Воздвижение Креста Господня: приметы на праздник. Чин Воздвижения Креста

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

События Крестовоздвижения

В 326 году император Константин Великий решил во что бы то ни стало найти утраченную святыню - Крест Господень. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.

Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И, действительно, в земле нашли три креста, гвозди и доску, что была прибита надо головой распятого Спасителя. Как говорит Предание, к одному из крестов прикоснулся болящий человек и исцелился. Так император Константин и царица Елена узнали, какой из крестов - тот самый. Они поклонились святыне, а затем патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать ее народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!».

В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание - о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

В 614 году Персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.

Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру.

Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.

История праздника Воздвижения Креста Господня

Как говорит Предание, Крест Господень был обретен перед праздником Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Поэтому сначала Крестовоздвижение отмечали на второй день Пасхи.

В 335 году в Иерусалиме освятили храм Воскресения Христова. Произошло это 13 сентября. В честь этого праздник Воздвижения перенесли на 14 сентября (по старому стилю; по новому стилю - 27 сентября). Епископы, которые приехали на освящение со всех концов Римской империи, рассказали о новом празднике всему христианскому миру.

Богослужение Воздвижения Креста Господня

В день Крестовоздвижения положено совершать Всенощное бдение и Литургию. Но сейчас всю ночь редко где служат, поэтому центральным становится праздничное Богослужение накануне праздника - бдение.

Интересно, что во время Утрени на Крестовоздвижение Евангелие читается не на середине храма, а в алтаре.

Кульминационный момент праздника - когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Крест лежит на аналое до 4 октября - дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит крест в алтарь.

Молитва Честному и Животворящему Кресту Господню

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

Что можно есть в праздник Воздвижения Креста Господня

В этот день у православных - строгий пост. Нельзя есть мясо, рыбу, яйца и молочные продукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом.

27 сентября православные празднуют Воздвижение Креста Господня - один из 12 главных, или двунадесятых праздников Православной Церкви.

Воздвижение Креста Господня: история

В день Крестовоздвижения вспоминают, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Крест был обретен в 326 году около горы Голгофы в Иерусалиме. C VII века с этим днём стали соединять память о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием (629).

Праздник называется Воздвижением Креста, потому что и при обретении, и при возвращении Креста предстоятель поднимал (Воздвигал) крест три раза, чтобы все могли его видеть.

Равноапостольный царь Константин пожелал построить храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине, (т. е. на месте рождения, страданий и воскресения Господа Иисуса Христа и др.) и найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась, с великою радостью, его мать, св. равноапостольная царица Елена.

В 326 году царица Елена с этою целью отправилась в Иерусалим. Много труда положила она, чтобы отыскать Крест Христов, так как враги Христовы скрыли Крест, зарыв его в землю. Наконец, ей указали на одного престарелого еврея, по имени Иуду, который знал, где находится Крест Господень. После долгих расспросов и уговоров его заставили сказать. Оказалось, что святой Крест брошен в одну пещеру и завален мусором и землею, а сверху выстроен языческий храм. Царица Елена приказала разрушить это здание и откопать пещеру.

Когда откопали пещеру, то нашли в ней три креста и отдельно лежащую от них дощечку с надписью: “Иисус Назорей, Царь Иудейский”. Нужно было узнать, который из трех крестов есть Крест Спасителя. Иерусалимский патриарх (епископ) Макарий и царица Елена твердо верили и надеялись, что Бог укажет святой Крест Спасителя.

По совету епископа стали подносить кресты один за другим к одной тяжело болящей женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, то она тотчас стала здоровой. Случилось, что в это время мимо несли умершего, для погребения. Тогда стали возлагать кресты один за другим и на умершего; и когда возложили третий крест, умерший ожил. Таким образом узнали крест Господень, через который Господь совершил чудеса и показал животворящую силу Своего Креста.

Царица Елена, патриарх Макарий и окружавшие их люди с радостью и благоговением поклонились Кресту Христову и целовали его. Христиане, узнав об этом великом событии, собрались в бесчисленном множестве к месту, где был обретен (найден) Крест Господень. Всем хотелось приложиться к святому животворящему Кресту. Но так как из-за множества народа это сделать было невозможно, то все стали просить по крайней мере показать его. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, несколько раз воздвигал (поднимал) его. Народ же, видя Крест Спасителя, кланялся и восклицал: “Господи, помилуй!”

Св. равноапостольные цари Константин и Елена, над местом страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа построили обширный и великолепный храм в честь Воскресения Христова . Построили также храмы на Елеонской горе, в Вифлееме и в Февроне у Дуба Мамрийского.

Царица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, Царю Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова.

Иконы Воздвижения Креста Господня

Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV-XVI веках. Иконописец изображает большое скопление людей на фоне одноглавого храма. В центре на амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Крест украшен веточками растений. На первом плане - святители и все, кто пришел поклониться святыне. Справа - фигуры царя Константина и царицы Елены.

Богослужение Воздвижения Креста Господня

В день Крестовоздвижения положено совершать Всенощное бдение и Литургию. Но сейчас всю ночь редко где служат, поэтому центральным становится праздничное Богослужение накануне праздника - бдение.

Воздвижение - это Господский (посвященный Господу Иисусу Христу) двунадесятый праздник. Поэтому его служба не соединяется ни с какой другой службой. Например, память Иоанна Златоуста переносится на другой день.

Интересно, что во время Утрени на Крестовоздвижение Евангелие читается не на середине храма, а в алтаре.

Кульминационный момент праздника - когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Крест лежит на аналое до 4 октября - дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит крест в алтарь.

Чин Воздвижения Креста

Чин Воздвижения Креста совершается на утрене после великого славословия и пения тропаря Спаси, Господи, люди Твоя… , состоит из пятикратного осенения Крестом и возвышения его на стороны света (на восток, юг, запад, север и снова на восток). Важным изменением, по сравнению со студийскими памятниками, является добавление в чин пяти диаконских прошений (соответствующих пяти осенениям Крестом), после каждого из которых поется стократное Господи, помилуй. Кроме того, согласно Иерусалимскому уставу, прежде, чем возвысить Крест, предстоятель должен склониться к земле так, чтобы его голова отстояла от земли на пядь (греч. spithame , около 20 см). В ходе исправления богослужебных книг в Русской Церкви во 2-й пол. XVII в. был изменен порядок осенения сторон света во время чина: Крест воздвигается на восток, запад, юг, север и снова на восток. Такой порядок сохраняется до настоящего времени.

Чин Воздвижения Креста является неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения. Об этом говорит, в частности, разнообразие в описаниях чина в тех или иных памятниках: одни описывают как чин совершается при служении Патриарха с сонмом духовенства, другие - лишь священника с диаконом. В частности, в ответ на вопрос епископа Сарайского Феогноста отцы Константинопольского Собора 1301 г., сославшись на правила прп. Феодора Студита, разрешили возглавлять этот чин не только архиерею, но и игумену, а свт. Киприан Московский в своем послании от 1395 г. к новгородскому духовенству писал, что в день Крестовоздвижения Крест следует воздвигать во всякой церкви, пусть там будет даже только один священник. С другой стороны, в монастырском рукописном Типиконе ГИМ. Син. № 335, нач. XVII в., отмечено, что чин Воздвижения Креста в соборных храмах бывает ежегодно, а в других - только в те годы, когда Крестовоздвижение приходится на субботу или воскресенье.

В старопечатном московском Типиконе 1641 г. появилось указание о том, что Крест воздвигают только в соборных храмах и монастырях, а в обычных приходских храмах на Крестовоздвижение бывает лишь поклонение Кресту, по чину Крестопоклонной недели (Л. 153). Это указание было перенесено и в исправленный Типикон 1682 г. и с тех пор печатается во всех изданиях русского Типикона. В современной практике Русской Церкви чин Воздвижения Креста совершается в соборах, а в монастырях и на приходах - по благословению правящего архиерея. В современной практике греческих Церквей, напротив, чин Воздвижения может совершаться во всех храмах без исключения.

27 сентября Русская церковь отмечает необычный праздник — Воздвижение Честного Креста Господня. В отличие от других великих двунадесятых праздников, посвященных жизни Иисуса Христа и Божией Матери, он связан с эпизодом, почти на три века отстоящим от событий евангельской истории.

Согласно церковному преданию, мать императора Константина, святая Елена, в 326 году организовала археологическую экспедицию, чтобы найти Крест, на котором был распят Христос.

Задолго до этого, при императоре Адриане (II век) римские власти засыпали Голгофу землей и соорудили на ее месте капище Венеры, осквернив святое для христиан место. Елена считала, что Крест должен быть где-то рядом, и приказала начать раскопки, в ходе которых были найдены три креста.

Возле одного из них стали происходить чудесные события, в которых верующие увидели знак свыше, указующий на тот Крест, который они искали. Тогда Святитель Макарий Иерусалимский по просьбе верующих высоко поднял, "воздвиг" обретенный Крест для поклонения.

Впоследствии на этом месте был построен храм Воскресения Христова, включавший в себя Гроб Господень и Голгофу. Храм был освящен 13 (26) сентября 335 года. На следующий день, 14 (27) сентября установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

Для того, чтобы понять значение Воздвижения в контексте христианской философии истории, нужно вспомнить о событиях, которые предшествовали этому торжеству.

К началу четвертого века христиане составляли значительную часть населения Римской империи, в которой царил межрелигиозный мир. Однако император Диоклетиан и его соправитель Галерий, находившийся под влиянием архаичных культов, сочли христиан нелояльной религиозной группой и приняли решение уничтожить Церковь. В результате 24 февраля 303 года был издан первый эдикт против христиан, за ним последовали еще три.

Началу гонений предшествовало событие, напоминающее учиненный гитлеровцами поджог Рейхстага в 1934 году: в феврале 303 года запылал императорский дворец, преступниками же были объявлены христиане.

"Великое гонение" имело все признаки геноцида, отличаясь планомерностью и целенаправленностью, заставляющей вспомнить действия нацистов во время Холокоста.

Император Галерий приказал сжигать живьем всех, кто сохранит верность Христу. Чтобы выявить христиан, власти провели новую перепись населения, приставив стражников к городским воротам и баням.

Организаторы гонений на местах придумывали все новые и новые виды зверских казней, подобно тому, как это делают сегодня боевики группировки ИГИЛ (запрещена в РФ). "Если бы у меня была сотня уст и железный язык, то и тогда я не мог бы сосчитать все роды зол и наказаний, которые устраивались для христиан",- писал об этих событиях церковный историк Лактанций.

Жестокость властей против открытого и миролюбивого религиозного сообщества возмутила многих. Изначально сочувствовавший христианам Флавий Валерий Константин, сын соправителя Констанция Хлора, уже в 306 году установил контроль над Британией (тогда — римской провинцией), где сразу прекратил гонения и вернул христианам отнятые храмы и священные книги.

Собрав вокруг себя наиболее боеспособные легионы, он предпринял в 312 году наступление на Рим. Походу сопутствовала серия мистических событий в жизни Константина, который перед решающим сражением приказал воинам начертить на щитах христианский символ — лабарум. Войдя в город, он демонстративно отказался приносить жертвы Юпитеру. А Диоклетиан, живший в это время в Италии, после победы Константина покончил с собой.

Вскоре Константин вместе с другим императором — Лицинем принял Миланский эдикт (312 г.), который провозгласил веротерпимость в Римской империи.

Однако затем и Лициний попал под влияние христианофобов, решив, что если Константин открыто поддерживает христианство, то ему нужно опираться на языческие культы. Меры, предпринятые Лицинием, назвали бы сегодня "дискриминацией" — он запрещал христианам созывать соборы, заниматься благотворительностью, наконец, потребовал раздельного посещения храмов мужчинами и женщинами, что фактически означало их закрытие. В 324 году Лициний решил выступить против Константина и проиграл, после чего вся римская держава перешла под власть императора-христианина. После этого, собственно, и начались раскопки в Иерусалиме, в ходе которых и было найдено Честное древо Креста Господня.

Воспоминания о трагических событиях начала четвертого века приобретают особую актуальность и в наши дни, когда по всему миру идут процессы дехристианизации.

Сегодня христианские общины вновь становятся объектом преследований как на Ближнем Востоке, так и на Западе. В этой ситуации история, закончившаяся Воздвижением Креста, становится грозным напоминаем для всех, кто уже в наше время хочет примерить на себя тогу Диоклетиана.

Поставив своей целью уничтожение христианства, власти Римской империи столкнулись с неожиданным ответом на брошенный вызов. В христианском сознании актуализировались "спящие" ветхозаветные архетипы, мобилизующие людей на организацию военно-политического отпора, носителями которых стали Константин и его соратники.

Упразднив жестокие и деспотические порядки, Константин и его последователи заложили фундамент новой цивилизации, создав на основе римской инфраструктуры византийскую государственность.

Основанный Константином Великим "Новый Рим" — Константинополь стал центром нового общества, распространявшего по всему миру новую этику, восходящую к библейским заповедям. Это общество вошло в историю, как намного более гуманное и культурно развитое, чем окружавшие его деспотии "темных и "средних" веков.

Православная церковь, в отличие от остальных христианских конфессий, и по сей день хранит благодарную память о Константине Великом, почитая его как "святого равноапостольного царя".

К христианской жертвенности, которая отличала первохристиан Древнего Рима и святых Византии, Русь добавила дар сопротивляться злу, о котором не раз говорил, в частности, выдающийся русский философ Иван Ильин.

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 27 сентября, Православная Церковь совершает праздник Воздвижения Честнóго и Животворящего Креста Господня.

Описание событий Воздвижения Креста Господня, которое произошло в IV веке, мы находим у некоторых христианских историков, например Евсевия и Феодорита.

В 326 году император Константин Великий решил во что бы то ни стало найти утраченную святыню - Крест Господень. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.

Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И действительно, в земле нашли три креста, гвозди и доску, что была прибита над головой распятого Спасителя.

Как говорит Предание, к одному из крестов прикоснулся болящий человек и исцелился. Так император Константин и царица Елена узнали, какой из крестов - тот самый. Они поклонились святыне, а затем патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать ее народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!»

В VII веке с воспоминанием обрéтения Креста Господня было соединено другое воспоминание - о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из персидского плена.

В 614 году персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.

Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то - что его разделили на части и разнесли по всему миру. Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.

Полное название праздника - Воздвижение Честнóго и Животворящего Креста Господня. В этот день православные христиане вспоминают два события.

Как говорит Священное Предание, Крест был обретен в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель.

И второе событие - возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий.

Оба события объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обрéтения святыни.

Воздвижение Креста Господня - двунадесятый праздник. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Крестовоздвижение - Господский праздник.

У этого праздника есть один день предпразднства и семь дней попразднства. Предпразднство - один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

Отдание праздника - 4 октября. Отдание праздника - последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память

о преставлении свт. Иоанна Златоуста

и совершается празднование

Леснинской иконе Божией Матери.

Всех, кто носит имя святого, прославляемого сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства!. Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Воздвижение - это один из важнейших праздников для православных христиан. По традиции, в 2016 году он будет праздноваться 27 сентября. В этот день возможны чудеса.

Это один из 12 главных православных праздников , называемых двунадесятыми. В этот день чудеса становятся явью, поскольку божественные начала пронизывают пространство. Молитесь и радуйтесь жизни, ибо это светлый и веселый праздник с небольшой ноткой грусти.

История праздника

Говорят, что приблизительно в начале 4 века рядом с местом, где был распят Спаситель, нашли три креста. Определить настоящий оказалось совсем не трудно, ибо больная женщина получила исцеление от тяжелой болезни, приложившись к тому кресту, на котором был распят Иисус Христос.

Итак, Воздвижение посвящено обретению того самого Креста, который нес Спаситель. С того момента, крест считается самым главным символом веры и символом спасения душ людей от скверны и от грешного начала. 27 сентября на богослужениях священники рассказывают о том, что крест должен значить для нас.

Крестовоздвижение в 2016 году

Люди будут посещать 27 сентября 2016 года храмы, читая молитвы дома. Самыми лучшими молитвами в этот день являются «символ веры» , а также «Отче наш». Читая эти молитвы, вы защитите себя от дьявольского искушения, которое следует за всеми нами по пятам. Лукавый только и ждет того, что вы расслабитесь и дадите ему шанс попасть вам в душу. Этот день помогает всем верующим обрести спасение от всех бед, идущих от темного начала человеческого. По традиции, принято будет целовать крест, дарующий исцеления от болезней и счастье честным людям.

Праздник светлый и радостный, но 27 сентября принято будет соблюдать строжайший пост. Верующие таким образом смывают с себя грехи и отдают дань уважения Иисусу Христу, который принял мучения на том самом кресте за нас всех.

Пост — это не только запрет на животную пищу. Также не стоит смотреть телевизор и веселиться. Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня для всех нас важен, так что не стоит пренебрегать церковными правилами, а также традициями.

С этим днем до сих пор связано много удивительного, ведь каждый год люди ощущают прилив сил и отступление болезней. Верьте в чудо, тогда оно действительно произойдет. Верьте в Бога и тогда он придет к вам и озарит вашу жизнь светом, любовью и добротой.

Близится наступление 2017 года. Сохраните для себя и своих родных сведения о православных праздниках 2017 года и прочих важных церковных событиях. Там имеются данные о родительских субботах, постах. Все это собрано в одной статье о грядущем новом церковном годе. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и



Рассказать друзьям