Волевые акты. Волевой акт и его структура

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Воля – одно из самых сложных и неразработанных понятий вy. Все действия человека можно разделить на 1)непроизвольные автоматические действия; 2) произвольные действия (исходя из поставленной цели – подчиняется воле).

Существует два подхода в изучении воли:

1. Воля – это процесс, который регулирует достижение цели. Это схема сложнейших процессов, которые обеспечивают связь между намерением человека и его действиями. Т.е. решение чела, его намерение – это то, что понимается под волевыми действиями. Воля – это то, что заставляет выполнять принятые решения.

2. Воля – это процесс, который укоренен в личностных целях, планах. Связано со свободой воли (свободой выбора).

Воля как произвольная регуляция . Произвольная регуляция организует произвольное поведение, реализуемое через произвольные, т.е. мотивированные (сознательные, преднамеренные) действия. Произвольное управление является интегральным y-физиологическим процессом, т.к. оно, с одной стороны, включает помимо волевого усилия ряд др. психологических феноменов: мотивы, интеллектуальную активность, нравственную сферу личности, но, с другой стороны, базируется на физиологических процессах и особенностях их протекания (свойствах ЦНС).

Главная функция В. - сознательная регуляция активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения НС-ы. Т.о., в качестве конкретизации главной функции выделяются 2 другие: активизирующая и тормозящая. Сознательность действий - характеризует волевое поведение. Волевое поведение всегда связано с преодолением препятствий - внутренних или внешних, но главное условие волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является осознание значения поставленной цели, осознание необходимости ее достичь

Воля как саморегуляция . Воля – это самоуправление своим поведением с помощью сознания, которое предполагает самостоятельность человека не только в принятии решения (свобода воли), но и в инициации действий, их осуществлении и контроле. Главной сущностью воли является самость. Именно она отличает произвольное управление от непроизвольного. Самость – это сознательное преднамеренное планирование челом своих действий в соответствии с собственными желаниями, мотивациями, это отдача самому себе команды для начала действия, стимуляция самого себя, осуществление самоконтроля за своими действиями, состояниями.



Функциональная структура произвольного управления

Произвольные и волевые действия. К ним относятся познавательные и психомоторные действия. Э.Ш.Натанзон выделил ряд действий, которые можно считать произвольными: сознательные, сознательные с непредвиденными результатами, умышленные, волевые, импульсивные, аффективные, негативистские, внушаемые (внушенные), нечаянные и даже бесполезные. Выделение этих действий базируется на характере мотивов. Волевые действия – это разновидность произвольных действий, спецификой которых является использование при достижении цели волевого усилия. Эти действия связаны с преодолением затруднений, требующих больших затрат энергии и сопровождающиеся переживанием внутреннего напряжения. К волевым действиям относят : всматривание (при плохой видимости), прислушивание (при плохой слышимости), принюхивание, концентрация внимания, припоминание, сдерживание побуждений, проявление большой силы, быстроты и выносливости, т.е. все те сенсорные, мнемические и двигательные действия, осуществление которых требует проявления значительного волевого усилия. Волевое действие всегда предполагает борьбу мотивов, по этому признаку его можно отличить от остальных.

Сознательные и бессознательные компоненты волевого действия : управление действием ведется на двух разных уровнях. 1 – сознательный (существует выбор, постановка целей, работают моральные нормы); 2 – физиологический уровень (преднастройка на действие, проявляются бессознательные мотивы, которые формируют тонус мускулатуры, который и обеспечивает выполнение действий.

Гипотеза Иванникова. Процесс волевого действия – это процесс борьбы между мотивами, часть из которых неосознаваемая. Задача построения и выполнения волевого действия заключается в том, чтобы увеличить силу мотива, который обеспечивает выполнение действия и уменьшить силу тех мотивов, которые блокируют выполнение действия. При этом ведущим механизмом является механизм намеренного изменения смысла действия. а) волевые действия развиваются в соц. подчинении (подчиняются требованиям общества);



б) Подчинение идеальным целям, а не реальным объектам.

Этапы волевого действия . (по Н. Аху) 1) Представление о цели и возможностях ее достижения – «Предметный момент». Чел видит некоторый предмет, к которому он стремится. Это постановка цели.

2) «Актуальный момент» – усиливается первоначальное намерение, чел говорит: Я хочу это сделать; при этом отсекаются все другие альтернативы. В современной трактовке – борьба мотивов.

3) Волевой акт сопровождается «Моментом состояния», под которым понимается некоторый переживаемый уровень усилия. В этом отличие волевого действия от обычного.

4) «Наглядный момент» - переживание напряжения в отдельных частях тела.

(поРубинштейн С.Л.) 1 – актуализация побуждения и постановка целей; 2 – обсуждение и борьба мотивов;

3 – решение о действии; 4 – исполнение действия. Классификация волевых качеств (по В.К.Калину):

1.базальные (первичные): энергичность, терпеливость, выдержка, смелость.

2.системные (вторичные): храбрость, настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность. В этих качествах наиболее выражена личностная саморегуляция деятельности.

высшее и наиболее сложное системное качество – самоуправление организацией Y функций, т.е. способность и умение легко создавать и поддерживать такую функциональную организацию, которая наиболее адекватна целям и условиям деятельности

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

4. Эмоционально-волевая сфера личности

4.2. Воля

Для достижения поставленной цели человек проявляет инициативу, напрягает свои умственные и физические силы, преодолевает трудности, сдерживает порывы и желания, которые не способствуют успешному достижению цели. В этих проявлениях человеческого поведения наиболее ярко проявляется такой аспект психической жизни, как воля.

4.2.1 Воля и волевые действия человека

Удовлетворения человеческих потребностей происходит в деятельности, которая имеет активный, целенаправленный и мотивированный характер. Оно реализуется с помощью действий, порожденных разными побуждениями. Причины активности, имея различную психологическую природу, реализуются как влечения, желания и стремления. Стремление - побуждение, выражающееся в чувственном переживании потребности. В момент возникновения оно еще не имеет конкретной предметной определенности. Человек как бы устремляется к чему-то, чувствует, что чего-то ей не хватает. Такое неосознаваемое нецілеспрямоване стремление, которое не вызывает произвольных действий, называют поездом. В процессе осознания объекта стремления, цели стремление становится желанию.. Совокупность этих побуждений, которые приобретают характер мотивов действий, поступков и форм деятельности, образует мотивационную сферу личности.

Побуждение к действиям у человека различают по содержанию и психологической природой. В одних случаях это может быть немедленная импульсивная реакция на раздражитель, в других - медленная умеренная действие после оценки ситуации.

Виды действий человека.

Действия человека делятся на непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные действия. Их осуществляют при возникновении не осознаваемых или недостаточно осознаваемых побуждений. Они имеют импульсивный характер, лишены какого-либо четкого плана (например, в состоянии паники). По психофизиологической природой непроизвольные действия бывают врожденные и приобретенные.

К врожденным непроизвольных действий относят различные орієнтувальні, защитные и хватательные реакции, выразительные движения. В их основе - безусловные рефлексы, которые вызываются безусловными раздражителями и осуществляются низшими отделами центральной нервной системы.

К приобретенным непроизвольных действий относятся вызванные условными раздражителями орієнтувальні, защитные, хватательные реакции и выразительные движения, которые происходят благодаря деятельности коры головного мозга.

Произвольные действия. Содержание и средства реализации таких действий, подчиненных сознательным целям человека. Они неразрывно связаны с отражением цели и средств ее достижения и охватывают стремление к цели, предварительное представление о цели и двигательное представление.

Произвольные действия осуществляются с помощью саморегуляции, которая предусматривает произвольный контроль за их планированием и выполнением. Ее структура включает цель, которой хочет достичь человек, а также программу действий, которую она должна осуществить для достижения цели. Саморегуляция предполагает и выяснение критериев успешности действий, сопоставление с ними полученных результатов действия и принятия решения, согласно которым действие считают законченным или ее продолжают, корректируя.

Особую группу произвольных действий образуют волевые действия.

Волевые действия человека направлены на достижение сознательно поставленных целей и связаны с преодолением трудностей. Они бывают разными по сложности. Так, индивид, который впервые сел на велосипед, преодолевает некоторые опасения, связанные с возможным падением. Такая волевое действие является простой. Сложное волевое действие имеет несколько простых. Сложные действия входят в систему организованной волевой деятельности человека, направленной на достижение отдаленных целей. К этой системе относятся также волевые качества. Главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, которые происходят непроизвольно и недостаточно контролируемые сознанием.

Воля и ее функции.

Возникнув в процессе трудовой деятельности, воля стала особой формой активности личности, которая обусловлена поставленной целью.

Воля - сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей.

С помощью побудительной и тормозной функций воля дает человеку возможность регулировать свои действия и поступки.

Побудительная функция воли. Обеспечивается она активностью человека. Активность порождает действие и регулирует ее ход через особенности психических состояний человека, которые возникают в момент действия. Побуждение к действиям создают определенную упорядоченную систему мотивов - от естественных потребностей до высших побуждений, связанных с переживанием моральных, эстетических и интеллектуальных чувств.

Тормозная функция воли. Она реализуется в тесном единстве с побудительной, что проявляется в ситуативном сдерживании нежелательных проявлений эмоций, действий и поступков, которые не соответствуют мировоззрению и моральным убеждениям личности. Без торможения никакое регулирование поведения невозможно.

В своем единстве побудительная и тормозная функции воли, регулируя деятельность и поведение, дают человеку возможность достичь поставленной цели. Однако только эти две функции не исчерпывают всего содержания понятия «воля». Волевая деятельность предполагает оценку ситуации, выбор цели и путей ее достижения, принятие решения и т.д. Она характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, режимом активности, направленной на удовлетворение потребностей, и концентрацией этой активности в необходимом направлении.

Проблема свободы воли.

Свободен ли человек в своих желаниях, решениях и действиях? В философии и психологии этот вопрос является стержневым в решении проблемы свободы воли. Все возможные точки зрения на ее решение можно объединить в две противоположные течения: индетерминизм и детерминизм. Индетерминизм (от лат. in - не, determinare - определять). Относя волю к сугубо духовных явлений, в сфере которых якобы не существует причинности, а царит полная свобода, его сторонники считают, что воля человека, его желания и действия полностью свободные, ничем не обусловлены и не ограничены.

Детерминизм. Согласно с этой точкой зрения все действия и поступки человека имеют причину. Подходя к этой проблеме упрощенно и механистически, детерминисты отрицали существование каких-либо свободы воли. По их мнению, объективные законы развития природы и общества лишают индивида возможности самостоятельно определять свои действия и изменять обстоятельства. А следовательно, человек не может и не должна отвечать за свои действия и поступки.

Представители обоих течений ошибаются в том, что они противопоставляют свободу и причинную обусловленность воли.

На самом деле законы развития природы и общества, накладывая определенные ограничения, одновременно создают определенные условия для свободной деятельности человека. Чем глубже человек познает закономерности мира, чем богаче его опыт, тем свободнее он в своих желаниях, решениях и действиях.

В то же время люди по-разному осознают меру своей свободы воли, что проявляется в их различных локусах контроля. Одни из них склонны искать причины негативных последствий своих действий во внешних обстоятельствах, а другие - во внутренних препятствиях.

Локус контроля.

Волевое регулирование поведения невозможно без учета ее условий, ведь волевой акт человек осуществляет как личность, ответственная за все его последствия. Хотя поведение всегда направлена на достижение цели, конечные результаты деятельности иногда не соответствуют ожиданиям. На основе исследований установлено, что люди различаются между собой в зависимости от того, кому они склонны приписывать ответственность за собственные действия.

Для дифференцировки различных способов возложения ответственности американский психолог Джулиан Роттер (1916-1995) обосновал понятие «локус контроля».

Локус контроля (лат. locus - место) - индивидуальное качество человека, которое характеризует его склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный локус контроля) или внутренним состояниям и переживаниям (интернальный локус контроля).

Роттер доказал, что локус контроля является устойчивым свойством личности, которая формируется в процессе ее социализации. Люди, склонны приписывать причины своих действий и поступков внешним факторам, имеют внешний (экстернальный) локус контроля. Они всегда ищут причины своих неудач во внешних обстоятельствах. Так, студент, который не сдал экзамен, объясняет это отсутствием времени для подготовки, сложностью предмета и т.д. Исследователи установили, что склонность к внешней локализации контроля связана с такими чертами личности, как неуравновешенность, неуверенность в своих силах, тревожность, подозрительность, конформность, агрессивность и др.

Если человек возлагает на себя ответственность за собственные действия и причины их видит в особенностях своего внимания, мышления, способностей, внутренних переживаний, то она имеет внутренний (интернальный) локус контроля. Индивидам такого типа свойственны уверенность в себе, настойчивость и последовательность в достижении поставленных целей, склонность к самоанализу, уравновешенность, общительность, доброжелательность и независимость.

Воля и риск .

Не всякое желание побуждает к практическим действиям, направленным на достижение осознанной цели. Оно может ограничиться лишь представлением о цели и пути ее достижения. В отдельных случаях желание сразу не вызывает активности через неопределенность исхода и возможных неблагоприятных последствий в случае неуспеха. Перед человеком возникает ситуация выбора между двумя возможными вариантами действия: менее приятным, но более надежным, и более приятным, но не таким надежным (исход которого неопределенное, с возможными нежелательными последствиями).

Предоставление субъектом активной преимущества опасном варианта по сравнению с безопасным обозначается понятием «риск». Поведение человека в ситуации риска является одним из наиболее характерных проявлений воли.

Риск - активное действие, направленное на привлекательную цель, достижение которой сопряжено с элементами опасности.

Существует две причины рискового поведения, которые предусматривают использование свободы как необходимого условия для риска. Первая связана с расчетом на выигрыш, ожидаемая величина которого при условии успеха преобладает уровень наказания. Это ситуативный риск. Здесь мотивация успеха сильнее мотивацию избегания неудачи. Если же мотивация избежания неудачи сильнее мотивации успеха, то для принятия решения о рискованное поведение нужна большая сила воли.

Риск бывает оправданным и неоправданным. В случае оправданного риска человек при принятии волевого решения пытается разумно учесть все «за» и «против», учитывая, что окончательный результат может зависеть и от случая, и от ее возможностей. Причиной неоправданного риска является желание человека испытать острые ощущения. Это риск ради риска. Его наличие у определенных людей установлено экспериментально.


Воля - высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.

Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие:

1. Непроизвольная регуляция:

  • допсихические непроизвольные реакции;
  • образная (сенсорная и перцептивная) регуляция.

    2. Произвольная регуляция:

    • речемыслительный уровень регулирования.

    3. Волевая регуляция . Структура и содержание волевого действия:

    • Возникновение побуждения и предварительная постановка цели
    • Стадия обсуждения и «борьба мотивов» как столкновение в процессе выбора того или иного действия противоречивых тенденций, желаний, побуждений.
    • принятие решения относительно выбора того или иного варианта поведения- это своего рода фаза «разрешения» борьбы мотивов. На данном этапе возникает либо чувство облегчения, связанное с разрешением ситуации и снятием напряжения, либо состояние беспокойства, связанного с неуверенностью в правильности принятого решения;
    • исполнения реализация принятого решения, воплощение того или иного варианта действий в своем поведении (деятельности).

    В большинстве случаев принятие решения и волевое поведение в целом связаны с большим внутренним напряжением, приобретающим иногда и стрессовый характер. Наличие волевого усилия, переживаемого субъектом как его психическая реальность, является очень характерной особенностью волевого акта.

    Волевая регуляция – это прижизненное образование. Волевая регуляция связанна с проявлением усилий, реализующих активность личности, направленную на сознательную мобилизацию её психических и физических сил.

    Волевое усилие – механизм волевой регуляции, средство мобилизации субъектом своих психических и физических возможностей.

    Волевое действие – действие осознанное и целенаправленное, принятое по решению самого субъекта. Ситуация преодоление трудностей как внешних, так и внутренних, детерминированных дополнительными побуждениями, связями с изменениями смысла действия (нельзя с одного раза решить проблему, нужно приложить какие-то усилие).

    Волевое поведение – целенаправленное поведение личности, проявляется в умении управлять собой, своими действиями и поступками на основе стремления к достижению определенной цели, путем реализации специальных действий. Специфика волевого регулирования.

    Воля и регуляция деятельности.

    Традиционно считается, что главное для возникновения волевого регулирования - наличие преград, препятствий при достижении цели.Л. М. Веккер считает, что волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально- нравственной и общесоциальной ценности.

    Примерно тот же смысл вкладывал в понятие воли И. М. Сеченов, когда писал, что воля - это деятельная сторона разума и моральных чувств.

    Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты:

    1. когнитивный
    2. эмоциональный
    3. поведенческий (деятельный)

    В структуру волевого акта включаются следующие составляющие:

    1. побуждение и осознание цели;
    2. борьба мотивов;
    3. акт принятия решения;
    4. исполнение.

    Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как целей (С. Л. Рубинштейн).

    Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

    Основные характеристики воли. Волевая регуляция поведения. Понятие воли одно из самых древних, его пытался изучить Аристотель. Декарт. Оно было введено как понятие объяснительное. По мнению Аристотеля, понятие воли было необходимым для объяснения порождения действия, основанного не на желаниях человека, а на разумном решении о его существовании. Понимая, что само по себе знание не обладает побудительностью, но постоянно сталкиваясь с реальностью этических поступков человека, когда действие осуществляется не потому, что так хочется, а потому, что так надо, Аристотель был вынужден искать силу, способную инициировать такое поведение.

    Проблема воли, по Аристотелю, есть проблема придания предмету действия побудительной силы и тем самым обеспечение побуждения к действию (или торможение при необходимости снижение побудительной силы предмета действия).

    Раньше воля рассматривалась как надприродная сила, которая имеет приоритет над другими психическими процессами. Абсолютной воли нет. О воле мы можем говорить тогда, когда возникает побуждение:

    1. Фаза воления: желание + стремление + мотив.
    2. Фаза выбора: борьба мотивов, принятие решения.
    3. Фаза реализации действием, решение превращается в телесное действие. Наше решение, поведение детерминировано сильным мотивом. В концепции Аристотеля воля определяла не только инициацию произвольных действий, но и их выбор и их регуляцию при осуществлении. Причем сама воля могла пониматься и как самостоятельная сила (образование) души, и как способность человека к определённой активности, идущей от него самого.

    Т.о., первой парадигмой, в рамках которой была поставлена проблема воли, было порождение действия человека, идущего от него самого. Рассмотрение воли в контексте порождения действия предполагает прежде всего побудительную функцию воли, а такой подход можно условно обозначить как мотивационный, он является самым мощным в исследовании воли.

    Он характеризуется тем, что воля анализируется как способность к инициации действий, или к усилению побуждения к действию при его дефиците, вследствие внешних или внутренних препятствий, отсутствия актуально переживаемого желания к действию, наличия конкурирующих с выполняемым действием мотивов. В зависимости от представлений о механизмах такой способности воля понимается:

    • либо как самостоятельное психическое образование,
    • либо как самостоятельная сила непсихологической природы,
    • либо как мотивационное или эмоциональное образование (желание, аффекты, потребности),
    • либо сводится к состоянию мозга как механизма регуляции.

    Позже был сформулирован второй подход к исследованию воли, подход «Свободного выбора». В рамках этого подхода воля наделяется функцией выбора мотивов, целей и действий. Одной из тенденций развития этого подхода является перевод исследований выбора и, более широко, принятия решений в такие направления исследований, которые прямо не связаны с проблемой воли и имеют свой концептуальный аппарат. Поэтому актуальными задачами подхода «свободного выбора» являются вычленение волевых аспектов проблемы выбора и разработка адекватных методов их экспериментального исследования.

    В рамках этого подхода можно выделить два варианта представлений о воле:

    1. Воля рассматривается как самостоятельная сила (волюнтаристический тип теории);
    2. Воля сводится к функционированию познавательных процессов (интеллектуалистические теории).

    Т.о., в современной психологии проблема воли представлена двумя вариантами: как проблема самодетерминации (мотивационный подход и подход «свободного выбора») и как проблема саморегуляции (регуляционный подход).

    Когда человек добровольно принимает нравственные нормы, высший нравственный закон и руководствуется им в своих поступках, мы можем говорить о том, что человек нравственно свободен. Быть свободным - это значит повиноваться разуму, а не страстям (Лейбниц, Спиноза).

    В психологии свобода выбора понимается, когда человек в результате борьбы мотивов выбирает тот, который более силен. Современными исследователями воли являются Селиванова, Иванников, Платонов, Воля определяется ими как сознательная регуляция человеком своего поведения в результате преодоления внутренних и внешних препятствий на пути и цели. Структура воли: Цель; Уровень притязания; Волевое усилие; Борьба мотивов; Принятие решения; Выполнение.

    Волевое усилие может быть на любом этапе волевого действия, связанного с преодолением преград. Волевое усилие - форма эмоционального стресса, мобилизующего все внутренние ресурсы человека, создающего дополнительные мотивы к действию и переживаемые психические состояния значительного напряжения (Иванников). Психологическим механизмом волевого усилия является привлечение нового мотива, тем самым изменение смысла действия с целью усиления первичного побуждения.

    Функции воли.

    • Побудительная;
    • Тормозная (сдерживает нежелательные действия)

    В западной психологии:

    • инициирование действия (формирование намерения);
    • поддержка первичного намерения в активное состояние вплоть до достижения цели.
    • преодоление препятствия.

    Волевая регуляция поведения.

    Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации.

    Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.

    Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи.

    Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

    Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения), выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно стараться преодолевать трудность, но не преодолеть её.

    В обыденном употребление понятие «волевая регуляция» отождествляется с представлением о «силе воли». В связи с этим принято делить людей на волевых и безвольных.

    Конкретное содержание волевой регуляции понимается психологами по-разному.

    «Сила воли» как сила мотива. Волевая активность человека определяется силой мотива (потребности), т.к. последняя влияет на степень проявления волевого усилия: если я очень хочу достичь цели, то я буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие. Поэтому нередко силу воли подменяют силой мотива: раз хочу, значит делаю. Ю.Ю.Палайма считает, что «сила воли» - это, по существу, сила мотива и что человек сильной воли - это прежде всего человек с сильной мотивацией поведения. Поэтому именно имеющийся у человека механизм волевой регуляции определяет большие или меньшие возможности реализации хотения.

    «Сила воли» как борьба мотивов. Часто силу воли сводят лишь к «борьбе мотивов», которая является одним из внутренних препятствий для деятельности. Имеется много ситуаций, когда выбора того или иного альтернативного решения не требуется, а волевая регуляция необходима, т.к. на пути к достижению цели встречаются различные препятствия, трудности. В таких ситуациях потребность сохраняется, но сопутствующей энергии для преодоления возникших затруднений и достижения цели не хватает и требуется включение волевого механизма для усиления энергетики действия.

    Включение в регуляцию эмоций. Некоторые психологи полагают, что мобилизация (дополнительная энергитизация) осуществляется за счет эмоции, возникающей при наличии препятствия как реакция на рассогласование «надо-не могу», «не хочу - но надо». Однако при этом не следует волевое усилие подменять подобной эмоциональной реакцией. Кроме того, волевые усилия применяются и на фоне отрицательных эмоций, которые способствуют не мобилизации, а демобилизации возможностей человека. Поэтому главным механизмом мобилизации энергии считается волевое усилие.

    «Сила воли» как самостоятельное волевое качество. Моральный компонент воли (например, чувство долга) неспецифичен по отношению к разным волевым качествам, «силы воли», проявляемой одинаково во всех ситуациях нет. Один и тот же человек, как показывает практика и эксперименты, при встрече с различными трудностями ведет себя по-разному: в одних ситуациях он проявляет большую «силу воли», в других - незначительную.

    Поэтому справедливо положение А.Пуни о том, что проявления воли всегда конкретны и обусловлены теми трудностями, которые человек преодолевает. С другой стороны, попытки определить «силу воли» как некий абстрактный показатель также некорректны, равно как и выделение людей с высоким, средним и низким уровнями волевого развития. «Сила воли» как общеличностный конструкт - либо продукт корреляционного анализа самооценок различных волевых проявлений, между которыми в большинстве случаев обнаруживаются связи, либо принятое за «силу воли» какое-либо одно волевое проявление, чаще всего целеустремлённость и настойчивость. Более правильно говорить о различных проявлениях «силы воли» (волевой регуляции), называемых волевыми качествами.


    Активность личности, вызываемая естественными и культурными, материальными и духовными потребностями и приобретающая целенаправленный характер, реализуется в разнообразных действиях, с помощью которых осуществляется преобразование человеком окружающего мира.

    Мотивационная сфера человека

    Действия человека определяются различными побуждениями. Они возникают у него в процессе его жизнедеятельности при обеспечении своего существования и удовлетворения запросов, появляющихся в соответствии с теми требованиями к жизни, которые присущи окружающему обществу и его культуре. "Пружины", толкающие человека на различные действия, заложены в многообразных побудителях его активности, которые психологически выступают в виде влечений, желаний, стремлений, получающих при определенных условиях характер жизненных задач. Человек целеустремленно стремится их разрешить.

    Совокупность желаний, устремлений, побуждений различного рода, т. е. всех побудительных сил личности, приобретающих характер мотивов действий, поступков и форм деятельности, образует особую, достаточно существенную область психической жизни человека, которую называют мотивационной сферой или направленностью личности. В мотивационной сфере коренятся предпосылки активности, возникающей в процессе сложных связей человека с окружающей действительностью.

    Побуждения к действию, которые образуются у человека, имеют различный характер по своей сущности и психологической природе. Это может быть действие по невольному импульсу - мгновенная реакция на полученное воздействие, и это может быть реакция отсроченного типа - действие уже обдуманное, возникающее на основе взвешивания соображений, точного представления результата действия и т. д.

    Существуют различные типы действий человека с точки зрения уровня их сознательности и характера их обусловленности задачей - задачей непосредственной, сиюминутной, или связанной с далекой, но важной для человека целью. Действия человека могут быть подразделены на две категории: непроизвольные действия и произвольные действия.

    Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознанных побуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки человека в состоянии аффекта, растерянности, страха, изумления.

    Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее осуществление. Особую группу произвольных действий составляют так называемые волевые действия. Волевые действия - это сознательные действия, направленные на определенную цель и связанные с усилиями, требующимися для преодоления препятствий, стоящих на пути к цели.

    В мотивационной сфере человека заключены основы самых разнообразных его действий - непроизвольных и волевых, осознанных и мало осознанных.

    Каков же механизм возникновения у человека побуждений и их реализации в действии (или в их задержке и даже угашении)? Он определяется динамическими процессами, проходящими в мотивационной сфере. Но следует помнить, что мотивационная сфера человека не автономная система, действующая независимо от сознания, отбрасывающая одни желания, стремления, побуждения и принимающая другие. Мотивационная сфера связана со всей личностью, которая в самом характере мотивационной сферы и проявляет свое существо.

    Мотивационная сфера как область актуальных и потенциальных (возможных) побуждений человека имеет особую структуру. Различного рода побуждения человека к действиям образуют в его сознании определенную иерархию. Это значит не только то, что у человека существуют более сильные и менее сильные мотивы, но то, что для него существуют мотивы более важные и существенные и менее важные. Они и представлены в его сознании в известной иерархии как более значимые и менее значимые. Это и определяет, почему человек в своих действиях руководствуется таким-то мотивом (вернее, их комплексом), а не другим мотивом (или их группой). Сказанное не означает, что в жизни человека всегда и на все время сохраняется такая иерархия мотивов. Она меняется с возрастом и развитием человека. То, что представляется существенным побуждением для ребенка, может очень мало значить для юноши, но зато у юноши появляются другие, очень значимые для него побуждения.

    Меняется иерархия мотивов и в связи с изменениями личности. Мы знаем, что мотивы действия человека определяются разными побудительными силами. Это могут быть органические потребности, примитивные влечения и интересы высшего порядка, связанные с духовными запросами. И эти побуждения, в зависимости от процесса формирования личности, могут занимать разное место в ее структуре. Например, в ходе развития личности примитивные влечения как побудители действия отступают на задний план, зато актуализируются запросы высшего порядка в круге побуждений человека. Но при нарастающем регрессе личности (алкоголик, наркоман, психически больной) органические потребности выступают на первый план по значимости побуждений по сравнению с другими категориями побуждений.

    Мотивационная сфера человека характеризуется динамичностью. Соотношение и иерархия мотивов может меняться в зависимости от характера восприятия и осмысления человеком наступившей ситуации. Значимость побуждений может изменяться в зависимости от обстоятельств. В момент опасности (пожар) человек может отнестись с безразличием к всегда дорогим и ценным ему предметам и действовать, руководствуясь другими мотивами.

    Почему возникает в психике человека иерархия мотивов, сказывающаяся на характере его поступков, на избираемых им путях действия? Она возникает в ходе становления личности человека среди окружающих его людей, в процессе жизни в обществе с его установлениями, системой ценностей, жизненным укладом. Это происходит оттого, что человек осваивает определенные нормы общественного поведения в соответствующих ситуациях. В ходе личностного присвоения общественных норм у человека образуются представления о должном, правила, идеалы поведения, которые превращаются для него в такое психологическое образование, как долженствование, становящееся побудительной причиной поступков. У человека возникают в сознании нравственные правила и требования к самому себе, образуется по отношению к известному кругу действий переживание "надо", которое, будучи результатом переработки представлений о должном, слившихся в некое целостное переживание, становится побудителем (мотивом) действия. В такие действия человек включает свою сознательную активность, отбрасывает, а иногда подавляет другие импульсы и желания и совершает, несмотря на возможные трудности, намеченные действия.

    В зависимости от определившегося пути развития личности мотивационная сфера может характеризоваться преобладанием по значимости одних видов мотивов, например мотивов нравственного порядка, или же мотивов другого типа. Структуру мотивационной сферы или направленности личности отчетливо характеризует то, какова природа наиболее значимых для нее мотивов (эгоистических или общественных, мотивов узкого или широкого плана), какого рода мотивы становятся ведущими при определении путей и форм действования в различных обстоятельствах жизни. Структура мотивационной сферы человека как система побудительных сил, определяющих формы проявлений активности человека, является выражением целостного облика всей его личности, динамической формой выражения его сущности.

    Мотивационная сфера имеет прямое отношение к волевой деятельности человека, потому что в мотивационной сфере заложены те побудительные силы, которые направляют человека к совершению волевых действий, определяют характер и психологические условия осуществления волевого акта.

    Личность и волевая деятельность

    Волевая деятельность человека заключается не просто в выполнении поставленных им перед собой осознанных целей: нужен карандаш - взял его, требуется бумага - протянул за ней руку. Эта деятельность имеет специфический характер. Суть ее заключается в том, что человек подчиняет целям, стоящим перед ним и имеющим для него большую значимость, все другие мотивы поведения, которые имеют для него меньшую значимость.

    Воля представляет собой особую форму активности человека. Она предполагает регулирование человеком своего поведения, торможение им ряда других стремлений и побуждений, предусматривает организацию цепи различных действий в соответствии с сознательно поставленными целями. Волевая деятельность заключается в том, что человек осуществляет власть над собой, контролирует собственные непроизвольные импульсы и в случае необходимости подавляет их. Проявление воли, т. е. систематическое осуществление человеком различного рода волевых актов и волевых действий, представляет собой такого рода активность личности, которая связана с участием в ней сознания. Волевая деятельность обязательно предполагает целый ряд актов, характеризующихся широкой степенью осознанности личностью ее усилий и особенностей осуществляемых психических процессов. Тут и оценка сложившейся ситуации, и выбор пути для будущего действия, и отбор средств, нужных для достижения цели, принятие решения и т. д.

    В ряде случаев волевая деятельность связана с принятием таких решений, которые определяют жизненный путь человека, выявляют его общественное лицо, раскрывают его моральный облик. Поэтому в осуществление таких волевых действий вовлечен весь человек как сознательно действующая личность. Человек при этом исходит из установившихся взглядов, убеждений, жизненных установок и моральных принципов. При выполнении ответственных волевых действий, значимых для жизненного пути человека, в его сознании актуализируются (оживляются) в форме отдельных мыслей, чувств все его взгляды, установки, убеждения и накладывают свою печать на оценку ситуации, на характер принятого решения, на выбор средств для его выполнения.

    В биографиях многих общественных деятелей и деятелей культуры можно найти такие эпизоды, когда принятие решения ярким светом освещало их духовный облик. Л. Н. Толстой, публикующий статью "Не могу молчать!" по поводу жестоких репрессий царского правительства; А. М. Горький, пишущий обращение "С кем вы, мастера культуры?"; Георгий Димитров, выступающий не в роли обвиняемого, а как обвинитель на организованном фашистами процессе о поджоге рейхстага, - все они, осуществляя ответственный волевой поступок, раскрывали тем самым свое мировоззрение, вкладывали в поступок мир своих идеалов и нравственных принципов. Значительные образцы волевого поведения дали люди в годы Великой Отечественной войны. Военная летопись содержит бесчисленное множество подвигов наших героев.

    Важнейшие особенности волевой деятельности

    Волевая деятельность характеризуется в психологическом плане рядом существенных особенностей.

    Одно из важных свойств протекания волевой деятельности в целом или отдельного волевого акта - осознание свободы осуществления действия - "могу поступить так, а могу иначе". Здесь нет переживания неизбежного следования обстоятельствам, в которых человек совершенно не властен и которым он фатально подчиняется. Напротив, налицо переживание свободы выбора решения. И это чувство свободы выбора решения связано с переживанием ответственности за свои намерения и действия.

    Что же это означает? Материалистическая психология не признает свободы воли, о которой говорят идеалисты, подразумевающие, что осуществляемый человеком духовный акт есть беспричинный, автономный, не подчиненный ничему другому акт, кроме собственных желаний человека.

    В действительности все действия человека, хорошо или плохо осознаваемые, являются объективно обусловленными. И мы можем с большей или меньшей точностью сказать, почему он совершил именно такой поступок. Волевая деятельность человека полностью детерминирована. Она обусловлена сформировавшимся складом личности, характером ее мотивов и жизненных целей, возникших как результат различных воздействий в условиях общественной жизни человека. Вместе с тем в качестве непосредственной причины волевой деятельности могут выступать разнообразные жизненные обстоятельства, которые и определяют волевое действие.

    Волевая деятельность человека объективно обусловлена, но это совсем не означает того, что психологически она осознается как некая принудительная внешняя необходимость, за осуществление которой человек не несет ответственности. Такое представление неправильно. Совсем напротив, только при детерминистическом взгляде и возможна строгая и правильная оценка, а не сваливание чего угодно на свободную волю".

    Характерная особенность волевой деятельности заключается в том, что волевое действие всегда осуществляет человек, как личность. Именно в связи с этим волевое действие и переживается как акт, за который человек полностью отвечает. Во многом благодаря волевой деятельности человек осознает себя как личность, осознает, что он сам определяет свой жизненный путь и судьбу.

    

    Воля

    Воля -- это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий

    Воля -- это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, он может соответственно организовать свою психическую деятельность и направить ее. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположное.

    Воля направляет или сдерживает активность человека, организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач и требований как проблемной ситуации, так и специфических, социальных требований той или иной социальной группы. Первоначально понятие воли было введено для объяснения побуждений и действий, осуществляемых по собственным решениям человека, но не отвечающих его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желания человека, связанного с постановкой проблем свободы воли.

    основные функции воли:1) выбор мотивов и целей;2) регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;3) организация психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему;4) мобилизация физических и психических возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленной цели.

    Для возникновения волевой регуляции необходимы определенные условия -- наличие препятствий и преград. Воля проявляется, когда появляются трудности на пути к цели: препятствия внешние -- время, пространство, противодействия людей, физические свойства предметов и т. д.; препятствия внутренние -- отношения и установки, болезненные состояния, усталость и т. д. Все эти препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие, которое создает необходимый тонус для преодоления трудностей.

    Волевой акт и его структура

    Волевое действие может реализоваться в простых и сложных формах

    В простом волевом акте побуждение к действию направлено на более или менее осознанную цель, может непосредственно переходить в действие. Простой волевой акт имеет две фазы:1) возникновение побуждения и осознание цели;2) достижение цели.

    Сложную волевое действие характеризует опосредованное сознательный процесс: действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, планирования. Такое действие требует значительного напряжения сил, терпения, настойчивости, умения организовать себя на выполнение действия.

    В сложной волевой действия выделяют четыре фазы:1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели;2) стадия обдумывания и борьба мотивов;3) принятие решения;4) выполнение.

    1. Первая, начальная фаза волевого акта заключается в предыдущей постановке цели. Необходимым условием постановки цели является возникновение определенного мотива, побуждения и связанного с ним стремления. Стремление, переживаемое человеком, может по-разному осознаваться ней и по-разному влиять на ее деятельность. В зависимости от характера его осознания стремление может выражаться в форме влечения, желания и хотения.

    Процесс постановки цели связано с возникновением осознанного действенного желания или хотения.

    Следует отметить, однако, что в сложном волевом акте и возникшее активное желание не всегда сразу приводит к соответствующим действиям, поступкам. Это бывает тогда, когда у человека одновременно появляется несколько желаний, побуждений, которые противоречат друг другу. При этом противоречивые желания могут касаться как самой цели, так и средств ее реализации.

    2. В таких случаях происходит выбор цели и выбор средств ее достижения, что является содержанием второй фазы волевого акта. При выборе цели или средств воздействия возникает необходимость в обсуждении их приемлемости, которое предусматривает взвешивания различных доводов за и против выдвинутых целей или средств их достижения, требует оценки противоречивых желаний, анализ обстоятельств, рассуждения, напряженной работы мышления.

    Выбор принятой цели часто характеризуется ярко выраженной борьбой мотивов. Эта борьба отражает наличие у человека внутренних препятствий, противоречивых побуждений, желаний, стремлений, которые сталкиваются, вступают в конфликт между собой. Например, желание пойти на прогулку с друзьями или остаться помочь матери. . В том случае, когда цель ясна и приемлемая, может возникнуть борьба между противоречивыми побуждениями о выборе того или иного средства достижения цели. Например, как подготовиться к занятию - законспектировать вопрос самостоятельно или списать.

    Волевые качества личности и их формирование

    Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие большое значение для учебы, труда.

    К волевым качествам относятся: целеустремленность, решительность, смелость, мужество, инициативность, настойчивость, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность.

    Целеустремленность -- волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовности отдать все силы и способности для ее достижения. Этой перспективной целью обусловлены частные цели как необходимые ступени на пути к достижению основной цели; все лишнее, ненужное отбрасывается. Нужно, однако, помнить, что у некоторых людей целеустремленность принимает индивидуализированное направление. Они тоже ставят ясные цели, однако, содержание их отражает только личные потребности и интересы.

    Решительность -- волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения. Особенно ярко решительность проявляется в сложных ситуациях выбора, связанных с риском. Противоположность этому качеству - нерешительность - может проявляться в нескончаемой борьбе мотивов, в постоянных пересмотрах принятого уже решения.

    Смелость -- это способность человека преодолевать чувство страха и растерянность. Смелость проявляется не только в действиях в момент опасности для жизни человека; смелый не испугается сложной работы, большой ответственности, не побоится неудачи. Смелость требует разумного, здравого отношения к действительности. Подлинная смелость волевого человека - это преодоление страха и учет грозящих опасностей. Смелый человек осознает свои возможности и достаточно продумывает действия.

    Настойчивость -- волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия на пути к ней. От настойчивости следует отличать отрицательное качество воли -- упрямство. Упрямец признает лишь собственное мнение, собственные аргументы и стремится руководствоваться ими в действиях и поступках, хотя эти аргументы могут быть ошибочными.

    Выдержкой, или самообладанием, называют волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Противоположное отрицательное качество -- импульсивность, склонность действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков.

    Мужество - это сложное качество личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе, в правоте своего дела. Мужество проявляется в способности человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни и личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания и лишения.

    Инициативность -- это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это, отвечающая времени и условиям, активная и смелая гибкость действий и поступков человека.

    Самостоятельность -- волевое свойство личности, проявляющееся в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути их достижения и практически выполнять принятые решения. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Противоположным самостоятельности качеством является внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относиться к чужим советам, противостоять им, он принимает любые чужие советы, даже заведомо несостоятельные.

    Дисциплинированность -- это волевое свойство личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам. Сознательная дисциплина проявляется в том, что человек без принуждения признает для себя обязательным выполнять правила трудовой, учебной дисциплины, социалистического общежития и борется за выполнение их другими.

    Волевые качества, подобно другим качествам личности, вырабатываются в деятельности. Здесь имеются в виду не искусственные упражнения, а тренировка волевых усилий в процессе выполнения повседневных обязанностей. Важную роль в воспитании волевых качеств играет личный пример руководителя и требования коллектива.



    Рассказать друзьям