Тревожные и депрессивные расстройства у детей. Что делать, если ребенок очень тревожный и беспокойный? Послеродовая депрессия у женщин

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тревожные расстройства - проблема, с которой сталкиваются примерно 5-8% детей и подростков. Такие проявления отличаются от обычных страхов и детских тревожных состояний, поскольку могут возникать без видимых на то причин и способны повлиять на эмоциональное состояние ребёнка в будущем.

Особенности того, как проявляются тревожные расстройства, дали основание для выделения классификации эмоциональных состояний такого типа:

  • расстройство, выраженное страхом разлуки;
  • генерализированные тревожные состояния - негативные эмоции, возникающие по любому поводу;
  • социофобия - расстройства, связанные с проблемами социальной адаптации ребёнка;
  • навязчивые состояния, связанные с неконтролируемым возникновением негативных навязчивых мыслей, желанием повторно выполнять какие-либо действия;
  • посттравматическое расстройство - состояние, вызванное пережитым во время травмы стрессом.

Точные причины, от чего может быть тревожное расстройство у ребёнка, не установлены. Однако специалисты выделяют ряд способствующих таким изменениям факторов:

  • генетическая предрасположенность к психоэмоциональным расстройствам,
  • влияние социума,
  • воздействие окружающей среды,
  • воспитательный фактор.

Генетическому фактору уделяется особое внимание. Медики отмечают, что тревожные расстройства у родителей могут вызвать проявление аналогичных состояний у ребёнка.

Симптомы

С развитием тревожных расстройств у ребёнка родители могут заметить характерные первые признаки в его самочувствии и поведении. Соматические проявления эмоциональных расстройств - это:

  • повышенная потливость,
  • онемение или покалывание в различных частях тела,
  • чувство жажды и озноб,
  • дрожь в теле,
  • головокружения и полуобморочные состояния,
  • затруднённость дыхания,
  • учащённый сердечный ритм.

Признаки тревожного расстройства могут проявляться и в поведении ребёнка:

  • ребёнок теряет связь с реальностью, осознание себя во времени и пространстве;
  • ребёнок чувствует необоснованный страх смерти, потери, разлуки с кем-то из близких людей;
  • ребёнок боится сойти с ума;
  • состояние ребёнка сопровождается его неспособностью отдохнуть и расслабиться;
  • ребёнок часто повторяет одни и те же действия (перепроверяет что-то, моет руки, поправляет предметы в доме);
  • ребёнок слишком эмоционально реагирует на испуг.

Распознать такие проявления родителям зачастую удаётся самостоятельно. Тревожные расстройства в будущем времени способны повлиять на психическое и эмоциональное состояние ребёнка. Поэтому такие симптомы нельзя оставлять без внимания.

Диагностика тревожного расстройства у ребёнка

Если у ребёнка начинается тревожное расстройство, его необходимо показать специалисту. Получить консультацию по данному вопросу можно у врачей:

  • педиатра,
  • психиатра,
  • психолога.

Специалисты смогут охарактеризовать состояние ребёнка и определить его причину. Диагностировать тревожное расстройство посредством проведения анализов невозможно. Диагноз определяется с помощью:

  • опроса ребёнка и родителей для выяснения характерных симптомов,
  • осмотра маленького пациента,
  • изучения истории болезни.

Осложнения

Тревожные расстройства у ребёнка могут негативно повлиять на качество жизни в будущем. Основные осложнения, чем может быть опасно такое состояние, связаны с психическим здоровьем ребёнка. При отсутствии терапии тревожные расстройства способны вызвать:

  • депрессивные расстройства,
  • невроз,
  • приступы паники,
  • возникновение страхов во взрослой жизни,
  • осложнение эмоциональных расстройств,
  • параноидальное состояние.

Затяжное неэффективное лечение тревожных расстройств может спровоцировать злоупотребление антидепрессантами в будущем.

Чтобы предотвратить такие последствия, родителям необходимо внимательно относится к эмоциональному состоянию и поведению ребёнка.

Лечение

Что можете сделать вы

При диагностированных тревожных расстройств без помощи специалиста не обойтись. Однако вы можете поспособствовать назначенному лечению. Основное, что необходимо делать в такой ситуации, - это:

  • изменить образ жизни ребёнка, позаботиться об обеспечение полноценного питания;
  • нормализовать режим сна ребёнка;
  • уменьшить количество потребляемого сахара (колебание уровня глюкозы в крови может спровоцировать эмоциональные перепады у ребёнка);
  • уделять ребёнку больше внимания, обсуждать его проблемы;
  • проявлять особое терпение и понимание в течение курса лечения.

Вылечить эмоциональные расстройства такого типа у ребёнка поможет ответственное и внимательное отношение родителей к существующей проблеме.

Что делает врач

Лечить тревожное расстройство у детей принято тремя способами:

  • путём приёма медикаментов,
  • с помощью психотерапии,
  • путём сочетания медикаментозной и психотерапии.

При лёгких формах тревожного расстройства применяется поведенческая терапия. Её действие заключается в создании тревожных ситуаций для ребёнка и предотвращении негативной реакции на них.

Профилактика

Полностью предотвратить развитие тревожных расстройств у ребёнка невозможно. Однако вы можете приложить усилия для того, чтобы защитить его от возможных психоэмоциональных расстройств:

  • приучать ребёнка соблюдать здоровый образ жизни;
  • обеспечивать правильное полноценное питание (это поможет снизить уровень тревоги);
  • исключать плохие привычки у подростков (курение и употребление алкоголя);
  • уделять больше внимания эмоциональному состоянию ребёнка;
  • сообщать о возможных угрозах семейному врачу, если тревожные расстройства наблюдались у кого-либо из родителей.

Тревожные расстройства очень часто встречаются у детей, и мы начнем с небольшой истории, которую рассказали родители одной моей пациентки.
«Таня постоянно тревожилась. Каждое утро она волновалась, что опоздает в школу, хотя ни разу не опаздывала в течение всего учебного года. Ежедневно она беспокоилась, что на большой перемене ее любимый столик в школьном буфете будет занят, а на уроке объявят самостоятельную работу, и она не будет к ней готова. После возвращения из школы Таня переживала, не забыла ли выполнить все домашние задания и о том, не будет ли она плохо выглядеть в той одежде, которую приготовила себе на завтра».
Сначала родители Тани думали, что такое поведение типично для взрослеющей девочки-подростка, но когда классный руководитель сказала, что у Тани ухудшилась успеваемость и возникают проблемы в общении с одноклассниками, родители решили обратиться к врачу-психотерапевту.

Общие сведения о тревожных состояниях (кликните, чтобы открыть)

Что такое тревожное состояние?

Тревога на самом деле – одна из форм стресса. Она может выражаться по-разному: физически, эмоционально или как изменение восприятия окружающей действительности. Тревожное состояние обычно заставляет испытывать страх по поводу того, что может произойти, если события будут развиваться «не так» или концентрирует человека на какой-то опасности.
Беспокойство и тревога — естественные человеческие реакции, играющие важную биологическую роль. Это защитный механизм, который активизируется всякий раз, когда мы чувствуем угрозу.
Когда наше тело и разум реагируют на опасность, мы физически ощущаем это в виде головокружения, учащенного сердцебиения, затрудненного дыхания, потения и дрожания конечностей. Эти ощущения называются механизмом — «борьба/бегство» и вызваны приливом адреналина и других гормонов стресса, предназначенных для подготовки нашего организма к действиям на «максимуме» его возможностей для борьбы с опасностью или для бегства от нее.

Обычно на принятие решения затрачивается несколько секунд, чтобы мозг смог обработать и оценить, насколько угроза реальна, и если да, то какие следует предпринимать действия – «борьба или бегство». Когда мозг передает сигнал «отбой», механизм «борьба/бегство» переходит в нерабочее состояние и нервная система начинает успокаиваться.

Нормальное тревожное состояние

Каждый человек время от времени испытывает чувство тревоги. Эти ощущения могут варьироваться от легкого беспокойства до полномасштабной паники, в зависимости от особенностей самого человека и ситуации.

Вполне естественное явление для незнакомых и сложных ситуаций – возникновение чувства тревоги и беспокойства, вне зависимости от возраста человека. Вы можете почувствовать это перед предстоящим выступлением на совещании или когда за короткое время вам нужно решить множество бытовых вопросов.

Дети в подобных ситуациях чувствуют то же самое – перед экзаменом, контрольной работой, при смене школы и т.д. Все эти события могут вызвать нормальное тревожное состояние, потому что они заставляют сосредоточиться на вопросах — «а что, если…?», «что делать, если я что-то испорчу?» или «как себя вести, если все пойдет не по плану?».

Некоторый объем тревоги является вполне нормальным и даже может служить мотивацией поведения, помогая сохранить бдительность, целеустремленность и готовность сделать все возможное для достижения намеченного. Но слишком сильные и часто возникающие опасения могут повлиять на способность трезво мыслить, добиваться результата, а в тяжелых случаях приводят к «разрушению» нормального положительного восприятия повседневной жизни.

Тревожные расстройства и их типы

Тревожные расстройства являются одними из наиболее распространенных психических заболеваний. Отчасти так сложилось потому, что все люди в той или иной мере переживают стрессы и испытывают волнение. Есть много различных типов тревожных расстройств и каждое со своей симптоматикой. Но все они имеют одну общую черту — длительное, интенсивное беспокойство, неадекватное текущей ситуации, влияющее на повседневную жизнь человека и его ощущение психического комфорта.

Симптомы тревожных расстройств могут появиться внезапно, но могут нарастать и постепенно. Иногда они ощущаются как чувство обреченности, или дурное предчувствие, появившееся вроде бы ниоткуда. Дети, страдающие тревожными расстройствами, обычно не понимают, чем вызваны глубокие и тяжелые переживания, которые они испытывают. Тревожные расстройства, наиболее характерные для детей, могут быть следующими:

  • Общее тревожное расстройство. При общем тревожном расстройстве дети чрезмерно беспокоятся о многих вещах, таких как школа, здоровье, безопасность членов семьи или будущее в целом. Они всегда думают о худшем, и из всех возможных сценариев развития событий выбирают самый ужасный. Наряду с чувством беспокойства и страха, у детей могут проявляться физические симптомы, такие как головные боли, боли в желудке, напряжение мышц или общая усталость. Их беспокойство может привести к пропуску занятий в школе и попытках избежать любой общественной деятельности. При общем тревожном расстройстве, ребенок может чувствовать себя обузой для родных и окружающих, что подавляюще сказывается на его моральном состоянии.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) . Для ребенка с ОКР, беспокойство принимает форму навязчивости (чрезмерно тревожных мыслей) и принуждения (повторяющихся действий с целью попытаться снять тревогу).
  • Различные фобии. Это интенсивная боязнь конкретных вещей или ситуаций, которые не представляют реальной опасности. Например, боязнь высоты, темноты, собак или полетов на самолете. Фобии обычно заставляют ребенка избегать того, чего он боится.
  • Социальная фобия (социальное беспокойство). Это беспокойство вызвано социальными ситуациями, связанными с необходимостью говорить в присутствии других людей. Менее распространенная форма социальной фобии называется «избирательный мутизм», когда ребенку вообще страшно говорить в определенных ситуациях.
  • Паническая атака. В этом случае тревога может возникнуть без видимой причины. Во время паники, у ребенка, как правило, проявляются внезапные и интенсивные физические симптомы: учащенное сердцебиение, одышка, головокружение, онемение или покалывание в различных органах. Агорафобия – один из наиболее сильных страхов панических атак, что заставляет ребенка избегать (по его мнению) «опасных мест», как правило, открытых пространств или больших скоплений людей.
  • Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Этот тип тревожного расстройства возникает в результате травматического события, которое выходит за рамки обычного человеческого опыта: авария, нападение, стихийное бедствие и т.п. Симптомы ПТСР включают в себя: неожиданные воспоминания, ночные кошмары, страхи и стремление ребенка всячески избежать любых напоминаний о самом травматическом событии.

Причины тревожных расстройств

Специалисты до сих пор не знают точно, что именно вызывает тревожные расстройства. Как кажется исследователям, важную роль в этом играют: генетика, биохимия мозга, гиперактивность механизма «борьба-бегство», жизненные стрессовые обстоятельства и поведенческая память.

Если кто-либо из кровных родственников страдает тревожным расстройством, велика вероятность развития одного из типов расстройств и у ребенка. Генетическая связь может повлиять на химические процессы в мозге и регуляцию химических веществ (нейротрансмиттеров).

На развитие тревожного расстройства у ребенка могут оказать воздействие жизненные обстоятельства: потери (например, смерть близкого человека или развод родителей), перемены в жизни (например, переезд в другой город) – все это может послужить триггерами (переключателями). Причем, совсем не обязательно расстройство разовьется немедленно после события. Может пройти даже несколько лет до того момента, когда расстройство обретет внешние проявления.

Ребенок, выросший в семье, члены которой пребывают в страхе, может «научиться» смотреть на мир как опасное место. Кроме того, ребенок, который растет в среде, где на самом деле опасно (например, семейное насилие) тоже будет бояться и всегда ожидать худшего.

Признаки и симптомы тревожных расстройств

Несмотря на «тревожный опыт» во многих жизненных ситуациях, у большинства детей (даже у тех, кто пережил травматические события) далеко не всегда развиваются тревожные расстройства. Однако если ваш ребенок проявляет один или несколько из нижеперечисленных признаков, возможно, у него развивается (или уже развилось) тревожное расстройство:

  • чрезмерное беспокойство, которое проявляется большинство дней в неделю или длится несколько недель подряд;
  • проблемы со сном ночью или сонливость в дневное время;
  • беспричинная усталость;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • раздражительность.

Все эти проблемы могут повлиять на повседневную жизнь ребенка, особенно когда речь идет о концентрации внимания в школе, сне и приеме пищи.
Обычно дети не рассказывают о своем психическом самочувствии, потому что обеспокоены тем, что другие люди (особенно родители) могут их не понять. Они могут опасаться, что их осудят, будут считать «слабаками», трусами или «еще маленькими». И если девочки еще могут, в конце концов, выразить свое беспокойство словами, мальчики, испытывая те же чувства, очень тяжело идут на разговор и предпочитают молчать. Это приводит к тому, что ребенок чувствует себя одиноким и не таким как все – «неправильным.

Хорошей новостью является то, что сейчас врачи-психотерапевты и психологи намного лучше осведомлены о тревожных расстройствах, быстрее и точнее распознают их, чем несколько лет тому назад. Это дает весомую надежду на то, что помощь вашему ребенку будет оказана, и он обязательно почувствует облегчение.

Лечение

Тревожное расстройство ребенка должны лечить профессионалы. Психотерапевт на основании симптомов поставит диагноз, а затем составит план, чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией.

Для лечения тревожных расстройств обычно применяется когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). При когнитивно-поведенческой терапии, дети попробуют научиться по-новому мыслить и по-новому действовать в ситуациях, которые вызывают беспокойство, а также управлять и справляться со стрессом. Терапевт обеспечит поддержку и руководство всем процессом лечения, обучит ребенка новым навыкам, например, методам релаксации и дыхательным упражнениям. Иногда, но не всегда, могут быть применены медикаменты.

Как помочь ребенку справиться с тревожными расстройствами?

Самый лучший способ — помочь вашему ребенку признать существование проблемы и в благоприятной обстановке обсудить пути ее решения. Вам необходимо откровенно поговорить о симптомах, которые есть у ребенка, и помочь ему понять, как они влияют на повседневную жизнь. Дополнительно можно пообщаться с другими взрослыми, с которыми ребенок активно контактирует, например, учителями и тренерами.

Проявляйте терпение и доброжелательность в то время пока ваш ребенок проходит курс лечения и ищет новые способы для того чтобы справиться с ситуацией. Очень часто рассказ о вашем собственном жизненном опыте и истории преодоления страхов, оказывает неоценимую помощь в лечении тревожных расстройств. Постоянно напоминайте ребенку, что избавление от беспокойств и волнений позволит ему наслаждаться жизнью, снова быть счастливым и веселым.

Будьте уверены, что при правильном уходе, ваш ребенок сможет преодолеть болезнь и научиться с уверенностью и без страха смотреть в будущее.

2012-03-09

Слово "тревожный" отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово "тревога" означает трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника.

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают".

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.

Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это - проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т. д.), то следует говорить о тревожности.

Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.

К. Изард объясняет различие терминов "страх" и "тревога" таким образом: тревога - это комбинация некоторых эмоций, а страх - лишь одна из них.

Страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от одного года до трех лет нередки ночные страхи, на 2-м году жизни, по мнению А. И. Захарова, наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5-7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся "быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают" (А. И. Захаров).

Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.

До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.

1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит "двойку" в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.

2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только "пятерки" и не является лучшим учеником класса.

3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: "Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался".

Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет - девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо "неблаговидный" поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют
сверстники.

Как отмечают авторы книги, через 6 недель после начала учебного года у школьников обычно повышается уровень тревожности, и они нуждаются в 7-10-дневном отдыхе.
Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Интересен тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не снижается, а, как правило, резко возрастает.

Психолог Е. Ю. Брель выявила и такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет.

Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе "достойной" школы, "перспективного" учителя. Озабоченность родителей передается и детям.

Кроме того, родители нанимают ребенку многочисленных учителей, часами выполняют с ним задания. Неокрепший и еще не готовый к такому интенсивному обучению организм ребенка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает.
Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.

Портрет тревожного ребенка.

В группу детского сада (или в класс) входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей.

Это тревожный ребенок. Таких детей в детском саду и в школе немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями "проблемных" детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, как на ладошке, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе.

Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Как выявить тревожного ребенка.

Опытный воспитатель или учитель, конечно, в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице), в общении с другими детьми.

Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей, воспитателей (или учителей-предметников) заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут ваше предположение.

П. Бейкер и М. Алворд советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки.

Критерии определения тревожности у ребенка.

1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

С целью выявления тревожного ребенка используется также следующий опросник (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.).

Признаки тревожности:

Тревожный ребенок
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество "плюсов", чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность - 15-20 баллов .
Средняя - 7-14 баллов .
Низкая - 1-6 баллов .

В детском саду дети часто испытывают страх разлуки с родителями. Необходимо помнить, что в возрасте двух-трех лет наличие этой черты допустимо и объяснимо. Но если ребенок и в подготовительной группе постоянно плачет при расставании, не сводит глаз с окна, ожидая каждую секунду появления родителей, на это следует обратить особое внимание. Наличие страха разлуки можно определить по следующим критериям (П. Бейкер, М. Алворд).

Критерии определения страха разлуки:

1. Повторяющееся чрезмерное расстройство, печаль при расставании.
2. Постоянное чрезмерное беспокойство о потере, о том, что взрослому может быть плохо.
3. Постоянное чрезмерное беспокойство, что какое-либо событие приведет его к разлуке с семьей.
4. Постоянный отказ идти в детский сад.
5. Постоянный страх остаться одному.
6. Постоянный страх засыпать одному.
7. Постоянные ночные кошмары, в которых ребенок с кем-то разлучается.
8. Постоянные жалобы на недомогание: головную боль, боль в животе и др. (Дети, страдающие страхом расставания, и в самом деле могут заболеть, если много думают о том, что их тревожит.)

Если хотя бы три черты проявлялись в поведении ребенка в течение четырех недель, то можно предположить, что у ребенка действительно наблюдается этот вид страха.

Как помочь тревожному ребенку.

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.

Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений.

Повышение самооценки.

Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

Желательно, чтобы тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как "Комплименты", "Я дарю тебе...", которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя "глазами других детей". А чтобы о достижениях каждого ученика или воспитанника узнали окружающие, в группе детского сада или в классе можно оформить стенд "Звезда недели", на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка.

Каждый ребенок, таким образом, получит возможность быть в центре внимания окружающих. Количество рубрик для стенда, их содержание и расположение обсуждаются совместно взрослыми и детьми (рис. 1).

Можно отмечать достижения ребенка в ежедневной информации для родителей (например, на стенде "Мы сегодня"): "Сегодня, 21 января 1999 года, Сережа в течение 20 минут проводил опыт с водой и снегом". Такое сообщение даст лишнюю возможность родителям проявить свою заинтересованность. Ребенку же будет легче отвечать на конкретные вопросы, а не восстанавливать в памяти все, что происходило в группе за день.

В раздевалке, на шкафчике каждого ребенка можно закрепить "Цветик-семицветик" (или "Цветок достижений"), вырезанный из цветного картона. В центре цветка - фотография ребенка. А на лепестках, соответствующих дням недели, - информация о результатах ребенка, которыми он гордится (рис. 2).

В младших группах информацию в лепестки вписывают воспитатели, а в подготовительной группе заполнение цветиков-семицветиков можно поручить детям. Это послужит стимулом для обучения письму.

К тому же эта форма работы способствует установлению контактов между детьми, так как те из них, которые еще не умеют читать или писать, часто обращаются за помощью к товарищам. Родители, приходя вечером в детский сад, спешат узнать, чего же добился их ребенок в течение дня, каковы его успехи.

Позитивная информация очень важна и для взрослых, и для детей, для установления взаимопонимания между ними. Причем нужна она для родителей детей любого возраста.

Пример.

Митина мама, как и все родители детей ясельной группы, ежедневно с удовольствием знакомилась с записями воспитателей о том, что делал, как ел, во что играл ее двухлетний сын. Во время болезни педагога информация о времяпрепровождении детей в группе стала недоступной для родителей. Через 10 дней обеспокоенная мама пришла к методисту и попросила не прекращать такой полезной для них работы. Мама объяснила, что, поскольку ей всего 21 год и опыта общения с детьми у нее совсем мало, записи воспитателей помогают ей понять своего ребенка и узнать, как и чем с ним заниматься.

Таким образом, использование наглядной формы работы (оформление стендов, информационных "Цветиков-семицветиков" и т. п.) помогает решить сразу несколько педагогических задач, одна из которых - повышение уровня самооценки детей, особенно тех, у кого высокая тревожность.

Обучение детей умению управлять своим поведением.

Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.

В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. В детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. А в школе можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек - это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх.

Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.

Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета.

Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Даже если ребенок совсем не справился с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям: "Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию" или "Ваш сын закончил рисунок последним".

2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

Как играть с тревожными детьми.

На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:

1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.

2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как "Кто быстрее?".

3. Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.

Если ребенок высокотревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений, например: "Воздушный шарик", "Корабль и ветер", "Дудочка", "Штанга", "Винт", "Водопад" и др.

Чуть позднее, когда дети начнут осваиваться, можно к этим упражнениям добавить следующие: "Подарок под елкой", "Драка", "Сосулька", "Шалтай-Болтай", "Танцующие руки".

В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей. На этом этапе работы будут полезны игры "Дракон", "Слепой танец", "Насос и мяч", "Головомяч", "Гусеница", "Бумажные мячики".

Игры "Зайки и слоны", "Волшебный стул" и др., способствующие повышению самооценки, можно проводить на любом этапе работы. Эффект от этих игр будет лишь в том случае, если они проводятся многократно и регулярно (каждый раз можно вносить элемент новизны).

Работая с тревожными детьми, следует помнить, что состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы. Инструктор по лечебной гимнастике Л. В. Агеева сделала подборку таких упражнений для дошкольников. Мы несколько модифицировали их, внесли игровые моменты, не меняя содержания.

Подвижные игры.

Упражнения на релаксацию и дыхание.

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

"Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!"
Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

"Воздушный шарик"

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу".

"Корабль и ветер"

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

"Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!"
Упражнение можно повторить 3 раза.

"Подарок под елкой"

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

"Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь".
После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.

"Дудочка"

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

"Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!"

Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе, сидя или стоя за партами.

Света была очень мнительной и беспокойной, каждое утро, она переживала за то, что опоздает на автобус до школы, что он приедет раньше, хотя она и не опаздывала на него ни разу за целый учебный год. Каждый вечер она обеспокоена тем, что не получит любимое место за обеденным столом, или что в классе организуют научную викторину, а она не будет готова. Ночью, она беспокоилась о том, чтобы ее домашнее задание сделано не так, и о том, как она будет выглядеть завтра в школе.
Родители Светы считали, что такое поведение было типичной частью процесса взросления. Но когда учитель сказал, что тревога Светы начинает влиять на ее оценки в школе и отношения с одноклассниками, тогда родители и решили, что пришло время поговорить с врачом о том, как Свете справиться со своими опасениями.

Что такое тревожность?

Тревога-это просто форма стресса, которая может провялятся в самых различных вариантах - физически, эмоционально, в восприятии окружающего мира. Беспокойство в первую очередь, относится к тому, что может произойти - это чувство того, что все происходит неправильно, ощущение того, что вы в некоторой опасности.
Тревога-это естественная человеческая реакция, и она выполняет важную биологическую функцию: активизация сигнальной системы организма, активизация начинается каждый раз, когда мы воспринимаем ситуацию как опасную или угрожающую. Когда тело и мозг отреагируют на угрозу, мы можем почувствовать головокружение, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, дрожание рук и ног, появление пота. Эти ощущения вызваны адреналином и другими гормонами стресса, которые подготавливают организм к защите или к уклонению от опасности.
Оценка ситуации происходит почти мгновенно, обычно на это требуется несколько секунд для части мозга, отвечающей за мыслительные процессы (коры) чтобы проанализировать ситуацию и определить, является ли угроза реальной, и если да, то, как с ней обращаться. После этого, когда кора посылает сигнал отбоя тревоги, бегство или самооборона исключены, и нервная система начинает успокаиваться.
Нормальная тревога
Каждый испытывает чувство тревоги, время от времени, это чувство может варьироваться по своей интенсивности: от легкого чувства неловкости до полномасштабной паники (или где-нибудь между ними), в зависимости от человека и ситуации. Это естественно для незнакомой или сложной ситуации у людей всех возрастов, вы можете почувствовать тревогу, когда у вас презентация на работе, или во время собеседования, экзамена.
У детей такой тревога перед важным мероприятием нормальна, такая тревога способствует тому, что дети задают себе и окружающим вопросы: «Что будет если…?».
Некоторое количество беспокойства является нормальным и может даже быть мотивирующими - это помогает нам оставаться начеку, сосредоточиваться, и быть готовым сделать все возможное. Но тревога, которая возникает слишком часто и является слишком сильной, часто кажется непреодолимой, она мешает проявлению способностей и лишает радости жизни - это часть патологического процесса, тревожного расстройства.

Тревожные расстройства

Тревожные расстройства являются одними из самых распространенных психических заболеваний, это происходит отчасти потому, что каждый человек в своей жизни переживает стресс и беспокойство. Есть много различных типов тревожных расстройств, с различными симптомами, но всех их объединяет одна общая черта - длительная, напряженная тревога, что влияет на человека в повседневной жизни и лишает ощущения счастья.
Симптомы тревожного расстройства могут прийти внезапно или возникать постепенно и испытываться длительное время. Иногда переживания создают ощущение обреченности и предчувствие чего-то негативного, которые кажется, приходят из ниоткуда. Дети с проблемами тревожности могут даже не знать, что вызывает эмоции, переживания и чувства, которые они испытывают.

Расстройства, которые могут возникнуть у детей, подразделяются на:
. Генерализованное тревожное расстройство. Характеризуется общей тревожностью - чрезмерно беспокоиться о многих вещах, таких как школы, здоровье или безопасность членов семьи или будущего в целом. Они могут всегда думать о худшем, что может произойти, вместе с беспокойством и страхом, дети могут иметь физические симптомы, такие как головная боль, боли в животе, мышечное напряжение или усталость. Их беспокойство может привести к изоляции и избеганию социальной деятельности. Дети с генерализованной тревогой могут постоянно ощущать себя обузой для других, воспринимать жизнь как подавляющую их и вышедшую из-под контроля.
.
. Обсессивно-компульсивное расстройство (OCD). Для человека с обсессивно-компульсивного расстройством, тревога принимает форму навязчивости (слишком тревожат мысли) и принуждения (повторяющиеся действия, как попытка облегчить беспокойство).
. Фобии. Эти сильные страхи конкретных вещей или ситуаций, которые сами по себе не опасны, например, высота, собаки, полета на самолете. Фобии обычно заставляет людей избегать вещей, которых они боятся.
. Социальная фобия (социальная тревожность). Это беспокойство вызванное социальными ситуациями, например, выступление пред аудиторией. Менее распространенная форма называется селективный мутизм - нарушение, которое проявляется в неспособности вступить в обсуждение, неспособностью говорить в определенных ситуациях.
. Панические атаки. Эти эпизоды тревоги могут возникать без видимых причин, во время приступа паники, ребенок, как правило, имеет внезапные и сильные физические симптомы, которые могут включать в себя частое сердцебиение, одышка, головокружение, онемение или покалывание конечностей. Агорафобия это сильный страх, приступы паники, которые возникают в открытых местах и местах скопления людей.
. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Этот тип тревожного расстройства в результате травмирующего события, ситуации. Симптомы: галлюцинации, ночные кошмары, чувство страха, избегание некоторых ситуаций, которые могут расцениваться как травматические.

Причины тревожных расстройств

Эксперты не знают точно, что вызывает тревожные расстройств, но определенную роль играют несколько пунктов: генетика, биохимия мозга, сверхактивная реакция сигнальной системы, постоянный стресс и выученное поведение.
Ребенок, в семье которого есть кто-либо с тревожным расстройством имеет больше шансов развития такого расстройства.. Это может быть связано с генами, которые влияют на химию мозга и регулирование химических веществ, называемых нейротрансмиттерами.
Также в семье, где у кого-то сильная тревожность, ребенок может научиться смотреть на мир как на опасное место, всего опасаться и тревожиться, ожидать худшего или испытывать страх.
Некоторые события, происходящие в жизни ребенка, могут быть катализаторами тревожности, например, смерть близкого человека, развод родителей, изменения в жизни - смена места жительства.
Признаки и симптомы
Все дети испытывают беспокойство в определенных ситуациях, в том числе и те, кто пережил травмирующую ситуации, но она не повлекла за собой тревожные расстройства, но большинство (даже те, кто пережить травмирующие события не развиваются тревожные расстройства. У детей, которые страдают тревожными расстройствами будет проявляться 1 и более следующих проявлений:
. чрезмерное беспокойство большинство дней в неделю, в течение многих недель подряд;
. проблемы со сном, или сонливость в течение дня;
. чрезмерная энергия или усталость во время бодрствования
. проблемы с сосредоточением
. раздражительность
Эти проблемы могут повлиять на ребенка в течение, в особенности, когда дело доходит до концентрации в школе, обеда и сна. Общим для детей с тревожным расстройством может быть то, что они избегают разговоров о своем самочувствии, потому что переживают о том, что другие могут их не понять.
Хорошей новостью является то, что врачи и терапевты сегодня могут излечивать тревожные расстройства лучше, чем раньше.

Лечение

Психотерапевт может распознать симптомы, поставить диагноз, выделить конкретный вид тревожного расстройства, составить план лечения.
Одним из вариантов терапии является когнитивно-поведенческая терапия, в результате которой дети пробуют новые способы действий и мышления в ситуациях, которые вызывают беспокойство, учатся справляться со стрессом. Терапевт обеспечивает поддержку и руководство и обучение новым навыкам, например, методам релаксации или дыхательным упражнениям, иногда выписывается седативный препарат.
Помочь ребенку справиться
Лучший способ помочь вашему ребенку - это обсуждать его проблему только в позитивном свете, говорить открыто о симптомах тревожного расстройства и пытаться помочь ребенку понять то, как эти симптомы влияют на его повседневную жизнь.
Будьте терпеливы и позитивны, поговорите с ребенком о ваших собственных тревогах и о том, как вам удалось их преодолеть.



Рассказать друзьям