Виды прогресса. Что такое прогресс? Виды, формы, примеры прогресса

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Что такое прогресс? Виды, формы, примеры прогресса. Достижения и противоречивость прогресса

Идея о прогрессивном развитии вошла в науку в качестве секуляризованной (мирской) версии веры христиан в провидение. Образ будущего в библейских рассказах представлял собой необратимый, предопределенный и священный процесс развития людей, ведомых божественной волей. Однако истоки данной идеи обнаруживаются гораздо раньше. Далее разберем, что такое прогресс, какова его цель и значение.

Первые упоминания

Прежде чем говорить, что такое прогресс, следует дать краткое историческое описание появления и распространения этой идеи. В частности, в древнегреческой философской традиции есть рассуждения о совершенствовании существовавшей социально-политической структуры, развивавшейся от первобытной общины и семьи до древнего полиса, т. е. города-государства (Аристотель «Политика», Платон «Законы»). Чуть позже, в период Средневековья, Бэкон пытался применить концепцию и понятие прогресса в идейной области. По его мнению, накапливающиеся с течением времени знания все более обогащаются и совершенствуются. Таким образом, каждое следующее поколение способно видеть дальше и лучше, чем его предшественники.

Что такое прогресс?

Это слово имеет латинские корни и в переводе означает «успех», «движение вперед». Прогресс представляет собой направление развития поступательного характера. Для этого процесса характерным является переход к высшему от низшего, от менее к более совершенному. Прогресс общества – глобальное, всемирно-историческое явление. Этот процесс предполагает восхождение человеческих объединений от дикости, примитивных состояний к вершинам цивилизации. Этот переход основан на политико-правовых, нравственно-этических, научно-технических достижениях.

Основные компоненты

Выше описано, что такое прогресс и когда впервые стали говорить об этом понятии. Далее разберем его составляющие. В ходе улучшения развиваются следующие стороны:

  • Материальная. В данном случае речь идет о наиболее полном удовлетворении благ всех людей и ликвидации каких-либо технических ограничений для этого.
  • Социальная составляющая. Здесь речь идет о процессе приближения общества к справедливости и свободе.
  • Научная. В данном компоненте отражен процесс непрерывного, углубляющегося и расширяющегося познания окружающего мира, его освоение как в микро-, так и в макросфере, освобождение познания от границ экономической целесообразности.

Новое время

В этот период стали усматривать движущие силы прогресса в естествознании. Свою точку зрения на процесс высказывал Г. Спенсер. По его мнению, прогресс - как в природе, так и в обществе - подчинялся всеобщему эволюционному принципу: непрерывно увеличивающейся сложности внутреннего функционирования и организации. С течением времени формы прогресса стали просматриваться в литературе, всеобщей истории. Не осталось без внимания и искусство. В разных цивилизациях имело место разнообразие соц. порядков, которые, в свою очередь, обусловили разные виды прогресса. Была сформирована так называемая «лестница». На ее вершине находились наиболее развитые и цивилизованные общества Запада. Далее на различных ступенях стояли прочие культуры. Распределение зависело от уровня развития. Произошла «вестернизация» концепции. В результате появились такие виды прогресса, как «америкоцентризм» и » европоцентризм».

Новейшее время

В этот период решающая роль была отведена человеку. Вебер подчеркивал тенденцию рационализации всеобщего характера в управлении разнообразными социальными процессами. Дюркгейм приводил другие примеры прогресса. Он говорил о тенденции социальной интеграции посредством «органической солидарности». Она основывалась на взаимодополнительном и взаимовыгодном вкладе всех участников социума.

Классическая концепция

Рубеж 19-20 веков именуется «триумфом идеи развития». В то время всеобщая уверенность в том, что научный и технический прогресс способен гарантированно обеспечивать непрерывное улучшение жизни, сопровождалась духом романтического оптимизма. В целом, в социуме существовала классическая концепция. Она представляла собой оптимистическую идею о постепенном освобождении человечества от страха и невежества на пути к все более рафинированным и высоким уровням цивилизации. Классическая концепция основывалась на понятии линейного необратимого времени. Здесь прогресс являлся положительно характеризуемой разницей между настоящим и будущим либо прошлым и настоящим.

Цели и задачи

Предполагалось, что описанное движение будет непрерывно продолжаться не только в настоящем, но и в будущем, несмотря на случайные отклонения. Достаточно широко было распространено в массах убеждение в том, что прогресс вполне можно сохранить на всех стадиях, в каждой основной структуре социума. В результате все должны были достичь полного процветания.

В развитии человечества наблюдается два вида движения – вперед и назад. В первом случае оно будет развиваться прогрессивно, во втором – регрессивно. Иногда в обществе происходят оба указанных процесса одновременно, но в разных областях. Поэтому существуют разные виды прогресса и регресса. Так что же такое прогресс и регресс? Об этом, а также о примерах прогресса мы и поговорим в данной статье.

Что такое прогресс и регресс?

Понятие прогресса можно охарактеризовать следующим образом. В переводе с латинского языка прогресс – это "движение вперед". Прогрессом является такая направленность в общественном развитии, которой присуще движение от низших форм к высшим. От несовершенного к более совершенному, к лучшему, то есть движение вперед.

Регресс является полной противоположностью прогрессу. Это слово также происходит из латинского языка и означает «движение назад». Следовательно, регресс – это движение от высшего к низшему, от совершенного к менее совершенному, изменения в худшую сторону.

Каким бывает прогресс?


В обществе наблюдается несколько видов прогресса. К ним относятся следующие.

  1. Социальный. Подразумевает такое общественное развитие, которое идет по пути справедливости, создания условий для достойной, хорошей жизни, для развития личности каждого человека. А также борьбу с причинами, которые указанному развитию мешают.
  2. Материальный, или экономический прогресс. Это такое развитие, в процессе которого удовлетворяются материальные потребности людей. Чтобы добиться такого удовлетворения, необходимо, в свою очередь, развивать науку, технику, повышать уровень жизни людей.
  3. Научный. Характеризуется значительным углублением познаний об окружающем мире, человеке, обществе. А также продолжением освоения окружающего земного и космического пространства.
  4. Научно-технический. Означает прогресс в развитии науки, который направляется на развитие технической стороны, совершенствование производственной сферы, автоматизацию происходящих в ней процессов.
  5. Культурный, или духовный прогресс. Отмечен развитием нравственной стороны жизни, формированием альтруизма, имеющего осознанную основу, постепенным преобразованием личности человека. Предполагается, что из просто потребителя материальных благ человек со временем превращается в созидателя, занимается саморазвитием и самосовершенствованием.

Критерии прогресса


Тема критериев прогресса в разные времена была дискуссионной. Не перестала она быть таковой и сегодня. Приведем некоторые из критериев, которые в совокупности являются свидетельством прогрессивного общественного развития.

  1. Развитие производственной сферы, всей экономики, расширение свободы людей относительно природы, жизненного уровня, рост благосостояния народа, качества жизни в целом.
  2. Достижение высокого уровня демократизации общества.
  3. Уровень личной и общественной свободы, который закреплен на законодательном уровне. Существование возможностей для реализации личности, для ее всестороннего развития, для употребления свободы в разумных пределах.
  4. Нравственное совершенствование всех представителей общества.
  5. Распространение просвещения, развитие науки, образования. Расширение спектра человеческих потребностей, касающихся познания мира – научного, философского, эстетического.
  6. Продолжительность человеческой жизни.
  7. Увеличение добра и чувства счастья.

Признаки регресса


Рассмотрев критерии прогресса, кратко поговорим о признаках регресса в обществе. К ним можно отнести такие, как:

  • Экономический упадок, наступление кризиса.
  • Значительное снижение жизненного уровня.
  • Увеличение смертности, понижение уровня продолжительности жизни.
  • Наступление тяжелой демографической ситуации, снижение уровня рождаемости.
  • Распространение болезней выше обычного уровня, эпидемии, наличие большого количества людей с хроническими заболеваниями.
  • Падение нравственных показателей, уровня образованности людей, культуры в целом.
  • Применение силовых, а также декларативных методов в решении проблем.
  • Пресечение проявлений свободы насильственными путями.
  • Общее ослабление страны (государства), ухудшение внутреннего и международного положения.

Прогрессивные события

Приведем примеры прогресса, наблюдавшиеся на протяжении всей истории человечества в различных областях, которые имели очень большое значение.

  • В древние времена человек научился добывать огонь, создавать орудия труда, обрабатывать землю.
  • Произошла смена рабовладельческого строя феодальным, в результате которого было отменено рабство.
  • Изобретено книгопечатание, открылись первые университеты в Европе.
  • Освоены новые земли в период Великих географических открытий.
  • Соединенные Штаты стали суверенным государством и приняли Декларацию независимости.
  • Французские просветители организовали деятельность, направленную на провозглашение новых социальных идеалов, основным из которых была свобода.
  • Во время Великой французской революции отменено сословное разделение людей, провозглашены свобода, равенство, братство.

Достижения науки и техники в XX веке


Хотя научные открытия делались на протяжении длительного времени, истинным веком прогресса является именно XX. Приведем примеры научных открытий, которые в значительной мере способствовали прогрессивному развитию человечества. В XX веке были открыты и изобретены:

  • Самый первый самолет.
  • Теория относительности Альберта Эйнштейна.
  • Диод – электронная лампа.
  • Конвейер.
  • Синтетический каучук.
  • Инсулин.
  • Телевизор.
  • Кино со звуком.
  • Пенициллин.
  • Нейтрон.
  • Деление урана.
  • Баллистическая ракета.
  • Атомная бомба.
  • Компьютер.
  • Структура ДНК.
  • Интегральные схемы.
  • Лазер.
  • Космические полеты.
  • Интернет.
  • Генная инженерия.
  • Микропроцессоры.
  • Клонирование.
  • Стволовые клетки.

Идея о прогрессивном развитии вошла в науку в качестве секуляризованной (мирской) версии веры христиан в провидение. Образ будущего в библейских рассказах представлял собой необратимый, предопределенный и священный процесс развития людей, ведомых божественной волей. Однако истоки данной идеи обнаруживаются гораздо раньше. Далее разберем, что такое прогресс, какова его цель и значение.

Первые упоминания

Прежде чем говорить, что такое прогресс, следует дать краткое историческое описание появления и распространения этой идеи. В частности, в древнегреческой философской традиции есть рассуждения о совершенствовании существовавшей социально-политической структуры, развивавшейся от первобытной общины и семьи до древнего полиса, т. е. города-государства (Аристотель "Политика", Платон "Законы"). Чуть позже, в период Средневековья, Бэкон пытался применить концепцию и понятие прогресса в идейной области. По его мнению, накапливающиеся с течением времени знания все более обогащаются и совершенствуются. Таким образом, каждое следующее поколение способно видеть дальше и лучше, чем его предшественники.

Что такое прогресс?

Это слово имеет латинские корни и в переводе означает "успех", "движение вперед". Прогресс представляет собой направление развития поступательного характера. Для этого процесса характерным является переход к высшему от низшего, от менее к более совершенному. Прогресс общества - глобальное, всемирно-историческое явление. Этот процесс предполагает восхождение человеческих объединений от дикости, примитивных состояний к вершинам цивилизации. Этот переход основан на политико-правовых, нравственно-этических, научно-технических достижениях.

Основные компоненты

Выше описано, что такое прогресс и когда впервые стали говорить об этом понятии. Далее разберем его составляющие. В ходе улучшения развиваются следующие стороны:

  • Материальная. В данном случае речь идет о наиболее полном удовлетворении благ всех людей и ликвидации каких-либо технических ограничений для этого.
  • Социальная составляющая. Здесь речь идет о процессе приближения общества к справедливости и свободе.
  • Научная. В данном компоненте отражен процесс непрерывного, углубляющегося и расширяющегося познания окружающего мира, его освоение как в микро-, так и в макросфере; освобождение познания от границ экономической целесообразности.

Новое время

В этот период стали усматривать прогресса в естествознании. Свою точку зрения на процесс высказывал Г. Спенсер. По его мнению, прогресс - как в природе, так и в обществе - подчинялся всеобщему эволюционному увеличивающейся сложности внутреннего функционирования и организации. С течением времени формы прогресса стали просматриваться в литературе, всеобщей истории. Не осталось без внимания и искусство. В разных цивилизациях имело место разнообразие соц. порядков, которые, в свою очередь, обусловили разные виды прогресса. Была сформирована так называемая "лестница". На ее вершине находились наиболее развитые и цивилизованные общества Запада. Далее на различных ступенях стояли прочие культуры. Распределение зависело от уровня развития. Произошла "вестернизация" концепции. В результате появились такие виды прогресса, как "америкоцентризм" и " европоцентризм".

Новейшее время

В этот период решающая роль была отведена человеку. Вебер подчеркивал тенденцию рационализации всеобщего характера в управлении разнообразными Дюркгейм приводил другие примеры прогресса. Он говорил о тенденции социальной интеграции посредством "органической солидарности". Она основывалась на взаимодополнительном и взаимовыгодном вкладе всех участников социума.

Классическая концепция

Рубеж 19-20 веков именуется "триумфом идеи развития". В то время всеобщая уверенность в том, что научный и технический прогресс способен гарантированно обеспечивать непрерывное улучшение жизни, сопровождалась духом романтического оптимизма. В целом, в социуме существовала классическая концепция. Она представляла собой оптимистическую идею о постепенном освобождении человечества от страха и невежества на пути к все более рафинированным и высоким уровням цивилизации. Классическая концепция основывалась на понятии линейного необратимого времени. Здесь прогресс являлся положительно характеризуемой разницей между настоящим и будущим либо прошлым и настоящим.

Цели и задачи

Предполагалось, что описанное движение будет непрерывно продолжаться не только в настоящем, но и в будущем, несмотря на случайные отклонения. Достаточно широко было распространено в массах убеждение в том, что прогресс вполне можно сохранить на всех стадиях, в каждой основной структуре социума. В результате все должны были достичь полного процветания.

Основные критерии

Среди них чаще всего встречались:

  • Религиозное совершенствование (Ж. Бусе, Августин).
  • Увеличение научного знания (О. Конт, Ж. А. Кондорсе).
  • Равенство и справедливость (К. Маркс, Т. Мор).
  • Расширение индивидуальной свободы в комплексе с развитием морали (Э. Дюркгейм, И. Кант).
  • Урбанизация, индустриализация, усовершенствование техники (К. А. Сен-Симон).
  • Господство над природными силами (Г. Спенсер).

Противоречивость прогресса

Первые сомнения в правильности концепции стали высказываться после Первой мировой. Противоречивость прогресса состояла в появлении идей о негативных побочных эффектах при развитии социума. Одним из самых первых с критикой выступил Ф. Теннис. Он считал, что социальное развитие от традиционного к современному, индустриальному, не только не улучшило, а, напротив, ухудшило условия жизни людей. Первичные, непосредственные, личные социальные связи традиционного взаимодействия людей были заменены опосредованными, безличными, вторичными, исключительно инструментальными контактами, присущими современному миру. В этом, по мнению Тенниса, состояла основная проблема прогресса.

Усиление критики

После Второй мировой для многих стало очевидным, что развитие в одной сфере влечет негативные последствия в другой. Индустриализация, урбанизация, научный и технический прогресс сопровождались загрязнением окружающей среды. Что, в свою очередь, спровоцировало Появилась новая теория. Уверенность в том, что человечеству необходим непрерывный экономический прогресс, сменилась альтернативной мыслью о "пределах роста".

Прогноз

Исследователи просчитали, что при приближении уровня потребления разных стран к западным стандартам, планета может взорваться от экологической перегрузки. Концепция о "золотом миллиарде", в соответствии с которой обеспеченное существование на Земле может гарантированно получить только 1 млрд людей из обеспеченных государств, совершенно подорвала главный постулат, на котором основывалась классическая идея прогресса - ориентирование на лучшее будущее для всех живущих без исключения. Убеждение в превосходстве направления развития, по которому шла цивилизация Запада, господствовавшая в течение продолжительного периода времени, сменилась разочарованием.

Утопическое видение

Это мышление отражало весьма идеализированные представления о наилучшем обществе. По этому утопическому мышлению, надо полагать, также был нанесен мощнейший удар. Последней из попыток реализации такого типа видения мира стала мировая социалистическая система. При этом человечество на данном этапе не имеет в запасе проектов, "способных мобилизовать коллективные, всеобщие действия, захватив людское воображение", которые могли бы ориентировать социум на светлое будущее (эту роль весьма эффективно исполняли идеи социализма). Вместо этого сегодня имеют место или простые экстраполяции существующих тенденций, или катастрофические пророчества.

Размышления о будущем

Развитие идей о предстоящих событиях идет в настоящее время в двух направлениях. В первом случае определяется воцарившийся пессимизм, в котором просматриваются мрачные образы упадка, разрушения и дегенерации. Из-за разочарования в научно-техническом рационализме стали распространяться мистицизм и иррационализм. Рассудку и логике в той или иной сфере все чаще противопоставлены эмоции, интуиция, подсознательное восприятие. Согласно утверждениям радикальных постмодернистских теорий, в современной культуре исчезли надежные критерии, по которым миф отличался от реальности, безобразное от прекрасного, добродетель от порока. Все это указывает на то, что началась эпоха "высшей свободы" от морали, традиций, прогресса, в конце концов. Во втором направлении просматриваются активные поиски новых концепций развития, способных дать людям позитивные ориентиры на предстоящие периоды, избавить человечеств от необоснованных иллюзий. Постмодернистскими идеями была, главным образом, отвергнута теория развития в традиционной версии с финализмом, фатализмом и детерминизмом. Большая часть из них предпочла другие примеры прогресса - иные вероятностные подходы к развитию социума и культуры. Некоторые теоретики (Бакли, Арчер, Этциони, Валлерстайн, Нисбет) в своих концепциях трактуют идею как возможный шанс наступления улучшения, который может с определенной долей вероятности наступить, а может и быть незамеченным.

Принцип конструктивизма

Из всего разнообразия подходов именно эта концепция послужила теоретическим фундаментом для постмодернизма. Задача состоит в том, чтобы в повседневной нормальной жизнедеятельности людей отыскать движущие силы прогресса. По мнению К. Лэша, решение загадки обеспечивается уверенностью в том, что исключительно благодаря усилиям человека могут произойти улучшения. В противном случае задача просто неразрешима.

Альтернативные концепции

Все они, возникшие в рамках теории деятельности, весьма абстрактны. Альтернативные концепции апеллируют к "человеку в целом", не выказывая особенного интереса к культурным и цивилизационным различиям. В данном случае, по сути, просматривается новый тип общественных утопий. Он представляет собой кибернетическое моделирование социальных культур идеального порядка, просматривающихся через призму людской деятельности. Эти концепции возвращают позитивные ориентиры, определенную веру в вероятное прогрессивное развитие. Более того, они называют (хотя и на высокотеоретическом уровне) источники и условия роста. Между тем, альтернативные концепции не отвечают на основной вопрос: почему человечество, "свободное от" и "свободное для", в ряде случаев выбирает прогресс и стремится к "новому, активному социуму", но зачастую ориентиром для него служит декаданс и разрушение, что, в свою очередь, приводит к стагнации и регрессу. Если основываться на то вряд ли можно утверждать, что общество нуждается в прогрессе. Это объясняется тем, что нельзя доказать, будет ли хотеть человечество реализовывать свою созидательную способность в будущем. Ответы на данные вопросы отсутствуют и в кибернетике и системной теории. Однако их подробно разбирали религия и культура. В связи с этим, в качестве альтернативы конструктивистскому модернизму в теории прогресса может сегодня выступать социокультурный этикоцентризм.

В заключение

Современные российские философы все чаще возвращаются к "Серебряному веку". Обращаясь к этому наследию, они пытаются снова услышать самобытность ритмов национальной культуры, перевести их на научный строгий язык. По словам Панарина, биоморфная структура познания показывает человеку образ космоса как живой, органической целостности. Его пространство будит в людях мотивацию высшего порядка, несовместимую с безответственным потребительским эгоизмом. Сегодня отчетливо ясно, что современная социальная наука требует серьезного пересмотра существующих основных принципов, приоритетов и ценностей. Она может подсказать человеку новые направления, если он, в свою очередь, отыщет в себе достаточно сил воспользоваться ими.

На вопрос Какие виды прогресса вам известны? заданный автором Европеоидный лучший ответ это Следует различать морфологический и биологический прогресс. Последний выражается в том, что устойчиво увеличивается численность особей популяции или вида, расширяется ареал, происходит дивергенция и образование новых видов. Биологический прогресс далеко не всегда совпадает с морфологическим. Другими словами, хорошая приспособленность организмов не обязательно связана со сложной организацией.
Именно поэтому мы наблюдаем сейчас сосуществование в экосистемах организмов самых разных уровней организации: бактерий и цветковых растений, цианобактерий и приматов.
Большой вклад в понимание закономерностей макроэволюции внесли эмбриологические исследования.
Немецкий натуралист Фриц Мюллер во второй половине XIX века, исследуя индивидуальное развитие различных видов ракообразных, обнаружил, что в ходе онтогенеза многие животные как бы повторяют эволюцию.
Такие же наблюдения сделаны при изучении других видов, Например, в развитии зародыша млекопитающего можно выделить стадию, на которой он напоминает рыбу - у него имеются жаберные щели, которые потом исчезают. У зародыша бесхвостых млекопитающих, в частности человека, на определенной стадии образуется хвост, который потом также редуцируется.
Э. Геккель абсолютизировал эти закономерности и сформулировал биогенетический закон, согласно которому эволюция идет за счет добавления новых стадий развития и новых признаков к уже существующим у предкового организма. Однако, это закон не является универсальным. Уже Мюллер обнаружил то, что новые признаки, приводящие к существенному уклонению от предковой формы, могут появляться и на начальных стадиях онтогенеза. В этом случае онтогенез может и не отражать филогенез.
Некоторое подтверждение биогенетического закона получено в генетических экспериментах при изучении развития насекомых. В частности, показано, что усложнение организации беспозвоночных в линии, ведущей к насекомым, связано с увеличением числа регулирующих генов. Новые гены возникают в результате дупликации предшествующих и их последующей дивергенции.
Не удивительно, что зародыши разных классов позвоночных на больше похожи друг на друга ранних стадиях развития, чем на поздних этапах. Онтогенез можно представить как цепь событий, и каждое последующее событие зависит от предыдущего. В этих условиях малейшее уклонение в "траектории" онтогенеза на начальных этапах может привести к значительному уклонению в конце пути, т. е. у взрослого организма. Поэтому ранние стадии развития более консервативны, т. к. они более жестко контролируются естественным отбором.
Сопоставление данных анализа нуклеотидных и аминокислотных последовательностей с морфологическими исследованиями выявило несовпадение скоростей их эволюционных изменений. Так, скорости аминокислотных замен в белках лягушек и млекопитающих принципиально не отличаются, в то время как морфологическое разнообразие млекопитающих и лягушек не сопоставимо.
Подобное несоответствие обнаруживается при сравнении аминокислотных и нуклеотидных последовательностей человека и высших обезьян. Их морфологические различия настолько значительны, что систематики отнесли их к разным семействам. Однако данные молекулярного анализа свидетельствуют о том, что их белки и ДНК идентичны на 99%. Другими словами, морфологическая эволюция в филогенетической линии, приведшей к человеку, происходила с очень большой скоростью и не сопровождалась большим изменением молекулярных признаков.

Единый поступательный процесс человеческой истории складывается из конкретно-исторических периодов, определяемых сменой форм производства. Каждый из этих периодов обладает своими особенностями развития, что дает основание говорить о конкретно-историческом содержании общественного прогресса. Поэтому основоположники марксизма отказались от абстрактной постановки вопроса об общественном прогрессе точно также, как они отбросили рассуждения об обществе вообще.

Это значит, что общественный прогресс в каждой общественно-экономической формации и на каждом этапе отдельной формации имеет свои особенности. Причины различия социального содержания конкретно-исторических отрезков общественного прогресса, в конечном счете, сводятся к различию способов производства и форм собственности. Эта конкретная форма в развитии общества получила название типа общественного прогресса. Следовательно, тип общественного прогресса определяется спецификой способа производства и формой собственности. В соответствии с этим различают четыре основных типа общественного прогресса: первобытный, антагонистический и социалистический-посткапиталистический, электронно-коммуникационный.

Первобытный прогресс связан с чрезвычайно низким уровнем развития производительных сил и отсутствием социального антагонизма. В этот период в жизни общества господствовала первобытная общественная собственность, большую роль играл первобытный коллективизм. Развиваясь по объективным законам, родоплеменное общество прошло два основных этапа – матриархат и патриархат. В лоне патриархального общества складывались предпосылки классового общества.

Антагонистический тип прогресса по времени связан с тремя формациями – рабовладельческой, феодальной и капиталистической. Прогресс в классовом обществе намного ускоряется в сравнении с прогрессом в первобытном обществе. Ом осуществляется прежде всего благодаря производительным силам, а также трудящимся массам, их труду и борьбе за социальную справедливость. Данный тип общественного прогресса внутренне противоречив, поскольку в эксплуататорских формациях поступательное развитие осуществляется на основе обострения антагонистических противоречий. Прогресс здесь достигается за счет эксплуатации и угнетения народных масс.

В эксплуататорском обществе прогресс в разделении труда сопровождался усилением отделения города от деревни и умственного труда от физического. Отделение города от деревни было позитивным явлением, поскольку повышало производительность труда, но привело к возникновению антагонизма между городом и деревней, поскольку город стал эксплуатировать деревню, что отрицательно влияло на развитие и деревни, и города.

Аналогичная ситуация складывалась и с процессом отделения умственного труда от физического. С возникновением классового общества исчезает целостный характер труда. Умственный труд отделяется от непосредственных производителей, которые обрекаются на тяжелый физический труд, и становится, по преимуществу, привилегией господствующих классов. Все развитие классового общества во всех сферах его жизни – от материального до духовного – протекает в рамках этой противоположности.

Антагонистический прогресс постоянно сопровождается войнами. Эксплуатация человека человеком и истребление человека человеком – это две стороны классово-антагонистического общества на всем протяжении его истории. Эксплуататорские классы всегда рассматривали вооруженное насилие и войны в качестве действенного средства для подавления сопротивления трудящихся и прогрессивных движений, для собственного обогащения. Вспомним расправу войск Тьера и Бисмарка с Парижской Коммуной в 1872 г., интервенцию 14 государств против Советской России в конце 20-х гг. XX столетия, Первую и Вторую мировые войны. В результате непродуктивных военных расходов, больших и "малых" войн, кризисов и депрессий монополистический капитализм только за XX в. нанес народам ущерб в материальных ценностях, который минимально исчисляется цифрой 6600 млрд долл. И это произошло в мире, в котором более 1,5 млрд человек терпели нужду, в котором миллионы умирали от голода.

Социалистический-посткапиталистический тип общественного прогресса по времени начинается с победы Великой Октябрьской социалистической революции в России в 1917 г. Поскольку новая формация проходит ряд этапов, то и общественный прогресс здесь имеет то же строение. В условиях постсоциализма-посткапитализма в основном ликвидируется внутренняя противоречивость общественного прогресса, он приобретает в значительной мере неантагонистический характер. Субъектом и объектом общественного движения становятся по преимуществу народные массы, которые осуществляют прогресс и пользуются его плодами. Принцип "от каждого – по способностям, каждому – по труду" является стимулом и мерилом материального благосостояния человека и вместе с тем стимулом и мерилом труда да благо общества. Всесторонность прогресса означает и то, что осуществляется необходимое развитие внутри страны всех ее районов, отраслей экономики и культуры, всех наций и народностей.

Многие трудности данного прогресса обусловлены постоянным стремлением некоторых руководителей отдельных стран оказывать давление на другие народы. Именно поэтому эти народы лишены возможности обратить все свои ресурсы на внутренние нужды: на развитие экономики, повышение благосостояния трудящихся и подъем культуры. Сформировавшаяся сверхдержава постоянно угрожает другим народам войной и регулярно развязывает против отдельных стран военные действия.

Электронно-коммуникащоный тип общественного прогресса. К. Маркс делил всю историю человечества на "предысторию" и "подлинную историю", которая, вероятно, начинается с информационного общества. До этого человечество как бы искало оптимальное внутреннее устройство. Информационная фаза наступающей формации, судя по всему, как раз и является искомой общественной организацией, которая обеспечивает все факторы, чтобы решить сознательно основные задачи: познание и преобразование природы, удовлетворение духовных и материальных потребностей людей и всестороннее, гармоничное развитие личности. Поэтому полная компьютеризация социальной жизни приведет к подлинному царству свободы или, как говорил К. Маркс, – к "реализованному гуманизму".

Зарубежные идеологи часто обвиняют марксизм в "финализме". Они утверждают, что для марксистских партий коммунизм есть конец истории, прекращение исторического движения. Однако это фальсификация марксизма. С точки зрения последнего, в рамках доступного для нашего обозрения будущего, коммунизм действительно является последней общественной формацией или "последней формой устройства человеческого рода" .

Но она является "последней формой" в том смысле, что открывает безграничные возможности развития для человека и человечества. Информационное общество – не застывшее состояние, на котором останавливается движение. Наоборот, это форма особенно быстрого, непрерывного, всестороннего, практически бесконечного движения по пути дальнейшего прогресса общества.

В марксистской литературе действительно говорится о коммунизме как конечной цели борьбы рабочего класса и его прогрессивных партий. Но эта формулировка ни в коей мере не означает, что с достижением коммунизма "кончается" история человечества. Смысл ее в другом. Имеется в виду, что с построением коммунистического общества полностью будет решена всемирно-историческая задача, стоящая перед рабочим классом и его партиями.

Исчезнут все следы классового деления общества. Исчезнет, следовательно, и рабочий класс как особая социальная группа. Вместе с ним отпадет нужда в партиях – политических организациях, созданных для руководства борьбой рабочего класса и всех трудящихся. Развитие человечества будет продолжаться вне классовых различий и политических форм. Новые цели вдохновят и увлекут человеческий род. Но это будут уже цели, выдвинутые новым (информационным) обществом и теми руководящими организациями, которые к тому времени сформируются. Современное развитие показывает, что мечта о новом обществе в конце XX – начале XXI вв. начинает осуществляться на базе телекоммуникационной революции с использованием информационных технологий.

  • Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7. С. 551.


Рассказать друзьям