Вопрос учёному: Почему у людей появляется стадное чувство? Стадность стадный.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

При формировании общественного мнения, часто используется принцип стадного чувства. Это всё заметнее и заметнее, большинство людей, об этом не задумывается, и просто делают как все. И если все говорят что iPhone это круто, то все покупают айфон. Особенно это проявляется в незнакомой для человека ситуации, если вы не знаете что делать, то скорей всего будете следовать за остальными. Как можно использовать стадное чувство в продажах?

Стадное чувство с точки зрения маркетинга

В маркетинге очень многие вещи строятся именно на стадном чувстве людей. Здесь очень показательно насколько быстро россияне впитали в себя западные ценности и культуру. Всего за 20 лет с момента развала Советского союза, мы переняли огромный пласт западных традиций, и это активно используется маркетологами для повышения продаж. Никого не удивляет, что население теперь празднует Хэлоин или день святого Патрика, пьёт виски и питается в Макдональдсе. Таких примеров бесконечное множество, но вопрос в том, как мы к этому пришли?

Большую роль здесь оказали иностранные фильмы и сериалы, которые проникли к нам на телевиденье, и на них успело вырасти новое . Кроме того к нам на рынок проникли западные корпорации, которые стали активно рекламировать свои продукты в российских СМИ. Многие сегменты рынка просто не выдержали конкуренции с западными производителями, поскольку качество иностранного товара несравнимо выше, например автомобилестроение. Стадное чувство сделало всё остальное, население очень быстро перестроилось на новые ценности.

Роль лидера стаи

Когда речь заходит о стае, сразу приходит на ум то, что у стаи должен быть лидер. важный аспект в жизни любой массы людей, лидер формирует мнение остальных. Лидер есть в любой группе людей и если вы хотите управлять стадным чувством населения, вам нужен контроль над лидерами. Суть стаи такова, что лидер может добиться веры в любые истины. Если углубиться в историю, можно вспомнить много примеров, когда лидер государства внедрял в население самые безумные идеи: фашизм в Германии, истребление воробьёв в Китае и т.п.

Войны за территории закончились, в 21 веке будут вестись войны за ресурсы. Основной ресурс планеты на данный момент, это не нефть и не газ. Основной ресурс – это потребители, то есть мы с вами. Чем больше потребителей у вас есть, тем больше вы можете на них зарабатывать. Именно поэтому акции Фейсбука стоят так дорого, эта социальная сеть влияет на мнение миллионов людей по всему миру.

Как использовать стадное чувство для продаж

Как же использовать стадное чувство для увеличения продаж своего товара? Начнем с того что вам важно знать где обитает ваша целевая аудитория – сайты, форумы, группы в соц. сетях, какие каналы по ТВ они смотрят, где проводят время и т.п. Аудитория может находится в самых необычных местах, тут важно потратить время и найти их. Чем больше ваш бюджет на рекламу, тем большую аудиторию вы можете охватить. Самые крупные бренды выступают спонсорами различных мероприятий, футбольных клубов, используют рекламу в фильмах. Но даже с небольшими бюджетом можно добиться многого.

После того как вы нашли «место обитания» ваших клиентов, нужно выявить лидеров которые готовы вам помогать продвигать ваш товар, естественно за это нужно будет заплатить. Ваша задача сделать так чтобы клиент не просто предлагал ваш товар, а сам им пользовался или говорил что пользуется.

Важным моментом продвижения товара за счет стадного чувства, является необходимость, сделать так чтобы ваш товар было видно при эксплуатации. То есть если ваши клиенты сами должны быть ходячей рекламой. Первый аспект это сделать так чтобы ваш товар отличался от остальных, то есть имел узнаваемость, например: никто ни с чем не спутает бутылку от кока колы. Вторая задача это сделать так чтобы люди видели, что клиент использует ваш товар. Это не всегда просто, поскольку не все вещи на виду. Некоторые предназначены для домашнего использования, некоторые не видны. Если товар нельзя увидеть, значит, клиент должен про него рассказывать. Естественно его нужно мотивировать к этому, запустить сарафанное радио не всегда просто, но если оно запущено, то с клиентами проблем не будет.

Очень показательна история про пачку сигарет. Раньше сигарету можно было достать, не вынимая пачку из кармана, и никто не мог увидеть, какую марку сигарет вы курите. Для того чтобы человек доставал пачку, была придумана нынешняя система. И теперь каждый человек рекламирует свои сигареты, сам об этом не подозревая.

Используем социальные сети

Интернет в целом и социальные сети в частности являются незаменимым инструментом для привлечения клиентов. Основным плюсом использования глобальной сети – это возможность воздействовать на целевую аудиторию. К примеру, если вам нужно продвигать подгузники, всё что нужно это найти группы и сайты, где родители делятся опытом. Потом можно договориться с пользователями напрямую или использовать специальные биржи (например: адвего), где можно купить посты на форумах.

Совместно с сайтом «LookAtMe» мы запустили , в котором просим наших ученых ответить на довольно простые, на первый взгляд, но спорные вопросы читателей. Для вас мы выбрали самые интересные ответы экспертов ПостНауки.

Выражение «стадное чувство» — образное, а не научное. Оно, строго говоря, само по себе носит исчерпывающий характер. Если мы хотим сказать, что люди ведут себя подобно животным в стаде, мы говорим, что у них — стадное чувство. Это надо понимать так, что если бы у них не было стадного чувства, они вели бы себя иначе и меньше походили на животных в стаде. Всякий, кто потрудится набрать словосочетание «стадное чувство» в поисковой машине интернета, мигом найдёт один и тот же текст про «закон 5 процентов», размещённый на десятках сайтов и во множестве блогов. Это свидетельствует о том, что эмпирически закон действует: сетевое стадо ведёт себя, как стадо, повторяя рассказы о стаде. На этом, собственно, можно было бы и закончить, однако некоторые неясности остаются.

Прежде всего, мы недостаточно хорошо знаем, во всяком случае в терминах социальной науки, подчиняются ли животные в стадах тому же самому стадному чувству, которое мы предполагаем у людей. Конечно, удивительных случаев синхронизации можно найти немало. Несколько лет назад один мой коллега по ЦФС задумал целое исследование по ритмической синхронизации аплодисментов. Но речь не шла о стадном чувстве: животные не устраивают оваций. Однако не это самое трудное. Скверно то, что «стадное чувство» может оказаться и квалифицирующим признаком, и объяснительным принципом.

Представим себе некоторое количество находящихся вместе и совместно действующих людей. Я говорю «действующих», потому что наблюдать мы можем лишь действия, а о переживаниях и чувствах, им сопутствующих, лишь догадываться. Итак, мы видим людей вместе, но всякий ли раз это «стадо»? Сто человек, сидящих в кинозале или зале ожидания на вокзале, — это стадо? А те же сто человек, разместившихся в салоне самолета? — Нет? — А если самолет трясёт и они охвачены ужасом? А если они благополучно приземлились, но толпятся у выхода, не слушая увещеваний персонала? А как быть с митингами, которые в наше время привлекли такое внимание? Бывает ли у тех, кто принимает в них участие, стадное чувство? — Боюсь, ответ на этот последний вопрос зависит от политической позиции наблюдателя, готового отрицать за теми, кто ему неприятен, способность рефлексии, интеллект и гражданское сознание.

Именно применительно к массе было соблазнительно говорить о стадном чувстве, но схема не складывалась. Дело в том, что «стадный» по отношению к интеллекту — это не просто «животный» по отношению к человеческому, но и эволюционно более низкий по отношению к более высокому. А раз так, то требовался отказ от эволюционизма, то есть от представления о том, что историческое развитие идёт по восходящей, ко все большей рациональности индивидов. Но если такое представление о линейной эволюции не годится, тогда и понимание «стадного», как более низкого и осуждаемого, тоже трудно удержать как оценочное суждение. А если стать на точку зрения «перехода к массовому обществу», тогда в ряде случаев будет уместно говорить (как Эрнс Юнгер в начале 1930-х годов) о закате массы.

Можно ли усмотреть тем не менее какой-то смысл в рассуждениях о стаде? — Видимо, да. Например, Элиас Канетти в знаменитой книге «Масса и власть» сделал по этому поводу много важных замечаний. Я процитирую несколько из них. Вот первое: «Стремление людей умножаться всегда было сильным. Не стоит, однако, понимать под этим словом простое желание плодиться. Люди хотели, чтоб их было больше теперь, в данном конкретном месте, в этот самый момент. Многочисленность стад, на которых они охотились, и желание множить собственное число своеобразно переплетались в их душе. Своё чувство они выражали в определённом состоянии общего возбуждения, которое я называю ритмической или конвульсивной массой». Дальше Канетти поясняет это на примере движений в общем танце: «Но каким образом они компенсируют недостаток численности? Тут особенно важно, что каждый из них делает то же, что и другие, каждый топает так же, как и другой, каждый машет руками, каждый совершает одни и те же движения головой. Эта равноценность участников как бы разветвляется на равноценность членов каждого. Всё, что только в человеке подвижно, обретает особую жизнь — каждая нога, каждая рука живет сама по себе. Отдельные члены сводятся к общему знаменателю».

Время начала и само наличие зрителей на местах. Опоздавших встречают с лёгкой враждебностью. Как упорядоченное стадо, люди сидят тихо и бесконечно терпеливо. Но каждый хорошо сознаёт своё отдельное существование; он сосчитал и отметил, кто сидит рядом. Перед началом представления он спокойно наблюдает ряды собравшихся голов: они вызывают у него приятное, но ненавязчивое чувство плотности. Равенство зрителей состоит, собственно, лишь в том, что все получают со сцены одно и то же». (Цитаты даны в переводе Л. Г. Ионина: Канетти Э. Масса и власть. М.: Ad Marginem, 1997, по сетевой версии). Описательная точность не должна скрыть от нас объяснительную сложность. Соприсутствие множества принципиально одинаковых, в данном случае тел, переход от боязни соприкосновения с чужим к некоторому телесному самоотождествлению с другими, ритмика движения и покой совместности позволяют говорить о текущих и предсказуемых характеристиках этого собрания как о стаде. Именно так и устроена логическая конструкция происходящих здесь событий для наблюдателя. Но вопрос о чувстве при этом остаётся по-прежнему открытым. Что касается меня, я бы и само слово «стадо» употреблял с осторожностью, а уж сочетание «стадное чувство» не использовал совсем.

Запускает проект «Вопрос учёному», в рамках которого специалисты будут отвечать на интересные, наивные или практичные вопросы. В новом выпуске доктор социологических наук Александр Филиппов рассказывает о «стадном чувстве».

Почему у людей появляется
стадное чувство?

Александр Филиппов

доктор социологических наук, руководитель Центра фундаментальной социологии ВШЭ, главный редактор журнала «Социологическое обозрение», специалист по истории социологии

Выражение «стадное чувство» - образное, а не научное. Оно, строго говоря, само по себе носит исчерпывающий характер. Если мы хотим сказать, что люди ведут себя, подобно животным в стаде, мы говорим, что у них - стадное чувство. Это надо понимать так, что если бы у них не было стадного чувства, они вели бы себя иначе и меньше походили на животных в стаде. Всякий, кто потрудится набрать словосочетание «стадное чувство» в поисковой машине интернета, мигом найдёт один и тот же текст про «закон 5 процентов», размещённый на десятках сайтов и во множестве блогов. Это свидетельствует о том, что эмпирически закон действует: сетевое стадо ведёт себя, как стадо, повторяя рассказы о стаде. На этом, собственно, можно было бы и закончить, однако некоторые неясности остаются.

Прежде всего, мы недостаточно хорошо знаем, во всяком случае в терминах социальной науки, подчиняются ли животные в стадах тому же самому стадному чувству, которое мы предполагаем у людей. Конечно, удивительных случаев синхронизации можно найти немало. Несколько лет назад один мой коллега по ЦФС задумал целое исследование по

Сто человек, сидящих в кинозале или зале ожидания на вокзале, – это стадо?

ритмической синхронизации аплодисментов. Но речь не шла о стадном чувстве: животные не устраивают оваций. Однако не это самое трудное. Скверно то, что «стадное чувство» может оказаться и квалифицирующим признаком, и объяснительным принципом.

Представим себе некоторое количество находящихся вместе и совместно действующих людей. Я говорю «действующих», потому что наблюдать мы можем лишь действия, а о переживаниях и чувствах, им сопутствующих, лишь догадываться. Итак, мы видим людей вместе, но всякий ли раз это «стадо»? Сто человек, сидящих в кинозале или зале ожидания на вокзале, - это стадо? А те же сто человек, разместившихся в салоне самолета? - Нет? - А если самолет трясёт и они охвачены ужасом? А если они благополучно приземлились, но толпятся у выхода, не слушая увещеваний персонала? А как быть с митингами, которые в наше время привлекли такое внимание? Бывает ли у тех, кто принимает в них участие, стадное чувство? - Боюсь, ответ на этот последний вопрос зависит от политической позиции наблюдателя, готового отрицать за теми, кто ему неприятен, способность рефлексии, интеллект и гражданское сознание.

Именно применительно к массе было соблазнительно говорить о стадном чувстве, но схема не складывалась. Дело в том, что «стадный», по отношению к интеллекту, это не просто «животный» по отношению к человеческому, но и эволюционно более низкий по отношению к более высокому. А раз так, то требовался отказ от эволюционизма, то есть от представления о том, что историческое развитие идёт по восходящей, ко все большей рациональности индивидов. Но если такое представление о линейной эволюции не годится, тогда и понимание «стадного», как более низкого и осуждаемого, тоже трудно удержать как оценочное суждение. А если стать на точку зрения «перехода к массовому обществу», тогда в ряде случаев будет уместно говорить (как Эрнс Юнгер в начале 1930-х годов) о закате массы.

Можно ли усмотреть тем не менее какой-то смысл в рассуждениях о стаде? - Видимо, да. Например, Элиас Канетти в знаменитой книге «Масса и власть» сделал по этому поводу много важных замечаний. Я процитирую несколько из них. Вот первое: «Стремление людей умножаться всегда было сильным. Не стоит, однако, понимать под этим словом простое желание плодиться. Люди хотели, чтоб их было больше теперь, в данном конкретном месте, в этот самый момент. Многочисленность стад, на которых они охотились, и желание множить собственное число своеобразно переплетались в их душе. Своё чувство они выражали в определённом состоянии общего возбуждения, которое я называю ритмической или конвульсивной массой». Дальше Канетти поясняет это на примере движений в общем танце: «Но каким образом они компенсируют недостаток численности? Тут особенно важно, что каждый из них делает то же, что и другие, каждый топает так же, как и другой, каждый машет руками, каждый совершает одни и те же движения головой. Эта равноценность участников как бы разветвляется на равноценность членов каждого. Всё, что только в человеке подвижно, обретает особую жизнь - каждая нога, каждая рука живет сама по себе. Отдельные члены сводятся к общему знаменателю».

Однако стадное бывает не только подвижным: «Всё установлено заранее: исполняемая пьеса, занятые артисты,

время начала и само наличие зрителей на местах. Опоздавших встречают с лёегкой враждебностью. Как упорядоченное стадо, люди сидят тихо и бесконечно терпеливо. Но каждый хорошо сознаёт своё отдельное существование; он сосчитал и отметил, кто сидит рядом. Перед началом представления он спокойно наблюдает ряды собравшихся голов: они вызывают у него приятное, но ненавязчивое чувство плотности. Равенство зрителей состоит, собственно, лишь в том, что все получают со сцены одно и то же». (Цитаты даны в переводе Л. Г. Ионина: Канетти Э. Масса и власть. М.: Ad Marginem, 1997, по сетевой версии) . Описательная точность не должна скрыть от нас объяснительную сложность. Соприсутствие множества принципиально одинаковых, в данном случае тел, переход от боязни соприкосновения с чужим к некоторому телесному самоотождествлению с другими, ритмика движения и покой совместности позволяют говорить о текущих и предсказуемых характеристиках этого собрания как о стаде. Именно так и устроена логическая конструкция происходящих здесь событий для наблюдателя. Но вопрос о чувстве при этом остаётся по-прежнему открытым. Что касается меня, я бы и само слово «стадо» употреблял с осторожностью, а уж сочетание «стадное чувство» не использовал совсем.

Стадное чувство – это понятие, использующееся в психологии и других социальных дисциплинах, однако не являющееся научным термином, а скорее образным аналогом для краткой характеристики довольно объемного понятия. Кратко его можно описать, как мотивация собственных поступков исключительно тем, что так поступает большинство из социальной группы индивидов (все прогуляли урок или обижают слабого, кричат на матче или женятся в этом году, устраивают бойкот определенному человеку или отстаивают позицию партии).

Стадное чувство у людей имеет отличия от такого же механизма в животном мире, где поведение большой массы представителей одного вида регулируется не личными предпочтениями и необходимостью, а биологическими законами. Это полезное эволюционное приобретение животного мира, позволяющее сохранить популяцию. Например, когда одна особь начинает убегать, значительно эффективнее, чтобы убегали все остальные, чем ждали непосредственной опасности, чтобы лично убедиться. В контексте поведения людей, скорее подразумевается неспособность реагировать индивидуально, подчиняясь законам толпы и массовому поведению.

Стадное чувство или стадный инстинкт подчинены определенным биологическим характеристикам человеческой психике, например, установлению определенных ритмов и циклов – так синхронизируются аплодисменты в толпе, менструальные периоды женщин на одной территории и даже время бодрствования и чувства голода. Соответственно, используя данное выражение, подразумевается изначальное отношение к проявлениям человеческого поведения, как к низшим, животным, биологически обусловленным формам.

Не все люди, собравшиеся в одном месте, ведут себя, как стадо – только наличие интеллектуального контроля над собственным поведением является определяющим фактором. Следовательно, чем меньше интеллектуально обоснованных решений, учитывающих индивидуальные потребности, тем выше вероятность возникновения инстинктивного поведения на уровне животного.

Что это такое

Эффект стадного чувства по своей распространенности можно сравнить с гипнабельностью, то есть существуют люди подверженные такому воздействию, а есть те, кто успешно может управлять данными особенностями. Проведенные исследования показали, что в человеческом контексте стадное чувство возникает в зависимости от того, кто является мотиватором действий.
Если в животном мире вся популяция может подчиниться одному, то в человеческой среде важно, чтобы влияющий был лидером, обладал харизмой или выражал исполнение желаний большинства собравшихся. Далее все обстоит значительно проще – на огромную толпу достаточно от двух до пяти процентов таких лидеров, способных со временем заставить всю массу действовать так, как они. Особых технологий для этого не требуется – главное, чтобы эти несколько процентов вели себя одинаково, слаженно, тогда остальные, обладающие меньшей выраженностью лидерства начнут копировать их поведение.

Скорость достижения эффекта напрямую зависит от количества людей – чем больше, тем быстрее результат. Это обусловлено тем, что при взаимодействии тет-а-тет очень сильно чувствуется физическое различие и отдельность, а вот находясь в толпе на первый план выходит ощущение общности и схожести, индивидуальность стирается. В итоге, чем сильнее будет физическое ощущение своей причастности к группе и чувство продолжения ее в своей психике, тем более выраженным будет эффект толпы или стада за счет того, что собственная индивидуальность, как и когнитивно-интеллектуальная оценка ситуации отойдет на второй план.

Особое внимание данный эффект заслуживает из-за своей проблемности относительно последствий, ведь при возникновении стадного чувства окончательно падают моральные и ценностные устои, человек чувствует полнейшую безнаказанность за любые действия. Это достигается за счет того, что уровень ответственности за одно совершаемое действие одинаков, только если поступок совершает один человек, то он полностью ответственен за результаты, если двое, то этот уровень делится между ними, а вот если это делают сотни людей, то уровень личной ответственности не ощутим.

Такая безнаказанность открывает доступ к совершению тех поступков, являющихся недопустимыми для индивидуального уровня сознания, в итоге именно толпа может совершить, что угодно. Отсутствие внутренних моральных рамок опускает человека до состояния психики животного и если потом поговорить с человеком, совершившим преступление, поддавшись эффекту толпы, часто можно встретить раскаяние и непонимание собственных действий.

Причины возникновения

Причины подобного эффекта существуют на нескольких уровнях. Первый наименее контролируемый – это биологический и врожденная синхронизация. Человеческие тела, как и все живое, подвержены определенным ритмам и именно их подчинение общим законам обеспечивает выживание. Эволюционно синхронизация поведения обеспечивала благоприятные отношения, слаженную работу и обеспечение необходимой безопасности для всего человеческого сообщества. Данные механизмы сохранились в некоторой степени, хотя и поддаются коррекции со стороны сознания и интеллекта, выработки собственных стратегий поведения.

Существует механизм влияния меньшинства на поведение общей массы. Так если дать толпе из ста человек задание ходить произвольными путями, а только пять из них будут двигаться в определенной траектории, то через несколько минут вся система синхронизируется, и толпа будет ходить по алгоритму, заданному пятью людьми. Сложнее будет сделать такое же, если каждый мотивирован на свою стратегию движения, соответственно эффект стада возникает, когда у человека отсутствует собственная концепция. Те, кто сидит без дела, не понимает чего хочет, не уверен в своих целях – поддается влиянию легче на том основании, что пустое место легко заполнить.

Есть и более контролируемые проявления данного чувства, например, потребность быть принятым или боязнь быть исключенным из определенной группы. Соблюдение ритуалов дает знак всем окружающим о том, что это свой, его нужно защищать и делиться благами – так входят в субкультуры и круги по интересам, так люди распознают близких по духу. Когда потребность во взаимодействии становится выше собственных принципов, тогда возникает подчиненность требованиям толпы, ради сохранения места в ней.

Примеры стадного чувства

Примеры стадного чувства проявляются в любом многочисленном обществе, специально упорядоченном. Например, если это очередь, то негативное отношение к проходящим без ее ожидания является запрограммированным чувством. Точно также можно говорить о стадной реакции на опоздавших на любой сеанс, установленный временем, будь то конференция, операция, фильм или встреча друзей. Это не относится к нормам морали, этикету и внутреннему ощущению нарушения собственных границ, ведь, по сути, на личное участие человека никак не влияет данное поведение другого. Только в контексте личной встречи, индивидуального экзамена можно говорить об ином – если есть незнакомое друг с другом большинство, то это эффект толпы.

Еще одним примером является , разное у всех людей, но при этом, если собрать довольно большую аудиторию, можно заметить, что эмоционально реагировать все будут примерно одинаково. Стоит нескольким людям засмеяться и весь зал начинает смеяться вместе с ними. Что характерно, даже если один находит происходящее смешным, то он скорее сдержится от яркого проявления этого, если стоит тишина, и все слушают с серьезными лицами. В совершенно крайних вариантах люди могут даже не замечать комичности или серьезности ситуации, поддаваясь на воздействие окружающих выражений лиц.

Относительно собранных аудиторий студентов работает то же самое стадное чувство, повергающее преподавателей в бессилие. Когда заинтересованные личности начинают прогуливать пары, потому что ушла вся группа или негативно отзываться об интересном предмете. Момент сложности управления заключается в том, что не все решают уйти с пары, а только несколько человек, но когда этот выбор совершают эмоциональные лидеры, при том, что половина аудитории не определена в своей учебной мотивации – исход остается один.

Яркие примеры – это поведение болельщиков и фанатов, религиозных деятелей и людей на митингах. По сути, если с ними поговорить в диалоге, то большинство будет вести себя более сдержанно. Но стадное чувство касается не только активных действий, но также игнорирования. Вспомните, как прохожие делают вид, что не замечают упавшего или пассажиры метро имитируют сон. Тут мотивация не столько в достижении, сколько в стремлении не выделяться из толпы, не помогать упавшему, и значит не брать на себя ответственность (а может он и не встанет, потому что умер), не уступать место, ожидая, что это сделают другие.

admin

Термин «стадное чувство» не относится к научным. Это образное выражение. Люди используют его для характеристики поведения окружающих, когда они ведут себя как животные в стаде. Что же такое стадное чувство? О чем гласит закон 5% и в чем особенности психологии толпы?

Психология толпы или что такое стадное чувство?

Науке известно понятие «психология толпы». Оно объясняет, чем является стадное чувство и как оно проявляется, а именно:

Толпа людей агрессивнее отдельно взятого человека;
Толпа легко поддается эмоциям и внушению;
Толпа не способна оценивать ситуацию «холодным» разумом;
Толпа не рассуждает и не задает вопросов;
Толпа податлива, ее легко подтолкнуть на массовое мероприятие (бунт, митинг, протест, критика, осуждение);
Толпа не приемлет индивидуальности;
Толпа действует по указке лидера, не думая и не взвешивая собственные действия.

Это необъяснимо, но иногда и интеллектуально развитые люди подвергаются «стадному чувству». Утрировано это происходит так: оказавшись на акции протеста, человек вместе с окружающими скандирует лозунги, а оставшись в одиночестве задумывается и понимает, что собственному «я» не хочется выражать протесты, осуждать и требовать изменений.

Или увидев, как толпа людей бежит в неизвестном направлении, человек присоединяется к ним, сам не понимая зачем. Подсознательно он считает, что раз все бегут, значит и мне надо. В таком состоянии люди способны оказаться в совершенно незнакомой местности, а потом «кусать локти», думая, как попасть домой.

Проявления стадного чувства хорошо помнят люди, заставшие очереди в СССР. Человек простаивал часами за вещью, которая ему в общем-то и не нужна. Это делали потому что «окружающие берут, значит и мне надо».

Подчинение энергетики толпы – прямой путь к неудачам, потери времени, ложным стремлениям и даже болезням. Схема развития заболевания проста, особенно этому подвержены люди преклонного возраста. Некто говорит пожилому человеку, что в государственных органах власти сидят главные воры. Пожилой человек не имеет возможности убедиться в этом лично, и он слепо верит говорящему «доброжелателю». В результате человек думает об этом с нарастающим негативом. Поддавшись внушению, он нервничает, его переполняет злость, а отрицательные эмоции вполне могут привести к инфаркту.

Примером проявления стадного чувства также является алкоголизм. Почему приверженец становится пьющим, попав в компанию любителей спиртного? Причина ясна: когда окружающие пьют, удержаться сложно, энергетика выпивающих поглощает индивидуальные убеждения. Курильщиками и наркоманами становятся также «за компанию».

Стадное чувство и закон пяти процентов

В психологии есть понятие «автосинхронизация». Оно проявляется так: если 5% членов общества выполняет конкретное действие, остальные члены тоже повторят его. Если напугать 5% лошадей в поле, с места сорвется весь табун. Если взлетит 5% голубей, ввысь поднимется вся стая.

Это характерно и для общества людей. Ученые из Англии провели эксперимент. В большое помещение пригласили несколько человек. Из них 5% получили задание перемещаться по конкретной траектории, остальным сообщили, что двигаться можно в любом направлении. В итоге эксперимента все люди в комнате неосознанно передвигались по заданной траектории. Теорию пяти процентов подвластно подтвердить каждому. Посетив с компанией друзей концерт, начните хлопать в тот момент, когда посчитаете нужным. Весь зал со временем повторит за вами.

Запуск автосинхронизации возможен в коллективе, где люди не осознают собственных действий, не думают о цели и причине. Если уровень самоконтроля низок, нет необходимости каждому говорить, чем заниматься – 5% людей общества запустят этот процесс.

Законом пяти процентов активно пользуются маркетологи. Запустив слух, что вскоре на прилавках не останется конкретного вида товара. 5% людей поверят в это и поторопятся скупить предполагаемый дефицит. Собственным поведением они запустят массовую панику и в ближайшие пару дней товара и правда не останется.

Каковы преимущества стадного чувства?

Человек – общественное существо. Жизнь без других людей для человека противоестественна. Несмотря на то, что люди далеко ушли от животных в процессе эволюции, в вопросах, касающихся коллективного сознания, мы не отличаемся от приматов. Один из таких феноменов – стадное чувство.

Обыденное представление о стадном чувстве негативное, что тоже в общем проявление стадного инстинкта. Людям свойственно не иметь собственного мнения, а всецело доверяться высказываниям авторитетного человека или группы лиц. Люди в основном не требуют подтверждения или обоснования. Этой особенностью активно манипулируют средства массовой информации, маркетологи, политики и общественные деятели.

Когда-то психологи сообщили, что стадное чувство – это нехорошо, люди поверили в это, не задумываясь о доказательствах. Люди пользуются удобной возможностью повторять чужие мысли, хотя проявления стадного чувства не однозначны.

В чем же преимущества стадного инстинкта? Само собой, агрессивно настроенная толпа людей, когда все вокруг действуют как единый организм, не думая и не задавая вопросов, это скорее крайнее проявление стадного инстинкта. Но позитивный компонент в стадном чувстве все же есть. Допустим, подавляющее большинство адекватных людей не поедет по дороге, представляющей опасность, если были об этом предупреждены. Стадное чувство в таких случаях спасает жизнь и помогает совершать выгодные действия.

Чтобы не попадать на удочку энергетики толпы и стать жертвой стадного чувства, нужно научится и сохранять спокойствие в критических ситуациях. Толпа может как спасти, так и погубить. Проявляя осознанность и «холод» разума, можно избежать множества негативных воздействий извне.

14 марта 2014, 11:14

Рассказать друзьям