Весенние воды.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

(Иллюстрация: Геннадий Целищев )

Анализ стихотворения "Весенние воды"

Гонцы весны

В своем творчестве Ф. И. Тютчев посвятил много произведений описанию природы, где в основном изображал ее динамику, движение и изменчивость. Практически все его стихи, передают изменения в природе: смена ярких красок осени, весеннее возрождение, приближение грозы. Стихотворение «Весенние воды», которое было им написано в 1830 году, можно отнести к пейзажной лирике. В нем описан период ранней весны, когда:

Еще в полях белеет снег

Однако это все, что может напоминать о былой власти зимы, которая забросала всю землю толстым слоем снега, чтобы уберечь от лютого мороза. Но, ее час уже пробил, и весна уже полностью вступила в свои права:

А воды уж весной шумят.

И вся природа просыпается от бурного потока весенних вод. С блеском, искрясь и переливаясь под нежным весенним солнышком, они бегут, не уставая:

Бегут и будят сонный брег

Бегут и блещут и гласят…

Весенние воды - первые предвестники окончательного прихода весны. Автор показывает этот момент очень живо, динамично, используя для усиления значимости движения, частые повторения ключевых слов. Следующие несколько строк, отражающие настроение бегущих весенних вод, являются кульминацией стиха, они наиболее наполненные значимостью, силою и энергией:

«Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!»

И уж непременно, после такого бурного потока весенних вод, придет и теплый май, о котором больше всего мечтают, после долгой зимней спячки. Радость от прихода весны перерождается в стихотворении в восторг преддверия майских дней:

Весна идёт, весна идёт!

И тихих, тёплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Стихотворение Тютчева «Весенние воды», наполнено динамикой и движением. В нем автор передает состояние природы не пейзажем, а сценой - в действии. Приход весны венчает «румяный, светлый хоровод» «теплых майских дней», которые с нетерпением ожидает сам автор. И это ожидание еще больше вдохновляет и наполняет силою, как долгое предвосхищение чего-то очень желанного. Именно бурные весенние воды и следующие за ними тепло и свежая зелень, и являются самым ярким образом весны.

Ф.И. Тютчев автор многих стихотворений, но больше известен своими произведениями, в которых описывал природу. Один из самых известных сборников лирических стихотворений написан во время его работы в Мюнхене, где он жил и работал, но очень тосковал по Родине.

Федор Иванович Тютчев написал свое стихотворение «Весенние воды» в 1829 году, находясь в Германии. Ранней весной он смотрел за природой, отмечал то, как приходит на землю весна и все свои наблюдения записал в стихотворение. Стиль произведения - пейзажная лирика, именно этим способом написания часто пользовался автор при создании своих стихов. Стихотворение написано четырехстопным ямбом и легко запоминается, поэтому его ввели в школьную программу младших классов. Ведь даже совсем юный человек сможет ощутить всю красоту и гармонию природы.

О чем это произведение, о природе, о пробуждении всего живого от зимнего сна. Снег хотя еще и лежит где-то там на полях, а звонкие ручьи побежали всем сообщать радостную новость о приходе весны на землю. Своими громкими, радостными криками ручейки будят всю спящую округу. Они бегут, плескаются водой, ведут себя как дети, непослушные и вырвавшиеся на волю, Ни что уже не может остановить эти ручейки. И, кажется, что сама красавица весна, в образе молодой девушки вот-вот появится вслед за ручьями. А майские дни, ребята, в расписных ярких рубахах пропустив, девушку-весну вперед, с робким видом стоят и ждут своего череда. Пройдет еще немного времени, и майские дни закружат всех в веселом хороводе. Стихотворение буквально пронизано радостью, веселостью и молодым задором.

Ф.И. Тютчев писал много стихотворений, посвященных природе. И «вешние воды» одно из самых известных и запоминающихся. Автор как бы оживил главных героев своего произведения. Казалось бы, как может вода что-то говорить, а в стихотворении водные потоки кричат, рассказывают о смене сезона, о радости, пришедшей на землю. Автор использует в написании красочные эпитеты и описания. Так, например, только Тютчев смог дать ручьям роль гонцов, весне образ молодой девы, майские дни представляются группой молодежи румяной, веселой. Красота еще сонной после зимы природы, звуки воды, снег и ощущение прихода весны - главная тема стихотворения.

Что чувствует читатель, познакомившись с произведением «Весенние воды». Однозначно это радость, чувство ожидания прихода чего-то нового, веселого. Кажется, еще немного и сам автор сорвется вслед ручьям. После прочтения стихотворения читатель получает заряд положительных эмоций, радости и ощущения полета. Живая сила стихотворения помогает взглянуть на мир по-новому, более позитивно.

В стихотворении автор использовал такие способы выражения, как метафора, олицетворение, повторы. Все это помогла сделать произведение достаточно ярким, динамичным, живым и позитивным. Описание происходящего изменения в природе можно сравнить с пробуждением человеческой души, наступления весны и в сердцах людей.

Фёдор Иванович Тютчев — великий русский лирик и один из самых ярких представителей золотого века поэзии. Произведения поэта находят отклик в сердцах современных читателей, ведь все они проникнуты глубокой духовностью. Главное в представлении творца — человек, природа и их взаимосвязь. Тютчевские пейзажи проникнуты особенной энергетикой, природа в них — это единый организм, живой и вечный. В этом организме происходят циклические процессы, постоянное движение, представленное сменой времен года, дня и ночи, солнца и луны – все это лишь мгновения его жизни. В стихотворении «Весенние воды» Ф. Тютчев описывает одно из таких мгновений.

Больше 20 лет своей жизни Фёдор Иванович Тютчев провел в Германии, и именно он впервые познакомил Россию с великим Генрихом Гейне, занимаясь переводом его произведений на русский язык. Наблюдая за природными пейзажами Баварии, поэт находил гармонию в себе, в них же черпал вдохновение.

Как известно, Ф. Тютчев с особым трепетом относился к весне и написал целый цикл лирических произведений про это время года. Стихотворение «Весенние воды» поэт создает в 1830 году в Мюнхене, вдохновившись пейзажами Баварии. В этом произведении он невероятно точно передает атмосферу прихода весны, радостного оживления природы в период оттепели.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения — пейзажная лирика. Размер, в котором оно написано – четырехстопный ямб. Это основной стихотворный размер, которым пользовался поэт. Данное произведение имеет перекрестную рифму.

«Весенние воды», как и вся тютчевская лирика, относятся к романтизму. В данном произведении весна преображает мысли лирического героя, и направляет силы всего живого на пробуждение ото сна после холодной зимы.

Образы и символы

Центральным образом в данном стихотворении является весенняя пора. Она торопится сменить зиму, как наше детство сменяется юностью, а юность зрелостью и т.д. Снег, от которого еще не проснулись «сонные поля», символизирует начало марта – времени, когда природа находится в ожидании, что весна займет господствующее место.

Гонцы молодой весны — это реки и ручьи, они «кричат» о приходе новой поры, «бегут», символизируя стремительность, и приносят некую радость обновления:

Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Темы и настроение

Главной темой данного произведения можно назвать взаимоотношения человека и природы. Читая «Весенние воды», понимаешь, насколько тонко Ф. Тютчев чувствует красоту природных явлений. Еще одна тема, затрагиваемая в данном стихотворении – быстротечность жизни. Природа не стоит на месте. Как и в человеческом организме, в ней постоянно происходят изменения. В данном произведении весна сменяет зиму стремительно, на бегу; так же быстро проносятся мгновения нашего бытия.

Поэт указывает на непрерывную связь человеческой души с натурой, связывая эмоциональные изменения человека с имениями природы. В данном стихотворении автор передает настроение лирического героя через приход весны. Как природа просыпается после холодных снежных и, порой, мрачных зимних дней, так и в человеческой душе в трудные времена возникают надежда и силы на радостное и светлое будущее.

Смысл

Главная мысль стихотворения заключается в том, что в жизни каждого из нас есть этот весенний период. Бывает ситуации, после которых человека покидают жизненные силы, душа словно покрывается льдом и становится черствой. Но, несмотря на любые невзгоды, в сердцах людей рано или поздно наступает весна, приносящая за собой бодрящий «хоровод майских дней» и радостное ликование.

Идея произведения Ф. Тютчев связана со временем, связью прошлого и будущего. Ничто не может остановиться в пространстве, во вселенной всегда происходят изменения. Бегущие ручьи, глашатаи весны, олицетворяют наступление будущего, влекущего за собой много радостных событий.

Средства художественной выразительности

Ф. Тютчев, с присущим ему талантом тонко чувствовать мир природы, мастерски создает образ весны через такие эпитеты, как «румяный» и «светлый», ведь именно в весенний период природа начинает играть яркими красками, появляется больше солнечных дней. «Тихие, теплые майские дни» обозначают гармонию. Последовательность метафор от «сонного брега» до «хоровода дней» описывает эмоциональное состояние человека, пробуждающегося от состояния апатии или грусти.

Для придания динамичности и ощущения постоянного движения, поэт использует олицетворения «весна идет», «воды бегут», «они гласят», для усиления используются повторы. В стихотворении также можно наблюдать аллитерацию звука ш, с, б, г, помогающую читателю воспроизвести картину потоков бегущей воды и господства теплых весенних дней. Скорый приход весны передают такие приемы, как нарастание интонации и восклицательные знаки.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

История создания

Стихотворение «Весенние воды» было создано Тютчевым в 1830 г. во время пребывания в Германии. Поэт утверждал, что наступление весны в Европе и в России очень схоже между собой.

Жанр стихотворения - пейзажная лирика.


Главная тема

Весеннее пробуждение природы. Тютчев описывает самые первые признаки наступающей весны. Поля еще покрывает снег, но он уже стремительно тает. Земля покрывается сетью бурных ручьев, которые выступают глашатаями нового времени года. В звонком движении талых вод ощущается ликование. Под эти звуки вся природа выходит из зимней спячки. Ручьи разносят «во все концы» счастливую весть о том, что весна уже близко. Она приближается и ведет за собой «хоровод майских дней», которые окончательно прогонят зиму.

Композиция

Стихотворение состоит из трех строф - законченных четверостиший.

Размер стихотворения - четырехстопный ямб, перекрестная рифма.


Выразительные средства

Произведение обладает очень большой динамикой. Автор достигает этого через описание стремительного бега весенних вод. Он применяет множество глаголов: «шумят», «бегут», «гласят». Ощущение безостановочного движения подкрепляется рефреном «Весна идет!». В центральной строфе расположен главный призыв «гонцов весны», усиленный восклицаниями.

Белеющему в полях снегу и «сонному брегу» противопоставляются яркие эпитеты: «теплых», «румяный», «светлый». Очень выразительны метафоры: «весны гонцы», «хоровод… дней». Также автор использует олицетворение: «воды… бегут и будят», «весна… выслала», «хоровод… толпится».


Главная мысль стихотворения

Главная мысль стихотворения - долгожданное наступление чудесного времени года. Зима еще не отступила, но во всей природе быстро распространяются первые приметы пробуждения. Самой значимой из них для автора являются стремительные весенние воды.

План анализ стихотворения Весенние воды


  • История создания
  • Жанр произведения
  • Основная тема произведения
  • Композиция.
  • Размер произведения
  • Основная мысль стихотворения

В творчестве Тютчева пейзажная лирика занимает важное место. Природа — разноплановый образ, но наблюдение ее черт всегда вызывает потребность в философском осмыслении. В ней находится место для проявления романтического двоемирия и в то же время для воссоединения бездн, так как в зарисовках ее мгновенных состояний проглядывают бессмертные закономерности. Как радуга, она неощутимо скрепляет полюса. Чуткому восприятию художника открываются в ней красота, душа, родственная близость. Ее загадка продолжает занимать поэта до конца жизни («Природа — сфинкс. И тем она верней...» — 1869).

В стихотворении «Весенние воды» (Тютчев), анализ которого нас интересует, лирический герой всматривается в пейзаж ранней весны, когда в поле еще лежит снег, но на подтаявших пригорках появляются шумные ручьи. Они и названы весенними водами. Их шум напоминает возгласы герольдов (от нем. «глашатай»), зовущих на праздник. Приход весны ассоциируется с торжественной процессией, впереди которой бегут вестники. Они будят природу, блистают своим нарядом, а главное — «гласят во все концы».

В первых же определениях и действиях заметно пересечение предметного и переносного планов: брег «сонный» перед праздником, но и из-за того, что пока пуст, на нем нет ни живности, ни людей, воды «блещут», как богато одетые рыцарские вестники, и в то же время это блестит растаявшая вода.

В образе весны видна не только реальная пейзажная основа, но и метафора, позволяющая придать ему возвышенный смысл, подчеркнуть его значительность. Начало нового годового цикла в жизни природы для лирического героя становится проявлением божественного начала. Оно наполняет его душу восхищением перед волшебством возрождения. Весна предстает сказочной молодой принцессой, словно вышедшей из сказки о спящей красавице, пробужденной поцелуем прекрасного королевича (Перро Ш. «Спящая красавица», 1697), что напоминало о развязке романтического конфликта в балладе В.А. Жуковского «Двенадцать спящих дев» (1810—1817) и поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (1820). Во втором четверостишии вестники, высланные ею вперед, разглашают жизнеутверждающую новость:

«Весна вдет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Два восклицания в речи герольдов передают ощущение торжества, праздника.

В третьей строфе новость повторяет лирический герой (возглас помещается в тексте уже без кавычек). У него она вызывает сходные чувства, которые выражены тоже восклицательным знаком:

Весна вдет, весна идет!

Вслед за этим возгласом, акцентирующим, благодаря двусложным словам, составляющим стопу в ямбе (четырехстопном), маршевую отчетливость ритма, следует наблюдение за свитой весны. Оно завершает две строфы, в которых в связи с перечислением интонация была восходящей (воды шумят, бегут и будят, бегут и блещут и гласят, гласят во все концы: «Весна идет...»). Метафора «весна ведет за собой» представлена как описание праздничного хоровода:

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Мотив движения передает мысль о вечном возрождении жизни после периода зимнего сна. Неживая снежная бледность сменяется «румяным» цветом, холод зимы — теплыми днями, сон — весельем. Рассматривая звуковые детали анализируемого стихотворения «Весенние воды» Тютчева, можно определить, что доминирует в восприятии природы: шум весенних вод (они шумят, будят, гласят) — это преддверие тишины (тихих, теплых майских дней), гармонии. Лирическому герою близки светлые, радостные настроения (светлый хоровод, толпится весело), вызванные приближением весны. И в пейзаже, и на уровне субъективного ощущения прославляется правота жизни, что вносит философский оттенок в создание картины природы. Сочетание пейзажного и философского планов является характерной особенностью лирики Тютчева.

Природа вызывает у лирического героя его поэзии не потребность рассуждать, а волнение, пробуждение чувств, фантазии, творческих стремлений. Он ощущает себя ее частью, вглядываясь в ее тайны изнутри. В центре стихотворений оказываются образы, прославляющие ее красоту. Наблюдение сопряжено с возвышением, намерением приблизить счастливое переживание к читателю, превратив его в участника разворачивающегося действа, похожего на спектакль.



Рассказать друзьям