Быть дисциплинированным воином. Понятие воинской дисциплины и ее основные принципы Дисциплинированность и профессионализм важнейшие качества война

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Нормы и требования воинской дисциплины охватывают все стороны жизни и деятельности военнослужащих. Они распространяются не только на их служебную деятельность, но и на поведение вне службы, на их отношения между собой, на внешний вид -- на все, из чего складывается дисциплинированность воина. В дисциплинированности воина как в зеркале отражаются его высокая сознательность, внутренняя собранность, готовность самоотверженно выполнить свой священный долг защитника Отечества.

Дисциплинированность -- это внутреннее качество личности военнослужащего. Она складывается на основе глубокого знания каждым солдатом и матросом требований законов, воинских уставов, инструкций, наставлений, своих служебных обязанностей, а также норм и правил, регулирующих взаимоотношения военнослужащих. Твердо знать требования воинских уставов, точно и пунктуально выполнять их -- первейшая обязанность каждого воина. Военнослужащий, хорошо знающий требования уставов, как правило, легче справляется со своими обязанностями, более эффективно использует каждую минуту учебного времени.

Но для дисциплинированного воина одного знания уставов недостаточно. Необходима внутренняя убежденность в обязательности выполнения их требований, сознательное отношение к воинской службе, навыки, умения, привычки действовать строго по уставу. Существенной стороной дисциплинированности являются волевые факторы -- умение управлять собой в соответствии с уставными требованиями, подчинять им свои действия и поступки. Таким образом, дисциплинированность -- это совокупное выражение глубоких знаний, сознательности, воли, навыков и привычек военнослужащего.

Высшим проявлением дисциплинированности выступает самодисциплина, под которой понимают способность воина управлять собой, своими поступками, самостоятельно оценивать и контролировать выполнение требований воинской дисциплины, в нужный момент приказывать самому себе. При выполнении задач воинской службы многие солдаты и матросы, сержанты и старшины на долгие часы остаются наедине, и только самодисциплина руководит их поступками, побуждает отдавать все силы и способности выполнению поставленной задачи, помогает вовремя заметить собственную ошибку, неточность и устранить их.

Весь уклад армейской и флотской жизни оказывает постоянное воздействие на формирование у воинов сознательного отношения к выполнению уставных требований, исполнительности, дисциплинированности. Каждый воин должен понимать, что строгая организация жизни и быта, предусмотренная уставами (уставной порядок), подтягивает, дисциплинирует, позволяет предупредить негативные явления в воинских коллективах. Следует помнить, что в уставах аккумулирован огромный опыт войсковой практики. За каждым положением устава -- научно обоснованный вывод о наиболее целесообразном, отвечающем интересам боевой готовности решении того или иного вопроса, связанного со службой войск, бытом, учебой личного состава. Уставной порядок выражает такую степень организованности, которая гарантирует наиболее эффективное обучение и воспитание воинов, обеспечивает постоянную готовность подразделения, части, корабля к выполнению боевой задачи.

Важнейшими элементами уставного порядка являются выполнение распорядка дня, организация боевой учебы, службы суточного наряда, несение караульной и гарнизонной служб, порядок хранения и выдачи оружия, организация парковой службы и контрольно-пропускного режима, соблюдение формы одежды, правил поведения и отдания воинской чести, поддержание чистоты в помещениях и городках. Следует помнить, что каждый элемент уставного порядка обеспечивает четкость и организованность в учебе и поддержании высокой боевой готовности подразделения, части, корабля.

Неукоснительное соблюдение уставного порядка способствует постепенному формированию у воинов дисциплинированности и исполнительности. Очень образно написал об этом первый космонавт Ю.А. Гагарин: "За время службы в армии я не имел ни одного взыскания, строго соблюдал внутренний порядок. Меня радовало, что все в части происходит по расписанию, точно в установленное время: и работа, и еда, и отдых, и сон. Меня ничуточки не тяготило, что это повторялось изо дня в день. Я видел, а еще больше чувствовал, как сознательная воинская дисциплина, постоянное поддержание образцового внутреннего порядка сплачивали личный состав, делали воинскую часть дружным боевым коллективом, обеспечивали единство действий, согласованность и целеустремленность, поддерживали постоянную боевую готовность и неусыпную бдительность... В армии я привык жить и учиться по уставам. Уставы отвечали на все вопросы, связанные с жизнью, учебой, службой, ясно указывали, как служить, изучать военное дело, овладевать оружием и боевой техникой, повседневно повышать политическую сознательность".

Важное значение для формирования дисциплинированности имеют сложившиеся в армейских и флотских коллективах взаимоотношения. Уставы обязывают воинов дорожить войсковым товариществом, удерживать своих товарищей от недостойных поступков, не допускать грубости и издевательств. Моральную атмосферу в воинских коллективах составляют те взаимоотношения, которые четко соответствуют нашим законам и требованиям уставов. Железная спайка, взаимопомощь, способность заменить своего товарища у орудия, ракеты, механизма корабля, готовность перенести трудности во имя общего успеха -- это важные слагаемые высокой дисциплинированности воинов.

Очень важны и уставные взаимоотношения опытных и молодых солдат и матросов. Не случайно в частях и на кораблях радушно и сердечно принимают молодых воинов. Их окружают вниманием, с ними щедро делятся опытом, их предостерегают от неверных шагов, опрометчивых поступков. Надо, чтобы молодые солдаты и матросы с первых шагов чувствовали себя как в родной семье. Взаимоотношения между воинами -- результат их культуры, человеческого в человеке. Чем богаче взаимоотношения, тем более интересна жизнь и служба солдата. Бескультурье всегда агрессивно. Когда воину нечем самоутвердиться как личности, он начинает самоутверждаться своими инстинктами. Агрессивность, которая проявляет себя в неуставных взаимоотношениях, есть проявление животного "инстинкта власти, силы". Каждый военнослужащий должен помнить, что боевая деятельность требует взаимопомощи, взаимоподдержки, взаимовыручки. Можно ли их ожидать, если в подразделении процветают неуставные взаимоотношения? Если в условиях мирного времени товарищеские взаимоотношения не формируются, то им неоткуда взяться в экстремальной ситуации. Тому, кто пытается строить свои отношения с другими воинами на "неуставных нормах", не стоит рассчитывать на поддержку товарищей в боевых условиях. Здоровый сплоченный коллектив не может терпеть в своих рядах даже малейших отклонений от уставного порядка.

Дисциплинированность, как качество личности, не рождается вместе с человеком. Она складывается еще в доармейский период и окончательно формируется и развивается в процессе армейской и флотской службы. Каждый военнослужащий должен понимать, что формирование дисциплинированности зависит от него самого, от особенностей его характера, темперамента, способностей, наклонностей, уровня его знаний, навыков, умений, от того, насколько настойчиво он работает над собой. Расширяя свои знания о дисциплине и воинской службе, вырабатывая навыки и умения уставного поведения, совершенствуя волевые качества, каждый солдат и матрос самостоятельно формирует свою дисциплинированность.

В процессе самодисциплинирования можно выделить определенные этапы. Первый из них включает период времени, связанный с вхождением солдата (матроса) в воинский коллектив, когда происходит освоение им новой социальной роли военнослужащего, овладение воинской специальностью, нормами и правилами дисциплинированного поведения, привыкания к требовательности командиров, вырабатывается первичное отношение к этим нормам и требованиям. В ходе второго этапа воином накапливается служебный опыт, устанавливаются прочные взаимоотношения в воинском коллективе, у него появляется определенный авторитет среди сослуживцев, нарабатываются убеждения и навыки дисциплинированного поведения. Третий этап -- этап упрочения дисциплинированности. Он связывается с уже выработанными воином установками на дисциплинированное поведение, с глубоким пониманием им значения личной дисциплинированности, с устойчивым стремлением приобретать и совершенствовать необходимые знания, навыки и умения для обеспечения высокой боевой готовности подразделения, части, корабля.

О воинах дисциплинированных, стойких, надежных говорят: это люди долга. Постоянное чувство высокой ответственности, готовности выполнить воинский долг воспринимается ими как дело чести и совести. Именно на этой основе возможно достижение дисциплины высшего предела, то есть такой степени сознательного отношения к воинскому долгу, когда знания, убеждения и воля человека становятся единым сплавом, когда приказ командира подкрепляется велением совести, когда требования дисциплины сливаются с внутренней потребностью дисциплинированного поведения каждого воина

Контрольные вопросы

  • 1. Почему в современных условиях возрастает значение воинской дисциплины?
  • 2. Каким образом воинская дисциплина влияет на повышение боевой готовности подразделения?
  • 3. Что значит быть дисциплинированным воином?
  • 4. Какие факторы и условия влияют на дисциплинированность военнослужащего?
  • 5. Расскажите об основных направлениях формирования дисциплинированности.
  • 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ВОИНА К БОЮ

воин патриотизм дисциплина товарищество

Даже в эпоху высокоразвитой боевой техники и совершенного оружия главная роль на войне принадлежит солдату. Результаты боевых действий в современных условиях во многом зависят от морально-психологического состояния личного состава, его способности переносить военные тяготы и лишения, преодолевать страх в бою и сохранять волю к победе.

Нет ничего более важного для боевой готовности, чем отношение солдата к своему долгу, его боевой настрой и поведение на поле боя. Каждый воин должен сознательно готовиться к боевым действиям, вырабатывать у себя психологическую устойчивость и умение сражаться в любых условиях боевой обстановки.

по курсу «Военное дело»

по теме: «Дисциплинированность – важнейшее качество личности воина»


1. Развитие вопросов дисциплины в военных структурах

Воинская дисциплина является одним из основополагающих факторов боеготовности войск. Она есть суть и основа воинского порядка и службы.

История изобилует примерами, в которых величие побед одних армий над другими достигалось за счет стойкости, выдержки и дисциплинированности войск. В повествованиях историков древности немало говорится о совершенных боевых порядках и построениях, где многотысячное войско движется и действует как монолит, где команды полководца выполняются тотчас и безукоризненно. И хотя победы великих полководцев прошлого - Александра Македонского, Гая Юлия Цезаря, А.В. Суворова, Наполеона, Г.К. Жукова и др. во многом связывают с их личным военным гением, ученые-историки единодушны и в том, что выучка и дисциплина их войск представляли собой образец для подражания. В трудах Платона, Аристотеля, Геродота, Ксенофонта и других философов и историков древности достаточно убедительно было показано значение дисциплины для общественного блага. Так, Ксенофонт писал: "На свете нет ничего более прекрасного, чем порядок. Возьмем, например, хор - он состоит из людей: когда каждый делает что попало, видишь только сумятицу … а когда те же самые люди действуют и поют в порядке, то стоит на них посмотреть и послушать. Точно так же и войско… Если в нем нет порядка, это - полная неразбериха, для врагов легкая победа, для друзей пренеприятное зрелище. Напротив, войско в порядке представляет прекрасное зрелище для друзей и очень тяжелое для врагов…».

Слово «дисциплина» впервые появилось в русской военной литературе в Указе Петра I о призыве иноземцев в Россию (1702 г.), которые должны были помочь тому, «чтобы армии наши составлялись из людей, знающих воинские дела и хранящих добрый порядок и дисциплину». Слово «дисциплина» стало употребляться как синоним порядка и послушания.

В русской, как, впрочем, и в ряде передовых европейских армий, проблеме дисциплинирования войск повсеместно уделялось большое внимание. Примерно с середины XIX века тактика действия войск начинает претерпевать серьезные изменения, вызванные военно-техническим прогрессом, который, в свою очередь, обусловил возрастание роли и значения отдельного офицера и солдата на поле боя. Все большее число военачальников и теоретиков военного искусства утверждаются во взглядах на дисциплинированность воина как на результат и состояние его нравственных и духовных сил, степень осознания и принятия важности повиновения и беспрекословного исполнения долга во имя Отечества. В подтверждение данного тезиса представляется необходимым проиллюстрировать наиболее характерные определения сущности и требований воинской дисциплины того времени.

Дисциплина – выражение высокой нравственности, ведущей к победе и подвигу; основное требование долга, заключающееся в отречении от личной и проведении единой (общей) воли, осуществлении единодушия; обязательное для всех подчинение порядку и правилам; знание и постоянное исполнение своих обязанностей. Дисциплина представляет собой краеугольный камень воинского духа. Она слагается из сознательности, добровольности, законности, воинского воспитания, повиновения, субординации и чинопочитания (внешнего проявления дисциплины). Дисциплина предполагает необходимость: любви к Отечеству, инициативы при умении повиноваться, военного товарищества, храбрости, сохранения порученного материального имущества, военного обучения и т.д. В Дисциплинарном уставе императорской армии записано: «Дисциплина состоит в строгом и точном соблюдении правил, предписанных военными законами. Поэтому она обязывает строго соблюдать чинопочитание, точно и беспрекословно исполнять приказание начальства, сохранять во вверенной команде порядок, добросовестно исполнять обязанности службы и не оставлять поступков и упущений подчиненных без взыскания». Немало на эту тему высказываний царских военачальников. «Воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению… Дисциплина заключается в том, чтобы вызвать на свет Божий все великое и все святое, таящееся в глубине души самого обыкновенного человека» (М. Драгомиров). «Дисциплина есть душа армии» (А.Попов). «Без дисциплины человек прежде всего трус и неспособен к войне» (А.Колчак). «Русской армии соответствует дисциплина, осмысленная по существу, но жесткая по форме» (А.Керсновский). Выдающийся отечественный историк Н.Н.Головин, подчеркивая роль и значение дисциплины в бою, писал: «Человек сражается не для борьбы, а ради победы». Воинскую дисциплину русский полководец П.А. Румянцев считал «душою службы». Он выступал за строгое, непременно однообразное и точное исполнение гарнизонной службы и знание солдатом своих прав и обязанностей. Воспитательная система, по его мнению, заключалась в стремлении установить разумную дисциплину, сознательное отношение к воинскому долгу, чести и высокому призванию воина.

Уже в тот исторический период в просвещенных слоях общества и в среде наиболее передовых военных господствовало мнение о необходимости проведения военных реформ, которые бы позволили существенно улучшить военное образование, подготовку и воспитание личного состава армии, и в особенности низших чинов. Сознательную и высокую дисциплинированность солдат и офицеров предполагалось достигать как производную от целенаправленного воспитания и развития таких личностных качеств, как благочестие, вера, добросовестность, духовность, исполнительность, нравственность, ответственность, повиновение, преданность, служение, совесть, сознательность и честность. Учитывая важность всех вышеперечисленных личностных оснований дисциплинированности, тем не менее нельзя не отметить, что в обществе, правительстве и военном управлении российского государства первоочередное внимание уделялось культивированию следующих черт воинов.

Благочестие – истинное богопочитание (набожность, религиозность), благоговейное признание божественных истин и исполнение на деле и в военном быту законы и заповеди Господни. Благочестие – основное свойство воина христолюбивого, которым всегда был (считался) русский солдат. «Недостаточно быть храбрым, надо быть еще благочестивым» (А.Зыков).

Добросовестность – честное и тщательное исполнение своих обязанностей и взятых на себя обязательств; добрая совесть, праводушие, правдивость, богобоязненность, старательность, усердие. Добросовестность – главная черта характера военнослужащего во все времена.

Исполнительность – способность практически осуществлять и воплощать в жизнь решения; хорошо, скоро, точно, надежно и инициативно выполнять приказы, обязанности и поручения. «Исполнительность, требуемая воинской службою, характеризуется точностью и быстротою исполнения приказаний на подкладке безграничного самоотвержения и при условии полной деятельности ума» (М.Драгомиров).

Нравственность – высшее чувство, которое побуждает воина к добру, к самоотверженному исполнению воинского и гражданского долга, к победе; соблюдение норм общественного поведения, требований морали; стремление к общей пользе; совокупность душевных психических свойств; моральные качества военнослужащего; поведение, основанное на нормах и обычаях морали. «Влияние на нравственную сторону лиц и частей в военном деле должно стоять на первом плане» (М.Скобелев). «Войска, попадая в руки талантливых начальников, умеющих повлиять на их нравственную сторону, творили поистине чудеса» (В.Недзвецкий).

Ответственность – возложенное или взятое обязательство отчитаться за свои действия, поступки, за их возможные последствия, результаты деятельности. Ответственность возникает в связи с наделением военнослужащего определенными правами и обязанностями. Она связана с высокоразвитым чувством долга, добросовестностью, с пониманием важности воинской службы. «Всему своя самостоятельность и своя ответственность. Не признавая первой, отучаешь от второй» (М.Драгомиров).

Повиновение – беспрекословное исполнение требований присяги, приказаний и распоряжений; послушание, подчинение. «Повиновение законам есть вещь священная» (П.Пестель). «Повиновение – основа воинской доблести» (В.Даль).

Совесть (совестливость) - внутреннее сознание добра и зла; «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение какого-либо поступка; чувство, побуждающее к добру, истине, отвращающее от лжи и зла; сознание моральной ответственности за поведение перед собой и обществом; нравственные принципы, взгляды, убеждения. Совесть – важный регулятор поведения воина, обязанного служить не за страх, а за совесть. «Совесть моя, никогда не поврежденная» (А.Суворов). «Чтобы выработать в человеке прочное сознание долга, надо пробудить в нем совесть» (Ф.Гершельман).

На современном этапе развития Российской армии, и особенно с началом нынешней государственности (с начала 90-х гг. XX в.), интерес к проблеме дисциплины не угасает, а наоборот, приобретает все более актуальное звучание. Данное обстоятельство побуждает общественность, государственные и военные органы управления, институты воспитания и образования искать пути и способы улучшения положения дел в этом вопросе.

Об исторических персоналиях, оснащены иллюстрациями, портретами. Представленный материал помогает учащимся создать представление об эпохе, о жизнедеятельности исторических личностей прошлого. ГЛАВА 11. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ РОССИИ (8 КЛАСС) § 1 Итоги констатирующего эксперимента Педагогическое исследование происходило в три этапа. Каждый этап имел свои цели и...

Ного труда нельзя освоить сложную боевую технику, нельзя воспи- тать в себе качества воина, всегда готового выступить на защиту Родины и отстаивать ее умело и мужественно. Воспитательная работа. Взаимоотношения в коллективе Множество проблем существует сегодня в нашей стране и в Вооруженных Силах. Некоторые из армейских проблем возможно решить только на Государственном уровне, другие на уровне...

РЕФЕРАТ

по курсу «Военное дело»

по теме: «Дисциплинированность – важнейшее качество личности воина»

1. Развитие вопросов дисциплины в военных структурах

Воинская дисциплина является одним из основополагающих факторов боеготовности войск. Она есть суть и основа воинского порядка и службы.

История изобилует примерами, в которых величие побед одних армий над другими достигалось за счет стойкости, выдержки и дисциплинированности войск. В повествованиях историков древности немало говорится о совершенных боевых порядках и построениях, где многотысячное войско движется и действует как монолит, где команды полководца выполняются тотчас и безукоризненно. И хотя победы великих полководцев прошлого - Александра Македонского, Гая Юлия Цезаря, А.В. Суворова, Наполеона, Г.К. Жукова и др. во многом связывают с их личным военным гением, ученые-историки единодушны и в том, что выучка и дисциплина их войск представляли собой образец для подражания. В трудах Платона, Аристотеля, Геродота, Ксенофонта и других философов и историков древности достаточно убедительно было показано значение дисциплины для общественного блага. Так, Ксенофонт писал: "На свете нет ничего более прекрасного, чем порядок. Возьмем, например, хор - он состоит из людей: когда каждый делает что попало, видишь только сумятицу … а когда те же самые люди действуют и поют в порядке, то стоит на них посмотреть и послушать. Точно так же и войско… Если в нем нет порядка, это - полная неразбериха, для врагов легкая победа, для друзей пренеприятное зрелище. Напротив, войско в порядке представляет прекрасное зрелище для друзей и очень тяжелое для врагов…».

Слово «дисциплина» впервые появилось в русской военной литературе в Указе Петра I о призыве иноземцев в Россию (1702 г.), которые должны были помочь тому, «чтобы армии наши составлялись из людей, знающих воинские дела и хранящих добрый порядок и дисциплину». Слово «дисциплина» стало употребляться как синоним порядка и послушания.

В русской, как, впрочем, и в ряде передовых европейских армий, проблеме дисциплинирования войск повсеместно уделялось большое внимание. Примерно с середины XIX века тактика действия войск начинает претерпевать серьезные изменения, вызванные военно-техническим прогрессом, который, в свою очередь, обусловил возрастание роли и значения отдельного офицера и солдата на поле боя. Все большее число военачальников и теоретиков военного искусства утверждаются во взглядах на дисциплинированность воина как на результат и состояние его нравственных и духовных сил, степень осознания и принятия важности повиновения и беспрекословного исполнения долга во имя Отечества. В подтверждение данного тезиса представляется необходимым проиллюстрировать наиболее характерные определения сущности и требований воинской дисциплины того времени.

Дисциплина – выражение высокой нравственности, ведущей к победе и подвигу; основное требование долга, заключающееся в отречении от личной и проведении единой (общей) воли, осуществлении единодушия; обязательное для всех подчинение порядку и правилам; знание и постоянное исполнение своих обязанностей. Дисциплина представляет собой краеугольный камень воинского духа. Она слагается из сознательности, добровольности, законности, воинского воспитания, повиновения, субординации и чинопочитания (внешнего проявления дисциплины). Дисциплина предполагает необходимость: любви к Отечеству, инициативы при умении повиноваться, военного товарищества, храбрости, сохранения порученного материального имущества, военного обучения и т.д. В Дисциплинарном уставе императорской армии записано: «Дисциплина состоит в строгом и точном соблюдении правил, предписанных военными законами. Поэтому она обязывает строго соблюдать чинопочитание, точно и беспрекословно исполнять приказание начальства, сохранять во вверенной команде порядок, добросовестно исполнять обязанности службы и не оставлять поступков и упущений подчиненных без взыскания». Немало на эту тему высказываний царских военачальников. «Воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению… Дисциплина заключается в том, чтобы вызвать на свет Божий все великое и все святое, таящееся в глубине души самого обыкновенного человека» (М. Драгомиров). «Дисциплина есть душа армии» (А.Попов). «Без дисциплины человек прежде всего трус и неспособен к войне» (А.Колчак). «Русской армии соответствует дисциплина, осмысленная по существу, но жесткая по форме» (А.Керсновский). Выдающийся отечественный историк Н.Н.Головин, подчеркивая роль и значение дисциплины в бою, писал: «Человек сражается не для борьбы, а ради победы». Воинскую дисциплину русский полководец П.А. Румянцев считал «душою службы». Он выступал за строгое, непременно однообразное и точное исполнение гарнизонной службы и знание солдатом своих прав и обязанностей. Воспитательная система, по его мнению, заключалась в стремлении установить разумную дисциплину, сознательное отношение к воинскому долгу, чести и высокому призванию воина.

Уже в тот исторический период в просвещенных слоях общества и в среде наиболее передовых военных господствовало мнение о необходимости проведения военных реформ, которые бы позволили существенно улучшить военное образование, подготовку и воспитание личного состава армии, и в особенности низших чинов. Сознательную и высокую дисциплинированность солдат и офицеров предполагалось достигать как производную от целенаправленного воспитания и развития таких личностных качеств, как благочестие, вера, добросовестность, духовность, исполнительность, нравственность, ответственность, повиновение, преданность, служение, совесть, сознательность и честность. Учитывая важность всех вышеперечисленных личностных оснований дисциплинированности, тем не менее нельзя не отметить, что в обществе, правительстве и военном управлении российского государства первоочередное внимание уделялось культивированию следующих черт воинов.

Благочестие – истинное богопочитание (набожность, религиозность), благоговейное признание божественных истин и исполнение на деле и в военном быту законы и заповеди Господни. Благочестие – основное свойство воина христолюбивого, которым всегда был (считался) русский солдат. «Недостаточно быть храбрым, надо быть еще благочестивым» (А.Зыков).

Добросовестность – честное и тщательное исполнение своих обязанностей и взятых на себя обязательств; добрая совесть, праводушие, правдивость, богобоязненность, старательность, усердие. Добросовестность – главная черта характера военнослужащего во все времена.

Исполнительность – способность практически осуществлять и воплощать в жизнь решения; хорошо, скоро, точно, надежно и инициативно выполнять приказы, обязанности и поручения. «Исполнительность, требуемая воинской службою, характеризуется точностью и быстротою исполнения приказаний на подкладке безграничного самоотвержения и при условии полной деятельности ума» (М.Драгомиров).

Н равственность – высшее чувство, которое побуждает воина к добру, к самоотверженному исполнению воинского и гражданского долга, к победе; соблюдение норм общественного поведения, требований морали; стремление к общей пользе; совокупность душевных психических свойств; моральные качества военнослужащего; поведение, основанное на нормах и обычаях морали. «Влияние на нравственную сторону лиц и частей в военном деле должно стоять на первом плане» (М.Скобелев). «Войска, попадая в руки талантливых начальников, умеющих повлиять на их нравственную сторону, творили поистине чудеса» (В.Недзвецкий).

Ответственность – возложенное или взятое обязательство отчитаться за свои действия, поступки, за их возможные последствия, результаты деятельности. Ответственность возникает в связи с наделением военнослужащего определенными правами и обязанностями. Она связана с высокоразвитым чувством долга, добросовестностью, с пониманием важности воинской службы. «Всему своя самостоятельность и своя ответственность. Не признавая первой, отучаешь от второй» (М.Драгомиров).

Повиновение – беспрекословное исполнение требований присяги, приказаний и распоряжений; послушание, подчинение. «Повиновение законам есть вещь священная» (П.Пестель). «Повиновение – основа воинской доблести» (В.Даль).

Совесть (совестливость) - внутреннее сознание добра и зла; «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение какого-либо поступка; чувство, побуждающее к добру, истине, отвращающее от лжи и зла; сознание моральной ответственности за поведение перед собой и обществом; нравственные принципы, взгляды, убеждения. Совесть – важный регулятор поведения воина, обязанного служить не за страх, а за совесть. «Совесть моя, никогда не поврежденная» (А.Суворов). «Чтобы выработать в человеке прочное сознание долга, надо пробудить в нем совесть» (Ф.Гершельман).

На современном этапе развития Российской армии, и особенно с началом нынешней государственности (с начала 90-х гг. XX в.), интерес к проблеме дисциплины не угасает, а наоборот, приобретает все более актуальное звучание. Данное обстоятельство побуждает общественность, государственные и военные органы управления, институты воспитания и образования искать пути и способы улучшения положения дел в этом вопросе.

2. Понятие воинской дисциплины и ее основные принципы

На основании сравнительного анализа и обобщения разнообразных теоретических подходов, а также их практического применения под сущностью дисциплины следует понимать определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации . С учетом выделения наиболее важных сфер человеческой деятельности она может подразделяться на: государственную, общественную, финансовую, производственную, спортивную, школьную, технологическую, воинскую и т.п.

Воинская дисциплина, являясь разновидностью государственной, имеет свою специфику. Она отражает особенности воинского труда, характер и условия деятельности Вооруженных сил.

Суть воинской дисциплины четко изложена в Дисциплинарном уставе Вооруженных сил РФ. В нем указывается, что воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Она основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества, на его личной преданности своему народу.

Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:

быть верным военной присяге, строго соблюдать Конституцию и законы РФ;

выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь военное и государственное имущество;

стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения воинского долга;

быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну;

поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;

оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости;

с достоинством вести себя в общественных местах, не допускать недостойных поступков и удерживать других от них, содействовать защите чести и достоинства граждан.

В этих требованиях, как в кодексе воинской чести, изложены ясно и определенно требования к воинам со стороны государства и народа. Но только глубокие убеждения, основанные на осознании и личном их принятии делают воинскую дисциплину реальной и прочной основой высокого воинского порядка и морального духа войск.

Душой воинской дисциплины является повиновение, т.е. беспрекословное, сознательное подчинение командирам, точное выполнение их приказов, распоряжений, команд. А.В. Суворов отмечал, что «вся твердость воинского правления основана на послушании, которое должно содержаться свято… От послушания родится попечительное и непринужденное наблюдение каждого своей должности из его честолюбия в ее совершенстве, а в сем замыкается весь воинский распорядок». Не овладев искусством повиновения, невозможно искусно управлять, считал великий полководец, который, прежде чем стать офицером, семь лет отслужил в «нижних» чинах.

Каждый солдат (сержант) обязан помнить, что без крепкой воинской дисциплины невозможна высокая боеготовность подразделения (части). Чтобы действовать четко и слажено, укладываясь в боевые нормативы расчетов, необходимо умение понимать командира, друг друга с полуслова, подчиняя всю свою личностную организацию общему делу, интересам выполнения боевой задачи.

Беспрекословное выполнение приказов не исключает возможности для проявления разумной инициативы и творчества в воинской службе. Более того, уставы требуют от военнослужащих в сложных ситуациях принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность за их исполнение, идти на благоразумный риск.

Особенно высокие требования предъявляются к военнослужащим, несущим боевую и внутреннюю службу. Здесь нужны наивысшая степень организованности, строгий порядок, исключительно точное выполнение всех правил и команд. Следует отметить, что боевая служба регламентируется строго установленными правилами, нарушение которых юридически квалифицируется как воинское преступление в зависимости от повлекших за собой последствий. Дисциплина боевого дежурства достигается прежде всего высоким напряжением духовных и физических сил и основывается на соблюдении дисциплины времени, технологии и т.д.

Большое значение в современных условиях жизнедеятельности войск играет дисциплина грамотной эксплуатации боевой техники и вооружения. Известно, с каким трудом государство выкраивает средства на военно-техническое оснащение армии. Поэтому долг каждого военнослужащего - бережно эксплуатировать, своевременно обслуживать и беречь вверенное вооружение и технику.

Не меньшей ответственности от военнослужащих требует дисциплина несения внутренней и гарнизонной службы. Караульная служба по охране и обороне военных объектов и в мирное время является боевой задачей со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так, устав обязывает часового самоотверженно нести службу даже под угрозой смерти. Быть всегда начеку, проявлять высокую выдержку, бдительность и бесстрашие - таков закон караульной (вахтенной) службы.

Нормы и требования воинской дисциплины регламентируют не только служебную деятельность, но и все стороны жизни и деятельности солдат и сержантов по призыву. Межличностные отношения военнослужащих, отдых и досуг в свободное от служебных обязанностей время в пределах части (подразделения) и вне ее, внешний вид, поведение и т.д. - все эти стороны воинской жизни отражают внутренние установки и дисциплинарную культуру каждого воина.

Заключение

Таким образом, сущность и значение воинской дисциплины представляются емкими и актуальными в современном их понимании. Это и неукоснительное соблюдение законов, уставов, приказов, и безусловное выполнение планов и программ боевой подготовки, расписаний учебных занятий, распорядка дня, и хорошо организованная служба войск, и твердый уставной порядок. Поддержание крепкой воинской дисциплины и внутреннего порядка - задача непростая и может быть решена волевыми усилиями всех военнослужащих на основе следования уставным нормам, личной ответственности и любви к Отечеству.

Литература

1. Колобов Д.С. Дисциплина и армия. М., 2006

2. Дисциплинарный устав Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденный указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. N 2140.

по курсу «Военное дело»

по теме: «Дисциплинированность – важнейшее качество личности воина»

1. Развитие вопросов дисциплины в военных структурах


Воинская дисциплина является одним из основополагающих факторов боеготовности войск. Она есть суть и основа воинского порядка и службы.

История изобилует примерами, в которых величие побед одних армий над другими достигалось за счет стойкости, выдержки и дисциплинированности войск. В повествованиях историков древности немало говорится о совершенных боевых порядках и построениях, где многотысячное войско движется и действует как монолит, где команды полководца выполняются тотчас и безукоризненно. И хотя победы великих полководцев прошлого - Александра Македонского, Гая Юлия Цезаря, А.В. Суворова, Наполеона, Г.К. Жукова и др. во многом связывают с их личным военным гением, ученые-историки единодушны и в том, что выучка и дисциплина их войск представляли собой образец для подражания. В трудах Платона, Аристотеля, Геродота, Ксенофонта и других философов и историков древности достаточно убедительно было показано значение дисциплины для общественного блага. Так, Ксенофонт писал: "На свете нет ничего более прекрасного, чем порядок. Возьмем, например, хор - он состоит из людей: когда каждый делает что попало, видишь только сумятицу … а когда те же самые люди действуют и поют в порядке, то стоит на них посмотреть и послушать. Точно так же и войско… Если в нем нет порядка, это - полная неразбериха, для врагов легкая победа, для друзей пренеприятное зрелище. Напротив, войско в порядке представляет прекрасное зрелище для друзей и очень тяжелое для врагов…».

Слово «дисциплина» впервые появилось в русской военной литературе в Указе Петра I о призыве иноземцев в Россию (1702 г.), которые должны были помочь тому, «чтобы армии наши составлялись из людей, знающих воинские дела и хранящих добрый порядок и дисциплину». Слово «дисциплина» стало употребляться как синоним порядка и послушания.

В русской, как, впрочем, и в ряде передовых европейских армий, проблеме дисциплинирования войск повсеместно уделялось большое внимание. Примерно с середины XIX века тактика действия войск начинает претерпевать серьезные изменения, вызванные военно-техническим прогрессом, который, в свою очередь, обусловил возрастание роли и значения отдельного офицера и солдата на поле боя. Все большее число военачальников и теоретиков военного искусства утверждаются во взглядах на дисциплинированность воина как на результат и состояние его нравственных и духовных сил, степень осознания и принятия важности повиновения и беспрекословного исполнения долга во имя Отечества. В подтверждение данного тезиса представляется необходимым проиллюстрировать наиболее характерные определения сущности и требований воинской дисциплины того времени.

Дисциплина – выражение высокой нравственности, ведущей к победе и подвигу; основное требование долга, заключающееся в отречении от личной и проведении единой (общей) воли, осуществлении единодушия; обязательное для всех подчинение порядку и правилам; знание и постоянное исполнение своих обязанностей. Дисциплина представляет собой краеугольный камень воинского духа. Она слагается из сознательности, добровольности, законности, воинского воспитания, повиновения, субординации и чинопочитания (внешнего проявления дисциплины). Дисциплина предполагает необходимость: любви к Отечеству, инициативы при умении повиноваться, военного товарищества, храбрости, сохранения порученного материального имущества, военного обучения и т.д. В Дисциплинарном уставе императорской армии записано: «Дисциплина состоит в строгом и точном соблюдении правил, предписанных военными законами. Поэтому она обязывает строго соблюдать чинопочитание, точно и беспрекословно исполнять приказание начальства, сохранять во вверенной команде порядок, добросовестно исполнять обязанности службы и не оставлять поступков и упущений подчиненных без взыскания». Немало на эту тему высказываний царских военачальников. «Воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению… Дисциплина заключается в том, чтобы вызвать на свет Божий все великое и все святое, таящееся в глубине души самого обыкновенного человека» (М. Драгомиров). «Дисциплина есть душа армии» (А.Попов). «Без дисциплины человек прежде всего трус и неспособен к войне» (А.Колчак). «Русской армии соответствует дисциплина, осмысленная по существу, но жесткая по форме» (А.Керсновский). Выдающийся отечественный историк Н.Н.Головин, подчеркивая роль и значение дисциплины в бою, писал: «Человек сражается не для борьбы, а ради победы». Воинскую дисциплину русский полководец П.А. Румянцев считал «душою службы». Он выступал за строгое, непременно однообразное и точное исполнение гарнизонной службы и знание солдатом своих прав и обязанностей. Воспитательная система, по его мнению, заключалась в стремлении установить разумную дисциплину, сознательное отношение к воинскому долгу, чести и высокому призванию воина.

Уже в тот исторический период в просвещенных слоях общества и в среде наиболее передовых военных господствовало мнение о необходимости проведения военных реформ, которые бы позволили существенно улучшить военное образование, подготовку и воспитание личного состава армии, и в особенности низших чинов. Сознательную и высокую дисциплинированность солдат и офицеров предполагалось достигать как производную от целенаправленного воспитания и развития таких личностных качеств, как благочестие, вера, добросовестность, духовность, исполнительность, нравственность, ответственность, повиновение, преданность, служение, совесть, сознательность и честность. Учитывая важность всех вышеперечисленных личностных оснований дисциплинированности, тем не менее нельзя не отметить, что в обществе, правительстве и военном управлении российского государства первоочередное внимание уделялось культивированию следующих черт воинов.

Благочестие – истинное богопочитание (набожность, религиозность), благоговейное признание божественных истин и исполнение на деле и в военном быту законы и заповеди Господни. Благочестие – основное свойство воина христолюбивого, которым всегда был (считался) русский солдат. «Недостаточно быть храбрым, надо быть еще благочестивым» (А.Зыков).

Добросовестность – честное и тщательное исполнение своих обязанностей и взятых на себя обязательств; добрая совесть, праводушие, правдивость, богобоязненность, старательность, усердие. Добросовестность – главная черта характера военнослужащего во все времена.

Исполнительность – способность практически осуществлять и воплощать в жизнь решения; хорошо, скоро, точно, надежно и инициативно выполнять приказы, обязанности и поручения. «Исполнительность, требуемая воинской службою, характеризуется точностью и быстротою исполнения приказаний на подкладке безграничного самоотвержения и при условии полной деятельности ума» (М.Драгомиров).

Нравственность – высшее чувство, которое побуждает воина к добру, к самоотверженному исполнению воинского и гражданского долга, к победе; соблюдение норм общественного поведения, требований морали; стремление к общей пользе; совокупность душевных психических свойств; моральные качества военнослужащего; поведение, основанное на нормах и обычаях морали. «Влияние на нравственную сторону лиц и частей в военном деле должно стоять на первом плане» (М.Скобелев). «Войска, попадая в руки талантливых начальников, умеющих повлиять на их нравственную сторону, творили поистине чудеса» (В.Недзвецкий).

Ответственность – возложенное или взятое обязательство отчитаться за свои действия, поступки, за их возможные последствия, результаты деятельности. Ответственность возникает в связи с наделением военнослужащего определенными правами и обязанностями. Она связана с высокоразвитым чувством долга, добросовестностью, с пониманием важности воинской службы. «Всему своя самостоятельность и своя ответственность. Не признавая первой, отучаешь от второй» (М.Драгомиров).

Повиновение – беспрекословное исполнение требований присяги, приказаний и распоряжений; послушание, подчинение. «Повиновение законам есть вещь священная» (П.Пестель). «Повиновение – основа воинской доблести» (В.Даль).

Совесть (совестливость) - внутреннее сознание добра и зла; «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение какого-либо поступка; чувство, побуждающее к добру, истине, отвращающее от лжи и зла; сознание моральной ответственности за поведение перед собой и обществом; нравственные принципы, взгляды, убеждения. Совесть – важный регулятор поведения воина, обязанного служить не за страх, а за совесть. «Совесть моя, никогда не поврежденная» (А.Суворов). «Чтобы выработать в человеке прочное сознание долга, надо пробудить в нем совесть» (Ф.Гершельман).

На современном этапе развития Российской армии, и особенно с началом нынешней государственности (с начала 90-х гг. XX в.), интерес к проблеме дисциплины не угасает, а наоборот, приобретает все более актуальное звучание. Данное обстоятельство побуждает общественность, государственные и военные органы управления, институты воспитания и образования искать пути и способы улучшения положения дел в этом вопросе.


2. Понятие воинской дисциплины и ее основные принципы


На основании сравнительного анализа и обобщения разнообразных теоретических подходов, а также их практического применения под сущностью дисциплины следует понимать определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. С учетом выделения наиболее важных сфер человеческой деятельности она может подразделяться на: государственную, общественную, финансовую, производственную, спортивную, школьную, технологическую, воинскую и т.п.

Воинская дисциплина, являясь разновидностью государственной, имеет свою специфику. Она отражает особенности воинского труда, характер и условия деятельности Вооруженных сил.

Суть воинской дисциплины четко изложена в Дисциплинарном уставе Вооруженных сил РФ. В нем указывается, что воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Она основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества, на его личной преданности своему народу.

Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:

быть верным военной присяге, строго соблюдать Конституцию и законы РФ;

выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь военное и государственное имущество;

стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения воинского долга;

быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну;

поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;

оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости;

с достоинством вести себя в общественных местах, не допускать недостойных поступков и удерживать других от них, содействовать защите чести и достоинства граждан.

В этих требованиях, как в кодексе воинской чести, изложены ясно и определенно требования к воинам со стороны государства и народа. Но только глубокие убеждения, основанные на осознании и личном их принятии делают воинскую дисциплину реальной и прочной основой высокого воинского порядка и морального духа войск.

Душой воинской дисциплины является повиновение, т.е. беспрекословное, сознательное подчинение командирам, точное выполнение их приказов, распоряжений, команд. А.В. Суворов отмечал, что «вся твердость воинского правления основана на послушании, которое должно содержаться свято… От послушания родится попечительное и непринужденное наблюдение каждого своей должности из его честолюбия в ее совершенстве, а в сем замыкается весь воинский распорядок». Не овладев искусством повиновения, невозможно искусно управлять, считал великий полководец, который, прежде чем стать офицером, семь лет отслужил в «нижних» чинах.

Каждый солдат (сержант) обязан помнить, что без крепкой воинской дисциплины невозможна высокая боеготовность подразделения (части). Чтобы действовать четко и слажено, укладываясь в боевые нормативы расчетов, необходимо умение понимать командира, друг друга с полуслова, подчиняя всю свою личностную организацию общему делу, интересам выполнения боевой задачи.

Беспрекословное выполнение приказов не исключает возможности для проявления разумной инициативы и творчества в воинской службе. Более того, уставы требуют от военнослужащих в сложных ситуациях принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность за их исполнение, идти на благоразумный риск.

Особенно высокие требования предъявляются к военнослужащим, несущим боевую и внутреннюю службу. Здесь нужны наивысшая степень организованности, строгий порядок, исключительно точное выполнение всех правил и команд. Следует отметить, что боевая служба регламентируется строго установленными правилами, нарушение которых юридически квалифицируется как воинское преступление в зависимости от повлекших за собой последствий. Дисциплина боевого дежурства достигается прежде всего высоким напряжением духовных и физических сил и основывается на соблюдении дисциплины времени, технологии и т.д.

Большое значение в современных условиях жизнедеятельности войск играет дисциплина грамотной эксплуатации боевой техники и вооружения. Известно, с каким трудом государство выкраивает средства на военно-техническое оснащение армии. Поэтому долг каждого военнослужащего - бережно эксплуатировать, своевременно обслуживать и беречь вверенное вооружение и технику.

Не меньшей ответственности от военнослужащих требует дисциплина несения внутренней и гарнизонной службы. Караульная служба по охране и обороне военных объектов и в мирное время является боевой задачей со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так, устав обязывает часового самоотверженно нести службу даже под угрозой смерти. Быть всегда начеку, проявлять высокую выдержку, бдительность и бесстрашие - таков закон караульной (вахтенной) службы.

Нормы и требования воинской дисциплины регламентируют не только служебную деятельность, но и все стороны жизни и деятельности солдат и сержантов по призыву. Межличностные отношения военнослужащих, отдых и досуг в свободное от служебных обязанностей время в пределах части (подразделения) и вне ее, внешний вид, поведение и т.д. - все эти стороны воинской жизни отражают внутренние установки и дисциплинарную культуру каждого воина.

Заключение


Таким образом, сущность и значение воинской дисциплины представляются емкими и актуальными в современном их понимании. Это и неукоснительное соблюдение законов, уставов, приказов, и безусловное выполнение планов и программ боевой подготовки, расписаний учебных занятий, распорядка дня, и хорошо организованная служба войск, и твердый уставной порядок. Поддержание крепкой воинской дисциплины и внутреннего порядка - задача непростая и может быть решена волевыми усилиями всех военнослужащих на основе следования уставным нормам, личной ответственности и любви к Отечеству.

Литература


1. Колобов Д.С. Дисциплина и армия. М., 2006

2. Дисциплинарный устав Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденный указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. N 2140.

    Патриотизм как источник духовных сил воина. Верность воинскому долгу. Содержание и направленность патриотизма. Родина как территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос, живет и воспитывается.

    Тема 6. Акты органов военного управления. Организация делопроизводства в воинских частях и учреждениях. Вопрос 1. Основные виды актов военного управления.

    ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК ТЕМА: Патриотизм-источник духовных сил воина КУРСОВАЯ РАБОТА Исполнитель: слушатель 2 курса 1 факультета

    Информационно-воспитательная работа. Воинская дисциплина и пути ее укрепления. Правовая и социальная защита подчиненных – основа воспитания военнослужащих. Воинский этикет и культура общения военнослужащих.

    Особенности военно-профессиональной деятельности. Социально-психологическая модель авторитета в воинском коллективе. Особенности психологии взаимоотношений у военнослужащих. Регулирование дисциплины подразделения с помощью авторитарности командира.

    Что такое воинская дисциплина, на чем она основывается и чему обязывает. Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).

    с социально-психологической точки зрения Работа Л. Бызова “Военная дисциплина с социально-психологической точки зрения”, опубликованная в “Военно-педагогическом журнале” в 1920 году, сейчас, по-видимому, представляет интерес преимущественно как памятник военно-научной мысли п...

    Понятие воинских ритуалов, их функции, признаки, подготовка, значение, роль в формировании нравственного облика воина. Характерные черты воинских ритуалов приведения к военной присяге, вручения Боевого Знамени воинской части, вооружения и военной техники.

    1. Конституция РФ и другие законы, определяющие вую основу военной службы Правовые основы военной службы регламентированы соответствующим законодательством. Оно представляет собой совокупность правовых норм по регулированию общественных отношений, возникающих в связи с исполнением воинской обязаннос...

    Анализ практической работы офицерского состава, как фактора по обеспечению законности и правопорядка в Вооруженных Силах Республики Беларусью. Изучение сущности, значения и видов деятельности офицерского состава. Правовая тактика офицерского состава.

    Сущность боевой традиции, ее истоки и значение на современном этапе. Важнейшие боевые традиции Вооруженных сил России и их применение в армии сегодня. Патриотизм как неотъемлемая черта русского воина и основа героизма. Дружба в боевой готовности войск.

    Воинская дисциплина является составной частью социальной дисциплины. Подчинение государственной воле, выраженной в соответствующих юридических нормах, правовых актах. Нравственные принципы. Нормы и правила установленные в общественных организациях.

    нижегородский государственный технический университет Военная Кафедра Реферат Воспитательная работа в вооружённых силах и её влияние на психику воина в боевой деятельности

    Нравственная сущность воинской дисциплины, основные направления, формы и методы деятельности должностных лиц по ее укреплению в подразделении. Роль дисциплинарной практики в управленческой деятельности офицеров и работе по поддержанию правопорядка.

    Воинские традиции Вооруженных сил РФ и внутренних войск МВД России. Воинский ритуал как исторически сложившаяся форма поведения военнослужащих при совершении обрядов, торжественных и траурных церемоний, их разновидности и огромная воспитательная роль.

    Задачи прохождения военной службы, ее особенности при введении чрезвычайного и военного положений. Правовое содержание Военной присяги. Порядок увольнения военнослужащих по контракту из рядов Вооруженных Сил. Исполнение обязанностей военнослужащими.

    Учебник «Военное право» Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. 2003г. Отсканировал Воткин В.А. Понятие юридической ответственности военнослужащих и виды Ответственность представляет собой сложное, многоплановое соци­альное явление. Можно говорить, в частности, о философских, право­вых, моральных и други...

    Билет 1. Брак и семья, основные понятия. Условия и порядок заключения брака. История создания Вооруженных сил Российской Федерации, ее связь с историей и становлением российского государства.

    ##### # ##### ##### ##### # # # # # # # # # # # # # # ##### # #### # ...

по курсу «Военное дело»

по теме: «Дисциплинированность важнейшее качество личности воина»

1. Развитие вопросов дисциплины в военных структурах

Воинская дисциплина является одним из основополагающих факторов боеготовности войск. Она есть суть и основа воинского порядка и службы.

История изобилует примерами, в которых величие побед одних армий над другими достигалось за счет стойкости, выдержки и дисциплинированности войск. В повествованиях историков древности немало говорится о совершенных боевых порядках и построениях, где многотысячное войско движется и действует как монолит, где команды полководца выполняются тотчас и безукоризненно. И хотя победы великих полководцев прошлого - Александра Македонского, Гая Юлия Цезаря, А.В. Суворова, Наполеона, Г.К. Жукова и др. во многом связывают с их личным военным гением, ученые-историки единодушны и в том, что выучка и дисциплина их войск представляли собой образец для подражания. В трудах Платона, Аристотеля, Геродота, Ксенофонта и других философов и историков древности достаточно убедительно было показано значение дисциплины для общественного блага. Так, Ксенофонт писал: "На свете нет ничего более прекрасного, чем порядок. Возьмем, например, хор - он состоит из людей: когда каждый делает что попало, видишь только сумятицу … а когда те же самые люди действуют и поют в порядке, то стоит на них посмотреть и послушать. Точно так же и войско… Если в нем нет порядка, это - полная неразбериха, для врагов легкая победа, для друзей пренеприятное зрелище. Напротив, войско в порядке представляет прекрасное зрелище для друзей и очень тяжелое для врагов…».

Слово «дисциплина» впервые появилось в русской военной литературе в Указе Петра I о призыве иноземцев в Россию (1702 г.), которые должны были помочь тому, «чтобы армии наши составлялись из людей, знающих воинские дела и хранящих добрый порядок и дисциплину». Слово «дисциплина» стало употребляться как синоним порядка и послушания.

В русской, как, впрочем, и в ряде передовых европейских армий, проблеме дисциплинирования войск повсеместно уделялось большое внимание. Примерно с середины XIX века тактика действия войск начинает претерпевать серьезные изменения, вызванные военно-техническим прогрессом, который, в свою очередь, обусловил возрастание роли и значения отдельного офицера и солдата на поле боя. Все большее число военачальников и теоретиков военного искусства утверждаются во взглядах на дисциплинированность воина как на результат и состояние его нравственных и духовных сил, степень осознания и принятия важности повиновения и беспрекословного исполнения долга во имя Отечества. В подтверждение данного тезиса представляется необходимым проиллюстрировать наиболее характерные определения сущности и требований воинской дисциплины того времени.

Дисциплина выражение высокой нравственности, ведущей к победе и подвигу; основное требование долга, заключающееся в отречении от личной и проведении единой (общей) воли, осуществлении единодушия; обязательное для всех подчинение порядку и правилам; знание и постоянное исполнение своих обязанностей. Дисциплина представляет собой краеугольный камень воинского духа. Она слагается из сознательности, добровольности, законности, воинского воспитания, повиновения, субординации и чинопочитания (внешнего проявления дисциплины). Дисциплина предполагает необходимость: любви к Отечеству, инициативы при умении повиноваться, военного товарищества, храбрости, сохранения порученного материального имущества, военного обучения и т.д. В Дисциплинарном уставе императорской армии записано: «Дисциплина состоит в строгом и точном соблюдении правил, предписанных военными законами. Поэтому она обязывает строго соблюдать чинопочитание, точно и беспрекословно исполнять приказание начальства, сохранять во вверенной команде порядок, добросовестно исполнять обязанности службы и не оставлять поступков и упущений подчиненных без взыскания». Немало на эту тему высказываний царских военачальников. «Воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению… Дисциплина заключается в том, чтобы вызвать на свет Божий все великое и все святое, таящееся в глубине души самого обыкновенного человека» (М. Драгомиров). «Дисциплина есть душа армии» (А.Попов). «Без дисциплины человек прежде всего трус и неспособен к войне» (А.Колчак). «Русской армии соответствует дисциплина, осмысленная по существу, но жесткая по форме» (А.Керсновский). Выдающийся отечественный историк Н.Н.Головин, подчеркивая роль и значение дисциплины в бою, писал: «Человек сражается не для борьбы, а ради победы». Воинскую дисциплину русский полководец П.А. Румянцев считал «душою службы». Он выступал за строгое, непременно однообразное и точное исполнение гарнизонной службы и знание солдатом своих прав и обязанностей. Воспитательная система, по его мнению, заключалась в стремлении установить разумную дисциплину, сознательное отношение к воинскому долгу, чести и высокому призванию воина.

Уже в тот исторический период в просвещенных слоях общества и в среде наиболее передовых военных господствовало мнение о необходимости проведения военных реформ, которые бы позволили существенно улучшить военное образование, подготовку и воспитание личного состава армии, и в особенности низших чинов. Сознательную и высокую дисциплинированность солдат и офицеров предполагалось достигать как производную от целенаправленного воспитания и развития таких личностных качеств, как благочестие, вера, добросовестность, духовность, исполнительность, нравственность, ответственность, повиновение, преданность, служение, совесть, сознательность и честность. Учитывая важность всех вышеперечисленных личностных оснований дисциплинированности, тем не менее нельзя не отметить, что в обществе, правительстве и военном управлении российского государства первоочередное внимание уделялось культивированию следующих черт воинов.

Благочестие истинное богопочитание (набожность, религиозность), благоговейное признание божественных истин и исполнение на деле и в военном быту законы и заповеди Господни. Благочестие основное свойство воина христолюбивого, которым всегда был (считался) русский солдат. «Недостаточно быть храбрым, надо быть еще благочестивым» (А.Зыков).

Добросовестность честное и тщательное исполнение своих обязанностей и взятых на себя обязательств; добрая совесть, праводушие, правдивость, богобоязненность, старательность, усердие. Добросовестность главная черта характера военнослужащего во все времена.

Исполнительность способность практически осуществлять и воплощать в жизнь решения; хорошо, скоро, точно, надежно и инициативно выполнять приказы, обязанности и поручения. «Исполнительность, требуемая воинской службою, характеризуется точностью и быстротою исполнения приказаний на подкладке безграничного самоотвержения и при условии полной деятельности ума» (М.Драгомиров).

Нравственность высшее чувство, которое побуждает воина к добру, к самоотверженному исполнению воинского и гражданского долга, к победе; соблюдение норм общественного поведения, требований морали; стремление к общей пользе; совокупность душевных психических свойств; моральные качества военнослужащего; поведение, основанное на нормах и обычаях морали. «Влияние на нравственную сторону лиц и частей в военном деле должно стоять на первом плане» (М.Скобелев). «Войска, попадая в руки талантливых начальников, умеющих повлиять на их нравственную сторону, творили поистине чудеса» (В.Недзвецкий).

Ответственность возложенное или взятое обязательство отчитаться за свои действия, поступки, за их возможные последствия, результаты деятельности. Ответственность возникает в связи с наделением военнослужащего определенными правами и обязанностями. Она связана с высокоразвитым чувством долга, добросовестностью, с пониманием важности воинской службы. «Всему своя самостоятельность и своя ответственность. Не признавая первой, отучаешь от второй» (М.Драгомиров).

Повиновение беспрекословное исполнение требований присяги, приказаний и распоряжений; послушание, подчинение. «Повиновение законам есть вещь священная» (П.Пестель). «Повиновение основа воинской доблести» (В.Даль).

Совесть (совестливость) - внутреннее сознание добра и зла; «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение какого-либо поступка; чувство, побуждающее к добру, истине, отвращающее от лжи и зла; сознание моральной ответственности за поведение перед собой и обществом; нравственные принципы, взгляды, убеждения. Совесть важный регулятор поведения воина, обязанного служить не за страх, а за совесть. «Совесть моя, никогда не поврежденная» (А.Суворов). «Чтобы выработать в человеке прочное сознание долга, надо пробудить в нем совесть» (Ф.Гершельман).

На современном этапе развития Российской армии, и особенно с началом нынешней государственности (с начала 90-х гг. XX в.), интерес к проблеме дисциплины не угасает, а наоборот, приобретает все более актуальное звучание. Данное обстоятельство побуждает общественность, государственные и военные органы управления, институты воспитания и образования искать пути и способы улучшения положения дел в этом вопросе.

2. Понятие воинской дисциплины и ее основные принципы

На основании сравнительного анализа и обобщения разнообразных теоретических подходов, а также их практического применения под сущностью дисциплины следует понимать определенный порядок поведения людей, отвечающий с



Рассказать друзьям