Урок мужества "афганская война". ArtOfWar

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Он уходил в армию из одной страны – вернулся совсем в другую. Как шутит председатель Союза ветеранов Афганистана Республики Казахстан Шарип Утегенов, пока был в Афганистане, «похоронил» Брежнева, Андропова, Черненко и двух министров обороны СССР – Устинова и Соколова. Правда, шутка эта получается с оттенком горечи…

ПРИШЛИ СО СВОИМ УСТАВОМ

В Афганистан я попал по призыву в армию. День призыва я запомнил навсегда. Это было 10 ноября 1982 года – день смерти Брежнева. Тогда, еще находясь в Чимкенте, мы знали, что отправляемся в Афганистан.

Если говорить об афганской войне в самом ее начале, то контингент советских войск местные воспринимали нормально. Ведь мы там строили школы, оказывали гуманитарную помощь и защищали наше посольство, стратегические объекты. Но в феврале-марте 80-го года уже начались нападения на наши колонны, военные городки, и поэтому была разработана программа превентивных действий. Начались боевые рейды, боевые операции по уничтожению караванов, которые поставляли оружие из сопредельных государств.

В первые годы войны в Афганистане было много потерь. Это в первую очередь связано с тем, что не было опыта войны в горно-пустынной местности. Ведь и мы, простые солдаты, и наши офицеры воспитывались на учебниках военной подготовки, которые были ориентированы на опыт боев в Великой Отечественной войне. В Афганистане опыт той великой войны в чем-то пригодился, но во многом он не помогал. Это была совсем другая война, совсем другая идеология, совсем другая страна. Война там была до нас. Просто мы приняли одну сторону и не приняли другую. Война была между партиями, которых в Афганистане было несколько. Мы же поддержали народно-демократическую партию Афганистана. И этим как бы подлили масла в огонь.

Хоть сейчас осуждают, спорят, нужно ли было вводить войска в Афганистан, я всегда говорю: в советское время была идеология – защита рубежей Советского Союза. Если бы мы тогда не поставили этот заслон, то радикальный ислам, который сейчас угрожает миру, мы бы здесь видели уже в 90-х. Поэтому где-то мы пусть и вмешались в чужую политику, в чужую страну влезли, но принесли и большую пользу в сдерживании международного терроризма на какой-то определенный период.

«НЕ Я ТЕБЯ ТУДА ОТПРАВИЛ»

Эту расхожую фразу мне пришлось услышать не один раз. Когда я из Афгана пришел, еле работу нашел – никто не хотел брать. Узнают, что воевал в Афганистане, и не берут. Я не мог устроиться даже бетонщиком. Как-то мне позвонили, сказали: «Есть место на ЖБИ, приходи с документами». Я был рад – полгода сидел без работы. В советское время два месяца без работы, и все – ты тунеядец, а это наказуемо. Я принес свои документы на ЖБИ, а там открывают военный билет, видят запись «служил в Афганистане, имеет право на льготы…» И все, мне сразу говорят: «Вы извините, мы вчера взяли человека».

Вы не можете представить, какая буря в тот момент в моей душе бушевала. Здесь мы оказались не нужны. Мы ведь в армию уходили из одной эпохи – как ее называли, «брежневский застой», а вернулись в «горбачевский бардак». Мы, конечно, были ошарашены. Было очень тяжело, и вы знаете, что многие «афганцы» потерялись в этой жизни. Был большой процент наркоманов у нас, много ребят ушло в криминальные структуры…

Я совершенно случайно устроился слесарем в ДСК, там уже было 8 ребят-афганцев. Там мы и создали свою первую организацию. Когда мы заходили к чиновникам, нам говорили: «Кто вы такие, откуда вы пришли?» Многие чиновники опасались нас, думали: «Они не признаны государством, про них никто не говорит. Если сейчас я этим «афганцам» помогу, кто его знает, как это для меня обернется». Они очень этого боялись. Потому что до 85-го года Афганистан был закрытой темой. Поэтому мы решили, что необходимо создать свой союз, где соберутся все единомышленники, кто прошел Афганистан.

ДЕТИ…

Вернувшись из Афганистана, мы создали военно-патриотические клубы, клубы воинов запаса. И хотя в названии не было слова «афганцы», все понимали, что это за ребята. И мы, тогда еще молодые все – по 22-23 года – имеем опыт боевой. К нам тянулись дети, подростки. Я устроился во Дворец школьников, там открыл военно-патриотический клуб. У меня занимались 320 детей. Если бы позволили размеры Дворца школьников, мы приняли бы тысячи ребят, потому что они приходили, они очень хотели заниматься. Мы говорили с ними на интересные им темы, преподавали рукопашный бой, парашютное дело. Выезжали в горы – на Машат, Угам. Там был скалодром. Детей привлекал прикладной вид спорта, не кабинетный. Для трудновоспитуемых подростков это было то, что нужно. Их ведь не привлечешь шахматами. А военная форма, оружие всегда притягивали мужчин, независимо от их возраста. Мы, используя эту психологию, максимально затягивали в свои клубы трудновоспитуемых. И многие из них потом прошли и Афганистан, и горячие точки Советского Союза – Карабах, в Таджикистане война была. Участвовали ребята и в конфликте на таджикско-афганской границе уже после обретения Казахстаном независимости.

Мы и сейчас продолжаем военно-патриотическую работу среди школьников, проводим сборы. Например, в Астане я проводил слет «Жас беркут», в Кокчетаве, в Шымкенте.

Но все упирается в финансирование. Меня возмущает, что деньги выделяются как госзаказ на военно-патриотическое воспитание и по линии разных министерств: культуры, образования, обороны, но работы не видно, потому что мы не ведем ее системно. Да и как проводится тендер? Нарисовал на бумаге – у меня, мол, клуб есть, сдал все отчеты – и все. Одних устраивает, что отчет сдан, других – что эти деньги отмыли.

… И ИХ СТРАННЫЕ ВОСПИТАТЕЛИ

Мы как-то проводили сбор данных о военно-патриотических клубах Казахстана. У нас их, оказывается, около пятисот. Мало того, я знаю, в Шымкенте есть клубы, которые возглавляют бывшие зеки, отсидевшие за бандитизм, за изнасилование малолетних, за грабежи. И они сейчас занимаются патриотическим воспитанием детей.

К сожалению, у нас несовершенен закон об общественных организациях. Его надо доработать. В плане того, что о руководителе необходимо знать все – имеет ли он опыт, имеет ли образование и отвечают ли его моральные качества тому, чтобы воспитывать детей. А у нас главное оплатить госпошлину – 18-20 тысяч тенге – и прийти в органы юстиции. Вечером можешь забирать документы. Тебе и устав сами напишут, дальше – что хочешь, то и делаешь. И никому не интересно твое прошлое.

А ведь дети – это пластилин, из которого можно ваять что угодно. Поэтому я считаю, что если ты подал документы в юстицию, то юстиция должна потребовать с тебя всю документально подтвержденную информацию: кто ты такой, вплоть до каких-то резюме, характеристик, рекомендаций, чтобы кто-то за него был ответственен. Ведь под шумок такие организации могут открыть те же экстремисты и воспитывать потом детей в нужном им ключе.

НА ПОРОГЕ ВОЙНЫ…

Сейчас, в свете последних событий в мире, на фоне исламского государства, война может оказаться и на нашем пороге. Самый хороший плацдарм для этого – Афганистан. Боевики ИГИЛ уже ведут переговоры с «Талибаном», заключают какие-то договора о взаимодействии, пытаются расшатать ситуацию. Если они объединятся, война может вспыхнуть в Узбекистане и Таджикистане в один день. Тем более что там есть хорошая почва, под которой подразумевается социальная неустроенность.

Мы недавно проводили в Алматы конференцию «Ветераны за мир и стабильность» и «Ветераны против терроризма». Вышли с обращением, что «Талибан» – это идеология, которую нельзя победить силой. Например, США, коалиция из 30 государств воевала с талибами, которых, на весь Афганистан, может, 10-15 тысяч всего. 130-тысячная группировка, вооруженная до зубов самым современным оружием, не смогла с ними до конца справиться. Потому что «Талибан» – это идеология. А победить идеологию можно, противопоставив свою идеологию. Мы должны воспитывать нашу молодежь в духе неприятия экстремизма и терроризма, объяснять им, к чему это может привести.

Я всегда был против того, чтобы у нас открыли месячные курсы для тех, кто в свое время «откосил» от армии. В возрасте 22 лет они могут пойти в военно-техническую школу (бывший ДОСААФ), заплатить 220 тысяч тенге, а через месяц тебе дают военный билет, как если бы ты отслужил год-два. Там им дают основы боевого искусства – стрельбу, рукопашный бой, строевая подготовка, и кто знает, куда завтра попадет этот обученный человек. У нас, когда мы в армии служили, была идеологическая подготовка, нас воспитывали. Мы оттуда приходили патриотами, готовыми защитить Родину в любой момент.

О БРАТСТВЕ

Сейчас мы пропагандируем идеи дружбы, братства народов. Единственная наша афганская структура на всем постсоветском пространстве сохранила свои связи. ШОС, ОДКБ, Евразийский, Таможенный союз – в каждом из этих образований есть несколько государств. А организации, которая представляла бы все 15 республик бывшего СССР, сейчас нет. Мы – единственные в своем роде. Но сейчас, к сожалению, и сюда вмешалась политика: если поедешь на съезд в Армению, азербайджанцы не приедут, и наоборот: в Грузию поедешь – россияне не приедут. Казахстан – единственное государство на всем постсоветском пространстве, куда все приезжают, которое всем интересно. Я проводил съезды в 2006-м, в 2009-м и в этом году в апреле. Все приезжали. Это говорит о том, что Казахстан ведет правильную межнациональную и международную политику.

БЕЗЫМЯННАЯ РОТА

В этом году исполняется 35 лет начала войны в Афганистане. Мы хотим провести акцию, похожую на Бессмертный полк. Сейчас у всех на слуху фильм «9-я рота». Я хочу назвать эту акцию «Безымянная рота». Эта идея родилась давно.

Думаю, шествие начнется от региональных офисов партии «Нур Отан», например, в Шымкенте от проспекта Бейбитшилик до мемориала Славы. Возложить цветы, а потом у памятника «афганцам» провести митинг. Мы планируем провести эту республиканскую акцию 25 декабря.

Я верю, что родственники ребят-«афганцев», школьники нас поддержат.

Саида ТУРСУМЕТОВА

11.02.2015 в 06:41, просмотров: 30586

Сегодня звуки выстрелов у него ассоциируются с праздником. Вот уже 11 лет Алексей Налимов занимается организацией салютов на территории Алтайского края. Сам точно не может объяснить, почему выбрал именно этот бизнес. Просто однажды захотелось, чтобы жизнь стала одним большим фейерверком, символизирующим победу, которой ждал в далекие сороковые его дед, за которую довелось бороться ему, ветерану афганских событий.

После присяги — в Кабул

В 1986 году Налимову, как и многим его товарищам, пришла повестка в военкомат. Здоровый, настроенный серьезно на службу в армии, он даже ждал этого события, потому что всегда считал, что настоящий мужчина должен пройти эту школу мужества. Из военкомата Ленинского района Барнаула его прямиком отправили в Фергану, красивый город в Узбекистане. Там базировалась учебная часть десантно-штурмового батальона. Быть десантником Алексей хотел с детства: голубой берет, полосатая майка, накаченные бицепсы были пределом мечтаний взрослеющего мальчишки, а тут сама судьба подкинула такую возможность. Не беда, что далеко от дома. Любящие родители пообещали навещать его периодически. И не слукавили. Они не могли пропустить важного события в жизни сына — военную присягу, которую их Алешка принял с честью. Вот только совсем не ожидали, что после того, как отец радостно скажет: «Мы гордимся тобой, сын!», тот объявит, что их батальон отправляют в Кабул.

Мать не сразу поняла, где это. Ведь и узбекскую Фергану она еле нашла на карте. Вопросительно взглянув на мужа, онемевшего от неожиданной новости в такой праздник, женщина ждала объяснения. Сын не заставил долго томиться: «Это Афганистан».

«Знаете, мама не проронила ни слезинки, держалась изо всех сил. Я видел, что ей тяжело, что она готова была кричать от боли и обиды, что в ее глазах затаился немой вопрос: «Зачем?», на который я смог ответить однозначно: «Так надо. Это приказ», — вспоминает ветеран Афганистана.

И ведь на самом деле желания никто не спрашивал. Просто дали время на сборы, загрузили в эшелоны и повезли в каком-то новом, совсем незнакомом направлении.

В афганской глуши

Это был самый разгар войны. Тогда еще молодые ребята не знали, что уже через три года советские войска с территории республики будут выведены, да и сама ситуация, накаляющаяся то ли от палящего афганского солнца, то ли от взрывов боевых снарядов, даже не намекала на завершение кампании.

«Кабул был большой пересылкой. Отсюда нас раскидывали по всей территории Афганистана, где велись боевые действия. Я попал в Джелалабад. Город был расположен очень далеко от столицы, практически на границе с Пакистаном. Если в другие уголки республики к ребятам приезжали артисты с концертными программами, им привозили кино, то у нас была настоящая глушь», — рассказывает ветеран.

Поэтому сидеть на одном месте было скучно и неинтересно. Юношеский максимализм просил ярких событий и активного участия в боях, ведь на войну же привезли.

«Тогда страха не было вообще, может быть, в силу возраста или потому, что не понимали, куда попали. Ведь когда не знаешь, что тебя ждет, то не можешь оценить всей опасности ситуации и кажется, что тебя беда точно не настигнет», — делится Алексей.

Чтобы не было мучительно больно умирать

Осознание пришло позже, когда приходилось выезжать на машинах БМП-2, сопровождая колонну грузовых автомобилей, изучать караванные тропы, залегать в засаде в ожидании каравана и уничтожать душманов (так русские называли своего потенциального врага). Здесь впервые ему довелось стрелять, убивать и, что страшнее всего, видеть смерть товарищей, с которыми еще несколько часов назад приходилось буквально есть из одной чашки, делиться полотенцем и засыпать под приятные рассказы о доме, родных и маминых пирожках.

«У нас был санинструктор Лапочкин, так вот, снайперская пуля угодила ему прямо в живот. Все произошло на моих глазах», — нехотя рассказывает собеседник.

Алексей бросился на помощь товарищу. Судорожно он стал вспоминать, как на самых начальных занятиях по приезду в Афган их обучали оказывать первую помощь. Второпях он забинтовал огнестрельную рану, в своей аптечке нашел ампулу «Промедола» и дрожащей рукой вколол препарат сослуживцу. Налимов понимал, что после такого ранения вряд ли санинструктору удастся выжить, так пусть хоть будет не так мучительно больно. Обезболивающее подействовало, но довезти раненого до госпиталя санитары не успели, боец скончался…

Вот тут пришло понимание, что это, брат, война. Впервые за целый год 19-летних мальчишек окутал жуткий страх. Его старались отгонять, рассказывая друг другу веселые истории, — только бы не молчать, только бы не уходить в себя, иначе с ума сойти можно. Однако по ночам ужас поднимал в холодном поту, в обед забирал аппетит, вызывая лютую ненависть к противнику, но не к родному государству, которое их, еще совсем «необстрелянных» юнцов, отправило в самое пекло событий.

«Что бы ни говорили, а я считаю, что нашей стране это было нужно. Не приди туда мы, пришли бы американцы, и неизвестно, чем бы обернулось все. А значит, мы защищали не только дружественный нам афганский народ, но и интересы своего государства», — заявил афганец.

Весь экипаж выбросило взрывной волной

Сегодня на лацкане его праздничного пиджака, который хранится в семейном шкафу для торжественных случаев, наряду с юбилейными медалями, красуется орден Красной Звезды. Так и умолчал бы Алексей Налимов скромно об этой высокой награде, если бы до начала интервью с героем Валентина Булгакова, председатель Алтайского регионального отделения Всероссийской общественной организации семей погибших защитников Отечества, не поделилась важным фактом с корреспондентом «МК».

Немного помешкав, ветеран начал свой рассказ: «Да никаких героических поступков я не совершал. Как обычно, мы выехали на операцию по захвату противника…»

…Это был обычный осенний день 1987 года. Привычным путем колонна советской бронетехники двигалась по уже знакомому маршруту. БМП-2, в которой ехал Алексей, в длинном автомобильном строю была далеко не первой. Вокруг все дышало спокойствием. Местность знакомая, а значит, ничто не могло предвещать беды, но водитель бронированного авто почему-то решил слегка сдать к обочине. Неожиданно что-то прогремело, и всех семерых представителей экипажа выбросило взрывной волной. Только в госпитале Алексей пришел в себя. Страшно ныло искалеченное плечо, но больше всего волновал вопрос: «Как там ребята?» Доктора успокоили Налимова, что выжили все. Вот только свидеться им больше не пришлось. Потому что полтора месяца его возили по госпиталям: сначала в Пули-Хумри, потом в Кундуз, затем в Кабул, после в Ташкент. Затянувшееся «госпитальное турне» закончилось демобилизацией на родину.

«Вот за это и награда. В рубашках, видно, мы все семеро родились, или мина была слабая», — поясняет ветеран.

Братство шурави

Тех, кто когда-то прошел Афган, сегодня неслучайно называют «Боевым братством», потому что, как и там, в знойных песках, они дома продолжают поддерживать друг друга. Война сближает, заставляет стоять грудью за товарища, помогать в трудную минуту.

По возвращении на Алтай Алексей нашел соратников-шурави. Вместе они создали Ленинское районное отделение Союза ветеранов Афганистана в Барнауле. Возглавить организацию доверили Налимову. Стали собираться, делиться планами на будущее, организовывать акции взаимопомощи, а также поддержки матерей, чьи сыновья так и не вернулись с войны.

«В рамках общественной организации мы вели хозяйственную деятельность, чтобы была возможность зарабатывать деньги на благотворительность и свои личные нужды. У нас было охранное предприятие, затем строительное, был патриотический клуб для подростков. Из заработанных средств матерям и вдовам погибших ребят мы оказывали материальную помощь: кому-то деньги нужны были, кому-то картошка на зиму, уголь, дрова. Подарки на Новый год делали всем», — рассказывает десантник.

Сегодня организации уже нет. Каждый из ребят обзавелся своим собственным бизнесом, но они неизменно держат связь с региональным отделением Всероссийской общественной организации ветеранов: могилку ли на кладбище погибшему товарищу подправить, или его больную престарелую мать в госпиталь на своем автомобиле увезти. Эти впитанные в подкорку головного мозга еще в афганском бою отзывчивость и взаимовыручка не позволяют сегодня пройти мимо чьей-то проблемы.

Сейчас у Алексея прекрасная семья: жена, две дочери и уже есть внук. Девчонки есть девчонки — они не особо интересовались военным прошлым отца, да и фотографий из Афгана у него практически нет. Ведь на родину бойца отправили сразу с больничной койки. Сохранились лишь пара-тройка черно-белых снимков, присланных в свое время родным в конверте. Их он планирует показать внуку, когда тот подрастет. Ему же он, возможно, расскажет подробности своего пребывания в Афганистане длиною в один год и три месяца. Сам расскажет, без помощи кинематографа. Потому что художественные фильмы про Афганистан Алексей вообще не смотрит, как и его дед не любил кино про Великую Отечественную: «Задача любого режиссера — привлечь зрителя, а значит, привнести в сюжет «экшен», героизм и перчинку. Многое искажают, а я люблю правду. Вот «документалка» — другое дело».

Еще он не любит торжеств и помпезности по случаю Дня вывода войск из Афганистана, поэтому предпочитает встречаться с друзьями кулуарно. Считает, что праздник — это не определенная дата, а состояние души, и искренне верит, что однажды он выйдет на улицу, запустит в небо с десяток ракет, которые разорвутся на звездном полотне ярким фейерверком, ознаменовав прекращение всех боевых действий, которые все еще будоражат планету.

МБОУ «ПЕТУХОВСКАЯ СОШ»

"Уходили парни из Афгана… - сценарий вечера-встречи с афганцами"

(сценарий, посвященный 24-летию вывода советских войск из Афганистана)

Подготовила и провела педагог- организатор

Ваколова Людмила Николаевна

Февраль 2013 год

Цель: На примере выполнения интернационального долга, воспитание патриотизма, гражданственности и любви к Родине.

Задачи: - развитие творческих способностей учащихся;

Совершенствование навыков правильной интонационной окраски речи;

Соблюдение темпа и общей выразительности при чтении стихов;

Соблюдение правильной артикуляции при произнесении звуков;

Обогащение словарного запаса учащихся.

Ход мероприятия

На фоне мелодии из песни «Журавли» читается стихотворение:

1 ученица:

Уходили парни
Из Афгана
Через перевалы
И Саланг…
Уходили парни
Утром ранним,
А в мечети
Голосил мулла.
И была молитва,
Как спасение,
Что парней
Убережет аллах…
Не забыть февраль и воскресение,
Радость и улыбки
На устах.

2 ученица:

Немало воды утекло с того времени. Потихоньку зажили раны, возмужали, стали мудрее, состарились солдаты и офицеры. Но только память о далёкой Афганской войне жива и стереть события той войны не смогут ни годы, ни расстоянья.
Из нашей деревни в афганской войне участвовали:

    Краснов Алексей Анатольевич

    Софронов Валерий Васильевич

    Албарцев Борис Алексеевич

    Столбов Владимир Алексеевич

    Скворцов Юрий Николаевич

    Максимов Борис Николаевич

    Шадриков Юрий Витальевич

    Никифоров Юрий Васильевич

    Чумарков Александр Николаевич

3 ученица:

Стало доброй традицией собираться всем афганцам в этот памятный день вместе. Многие с той войны вернулись окрепшими, возмужавшими, их грудь украсили ордена и медали. Награды за мужество, отвагу и честь. Но многим не суждено было вернуться к родному порогу, немало полегло совсем юных мальчишек на каменистой афганской земле, среди них и наши земляки, уроженцы Яльчикского района:

    Борисов Юрий Геннадьевич

    Григорьев Юрий Петрович

    Патшин Анатолий Митрофанович

Память о многих парнях, не вернувшихся с той войны, память о тех, кто ушел из жизни в мирное время будет вечной.

4 ученица:

Минута молчанья…
Товарищи, встаньте
И в памяти павших –
Героев представьте.
Навек в нашем сердце
Бессмертных имён их звучанье.
Минута молчанья, минута молчанья…

(после минуты молчанья звучит песня «Верую» )

5 ученица:

По-разному оцениваются события тех лет. По-разному смотрят на афганскую войну те, кто отдавал приказы, те, кто их исполнял. Но для тех и других действия, которые проходили на территории Афганистана укладываются в одно ёмкое и страшное слово – война. Война, которая никогда не должна повториться, уроки которой должны быть усвоены на всю оставшуюся жизнь.

Интервью с афганцами:
- На ваш взгляд, каковы главные уроки той войны?

Пережитое – невозможно забыть. А как начиналась ваша служба, как вы входили в чёткий армейский ритм, чем вам запомнился Афганистан?

Солдатская служба слагается не только из трудностей и проблем. Нет. Я думаю, что немало было радостей и светлых минут. Помните ли вы подобные эпизоды сегодня?

У нашего народа испокон веку считалось, что помочь другу, спасти его – высшая честь. Этот неписаный принцип помогал советским воинам побеждать в годы Великой Отечественной войны, помогал он и на земле Афганистана. А с вами подобные случаи были…(вопросы для разговора)

6 ученик:

Что бы ни говорили, что бы ни думали, а вы сумели с достоинством и честью пройти огонь боёв и дым пожарищ …
Что бы ни говорили, что бы не думали, а вы знаете цену, мужской дружбе, закаленной в огне, знаете, как оплакивать потери, вы честны перед совестью и святой памятью.

7 ученик:

Что бы ни говорили, а вы пройти сумели.
Все, что вам отмерила война,
И не зря сегодня вы надели
Ваши боевые ордена.

(звучит песня «России солдат»)

8 ученица:

Когда закончилась война, солдаты, сержанты, офицеры с чувством исполненного долга вернулись на родную землю. С огромной радостью встречали их отцы и матери, жёны и дети, друзья и любимые. И началась спокойная, мирная жизнь…
Да, вы умеете работать, вы сумели преодолеть физические и духовные травмы и опираясь на свою солидарность и взаимную поддержку крепко и надёжно стоите на ногах и в гражданской жизни стали настоящими мужчинами – сильными, надёжными, мудрыми.

9 ученица:

Не купишь ни за какие деньги, не одолжишь, не возьмешь напрокат человека, который бы любил тебя, волновался за тебя, оберегал и молился, был готов отдать за тебя жизнь так, как мама. Самый близкий и дорогой для каждого из нас человек – это наша мама.
Матери провожали своих сыновей в армию. Они не знали, где будет проходить служба совсем юных, неокрепших мальчишек, но почему-то по щекам катились слезы и шептались как молитва слова: «До свидания, родные. Возвращайтесь живыми назад». А стриженые мальчики храбрились на перронах вокзалов, хрипло пели под гитару и уходили на войну…

(юноша читает письмо)

10 ученик:

«Здравствуйте, дорогие родные!
Служба у меня идёт хорошо, через день ходим в караул. Ты мама пишешь, что у вас ещё 14 марта были морозы. А у нас здесь жара, правда через два дня идёт дождь, как по расписанию.
Я вам, наверно, писал, что стоит наша часть в горах, на высоте 1800м, поэтому весна к нам придёт позже, чем в долины. Там уже всё зелёное. Неделю назад я был в долине. Цветут цветы… А у нас кругом одни угрюмые скалы.
Прочитал ваше письмо и вспомнил наши леса, озёра. Приеду, насобираю вам кучу грибов… Вы, мама, не очень переживайте за меня, всё будет хорошо…»
Ваш Виктор

(звучит песня «Листопад )

Ведущий:

Наша сегодняшняя встреча проходит в преддверии ещё одного прекрасного праздника 23 февраля – День защитников Отечества. В этот день мы чествуем тех, кто в разные времена отстаивал честь, достоинство и свободу Родины. С наступающим праздником вас, дорогие мужчины. И пусть многочисленные поздравления в этот день придадут вам стойкости духа, мужества, бодрости и оптимизма!

( звучит песня «Виват, Победа»)

Время неумолимо делает своё дело. Вглубь истории уходит война в Афганистане. И дай Бог, чтобы она была последней.
Этими словами нам хотелось бы закончить сегодняшнюю нашу встречу. Всего вам доброго: здоровья, радости, уверенности в завтрашнем дне, мира и согласия. До новых встреч!

(звучит заключительная песня «Не забывай нашей встречи»)

Цель:

Способствовать формированию патриотизма, как качества личности будущего гражданина через памятные события военной истории России.

Задачи:

  1. Способствовать знакомству с событиями истории войны в Афганистане.
  2. Познакомить учащихся школы с воинами – интернационалистами, живущими на поселке; представить результаты поисково-исследовательской работы.
  3. Способствовать формированию уважения к участникам военных боевых действий.
  4. Способствовать формированию патриотизма через прослушивание стихов, песен и просмотр фрагментов кинофильмов, связанных с темой Афганской войны.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, гитара.

Ход мероприятия

Ученик 1: “Разговор с “Афганцем” (автор -Виктор Третьяков, Москва.)

С тобой мне трудно, Сашка, спорить о войне.


С тобой мне трудно, Сашка, спорить, говорить
Ведь ты домой вернулся с красною нашивкой.
А я давно считаю ту войну ошибкой.
Не дай нам бог такую снова повторить.
Но вот глаза твои... Как с ними говорить?
И ты расскажешь мне про горы и Шинданд.
Про то, как гибли рядовые и сержанты.
И как сейчас ты слышишь в спину: "Окуппанты!"
И с болью крикнешь – Ну какой я оккупант?
Да я ж, не спорю, не терзай себя, сержант.
Я знаю, Саня, что ранение не вдруг.
Ты свято верил, что Афгану помогаешь.
И что тем самым нашу родину спасаешь
От посягательства из вне враждебных рук –
Так объяснял тебе товарищ политрук.
И не стереть следы осколков на руках,
Как не стереть тебе из памяти былого.
Прости. Я больше не скажу худого слова.
И мы украдкой прячем слезы впопыхах.
Но говорим, увы, на разных языках.
Проклятьем станет им число тринадцать тысяч.
И на какой стене их имена нам высечь,
Чтоб эта боль не повторилась никогда.
Пусть будут прокляты застойные года.
С тобой мне трудно, Сашка, спорить о войне.
Ведь для меня Афганистан – позор державы.
А для тебя Афган – судьба. И кто тут правый –
Не разобрать. И ты обидчивей вдвойне,
Что долг отдал, а я так грубо о войне.

Учитель: Многие слышали такие фразы “Он афганец”, “Он воевал в Афганистане”, “Он воин – интернационалист”. Что означают эти слова? Когда была война в Афганистане? Как связанным с Афганистаном оказался Советский Союз? Почему и за что погибали в афганской войне русские солдаты и офицеры?

Кому нужна была эта война?

(Продолжение Презентации – Приложение 1 )

Ученик 3: 27 декабря советские десантники штурмом взяли дворец Амина, в ходе этой операции Амин был убит, во главе государства встал Бабрак Кармаль.

Ситуация в Афганистане была осложнена тем обстоятельством, что само афганское общество оказалось расколотым на две части, одна из которых воспринимала вмешательство СССР, как союзную помощь, а другая, как интервенцию.

Противников кабульского правительства называли моджахедами или душманами. Они получили поддержку от Пакистана, Саудовской Аравии и США.

Учитель: В абсолютном своем большинстве “ограниченный контингент” в Афганистане составляла, молодежь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи.

Люди, не имевшие почти жизненного опыта неожиданно, оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.

(Звучит песня “Письмо сестренке” ансамбля бывших воинов-афганцев “Голубые береты” в исполнении учащихся школы (Приложение 3 )

Учитель: Давайте послушаем отрывки из писем наших земляков, которых нет рядом с нами, которые погибли на суровой афганской земле. Письма, которые отражают их чувства, мысли.

Ученик 3: Милованов Сергей Александрович: “Привет из Афганистана! Здравствуй, мама! С горячим солдатским приветом к тебе Сергей. Письмо твое получил, за которое большое спасибо. Напишу немного о себе: я жив и здоров. Служба идет нормально, еще немного и приду домой, так что картошку и на меня сажайте. Мама, одним словом, все хорошо. За меня не беспокойся. Береги свое здоровье для внучат, ведь их у тебя столько будет! Погода здесь нормальная, много зелени. Я уже успел загореть, дома так ни разу не загорал. Днем солнце жарит, а ночью прохладно бывает. Вот, наверное, и все, что я хотел написать. Мама, передавай большой привет всем, кого я знаю, и кто меня помнит, До свидания. Жду ответа, Сергей. Мама, еще раз прошу, за меня не волнуйся, скоро увидимся”.

Какой любовью и нежностью наполнено письмо, заботой не о себе, а о маме. Это письмо солдата, находящегося в центре боевых действий. Они писала эти письма и были тогда живы.

Ученик 4: Казаков Анатолий Евгеньевич: “Нинушка, дорогая! Прости, что сразу не сказал тебе всей правды. Никак язык не поворачивался, и сейчас так об этом писать не хочется, я ведь знаю, какая ты у меня, реветь постоянно будешь. В общем, завтра мы убываем в Афганистан...” Он погиб на 12 день пребывания в Афганистане.

Ученик 5: Гордов Леонид Андреевич: “Здравствуйте, мама, Маруся и все наши. Извините, что долго не писал, Сейчас нахожусь крупных на крупных учениях и еле выбрал возможность написать одно это письмо... А уж сейчас не взыщите!” Это письмо написано за 2 месяца до его смерти. Родные узнали, что Леонид служил в Афганистане только тогда, когда привезли цинковый гроб.

Ученик 6: Грядушкин Сергей Анатольевич: “.. .Мама, не надо зря лить слезы и оплакивать меня, ведь я не навечно ушел служить, а всего лишь на 2 года, зря не волнуйся за меня и я обязательно приду. Крепко-крепко целую, ваш сын Сергей”. Письмо было написано 14.03.81, а на следующий день он погиб.

Ученик 7: Гальченко Сергей Васильевич: “...Мама, еще раз тебя прошу, не переживай, ничего страшного со мной не случится. Ведь я везучий и попал в хорошее место!” В Афганистан он прибыл 20 июня 1982 г., 22 июня написал письмо, а уже 28 июня его отправили домой в цинковом гробу.

Ученик 8: Севастьянов Алексей Иванович: “... Дорогая моя мама! Разреши мне от всего сердца поздравить тебя с наступающим 1985 годом. Тебе самого доброго, мама! г. Кабул, ДРА, 12.12.1984.” Он торопился с новогодними поздравлениями, словно боялся не успеть. Эту открытку родители получили вместе с “похоронной”.

Ученик 9: Стихотворение Алексегеза “Смерть солдата”, Москва 2002

Вчера был бой и он был страшен,
Но мы смогли сдержать врага
Осталась лишь треть роты нашей
И лучший друг погиб тогда...

В горах совсем нам не знакомых,
Где к солнцу тянется трава
Остался он, в дали от дома,
И встретил смерть простой солдат

И скоро в дом с резным окошком,
Где мать-старушка сына ждет,
Придет соседка прямо с почты
И похоронку принесет....

Заплачет мать прочтя повестку,
К своей груди кота прижмет
И молча в дом войдет невеста
Увидит мать и все поймет...

Один лишь дом, в одной деревне
А сколько их по всей стране?
Где мать одна – ей в доме тесно
А сын остался на войне.....

Учитель: Почтим память погибших солдат и офицеров минутой молчания….

Ученик 9: “Где ты, ноль двадцатый?” (автор Сергей Кошман”)

Замер ключ внезапно
На последней точке.
Смерть вонзилась в сердце
Пулеметной строчкой.
В онемевших пальцах
Ложе автомата
И зовут в эфире:
Где, ты “ноль двадцатый”?
А в глазах угасших
Неба синь и звезды.
Мать вдали заплачет,
Прислонясь к березе.
Пулей грудь пробита,
Песня не допета.
Где ты, “ноль двадцатый”?
Смерть не даст ответа.
Где ты, “ноль двадцатый”?
Тишина в эфире,
Словно все убито
В этом странном мире.
Словно все оглохло
В пламени и дыме:
Там отцы остались
Вечно молодыми...
В бронзе обелисков
Встали над планетой.
Русские мальчишки
Юностью бессмертной.

На экране фрагмент фильма “Девятая рота” режиссера Федора Бондарчука; под песню Алексея Хворостяна “Я служу России” (Приложение 4 ) .

Ученик 1: Трудной была война... Душманы успешно использовали ракетные установки, вели партизанскую войну, сотрудничали с местным населением.

Ученик 3:

Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой
Человеку было 20 лет.
Над лесным ручьем он дал обет:
Беспощадно, яростно казнить
Тех убийц, что рвутся на восток
Кто его посмеет обвинить,
Если будет он в бою жесток?

Учитель: Особенностью афганской войны была массовая и искренняя религиозность местного населения. Восточные традиции и религиозный фанатизм проявлялись во всем поведении моджахедов: убить и надругаться над его трупом считалось особой доблестью. Для них шурави, так они называли русских солдат, были врагами святой веры, и война с ними считалась священной, получившей благословение Аллаха.

У солдат возникал вопрос: зачем мы здесь? И постоянно приходило понимание того, что этот мир, живущий по особенным законам, нужно оставить его в покое, дать возможность решить все проблемы самостоятельно, не влезая “в чужой монастырь со своим уставом”. Да и афганцы заявляли вполне откровенно: “Уходи, шурави. Мы сами разберемся. Это наше дело”.

(на экране Презентация – Приложение 5 )

Соваться в Афганистан было делом заведомо проигрышным и безнадежным. Вот только расплачиваться за недальновидность советского руководства пришлось солдатам, офицерам, их детям, матерям.

На войне есть такие законы, что “приказы не обсуждаются, их надо выполнять”.

15 февраля 1989 г., стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тысяч матерей не дождались своих сыновей, не услышали они: “Мама, я пришел...”

Ученик 2: После вывода войск их Афганистана республика в Афганистане продержалась 3 года. Она могла бы продержаться и дольше, если бы Ельцин не поддался уговорам американцев и не занял сторону моджахедов. Были прекращены поставки оружия, топлива. Вскоре пал Кабул, казнен Наджибыла.

Командующий 40-й армией генерал Борис Громов сказал журналистам в интервью, что помощь советских войск афганскому народу была нужна. Через 15 лет в интервью заявил, что советские войска предупреждали появление супертерроризма. Что свершилось, то свершилось.

Отмечая 20-летие вывода советских войск из Афганистана, мы склоняем головы перед павшими и гордимся теми, кто вернулся.

Ведущая: Мы знакомим вас сегодня с воинами – афганцами, матери которых оказались счастливыми, они дождались своих сыновей. Эти воины афганцы живут рядом с нами. Кто они?

Встреча с приглашенными воинами – афганцами. Воинов-афганцев представляют на встрече учащиеся школы – их дети, племянники.

Выступление воинов-афганцев.

Поздравление воинов-афганцев, вручение памятных подарков.

Источники и литература:

  1. Данилов А.А. “История России”, издательство “Просвещение”, Москва, 2008 год.
  2. Сороко-Цюпа О.С . “Всеобщая история. Новейшая история”, издательство “Просвещение”, Москва, 2007 год.
  3. Безбородов С.Б. “История России. Новейшее время 1945–1999”, издательство “Астрель”, Москва, 1999 год.
  4. “Книга памяти. Афганистан. 1979–1989”, Кемерово, 2005 год.
  5. Агапова И.А. “Мы – патриоты”, издательство “ВАКО”, Москва, 2006 год.
  6. Савченко Е.В. “Мир школьных праздников”, издательство “5 за знания”, Москва, 2005 год.
  7. Б. Громов “О выводе советских войск из Афганистана”, газета “Комсомольская правда” от 10 ноября 1989 года.
  8. Информационная поддержка на сайте “Афганская война”.
  9. Фрагменты фильма “Девятая рота”, режиссер Федор Бондарчук.

Н.А. Романенковым

- Николай Александрович, поддерживаете ли Вы связь с сослуживцами по Афганской войне?

- Обязательно. Со многими встречаемся, часто созваниваемся, тем более, что я возглавляю Боевое братство и привлекаю сослуживцев для выступления перед молодёжью. Вообще, мы афганцы, стараемся держаться вместе, воспоминания нас объединяют.

- Что было самым страшным на той войне для Вас?

- Страшно было видеть, как ни за что ни про что гибнут наши ребята и ничего с этим поделать нельзя. Мы перевозили наших убитых солдат на родину. Очень многие были в цинковых запаянных гробах. Все понимали, что тела погибших неузнаваемо изувечены, это ужасало. Но ещё ужасней было, когда не хватало гробов и на борт загружались останки убитых, оторванные части тела. В самолёт было заходить невыносимо.

- Говорят, что людям, которые воевали, долго снится война. Можете это подтвердить?

-Чистая правда. После возвращения домой к мирной жизни ещё целый год я просыпался по ночам от того, что даже в тишине и покое мозг будоражили увиденные ужасные сцены боёв. Казалось, что слышишь голоса товарищей, командира, вскакивал с кровати и по привычке искал под подушкой автомат, который всё время, даже ночью был при себе.

- Что бы Вы могли сказать своим погибшим товарищам?

- Вы погибли, защищая других. Мы продолжим ваше дело. Нас не будет – другие продолжат!

- Как Вы относитесь к тому, что сейчас устанавливают много памятных стел в честь воинов–интернационалистов?

- Положительно. Это хорошие места, где можно провести митинг, возложить цветы. Но я бы ещё предложил проводить парад Афганцев, в котором бы поучаствовали бывшие солдаты, получившие тяжёлые ранения, пустить по улицам «колясочников», героев с ампутированными руками и ногами, покорёженную военную технику – камазы, бронетранспортёры, которые не подлежат восстановлению. Чтобы люди увидели воочию последствия афганской войны. Вот что было бы показательно.

- С высоты своего возраста и опыта что бы Вы могли сказать советскому правительству, которое дало приказ на ввод нашей армии в Афганистан?



- Я бы сказал, что люди имеющие ум, честь и совесть так поступить не могли. Это политика предателей по отношению к своим. Погубили столько народа! Надо было помогать дружественной стране экономически.

- Есть ли на Ваш взгляд художественный фильм, правдоподобно отражающий события Афганской войны?

- Да, я считаю таким фильмом работу режиссёра Фёдора Бондарчука «Девятая рота». Всё выглядит очень реалистично. Как сейчас проводят тесты ДНК, так вот - 99 % совпадений. Именно после просмотра этого фильма В.В. Путин сказал, что к афганцам нужно относиться ответственно, помогать им во всём. Но так сказал президент, а на местах это далеко не так.

- Жалеете ли, что Вам выпала такая трудная служба?

- Нет, я пошёл на войну добровольцем. Понимал, что в любой момент могут убить, но верил, что спасаю людей. Человечность превыше всего!

- Каким важно быть для человека, идущего на службу в армию?

- Надо стремиться развивать в себе спортивные качества, как в физическом смысле, так и в моральном. Вести здоровый образ жизни, иначе какой из человека будет вояка? Такому ничего нельзя будет доверить. А у солдата и голова должна быть на плечах, соображать надо быстро, реагировать, в технике разбираться.

- Мы говорили о мужчинах в армии, а как Вы рассматриваете службу в армии представительницами прекрасной половины человечества?

- Я очень солидарен с теми, кто желает видеть в рядах армии женщин. Нет, это не говорит о том, что мужчин не хватает. Просто женщины становятся украшением армии. Им так к лицу форма, они так лихо ходят строевым шагом, что бывалые военные позавидуют. Да и рядом с ними мужчинам тоже хочется подтянуться. А в Афгане среди военных медиков было много женщин. Им приходилось очень тяжело, работа в госпиталях была круглосуточная, с ног валились от усталости. Да к тому же душманы постоянно пытались захватить наших врачей в плен.

- В советское время ежегодно в школах проходил «Смотр строя и песни». Как Вам кажется, такое мероприятие актуально для нынешних школьников?

- Конечно же. Ведь все лучшие, волевые качества характера вырабатываются именно со школьной скамьи. А что касается песен, то скажу словами одно из них: «Нам песня строить и жить помогает!» И творить, и воевать, и дружить лучше с песней. Вот заставьте взвод солдат пройти по плацу дважды: один раз молча и второй уже с песней, а потом сравните результат. С песней-то шаг чеканится сам собой и взгляд веселей!

- А какая песня лично для Вас является значимой?

- «Славянка». Два года под неё ходил. Она очень торжественно звучит. Вот у меня как у радиста в голове всё-время крутится морзянка и «Славянка».

- Спасибо, Николай Александрович, за интересные ответы.

- А я желаю Полине в плане журналистики добиться успехов, стать как ведущая передачи «60 минут» Ольга Скобеева.



Рассказать друзьям