В чем заключается художественное своеобразие лирики Шекспира? Художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Творчество Александра Трифоновича Твардовского – автора знаменитых поэм «Страна Муравия», «Василий Теркин», «Дом у дороги», «За далью – даль» неоднозначно оценивается современными критиками, литературоведами, читателями. Однако с уверенностью можно сказать, что это был выдающийся поэт советского периода русской литературы, произведения которого отразили важные этапы истории русского народа и представляют значительную художественную ценность.

Каковы же особенности творческого мировоззрения Твардовского? В каком направлении оно развивалось? В чем заключается идейно-художественное своеобразие произведений этого поэта?

Поэма «Страна Муравия» была напечатана в 1936 году и принесла ему широкую литературную известность. В это время в стране решалась серьезная социально-политическая проблема деревенского уклада, крестьянской судьбы. Опираясь на некрасовские традиции в изображении крестьянского мировоззрения («Кому на Руси жить хорошо»), Твардовский создает развернутое поэтическое произведение о победе колхозного строя.

Сюжет поэмы достаточно прост. Главный герой – крестьянин Никита Моргунок, который не решается вступить в колхоз, поскольку боится потерять свою самостоятельность. Его привлекает единоличная жизнь, наполненная особым смыслом и даже поэтичностью. Услышав старинную легенду о стране крестьянского счастья Муравии, Моргунок отправляется на поиски этой сказочной земли. Его воображение любовно рисует идеальные картины богатства и изобилия, простоты и независимости, царящих в этой маленькой чудесной стране:

Земля в длину и в ширину

Кругом своя.

Посеешь бубочку одну,

И та – твоя…

… И все твое перед тобой,

Ходи себе, поплевывай.

Колодец твой, и ельник твой,

И шишки все еловые.

Далее мы наблюдаем, как реальная действительность постепенно разрушает иллюзии героя относительно возможности и правильности единоличного ведения крестьянского хозяйства и убеждает в том, что настоящее счастье возможно только в колхозе, в коллективном труде на общей земле.

Сначала Моргунок оказывается на веселой кулацкой свадьбе (глава II) и понимает, что его не устраивает такой уклад («Тут и свадьба и поминки»). Далее герой встречает на своем пути хитрого священника (глава V), наживает себе врага в лице кулака Ильи Бугрова (глава VIII). Однако наиболее сильное впечатление на Моргунка, окончательно изменившее его мировоззрение, производит деревня единоличников Острова (глава XIV), в которой живут крестьяне, не желающие идти в колхоз и из-за этого оказавшиеся в нищете:

Кругом шумят моря хлебов,

Поля большой страны.

Худые крыши Островов

За ними чуть видны.

Новая позиция героя, осознавшего преимущества колхозной жизни, окончательно закрепляется после посещения им колхоза, в котором он видит слаженную работу крестьян (глава XV). Подобно некрасовскому герою, ищущему счастливых крестьян, герой Твардовского находит их на колхозных полях. Моргунок приходит к выводу о том, что и он «не лодырь, не злодей», «не хуже всех людей» и потому достоин лучшей жизни. Это подтверждает и беседа с председателем колхоза Фроловым, который рассказывает Моргунку о борьбе за колхозы в деревне, о постепенном и трудном переходе к новому способу хозяйствования:

Ты говоришь, на сколько лет

Такая жизнь пойдет?

Так вот даю тебе ответ

Открытый и сердечный:

Сначала только на пять лет.

– А там? – А там на десять лет.

– А там? – А там на двадцать лет.

– А там? – А там – навечно…

Значительной творческой заслугой поэта является достоверность художественного раскрытия поставленной проблемы: показ всей полноты и противоречивости сомнений, мучительных колебаний Моргунка, правдивое и не приукрашенное изображение ожесточенной борьбы за колхозы. В этом отношении поэма А. Твардовского перекликается с романом М. Шолохова «Поднятая целина».

Поэма «За далью – даль», удостоенная Ленинской премии в 1961 году, считается одним из самых сложных и необычных произведений поэма А. Твардовского. В ней нет сквозного героя, целостного сюжета: отдельные главы объединены только временем (современность) и местом (дорога) действия, а содержание представляет собой картину авторских переживаний, впечатлений, размышлений. Поэт совершает двойное путешествие по маршруту Москва – Тихий океан (во времени) через несколько десятилетий (в пространстве). Сам Твардовский условно определял жанр «За далью – даль» как дорожный дневник.

Именно в этом произведении максимально четко отразились наиболее характерные особенности творческой концепции Твардовского – предельная близость читателю, восприимчивость ко всему новому, отзывчивость на важнейшие проблемы современности.

Отсюда главная идейная задача поэта – раскрыть существенные черты современной жизни, показать их в широкой исторической перспективе, определить место поэта в общей жизни народа:

А сколько дел, событий, судеб,

Людских печалей и побед

Вместилось в эти десять суток,

Что обратились в десять лет!

Используя приемы гиперболизации и контраста, автор-повествователь отмечает все новые изменения в социальной и культурной жизни и внешнем облике страны. Так, «сиротский звон» наковальни в «нищем соломенном краю» сменяется величественной картиной современного Урала, снабжающего всю страну железом и техникой («Две кузницы»):

Урал! Опорный край державы.

Ее добытчик и кузнец.

Ровесник древней нашей славы

И славы нынешней творец.

В прошлом «край глухой» Сибирь становится «заводом и житницей державы», ее «рудником и арсеналом» («Огни Сибири»). Путешествуя вместе с автором, мы наблюдаем строительство мощной гидроэлектростанции («Покорение Ангары»).

Близость автора читателю проявляется в особой форме поэтического повествования, которую можно определить как задушевный разговор друзей. Однако читатель для Твардовского это не только близкий по духу человек, «лучший друг надежный», но и «наставник строгий», и «высший судья». Чувство повышенной ответственности за свое творчество, глубокая восприимчивость к критике – отличительные черты художественного мышления поэта.

Особую роль в поэме играет глава «Так это было», в которой поэт совершает краткий экскурс в недавнее прошлое, правдиво и достаточно смело для своего времени описывая период культа личности Сталина:

… Когда кремлевскими стенами

Живой от жизни огражден,

Как грозный дух он был над нами, –

Иных не знали мы имен.

С горечью и болью пишет Твардовский о злоупотреблениях властью, репрессиях, истреблении целых народов. При этом критике поэта подвергается только личность Сталина. Образ же Ленина остается неприкосновенным, поскольку, по мнению автора, «великий Ленин не был богом и не учил творить богов».

Ведущий лейтмотив всей поэмы «За далью – даль» – горячее признание поэта в любви и верности своей Родине, гордость заее достижения и преобразования, причастность ее «гордой силе»:

Мне дорог мир большой и трудный,

Я в нем – моей Отчизны сын.

Я полон с ней мечтою чудной

Дойти до избранных вершин.

Учитывая значительные изменения российского общественного сознания в постсоветское время, переосмысление многих социальных и духовных идеалов, долгий и печальный опыт колхозного хозяйствования в нашей стране, оценка обоих поэм Твардовского современным читателем может быть неоднозначной и противоречивой. Отмечая несомненное художественное достоинство этих произведений – совершенство поэтического языка, богатство сказовых интонаций, достоверность изображения картин народной жизни, можно говорить о спорности и преходящем характере идейного содержания поэмы.

Однако можно утверждать, что в поэмах «Страна Муравия» и «За далью – даль» наиболее полно отразились основные особенности идейно-художественного мировоззрения Твардовского: тесная связь с современностью, умение уловить и поэтически выразить настроения эпохи, доступно донести высокие идеи до самого широкого круга читателей, близость лучшим традициям русской литературной классики.

1. Предмет и задачи курса

Литература Древней Руси охватывает период с XI по XVII век. Это первый этап в развитии русской литературы. Древнерусская литература была литературой формирующейся великорусской народности, постепенно складывающейся в нацию. Наше представление о древнерусской литературе далеко не полное. С XI по XVII век на Руси происходило много событий, связанных с нашествием иноземных захватчиков. Это были набеги степных кочевников, монголо-татарское нашествие, польско-шведская интервенция и т.д. Во время этих трагических событий, в огне многочисленных пожаров погибали культурные ценности, в том числе произведения литературы. Вот только некоторые факты: в 1737 году погибли остатки библиотеки московских царей, в 1777 - киевская библиотека, в 1812 году - библиотека Мусина-Пушкина и т.д.

До сих пор не найдена библиотека Ивана Грозного. В Древней Руси книги переписывались и хранились в основном в монастырях. А во время военных событий монастыри превращались в крепости, за стенами которых укрывались не только обитатели монастыря, но и крестьяне окрестных сёл. И поэтому во время осады погибали не только люди, но и горели библиотеки вместе с хранившимися в них рукописями.

Литература Древней Руси - это средневековая литература, которая отличается от литературы нового времени своими специфическими особенностями. Задачей нашего курса является изучение древнерусской литературы как литературы средневекового типа, отличающейся от литературы нового времени как содержанием, так и своими формами. Но прежде чем выявить своеобразие древнерусской литературы необходимо остановиться на том, как создавалась эта литература, каковы основные предпосылки её возникновения.

2. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Появление древнерусской литературы тесно связано с процессом формирования раннефеодального государства, которое складывалось в Древней Руси на протяжении IX-X веков.

Внутренние потребности формирующегося раннефеодального государства вызвали необходимость в появлении письменности. Поэтому основными факторами возникновения древнерусской литературы были формирование раннефеодального государства и создание письменности.

Русскими учёными XX в. (С. Обнорский, Д.С. Лихачёв, П. Черных, В. Истрин и др.) было доказано, что у восточных славян, в том числе и на Руси, ещё до принятия христианства была уже своя письменность.

Свидетельства об этом оставили иноземные путешественники, побывавшие на Руси в X веке. Так, арабский путешественник ибн-Фадлан, путешествуя по Волге в 920 году, видел захоронение одного богатого человека (воина). Он утверждает, что на могиле этого человека был установлен камень с высечен ным именем погребённого и царя русских.

Арабский писатель ибн-Эль-Недим (X в.) видел русскую запись, сделанную на куске дерева (дощечке), но он не смог определить, было ли это слово или отдельные буквы. О наличии письменности у восточных славян сообщают и другие арабские, а также немецкие учёные. Русские летописи донесли до нас тексты договоров, заключённых между русскими князьями и Византией. В Лаврентьевском списке «Повести временных лет» под 912 годом сказано, что «мир сотворихом Ивановым написанием на двою харатью», т.е. мирный договор был составлен в двух экземплярах. На одном из них подписались русские послы, на другом - греческие. Вероятно, что перевод договора с греческого языка на русский был сделан по его заключении.

Существование письменности на Руси до принятия христианства подтверждается и археологическими находками. Особый интерес для решения вопроса о древнерусской письменности имеет находка археологов во время раскопок курганов под Смоленском. На глиняном сосуде типа амфоры первой четверти X в.кирилловским алфавитом сделана надпись. Она прочитывается и расшифровывается учеными по-разному. Одни считают, что написано «гороухща», другие читают как «гороушна». И в том, и в другом случае это слово обозначает горчичные семена, горькую пряность. Таким образом, перед нами сосуд для хранения или перевозки горчичного семени, пряности.

Среди берестяных грамот поразительны учебные тетрадки новгородского мальчика 7-8 лет Онфима, жившего во 2-й половине XIII в. Он учился писать, сопровождая свои слова и буквы рисунками. На одном из листов записана традиционная формула: «Господи, помози рабу своему Онфиму», рисунок зверя и надпись «Я - зверь»:

Ёще одним важным фактором формирования древнерусской литературы было наличие фольклора. Фольклор способствовал не только формированию литературы Древней Руси, но и определял её идейную направленность и художественную ценность. Устное народное творчество было той почвой, богатейшим арсеналом, из которого молодая, формирующаяся литература черпала сюжеты, идеи, образы, художественные приёмы и изобразительно-выразительные средства. Древнерусская литература создавалась в княжеской, дружинной среде, однако в лучших своих произведениях она выражала общерусские идеалы. Именно через фольклорный опыт в литературу проникало народное мировоззрение, народная оценка тех или иных событий, народные нравственные и эстетические представления. Иначе говоря, через фольклор в литературу проникало демократическое начало, что расширяло горизонты литературы, поднимало её на общерусскую высоту, придавало ей широкое звучание.

Ценнейший материал по истории русской письменности представляют собой берестяные грамоты, которые были найдены во время новгородских раскопок в 1951 году археологом А.В. Арциховским. Часть грамот относится к IX-XII векам. В последующие годы было найдено много грамот, которые являются своеобразным «архивом» частных писем, повествующих о повседневной жизни новгородских людей. Авторами грамот были простые горожане, которые, не имея возможности писать на пергамене, использовали бересту. И то, что археологи обнаружили не только в Новгороде, но и в других городах берестяные грамоты, а также многочисленные палочки-писала (костяные или металлические) даже в слоях X века, является ещё одним, хотя и косвенным доказательством раннего и широкого распространения грамотности среди ремесленников, мелких торговцев и крестьян.

Многие грамоты посвящены хозяйственным вопросам: «Поклон от Михаила к господину своему Тимофею. Земля готова, нужны семена. Пришли, господин, человека, а мы не смеем брать рожь без твоего слова», - это писал, вероятно, приказчик своему господину. Много грамот, связанных и с бытовыми делами. Вот грамота, в которой Борис сообщает своей жене Настасье о том, что задерживается по делам и просит прислать ему рубашку. А из другой грамоты узнаем о горе Настасьи, схоронившей Бориса.

3. ДРЕВНЕХРИСТИАНСКАЯ КНИЖНОСТЬ В КИЕВСКОЙ РУСИ

Принятие христианства также сыграло положительную роль в развитии древнерусской литературы. То обстоятельство, что новая религия пришла из Византии, центра христианской культуры, имело большое позитивное значение для культуры Древней Руси.

Все европейские государства средневековья так или иначе «учились» у стран, которые унаследовали многовековой опыт античной культуры. В истории Руси важнейшая роль выпала на долю Болгарии и Византии. Восприятие чужой культуры через стран-посредниц - для Руси такой страной была Болгария - носило в Древней Руси активный характер, отвечало потребностям формирующегося раннефеодального государства, стимулировало возникновение оригинальной литературы.

Вместе с христианской религией на Русь пришла и переводная древнехристианская книжность. Но по мнению Д.С. Лихачёва, нельзя говорить о влиянии, т.к. до принятия христианства на Руси не было литературы, поэтому византийской литературе не на что было воздействовать. «Был фольклор, была высокая культура устной ораторской речи, - пишет Д.С. Лихачёв, - но письменных произведений до появления у нас переводных произведений вообще не было. Влияние начинается позднее, когда перенос уже совершился и когда литература уже существовала, развивалась». Поэтому на первых порах после принятия христианства византийская литература - непосредственно или через болгарское посредство - была просто перенесена на Русь, т.е. трансплантирована (лат. - пересаживать). Однако нельзя считать такой перенос механическим. Переведённые или переписанные произведения приспосабливались к местным, национальным условиям, приобретали новые черты, т.е. продолжали жить и развиваться.

Следует отметить, что не все переводные произведения изменялись в одинаковой степени. Совсем не менялись или подвергались незначительным изменениям сочинения, связанные с церковной жизнью и уставом. Произведения светского характера изменялись в гораздо большей степени. Благодаря переводной литературе, трансплантированной на русскую почву, Древняя Русь в короткий срок получила литературу, разнообразную по своим жанрам, а уже через несколько десятков лет по образцу переводных произведений стали создаваться на Руси оригинальные произведения.

4. СПЕЦИФИКА ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВОГО ТИПА

Древнерусская литература является средневековой литературой, поэтому она отличается специфическими чертами от литературы нового времени. Прежде всего, отличительной особенностью является рукописный характер её бытования и распространения. Причём произведения существовали не в виде отдельных рукописей, а входили в состав рукописных сборников, которые оценивались с точки зрения их практического применения, т.е. полезности (поучать, давать наставления, утешение и т.д.).

Древнерусская литература носила анонимный характер. В Древней Руси не было понятия авторской собственности. Поэтому переписчик произведения нередко выступал и в качестве его редактора; он мог свободно вносить изменения в текст, приспосабливая его к потребностям и вкусам своего времени и своей среды. Автор, как правило, не считал нужным указывать своё имя, а иногда даже подписывался именами популярных византийских авторов, чтобы придать написанному больше авторитета. Имена многих писателей Древней Руси неизвестны. Даже в тех случаях, когда известно имя автора, о нём самом, кроме имени, неизвестно ничего или почти ничего. Это требует иного подхода к изучению древнерусской литературы, чем к литературе нового времени.

Древнерусская литература изучается, как правило, не по автографам, а по их спискам, чаще всего поздним спискам. Различают ещё и редакции произведения. Редакция - это списки, в которых имеет место сознательное стремление дать особый текст по идейным, стилистическим и другим соображениям. Вид или вариант - это список, в котором нет сознательного стремления изменить текст. Ошибки же в тексте образуются в результате переписки текста или более-менее удачных исправлений. Извод - список, отразивший местные особенности языка (московский, новгородский, болгарский и т.д.) То обстоятельство, что древнерусская литература представлена в основном в списках - редакциях, вариантах, изводах - требует от исследователей кропотливой и тщательной работы по сопоставлению всех имеющихся списков того или иного произведения. И здесь им на помощь приходят такие отрасли филологической науки, как текстология и палеография. Текстология - наука, которая путём сопоставления различных редакций, вариантов, списков, а также определения, в какой редакции список более всего соответствует оригиналу, помогает исследованию и публикации древнерусских текстов. Палеография - историко-филологическая дисциплина, изучающая памятники древней письменности с целью установления места и времени их создания. Палеография определяет материалы и орудия письма, прослеживает особенности начертания букв, почерков, изучает системы сокращений и тайнописи, характер писчего материала, украшений и оформления рукописей и книг. Это позволяет относительно точно установить не только время создания списка, но и количество писцов, её писавших. В XI - первой половине XIV века основным писчим материалом был пергамент, изготавливавшийся из кожи телят или ягнят. На Руси его часто называли «телятиной» или «харатьей». В целях экономии писчего материала часто употребляемые слова сокращались и обозначались надстрочным знаком титлом: БГЪ, БЦА.

Изменялся и характер почерка. В XI-XIII вв. пользовались уставом - почти квадратным написанием букв.

С появлением бумаги в XIV в. на смену уставу приходит полуустав - наклонный, округлый почерк. Постепенно полуустав вытесняется скорописью, которая окончательно утверждается в рукописях XVIII в. Книги, особенно те, которые писались на пергаменте, украшались орнаментами, заставками, инициалами. Вот образцы заставки и инициала. Инициал - это первая заглавная буква в тексте.

Украшением книг были и миниатюры.

Большим совершенством отмечена книжная миниатюра XVII в. Именно тогда искусство изготовления рукописных книг достигло наивысшего расцвета. Готовые книги «одевали» в деревянные, обитые кожей доски. На коже выделывались различные узоры, накладывались различные металлические украшения. Нередко переплеты покрывались дорогими тканями, могли быть инкрустированы драгоценными камнями.

Древнерусская литература особенно на первых этапах развития носила утилитарный характер. Она ещё не выделилась в самостоятельную область общественного сознания и была тесно связана с религией, философией, наукой. Путь развития древнерусской литературы - это путь постепенного высвобождения её из-под опеки церкви; путь постепенного выделения из общего потока письменности, демократизации и «обмирщения». На всём протяжении своего развития древнерусская литература была связана с деловой и церковной письменностью, а также с фольклором. Характер связей на каждом историческом этапе был различен. Особенно интенсивными и плодотворными были связи с устным народным творчеством.

Древнерусская литература носила фактографический характер, т.е. она была тесно связана с конкретными историческими событиями и её героями были исторические лица. Но историзм древнерусской литературы носил провиденциалистский характер. Исторические события, действия и поступки конкретных лиц объяснялись вмешательством сверхъестественных сил («Повесть о разорении Рязани Батыем» и др.) Основная тема древнерусской литературы - тема Русской земли, её единства и независимости. Она воспевает красоту и величие Русской земли, резко осуждает тех князей, чья политика идёт вразрез с интересами страны. Литература прославляет моральную красоту русского человека, способного ради общего блага пожертвовать жизнью. Она выражает веру в силу добра, в способность человека возвысить свой дух и победить зло.

Древнерусская литература публицистична. Писатели верили в силу слова и убеждения. Они обращались не только к своим современникам, но и к далеким потомкам с призывом о том, чтобы достойные деяния предков сохранились в памяти поколений и чтобы потомки не повторяли горестных ошибок своих дедов и прадедов. Отсюда поучительная сила древнерусской литературы.

Общественная жизнь средневековья была строго регламентирована системой правил, порядком, традиций. Человек с самого момента своего появления на свет и до самой смерти должен был придерживаться установленного порядка в соответствии со своим «чином». Строгое соблюдение порядка составляет жизненную основу этикетности, церемониальности феодального общества. Этому феодальному этикету соответствует литературный этикет. Как и в фольклоре, в древнерусской литературе большую роль играла традиция. Предмет изображения определял выбор соответствующих устойчивых стилистических формул. Так, изображение святого требовало использования одних трафаретных формул, военные события излагались с помощью других - воинских формул и т.д. Однако литературный этикет предполагал не только использование словесных формул, но и трафаретов ситуаций, построения произведений, изображения персонажей и т.д. Например, житие строилось по одному трафарету, а воинская повесть - по другому. Так, житие включало в себя описание рождения святого от благочестивых родителей, удаление в пустыню, изображение подвигов, основание монастыря, рассказ о благочестивой смерти и посмертных чудесах.

Вместе с тем, как утверждает Д.С. Лихачёв, «...надо видеть в литературном этикете систему творчества, а не простую его шаблонизацию. Ни в коем случае нельзя отождествлять канон и шаблон. Перед нами своеобразие литературы, а не её бедность.» Литература Древней Руси была специфична и по своей жанровой системе. Так же, как в обществе, так и в литературе царил иерархический принцип: её значительность, авторитетность основывалась на этом принципе. В церковной книжности верхнюю ступень занимали книги священного писания. Затем шли гимнография и «слова», связанные с толкованием писания, религиозных праздников. Далее следовали жития. Переходный характер носил жанр хождения.

Система жанров светской литературы более подвижна. Она вырабатывалась через связь с фольклором, деловой и церковной письменностью. Господствующее положение занимала историческая повесть. Это - летописи и воинская повесть. К повести примыкают исторические предания, сказания, которые обычно входят в состав летописи и хронографов. Особое место занимают «Поучение» Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Русской земли» и «Слово» Даниила Заточника.

Литературные жанры Древней Руси резко отличаются от жанров нового времени: их существование в значительной степени определяются их применением в практической жизни. Древнерусские жанры тесно связаны с жизненным укладом, обиходом, бытом и различаются по тому, для чего они предназначены. Например, слова произносятся в церкви и в зависимости от того, в какие дни они произносились, можно выделить отдельные их поджанры. Светская литература также была подчинена быту, обиходу, деловым интересам. Но жанры светской литературы в Древней Руси отличались от византийского состава жанров, т.к. светский быт Древней Руси был более своеобразен, чем быт церковный.

5. ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Древнехристианская книжность, пришедшая на Русь, была многообразной и многожанровой. В первую очередь переводились церковные сочинения, т.к. основная роль церковно-канонических и богослужебных книг заключалась в пропаганде нового вероучения, в приобщении к христианству русских людей, вчерашних язычников. К церковно-христианской литературе относятся прежде всего книги священного писания - библейские книги Ветхого и Нового заветов. Ветхозаветные книги рассказывали о древних судьбах еврейского народа, а новозаветные — о начальном периоде христианства.

Книги Ветхого и Нового завета были полезны христианскому читателю не только своим религиозным содержанием, но представляли интерес и в чисто литературном плане. Большой популярностью на Руси пользовались Псалтыри - сборники религиозных песен и гимнов. Они отличались поэтической выразительностью и лиризмом, были отмечены высокими художественными достоинствами.

К библейским книгам Ветхого и Нового завета примыкали апокрифы, жития, сочинения «отцов церкви» и др. Апокрифы (гр. - потаённый) - легенды о персонажах библейской истории, но сюжетно отличающиеся от тех, которые содержатся в библейских книгах. Апокрифическая литература была предназначена для узкого круга читателей, т.е. это была литература для избранных, и поэтому поддерживалась и поощрялась церковью. Однако со временем в связи с развитием ересей апокрифы были использованы еретиками. Это привело к тому, что они стали подвергаться гонениям со стороны церкви, заноситься в индексы — списки «ложных» или «отречённых» книг.

На протяжении многих веков большой известностью на Руси пользовался апокриф «Хождение богородицы по мукам». Древнейший русский список его относится к XII веку. Этот апокриф тоже был занесён в индекс. Вероятно, это объясняется тем, что в апокрифе подвергается сомнению представление о божеской справедливости, которое поддерживалось официальной церковью. Бог выступает в апокрифе как суровый и неумолимый судья, безучастный к человеческим страданиям. Популярным был и апокриф «Како бог сотвори Адама». В нем равным по силе богу выступает дьявол, который принимает активное участие (наравне с богом) в сотворении человека.

Большое распространение на Руси получили жития святых или агиографические произведения (агиос - святой ). Агиографическая литература утверждала условный, идеализированный образ христианского героя, чья жизнь и деятельность были призваны пропагандировать церковную идеологию. Отрешившись от всего земного, святой целиком посвящал себя богу и примером своей жизни утверждал истинность основных положений христианского вероучения. Примером может служить житие Алексия, человека божия.

Распространение получили и патерики, сборники коротких рассказов по большей части о монахах, прославившихся своим благочестием и аскетизмом. Для них были характерны элементы занимательности, которые переплетались с бытовыми эпизодами чисто светского характера. Всё это определило их популярность на Руси.

Вместе с церковной литературой переводились и светские книги. Например, уже в XI в. на Руси существовало в переводах несколько хроник, которые излагали исторические факты в свете церковно-христианской идеологии. Из них наиболее значительны хроники Иоанна Малалы (VI в.) и Георгия Амартола (IX в.). Они знакомили русских читателей с мировой историей, кроме того, их фактическими данными пользовались древнерусские книжники. В частности, в развитии русского летописания и русской хронографии немалую роль сыграла хроника Георгия Амартола. Из светской литературы распространение на Руси получила «История Иудейской войны» Иосифа Флавия.

Немалое историко-литературное значение имели и естественнонаучные сочинения. «Шестоднев» — произведение, в котором комментируется библейский рассказ о сотворении богом мира и человека за шесть дней. «Шестодневы» характеризуются обилием фантастических элементов. «Физиолог» — книга, содержащая сведения о животных, действительно существующих (льве, орле, муравье, ките, слоне и т.д.) и воображаемых, фантастических (фениксе, сиренах, кентавре и др.), а также о растениях и драгоценных камнях (алмазе, магните, кремне и др.).

Произведения переводной литературы расширяли кругозор древнерусских читателей, приобщали их к мировой истории и культуре. С другой стороны, они способствовали становлению оригинальной литературы, выработке её жанров

6. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Жаровая система древнерусской литературы подвергалась изменениям, особенно это заметно в литературе XVI-XVII веков. При этом жанры церковной книжности были более устойчивыми, меньше подвергались трансформации, когда как жанры светской литературы под влиянием фольклора и деловой письменности значительно изменились по форме.

Древнерусская литература тесно связана с историей. Поэтому литературные изменения совпадают с историческими. И как следствие в развитии древнерусской литературы можно выделить следующие этапы:

1. Литература XI - начала XII века. Это период становления литературы Киевской Руси и её относительного единства.

2. Литература XII - начала XIII века. Она отражает начавшийся процесс феодальной раздробленности и ознаменована усилением светского гуманистического начала.

3. Литература XIII - середины XIV века, периода монголо-татарского нашествия. Характеризуется развитием традиций домонгольской литературы.

4. Литература XIV - начала XV века. Этот период носит название литературы «Предвозрождения».

5. Литература середины XV - первой половины XVI века. Её характерная особенность - возникновение элементов Возрождения.

6. Литература второй половины XVI века, периода централизации.

7. Литература XVII века как литература «переходного века».

7. ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Собирание памятников древнерусской литературы начинается ещё в XVIII веке. Свой вклад в изучение внесли В. Татищев, Г.Миллер, А. Шлецер, Н.М. Карамзин. В XIX веке возрастает интерес к прошлому, что в значительной степени связано с публикацией в 1800 году «Слова о полку Игореве». Наука о древнерусской литературе в XIX веке создавалась благодаря усилиям таких учёных, как Ф. Буслаев, А. Веселовский, А. Пыпин, А. Шахматов и др. В XX веке она была обогащена трудами В. Андриановой-Перетц, Н.К. Гудзия, И.П. Ерёмина и др. Особенно велика заслуга Д.С. Лихачёва, чьи работы по древнерусской литературе имеют фундаментальное значение не только для изучения литературы средневековья, но и новой литературы. Свой вклад в разработку характера и художественной специфики древнерусской литературы вносят труды А.Н. Робинсона, Л.А. Дмитриева, Я.С. Лурье, О.А. Державиной, Н.И. Прокофьева, О.В. Творогова и др.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В его ранних очерках и рассказах выражены симпатии к крестьянским массам и характерный для Лескова интерес к незаурядным натурам из народа. Среди нигилистов он видит не только извергов и циников, но и настоящих кристально благородных люде.

1880 е гг. - период расцвета творчества Н. С. Лескова. Он потратил всю жизнь и все силы на то, чтобы создать «положительный» тип русского человека. Он отстаивал интересы крестьян, защищал интересы рабочих, обличал карьеризм и взяточничество. В поисках положительного героя Н. С. Лесков часто обращается к людям из народа. «Левша» - одна из вершин художественного творчества писателя. Н. С. Лесков не дает имени своему герою, подчеркивая тем самым собирательный смысл и значение его характера. «Там, где стоит „Левша”, надо читать „русский народ”», - говорил писатель. Он любит своего героя, но не идеализирует его, показывая, что при трудолюбии и мастерстве он наукам не обучался и вместо четырех правил сложения из арифметики все берет по Псалтырю до по Полусоннику. Повествование ведется рассказчиком, речь его насыщена неологизмами. «Н. С. Лесков … - волшебник слова, но он писал не пластически, а рассказывал, и в этом искусстве не имеет равного себе», - отмечал М. Горький. И с этим трудно не согласиться. Именно поэтому Н. С. Лесков постоянно искал «живые лица», имеющие богатое духовное содержание, способные заинтересовать других. Для этого Н. С. Лесков использует мемуарную форму вымышленного художественного произведения. «Мемуарность» является только художественным средством, так как у большинства лесковских героев не было прототипов.

Язык рассказа - «настоящий, кондовый русский язык», он требовал большой, кропотливой работы от автора. Однако в рассказе он воспринимается просто и понятно. В нем присутствуют устаревшие слова («аглицкая блоха», «ящейский», «верета»), просторечия («молво», «пустяковина», «кислярка», «потюкивают молоточками»), заимствованные слова, часто искаженные («меланхолия», «мелкоскоп», «нимфозория», «дансе»). В конце рассказа звучит пушкинское высказывание - «дела минувших дней» и «преданья старины». Рассказ имеет «баснословный склад легенды» и «эпический характер главного героя». Настоящее (собственное) имя левши не называется, оно, как и имена многих гениев, для потомства навсегда утрачено. Н. С. Лесков создал миф, олицетворенный фантазией. В последней главе писатель сожалеет о том, что с развитием техники машины заменили ручной труд. Машины, по мнению автора, «не благоприятствуют аристократической удали, которая превосходила иногда меру, вдохновляла народную фантазию к сочинению подобных нынешних баснословных легенд». Н. С. Лесков показывает, что рабочие ценят выгоды, которые им доставляет механика, но о прежних, былых временах они вспоминают с гордостью и любовью. Сам Н. С. Лесков, оценивая художественное своеобразие «Левши», сетует на то, что создание языка - очень трудоемкое дело. По его мнению, лишь одна любовь к своей деятельности может побудить человека взяться за такую мозаичную работу. Н. С. Лесков пишет: «Этот то самый „своеобразный” язык и ставили мне в вину и таки заставили его немножко портить и обесцвечивать».

«Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник», Лесков видел трагедию народных талантов в условиях царской России, воспел творческий труд народа.Лесков связал одаренность народа с его высокими моральными качествами, но их судьба носит драматический характер.

33. Художественное своеобразие лирики Н.А. Некрасова.Н. является поэтическим выразителем идей революционеров-демократов 60-70 г 19 в. Это поэт новатор, в творчестве которого освободительные идеи получили наиболее яркое воплощение. Поэзия Н. всегда была посвящена интересам народа, он рассматривал свой труд как средство общественной борьбы и защиты интересов крестьянских масс.« То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть..» эту мысль Некрасов по-разному повторяет в своих стихах, критических статьях и письмах. Основные темы и идеи лирики Н.: 1. Гражданская и патриотическая тема, тема рус. народа: а) обличие крепостного права, изображение угнетенного положения крестьянства и городской бедноты: «Тройка», «Несжатая полоса», «Размышления у парадного подъезда» - наиболее яркое, в первой части дана хар-ка «парадного подъезда» и обрисовка мужиков-просителей; большая часть второй - авторское обращение к владельцу «роскошных палат», которое звучит то взволнованно патетически, то скорбно и гневно, то зло и иронично. В заключительной, третьей - история мужиков получает конкретное завершение (« За заставой, в харчевне убогой всё пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь, дорогой...»). Завершается стих вопросом, на который пока у поэта не находится определенного ответа («Ты проснешься ль, исполненный сил?»);б) осуждение народа за долготерпение, за забитость, темноту, нежелание сопротивляться угнетателям: «На волге», «Забытая деревня»; в) утверждение главной роли народа в истории цивилизации. Об исторической роли народа говорит Н. в стихе «Железная дорога» - противопоставив красоте природы «родимой Руси» страшный мир эксплуатации и человеческого горя, картину строительства железной дороги, поэт делает вывод о безграничных возможностях рус. народа («Вынесет все - и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе»). Третья глава - переводит содержание в более масштабный план, речь заходит о том, может ли народ явиться создателем великих духовных ценностей. Для генерала, которому Н. предоставляет слово, народ - не созидающая, а только разрушающая сила. Четвертая глава - как будто подтверждает аргументы генерала о народе как «диком скопище пьяниц». Бочка вина примеряет рабочих с угнетателями, этим эпизодом завершается стих; г) воспевание революции, призыв к народу бороться за свои права, оказывать сопротивление правящим классам: «Бунт», «Душно без счастья и воли...». 2. Тема нравственного идеала: В основном это стихотворения посвященные Белинскому (« Памяти Белинского») Чернышевскому («Н.Г.Чернышевский. Пророк»,) Добролюбову («Памяти Добролюбова»). Это обращение к тем, кто несет в себе боль о человеке боль о России. Герои в таких стихотворениях представлен страдальцем идущим на сознательную жертву и вызывающим у автора почти религиозное преклонение. Образы эти как бы приподняты над повседневностью, в стихе звучит мотив избранности. 3. Тема поэта и поэзии: а) провозглашение народности своей поэзии. В стихе «Вчерашний день в часу шестом...» проявился важнейший творческий принцип Некрасова - поэта, согласно которому источником поэтического вдохновения выступает самая обыденная, прозаическая действительность. Муза поэта - сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа; б) требование гражданственности поэзии поэтическим манифестом Н. стало стихотворение «Поэт и гражданин», в котором отразились драматические раздумья автора о соотношении гражданственности искусства, о целях поэзии. Написанное в форме диалога поэта и гражданина, оно отражало внутреннюю борьбу самого Н., его спор с самим собой По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. В стихе есть единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от нее не только художественного таланта, но и гражданских убеждений; в) определение поэзии поэта в современной обстановке, верность главной своей теме: «Элегия», «Пускай нам говорит изменчивая мода...». Стихотворение делится на три части: 1-это размышления о современном положении Родины и народа. Задача поэта заключается в том, чтобы возбуждать к народу внимание и сострадание 2-содержит оценку собственного творчества и выяснение задач на будущее. Главный вопрос, который волнует поэта: «Народ освобожден, но счастлив ли народ...». 3- представляет собой признание верности своей главной теме, содержит грустное размышление об отсутствии реакции народа на творчество поэта. 4. Тема любви. По новому Н. писал о любви. Позитируя взлеты любви, говорит и о «прозе», которая «в любви неизбежна» («Мы с тобой бестолковые люди...»), В его стихах появился образ независимой героини, подчас своенравной и неприступной. Отношения между любящими стали в лирике Н. более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь. В основном это стихотворения, вошедшие в «панаевский цикл», посвященный Панаевской. Поэтическое новаторство лирики Н.: 1. народность формы и содержания лирики; 2. сближение лирики поэта с эпосом; 3. непоэтическое явление жизни как тема произведения, реализм в раскрытии темы народа: 4. использование разговорной речи- 5. прием многоголосия.

Главные темы и мотивы творчества М.Ю. Лермонтова:

  • тема судьбы поколения (отрицание имеющейся реальности, бездуховность общества);
  • тема одиночества (мотив непонятости, вялости и безысходности);
  • тема Родины (воззвание к российскей истории и поиск эталонов в прошедшем);
  • тема природы (природа как одухотворенная краса и как отражение катастрофических моментов жизни людской души);
  • тема любви и дружбы (страсть и страдание как составляющие любви, поиск духовной близости и осознания);
  • тема самопознания (противостояние земных и небесных сил, мотив духовных посков);
  • тема избранности (судьба поэта и его творений).
  • Главные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова:

  • жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь);
  • разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с миром вокруг нас («В минутку жизни тяжелую...», «И скучновато и грустно», «Горные вершины», «Утес», «Листок», «Когда беспокоится желтеющая нива...»);
  • любовь-страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, однако твой портрет...»);
  • критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Наша родина...», «Смерть поэта»); осмысление судьбы собственного поколения («Дума»); положение народа и Родины («Родина», «Бородино»);
  • трудность поэтического призвания и высочайшее назначение поэзии («Я жить желаю! желаю печали...», «Не инкриминируй меня, Всесильный...», «Поэт», «Пророк»);
  • Основная тема творчества Лермонтова - личность в процессе самопознания и самовоплощения. Лирика Лермонтова - это летопись процессов самопознания и самовоплощения, становления души, и в этой исповедальности - настоящее художественное открытие создателя. Лирический герой Лермонтова максимально близок создателю.

    Душа и личность заинтересовывают Лермонтова как главные действительности бытия. Потаенна жизни и погибели воспринимается им в рамках нескончаемой жизни духа. Мировоззрение поэта строится на понятиях личности и Судьбы. Духовный мир поэта и мир наружный поражают собственной раздробленностью, нарушением взаимосвязей. Тяга к эталону, к высокому совершенству при понимании несовершенства мира и человека - умопомрачительная, чисто лермонтовская черта. Противостояние сил добра и зла в душе человека - основной конфликт лирического героя Лермонтова. Вот поэтому 1-го из ранешних собственных автобиографических героев именовал он «странным человеком». Исследование духовного мира человека нескончаемо, и эту бесконечность открыл российской литературе М.Ю. Лермонтов.

    Основной творческий принцип поэта сформулирован в «Герое нашего времени»: «История души людской, хотя бы самой маленькой души, едва лишь ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...» Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к осознанию важного актуального закона: и добро и зло находятся не вне человека, однако снутри него, в его душе.

    Своеобразие художественного мира М.Ю. Лермонтова

    Творческая деятельность М.Ю. Лермонтова протекала в годы жесточайшей политической реакции, наступившей после восстания декабристов в 1825 году. Эта общественная обстановка наложила отпечаток на поколение, к которому принадлежал и Лермонтов, на его нрав и творчество. По стихам поэта есть возможность проследить судьбу поколения. Меж поэтом и беспощадной реальностью, которая извращала и уничтожала самые возвышенные чувства, сложились агрессивные дела, конфликт, который не имел возможность окончиться примирением. Его разрешение неизбежно подразумевало смерть 1-го из действующих лиц исторической драмы. Сделанный реакцией публичный климат убил Лермонтова-человека, однако Лермонтов-поэт, вроде бы предугадавший свою участь за длительное время до катастрофы у подножия горы Машук, нанес самодержавному режиму неотразимый нравственный удар. Права личности стали для Лермонтова единственным аспектом оценки реальности.

    Лермонтов начал собственный творческий путь как поэт романтичного направления и, воплощая идеи протеста против окружающего его общества, увлекаясь мечтами о светлом будущем, стал броским творцом гражданственного, философско-психологического романтизма. Однако уже в первых романтических произведениях Лермонтова появлялись и росли реалистические закономерности (соц среда в «Маскараде»). Отражая более непростой период развития публичной мысли, Лермонтов, по воззрению И.А. Гончарова, «опередил Пушкина глубиною мысли, смелостью и новизною мыслях и полета».

    Поэт делит передовые политические идеи, отвергая деспотизм. В стихотворении «Жалоба турка» лирическому герою душно в государстве рабства и цепей:

    Там рано жизнь тяжка бывает для людей,

    Там за развлечениями несется укоризна,

    Там стонет человек от рабства и цепей!..

    Друг! Этот край… моя отчизна!

    В зрелой лирике критика Лермонтова становится социально острой и поболее определенной. Протест и желание «дерзко кинуть металлический стих, облитый горечью и злостью», реализуются. Конкретно подобным «железным стихом» стало стихотворение «Дума». В нем звучит упрек поколению в бесцельности и бесследности его существования, в бездушности и внутренней опустошенности:

    Грустно я гляжу на наше поколенье!

    Его грядущее - иль пусто, иль мрачно,

    Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

    В бездействии состарится оно.

    Массой угрюмою и скоро забытой

    Над миром мы пройдем в отсутствие шума и следа,

    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

    Ни гением начатого труда.

    В стихотворении «Прощай, немытая Россия…» горьковатый колер скорби и негодования сменяется презрением и ненавистью к «стране рабов, стране господ», «к мундирам голубым» и «преданному им народу». Поэт противопоставляет себя этой «немытой России» и стремится покинуть ее:

    Может быть, за стенкой Кавказа

    Сокроюсь от твоих пашей,

    От их всевидящего глаза,

    От их всеслышащих ушей.

    Однако даже в обстановке жесточайшей реакции поэта не покидает желание мятежа. В стихотворении «1 января 1840 года» он снова упрекает поколение в бездушности, внутренней опустошенности.

    Сложное противостояние эмоций, трагизм судьбы поэта в светском обществе раскрывается в стихотворении «Смерть Поэта», написанном Лермонтовым после катастрофической смерти А.С. Пушкина. Скорбь и горечь, грусть и восхищение, боль и негодование звучат в стихотворении. В стихотворении три героя: Пушкин - «невольник чести», светская масса и поэт, ее клеймящий и оплакивающий Пушкина. Масса не оценила настоящего таланта, не сообразила подлинного искусства. Поэт открыто показывает на настоящих убийц - это бездушное светское общество, которое направляло руку убийцы:

    Вы, жадною массой стоящие у трона,

    Свободы, Гения и Славы палачи!

    И в этом обществе Пушкин был так же одинок, как и Лермонтов:

    Восстал он против воззрений света

    Один, как прежде… и убит!

    В последней части стихотворения поэт выносит приговор убийцам и высказывает веру в возмездие:

    И вы не смоете всей вашей темной кровью

    Поэта праведную кровь!

    Восхищаясь мятежностью поэта, Лермонтов вместе с этим понимает напрасность этого одинокого мятежа, так как свет неисправим, он индифферентен, низок и вероломен. В этом стихотворении по-декабристски звучат набатные нотки обличения рабства и деспотизма и остро поднят вопрос о роли и положении поэта в современном обществе.

    Лермонтов выступал с яростным обличительным протестом против тех порядков, которые царствовали в Рф. В его произведениях звучит презрение к современности, отрицание ее, жажда борьбы и тоска, отчаянье от сознания собственного одиночества и бессилия. Однако это презрение поэта выражено не к родине, а к историческому моменту, в каком жил поэт.

    Тема Родины занимает в творчестве М.Ю. Лермонтова одно из ведущих мест, однако раскрывается им разносторонне. Лермонтов делает конкретно-исторический образ Рф, он плотно сплетен с темой «потерянного поколения», принципиальной для творчества поэта. Тема исторической судьбы поколения 30-х годов раскрыта в стихотворении «Бородино». Это отклик на действия 1812 года, поэт говорит о геройском прошедшем Рф. Стихотворение представляет собой вроде бы диалог поколения поэта с поколением отцов, участников войны, в лице старенького бойца. Устами старенького бойца создатель упрекает «нынешнее племя» в бессилии:

    Да, были люди в наше время,

    Не то, что сегодняшнее племя:

    Богатыри - не вы!

    При всем этом Лермонтов очевидно делает на этом акцент, повторяясь. Прославляя подвиги предшественников, поэт осуждает современников за без славы прожитую жизнь. Образ Рф и отношение к ней у поэта двойственны. В стихотворении «Родина» он говорит:

    Люблю отчизну я, однако странною любовью!

    а в стихотворении «Прощай, немытая Россия…» поэт презирает «страну рабов, страну господ». В стихотворении «Жалоба турка» поэт пишет о стране, где «стонет человек от рабства и цепей», и с горечью признается:

    Друг! этот край… моя отчизна.

    Лермонтов выступал с яростным обличением порядков самодержавной Рф николаевского времени, однако соц несправедливость, царящая в обществе, не способна была искоренить его любовь к отчизне. В стихотворении «Спеша на север из далека…» он говорит:

    Боюсь сказать! - душа дрожит!

    Что в том случае я со дня изгнанья

    Совершенно на родине забыт!

    Необычность любви Лермонтова к Родине в том, что эта любовь контрастна - духовной жизни лирического героя противопоставлена общественная, и они не гармонируют вместе. И зрительные воспоминания преобразуются в философские раздумья, где реальные образы становятся воплощением общих закономерностей бытия. Это такие стихотворения, как: «Тучи», «На севере диком…», «Утес», «Три пальмы», «Парус» и другие. Тут запечатлена не просто одухотворенная краса природы, а трагические явления в жизни людской души. В 1840 году перед отъездом на Кавказ Лермонтов пишет стихотворение «Тучи». Стихийное странничество туч сопоставлено с изгнанничеством поэта:

    Мчитесь вы, как будто как я же, изгнанники

    С милого севера в сторону южную.

    Тучи, облака - устойчивые знаки абсолютной свободы у поэтов-романтиков. В стихотворении «Когда беспокоится желтеющая нива…» запечатлены редчайшие мгновения гармонического слияния поэта с природой и состояние просветленности, которое смиряет духовную тревогу поэта, его сомнения в способности счастья на земле, его одиночество:

    Тогда смиряется души моей тревога,

    Тогда расползаются морщины на челе,

    И счастье я могу постигнуть на земле,

    И в небесах я вижу Бога…

    Для Лермонтова природа - желательный собеседник, нескончаемый источник гармонии и жизни, верный путь к единению человека и мира. Это та краса, ради которой стоит жить. В стихотворении «Родина» поэт задает вопрос:

    Однако я люблю - за что, не знаю сам -

    Ее степей прохладное молчанье,

    Ее лесов безбрежных колыханье,

    Разливы рек ее, подобные морям…

    Все, что недешево поэту, роднит его со собственной государством. Он любит обычный и надежный лад деревенской мирной жизни, ему дорога «чета белеющих берез», отрадна «пляска с топаньем и свистом». Пейзажные детали меняют друг друга: то захудалые, скрытые травой избенки, то признаки довольства - полное гумно и резные ставни - и герой откликается душой на все воспоминания окружающей народной жизни. Через образы природы в лирике Лермонтова воссоздается и тот безупречный мир, в который лирический герой уносится мечтой, памятью либо воображением. В стихотворении «Как нередко, пестрою толпою окружен…» конкретно мир природы в знакомых герою с юношества чертах противоборствует маскарадному, подложному, насквозь пропитанному фальшью и неискренностью пестрому свету. «Спящий пруд», туман над полями, черная аллея, опавшие и шуршащие под ногами желтоватые листья - все это приметы подлинного, реального мира, воссозданного памятью героя. В видах природы материализуется мечта о прошедшем, только на время заменившая наскучившую, мучительную действительность:

    И память их живая доныне

    Под бурей тягостных колебаний и страстей,

    Как свежайший островок безобидно средь морей

    Цветет на увлажненной их пустыне.

    Подлинный вид Родины запечатлевается в поэзии Лермонтова через определенные природные реалии - «желтеющую ниву», умеренную «чету белеющих берез», «дымок сгоревшей жнивы».

    Желая сжато сконструировать самое главное отличие Лермонтова от его превосходного предшественника Пушкина и выделить то новое, что Лермонтов сделал в российской литературе, критик-демократ В.Г. Белинский писал в 1843 году: «Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах людской личности» .

    В творчестве Лермонтова неувязка личности не только лишь определяет весь комплекс его других мыслях, однако почти во всем сформировывает его поэтическую систему. Исследование этого круга вопросов частично объясняет своеобразие художественного способа Лермонтова.

    Мир философских мыслях и представлений Лермонтова своеобразен. Его ни при каких обстоятельствах нельзя считать поэтическим вариантом какой-нибудь современной Лермонтову философской системы. Лермонтовские представления о мире без помощи других складывались на базе общественного опыта поэта, также в итоге творческого освоения и переработки им философского опыта современной ему российской, европейской и частично восточной цивилизации.

    В статьях Белинского о Лермонтове содержится много принципиальных и четких наблюдений над идеологическим и художественным своеобразием произведений Лермонтова, не утративших собственного значения до наших дней. Белинский видел в Лермонтове народного поэта, выдвигавшего в собственном творчестве на 1-ый план «нравственные вопросы о судьбах и правах людской личности», и считал его талант могучим, блиставшим практически на пустынном поэтическом небосводе конца 30-х годов, «без конкурентов по величине и блеску». В поэзии Лермонтова он видел «бездонный океан» мыслей и эмоций.

    Прямо за Белинским многие критики, писатели, публичные деятели и литературоведы охарактеризовывали творчество Лермонтова, его художественное мастерство и роль в литературе словами благоговейного преклонения, экзальтированного восхищения и государственной гордости. Н.Г. Чернышевский считал, что он стал «оригинальнейшим из всех бывших у нас до него поэтов, не исключая и Пушкина». Н.А. Добролюбов, отмечая проницательное умение Лермонтова понять недочеты современного ему общества, сослался на стихотворение «Родина», в каком поэт стал «решительно выше всех предрассудков патриотизма и осознает любовь к отечеству поистине, свято и разумно». По его воззрению, «полнейшего выражения незапятанной любви к народу, гуманнейшего взора на его жизнь нельзя и добиваться от российского поэта». Не случаем некие исследователи говорят о лермонтовском шаге в развитии российской литературы.

  • literature-xix.ru - российская литература XIX века: своеобразие Лермонтова и его место в развитии российской литературы;
  • feb-web.ru - А.И. Журавлева, В.Н. Турбин. Творчество М.Ю. Лермонтова. Семинарий для студентов-заочников филологических факультетов Муниципальных институтов (1967 год);
  • schooltask.ru - в чем своеобразие лирического мироощущения Лермонтова?
  • lib.rin.ru - творчество М.Ю. Лермонтова (материалы к уроку);
  • pereplet.ru - Н.В. Беляева, А.Е. Иллюминарская. Исследование литературы в 10 классе: М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Главные темы и мотивы лирики Лермонтова. Эволюция его дела к поэтическому дару;
  • festival.1september.ru - поэтический мир М.Ю. Лермонтова (урок литературы в 9-ом классе).
  • Дополнительно на сайт:

  • Какова биография Миши Юрьевича Лермонтова?
  • Где в Москве находится Дом-музей М.Ю. Лермонтова?
  • Какой официальный веб-сайт музея М.Ю. Лермонтова «Тарханы»?
  • Какова основная тема поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»? Какова символика колокольного гула в поэзии М.Ю. Лермонтова? (в одном ответе)
  • Где в Интернете есть возможность прочесть произведения М.Ю. Лермонтова?

  • ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
    СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭМЫ


    Н. А.
    НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО”


    Поэма “Кому
    на Руси жить хорошо” занимает центральное
    место в творчестве Н. А. Некрасова. Она стала
    своеобразным художественным итогом более
    чем тридцатилетней литературной работы
    автора. Все мотивы его ранней лирики как бы
    собраны воедино и развиты в поэме, заново
    переосмыслены все волновавшие его проблемы,
    использованы высшие художественные
    достижения.


    Н. А.
    Некрасов не только создал особый жанр
    социально-философской поэмы. Он подчинил
    его своей сверхзадаче: по-казать Россию в ее
    прошлом, настоящем и будущем. Начав писать
    “по горячим следам”, то есть сразу после
    реформы 1861 года, эпическую поэму об
    освобождающемся, возрождающемся народе, Н.
    А. Некрасов бесконечно расширил свой
    первоначальный замысел. Поиски “счастливцев”
    на Руси увели его из современности к
    древним истокам: поэт стремится осознать не
    только результаты отмены крепостного права,
    но и саму философскую природу таких понятий,
    как “счастье”, “свобода”, “грех”, ибо вне
    этого философского осмысления невозможно
    понять суть настоящего момента и провидеть
    будущее народа.


    Принципиальная
    новизна жанра объясняет фрагментарность
    поэмы, построенной из отдельных
    незавершенных глав. Объединенная образом -
    символом дороги, поэма распадается на чьи-то
    истории, а также на судьбы десятков людей.
    Каждый эпизод сам по себе мог бы стать
    сюжетом песни или повести, легенды или
    романа. Все вместе, в единстве своем, они
    составляют судьбу русского народа,
    высвечивая его исторический


    путь от
    рабства к свободе. Именно поэтому лишь в
    последней главе появляется образ “народного
    заступника” Гриши Добросклонова - того,
    кто поможет обрести людям волю. У каждого из
    персонажей поэмы свой голос. Н. А. Некрасов
    совмещает сказовую, бытовую и поэтическую
    речь и вносит в нее оценочный элемент,
    заставляя читателей воспринимать речь
    персонажа так, как того хочет автор. У нас не
    возникает впечатления стилистической
    нестройности поэмы, потому что все
    использованные приемы здесь подчинены
    общей задаче: создать поэму, которая была бы
    близка и понятна крестьянину.

    Авторская
    задача определила не только жанровое
    новаторство, но и все своеобразие поэтики
    произведения. Н. А. Некрасов многократно
    обращался в лирике к фольклорным мотивам и
    образам. Поэму о народной жизни он целиком
    строит на фольклорной основе. В
    произведении в той

    или
    иной степени задействованы все основные
    жанры фольклора: сказка, песня, былина,
    легенда, частушка.

    Каково же
    место и значение фольклора в поэме? Во-первых,
    фольклорные элементы позволяют Н. А.
    Некрасову воссоздать картину
    крестьянского представления о мире,
    выразить взгляд народа на многие важные
    вопросы. Во-вторых, поэт умело использует
    особые фольклорные приемы, стиль, образную
    систему, законы и художественные средства.


    Из
    фольклора взяты образы Кудеяра, Савелия.
    Народное творчество подсказало Н. А.
    Некрасову и многие сравнения; некоторые из
    них вообще основаны на загадках. Поэт
    использует свойственные народной речи
    повторы, отрицательный параллелизм,
    подхват конца строки в начале следующей,
    употребление песенных междометий. Но самое основное отличие фольклора от
    художественной литературы, которое находим
    у Н. А. Некрасова, это отсутствие авторства.
    Фольклор отличается тем, что народ сообща
    слагает произведение, народ его
    рассказывает, и народ же слушает. В
    фольклоре авторскую позицию заменяет
    общенародная мораль. Индивидуальная
    авторская точка зрения чужда самой природе
    устного народного творчества.

    Авторская
    литература обращается к фольклору, когда
    необходимо глубже проникнуть в суть
    общенародной морали; когда само
    произведение обращено не только к
    интеллигенции (основная часть читателей

    XIX
    века), но и
    к народу. Обе эти задачи и ставил перед
    собою Н. А. Некрасов в поэме “Кому на Руси
    жить хорошо”.

    И еще один
    важнейший аспект отличает авторскую
    литературу от фольклора. Изустное
    творчество не знает понятия “канонический
    текст”: каждый слушатель становится
    соавтором произведения, по-своему
    пересказывая его. К такому активному
    сотворчеству автора и читателя и стремился
    Н. А. Некрасов. Именно поэтому его поэма
    написана “свободным языком, максимально
    приближенным к простонародной речи”. Стих
    поэмы исследователи называют “гениальной
    находкой” Н. А. Некрасова. Свободный и
    гибкий стихотворный размер, независимость
    от

    рифмы
    открыли возможность щедро передать
    своеобразие народного языка, сохранив всю
    его меткость, афористичность и особые
    поговорочные обороты; органически вплести
    в ткань поэмы деревенские песни, поговорки,
    причитания, элементы народной сказки (волшебная
    скатерть-самобранка потчует странников);
    искусно воспроизвести и задорные речи
    подвыпивших на ярмарке мужиков, и
    выразительные монологи крестьянских
    ораторов, и вздорно-самодовольные
    рассуждения самодура помещика.

    Красочные
    народные сцены, полные жизни и движения,
    хороводы характерных выразительных лиц и
    фигур - все это создает неповторимое
    многоголосие в некрасовской поэме.

    Задачи и тесты по теме "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭМЫ Н. А. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО”"

    • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку


    Рассказать друзьям