Тема кто создан из камня. «Кто создан из камня, кто создан из глины…», анализ стихотворения Цветаевой

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти —
Тем гроб и нагробные плиты…
— В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — веселая пена —
Высокая пена морская!

Анализ стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины» Цветаевой

М. Цветаева еще до революции остро ощущала свое одиночество и отличие от окружающих людей. Это чувство значительно усилилось после установления советской власти. Поэтесса не признавалась новым режимом, ее произведения подвергались жесткой критике и не печатались. К этим трудностям добавились трагедии в личной жизни. Цветаеву покидает муж, отправившийся в эмиграцию. Через некоторое время у нее умирает дочь. Такая ситуация способна довести до отчаяния любого человека, но поэтесса находит в себе силы. В 1920 г. он создает жизнеутверждающее стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

В основу стихотворения поэтесса положила значение своего имени (Марина – с лат. «морская»). Она использует сравнение двух основных мировых стихий: земли и воды. Называя себя «бренной пеной морской», Цветаева противопоставляет ее камню и глине, олицетворяющими землю. Она не случайно выбрала эти образы. Согласно двум основным мировым религиям (христианство и мусульманство) творец создал первого человека из глины. Эти представления связаны с податливостью материала, с возможностью придания ему любой формы. Но застывшая и обожженная глина становится подобна камню, ее уже нельзя изменить. Камень вечен, он теряет всякую одухотворенность. В произведении содержится прямая аналогия – «могильная плита».

Себя поэтесса связывает со стихией воды, которая находится в постоянном движении и изменении. Она не имеет законченной формы. Возможно, Цветаева сравнивает себя с Афродитой, которая по легенде была рождена из морской пены. По крайней мере, она приписывает себе некоторые качества любвеобильной богини: «измена», «своеволье», «кудри беспутные».

Поэтесса дерзко отвечает всем своим недоброжелателям, что ее невозможно сломать или уничтожить. Вода способна преодолеть любую преграду, так как продолжает жизнь с каждой новой волной. Столкновение воды с камнем символизирует противостояние Цветаевой с жестким политическим режимом. Другой вариант – свой изменчивый и веселый характер поэтесса сравнивает с человеческой черствостью и равнодушием.

Неизвестно, была ли до конца искренна Цветаева в этом стихотворении. Возможно, это – отчаянный самообман измученной души. Дальнейшая трагическая судьба и самоубийство подтверждают, что и вода может покориться непреодолимой силе. Однако в свое время произведение бесспорно вызвало ярость в тех, кто считал поэтессу уже окончательно сломленным и утратившим веру в жизнь человеком.

«Кто создан из камня, кто создан из глины…» - стихотворение, написанное в трудный для Цветаевой период. Она тогда жила вдали от мужа в Москве, при этом толком не знала, что с ним происходит. Кроме того, ее существование нельзя было назвать безбедным – в новой реальности Советской России ей приходилось нелегко. Несмотря на обстоятельства, стихотворение ««Кто создан из камня, кто создан из глины…» проникнуто оптимистическими настроениями, свободолюбием, жаждой жизни и борьбы.

История создания

Стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины…» написано 23 мая 1920 года. Оно входит в цикл «Н. Н. В.», посвященный художнику Николаю Николаевичу Вышеславцеву. С ним Цветаева познакомилась в марте 1920 года. Немногим ранее от голода скончалась младшая дочь поэтессы – Ирина. У нового друга Марина Ивановна искала в первую очередь защиты и опоры. Цветаева быстро увлеклась Вышеславцевым и столь же быстро разочаровалась в нем. Благодаря их отношениям на свет появились более 25 стихотворений поэтессы. Что касается Вышеславцева, то он написал портрет Марины Ивановны и оформил ее сборник «Версты», выпущенный в 1922 году.

Тематика и сюжет

Стихотворение бессюжетно. В центре – мысли, эмоции, чувства лирической героини. Содержание произведения раскрывается для читателя через два образных плана. Первый – морской пейзаж с бьющимися о берег волнами. Второй – изображение мятежной души лирической героини, женщины своевольной и с переменчивым настроением.

«Кто создан из камня, кто создан из глины…» перекликается с ранним стихотворением Цветаевой «Душа и имя», вошедшим во второй сборник поэтессы «Волшебный фонарь» (1912). Смысловая оригинальность обоих произведений заключается в том, что в них образ лирической героини раскрывается в первую очередь через ее имя. Правда, в «Душе и имени» оно не называется. Только говорится, что имя героине бог дал морское, как и душу.

Лирический герой

В стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины…» лирическая героиня – женщина, которую зовут Марина. Ее характер определен именем. Оно представляет собой аналог древнеримского мужского имени Марин, произошедшего от латинского слова «marīnus», что переводе на русский значит «морской». На протяжении всего стихотворения лирическая героиня противопоставляет себя тем, кто сделан из камня, плоти или глины. В чем же заключается ее особенность? Тем, что ей не уготованы надгробные плиты и гроб. Тем, что она сравнима с древнегреческой богиней красоты и любви Афродитой, рожденной из морской пены. Тем, что у нее есть способность воскресать с каждой волной, противостоя жизненным трудностям и не ломаясь под натиском несчастий. Тем, что ее своеволие способно пробиться сквозь сети и сердца.

Стихотворный размер, рифмы и тропы

Размер, которым написано стихотворение, - амфибрахий . Поэтесса использовала перекрестную рифмовку и женские рифмы. Важнейшее средство художественной изобразительности в произведении – аллитерация . Например, в заключительной строфе повторяется буква «в», а в двух последних строках первой строфы – буква «м». Кроме того, в стихотворении нередко встречаются повторы слов. В частности, речь идет о последних строках произведения. Там три раза использовано существительное «волна». Благодаря повторам и аллитерации стихотворение приобретает особенное звучание. При его чтении возникает ощущение, что слышится шум морских волн, то прибиваемых к берегу, то стремящихся от него прочь.

  • «Мне нравится, что Вы больны не мной…», анализ стихотворения Марины Цветаевой
  • «Бабушке», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Молодость», анализ стихотворения Марины Цветаевой
  • «Красной кистью рябина зажглась», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Встреча», анализ стихотворения Цветаевой

Анализ стихотворения " Кто создан из камня, кто создан из глины..." Марины Цветаевой, выполнен мною, учитывая время написания, состояние поэтессы в момент его написания. Показала её душевное состояние через языковые средства: тропы, пунктуацию, аллитерацию. Построено стихотворение от начала до конца на противопоставлении (антитезе). В стихотворении всплывает тема противопоставления творческой личности "толпе"; кто занят более важным делом, делает революцию.Трагедия поэта состоит в том, что он в этот момент не востребован своим народом, но поэт продолжает творить, понимая, что революции не вечны. Придет время и откроется имя поэта в истории и будущие поколения оценят по достоинству "серебро" творца. В этом стихотворении приоткрывается тема назначения поэта и, как у Пушкина, звучит вера в своё предназначение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« На стёкла вечности легло моё дыхание, моё

Тепло…» (Методика анализа стихотворения Марины

Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из

глины…»)

Учитель русского языка и литературы

Мальцева Н.М.

МКОУ СО «Новолисинская школа- интернат» (2018г)

«Кто создан из камня, кто создан из глины…» Марина Цветаева


А я серебрюсь и сверкаю!

Я - бренная пена морская.


Тем гроб и надгробные плиты…

Своем - непрестанно разбита!


Пробьется мое своеволье.

Земною не сделаешь солью.




Высокая пена морская!

1920 год... Старой России уже нет, новая страна только строится на крови. Время смутное и тёмное, часть голодает, часть воюет, часть из голода и крови строит.

Гражданская война в самом разгаре, страна разделена на большевиков и врагов народа. Марина Цветаева – жена белого офицера, жена врага народа, и её поэзия никому в этом враждующем мире не нужна. Оставшись без средств к существованию, она вынуждена отдать в приют своих малолетних дочерей, чтобы спасти их от голода.

Три года нет вестей от мужа, Сергея Эфрона, который сражается где-то на Дону. Переживая о его судьбе, Цветаева пишет и читает стихи на площади, сравнивая белую армию «со стаей белых лебедей…».

Умирает в приюте дочь Ирина…. Забрав Ариадну, старшую дочь из приюта, Марина Цветаева живёт надеждой на чудо. Всё сплелось воедино: боль утраты, голод, предательство, одиночество….

Стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины» написано 23 мая 1920 года, посвящено художнику Николаю Николаевичу Вы-шеславцеву, единственному другу в то страшное и трагическое время для Марины Цветаевой.

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.

Первая строфа построена на противопоставлении-антитезе. Первая строка открывается вопросительным местоимением КТО. Создают из камня только статуи. Но «камень» здесь - аллегория, из камня созданы вожди, они, словно кремень, твёрдые идейные носители эпохи рево-люции. «Глина» - мягкое, бесформенное, которому можно придать любую форму. За ним стоит народ, из которого и лепят вожди.

«А я серебрюсь» - глагол действия образован от существительного «се-ребро». Есть поговорка: «Молчанье – золото, а слово – серебро». Личное местоимение «я» раскрывает значение строки: «действие словами».

В первой строке стихотворения вожди и народ противопоставлены поэту, жизнь которого состоит в словотворчестве. Народ строит новую жизнь, отвоёвывая его у старого мира и, пока льётся кровь, ему не до стихов.

Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.

«Мне дело – измена». Поэт творит для народа, и готов измениться, принять его сторону, чтобы услышали её «серебро». Но всё тщетно. Имя «Марина» - значит «морская»- вечная, бунтующая, мятежная.

Последняя строка сравнивает лирическую героиню с « бренной пеной морскою». Рассмотрим эпитет «бренная пена». «Бренная»-это тленный, преходящий,так говорят о недолговечности человеческой жизни.

Если мы говорим о пене, пене морской, она образуется с каждой следующей волной, беспрерывно. Эти строки говорят о быстротечности человеческой жизни, а «вечная пена» - это творчество поэта, это вдохновение частицы своей души в каждое слово.

Особое значение в этом стихотворении уделено пунктуации и аллитерации. В пронзительных и обрывистых фразах угадывается состояние поэтессы. Как тяжело идет высокая волна и захлёстывает прибрежный песок, также тире и запятые, помогают услышать стон и вздох лирического героя.

Звуки «с - з -д» рисуют картину волн, слизывающих песок и скатываю-щихся к морю. Звук «р» открывает картину рокочущего неспокойного моря. Этот звук подчеркивает образ бунтующей мятежной героини сти-хотворения.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и надгробные плиты…
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!

И вновь повторяющаяся строка второй строфы открывается противопоставлением и вопросительным местоимением КТО. «Кто создан из глины»- народ, безликий и часто безымянный, когда совершаются революции, они гибнут за правое дело сотнями и миллионами, и через века их имён никто и не вспомнит, и им уготованы только гробы. А «надгробные плиты» ставят только вождям и их имена остаются в истории, но также не навсегда!

В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!

Метафора «купель морская». Слово «купель»- это чашеобразный сосуд, служит для проведения таинства крещения. Лирическая героиня кре-щена в вечной бунтующей стихии, и её предназначение особое. Она ждёт и надеется, что когда стихнет гром орудий, когда наступит мир, придёт её время, но время ещё не пришло и поэтому - «непрестанно разбита!»

Надрыв души и чувство боли выделяются знаками пунктуации. В строфе добавляется аллитерация звуков «б-п», что рисует картину кладбища и тот первый ком земли, который ударяется об деревянную крышку гроба.

В последних двух строках стечение согласных «р» раскрывают гнев, протест лирического героя.

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.

Первая строка третьей строфы перекликается с пушкинскими строками:

«Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы». Она по-нимает, что её творчество – это дар для человечества и он обязательно найдет отклик в сердцах людей, пускай не сегодня, ни через год, когда стихнет буря революции.

«Своеволье» - значит, склонный поступать, поступать по своей прихоти.

Она верит в свое предназначение и не опускает руки, продолжает бо-роться, несмотря на невзгоды этой жизни. Она сильнее этих обстоя-тельств. Её назначение нести людям красоту и истинные ценности, что может быть выше.

В следующих строчках – эпитет «беспутные кудри» и скрытая метафора «земною солью». Слово «беспутный» трактуется, «как разгульный, беспорядочный, не имеющий какой-либо цели», но здесь мы можем сопоставить это определение, как «непослушные» волосы, сколько их не приглаживай, они всё равно лягут как им захочется. Слово «земное»-зем-ное поприще, то что принадлежит земле. Здесь « кудри беспутные» ассоциируются с морскими волнами, героиня принадлежит другой стихии и у неё другие цели, открыть мир истинных ценностей. Она не может растрачивать своё время на земные дела,она не может уподобляться им «из плоти», она - другая, её дело – творить для людей пусть даже не этого поколения, а тех, кто придет потом.

В этой строфе строки менее отрывисты, используется только одно тире.

Сквозь последний вздох идет нарастание силы духа, протеста, вызова. Ощутив своё призвание Марина Цветаева сливается воедино с лиричес-кой героиней, забывая о внутренней боли.

Стечение согласных «с-з, ж, д, р ц» продолжают рисовать образ бушующего моря.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!

Метафора «гранитные колена» ассоциируются с толпой, «волна» – с поэтом, которая способна воскресать вновь и вновь, способная творить и не находить отклика у толпы. Звучит тема одиночества, но не пес-симизм, скорее оптимизм. Вера в то, что вода камни точит, а значит её услышат. Отсюда- радость, радость предвкушения. и оптимизм. Побеждает чувство понимания своего назначения-нести высокое искус-ство народу своему.

Последняя строфа –это уже шторм. Грозно звучат согласные «д.з.0р», и восклицательные знаки подчеркивают торжественность бушующей стихии, гласные звуки в сочетании со знаками тире придают веселое безудержное настроение стихии.

Становится понятной душа «своевольной и переменчивой» героини.

Морская стихия помогает ей возрождаться, как фениксу, в пучине житейских испытаний. Стихотворение овеяно оптимистическим пафосом, духом бунтарства и свободомыслия, творческим стремлением к созида-нию,а также верой в то, что её творчество станет достоянием будущих поколений.0

Размер, которым написано стихотворение,- амфибрахий. Поэтесса использовала перекрёстную рифмовку и женские рифмы, повторы слов.

В каждое из своих стихотворений Марина Цветаева вложила частицу своей души, которая способна и через столетие проникать в нашу жизнь, чувствовать, удивлять и радовать.


1920 год, старой России уже нет, новая страна только строится на крови. Время смутное и тёмное, праздники смелись чередой будней, часть страны голодает, часть воюет, часть из голода и крови строит. Непростые годы переживает и Марина Цветаева. Муж вынужден эмигрировать, совсем недавно поэтесса похоронила младшую дочь и просвета впереди не видно.

Тема стихотворения

В это тяжёлое время Цветаева пишет «Кто создан из камня, кто создан из глины» - стихотворение, в котором оптимизма больше, чем во всей тогдашней стране, за исключением власти.

В стихах Цветаева сравнивает себя с морской пеной:


Я - бренная пена морская.

Поэтесса показывает в стихотворении, которое никто публиковать пока и не собирается, что она серебрится и сверкает, несмотря на обстоятельства. Людей окружающего мира она сравнивает с глиной и камнем. Кто-то окаменел и потерял на фоне смутного времени чувства, другой сделался глиной и из него можно лепить всё что хочешь – хоть красивую чашу, хоть сливной бачок. Она же пытается оставаться пеной, находя позитив в бренности.

Оптимизм и вера

Конечно, на душе тяжело, но оптимизм живёт за счёт веры в завтра, которую она потеряет лишь через годы, после возвращения в России после эмиграции.

В третьем четверостишье хорошо заметно стремление Цветаевой к лучшему, надежда что-то изменить:


Пробьётся мое своеволье.

Морская волна

Внутренняя сила Марины ещё не потухла, она подобна морской волне – то накатывает на берег, то прячется в глубинах океана. Почему Марина сравнивает себя с морской волной? Случайность ли это? Цветаева прекрасно знает, что Марина с греческого «морская», поэтому и прикладывает волну для сравнения своего состояния душа и характера. Верит – не верит, в жизни Цветаевой было немало волн и сравнение уместно.

Поэтесса пишет, что волна способна воскресать, что она и планирует сделать, так как давно подана просьба отпустить к мужу в Европу и надежда на восстановление семьи жива. Сравнивая себя с изменой, Цветаева не имеет в виду измену в общепринятом понимании, хотя долго прожить без страсти и чувств Марина не могла. Измена – это игривость волны – её приливы к берегу и отливы в океан, её своеволие.

Итог

В стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины» чувствуется вера Цветаевой в будущее, надежда ещё жива в сердце, хотя 1920 год стал одним из самых сложных в судьбе поэтессы. Совсем скоро она уедет в Европу, пробудет там долгие годы и снова вернётся в Россию лишь на собственную плаху.

Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и надгробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробъется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти? -
Земною не сделаешь солью.

Стихотворение написано Цветаевой в 1920 г. в возрасте 28 лет. Герой стихотворения - она сама, а сюжет - это образное описание ее сущности, осознание себя изнутри и со стороны в сравнении с окружающим миром.

Имя “Марина” произошло от латинского слова “marīnus”, что означает “морской”. Цветаева всегда ощущала в себе эту «морскую» сущность. Она упоминала о своей любви к морю и о том, что они с Пушкиным - одним из ее любимых поэтов - одинаково сильно привязаны к этой стихии. Стихотворение это есть анализ себя через свое имя - данность над которой Марина не властна.

Преимущественно написано четырехстопным амфибрахием, перемежающимся трехстопным.
Образность. Образность выражается в противопоставлении интонационных структур: симметричные и устойчивые сменяются порывистыми, динамичными, дробными, когда рифма и ритм выходят за рамки избранной структуры.

Противопоставление. В стихотворении четко противопоставляется камень и глина бушующей живой воде. Земная соль, надгробные плиты, гранитные колена, все эти статичные образы - не Марина, а Марина неукротима и неподвижна.

Художественность в звуке. Происходят аллитерационные переливы: «Серебрюсь и сверкаю» (с-р), «мне имя - Марина»(м) «Веселая пена - Высокая пена морская»(в). Здесь свойственная Цветаевой отрывистая звуковая манера, как, например, в стихотворении:

«Рас-стояния, версты, мили
Нас рас-ставили, рас-садили».

Этот способ аллитераций является одним из выразительны особых инструментов Цветаевой, свойственный ее экспрессивной натуре и манере стиха.

Также в стихотворении много повторов:
«Кто создан из камня, кто создан из глины» - в первом четверостишии.
«Кто создан из глины, кто создан из плоти» -во втором четверостишии.
«Я – бренная пена морская…»
«Да здравствует пена – веселая пена -
Высокая пена морская!» - повторяется в первом и последнем столбце.

Метафора. Главная метафора - это образ морского побережья с накатывающимися буйными волнами, ассоциируемый с образом лирической героини.
Стихотворение «плещет» бунтом, творческим порывом, которое неустанно «бьется» о «гранитные колена» будней.

Стихотворение полно гордости собой, без тени омрачения собственным характером. Оно раскрывает сущность и творческий исток самой Цветаевой.



Рассказать друзьям