Что относится к частям тела человека. Внешние морфологические признаки частей тела

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Анатомическая терминология. Оси и плоскости, используемые в анатомии.

Для определения положения органов используют три взаимно перпендикулярные плоскости: сагиттальную (от лат. sagitta - стрела), вертикально рассекающую тело спереди назад; фронтальную (от лат. frons - лоб) плоскость, перпендикулярную к первой, вертикальную (ориентированную справа налево) соответственно плоскости лба; и горизонтальную (плоскость, перпен­дикулярную первым двум). В теле человека условно можно прове­сти множество таких плоскостей. Сагиттальную плоскость, которая делит тело пополам на пра­вую и левую половины, называ­ют срединной . Для обозначения расположения органов по отно­шению к горизонтальной плос­кости применяют термины верх­ний (краниальный - от лат. cranium - череп), нижний (каудальный - от лат. cauda - хвост); по отношению к фрон­тальной плоскости - передний (вентральный - от лат. ven­ter - живот), задний (дорсаль­ный - от лат. dorsum - спи­на). Выделяют также понятия боковой (латеральный), распо­ложенный на удалении от сре­динной сагиттальной плоско­сти, и средний (медиальный), лежащий ближе к срединной плоскости. Для обозначения ча­стей конечностей применяются термины - проксимальный (рас­положенный ближе к началу конечности) и дистальный , на­ходящийся дальше от тулови­ща.

Вертикальных ли­ний. Это - передняя и задняя срединные, правая и левая грудинные, проведенные вдоль со­ответствующих краев грудины; среднеключичные, проведенные через середины ключиц; подмышечные: передние, задние, средние, проведенные через соответствующие края и середину подмышеч­ной ямки; лопаточные - проведенные через нижние углы лопаток.

Органы и системы органов. Типы телосложения.

В процессе анатомического изучения человека его структуры условно подразделяются на клетки, ткани, органы, системы ор­ганов, которые и формируют организмы. Орга­низм един, он может существовать лишь благодаря своей целост­ности. Основной структурной единицей строения живого является клетка.



Клетки и их производные образуют ткани, из которых сфор­мированы органы, образующие системы органов. И, наконец, системы интегрируются в целостный организм. Целостность ор­ганизма обеспечивается благодаря единой нейро-гуморально-гормональной регуляции его функций. И. П. Павлов доказал ведущую роль нерв­ной системы в интеграции организма и осуществлении его связи с внешней средой.

Клетки входят в состав тканей. Ткань - это исторически сложившаяся общность клеток и межклеточного вещества, объ­единенных единством происхождения, строения и функции. В ор­ганизме человека выделяют 4 типа тканей: эпителиальную, соеди­нительную, мышечную и нервную.

Орган (от греч. organon - орудие, инструмент) отличается свойственной лишь ему формой и строением, приспособленным к выполнению определенной функции. Органы построены из тканей. Каждый орган содержит все виды тканей. Одна из тканей является ос­новной, «рабочей», выполняющей главную функцию органа.

Органы анатомически и функционально объединяются в сис­темы органов. Система - это ряд органов, имеющих общий план строения, единство происхождения и выполняющих одну боль­шую функцию (например, пищеварения, дыхания). В организме человека выделяют следующие системы органов: пищеварения (пищеварительную), дыхания (дыхательную), мочевыделительную, половую, нервную, кровеносную, лимфатическую и иммунную. Не­которые органы объединяются по функциональному принципу в аппараты: они зачастую имеют различное строение и происхож­дение, могут быть не связаны анатомически, но их объединяет участие в выполнении общей функции (например, опорно-двига­тельный, эндокринный аппараты), либо эти органы различны по своим функциональным задачам, но связаны онтогенетически (например, мочеполовой аппарат).

Части тела человека. Области туловища и их границы.

Тело человека (human body: often used anatomic terms) - это материальная, физическая составляющая живого организма человека. Она является низшей в иерархиитрех частей, несводящихся друг к другу и неразделимых частных сущностей, составляющих человека: Дух - душа ‑ тело. Тело человека разделяют на стволовую (осевую) часть и периферическую часть (конечности). Тело человека составленоорганами. Орган - это часть тела (организма) человека. Органы дифференцированы в целом. Каждый орган является объектом управления одной из систем организма.
Обобщенным непосредственным показателем гармонии строения тела человека и косвенным показателем рациональногостиля жизни, питания и здоровья, основанным на отношении массы тела и его длины (роста) является индекс массы телачеловека, или индекс Кетле. Индекс массы тела, как показатель, впервые был предложен бельгийским ученым Кетле. Quetelet, (Lambert) Adolphe (Jacques), 1796-1874, математик, астроном, метеоролог, социолог; один из создателей математической статистики.
Части тела: голова, шея, туловище, верхние конечности (руки) и нижние конечности (ноги), органы.

Топографическая анатомия поверхностей тела содержит единые для всех ориентиры для исследований тела человека, для обмена информацией о результатах исследований, для медицинских манипуляций, для эргономической практики и для другихцелей.

Специалисты исследовали топографию поверхностей тела, и разделили все поверхности частей тела на определенные области.

Основными областями поверхностей частей тела являются:
– в голове: область свода черепа и область лица, в туловище: область груди, область живота и область спины.

Ориентиры на поверхности тела.

Ориентирами на поверхности груди являются следующие линии:

– Передняя срединная линия.

– Грудинная линия, идущая вдоль края грудины.

– Среднеключичная (сосковая линия), проходящая через сосок или через середину ключицы.

– Окологрудинная линия, посередине между двумя предыдущими.

– Передняя подмышечная линия, проходящая через передний край подмышечной ямки.

– Средняя подмышечная линия, проходящая через середину подмышечной ямки.

– Задняя подмышечная линия, проходящая через задний края подмышечной ямки. – Лопаточная линия, проходящая через нижний угол лопатки.
Живот посредством двух горизонтальных линий, проводимых между концами X рёбер и между обеими передневерхними остями подвздошных костей, делят на три лежащих друг над другом отдела:

– Надчревье, эпигастрий.

– Средняя область живота, чревье, мезогастрий.

– Подчревье, гипогастрий.

Каждый из трех отделов живота подразделяется посредством двух вертикальных линий еще на три вторичные области.

– Надчревье, эпигастрий разделяется на среднюю часть (надчревная область) и две боковые, подреберные области, подреберья.

– Средняя область живота, чревье, мезогастрий разделяется на срединно расположенную пупочную область и две боковые области живота.
– Подчревье, гипогастрий разделяется на лобковую область и две паховые области,

лежащие по бокам.

Областями спины являются: позвоночная область, правая и левая лопаточные области, правая и левая подлопаточные области и дельтовидная область.
Верхняя конечность делится на плечо, предплечье и кисть. В кисти различают области ладони, тыла и пальцы. Нижняя конечность разделяется на следующие области: ягодичную, бедро, голень и стопу. Стопа подразделяется на подошву, тыл стопы и пальцы. Средняя длина тела взрослого человека (20 ÷ 60 лет) равна у мужчин ~165 см , у женщин ~154 см . Рост тела в длину прекращается у женщин в ~16 ÷ 17 лет, у мужчин - в ~18 ÷ 19 лет. Пропорции тела.
Пропорции тела зависят от возраста и пола. В процессе развития плода у него сначала усиленно растут верхние отделы тела, а после рождения - нижние. Поэтому после рождения высота головы увеличивается только в 2 раза, длина туловища - в 3 раза, длина рук - в 4 раза, а длина ног - в 5 раз.

Половые различия. Половые различия в пропорциях тела: у женщин несколько уже плечи и значительно шире таз, немного короче руки и ноги, а туловище длиннее. Половые признаки, отличающие мужчину от женщины, делятся на первичные половые признаки ивторичные половые признаки. К первичным половым признакам относятся присущие полу органы размножения, в первую очередь половые железы. Остальные признаки относятся ко вторичным половым признакам. У женщин меньше рост (в среднем на ~12 см ) и масса тела. Средняя масса тела взрослого мужчины на территории России равна ~66 кг , женщины ~59 кг . Индивидуальные отклонения массы тела от среднего значения составляют ~18 ÷ 25 кг .

Грудная клетка у женщины короче и у́же мужской. Вследствие этого, а также из-за большего наклона таза, живот у женщины длиннее. Общее количество мышечной массы у мужчин в среднем составляет ~40% от всей массы тела, тогда как у женщины только ~32%. Отсюда, в среднем физическая сила у женщины меньше, чем у мужчины. У женщины жировая ткань развита гораздо обильнее, чем у мужчины. Характерным вторичным половым признаком у женщины является присутствие развитыхмолочных желёз, которые у мужчины находятся в зачаточном состоянии. Кожа мужчины толще и грубее, больше покрытаволосами (особенно на лице).

Довольно сложной для объяснения детям на уроках английского языка является тема «Часть тела». Зачастую учитель вынужден сначала дать определение понятию, показать наглядно каждую изучаемую часть тела человека, и только потом помочь ребенку запомнить английский эквивалент слова.

Перед началом занятий преподаватель обязан досконально изучить строение человеческого тела, с особой внимательностью просмотреть информацию о возможных заболеваниях, которые впоследствии также предстоит объяснять детям, изучая тему «Здоровье».

Начало работы

Чтобы легче было ребенку изучать неизвестный язык, необходимо помочь ему с мотивацией. Определите, для чего именно этот ребенок захочет познавать новое, изучать то, чем пока не воспользуется. Для одних детей целью станет возможное в будущем путешествие, для других отличной мотивацией будет поиск новых друзей в разных странах с различными культурными обычаями, привычками и языками. Задача преподавателя - вовремя "дергать" за соответствующие "ниточки", напоминающие ребенку о ждущих его перспективах.

Но в любом случае учитель просто обязан привязать цель всего обучения к изучению определенной темы. Так, например, если мечтой малыша является путешествие, можно придумать легенду о повышенном травматизме, доказывая ученику необходимость знать то, как называются части тела на английском, чтобы легко общаться с докторами. Или смоделировать ситуацию, когда надо будет найти потерявшегося спутника с помощью полисмена, описывая друга с использованием слов данной темы. Вообще возможных ситуаций очень много, и каждую из них можно разыгрывать на уроках в процессе изучения темы.

Подготовительный этап

Необходимо отметить, что приступая к изучению темы «Часть тела», ученики должны ориентироваться в знаках Это облегчит чтение новых слов. Если дети еще малы, то для них можно облегчить систему транскрипционных знаков, поменяв их на русские буквы. Но современная настаивает на четком знании обозначения транскрипции.

Изучаем части тела на английском при помощи наглядности

Использование наглядности - единственный правильный вариант изучения данной темы. При вправе применять различные ее варианты. Здесь подойдет демонстрация на одном из детей, разнообразные картинки с нарисованными частями тела, плакаты с изображением человека и словами, подходящими к каждой изучаемой части. Лучше, если выбранные картинки будут изображать любимых мультипликационных героев. Тогда дети проще идут на контакт, с большим удовольствием изучают тему.

Для объяснения нового материала преподаватель, называя слова на английском, поднимает картинку, соответствующую слову, после чего просит детей повторить за ним хором. Для закрепления восприятия на слух нужного слова можно попросить отдельных детей из группы лично произнести его. Потом вводится второе слово по такой же схеме. Единственное отличие состоит в том, что на этапе закрепления необходимо вспомнить и проговорить предыдущий термин, чтобы дети уловили разницу в звучании, произношении. При этом картинка, демонстрируемая учителем, обязательно должна соответствовать тому слову, которое он произносит. Третье и все последующие названия объясняются по тому же принципу.

Игра: части тела на английском

Нужно помнить, что остается приоритетной в преподавании английского языка для детей. Чем интересней, красочней, даже забавнее будет проходить занятие, тем интенсивнее будет происходить запоминание лексики урока. Именно по этой причине игру нужно использовать, чтобы выучить части тела. Картинки в этом окажут неоценимую помощь.

Видео для изучения английского языка

В помощь преподавателям существует огромное количество обучающего видео, которое поможет в игровой форме учить детей. Именно подобный видеопродукт способствует тому, что родители могут научить своих малышей иностранному языку самостоятельно, тем самым углубляя и свои знания предмета.

Особенности изучения темы

Всю тему «Название частей тела» необходимо разбить на составляющие. Например, отдельно изучать голову, тело, руки, ноги. При этом нужно сосредоточить внимание на деталях. Например:

волосы - hair

  • черные - black;
  • блондинистые - blonde;
  • русые - fair;
  • рыжие - red;
  • темные - dark;
  • седые, серые - grey.

Как облегчить процесс запоминания

К этому вопросу необходимо подходить в несколько этапов. Первоначально нужно выяснить, какой тип памяти преобладает у ребенка. Если главной действующей силой стала визуальная память, позаботьтесь о наличии множества картинок с изображениями частей тела. Всевозможные аудиоматериалы пригодятся для любителей воспринимать информацию на слух. Обучающее видео легко компонует эти виды воздействия на память малыша, что и является основной причиной для использования его при изучении английского языка.

Лучше всего подходить к изучению комплексно. Начиная с раннего утра, выполните с ребенком зарядку, сопровождающуюся словами-названиями частей тела. В течение дня играйте с ним в игру «Назови слово». При этом малыш должен назвать ту часть тела, что демонстрируется (на человеке, на картинке или видео), или наоборот, показать необходимую, названную часть.

Картинки «Части тела» для детей можно приобрести в любом книжном магазине. При этом есть возможность выбрать нужный размер изображений для более комфортного занятия. Нужно следить, чтобы картинки были красочными и запоминающимися, возможно, даже смешными.

Описание себя

Для усовершенствования употребления пройденной лексики по теме необходимо описать себя. Для совсем маленьких детей текст будет довольно примитивным. С развитием словарного запаса увеличивается и объем, и смысловая нагрузка описания. Начинать рассказ о своей внешности лучше с лица, заканчивать текст рекомендуется похвалой своему характеру. Ребенку будет очень приятно описывать себя с хорошей стороны.

Превратите обучение ребенка иностранному языку в настоящий праздник. Используйте все возможные ситуации, чтобы еще раз вспомнить изучаемую лексику. Всегда поддерживайте и подогревайте интерес к изучению языка. При этом помните, что педагог в одиночку не сможет в полной мере помочь ребенку. Для полноценного и легкого должен быть непрерывным. Части тела на английском запомнить не так уж и сложно, если на выручку ребенку придут его родители, друзья.

Каждый человек наделен важными элементами организма: сердце, мозг, лёгкие и так далее. Но каким бы совершенным он ни считался, у него предостаточно органов и частей тела, которые по жизни вряд ли когда-нибудь пригодятся. Давайте познакомимся с частями тела, которые играют незначительную роль в устройстве нашего организма, а некоторые не играют и вовсе.

Вы когда-нибудь задавались вопросом: «Зачем мужчинам соски?» Кто-то может сказать, что это украшает мужскую внешность. Конечно, мужчинам соски не особо-то пригодятся в жизни. А появляются они в связи с «гормональным взрывом» при беременности, когда у плода ещё не сформировался пол, но соски уже есть.


Несмотря на то что аппендикс находится между тонкой и толстой кишкой, никакой роли в пищеварении он не играет. Эксперты предполагают, что раньше аппендикс помогал людям, чей рацион содержал растения. Сейчас же он только воспаляется и рвётся, когда у кого-то развивается аппендицит.

Мышцы-подъёмника шерсти


Мышцы-подъёмника шерсти есть не только у человека, но и у животных. Эти мышцы нужны им, чтобы отпугивать врагов. Но зачем они людям? Вряд ли кого-то отпугнёт то, что у вас на руках волосы дыбом. Главное, чтобы не на голове.


В самом низу позвоночника у каждого из нас ещё одна бесполезная часть тела, копчик. Он состоит из трёх-пяти позвонков ниже крестца, которые либо находятся отдельно, либо соединены. Копчик, который также называют «остатком хвоста», является пережитком позвонка. Считается, что наши далёкие предки ходили с хвостами, потом они отпали, а копчик, отвечавший за них, остался.


Передняя, задняя, верхняя и височно-теменная ушные мышцы выполняют функцию движения ушами. Животные это делают при реакции на звуки. Для человека же эта функция не несёт никакой пользы. Более того, очень мало людей способны двигать ушами.


Кроме того, что зубы мудрости очень болезненно удаляются, больше они никаких функций в себе не несут. Появление зубов мудрости сопровождается температурой. Причины их возникновения просты. Раньше у людей не было достаточно оборудования, чтобы следить за зубами и полостью рта, поэтому уже к 30 годам они оставались беззубыми. Чтобы хоть как-то компенсировать утрату, вырастали зубы мудрости, которые сегодня лишь дезориентируют челюсть. Сегодня около 35 процентов населения Земли уже не могут иметь третий и последний набор коренных зубов.


Вомероназальный орган также известен, как орган Якобсона. Это периферический отдел дополнительной обонятельной системы некоторых позвоночных животных: земноводных, пресмыкающихся и млекопитающих. Животным этот орган помогает унюхать химикаты. Для чего этот орган нужен человеку пока неясно. Учёные считают, что он влияет на функции половой системы и эмоциональной сферы. Также известно, что вомероназальный орган реагирует на летучие феромоны и другие летучие ароматические вещества.


Люди уже давно поняли, что волосяной покров - это не так полезно, как тёплая одежда или батарея. Волосы на голове нужны, чтобы оградить голову от холода. Брови не дают поту со лба попасть в глаза. Усы и борода могут сыграть определённую роль в привлекательности мужчины. Однако реально полезных функций волосы на теле не несут.


Дарвинов бугорок, также известный, как бугорок ушной раковины – это небольшая складка кожи, которая находится на завитке ушной раковины у людей и некоторых обезьян. Подобный бугорок встречается лишь у 10% населения Земли. Учёные пока не разгадали загадку этого бугорка. Есть предположения, что раньше он являлся суставом, позволявшим опускать и вертеть ушами.

13 пара рёбер


У каждого человека есть 12 пар рёбер. Некоторые рождаются без 11 или 12 пары, у других же, напротив, есть 13 «свободная» пара рёбер. По сути, эти «свободные» рёбра не нужны, наоборот, женщинам они мешают, ведь если их не удалить, то придется сетовать на широкую талию.

Поделится в соц. сетях

Многие названия частей тела человека имеют интереснейшую историю. И познакомиться с этими историями нам поможет верный друг — этимологический словарь.

Сердце

Начнём с самого главного органа человека — сердца. Это слово употребляется часто в значении «душа»; сердечный человек — мягкий, добрый, душевный. И по происхождению своему это слово по праву должно быть упомянуто первым: сердце связано с «серединой». То есть сердце — это «середина», центр человека, его суть, самое-самое главное в нём.

Печень

Были, правда, раньше и другие представления о вместилище души. Например, печень. Это слово образовано от глагола «печь», который имел раньше значение «варить, приготовлять пищу». Вероятно, печень названа так из-за важной роли в процессе переваривания пищи. Хотя здесь не всё понятно: ведь от того же самого глагола, правда более сложным путём, образовано название ещё одного внутреннего органа — почки. А уж почки в пищеварении не участвуют!

Легкие

Ещё один внутренний орган — лёгкие — назван так потому, что он легче других органов тела и не тонет в воде. Лёгких у человека два; в единственном числе это слово звучит как лёгкое.

Раньше в русском языке для обозначения этого органа было самое обычное существительное — плюча. Оно восходит к древнему корню со значением «плыть». В этом слове отразилось всё то же наблюдение о способности лёгкого плыть по воде. Интересно, что латинское название лёгкого — пульмо — тоже связано с древним глаголом «плыть». Сейчас латинский корень мы можем видеть в названии раздела медицины, изучающего болезни лёгких — пульмонология.

Позвоночник, хрящ, ключица, лопатка

Из слов, обозначающих разные элементы опорно-двигательного аппарата, интересную историю имеют слова позвоночник, хрящ, ключица, лопатка. Позвоночник состоит из отдельных позвонков, как цепь из звеньев. Именно слову «звено» и родственно название позвоночник.

Слово хрящ в других славянских языках выглядит как хруставка, хрястка, хрустанец. В этих названиях видна связь с глаголом «хрустеть».

Сплетите пальцы между собой и резким усилием выгните их — слышите хруст? Присядьте — скрипят ли у вас колени? Этот звук производят суставы, места соединения — составления (отсюда и слово су-став) костей друг с другом, в которых много хрящевой ткани. У детей она эластична, поэтому звуков производит меньше. С возрастом хрящевая ткань твердеет, суставы становятся менее гибкими, и часто пожилые люди на вопрос: «Как жизнь?» иронично отвечают: «Скрипим!»

Слово ключица родственно и «ключу», и «клюке», и «клюшке». Все они обозначают предметы, так или иначе изогнутые. Ключица — кость, соединяющая плечо и туловище, напоминает латинскую букву S. Интересно, что клюкой в древнерусском языке называли не только палку для опоры с загнутым верхним концом, но и хитрость, изворотливость, обман.

Лопатка — это широкая, плоская кость, располагающаяся в верхней части спины и напоминающая своим видом маленькую лопату. С этим словом исторически связано название растения, имеющего широкие, плоские листья, — лопух.

Глаза, веко, ресницы

Теперь поговорим о внешности. Глаза... Откуда взялось это слово? В некоторых славянских языках слово «глаз» обозначает... булыжник, валун. В древнерусском языке «глазок» значило шарик. Учёные полагают, что первоначально слово «глаз» обозначало каменный шарик, бусинку или даже косточку ягоды. Потом оно стало употребляться вместо слова «око» в разного рода разговорных выражениях. Говорят же сейчас иногда: «Эй, ты чего шары выкатил?», имея в виду, что человек что-то пристально разглядывает. А «шары» по-древнерусски как раз и получались «глаза». Затем это слово окончательно вытеснило око, очи, оставив им только область поэзии.

Слово «веко» во многих славянских языках обозначает крышку. Веки действительно закрывают глаз, являясь его защитой. Дополнительно защищают глаз и «ресницы», чьё наименование родственно слову, встречающемуся в разных говорах русского языка, — «рясный», что значит «обильный, пышный, частый» (очевидно, в образовании слова «повинна» густота произрастания маленьких волосков — ресниц).

Кожа

Интересно происхождение слова кожа. Оно оказывается связанным со словом «коза» и обозначало первоначально козью шкуру. Вот так!

Язык

«Язык» — слово многозначное. Помимо всем хорошо известного органа вкуса и речи, находящегося во рту, это слово обозначает и речь, и способность говорить. «Какой иностранный язык вы изучаете?», «Сколько стоит заливное из языка?», «Не могли бы вы помочь мне раскачать этот тяжеленный язык колокола?», «У вас что, язык отнялся?!» — во всех этих вопросах слово язык выступает в разных значениях.

Но был раньше у этого слова ещё один смысл, ныне совершенно забытый: «языком» называли народ, общность людей, говорящих на одном языке, понимающих друг друга. Отсюда пошло и слово «язычник» — «представитель нехристианского народа».

Любопытному читателю ещё о многом может рассказать этимологический словарь. Например, о том, что слова нога и ноготь — исторически родственные и происходят от общего слова, обозначавшего когда-то копыто.

Или о том, что шея названа так потому, что «сшивает» голову и туловище, а в родственном слове «шиворот» (употребляется только с предлогом за и в составе наречия шиворот-навыворот), «спрятаны» значения «шить, сшивать» и «вертеть».

Или о том, что исторически близкими оказываются слова «бровь» и «бревно». Словом, не забывайте при всяком удобном случае заглядывать в словарь - вы всегда найдёте там много интересного!



Рассказать друзьям