Тревожные расстройства у детей. Тревожность у детей: что это, тест Филлипса, коррекция

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

– это группа аффективных нарушений, характеризующихся эмоциональным напряжением, беспокойством, страхами. В центре переживаний ребенка – негативные ожидания и предчувствия относительно собственной жизни, здоровья, отношений в семье и школе. Иногда тревожность принимает форму навязчивых мыслей, компульсивных действий, фобий, панических атак, ночных кошмаров. Основные методы диагностики – сбор анамнеза, беседа, наблюдение. Дополнительно используется психодиагностика. Распространенным методом лечения является когнитивно-бихевиоральная психотерапия в сочетании с приемом антидепрессантов и анксиолитиков.

МКБ-10

F41 Другие тревожные расстройства

Общие сведения

Тревожные расстройства у детей относятся к широкой группе эмоциональных нарушений детского возраста. Их распространенность постоянно растет, в настоящее время патология занимает второе место среди психических заболеваний в детстве и подростничестве (после поведенческих отклонений). Активные исследования последних 20 лет позволили выявить новые нозологические единицы, которые теперь включены в МКБ-10 и DSM-IV – официальные классификаторы болезней. Эпидемиологические показатели колеблются от 4 до 15% в различных возрастных группах. Наиболее подвержены тревожным симптомам дошкольники и младшие школьники. У девочек преобладают варианты расстройств с выраженным эмоциональным компонентом, у мальчиков – с соматическим (нарушения пищеварения и сна, абдоминальные и головные боли).

Причины

Тревога является естественной реакцией, усиливающей концентрацию внимания и активизирующей механизмы борьбы или бегства в ситуации угрозы. При ее усилении нарушается процесс адаптации, постоянная психофизиологическая напряженность приводит к истощению. В таких случаях говорят о тревожном расстройстве. У детей его причинами могут стать:

  • Врожденные факторы. Результаты близнецовых исследований доказывают, что склонность к интенсивной тревоге передается по наследству. Она может быть обусловлена особенностями гуморальной регуляции и функционирования нервной системы. Также в группе риска находятся дети, имеющие пренатальные и натальные поражения ЦНС.
  • Стиль воспитания. Симптомы тревоги формируются в результате определенного отношения родителей к ребенку. Развитию расстройств способствуют психастенические черты матери (реже – отца), гиперопека , директивные методы воспитания.
  • Психотравмирующее событие. Тревожность ребенка может быть спровоцирована переживанием болезни, разлуки с близким человеком, резким ухудшением материальных возможностей семьи, катастрофами, природными и военно-политическими катаклизмами. Единичное воздействие психотравмы переносится детьми проще, повторные эпизоды формируют невротические нарушения .

Патогенез

Периодическое проявление тревоги является нормальной реакцией организма, служит мотивационным компонентом поведения, обеспечивая высокий уровень бдительности, целеустремленности и готовности прикладывать усилия для достижения результата. Однако частые, неконтролируемые опасения негативно влияют на способность адекватно оценивать ситуацию и целенаправленно действовать, а в тяжелых случаях искажают восприятие повседневных событий. Тревожное состояние всегда ориентировано на будущее и проявляется страхом по отношению к тому, что может произойти. Чем сильнее выражено расстройство, тем более широк круг событий, которые расцениваются как опасные.

На физиологическом уровне высокую тревожность связывают с дисфункциями в отделах лимбической системы и гиппокампа, ответственных за регуляцию эмоций. И. П. Павлов рассматривал страх и тревогу как варианты проявления пассивно-оборонительного рефлекса. В основе данных эмоций – инстинкт самосохранения, активизирующий все системы организма для бегства либо борьбы. И если в норме возбуждение и торможение ЦНС сбалансировано, естественный оборонительный рефлекс сменяется расслаблением, то при расстройстве тревожного типа существует ригидность нейронных процессов – эмоция, ставшая неактуальной, переживается вновь и вновь.

Классификация

Существует множество видов детских тревожных расстройств, различающихся симптоматикой. Их общее проявление – продолжительное беспокойство, неадекватное существующей ситуации, которое негативно влияет на повседневную жизнь ребенка, снижает ощущение психологического комфорта. С учетом особенностей клинической картины выделяют:

  • Общее тревожное расстройство. При генерализованном ТР дети постоянно беспокоятся о различных сферах жизни – о здоровье, безопасности, отношениях со сверстниками и родителями, успешности учебы. Из всех вариантов будущего негативный кажется наиболее вероятным.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство. При ОКР тревога проявляется навязчивыми действиями и мыслями. Ритуалы на непродолжительное время обеспечивают ощущение спокойствия.
  • Фобии. Предчувствие опасности может оформиться в устойчивый страх (фобию) определенных объектов и ситуаций. Часто дети боятся высоты, темноты, выдуманных чудовищ, социальных контактов.
  • Панические атаки. Интенсивная тревога иногда проявляется нарастанием вегетативных симптомов – головокружением, учащением сердцебиения, дыхательным спазмом, перенапряжением мышц, составляющих клинику панической атаки . Ребенок начинает избегать событий, способных спровоцировать панику.
  • Посттравматическое стрессовое расстройство. Данный вариант тревоги возникает как результат переживания травматического события, не вписывающегося в рамки привычного опыта. ПТСР у детей проявляется внезапным наплывом воспоминаний и ночными кошмарами.

Симптомы

Основной симптом – стойкое, выраженное беспокойство. Пациенты чувствуют себя эмоционально напряженными, не могут отвлечься от негативных переживаний и расслабиться. Из-за тревоги они испытывают трудности с концентрацией внимания, подростки сообщают об ощущении «пустоты в голове». Повышенная нервозность проявляется раздражительностью, плаксивостью, пугливостью. Характерно вздрагивание при неожиданных резких звуках, изменении освещенности, внезапных прикосновениях. Поведение становится избегающим (ограничительным): дети отказываются от общения, прогулок, активных игр, путешествий, употребления некоторых продуктов.

Среди физических симптомов тревожных расстройств преобладает беспричинная усталость и быстрая истощаемость. Больные жалуются на головокружение, слабость, головные и мышечные боли, дискомфортные ощущения в области живота и груди. Может отмечаться повышенная потливость, особенно в стрессовых ситуациях, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, тремор и дрожь, чувство кома в горле, приливы жара, озноб. Аппетит чаще снижен, но иногда развивается прожорливость с последующей тошнотой и рвотой. Нарушения сна включают трудности засыпания, пробуждения среди ночи, кошмары.

Симптомами фобических расстройств являются устойчивые страхи. Формируется боязнь ситуаций, которые на самом деле не представляют угрозы либо могут быть опасны лишь при определенных условиях. Малыши раннего возраста боятся темноты, высоты, разлучения с матерью. У дошкольников активно развивается воображение, страхи связаны со сказочными или выдуманными чудовищами – драконами, динозаврами, ожившими скелетами, зомби, оборотнями. У школьников на первый план выходят социальные фобии – боязнь общения, знакомства, публичного выступления. Подростки испытывают страх потери контроля, смерти, сумасшествия, переживания позора. Тревога после переживания психотравмы характеризуется «флешбеками» – неконтролируемыми пугающими наплывами воспоминаний, кошмарами по ночам.

При обсессивно-компульсивном расстройстве тревожность сопровождается формированием навязчивых представлений пугающего характера. Дети мысленно проигрывают негативные варианты развития событий, испытывая при этом страх. Справиться с эмоциональным напряжением им отчасти помогают ритуальные действия – компульсии. Наиболее распространенные – частое мытье рук, перебирание края одежды, обкусывание ногтей, хождение по периметру комнаты. При панических атаках тревога возникает без видимой причины и мгновенно нарастает, проявляясь вегетативными симптомами. Самочувствие ухудшается – возникает головокружение, потемнение в глазах, чувство отчужденности собственной личности, нереальности предметов и событий. Вторично формируется страх очередной панической атаки, избегающее поведение.

Осложнения

Эмоциональные расстройства нередко приводят к осложнениям, так как дети неспособны понять и критически оценить собственные переживания. Они не сообщают о подавленном настроении и постоянном чувстве тревоги, поэтому диагностика проводится несвоевременно. Подростки не рассказывают о беспокоящих мыслях, опасаясь непонимания и осуждения со стороны окружающих. Длительное течение расстройства без адекватной терапии осложняется депрессией , аутическими изменениями поведения. Пациенты склонны к самообвинению, чувствуют одиночество, замыкаются, избегают общения. Возрастает риск социальной дезадаптации, суицидальных попыток на фоне депрессии.

Диагностика

Основное обследование проводит врач-психиатр : беседуя с родителями и ребенком, он собирает клинико-анамнестические данные, выясняет наличие соматических заболеваний, врожденных патологий ЦНС, уточняет условия проживания, особенности адаптации в детском саду, школе. При преобладании жалоб на состояние физического здоровья врач направляет на консультацию к педиатру, детскому неврологу для проведения дифференциальной диагностики. К специальным методам исследования относятся:

  • Беседа. В ходе непринужденного общения с ребенком специалисту нередко удается определить причину тревоги – страхи, деструктивные взаимоотношения в школе и семье, проблемы с учебой, воспоминания о психотравме. При выраженной тревожности дети пассивны, но становятся более открытыми при установлении доверительного контакта и обсуждении актуальных, беспокоящих тем.
  • Наблюдение. Врач оценивает эмоции и поведение ребенка. Для тревожного состояния характерна эмоциональная и двигательная скованность, гиперреакции на неожиданные раздражители (шум за дверью, вход без предупреждения посторонних людей). Малыши часто не хотят отходить от мамы, боятся смотреть в глаза.
  • Опросники. Подросткам предлагается ответить на вопросы стандартизированных методик для выявления повышенной тревоги. Используется шкала Спилбергера-Ханина, тест школьной тревожности Филлипса, тест на определение уровня тревожности Бека.
  • Проективные тесты. Для обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста применяются методики, выявляющие неосознаваемые доминирующие эмоции (страх, беспокойство) и проблемы в межличностных отношениях. Распространенными инструментами диагностики являются рисуночные тесты (рисунок человека, семьи, несуществующего животного) и проективный тест «Выбери лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Лечение тревожных расстройств у детей

Терапевтическую помощь детям оказывают психиатры и психотерапевты , но для успешной реабилитации необходимо подключение матери, отца и других близких родственников. Объем лечебных процедур определяется индивидуально: при легких формах расстройств достаточно одного курса и поддержки родителей, при тяжелом течении необходимо продолжительное и периодические встречи с психологом . Общая схема лечения выглядит следующим образом:

  • Психотерапия. На сеансах когнитивно-поведенческой терапии психотерапевт корректирует деструктивные установки, заменяет негативные суждения позитивными, обучает навыкам управления эмоциями и решения проблем. В итоге ребенок научается самостоятельно разрешать сложные ситуации, противостоять влиянию стрессовых воздействий. Если тревога основана на страхах или фобиях, применяется техника систематической десенсибилизации.
  • Семейная психотерапия. Для устранения тревоги ребенка необходима корректировка повышенной тревожности родителей и проблемных семейных отношений – факторов развития и поддержания расстройства. Взаимодействуя с семьей, психотерапевт использует техники когнитивной психотерапии, гештальт-терапии . Он налаживает нормальную коммуникацию между всеми членами семьи, обучает родителей лучше понимать ребенка, контролировать эмоции, избегать ситуаций, провоцирующих тревогу у сына или дочери.
  • Лекарственная терапия. Медикаментозная помощь показана при умеренных и тяжелых симптомах тревоги. Для долгосрочной терапии используются антидепрессанты. Препаратами выбора являются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Применение анксиолитиков в возрасте до 18 лет оправдано в исключительных случаях, когда имеются острые симптомы. С этой целью используются бензодиазепины, терапия проводится краткосрочно.

Прогноз и профилактика

Вероятность выздоровления во многом определяется своевременностью начала лечения и готовностью членов семьи помогать ребенку справляться с эмоциональными проблемами. При раннем обращении к специалистам прогноз благоприятный. Профилактика тревожных расстройств основывается на доверительных семейных отношениях, правильных способах воспитания, базирующихся на любви и уважении, без гиперопеки и авторитаризма. Важно проявлять искренность, открытость в общении, делиться собственным положительным опытом преодоления неуверенности и страхов. В сложных ситуациях необходимо оказывать поддержку, при неудачах – анализировать полученный опыт, учить ребенка делать выводы.


Полезное на эту тему: Упражнения по преодолению тревоги (прим.ред.)

Часто ли вы тревожитесь? Каких дней в вашей жизни больше – спокойных или волнительных? Легко ли вы засыпаете? Если вы сейчас поймали себя на мысли, что устали от постоянного беспокойства, возможно, вам стоит прочесть о генерализованном тревожном расстройстве – заболевании, с которым сталкиваются миллионы людей по всему миру. Из этой статьи вы узнаете о главных симптомах расстройства, о том, что именно в нашей жизни поддерживает этот недуг и какие существуют способы его лечения.

Чем нормальная тревога отличается от патологической?

В умеренных дозах тревога полезна. Если бы наши предки чувствовали себя расслабленно в диком лесу или среди чужаков – пожалуй, их всех бы давно уже съели. Да и сегодня волнение накануне экзаменов или важного собеседования помогает нам собраться и включиться в работу. Иными словами, тревога – это сигнал, что пора взяться за ум.

А вот если тревога возникает не по делу, а по любому незначительному поводу, если она не стимулирует к разумным действиям, а парализует – значит, она переродилась в патологическую. Последняя уже не помогает нам ориентироваться в мире и справляться задачами, а только осложняет жизнь. Когда тревоги становится настолько много, что она заполняет собою большую часть времени, мы можем с аккуратностью предполагать генерализованное тревожное расстройство или ГТР.

Тест на определение уровня тревоги (прим.ред.)

Это какая-то новая болезнь? В чём её отличие от панических атак?

Генерализованное тревожное расстройство, как и паническое расстройство – это заболевание, относящееся к группе тревожных расстройств. Его главным симптомом является неконтролируемая тревога, которая наводняет сознание и не позволяет расслабиться. Человек с ГТР находится в состоянии беспокойства большую часть времени и ничего не может с этим поделать. Сколько бы он ни пытался отогнать тревогу усилием воли – она возвращается снова.


Диагноз ГТР лишь недавно получил самостоятельность. Раньше его ставили по остаточному принципу, последовательно вычеркивая ряд других вариантов вроде панического или острого стрессового расстройства. Теперь ситуация изменилась. Более точное понимание специфики болезни и её критериев привело к тому, что отныне ГТР рассматривается как отдельная диагностическая единица.

В отличие от панического расстройства, тревога при ГТР не привязана к конкретным ситуациям – поездкам в метро или походам в гипермаркет. В отличие от ипохондрического расстройства, тревога при ГТР касается не только здоровья, но и других тем и областей жизни. Кроме того, тревога при ГТР не вызывается лишь определенными предметами или живыми существами, как это бывает при фобиях. Так что ГТР действительно является самостоятельным заболеванием.

И много ли заболевших?

Много. По разным источникам, генерализованным тревожным расстройством страдают до 8 % населения Земли, и цифра эта в последнее время медленно растёт.

Кто попадает в группу риска?

В первую очередь, женщины от двадцати и старше, проживающие в крупных городах, поскольку женщины заболевают ГТР в два раза чаще мужчин. В группе риска оказываются и те из нас, кто в прошлом пережил смерть одного из родителей, чьи ближайшие родственники страдают тревожными расстройствами, кто воспитывался в условиях чрезмерной опеки или имел опыт раннего жестокого обращения.


Есть ли у ГТР другие симптомы, кроме свободно плавающей тревоги?

Конечно, есть. И касаются они прежде всего телесных ощущений. Для того, чтобы врач поставил диагноз ГТР, у обратившегося к нему человека должен быть как минимум один из следующих четырёх симптомов:

  • Усиленное или учащённое сердцебиение;
  • Тремор или дрожь;
  • Потливость;
  • Ощущение сухости во рту, не связанное с обезвоживанием или приёмом лекарств.
А ещё у него должно быть не менее трёх симптомов из перечисленных ниже.

Симптомы, связанные с грудной клеткой или брюшной полостью:

  • Затруднения в дыхании;
  • Чувство удушья;
  • Боль или дискомфорт в груди;
  • Тошнота или абдоминальный дистресс (например, жжение в желудке);
Симптомы, связанные с психическим состоянием:
  • Чувство головокружения, неустойчивости или обморочности;
  • Чувство, что предметы нереальны или что собственное Я отдалилось и находится "не здесь";
  • Страх потери контроля, сумасшествия или наступающей смерти;
  • Страх умереть;
Общие симптомы:
  • Приливы тепла или ознобы;
  • Онемение или ощущение покалывания;
Симптомы напряжения:
  • Мышечное напряжение или боли;
  • Беспокойство и неспособность к релаксации;
  • Чувство нервозности или психического напряжения;
  • Ощущения комка в горле или затруднения при глотании;
  • Усиленное реагирование на небольшие сюрпризы или испуг.
Неспецифические симптомы:
  • Затруднения в сосредоточении внимания, "пустота в голове";
  • Постоянная раздражительность;
  • Затруднения в засыпании и-за беспокойства.
А как это всё проявляется в обычной жизни?

История первая.

Тридцатилетняя М., работающая бухгалтером на небольшом предприятии, всё чаще задерживается в офисе допоздна. Ей кажется, что в выполненную ею работу закрались неточности, и документы следует перепроверить. Измученная, с головной болью она в конце концов едет домой и всю дорогу размышляет, не заметит ли её ошибки начальница. Что, если заметила и захочет её уволить? Сможет ли она найти новую работу? Не ждёт ли её нищета? Дома М. охватывают новые тревоги. Она слишком много времени проводит на службе и, значит, не может быть хорошей матерью. Вдруг она упускает что-то важное у своего ребёнка? М. ложится в кровать за полночь в состоянии крайней усталости, но ещё долго не может уснуть от наплыва беспокойных мыслей. Неудивительно, что утром у неё едва находятся силы, чтобы выбраться из постели.

История вторая.

Студент-второкурсник Н. испытывает сильное волнение, размышляя о предстоящей сессии. Ему кажется, что, вытянув билет, он немедленно забудет весь материал, и его отчислят из института. Он также часто волнуется, что выглядит недостаточно уверенным и компетентным среди однокурсников и что он не привлекателен в глазах девушек. Размышляя о своём будущем, Н. предвидит череду неудачи и практически убеждён, что справиться с ними он не сможет. От этой постоянной тревоги у Н. часто крутит живот и пересыхает во рту, а временами кажется, что сердце бьётся слишком громко и быстро.

Может ли генерализованное тревожное расстройство случиться у ребенка?

Да, может. Чаще всего ГТР стартует в переходном возрасте, но иногда развивается и у младших школьников. Важно, что симптомы у детей могут несколько отличаться от симптомов у взрослого человека.

Посмотрим, что есть общего и в чём разница.

Общее:

  • Главный симптом у детей, как и у взрослых – это выраженное беспокойство, не связанное с конкретными ситуациями. Ребенок может волноваться по поводу успеваемости в школе, конфликтов внутри семьи, отношений с одноклассниками, своей внешности, некоторых моментов из прошлого или будущего. Его тревога постоянно перетекает с одной причины на другую. вызывая нервозность, напряжение или смущение.
  • Как и взрослые, дети воспринимают свою тревогу как неконтролируемую.
Отличия:
  • Дети с ГТР в гораздо большей степени, чем взрослые, нуждаются в поддержке и одобрении, ищут их у родителей и учителей.
  • Телесные проявления ГТР у ребёнка могут быть выражены в меньшей степени, чем у взрослого человека (тем не менее, среди них нередко встречаются разнообразные боли в животе, головные боли, частые позывы в туалет, повышенная потливость, сухость во рту, затруднения в дыхании и мышечное напряжение).
Также у детей встречаются следующие симптомы:
  • Проблемы с засыпанием, ощущение, что сна всегда недостаточно;
  • Раздражительность:
  • Вспышки гнева;
  • Быстрая истощаемость;
  • Утрата аппетита или склонность к перееданию;
  • Непослушание, враждебность.
Чем рискует человек, заболевший ГТР и отказавшийся от лечения?

Не хочется пугать, но перспективы у него не слишком приятные. Во-первых , ГТР скорее всего станет хроническим и будет досаждать на протяжение всей жизни, то усиливаясь, то становясь немного слабее. Во-вторых, есть немалый риск, что к расстройству в один не самый прекрасный момент присоединится депрессия (а так обычно и бывает). В-третьих , усталость и тревога провоцируют на расслабление с помощью алкоголя, а там рукой подать до алкогольной зависимости.

Постоянная тревога не даёт хорошо работать. Если человек пребывает в постоянном напряжении, да ещё и страдает бессонницей, его постоянным спутником становится хроническая усталость. Отсюда ухудшение внимания и памяти, возросшее количество ошибок и новый виток страха – вдруг дальше будет ещё хуже? Как правило, люди с патологически высокой тревожностью демонстрируют худшие навыки планирования повседневных дел, неэффективном справляются с рутинными задачами и склонны откладывать важные вопросы на потом, тем самым добавляя новых поводов для волнений. Иными словами, ГТР имеет свойство поддерживать самое себя.

Постоянная тревога мешает дружбе и близким отношениям. Друзья в какой-то момент устают слушать о надвигающихся бедах и больше не хотят разубеждать в том, что жизнь невероятно опасна. Близкие люди злятся на попытки контроля со стороны заболевшего, который требует постоянных звонков, отчётов и круглосуточной доступности по причине того, что он не переносит неопределённость. Больной оказывается в изоляции, которая усугубляет его состояние.

Как правильно разговаривать с другом или родственником, заболевшим ГТР?

Самым правильным шагом будет убедить его обратиться за помощью, поскольку каких-либо других "правильных" разговоров, которые облегчат его состояние, не существует. Постарайтесь воздержаться от совместных бесед на тревожные темы. Не надо объяснять больному, что его страхи безосновательны – это бесполезно, и тем более нельзя присоединяться к его опасения. Не стоит и идти на поводу у желания больного контролировать вас и ваше расписание, если таковые имеются. Достаточно сказать, что вы опечалены тем фактом, что его тревога сильна, видите необходимость врачебного вмешательства, но не готовы поддерживать заболевание, перекраивая свою жизнь.

Почему число заболевших ГТР растёт?

Одна из причин роста тревожности – это условия современной жизни с её высоким темпом, количеством негативной информации в СМИ, противоречием между установкой "успешный человек всё держит под контролем" и тем фактом, что в реальности наше влияние на окружающие события весьма ограничено. Культ силы и вечной молодости, царящие в обществе, тоже играют важную роль. Отказываясь признавать тот факт, что время необратимо и всех нас ждёт старость и смерть, мы становимся не счастливее, а гораздо тревожнее, поскольку вынуждены скрывать вполне понятные страхи и чувство уязвимости за безупречным фасадом.

Стоит учесть и семейный контекст. Один-два ребёнка в семье по умолчанию будут получать гораздо больше к себе внимания, чем пять или семь, как это было раньше, но это внимание не всегда идёт на пользу. Воспитывая единственное чадо, современные родители озабочены вопросами его физической безопасности и стремятся оградить его от всех возможных трудностей. С другой стороны, они могут предъявлять ему очень высокие требования в плане учёбы или спортивных достижений. Такой стиль воспитания – сочетание необоснованной требовательности и гиперопеки – провоцирует развитие ГТР.

Есть ли что-то особенно в личности самого человека, что делает его кандидатом на ГТР?

Как правило, у человека, который заболевает ГТР, недостаточно развит навык решения проблем. Чаще всего он действует путём проб и ошибок, не делая должных выводов и не осваивая других, более эффективных подходов, и потому быстро истощается. Поскольку же процент успешных решений у него достаточно низок, он со временем начинает видеть себя как человека не компетентного, а новые задачи воспринимает как катастрофу. В результате такой человек испытывает сильное беспокойство по всё более незначительным поводам.

Специалисты также замечают, что люди, предрасположенные к ГТР, как правило, не очень успешны в плане социальных навыков. Они не умеют говорить "нет", плохо переносят критику, неточно воспринимают других людей и затрудняются в понимании, как же они сами выглядят со стороны. Именно поэтому ГТР нередко сочетается у одного и того же человека с социальной фобией – патологической тревожностью в ситуациях общения.

Ещё один важный момент – это двойственное отношение человека к симптомам повышенной тревожности. С одной стороны, он подавлен и напуган тем, что не может своё беспокойство. Он размышляет, не сходит ли с ума, боится, что однажды не справится с наплывом пугающих мыслей, подозревает, что постоянное волнение портит здоровье и притягивает плохие события.

С другой стороны, способ думать у человека с ГТР всегда обладает чертами магического мышления, и потому симптомы ГТР воспринимаются им как полезные и необходимые. Так, пациент может иметь следующие убеждения:

  • Моя постоянная тревога помогает предвидеть опасности. Значит, я могу лучше к ним подготовиться и эффективнее им противостоять;
  • Если я постоянно тревожусь за своих близких, значит, я чуткий и любящий человек. Не тревожатся лишь чёрствые, равнодушные люди;
  • Если перестать тревожиться, есть риск расслабиться и привыкнуть к хорошему. А потом придёт беда, и ты окажешься перед нею совсем беззащитным;
  • Кто-то же должен обо всём беспокоиться! Раз этого не делают другие, это буду делать я.
Очевидно, что убеждённость в необходимости тревоги не позволяет человеку самостоятельно выбраться из замкнутого круга и перестроить способ мышления. Для этого как раз и потребуется помощь специалиста.

Кто лечит ГТР?

Психиатры и когнитивно-поведенческие психотерапевты, причём начать лучше с психотерапевта. Побеседовав с вами и предложив вам пройти некоторые тесты, он оценит ваше состояние и, в случае необходимости порекомендует обратиться к психиатру за медикаментозной поддержкой. Но так происходит не всегда – многие случае ГТР излечиваются только лишь методами психотерапии, без лекарств.

Почему именно когнитивно-поведенческая психотерапия?

Потому что она доказала свою высокую эффективность в лечение ГТР и на сегодняшний день считается терапией первого выбора.

И что же будет происходить в процессе когнитивно-поведенческой психотерапии?

В ходе терапии пациент будет учиться жить без тревоги, совершая последовательную серию маленьких шагов. Эти шаги направлены на переоценку собственных мыслей, укрепление способности переносить неопределенность, развитие навыков решения повседневных проблем и многое другое. Пожалуй, самый большой плюс подобной терапии не только в том, что болезнь уходит, а в том, что в процессе сотрудничества с терапевтом пациент постепенно становится терапевтом самому себе и покидает кабинет, зная, как управлять собой и своей жизнью без лишнего беспокойства.

Метки: Тревожность ,

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|

Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

Почти любая мама узнает это ощущение: когда у нас появляются дети, рождаются наши страх и тревога за них, возникает осознание беспомощности, зависимости и уязвимости малыша, формируются ответственность за него, желание уберечь от опасностей и напастей. Это означает, что в каком-то смысле мы всегда будем теперь переживать за наших детей. Всегда пока мы живы.

Тревога по наследству

Психолог Анна Серебряная: "Тревожность – вот что характеризует поколение современных родителей. И правда, если они сами были "детьми с ключом на веревочке", которые и первого сентября приходили на линейку одни, то нынешние дети почти не остаются без присмотра взрослых. Есть два больших "резервуара", откуда берутся родительские страхи. Во-первых, это их личный опыт. Второй, куда более сложный источник родительских страхов страхи и проблемы их собственных родителей. Которые передались им нерационально, часто, они толком не осознаются и критичности к ним нет.

6 видов упражнений для заземления при тревоге и интенсивных эмоциях

Возвращая свое сознание и тело обратно в настоящий момент, мы можем организовать нашему мозгу пространство, чтобы он успокоился и почувствовать себя немного более сконцентрированными, по крайней мере достаточно для того, чтобы объяснить, что с нами происходит или обратиться за помощь или придумать, как поступить с этим состоянием.

Число тревожных и беспокойных детей неуклонно растет. Как растет и число тревожных взрослых, годами накапливающих свое недовольство всем и вся - работой, материальным положением, жильем, автомобилем или его отсутствием. Дети, которых воспитывают такие взрослые, и попадают в группу риска. Они тревожны. Им трудно и страшно жить в этом мире. Им нужна срочная помощь.


Детки с повышенной тревожностью нуждаются в помощи родителей

Что это такое?

Тревожность – это устойчивое состояние длительного эмоционального дискомфорта. Человеку тревожному свойственны частые или постоянные плохие предчувствия, ощущение неопределенности. Тревожными чаще всего становятся дети - астеники, склонные к пессимизму. Такой взгляд на мир, как правило, копируется ими у родителей.

Тревожность подстерегает и грудных детей. Замечали, что один младенец спокоен, а другой часто плачет, тревожно ведет себя во время кормления, отличается беспокойным сном? Грудные дети, как правило, тревожатся по физиологическим причинам – они голодны, у них промокли пеленки, что-то болит. Если во время кормления ребенок сосет грудь нервно, часто теряет ее, скорее всего, его беспокоят колики. К 3 месяцам жизни они отступают.

Психологические причины для тревожности у ребенка могут появиться только к 7 месяцам жизни, когда психика будет развита должным образом и готова к этому.


Только когда ребенку исполнится 1 год, можно делать выводы по поводу повышенной тревожности ребенка

Первые психологические беспокойства ребенка обычно связаны с отсутствием мамы. Если она даже ненадолго отлучается, кроха демонстрирует эмоциональное возбуждение. К 8 месяцам малыш «осваивает» другую тревогу - он начинает бояться посторонних людей. Именно в возрасте от 7 до 9 месяцев и решается, будет ли ребенок склонен к повышенной тревожности. В это время он очень восприимчив к музыкальным звукам, и способен отличать все интонации в голосе мамы. Одно неосторожное слово – и кроха может быть напуган, а эмоциональная связь с матерью окажется под угрозой.


Говорить о возможной стабильной тревожности можно только тогда, когда малышу исполнится 1 год.

Виды тревожности

Тревожность бывает разная. Она вызвана различными причинами, а, значит, нуждается в разных способах коррекции.

  • Врожденная тревожность обусловлена генетически. Для детей - меланхоликов это наследственная врожденная черта. Такие ребята с самого младенчества медленно адаптируются к любым изменениям во внешнем мире, почти всегда испытывают дискомфорт психологического рода, их легко «выбить из колеи». Их психика крайне неустойчива.


Врожденная тревожность передается ребенку на генетическом уровне

  • Ситуативная тревожность – связана с конкретной ситуацией, в которой ребенок пережил сильный эмоциональный всплеск. После громкого лая соседской собаки, к примеру, он начинает бояться всех без исключения собак. После прививки - боится всех врачей. Уровень тревожности при этом повышается задолго до наступления «страшной» ситуации, если ребенок проинформирован о ней заранее.


Приступ ситуативной тревожности наступает перед каким-то событием, которое запечатлелось у ребенка в памяти, при котором ребенок пережил вплеск эмоций

Такая тревожность подлежит коррекции, но до конца от нее избавиться нельзя. У каждого из нас есть такие знакомые взрослые, которые в свои 30-40 лет боятся летать на самолете или посещать стоматолога. В первом случае мы имеем дело с «подросшими» детскими страхами высоты и смерти, во втором – с детской боязнью боли и врачей.

Очень часто тревожность «по ситуации» бывает учебной. Это состояние сложное и длительное. Ребенок испытывает дискомфорт в преддверии событий, связанных со школой: он боится отвечать у доски, сдавать экзамены, писать контрольные работы. Причем наиболее страшен не сам экзамен, а его ожидание. Эта тревожность тоже «взрослеет» вместе с ребенком, и сохраняется (пусть даже в минимальных проявлениях) у всех взрослых. Вспомните, как вы нервничаете в преддверии ответственных событий! Больше других от учебной тревожности страдают ученики начальной школы. Потом, по мере приобретения опыта, взрослея, они чувствуют себя более компетентными, и страх уменьшается.

В общении с такими ребятами важно их выслушать, чего бы это ни стоило. Нельзя заострять внимание на их соматических нарушениях. Требуется ощущение комфорта, они должны чувствовать себя в полной безопасности, и знать, что их принимают такими, какие они есть.

В следующем видеоролике можно узнать больше о детях с неврозами. Автор ролика расскажет о причинах детских неврозах и о том, как вести себя с таким ребенком.

Из корректирующих игр невротикам показаны рисование, ролевые игры, в которых они каждый раз будут побеждать свои страхи. Пример: ребенок боится идти к врачу, начинает плакать и заикаться. Попросите его нарисовать доктора, разыграйте сценку «В кабинете у врача». Делайте это вместе, побуждайте кроху как можно подробнее «проговаривать» свои страхи.

  • Расторможенные дети. Это активные, очень чувствительные ребята, но у них масса страхов, которые запрятаны в глубине души. Они искренне стараются быть хорошими, вести себя примерно, получать хорошие оценки. Но если это по каким-то причинам у них не получается, резко меняют тактику и начинают откровенно хулиганить. Их не смущают даже ситуации, в которых они становятся посмешищем перед группой в садике или классом в школе. Им даже нравятся такие ситуации, потому что в этот момент все внимание приковано к их персоне. Внешне расторможенные дети абсолютно равнодушны к критике и замечаниям.


Расторможенные дети внешне кажутся очень активными и веселыми ребятами, но в душе у них масса страхов

С точки зрения медицины, могут иметь органические нарушения легкого характера: проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой. Таким ребятам нужно создавать атмосферу успеха, чаще их хвалить и доброжелательно поддерживать в их начинаниях. Если они смогут поверить в себя, то перестанут бояться, и их поведение выровняется. Им пойдут на пользу занятия спортом, так как повышенная активность, за которой они прячут свои страхи, нуждается в выходе.

  • Закрытые дети. Малыши, которых можно отнести к категории замкнутых. Они вообще не реагируют на критику, избегают участия в жизни коллектива. Не хотят участвовать в общих играх и развлечениях. Предпочитают роль наблюдателя. Трудно идут на контакт как со сверстниками, так и со взрослыми. Могут вообще отказываться от общения. Имеют проблемы в обучении, потому что мотивации учиться у них практически нет.


Закрытые дети очень замкнуты и плохо адаптируются в коллективе

С такими детьми важно найти точки соприкосновения - интересующую их тему. Это может быть что угодно – от динозавров до самолетов времен Первой Мировой, и через нее потом строить общение.

  • Застенчивые дети. Милые тихони, которые, как пресловутый медный пятак, нравятся всем без исключения. Они теряются, когда нужно публично прочитать стихи или ответить на вопросы учителя при всем классе, не проявляют инициативу, при это очень исполнительны, старательны и обязательны. Имеют определенные коммуникативные проблемы. Боятся общения с незнакомыми и малознакомыми людьми, испытывают сильные (вплоть до панических) приступы страха, когда слышат, как кто-то повышает голос, даже если ругательства звучат не в их адрес. Плаксивы. Любая мелочь может довести их до слез.


Застенчивые дети боятся общения с новыми, незнакомыми им людьми

Застенчивым малышам будет легко и комфортно в компании сверстников со схожими хобби и интересами. Со стороны взрослых нуждаются в похвале, поощрении их достижений и постоянных подсказках - как найти выход из той или иной ситуации. Самостоятельно им трудно разобраться, как поступить.

Специалисты в детской психологии давно обратили внимание на интересную особенность: в дошкольном возрасте и вплоть до 11-12 лет наиболее тревожными бывают мальчики, а после 12 лет – повышенной тревожностью страдают девочки. Причем девочек-подростков больше волнуют отношения с людьми, а мальчиков беспокоят перспективы быть наказанными. Совершив нехороший поступок, вторые боятся, что родители, учителя или подруги подумают о них плохо и откажутся общаться. Совершив точно такой же некрасивый поступок, мальчики боятся физического наказания как со стороны родителей, так и со стороны ровесников.

Признаки тревожности

Вашего ребенка можно признать тревожным, если у него есть хотя бы три из перечисленных ниже особенности:

  • Нежелание идти в школу или детский сад, особенно после болезни или каникул.
  • Боязнь всего неизвестного. Ребенок снова и снова смотрит один и тот же мультик, читает одну и ту же книгу. Он редко соглашается посмотреть или прочесть что-то другое. Он не любит новое. Ему комфортно только с тем, кто хорошо известно.
  • Чрезмерная любовь к порядку. По нескольку раз в день ребенок маниакально перекладывает ручки и карандаши в пенале, переставляет книги на своем рабочем столе. Он не терпит, когда кто-то берет его школьные принадлежности или игрушки и уже тем более ставить потом их не на свое место.
  • Хроническое волнение. Ребенок сильно нервничает в преддверии экзаменов, конкурсов, важных событий в жизни семьи. По многу раз переспрашивает новую для себя информацию, требует подробных разъяснений каждой детали.
  • Повышенная утомляемость.
  • Отсутствие настойчивости и целеустремленности. Если что-то не получилось с первого-второго раза, ребенок вообще забрасывает это дело.
  • «Комплекс вины». Малыш считает, что всех бедах и проблемах близких виноват именно он.


У тревожности есть и физические признаки. Присмотритесь к малышу более внимательно:

  • У тревожных детей есть мышечные зажимы в области шеи и лица.
  • У них влажные и холодные ручки.
  • Часто тревожные дети жалуются на страшные сны и плохой аппетит.
  • Частые «гости» беспокойного чада - диарея, расстройство желудка .
  • Тревожные дети сильно потеют, когда появляется минимальный повод для волнения (им поручили какое-то дело, предстоит разговор с учителем и т.д.).
  • У тревожных мальчиков и девочек, как правило, тихий голос и напряженный взгляд.
  • Тревожные ребята чрезвычайно плаксивы.

Причины детской тревожности

  • Противоречивые требования (родители говорят одно, учитель - другое. В школе выдвигают одни требования, дома- другие).
  • Врожденная особенность характера.
  • Завышенные неадекватные ожидания родителей, которые дети не могут удовлетворить.
  • Тревожные родители.
  • Неблагополучная обстановка в семье – развод , ссоры, смерть кого-то из близких, сложное материальное положение.


Плохая атмосфера в доме также может послужить причиной повышенной тревожности у ребенка

Бороться с повышенной тревогой ребенка силовым путем ни в коем случае нельзя. Это еще больше испугает его, усилит дискомфорт, и подорвет ваши доверительные отношения. Аккуратно, ненавязчиво расспрашивайте его о страхах, пусть научится облекать свои «кошмары» в слова. Тревожного ребенка нужно научить искать положительное даже в отрицательном: «Случилась неприятность? Да, это печально. Но подумай, чему хорошему она нас научила? Какой опыт ты получил? Какие знания на будущее?».

Нельзя высмеивать (даже в шутку) его страхи и сомнения. Ваш беспокойный карапуз должен быть уверен, что вы серьезно воспринимаете его проблемы, понимаете всю их значимость, и всегда готовы дать дельный совет.

Обо всех значимых и кардинальных событиях и переменах в жизни тревожному беспокойному малышу лучше сообщать заранее. Он нуждается в том, чтобы вы подготовили его, настроили на правильное восприятие.


Очень тревожных детей ни в коем случае нельзя высмеивать

Самое сложное для взрослых, воспитывающих тревожных деток, - научиться маскировать собственные тревоги. Это непременное условие успешной коррекции поведения ребенка. Не показывайте чаду, что вас что-то волнует, сохраняйте тибетское спокойствие. Но о своей тревоге вы должны рассказывать, причем исключительно в прошедшем времени: «Я боялась, что у меня не получится, но все удалось как нельзя лучше!».

Беспокойного ребенка нужно научить ставить цели и идти к ним. В том числе и личным примером. Обязательно хвалите их за сделанное в присутствии других. Это поможет повысить самооценку.

В следующем видеоролике детский психолог расскажет как правильно всети себя с тревожным ребенком.

Если речь идет о беспокойном ребенке в возрасте до 1 года, важно помнить несколько родительских «хитростей», которые помогут крохе успокоиться:

  • Нельзя оставлять плач тревожного малыша без внимания. Он не всегда связан с физиологическими причинами. Возможно, крохе одиноко или страшно.
  • Тревожные карапузы часто нуждаются в совместном сне с родителями. Причем, в относительной безопасности они чувствуют себя только с мамой.
  • Не нужно торопиться отправлять ребенка в большое плавание - пусть купается в маленькой ванночке как можно дольше. Обливания, уроки плавания оставьте на потом.

В коррекции поведения тревожных детей от 1 до 15 лет тоже есть некоторые нюансы:

  • Режим дня и его неукоснительное соблюдение, чтобы события в жизни ребенка были хотя бы приблизительно предсказуемы.
  • Беспокойные ребята, независимо от возраста, не любят переодеваться, поэтому их одежда должна быть максимально простой. Что легко и удобно, а главное – быстро, можно было снимать и надевать ее.
  • Постарайтесь не готовить тревожным отпрыскам сложные блюда, состоящие из множества ингредиентов. Им сложно понять, что именно в составе вашего кулинарного шедевра, и есть такую пищу, скорее всего, откажутся.
  • Тревожным детям будет полезно освоить технику лечебного глубокого дыхания, легкой медитации. Да и родителям это не помешает.
  • Тревожным детям нужен массаж, он позволяет снимать мышечные зажимы. После массажа можно проводить водные процедуры и сеансы ароматерапии. На пользу пойдет игровая терапия.


При детских неврозах стоит использовать различные техники, описанные в видео клинического психолога Вероники Степановой.

Малыши до 1 года не могут сказать вам, что и где у них болит, и маме догадаться о нездоровье ребенка порой непросто. Поэтому врачами выделен целый комплекс тревожных симптомов у ребенка, которые должны насторожить родителей и заставить их обратиться к врачу или, не раздумывая, вызывать скорую помощь. Ведь лучше перестраховаться и лишний раз проконсультироваться со специалистом, убедившись, что все в порядке, чем потерять драгоценное время в лечении. Все симптомы болезней у детей протекают сильнее и развиваются гораздо быстрее, чем у взрослых. Зачастую тяжесть состояния ребенка напрямую зависит от возраста – чем младше кроха, тем более сильно он будет болеть и тем более бдительными должны быть родители.

Помните, своевременное обращение к врачу и лечение болезней у ребенка в большинстве случаев позволяет избежать осложнений и негативных последствий для здоровья, главное – вовремя их распознать.

Симптомы у грудничка: что нужно замечать?

Родители всегда лучше всех врачей знают своего ребенка – они наблюдают за его ростом и развитием изо дня в день. Поэтому обычно они быстро замечают, если что-то в поведении или самочувствии ребенка меняется. Однако в силу отсутствия у большинства из них медицинских знаний они не могут оценить степень опасности, не придают значения симптомам или ищут совета у родных или друзей, в Интернете или справочниках. Но в случае появления описанных ниже симптомов настоятельно рекомендуем обратиться к врачу, а в некоторых случаях вызывать скорую помощь.

Все эти проявления разделим на две основные группы:

  • неотложные, требующие немедленного вызова скорой помощи, реанимации или госпитализации ребенка;
  • срочные или тревожные, требующие обращения к врачу, консультации в клинике или дополнительного обследования.

Неотложные симптомы у грудничка

Лихорадка. Самой частой причиной беспокойства родителей является повышение у ребенка температуры тела. Причин лихорадки множество – это инфекционные и неинфекционные болезни, перегрев или травмы и многое другое. Повышение температуры у ребенка – это защитная реакция организма, в большинстве своем вирусы и микробы начинают гибнуть при 38°С и выше. А воспалительные процессы, протекающие в условиях повышения температуры, активнее и быстрее проходят. Однако у малышей лихорадка может быть опасной из-за незрелости нервной системы.

Повышение температуры у ребенка до 1 года всегда требует осмотра педиатра, вне зависимости от цифр, но мы поговорим о другом случае – когда температура высокая, 38,5°С и выше. При такой температуре обязательным является применение жаропонижающих препаратов, вне зависимости от состояния ребенка. При повышении температуры выше 39,5°С или при отсутствии эффекта от жаропонижающих спустя 40–60 минут с момента их приема необходимо вызвать скорую помощь – такая лихорадка опасна для головного мозга ребенка. Она может вызывать его повреждения и нарушать работу всего организма. Кроме того, немедленного вызова скорой помощи требует любая температура у ребенка до 3 лет, если появились подергивания мышц или дрожь, это говорит о том, что могут начаться судороги. У детей с предрасположенностью нервной системы (травмы, перинатальное поражение, повышенное внутричерепное давление) судороги возможны даже при невысокой температуре – они продолжаются недлительно, могут сопровождаться потерей сознания, проходят при снижении температуры и требуют обязательного осмотра врача.

Судороги или эпилептический приступ. Судороги у ребенка обычно случаются на фоне различных болезней или внезапно, на фоне полного здоровья, они могут возникать в любом возрасте с самого рождения. Обычно судорогам у ребенка предшествует так называемый продромальный период, возникающий за несколько часов или даже дней до приступа, – выраженное двигательное беспокойство, возбуждение ребенка, смены настроения, частый плач, крики, повышение раздражительности и нарушения сна. Классический приступ начинается с сильной истерики или крика ребенка, вслед за которым он теряет сознание и возникают судороги. Сначала тело напрягается на 10–20 секунд, каменеют мышцы лица и тела, сжимаются челюсти, глаза закатываются. При этом ребенок бледный, затем синеет, появляются резкие нескоординированные сокращения мышц тела, кроха может описаться. Этот период длится около 30 секунд. Затем судороги уменьшаются, мышцы расслабляются, восстанавливается дыхание и возвращается сознание. Однако ребенок продолжает находиться в заторможенном состоянии. Судороги у ребенка – это всегда опасно, они могут повторяться и свидетельствуют о серьезных проблемах со здоровьем – поражении головного мозга и нервной системы, обменных нарушениях или инфекциях. При возникновении судорог немедленно нужно вызвать скорую помощь.

Выбухает и пульсирует родничок у грудничка. Иногда отмечается сильное напряжение родничка у ребенка, его выпячивание над поверхностью кожи и даже выраженная пульсация. Часто такое сопровождается очень выраженным беспокойством ребенка. Обычно этот признак указывает на повышение давления ликвора, жидкости, в которой находится мозг внутри черепной коробки. Возникает при менингите (воспаление мозговых оболочек), энцефалите (воспалении ткани мозга), травмах головного мозга, врожденной гидроцефалии (водянке головного мозга), пороках развития нервной системы. Такое состояние очень тяжелое, опасно повреждением мозговой ткани и требует немедленного лечения в стационаре.

Западает родничок у ребенка. Это состояние говорит об обратном явлении – снижении давления ликвора, недостаточном его количестве, что тоже является опасным. Ликвор является амортизатором, смягчая толчки при движении, и питательной средой для мозга. Снижение количества ликвора приводит к нарушениям в работе мозга, оно происходит при тяжелом обезвоживании организма, которое возможно при перегреве, кишечных и других инфекциях, лихорадке, поносе, рвоте и некоторых других состояниях. В такой ситуации требуется немедленная госпитализация ребенка и восполнение потерянной жидкости через капельницу или путем отпаивания.

Обморок у ребенка. Обморок – это кратковременная потеря сознания из-за нарушений мозгового кровообращения. Причин обморока у ребенка может быть много – гипоксия, сильная боль, поражение мозга, пороки сердца, снижение уровня сахара в крови, травма головы. Обмороку могут предшествовать дискомфорт и беспокойство ребенка, вялость, заторможенность, отсутствующий взгляд, зевота. Позже малыш перестает реагировать на окружающее, тело обмякает, и он падает, дыхание при этом замедляется. Затем ребенок приходит в сознание. Потеря сознания требует немедленного осмотра врачом скорой помощи и госпитализации.

Внезапно возникший кашель с хрипотой, каркающий, лающий. Внезапно возникающий кашель часто бывает признаком инородного тела в гортани, трахее или бронхах. Если ребенок играл с игрушками, где есть мелкие части, кушал или просто кашель возник на фоне полного здоровья, причем он резкий, громкий, со свистом, слышны хлопающие звуки, ребенок беспокоится и синеет, необходимо срочно вызывать скорую помощь. Если ребенок в сознании – нужно постараться успокоить его. Каркающий или грубый, лающий кашель с посинением и шумным вдохом возможен при явлениях ОРВИ – тогда речь идет о ложном крупе, отеке гортани с затруднением дыхания. При первых признаках проблем с дыханием следует немедленно вызвать скорую помощь, и до ее приезда для уменьшения отека рекомендуется включить в ванной горячую воду, чтобы малыш подышал паром.

Одышка и шумное дыхание. Часто эти признаки появляются при обструкции (сужении) бронхов на фоне ОРВИ или аллергии. При этом ребенок возбужден или угнетен, он может шумно дышать, кашлять, лицо бледнеет или приобретает синюшный оттенок, можно заметить, что сердце у крохи стало биться намного чаще. В таких случаях необходимо срочно вызвать скорую помощь, до ее приезда нужно попытаться успокоить ребенка и дать ему попить теплой жидкости. Если дома есть ингалятор, можно дать малышу подышать парами минеральной или простой воды.

Рвота и срыгивания у ребенка. Появление обильных срыгиваний или рвоты у ребенка – это всегда тревожное явление. Рвота может быть признаком инфекций, поражения внутренних органов. Поэтому если рвота возникает повторно, ребенок вялый или возбужденный, у него температура, болит живот или наблюдается любое тревожащее вас состояние – следует срочно вызвать скорую помощь. Кроме того, у грудничков, достигших трехнедельного возраста, поводом для вызова скорой помощи или срочной консультации с врачом станут обильные срыгивания увеличивающегося объема, особенно спустя час-полтора после еды, и все нарастающей частоты. Это может являться симптомом опасного заболевания – пилоростеноза (порок развития пищевода и желудка).

Вздут живот, не отходят газы и отсутствует стул. Опасным состоянием является вздутие живота, которое вызывает резкое беспокойство у малыша, отсутствие стула и отхождения газов в течение 12 и более часов. Такое явление обычно возникает при непроходимости кишечника – тяжелой хирургической патологии. Ребенок кричит, краснеет и тужится, живот вздут, и из него слышны звуки либо живот, наоборот, «немой», при полном отсутствии каких-либо выделений из прямой кишки. Это состояние требует срочного оперативного вмешательства – немедленно вызывайте скорую помощь. Если при задержке стула газы отходят самостоятельно, необходим осмотр врача, чтобы определиться с причинами этого состояния.

У ребенка сыпь с синяками. Очень опасным является состояние, при котором имеются признаки ОРВИ (насморк, кашель, температура) с проявлением на теле мелкой красной сыпи, особенно с кровоизлияниями и синяками в области колен и голеней. Это может быть признаком смертельно опасной менингококковой инфекции, поэтому необходимо срочно вызвать скорую помощь, счет идет на минуты! При этом заболевании не помогут обычные противопростудные средства, эта инфекция лечится исключительно антибиотиками и только в стационаре.

Срочные симптомы у ребенка

При появлении подобных симптомов у ребенка требуется осмотр врача, однако за помощью можно обратиться самостоятельно, приехав в стационар или вызвав доктора на дом.

Ребенок постоянно вялый и много спит. В медицине это называют синдромом идеального ребенка – когда ребенок плачет слишком тихо и слабо, двигается подозрительно мало, почти всегда спит и вообще не доставляет родителям особых хлопот. Однако это ненормальное состояние для младенца, и оно говорит о синдроме угнетения токсического (например, из-за желтухи, инфекции) или травматического (кровоизлияние в родах) происхождения. Данное явление требует срочной консультации у невролога и проведения УЗИ головы.

У ребенка синеет носогубный треугольник. Такой признак у детей до 3–4 месяцев при беспокойстве или плаче вполне допустим из-за особенностей кровообращения и регуляции тонуса сосудов. Но если носогубный треугольник синеет в покое, во сне, при сосании груди или это явление сопровождается нарушением дыхания, одышкой, общим беспокойством ребенка, необходима консультация педиатра и кардиолога для исключения врожденных пороков сердца и сосудов.

Желтуха длится более 3–4 недель. Физиологическая желтуха возникает почти у половины детей через 3–4 дня после рождения, однако такая желтуха имеет свои особенности: она длится не более 2–3 недель, постепенно сходя на нет, и не причиняет ребенку вреда. Это состояние обусловлено незрелостью ферментов печени, переводящих билирубин в пигменты кала. Помимо физиологической желтухи в период новорожденности может возникать еще несколько видов желтух, развивающихся из-за болезней печени или нарушения оттока желчи. Они могут быть опасны для ребенка, и прежде всего для его мозга. Поэтому если желтизна белков глаз и кожи не проходит к 3-й неделе жизни либо она нарастает, ребенок сонлив, плохо ест и недостаточно набирает в весе – это повод для консультации с педиатром и исследования крови на уровень билирубина.

Мокнет пупок. Пупочная ранка у ребенка заживает в течение первых 7–14 дней. Пупочный остаток отпадает в срок от 5 до 8 суток, а потом на месте его прикрепления еще некоторое время может быть корочка. Если у ребенка вокруг пупка краснота, ранка мокнет, не заживает в течение 1–2 недель, выделения становятся кровянистыми или гнойными, имеют неприятный запах, необходимо показать малыша детскому хирургу, так как это может быть признаком омфалита (воспаления пупочного кольца) либо свища пупка (отверстие в пупке, соединенное с брюшной полостью).

Несимметричность складок на ножках. Если при положении ребенка на животе родители отмечают, что складочки ножек и ягодичек несимметричны – на одной их больше, чем на другой, либо длина ножек разная и одна ножка немного короче другой, это повод обратиться к детскому ортопеду. Такое состояние может косвенно указывать на наличие врожденного вывиха или дисплазии тазобедренного сустава, и потребуется лечение. И чем раньше оно начнется, тем лучше будет прогноз. Данную проблему при очередном осмотре может обнаружить ортопед, но родителям тоже необходимо обращать внимание на этот симптом.

Поднимается температура. Если у ребенка отмечается регулярное повышение температуры до 37,5–38,0°С – это повод для консультации с врачом-педиатром и сдачи анализов крови и мочи. Такое состояние может также сопровождаться вялостью, сонливостью, нарушением аппетита и бледностью кожи. Часто эти признаки указывают на наличие инфекции мочевыводящих путей или скрытых внутриутробных инфекций.

Конечно, лучше всего, если ни один из перечисленных симптомов никогда не возникнет у вашего крохи. Однако хороша пословица «Кто предупрежден, тот вооружен» – если вы будете знать, как распознать опасность, она уже не будет казаться вам столь пугающей, и можно будет быстро и правильно сориентироваться в критической ситуации и принять необходимые меры.

«Голодная забастовка»

При категоричном отказе грудничка от груди или отказе ребенка-«искусственника» от еды и питья в течение 6 часов необходим осмотр врача скорой помощи. Это может быть свидетельством инфекционных болезней, поражения нервной системы, проблем с сердцем, почками или пищеварительным трактом. Пищевой рефлекс у детей – один из самых важных, он необходим для выживания, поэтому подавление естественного желания есть и пить говорит о серьезных проблемах в здоровье, часто так проявляет себя интоксикация организма при инфекциях. Ведь у детей не всегда инфекционные заболевания сопровождаются температурной реакцией. Кроме того, это может быть свидетельством нарушения обмена веществ, выделения токсинов и отравления ими организма, повреждения нервной системы в результате токсикоза или кровоизлияния, гипоксии (нехватки кислорода).

В таких случаях требуется неотложная помощь, возможно, госпитализация и обследование, поэтому нужно вызвать скорую.

Болит ушко?

Бывает, что при попытке родителей накормить или уложить ребенка на бочок он резко вскрикивает и плачет. Нередко такое поведение говорит о боли в ухе. Чтобы уточнить это, необходимо внимательно осмотреть ушную раковину, нет ли из нее выделения гноя или мутной жидкости, сукровицы. Если это отит, то при надавливании на козелок уха (хрящевой выступ впереди ушка) ребенок заплачет или вскрикнет. В этом случае необходимо срочно показать ребенка ЛОР-врачу.

Тревога может привести к развитию физических симптомов. Диагноз клинический. Лечение - поведенческая терапия и медикаментозное лечение.

Некоторое беспокойство является нормальным аспектом развития, как, например, в следующих случаях.

  • Большинство малышей начинают бояться, когда отделены от своей матери, особенно в незнакомой обстановке.
  • Страх темноты, монстров, жуков и пауков часто встречается у 3- и 4-летних детей.
  • Застенчивые дети могут первоначально реагировать на новые ситуации страхом или преувеличенной тревогой.
  • Страх травмы и смерти чаще всего встречается среди детей старшего возраста.
  • Дети старшего возраста и подростки часто нервничают, анализируя книгу на глазах у одноклассников.

Такие трудности не должны рассматриваться в качестве доказательств расстройства. Однако если проявления беспокойства стали настолько преувеличены, что сильно ухудшают функционирование или вызывают серьезные проблемы, тревожное расстройство должно быть оценено.

Причины тревожных расстройств у детей

Эти расстройства, вероятно, имеют генетическую основу, но в значительной степени модифицируются психосоциальным опытом; наследуемость полигенетическая, и только небольшое число специфических генов было охарактеризовано до сих пор.

У тревожных родителей, обычно, тревожные дети; наличие таких родителей может сделать проблемы детей острее, чем они могли быть в противном случае. Даже нормальным детям сложно сохранять спокойствие и владеть собой в присутствии тревожных родителей, и дети, которые генетически предрасположены к тревожности, имеют еще большие трудности. В 30% случаев полезно лечение тревоги у родителей в сочетании с беспокойством ребенка.

Симптомы и признаки тревожных расстройств у детей

Пожалуй, наиболее распространенным проявлением повышенной тревожности является отказ от школы. Это понятие в значительной степени вытеснил термин «страх школы». Актуальный страх школы развивается чрезвычайно редко. Большинство детей, которые отказываются идти в школу, вероятно, боятся разлуки с родителями, им свойственны социальные фобии, паника или их комбинация. Некоторые имеют специфические фобии.

Диагностика тревожных расстройств у детей

Диагноз клинический. Тщательный психосоциальный анамнез, как правило, подтверждает его.

Физические симптомы, которые вызывают беспокойство у детей, могут осложнить оценку. У многих детей тестирование на физические расстройства проводится до того, как врачи заподозрят тревожные расстройства.

Прогноз тревожных расстройств у детей

При раннем лечении многие дети учатся контролировать свою тревогу.

Лечение тревожных расстройств у детей

  • Поведенческая терапия.
  • Препараты, как правило, СИОЗС.

При поведенческой терапии дети систематически подвергаются воздействию провоцирующих тревогу ситуаций в градуированной манере. Помогая детям остаться в провоцирующей тревогу ситуации (меры профилактики), терапевт позволяет им постепенно терять чувствительность и испытывать меньше беспокойства.

В легких случаях поведенческая терапия сама по себе, как правило, достаточна, но лекарственная терапия может быть необходима в более тяжелых случаях или когда доступ к терапевту, имевшему опыт работы с поведением ребенка, ограничен. СИОЗС, как правило, являются препаратами выбора.

Большинство детей переносят СИОЗС без труда. Иногда могут возникнуть расстройства желудка, диарея или бессонница. Некоторые дети имеют поведенческие побочные эффекты.

СОЦИАЛЬНАЯ ФОБИЯ

Социальная фобия является постоянной боязнью смущения, насмешки и унижения в социальных условиях. Лечение - поведенческая терапия, а в тяжелых случаях СИОЗС.

Отказ от школы часто является первоначальным проявлением социальных фобий. Жалобы часто сфокусированы на соматических проблемах, У некоторых детей в анамнезе имеется множество визитов к врачу и оценок в ответ на эти соматические жалобы.

Такие дети боятся, что они будут унижены перед своими сверстниками, если дадут неправильный ответ, скажут что-то неуместное, и реагируют смущением или даже рвотой. В тяжелых случаях дети могут отказаться разговаривать по телефону или даже выходить из дома.

Лечение

  • Поведенческая терапия.
  • Иногда анксиолитики.

Дети не должны пропускать занятия в школе: это только усиливает их нежелание посещать ее.

Если дети и подростки недостаточно мотивированы, чтобы участвовать в поведенческой терапии или реагируют на нее неадекватно, анксиолитики, такие как СИОЗС, могут помочь. Лечение СИОЗС может уменьшить беспокойство и облегчить участие детей в поведенческой терапии.



Рассказать друзьям