Воспитание таланта человечности.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мы родились и живем в этом мире, окруженные такими же, как и мы, людьми. Вначале мы общаемся с родными и близкими, а взрослея, нам приходится общаться с людьми, которые нас окружают, и от того, как построится наше взаимоотношение с ними, очень многое зависит как для нас, так и для окружающих нас людей. Почему же в этих взаимоотношениях часто бывают недоразумения, черствость и грубость, вражда, ненависть? Мы часто сталкиваемся с завистью, подлостью и другими пороками. Как же этого избежать?

Человек будет счастлив только тогда, когда у него все складывается на работе, в личной жизни, в семье. Но если во взаимоотношениях с коллегами, или начальством недопонимание, то и на работу идти не хочется. Также не хочется с работы идти домой, если в семье неполадки или конфликты.

В наш атомный век трудно справляться со своими эмоциями. Раньше люди были добрее, сплоченнее, дружнее и жить было веселей. Если у кого-то горе, то помогали всем миром, так как и всем миром шли защищать свою страну от врагов. Сейчас все стали какими-то равнодушными, заботятся только о себе, о своем благополучии.

Семейные проблемы также дают трещину. Из-за недопонимания, озлобленности, неумения прощать расходятся семьи, а дети остаются сиротами. Большую трещину в нормальных семейных отношениях дает безработица, которая порождает пьянство. Чему могут научиться дети в таких семьях. Страшно то, что там кричат на детей, бьют их и это становится нормой. Да и в нормальных семьях зачастую взаимоотношения проблемные, ибо каждый член семьи живет обособленно, не интересуясь жизнью других.

Большую часть жизни люди проводят на работе. Но в разных коллективах разные взаимоотношения и редко встретишь сейчас сплоченный коллектив. Да и с незнакомыми людьми, общаясь, часто слышишь грубость. Нередко тебя могут оскорбить в магазине, в больнице, да и будь где.

Как же быть, как избежать проблем во взаимопонимании и взаимоотношениях? Думаю, прежде всего, нужно быть самому добрее, искреннее, дружелюбнее, относится к другим с взаимопониманием, вежливо, доверять людям, уважать мнение другого. Но всему этому нужно учиться в семье, садике, школе. Нужно ввести в школьную программу специальные предметы, которые будут учить строить отношения между людьми.

Человеческие отношения сложны, но их можно изменить к лучшему.

Вариант 2

Каждый день нас сталкивает с теми или иными людьми, с которыми завязываются или продолжаются какие – то отношения. Что же характерно для этих взаимоотношений?

Сегодня так сложилось, что важным стало поддерживать отношения с теми людьми, которые смогут пригодиться в будущем. То есть большинство продолжают связь и общение только потому, что они друг другу оказывают взаимопомощь. И это вроде как является нормой, и совершенно не вызывает никакого удивления. А чужие люди друг к другу вообще настроены очень агрессивно, взрываясь в гневе по совершенно незначительному поводу. Какая-то вездесущая нервозность и накал негатива царит между людьми. Все такие прелести можно хорошо прочувствовать, проехав в переполненном людьми транспорте в час пик.

А существует ли дружба у нас? По-моему, к дружбе относят те отношения людей, которые и в горе, и в радости. Что же происходит с нами? Люди радуются неудачам их знакомых и говорят: «Хорошо, что это случилось не со мной!». А как же «поплакать в жилетку», «подставить плечо», «съесть вместе пуд соли», «хлеба горбушку и ту пополам»? Практически не встретишь такие отношения у людей. Жутко даже представить, что будет еще лет через двадцать с нами.

Все общение друг с другом у нас сводится к сухим перепискам в гаджетах. Людям не нужно слышать голос собеседника, чувствовать его эмоции и долго выслушивать чужие проблемы или, наоборот, успешные достижения. Может, просто у всех своих забот хватает или же от того все, что просто не интересны события, происходящие с другими людьми. Если только это не плохие события, которые можно обсудить с другими знакомыми.

Вот как – то так мне представляются взаимоотношения между людьми. И, возможно, это только мое мнение, которое сложилось из личных наблюдений. Нет искренности в отношениях между людьми, много зависти к чужим успехам. Мы не радуемся за других и вместе с ними. Все взаимоотношения сводятся исключительно к взаимной выгоде. А так хочется, чтобы мы были добрее и внимательнее друг к другу! И, встретившись на улице, не переходили быстро на другую сторону и не делали вид, что вы не знакомы или просто не узнали.

Несколько интересных сочинений

    Геракл, хоть и сын Бога, но все еще не совершенен. В двенадцати подвигах, он играет роль ученика на пути, который через символические задания, должен взять в свои руки низшую свою природу и волю, чтобы выявить Божественность в себе

PAGE_BREAK--Детский коллектив

Развитый детский коллектив представляет собой необходимое

Условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и

Адекватность мотивов предметно-практической совместной деятель-

Ности, направленной на пользу общества, забота об общем резуль-

Тате, определенные организация и характер общения, широкая сис-

Тема коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотноше-

Ний детей создаются в процессе целенаправленной организации их

Социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-об-

Щественной, трудовой, художественной, спортивной и др. При этом

Придание основным типам деятельности детей определенной целевой

Направленности, социальной значимости позволяет не только форми-

Ровать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их

На единой основе. Сочетание взаимоответственности, с одной сто-

Роны, а с другой - необходимости проявления самостоятельности в

Организации и осуществления просоциальной деятельности обеспечи-

Вает условия для развития подлинной самостоятельности. Макси-

Мальное развитие самодеятельности детей выступает определяющим

Признаком развитого детского коллектива.

Социально признаваемая деятельность как средство формирова-

Ния детского коллектива и определенных отношений его членов мо-

Жет быть реализована в том случае, если она соответствующим об-

Разом организована.

Это должна быть такая организация, при которой:

А) дети разных возрастов выполняют отдельные части общей за-

Дачи, т.е. осуществляется возрастное разделение;

Б) значимые цели этой деятельности имеют как общественный,

Так и личностный смысл;

В) обеспечивается равноправная, инициативно-творческая пози-

Ция каждого ребенка (от планирования дел до оценки ее результа-

Г) осуществляется непрерывность и усложнение совместной дея-

Тельности, причем не только в плане собственно деятельности, но,

Главное, с позиции ее активного участника, действующего вначале

Для «контактного» коллектива, потом для общешкольного, а затем для

Района, города, общества;

Д) деятельность эта направлена на благо другим людям, об-

Ществу. Именно в развитых формах социально одобряемой деятель-

Ности формируется умение ребенка учитывать интересы, позицию

Другого человека и соответственно этому ориентироваться в своем

Поведении.

Как инструмент воспитаний детский коллектив организуется

Взрослым. При этом важное значение приобретает вопрос о соотно-

Шении: 1) потребности детей в общении и 2) задач, поставленных

Перед этим коллективом. Практически в любом организованном детс-

Ком объединении реально существует определенное сочетание данных

Двух факторов. Однако наиболее широкие возможности их взаимо-

Действия создаются в условиях сформированного детского коллекти-

Ва. Активно включая детей в решение социально важных задач, та-

Кой коллектив обеспечивает многообразные формы общения, обуслов-

Ливает возможности развития индивида как личности. Психолого-пе-

Дагогическая задача при этом заключается в том, чтобы детский

Коллектив не воспринимался лишь как форма целесообразности, что-

Бы в глазах детей воспитательная функция коллектива отступала на

Второй план перед его социально полезной функцией. Иначе его

Воспитательное воздействие нивелируется, заменяясь влиянием так

Называемых неофициальных, неформальных детских объединений.
Детский коллектив, существующий в современной общеобразова-

Тельной школе представляет собой многоплановую систему, внутри

Которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру

И длительности существования.

Важную роль играет характер взаимоотношений, которые склады-

Ваются между детьми в изменяющейся структуре постоянных и вре-

Менных объединений, что проводит всех школьников через положение

Руководителей и исполнителей, формируя умения командовать това-

Рищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разно-

Образных связей, отношений.

Особое место в креплении межколлективных связей занимает це-

Ленаправленное создание временных объединений, позволяющих орга-

Низовать деятельность детей в небольших группах, которым поруча-

Ется выполнение кратковременных дел.Психологическое своеобразие

Этих групп состоит в том, что школьник в таком объединении, нас-

Читывающем обычно всего несколько детей, постоянно находится под

Воздействием общественного мнения товарищей и не может уклонить-

Ся от принятых норм поведения. Кроме того детям легче осущест-

Влять самостоятельное руководство небольшим числом сверстников.

Но главное состоит в том, что только в небольших группах каждый

Ребенок может определить для себя такое положение в совместной

Работе, при котором он способен приложить все свои знания, силы

И способности, т.е. возникает возможность для каждого выделить

Свою роль в общей деятельности, в наибольшей степени адекватную

Его индивидуальным склонностям.

К числу важных моментов в организации детского коллектива

Относится разновозрастное построение контактных объединений

Школьников. Разновозрастный состав детских коллективов нивелиру-

Ет обычно существующую в объединении сверстников тенденцию замы-

Каться в кругу групповых интересов. Ребенок испытывает влияние

Каждой такой группы и, занимая в ней определенное место, в то же

Время сам воздействует на окружающих, оптимизируя собственное

Развитие.

Но этот путь реализуется лишь в многоплановой системе детс-

Кого коллектива школы в целом, где в сложных структурных связях

Находятся контактные коллективы, разные по длительности сущест-

Вования, объему и содержанию деятельности.

В общешкольном коллективе складывается совершенно особая психо-

Логическая ситуация. Наличие для детей разных возрастов и заня-

Тых разными видами деятельности общих интересов: общешкольные
дела, взаимоотношения классов, групп, бригад, штабов, кружков -

Создает возможности для установления между детьми развернутых

Типов отношений.

В частности общешкольный коллектив обеспечивает единство,

Дружбу, товарищество старших и младших школьников.

Ежегодно обновляясь, общешкольный коллектив сохраняет в то

Же время свои законы, обычаи, традиции и требования. В этом от-

Ношении он является постоянно действующей силой, помогающей соз-

Давать, стабилизировать, развивать интересы контактных коллекти-

Вов. Чем больше выражены коллективные начала в общешкольном кол-

Лективе, тем прочнее спаяны контактные объединения детей; чем

Значимее, обширнее общая цель, зримее ее общественный характер,

Тем прочнее связи всех детских коллективов в их общей иерархии.

Целенаправленная организация разветвленного детского коллектива

Обеспечивает наиболее благоприятные психологические условия фор-

Мирования коллективистских качеств личности каждого ребенка.

Коллективизм составляет одно из определяющих отношений лич-

Ности в ее конкретной деятельности - творческое отношение к об-

Щественной делу, выражая потребность в деле, необходимом другим

Людям. Такую потребность нельзя сформировать в замкнутом коллек-

Тиве, акцентированном лишь на достижении своих целей, что таит

Опасность развития групповщины. Нередко дети, проявляя внутри

Своего коллектива отношения товарищества, взаимопомощи, ответс-

Твенности, не демонстрируют качеств коллективиста за пределами

Своего коллектива.

В чем причина слабой сформированности коллективистских ка-

Честв? В качестве одной из наиболее серьезных причин этого можно

Указать излишнюю замкнутость ребенка в коллективе.

Формирование коллектива класса, ученической бригады, несом-

Ненно, способствуют воспитанию у детей определенных отношений к

Своему коллективу, внутри коллектива. Однако даже товарищеские

Отношения, отношения деловой независимости все же сами по себе

Не идентичны коллективистским качествам личности отдельных де-

Тей, составляющих коллектив.

Коллективизм не может основываться лишь на делах своего коллек-

Тива, потому что быть коллективистом - значит болеть не только

За дела своего коллектива. Главное в коллективизме - обществен-

Ная ориентация деятельности, творческое отношение к любому дру-

Гому человеку как к цели, а не как к средству деятельности.

Поэтому формирование подлинно коллективистских качеств лич

Ности предполагает «абстрагирование» от дел и целей конкретного

Коллектива, связь этих дел и целей с более широкими задачами

Других коллективов, образующих общество, именно на этом пути у

Подростка, юноши формируется личная ответственность за общие де-

Ла. В этом плане показательны данные, полученные в исследовании

По выявлению условий формирования коллективистских качеств лич-

Ности детей подросткового возраста. Схематично эти исследования

Выглядят следующим образом.

Возник, однако, вопрос о степени сформированности коллекти-

Вистских качеств личности детей. Для выяснения этого был прове-

Ден дополнительный эксперимент. Смысл его состоял в коссвенной

Проверке того, как поведет себя каждый подросток в ситуации вы-

Бора между личной и социально значимой целью. Оказалось, что те

Дети, которые длительно действовали в многоплановом коллективе,

Ориентируясь не на конкретные, хотя общественно важные цели кон-

Тактных коллективов, а на общее, общественно значимое дело, об-

Ладают достаточно устойчивыми коллективистским качествами. Дея-

Тельность, выполняемая для общества, была для них важна потому,

Что это было связано с определением своего места в обществе, с

Формированием самосознания.

Следовательно задача взрослых заключается в такой организа-

Ции просоциальной деятельности в условиях детского коллектива,

Которая обеспечивает ответственное отношение детей к общему делу

В широком плане. Именно в этом случае происходит становление

Личности ребенка, для которого общественное дело - потребность.

Поэтому необходимо, развивая самоуправление детского коллектива,

Формировать отношения детей не только к цели данного коллектива

(при сохранении ее конкретной значимости), но и к общему делу

Полученные данные убеждают в необходимости одновременного

Включения детей в специально организованную «скользящую сеть»

Различных коллективов:

А) учебных, трудовых, организационно-общественных, художест-

Венных, спортивных, игровых;

Б) постоянных, сезонных, временных;

В) одно- и разновозрастных;

Г) малочисленных и многочисленных.

Такая подвижная сеть многоплановых коллективов при условии

Соподчинения социально значимых целей деятельности всех коллек-
тивов и подчинения решению общей задачи не позволяет ребенку

Замкнуться в кругу близких товарищей.

Она непрерывно включает малый коллектив в большой, группы

Детей одного возраста в разновозрастный коллектив, создавая пе-

Реплетение взаимозависимостей, разрывая рамки своего конкретно-

Го, «нашего» коллектива, выводя детей в целом на общество. При-

Чем это не формальный разрыв, когда ребенок участвует «то там, то

Тут», а система, которая, с одной стороны, способствует формиро-

Ванию непосредственно-личностного общения детей в коллективе, а

С другой - обеспечивает осознание ребенком его включенности не

Только в данный коллектив, но и в общество.

В частности, большое число коллективов, в состав которых

Ребенок одновременно входит, не дает ему возможности стать в из-

Вестную оппозицию, а скользящие формы разнопланового коллектива

Эту возможность исключают, создавая условия для разнообразного

Общения, общения в чистом виде, для построения отношений дружбы,

Сотрудничества, общих взглядов, интересов детей.

Итак, формирование личности человека-коллективиста требует

Организации системы многопланового детского коллектива, системы,

А не конгломерата классов, групп, кружков, бригад и пр. При этом

Важно направленное включение каждого ребенка в развернутую соци-

Ально одобряемую деятельность в системе именно такого специально

Заданного многопланового коллектива при соподчиненности целей

Каждого конкретного коллектива решению общих социально значимых

Задач. Необходимо подчеркнуть, что воспитание детей в коллекти-

Ве, основу которого составляет система просоциальной деятельнос-

Ти - это не один из ряда важных воспитательных принципов, а осо-

Бый, качественно своеобразный подход к формированию растущего

Человека как личности.

Продолжение
--PAGE_BREAK--

ГПОУ ДПЛКХ

Мастер п/о Кузьмина И.В.

Личность и коллектив. Межличностные отношения и методы их выявления

В психологии, кроме понятия «человек», употребляется более узкое понятие «личность». Личность - это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное, социальное существо.

Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической, природной его стороны.

В научной литературе, как правило, описываются три важнейшие психологические характеристики личности . Во-первых, устойчивость свойств личности. При всей пластичности, изменчивости психических проявлений личности все-таки отчетливо выступает относительное постоянство ее психического склада, что, в частности, позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации.

Во-вторых, единство личности как тесная связь и взаимозависимость психических процессов и психических свойств личности. Личность представляет собой единое целое, где каждая черта неразрывно связана с другими, и поэтому каждая черта личности приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами личности. Например, настойчивость как умение добиваться цели, преодолевая трудности и препятствия, имеет положительное значение только в сочетании с высокими моральными чувствами, развитым чувством коллективизма. Совсем иное содержание будет иметь эта черта, если она связана с сильно развитыми эгоистическими потребностями, со стремлением добиться личного благополучия при пренебрежении интересами коллектива, других людей.

В-третьих, активность личности. Активность выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира, па изменение собственной природы, своего психического склада (саморазвитие).

Личность - очень сложное целое. Но в этом сложном целом можно выделить три основные стороны, или, как говорят психологи, три блока. Первый блок - направленность личности, система ее отношений к окружающему миру. Сюда включаются мотивы поведения личности (мотивами называют причины, побуждающие личность к тому или иному поведению, к той или иной деятельности), в частности потребности, чувства, интересы. Второй блок - это возможности личности, психологические предпосылки успешности ее деятельности (в частности, способности). Третий блок - стиль, психологические особенности поведения личности (темперамент и характер). Иными словами, личность характеризуется тем, как действует человек и почему он действует так, а не иначе.

Человек живет и действует не сам по себе, а в коллективе и формируется как личность под влиянием коллектива. В коллективе и под его влиянием складываются черты направленности и воли человека, организуется его деятельность и поведение, создаются условия для развития его способностей.

Коллектив как социально-психологическое явление обладает огромной силой воздействия, способной сильнейшим образом влиять на взаимоотношения и самоотношение личностей, образующих его. Не случайно психология коллектива возымела такую популярность в нашей стране в эпоху Советского Союза. Именно на использовании огромной силы воздействия коллектива была построена советская педагогика, в теоретическую и практическую разработку которой большой вклад внес выдающийся педагог А. С. Макаренко.

Для индивида, входящего в группу, осознание того, принадлежности к ней осуществляется прежде всего через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы. Можно сказать, что "граница" группы воспринимается как граница этой психической общности. Главной чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого "мы-чувства". Это означает, что универсальным принципом психического оформления общности является различение для индивидов, входящих в группу, некоторого образования "мы", в отличие от другого образования "они".

Научными исследованиями выделены три наиболее распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом : 1) личность подчиняется коллективу (конформизм); 2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония); 3) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм). В каждой из этих общих моделей выделяется множество линий взаимоотношений, например: коллектив отвергает личность; личность отвергает коллектив; сосуществование по принципу невмешательства и т. д.

Согласно первой модели личность может подчиняться требованиям коллектива естественно и добровольно, может уступать коллективу как внешней превосходящей силе, а может пытаться и дальше сохранять свою независимость и индивидуальность, подчиняясь коллективу лишь внешне, формально. Если очевидно стремление войти в коллектив, личность склоняется к ценностям коллектива, принимает их. Коллектив "поглощает" личность, подчиняет ее нормам, ценностям и традициям своей жизни. По второй линии поведения возможны различные пути развития событий: 1) личность внешне подчиняется требованиям коллектива, сохраняя внутреннюю независимость; 2) личность открыто "бунтует", сопротивляется, конфликтует. Третья модель взаимоотношений личности с коллективом, когда личность подчиняет себе коллектив, встречается не часто. Все же, учитывая деятельность так называемых неформальных лидеров, а следовательно, и наличие двойных, а нередко и тройных систем ценностей и отношений, эту модель нельзя игнорировать. Яркая личность, ее индивидуальный опыт могут в силу тех или иных причин оказаться привлекательными в глазах членов коллектива. Эта привлекательность чаще всего обусловлена личностными качествами, необычностью суждений или поступков, оригинальностью статуса или позиции. В таком случае социальный опыт коллектива может измениться. Этот процесс может иметь двойственный характер и приводить как к обогащению социального опыта коллектива, гак и к обеднению его, если новый кумир становится неформальным лидером и ориентирует коллектив на более низкую систему ценностей, чем та, которой коллектив уже достиг. Психологи и педагоги отмечают распространенную позицию членов школьных коллективов, при которой индивидуализм проявляется в скрытой, завуалированной форме. Есть немало школьников, весьма охотно берущихся за предложенную работу, особенно ответственную. Блеснуть, быть у всех на виду, показать свое превосходство над другими и нередко за счет других - частый мотив их усердия. Их не печалит плохое состояние дел в коллективе, иногда даже радуют общие неудачи класса, так как на этом фоне ярче блестят их собственные достижения. Разумеется, рассмотренными моделями не исчерпывается все огромное многообразие отношений личности и коллектива, к анализу которого в каждом конкретном случае надо подходить во всеоружии знания психологических механизмов мотивации деятельности и поведения личности, а также закономерностей социальной педагогики и психологии.

Проблема отношений занимает в психологии большое место, у нас в стране она в значительной степени была разработана в работах В.Н. Мясищева (Мясищев, 1949). Связь с внешним миром существует и у животного, но животное не «относится» ни к чему и вообще «не относится». Там, где существует какое-нибудь отношение, оно существует «для меня», т.е. оно задано как именно человеческое отношение, оно направлено в силу активности субъекта.

Согласно Мясищеву В.Н., природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений.

Сфера межличностных отношений чрезвычайно широка. Она охватывает практически весь диапазон существования человека, начиная от его отношения к большим социальным группам (нации, рабочему коллективу) до интимных, диадных отношений (супружеских, отношений родитель - ребенок и т. д.). В настоящее время в психологии существует громадное количество конкретных методических приемов диагностики межличностных отношений. Традиционным из методических средств выявления и изучения межличностных отношений для психологов и педагогов на сегодняшний день является широко известный в социальной психологии метод социометрии , предложенный американским исследователем Дж. Морено (см. Морено, 1958), для которого она есть приложение к его особой теоретической позиции. Хотя несостоятельность этой концепции давно подвергнута критике, методика, разработанная в рамках этой теоретической схемы, оказалась весьма популярной. Сущность методики сводится к выявлению системы «симпатий» и «антипатий» между членами группы путем осуществления каждым из членов группы определенных «выборов» из всего состава группы по заданному критерию. Критерий должен быть сформулирован таким образом, чтобы побуждать человека осуществлять выбор для совместной деятельности или отдавать предпочтение по какому-либо вопросу людям своей группы. Например: «С кем из твоей группы ты бы стал готовиться к совместному докладу?», «Кого из одноклассников включил бы в свою команду КВН?», «С кем из членов бригады Вы хотели бы работать в паре?» и т.п. Все данные о таких «выборах» заносятся в особую таблицу - социометрическую матрицу или представляются в виде особой диаграммы - социограммы. Если группа небольшая по составу, таблица может быть оформлена так:

Фамилии членов группыКритерии выбораI ДежурствоII ПраздникIII Совместный проектМедведев++Лисицына+Волков--

При помощи данных социометрии можно рассчитать позицию каждого члена группы (звёзды, предпочитаемые, принятые, пренебрегаемые). На заключительном этапе обработки социометрических данных подсчитывается «социометрический индекс» - степень взаимосвязанности членов группы, тесноту их эмоциональных связей.

Помимо традиционного социометрического метода современная психология и педагогика обогащена арсеналом и других не менее интересных методик исследования межличностных отношений. Например, методики косвенной оценки межличностных отношений - это самая молодая и малоразработанная категория методических приемов исследования межличностных отношений. Они основаны на закономерностях влияния эмоционального отношения главным образом на невербальное поведение.

Наиболее известны методики, основанные на закономерностях расположения людей в пространстве относительно друг друга. Главная их предпосылка в том, что положительное эмоциональное отношение проявляется в выборе более близкого расстояния к другому человеку. Средства исследования, основанные на феноменах «личностного пространства», можно разделить на три категории: а) техники наблюдения реальной ситуации; б) техники символического моделирования реальной ситуации; в) проективные средства.

Считается, что методики наблюдения дают наиболее достоверную информацию о межличностных отношениях. Иллюстрацией элементарной процедуры может служить следующий вариант: в комнате находятся стол и два стула, расположенные на определенном, достаточно большом расстоянии друг от друга. Экспериментатор, сидящий на одном из стульев при входе испытуемого, просит его сесть. Свободный выбор дистанции, проявляющийся в выборе места для расположения стула (расстояние между ним и экспериментатором впоследствии измеряется), связывается с психологической ситуацией межличностных отношений.

Проективные средства , основанные на обсуждаемом принципе, существенно не отличаются от методических приемов моделирования, однако своей процедурой и стимульным материалом они направлены на определенную сферу познания. Скажем, методика К. Peterson (1980) направлена на изучение семейных отношений. В нее входят модель комнаты (пол комнаты маркирован поперечными линиями для удобства измерения расстояния), игрушечные фигуры членов семьи. Ребенок, играя в «семью» и располагая определенным образом ее членов, дает исследователю легко интерпретируемый материал.

Главный недостаток методик косвенной оценки межличностных отношений в их неразработанности, в том, что они дают сравнительно узкую информацию.

Методики наблюдения и экспертной оценки интерпретации

психологический личность коллектив социальный

Одна из самых известных методик регистрации межличностных отношений принадлежит Р. Бейлсу (Bales R., 1970), который разработал схему, согласно которой обученный наблюдатель может оценивать каждое взаимодействие в любой малой группе по 12 показателям, соответствующим четырём более общим категориям: область позитивных эмоций, область решения проблем, область постановки проблем и область негативных эмоций. Благодаря такой формализованной процедуре наблюдения можно определить разные уровни групповой динамики, статус и роль участников взаимодействия и т. д. Например: человек, получивший высокий балл в области решения проблем, рассматривается как деловой лидер, а в области позитивных эмоций - как эмоциональный лидер.

Ситуационные тесты и деловые игры

Современным направлением в исследовании и диагностике межличностных отношений являются ситуационные тесты и деловые игры, в которых человек ставится в ситуации, наиболее выпукло показывающие некоторые стороны реальной жизненной ситуации. Одним из таких приемов является групповая дискуссия без лидера. Группе испытуемых, дается задача или тема для обсуждения в течение определенного времени, но ни один из участников не назначается главным и ни на кого не возлагается особая ответственность. Такая ситуация позволяет оценить такие черты, как находчивость, инициативность, лидерство, способность к совместной работе, взаимодействию. Она позволяет предсказать успешность выполнения таких видов деятельности, которые требуют вербального общения для решения проблем, а также срабатываемости с равными себе.

Для изучения диадного взаимодействия широко используется игра под названием «Дилемма узника» (Kelley М., Thebaut G., 1978). Название возникло от ситуации, которую предлагается представить играющим. Она заключается в том, что двух заключенных подозревают в совместном преступлении. Они помещены в отдельные камеры. У каждого есть возможность сообщить о преступлении другого, надеясь получить меньшее наказание. Если никто из них не сообщит о совершенном другим преступлении, оба получат незначительное наказание; если один скажет, а другой нет, то сообщивший будет отпущен на свободу, а другой получит суровое наказание; если они оба сообщат, то оба получат небольшое наказание, но оно будет больше, чем- то, что они могли получить, если бы оба промолчали. Исход игры можно представить в матрице, с которой обычно знакомят участников перед игрой. В ситуации «Дилемма узника» играющие должны сделать выбор между кооперативным (б) и конкурентным поведением (г), учитывая при этом мотивы выбора другого. С точки зрения индивидуального результата игрока А ему всегда выгоднее сообщить о другом (г). Но дело в том, что, если игрок Б будет исходить из той же позиции, они оба получат относительно мало очков. А исходя из максимума обоюдного результата, они оба должны выбрать молчание (б), но тогда каждый оставляет для другого возможность злоупотреблять доверием. Игрокам нужно сделать выбор одновременно: в одних случаях не вступая в контакт, в других случаях разрешается общаться (изучается как раз воздействие коммуникации на выбор). Игра может проигрываться многократно, и после каждого тура игрокам сообщаются результаты, за которые они получают призы или наказание. В роли игрока может выступить не один человек, а команда с лидером или без него.

С помощью игры «Дилемма узника», как и с помощью других, описанных выше приемов, можно создать ситуацию для диагностики стиля лидерства, стремления к конкуренции или к кооперации во взаимоотношениях, совместимости людей и т. д. Важно еще раз подчеркнуть, что ситуационные тесты и игры являются лишь методическими приемами для моделирования определенных межличностных отношений, а не точной стандартной измерительной процедурой. Но возможность не только наблюдать, но и моделировать желаемое поведение, большая прогностическая возможность делают ситуационные тесты и деловые игры самыми перспективными приемами для диагностики межличностных отношений.

Список литературы

1.Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Наука, 1994.

Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Речь, 2000.

3.Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.- М.: Просвещение, 1980.

4.Марковская И.М. Социальная психология: Хрестоматия - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.

Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер Ком, 1999.

Илюнина Галина Владимировна,
заместитель директора по ВР,

учитель биологии
МБОУ- гимназии г. Мценска
Орловской области,

В моем подчинении 20 классных руководителей и 5 заведующих кафедрами МО. Неправильно сказано, что в подчинении. Мы - единомышленники. Люди, у которых одна цель - вырастить и воспитать человека с большой буквы. Мы все стремимся сделать наше учебное заведение родным для каждого ребенка. И тут нужна атмосфера взаимопонимания, поддержки, чтобы учителя не боялись высказывать свое мнение, чтобы все были услышаны. Любые заседания у нас проходят за круглым столом. Мы вместе решаем проблему, порой приглашая и родителей, и учеников, и различных специалистов. Хотя у нас все праздники проводятся по очереди каждой параллелью, классные руководители всегда помогают друг другу. Любое мероприятие начинается с накидывания идей. И никто не отказывается. Ведь классная мама 9-ых классов отлично пишет стихи, классный руководитель 10 класса прекрасно организовывает походы, а 7-ых классов замечательно поет и играет на синтезаторе. У каждого свои таланты, свой конек. Моя задача не дать ему погаснуть, не дать пропасть инициативе. Средний возраст работающих приблизительно 50 лет. И как здесь не вспомнить понятие «профессиональное выгорание». Действительно, это присутствует и у нас. Но пытаешься с каждым поговорить, показываешь значимость каждого. У нас работают настоящие учителя. Я лишь направляю и контролирую работу.

Мы создаем методическую копилку, собирая материалы по различным темам мероприятий. Не делим - это мое, это твое. Это все наше. Тем более, что у нас очень много мероприятий, связанных с разновозрастным сотрудничеством. Одна параллель готовит беседы, викторины и т. д. для другой. Работает тьютерство. Регулярно устраиваем «посиделки» за чаем. По-моему, главное доверять своим сотрудникам. Создать психологическую комфортную атмосферу. Мой кабинет завуча всегда открыт. Всегда можно воспользоваться компьютером, папками для работы, принтером и просто использовать его для личных бесед с детьми, когда надо остаться один на один. Мне можно звонить и ночью, если возникает проблема. Если надо, мы встретимся и в выходной. В основном, классные руководители живут школой.

Конечно, случаются конфликты и в нашем коллективе. Но я стараюсь откровенно, сразу высказывать обиду, не забывая при этом о юморе. Каждый учитель должен чувствовать себя профессионально значимым. При сдаче документации четко называю сроки. Напоминаю еще за 2-3 дня. И обязательно объявление с благодарностью за выполненную работу. Мелочь, а приятно.

Для сплоченности педагогического коллектива устраиваются различные поездки и соревнования. С этого года у нас официально стал праздноваться День театра, День здоровья для учителей. Регулярно ходим в туристические походы. С заведующими кафедр МО готовим школьную научно-практическую конференцию.

Остается только добавить, что мне с таким коллективом повезло. И когда мы вместе, мы сможем все.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Вопрос об отношениях коллектива и личности - один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека он приобретает особую важность. В течение многих десятилетий вопрос о формировании личности ученика через воздействие на коллектив в отечественной педагогической литературе почти не рассматривался. Считалось, что личность должна безусловно подчиняться коллективу. Сейчас приходится искать новые, соответствующие духу временя решения, опираясь на глубинные философские концепции человека и опыт мировой педагогической мысли.

Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложный, неоднозначный, нередко противоречивый. Прежде всего необходимо отметить, что он глубоко индивидуален. Школьники, будущие члены коллектива, отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями, многими другими чертами и качествами. Поэтому они по-разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию CQ стороны товарищей, оказывают обратное влияние на коллектив.

Положение личности в системе коллективных отношений самым существенным образом зависит от ее индивидуального социального опыта. Именно опыт определяет характер ее суждений, систему ценностных ориентации, линию поведения. Он может соответствовать, а может и не соответствовать суждениям, ценностям и традициям поведения, сложившимся в коллективе. Там, где это соответствие налицо, включение личности в систему сложившихся отношений значительно облегчается. В тех же случаях, когда у школьника опыт иной (уже, беднее или, наоборот, богаче, чем опыт социальной жизни коллектива), ему труднее устанавливать взаимоотношения со сверстниками. Особенно сложным оказывается его положение, когда индивидуальный социальный опыт противоречит ценностям, принятым в данном коллективе. Столкновение противоположных линий поведения, взглядов на жизнь здесь просто неизбежно и приводит, как правило, к различным, не всегда предсказуемым результатам.

Сделаем вывод: как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой личности, но и от коллектива. Наиболее благоприятно, как подтверждает опыт, отношения складываются там, где коллектив уже достиг высокого уровня развития, где он представляет силу, основанную на традициях, общественном мнении, авторитете самоуправления. Такой коллектив сравнительно легко устанавливает нормальные отношения с теми, кто в него входит.

Каждый человек с большей или меньшей энергией стремится к самоутверждению в коллективе, к тому, чтобы занять в нем благоприятное для себя положение. Но далеко не всем это удается - мешают субъективные и объективные причины. Не каждому в силу своих природных возможностей удается добиться видимых успехов, преодолеть застенчивость, критически осмыслить расхождения в ценностных ориентациях с коллективом. Особенно трудно младшим школьникам, у которых еще недостаточно развиты самосознание и самооценка, умение правильно оценить отношение к себе коллектива, товарищей, найти то место в коллективе, которое, соответствуя возможностям, делало бы их в глазах товарищей людьми интересными, заслуживающими внимания. Помимо субъективных есть и объективные причины: однообразие деятельности и узкий диапазон тех социальных ролей, которые школьник может играть в коллективе; бедность содержания и однообразие организационных форм общения между членами коллектива, недостаток у них культуры восприятия друг друга, неумение видеть в товарище то интересное и ценное, что заслуживает внимания.

Научными исследованиями выделены три наиболее распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом: 1) личность подчиняется коллективу (конформизм); 2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония); 3) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм). В каждой из этих общих моделей выделяется множество линий взаимоотношений, например: коллектив отвергает личность; личность отвергает коллектив; сосуществование по принципу невмешательства и т. д.

Согласно первой модели личность может подчиняться требованиям коллектива естественно и добровольно, может уступать коллективу как внешней превосходящей силе, а может пытаться и дальше сохранять свою независимость и индивидуальность, подчиняясь коллективу лишь внешне, формально. Если очевидно стремление войти в коллектив, личность склоняется к ценностям коллектива, принимает их. Коллектив "поглощает" личность, подчиняет ее нормам, ценностям и традициям своей жизни.

По второй линии поведения возможны различные пути развития событий: 1) личность внешне подчиняется требованиям коллектива, сохраняя внутреннюю независимость; 2) личность открыто "бунтует", сопротивляется, конфликтует. Мотивы приспособления личности к коллективу, его нормам и ценностям разнообразны. Наиболее распространенный, бытовавший в наших школьных коллективах мотив - стремление избежать лишних и ненужных осложнений, неприятностей, боязнь испортить "характеристику". В этом случае школьник только внешне воспринимает нормы и ценности коллектива, высказывает те суждения, которые от него ждут, ведет себя в различных ситуациях так, как это принято в коллективе. Однако вне школьного коллектива он и рассуждает, и думает иначе, ориентируясь на ранее сложившийся у него социальный опыт. Такое состояние может быть временным, переходным, а может оставаться постоянным. Последнее наблюдается тогда, когда сложившийся ранее социальный опыт личности, неадекватный опыту коллектива, получает подкрепление со стороны других коллективов (семьи, дворовой компании и т. д.).

Открытый "бунт" против коллектива - явление в наших школах редкое. Ребята "бунтуют" лишь изредка и то по непринципиальным вопросам. Чувство самосохранения берет верх. Коллектив, сломавший личность, выступает по отношению к ней в роли жандарма. Это противоречит гуманному подходу к воспитанию, и педагогам есть над чем думать, разрабатывая новые пути совершенствования отношений личности с коллективом.

Идеал взаимоотношений - гармонизация личности и коллектива. По некоторым оценкам, комфортными условия своей жизни в коллективе считают менее 5% опрошенных школьников. Углубленное изучение этих ребят показало, что они наделены редкими природными коллективистскими качествами, а поэтому способны уживаться в любом коллективе, приобрели положительный социальный опыт человеческого общежития и к тому же оказались в хороших сформированных коллективах. В этом случае между личностью и коллективом никаких противоречий нет. Каждый член коллектива заинтересован в существовании дружного длительного объединения.

Типичная модель отношений личности и коллектива, характерная для недавней нашей школы, - сосуществование. Личность и коллектив сосуществуют, соблюдая формальные отношения, называясь при этом коллективом, но не будучи им по сути. В большинстве случаев в коллективе устанавливается двойная система ценностей, двойное поле морального напряжения, когда в рамках организованной при участии педагогов деятельности между школьниками устанавливаются позитивные отношения, а при неорганизованном общении они остаются отрицательными. Это связано с тем, что ребята не могут проявить в коллективе свою индивидуальность, а вынуждены орать навязанные роли. Там, где удается расширить диапазон золей, школьники находят удовлетворяющие их позиции в коллективе, и их положение в системе отношений становится долее благоприятным.

Третья модель взаимоотношений личности с коллективом, когда личность подчиняет себе коллектив, встречается не часто. Все же, учитывая деятельность так. называемых неформальных лидеров, а следовательно, и наличие двойных, а нередко и тройных систем ценностей и отношений, эту модель нельзя игнорировать. Яркая личность, ее индивидуальный опыт могут в силу тех или иных причин оказаться привлекательными в глазах членов коллектива. Эта привлекательность чаще всего обусловлена личностными качествами, необычностью суждений или поступков, оригинальностью статуса или позиции. В таком случае социальный опыт коллектива может измениться. Этот процесс может иметь двойственный характер и приводить как к обогащению социального опыта коллектива, гак и к обеднению его, если новый кумир становится неформальным лидером и ориентирует коллектив на более низкую систему ценностей, чем та, которой коллектив уже достиг.

Психологи и педагоги отмечают распространенную позицию членов школьных коллективов, при которой индивидуализм проявляется в скрытой, завуалированной форме. Есть немало школьников, весьма охотно берущихся за предложенную работу, особенно ответственную. Блеснуть, быть у всех на виду, показать свое превосходство над другими и нередко за счет других - частый мотив их усердия. Их не печалит плохое состояние дел в коллективе, иногда даже радуют общие неудачи класса, так как на этом фоне ярче блестят их собственные достижения.

Разумеется, рассмотренными моделями не исчерпывается все огромное многообразие отношений личности и коллектива, к анализу которого в каждом конкретном случае надо подходить во всеоружии знания психологических механизмов мотивации деятельности и поведения личности, а также закономерностей социальной педагогики и психологии.



Рассказать друзьям