Трубопроводный транспорт газа. Американский газ в Европе: надо ли "Газпрому" беспокоиться

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Нефтепроводы России - одна из ключевых составляющих топливно-энергетического сектора экономики страны. На сегодняшний день в РФ функционирует разветвленная сеть и нефтепродуктопроводов различной значимости. Трубопроводный транспорт связывает территории большинства субъектов Федерации, а также служит для экспорта углеводородов и продуктов их переработки.

Классификация трубопроводов

Трубопроводы подразделяются по своему назначению:

  • Местные соединяют объекты в пределах промысла, нефте- и газохранилищ, нефтеперерабатывающих предприятий.
  • Региональные трубопроводы имеют протяженность несколько десятков километров. Связывают нефтепромыслы с главной станцией, с пунктами налива нефти (погрузкой) на водный или железнодорожный транспорт, магистральным трубопроводом.
  • Магистральные - трубопроводы протяженностью свыше 50 км, диаметром труб от 200 мм до 1400 мм и выше. Расстояние, на которое может подаваться продукция по таким трубопроводам, измеряется сотнями или тысячами километров. Перекачка ведется не одной а несколькими, расположенными по маршруту трубопровода. В зависимости от перекачиваемого нефтепродукта, магистральный трубопровод называют нефтепроводом (перекачка сырой нефти), продуктопроводом (нефтепродукты), мазутопроводом, бензопроводом, керосинопроводом и др.

Магистральные трубопроводы работают непрерывно, их кратковременная остановка возможна в случае аварии, ремонта или плановой замены деталей.

Развитие нефтепроводов в России

История развития трубопроводов в России неотъемлемо связана с развитием нефтяной индустрии. В 1901 году в государстве добывалась почти половина всего объема мировой добычи нефти. С увеличением объемов сырья все чаще вставал вопрос об его транспортировке. Для снижения загруженности железных дорог и удешевления транспортировки была обоснована экономическая целесообразность строительства трубопроводов.

Первые магистральные нефтепроводы России общей протяженностью 1147 км были построены на рубеже XIX и XX веков и соединяли промыслы в окрестностях Баку с Инициатива строительства первого продуктопровода принадлежала Д.И. Менделееву. План был реализован в 1906 году. Продуктопровод длиной 831 км, размером трубы 200 мм и 13-ю компрессорными станциями был самым крупным в мире на то время и поставлял керосин из Баку в Батуми для последующего экспорта.

В довоенные годы основные потоки нефти и нефтепродуктов приходились на Каспий, Кавказ и Волжский бассейн. Были введены в эксплуатацию нефтепроводы Грозный-Туапсе (649 км, диаметр 273 мм), Ишимбай-Уфа (169 км, 300 мм) и продуктопроводы Мангышлак - Самара и Усть-Балык - Альметьевск.

Новый виток развития нефтепроводы России (тогда СССР) получили в послевоенные годы. Пик пришелся на период бурного развития добычи и переработки нефти в Волго-Уральском бассейне и освоении месторождений Сибири. Были построены магистральные трубопроводы значительной протяженности диаметром до 1200 мм. Благодаря некоторым из них (например, Сургут - Полоцк), сибирская нефть стала поставляться в центральные регионы России, Беларусь и Прибалтику.

Достоинства трубопроводного транспорта

Наиболее интенсивное развитие нефтепроводы и газопроводы России получили во второй половине XX века. На сегодняшний день по объему и удельному весу транспортируемых углеводородов трубопроводный транспорт неуклонно вытесняет железнодорожные и водные способы перевозки нефти и нефтепродуктов. Главными преимуществами нефте-, газопроводов являются:

  • Значительная дальность перекачки, бесперебойная работа, существенная пропускная способность, минимальные потери.
  • Широкий диапазон вязкости перекачиваемых нефтепродуктов.
  • Стабильная работа в разных климатических зонах.
  • Возможность строительства трубопроводов практически в любых областях.
  • Высокий уровень механизации при строительстве.
  • Автоматизация систем контроля над технологическими процессами.

Основным недостатком трубопроводного транспорта считается достаточно большие капиталовложения на стадии строительства.

Крупнейшие нефтепроводы России

  1. Баку - Новороссийск - нефтепровод для перекачки каспийской нефти в порт Новороссийска.
  2. Балаханы - Черный город - это первый нефтепровод России, введенный в строй еще в 1878 году. Трубопроводная магистраль соединяет Балаханский промысел на и нефтеперерабатывающие мощности в окрестностях Баку.
  3. Балтийская трубопроводная сеть. Проектная пропускная способность - 74 млн т нефти в год. Соединяет морской порт Приморск с нефтяными промыслами в Западной Сибири и Урало-Поволжском районе.
  4. Восточная Сибирь - Тихий океан - трубопровод, соединяющий Сибирские месторождения с наливным портом Козьмино возле Находки. Оператор нефтепровода - ОАО «АК «Транснефть». Протяженность 4188 км дает возможность экспортировать Российскую нефть на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона и США.
  5. Нефтепровод «Дружба» - самая крупная в мире система магистральных трубопроводов, построенная для поставок нефти и нефтепродуктов в социалистические государства Восточной Европы. Сейчас эксплуатируется для экспортных поставок в Европу.
  6. Грозный - Туапсе - первый Российский магистральный нефтепровод среднего диаметра, построенный еще в начале ХХ века для транспортировки кавказской нефти на черноморское побережье.
  7. Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) связывает месторождения западного Казахстана с терминалом на черноморском побережье вблизи Новороссийска.
  8. Мурманский трубопровод с пропускной способностью 80 млн т связывает нефтяные промыслы Западной Сибири и морской порт Мурманска.
  9. Сургут - Полоцк - нефтепровод, связывающий с Беларусью и далее странами Прибалтики и Польшей.
  10. Единственный в своем роде подогреваемый магистральный нефтепровод Узень - Атырау - Самара.

Экспорт через нефтепроводы

В настоящее время на нефтепроводы России приходится 84% экспортируемой за пределы страны нефти. Остальные 13% приходятся на железнодорожные перевозки и 3% - на водный и речной транспорт. ОАО «АК «Транснефть» - единственная компания-оператор нефтепроводов в России. На ее долю приходится 97% всей транспортируемой нефти, добываемой в стране. Протяженность трубопроводной системы компании - более 217 тыс. км, которая связывает основные регионы нефтедобычи в России с рынками сбыта в Европе. Из общей транспортной системы 46,7 тыс. км относятся к нефтепроводам и 19,3 тыс. км приходится на нефтепродуктопроводы.

Основные нефтепроводы России, задействованные в экспорте:

  • Балтийский нефтепровод, пропускная способность - 74 млн т в год;
  • Система трубопроводов "Дружба". Одна из веток этой магистрали уходит в Польшу, вторая - в Словакию. Общая пропускная способность - 90 млн т;
  • Черноморские нефтепроводы - 43 млн т.

Наиболее перспективным направлением для развития экспорта российской нефти является восточно-сибирское, в связи с оживленным ростом потребления нефти в Китае.

Трубопроводный транспорт - вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние жидких, газообразных или твёрдых продуктов по трубопроводам. Причины появления этого вида транспорта: НТР; потребность хозяйства в транспортировке массовых жидких и газообразных продуктов.

С помощью трубопроводного транспорта происходит более выгодное перемещение нефти, газа и др. без промежуточной перегрузки. Трубопроводный транспорт отличается от остальных видов транспорта тем, что он не полностью соответствует понятию «транспорт»: подвижной состав и специально приспособленные под него пути сообщения совмещены в одно понятие «трубопровод». Особенность трубопроводного транспорта - непрерывность функционирования. Средний диаметр трубопровода - 1420 мм; давление 75 атм. Для повышения производительности трубопровода, иногда для осуществления перекачки возникает технологическая необходимость изменения физико-химических свойств грузов.

Специализация трубопроводного транспорта: перемещение жидких, газообразных и твердых (зерно, уголь) продуктов. Следовательно, протяжённость трубопроводов в зависимости от специализации разная - от нескольких км до нескольких тысяч км. Места назначения тоже разные: от места добычи (нефть) - к НПЗ; от места добычи (газ) - на химические заводы; от места добычи (уголь, мазут) - на электростанции; также пунктом назначения является бытовой потребитель.

Классификация трубопроводного транспорта:

1. Трубопроводы по значимости: магистральные, подводящие, промысловые, местные, для передачи документации.

2. Трубопроводы по виду перекачиваемого топлива: нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, пульпопроводы, газопроводы, водопроводы, канализационные.

Преимущества трубопроводного транспорта:

Возможность прокладки в условиях разного рельефа, через водные пространства, в условиях многолетней мерзлоты;

Неограниченность объёмов перекачки;

Полная сохранность качества и количества грузов благодаря герметизации труб и станций;

Отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду;

Автоматизация начально-конечных операций;

Самая низкая себестоимость и самая высокая производительность труда (это связано также с небольшим количеством работников для выполнения перекачки);

Меньшие капиталовложения;

Эффективность работы на любых расстояниях перевозки.

Недостатки : экологические проблемы; неуниверсальность.

Современными тенденциями развития трубопроводного транспорта являются:

Повышение пропускной способности трубопроводов за счёт увеличения диаметра или строительства вторых линий;

Увеличение мощности насосных станций;


Создание прочных тонкостенных труб;

Изменение технологии изготовления труб, способов спайки швов;

Расширение номенклатуры перевозимых жидких и твёрдых грузов.

Развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 50-х гг. ХХ столетия. Сейчас это наиболее динамично развивающийся вид транспорта, оттеснивший в середине 80-х гг. по общему объёму грузооборота железнодорожный транспорт на второе место. Россия занимает второе место в мире после США по протяжённости трубопроводов. Отечественные трубопроводы выполняют наибольшие объёмы работы, поскольку используются трубы большого диаметра.

Важнейшими грузами на отечественном трубопроводном транспорте являются сырая нефть, природный и попутный газ. Продуктопроводы, предназначающиеся для транспортировки нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов, пока не получили в России большого распространения, хотя их развитие весьма перспективно.

Общая протяжённость отечественных магистральных трубопроводов составляет 233 тыс. км, в том числе газопроводов - 168 тыс. км, нефтепроводов - 49 тыс. км, нефтепродуктопроводов - 16 тыс. км. Компания Транснефть владеет крупнейшей в мире системой магистральных нефтепроводов, по которой прокачивается более 90% российской нефти. Крупным оператором трубопроводного транспорта также является компания Газпром.

В России преобладают нефте- и газопроводы широтного направления. Многие из них начинаются в Западной Сибири, на Урале и в Поволжье. Они пересекают всю европейскую часть страны, заканчиваются на территории сопредельных государств СНГ, а также в странах Восточной и Западной Европы.

По нефтепроводам нефть из районов добычи подаётся на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) России, стран СНГ, Восточной и Западной Европы, а также поступает в крупнейшие нефтеэкспортные порты - Новороссийск, Туапсе, Вентспилс, Херсон и др.

Наиболее крупные магистральные нефтепроводы, транспортирующие российскую нефть: нефтепровод «Дружба» (Альметьевск - Самара - Унеча - Мозырь - Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы с ответвлениями Унеча - Полоцк - Вентспилс и Мозырь - Ужгород). Сегодня эта система нефтепроводов подсоединена к Среднеобью, и по ней в значительной мере транспортируется западносибирская нефть;

Балтийская трубопроводная система (БТС)-1 - связывает месторождения нефти Тимано-Печорского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского районов с морским портом Приморск;

БТС-2 - Унеча - Андреаполь - Усть-Луга;

Альметьевск - Нижний Новгород - Рязань - Москва;

Нижний Новгород - Ярославль - Кириши;

Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон, Снегиревка - Одесса;

Сургут - Тюмень - Уфа - Альметьевск;

Нижневартовск - Самара;

Сургут - Полоцк;

Александровское - Анжеро-Судженск;

Красноярск - Ангарск;

Сургут - Омск - Павлодар - Чимкент - Чарджоу;

Нефтепровод «Восточная Сибирь» - Восточная Сибирь - Тихий океан;

Каспийский трубопроводный консорциум - месторождения Западного Казахстана - российское побережье Чёрного моря (около Новороссийска).

В проекте сооружение Мурманского нефтепровода, связывающего месторождения нефти Западной Сибири с глубоководным незамерзающим портом Мурманск, а также нефтепровода Заполярье - Пурпе - Самотлор.

Протяжённость магистральных нефтепродуктопроводов в 3 раза уступает нефтепроводам. Значительно меньше и их мощность.

Наиболее крупные нефтепродуктопроводы:

Уфа - Брест с ответвлением на Ужгород;

Уфа - Омск - Новосибирск;

Нижнекамск - Одесса.

Сегодня Россия обладает обширной сетью магистральных газопроводов большого диаметра (в основном 1220 и 1420 мм). Начало развития магистрального газопроводного транспорта России относится к 1946 г., когда вступил в строй газопровод Саратов - Москва протяженностью 840 км и диаметром 325 мм.

В 50-е гг. сооружаются более крупные газопроводы: Ставрополь - Москва; Краснодарский край - Ростов-на-Дону - Серпухов - Ленинград; Средняя Азия - Урал и Средняя Азия - Центр.

С 70-х гг. большой размах получило строительство газопроводов из Республики Коми и особенно с западносибирского Севера: Медвежье - Надым - Тюмень - Уфа - Торжок; Надым - Пунга - Пермь; Уренгой - Сургут - Тобольск - Тюмень - Челябинск. Строится целая система мощных газопроводов из Уренгоя и других месторождений Тюменского Севера в Центр и крупнейшая в мире система газопроводов протяженностью 4451 км: Уренгой - Помары - Ужгород - страны Восточной и Западной Европы.

Другой крупный газопровод, преимущественно экспортного значения, начинается в Оренбурге и, переходя через европейскую часть России и Украину, также заканчивается многочисленными разветвлениями в странах Восточной и Западной Европы. Довольно крупный газопровод передает попутный нефтяной газ из района Среднеобья в Новосибирск и Кузбасс. В 2011 г стал функционировать газопровод «Северный поток», передающий газ из РФ в Германию по дну Балтийского моря. Строится газопровод Бованенково - Ухта. Существуют проекты следующих газопроводов: «Южный поток», который свяжет РФ и Болгарию по дну Чёрного моря; «Алтай», который свяжет Западную Сибирь и запад Китая; Якутия - Хабаровск - Владивосток и Прикаспийский газопровод.

Таким образом, перспективы дальнейшего развития трубопроводного транспорта страны весьма благоприятны, поскольку предполагается строительство крупных трубопроводов-дублёров уже имеющихся широтных магистральных трубопроводов - для передачи нефти и газа Сибирского Севера в европейскую часть России, остальные страны СНГ, в Восточную и Западную Европу. Через территорию России пройдут транзитные трубопроводы из Казахстана и Средней Азии в европейские страны СНГ, страны Восточной и Западной Европы.

Активное развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 1950-х годов.

В 2008 году трубопроводным транспортом было перевезено 488 млн тонн нефти и нефтепродуктов, данный показатель увеличился в сравнении с 2000 годом на 53 % .

Грузооборот трубопроводного транспорта в части нефти и нефтепродуктов в 2008 году составил 1,1 трлн тонно-километров, увеличившись в сравнении с 2000 годом на 49 % .

Длина магистральных газо- и нефтепродуктопроводов на 2008 год составляла 63 тыс. км, увеличившись в сравнении с 2000 годом на 2 тыс. км . По состоянию на конец 2012 года протяжённость магистральных трубопроводов (по данным Росстата) составила  250 тыс. км, в том числе газопроводов 175 тыс. км, нефтепроводов 55 тыс км и нефтепродуктопроводов 20 тыс км.

Нефтепроводы

Российская государственная компания Транснефть и её дочерние общества располагают крупнейшей в мире системой магистральных нефтепроводов, длина которой составляет 48,7 тыс. км (на июнь 2006) и по которой прокачивается более 90 % российской нефти .

Действующие

  • Нефтепровод «Дружба» (рабочая мощность 66,5 млн тонн в год) - крупнейшая экспортная магистраль России (Альметьевск - Самара - Унеча - Мозырь - Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы);
  • Альметьевск - Нижний Новгород - Рязань - Москва ;
  • Нижний Новгород - Ярославль - Кириши ;
  • Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон ;
  • Усть-Балык - Курган - Уфа - Альметьевск ;
  • Нижневартовск - Курган - Куйбышев ;
  • Туймазы - Омск - Новосибирск ;
  • Калтасы - Языково - Салават ;
  • Шкапово - Салават ;
  • Александровское - Анжеро-Судженск ;
  • Красноярск - Ангарск ;
  • Сургут - Омск - Павлодар - Чимкент - Чарджоу ;
  • Балтийская трубопроводная система (рабочая мощность 74 млн тонн в год);
  • Балтийская трубопроводная система-II (рабочая мощность 30 млн тонн в год);
  • Восточный нефтепровод (рабочая мощность 58 млн тонн в год);
  • Каспийский трубопроводный консорциум (рабочая мощность 28,2 млн тонн в год);
  • Куюмба - Тайшет

Строящиеся и проектируемые

Нефтепровод Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре

Строительство нефтепровода-отвода от трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) до Комсомольского-на-Амуре нефтеперерабатывающего завода началось в феврале 2016 года. Запланировано строительство 293 км линейной части, головной НПС с резервуарным парком 80 тыс. кубометров, двух промежуточных станций и объектов внешнего электроснабжения. Ввод в эксплуатацию намечен на 2018 год .

Расширение Каспийского трубопровода (КТК-2)

15 декабря 2010 года принято окончательное решение об инвестировании по проекту расширения мощности трубопроводной системы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК-2) до 67 млн тонн нефти в год .

Мурманский нефтепровод

В ноябре 2002 года российские нефтяные компании Лукойл , ЮКОС , ТНК и Сибнефть - подписали меморандум о намерении строительства экспортного нефтепровода Западная Сибирь - Мурманск. Однако из-за отрицательного отношения Правительства Российской Федерации к появлению частных трубопроводов реализация проекта заморожена по настоящее время .

С 2003 года в проекте участвует компания Транснефть , которая рассматривает в качестве альтернативы нефтепровод по маршруту Харьяга -Индига мощностью 50 млн тонн нефти в год .

Газопроводы

Крупнейшим оператором российских газопроводов является государственная компания «Газпром ».

Крупные газопроводы:

Действующие

Саратов - Москва

Газопровод от месторождений природного газа в непосредственной близости от Саратова , в долине реки Елшанка, до Москвы . Проложен по территориям Саратовской , Пензенской , Тамбовской , Рязанской и Московской областей .

Первый магистральный газопровод России. В 1944 году - принято постановление Государственного Комитета Обороны о строительстве газопровода «Саратов-Москва», создании Управления строительства и Дирекции строящегося газопровода. Строительство газопровода было начато в годы Великой Отечественной войны , в строй вступил в 1946 году .

Протяжённость газопровода 843 км , диаметр трубы - 325 мм .

Уренгой - Помары - Ужгород

Соединяет газовые месторождения севера Западной Сибири с конечными потребителями в Европе.

Общая длина - 4 451 км, мощность - 32 млрд кубометров газа в год. Диаметр каждой из трёх ниток - 1420 мм.

Ямал - Европа

Соединяет газовые месторождения севера Западной Сибири с конечными потребителями в Европе. Проходит через территорию Белоруссии и Польши.

Пропускная способность - около 30 млрд кубометров газа в год.

Голубой поток

Газопровод между Россией и Турцией, проложенный по дну Чёрного моря.

Трубопровод был построен в рамках российско-турецкого соглашения от , по которому Россия должна поставить в Турцию 364,5 млрд кубометров газа в 2000-2025 гг. Затраты на строительство составили $3,2 млрд. Строительство осуществлялось российско-итальянской компанией «Блю стрим пайплаин компани Б. В.», которой в равных долях владели «Газпром » и итальянская Eni .

Общая протяжённость газопровода - 1213 км, из них:

  • сухопутный участок на российской стороне от города Изобильный Ставропольского края до села Архипо-Осиповка Краснодарского края на побережье Черного моря длиной 373 км;
  • морской участок от Архипо-Осиповки до терминала «Дурусу», расположенного в 60 км от города Самсун (Турция) длиной 396 км;
  • сухопутный участок на турецкой стороне от города Самсун до города Анкара длиной 444 км.

Диаметр трубы газопровода: равнинная часть сухопутного участка - 1400 мм, горная часть сухопутного участка - 1200 мм, морской участок - 610 мм. Операторы газопровода - «Газпром экспорт » и турецкая Botas.

Коммерческие поставки российского природного газа по газопроводу в Турцию начались в феврале 2003 года . В по «Голубому потоку» в Турцию поставлено 2 млрд м³ газа, - 3,2 млрд м³, - 5 млрд м³, - 7,5 млрд м³, - 9,5 млрд м³, - 10,1 млрд м³. Планируется, что в 2010 газопровод выйдет на полную мощность (16 млрд кубометров газа в год).

Существуют планы строительства продолжения газопровода в Израиль , Италию , а также расширения мощности «трубы» в 2 раза - до 32 млрд м³ в год.

Дзуарикау - Цхинвал

Экспортный газопровод из России в Южную Осетию . Начинается в селе Дзуарикау (Северная Осетия) далее проходит через Кавказский хребет, затем через город Квайса, и до города Цхинвала. Является самым высокогорным в мире.

Планируются ответвления от основной магистрали во все районы Южной Осетии .

Джубга - Лазаревское - Сочи

Строительство газопровода было проведено в период с сентября 2009 года по июнь 2011 года.

Сахалин - Хабаровск - Владивосток

Строительство газопровода было начато 31 июля 2009 года в Хабаровске. Первый пусковой комплекс торжественно введён в эксплуатацию 8 сентября 2011 года. Церемония прошла во Владивостоке , на острове Русский .

Северный поток

Бованенково - Ухта

Решение о строительстве газопровода было принято в октябре 2006 года, строительство начато в августе 2008 года. Первая очередь газопровода введена в эксплуатацию 23 октября 2012 года . Вторая очередь введена в эксплуатацию 17 января 2017 года .

Протяженность газопровода – 1260 км, суммарная проектная производительность двух очередей газопровода - 115 млрд м³ газа в год.

Строящиеся

Якутия-Хабаровск-Владивосток

Турецкий поток

Отменённые

Южный поток

Проектируемые

Алтай

Прикаспийский газопровод

Южный коридор

Аммиакопровод

Этиленопровод

Углепровод

Продуктопроводы для перекачки готового топлива

Крупные продуктопроводы:

Показатели деятельности

1913 1928 1940 1950 1960 1980 1990 1995 2000 2005 2010 2015 2016
Эксплуатационная длина тыс. км СССР - 1,6 4,1 5,4 17,3 69,7 86 - - - - - -
Россия 1,1 0,7 1,7 3,6 15 54 68 64 63 65 65 74 71
Объём перекачки млн. т СССР - 1,1 7,9 15,3 130 627 611 - - - - - -
Россия 0,4 0,4 5 12 123 576 558 309 318 482 524 578 579
Грузооборот млрд. т*км СССР - 0,7 3,8 4,9 51,2 1220 1310 - - - - - -
Россия 0,3 0,1 1,5 3,4 49 1090 1240 668 745 1156 1123 1268 1308

Проблемы деятельности

Проблемами деятельности трубопроводов России являются сложность их строительства и обслуживания, а так же нелегальные врезки для хищения нефти. Нелегальная врезка опасна не только пропажей самой нефти,но и нефтяными загрязнениями а так же пожарами. В 90-х и 2000-х годах зафиксировано немало случаев подобных нелегальных врезок, многие из которых действовали по много лет.

Ссылки

Примечания

  1. Николаев А. С. Единая транспортная система / А. С. Николаев. - М.: Лицей, 2001.
  2. Итоги деятельности ОАО «РЖД» в 2012-2016 гг. и планы развития до 2025 года. М.: 2017. С. 2-3
  3. Основные показатели транспорта // Росстат
  4. Росстат. 17.23. ПРОТЯЖЕННОСТЬ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
  5. И менеджер, и бюрократ-виртуоз // Эксперт, 1 октября 2007
  6. Нефтепровод «Заполярье - Пурпе» построен!. Тюменские известия. Новости Тюмени
  7. Главная | Argus Media
  8. https://www.transneft.ru/about/projects/current/10649/
  9. Путин запустил магистральный нефтепровод «Куюмба-Тайшет» - МК
  10. Стартовала прокладка нефтепровода от ВСТО на Комсомольский НПЗ - Новости Хабаровска
  11. ОАО «АК «Транснефть»
  12. http://www.cpc.ru/portal/alias!press/lang!ru/tabID!3706/DesktopDefault.aspx Принято Окончательное решение об инвестировании по Проекту расширения

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Сжиженный газ с американских сланцевых месторождений впервые пришел в Великобританию в сентябре 2016 года. Теперь очередь дошла и до Северной Европы

На минувшей неделе два танкера с грузом американского сжиженного природного газа (СПГ) пришвартовались в портах Польши и Нидерландов.

Это первый СПГ из сланцевых месторождений в Соединенных Штатах, доставленный в Северную Европу.

Польша договорилась с США о спотовых поставках СПГ [на условиях "спот" оплата по сделке производится немедленно] в мае этого года с целью снизить зависимость от газа, поступающего по трубам из России. В минувшую пятницу о том же заявил и министр энергетики США Рик Перри.

"Американский СПГ начал регулярно поступать в Европу, предлагая дополнительную диверсификацию источников поставок и обеспечивая энергетическую безопасность Европы", - сказал министр, отметив доминирующее положение России на европейском газовом рынке.

Угрожает ли американский сжиженный газ благополучию "Газпрома"? Об этом обозреватель Русской службы Би-би-си Михаил Смотряев беседовал с заместителем главы Фонда национальной энергетической безопасности Алексеем Гривачом .

Алексей Гривач: Здесь есть два аспекта. Во-первых, политически-пропагандистский: нынешние польские власти громко заявляют, что их цель - полностью отказаться от российского газа, хотя время от времени эта позиция смягчается.

На фоне всех этих заявлений Польша в прошлом году взяла рекордный объем российского газа по контракту, при том, что в прошлом году начались поставки СПГ из Катара, плюс еще немного газа было закуплено в Норвегии.

Это означает, что есть слова, а есть реальные процессы, экономика и коммерция, которой даже польские госкомпании не чужды.

Что касается долгосрочной перспективы, то если говорить о европейском рынке в целом, Евросоюз принял решение о создании единого рынка, где не будет национальных различий: все рынки будут соединены в единую инфраструктуру, будут функционировать по единым правилам и так далее.

Пока этот рынок не создан в полной мере, но движение в этом направлении ведется, и эта цель рано или поздно должна быть достигнута (если вспомнить об эффективности решений и их воплощения в Евросоюзе).

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Терминалы для приема сжиженного газа строятся по всей Европе. Этот - во французском Дюнкерке

Тогда вопрос будет стоять очень просто: неважно, американский это газ или неамериканский.

На европейский рынок приходит газ, который конкурирует между собой. И если, допустим, Польша возьмет больше сжиженного газа, или возьмет норвежский газ, то это не значит, чисто теоретически, что Евросоюз в целом возьмет меньше российского газа. Где-то убыло, где-то прибыло - этот закон сообщающихся сосудов будет работать здесь и дальше.

То же самое произошло с Украиной. Вот они говорят: мы больше не покупаем российский газ. Они не покупают газ напрямую у "Газпрома", но они берут российский газ у европейских трейдеров, а те где берут газ? В том числе и у "Газпрома". Если бы Украина покупала газ по прямому контракту, то европейские трейдеры брали бы меньше газа у "Газпрома".

Это такая газовая диалектика. В долгосрочной перспективе я лично не вижу серьезных, коммерчески обоснованных угроз для позиций российского газа.

Кто сказал, что новый СПГ будет вытеснять именно российский газ - может, он будет вытеснять норвежский газ, который более дорог и требует инвестиций для поддержания уровня добычи? Эти вопросы обычно остаются в стороне. А в качестве громких заявлений это будет преподнесено как то, что американский сжиженный газ пришел в Польшу, и теперь Польша заживет по-новому. В реальности будет совсем не так.

Би-би-си: Ну, пришел он не только в Польшу, но и в Нидерланды - по одному танкеру в каждую страну…

А.Г.: Поймите, что один танкер СПГ - это примерно 100 миллионов кубометров газа в трубопроводном эквиваленте. Танкер пришел впервые за почти полгода. А из России в Европу каждый день поставляется 500-600 миллионов кубометров.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Министр энергетики США Рик Перри обещает обеспечить энергетическую безопасность Европы. От России, в первую очередь

Би-би-си: Давайте поговорим о сланцевом газе. Рентабельность его добычи и, значит, ее объемы зависят от цены на газ, которая, напомним, привязана к цене на нефть. Значительного роста нефтяных цен, как считают многие аналитики, сегодня ожидать не приходится. Может ли в этих условиях сланцевый газ занять заметную нишу на мировом рынке?

А.Г.: Если говорить о добыче сланцевого газа, то все проекты за пределами Соединенных Штатов, по большому счету, не прижились. Они показали свою неконкурентоспособность, неэффективность, все инвестиции были списаны.

Если помните, несколько лет назад Польша заявляла, что станет нетто-экспортером газа. Теперь выяснилось, что пробуренные несколько десятков скважин оказались или пустыми, или коммерчески непривлекательными, и идея сама по себе сошла на нет.

Что касается американского СПГ, то, во-первых, это не обязательно сланцевый газ. Конечно, рост добычи из сланцевых залежей играет роль, но, например, в прошлом году Соединенные Штаты впервые за долгое время показали общее снижение добычи газа, при том, что именно в прошлом году начался экспорт СПГ из Мексиканского залива.

Поэтому говорить о том, что сланцевый газ полностью изменит рынок, не приходится. Спрос на газ в мире достаточно устойчиво растет. И это значит, что даже если в какие-то периоды существует переизбыток газа из-за какого-то кризиса - энергетического, экономического, - то все равно через некоторое время рынок балансируется.

Это произошло, например, с проектами в Катаре: когда были введены в строй большие мощности, они вдруг оказались невостребованными Соединенными Штатами, потому что у них неожиданно начала расти собственная добыча. Последовала пара лет давления на рынок, а потом спрос на газ весь этот переизбыток быстренько освоил, и цены на СПГ, скажем, в Азии побили все мыслимые и немыслимые рекорды.

Я думаю, больше нужно говорить о том, что безопасность поставок должна увеличиваться. Деполитизация процесса заключается в том, что действительно можно купить газ из различных источников. Европа может покупать больше СПГ, но рациональность таких решений должна побеждать, потому что это основа конкурентоспособности.

Если вы, как Литва или Польша, готовы покупать газ вдвое дороже, то это значит, что глобально вы становитесь менее конкурентоспособным. Если Литва, как страна, которая не претендует ни на что, может себе это позволить, то Евросоюз, как центр экономической силы, не может себе позволить быть глобально неконкурентоспособным, покупая "демократический" газ и не покупая "недемократический". Вместо этого берется самый надежный и привлекательный с точки зрения экономики продукт.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Европейские потребители не раз недополучали российский газ из-за разногласий между Россией и Украиной

Би-би-си: С европейскими покупателями у России обычно не бывает разногласий - за исключением времен "газовых войн" с Украиной, когда не весь положенный по контрактам российский газ доходил до Европы, иногда в весьма значительных объемах. У европейцев, что называется, "осадочек не остался"?

А.Г.: Перебои связаны с поведением страны-транзитера. Эта проблема лежала исключительно в контрактной плоскости, когда транзитер, пользуясь своим монопольным положением, счел возможным, например, не подписать контракт на закупку газа, и брал газ из потока. Но это же абсолютно неприемлемое поведение.

Би-би-си: Согласен, но для конечного покупателя это вряд ли имеет принципиальное значение - газ-то до него не дошел…

А.Г.: Совершенно верно, и поэтому мы занимаемся тем, что учитываем с ними все эти транзитные риски, управлять которыми в нормальном режиме невозможно. Это в том числе в интересах конечного потребителя. А если сравнивать по этим параметрам трубопроводный газ и СПГ, то в последнем случае безопасности гораздо меньше. Если речь идет о краткосрочных сделках, то газ легко может не прийти к потребителю в Европе, потому что в Азии цена на него в этот момент будет в два раза больше. С трубопроводным газом этого не происходит.

Би-би-си: То есть можно говорить, что в целом текущему положению дел на европейском газовом рынке не угрожают никакие внезапные и масштабные потрясения?

А.Г.: Если говорить о европейском рынке, то одна из важных тенденций - это падение собственной добычи. А это значит, импортного газа нужно будет больше. Дополнительные источники поставок удовлетворяют эту растущую потребность.

Кроме того, есть проблемы и с другими поставщиками: тот же Алжир или Норвегия не могут наращивать поставки газа. Поэтому, когда возникает дефицит, то именно российский газ и СПГ конкурируют за то, чтобы занять эту нишу. По итогам прошлого года поставки российского газа выросли на 30 миллиардов кубометров, а СПГ - на три миллиарда. Кто выиграл конкуренцию? По-моему, ответ очевиден.

В конце 2011 года общественность напряжённо следила за развитием газового конфликта России и Украины. Киев требовал снизить цены на голубое топливо, обещая в противном случае увеличить транзитные пошлины. Но российские политики не шли на уступки, надеясь, что в ближайшем будущем наша страна избавится от транзитной зависимости. Причём у Москвы были достаточно веские основания лелеять подобные надежды. Ведь уже в середине осени должен был заработать «Северный поток». Новый газопровод, проектирование и строительство которого заняло без малого 15 лет, позволил бы поставлять российский газ в европейские страны, минуя транзитные государства.

Что ж, первая ветка газопровода заработала в ноябре, переговоры с Украиной все ещё продолжаются, и вроде как Москва пока не собирается перекрывать вентиль. Голубые реки не повернулись вспять, а значит, европейцы могут спать спокойно, ведь их дома по-прежнему будут отапливаться и освещаться.

Строительство первых газопроводов

Наверное сейчас в это трудно поверить, но изначально газовая промышленность России тоже зависела от иностранного сырья. В 1835 году в Санкт-Петербурге был построен первый газовый завод с системой распределения, доставлявшей газ до потребителей. В то время российские инженеры добывали газ из импортного каменного угля. Аналогичное предприятие спустя 30 лет появилось и в Москве.

Проектирование и строительство газопроводов обходилось российским промышленникам в копеечку, не говоря уже о дороговизне заграничного сырья. Поэтому первые газопроводы были невелики в размерах. И только с началом освоения месторождений природного газа масштабы строительства газопроводов в России стали стремительно увеличиваться.

В начале ХХ века месторождение природного газа было найдено в Дашавах, посёлке городского типа Львовской области в Украине. В 1922 году от туда проложили 14-километровый газопровод до Стрыя, местного районного центра. В 1941 году завершилось строительство газопровода Дашава - Львов.

После окончания Великой Отечественной войны в СССР началось строительство магистральных газопроводов (1946 год — магистральный газопровод Саратов-Москва).

Газопроводы России

Сегодня в России действуют 7 магистральных газопроводов:

  • Уренгой — Помары — Ужгород;
  • Ямал — Европа;
  • «Голубой поток»;
  • Сахалин — Хабаровск — Владивосток;
  • «Прогресс»;
  • «Союз»;
  • «Северный поток».

Один газопровод находится на стадии строительства («Южный поток»), и ещё 2 — на стадии проектирования (Якутия — Хабаровск — Владивосток, Алтай).

Газопроводы распределительных сетей для нашей страны по-прежнему актуальны. В них заинтересованы многие частные инвесторы, финансирующие, к примеру, строительство коттеджных посёлков. Газификация таких объектов делает их более привлекательными в глазах потенциальных покупателей.

Проектирование и строительство газопроводов сегодня могут осуществлять различные строительные компании. Главное, чтобы они обладали соответствующей лицензией.



Рассказать друзьям