Утренние и вечерние молитвы. В чем смысл поста? Когда читается молитва Ефрему Сирину в Великий пост

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Человек, причащающийся лишь изредка, наносит немалый урон своей
духовной жизни. Святые Отцы призывали христиан причащаться при каждом
посещении литургии (св. Василий Великий. Творения; преп. Максим
Исповедник1). Если в наши дни эта практика оставлена, то, тем не менее,
приступать к Св. Чаше следует не реже одного раза в 40 дней и непременно - в
день своего ангела. Преподобный Серафим завещал нам приобщаться не реже 16
раз в году.
Накануне причащения соблюдают пост и читают "Последование ко Святому
Причащению" из Молитвослова. Перед причащением с утра ничего не едят и не
пьют до конца литургии (из благоговения к Священной Трапезе). Курящие должны
воздерживаться от курения. Подходят к Св. Чаше только после исповеди.
Исповедь и причащение - два отдельных таинства. Практика Русской
Православной Церкви ставит их в тесную связь по той причине, что мы не
должны приступать к Св. Чаше, не примирившись с Богом через таинство
покаяния. Иногда, если человек не готов к причащению, он может подойти
только к исповеди.
Причащение происходит в конце обедни, после того, как пропоем "Отче
наш" и следующий затем "запричастный" стих. При выносе Чаши мы повторяем про
себя за священником молитву: "Верую, Господи, и исповедую..."
Затем в тишине и благоговении подходим к Св. Чаше, сложив руки на груди
крестообразно, правую поверх левой (у Чаши креститься нельзя!), и называем
свое полное имя. Причастившись Святых Тайн, целуем нижний край Чаши и
подходим к столику, где запиваем "теплотой" и принимаем часть просфоры. Это
- воспоминание братских трапез первых христиан.
Православие признает действительность таинства Евхаристии, совершаемого
правильно поставленным инославным священником (католическим или
старообрядческим). То, что мы не причащаемся вместе, не есть знак того, что
мы не признаем подлинности другой литургии, а вытекает из понятия о ней как
о "трапезе любви". Совместное причащение возможно лишь по достижении
единства и прекращении разделений. До тех же пор совместное причащение было
бы неискренним и, следовательно, недостойным. Но в случае нужды, как
постановил в 1969 г. Св. Синод Русской Православной Церкви, старообрядцы и
католики могут исповедываться и приобщаться в православных храмах.

V. Поминовение и просфоры. Панихида и молебен

Если мы желаем, чтобы Церковь молилась вместе с нами за дорогих нам
близких (живых и умерших), мы пишем их имена на записке с надписью "о
здравии" и "об упокоении" и передаем вместе с просфорой, которую покупаем за
свечным ящиком, в алтарь. Сделать это нужно до начала литургии; если же
служба уже началась, то все разговоры, связанные с покупкой просфор,
передачей записок или свечек следует вести шепотом, чтобы не мешать службе.
Поданные записки священник читает перед началом литургии (на проскомидии) и
во время службы, когда он вынимает из просфор частицы и молится о здравии и
об упокоении записанных. В конце литургии эти частицы опускаются в Чашу в
знак искупительного действия св. Евхаристии. Священник в это время молится:
"Омой их грехи кровию Твоею..."
После обедни просфоры выносятся из алтаря и обычно ставятся на свечном
ящике, откуда те, кто подавал с ними записки, их разбирают. Просфору можно
по своему желанию либо съесть сразу, либо распределить на несколько дней,
либо отдать ее тому, за кого мы ее "вынимали".
Просфоры при желании можно раздавать в храме с просьбой молиться о тех,
за кого они вынуты, но это следует делать не во время службы, а после того,
как все подойдут ко кресту.
Кроме поминовения за литургией в церкви совершаются и другие виды
молитв за живых и усопших:
1. Молитва о живых, или молебен, к которому по просьбе верующих может
быть добавлено водоосвящение или чтение акафиста. Желающие служить молебен
обращаются за свечной ящик до службы (или, в крайнем случае, после службы).
2. Молитва об усопших называется панихидой. Ее служат перед особым
столиком для свечей (кануном). Издревле существовал обычай в память усопших
устраивать трапезу. В ней принимали участие бедняки, которых просили
молиться за умерших. И в наши дни те, кто молится о них, приносят в храм
пищу, которую раздают "для поминовения" после панихиды. Это делается и в
особые поминальные ("родительские") дни.
3. Молитвы, которые поют и читают при погребении, называются
отпеванием.
По окончании его икона, которая была на груди у покойника, ставится на
канун и находится там в течение 40 дней. После этого родные могут ее взять.
Во время литургии молитва совершается только за членов Церкви или
готовящихся ко крещению ("оглашенных"). Считается, однако, что во время
молебна могут быть помянуты и люди некрещеные. Для отпевания католиков,
старообрядцев и других инославных существует особый чин.

VI. Правила, касающиеся отношения мирянина к своему духовнику

Духовником называется священник, к которому мы постоянно ходим на
исповедь. Как больному лучше лечиться у одного врача, который хорошо знает
его организм и болезни, так и духовное врачевание будет проходить успешнее,
если человек будет приносить свою исповедь постоянному духовнику. Отношения
между этим священником и мирянином должны быть построены на искренности,
понимании и доверии. Мирянину следует помнить о следующих пяти правилах:
1. Христианин не предпринимает никакого важного жизненного шага, не
получив благословения духовника или, по крайней мере, не посоветовавшись с
ним.
2. Христианин принимает от духовника указания о молитвенном правиле,
постах и делах служения людям.
3. Христианин должен привести свою жизнь в согласие с нравственными
требованиями Церкви в срок, указанный духовником.
4. Частоту исповеди и причащения христианин должен согласовать с
духовником и твердо этого придерживаться.
5. В случае расхождения со своим духовником и намерения перейти к
другому мирянин должен поставить своего духовника в известность и просить
благословения на переход к другому священнику, конкретно указанному (см. 1
Цар 15, 22; Евр 13, 7, 17; Немоканон Иоанна Постника, Стоглав 40; Вопрошание
Кирика, 6, 17; Написание митр. Григория, 4; Заповедь к исповедующемуся, 27;
Слово Божие о покаянии, 97)2.

VII. Важнейшие праздники года

Праздничные и воскресные дни надо освободить от работы, которую можно
отложить. Церковный годовой круг праздников делится на праздники
"переходящие" и "непереходящие", двунадесятые и великие. Непереходящие
празднуются каждый год в одно и то же число месяца. Переходящие относятся к
Пасхальному циклу и приходятся каждый год на разное время. Приводим список
переходящих, непереходящих и великих праздников по "Православному церковному
календарю".
Двунадесятые переходящие праздники
Вход Господень в Иерусалим - воскресенье;
Пасха Христова - воскресенье;
Вознесение Господне - четверг;
День Святой Троицы (Пятидесятница) - воскресенье.
Двунадесятые непереходящие праздники
Крещение Господне - 6/19 января;
Сретение Господне - 2/15 февраля;
Благовещение Пресвятой Богородицы - 25 марта/7 апреля;
Преображение Господне - 6/19 августа;
Успение Пресвятой Богородицы - 15/28 августа;
Воздвижение Креста Господня - 14/27 сентября;
Введение во храм Пресвятой Богородицы - 21 ноября/4 декабря;
Рождество Христово - 25 декабря/7 января.
Великие праздники
Обрезание Господне - 1/14 января;
Рождество Иоанна Предтечи - 24 июня/7 июля;
Святых первоверховных апостолов Петра и Павла - 29 июня/12 июля;
Усекновение главы Иоанна Предтечи - 29 августа/11 сентября;
Покров Пресвятой Богородицы - 1/14 октября.
Церковное исчисление ведется по старому стилю. Вторая дата указывает
новый стиль.

VIII. Посты

В нашей человеческой природе нарушена гармония между духовным и
плотским началом; плоть стремится возобладать над духом. Поэтому человеку,
ведущему духовную жизнь, необходимы хотя бы самые простые методы аскезы
(самоограничения). К ним относится пост - воздержание от животной пищи,
которое имеет двоякое значение.
С одной стороны, пост обуздывает стихию плоти, с другой - развивает
через послушание Церкви духовную стойкость и волю человека. Пост освящен
Самим Христом, Который, постясь, Своим примером указал на необходимость
воздержания для Его учеников.
Существуют различной степени посты. Примерно их можно охарактеризовать
следующим образом:
I. Очень строгий пост - сухоядение. Едят только сырую растительную пищу
без масла.
II. Строгий пост - едят всякую вареную растительную пищу с растительным
маслом.
III. Обычный пост - кроме того, что едят в строгий пост, едят еще рыбу.
IV. Ослабленный пост (для немощных, находящихся в пути и питающихся в
столовых) - едят все, кроме мяса.
Отмена или ослабление поста предусмотрены Церковью для особых случаев
(болезнь, нахождение в пути и т.п.). Однако христианин не должен по
собственному усмотрению ослаблять или отменять пост (как и, напротив, делать
его более строгим), но спрашивать благословения духовника.
Пост - не только время телесного воздержания; он означает и время
усиления борьбы с грехом, особенной молитвенной сосредоточенности, более
частого причащения.
В году четыре длительных поста. Кроме того, Церковь установила постные
дни - среду и пятницу в течение всего года. В память некоторых событий
установлены также однодневные посты.
Многодневные посты
Великий Пост - предпасхальный, в общей сложности продолжается семь
недель. Пост строгий. Очень строгие недели - первая, четвертая
(Крестопоклонная) и седьмая (Страстная). На Страстной неделе пост
прекращается после литургии в Страстную субботу. По обычаю же разговляются
только после Пасхальной заутрени, т.е. в ночь на Св. Воскресение.
Великий Пост связан с переходящим кругом праздников и поэтому в разные
годы падает на разные числа, в зависимости от дня празднования Пасхи.
Петров пост - перед праздником святых апостолов Петра и Павла.
Начинается со Дня всех святых (воскресенье после Троицына дня) и
продолжается до 12 июля нового стиля. Этот пост меняет свою
продолжительность в разные годы, ибо зависит от дня празднования Пасхи. Этот
пост - наименее строгий, обычный.
Успенский пост - перед праздником Успения Божией Матери. Он всегда
падает на одни и те же числа: 14-28 августа нового стиля. Это - строгий
пост.
Рождественский (Филиппов) пост - начинается на следующий день после
празднования апостола Филиппа, всегда падает на одни и те же дни: 28 ноября
- 7 января нового стиля.
Однодневные посты
Среда и пятница - в течение всего года, кроме сплошных седмиц (недель)
и святок. Пост обычный.
Крещенский сочельник - 5/18 января. Пост очень строгий (существует
народный обычай в этот день не есть до звезды).
Усекновение главы Иоанна Крестителя - 25 августа/11 сентября. Пост
строгий.
Воздвижение Креста Господня - 14/27 сентября. Пост строгий.

IX. Домашняя молитва и духовное чтение

Молитвы, содержащиеся в Молитвослове, составлены по большей своей части
святыми и людьми высокого духовного опыта. Читая эти молитвы, мы приобщаемся
к их духовной жизни и учимся сами молиться. Молитва по книге (молитвословие)
не исключает молитвы своими словами и молитвенного предстояния Богу в
молчании.
[О ежедневном правиле см. "Практическое руководство..."]. Ежедневным
"правилом" называется собрание молитв, предназначенных для чтения утром,
вечером и в продолжение дня. Опускать это правило не следует даже тогда,
когда в душе нет молитвенного настроения. Сами святые слова оказывают
воздействие на душу помимо сознания. Однако нужно всегда стремиться побороть
рассеянность и вникать в слова молитв. Для случая крайней усталости или
особых обстоятельств преп. Серафим дал "малое правило".
Великим Постом к ежедневному правилу добавляется молитва св. Ефрема
Сирина "Господи и Владыко живота моего...", а в пасхальный период - тропарь
праздника ("Христос воскресе из мертвых...").
Всякое дело мы должны начать молитвой. На эти случаи есть в
Молитвослове особые псалмы и молитвы.
Читать Священное Писание следует ежедневно. Прежде всего это касается
Нового Завета. Его можно читать по частям или главам, на выбор, или в
соответствии с церковными чтениями этого дня. К отрывку из Евангелия
присоединяем чтение из Посланий. Из Ветхого Завета ежедневно читают псалмы.
Остальные книги Библии следует читать с толкованиями, чтобы правильнее и
глубже понимать смысл ветхозаветных книг и их соотношение с Новым Заветом.
К чтению Св. Писания рекомендуется добавлять чтение из Св. Отцов или
духовных писателей. Лучшими книгами из Отцов для начинающих могут служить:
"Псалтирь" св. Ефрема Сирина, "Исповедь" бл. Августина, "Нравственные
правила" св. Василия Великого. Из более поздних авторов - творения Тихона
Задонского, "Невидимая брань" св. Никодима Святогорца, "Руководство к
благочестивой жизни" Франциска Сальского. Из современных духовных писателей
- "Записи" свящ. А. Ельчанинова, книги митрополита Антония Сурожского.

О проведении Великого Поста

Общие правила

Недели Поста

Время Великого Поста специально дается Церковью, чтобы мы могли
собраться, сосредоточиться и подготовиться к встрече Пасхальных дней.
Великим Постом нужно постараться наверстать упущенное, заполнить
пробелы в нашей духовной жизни, которая так пострадала от жизненных
неурядиц, рассеянности, лености и прочего.
Общие правила
1. Воздержание от мясной пищи обязательно. Относительно всего прочего
следует уточнить с духовником. Кроме того, хорошо избрать какую-нибудь
житейскую вещь и отказаться от нее на эти дни, сохраняя воздержание до
Пасхи.
2. За время Поста нужно прочесть все четыре Евангелия.
3. Необходимо отказаться от всех лишних встреч, дел - всего, что
рассеивает. Отдых, разумеется, не отменяется, но виды его нужно избрать
такие, которые не нарушали бы мир души (например прогулки, поездки за город
и т.д.).
4. Ежедневно надо читать молитву св. Ефрема Сирина, желательно
медитативно, т.е. сосредотачиваясь мыслью на словах. Размышлять нужно
преимущественно над одной частью (например, фраза "Господи, Владыко живота
моего"; тема: Христос как альфа и омега моей жизни, ее смысл, любовь и цель.
Ощутить это хотя бы на короткое мгновение).
5. Кроме чтения молитвы св. Ефрема Сирина необходимо посвящать
ежедневно 10 минут (это минимум, а вообще-то желательно полчаса) - 5 минут
утром и 5 минут вечером - молитвенным размышлениям. Главное - не пропустить
ни одного дня в течение Великого Поста.
Рекомендуется во время молитвы выбирать удобное место, удобное
положение тела, но при невозможности этого отступать не следует. Размышлять
можно и на ходу, и на работе, и вечером, когда все уснут, и утром - одним
словом, приноравливаясь к обстоятельствам. Весьма важно, чтобы ничто не
"наседало", не волновала необходимость срочно что-то сделать, не угнетала
слишком сильная усталость. Перед началом молитвенного размышления нужно
перекреститься (если это происходит дома) или мысленно призвать имя Божие;
понудить себя отрешиться от забот (это самое трудное), усилием воли
поставить себя перед лицом Божиим; осознать, что, где бы мы ни были, мы
всегда с Ним и перед Его лицом. После этого обращаем взгляд к иконе или к
кресту (если мы не дома, полузакрываем глаза и вызываем образ креста).
Нужно, чтобы все тело пришло в состояние покоя, дыхание не было учащенным,
движений не нужно (кроме крестного знамения). После этого мысленно
произносим фразу из молитвы или Евангелия (можно из литании, акафиста,
литургии - по выбору) и стараемся как можно дольше удержать ее в сознании,
обдумывая ее, погружаясь в глубину, ощущая ее многогранную связь со своей
жизнью. Сначала это будет получаться с трудом. Возможно, только на третьей
неделе дело пойдет лучше. Главное - не надо отступать. И так каждый день
весь Пост, по пять минут утром и пять - вечером. В крайнем случае время
можно менять, но лучше избрать одно и то же. Не нужно удивляться и
огорчаться, ловя себя на рассеянности, на неумении сосредоточиться: полезно
считать себя учеником новоначальным, впервые приступающим к таким
размышлениям. Список молитвенных речений для них хорошо составить заранее на
неделю. Надо стараться на протяжении дня в свободные от работы мгновения
возвращаться мысленно к теме размышлений, как бы готовясь к встрече.
Основное условие успеха - установление внутренней тишины; это самое трудное
в наш шумный век.
6. После пятиминутного размышления необходимо посидеть или просто
постоять молча и сосредоточенно, как бы прислушиваясь к тишине, и потом с
этой тишиной в сердце приступать к делам, стараясь сохранить ее "звук" как
можно дольше.
7. Все воскресные дни во время Великого Поста обязательно посещать
литургию, не опаздывая к службе. Перед службой во время "часов" хорошо
прочесть молитву:

Верую, Господи, но Ты утверди веру мою.
Уповаю, Господи,
но Ты укрепи надежду мою.
Я возлюбил Тебя, Господи,
но Ты очисти любовь мою
и воспламени ее.
Сокрушаюсь, Господи, но Ты сделай,
да приумножу покаяние мое.
Чту, Господи, Тебя, Творца моего,
воздыхаю о Тебе, призываю Тебя.
Ты же направь меня мудростью Твоею,
защити и укрепи.
Предаю Тебе, Боже мой, помышления мои,
да исходят они от Тебя.
Дела мои да будут во имя Твое,
и желания мои да будут в воле Твоей.
Освети ум мой, укрепи волю,
очисти тело, освяти душу.
Да узрю мои прегрешения,
да не прельщусь гордостью,
помоги мне побеждать искушения.
Да славлю Тебя во все дни жизни,
которую Ты даровал мне.
Аминь.

Частота причащения устанавливается вместе с духовником, но заранее
нужно готовиться к общему причащению в Великий Четверг, день Тайной Вечери.
8. В дни Поста особенно важно усилить молитву за других. Не пропуская
ни одного случая, когда кто-то болен, находится в унынии, испытывает
трудности, надо немедленно за него помолиться, сколько хватает сил и
времени.
9. Нужно составить список особо чтимых святых и в течение Поста чаще
обращаться к ним, как к живым, как к помощникам и друзьям, ставить им свечи,
молиться перед их иконами.
10. Надо остерегаться неравномерности: взлетов и срывов. Именно от
этого будут предохранять спокойные и систематические молитвенные
размышления. Следует одергивать себя при проявлениях излишнего духовного
восторга, помня, как часто в нем участвует не дух, а страсть. Это помогает
уберечься и от провалов.

Недели Поста

Первая седмица (неделя)

Проводим следующий цикл молитвенных размышлений:

1-й день. День Екклесиаста

4.4 (88.52%) 54 votes

Удивительно, но беглый поиск в интернете не даёт простого ответа на то, как меняется молитвенное правило с наступлением Великого поста. Раньше это указание содержалось в каждом церковном календаре, а сейчас то и дело выпадает из него, проигрывая в борьбе за место более насущным вопросам.

В 2018 году Великий пост начинается с 19 февраля , а Пасха Христова выпадает на 8 апреля . Читайте напутствие члена канонической комиссии отца Вадима Коровина, а также пару ссылок на уместные в пост материалы

В статье ниже Вы прочитаете о молитвах, читаемых дома в великий пост, краткое житие прп.Ефрема Сирина , а также очень познавательное описание изменений в уставе о поклонах, совершаемых на службе в церкви.

Мы также предлагаем Вашему вниманию прямую ссылку на подробную, а главное – понятную “инструкцию” о том, . Эта информация будет полезна тем, кто планирует подготовиться к исповеди с соблюдением всех православных традиций.

Домашняя молитва в пост

Аще ли великий пост

(кроме суббот, воскресений и праздников):
То вси поклоны земные; после молитвы «Царю Небесныи » полагается земной великий поклон.

В завершение утренних и вечерних молитв перед отпустом творим 17 земных поклонов :

Молитва преподобного Ефрема Сирина

Часослов 16 века из архива Троице-Сергиевой лавры


Ч естнейшую херувим… (поклон земной великий).

З а молитв Святых Отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божии помилуй нас. Аминь (поклон поясной).

прп. Ефрем Сирин Россия; XV в.; памятник: Иоанна Лествичника и Ефрема Сирина книги, полууст. в два столбца; местонахождение: РГБ, www.ruicon.ru

Г осподи и Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене. Земной поклон-метание (не касаясь головой пола).

Д ух же целомудрия, смирения, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему . Земной поклон-метание.

Е й, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения, и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь. Земной поклон-метание.

Следом еще шесть земных поклонов-метаний с молитвами:

Г осподи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (дважды с поклонами)

Б оже, милостив буди мне грешному (поклон)

Б оже, очисти грехи моя и помилуй мя (поклон)

С оздавыи мя, Господи, помилуй (поклон)

Б ез числа согреших, Господи, прости мя (поклон)

Повторяем шесть поклонов-метаний еще раз, а следом говорим молитву св. Ефрема целиком с одним земным поклоном в конце.

Г осподи и Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене. Дух же целомудрия, смирения, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения, и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь. (Поклон-метание)

Несколько комментариев к данной молитве приведены на сайте Лиговской общины г.Санкт-Петербург.

В кратких строках молитвы преподобного Ефрема Сирина запечатлен весть путь духовного совершенствования человека. Мы просим помощи у Бога в борьбе со своими пороками: унынием, ленью, празднословием, осуждением других. И просим увенчать нас венцом всех добродетелей: смирением, терпением и любовью. Эта молитва часто повторяется “во дни печальные Великого Поста” – дни покаяния и очищения души.


В отличии от “метаний”, дозволенных на молитве прп. Ефрема Сирина (голова не пригибается к земле), при исполнении земного поклона необходимо коснуться головой рук или пола

Пример совершения великопостных поклонов на молитве “Мариино стояние”

Комментарии

Отжени – отгони, Празднословие – пустые, напрасные разговоры.
Ей, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения, и еже не осуждати брата моего – Да, Господи Царю, дай мне видеть мои согрешения, чтобы не осуждать брата моего.

Избранные материалы:

Подборка материалов по теме взаимоотношения религиозного и светского восприятия мира, в том числе рубрики « », « », материалы « » , информация , а также читателей сайта «Старообрядческая мысль».

Посетите раздел «Обычаи» нашего сайта. Вы найдёте в нём много интересного из незаслуженно позабытого. , ,

Живой и аргументированный рассказ о способах крещения, практикуемых в новообрядцами, и истинном крещении согласно канонам Церкви.

Краткая подборка объективной литературы о древлеправославии и истории Русской Церкви.

Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятия и прочих образков?

Эксклюзивные снимки запечатлевшие освящение Великой Богоявленской воды в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Рогожской Слободе.

Богатый фото репортаж о поставлении архиерея РПСЦ и зарисовка о современной жизни истинной Церкви.

Подробное и очень удачное интервью Предстоятеля РПСЦ по ключевым вопросам современной религиозной жизни в России.

Эксклюзивное интервью со старообрядческим епископом Евмением от проекта “Русская Планета”.

Подробный исторический анализ причин и последствий раскола от независимого светского издания.

Эксклюзивное исследование сайта о том, какие в стране национальности, вероисповедания, динамика социо-экономических показателей на множестве примеров и сопоставлений.

Аргументированные размышления города о роли церковного раскола на историю России и современное положение Церкви в нашей стране.

Редкая и крайне подробная подборка материалов о Стоглавом Соборе, которые замалчивались официальной историей несколько веков.

Строго и красиво: избранное.

Великий пост в 2019 году начинается с 11 марта и длится . Это особый период, который готовит нас к встрече главного события – праздника Пасхи.

Чтобы лучше вникнуть в смысл Великого поста, для начала нужно разобраться, чем примечательна каждая неделя и на что нам стоит обратить своё внимание.

Первая неделя Великого поста

Особенности этой недели:

В первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении читается
Это чтение настраивает нас и постепенно вводит в Великий пост, как время особой борьбы и покаяния.

Начиная с этой недели и в течение всего Великого поста с вечера воскресения по пятницу читается

Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю!
Даруй ми зрети моя прегрешения,
И не осуждати брата моего
Яко благословен еси во веки веков.
Аминь.

Вроде бы она совсем коротенькая, но в ней заключена очень важная мысль о цели подвигов больших и малых, которые мы совершаем в Великий пост и не только.
Прежде всего – это наше освобождение от недугов, то есть своего рода зависимостей, как угодно, которые взяли верх над нашей жизнью и свободой выбора. Они нас направляют и препятствуют нашему движению на пути к Богу.

В субботу первой совершается память святого великомученика Феодора Тирона.

Святитель Феодор избавивил христиан от гонений со стороны римского императора Юлиана Отступника, жившего в III веке.

Юлиан был язычником и, желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу (неделю) Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а вместо этого пусть едят вареную пшеницу с медом (коливо, кутию). Поступив так, христиане не были посрамлены императором.
И именно в память об этом чудесном явлении святого Феодора Тирона Церковь установила празднование в первую субботу Великого поста.

В воскресение первой седмицы (недели) церковь отмечает Торжество Православия .

В середине IX века в Византии закончился период иконоборчества, длившийся полтора столетия. Спор о том, можно ли изображать Христа, Богородицу, святых и молиться перед этими образами, выливался в жестокие гонения и убийства иконопочитателей.

После церковного собора 843 года, осудившего иконоборцев и восстановившего иконопочитание в империи, царица Феодора предложила устроить церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста.

В воспоминание об этом событии ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое «Торжество православия».

К XIV веку сложился особый чин Торжества православия, который был дополнен текстами, содержащими православные догматы. В тексте службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями, утверждаются постановления семи Вселенских соборов.

Что можно есть в первую неделю Великого поста?

В первый день Великого поста полагается воздержаться от пищи.
В остальные дни

Вторая неделя Великого поста

Особенности этой недели:

Суббота второй седмицы (недели) – день особого поминовения усопших, .
В эти дни мы вместе с Церковью можем помолиться за наших почивших родных и близких.
Обычно определенные молитвы за умерших соборно совершают после Литургии. Но, так как во Время поста Литургии положены только по субботам и воскресениям, то в остальные дни мы и наши близкие этого лишаемся.
Поэтому Церковь выделила несколько дней, когда можно усердно помолиться за тех, кого с нами нет.
Почему важно поминать усопших?
Потому, что они уже не имеют возможности как при жизни исповедать свои грехи и получить за них прощение, но мы своей любовью и молитвой можем помочь им.

В воскресение второй седмицы (недели) церковь вспоминает святителя Григория Паламу .

Святой Григорий Палама написал много творений, но одно из самых больших его творений, самых важных - это так называемый “Томос веры”. И в нем святой Григорий Палама говорит, что в нас запечатлен образ Божий. Он всегда с нами, он в нас – этот свет. Мы имеем надёжную опору внутри нас. И осознавая это, легче двигаться дальше.

Что можно есть во вторую неделю Великого поста?

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. В остальные субботы и воскресенья поста и в дни некоторых особо чтимых святых, например, сорока Севастийских мучеников - 22 марта, и святителя Григория Двоеслова - 25 марта, разрешается растительное масло. Однако следует помнить, что все эти правила прописаны в монастырском уставе. Миряне (т.е. не монашествующие), как правило, постятся мягче – например, ограничиваются только исключением пищи животного происхождения и рыбы (или рыбы в будние дни).

Третья неделя Великого поста

Особенности этой недели:

Суббота третьей седмицы (недели) – день особого поминовения усопших, родительская суббота.
Каждый из нас должен понимать всю важность этой молитвенной памяти. Что мы здесь выступаем в роли некой опоры. Мы молим об успокоении души, отпущении грехов и если мы делаем это действительно от чистого сердца, то даём невероятную поддержу своим близким.

Неделя Крестопоклонная

В воскресенье третьей седмицы (недели) Великого Поста на в центр храма выносится Животворящий Крест Господень, которому поклоняются верующие на протяжении всей последующей недели до пятницы.

Когда совершаются поклоны, поётся:

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

Раньше Великий пост был тесно связан не только с Пасхой, но и с Таинством Крещения.
Считалось, что время Великого поста для людей, называемых оглашенными (то есть готовыми к принятию святого Крещения) – особый подготовительный период, к которому они походят с особым вниманием и трепетом.

Для нас это прежде воспоминание о крестных страданиях Христа Спасителя нашего, о том что Он пошёл на это ради нас.
Крест – это наша опора, наше укрепление в вере.

Вот что говорит об этом в одной из своих проповедей Митрополит Антоний Сурожский:

«Крест нам говорит о том, что мы
Богом так любимы, что Господь готов умереть, только бы мы жили, только бы мы ожили от смерти греховной. Будучи так любимыми, разве мы не можем в эти дни Поста, весны духовной, действительно радоваться и ликовать? Мы можем. Крест нам явлен сейчас как надежда, как уверенность в Божией любви и в Его победе, как уверенность в том, что мы так любимы, что все возможно, что мы можем надеяться на все».

Что можно есть в третью неделю Великого поста?

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Однако следует помнить, что все эти правила прописаны в монастырском уставе. Миряне (т.е. не монашествующие), как правило, постятся мягче – например, ограничиваются только исключением пищи животного происхождения и рыбы (или рыбы в будние дни).

Четвёртая неделя Великого поста

Особенности этой недели:

Суббота четвёртой седмицы (недели) – день особого поминовения усопших, родительская суббота. Специально отведенное время для молитвы за души умерших Важно хранить и чтить память. В это время мы должны постараться отложить наши земные суетные заботы и уделить своё время нашим почившим близким.

В воскресение четвёртой седмицы (недели) совершается память преподобного Иоанна Лествечника .

Преподобный Иоанн – великий подвижник, который своей жизнью, своим подвигом явил нам пример высочайшей кротости, покаяния и смирения. Он вёл отшельническую жизнь, 40 лет преподобный провёл в подвиге безмолвия и молитвы.
Преподобный Иоанн автор духовного творения «Лествица». Это наставления и руководство к жизни духовной. В книге путь христианина представлен как неспешное восхождение по лестнице (лествице).

Вот что пишет преподобный о покаянии:

«Покаяние – это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, чтобы обновить наш союз с Богом, наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миром с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся – это тот, который заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние – это наше примирение с Богом.»

Что можно есть в четвёртую неделю Великого поста?

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедельника по пятницу если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. 7 апреля в честь празднования Благовещения Пресвятой Богородицы разрешается рыба. Однако следует помнить, что все эти правила прописаны в монастырском уставе. Миряне (т.е. не монашествующие), как правило, постятся мягче – например, ограничиваются только исключением пищи животного происхождения и рыбы (или рыбы в будние дни).

Пятая неделя Великого поста

Особенности этой недели:

Суббота пятой седмицы (недели) – день Акафиста или Похвалы Пресвятой Богородицы .
Существует несколько вариантов установления этого празднования.
По молитвам к Пресвятой Богородице удалось избавить Константинополь от нашествия арабов и персов в VII веке.
И в то же время, это празднование тесно связано с Благовещением Пресвятой Богородицы, поскольку до того, как праздник был установлен 7 апреля, его переносили на 5 субботу Великого поста.

В среду вечером (на утрене четверга) на богослужении совершается так называемое , во время службы перечитывают полностью Великий покаянный канон Андрея Критского, а также читается житие преподобной Марии Египесткой, как пример сугубого покаяния и исправления собственной жизни.

Что касается полного чтения канона, то оно закрепилось за этим днём не случайно, а в память о землетрясении, которое произошло приблизительно между IV-V веками на Востоке. С течением времени трагедия забылась, а традиция чтения Великого покаянного канона осталась.

В воскресенье четвёртой седмицы (недели) церковь чтит память преподобной Марии Египетской.

Преподобная Мария тоже известна своим подвигом подвижнической жизни. Она показала пример усиленной борьбы и покаяния, которые способны возвести человека даже из полного духовного краха, бездны.

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Однако следует помнить, что все эти правила прописаны в монастырском уставе. Миряне (т.е. не монашествующие), как правило, постятся мягче – например, ограничиваются только исключением пищи животного происхождения и рыбы (или рыбы в будние дни).

Шестая неделя Великого поста

Особенности этой недели:

Седмица Ваий (вайя в переводе с греч. – ветка) – название отсылает нас к главному событию этой недели – Входу Господню в Иерусалим, также этот праздник именуется Неделей цветоносной или Вербным Воскресением . В этот день по традиции приятно освящать пальмовые ветви, которые у нас заменяются веточками вербы.
На богослужениях этой седмицы, уже на­чи­ная с по­не­дель­ни­ка звучат стихиры и тропари по­свя­щённые этому празднику.

Субботу шестой седмицы (недели) называют Лазаревой , так как в этот день православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Христом праведного Лазаря.
Воспоминание этого события очень важно и показательно для всех людей. Христос воскресил праведного Лазаря для того, чтобы свидетельствовать всем о возможности всеобщего воскресения в день Страшного Суда. И что невозможно сотворить человеку – возможно Богу.
Накануне в пятницу совершается ве­ли­кое по­ве­че­рие.
В день Ла­за­ре­вой субботы служится Литургия святителя Иоан­на Зла­то­уста.

Эти празднества – Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим подводят нас к особому периоду – Страстной седмицы, который уже не является частью Великого поста, а вплотную приближает нас ко дню Воскресения Христова.

Что можно есть на пятой неделе Великого поста?

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения, также с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Однако следует помнить, что все эти правила прописаны в монастырском уставе. Миряне (т.е. не монашествующие), как правило, постятся мягче – например, ограничиваются только исключением пищи животного происхождения и рыбы (или рыбы в будние дни). 9 апреля в честь праздника Входа Господня в Иерусалим на трапезе разрешается рыба. В Лазареву Субботу разрешается икра.

Седьмая неделя Великого поста

Страстная седмица (неделя) – особый период в жизни Церкви и каждого верующего человека, который приближает нас к Великому дню Христова Воскресения.

Особенности этой недели:

Эта неделя посвящена воспоминанием последних дней земной жизни Иисуса Христа. Все службы Страстной седмицы символизируют духовное шествие по Крестному пути вместе со Христом.
Эта неделя является уникальной ещё и по своему богослужебному строю. Каждый день не похож на другой.
На Богослужениях поётся ряд песнопений, которые можно услышать только в этот период.

Особенно принято выделять три дня на Страстной седмице – Великий Четверг, Великую Пятницу и Великую Субботу. Это своего рода кульминация этой недели.

Великий Четверг (Четверток) :

Утром служится Литургия Василия Великого, за которой причащаются все православные христиане, вспоминая Тайную вечерю, на которой было совершенно первое Причастие.
Вечером совершается утреня Великой Пятницы – длительное богослужение, на котором читаются 12 Евангелий о страданиях Христа.
Помимо событий Тайной Вечери, в этот день также вспоминается страшная ночь в Гефсиманском саду в ожидании смерти, предательство Иуды и предание Господа на смерть.

Великая Пятница (Пяток):

В этот день мы вспоминаем погребение Христа Спасителя, его положение во Гроб.
В этот день Литургии не положено.
Днём в храмах, как правило, совершается вынос Плащаницы, а вечером Чин погребения. Читается канон, в котором оплакивается умерший Спаситель. Это момент высочайшего душевного напряжения.

Великая суббота:

Это последний день перед Пасхой.
В первой половине дня служится Божественная литургия Василия Великого. Во время богослужения Совершается Великий вход и малый вход перед Плащаницей, и здесь мы вспоминаем схождение Христа во ад и победу Его над адом и смертью.

Именно поэтому этот день еще называется днем тишины: земля замирает в ожидании чуда Воскресения.

В прошлые века именно в этот день совершалось крещение оглашенных (готовящихся к Крещению), в связи с этим в богослужении присутствуют многочисленные ветхозаветные чтения: . Эти отрывки говорят о страстях, смерти и воскресении Спасителя, сына Божия, и грядущей славе Церкви Новозаветной. А на Литургии вместо Херувимской песни поется древний гимн Иерусалимской церкви: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».
По окончании Литургии в храмах освящают пасху, куличи и яйца.

Вечером начинается чтение книги Деяний Апостольских и продолжается до начала полунощницы.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. По её окончании священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь и кладут её на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

Что можно есть на страстной седмице?

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. В Великий Четверток (Страстной Четверг) разрешается растительное масло. Великий Пяток (Страстную Пятницу) - рекомендуется проводить без пищи. Однако следует помнить, что все эти правила прописаны в монастырском уставе. Миряне (т.е. не монашествующие), как правило, постятся мягче – например, не все могут провести день вообще без пищи, и как-то совсем минимально, но подкрепляют свои силы в Великую пятницу.

Пост – с одной стороны время нелёгкое, но оно может стать для нас началом каких-то важных перемен.
Это период внутреннего обновления, когда мы можем потрудиться над собой, попытаться размягчить наши сердца. Главное, чтобы то, что мы делаем, шло нам на пользу, а не во вред. И пусть для каждого из нас этот трудоёмкий период принесёт добрые плоды.

Самый длительный и строгий пост направлен на духовное и физическое очищение человека. Именно в этот период наступает осмысление сущности бытия. Добровольно отказываясь от полюбившихся привычек и продуктов, вы боретесь со страстями, которые могут погубить душу. и ограничение в еде благоприятствуют покаянию и самопознанию. Но надо иметь представление о том, какие читать молитвы в Великий пост дома, чтобы освободиться от негатива.

Польза поста

Пост – время на размышление. Прерывая привычный образ жизни, человек начинает замечать множественные детали, которые он упускал в беге за выполнением необходимых дел. Осматриваясь по сторонам и прислушиваясь к своему сердцу, ему будет легче понять, насколько стали близки духовные законы.

Соблюдая пост, люди помогают себе очистить организм от шлаков. Снижается уровень холестерина, сахара. Общее состояние улучшается. Настроение поднимается. Тело обновляется и душа желает прийти к идеалу. Однако пост без молитвы ничего не значит. Заботясь о восстановлении внутренней гармонии, необходимо менять мысли и идеи.

Ежедневная молитва в течение семи недель подскажет пути исправления. После произнесения святых слов и фраз вы заметите, как постепенно исчезает суета, и задуманные дела выполняются в кратчайшие сроки, словно присутствовало волшебство. Покаяние приводит к Божьей благодати и молящийся вскоре ощущает положительные результаты.

Кроме обычных утренних и вечерних молитв добавляется молитва Святого Ефрема Сирина.

В конце говорится фраза «Боже, очисти мя, грешного», делается поклон – и так 12 раз. Затем снова произносится молитва Ефрема Сирина и делается один поклон.

В этой молитве прослеживается борьба человека против лени, уныния и осуждения. Человек просит помощи у Бога и получает взамен смирение, терпение, любовь.

Утром читаются легкие и небольшие молитвы, способные поднять настроение и подарить позитив на весь день.

После молитвы обязательно совершить поклон.

Эти молитвы читаются в любое время.

Перед тем как ложиться спать, обязательно прочитайте предначинательную, обращение к Пресвятой Троице и дополните молитвой к Богу Отцу и к Ангелу Хранителю.

А непосредственно перед сном следует сказать слова, приведенные ниже.

Читать молитвы при желании можно в любое время. Возникла грешная мысль – стоит обратиться к Богу и покаяться. Святые слова образумят и настроят на позитив. Кроме молитв для самостоятельного чтения полезно Святое Писание. В тишине, не спеша, вдумываясь о каждом слове, окунитесь в Евангелие, сопоставляя свою жизнь с тем, о чем вы узнали.

Время Великого поста дается для обдумываний, размышлений и составления планов на ближайшее время. Встречая Пасхальные праздники с чистыми мыслями, вы становитесь искренними перед собой и другими людьми.

В дни Великого Поста необходимо:

  • Ежедневно молиться.
  • Помогать ближним.
  • Закончить начатые дела.
  • Уделять внимание родным.
  • Выполнить обещанное.
  • Ограничить просмотр телевизионных программ и страниц интернета.
  • Попросить прощения у всех, кто был обижен.
  • Читать Библию.

Теперь вы знаете, какие читать молитвы в Великий пост дома. Но одной информации мало, если она не подкреплена желанием измениться и найти путь к Богу. Человек сосредотачивает внимание на том, что ему интересно и поучительно. Поэтому многое зависит от терпения, усидчивости и решительности. Остерегайтесь резких проявлений эмоции. Размышляйте и анализируйте. побороть трудности и невзгоды.

Когда человек только начинает регулярно молиться, ему это нравится, и он окрылен. Тут-то его и подстерегают опасности. Первая - начать гордиться собой и считать себя достойным неких особых чувств и видений. Вторая - устать выполнять молитвенный труд и бросить свою новую привычку. Многие начинают регулярно молиться, когда они в первый раз сходят на исповедь. А исповедоваться стараются во время поста, часто это Великий пост. Есть ли особенности для молитвы в это время. Какой должна быть молитва в Великий пост? И что нужно знать о молитве вообще?

Во-первых, если вы знаете о важности исполнения молитвенного правила, то вы уже ответственны за каждую малость имеющегося у вас знания. И когда вы сознательно отказываетесь от молитвы, это будет грехом, который, конечно, нужно исповедовать. Нужно обязательно обращаться к Богу ежедневно. Молитва в Великий пост - особая, потому что верующие в эти дни проникаются духом раскаяния и стараются прочитать все молитвы правила, даже если они обычно читают не каждую. Помните об этом и вы.

Во-вторых, помните, что молиться можно и нужно в любое время, за любой работой. Для этого отцы рекомендуют Она не отвлекает от работы и, в то же время, по свидетельству верующих, работа удается лучше и случайность чаще оказывается на стороне молящегося.

В-третьих, не ищите каких-либо особых эффектов от молитвы, таких как эйфория, улучшение настроения, восторг. Святые отцы писали, что все чрезмерное бывает от бесов. Неопытного человека эти враги Бога могут довести до психиатрической больницы, поэтому будьте осторожны.

В-четвертых, нужно осознавать во время молитвы, насколько ваши достижения скромны. Ведь даже то, что мы привыкли считать своей безусловной заслугой, дал нам Бог. А вот грехи все - наши, и это отражает правильная молитва в Великий пост.

В это время требуется особенно тщательно анализировать свои мысли и поступки, также нужно быть внимательным к мотивам, которые нами управляют. Человек часто неспособен жить правильно оттого, что боится признать, что он слаб и уже сделал многое неправильно. Человек боится непрощения. Однако Господь милостив и после исповеди вы почувствуете, как скатился тяжелый камень с плеч.

Мир становится уплощенным, неправильным без встречи с Богом. А эта встреча - молитва. Христианин постоянно встречается с Богом таким способом. Сперва когда звучит молитва при крещении, в конце пути его отпевают и тоже читают молитвы.

Исследователи установили, что человек склонен искать во всех событиях и вещах проявления высшего смысла. В душе каждого от рождения есть пространство для веры, которое может быть заполнено любыми религиозными убеждениями. Только атеизму в душе нормально развивающегося ребенка места не находится. Тогда на место веры приходят суеверия и мистика.

Почему Богу нужна наша любовь? Потому что это единственное, что мы сами можем дать или не дать ему. Все остальное в его руках. Если будет его воля - он может забрать все богатства, славу и почести. На Суд к нему мы идем только с отчетом за свои дела, больше ничего из мира материального мы взять не можем.

Молитва к Богородице помогает часто в экстремальных и Почему так происходит? Потому что Пресвятая Дева - это самая добрая сущность нашего мира, Она заступница всех христиан и приносит молитвы от них к Богу. В беде молитва к Ней творит чудеса. Она иногда является больным детям, Ее называют матерью сирот. Поэтому если нужно особое заступничество - обращайтесь именно к Ней.

Молитва в Великий пост должна дополняться помимо обязательного правила также чтением большего числа глав Евангелия, чем обычно. В пост люди избегают развлечений, поэтому остается время на чтение Вместо того, чтобы включить телевизор, откройте Вечную книгу -Евангелие. А к правилу добавьте молитву прп. Ефрема Сирина.



Рассказать друзьям