Существительное способно видоизменяться благодаря окончаниям, которые добавляются к основе слова. В структуре предложения существительное обязательно имеет зависимое слово.
Алгоритм определения падежа существительного в предложении
Во-первых, найдите в предложении зависимое слово и задайте подходящий вопрос к имени существительному. Не забывайте, что в данном случае вы используете падежный вопрос.
Во-вторых, обратите внимание на окончание существительного и сверьте с таблицей падежей. На этом этапе можно предварительно узнать падеж. Однако, как правило, сложности возникают в разграничении винительного и родительного падежей в силу наличия одинакового вопроса «кого?».
В-третьих, подберите вспомогательное слово к существительному. Например, «нет (кого?)», «дать (кому?)» или «вижу (кого?)». Так вы сможете более точно определить падеж. При этом вам помогут предлоги, стоящие перед существительным в предложении. За каждым падежом закреплены определенные предлоги места, времени, цели, пространства и т.д. Если вы сомневаетесь в правильности ответа, то рекомендуется дополнительно обратиться к таблице падежей и найти нужный предлог.
На данном уроке вы вспомните изученное о падежах имени существительного, усовершенствуете свои умения в определении падежа имени существительного, в том числе и в случаях употребления имени существительного с предлогом.
1. Вспоминаем изученное
Имя существительное в зависимости от выполняемых им в предложении функций изменяется по падежам. Падеж является грамматической категорией, которая показывает синтаксическую роль существительного и его связи с другими словами в предложении.
Вы уже знаете, что в русском языке шесть падежей :
Все падежи, кроме именительного, называются косвенными .
2. Как определить падеж имени существительного?
Чтобы правильно определить падеж существительного, необходимо найти слово, от которого зависит существительное, и задать от этого слова вопрос к существительному, причём лучше использовать одновременно оба вопроса.
Он верил другу : верил [кому? чему?] другу - Д. п.
Форму именительного падежа обычно имеет подлежащее, и такое существительное не зависит от других членов предложения, но связано со сказуемым.
Ср.: У меня есть [кто? что?] друг - И. п.
Важно не путать винительный падеж с именительным. В предложении слово в винительном падеже обычно бывает дополнением.
Сравните: Максим надул шарик (вижу (что?) шарик) - В. п.
Шарик улетел от Максима - шарик - И. п.
Особенно важно задавать оба вопроса в том случае, если существительное стоит в именительном, родительном или винительном падеже, поскольку у одушевлённых существительных совпадают вопросы родительного и винительного падежей (кого?), а у неодушевлённых существительных совпадают вопросы именительного и винительного падежей (что?).
Я видел [кого? что?] друга - В. п.;
Здесь нет [кого? чего?] друга - Р. п.;
Я видел [кого? что?] фильм - В.п.
В кинотеатре демонстрируется [кто? что?] фильм - И.п.
Если существительное имеет при себе предлог, то вопрос надо задавать, используя этот предлог.
Он посмотрел в книгу: посмотрел [в кого? во что?] в книгу .
Предлог может быть отделён от существительного прилагательным, местоимением. Но связан предлог с именем существительным, а не с зависимым от существительного определением.
Он ссорился со своим другом: ссорился [с кем? с чем?] с другом .
Список литературы
- Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
- Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
- Russisch-fuer-kinder.de ().
- Опорная таблица ().
Домашнее задание
Упражнение 1
Прочитайте текст. Запишите все существительные в нужной форме, определите падеж.
Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодец ____________ . Плохо он видел, плохо слышал; рука _______ и нога _________ дрожали у него от старость _____________ : несет ложка ______________ ко рот ___________ - и суп расплескивает.
Не понравилось это сын_____ и невестка______________ : перестали они отец_______ с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашка_________ . Задрожали рука__________ у старик _________, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормить отец________ из старой деревянной миска__________ .
У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на пол____________ и складывает что-то из щепочка__________________ .
Что ты делаешь, дитятко? - спросила у него мать, вытирая посуда ______________ полотенце _______________.
Коробочка ________________ , - отвечает дитя, - вот как вы состаритесь с тятенька _________________, я буду вас из деревянной коробочка_______________ кормить.
Переглянулись отец с мать ___________________ и покраснели. Перестали с тех пора ________________ старик ______________________ за печь прятать, из деревянной миска __________ кормить.
Упражнение 2
Напишите в скобках падежный вопрос и определите падеж.
Образец: Писать (в чём?) в тетради (чем?) ручкой.
1. Плыть (___) по реке (____) на лодке. Расти (___) на опушке (____) леса. Уколоть (____) палец (___) иглой. Идти (__) по тропинке (___) к лесу. Сварить (__) компот (___) из яблок. Работать (_) учителем (___) в школе. Приехать (___) в деревню (___) к бабушке. Играть (____) с другом (____) во дворе.
2. Съехать(___) на санках (__) с горы. Построить (___) крепость (___) из снега. Попасть (___) снежком (___) в окно. Кататься (__) по лесу (__) на лыжах. Поздравить (___) друга (___) с праздником. Бежать (____) по льду(____) на коньках.
В русском языке всего шесть самостоятельных падежей, и склоняются (изменяются по падежам) имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Но у школьников часто возникают сложности при определении падежа. Учащиеся не всегда могут правильно поставить вопрос к слову, а это приводит к ошибкам. Особые трудности возникают, когда слово в разных падежах имеет одну и ту же форму.
Существует несколько приёмов, которые помогут безошибочно определить падеж слова.
1. Постановка вопроса.
Обратим внимание, что вопрос должен быть падежным, а не смысловым. По вопросам где? куда? когда? почему? определить падеж не получится.
У обоих претендентов (у кого? – Р. п.).
Что произошло в 1812 году? (в чём? – П. п.).
После концерта пятеро (И. п.) зрителей (кого? – Р. п.) остались в зале (в чём? – П. п.).
Через десять минут (через что? – В. п.) он (И. п.) вернулся.
Она довольна новым автомобилем (чем? – Т. п.).
2. Существуют вспомогательные слова , которые могут помочь при определении падежа:
Падеж |
Вспомогательное слово |
Падежный вопрос |
Именительный |
||
Родительный |
кого? чего? |
|
Дательный |
кому? чему? |
|
Винительный |
кого? чего? |
|
Творительный |
||
Предложный |
говорить |
о ком? о чём? |
Для разграничения омонимичных падежных форм используют следующие приёмы.
3. Замена единственного числа на множественное.
Идти по дороге (окончание -е и в Д. п., и в П. п.).
Идти по дорогам (по чему? – Д. п., в П. п. – о дорогах).
4. Замена мужского рода на женский.
Встретил друга (окончание -а и в Р. п., и в В. п.).
Встретил подругу (кого? – В. п., в Р. п. – подруги).
5. Волшебное слово мама.
Особые сложности возникают при разграничении форм винительного и родительного, винительного и именительного падежей. На помощь, как всегда, придёт «мама» . Именно это слово можно подставить в предложение. Подставили, смотрим на окончание: мамА – именительный, мамЫ – родительный падеж; мамУ – винительный падеж.
Сам погибай, а товарища (окончание -а и в Р. п., и в В. п.) выручай.
Сам погибай, а мамУ (В. п.) выручай .
6. Определить падеж помогает и знание характерных предлогов.
Падеж |
Предлоги |
Именительный |
|
Родительный |
без, у, от, до, с, из, возле |
Дательный |
|
Винительный |
на, за, под, через, в, про, |
Творительный |
над, за, под, с, перед, между |
Предложный |
в, о, об, на, при |
Как видим, существуют предлоги, характерные только для одного падежа: без – для родительного падежа (без задоринки) ; по, к – для дательного падежа (по лесу, к дому) , о, об, при – для предложного падежа (о трех головах, при тебе).
Вспомним, падеж имени прилагательного определяется падежом определяемого слова. Для того, чтобы определить падеж имени прилагательного необходимо найти в предложении имя существительное, к которому оно относится, потому что прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и определяемое слово.
Я довольна новым пальто. Прилагательное новым относится к существительному пальто в Т. п., следовательно, новым – Т. п.
Остались вопросы? Не знаете, как определить падеж?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!
сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Падеж имён существительных - это грамматическая форма слова. Что это означает? То, что при постановке слова в тот или другой падеж, мы наладим его связь с другими словами в предложении. Увидим, действительно ли это существительное, или слово поведёт себя, как другая часть речи. Поэтому уметь определять падежи очень важно.
Делается это так :
- Внимательно присмотритесь к слову. Приставка, корень и суффикс нам сейчас совершенно не нужны. Интересует только окончание. Это и есть падеж, условно говоря. Специалисты легко определяют падеж по окончанию, если даже не видят всего предложения. Например: мама (именительный), мамой (творительный) и так далее.
- Но мы должны взглянуть на всё предложение целиком. Не на отдельные слова, не на какую-то часть предложения, а охватить его своим сознанием всё, полностью. И задать к нужному слову вопрос. Не спешите. Продумайте, как это сделать, от какого слова задать, чтобы получилось грамотно и звучало не смешно. А дальше мы будем действовать по такой вспомогательной табличке, используя самое лучшее слово на свете - "мама":
- Мама ("Мама пошла в магазин"). Кто (пошёл в магазин)? - Мама. Это именительный падеж. Запоминалка : "имя её - мама". Мы не сможем задать другого вопроса, кроме "кто?", не сможем подставить к форме "мама" никакого предлога. В предложении слово является подлежащим. Всё это характерные признаки именительного падежа.
- Мамы ("Мамы в комнате не было"). Кого (не было в комнате)? - Мамы. Родительный падеж. Запоминалка : "родитель мамы".
- Маме ("Я подарю маме цветы"). Кому (подарю цветы)? - Маме. Дательный падеж. Запоминалка: "даю маме".
- Маму ("Я люблю свою маму"). Кого (я люблю)? - маму. Винительный. Запоминалка : "виню маму".
- Мамой ("Я горжусь своей мамой"). Кем (я горжусь)? - мамой. Творительный. Запоминалка : "сотворённый мамой".
- О маме ("Я рассказываю о маме"). О ком (я рассказываю)? - о маме. Предложный. Запоминалка : "предложение о маме". Характерно, что предложный падеж совершенно невозможно использовать без предлога. Не получится.
- Затруднения могут возникнуть, когда совпадают именительный и винительный падежи или родительный и винительный падежи. В этом случае нам может помочь только внимательный анализ предложения.
- Существительные, находящиеся в форме множественного числа, находятся в предложениях под теми же предложными вопросами, что и единственное число. Но слова будут звучать совсем по-другому, конечно. Мамы, мам, мамам, мам, мамами, о (в) мамах.
- В русском языке есть огромное множество несклоняемых существительных. Какой бы вопрос в предложении мы к ним не задали, они всё равно будут находиться в неизменном виде, как будто в именительном падеже. Например: Я вешаю пальто (винительный). Я любуюсь шимпанзе (творительный).
В русском языке всего шесть падежей:
- Именительный;
- Родительный;
- Дательный;
- Винительный;
- Творительный;
- Предложный.
Для чего же необходимо знать, как определить падеж? Определение падежа помогает проставить правильное окончание слова, следовательно, избежать грамматических ошибок. Как определить падеж существительного, местоимения, прилагательного или числительного быстро и безошибочно?
Существуют специальные падежные вопросы, с их помощью и определяют принадлежность частей речи к тому или иному падежу.
Падежные вопросы
Именительный: кто?, что? (рыба, бочка);
Родительный: кого?, чего? (рыбы, бочки);
Дательный: кому?, чему? (рыбе, бочке);
Винительный: кого?, что? (рыбу, бочку);
Творительный: кем?, чем? (рыбой, бочкой);
Предложный: о ком?, о чем? (о рыбе, о бочке).
Для правильного определения падежа следует запомнить вышеперечисленные вопросы, по два на каждый падеж. Но есть маленькая хитрость: вместо двенадцати можно запомнить всего шесть простых слов, которые помогут не только определить падеж, но и вспомнить падежные вопросы.
Определение падежа у разных слов
Как правильно определить падеж с помощью вспомогательных слов?
Есть рыба (кто, что) - именительный;
Нет рыбы (кого, чего) - родительный;
Дам рыбе (кому, чему) - дательный;
Вижу рыбу (кого, что) - винительный;
Доволен рыбой (кем, чем) - творительный;
Думаю о рыбе (о ком, о чем) - предложный.
Для примера рассмотрим предложение: "Рыба не влезла в бочку." В этом предложении два существительных: рыба, бочку. Подставляем вспомогательные слова: есть (кто, что) рыба - именительный падеж; вижу (кого, что) бочку - винительный падеж.
Подставляя к слову нужный вопрос, можно определить и падеж местоимений. Примеры: ей не дали билет. Ей (кому, чему) - дательный падеж. Все время думаю о нем. О нем (о ком, о чем) - предложный падеж.
Если возникают затруднения, то можно заменить местоимение подходящим по смыслу существительным: все время думаю о сыне. О сыне (о ком) - предложный падеж.
Когда уже понятно, как определить падеж у местоимений и существительных, можно рассмотреть числительные и прилагательные.
Как определить падеж прилагательного и числительного? Прилагательные и числительные имеют тот же падеж, как и существительные, к которым они относятся.
Например:
Плывет большая рыба. Большая рыба (кто, что) - именительный падеж.
Иду на первую встречу. Первую встречу (кого, что) - винительный падеж.
Если существительное в предложении опущено, то падеж можно определить, подставив подходящее по смыслу слово:
Идет самая красивая. Красивая (девушка) - кто, что - именительный падеж.
После десятого все закроют. Десятого (числа) - кого, чего - родительный падеж.
Если хорошо усвоить вышеизложенный материал, то вопрос о том, как определить падеж числительного, прилагательного, местоимения или существительного, больше у вас не возникнет.