Внеклассное мероприятие: сценарий, темы, разработка. Внеклассные мероприятия

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Доклад на тему: «Виды и формы внеклассной работы по формированию коммуникативных навыков и социализации учащихся в условиях школы – интерната»

Разнообразная внеучебная деятельность способствует более

разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке. Разнообразные виды деятельности способствуют самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе. Включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразной человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

Разнообразная внеклассная работа способствует развитию у

детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной обществом деятельности.

В различных видах внеклассной работы дети не только

проявляют свои индивидуальные способности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека. Причем каждый вид внеучебной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой

воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с

воспитательной работой на уроке.

Поскольку внеклассная работа является составной частью воспитательной

работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания

усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Успех внеклассной работы зависит не только от активности учащихся, но и

от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно – полезную направленность.

Внеклассная работа определяется работой классной. Только на некоторые

внеклассные мероприятия можно объединить параллельные, а иногда и близкие по развитию классы.

Внеклассная работа может иметь две основные формы: массовые

мероприятия, куда вовлекается класс как целое или даже объединения классов, и кружковая работа, объединяющая учащихся из разных классов.

Виды массовой работы во внеклассное время весьма разнообразны. Сюда

можно отнести: игры, прогулки, беседы, занятия по пропедевтике труда, по конструированию и моделированию, работу библиотеки, экскурсии, пение, слушание музыки и другие мероприятия.

Игры – одно из могучих средств развития ребенка. Играющий ребенок –

это ребенок развивающийся. Игры должны быть посильны детям и очень важно, чтобы они развивали те же функции, над развитием которых работает школа. Детям надо дать время овладеть игрой: четко объяснить ее, показать, взяв на себя главную роль в игре. Продолжением игры является беседа, проведенная после. Для бесед во внеклассной работе должны быть отведены соответствующие часы. Беседа дает новое, систематизирует известное, углубляет его. Речь воспитателя должна соответствовать речевому развитию ребенка. Она должна не только излагать мысль, а и живописать ее, вызвать ряды ярких образных представлений.

Экскурсии имеют большое воспитательное и образовательное значение. Многие из них проводятся учителями предметниками и связываются с изучением очередных тем. Работа над полученным на экскурсии материалом

легко обнаруживает, что каждый из учеников заметил нечто, оставшееся вне сферы внимания других. Делясь впечатлениями, дети взаимно дополняют сведения о добытом материале, и таким образом у них еще больше расширяется круг представлений.

Немаловажное значение имеет и кружковая работа, которая обеспечивает

возможность и осуществляет более тесную связь, общение между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей. Каждый учащийся, вступая в кружок, берет на себя определенные обязательства: регулярно посещать занятия кружка, выполнять качественно свою работ, стараясь определить ее на выставку.

Посещение выставок, музеев, клубов будет иметь глубокий смысл только

тогда, когда эти посещения являются не случайными эпизодами, а

органическим звеном в системе учебной и внеклассной работы. К каждому мероприятию с детьми ведется определенная подготовка. Это имеет решающее значение. Надо быть убежденным в том, что виденное дойдет до ученика, затронет его сознание. После каждого посещения надо провести беседу по поводу виденного.

В школах часто организуются школьные выставки. Они бывают:

общешкольные, классные, предметные или выставки работ отдельных детских кружков. Выставки, являясь дополнительной стимуляцией учащихся, помогают поднять работу, вызвать интерес, соревнование

Таким образом, вся система внеклассных мероприятий, проводимая

педагогами – воспитателями, направлена на воспитание у детей инициативы, самостоятельности, привычки правильного, дисциплинированного поведения в коллективе, в труде, в учебе. Дети во время проведения внеклассных мероприятий более раскованы, более инициативны, подвижны, активны

Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте.

    кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные)

В кружках проводятся занятия разного типа:

    доклады

    обсуждение произведений литературы

    экскурсии

    изготовление наглядных пособий

    лабораторные занятия

    встречи с интересными людьми и др.

Отчёт работы кружка за год проводится в виде:

    вечера

    конференции

    выставки

    смотра

К объединяющим формам работы относятся:

    детские клубы

    школьные музеи

    общества

Клубы:

Дружбы

выходного дня

интересных встреч

Действуют они на началах:

    самоуправления

    имеют свои названия

    уставы

Работа клубов строится по секциям

Интернациональные клубы могут иметь секции:

    корреспондентскую

    изучение истории

    географии

    экономики

    культуры страны, с которой дружат дети

Профильные клубы

    литературные

    юного физика

    химика

    математика

политические клубы

    изучение молодёжного движения за рубежом

    изучение истории политических учений и др.

школьные музеи

    краеведческие

    исторические

    историко-литературные

    природоведческие

    художественные

Основная работа в школьных музеях связана со сбором материалов.

Для этого проводятся

    походы

    экспедиции

    встречи с интересными людьми

    ведётся широкая переписка

    работа в архиве.

Материалы музея должны использоваться на уроках, для просветительской деятельности среди взрослого населения.

Необходимо, чтобы работа школьного музея проходила в контакте с государственным, который должен оказывать им научную и методическую помощь

Массовая работа

    конкурс

    олимпиада

    соревнование

    игра

    беседа

    вечера

    встречи с интересными людьми

    утренники

    спектакли

    праздники

    смотры

    классный час

Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим.
В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

Для формирования коммуникативных навыков и социализации учащихся в условиях школы – интерната педагогами используются следующие эффективныеформы досуговой работы по направлениям воспитания:

1.Основы социализации:

    Классные часы, воспитательные беседы по основам социализации;

    Встречи с интересными людьми;

    Работа школьного совета профилактики;

    Школьная служба социальной помощи обучающимся, воспитанникам.

2. Спортивно-оздоровительное направление :

    Динамичные формы внеклассной работы: о рганизация походов, экскурсий, «Дней здоровья», «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований;

    Проведение бесед по охране здоровья;

    Применение на уроках и внеклассных мероприятиях игровых моментов, физкульт минуток;

    Участие в городских и областных спортивных соревнованиях;

    З доровое питание;

    Выступления школьной постоянно действующей агитбригады «Мы за здоровый образ жизни!».

3. Художественно-эстетическое направление :

    Организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

    Проведение тематических классных часов и воспитательных бесед по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

    Работа кружков;

    Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, города , области.

4. Научно – познавательное направление:

    Предметные недели;

    Библиотечные уроки;

    Конкурсы, викторины, экскурсии и др.;

    Работа клуба интеллектуалов «Что? Где? Когда?»;

    Факультативные занятия по информатике.

5. Гражданско-патриотическое направление :

    Встречи с ветеранами ВОВ и локальных войн, тружениками тыла, «Уроки мужества», конкурысы инсценированной военно- патриотической песни;

    Выставки рисунков;

    Выпуск школьных стен газет;

    Тематические классные часы и воспитательные беседы ;

    Оказание помощи ветеранам ВОВ и труженикам тыла;

    Конкурсы рисунков;

    Конкурсы чтецов.

6. Общественно-полезная деятельность:

    Проведение субботников;

    Работа на пришкольном участке;

    Дежурство по школе, общежитию, по школьной столовой;

    Озеленение школьной территории, разведение комнатных растений;

    Мелкий ремонт школьной мебели, одежды, зданий и сооружений.

7. Игровая деятельность:

    Подвижные игры на свежем воздухе в рамках охранительного педагогического режима;

    Настольные игры;

    Сюжетно – ролевые игры.

Формы внеклассной работы - это те условия, в которых реализуется ее содержание. Форм внеклассной работы огромнейшее количество. Это многообразие создает сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет. Предложены классификации по объекту воздействия (индивидуальные, групповые, массовые формы) и по направлениям, задачам воспитания (эстетическое, физическое, нравственное, умственное, трудовое, экологическое, экономическое).

Рассмотрев сущность внеклассной воспитательной работы через ее возможности, цели, задачи, содержание, формы, методы и средства, можно определить ее особенности:

1. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности детей, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества ребенка.

2. Отсроченность во времени. Внеклассная работа - это прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отсрочены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

3. Отсутствие жестких регламентации. Педагог имеет бóльшую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной воспитательной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор. Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от учителя проявления инициативы.

4. Отсутствие контроля за результатами внеклассной работы. Если обязательный элемент урока - контроль за процессом овладения учениками учебным материалом, то во внеклассной работе такого контроля нет. Он не может существовать ввиду отсроченности результатов. Результаты воспитательной работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различных ситуациях. Более объективно оценить результаты данной работы может школьный психолог с помощью специальных средств.

Оцениваются, как правило, общие результаты, уровень развития индивидуальных качеств. Эффективность конкретной формы определить очень сложно и подчас невозможно. Данная особенность дает педагогу преимущества: более естественная обстановка, неформальность общения и отсутствие у учащихся напряжения, связанного с оценкой результатов.

5. Внеклассная воспитательная работа осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, т. е. во внеучебное время.

6. Внеклассная воспитательная работа имеет широкий круг возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.


«Единственное счастье в жизни – это стремление вперед….» Эмиль Золя


Примерная программа воспитания и социализации обучающихся

«…подход, при котором воспитание сведено к проведению мероприятий и фактически отделено от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе, от его социального и информационного окружения, усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от старшего поколения детей и молодёжи. Это приводит к ещё большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, атомизации личности, снижению её жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни»


Внеклассные мероприятия -

это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые преподавателями или кем-нибудь другим для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Внеклассные мероприятия строятся по сравнению с уроками на ином материале, проводятся в иных организационных формах и в большей степени основываются на самостоятельности учащихся и проводятся во внеклассное время


Цель внеклассных мероприятий -

обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания – воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.


Преобладанием эмоционального аспекта над информативным: для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям;


Особенности внеклассного мероприятия

1. Внеклассное мероприятие представляет собой совокупность различных видов деятельности учащихся.

2. Отсроченность во времени.

3. Отсутствие жестких регламентаций.

4. Отсутствие контроля результатов

5. Внеклассное мероприятие осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах.

6. Внеклассное мероприятие имеет широкие возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.


Виды внеклассных мероприятий

Творческая деятельность. Ведущими формами творческой деятельности являются кружки, творческие объединения, студии, факультативы, практические занятия в творческих мастерских, физкультурных секциях. К сопутствующим формам творческой деятельности относятся читательские, зрительские, слушательские конференции, защита самостоятельных докладов, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ. В качестве вспомогательных форм используются краеведческие, фольклорные экспедиции и экскурсии, школьные клубные объединения, соревнования, конкурсы, олимпиады.


Виды внеклассных мероприятий

Предметные кружки и научные общества . Содержание занятий кружков включает в себя: более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся; ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей науки и культуры, с новейшими достижениями науки и техники; проведение вечеров, посвященных отдельным ученым или научным открытиям; организацию технического моделирования и опытнической работы по биологии, организацию встреч с исследователями и т. д.


Виды внеклассных мероприятий

Сопутствующими формами обучения творчеству являются разнообразные читательские, зрительские, слушательские конференции, выставки, массовые праздники, экскурсии


Виды внеклассных мероприятий

Олимпиады, конкурсы, объединения детей по интересам. Для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и развития их творческой состязательности в изучении математики, физики, химии, русского языка и литературы, иностранного языка, а также в техническом моделировании в школах, районах, областях и республиках проводятся олимпиады, конкурсы, организуются выставки детского технического творчества.


Требования к внеурочным мероприятиям

Они должны быть глубоко научно содержательными, идейно-нравственно насыщенными;

В их использовании необходимо сочетание обязательности, самодеятельности и добровольности;

Введение игры, романтики, независимо от возраста школьников, буквально во все творческие, физкультурно-спортивные и развлекательно-познавательные занятия;

Осуществление развития творческих способностей и дарований;

Обеспечение нравственного воспитания


Существует определенная последовательность организации внеклассной работы.

  • Изучение и постановка воспитательных задач.
  • Подготовка и моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в построении педагогом модели определенной формы деятельности.
  • Анализ проведенной работы.

Результаты моделирования отражаются в плане внеклассного занятия, который имеет следующую структуру:

1. Название.

2. Цель, задачи.

3. Материалы и оборудование.

4. Форма проведения.

5. Место проведения.

6. План проведения.


Педагогический анализ каждого проведенного мероприятия может проводиться в соответствии со следующими основными критериями:

1) наличие цели;

2) актуальность и современность темы;

3) его направленность;

4) глубина и научность содержания, соответствие возрастным особенностям учащихся;

5) подготовленность учителя и учащихся к работе, организованность и четкость ее проведения.



Что такое внеклассное мероприятие? Чем оно отличается от обычного учебного занятия по программе? Какие бывают темы внеклассных мероприятий и как составляются разработки и сценарии их? На все эти вопросы будут даны ответы в этой статье.

Что такое внеклассное мероприятие?

Ответ на этот вопрос уже содержится в самом определении. Это не урок, не обязательное школьное занятие. Первоначально подразумевалось, что и само мероприятие должно проводиться вне классных стен. То есть в понятие «внеклассное мероприятие» входили экскурсии, походы, посещения театров, музеев, общешкольные праздники и олимпиады, проводящиеся на разных уровнях.

Сегодня уже не столь важным является тот факт, где именно проходит мероприятие - в родном классе или в соседней школе. Внеклассное мероприятие - это такое занятие, которое не входит в школьную программу. Это не урок - вот главная его особенность.

В чём главное отличие внеклассного мероприятия от урока?

Посещать уроки, выполнять задания в классе и дома, давать ответы на вопросы учителя и получать за это оценки - всё это входит в обязанности каждого учащегося. Внеклассные же занятия посещают лишь те, кому это интересно. Принимать участие или оставаться простым наблюдателем во время «внеурочки» - это тоже каждый ребёнок и подросток решает для себя сам.

Часто проводятся такие внеклассные мероприятия в школе, которые рассчитаны на весь коллектив. Их так и называют - общешкольные. Однако нельзя вводить посещение их в обязаловку. Задача воспитателей и педагогов - таким образом построить сценарий внеклассного мероприятия, чтобы учащиеся сами заинтересовались, и их не нужно бы было собирать насильно в актовом зале, устанавливать в дверях дежурство на предмет вылавливания желающих уйти домой.

Что общего между классной деятельностью и внеклассной?

Хотя сама разработка внеклассного мероприятия педагогом производится на основе тех же методов, что и планирование основной учебной деятельности. Например, обязательна при составлении его сценария постановка таких целей, как обучающая и воспитательная. Учащиеся должны на каждом таком занятии, как и на уроке, что-то узнать новое, приобрести полезный практический навык, который ему пригодится в жизни. Такие занятия стимулируют желание познавать школьные предметы глубже, помогают раскрыться творческому потенциалу подрастающей личности, ближе узнать друг друга, способствуют возникновению и укреплению дружбы между ребятами, учат жить и трудиться в коллективе.

Когда следует проводить внеклассные мероприятия?

И опять ответ на вопрос лежит на поверхности. Занятия потому и называют внеклассными, что уроки, которые проходят в классах, должны уже закончиться. Время проведения внеклассных мероприятий не должно совпадать со школьными занятиями. К сожалению, педагогический состав нынешней школы очень часто нарушает это важное правило. Зачастую олимпиады или конкурсы чтецов районного уровня проходят как раз в то время, когда дети должны сидеть за партами в собственном классе. Мало того что срывают с занятий учеников, такие мероприятия отрывают от учебной деятельности большое количество учителей: ребёнку нужен сопровождающий, в жюри требуются судьи.

Виды внеклассных мероприятий

Вариантов занятий вне программных уроков достаточно много. Это могут быть как мероприятия по учебным предметам (факультативы, викторины, кружковые занятия, олимпиады, заседания научных обществ, конференции, конкурсы и так далее), так и мероприятия воспитательного характера (экскурсии в музеи и интересные места, посещение театров, занятия в кружках творческих направлений, подготовка концертов, постановка спектаклей, проведение ярмарок предметов ручного творчества и другие коллективные творческие дела). Даже простая прогулка в школьном дворе может превратиться в полноценное внеклассное мероприятие, если педагог чему-то научит детей, если они получат какие-то новые знания, станут хотя бы на чуточку добрее, терпимее, заинтересованнее.

Как подчеркнуть отличия уроков от внеклассных занятий?

К сожалению, многие учащиеся не видят разницы между уроками и факультативами, олимпиадами и контрольными, конференциями и опять же обычными уроками. И виноваты в этом педагоги, которые не умеют подходить к своей работе творчески.

А ведь очень важно сделать так, чтобы разработка внеклассного мероприятия коренным образом отличалась от учебного урока. Пусть даже внеклассное мероприятие очень сильно перекликается с темой урока, оно не должно стать обычным дополнительным занятием. Это должен быть иной мир, не скучный унылый урок, а маленький праздник.

Если нет возможности проводить внеклассное мероприятие вне стен собственного класса, то можно, например, изменить внешний вид комнаты:

  • переставить столы кружком или попарно, чтобы дети сидели по четыре человека друг против друга,
  • украсить стены плакатами, большими цветами, стенгазетами;
  • разработать оригинальную атрибутику, используемую только на этих занятиях - галстуки, нагрудные эмблемы, пилотки.

«Мама, папа, я - математическая семья»

При желании даже рядовое внеклассное мероприятие по математике можно превратить в увлекательное командное соревнование. Здесь подобно тому, как это проходит в «Весёлых стартах», организуются семейные команды, которые проходят этап за этапом и набирают очки.

В сценарий внеклассного мероприятия «Мама, папа, я - математическая семья» может входить творческий элемент - представление команд. Это будет домашнее задание участникам. Пусть и подготовка костюмов, эмблем или другой атрибутики, которая позволяла бы отличать членов одной команды от другой, также будет лежать на плечах самих игроков.

Можно включить во внеклассное мероприятие по математике элементы из КВН:

  • разминку, где члены команд за одну минуту подбирают ответы на вопросы ведущего;
  • капитанский конкурс;
  • «подача-отбой», когда команды по очереди задают соперникам подготовленные заранее вопросы и задачки.

Однако в основе этого мероприятия всё-таки должна лежать идея показать учащимся важность математических навыков в реальной жизни, научить использовать их на практике.

Если играют команды с учениками начальной школы, им следует предлагать задания на вычисление стоимости товара, подсчёте стоимости оплаты за электричество, высчитывание необходимого количества семян для посадки в ящик или на грядке.

Ребятам постарше можно подготовить задания сложнее. Например, рассчитать вес бегемота, если известно, что он легче половины слона на две мартышки и два арбуза. А слон тяжелее бегемота на 110 мартышек и 50 арбузов. Ответ представить в мартышках и арбузах.

Нетрадиционный подход к предмету, который половине класса кажется скучным и неинтересным, может кардинально изменить отношение к нему. И пусть после первого такого мероприятия не все ученики полюбят математику. Но то, что у них появится желание узнать о ней больше - это неоспоримый факт.

Понятие о видах внеклассных мероприятий . Классные занятия, как уже отмечалось, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, по заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными, или внеурочными. Понятие внеклассные указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий. В этом смысле к формам внеклассной учебной работы относятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.

Творческая деятельность. Ведущими формами творческой деятельности являются кружки, творческие объединения, студии, факультативы, практические занятия в творческих мастерских, физкультурных секциях. К сопутствующим формам творческой деятельности относятся читательские, зрительские, слушательские конференции, защита самостоятельных докладов, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ. В качестве вспомогательных форм используются краеведческие, фольклорные экспедиции и экскурсии, школьные клубные объединения, соревнования, конкурсы, олимпиады. Основным системообразующим компонентом деятельности в этих учебных формах является направляемое и развиваемое педагогом детское творчество.

Среди ведущих форм, способствующих развитию индивидуальных интересов и способностей детей,-- факультативные занятия. От обязательных уроков они отличаются новизной, большей глубиной содержания, созданием психологической установки у учащихся исключительно на творческое, продуктивное усвоение.

Организационная структура кружков, творческих объединений, студий весьма разнообразна, хотя можно выделить и общие для всех этих форм принципиальные структурные элементы. К ним относится подразделение всей работы на теоретическую, критическо-аналитическую и творческо-практическую деятельность. Занятия могут проводиться и как комплексные, и посвящаться лишь одному виду деятельности. На теоретическом занятии материал излагается педагогом или самими детьми как следствие их предварительной самостоятельной подготовки. Учащиеся знакомятся с литературой, справочниками, физическим материалом, получают консультации в библиотеках, на производстве, у специалистов. В результате теоретическое занятие обогащает школьников новыми фактами, выводами, обобщениями. Этому способствует свободное общение кружковцев, сопровождающееся попутными вопросами, короткими дискуссиями, выражением индивидуальных мнений.

Критико-аналитический структурный элемент становится господствующим на занятиях, посвященных анализу произведений искусства, исторических документов, фактов, исследовательских работ, а также критической оценке творческо-практической деятельности самих учащихся. Например, на факультативе современной поэзии проводится специальное занятие по критическому разбору стихотворений. Учащиеся пишут самостоятельные рецензии, посвященные творчеству поэта, и на занятии подвергают их критико-аналитическому обсуждению. На факультативах по кино и театру критико-аналитический разбор только что воспринятого произведения искусства является главной целью и средством формирования культуры восприятия, воспитания подлинного художественного вкуса.

Важнейшим элементом факультативной формы является творческо-практические занятия. Они служат средством развития творческого потенциала, трудовых и профессиональных умений и навыков. В структуре этих занятий, включающих элементы теории и анализа, главное место отводится творческой деятельности детей: решению задач, обсуждениям, практическим работам, рисованию, писанию, рецензии, импровизации.

Предметные кружки и научные общества . Содержание занятий кружков включает в себя: более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся; ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей науки и культуры, с новейшими достижениями науки и техники; проведение вечеров, посвященных отдельным ученым или научным открытиям; организацию технического моделирования и опытнической работы по биологии, организацию встреч с исследователями и т. д.

В последнее время получило распространение создание научных обществ школьников, которые объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, посвященные науке и технике, организуют конкурсы и олимпиады по различным отраслям знаний. К сожалению, во многих школах утрачена давняя традиция, когда каждый учитель считал для себя честью и обязанностью ведение кружковой и другой внеклассной работы по своему предмету. Многие учителя теперь такой работы не ведут.

Предметные кружки, секции, студии позволяют сочетать решение учебных и творчески развивающих задач, объединения на занятиях учащихся, как восполняющих пробелы, углубляющих свои позиции, так и творчески совершенствующихся, развивающих специальные способности. Особое значение кружки, студии, секции имеют для детей, совершенствующихся в области искусства и физкультуры. В учебном плане этим предметам уделено весьма скромное место: примерно 5% учебного времени. Между тем, по своему значению, для всестороннего развития личности они заслуживают продолжительного систематического освоения детьми в течение всех лет обучения. Поэтому факультативно-кружковая работа по искусству и физкультуре становится обязательным продолжением урочных занятий. Структура форм по освоению детьми искусства и физкультуры ориентирована главным образом на практические работы. Основная часть времени отводится на гимнастические упражнения, рисование, пение, овладение устной и письменной речью, совершенствование технических приемов в спортивных играх. Ведущие формы внеклассной творческой деятельности способствуют решению задач углубленного, дифференцированного, профильного обучения школьников.

Сопутствующими формами обучения творчеству являются разнообразные читательские, зрительские, слушательские конференции, выставки, массовые праздники, экскурсии. Конференции по книге, творчеству писателя, кинофильму, театральной или телевизионной постановке, радиоспектаклю ставят в центр внимания учащихся актуальное произведение искусства, активизируют их самостоятельность в оценке, суждениях, мнении. В процессе подготовки школьники внимательно знакомятся с художественным произведением и продумывают выступления. Во вступительном слове учитель намечает круг основных проблем, которые обсуждаются в докладах и выступлениях. Подводя итоги, педагог сосредоточивается на важнейших выводах и обобщениях.

Выставки посвящаются результатам детского творчества в области труда, изобразительной деятельности, краеведческих и туристических походов. Большое образовательно-воспитательное значение имеет подготовительная работа, к которой привлекаются все школьники. В качестве экскурсоводов на таких выставках выступают сами дети: они дают пояснения, отвечают на вопросы, организуют на месте обмен опытом творческой деятельности.

Массовые праздники как форма учебно-воспитательной работы организуются в виде дней, недель, месячников повышенного внимания к музыке, изобразительному искусству, кино, театру или творчеству выдающегося писателя, поэта. Среди них недели детской книги, театра, музыки, дни поэзии Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Есенина. Во время таких праздников дети узнают о новых произведениях искусства, встречаются с писателями, художниками, композиторами, знакомятся с их творческими планами.

Экскурсии - форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.

Экскурсия в дидактическом плане может быть использована на любом этапе: и с целью введения в тему, и как способ получения новой информации, и для закрепления и углубления уже имеющихся знаний. На экскурсии применяются все методы обучения.

Экскурсии могут проводиться с учащимися всех классов почти по всем предметам. В младших классах они имеют большое значение для объяснительного чтения и, прежде всего при изучении природоведения и знакомстве с окружающим миром. В средних и старших классах -- при изучении наук о природе и таких предметов, как география и история, способствуют расширению кругозора и повышению уровня нравственности учащихся.

В начальной школе эта форма является наиболее действенной, так как учащиеся младших классов усваивают лучше всего знания тогда, когда им непосредственно показывают вещи и явления. Экскурсии в любой возрастной группе вызывают заинтересованность и положительное отношение участников. В образовательно-развивающем плане они способствуют накоплению школьниками научных, жизненных фактов, обогащают зрительными образами содержание учебного процесса, обучают умению замечать, видеть отдельный факт, подробность, деталь, их место в общей системе взаимодействующих явлений, развивают наблюдательность, эмпирическое мышление, память. Экскурсии воспитывают любознательность, внимательность, визуальную культуру, нравственно-эстетическое отношение к действительности.

Олимпиады, конкурсы, объединения детей по интересам. Для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и развития их творческой состязательности в изучении математики, физики, химии, русского языка и литературы, иностранного языка, а также в техническом моделировании в школах, районах, областях и республиках проводятся олимпиады, конкурсы, организуются выставки детского технического творчества. Эти формы внеклассной работы заранее планируются, для участия в них отбираются лучшие школьники, что дает большой импульс для развития их способностей и задатков в различных отраслях знаний. В то же время они позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении искать и развивать таланты.

Например, в 825-й школе г. Москвы проводились тематические месяцы-комплексы познавательных творческих дел по какому-либо юбилею (Даниель Дефо, Ломоносов). «Робинзонада-86» 4-7 кл. Класс отправляется в заочную экспедицию в малонаселенный район Земли с задачей «прожить» там месяц и рассказать об этом в школе. Для подготовки и проведения экспедиции участники изучают материал о данном районе, собирают документы, копии предметов быта, природы, ведут дневник. По «возвращении» экспедиции проводят пресс-конференцию.

Тематический вечер к юбилею Ломоносова - это экскурсии для младших классов; «Что? Где? Когда?» - для средних классов. Старшеклассники провели экспедицию «Москва-Архангельск-Холмогоры-Москва», в результате которой - выставки, отчеты, и научно-познавательная конференция. В рамках месяца и отдельно проводится дидактический театр: создание и постановка пьесы, содержание которой - знания учащихся в какой-либо области науки.

Конкурсы детского рисунка, трудовых поделок, технических конструкций, олимпиады по математике, физике, химии -- действенная форма развития талантов, выявления творческих возможностей детей и их дарований. Подведение результатов таких конкурсов, оглашение имен победителей происходит публично в торжественной обстановке.

Большой материал для учебного процесса дают специальные познавательные экспедиции. Они посвящаются сбору фольклорного, песенного материала, исторических сведений о революционных, военных событиях в районе, области, а также разведке экологической обстановки, вопросам развития производительных сил.

Встреча с сотрудниками ГИБДД. Встреча с представителями ГИБДД может осуществляться, на участках работы это работа регулировщика, осмотр транспортных средств, оформление документов, сдача экзаменов и выдача документов.

Внеурочные формы организации обучения дают возможность школьникам посредством свободно избранной духовно-творческой, физкультурно-спортивной, развлекательной деятельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие силы. С их помощью дети приобретают богатую дополнительную информацию, жизненные умения и навыки, закрепляют их упражнениями и творческим применением на практике, воспитывают у себя способность и стремление к творчеству, деловые черты характера.

К внеурочным формам обучения предъявляется ряд научно обоснованных требований:

Они должны быть глубоко научно содержательными, идейно-нравственно насыщенными, способствующими духовному обогащению, творчеству и физическому развитию детской личности;

В их использовании необходимо сочетание обязательности, самодеятельности и добровольности, в котором увлекательность является исходным моментом и условием постепенного включения детей в деятельность как необходимость;

Введение игры, романтики, независимо от возраста школьников, буквально во все творческие, физкультурно-спортивные и развлекательно-познавательные занятия, обеспечение здорового духа товарищеского состязания, сравнения и взаимопомощи;

Осуществление развития творческих способностей и дарований, содействие становлению творческой личности ребенка и индивидуальности;

Обеспечение нравственного воспитания, оберегающего детей от переоценки своих возможностей, развития болезненного самолюбия, эгоизма, пренебрежения коллективом и нормами поведения, зависти как следствия неумеренных восхвалений, достигнутых ими успехов в спорте, в техническом, драматическом, хореографическом, литературном, музыкальном творчестве.

КГКОУ СКШИ 8 вида 13

Выступление

на школьном МО:

«Инновационные формы проведения классных часов»


Учитель

Екатеринчук Людмила

Леонидовна

2013 год

Переступая порог школы, ученик попадает на огромную, новую для него планету - Планету людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать почему все они такие разные, по каким правилам они живут, что ценят друг в друге. Здесь главную роль сыграет учитель, который обязан продумать воспитательную работу в классе. Одна из форм воспитательной работы - это классный час.

«Классный час - это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой социально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов».

Классный руководитель занимается основной воспитательной и организационной работой в классе. В его обязанности входит не только создание благоприятных условий для личностного развития школьника, но также эффективная помощь в решении психологических проблем, возникающих у ребенка в общении с другими учениками, родителями и учителями. Классный руководитель является как бы посредником между школьником и обществом, помогая выстраивать отношения в коллективе с помощью разнообразной деятельности, способствующей самовыражению каждого ученика и его развитию как индивидуума.

Участвуя в формировании первичного детского кол­лектива в классе, классный руководитель должен принимать на себя роль лидера, наставника, опекуна и друга своих подопечных. Он должен уметь вдохновлять ребят, понимать их нужды, быть помощником, а также не только организовывать, но и активно участвовать в коллективной творческой деятельности своего класса.

Внеурочное общение классного руководителя и учеников занимает очень важное место в воспитательной работе. При этом классный час является одним из самых распространенных способов организации такого общения. Несмотря на то, что для него отводится определенное время в школьном расписании, классный час не является по своей сути уроком. И общение на нем вполне можно отнести к внеурочному.

Проводится, как правило, каждую неделю. Он может длиться, как обычный урок, но это не обязательное условие. Порой для освещения темы достаточно 15-20 мин. Другие же темы требуют более дли­тельного общения. Различают классный час организационный и тематический.

Отличается тем, что по­священ определенной теме. Такое общение является более целостным и завершенным, помогает сконцентрировать внимание учащихся на конкретных вещах, не распыляясь по мелочам. Классный час, проводимый на определенную тему, является более эффективным, чем просто неформальное собрание. Он познавателен. Саму тему очень удобно использовать для достижения тех или иных педагогических целей во время общения.

Существует большое разнообразие форм, которые классный руководитель может использовать для организации общения на тематических классных часах. Выбор формы зависит от: 1) цели, которую учитель поставил для данной встречи с учениками; 2) возраста школьников; 3) существующих условий и доступных средств; 4) опытности преподавателя.

Наиболее распространены следующие формы проведения тематических классных часов:

1) беседа на определенную тему (ученики рассуждают на заданную тему, что учит их формировать и высказывать свое мнение);

2) дискуссия, диспут, дебаты , (класс делится на группы, представители которых высказываются в защиту противоположных позиций по данному вопросу; такая форма помогает вовлечь учащихся в обсуждение различных проблем, учит выслушивать и понимать мнение других, отстаивать свою точку зрения);

3) совещательные группы (класс делится на небольшие группы, каждая из которых в течение короткого отрезка времени обсуждает данную тему или проблему, затем представитель группы сообщает выводы, сделанные его командой; подобная форма проведения классного часа способствует общению внутри группы, развитию мышления у детей, умению работать в команде, делать самостоятельные открытия при изучении материала);

4) ролевая игра (коротко проигрывается проблемная ситуация, после чего ученики имеют возможность ее обсудить, проанализировать и сделать выводы; такая форма помогает лучше понять проблему, прочувствовав ее через обыгрывание той или иной роли);

5) тематическая лекция (раскрываются важные для школьников темы, такие как курение, наркомания, безопасность, здоровье и т. п.; кроме того, лекции могут быть познавательными - о культуре, традициях, биографиях и т. д.);

6) лекционный форум (обсуждение темы после прочитанной лекции - оживляет саму лекцию, стимулирует учащихся проявлять интерес к подаваемой информации);

7) классное собрание (распределяются обязанности между учениками, даются различные поручения, выс­лушиваются отчеты о выполнении данных поручений);

8) час общения (такая форма предполагает рассмотрение тем, интересующих учеников, решение возникших в классе проблем посредством их обсуждения; учит школьников быть откровенными друг с другом и преподавателем, не бояться и уметь разрешать конфликтные ситуации);

9) вопросы и ответы (преподаватель и ученики имеют возможность задать друг другу любые интересующие их вопросы, что способствует развитию отношений между ними, открытости и помогает решать возникающие проблемы);

10) экскурсия (позволяет полезно организовать досуг учащихся);

11) игры-путешествия (развивают воображение учеников, помогают в игровой форме расширить их кругозор);

12) тренинги (обучают школьников правильному поведению в тех или иных ситуациях, закрепляя это на практике через проигрывание определенных сценариев);

13) конференции (учат школьников серьезно относиться к определенным вопросам, самостоятельно рабо­тать с информационным материалом, подготавливать тему, выступать перед аудиторией);

14) симпозиум, форум симпозиума (нескольким ребятам предлагается материал для выступления по различ­ным аспектам разбираемой темы, после симпозиума можно провести неформальное обсуждение темы всей группой);

15) семинар (класс работает над исследованием темы под руководством эксперта);

16) комиссия, форум комиссии (несколько ребят, хорошо подготовленных по заданной теме, участвуют в свободном обсуждении этой темы перед всем классом, возможны дискуссии, после чего следует обсуждение услышанной информации всеми учениками);

17) мастер-классы (ученики делятся на группы по интересам под руководством нескольких экспертов, в группах обсуждаются конкретные темы; такие группы можно организовать для прослушивания раз­личных выступлений, просмотра демонстраций, обсуждения разных аспектов одной темы, работы, практики и оценки);

18) рабочие группы (все ученики класса делятся на группы, перед которыми ставятся определенные задачи, которые они должны выполнить; такие группы способствуют сотрудничеству школьников и общению друг с другом);

19) театральные постановки (развивают творческий потенциал учащихся, способствуют их культурному воспитанию);

20) игры, подобные телевизионным шоу, таким как «КВН», «Брейн-ринг», «Кто хочет стать миллионером?», «Звездный час» и т. п. (в интересной для учащихся форме преподносится познавательный материал, участие в командах вырабатывает умение сплачиваться).

Это далеко не полный список возможных форм проведения классных часов. Можно использовать любые новые формы, доступные в школьных условиях. Главное, чтобы ученикам было интересно и классный час достигал целей, поставленных руководителем.

Структура тематического классного часа.

Классный час состоит из трех основных частей:

Вступление

Эта часть должна привлечь внимание школьников и сконцентрировать его на рассматриваемой теме. Здесь освещаются важность обсуждаемого вопроса, его значение в жизни каждого человека и общества в целом. Необходимо постараться на этом этапе сформировать у школьников серьезное отношение к тематическому общению.

Во вступлении часто используется прием перехода от известного к неизвестному. Если все, о чем говорит преподаватель, хорошо известно детям, им не интересно будет слушать. Удерживать долго внимание в этом случае будет затруднительно.

Основная часть

Здесь раскрывается сама тема с использованием таких методов и форм, которые помогают достичь поставленных классным руководителем воспитательных целей. Излагая материал, необходимо постоянно помнить основную тему. Детали обогащают изложение, но не следует слишком много времени уделять описанию деталей, иначе внимание слушателей будет ослаблено, рассеяно. Здесь полезно использовать определенные заранее ключевые моменты, чтобы не уходить в сторону от изложения темы. В основной части классного часа желательно использовать иллюстрации, наглядный материал, но не слишком часто, иначе интерес школьников может снизиться.

Заключительная часть

Это кульминация классного часа. В заключительной части подводятся итоги общения, делаются выводы, желательно, чтобы в их определении участвовали сами учащиеся (это способствует самовоспитанию).

Воспитательные цели классного часа

Имеют различные воспитательные цели.

Во-первых, их можно использовать для создания соответствующих условий, позволяющих школьникам проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Вторая цель классного часа - дать школьникам знания об окружающем мире, его проблемах, обществе, человеке, природе и т. п.; научить принимать участие в обсуждении общественно важных вопросов, решении конфликтных ситуаций, общественных и мировых проблем, понимать политические ситуации и т. д.

Еще одна воспитательная цель состоит в том, чтобы дать учащимся нравственно-этическое воспитание, сформировать правильное отношение к общечеловеческим ценностям, воспитать зрелую личность, эмоционально и нравственно стойкую к негативным жизненным проявлениям.

Немаловажной целью классного часа является также создание здорового классного коллектива, который мог бы стать благоприятной средой для социального, эмоционального и интеллектуального развития учеников.

На организационном часе подводятся итоги прошедшего мероприятия, обсуждение следующего, а так же обсуждаются итоги выполнения детьми поручений.

Классный час выполняет функции :

    просветительскую

    ориентирующую

    направляющую

    формирующую.

Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.

Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.

Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию: при обсуждении широко известного события.

Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

Формирующая функция вырабатывает у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.

Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и т.д. Это можно сделать, например, при помощи анкетирования или беседы.

Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.

А что же такое инновация?

Иннова́ция - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации.

В нашей коррекционной школе инновационными формами проведения классного часа является большая часть из выше перечисленного, т.к. у нас обучаются дети умственно отсталые. Мы постепенно, применяем их в своей работе.

В последнее время новые технологии охватили практически все сферы человеческой деятельности. Новые потребности повлияли на человеческие ценности. Возникла необходимость применения ИКТ в качестве инструмента общения, для повышения доступности информации и других аспектов. Безусловно, каждый согласится, что компьютер стал широко использоваться человеком во многих направлениях. Школьная среда не стала исключением.

Применяя ИКТ, я как, классный руководитель могу готовить разнообразные материалы для использования непосредственно при проведении классного часа, внеклассного мероприятия. Информационные технологии позволяют мне разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с учениками. Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих учащихся, и именно этот ресурс я использую для активизации воспитательной работы в новых условиях.

Итак, классный час - это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельно­сти, способствующей формированию у них системы отношений к ок­ружающему миру.



Рассказать друзьям