения начального, основного общего и среднего образования в дистанционной форме;
Обратиться в Департамент социальной защиты населения, Департамент здравоохранения и Департамент образования с предложением создать единую базу данных о лицах до 18 лет, имеющих ограничения жизнедеятельности;
Предложить организовать передачу в постоянное пользование компьютерного оборудования выпускникам школы дистанционного обучения, которые собираются продолжить учебу в учреждениях профессионального образования или приступили к профессиональной деятельности, предполагающей наличие компьютеризированного рабочего места на дому;
Обратиться в правительство Москвы с предложением обеспечить бесплатный доступ в Интернет лицам, имеющим ограничения жизнедеятельности;
Просить Департамент транспорта и связи совместно с Департаментом образования рассмотреть возможность формирования городского парка специализированных транспортных средств и службы организации доставки детей-инвалидов к объектам социальной инфраструктуры;
Обратиться к Департаменту финансов с предложением учесть потребности школы дистанционного обучения при разработке проекта бюджета на 2007 г.;
Обратиться к мэру Москвы с предложением созыва межведомственного совещания по решению проблем, связанных с обеспечением образования детей, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья.
Похоже, этот план достаточно комплексный для того, чтобы создать комфортные условия для жизни в Москве детей-инвалидов.
Система управления поддержкой оборудования
Правительство Москвы, по словам заместителя директора центра образования Ирины Шпитальской, ежегодно выделяет около 90 млн. руб. только на закупку технических средств для учащихся и учителей. Каждому ученику на время обучения выдаются в бесплатную аренду компьютер, сканер, принтер, веб-камера, предоставляется высокоскоростной доступ в Интернет (все стоимостью порядка 80 тыс. руб.), дается возможность участвовать в творческих и исследовательских курсах, а также общаться со своими учителями и одноклассниками. При поступлении в школу все дети проходят первоначальный курс очного обучения работе на компьютере индивидуально или в группах.
Мария Коссе когда-то была ИТ-менеджером в крупной компании, но желание помочь собственному ребенку и другим детям привело ее в московский центр "Технологии обучения", где она возглавила ИТ-отдел. В школе дистанционной поддержки образования детей-инвалидов (i-школа) Мария со временем обнаружила, что увеличение числа обслуживаемых отделом учеников и учителей все более не под силу существовавшим допотопным средствам их сопровождения. В частности, отсутствовали удобная база по ученикам, учителям и договорам, единая точка контакта с ИТ-отделом для учеников и учителей, система учета заявок от учеников и учителей на ремонт оборудования, механизм контроля взаимоотношений c поставщиками. Имело место дублирование и несинхронное изменение информации в нескольких системах (учебный портал, Access), что осложняло сбор статистики и построение отчетов.
Отдел Марии вместе со специалистами компании Naumen разработал систему управления поддержкой оборудования (СУПО), установленного на дому у учителей и детей-инвалидов, которая обеспечивает:
Подготовку учебно-методических материалов;
Сопровождение договоров с учениками и учителями школы на аренду компьютерного оборудования;
Управление взаимодействием с поставщиками компьютерной техники и интернет-услуг;
Оказание технической поддержки ученикам и учителям по вопросам использования компьютеров, Интернета и учебного портала.
В целях развития и сопровождения СУПО рабочие места в ней получили специалисты двух основных партнеров ГОУ ЦО "Технологии обучения" по реализации проекта: поставщик компьютерного оборудования фирмы Apple компания DPI и интернет-провайдер "МТУ-Интел" (www.stream.ru). На 31 мая 2006 г. система поддерживала 1380 учащихся, 250 учителей, 50 технических администраторов и 100 курсов для 0-11 классов.
Пока число учащихся i-школы увеличивается примерно на 300 детей в год, и единственным ограничением этого роста является объем финансирования московским правительством. Представляется, что межрегиональная кооперация позволила бы субъектам федерации сэкономить значительные средства за счет разделения труда между ними в сфере разработки учебных курсов и тиражирования типовой, например московской, СУПО.
Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого подхода.
Для каждого нарушения существует своя схема коррекции и развития .
Поэтому школы для таких детей делятся на виды в соответствии с нарушениями в здоровье и его степенью.
Что представляют собой данные учебные заведения
Для детей с проблемами здоровья требуются специальные образовательные программы.
К сожалению, в последние годы эта проблема становится актуальнее, так как число и детей с ОВЗ только растет. Закон «Об образовании» предусматривает равные возможности в получении образования для всех несовершеннолетних, независимо от состояния здоровья и нарушений их психофизического состояния. Обеспечить им эту возможность призваны специальные коррекционные учебные заведения.
Особенность таких учреждений состоит в том, что для обучаемых в них создается особая развивающая среда, которая способствует получению образования, соответствующему специальной программе. Кроме того, здесь применяются специфические методики воспитания и развития, созданы все условия для лечения и исправления нарушений развития. Большое значение придается социализации таких деток, их самореализации в профессиональной или социальной деятельности.
Направлять ребенка на обучение в такой школе специальная комиссия может только после психолого-медико-педагогического заключения и с согласия его родителей. Каждая школа самостоятельно разрабатывает учебный план , в рамках которого будет реализовывать программу подготовки учащихся, учитывая особенности их психофизического развития.
Кроме образовательной деятельности в таких школах ученикам обеспечивают полное медицинское и психологическое сопровождение. В штат школы обязательно входят педиатры, врачи-специалисты, психологи. Они помогают педагогам строить учебно-воспитательный процесс с учетом нарушений в развитии. Дети при необходимости получают медикаментозное лечение, физиопроцедуры, для них организуются занятия лечебной физкультурой, массаж и другие коррекционные и терапевтические мероприятия.
Школы для детей с ограниченными возможностями могут быть как государственными, так и частными . По решению комиссии ребенок может быть переведен в обычную общеобразовательную школу, если в ней созданы все условия для работы с такими малышами. В последние годы большое распространение получила форма инклюзивного образования , когда дети с нарушениями в развитии учатся совместно со здоровыми.
Виды учреждений
Для детей с особенностями развития существуют несколько типов образовательных учреждений.
В зависимости от видов и степени нарушений психофизического здоровья учащегося такие заведения делятся на 8 видов.
Для неслышащих учеников
Здесь педагоги и воспитатели, совместно с врачами-специалистами и психологами занимаются воспитанием, обучением, социализацией и профессиональной подготовкой детей с полным отсутствием слуха.
Главное внимание уделяется формированию навыков логического мышления, развитию вербальной речи, расширению речевой практики.
Много работы проводится для развития и максимально возможного сохранения остаточного слуха. Дети занимаются в школе в течение 12 лет в классах, численностью не более 12 человек.
Слабослышащие и позднооглохшие
Главная задача специалистов, работающих в таких школах, – это преодоление и коррекция последствий, связанных с нарушениями или потерей слуха.
Педагоги должны стимулировать развитие речи, сформировать навыки чтения с губ. В таких школах дети занимаются на двух отделениях.
В первом – имеющие небольшие проблемы, связанные с нарушением слуха, такие как дисграфия и дислексия, фонетико-фонематические отклонения в речи.
На другом отделении занимаются с учащимися, имеющими большими проблемы в развитии речи из-за серьезных нарушений слуха.
В зависимости от степени развития отклонений дети учатся в такой школе от 10 до 12 лет . При успешной коррекции со временем по решению комиссии ребенок может быть переведен в общеобразовательные учреждения.
Незрячие
Здесь учатся дети с полным отсутствием или минимальным остаточным зрением.
Максимальное сохранение остаточного зрения – это то, что ставят своей главной целью сотрудники школы. Обучение построено на тактильно-кинестетическом и слуховом восприятии.
С учениками постоянно контактируют врач-офтальмолог, педиатр и психоневролог. Очень много внимания уделяется тому, чтобы незрячие обучающиеся имели возможность общаться и сотрудничать со зрячими взрослыми и детьми. Это способствует их лучшему развитию и помогает избежать некоторые отклонения.
Обучающие программы здесь соответствуют обычным образовательным школам, но с учетом специфики и особым подходам к физвоспитанию, производственному обучению, черчению и рисованию.
Слабовидящие
В отличие от школ III типа главная задача , которую решают специалисты этого учреждения, – компенсация нарушения зрения и его по возможности его восстановления. Для этого создается специальный щадящий режим.
Успех обучения и коррекции нарушений зависят от созданных условий . В работе используются специальные технические средства, в том числе аудиозаписи, рельефный наглядный материал, особые технические и оптические средства.
Важно соблюдение требований к освещению, индивидуальному режиму, дозирование зрительных нагрузок.
С нарушениями речи
Это специальные центры, которые могут быть созданы при поликлиниках, в которых логопеды помогают детям и взрослым устранить нарушения речи .
К этому же типу относятся и специализированные детские сады и школы.
С тяжелой патологией речи
Если у ребенка тяжелое нарушение развития речи, которое не дает ему возможность учиться в обычном общеобразовательном заведении, то специальная комиссия дает ему направление на обучение в таком учреждении.
Здесь занимаются лечением и исправлением нарушений в устной и письменной речи. В конце каждого учебного года комиссия оценивает состояние ребенка, если наблюдается улучшение состояния, он может быть направлен на обучение в обычное общеобразовательное учреждение.
С нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
В этих школах проводится не только образовательная, но и терапевтическая деятельность.
Главная задача , помимо обучения, это максимальное восстановление двигательных функций организма, преодоление нарушений, профессиональная подготовка и социальная реабилитация таких ребят.
Задержка психического развития
Здесь проводится учебно-воспитательная работа с детьми, отстающими в интеллектуальном и психическом развитии.
Кроме того, проводятся лечебно-воспитательные мероприятия, способствующие устранению причин неуспеваемости в школе.
По итогам каждого года принимается решение о дальнейшем обучении ребенка, его возможности вернуться в общеобразовательную школу или направление в специализированное учебное заведение другого типа.
Умственно отсталые
Главная задача специалистов этой школы – подготовка учащихся к обучению в специальной коррекционной школе.
Кроме воспитательной работы проводятся и терапевтические мероприятия. Много внимания уделяется не только освоению школьной программы, но и получению трудовой специальности, подготовке к профессиональной деятельности, самостоятельной жизни и интеграции в общество.
Помимо основных школ 8 типов, есть и специализированные школы-интернаты для слепо-глухо-немых детей, центры для учащихся с аутизмом и синдромом Дауна.
Организация учебного процесса
В зависимости от типа школы все они разрабатывают свои индивидуальные планы и программы, позволяющие реализовать возможность детей получить доступное образование и медицинскую поддержку.
Однако все они базируются на основных принципах :
На этом строится работа коррекционных школ по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, большую роль здесь играет индивидуальный подход к каждому ребенку, создание психологического комфорта. В своей работе специалисты таких учебных заведений применяют специальные методы для активации познавательной деятельности, развития устной, письменной речи, формирования учебных навыков.
Большое внимание уделяется восстановлению и укреплению психического здоровья: проводятся занятия и упражнения по снятию напряжения, развития эмоций.
Распространение таких заведений
Сегодня в нашей стране успешно функционируют несколько форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Это применение так называемого инклюзивного метода обучения, дистанционные школы, позволяющие детям, находящимся на надомном обучении, интегрироваться в общество. Кроме того, существуют и традиционные учебные заведения для обучающихся с ОВЗ. В крупных городах, помимо государственных, работают частные школы.
В Москве функционируют не менее 10 крупных государственных школ и центров для работы с особыми детьми, созданы корректирующие классы в некоторых общеобразовательных школах, активно применяется и внедряется система инклюзивного образования. Около 10 частных учебных заведений и детских садов также предлагают свои образовательные и коррекционные услуги учащимся с нарушением здоровья.
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области подобных заведений, как частных так и государственных, насчитывается около 90. В них принимаются дети с различной степенью нарушений дошкольного и школьного возраста.
Созданы подобные образовательные учреждения во всех регионах страны: в Краснодаре, Казани, в Сибири и т.д.
Пример работы одного из таких учебных заведений представлен в следующем видеосюжете:
Человеческое сострадание всегда помогало инвалидам хоть как то облегчить их жизнь. В настоящий момент данная функция возложена на государство.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Принятие новых законов, которые направлены на поддержку детей-инвалидов, сейчас достаточно актуальны.
Возможность получения образования детям-инвалидам в 2019 году была скорректирована государством, неся новые возможности этому незащищенному сегменту общества.
Что нужно знать
Инвалид — данный термин вызывает у нас чувство жалости к нетрудоспособному человеку, которому не доступны все радости повседневной жизни.
Мы сочувствуем человеку, который передвигается в коляске, с тростью или имеющего другие серьезные патологии. Мы живем полной жизнью и считаем, что нас никогда не коснется эта участь.
Но болезнь может войти в нашу с тобой жизнь, и мы не сможем ничего поменять. Мы оказываемся по другую сторону жизни, к которой мы привыкли.
Необходимые термины
Человек, который перенес серьезную травму или болезнь первое, что слышит от врачей — «Вы стали инвалидом».
Причины, по которым устанавливается инвалидность следующие:
- устойчивая утрата способности трудится, что вынуждает пациента покинуть работу на продолжительный период времени;
- вынужденное, существенное изменение условий работы;
- ограничение жизнедеятельности, что не позволяет человеку обслуживать себя;
- потребность в реализации мер соцзащиты индивидуума.
Человек признается инвалидом после прохождения . МСЭ изучает заключения врачей разной специализации о физическом и психическом состоянии больного.
Классификация инвалидов и критерии их оценки установлены Министерством здравоохранения.
Степень нарушения функций организма больного влияет на группу инвалидности, а граждан, не достигших шестнадцати лет, относят к категории «детей- инвалидов». МСЭ проходят по месту жительства.
Если больной по состоянию здоровья не может самостоятельно приехать для прохождения МСЭ, то обследование пациента и заключение проводится:
- дома у больного;
- заочно на основании документов, которые предоставляются с согласия больного или его представителя;
- в стационаре, где больной проходит лечение.
Законодательная база
Теперь поступить в высшее заведение без очереди на бакалавра и специалиста в рамках квоты могут:
- инвалиды с детства;
- инвалиды I и ;
- дети-инвалиды;
- лица, получившие инвалидность в период военной службы.
Законодательный акт предусматривает выделение квоты, при этом заключение МСЭ не нужно.
На законодательном уровне за детьми-инвалидами закреплено право на получение образования. Под действия данного закона попадают все субъекты РФ.
Условия развития дистанционного образования детей-инвалидов
В 2019 году Министерство образования продолжает вносить изменения, которые призваны улучшить образование детей-инвалидов, осуществляемого дистанционно.
В России планируется поэтапное формирование условия для обучения инвалидов дистанционно.
При такой форме обучения можно кроме общих предметов, получить и дополнительное образование детям .
Основной целью такого обучения является наличие условий для формирования качественного обучения ребенка-инвалида, учитывая его увлечения и предпочтения, с применением интернета.
Обучаться дистанционно можно:
- Дома.
- Дистанционно.
Варианты организации процесса
В настоящий момент в России, кроме отсутствия надлежащего образования лиц с ОВЗ, ребенок сталкивается со следующими проблемами:
- Недостаток общения со сверстниками и взрослыми людьми.
- Нарушение связи с окружающей средой.
- Ограничение доступа к информационным технологиям.
- Нехватка общения с ценностями культуры и природой.
Дети с ограниченными возможностями испытывают:
- низкую самооценку;
- им присуща неуверенность в себе;
- им тяжело понять и выбрать свою жизненную цель.
Все это ведет к медленному процессу интеграции детей-инвалидов. Решить эти проблемы поможет доступность дистанционного образования и обучения на дому.
На дому
Когда ребенок-инвалид не может на постоянной основе посещать школу, то он может учиться дома. Принять такое решение могут компетентные органы местной власти.
Для этого родителям требуется представить ряд документов:
- заявление на необходимость проходить обучение малышом дома;
- заключение МСЭ о необходимости ребенку-инвалиду учиться на дому из-за состояния его здоровья.
Родителям необходимо заключить договор с администрацией школы или с органом исполнительной власти, которые осуществляют работу в области образования.
Следует знать, что соглашение на обучение в домашних условиях составляется в определенной форме, которая утверждена законодателем.
Если малыш обучается дома с применением дистанционных средств, то ему на период обучения должны предоставляться средства связи и компьютер за счет бюджета населенного пункта, где проживает ребенок.
Дистанционное
Различают несколько видов дистанционного обучения:
- веб и чат-занятия;
- телеприсутствие;
- телеконференции;
- использование сети Интернет.
При обучении в дистанционном режиме можно:
- проходить обучение в общеобразовательном учреждении, независимо от материальных условий семьи инвалида и от места ее проживания;
- слушать лекции в удобном для себя месте, заниматься по расписанию, согласованному с родителями школьника, применяя специализированное компьютерное оборудование.
- получать дополнительное образование;
- использовать и получать навыки коллективной работы;
- пройти подготовку к поступлению в ВУЗ;
- осуществить развитие творческих способностей школьника;
- принять участие в исследовательской работе;
- получить возможность консультироваться с профильными врачами (психологом, логопедом, дефектологом и т.д.).
Дистанционного обучения позволяет детям-инвалидам получить реабилитацию и коррекцию развития, достичь полной интеграции среди своих сверстников.
Возможные компенсации
Обязанность государства – дать инвалиду образование, на которое выделяются бюджетные средства. Это осуществляется 2 способами:
- В общеобразовательной школе.
- На дому.
Родителям, обучающих инвалида дома, выплачивается после того, как ребенок достигнет возраста 6 лет и 6 месяцев.
То есть с того периода времени, когда инвалид может начать учебу в общеобразовательной школе. Выплаты компенсации производятся до завершения обучения в школе (по достижению 18 лет).
Срок получения образования в школе может быть увеличен, если у подростка, имеются различные серьезные патологии.
Если ребенок обучается дома, то количество часов занятий с учителем из школы намного меньше, чем при обычном посещении школы. Поэтому большую часть работы ребенок должен делать сам
Родители могут согласовать с педагогом из учебного заведения о дополнительных занятиях, но количество часов таких занятий ограничено законом до 3 часов в неделю.
Только фактические расходы на обучение будут компенсированы и они не должны превышать установленный норматив.
Чтобы семья инвалида получила компенсацию, родители должны подать заявление о необходимости дополнительных общеобразовательных руководителю школы, который утвердит размер компенсации, выплачиваемую семье инвалида.
При составлении заявления, в нем нужно указать:
- паспортные данные;
- справка из ЖЭКа, подтверждающая регистрацию малыша.
- документ о рождении ребенка-инвалида.
К заявлению следует приложить ряд документов:
Когда договор об обучении на дому подписан, в он заключается сроком на 1 год, можно будет получить компенсацию.
Если расходы превышают установленный лимит, то их несут родители ребенка. Дети-инвалиды не достигшие школьного возраста имеют право присутствовать на некоторых занятиях детсаду.
Плата с родителей не взимается, если малыш болеет определенным заболеванием. Так же государство предоставляет для определенных групп населения, чей малыш посещает детский сад.
К ним относятся:
- семьи военных;
- одинокие матери;
- родители, имеющие ребенка-инвалида;
- многодетные семьи;
- семьи, где один из родителей призван на военную службу;
- если оба родителя студенты.
Перечень льгот
Для детей-инвалидов, не достигших 7 лет, предоставляется возможность на получение мер реабилитации и получение всего необходимого для пребывания в детском саду.
Существует ряд льгот для этой категории инвалидов:
- зачисление в дошкольное заведение без очереди;
- за пребывание и питание в дошкольном учреждении с родителей плата не взимается.
Если малыш не способен посещать детский сад из-за его состояния здоровья, то ему в обязательном порядке предоставляется возможность на безвозмездное поступление в специализированный детский сад без очереди.
Школьники обладают теми же правами, которые перечислены выше. Они могут учиться как в общих, так и в специализированных школах
Денежные средства на содержание детей-инвалидов в детских садах и школах выделяются бюджетом.
Дети и школьники, имеющие физиологические и психологические патологии, с согласия родителей могут проходить обучение в специальных учебных заведениях.
Обучение в данных заведениях осуществляется с учетом заключения . Родители могут выбрать вариант обучения ребенка-инвалида на дому.
Государство предоставляет возможность детям-инвалидам поступать в государственные учебные заведения вне конкурса.
Какие существуют проблемы в России
В настоящее время можно выделить 2 проблемы, с которыми сталкивается ребенок-инвалид:
Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, речи, слуха и незначительными отклонениями в интеллекте может посещать учебные заведения.
Но, огромное количество детей-инвалидов не может посещать общеобразовательные заведения, и вынуждены обучаться по индивидуальной программе.
Часто педагог затрудняется подобрать правильную индивидуальную систему обучения ребенка. Часто это касается детей с психическими отклонениямиУ нас в стране очень мало учителей, которые способны обучать таких детей. Цель школы – подготовить ребенка к жизни в социуме и дать ему необходимые для этого знания.
И хоть в пединститутах на лекциях читают специальные предметы, такие как дефектология, коррекционная педагогика, специальная психология, учителей готовят для обучения детей, которые не имеют ярко выраженных нарушений со здоровьем.