Техника выполнения медитации випассана. Особенности и практика випассаны

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Випассана является высшим выражением изречения Сократа «Познай себя». Будда обнаружил, что причина страдания действительно может быть стерта, когда мы видим нашу истинную природу. Это радикальное понимание.

Это означает, что наше счастье не зависит от манипулирования внешним миром.

Медитация випассана является рациональным способом очистки сознания. А так же способом очистки от психических факторов, которые вызывают страдания и боль. С помощью випассаны можно осознать то, что не возможно понять находясь в постоянном процессе манипулирования внешней материей.

Медитация постепенно очищает ум, ликвидируя разные формы привязанностей. Будда говорил, что два фактора являются корнем страдания: желание и невежество.

Медитация касается настоящего момента с пребыванием в «сейчас». Медитация заключается в наблюдении за телом и умом с чистым вниманием.

Как випассана связана с религией?

Хотя випассана была обнаружена Буддой, сама медитация - это не буддизм. Это метод, при котором Будда и его ученики освободились от всякого рода страдания и достигли пробуждения.

Этот простая техника является демократическим методом, открытым для людей любой веры.

Является ли медитация бегством от реальности? Нет. Напротив, это истинная конфронтация с реальностью.

Випассана, или медитация прозрения, является фундаментальной буддийской медитацией, заимствованной из южного буддизма. Фокусировка или первичный объект этой медитации - это дыхание, и начало практики начинается с дыхания.

Концентрация на дыхании называется – анапанна. И это переносит вас в состояние «здесь и сейчас». Все дышит. У всех нас есть индивидуальные различия, но мы все дышим. Далее приводится сама техника анапанны.

Как правильно выполнять медитацию?

Сядьте удобно, выпрямите спину и позвоночник, выровняйте голову, шею и грудь. Сделайте два или три преднамеренных медленных глубоких вдоха и закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании, следите за своим дыханием. Существуют два эффективных способа это сделать:

  1. Делайте акцент на мышцы в области солнечного сплетения, которые каждый раз, когда вы вдыхаете, движутся в одном направлении, и каждый раз, когда вы выдыхаете, движутся в другом направлении.
  2. Делайте акцент на внутренней стороне ноздрей и на кончике вашего носа. Почувствуйте, как проходит воздух, почувствуйте легкий шепот воздуха в процессе дыхания.

Когда ваша концентрация ослабевает, мысленно возвращайтесь к одному из вышеуказанных способов. Ваша задача состоит в том, что бы сосредоточиться на дыхании в самом легком из возможных способов.

Цель практики - не отвлекаться на постоянно возникающие мысли. Но еще важнее - это насильственно не отталкивать мысли. Не чувствуйте себя виноватым за то, что у вас возникают мысли. Это естественный процесс.

Старайтесь снова и снова просто привести ваше осознание обратно на основной объект медитации: вдох и выдох. Делайте это спокойно и мягко. Просто продолжайте возвращаться к дыханию.

Если ваше дыхание становится быстрым или медленным, просто плавно следите за дыханием. Не пытайтесь изменить его, просто следите. Любые звуки, запахи, ощущения будут присутствовать, но ваша задача - не обращать на это внимания, а просто наблюдать, как они приходят, и как они уходят.

Возвращайте ваше сознание обратно на свое дыхание. Если ваш ум блуждает, старайтесь очень мягко вернуть его к вдоху и выдоху. Не судите себя, не расстраивайтесь, нет никакого успеха или неудачи в том, что у вас сразу не получается сконцентрироваться, просто плавно возвращайтесь к осознанию своего дыхания.

Все звуки, которые вы слышите, просто замечайте их, но не концентрируйтесь на них. Старайтесь вернуться к своему дыханию.

Если вы испытываете возбуждение или путаницу или скуку или блаженство или ничего не испытываете, просто рассматривайте это как еще одну мысль. Если вы начинаете дремать, сделайте несколько глубоких вдохов.

Если ваш ум становится взволнованным в течение дня, просто начинайте следить за своим дыханием.

Заключение

Вот такую простую, на первый взгляд, технику открыл Будда. Если осмелиться попробовать хотя бы 10 минут делать анапанну, то сразу придет понимание сложности процесса.

В голове будет появляться огромное количество мыслей, которые в течение дня просто не осознаются. Их так де много, а то и больше, но человек не обращает внимание на этот поток, отвлекаясь задачами и проблемами.

Медитация випассана способна научит человека концентрации и сосредоточению на моменте «здесь и сейчас». А если обрести такую способность, то все проблемы начнут отпадать сами собой.

В Европе, России и странах СНГ в последнее время открылось много центров, посвященных обучению и изучению методике випассаны. Все неизвестное и новое вполне ожидаемо вызывает у нас опасения: а не является ли это модное учение, сулящее открытие третьего глаза, какой-то авторитарной организацией, нацеленной исключительно на вытягивание денег у своих клиентов? Хотим вас заверить: випассана в ее первозданном значении и существовании – это древняя духовная практика, которая, помогая погрузиться в особое медитативное состояние, направленное на познание своего «Я», способствует достижению просветления.

Випассана: история возникновения методики

Випасана (випашьяна) переводится с санскрита как «видение как есть», «медитация прозрения». Випассаной называют и методику развития личности при помощи буддийской медитации, и отдельные направления этой медитации. Это одна из самых древних техник медитации. Считается, что эта духовная практика зародилась в Индии, а около 2500 лет назад была изучена Буддой Гаутамой, который обучил этой медитации своих учеников.

Согласно учению Будды, это учение является Искусством жизни, путем к обретению гармонии и здоровью. По сути, эта практика направлена на очищение ума и приобретения высшего счастья – свободы сознания. И именно через освобождения ума происходит не просто лечение, а полное исцеление всех болезней, как душевных, так и физических. Изначально Будда и его ученики употребляли словосочетание «випассана-бхавана». Человек, практикующий эту методику, постепенно должен принять непостоянство, неудовлетворенность и безличность опыта. Постепенно это принятие должно устранить предпосылки психологического и физического страдания, связанного с опытом жизни. Эта методика спокойствия со временем приобретала новые направления и подходы. На тибетский «випашьяна» перевели как «божественное видение» – «лха-тонг». Существует несколько направлений випассаны в тибетском буддизме, но в основном они все занимаются распознаванием пустотности мира и ума. Основные изменения в методику были внесены буддийскими монахами в XIX веке. А сегодня випассаной называют практику, которую преподавали Махаси Саядо и Сатья Гоенка.

Виды практики випассаны

Випасана по Сатье Гоенке

В России и странах СНГ особой популярностью пользуется десятидневная методика по Гоенке. Эти курсы випассаны направлены на:

  • обучение практике нравственности,
  • наблюдение за дыханием в районе верхней губы и ноздрей,
  • беспристрастное наблюдение за своим телом и его ощущениями,
  • развитие и раскрытие доброжелательности.

Курсы по Гоенке включают ежедневную 10-часовую медитацию и вечерние лекции, на которых учитель объясняет нюансы практики и отвечает на вопросы. Цель этих курсов –освобождение санскары, развитие щедрости, энергичности, честности, уравновешенности, доброты, самоотречения, нравственности. Освобождение памяти подразумевает уничтожение неверных, острых реакций на события, вызванных предыдущим опытом. Обучение не ограничивается 10 днями. Все желающие могут пройти дополнительный трехдневный курс или получить доступ к более длительному обучению, которое может длиться до 60 дней.

Випассана по Махаси Саядо

В Таиланде и Шри-Ланке чаще встречается методика по Саядо. Особенностью этой практики является то, что медиативное состояние достигается не только в положении сидя, но и при ходьбе. Практика проходит практически круглые сутки, но не приносит особого физического утомления и напряжения за счет чередования неподвижности и движения. Практик работает с осознанием, ведя круглосуточное наблюдение за своими ощущениями и реакциями. Этот курс подразумевает достаточно строгий подход. Человек, погруженный в медитативное состояние, должен испытать шестнадцать осознаний «випассана-няна», касающихся его самого и внешнего мира.

Випассана зародилась в Индии, а затем была изучена Буддой Гаутамой,
который обучил этой медитации своих учеников

Особенности и практика випассаны

Эта медитация помогает трансформироваться личности путем самонаблюдения. Основная идея этой практики – глубокая связь ума и тела, согласно которой все душевные страдания приводят к физическому недомоганию и боли. Во время этой медитации необходимо полное сосредоточение на физических ощущениях (то есть жизни тела) и состоянии ума. Это исследование себя помогает добраться до общих истоков тела и ума, а значит, убрать ментальные загрязнения и обрести уравновешенность, любовь и сострадание. Это путешествие в себя помогает увидеть скрытые процессы: как и почему происходит деградация или развитие личности, механизм увеличения страдания. Человек, который познал эти тонкие механизмы, может избавиться даже от неосознанных заблуждений, находит покой. При этом очень проста, ее может освоить даже ребенок. Дети даже легче выполняют эту практику, так как их сознание меньше загрязнено негативным опытом и суетными мыслями. Существует несколько способов освоить випассану самостоятельно.

Способы освоения випассаны самостоятельно

1. Осознание движения и мыслей

Этот способ подразумевает обучение осознанию собственных действий. Любое движение должно быть осознано вами. Вы должны четко понимать, что ваша рука двигается по вашей воле, вы идете по улице согласно собственному решению. Может показаться, что этот способ несколько наивен. Напротив, часто ли вы задумывались, почему вы откинули с лица прядь волос или поправили воротник рубашки? Эти все действия обычно производятся машинально, но именно от механики действия нужно уйти.

Отныне каждое ваше действие вы должны осознавать, четко зная, что руки или ноги двигаются только по вашей воле, без автоматизма. Эта практика направлена на отказ от бессознательных действий. Следите за собой, когда пережевываете пищу, принимаете ванну, поправляете одежду. Освоив наблюдение и осознание тела, переходите к осознанию своего ума. Наблюдайте за каждой своей мыслью, чувством. Не надо расценивать эмоции и мысли, не надо вовлекаться. Просто наблюдайте за своим разумом. Постепенно вы пройдете три шага: осознание тела, осознание ума, осознание настроения. Выйдя из медитативного состояния, вы будете лучше понимать механизм своей психологии и организма.

2. Осознание дыхания

В этом варианте ваше наблюдение будет вестись за животом. Ведь при дыхании живот опускается и поднимается, и именно на животе расположен пупок – жизненный источник, через который ребенок соединен с матерью. Движение живота напрямую связано с жизненной силой, на вдохе сила прибавляются, а на выдохе опускается вместе с животом. Когда вы полностью осознаете движение живота, эмоции утихнут, а ум замолчит. Этот способ легче дается женщинам, особенно рожавшим. Ведь все женщины внимательно следят за своим животом: во время месячных, во время беременности, оценивая свою красоту и подтянутость силуэта.

3. Наблюдение за верхней губой и ноздрями

Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда воздух входит в ваше тело, а затем выходит. На вдохе ноздри ощущают приятную прохладу, а на выдохе верхняя губа согревается. Этот способ легче дается мужчинам, им проще сконцентрироваться на дыхании, чем на животе. Проблема в том, что большинство мужчин плохо осознают свой живот и дышат, поднимая грудную клетку. Этот способ дыхания пришел из Европы, где стандартов красоты является широкая мужская грудь. А вот Японии люди от природы не развиты в плечах и не видят ничего страшного в выпирающем животе. Поэтому японским мужчинам одинаково легко дается второй и третий варианты випассаны. Эту культурную разницу можно проследить даже в изображении Будды: у индийского божества атлетические формы и плоский живот, а японская статуэтка отличается большим животом и узкой грудью. Поэтому европейским мужчинам проще дается именно осознание ноздрей.

Випассана помогает снять страдания и обрести собственное «Я»

Это три основных способа достичь особенного медитативного состояния випассаны. В принципе, их можно практиковать по отдельности, но лучше совмещать все три варианта, тогда эффективность духовной практики возрастет. Но помните, что эта методика требует концентрации, но не чрезмерных усилий. Для начала лучше освоить один способ, потом второй и, наконец, практиковать все три варианта одновременно.

Виды положений освоения випассаны

Випассана сидя

Вы можете осваивать технику сидя. Для этого примите удобную позу, в которой вы сможете просидеть 40 минут без ощущения дискомфорта. Но помните, что спины и головы должны быть прямыми. Закройте глаза и дышите спокойно в удобном для вас ритме. Постарайтесь избежать любых движений. Наблюдайте, движения живота в точке чуть выше пупка. Помните, что випассана, медитация этой методики предполагает не концентрацию, а наблюдение. Если какая-то мысль или предмет отвлекают вас, уделите этому должное внимание, а затем вернитесь к медитации.

Випассана при ходьбе

Это отдельное направление випассаны, цель которой – осознание ног, которые касаются земли. Ходить можно в парке или дома. Выберите приятный вам участок и начинайте практику. Ходить можно по кругу или по прямой, делая 15 шагов вперед и назад. Опустите глаза и смотрите на землю, которая впереди ваших нош. Наблюдайте, как ваши ноги поочередно касаются земли, как двигается ступня, наблюдайте за ощущением в ногах: как сгибается колено, как подошва попирает землю, как ступня поднимается в воздух. Если вас что-то отвлекает – устраните помеху и снова наблюдайте за ногами. Спустя какое-то время духовной практики вы достигните полной свободы, ощущения «я» растворится, ум умолкнет, а эмоции уйдут. Это и есть просветление. И ваша личность трансформируется, вместе с эго уйдут страхи, обиды, боль, алчность и другие пороки, но доброта и сострадания расцветут в вашей душе в полную силу.

Ученикам которых обещают духовное просветление с использованием различных методик. Насколько они работают и работают ли вообще - однозначно сложно ответить, поскольку встречаются как положительные, так и отрицательные отзывы. Но одно известно точно: при отсутствии психических отклонений подобные занятия вряд ли смогут вам навредить. Сейчас мы расскажем об одной из наиболее популярных методик - випассане, а осваивать технику ее выполнения дома или нет, вы решите сами.

Что это?

Випассана является самым древним индийским способом медитации. Было время, когда эти знания считались практически утраченными, но 2500 лет назад Готама Будда снова возродил и расширил их. В переводе с древнеиндийского указанный термин означает «видеть такими, как они есть», а , практикующие випассану, утверждают, что это еще и хороший процесс самоочищения посредством самонаблюдения.

На начальном этапе наблюдает за своим естественным дыханием (это позволяет сконцентрировать ум), а затем, уже с обостренным сознанием, он продолжает наблюдать за изменчивой природой ума и тела, вместе с тем переживая истину непостоянства, отсутствия эго и страдания.

Постижение через свой непосредственный опыт и есть очищение - от всех проблем.

Важно! Описанная методика не имеет ничего общего с религиозными учениями, а люди, практикующие ее, не являются сектантами. Она доступна абсолютно всем, причем в любое удобное время и в любом месте.

Существует несколько ответов на вопрос «Что такое випассана?», причем для каждого он будет сугубо индивидуальным. Во-первых, это , искореняющая страдания, ведь, постигнув тайный смысл бытия в процессе медитации, вы становитесь выше этого. Во-вторых, это метод очищения ума, который позволяет уравновешенно и спокойно решать все проблемы, возникающие на жизненном пути. В-третьих, это просто , благодаря которому человек может работать, принося обществу.

Такая медитация преследует высочайшую духовную цель: тотальное освобождение от проблем и полное просветление. То есть перед вами стоит задание не просто излечить недуг, а прогнать все психосоматические болезни.

По факту, випассана способствует устранению трех основных причин всех несчастий человека: отвращения, неведения и влечения.

С помощью регулярной и непрерывной практики медитация освободит вас от напряжения повседневной и поможет развязать узлы, сформированные привычкой неадекватно реагировать на неприятные и приятные жизненные события.
Несмотря на то что современная випассана разрабатывалась Буддой, практиковать ее могут не только его последователи, поскольку нет никакой необходимости менять свою веру. Люди различных вероисповеданий по всему миру уже испытали пользу от такой медитации, причем никаких конфликтов со своей внутренней верой обнаружено не было.

Как выполнять випассану?

Существует три основных способа выполнения медитации випассаны, благодаря чему каждый человек может подобрать себе наиболее подходящую технику, комфортную для своего физического и психологического самочувствия.

Будет это осознание своих действий, дыхания или вдоха и выдоха - решать вам, но рекомендуем для начала испробовать все три.

Осознание действий

Возможно, на первый взгляд, описанные дальше техники покажутся вам предельно простыми и достаточно банальными, но правда в том, что далеко не все люди осознают, что они делают. Медитация для осознания своих действий позволяет научиться прислушиваться к своему телу, уму и сердцу даже в процессе элементарной прогулки.

То есть, поднимая или передвигая , мы часто выполняем эти действия механично, не принимая их умом.

Поэтому, так важно быть бдительным ко всем движениям своего тела в процессе самой различной деятельности: принимаете - сосредоточьтесь на прохладе падающих капель и на своих приятных ощущениях от этого, кушаете - обратите внимание на вкусовые качества пищи, наслаждаясь каждым кусочком.

Эти рекомендации касаются и ума.

Какая бы мысль ни посетила вас - продолжайте оставаться наблюдателем, какая бы эмоция ни возникала в сердце - продолжайте оставаться свидетелем, никак не оценивая и не отождествляя все происходящее. Не рассуждайте, что хорошо, а что плохо, - это не должно быть частью медитационного процесса.

Осознание дыхания

Не менее важной составляющей постижения тайного смысла бытия является осознание дыхания.

При вдохе наш поднимается вверх, а при выдохе опускается в исходное положение, поэтому вторым способом выполнения випассаны является сосредоточенность именно на этой части тела.

Просто прочувствуйте, как поднимается и опускается ваш живот, находящийся в непосредственной близости от жизненных источников ( соединен с матерью через пуп, и именно за ним находится источник его жизни).

Выполняя медитацию випассаны таким способом, вы должны полностью осознавать каждый свой вдох и выдох, ведь вместе с животом поднимается либо опускается ваша жизненная ; в целом, как и предыдущий вариант, это несложное искусство, чтобы жить осознанно.
По мере осознания своего живота, ум совсем умолкнет, исчезнут, а сердце успокоится.

Осознание вдоха и выдоха

Очень близко к предыдущему способу випассаны находится техника осознания вдоха и выдоха. То есть вашей задачей при дыхании является четкое определение места, где воздух входит в тело, и его полное ощущение в этой точке (почувствуйте, как он попадает в ноздри, охлаждая их, и после прохождения круга внутри тела выходит наружу).

В принципе, и в этом нет ничего сложного, однако нельзя не отметить, что такая медитация дается проще, чем . Представительницы прекрасной половины лучше осознают живот, в то время как большинство мужчин не умеют «дышать» им.
Во многом это объясняется стремлением к спортивному телосложению, ведь если грудная клетка высоко поднята, а живота практически нет - ваше тело будет иметь более красивые очертания.

Практически во всем мире (кроме Японии) сами спортсмены и их тренеры подчеркивают, что дыхание должно расширять грудную клетку, причем живот нужно обязательно втягивать. Примером для таких людей (гимнастов, атлетов и всех кто работает с телом) служит лев, отвечающий всем указанным параметрам.

Конечно, японский Будда может быть не настолько привлекательным, однако именно «дыхание животом» считается более естественным, так как позволяет лучше расслабиться.
Во время ночного сна мы дышим не грудью, а животом, поэтому только в это время нам и получается максимально хорошо отдохнуть. Утром большинство людей чувствуют себя посвежевшими и помолодевшими именно потому, что всю ночь дышали естественным образом.

В итоге получается, что тем, кто боится нарушить свою наблюдениями за поднятием и опусканием живота, лучше сосредоточить все внимание на ноздрях: наблюдаем за тем как дыхание входит в тело и выходит из него.

При желании можете совместить в своей практике сразу несколько способов випассаны, что сделает медитацию более интенсивно и повысит вероятность успеха, хотя лучше начинать с наиболее простого для себя варианта.

Сидение и ходьба по методу

Заниматься випассаной можно в любом удобном для вас положении: сидя или стоя, главное - комфортно сохранять бдительность в течение 40–60 минут. Голова и спина при этом должны быть полностью выпрямленными, глаза - закрытыми, а дыхание - ритмичным.
Постарайтесь не двигаться и менять позу только в случае крайней необходимости. При сидении вам должно быть очень просто наблюдать за вдохом и выдохом в точке чуть выше пупка, где они поднимают и опускают живот.

Учитывая, что это нельзя назвать техникой полной концентрации, неудивительно, что ваше будут отвлекать различные посторонние вещи. Однако в данной медитации ничто не может послужить помехой, поэтому при появлении любого отвлекающего фактора просто прекратите наблюдение и уделить внимание ему, а затем вы снова сможете вернуться к своему занятию.

К таким помехам относят суждение, телесные ощущения, чувства, впечатления, передаваемые из внешнего мира, и т. д.

Важным является само наблюдение, а то, что именно вы наблюдаете, уже не столь важно. Помните: не отождествляйте себя со всем тем, что приходит к вам, даже в проблемах и вопросах можно видеть таинства, которые приносят наслаждение.
Ходьба по методу випассаны предусматривает медленное перемещение тела, осознание своих ног, которые касаются земли. Вы можете ходить по кругу, по прямой линии (10–15 шагов туда и обратно), внутри или снаружи помещения.

При этом глаза должны быть опущенными и смотреть на землю в нескольких шагах впереди себя. В процессе такой прогулки направляйте внимание на то, как ноги (каждая из них) касаются земли, а при появлении какой-либо помехи просто переключите внимание с ног на нее и обратно. В целом, подобная ходьба не должна занимать у вас меньше 20–30 минут.

Как мы уже говорили, возможно, описание техник випассаны далеко от понимания обычных людей или даже выглядят смешно, но если вы всерьез хотите увидеть реальную суть окружающих вас вещей, тогда стоит попробовать. Как бы там ни было, вы точно ничего не потеряете.

Течение випиассана-медитаций впервые появилось в Индии и передавалось Буддой еще 2500 тысячи лет назад как средство, помогающее излечить любую болезнь. Дословно «випассана» переводится как «медитация прозрения», что говорит нам о ее непосредственной цели – увидеть настоящее значение и суть вещей и явлений.

Ежедневные практики позволяют искоренить любые загрязнения сознания человека, освободить его от всего ненужного, и в результате обрести покой и справиться с душевными страданиями.

Випасана – это средство исследования и изменения человеком собственной личности, наблюдая за взаимодействием тела и ума с помощью концентрации на физических ощущениях. Результатом такой работы становится понимание существующих законов, которые управляют нашими мыслями, суждениями и чувствами, а также механизмов воздействия на ум человека, рождающих либо страдания, либо освобождение от них. Другими словами, випасана помогает нам избавить свое сознание от заблуждений, овладеть собственными мыслями и ощущениями, обрести покой.

Техники випассана-медитации


Существует три способа выполнения данной техники. Все они крайне просты, поэтому данный тип медитации прекрасно подходит для начинающих.

Первый способ заключается в том, чтобы осознанно выполнять каждое действие тела, ума, сердца. Например, двигая какой-либо частью тела, вы должны осознавать, что движется именно она и понимать, зачем вы привели ее в движение. Как правило, большинство действий в своей жизни люди осуществляют автоматически. Например, прогуливаясь до магазина, они не осознают своих ног.

Все описанное, касается и ваших мыслей и чувств. Требуется непрерывное наблюдение за ними, изучайте их. Но важно оставаться наблюдателем, не дающим оценки, что хорошо, а что плохо.

Данный способ випассаны требует постоянной бдительности, внимания и наблюдения за собой. Постепенно вы начнете осознавать и , рожденные теми или иными движениями или явлениями, происходящими в вашей жизни.

Второй способ состоит в том, чтобы четко осознавать свое дыхание, а именно движения живота: при вдохе – он поднимается, при выдохе – опускается. Считается, что живот человека расположен вблизи источника жизни, т.к. дитя соединяется с матерью через пупок, за которым и находится жизненный источник. Поэтому движение живота во время дыхания заставляет нашу жизненную энергию подниматься и опускаться вместе с ним. Ежедневные практики такого способа випассаны-медитации помогут расслабить ум, успокоить сердце и, следовательно, собственные эмоции.

Третий способ освоить немного сложнее, так как потребуется не просто осознавать дыхание, а делать это именно в тот момент, когда поток воздуха входит в тело. Изначально он оказывается в наших ноздрях, охлаждая их, затем в полярной животу точке, и после выходит наружу.

Таковы способы випассана-медитации. Нет особых требований к практикующим, поэтому вы можете выбрать любой из них для занятий. Но хотелось бы напомнить, что не должна становиться трудностью, а, наоборот, выполняться с легкостью.

Когда вы освоите технику, ваш ум и собственное эго успокоятся.

Випассана-медитация в положении сидя


Подберите любое удобное для вас сидячее положение, в котором вы сможете сохранять бдительность в течение 40-60 минут. Спина и голова должны быть прямые, дыхание равномерное. Закройте глаза. Постарайтесь не двигаться во время занятия, позу меняйте только в случае необходимости.

Ваша задача – наблюдать за движением живота во время дыхания. Напомним, что при вдохе живот поднимается, а при выдохе опускается. Как и всегда во время медитации у вас могут возникать те или иные видения, мысли и ощущения. В основе випассаны не лежит техника концентрации, поэтому вы можете отвлекаться на исследование сопутствующих медитации образов и чувств, но не отождествляйте себя с ними. Затем непременно возвращайтесь к наблюдению за дыханием.

Ходьба по методу випассаны


В основе данного метода лежит осознание собственных ног во время хотьбы в медленном темпе. Ходите по кругу или по прямой линии, как вам будет удобно. По 10-15 шагов в одну сторону и затем в другую. Опустите глаза, смотрите на землю в нескольких шагах впереди себя. Сосредоточьтесь на том, как ноги по очереди касаются земли. Как и в технике сидя, вас могут отвлекать от медитации чувства и мысли. Рекомендуется сначала уделить им внимание, но важно при этом оставаться просто свидетелем, а затем продолжить ходьбу. Посвящайте медитации 20-30 минут в день.

Благодаря одному хорошему человеку пару лет назад я услышал про курс медитации Випассана (Vipassana). С тех пор медленно но уверенно приближался тот день, когда я таки подал заявку на участие в этом курсе. Процедура надо сказать не такая уж и доступная, спрос на курс с каждым годом растет и места разбирают в считаные часы, если не минуты. Но ничего, проснулся в 6:30, начало регистрации в 7:00. В 7:01 честно заполнена анкета и дело в шляпе, подтверждение получено. Спустя пару месяцев настал день “Ч” и я отправился на Випассану.

Что такое Випассана и как это работает?

Чтобы не пересказывать уже существующее официальное описание, приведу его 1:1 с официального сайта Випассаны:

Випассана, что означает «видеть вещи такими, какие они есть на самом деле», - одна из древнейших техник медитации, зародившихся в Индии. Она была заново открыта Готамой Буддой более 2500 лет назад и преподавалась им как универсальное средство от всех несчастий - как Искусство жить. Эта несектантская техника имеет целью полное искоренение загрязнений ума и, как результат, высшее счастье - полное освобождение.

Випассана - это способ трансформации личности через самонаблюдение. Она фокусируется на глубокой взаимосвязи ума и тела, переживаемой на личном опыте путем сосредоточения внимания на физических ощущениях, из которых состоит жизнь тела, постоянно взаимодействующих с умом и обуславливающих его состояние. Именно это основанное на наблюдении самоисследование, путешествие к общим истокам ума и тела, устраняет ментальные загрязнения. Результат - уравновешенный ум, полный любви и сострадания.

Человеку становятся понятными научные законы, управляющие его мыслями, чувствами, суждениями и ощущениями. Благодаря непосредственному опыту приходит понимание природы развития и деградации человека, механизмов умножения страданий и освобождения от них. Человек становится более осознанным, избавляется от заблуждений, обретает покой и умение владеть собой.

Сразу отмечу, что меня, человека в определенной степени притязательного, приятно порадовала последовательность и логичность подачи курса. Каждый теоретический этап сразу же подкрепляется практикой и примерами. Что называется пофилософствовали о вечном - а теперь давайте поработаем. Грамотно.

Никаких богов, никакой религии, статуэток, поклонений или молитв. Интерьеры очень аскетичные, аккуратные, никаких излишеств.

В течении 10 дней вы полностью отключаетесь от внешнего мира. Все мобильные телефоны и другие отвлекающие гаджеты придется сдать. Десять дней нельзя ни с кем разговаривать, ничего писать или рисовать, никакой коммуникации. Исключение - вопросы менеджеру или ассистенту учителя. Необходимо строгое и волевое соблюдение всех правил. Первые дня два такие изменения переносятся довольно причудливо. Но потом привыкаешь, а на десятый день не очень-то и хочется возвращаться во всю эту городскую суету. Но именно для этого 10-й день и сделан адаптационным, когда за территорию центра выходить еще нельзя, но общаться уже можно.

Суть же самой практики основана на остро сфокусированном наблюдении за своим телом и ощущениями, которые то появляются то исчезают, тем самым иллюстрируя один из базовых законов природы - все меняется, ничто не вечно, все приходит и уходит. И хорошее и плохое. Всегда.
Осознав этот феномен мы перестаем испытывать одержимость к любому объекту, событию, процессам и даже привычкам. Одержимость любую, и со знаком плюс и со знаком минус. Любая одержимость в конечном итоге приводит к страданиям. Но любовь, сострадание, симпатию и страсть при этом никто не отменял, и это очень важный момент.
Если мы что-то или кого-то теряем, перестаем чем-то обладать, что-то не получается - это грустно, это вызывает негативные эмоции. Мы расстраиваемся, плачем, портиться настроение - это нормально и естественно, надо просто это принять, что так бывает, но мы не должны позволять этим событиям одолевать нами длительное время и оседать на глубинном уровне подсознания. Ровно тоже самое и с позитивными ситуациями. Свалилось на голову наследство в миллион? Это приятно, но эмоции надо обуздать, они не должны вскружить голову и породить глубокое переживание и привязанность к этому успеху (Санкхара). Успех и радость, как и горе - не вечны. Вспоминаем “зебру”: то черное, то белое - ну и что? Улыбаемся и машем:) Так вот через практику медитации Випассана мы на реальном опыте работы со своим телом перестраиваем наш ум так, что он не просто на поверхностном и теоретическом уровне начинает понимать что “и это пройдет”, а на глубинном уровне начинает автоматически сглаживать все пиковые эмоции и становиться более нейтральным и уравновешенным. И это круто.

Возвращаясь к наблюдению за ощущениями на своем теле. В повседневной жизни мы этого просто не замечаем и не можем замечать. От силы почувствуем что-то, если посадим синяк, если укусит комар и зачешется, появится зубная боль или начнет выпрыгивать из клетки сердце - это максимум на что мы способны. Наш ум очень грубый и поверхностный. На протяжении этого курса шаг за шагом я стал замечать все больше и больше тонких ощущений на теле. Это невероятно! Каждая часть тела, каждый участок кожи - везде и почти всегда что-то происходит. Тело постоянно живет, дышит и меняется. Конечно это не новость. Но пережить этот опыт не на словах а на деле - это совсем разные вещи с разным “выхлопом”. И даже тут я замечал как появляются привязанности к тем или иным хорошим ощущениям, в принципе, к их присутствию или их отсутствию. Фокус в том, что отсутствие ощущений в тот или иной момент на том или ином участке - это тоже нормально, не надо сидеть и пыхтеть в надежде что-то из себя выдавить. Подождал пару минут, понаблюдал, если сейчас ничего нет - значит нет. И с этим тоже надо работать.

Зачем люди проходят курс Випассана?

По сути это гигиена и очистка ума на нескольких уровнях. Как почистить зубы или постирать грязную одежду. Раз в какое-то время просто необходимо делать генеральную уборку в этом чулане, но поддерживать чистоту конечно надо постоянно, в идеале каждый день уделяя этому хотя бы какое-то время. Благо ни тренажерных залов ни дорогих абонементов для этого не надо. Медитировать можно фактически где угодно, сидя, лежа, стоя, даже на ходу.
Наведя порядок на всех уровнях нашего ума, работа мозга становится более эффективной, существенно повышаются шансы избавиться и от многих заболеваний, имеющих психосоматическую природу и не только. И тому тоже уже есть множество научных подтверждений.

Какие были замечены минусы в течении курса Випассана?

Ну, прям так больших минусов или разоблачений я как не старался но пока найти не сумел. Возможно со временем что-то всплывет. Но есть определенные вещи, которые мне показались странноватыми, во всяком случае здесь, в западном мире с западными традициями они выглядят чуть непривычно.

Одна из странностей - это так называемый “chanting”. Небольшие аудио записи с своеобразным пением на языке пали учителем Гоенкой. Не смотря на то, что смысл этих текстов весьма трезвый, добродушный и логичый, в любом случае эта традиция мне осталась не до конца ясна. Тем более что язык пали в западной цивилизации никто не понимает. Возможно это помогает сконцентрироваться? Благотворные вибрации? - Не знаю. Меня это скорее отвлекало. Но спишем это на древность учения и его зарождение в Индии, с соответствующими традициями.

В медитационном холле, согласно висящей инструкции, нельзя вытягивать ноги в сторону учителя. Не вяжется вообще никак и ни с чем, о чем они говорят и чему учат. В общем я это правило нарушал постоянно, не со зла конечно и не в пику, сохраняя уважение и почтение и учителю и его ассистенту. Просто нужно было размять колени и ноги, не тревожа своих соседей, никакого криминала.

Ассистент учителя сидит на небольшом возвышении. Во время интервью или вопросов, в непосредственной близости, чувствуешь себя не очень уютно. С другой стороны конечно такое положение оправданно в большом холле при работе с большим количеством людей, чтобы всем было видно “ведущего” и ему было видно всех.

Каких знаний мне не хватило на первом 10-ти дневном курсе Випассаны?

* * *
Необходимо заранее немного проработать растяжку ног, для более качественных ощущений в процессе медитации. Это необходимо молодым людям в более менее нормальной физической форме, они в основном сидят на полу на специальных подушках. Тем кто постарше или у кого проблемы со спиной или ногами, корячиться и мучаться совершенно нет смысла. Надо просто попросить стул или поддержку для спины, всем этим обычно центры оснащены. В общем просто попробуйте посидеть хотя бы 30 минут с ровной спиной не двигаясь на стуле или на полу, со скрещенными ногами, на коленях или на корточках - как угодно. Вы все сразу поймете сами, где и что следует подтянуть.

Идея техники совсем не в том, чтобы сесть в позу лотоса и левитировать. Сидеть вы можете как вам удобно. В любом случае, сидя сконцентрировано и на одном и том же месте вы рано или поздно почувствуете дискомфорт в том или ином месте, в той или иной мышце - это часть техники, этот дискомфорт или болевые ощущения необходимы и они вполне преодолимы, ничего страшного. Но порой попотеть придется.

UPD. обсудив этот вопрос с опытным бойцом, все же поправлюсь. Готовиться как-то особенно смысла все же нет. Надо переживать те ощущения, те индивидуальные чувства, которые у вас возникают. Растянуты вы или нет - не имеет никакого значения. Это все часть опыта, ценного опыта. Как только вы начнете пытаться создать “идеальные” условия - вы начнете препятствовать естественному ходу событий, “свободному потоку”.

* * *
На курсе часто используется термин Санкхара. Но что это такое (в деталях) понять было не просто. Формулировки были на мой вкус не достаточно точными и однозначными. В конце курса в результате дискуссии с коллегами по цеху мы вывели суть этого термина.
Санхкара - ментальный след, формирование, после пиковых переживаний и реакций, хороших или плохих. Он может остаться и осесть в нашем подсознании на долгие годы, что служит причиной появления самых разных комплексов, одержимостей, болезней, внутренней напряженности, и страданий.
Иллюстрирующий пример из курса: вы проводите рукой по воде - остается след но он пропадает быстро; по песку - след остается чуть дольше, но скоро его разметет ветер; если выцарапать линию ножом по дереву или камню - след останется на долгие долгие годы.
Практикуя медитацию, мы на глубинном уровне перестаиваем наш ум так, чтобы он реагировал на пиковые и эмоциональные нагрузки сдержанно и не так эмоционально и глубоко. Наблюдая (но не привязываясь) свои эмоции и ощущения на теле, мы не даем им слишком много воли и силы над нами же. Таким образом новые рубцы (Санкхары) не появляются, а старые рубцы постепенно выветриваются снимая глубинное внутреннее напряжение, обиды и переживания.

* * *
Упоминание слова “страсть” в русских аудио лекциях, которые они перевели с английского “passion” следует, с моей точки зрения, интерпретировать как “одержимость”. Философия учения не подразумевает, что все должны обриться в монахи и ограничить себя во всем. Основная мысль философии в Золотом правиле нравственности и совершении любых действий с добрым побуждением, даже если кому-то в итоге придется начистить до блеска петачок. Этот момент важен, чтобы не превратиться после техники в растение или божий одуванчик.

* * *
Если случится, что ночью вы не можете окунуться в глубокий сон - не страшно. Две ночи подряд я глубоко спал может часок-другой, находясь в основном в состоянии бодрствования, и в момент подъема ум привычно начинает ворчать “Ты же не выспался, тебе будет целый день плохо!” - но в этот раз он ошибся. Чувствовал я себя прекрасно по той причине, что сон по сути нам нужен как раз для того, чтобы дать отдохнуть телу и очистить ум. Если же тело и так особо не напрягается а ум очищен через медитацию - сон становится нужен постольку-поскольку. Пугаться этого не стоит, это нормально, хоть и необычно.

* * *
Что бы вам не говорили, что бы вы не слушали и не услышали - анализируйте сами. Задавайте себе и ассистенту учителя вопросы.

Диета и распорядок дня на Випассане

Записываясь на курс надо понимать, что наше тело и ум очень плотно переплетены и взаимосвязаны. Поэтому для более тонкой работы с умом нужно и более тонкое и здоровое тело. В течении 10 дней любителям алкоголя, сигарет, картошечки фри, чипсиков, колы, мяса и прочих “благ” цивилизации придется сделать как минимум паузу. Диета строго вегетарианская. Это овощи, тушеные, запеченные, вареные, жареные, свежие салаты, семечки, мед, овсянка, мюсли, вкусный хлеб, травяные чаи, вода, какао, пара видов молока, фрукты и так далее. Частенько балуют неплохими десертами на вегетарианкой основе. Иногда конечно еда бывает совсем непривычной и даже безвкусной. Но это еда, она нужна для того, чтобы наше тело функционировало, в первую очередь.

4:00 - Утренний колокол, подъем
4:30-6:30 - Медитация в зале или в своей комнате
6:30-8:00 - Перерыв на завтрак и отдых
8:00-9:00 - Общая медитация в зале
9:00-11:00 - Медитация в зале или в комнате (по усмотрению учителя)
11:00-12:00 - Перерыв на обед, отдых
12:00-13:00 - Отдых и личные встречи с учителем
13:00-14:30 - Медитация в зале или в своей комнате
14:30-15:30 - Общая медитация в зале
15:30-17:00 - Медитация в зале или в комнате (по усмотрению учителя)
17:00-18:00 - Перерыв на чай с фруктами
18:00-19:00 - Общая медитация в зале
19:00-20:15 - Лекция в зале или в наушниках на родном языке
20:15-21:00 - Общая медитация в зале
21:00-21:30 - Время для вопросов в зале
21:30 - Отход ко сну в своей комнате. Выключается свет

Как записаться на курс и сколько это стоит?

Запись происходит на официальном сайте Dhamma.org . Для этого вам надо выбрать ближайший центр и найти ближайший курс. Обычно запись надо производить за пару месяцев до проведения курса. В обязательном порядке все новички должны пройти 10-ти дневный курс. После этого разрешается посещать и короткие 3-5 дневные курсы или приезжать в центры помогать в качестве волонтера.

Курс проводится абсолютно бесплатно. Вся организация имеет огромное количество центров по всему миру и существует исключительно на пожертвованиях, при чем пожертвования вы можете оставить только по завершению курса, если сочтете уместным и нужным. В течении десяти дней проживание, питание и все остальное не будет стоить вам ни копейки, верней, чтобы быть более точным, ваше пребывание там оплатили через пожертвования другие студенты, прошедшие курс до вас.

Ни один человек на курсе не получает зарплату или финансовый доход с этого мероприятия. Во всяком случае такова их официальная позиция. Все задействованные в хозяйственных процессах люди - волонтеры.

Позже, осознав масштабность организации на общественных началах, я был просто поражен как это все потрясающе устроено и работает. Пожалуй, до сих пор я пока не видел ничего подобного. Формирование 21-го века, существующее и развивающееся фактически вне государства и вне капиталистических законов, несущее полезные и практические знания на благо всего человечества, вне религий, полов, рас, возраста, политических взглядов или гражданства. Потрясающе!

И как она жизнь после Випассаны?

Сам себе задаю этот вопрос и сам попытаюсь на него ответить. Конечно эффект определенный чувствуется. Пропало внутреннее напряжение, которое я испытывал ввиду весьма насыщенной жизни и плотного рабочего графика.
Как минимум я вернулся в свою идеальную форму по весу, скинув 4 кг за 10 дней. Начал видеть и запоминать интересные сны. Пережил давно забытый опыт сна во сне. На курсе я впервые почувствовал существенные изменения к лучшему с вяло тлеющим в фоновом режиме недугом, который меня сопровождал в течении лет уже 20-ти (желудок). Думаю заслуга режима, диеты и спокойствия. Сейчас же стараюсь два раза в день практиковать медитацию, утром и вечером минимум по пол часа, это совершенно не сложно и поскольку техника медитации сейчас ясна. Со знанием дела даже приятно этим заниматься.

На долго ли? Посмотрим. Надеюсь что да.

p.s. очень рекомендую детально изложенную публикацию доктора медицинских наук Пола Р. Флейшмана “Практический и духовный путь: Введение в медитацию випассана” . В ней Пол описывает свое видение Випассаны, с высоты 40-летнего опыта практики.

Пара затравочек:

* * *
“Хочу дополнить свое вступление учителя медитации словами о том, что медитацию нельзя свести к «технике, преподаваемой техником». Я собираюсь сделать упор на то, что медитация - это живой варьируемый личный опыт”

* * *
“Намерение медитирующего - наблюдать ощущения в теле, но подлинная сущность медитации проявляется во взаимосвязи ума и тела.”



Рассказать друзьям