В карте запись ММД (Минимальная мозговая дисфункция). Что делать? Лечение минимальных мозговых дисфункций у детей: терапевтические возможности Инстенона

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В детстве все дети обладают подвижностью, живой мимикой, часто меняющимся настроением, впечатлительностью и излишним вниманием ко всему новому. Если у вашего ребёнка эти качества и свойства нервной системы чрезмерно заострены и повышены, то можно заочно поставить ему диагноз “минимальная мозговая дисфункция”. Этот термин получил своё распространение в 1960-х гг. В то время его применяли по отношению к детям, испытывающим трудности в обучении, а также страдающим ярко выраженными расстройствами поведения.

Оглавление:

ММД — что это?

Минимальная мозговая дисфункция – это один из видов нервно-психического нарушения в детском возрасте. Это нарушение встречается у 5% дошкольников и у 20% школьников.

Основные симптомы ММД – расторможенность внимания, повышенная возбудимость и подвижность. Ребёнок не может усидеть на месте больше пяти минут. Ему постоянно нужно куда-то бежать, стремиться. Почему? Внимание такого ребёнка очень быстро истощается, из-за чего возникает утомляемость, которую он снимает двигательной активностью. Такого малыша привлекают яркие предметы. Но из-за повышенной утомляемости внимание малыша пресыщаемо, что мешает организовать произвольную деятельность. Поэтому, поиграв машинкой три минуты, ребёнок тут же её бросает и хватается за новую игрушку. Дети с ММД очень непоседливые, беспокойные, шумные. Заводя окружающих детей, они часто становятся причиной драк и шутовских выходок.

Причины возникновения ММД

ММД возникает из-за нарушений в структуре головного мозга ребёнка. На появление таких нарушений влияет множество причин, которые можно разделить на пренатальные (до родов), натальные (в процессе родов) и постнатальные (после родов). В первые три месяца, когда у плода начинает закладываться нервная система, любая вредность может вызвать патологию. К подобным вредностям относятся не только перенесённые матерью во время беременности инфекции (корь, скарлатина, грипп и т.п.), но и употребление алкоголя, наркотиков, антибиотиков из группы “циновые”, а также курение. Ушибы и падения, которые травмировали область живота, несовместимость по резус-фактору, угрозы выкидыша, нарушения в обмене веществ и сердечно-сосудистые болезни матери также негативно скажутся на ребёнке. Кроме того, плохая экология, повышенная радиация, химические отравления отрицательно влияют не столько на женщину, сколько на находящегося в животе малыша. Эти факторы представляют опасность для плода на протяжении всего периода беременности, но особую вредность они несут в первые три-четыре месяца, когда формируются органы и функциональные системы.

К причинам ММД, возникающим в процессе родов, относятся: слишком быстрые или слишком затянувшиеся роды, передозировка наркоза при кесаревом сечении, неудачное наложение щипцов, асфиксия и травма позвоночника у новорождённого. Если возникшее у ребёнка нарушение связано с натальным периодом, то в какой-то степени это связано с непрофессионализмом врачей.

К причинам, негативно влияющим на работу мозга после рождения, относятся инфекционные заболевания, операции, сопровождающиеся длительным и сильным наркозом, сотрясения мозга, ушибы и травмы головы, болезни сердечно-сосудистой и дыхательной системы, нарушения в обмене веществ, соматическая ослабленность малыша. Это основные причины, вызывающие нарушения в работе мозга.

Влияние ММД на развитие ребенка

Поскольку при ММД задерживаются в своём развитии все системы мозга, то это негативно отражается на всех познавательных процессах ребёнка: на , мышлении, внимании, восприятии, речи. Также страдает общая и . Малыш неловок, неуклюж, он постоянно ёрзает на месте, вертится. Проблемы возникают и в эмоционально-волевой сфере: дети с ММД раздражительны, плохо адаптируются к сменяющейся ситуации, не понимают, какая дистанция должна быть при общении со взрослым.
Несмотря на повышенную разговорчивость, у ребёнка, страдающего минимальной мозговой дисфункцией, наблюдаются нарушения речи. Вредности, приводящие к из
менениям в структуре головного мозга, негативно влияют на центр Брока и центр Вернике, отвечающих за воспроизведение и восприятие речи. Первые слова и фразы появляются на 5-10 месяцев позже, чем в норме. При адекватном обучении активный и пассивный словарь детей обогащается, и к 6-7 годам их бытовая речь приходит в норму. Однако, суженный словарный запас проявляется в условиях монологической речи (пересказ прочитанного, рассказ на определённую тему, рассказ по картинке). В таких ситуациях употребление слов оказывается неточным, речь обычно состоит из глаголов и существительных, ребёнку трудно образовывать новое слово от знакомого (например, вместо “море” малыш может сказать “моренька”). Речь ребёнка смазанная, нечёткая. Предложение строится крайне примитивно, слова переставляются местами, вместо рассказа по картинке, ребёнок просто перечисляет нарисованные предметы. Малыш испытывает трудности при понимании конструкций в творительном и родительном падежах (например, “возьми вилкой макароны”, “сын отца”), словосочетаний, отражающих временные и пространственные характеристики, вызывают недоумение предложения с необычным порядком слов (“Маша догнала Петю. Кто самый быстрый?”), а также сравнительные конструкции (“Серёжа старше Вани, но младше Пети. Кто самый старший?”).

Всё вышеперечисленное приводит к тому, что у детей появляются трудности при обучении чтению. Детям сложно соединять буквы в слово, они переставляют буквы местами, путают их по внешнему виду, темп при чтении замедлен. В результате ребёнок просто теряет интерес к чтению, заменяя его рассматриванием иллюстрированных книжек. Иногда наряду с этой симптоматикой у ребёнка может присутствовать брадилалия, тахилалия, ОНР в различной степени и заикание. Частым спутником ММД является косноязычие, доходящее до готтентотизма (когда речь абсолютно непонятна). У детей с ММД нарушенной оказывается не только устная, но и письменная речь. Дети пишут слева направо, в письме присутствует зеркальность, замены, пропуски, перестановки букв и слогов, встречается слитное написание слов, неверный перенос слогов, дети путают строчные и заглавные буквы. Из-за нарушения внимания ребёнок просто не видит эти ошибки и поэтому не исправляет их.

Если в школьном возрасте на первый план у ребёнка с ММД выступают трудности в поведении и обучении, то в раннем и дошкольном возрасте ММД – проблема неврологического характера. Чем раньше будет начата коррекция ММД, тем легче будет ребёнку в дальнейшем. Каждому родителю важно понимать, что поведение ребёнка не является умышленным, а вызвано тяжёлым нервно-психическим нарушением. Поэтому в доме должна царить спокойная, умиротворённая обстановка без крика, излишнего шума и ссор. Это поможет сгладить напряжение, периодически царящее вокруг малыша. На пользу ребёнку пойдут ежедневные прогулки и физические упражнения. В воспитании нужно придерживаться средней линии: никаких наказаний, но минимум вседозволенности. Следует давать ребёнку поручения (но не больше одного), так у него выработается ответственность за свои поступки и навык регуляции поведения. Важен чёткий режим дня: ребёнок должен ложиться и вставать в одно и то же время. Малышу с ММД важно высыпаться: это ослабит его и без того излишнюю возбудимость.

Следует ограждать малыша от мест скопления народа и не торопиться отдавать в садик или в гимназию. Некоторым детям прописывается лекарственная терапия: специально подобранные лекарственные средства улучшают внимание, избавляют от чрезмерной двигательной активности. Чтобы исправить ребёнку речевые нарушения, нужно обязательно обратиться к логопеду. Он составит индивидуальную коррекционную программу и даст свои рекомендации.

Видео: Неврология у здоровых детей — Доктор Комаровский

Дома же для улучшения речи родителям нужно чаще общаться с ребёнком, их речь должна быть чёткой, спокойной, выразительной. Полезно читать ребёнку книжки. Беседуя по поводу прочитанного, прививать интерес к процессу чтения. Следует и упражнения на развитие общей и мелкой моторики (застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровки, перебирание бисера и т.п.), а также учить правильно держать карандаш. Это подготовит руку малыша к письму.
Каким бы сложным ни было нарушение, важно помнить, что любовь и забота близких играют решающую роль в процессе коррекции.

Минимальная мозговая дисфункция встречается у детей достаточно часто. По разным данным, минимальная мозговая дисфункция страдают от 2 до 25 % детей. Под минимальной мозговой дисфункцией подразумевают ряд состояний у детей неврологического характера: нарушение координации движений, эмоциональная лабильность, небольшие речевые и двигательные нарушения, повышенная отвлекаемость, рассеянность, нарушения поведения, трудности в обучении и др.

Не понятно? Ничего, сейчас мы с вами эту абракадабру попытаемся расшифровать.
Сразу оговоримся, что врачи могут «обозвать» ММД самыми разными диагнозами: гиперактивность, дефицит внимания, хронический мозговой синдром, органическая мозговая дисфункция, легкая детская , задержка психомоторного развития и др. Кроме того, дети с ММД являются предметом пристального внимания психологов, педагогов, дефектологов, логопедов, как дети, трудно обучаемые или педагогически запущенные. У каждого ребенка проявления ММД могут быть свои, но в основе всего - некогда пережитые вредные воздействия, немного повредившие головной мозг.

Причины минимальной мозговой дисфункции у детей

К незрелости мозга на момент рождения или нарушению обменных процессов головного мозга приводят различные факторы.

Факторы, действующие до рождения ребенка:

  • Наследственная предрасположенность. Кто-то из близких родственников ребенка страдает подобными расстройствами.
  • Патология беременности и родов:

Недоношенность.
- Болезни и токсикозы беременной.
- Угроза прерывания беременности.
- Плохое питание во время беременности. Анемия беременной.
- Гипоксия плода и асфиксия новорожденного.
- .
- Патология родов (скорые роды, слабая родовая деятельность и др.).

Факторы, действующие в раннем детстве:

  • Недоедание в раннем детстве.
  • Заболевания, перенесенные в раннем детстве, особенно те, при которых мозг испытывает постоянный дефицит кислорода. Например, когда больные легкие не могут полноценно обогатить кровь кислородом. Или врожденный , когда ущербная сердечная деятельность не способна обеспечить достойный кровоток в мозге. И другие.

Симптомы минимальной мозговой дисфункции у детей

Проблемы у детей, связанные с ММД, расцветают пышным цветом в период подготовки к школе и в начальной школе, когда обнаруживается, что ребенок, как оказывается, совершенно не способен учиться: плохо запоминает, отвлекается, отвратительно пишет, да к тому же и характером обладает несносным. Учителя и родители бьются над неуправляемым чадом, а оно их мучит: уговоры и воспитательные беседы о пользе знаний не приносят успеха.

Итак, у ребенка с ММД встречаются следующие особенности:

Повышенная двигательная активность, сочетающаяся с неловкостью. Дети неусидчивы, непоседливы, долго не могут выполнять одну работу. Их все время куда-то несет, они могут громко кричать, бесцельно бегать в неподобающей обстановке (например, вскакивать и начать ходить посреди урока или бесцеремонно перебивать взрослых во время серьезного разговора). Они неуклюжи и «сбивают все углы» на своем пути, могут быть неустойчивы при ходьбе, и легко падать, а уж если что-то попадает в их руки, непременно оказывается сломанным. Эти проявления носят название гиперактивность. Нередко гиперактивность сочетается с дефицитом внимания.

Дефицит внимания. Сразу возникает аналогия с тем, что ребенку не хватает внимания со стороны взрослых, поэтому он такой запущенный. Да, действительно, внимания ему не хватает, только своего собственного. Такие дети очень легко отвлекаются на любые раздражители, не могут сосредоточиться на чем-либо, рассеянны, им сложно дается запоминание.

Нарушения сна. Обычно дети плохо спят, часто просыпаются, вскрикивают во сне.

Особенности характера. Настроение ребенка быстро меняется и легко переходит от приподнятого к депрессивному (эмоциональная лабильность). Иногда у него возникают беспричинные вспышки ярости и гнева, причем не только к окружающим, но и к себе. Ребенок инфантилен, предпочитает играть с детьми младшего возраста.

Нарушения мелкой моторики. У таких деток плохо работают пальчики, им проблематично завязать шнурки и застегнуть пуговицы, а в более старшем возрасте - пользоваться ножницами, писать, шить. Сложности в письме проявляются в плохом почерке (пишет мелко или крупно), а также в том, что ребенок быстро устает писать.

Нарушения речи. Страдает артикуляция речи, слухоречевая память и восприятие. Таким детям сложно строить длинные предложения, их речь бедна, они с трудом рассказывают и пересказывают текст, плохо пишут сочинения.

Нарушение пространственного восприятия. Плохая ориентировка между «правым» и «левым», зеркальное написание букв и др.

Нарушения памяти. Сложно дается механическое запоминание.

Сложности в обучении. Учитывая все выше перечисленное, ни у кого не останется сомнения в том, что ребенку будет сложно учиться. Обычно у детей имеется неполный набор симптомов ММД, поэтому в зависимости от особенностей течения болезни один ребенок будет испытывать сложности в письме, другому тяжело дается чтение, третьему - счет и т. д. При этом не нужно думать, что ребенок глупый, хотя такой вариант, конечно, тоже возможен. При ММД знаковую роль в наличии сложностей в обучении имеют не интеллектуальные способности ребенка, а невозможность их реализации.

Об этом, прежде всего, говорит то, что более 70 % детей с ММД при правильной организации занятий и грамотном медикаментозном лечении догоняют своих сверстников и учатся в обычной нормальной школе. Если превратить процесс обучения в увлекательную игру, увеличить мотивацию (поощрять ребенка, хвалить и т. д.) и, что очень важно, включить над ним контроль (следить за выполнением задания, проговаривать его действия вместе с ним, заставлять отчитываться о проделанной работе), такие проявления, как гиперактивность и дефицит внимания, снижаются или исчезают вовсе.

Внимание! Симптомы, схожие с проявлениями ММД, наблюдаются и при некоторых других заболеваниях (олигофрения, психозы и др.), поэтому полную правильную оценку состоянию больного может дать только совместное длительное наблюдение ребенка неврологом, психиатром и педагогом. Консультация детского психиатра обязательна.

Лечение ММД

Лечение ребенка с минимальной мозговой дисфункцией длительное и требует терпения. Понятно, что больному ММД необходимо уделять гораздо больше внимания и времени, чем обычному здоровому ребенку.

1. Создание доброжелательной спокойной обстановки дома, в детском саду, школе. Необходимо понимать, что состояние ребенка связано не с испорченностью характера, эгоизмом и капризами, а с заболеванием и его неадекватные поступки не умышленны.

2. Воспитание и занятия.

  • Ведущее слово в воспитании ребенка с ММД - контроль. Вы постоянно должны находиться рядом и контролировать действия ребенка.
  • Нельзя допускать в воспитании крайностей: с одной стороны быть с ребенком чрезмерно строгими и требовательными, наказывать, с другой - излишне опекать. В речи, обращенной к ребенку, избегайте слов «нет» и «нельзя», говорите с ним сдержанным, спокойным тоном.
  • Частое изменение настроения родителей негативно отражается на больном, как и расхождение в указаниях (минуту назад говорят одно, через некоторое время - прямо противоположное или мнения родителей относительно действий ребенка расходятся).
  • Нельзя давать ребенку одновременно несколько заданий: он не сможет их выполнить и расстроится, вы тоже останетесь недовольны. Нужно дать только одно задание и ограничить его выполнение определенным временем. После того, как ребенок его сделает, проконтролируйте выполнение и похвалите.
  • Для ребенка с ММД предпочтительны занятия, требующие концентрации внимания и развивающие мелкую моторику рук: рисование, лепка, аппликация, вышивание, вязание.
  • Режим дня должен быть очень четким. Обязательно придерживайтесь его: время пробуждения, отхода ко сну, выполнение уроков, приемы пищи должны ежедневно строго соблюдаться.
  • Ограничьте контакты ребенка с большим скоплением народа (шумные гости, массовые детские игры), это излишне возбуждает и способствует рассеиванию внимания. Лучше пусть ребенок играет или общается только с одним человеком.
  • Ограничьте телевизор и компьютер.
  • Физическая активность - необходимое условие. У ребенка с ММД огромное количество избыточной энергии, которую необходимо куда-то расходовать. Самое подходящее применение ей - физкультура.

3. Питание ребенка должно соответствовать возрасту, быть полноценным и богато витаминами.

4. Работа с педагогом.

5. Работа с логопедом.

6. Работа с психологом.

7. Работа с родителями дома (очень активная).

8. Медикаментозное лечение:

Препараты, улучшающие питание и обменные процессы мозга: ноотропил, пирацетам, цереборлизин, фенибут, энцефабол, инстенон и др.

Препараты, улучшающие кровоснабжение мозга: кавинтон, циннаризин и др.
Витамины группы В, поливитамины.

БАД и препараты, улучшающие работу мозга, содержащие лецитин, карнитин, таурин.
Успокаивающие средства: валериана, пустырник, новопассит и др.

Внимание! Курс лечения и доза назначается врачом индивидуально и зависит от течения болезни. Все лекарственные препараты можно давать ребенку только по рекомендации специалиста.

ММД характеризуется выраженным преобладанием функциональных изменений над органическими. Дети с данным синдромом очень гиперактивны, не могут сосредотачиваться, фиксировать свое внимание, постоянно отвлекаются и плохо адаптируются в незнакомой обстановке.

У ребенка с минимальной мозговой дисфункцией очень часто возникают большие трудности во время учебы, нередко выявляются нарушения восприятия, в том числе и собственного тела (например, ребенок не способен отличить части от целого, выделить фигуры на фоне, затруднено обучение письму и чтению). Для ММД характерны: повышенная импульсивность и чрезмерная возбудимость, низкий уровень самоконтроля, зачастую отмечается кусание ногтей, сосание пальцев, раскачивание головой и туловищем, трудности в общении со сверстниками и плохая ориентация в коллективе. Также возможно выявление неправильного произношения слов, снижение работоспособности к абстрактному мышлению, нарушения пространственного представления.

Во время внешнего осмотра с данным синдромом иногда выявляется ряд аномалий, например, деформация черепа, ушных раковин, неправильный рост зубов, гипертелоризм (аномалия развития костей черепа), высокое небо, синдактилии (полное или частичное сращение пальцев кисти или стопы). Иногда возможно обнаружение ряда признаков легкого органического поражения мозга: косоглазие, асимметричные носогубные складки, мышечная дистония, нарушения в координации движений.

Лечение

Лечение ММД необходимо начать как можно раньше, вовлекая в процесс не только ребенка, но и его окружение, чтобы создать спокойное и последовательное отношение к нему. Направленная двигательная активность, психолого-педагогическая коррекция, а также медикаментозное лечение – являются основными направлениями в терапии минимальной мозговой дисфункции.

Целью направленной двигательной активности служит тренировка координации и ловкости. Необходимо проводить спортивные занятия и игры, которые носят аэробную нагрузку, например длительный бег, лыжи, плавание или езда на велосипеде. Стоит избегать переутомления и видов спорта, при которых выражен эмоциональный компонент.

Психолого-педагогическая коррекция должна начинаться с обязательного соблюдения четкого режима дня ребенком, ограничением работы за и просмотром телевизора до 30-40 минут в день. Поддерживайте ребенка во всех его начинаниях и хвалите его в каждом случае, если он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Поощряйте свое чадо за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

Лекарственные назначаются только в тех случаях, когда ММД не поддается только психолого-педагогической коррекции. В настоящее время применяют несколько групп при лечении минимальной мозговой дисфункции, это психостимуляторы, ноотропы, а также трициклические антидепрессанты. Самые эффективные: «Церебролизин», «Фенибут», «Пирацетам», «Семакс». Подбор лекарственных средств проводит лечащий врач с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Любой ребенок чрезвычайно активен. Дети младшего возраста склонны к бесконечной беготне, они совершают массу резких движений, которые пугают их мамочек. Ребятишки мучают старших огромным количеством вопросов, постоянно пристают. Однако у каждого малыша найдется терпение поиграть с конструктором, полистать книгу, посидеть с раскраской.

Если ваш ребенок вообще не сидит на месте и не занимается спокойными делами, это может быть свидетельством наличия у него минимальной мозговой дисфункции.

Признаки и причины ММД

Основные признаки ММД сводятся к поведенческим нарушениям. Это может быть дефицит внимания, гиперактивность, склонность к быстрой утомляемости.

Эти признаки служат сигналом для родителей, заметив их, мамы и папы должны показать своего ребеночка специалисту. Причин ММД может быть несколько. Наиболее распространено отклонение в формировании нервной системы во время пребывания в утробе матери.

Среди прочих причин могут быть социальные проблемы. Это конфликтная напряженная ситуация в семье, нежеланная беременность, низкий уровень культуры родителей. Наследственность также оказывает влияние на формирование нервной системы.

Лечение ММД

При наличии определенных признаков, которые можно связать с ММД, следует обратиться за консультацией к педиатру, а потом – к неврологу. Чем раньше будет проведена коррекция состояния, тем меньше негативных последствий останется с ребенком на всю жизнь. ММД можно вылечить без особых проблем.

Главное – правильное отношение родителей к проблеме, наличие психолого-педагогической поддержки, прием специальных медикаментов. Не обойтись и без активного движения.

Активное движение направлено на выработку координации движения, ловкости, соответствующей возрасту. Ребенку надо давать нагрузки спортивного плана, соревнования проводить не следует, потому что они способствуют разбалансировке эмоционального состояния.

Психолого-педагогическую поддержку должны оказывать не только специалисты. На первом месте стоит забота родителей. Ограничивается просмотр ребенком телепередач, исключаются компьютерные игры, ребенка не водят в шумные места, избегают больших компаний. Малыш должен четко придерживаться режима дня, заниматься с развивающими игрушками.

Родители должны стараться совершенствовать память и внимание своего ребенка. Также родителям следует следить за своей речью, не допускать упреков, криков, ругани. Общение с малышом строится на доброжелательном отношении, речь должна быть мягкой, спокойной, сдержанной.

Если 2 метода, приведенных выше, не дают никаких результатов, надо обратиться к медикаментозной поддержке. Здесь самолечение недопустимо. Врачи обычно назначают антидепрессанты, психостимуляторы.

Симптомы ММД

Симптомы данного заболевания проявляются в дошкольном возрасте. Если признаки, описанные выше, выявляются в течение 6 месяцев и больше, надо обязательно обратиться к врачу. При этом симптомы ММД появляются не только в домашней обстановке, но и во время пребывания в детском коллективе. Главные признаки ММД:

  • гиперактивность;
  • импульсивность;
  • низкий уровень внимания.

Такие дети много бегают и прыгают, много вертятся не могут спокойно посидеть на одном месте, они могут совершать движения, не несущие никакого смысла. Есть и другие поведенческие характеристики:

  • ребенок не может играть в тихие игры;
  • он не может сделать то, что ему сказали, доведя дело до конца;
  • постоянно отвлекается на любые раздражители;
  • часто теряет вещи;
  • совершает множество ошибок при выполнении любого задания;
  • не может внимательно слушать, не воспринимает информацию на слух, при этом задает вопросы, перебивает;
  • дает ответ на вопрос, не дослушав его, не вникнув в суть;
  • проявляет беспричинную агрессию;
  • не может играть со сверстниками без конфликтов, потому что нарушает правила игры.

ММД может нарушить весь период становления ребенка, поэтому надо адекватно относиться к проблеме и принимать все меры для устранения заболевания. В борьбе с нарушениями родителям помогут невролог и логопед, педиатр и психолог.

При своевременном лечении проблему можно устранить довольно быстро, малыш будет гармонично развиваться, достигнет хороших результатов.

ММД - минимальная мозговая дисфункция - нарушение в умственно-психической сфере у детей и взрослых. Это расстройство проявляется в неудовлетворительной способности к обучению, недоразвитых поведенческих навыках, неусидчивости во время учебы.

Данное отклонение имеет множество причин и может развиваться при наличии в анамнезе родовых травм, внутриутробной гипоксии, вирусных инфекциях матери при беременности. Не последнюю роль в развитии патологии играет воздействие токсичных веществ или радиоактивного излучения на плод. Мозговая дисфункция у взрослых также может иметь место.

Проявления ММД

Синдром минимальной мозговой дисфункции у детей проявляется как в умственных и поведенческих расстройствах, так и в нарушениях работы внутренних органов. При врожденной дисфункции могут быть нарушены хватательный, сосательный рефлексы, что затрудняет процесс кормления.

У новорожденных иногда отмечается склонность к плаксивости. Крики сопровождаются синюшностью кожных покровов. При этом возможно появление судорог по типу эпилептического припадка. Врач при осмотре и прослушивании отмечает учащение дыхательных движений, сердцебиения, потливость.

Во время кормления малыш часто срыгивает, что связано с нарушением функции сфинктера между пищеводом и желудком. Работа нижних отделов пищеварительного тракта также расстроена, что проявляется неустойчивостью стула.

Минимальная мозговая дисфункция, симптомы которой включают неврологические нарушения в виде судорог, а также сбой в работе внутренних органов, включают функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта. Нарушение пищеварения у детей вторично ведет к усугублению синдрома двигательной гиперактивности. Кишечная микрофлора выделяет сигнальные молекулы, всасывающиеся в кровоток и оказывающие влияние на мозговую деятельность.

Такие дети поздно приучаются к горшку, в раннем дошкольном возрасте страдают энурезом вследствие нарушения в центре мозгового контроля позывов. Обучение ходьбе, речи замедленно. При поступлении в школу детям тяжело сконцентрироваться на учебе, в частности, процессах письма, чтения, арифметики. Поведенческие реакции у таких детей нарушены, просьбы педагогов и воспитателей, приглашения к играм игнорируются.

Такие дети испытывают затруднения в учебе из-за того, что им тяжело усидеть на одном месте. Синдром гиперактивности мешает обучению и концентрации внимания. В то же время у детей нарушена работа нейромедиаторов нервной системы - дофамина и норадреналина.

Минимальная мозговая дисфункция у детей характеризуется не столько интеллектуальными нарушениями, сколько дефицитом внимания. Ребенок с синдромом гиперактивности проявляет неряшливость в повседневной жизни, а также невнимательность к замечаниям учителей и родителей. Неврологические нарушения и неуклюжесть являются последствием мозговой гипоксии. У ребенка наблюдается повышенная тревожность вплоть до нарушения сна. Иногда отмечается синдром беспокойных ног, не дающий уснуть.

Диагностика и лечение ММД

Проводится исследование мозга и состояния сосудов ребенка при помощи:

  • реоэнцефалограммы;
  • ультразвукового исследования;
  • ПЭТ (при помощи позитронно-эмиссионного томографа).

Диагностикой двигательной гиперактивности и дефицита внимания занимаются совместно невропатологи и коррекционные педагоги. Минимальная мозговая дисфункция у детей, лечение которой включает определенные педагогические методики, требует индивидуального подхода.

Совет! Для гиперактивных детей необходимо подбирать подходящую для них форму физической нагрузки, которая будет компенсировать потребность ребенка в двигательной активности.

Такой способ траты энергии поможет детям с синдромом дефицита внимания лучше сосредотачиваться на умственной работе и процессах обучения. Занятия в спортивных секциях позволят проявить ребенку спортивный талант, а также улучшить координацию движений. Для детей с гиперактивностью и дефицитом внимания подходят циклические виды спорта (бег, плавание, лыжи). Необходимо учитывать пожелания самого ребенка.

Малая мозговая дисфункция у детей требует лечения у психолога, невропатолога. Иногда для коррекции двигательной гиперактивности используют для снижения действия возбуждающих аминокислот глютамата и аспарагината на мозг: Пантогам, Пикамилон.

Для улучшения успеваемости и коррекции гиперактивного поведения используются антидепрессанты и противотревожные средства. Улучшают сон растительные препараты: пустырник, мелисса. Для терапии энуреза применяют аналоги гормона вазопрессина (Адиуретин).

Минимальная мозговая дисфункция, лечение которой требует системного подхода, успешно поддается корректировке при помощи успокоительных препаратов, а также витаминотерапии. и судороги требуют назначения противосудорожных препаратов.

Заключение

Дети с ММД вполне могут обучаться наравне со здоровыми детьми при надлежащей коррекции судорожного синдрома, а также при поддержании гигиены труда и отдыха, защите от умственного переутомления.



Рассказать друзьям