Теории связи психики и мозга. Взаимосвязь психики и мозга

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Лекция № 2

Тема: ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПСИХИКЕ. СВЯЗЬ ПСИХИКИ И МОЗГА

План

Понятие психики.

Филогенез и онтогенез психики

Высшие психические функции

История взглядов на связь психики и мозга

Строение и свойства нервной системы

Функциональная организация человеческого мозга

Основные законы высшей нервной деятельности

Связь между психикой и мозгом.

1. Понятие психики. Дадим определение: Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности .

Что такое высокоорганизованная материя? – Организм человека: и мозг, и нервы и органы чувств. Субъект – это человек как источник активности, преобразования действительности. Отражение активное, т.е. в результате отражения строится картина этого мира, и построить эту картину можно только, если проявить активность, захотеть. Последняя часть определения о том, для чего нужна эта картина. Для саморегуляции. Картина мира должна быть неотчуждаема (иначе – как итог – психическое заболевание).

Есть два философских понимания природы проявления психики: материалистическое и идеалистическое . Согласно материалистическому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи. Они возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи. Согласно идеалистическому пониманию психики, в мире существует не одно, а 2 начала: материальное и идеальное . Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. И в материалистическом и в идеалистическом подходе есть свои существенные недостатки. Ни одной из философских позиций не удалось одержать верх над другой. (Вечный вопрос философии: Что же первично – материя или дух ?)

Итак, повторим, психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира . Отражение – это всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса.

Этим свойством обладает вся материя – живая и неживая. В неживой природе это может быть физическое и химическое взаимодействие веществ (луч света отражается от зеркала, диффузия и т.д.). Живой материи присущи биологические формы отражения. Это может быть психическое отражение, а может и чисто физиологическое (процессы метаболизма, например).

Особенности психического отражения .

1. Принадлежность индивиду, субъекту всего того, что он отражает (испытывает) – мысли, чувства, стремления, всего того, что составляет внутреннее содержание нашей жизни.

Если в результате психического отражения получился некий образ, то его у субъекта отнять уже не удастся никому.

2. Психика отражает объективную реальность, существующую вне и независимо от нее.

В результате психического отражения возникает образ предметов реального мира. Мы можем лишь преобразовывать, комбинировать и изменять в размерах и формах то, что отразила наша психика.

3. При физическом отражении обязательно идет изменение предметов, веществ, вступивших во взаимодействие (луч света меняет направления, а на поверхности зеркала выбиваются ионы серебра, при диффузии изменяется состав обоих веществ). А при психическом отражении – материальный мир не меняется, меняется только внутренний психический мир.

Мир остался неизменным, а мы уже можем пользоваться его образом. Итак, в результате психического отражения нам удается построить психический образ.

Свойства психического образа .

1. Образ обладает идеальностью .

Потому что существует только в голове человека. Не существует его материального овеществления. Его нельзя потрогать, взвесить.

2. Образ субъективен .

Психический образ дерева заключает в себе те свойства, которые важны, необходимы отражающему субъекту. Поскольку образ субъективен, он неизбежно несёт на себе печать отдельной личности. Образ не существует вне конкретной личности, он зависит от развития нервной системы и мозга, от состояния организма в целом, от опыта людей и т.д.

3. Образ объективен .

4. Образ демонстрирует неполноту отражения .

Поскольку образ предмета идеален, субъективен, несёт на себе печать личности, то не может отразить всё то многообразие свойств, связей, сущностей, которые заключены в объекте психического отражения. Мир, как известно, одновременно и познаваем, и не познаваем.

Формы проявления психики .

1. Психические процессы . К ним относятся познавательные процессы (внимание, память, мышление и т.д.), мотивация и мотивирование, рефлексия, волевые процессы, творчество.

2. Психические свойства . Сюда относят все свойства личности, волю, направленность, способности, темперамент и характер, совесть, трудолюбие и т. д.

3. Психические состояния . Это огромный класс психических явлений, который, к сожалению, в рамках общей психологии мало затрагивается. В основном рассматриваются эмоциональные состояния: настроения, стресс, аффект, и т.д. Но есть ещё и установка, интерес, вдохновение, убежденность, сомнение, апатия, самоактуализация, паника и многие другие.

2. Филогенез и онтогенез психики. Филогенез психики – это процесс возникновения и исторического развития психики и поведения животных, возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества . Филогенез – (от греч. Phyle – род, племя, вид и genos – происхождение) – историческое формирование группы организмов.

Онтогенез – (от греч. – ontos – сущее) – процесс развития индивидуального организма . В онтогенезе изучается формирование основных структур психики индивида от зачатия до смерти.

Антропогенез – (от греч. – antropos – человек) – процесс происхождения человека (Homo sapiens). Изучаются и морфологические преобразования, и глубочайшие качественные изменения поведения и психики от человекоподобной обезьяны до современного человека.

Подходы к пониманию того, кому присуща психика:

1. антропопсихизм (Декарт) – психика присуща только человеку;

2. панпсихизм(французские материалисты) – всеобщая одухотворенность природы; всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе);

3. биопсихизм: психика – это свойство живой природы (присуще и растениям);

4. нейропсихизм (Ч.Дарвин) – психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;

5. мозгопсихизм (К.К.Платонов) – психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг;

6. критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности (А.Н.Леонтьев) – способности реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (запах, звук и т.п.), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность), благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы.

Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровня развития психического отражения, предложил А.Н.Леонтьев, позднее она была доработана и уточнена К.Э.Фабри. Так появилась концепция Леонтьева-Фабри.

Вся история развития психики согласно этой концепции делится на ряд стадий и уровней. Выделяются 2 стадии: 1) элементарной сенсорной психики (от лат. Sensys – чувство, ощущение) и 2) перцептивной психики (от лат. Perceptio – восприятие).

3. Высшие психические функции. Развитие психики на уровне человека идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, изобретению знаковых систем. У человека возникают высшие психические процессы.

Высшие психические функции – это сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению

Социальные, а, следовательно, вне общества эти функции не развиваются, человек так и не становится личностью, если развивается и формируется вне человеческого общества. Пример тому – многочисленные «Маугли».

Высшие психические функции (ВПФ) как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов.

В онтогенезе психики различают генетическое, внутренне обусловленное созревание, и внешнее формирование под воздействием среды и воспитания. Вот эта вторая половинка онтогенеза, т.е. формирование под воздействием среды и воспитания, происходит в ходе интериоризации и экстериоризации.

Формирование ВПФ характеризуется тем, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позже – как полностью внутренний (интериоризированный) процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние психологические носит название интериоризации.

Интериоризация (от лат. Interior – внутренний) – формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Самый яркий пример – человеческая речь, которую он (человек) получает извне. Сначала усваиваем, запоминаем слова в процессе общения, а затем речь становится инструментом мышления, частью личности, неотделимым от нее элементом. Речь интериоризована.

Экстериоризация (от лат. Exterior – внешний) – переход внутренних, психических актов во внешний план, в конкретные внешние реакции и действия человека. Пример: человек что-то понял, усвоил и в процессе объяснения этого другому человеку он экстериоризирует данный продукт в речи. Не путать с заученным и пересказанным!

4. История взглядов на связь психики и мозга. Естествоиспытатели и врачи, изучающие анатомию человека, еще в древности высказывали предположение о связи психических явлений с деятельностью мозга и рассматривали психические болезни как результат нарушения его деятельности. В 18 веке возникло предположение о том, что сам мозг определяет деятельность психики человека. Представитель такого подхода – Франц Галль. Он предположил, что все умственные способности человека могут быть определены по расположению шишечек на черепе, лежащих над соответствующими участками мозга. Так возникла френология . Появились френологические карты . Через некоторое время выяснили, что поверхность черепа и его шишечки не соответствуют внутренним шишечкам. Теория легко вошла в жизнь, но и быстро была отвергнута.

В последней трети 19 века были сделаны два важных открытия, которые доказали, что существует связь между отдельными участками мозга и определенными психическими явлениями. Поль Брок описал историю больного, который утратил способность говорить, но мог нормально читать, писать, а также понимать все, что ему говорили. Причина – поражение особого участка коры, прилегающего к двигательной зоне. Эта зона управляет мышцами лица, языка, челюстей и глотки. Этот участок коры получил название зоны Брока . Карл Вернике выделил участок, поражение которого приводит к тому, что больные произносят хорошо артикулированные звуки, из которых они строят грамматически правильные, но совершенно бессмысленные фразы. Этот участок стал называться зоной Вернике. Обе зоны соединяются нервными волокнами, образующими так называемый дугообразный пучок . Через весь мозг идет извилина: от уха до уха. Та ее сторона, которая расположена ближе к затылку – это зона сенсорной чувствительности (все ощущения, болевые, прикосновения, тепла и т.д.). Та, что ближе ко лбу, – двигательная зона . Гораздо позже исследователи «прошлись по всей длине, «прощупали» всю эту извилину и определили, где и как представлены в ней наши части тела: от стопы… до гортани. Выяснилось, что больше всего места на этой двигательной извилине занимает голосовой аппарат и большой палец руки .

5. Строение и свойства нервной системы. Нервная система состоит из двух отделов: центрального и периферического . Центральный включает: головной мозг, промежуточный и спинной мозг. Все остальное – периферическая часть – это нервные волокна, идущие к поверхности тела, к органам чувств и внутренним органам, и идущие от них к центральной нервной системе (ЦНС). ЦНС – это скопление нервных клеток. Рассмотрим, как устроена нервная клетка – нейрон.

Большинство нейронов – специализированные, и выполняют специфические функции. Сенсорный нейрон проводит нервный импульс от рецепторов к ЦНС; двигательный нейрон проводит нервный импульс от ЦНС к органам движения и нейрон локальной сети , который проводит нервный импульс от одного участка ЦНС к другому. На внутренних органах и на поверхности тела нервные клетки своими аксонами подходят к рецепторам органическим устройствам, предназначенным для восприятия различных видов энергии (механической, электромагнитной, химической и др.) и преобразования ее в энергию нервного импульса . Весь организм фактически соткан из массы разнообразных рецепторов. Особенно их много в органах чувств: глаз, ухо, кожа и т.д. Рецепторы это первая составная часть анализатора.

Анализатор нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма.

Анализатор состоит из трех различных отделов :

1. Рецепторы , преобразующие внешнюю энергию в нервный процесс.

2.Проводящие пути : а) афферентные , идущие от рецептора к отделу ЦНС; б) эфферентные , по которым импульсы из коры головного мозга передаются к нижним уровням анализатора, в том числе и к рецепторам и регулируют их активность.

3.Участок коры головного мозга , где перерабатывается информация.

Сам головной мозг делится на правое и левое полушарие , а также на их основные доли: лобная, теменная, затылочная и височная. Большие полушария покрыты массой нейронов (около 10 миллиардов), носящей название коры. Спинной мозг и мозговой ствол осуществляют, главным образом те формы рефлекторной деятельности, которые являются врожденными (безусловные рефлексы), а кора больших полушарий – это орган приобретаемых при жизни форм поведения, регулируемых психикой.

По классификации К.Бродмана, кору головного мозга (к.г.м.) делят на 11 областей и 52 поля. В наиболее развитых полях к. г.м. имеется 6-7 слоев нервных клеток. В к.г.м. поступают импульсы, идущие от подкорковых структур и ствола мозга, в ней же осуществляются основные психические функции человека.

Кора делится на корковые зоны. Зона зрительного анализатора расположена в затылочных отделах больших полушарий, слуховая – верхние отделы височных долей, обонятельные ощущения локализованы в более древних отделах коры головного мозга. А вот речь в к.г.м. локализована в нескольких центрах – лобных, теменных и височных. Это свидетельствует не только о сложности данного психического процесса, но и об особой важности речи в регуляции психики. Это представительство речевой функции асимметрично : она локализована в основном в левом полушарии. Это касается также и ряда других психических функций. !!! Обрати внимание на орфографию слова а – симметрично (варианты написания: асс , сим , се м, ми т, асс имм и т.д.) !!!

6. Функциональная организация человеческого мозга. Этот вопрос рассматривается в трудах различных ученых, в частности, А.Р.Лурии. Он включил в функциональную организацию человеческого мозга три основных блока.

1. Энергетический .

Поддерживает тонус, необходимый для нормальной работы высших отделов коры головного мозга. Энергетический блок расположен в верхних отделах мозгового ствола. Здесь находится ретикулярная формация – это совокупность нейронных структур, напоминающих тонкую сеть. Эта структура изменяет электрическую активность головного мозга, вызывает состояние бодрствования или сна. При повреждении функций первого блока внимание становится неустойчивым, появляются безразличие, сонливость.

2. Блок приема, переработки и хранения информации .

Этот блок включает задние отделы обоих полушарий, теменные, затылочные и височные отделы коры. При нарушении нормальной работы второго блока происходит потеря чувствительности – кожной и глубокой (проприоцептивной), теряется четкость движений и т.д.

3. Блок, обеспечивающий программирование, регуляцию и контроль деятельности .

Располагается в лобных отделах коры. Поражение третьего блока приводит к дефектам поведения, изменениям в сфере движений . При поражении лобных долей оказывается возможным выполнение отдельных логических операций, но невозможно спланировать ход решения задачи, выпадает ориентировочная основа действий. Здесь же хранится память о нашей личности.

Основной принцип работы нервной системы связан с понятием рефлекса . И.П.Павлов в известных опытах с собаками доказал наличие двух видов рефлексов: безусловного и условного.

Безусловный рефлекс (от лат. reflexus – отражение) – это наследственно закрепленная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или изменения внутренней среды организма.

После открытия безусловного рефлекса была определена рефлекторная дуга. (См. строение анализатора). В отличие от условных рефлексов, действующих таким же образом, безусловные рефлексы обеспечивают приспособление к относительно постоянным условиям. Однако в чистом виде безусловные рефлексы практически не существуют. В онтогенезе на их основе надстраиваются сложные системы условных рефлексов. Общепринятой классификации безусловных рефлексов не имеется , однако выделяют важнейшие из них – пищевой, оборонительный, половой, ориентировочный.

Условный рефлекс это временная связь, которая вырабатывается путем сочетания условного и безусловного раздражителя.

В результате образования условного рефлекса раздражитель, прежде не вызывавший соответствующей реакции, начинает ее вызывать, становясь сигнальным (условным, т.е. обнаруживающимся при определенных условиях) раздражителем. Условный рефлекс индивидуален и приобретается в течение жизни одного человека (или одного животного).

Различают два вида условных рефлексов :

1. Классический , получаемый по указанной методике. Именно такие условные рефлексы вырабатывал И.П.Павлов у своих собак. Такой условный рефлекс повторяет безусловную реакцию.

2. Инструментальные (оперантные) условные рефлексы, при выработке которых безусловное подкрепление дается только после возникновения определенной двигательной реакции животного.

Выработанная в течение жизни система условных рефлексов называется динамическим стереотипом . ДП лежит в основе навыков и привычек.

7. Основные законы высшей нервной деятельности. Говоря о законах высшей нервной деятельности, прежде всего необходимо усвоить два из них: возбуждение и торможение .

Возбуждение – это процесс активации всей нервной системы или определенного участка, т.е. переход от состояния покоя к состоянию активной деятельности. Процесс возбуждения возникает лишь при определенной интенсивности внешнего стимула, превышающей порог ощущений, свойственный данному органу.

Торможение – противоположный процесс – особый нервный процесс, который проявляется в подавлении возбуждения определенного участка мозга. Безусловное торможение включает в себя: 1) индукционное (внешнее) торможение – экстренное прекращение условно-рефлекторной деятельности при воздействии посторонних стимулов; биологическое значение его – обеспечение ориентировочной реакции на неожиданно возникший раздражитель. 2) запредельное (охранительное) торможение , которое возникает при действии стимулов, возбуждающих соответствующие корковые структуры выше присущего им предела работоспособности, и обеспечивает тем самым реальную возможность ее сохранения или восстановления. 3) внутреннее торможение – это проявление внутренних закономерностей работы коры. Например, угасание условных рефлексов. Так, наблюдается постепенный распад навыка, если его не подкреплять упражнением. К этому виду торможения относится и торможение, лежащее в основе выдержки, умение сдерживать непосредственные побуждения, желания.

Процессы возбуждения и торможения образуют основу высшей нервной деятельности. Их динамика накладывает печать на все акты поведения, вплоть до самых сложных, а их индивидуальные особенности определяют тип высшей нервной деятельности (темперамент). Эти два процесса постоянно сменяют друг друга.

Однако в мозге может возникнуть доминанта – (от лат. dominans – господствующий), временно господствующая рефлекторная система, обусловливающая работу нервных центров в данный момент и тем самым придающая поведению определенную направленность.

Учение о доминанте было создано А.А.Ухтомским. Как господствующий очаг возбуждения, доминанта суммирует и накапливает импульсы, текущие в центральную нервную систему, одновременно подавляя активность других центров. Этим объясняется системный характер и целенаправленность поведения организма и основа внимания.

Принцип доминанты объясняют законы высшей нервной деятельности .

1. Закон силы . Его можно определить как наличие определенной границы возбуждения, после которой нервная клетка перестает работать, чтобы не быть разрушенной. Если она продолжит работать, то она просто погибнет. Иногда нужно всему мозгу отключиться, тогда возникает запредельное торможение. Сильные эмоциональные вспышки у некоторых людей доходят до так называемого «эмоционального шока», т.е. внезапной скованности.

2. Закон индукции (дословно – наведение). По этому закону взаимодействуют между собой процессы возбуждения и торможения. Если один участок мозга находится в состоянии сильного возбуждения, то рядом находящиеся участки мозга начинают затормаживаться. а) Положительная индукция : возбуждение расходится веером по мозгу от участка возбуждения и область возбуждения расширяется. б) Отрицательная индукция : лежит в основе условного рефлекса, она же – причина отвлечения или понижении внимания к объекту под влиянием какого-либо нового, сильного внешнего воздействия.

3. Закон концентрации . Осуществляется при работе участка мозга со средней силой возбуждения и воздействии раздражителя средней силы. В этом случае мы имеем постепенное усиление деятельности четко ограниченного участка мозга.

4. Закон суммации . Правила суммации:

а) Два или несколько раздражителей дают при суммации точную сумму, точный эффект, если они средней силы.

б) Слабый и сильный раздражитель в сумме дают единый эффект до определенного предела, после которого по закону силы мы можем получить парадоксальную ситуацию.

в) Несколько сильных раздражителей в сумме дают всегда меньший эффект, чем каждый в отдельности.

8. Связь между психикой и мозгом. Кора имеет асимметричную специализацию определенных центров. Левое полушарие является ведущим в осуществлении речевых и других, связанных с ней функций: чтение, письмо, счет, логическая память, абстрактное мышление и т.д. Правое полушарие связано с осуществлением не опосредованных речью психических функций, обычно протекающих на чувственном уровне, в наглядно-действенном плане.

Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга . Впервые эти отношения были изучены Роджером Сперри. Расщепление мозга, т.е. мозговых связей, испытывали и на людях: перерезали мозолистое тело, что избавляло больных с тяжелой формой эпилепсии от мучительных припадков. После подобной операции у пациентов наблюдались признаки «синдрома расщепленного мозга », разделения некоторых функций по полушариям. Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий. Р.Сперри обнаружил, что у больных с «расщепленным мозгом », особенно у молодых, речевые функции есть в зачаточной форме и в правом полушарии. «Неграмотное » правое полушарие может научиться читать и писать за несколько месяцев так, словно оно уже умело все это, но забыло.

Функциональная специфика полушарий изменяется под влиянием как генетических, так и социальных факторов. Асимметрия полушарий мозга – это динамическое образование, в процессе онтогенеза происходит постепенное нарастание асимметрии полушарий мозга . В случае поражения одного полушария, возможна частичная взаимозаменяемость функций и компенсация работы одного полушария за счет другого.

Выводы:

1. В науке установлена связь между отдельными участками мозга и психическими реакциями индивида.

2. Сложные психические процессы локализованы в нескольких центрах. Это представительство в основном асимметрично.

3. Функциональная специфика полушарий пластична, что способствует сохранению важнейших психических функций при частичных повреждениях мозга.


Похожая информация.


Человек – это сложный организм, состоящий из множества органов, объединённых в единую сеть, работа которой регулируется точно и безукоризненно. Основную функцию регулирования работы организма осуществляет центральная нервная система (ЦНС). Это сложнейшая система, включающая несколько органов и периферийных нервных окончаний и рецепторов. Важнейшим органом этой системы является головной мозг — сложный вычислительный центр, отвечающий за правильную работу всего организма.

Общая информация о строении мозга

Изучить его пытаются давно, но за все время ученые так и не смогли точно и однозначно на все 100% ответтить на вопрос что это и как работает данный орган. Многие функции изучены, по некоторым имеются только догадки.

Визуально его можно разделить на три основные части: , мозжечок и большие полушария. Однако это деление не отображает всей многогранности функционирования этого органа. Более детально эти части подразделяют на отделы, отвечающие за определенные функции организма.

Продолговатый отдел

Центральная нервная система человека является неразрывным механизмом. Плавным переходным элементом от спиномозгового сегмента цнс является продолговатый отдел. Визуально его можно представить в виде усеченного конуса с основанием вверху или небольшой головки лука с расходящимися от него утолщениями — , соединяющимися с промежуточным отделом.

Выделяют три различные функции отдела — сенсорные, рефлекторные и проводниковые. В его задачи входит контроль за основными защитными (рвотный рефлекс, чхание, кашель) и бессознательными рефлексами (сердцебиение, дыхание, моргание, слюноотделение, секреция желудочного сока, глотание, обмен веществ). Кроме этого, продолговатый мозг отвечает за такие чувства, как равновесие и координацию движений.

Средний мозг

Следующим отделом, отвечающим за связь со спинным мозгом является средний. Но основная функция данного отдела – обработка нервных импульсов и корректировка работоспособности слухового аппарата и зрительного центра человека. После обработки поступившей информации эта формация подает импульсные сигналы для ответной реакции на раздражители: поворот головы в сторону звука, изменение положения тела в случае опасности. К дополнительным функциям можно отнести регулирование температурного режима тела, мышечного тонуса, возбуждение.

Средний мозг человека отвечает за такую важную способность организма, как сон.

Средний отдел имеет сложное строение. Выделяют 4 скопления нервных клеток – бугров, два из которых отвечают за зрительное восприятие, два других за слух. Между собой и с другими отделами головного и спинного мозга связаны нервные скопления все той же нервнопроводящей тканью, визуально похожих на ножки. Общий размер сегмента не превышает 2 см у взрослого человека.

Промежуточный мозг

Еще более сложный по строению и выполняемым функциям отдел. Анатомически промежуточный мозг делится на несколько частей: Гипофиз. Это небольшой придаток мозга, который отвечает за секрецию необходимых гормонов и регулирование эндокринной системы организма.

Условно разделен на несколько частей, каждая из которых выполняет свою функцию:

  • Аденогипофиз – регулятор периферийных эндокринных желез.
  • Нейрогипофиз – связан с гипоталамусом и накапливает в себе выработанные им гормоны.

Гипоталамус

Небольшой участок мозга, важнейшей функцией которого является контроль сердечного ритма и давления крови в сосудах. Дополнительно гипоталамус отвечает за часть эмоциональных проявлений путем выработки необходимых гормонов для подавления стрессовых ситуаций. Еще одна важная функция – контроль голода, насыщения и жажды. В довершение, гипоталамус является центром сексуальной активности и удовольствия.

Эпиталамус

Основная задача этого отдела – регулирование суточного биологического ритма. При помощи вырабатываемых гормонов влияет на продолжительность сна в ночное время и нормального бодрствования в дневное. Именно эпиталамус приспосабливает наш организм к условиям «светового дня» и делит людей на «сов» и «жаворонков». Еще одна задача эпиталамуса – регулирование обмена веществ организма.

Таламус

Данная формация очень важна для правильного осознания окружающего нас мира. Именно таламус отвечает за обработку и интерпритацию импульов, поступающих от переферийных рецепторов. В данный центр обработки информации сходятся данные от зриттельных нервой, слухового аппарата, температурных рецепторов тела, обонятельных рецепторов и болевых точек.

Задний отдел

Как и предыдущие отделы задний мозг включает в себя подразделы. Основная часть – мозжечок, вторая – варолиев мост, представляющий собой небольшой валик нервных тканей для связи мозжечка с другими отделами и кровеносных сосудов, питающих мозг.

Мозжечок

По своей форме мозжечок напоминает большие полушария, он состоит из двух частей, соединённый «червяком» — комплексом проводящей нервной ткани. Основные полушария состоят из ядер нервных клеток или «серого вещества», собранных для увеличения поверхности и объема в складки. Эта часть располагается в затылочной части черепной коробки и полностью занимает всю ее заднюю ямку.

Основная функция этого отдела — координация двигательных функций. Однако мозжечок не инициирует движения рук или ног – только контролирует точность и четкость, порядок выполнения движений, моторика и осанка.

Второй немаловажной задачей является регулирование когнитивных функций. К ним относятся: внимание, понимание, осознание языка, регулирование ощущения страха, ощущение времени, осознание характера удовольствия.

Большие полушария мозга

Основная масса и объем мозга приходиться именно на конечный отдел или большие полушария. Полушарий два: левое – большей часть отвечающее за аналитическое мышление и речевые функции организма, и правое — основная задача которого абстрактное мышление и все процессы, связанные с творчеством и взаимодействием с окружающим миром.

Строение конечного мозга

Большие полушария мозга — это основной «процессорный блок» ЦНС. Несмотря на различную «специализацию» эти сегменты являются дополнением друг друга.

Большие полушария представляют собой сложную систему взаимодействия ядер нервных клеток и нервнопроводящих тканей соединяющих основные участки мозга. Верхняя поверхность,называемая корой, состоит из огромного количества нервных клеток. Её называют серым веществом. В свете общего эволюционного развития, кора – это самое молодое и наиболее развитое образование ЦНС и наивысшее развитие достигло именно у человека. Именно она ответственна за становление высших нервно-психических функций и сложных форм поведения человека. Для увеличения полезной площади поверхность полушарий собрана в складки или извилины. Внутренняя поверхность больших полушарий состоит из белого вещества – отростков нервных клеток, отвечающих за проведение нервных импульсов и связь с остальным сегментами ЦНС.

В свою очередь, каждое из полушарий условно разделяют на 4 части или доли: затылочные, теменные, височные и лобные.

Затылочные доли

Главной функцией этой условной части является обработка нейронных сигналов, поступающих от зрителных центров. Именно тут из световых раздражителей формируются привычные понятия цвета, объема и прочих трехмерных свойств видимого объекта.

Теменные доли

Этот сегмент ответственен за возникновение болевых ощущений и обработку сигналов от тепловых рецепторов организма. На этом их общая работа заканчивается.

Теменная доля левого полушария отвечает за структурирование информационных пакетов, позволяет оперировать логическими операторами, считать и читать. Также этот участок формирует осознание целостной структуры тела человека, определение правой и левой частей, координация отдельных движений в единое целое.

Правая же, занимается обобщением информационных потоков, которые генерируются затылочными долями и левой теменной. На этом участке формируется общая объемная картина восприятия окружающей среды, пространственного положения и риентации, просчет перспективы.

Височные доли

Данный сегмент можно сравнить с «жестким диском» компьютера – долговременное хранилище информации. Именно тут хранятся все воспоминая и знания человека, собранные за всю жизнь. Правая височная доля отвечает за визуальную память – память образов. Левая – тут хранятся все понятия и описания отдельных объектов, происходит интерпретация и сопоставление образов, их названий и характеристик.

Что касается распознавания речи, то в данной процедуре участвуют обе височные доли. Однако функции у них разные. Если левая доля призвана распознавать смысловую нагрузку услышанных слов, то правая интерпретирует интонационную окраску и сопоставление её с мимикой говорящего. Еще одной функцией данного участка мозга является восприятие и расшифровка нейронных импульсов приходящих от обонятельных рецепторов носа.

Лобные доли

Эта часть ответственна за такие свойства нашего сознания, как критическая самооценка, адекватность поведения, осознания степени бессмысленности поступков, настроения. Общее поведение человека тоже зависит от правильной работы лобных долей мозга, нарушения приводят к неадекватности и асоциальности поступков. Процесс обучения, освоения навыков, приобретения условных рефлексов зависит от правильной работы этой части мозга. Это касается и степени активности и любознательности человека, его инициативности и осознанности решений.

Для систематизации функций ГМ они представлены таблицей:

Отдел мозга Функции
Продолговатый мозг Контроль основных защитных рефлексов.

Контроль бессознательных рефлексов.

Контроль равновесия и координации движений.

Средний мозг Обработка нервных импульсов, зрительных и слуховых центров, ответная реакция на них.

Регулирование температурного режима организма, мышечного тонуса, возбуждение, сон.

Промежуточный мозг

Гипоталамус

Эпиталамус

Секрецию гормонов и регулирование эндокринной системы организма.

Осознание окружающего мира, обработка и интерпритацию импульсов, поступающих от переферийных рецепторов.

Обработка информации от периферийных рецепторов

Контроль сердечного ритма и давления крови. Выработка гормонов. Контроль состояния голода, жажды, насыщения.

Регулирование суточного биологического ритма, регулирование обмена веществ организма.

Задний мозг

Мозжечок

Координация двигательных функций.

Регулирование когнитивных функций: внимание, понимание, осознание языка, регулирование ощущения страха, ощущение времени, осознание характера удовольствия.

Большие полушария мозга

Затылочные доли

Теменные доли

Височные доли

Лобные доли.

Обработка нейронных сигналов, поступающих от глаз.

Интерпретация болевых и тепловых ощущений, ответственность за возможность читать и писать, логическая и аналитическая способность мышления.

Долговременное хранилище информации. Интерпретация и сопоставление информации, распознавание речи и мимики, расшифровка нейронных импульсов приходящих от обонятельных рецепторов.

Критическая самооценка, адекватность поведения, настроения. Процесс обучения, освоения навыков, приобретения условных рефлексов.

Взаимодействие отделов мозга

Кроме того, что каждый отдел мозга имеет собственные задачи, целостная структура определяет сознание, характер, темперамент и прочие психологические особенности поведения. Формирование определенных типов определяется различной степенью влияния и активности того или иного сегмента головного мозга.

Первый психотип или холерический. Формирование такого типа темперамента происходит при доминированном влиянии лобных долей коры и одного из подотделов промежуточного мозга – гипоталамуса. Первая генерирует целеустремленность и желание, второй участок подкрепляет эти эмоции необходимыми гормонами.

Характерным взаимодействием отделов, определяющим второй тип темперамента – сангвиника, является совместная работа гипоталамуса и гиппокампа (нижней части височных долей). Основная функция гиппокампа – поддержание краткосрочной памяти и конвертация получаемых знаний в долгосрочную. Результатом такого взаимодействия является открытый, любознательный и интересующийся тип поведения человека.

Меланхолики – третий тип темпераментного поведения. Такой вариант образуется при усиленном взаимодействии гиппокампа и другой формацией больших полушарий – миндалевидного тела. При этом активность коры и гипоталамуса снижена. Миндалина принимает на себя весь «удар» возбуждающих сигналов. Но так как восприятие основных участков мозга заторможено, то реакция на возбуждение низкая, что в свою очередь сказывается и на поведении.

В свою очередь, формируя прочные связи, лобная доля способна задать активную модель поведения. При взаимодействии коры этого участка и миндалин центральная нервная система генерирует только высокозначимые импульсы, игнорируя при этом малозначимые события. Все это приводит к формированию Флегматичной модели поведения – сильного, целеустремленного человека с осознанием приоритетных целей.

Для начала отметим, что человек, как и любое другое животное, постоянно меняется не только в течение жизни, но даже и в течение одного дня, что фиксируется в ДНК. К нему неприменимы такие термины характеризующие статичность, как тип темперамента или характера. Введем некоторые обозначения. Эмоциональность или степень возбудимости является психофизиологическим следствием амплитуды нервного импульса. Изменение эмоциональности вызвано изменением амплитуды нервного импульса, которое происходит в результате попадания конкретного физиологического фактора в нейрон. Характерность или степень конкретности достижения поставленной цели является психофизиологическим следствием проводимости мембран нервных клеток. Изменение характерности вызвано изменением проводимости мембран разных нейронов, которое также опосредовано физиологическим фактором.

Поведение любого человека полностью объясняется двумя подсознательными составляющими: эмоциональностью и характерностью, а также непосредственно сознанием. Всем людям свойственна большая или меньшая эмоциональность , поэтому мы можем представить себе, что они находятся на некой «прямой эмоциональности». В одной крайней точке - самый малоэмоциональный человек, а в другой – самый эмоциональный. Точно также все люди будут располагаться на прямой характерности: в одной крайней точке будет находиться самый слабохарактерный человек, а в другой – самый сильнохарактерный.

Третья составляющая данной системы, сознательная, будет определяющей в поведении человека, которое опосредовано развитостью (неразвитостью) разных участков ассоциативных зон коры головного мозга, а также большей (меньшей) амплитудой нервного импульса. В отличие от подсознательных категорий, в которых изменения происходят по линейным законам, в сознательной составляющей к изменениям в поведении будут приводить изменения в любой части ассоциативных зон коры головного мозга, т.е. приобретать объёмный вид. В течение жизни человека в ассоциативных зонах постоянно образуются новые связи между нейронами и размыкаются старые, появляются новые нейроны и деградируют старые. Это будет сказываться на поведении. Чтобы точнее классифицировать сознательное поведение человека, рассмотрим соответствие некоторых психологических явлений определённым участкам ассоциативных зон. Нижней части височно-затылочно-теменной а.з. будет свойственно разнообразие вариантов принимаемых решений; ближе к височной части – с упором на звуковые и речевые конструкции, ближе к затылочной части – на зрительные. Чем толще а.з. коры в этой части, тем большее количество нейронов будет вовлечено в осмысление ситуации, тем больше вариантов формирования мысли, тем остроумнее человек. Чем больше будет нейронов в этой части а.з. коры, тем более будет находчив человек в своих мыслях, действиях для выстраивания ситуации под себя, независимо от внушенных ему в детстве принципов. Теменная часть височно-затылочно-теменной ассоциативной зоны отвечает за связь с реальностью, т.е. чем толще а.з. коры здесь, тем более точным, более верным будет принимаемое решение. Лобная а.з. ответственна за обучение, логическое мышление , быстроту понимания новых явлений. Чем больше лобная а.з., тем прочнее усваиваются новые условные рефлексы, прививаемые с детства, например, связанные с воспитанием.

Вкратце остановимся на том, какие возможности есть у людей, у которых ассоциативные зоны коры головного мозга развиты по-разному. Поведение человека с развитыми лобными зонами и неразвитыми остальными зонами будет определяться только заложенными с детства нормами традиционной морали. И чем больше будут лобные зоны, тем неукоснительней будут соблюдаться эти нормы. Жители маленьких американских городов, имеющие такое строение ассоциативных зон, не устанавливают замки на дверях своих домов, найденный кошелек с деньгами они обязательно отнесут в полицию. Когда ребенок с таким строением головного мозга не получает с детства должного воспитания, его поведение определяется усвоенной информацией, чаще – многочисленными боевиками из телевизора. В дальнейшем такой человек искренне может считать себя суперменом, богом, дьяволом, которому разрешено творить закон на этой планете, лишать или не лишать жизни людей. Именно этот феномен лежит в основе многочисленных массовых расстрелов в маленьких городках США. С другой стороны, тем же самым лобным ассоциативным зонам, хорошо развитым у большинства жителей США, они обязаны получением большого количества Нобелевских премий за достижения в сфере естественных наук.

Человек с развитыми височно-затылочными ассоциативными зонами и неразвитыми лобными будет стремиться делать все так, как удобно ему в данный момент. Если он найдет кошелек с деньгами, даже при свидетелях, он сделает все, чтобы не расстаться с ним. Человек с такими зонами – идеальный коррупционер: «чиновник» находится в таком месте, где он может выполнить свои должностные обязанности, а может и не выполнить. И если за выполнение своих прямых обязанностей он может получить еще и взятку, он всегда будет стремиться сделать это, даже зная, что это незаконно. Главное, чтобы об этом никто не узнал. Причем угрызений совести у него не будет. Угрызения совести будут у чиновника, получающего взятку, у которого развиты и височно-затылочные, и лобные зоны. В данном случае желание получить «легкие» деньги будет нивелироваться пониманием того, что так нельзя делать. И чем больше у чиновника развиты лобные зоны, тем меньше вероятность того, что он совершит незаконный поступок.

Человек с развитой теменной зоной, например, ученый, будет выбирать оптимальный вариант решения задачи. И чем больше у него эта зона, тем более точным будет решение. Сама теменная зона не участвует в формировании вариантов решения задачи. Она решает задачу как бы с конца: это возможно или не возможно, пропуская все промежуточные решения. За разнообразие вариантов отвечает височно-затылочная ассоциативная зона. Или, в другом варианте, если задачу решают двое ученых с одинаковыми теменными зонами, более точное решение будет у человека с большими височно-затылочными зонами, он сможет придумать большее количество глубоких вариантов.

Эта теория отличается от существующих теорий тем, что она основана не на внешних впечатлениях, не на статистике, а на анатомическом строении организма и на протекании физиологических процессов. И самое интересное заключается в том, что для оценки человека не надо заставлять его проходить сотни различных тестов. Все параметры человека видны внешне: по эмоциональности, по характерности, по форме строения головного мозга. Ассоциативные зоны можно определить, исходя из знания процессов формирования головного мозга. Белое вещество головного мозга, или аксоны нейронов, всегда будет пропорционально размерам и форме тела человека. Костная ткань черепа очень пластична. Она всегда будет обволакивать головной мозг. При увеличении головного мозга она расширяется, а при уменьшении - сужается. Посмотрев на череп человека, ассоциативные зоны можно определить путем вычитания объема белого вещества из всего объема мозга.

Эта теория позволяет не только определять поведение по внешнему виду, но и внешность человека по его поведению: зная слова и действия человека, не видя его, можно рассказать о его ассоциативных зонах, характерности, эмоциональности. Можно также легко определить параметры человека, позволяющие добиваться максимальных результатов в профессиональной деятельности. Например, идеальные параметры для шахматиста – максимальные лобная, височно-затылочная, теменная зоны, минимальные эмоциональность и характерность. Для грузчика – все минимальные зоны, максимальные характерность и эмоциональность. Для математика – все зоны максимальны, минимальная характерность, максимальная эмоциональность. Для поэта – минимальные лобные и теменные зоны, максимальна височно-затылочная, минимальные характерность и эмоциональность. Для чиновника – максимальные лобные и теменные зоны, минимальная височно-затылочная, максимальные характерность и эмоциональность.

Знание базовых параметров (эмоциональность, характерность, разумность) позволяет точно определить поведение человека по следующему механизму: какое-либо событие => базовые параметры => предсказание нюансов поведения. Например, боязнь летать на самолётах является следствием влияния больших ассоциативных зон (повышенной разумности), которая, в свою очередь служит, например, причиной отсутствия в лексиконе данного человека нецензурных выражений.

P.S. Проверка этой теории на практике позволяет утверждать: поведение человека полностью коррелирует с данной теорией.

Идея взаимосвязи психики и мозга развивалась на протяжении всей истории развития психологических знаний. Еще в IV веке до нашей эры Алкмеон Кротонский сформулировал идею о том, что психические явления тесно связаны с работой мозга.

В XX веке из двух областей знаний (психологии и физиологии) сформировались две новые науки: физиология высшей нервной деятельности и психофизиология. Физиология высшей нервной деятельности изучает органические процессы, происходящие в головном мозге и вызывающие различные телесные реакции. Психофизиология исследует анатомо-физиологические основы психики.

Большой вклад в понимание того, как связана работа мозга и организма человека с психическими явлениями и поведением, внес И. М. Сеченов. Он полагал, что психические явления входят в любой поведенческий акт и сами представляют собой своеобразные сложные рефлексы, то есть физиологические процессы.

Рефлекс (лат. – отраженный) – это ответная реакция организма на раздражитель из внешней и внутренней среды с обязательным участием нервной системы. Представление о рефлексе было разработано еще Рене Декартом.

Сеченов разработал центральное звено в рефлексе, доказывал, что психическое зависит от внешних условий, сделал рефлекторную теорию материалистической.

И.П. Павлов считал, что поведение складывается из сложных условных рефлексов, образованных в процессе научения. Условным рефлексом объяснили научение и поведение. В дальнейшем выяснилось, что условные рефлексы – простое физиологическое явление, и были описаны другие пути приобретения навыков – импринтинг, оперативное обусловливание, викарное научение.

Е.Н. Соколовым и Ч. И. Измайловым было предложено понятие концептуальной рефлекторной дуги , состоящей из трех взаимосвязанных, но относительно самостоятельных систем нейронов: афферентной (сенсорного анализатора), эфферентной (исполнительной) и модулирующей (управляющей связями между афферентной и эфферентной системами). Первая система нейронов обеспечивает получение и переработку информации, вторая система обеспечивает выработку команд и их выполнение, третья система осуществляет обмен информацией между первыми двумя.



Н. А. Бернштейн доказывал, что самое простое приобретенное движение и сложная человеческая деятельность не могут быть выполнены без участия психики. Следовательно, формирование любого двигательного акта - есть активная психомоторная реакция. При этом освоение движения осуществляется под воздействием сознания, которое осуществляет определенную сенсорную коррекцию нервной системы, обеспечивающей выполнение нового движения.

Петр Кузьмич Анохин (1898 – 1974) предложил концепцию регуляции поведенческого акта (отличную от Павловского): модель функциональной системы. Суть концепции: человек не может существовать изолированно от окружающего мира, он постоянно испытывает воздействие внешних факторов. Воздействие внешних факторов было названо Анохиным обстановочной афферентацией , а ответная реакция – ориентировочной реакцией . Поведенческий акт можно представить в виде стадий его регуляции и прохождения.

Первая стадия - афферентного синтеза, включает 4 компонента: 1) мотив поведения; 2) память (прошлый образ); 3) обстановка (обстановочная афферентация); 4) пусковой стимул.

Все воздействия на человека воспринимаются в виде образа. Этот образ соотносится с информацией в памяти и мотивационной установкой. Процесс сопоставления осуществляется через сознание, что приводит к возникновению решения и плана действия.

Вторая стадия – принятие решения

Третья стадия. В ЦНС ожидаемый итог представлен в виде модели, её назвали акцептором результата действия. Это аппарат предвидения или цель, на что направлено действие, формируется ещё на первой стадии.

Четвертая стадия – эфферентный синтез (информация идёт от мозга и периферии, при афферентном – наоборот). При наличии акцептора действия и программы действия, сформированных сознанием, начинается исполнение действия. При этом включается воля, а так же получение информации о выполнении поставленной цели.

Пятая стадия. Информация о результатах действия имеет характер обратной связи (обратной афферентации) и направлена на формирование установки по отношению к выполняемому действию. Информация вызывает эмоции. Если предвидение совпало с результатом, то возникают положительные эмоции, и действие прекращается. Если нет, информация идет на 1 стадию, действие корректируется и выполняется по новой программе.

Данная теория позволяет приблизиться к решению вопроса о взаимосвязи и роли физиологических и психологических процессов.

А. Р. Лурия предложил выделять анатомически относительно автономные блоки головного мозга, обеспечивающие функционирование психических явлений:

1-ый блок (ретикулярная формация ствола головного мозга, отделы среднего мозга, часть лимбической системы, части коры лобных и височных долей) – поддерживает определённый уровень активности;

2-ой блок (кора головного мозга на задних и височных отделах больших полушарий) - познавательные процессы;

3-ий блок (передние отделы коры головного мозга) – функции поведения самоконтроля.

Например, поражение лобных долей мозга наряду со снижением умственных способностей влечёт ряд нарушений в характере и личностной сфере. Люди становятся невыдержанными, вспыльчивыми, грубыми.

С блочным представлением связана проблема локализации психических функций, которая рассматривается в двух противоположных, по исходной установке, концепциях: локализационизма и антилокализационизма . Теория локализационизма рассматривает психические процессы как «привязанные» к определенными участками головного мозга (локализованы). Теория антилокализационизма утверждает, что психические процессы связаны с деятельностью всего мозга.

Филогенез психики

Филогенез – это историческое развитие какого-либо явления на протяжении всего периода его существования (живых организмов, вида и т. д.).

Филогенез психики – это история развития психики на протяжении существования живых организмов.

В предыдущих лекциях мы рассмотрели понятие психики, принятое в отечественной психологии с позиций диалектического материализма. Исходя из этого определения, можно вывести ряд суждений о природе и механизмах проявления психики: 1) психика - это свойство высокоорганизованной живой материи; 2) она обладает способностью получать информацию и создавать на ее основе субъективный образ объективной действительности; 3) получаемая информация служит основой для регуляции внутренней среды организма и формирования поведения, т. е. живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменения объективной реальности.

Самый общий ответ на вопрос об историческом возникновении психики: психика - результат движения материи. Движение – это способ существования материи, неотъемлемое ее свойство. Не существует материи неподвижной, неизменной пребывающей в абсолютном покое. С другой стороны, вся материя, в том числе и неживая, неорганическая, обладает всеобщим качеством – отражением.

Отражение – это способность материи отвечать на воздействие. Формы отражения зависят от форм существования материи.

I. В неживой материи движение может быть механическим, физическим, химическим. В соответствии с этим и формы отражения, выступающие в виде взаимодействия, будут механическими, физическими, химическими.

II. Для живой материи характерны качественно новые формы движения и соответственно другие биологические формы отражения. На высшем этапе развития живой материи возникает психика как качественно новая форма отражения.

Отличие живой от неживой материи: способность к саморегуляции, способность активно относиться к внешним раздражителям и внутреннему состоянию. Если животное голодно, оно активно ищет пищу, чтобы поддержать жизнеспособность.

В результате эволюции у животных развились многочисленные биологические формы отражения:

1. Элементарная раздражимость (у простейших, одноклеточных, растений). Проявляется в двух формах: притягивание, приближение (если воздействие положительное) и отталкивание, избегание (если воздействие отрицательное). Первичные формы раздражения называют тропизмами.

Тропизмы (или таксисы) – способы реагирования своеобразными движениями по отношению к биотическим воздействиям. Виды тропизма:

Фототропизмы – движение под воздействием света;

Термотропизмы - движение под воздействием тепла;

Хемотропизмы – выбор определенной физико-химической среды.

2. Более сложной формой реагирования обладают животные с более сложной анатомией (моллюски, черви). Это чувствительность , для нее характерна способность к ощущениям. По мнению А. Н. Леонтьева, появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики. На этом уровне животное реагирует не только на значимые, но и на нейтральные раздражители. Появляется принципиально новый тип приспособления к окружающей среде – способность к опережающему отражению, а значит к появлению процессов поведения.

Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. У животных принято выделить три основных формы поведения: инстинкт, навык и интеллектуальное поведение.

2.1.Инстинкт – бессознательные, врожденные акты поведения животных в ответ на сложные раздражители. Это врожденная форма поведения, животное выполняет его без всякого научения. Это видовая форма поведения (рытье норки, строительство гнезда). Инстинктивные действия бессознательны – животное не понимает, что делает. Инстинкт – это целостное, сложное (выслеживание добычи) поведение и этим отличатся от простых рефлексов (одергивание лапы от укола и пр.). Физиологической основой инстинкта является безусловный рефлекс, то есть рефлекс, передающийся по наследству.

2.2. Навык – действие животного, сформировавшееся и закрепившееся в процессе его индивидуальной жизни. Обеспечивает более точное приспособление к условиям жизни. Навык – это действие, формирующееся путем проб и ошибок, в процессе многократного повторения и получения положительного подкрепления. Возникает в результате:1) случайных проб и ошибок; 2) подражания; 3) обучения (дрессуры). Физиологической основой навыка является условный рефлекс (т.е. рефлекс, сформированный при жизни на основе определенных сигналов).

Поведение животных на 2 ступени развития отличается большей степенью гибкости и избирательности. Условный рефлекс может повлиять на безусловный рефлекс и может способствовать расшатыванию инстинктов. Это доказывают эксперименты Павлова.

Например, эксперимент с собакой, которой прижигали кожу электрическим током и давали еду. В результате у собаки при ударе током шла подготовка к пищеварению. Английский физиолог Чарльз Шеррингтон, присутствующий при эксперименте, воскликнул: “Теперь я понимаю радость мучеников, с которой они всходили на костёр”.

2.3. Интеллектуального поведения (связанного с мышлением) достигают немногие животные. На этой ступени наблюдается большая адекватность поведения условиям среды, вариабельность, гибкость поведения. Интеллектуальное поведение накладывается на инстинктивное поведение и на навыки и изменяет их. Таким уровнем поведения владеют антропоиды (человекообразные обезьяны), приматы (другие обезьяны), дельфины, собаки. Эти животные способны решать простые практические задачи.

Особенности интеллектуального поведения животных:

Возникает только при наличии трудностей на пути к цели (проблемная ситуация), когда привычные способы (навыки) не позволяют её достичь;

Интеллектуальные действия животных имеют примитивный характер. Мышление – «здесь и сейчас», виртуального мышления нет;

Проявляется от случая к случаю. А изобретённые способы действия не передаются другим особям, оставаясь достижением одного.

Эффект озарения («Ага»-эффект) описан у обезьян. Для озарения необходимо следующее: 1) все должно быть в зрительном поле (предмет вожделения – банан, и орудие – палка); 2) нужна большая потребность (мотивация); т.е. познавательные действия животных не делаются из любви к искусству; 3) новое поведение приходит внезапно; 4) интеллектуальное поведение происходит тогда, когда устанавливаются новые сущностные характеристики; когда отказываются от предшествующего знания (уже существующего), тогда открываются новые возможности. Предыдущий опыт, как правило, мешает.

Рассмотренные стадии и уровни развития психики представлены в периодизации филогенеза психики Леонтьева – Фабри. Согласно, предложенной ими концепции, психика в своем развитии проходит 2 стадии: 1) стадию элементарной сенсорной психики; 2) стадию перцептивной психики.

I стадия элементарной сенсорной психики представлена двумя уровнями: 1) низшим, который характеризуется развитой раздражимостью (реакции на непосредственное воздействие) и проявлением элементарной чувствительности (реакции на опосредствованное воздействие); 2) высшим, для которого характерно наличие ощущений, элементарных условных рефлексов, двигательной активности (кольчатые черви, брюхоногие моллюски и др. беспозвоночные).

II стадия перцептивной психики представлена тремя уровнями: 1) низшим – животные способны к отражению внешней реальности в форме целостного образа предмета (членистоногие, головоногие моллюски, рыбы, др. низшие позвоночные); 2) высшим – элементарные формы мышления (птицы, некоторые млекопитающие), высокоразвиты инстинкты, способности к научению. 3) наивысшим (А. Н. Леонтьев относил его к 3-й стадии) – появление ориентировочно-исследовательской фазы в поведении. Животные способны решать практические задачи разными способами, переносить эффективные способы решения в другие условия, способны создавать и использовать примитивные орудия, способны к непосредственной фиксации причинно-следственных связей и инсайтам (собаки, дельфины, обезьяны).

Стадия сознательной психики была свойственна примитивному человеку (питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы) и есть у современного человека. Если у животных развитие психики связано с законами биологической эволюции, то у человека – с законами общественно-исторического развития. Филогенез психики человека был обусловлен так же развитием руки, возникновением языка и речи, изобретением орудий труда, производством предметов материальной и духовной культуры.

Сознание – это способность отражать окружающий мир в его объективных, устойчивых, не зависящих от субъекта связях.

Лекция 7.Развитие психики человека и сознания – 2 часа

Основные вопросы:

1. Онтогенез психики. Условия и источники развития высших психических функций (речь, культура, знаковые системы, общение и пр.).

2. Сравнение психики животных и человека.

3. Сознание – высшая форма отражения действительности. Признаки и характеристики сознания. Значение и смысл.

4. Соотношение сознательного и бессознательного. Виды проявления бессознательных психических процессов

Большой вклад в понимание того, как связана работа мозга и организма человека с психологическими явлениями и поведением, внес И. М. Сеченов. Позднее его идеи развил в своей теории физиологических коррелятов психических явлений И. П. Павлов, открывший явление условнорефлекторного научения. В наши дни его идеи послужили основанием для создания новых, более современных психофизиологических теорий, объясняющих научение и поведение в целом (Н. А. Бернштейн, К. Халл, П. К. Анохин), а также механизмы условнорефлекторного приобретения опыта (Е. Н. Соколов).

По мысли И. М. Сеченова психические явления входят как обязательный компонент в любой поведенческий акт и сами представляют собой своеобразные сложные рефлексы. Психическое, считал Сеченов, столь же объяснимо естественнонаучным путем, как и физиологическое, так как оно имеет ту же самую рефлекторную природу.

Своеобразную эволюцию со времени первого своего появления с начала XX в. до наших дней претерпели идеи И. П. Павлова, связанные с понятием условного рефлекса. Поначалу на это понятие возлагали большие надежды в объяснении психических процессов и научения. Однако эти надежды полностью не оправдались. Условный рефлекс оказался слишком простым физиологическим явлением, чтобы на его основе можно было понять и к нему свести все сложные формы поведения, тем более психические феномены, связанные с сознанием и волей.

Вскоре после открытия условнорефлекторного научения были обнаружены и описаны иные пути приобретения живыми существами жизненного опыта - импринтинг, оперантное обусловливание, викарное научение, - которые существенно расширили и дополнили знания о механизмах научения, свойственных человеку. Но, тем не менее, идея условного рефлекса как одного из способов приобретения организмом нового опыта осталась и получила дальнейшую разработку в работах психофизиологов, в частности Е. Н. Соколова и Ч. А. Измайлова.

Наряду с этим наметились новые, более перспективные направления разработки проблемы связи психики и мозга. Они касались, с одной стороны, роли, которую психические процессы совместно с физиологическими играют в управлении поведением, а с другой - построения общих моделей регуляции поведения с участием в этом процессе физиологических и психологических явлений (Н. А. Бернштейн, К. Халл, П. К. Анохин).

Результаты исследования условнорефлекторных физиологических механизмов поведения на уровне целостного организма были дополнены данными, полученными при изучении поведения на нейронном уровне. Значительный вклад в решение соответствующих вопросов внесли отечественные нейропсихологи и психофизиологи. Они основали свою школу в психофизиологии поведения, двигательной активности и органов чувств (восприятие, внимание, память).

Е. Н. Соколовым и Ч. А. Измайловым было предложено понятие концептуальной рефлекторной дуги. В концептуальной рефлекторной дуге выделяют три взаимосвязанные, но относительно автономно действующие системы нейронов: афферентную (сенсорный анализатор), эффекторную (исполнительную - органы движения) и модулирующую (управляющую связями между афферентной и эффекторной системами).

Афферентная система, начинающаяся с рецепторов, состоит из нейронов-предетекторов, производящих общую предварительную обработку информации, поступающей на органы чувств, и нейронов-детекторов, выделяющих в ней стимулы определенного рода, избирательно настроенных, реагирующих только на такие стимулы. Эффекторная система включает командные нейроны, мотонейроны и эффекторы, т. е. нервные клетки, в которых происходит выработка команд, идущих от центра к периферии, и части организма, ответственные за их исполнение. Модулирующая система содержит нервные клетки (модулирующие нейроны), связанные с переработкой информации, циркулирующей между нейронными сетями, составляющими афферентную и эффекторную подсистемы концептуальной рефлекторной дуги.

Схему работы концептуальной рефлекторной дуги можно представить себе следующим образом. На рецепторы - специфические аппараты органов чувств, способные воспринимать и реагировать на определенные физические воздействия, - поступают сигналы-стимулы. Рецепторы в свою очередь связаны с селективными детекторами - нейронами, избирательно реагирующими на те или иные стимулы, причем эта связь может быть прямой или осуществляться через предетекторы. Селективные детекторы работают по следующему принципу: определенной комбинации возбуждения рецепторов соответствует максимум возбуждения на одном из селективных нейронов-детекторов.

От детекторов сигналы далее поступают на командные нейроны. Уровень возбуждения командных нейронов регулируется работой модулирующих нейронов. От командных нейронов возбуждение далее поступает на мотонейроны, связанные с органами движения и другими эффекторами.

В работу концептуальной рефлекторной дуги включен механизм обратной связи. Через механизм обратной связи регулируется возбудимость рецепторов, эффекторов и самих нейронов. Выделение основных элементов концептуальной дуги, пишет Е. Н. Соколов, явилось результатом обобщения данных о нейронных механизмах рефлексов у животных, стоящих на разных ступенях эволюционной лестницы.

Н. А. Бернштейн доказал, что даже простое движение, приобретенное при жизни, не говоря уже о сложной человеческой деятельности и поведении в целом, не может быть выполнено без участия психики. «Формирование двигательного акта, - писал он, - есть на каждом этапе активная психомоторная деятельность. Для каждого двигательного акта, потенциально доступного человеку, в его центральной нервной системе имеется адекватный уровень построения, способный реализовать основные сенсорные коррекции этого акта, соответствующие его смысловой сущности… Чем сложнее движение, тем многочисленнее и разнообразнее требующиеся для его выполнения сенсорные коррекции».

Наивысший уровень регуляции вновь осваиваемых сложных движений обязательно связан с сознанием человека и является ведущим для этого движения. Подчиненные ему нижележащие уровни называются фоновыми. Эти компоненты обычно остаются за порогом сознания.

Как только движение превращается в автоматизированный навык и переключается с ведущего уровня на фоновый, процесс управления им, его контроля уходит из поля сознания. Однако в самом начале освоения нового движения сознание присутствует всегда. Исключение составляют только наиболее простые движения, для которых в организме уже имеются готовые врожденные или приобретенные механизмы. Характерным явлением, сопровождающим переключение движения с более высокого уровня на более низкий, выступает «снятие зрительного контроля и замена его проприоцептивным. Это явление заключается в том, что субъект оказывается в состоянии делать какую-то часть работы не глядя».

Американский ученый К. Халл явился основоположником современной психофизиологической теории научения, объясняющей, каким образом организм приобретает и совершенствует жизненный опыт. К. Халл рассматривал живой организм как саморегулирующую систему со специфическими механизмами поведенческой и генетико-биологической регуляции. Эти механизмы - в основном врожденные - служат для поддержания оптимальных условий физического и биохимического равновесия в организме - гомеостаза, включаются в действие, когда он нарушен.

В основу теории Халла был положен ряд постулатов, вытекающих из имеющихся знаний по физиологии организма и мозга, полученных к началу второй трети XX в. Сформировав 16 таких постулатов с помощью определенных правил, представляющихся достаточно обоснованными, К. Халл дедуктивно построил теорию поведения организма, многие выводы из которой впоследствии нашли экспериментальное подтверждение.

П. К. Анохин предложил модель организации и регуляции поведенческого акта, в которой есть место для всех основных психических процессов и состояний. Она получила название модели функциональной системы.

Под названием «обстановочная афферентация» представлена совокупность разнообразных воздействий, которым подвергается человек, оказавшийся в той или иной ситуации. Многие связанные с ней стимулы могут оказаться несущественными, и только некоторые из них, вероятно, вызовут интерес - ориентировочную реакцию.

Прежде чем вызвать поведенческую активность, обстановочная афферентация и пусковой стимул должны быть восприняты, т. е. субъективно отражены человеком в виде ощущений и восприятий, взаимодействие которых с прошлым опытом (памятью) порождает образ. Сформировавшись, образ сам по себе поведения не вызывает. Он обязательно должен быть соотнесен с мотивацией и той информацией, которая хранится в памяти.

Сравнение образа с памятью и мотивацией через сознание приводит к принятию решения, к возникновению в сознании человека плана и программы поведения: нескольких возможных вариантов действий, которые в данной обстановке и при наличии заданного пускового стимула могут привести к удовлетворению имеющейся потребности.

В ц. н. с. ожидаемый итог действий представлен в виде своеобразной нервной модели - акцептора результата действия. Когда он задан и известна программа действия, начинается процесс осуществления действия.

С самого начала выполнения действия в его регуляцию включается воля, и информация о действии через обратную афферентацию передается в ц. н. с., сличается там с акцептором действия, порождая определенные эмоции. Туда же через некоторое время попадают и сведения о параметрах результата уже выполненного действия.

Если параметры выполненного действия не соответствуют акцептору действия (поставленной, цели), то возникает отрицательное эмоциональное состояние, создающее дополнительную мотивацию к продолжению действия, его повторению по скорректированной программе до тех пор, пока полученный результат не совпадет с поставленной целью (акцептором действия). Если же это совпадение произошло с первой попытки выполнения действия, то возникает положительная эмоция, прекращающая его.

Теория функциональной системы П. К. Анохина расставляет акценты в решении вопроса о взаимодействии физиологических и психологических процессов и явлений. Она показывает, что те и другие играют важную роль в совместной регуляции поведения, которое не может получить полное научное объяснение ни на основе только знания физиологии высшей нервной деятельности, ни на основе исключительно психологических представлений.

А. Р. Лурия предложил выделить три анатомически относительно автономные блока головного мозга, обеспечивающие нормальное функционирование соответствующих групп психических явлений. Первый - блок мозговых структур, поддерживающих определенный уровень активности. Он включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, структуры среднего мозга, глубинных его отделов, лимбической системы, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. От работы этого блока зависит общий уровень активности и избирательная активизация отдельных подструктур, необходимая для нормального осуществления психических функций. Второй блок связан с познавательными психическими процессами, восприятием, переработкой и хранением разнообразной информации, поступающей от органов чувств: зрения, слуха, осязания и т. п. Его корковые проекции в основном располагаются в задних и височных отделах больших полушарий. Третий блок охватывает передние отделы коры головного мозга. Он связан с мышлением, программированием, высшей регуляцией поведения и психических функций, сознательным их контролем.

С блочным представительством структур мозга связана проблема, которая получила название проблемы локализации психических функций, т. е. более или менее точного их представительства в отдельных мозговых структурах. Есть две разные точки зрения на решение этой проблемы. Одна получила название локализационизма, другая антилокализационизма.

Согласно локализационизму каждая, даже самая элементарная, психическая функция, каждое психологическое свойство или состояние человека однозначно связано с работой ограниченного участка мозга, так что все психические явления, как на карте, можно расположить на поверхности и в глубинных структурах головного мозга на вполне определенных местах. Действительно, в свое время создавались более или менее детализированные карты локализации психических функций в мозге, и одна из последних таких карт была опубликована в 30-е годы XX в.

Впоследствии оказалось, что различные нарушения психических процессов нередко связаны с одними и теми же мозговыми структурами, и наоборот, поражения одних и тех же участков мозга часто приводят к выпадению различных функций. Эти факты, в конечном счете, подорвали веру в локализационизм и привели к возникновению альтернативного учения - антилокализационизма. Сторонники последнего утверждали, что с каждым психическим явлением практически связана работа всего мозга в целом, всех его структур, так что говорить о строгой соматотопической представленности (локализации) психических функций в ц. н. с. нет достаточных оснований.

В антилокализационизме обсуждаемая проблема нашла свое решение в понятии функционального органа, под которым стали понимать прижизненно формирующуюся систему временных связей между отдельными участками мозга, обеспечивающую функционирование соответствующего свойства, процесса или состояния. Различные звенья такой системы могут быть взаимозаменяемыми, так что устройство функциональных органов у разных людей может быть различным.

Однако и антилокализационизм не смог до конца объяснить факт существования более или менее определенной связи отдельных психических и мозговых нарушений, например нарушений зрения - с поражением затылочных отделов коры головного мозга, речи и слуха - с поражениями височных долей больших полушарий и т. п. В связи с этим ни локализационизму, ни антилокализационизму до настоящего времени не удалось одержать окончательную победу друг над другом, и оба учения продолжают сосуществовать, дополняя друг друга в слабых своих позициях.



Рассказать друзьям