Тема урока: «Органы чувств. Сколько основных органов чувств у человека и каковы их основные функции и значение? Органы чувств и головной мозг, нервная система: как взаимосвязаны? Правила гигиены основных органов чувств Орган который управляет работой всех

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Урок природоведения в 3 классе. «Школа России»

№ 3 г. Петровска Саратовской области, высшая категория.

Тема: Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств).

Цель: создать у учащихся представление о том, как люди воспринимают окружающий мир.

Задачи :1.Познакомить учащихся с органами чувств и их значением для человека; учить беречь органы чувств.

2.Развивать устную речь, логическое мышление, память, внимание, умение анализировать, делать выводы.

3.Прививать навыки соблюдения правил здоровьесбережения; умения работать в группе.

Оборудование: фрагмент фильма(введение: VTS _01_0)«Биология человека»(интерактивный фильм DVD для общеобразовательных школ/ серия: учебные фильмы по биологии)электронный атлас для школьника/ анатомия8-9 классы/компьютерная анимация: сенсорные системы/зрительная система/зрачковая реакция на свет, слуховая сенсорная система/ восприятие звуков; презентация Microsoft Office Power Point «Органы чувств»; интерактивная доска Interwrite - кроссворд «Организм»; тест «Органы чувств»; тексты инструкций для проведения экспериментов; наборы продуктов и предметов для исследовательской работы.

План урока:

1. Организационный момент.

2.Постановка цели и задач урока.

3.а) Проверка домашнего задания.

Б) Повторение изученного.

4.Сообщение новой темы.

5.Знакомство с новой темой:

А) сообщение «Органы чувств»

Б) физминутка

В)исследовательская работа в группах.

6.Проверка знаний (тест «Органы чувств»)

7.Это интересно! (доп. материал к уроку)

8.Итог урока.

Ход урока.

1. Орг.момент.

Проверьте готовность к уроку: учебник, тетрадь, пенал. Садитесь.

Сегодня наш урок природоведения пройдёт в кабинете информатики.

2. Постановка цели и задач урока.

Современные компьютерные технологии помогут нам повторить изученное и узнать что-то новое. А, так же, вам предстоит в группах провести ряд исследований и сделать самостоятельные выводы.

Предлагаю начать урок с фрагмента фильма «Биология человека». Внимательно смотрите и слушайте. В нём прозвучат несколько важных для нашего урока высказываний.

(Просмотр фильма)

3 а).Проверка д.з.

О какой величайшей загадке природы шла речь в фильме? (о существовании человека разумного)

Люди, имеют разный цвет волос и кожи, форму глаз, носа, губ, длину рук и ног. А что, их объединяет в устройстве организма? (внутреннее строение организма)

Проверим, что вы узнали на прошлом уроке о внутреннем строении организма человека.(фронтальный опрос)

Какая наука изучает строение тела человека? (анатомия)

Что изучает физиология? (работу органов)

Как называется наука о сохранении и укреплении здоровья? (гигиена)

Почему не только учёным, но и каждому из нас важно знать, как устроен и работает организм человека? (чтобы сохранять и укреплять своё здоровье, суметь оказать первую медицинскую помощь, вовремя заметить отклонения в своём здоровье и обратиться к врачу)

Во все времена человек заботился о своём здоровье. В народе сложено большое количество пословиц об этом. Какие пословицы о здоровье вы подобрали и записали? (дети читают пословицы, записанные в тетрадях)

б)Повторение изученного.

А теперь, предлагаю разгадать кроссворд. (интерактивная доска)

Какие органы человека вы знаете и какую работу они выполняют? . (дети отгадывают органы, изображённые на доске и записывают их в кроссворд)

1. желудок (переваривание пищи)

2. сердце (движение крови в организме )

3.лёгкие (дыхание, снабжают организм воздухом )

4. глаз (зрение )

5.печень (фильтр)

6.почки (удаляют из крови ненужные и вредные вещества )

7. зубы (пережёвывают, перетирают пищу )

8.мозг (распоряжается функциями всего тела, контролирует все другие органы )

Прочитайте ключевое слово.(организм)

Из чего состоит организм человека? (из органов)

Органы, выполняющие общую работу, образуют системы органов.

Какие системы органов вы знаете? (нервная, кровеносная, пищеварительная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, репродуктивная)

Организм человека представляет собой систему органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.

Какая система управляет деятельностью всего организма?(нервная)

4. Сообщение новой темы.

(Показ презентации Microsoft Office Power Point «Органы чувств»)

А сейчас мини-викторина.

1слайд.

1. С помощью какого органа ты видишь, что написано или нарисовано в книге? (глаза) картинка1 .

2. С помощью какого органа вы узнаете о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник?(уши) картинка2 .

3. Какой орган помогает почувствовать запах цветка, духов? (нос) картинка3.

4. С помощью какого органа вы отличаете сладкую пищу от горькой, кислую от солёной? (язык) картинка4.

5. Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, у лиственницы? (кожа) картинка5.

Для чего же человеку нужны уши, глаза, нос, язык, кожа? (чтобы воспринимать окружающий мир, чтобы чувствовать его)

Чувства – это способность человека видеть, слышать, обонять, чувствовать вкус и ощущать окружающий нас мир;это возможность узнать, что происходит в мире вокруг нас.

-Уши, глаза, нос, язык, кожа так и называются –органы чувств. картинка6 . Это тема нашего урока . Сегодня мы познакомимся с органами чувств и их значением для человека.

5. а) Знакомство с новой темой.

Глаза- орган зрения.

Я загадаю вам загадку, ответив на неё, узнаете с какого органа чувств мы начнём разговор:

Брат с братом

Через дорогу живут,

А один другого не видит.

(учащиеся делают сообщения)

2 слайд.

Глаза- это сложные живые оптические приборы. Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Зрение-способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение. Глаз воспринимает световые волны. Информация поступает в мозг, который сообщает, что мы видим.

Рассмотрите глаза друг у друга. Чем защищены глаза? (веками)

Проследите за движением моей руки. У глаз есть мускулы, благодаря которым они могут двигаться вверх и вниз, влево и вправо.

Зрачок- это чёрный кружок в центре нашего глаза. Он, то и принимает свет. Позади него расположены хрусталик, сетчатка и нервы.

Врачи – окулисты наблюдают за состоянием глаз людей и проводят необходимое лечение. У некоторых людей слабое зрение. Чтобы улучшить зрение, им нужна помощь. Поэтому многие люди носят улучшающие зрение очки или контактные линзы. Зрение нужно беречь! Нельзя утомлять глаза. Чаще давайте им отдых. Вот и мы сейчас проведём гимнастику для глаз:

- Встаньте.

1. Быстро поморгайте, закройте глаза, постойте спокойно, медленно считая до пяти. Повторите 4-5 раз.

2.В среднем темпе проделайте 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую. Расслабив глазные мышцы, посмотрите вдаль на счет1-6. Повторить 1-2 раза.

Садитесь.

Итак, назовите орган зрения и как человек воспринимает мир с его помощью.

3слайд.

Вывод: глаза - орган зрения. Зрение помогает различать цвета предметов, их размеры, форму, узнавать далеко они или близко, движутся или неподвижны. Благодаря зрению мы читаем книги, смотрим телевизор, любуемся красотой природы.

Продолжим. О каком органе чувств эта загадка?

У зверушки-

На макушке.

Ниже глаз.

4 слайд.

Второй по важности орган чувств у человека, очень тонкий и сложный - ухо . Как мы воспринимаем окружающий мир с помощью уха? (с помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку)

Мы видим только наружную часть уха- ушную раковину и барабанную перепонку. Остальная его часть находится внутри головы- среднее ухо и внутреннее ухо.

- Слух- способность организма воспринимать звуковые волны. Звуки заставляют барабанную перепонку вибрировать. Это вызывает вибрацию слуховых косточек. Нервы передают сигнал мозгу и там обрабатывается.

Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения. Люди, которые потеряли слух, могут общаться с помощью мимики и жестов. Слух надо беречь! Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхайте на природе - среди тишины, вдали от шума цивилизации.

Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавками и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и потерять слух. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадёт посторонний предмет, обратись к врачу.

5 слайд .

Вывод: С помощью какого органа человек слышит все звуки, которыми наполнен мир? (с помощью органа слуха- ушей).

Как надо ухаживать за ушами?

Какие меры предосторжности следует предпринимать, чтобы не потерять слух?

А сейчас следующая загадка:

Между двух светил

В середине я один.

6 слайд.

Нос- орган обоняния . Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. Мы вдыхаем носом воздух, в котором содержатся запахи исходящие от различных предметов. Запах достигает задней стенки носа, нервы, реагируя на него сообщают об этом мозгу. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. Многие запахи доставляют удовольствие, другие предупреждают об опасности (запах газа, дыма). Когда нос заложен, то человеку трудно различать запахи. Это мешает ощущать вкус еды. Обоняние ухудшается у курящих людей. Надо оберегать себя от простуды, закалять свой организм, вести здоровый образ жизни. Это поможет сохранить хорошее обоняние.

Вывод : Что такое обоняние? Как его сохранить?

Язык- орган вкуса.

- отгадайте следующую загадку. О чём она?

Всегда во рту,

А не проглотишь.

7 слайд.

Что мы различаем с помощью языка?

Мы различаем вкусы с помощью языка. Тысячи маленьких выступов покрывают весь язык. Они называются вкусовыми сосочками. Внутри них находятся нервы, которые посылают сведения о вкусе мозгу, и он сообщает нам, что мы едим. Существует четыре основных вида вкуса: сладкий, солёный, горький и кислый. Каждый из них мы ощущаем различными участками языка. Язык также различает горячее, холодное и боль.

Вывод: язык- тоже один из наших сторожей. Если ты ненароком возьмёшь в рот что-нибудь несъедобное или несвежее, язык тотчас донесёт об этом мозгу, тот пошлёт приказ мышцам рта, и ты, не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму.

8 слайд.

(рассказ учителя)

Кожа- орган осязания.

Закройте глаза, проведите рукой по столу, по своей одежде, потрогайте лицо. Что вы чувствуете? Вы чувствовали гладкость стола, шероховатость одежды, тепло своего тела. Это чувство называется- осязанием . Кожей мы чувствуем жару и холод, мягкое и твёрдое, гладкое и пушистое, боль. Нервные окончания, расположены прямо под поверхностью кожи. Они посылают сигналы мозгу о том, к чему мы прикасаемся. Лучше всего человек осязает подушечками пальцев, потому что в них сосредоточено наибольшее количество нервных окончаний. Кожа сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость. Она покрывает всю поверхность тела человека, выполняет защитную функцию, предохраняет от инфекций. Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов и обморожений. Соблюдай гигиену.

Вывод: О чём может человеку «рассказать» кожа? Как нужно ухаживать за кожей?

9 слайд .

Обобщение:

Сегодня вы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. Их работой руководит головной мозг. Из внешнего мира мы воспринимаем информацию в виде чувств. Этих чувств пять. Это зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга. Для того, чтобы все органы чувств работали хорошо, надо правильно за ними ухаживать, соблюдать правила гигиены и вести здоровый образ жизни, закаляться.

Работа с учебником . с 132-135

Прочитайте вывод на с. 135.

Запишем в тетради:

Органы чувств: глаза, уши, нос, язык, кожа.

Словарь: обоняние, осязание.

б) Физкультминутка.

Игра « Саймон говорит»

Саймон говорит покажите орган зрения. (дети показывают глаза)

Саймон говорит покажите орган слуха (дети показывают уши)

Саймон говорит покажите орган вкуса (дети показывают язык)

Саймон говорит покажите орган обоняния (дети показывают нос)

Саймон говорит покажите орган осязания (дети показывают кожу)

в) Исследовательская работа. (в группах)

Класс делится на 5 групп. Дети получают задания.

1 группа . Составить памятку об охране зрения.

Пользуясь текстом учебника с. 132-133, составьте памятку об охране зрения.

«Памятка об охране зрения»


  1. Читай и пиши только при ______________ освещении.

  2. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии _____________ см от глаз.

  3. Не читай _________________.

  4. Если долго читаешь, пишешь, давай глазам отдых через каждые _______ минут.

  5. Вредно для глаз подолгу смотреть _______________, работать на ___________________.

  6. Нельзя тереть глаза ________________.

2 группа.

Изучить раздел «Звук» в Большой оксфордской энциклопедии и подготовить ответы на вопросы:

Почему необходимо контролировать уровень шума?

Перечислите звуки нормальные для восприятия человека.

Перечислите звуки, которые создают дискомфорт для ушей.

Перечислите звуки, которые могут привести к повреждению ушей.

Сделайте вывод:__________________________________

3 группа.

Проверить опытным путём, какой участок языка определяет сладкую пищу. Указать данный участок на схеме.

Сделайте вывод:____________________________________

4группа.

Определить по запаху в школьной столовой, что готовят на обед.

(или с завязанными глазами определяют по запаху продукты: лимон, лук, чеснок)

Сделайте вывод:______________________________________

5группа.(в непрозрачном мешочке належат предметы разные по форме, фактуре, размеру, цвету, съедобные, несъедобные)

Проверьте опытным путём: что можно определить на ощупь? Отметьте нужное слово.

Форму (круглый, квадратный…)

Размер (большой, маленький…)

Гладкий или шершавый

Тёплый или холодный

Сделайте вывод:_________________________________________

Работа в группах закончена, представьте результаты своих исследований.

(учащиеся рассказывают о том, какое задание было дано, как его выполняли и какие результаты получили)

Молодцы! Во время этой работы, вы не только использовали полученные знания, но и смогли самостоятельно узнать ещё много нового и интересного.


  1. Проверка знаний .
Тест « Органы чувств»

  1. Соедини линиями:
Глаза орган осязания

Уши орган вкуса

Нос орган зрения

Кожа орган обоняния

Язык орган слуха


  1. Работой всех органов чувств управляет __________________ .

  2. Для того, чтобы сохранить хорошую работу органов чувств надо ____________________________________________________________________________________________________________ .

7.Это интересно!

(просмотр компьютерной анимации: зрачковая реакция на свет, восприятие звука, кожная чувствительность, сенсорная система- управление мозгом)

8.Итог урока:

Сколько органов чувств есть у человека?

- Что вы узнали нового об органах чувств человека?

Какую роль они играют в нашей жизни?

Как нужно беречь органы чувств?

Релаксация.

Похвалите себя за хорошую работу на уроке (погладьте себя по голове, поблагодарите своих товарищей за сотрудничество(пожмите друг другу руки). Всем спасибо за урок!

Оценки за работу на уроке:_________. Оценки за тест:__________ .

9. Д. з. с 132-135 учебник «Природоведение»

Цель : сформировать понятия об органах чувств, необходимыми звеньями организма с внешней средой, учить гигиене органов чувств.

Задачи : совершенствовать умения работать с текстом в группе, договариваясь о совместной деятельности, развивать наблюдательность, логичность, самостоятельность мышления, активизировать речь учащихся.

Методы обучения : словесные, наглядные, самостоятельно-познавательные.

Оборудование : учебники, энциклопедии, таблицы, зеркала, фрукты, компьютер.

1. Настрой на работу

Сядьте удобно. Повернитесь друг к другу. Посмотрите в глаза и подарите улыбку. Пусть у вас будет хорошее настроение.

2. Повторение пройденного

Прием «Кубик». (Приложение 1.)

3. Побуждение

Для того чтобы быть здоровым, вы должны знать и любить свое тело. Потому что никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами.

Работать мы будем под девизом:

(Читают на плакате:)

Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!

4. Сообщение темы урока

Мы видим вокруг себя разные предметы, слышим звуки, чувствуем запахи. Что же помогает нам воспринимать окружающий мир?

О ч р у г в, а с н т ы в (Органы чувств)

Какие ассоциации вызывает это словосочетание?

К органам чувств относятся: глаза, уши, нос, язык, кожа.

О работе этих органов, гигиене мы и поговорим сегодня.

5. Осмысление. Работа над новым материалом

а) Прием «Ключевые термины».

1. Попробуйте объяснить функцию органа.

2. Чтение статьи в учебнике (с. 25), приложений «Знаете ли вы?», «Образные выражения»

3. Подумайте, как лучше рассказать материал товарищу.

Задание гостям: составить «синквейн».

б) 1. Отгадав, загадку, вы узнаете, о каком органе пойдет речь.

Брат с братом через дорогу живут,
А друг друга не видят. (Глаза. Көздер.) Орган зрения.

Какое значение имеют для человека глаза?

Посмотрите на меня. Какие красивые у вас глаза! Посмотрите в глаза друг другу. Что увидели?

Цветное колечко - это радужная оболочка или радужка. От нее зависит цвет ваших глаз. Ее покрывает тонкая оболочка - роговица. В центре мы видим черную точку - это зрачок. Яркий свет- зрачок сужается, слабый - расширяется. Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены. Что их защищает?

Глаза защищены личными «дворниками» - слезами. Моргание длится 0,3–0,4 сек. За день - 30 минут или больше года за жизнь. Каждая ресница живет 3–5 месяцев. Брови защищают глаза от пота. Но и мы должны ухаживать за глазами, беречь зрение.

Что для глаз полезно? Что вредно?

(Чтение девиза.)

Гимнастика для глаз.

Казахи говорят: Көздер жанның айнасының. Глаза - зеркало души.

Изобразите в глазах ужас, лень, хитрость, интерес.

О каких интересных фактах узнали?

2. Разгадайте ребус.(Кожа. Тері. Орган осязания.)

Какие функции выполняет кожа? Слышали ли вы о рецепторах, которые находятся под кожей? Их не менее 5.

а) тепловые
б) холодовые
в) болевые
г) рецепторы Мейсснера - прикосновения
д) рецепторы Поччинни - нажатия.

Знаете ли вы как орган осязания помогает слепым? (Приложение 2.)

Как и от чего надо беречь кожу?

Чтение девиза.

Массаж кончиков пальцев с помощью карандаша.

Игра. Угадай наощупь фрукты и овощи.

3. Послушайте диалог. (Инсценирование)

Здравствуй, тетя Катерина!

У меня яиц корзина.

Как поживают домашние?

Яйца свежие, вчерашние!

Ничего себе вышла беседа!

Авось распродам до обеда.

Почему герои не поняли друг друга?

(Уши. Кұлақтар. Орган слуха.)

Что об окружающем мире узнаем с помощью ушей?

Уши не только орган слуха, но и орган равновесия. Ухо состоит из 3 частей. Ушная раковина улавливает, с какой стороны долетел звук. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой. За ней, в глубине черепа, расположено среднее ухо Барабанная перепонка, когда на нее попадает звук, дрожит, заставляет крошечные ушные косточки издавать звон. Ушная улитка собирает звуки, преобразует их в нервные сигналы, которые идут в мозг.

Как надо беречь орган слуха?

У кого самые чувствительные уши? (Приложение.)

Чтение девиза. Самомассаж ушных раковин.

4. Закройте глаза и послушайте музыку. Проношу лимон

Что почувствовали?

Какой орган нам помог? (Орган обоняния. Мұрын. Нос.)

Где нам может помочь нос?

Что вредно для обоняния?

Какие интересные факты об обонянии узнали? (Приложение.)

Чтение девиза. Дыхательная гимнастика.

Какие упражнения выполняете на уроках музыки?

Каша кипит. Одну руку положить на живот, другую на грудь - вдох, опустить грудь и выпятить живот - выдох. При выдохе - громкое произношение звуков «ф-ф-ф» .
Семафор. Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднять руки в стороны и медленно их опустить вниз с длительным выдохом, произнести «с-с-с» .

5. - Отгадайте загадку. Всегда во рту, а не проглотишь? (Орган вкуса. Тiл. Язык.)

Игра. «Угадайте, что съели»

Рассмотрите язык в зеркало. Вы видите маленькие пупырышки и полосы. На них расположено около 9000 рецепторов, соединенных с нервами. Кончик языка чувствует сладкое, корень чувствителен к горькому, края к кислому.

Что вас удивило при подготовке?

Почему язык называют «сторожем»?

Что может снизить восприятие вкуса?

6. Рефлексия. Объединиться в новые группы.

1. «Веришь - не веришь?». Сигналят. (Приложение 2.)

2. «Полезно - вредно». (Рассмотрите рисунки. Лежа читает книгу. Сидит близко к телевизору. Пишет, лампа слева. Уборка в доме. Слушает музыку в наушниках.)

3. На уроках русского языка мы используем образные выражения со словами «язык», «глаз», «ухо», «нос». О каком органе чувств идет речь? (Приложение.)

Его вешают, приходя в унынье: его задирают зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (Нос)

Не цветы, а вянут, не ладони, а ими хлопают, если чего-то не понимают: не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые. (Уши)

Иногда в них рябит, а иногда ими хлопают, сюда могут пустить пыль или открыть их. (Глаза)

Иногда он становится длинным, тогда его надо прикусить?
Его иногда можно и проглотить. Может он стать и общим. (Язык)

Здесь любят бегать «мурашки». Иногда превращается в «гусиную». (Кожа)

4. Выбрать понятия, относящиеся к теме, объяснить. (Улитка, рецепторы, близорукость, насморк, дерматолог, эпидемия, роговица.)

7. Подведение итогов. «Синквейн» от гостей

8. Домашнее задание: с. 25–28. Найти дополнительный материал. (презентацию)

Приложение 1. Вопросы для повторения.

1.Из каких частей состоит тело человека? (Голова, шея, туловище, руки и ноги)
2. Какую функцию выполняет скелет? (Придает форму и устойчивость телу)
3. Какую функцию выполняет грудная клетка? (Защищает легкие и сердце)
4. Какую функцию выполняют мышцы? (Помогают совершать движения)
5. Как мышцы крепятся к костям? (Сухожилиями)
6. Сколько мышц у человека? (600)
7. Сколько костей в скелете человека? (206)
8. Назовите органы кровообращения. (Сердце, кровеносные сосуды)
9. Какое значение имеет кровь? (Снабжает кислородом, водой, питательными веществами и уносит из организма углекислый газ, вредные вещества)
10. Какие виды кровеносных сосудов знаете? (Аорта, артерия, вена, капилляр)
11. Назовите органы дыхания. (Трахея, бронхи, легкие)
12. Как сберечь органы дыхания от простудных заболеваний?
13. Назовите органы пищеварения. (Рот, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник)
14. Как правильно питаться?
15. Что такое здоровье? (Правильная работа всего организма, хорошее самочувствие)
16. Как удаляются из организма вредные вещества? (Через кожу, почки)
17. Какой газ необходим нашим органам для работы? (Кислород)
18. Что такое «кариес»? (Заболевание зубов)
19. Из каких органов состоит нервная система? (Головной и спинной мозг)
20. Как сохранить нервную систему? (Правильно организовать пруд и отдых)
21. Какие функции выполняет нервная система? (Управляет работой всех органов)
22. Каким изменениям подвергается пища в ротовой полости? (Измельчается, смачивается слюной)
23. Сколько крови в организме человека? (3 - 5 литров)
24. Что такое пульс? (Толчки крови в кровеносных сосудах)
25.Доноры. Кто это? (Тот, кто сдает кровь)
26.Что такое кровообращение? (Движение крови в организме)
27. Какую функцию выполняет череп? (Защищает мозг)
28. Сколько ребер у человека? (12 пар)
29. Какие пословицы о здоровье знаете?
30. Что наносит вред органам дыхания? (Курение, холод, нехватка кислорода)

Приложение. 2. «Веришь - не веришь?»

1. Способность человека чувствовать боль, холод, тепло называют обонянием. -
2. У человека 5 органов чувств. +
3. Органами чувств управляет мозг. +
4. Ушные раковины помогают нам понять, с какой стороны долетел звук. +
5. При простуде и насморке человек острее ощущает запахи. -
6. Овладеть языком и способностью разговаривать помогают уши. +
7. 80% информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению. +
8. Орган осязания помогает нам определить, из какого материала изготовлен предмет. +
9. Некоторые люди объясняются знаками, потому что родились глухими. -
10. От телевизора нужно сидеть не дальше 3 метров. -
11. Укреплять глаза, можно глядя на восходящее солнце. +
12. Вкус пищи мы определяем на ощупь. -
13. Чем больше нос, тем лучше человек чувствует запах. -

Приложение 3.«Образные выражения».

Мозолить глаза, хлопать глазами, говорить в глаза, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, с глазу на глаз, открыть глаза. Задирать нос, вешать нос, водить за нос, клевать носом, зарубить на носу, держать нос по ветру, остаться с носом, встретиться нос к носу, не видеть дальше собственного носа. Язык без костей, острый на язык, тянуть за язык, злые языки, язык проглотил, найти общий язык, язык не поворачивается, держать язык за зубами, не сходит с языка, язык до Киева доведет. Держать ухо востро, пропустить мимо ушей, покраснеть до ушей, медведь на ухо наступил, развесить уши, навострить уши, слышать краем уха, уши вянут, прожужжать все уши, ушки на макушке.)

Приложение 4. «Знаете ли вы?»

  • Новорожденные младенцы вообще не моргают и начинают это делать примерно с 6 месяцев.
  • Морковь действительно помогает видеть в темноте. Дело в том, что витамин, А, которым богата морковь, помогает работать палочкам сетчатки.
  • При глазных болезнях полезно есть капусту и другие зеленые листовые овощи.
  • Соленый и сладкий вкус имеют больше общего, чем, кажется на первый взгляд.
  • При очень высокой концентрации соль кажется сладкой.
  • У взрослого человека около 9000 вкусовых сосочков. У детей их больше.
  • Самые чувствительные уши у летучей мыши.
  • На ушной раковине находится много точек, которые связаны со всеми нашими органами
  • (сердцем, печенью, желудком и т. д.)
  • На свету обоняние острее, чем в темноте.
  • Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно во влажную погоду.
  • Слепые могут читать при помощи пальцев по рельефному шрифту Брайля. На кончиках пальцев расположено множество рецепторов давления, которые распознают поступающие на них сигналы.

Литература

  1. «Древо познания» Универсальный иллюстрированный справочник для всей семьи. 2002
  2. «Начальная школа Казахстана» Казахская народная мудрость. Елубаев С. 2003
  3. «Я иду на урок в начальную школу» Природоведение. Москва. 1 сентября. 2001 С. 266
  4. «Педагогический сундучок» Нусупбекова М. И., Аргынбаева А. Б. Алматыкiтап 2005 С. 29
  5. «Фразеологический словарь» Волина В. В. Москва «АСТ-ПРЕСС» 1997 С. 65

Урок по предмету «Человек и мир» в 3 классе

Тема: Головной мозг – главный орган, который управляет работой всех остальных органов

Цель: содействовать осознанию учащимися необходимости выполнения правил, обеспечивающих сохранение здоровой нервной системы, воспитанию потребности в их выполнении в повседневной жизни.

Задачи :

    формировать элементарное представление о нервной системе человека, о том, как работает головной мозг, расширить представление учащихся о гигиене умственного труда;

    обеспечить опыт участия третьеклассников в установлении и обосновании правил сохранения здоровой нервной системы;

    Продолжить развитие умений устанавливать и объяснять причинно-следственные связи, формулировать выводы, самостоятельно работать с учебным пособием;

    Создать условия для плодотворной коммуникации учащихся, формирования умения слышать друг друга, помогать друг другу в выполнении заданий.

Оборудование : карточки с заданиями, слайды мультимедиапрезентации, карточки со словами.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Я прошу улыбнуться тех, кто пришел с хорошим настроением;

Я прошу поднять руки тех, кто готов узнать что-то новое;

Хлопните в ладоши те, если вы готовы слушать друг друга и не перебивать;

Сядьте те, кто готов к новым исследованиям.

Итак, приступим к работе.

2. Актуализация знаний

Какое домашнее задание вам было задано? (подготовить ответы на вопросы к статье «Как человек воспринимает окружающий мир»)

Фронтальный опрос «Назови органы чувств»

Назовите орган зрения;

Органом слуха является ….;

Назовите орган осязания;

Язык – это орган …….;

Органом обоняния является ….

Итак, с помощью чего человек познает окружающий мир?(с помощью органов чувств )

Работа в тетрадях, выполнение теста

А сейчас проверим, как вы усвоили этот материал. Для этого откройте свои тетради на с. 70, выполните задание №2, № 4 на с 71. Задания вы выполняете самостоятельно. (2 человека выполняют задания на листах).(Приложение 1)

Проверка выполненных заданий: №2- по ключу (на доске: 1- глаз, 2 –кожа, 3-ухо, 4-нос, 5- органы чувств) (Приложение 2) , №4 – зачитывают учащиеся (1 уч. – 1 предложение) Учащиеся обмениваются тетрадями, взаимопроверка (правильно, самостоятельно, без ошибок). Учащиеся, которые выполняли задания на листах, проверяют свои работы сами, вывешивают на доску, затем проверяет учитель, задается дополнительный вопрос (карточку с вопросом выбирает учащийся) самооценка, оценка учителем.

3. Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о том, как устроено наше тело. Давайте вспомним и назовем основные внутренние органы человека (на основе слайда ).

В организме человека все органы важны, и жить человек не сможет без любого из них. Без дыхания, пищи долго не проживешь. Без скелета человек будет совсем бесформенным, без мускулов застынет как статуя, ни шагу не сделает. Но как вы думаете, кто или что управляет всеми вашими органами? Если бы я спросила у вас: «Кто управляет вашим телом?». «Конечно же, я сам», - ответили бы вы. Но не все процессы вы можете контролировать самостоятельно. Вы не можете приказать сердцу биться быстрее, заставить свой желудок переваривать пищу. Обычно вы не замечаете, как моргаете и дышите. Ваш организм – это сложный механизм, состоящий из множества частей. Но есть орган, который действительно называют главным, потому что он управляет работой всех остальных органов человека, обеспечивает их согласование и взаимодействие. Как вы думаете, о каком органе идет речь?(ответы детей ). Да, это мозг. Ведь не зря говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, а мозг».

Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

Тема нашего урока: «Мозг – главный орган человека, который управляет работой всех органов».

Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня постараемся найти ответы?(ответы детей )

Сегодня на уроке мы узнаем:

Почему мозг называют главным органом?

Что составляет нервную систему человека?

Подумаем,

Как вы думаете, зачем нам знать о роли мозга в нашей жизни?

4. Объяснение нового материала

Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 112. На этом рисунке изображена нервная система. Давайте посмотрим, из каких частей состоит нервная система(головной мозг, спинной мозг и нервы )

Где находится головной мозг? Потрогайте свою голову. Что вы нащупываете? (ответы детей ). Мозг находится в крепкой костяной защите.

Где находится спинной мозг? (ответы детей ). Вместе головной и спинной мозг образую центральную нервную систему. Как вы думаете, почему такое название?

Что отходит от головного и спинного мозга? (нервы) . Да, от головного и спинного мозга отходит густая сеть нервов. Если все нервы одного человека соединить в единую нить, то ее длина будет в 3 р. больше расстояния от Земли до Луны. Это словно телефонные провода, которые подходят к каждой мышце, каждому органу и связывают их с головным мозгом. Таким образом, нервная система соединяет все части организма в единое целое и руководит его работой.

Первичное закрепление.

- Еще раз посмотрите на рисунок. Что составляет нервную систему человека?(на доске или слайде появляется начало опорного конспекта. Учащиеся строят с помощью карточек со словами составляющие нервной системы.). (Приложение 3)

Как же работает эта система?

По одним нервам информация от органов чувств, как ток по проводам поступает в головной мозг. Головной мозг – наш главный компьютер- расшифровывает эту информацию и принимает решение. По другим нервам его команды двигаются к рабочим органам или мышцам нашего тела. А органы или мышцы начинают выполнять команду нашего мозга.(Рассказывает подготовленный ученик )

Например, глаза увидели красный свет светофора(слайд ). Эта информация по нервам пришла в головной мозг. Он принял решение: «Остановись!» и отдал команду мышцам ног прекратить движение.

Вот так работает наша нервная система. Ей подчиняются все органы и мышцы. Но нервная система состоит из ….(Учащиеся, опираясь на рисунок в учебнике, еще раз называют составляющие нервной системы )

Так почему головной мозг называют главным органом? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте на с.112 второй абзац текста. Найдите одно предложение, которое даст ответ на наш вопрос. (Ответы детей )

5. Физкультурная пауза

6. Работа в группах.

Как вы думаете, ребята, а устают ли клетки головного мозга? (Ответы детей ). Если мы хотим быть здоровыми, следует заботиться о своей нервной системе

Поищем ответ в статье нашего учебника на с 113-115, которая так и называется. А потом вы выполните задания, которые достанутся каждой микрогруппе.(Учащиеся читают статью, у каждой микрогруппы карточка с заданием . (Приложение 4)

Проводится анализ выполненных заданий, оценка, взаимооценка)

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Какова была тема нашего урока? О чем мы с вами говорили? Над чем работали?

Вернемся к задачам, которые стояли перед нами. Мы их выполнили?

Что было самым трудным для вас?

Что было самым интересным?

Что вам помогло?

Наша работа была плодотворна, вы хорошо поработали, молодцы. За работу на уроке получают отметки учащиеся

Приложение 1

Ответь на вопросы.

    Какой орган определяет, что машина едет впереди автобуса?___________

    Какой орган узнает, что котенок пушистый?____________

    Какой орган слышит, как вы говорите добрые слова?___________

    Какой орган может ощутить запах газа?____________

    Какими двумя словами называются все эти органы? ___________________________

Отметьте знаком + те правила, которые вы будете выполнять, чтобы сохранить хорошее зрение.

    Защищать глаза от грязи и пыли.

    Делать гимнастику для глаз

    Употреблять в пищу продукты, богатые витамином А.

    Сидеть у компьютера не более 10 – 15 минут

    Поменьше проводить времени перед телевизором

Приложение 2

    Глаз

    Кожа

    Органы чувств

Приложение 3

Приложение 4

После школы хорошо сразу же сесть за выполнение уроков. ________

Запишите пропущенные слова

Главное правило – выполнение _____________ дня.

После уроков нужно гулять на свежем воздухе.

Сон дороже лекарства.

    Согласны ли вы с утверждениями? Запишите «Да» или «Нет».

Хорошее настроение укрепляет нервную систему.________

Запишите пропущенные слова

После уроков нужно погулять на__________________________________.

Объясните, почему необходимо выполнять следующие правила.

Во время выполнения домашнего задания не следует слушать музыку или смотреть телевизор.

Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

Чем крепче сон, тем ярче мысли.

    Согласны ли вы с утверждениями? Запишите «Да» или «Нет».

Перед сном следует хорошенько покушать. _______

Запишите пропущенные слова

Надо всегда хорошо ________________, потому что ________ - отдых для нервной системы.

Объясните, почему необходимо выполнять следующие правила.

смотреть телевизор.

Лучший отдых для нервной системы – это сон.

Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

Хорошо позанимался – хорошо отдохни.



Рассказать друзьям