Стресс - понятие, характеристика, стадии развития. Что такое стресс – понятие стресса и виды стресса

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Психология

" Стресс - понятие, характеристик а, стадии развития "

1. Введение. 2. Понятие, характеристика стресса 3. Характеристика стрессоров Физиологические Психологические 4. Виды стрессов Физиологический стресс Психологический стресс Информационный стресс Эмоциональный стресс 5. Стадии и механизм развития стресса Стадия тревоги (I) Стадия сопротивления (II) Стадия истощения (III) 6. Реакции организма на стресс Поведенческие изменения Эмоциональные реакции Изменение интеллектуальных процессов Физиологические реакции. 7. Защитные механизмы психики 8. Последствия длительного стресса для организма Физические патологии Психические патологии 9. Оценка уровня стресса Объективные методы Субъективные методы 10. Техники управления стрессом и его профилактика Поведенческие методы Физиологические методы Когнитивные методы Биохимические методы Профилактика 11. Недопустимые методы борьбы со стрессом 13. Заключение Список литературы, источники

1. Вв е дение.

В последние пару десятилетий слово "стресс" прочно обосновалось в нашем лексиконе, мы встречаем его в ежедневных газетах, слышим в телепередачах, употребляем сами в разговорах со знакомыми и родственниками. В обывательском представлении это -- состояние психического напряжения, или негативная эмоциональная перегрузка, именно такой смысл обычно вкладывают в это слово неспециалисты. На самом деле состояние психического напряжения -- лишь одна из множества составных частей понятия "стресс", включающего в себя неспецифическую реакцию организма человека на любые воздействия, нарушающие гомеостаз -- внутреннее равновесие всех систем и органов, и соответствующее состояние нервной системы или организма в целом. В этой работе будут рассмотрены понятие и характеристики стресса с точки зрения психологии и физиологии, механизмы его возникновения, виды и стадии развития, а также техники управления и профилактики стрессов.

2. Понятие , характеристика стресса

Психологический словарь определяет стресс как состояние человека, характеризующееся неспецифическими защитными реакциями (на физическом, психологи ческом и поведенческом уровне) в ответ на экстремальные раздражители . Будучи комплексом реакций, стресс характеризуется динамикой и имеет логику своего развития. Происходит своего рода адаптация к изменившимся условиям, и последствия для организма в результате развития стресса могут быть самые разные: от успешного приспособления до нарушения функционирования адаптивных механизмов и появления серьезных , порой необратимых изменений -- сердечно-сосудистых патологий, заболеваний желудочно-кишечного тракта, психических расстройств. Первым гипотезу о существовании стресса, назва в его о бщим адаптационным синдромом (ОАС), высказал в 1936 году канадский физиолог Ганс Селье. Он обратил внимание на то, что начало проявления любой инфекции одинаково, и характеризуется температурой, слабостью, потерей аппетита. Эксперименты на крысах продемонстрировали, что их реакция на жару, холод или отравление также одинакова. Дальнейшие исследования показали, что в ответ на воздействие сильного раздражающего фактора в организме всегда происходят изменения на физиологическом уровне -- увеличивается кора надпочечников, уменьшается тимус (вилочковая железа , производящая клетки иммунной системы ), и появляются кровоизлияния на слизистой желудочно- кишечного тракта; такой комплекс реакции впоследствии был назван "триада стресса". Эти данные позволили Селье утверждать, что любые воздействия на организм, кроме уникального специфического эффекта, вызывают и неспецифический, или универсальный ответ. Так проявляет себя одна из основных биологических функций всех живых существ -- адаптация, то есть приспособление к изменившимся условиям. Таким образом, стресс предназначен для защиты организма от различных опасных воздействий, как физических, так и психических. Когда человек попадает в экстремальную ситуацию, в его организме запускается комплекс определенных физиологических и психологических реакций, направленных на мобилизацию индивидуальных ресурсов для преодоления возникших трудностей. Причины, запускающие этот процесс, могут быть самыми различными -- от участия в спортивных состязаниях до природных и техногенных катастроф. Как писал Селье, " с точки зрения стрессовой реакции не имеет значения , приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации ". Таким образом, п оследствия для организма также могут быть различны, в зависимости от индивидуальных физических и психических особенностей . Ганс Селье учел это, расширив первоначальное определение стресса, и ввел дополнительные понятия " эустресс " -- положительный стресс, и " дистресс " -- отрицательный. Эустресс -- это то, что в быту называется "второе дыхание", кратковременная мобилизация ресурсов организма, благодаря которой человек побеждает в спортивных состязаниях, удачно сдает экзамены или задерживает преступника в результате долгой погони. К этой же категории можно отнести стресс, вызванный положительными эмоциями -- радостными известиями, рождением ребенка, поступлением в институт, и т.д. В такие моменты происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания , осмысления действительности и памяти. При этом м едицине известен "синдром Стендаля" , выражающийся в неадекватной эмоциональной реакции на произведения искусства, он сопровождается тахикардией, головокружением, и даже проявлениями истерии. Так проявляет себя стресс от переизбытка положительных эмоций, вызванных созерцанием исключительно красивых явлений, правда, случается это крайне редко. В случае длительного или исключительного по своей мощности воздействия на организм раздражающих факторов у человека появляются и затем усиливаются различные физи ологические и психические отклонения . К райняя выраженность такого состояния и называется дистрессом. Когда говорят о неблагоприятн ых последствиях стресса, имеют в виду именно дистресс.

3. Характеристика стрессоров

4 . Виды стрессов

В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют и различные виды стресса. В общей классификации -- стресс физиологический (системный) и психологический, в последнем отдельно выделяют стресс информационный и эмоциональный. Физиологический стресс представляет собой стандартную неспецифичную нейрогуморальную реакцию организма на действие раздражителей через сенсорный или метаболический процесс, мобилизующую весь организм. Психологический стресс -- это реакция человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Также его можно определить как процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения проблемной ситуации. Именно это определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую ситуацию. Психологический стресс имеет место только у человека, в его развитии преобладает когнитивная составляющая (анализ ситуации, оценка ресурсов, построение прогноза развития событий). Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок. Решая те или иные задачи, человек перерабатывает информацию, и по результатам принимает решение. Когда объем информации слишком велик или она очень сложна, а при этом необходимо принимать решения очень быстро, и ответственность за них велика, то общая информационная нагрузка может превысить возможности человека, и произойдет информационная перегрузка. В качестве примера таких ситуаций можно привести действия руководителей разного уровня во время боевых действий или при чрезвычайных ситуациях, и работу авиадиспетчеров. Также к информационным стрессорам можно причислить определенную информацию, при восприятии которой начинается развитие стресса. В данном случае значение имеет не информация сама по себе, а тот смысл, который она несет в себе для конкретного человека. Механизм стресса запускается, если: -- воспринимаемая информация расценивается как угроза физической или психической целостности (работа сапера, конфликты между людьми), -- возникает когнитивный диссонанс, то есть противоречие между двумя несовместимыми мыслями. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях опасности, угрозы, обиды и т.д. Он сопровождается выраженными эмоциональными реакциями, и присущ не только человеку, но и животным. При эмоциональном стрессе отмечаются определенные изменения в психической сфере, в том числе изменения протекания психических процессов, эмоциональные сдвиги, трансформация мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения. Принято выделять три формы эмоционального стресса: импульсивную, тормозную и генерализованную. Импульсивная форма связана с чрезмерным возбуждением и понижением активности тормозного процесса, преобладают ошибочные поспешные действия, излишняя суетливость. Проявление тормозной формы обуславливается общей заторможенностью из-за значительного понижения ресурсов нервной системы. Генерализованная форма характеризуется непредсказуемостью, паникой, стремлением избежать опасности любым путем, присутствуют беспорядочное поведение и алогичные решения. Нужно отметить, что выделение отдельно информационного и эмоционального стрессов достаточно условно. На практике очень сложно разделить информационные и эмоциональные стрессоры, чаще всего в стрессовой ситуации они неразделимы, потому что формирование чувств всегда связано с обработкой информации.

5 . Стадии и механизм развития стресса

Впервые описав общий адаптационный синдром, который мы сейчас называем стрессом, Селье выделил три стадии его развития как процесса: -- I непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги) -- II максимально эффективная адаптация (стадия сопротивления ) -- III нарушение адаптационного процесса (стадия истощения) Экстремальные ситуации, вызывающие стресс, делят на кратковременные и длительные. При кратковременном стрессе активизируются "готовые" программы реагирования, а при длительном требуются адаптационные перестройки функциональных систем организма. Стадия тревоги (I). Происходит мобилизация адаптационных возможностей организма. Стрессоры анализируются в высших отделах коры головного мозга, после чего сигналы поступают к мышцам, ответственным за движения, подготавливая организм к ответу на стрессор. Задействуется вегетативная нервная система -- учащается пульс, поднимается давление, увеличивается количество поступающего к тканям кислорода, подготавливая человека к борьбе или бегству. Затем сигналы из коры поступают в гипоталамус и надпочечники, активизируя выработку гормонов. При наблюдении фиксируется уже упоминавшаяся триада физиологических изменений: реакции надпочечников, иммунной системы, желудочно-кишечного тракта. В результате этих изменений в организме человека усиливаются анаболические процессы и иммунологическая сопротивляемость. Гормон коры надпочечников адреналин повышает уровень глюкозы в крови, улучшает функциональную способность скелетных мышц, способствует психической мобилизации и т.д. Другой гормон коры надпочечников, кортизол, способствует сохранению энергетических запасов организма, усиливая синтез глюкозы в клетках печени, и снижая ее распад в мышцах. В условиях, близких к предельно допустимым, длительность первой стадии стресса может составлять до 20-60 дней. Но если воздействие стрессора очень сильное (тяжелые ожоги, экстремальные температуры, большая кровопотеря), из-за ограниченности резервов организма уже на первой стадии стресса может наступить смерть. Стадия сопротивления (II). Происходит адаптация организма к изменившимся условиям. Переход к этой стадии означает, что организму удалось приспособиться к раздражителю, хотя для этого и потребовались повышенные затраты энергии и антистрессорных гормонов. Продолжает оставаться высоким уровень адреналина и норадреналина, отвечающего за скорость и объем кровотока. Нарастает уровень кортикостероидов, обладающих противовоспалительным, противошоковым, антитоксическим и десенсибилизирующим действием. Признаки тревоги практически исчезают, а уровень сопротивляемости становится значительно выше обычного. Эта стадия может длиться месяцами, и даже годами. Стадия истощения (III). Переход организма на эту стадию означает, что его физиологические резервы начинают подходить к концу после постоянного пребывания в стрессовом состоянии и длительного сопротивления стрессу. Когда речь идет о психологическом стрессе, эта стадия соответствует явлениям отчаяния, бессилия и фрустрации, т.е. особого психического состояния, вызванного объективно непреодолимыми трудностями, возникшими при достижении цели. На стадии истощения стресс становится патологическим, потому что отсутствуют как физические, так и психические ресурсы, после нее наступает развитие болезненных процессов, особенно в случае продолжающего влияния стрессора. Избыточное накопление гормонов коры надпочечников в жидких средах организма ведет к расстройству большинства функций, распространяясь на нервную и эндокринную системы, захватывая сердце, сосуды, органы пищеварения. На физиологическом уровне может развиться соматическая патология (инсульт, инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь). Нередко возникают сильнейшие депрессивные реакции, требующие медикаментозного лечения и помощи врача-психотерапевта, или психиатра. Продолжительность этих стадий и выраженность проявлений стресса зависят от индивидуальных психофизиологических особенностей. Каждый человек имеет свой порог чувствительности к стрессу -- тот уровень напряженности, при котором эффективность деятельности повышается (наступает эустресс), и критический порог истощения, когда эффективность деятельности снижается (наступает дистресс). Тем не менее, установлено, что наибольшую опасность для любого организма представляют собой не сильные и короткие стрессы, а длительные, хоть и не столь сильные.

6. Реакции организма на стресс

Стрессовые ситуации могут вызывать самые разнообразные реакции организма, как эмоциональные, поведенческие, интеллектуальные, так и физиологические. Поведенческие изменения. Среди наиболее явных реакций можно назвать нарушение психомоторики (изменение почерка, излишнее напряжение мышц, изменение ритма дыхания), нарушения режима дня (сокращение или увеличение времени сна), профессиональные нарушения (ошибки и низкая продуктивность профессиональной деятельности) и нарушения социально-ролевых функций (отказ от общения с близкими, повышенная конфликтность, антисоциальное поведение). Эмоциональные реакции происходят в диапазоне от легкого возбуждения (когда событие требует напряжения, но с ним можно справиться) до ощущений тревожности, уныния, гнева и депрессии. Наиболее часто встречающейся реакцией на стресс является тревожность , то есть беспокойство, напряжение, опасение. Эти переживания время от времени ощущает любой человек, но у людей, попадавших в экстремальные ситуации (стихийные бедствия, физическое насилие) обычная тревожность может перерасти в нечто большее, и стать симптомом посттравматического стрессового расстройства. Гнев, приводящий к агрессии , является еще одной распространенной реакцией на стрессовую ситуацию. В результате фрустрации, когда усилия человека по достижению цели блокируются, нередко возникает потребность в агрессии, желание причинить вред человеку или объекту, являющемуся помехой. Поскольку не всегда возможно направить агрессию непосредственно на источник фрустрации, она иногда смещается: агрессивное действие оказывается направленным на невинного человека или объект, оказавшийся в пределах досягаемости. В этом кроется причина семейных скандалов после неудач на работе, а также подросткового вандализма. Апатия и депрессия также являются весьма распространенными реакциями на фрустрацию. Когда человек убеждается в бесплодности своих усилий, то начинает чувствовать собственную беспомощность, а если стрессовая ситуация сохраняется и остается непреодолимой, апатия может развиться в депрессию. Это происходит не со всеми, для некоторых людей неконтролируемые события представляют собой вызов, на который необходимо ответить решительными действиями. Однако именно апатия и отстраненность, как последствия стресса, могут являться причинами того, что жертвы домашнего насилия не уходят от своих мучителей, а похищенные и содержащие в заключении люди не пытаются бежать. Они решили для себя, что все равно не в силах ничего сделать. Изменение интеллектуальных процессов. Кроме эмоциональных реакций, под воздействием стрессоров у человека могут возникать когнитивные нарушения. Он начинает легко отвлекаться, ему становится трудно сосредоточиться или логически выстроить мысли. Снижается способность решать сложные задачи, ухудшаются показатели оперативной памяти, сужается поле внимания. В результате когнитивных нарушений во время стрессовой ситуации человек начинает действовать согласно определенной жесткой схеме, и не способен от нее отклониться (при пожаре не может сообразить, что дверь открывается наружу, а не вовнутрь, и т.д.) Вероятно, в этом заключается одна из причин "эффекта толпы", когда в экстремальных ситуациях люди бездумно повторяют действия окружающих -- все бегут в одном направлении, начинают бить витрины, и пр. Крайней степенью когнитивных нарушений является гиперактивация мышления и уход от решения стрессогенных проблем . Результатом гиперактивации мышления становится появление навязчивых мыслей и бесплодное фантазирование. "Уход" от решения стрессогенных проблем представляет собой замещение их решения решением побочных проблем, не имеющих отношения к ситуации, а также уменьшение активности мышления. В чрезвычайных ситуациях воздействие стрессоров может вызывать обморочные состояния или даже нарколепсию -- приступ внезапного засыпания. Физиологические реакции. Как уже было сказано, они касаются почти всех систем и органов человека -- пищеварительной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и эндокринной. Непосредственно в период воздействия стрессора фиксируются следующие объективные изменения: повышение артериального давления, резкое учащение и нарушение ритмичности пульса и дыхания, сильное потоотделение, учащение перистальтики. Однако нужно отметить, что физиологические реакции на стресс имеют как отрицательные, так и положительные аспекты. Конечно, активизация желез и мускулатуры под воздействием нервных импульсов, выделение стрессовых гормонов и ускорение анаболических процессов могут истощить резервы организма при длительном стрессе. Но исследования доказали, что периодическое воздействие стрессоров помогает организму приобрести некоторую физиологическую устойчивость к стрессам, это явление известно нам как закаливание. При вегето-сосудистой дистонии регулярные обливания попеременно горячей и холодной водой позволяют сердечно-сосудистой и нервной системам приспособиться, и в дальнейшем не так остро реагировать на резкую смену атмосферного давления.

7. Защитные механизмы психики

В человеческой психике существуют определенные защитные механизмы, бессознательная стратегия, позволяющая преодолеть отрицательные эмоции и тем самым снизить степень воздействия стрессора. Конечно, такая стратегия не изменяет саму стрессовую ситуацию, а лишь представления человека о ней, поэтому в подобном защитном механизме присутствует элемент самообмана. Тем не менее, в некоторых случаях такие бессознательные приемы помогают справиться со стрессовой ситуацией, и свидетельствуют о неприспособленности человека лишь в том случае, когда становятся основной формой реагирования на проблемы. Перечислим некоторые из них: -- В ытеснение\подавление , при котором слишком пугающие или болезненные воспоминания исключаются из содержимого сознания. Вытеснение происходит на бессознательном уровне, а подавление представляет собой процесс сознательного отталкивания нежелательных воспоминаний. Опасность для психики заключается в том, что подавленные или вытесненные воспоминания могут позднее вернуться назад с большей силой, и вызвать сильные терзания. -- Рационализация , то есть приписывание своим действиям логических или социально одобряемых мотивов, чтобы действия казались совершенными рационально. Рационализация выполняет две функции: облегчает разочарование в случае, когда не удается достичь цели, и обеспечивает приемлемыми мотивами поведения. -- Интеллектуализаци я -- попытка оторваться от стрессовой ситуации путем рассмотрения ее в абстрактном интеллектуальном виде. Используется людьми тех профессий, которые в повседневной жизни часто сталкиваются с вопросами жизни и смерти -- врачами, спасателями, полицейскими. -- Отрицание -- отказ признать неприятную реальность. При серьезном кризисе такая стратегия поведения может дать человеку надежду и время для постепенного осознания печальных фактов, но она опасна в ситуациях, касающихся собственного здоровья и необходимости лечения. -- Замещение -- придание мотиву, который не может быть удовлетворен, иной формы. Этот защитный механизм снижает тревожность и одновременно удовлетворяет неприемлемый мотив (уход за домашним животным после смерти близкого человека).

8 . Последствия длительного стресса для организма

Доказано, что попытки организма адаптироваться к постоянному присутствию стрессора истощают психофизиологические ресурсы человека, повышают восприимчивость к заболеваниям, и могут в итоге привести к различным патологиям. Физические патологии. Медицина выделяет в отдельную группу психосоматические заболевания, появляющиеся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. В их основе лежит телесная реакция на конфликтное переживание, сопровождающаяся изменениями и патологическими нарушениями в органах, т.е. первопричиной является стресс. Соответствующая предрасположенность отдельного человека -- генетически обусловленная или приобретенная -- может влиять на выбор поражаемой системы или органа (напр. образование язвы желудка на фоне хронического гастрита). Наиболее известные психосоматические заболевания -- бронхиальная астма, гипертензия, язвенный колит и язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, нейродермит, псориаз и ревматоидный артрит. Поскольку в этой области медицинские исследования ведутся постоянно, то список все время пополняется, в него уже включена ишемическая болезнь сердца и сахарный диабет второго типа, на очереди -- мигрени, радикулиты и бесплодие. Как именно срабатывает этот механизм, можно продемонстрировать на примере ишемической болезни сердца, кстати, являющейся одной из основных причин смертности в развитых странах мира. Это заболевание возникает, когда кровеносные сосуды, снабжающие кислородом мышцы сердца, закупорены холестериновыми бляшками, или сужены. В результате ощущаются сильные боли в грудной клетке, отдающие в руку (стенокардия), а полное прекращение доступа кислорода к сердцу вызывает инфаркт миокарда. Одной из основных причин начала заболевания является систематическое повышение метаболических потребностей миокарда, вызываемое повышением артериального давления и тахикардией. Высокое АД и тахикардия, в свою очередь, всегда сопровождают хроническое перевозбуждение, вызванное длительным стрессом. Многие ученые полагают, что существует непосредственная связь между соматическими заболеваниями человека, его личностными особенностями, и психологическим климатом его окружения. Считается, что больным язвенной болезнью характерны тревожность, раздражительность, ранимость и пониженная самооценка, в результате тревога порождает состояние напряжения, далее происходит спазм стенок и сосудов пищеварительных органов, ухудшение кровоснабжения ведет к снижению сопротивляемости тканей и образованию язвы. Подобные зависимости установлены и для других соматических заболеваний. Опытным путем доказано, что иммунная система также сильно страдает от воздействия стрессоров на организм. При изучении групп добровольцев, обработанных вирусом простуды, частота появления вирусной инфекции и тяжесть простудных симптомов росла с повышением уровня стресса. Психические патологии. Помимо психосоматических заболеваний, стресс способен вызвать психологические, и даже психические нарушения, так называемые психотравмы. Как уже говорилось выше, под воздействием стрессора нарушается концентрация внимания, замедляется скорость реакций и мышления, возникают расстройства памяти. Иногда возникают изменения восприятия действительности -- нарушается зрение, обоняние, вкус, осязание. Как правило, подобные проявления проходят по окончании действия стрессора. Зато в эмоциональной и поведенческой сфере от последствий зачастую не удается избавиться в течение многих месяцев, иногда лет. В области эмоций реакции длительное время колеблются от агрессии до апатии, от тревожности до полной "расторможенности". Как следствие, возникают изменения в поведении -- проблемы в сексуальной сфере, заикание, появление асоциального поведения. В случае же, если человек подвергся воздействию чрезмерно сильного или длительного стресса, возникает психотравма -- реакция на крайне сильный источник стресса, выходящий за пределы обычного человеческого опыта. Это войны, стихийные бедствия, вооруженное нападение или тяжелое заболевание. Причем психотравма может возникнуть как у самого пострадавшего от стресса человека, так и у его близких. Ее способно вызвать описание страшных событий, произошедших с близкими, известие о наличии тяжелого заболевания или о необходимости проведения сложной операции. Последствия психотравмирующих воздействий на психику зависят от их интенсивности и социально-значимых последствий, а также от индивидуальной значимости травмирующего события для человека и степени его психологической устойчивости. Результатом могут стать неврозы -- затяжные психогенные обратимые расстройства, характеризующиеся навязчивыми и истерическими проявлениями и снижением работоспособности, и реактивные состояния -- аффективно-шоковые реакции, сопровождающиеся сужением сознания, паникой, гиперактивностью или ступором, а также депрессии. Одним из наиболее известных последствий воздействия стрессора на психику является посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), или посттравматический синдром. Оно возникает как отставленная или затяжная реакция на исключительную ситуацию катастрофического характера, способную вызвать дистресс абсолютно у любого человека (боевые действия, террористические акты, пытки, природные и техногенные катастрофы, и т.д.). Кроме общих для большинства серьезных психотравм признаков (появление неврозов, фобий, депрессий), для ПТСР известно три специфических признака: -- "симптомы вторжения " -- мгновенные и неконтролируемые переносы сознания в момент ситуации (вьетнамский\афганский\чеченский синдром), внезапно накатывающие воспоминания, ночные кошмары. Эти приступы часто вызываются триггерами, являющимися частью травмирующего опыта (шум машины, нахождение на высоте и т.д.); -- "симптомы избегания" , когда травматический опыт вытесняется из сознания. Избегание бывает настолько тотальным, что у человека происходят провалы в памяти, забываются мысли, события и люди, каким--либо образом связанные со стрессом; -- "симптомы гиперактивации" -- повышенная возбудимость, нарушение сна, вспышки гнева и агрессии в спокойной обстановке, трудности с концентрацией внимания, постоянное напряжение мышц. Исследования показали, что психофизиологические изменения, связанные с ПТСР настолько серьезны, что это расстройство может стать хроническим и сохраняться в течение десятилетий, иногда на протяжении всей жизни. Поэтому наилучшие результаты дают лечебные вмешательства, проведенные в период от нескольких часов до нескольких дней после получения психотравмы, пока еще не успели развиться стойкие нейробиологические нарушения нервной системы.

9 . Оценка уровня стресса

Возможность оценить уровень стресса конкретного человека может оказаться полезной в самых разных обстоятельствах, начиная от планирования лечебно-реабилитационного процесса для пострадавших в природных или техногенных катастрофах, и заканчивая применением полиграфа при расследовании обстоятельств преступления или при приеме на государственную службу. Разработаны специальные объективные и субъективные методики оценки уровня стресса. Объективные методы. К ним относятся: -- оценка состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма (регистрация частоты сердечных сокращений, определение показателей артериального давления, электрокардиография, определение параметров функционирования дыхательной системы -- частота и глубина дыхания, и т.д.); -- оценка психомоторных реакций человека (определение степени напряжения отдельных мышечных групп, избыточного напряжения мышц и плавности движений, определение скорости сенсомоторной реакции); -- оценка функционирования системы терморегуляции организма и показатели кожно-гальванической реакции (традиционно используется в полиграфах). Субъективные методы. Они включают в себя: -- психологические тесты, выявляющие тревожность; -- интроспекцию, или самомониторинг внутреннего состояния при стрессе. Необходимо отметить, что самонаблюдение -- ключ к преодолению стресса, ведь первый шаг на пути преодоления любой проблемы -- это признание ее существования.

10 . Техники управления стрессом и его профилактика

Существуют некоторые поведенческие и когнитивные методики, помогающие снизить отрицательное влияние стресса, все они направлены на повышение общей устойчивости организма и психики. Рассмотрим некоторые, наиболее известные. Поведенческие методы позволяют человеку контролировать свои физиологические реакции на стрессовую ситуацию. Биологическая обратная связь предполагает обучение контролю над физиологическим состоянием путем получения информации о параметрах этого состояния, и последующей сознательной попыткой эти параметры изменить (намеренное расслабление мышц лба при лечении головных болей). Релаксационный тренинг -- общая мышечная релаксация. Регуляция дыхания -- сознательно управляя дыханием, можно использовать его для общего успокоения и снятия напряжения, как мышечного, так и психического. Медитация (упражнения по тренировке концентрации внимания, используемые для выработки контроля над мыслями и эмоциями) также является эффективной техникой релаксации и снижения уровня психологического возбуждения. Обычный отдых также обеспечивает снижение стресса, практически аналогичное вызванному медитацией. Физические упражнения способствуют выводу накопившихся излишних количеств адреналина и других гормонов, снимают мышечное напряжение. Физиологические методы регуляции стресса заключаются в непосредственном воздействии на физиологические процессы в организме, в частности, на сердечно-сосудистую и мышечную систему. Они включают в себя массаж, акупунктуру и физиотерапию. Даже если человек научится контролировать свои физиологические и эмоциональные реакции путем специальных упражнений, в реальной стрессовой ситуации эти знания трудно будет применить на практике, если отношение к ситуации остается прежним. Когнитивные методы позволяют определить, какие именно ситуации вызывают у человека те или иные симптомы, и помогают изменить сам способ преодоления этих ситуаций. Это происходит в несколько этапов: -- самонаблюдение; -- выявление связей ситуационных переменных с эмоциональными, поведенческими и физиологическими реакциями; -- определение личных ожиданий или убеждений, которые объясняют эти реакции; -- изменение своих представлений о стрессовой ситуации, или поведения в ней. Также с помощью когнитивных техник можно вообще блокировать мысли, вызывающие психоэмоциональный дискомфорт, например, переключив внимания с мышления на восприятие (смотреть на огонь\текущую воду). Для уменьшения эмоционального стресса используется также рациональная психотерапия, хотя надо иметь в виду, что при очень высоком уровне возбуждения психотерапевтические методы могут оказаться безуспешными, из-за избирательности восприятия эмоционально значимой информации в подобные моменты. Биохимические методы снятия стресса включают в себя различные фармакологические препараты, лекарственные растения и ароматерапию. Профилактика очень важна, ряд простейших методов помогает до минимума снизить отрицательное влияние стрессоров на организм, тем самым практически исключив возникновение самого стресса. В первую очередь, это ведение здорового образа жизни. Правильный режим дня и питания, регулярные физические упражнения позволяют поддерживать на должном уровне физиологические резервы организма, обеспечивают нормальное функционирование всех его систем и органов, повышая сопротивляемость к любым раздражителям. Часто помогает также изменение собственных поведенческих навыков. Зачастую источником стресса человека является его собственная неуверенность, с ней можно бороться, изменив свое телесное состояние (позу, жесты) или начав действовать более компетентно. Специальные приемы противодействия психологическому давлению во время общения снижают вероятность возникновения конфликтных ситуаций, не допуская появления стрессора. Одним из важнейших методов профилактики стрессов является эффективное целеполагание. Крах поставленных планов, влекущий за собой серьезный стресс, очень часто бывает связан не столько с непреодолимыми объективными трудностями, сколько с неправильной постановкой цели или неумением подобрать нужные ресурсы. Существуют также специальные научные разработки, помогающие избежать специфических производственных стрессов.

11 . Недопустимые методы борьбы со стрессом

Не все методы борьбы со стрессом стоит использовать, даже если создается ощущение, что они оказывают реальную помощь. К подобным ошибочным стратегиям относятся: -- Дистанцирование от проблемы или откладывание ее решения . Стрессор при этом никуда не исчезает, и продолжает воздействовать на человека, истощая его психофизиологические резервы; -- Уход от реальности с использованием алкоголя или наркотиков. На некоторое время этот способ снижает остроту проблемы, и может показаться, что он минимизирует проявления стресса. В действительности же под действием подобных веществ психофизиологические ресурсы истощаются еще быстрее, при том что стрессовая ситуация по-прежнему остается напряженной. -- Избегание ответственности . Такой способ, называемый еще "поза страуса", по определению неэффективен, и свидетельствует о совершенной инфантильности человека, его выбирающего. -- Поиск социальной поддержки . Это бывает действенно в ситуации острого горя, но перекладывание абсолютно всех проблем на плечи других людей недопустимо. Такой человек не только в будущем не сможет самостоятельно справляться со стрессорами, он создает проблемы для окружающих, заставляя их разделять собственные переживания, практически переживать стресс.

1 3 . Заключение

Условия современной жизни представляют собой совокупность источников постоянного стресса. Жизнь каждого человека преисполнена множества как физических (перепады атмосферного давления), так и психосоциальных стрессоров: информационные нагрузки, дефицит времени, эмоциональные нагрузки в результате общения с большим количеством людей, конфликты и многое другое. Поскольку биологические возможности человека ограничены, постоянное воздействие стрессоров приводит к истощению адаптационных способностей и развитию болезненных состояний. Чтобы справляться со стрессами, необходимо уметь эффективно использовать потенциальные резервы организма, обладать элементарными знаниями о механизмах развития негативных эмоциональных и физиологических реакциях и способах их предотвращения. Но, согласно Гансу Селье, стресс -- это реакция организма в ответ на любое требование среды. Стресс -- неотъемлемая часть нашей жизни, он вызывается любыми значительными событиями, будь то горе или радость, играет важную роль в процессах обучения и воспитания. Избегать его -- значит, не только предупреждать потенциальные неудачи, но и отказаться от возможных достижений. К тому же, именно стрессы поддерживают активность организма на уровне нормы. Состояние полного покоя невозможно для живого существа. Таким образом, бороться следует лишь с патологическими, тяжелыми и длительными стрессами. Главное при этом -- не доводить их до хронической стадии, решать проблемы сразу по мере их поступления, даже если это требует максимального напряжения сил, после чего обеспечить возможность полноценного отдыха и восстановления защитных сил организма.

Список литературы , источники

Конечно, они есть, и были использованы при написании этой работы. Но любителям копировать рефераты придется поискать себе источники самостоятельно.

Слово «стресс», так же как «успех», «неудача» и «счастье», имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь.

Что это - усилие, утомление, боль, страх, необходимость сосредоточиться, унижение публичного порицания, потеря крови или даже неожиданный огромный успех, ведущий к ломке всего жизненного уклада? Ответ на этот вопрос - и да, и нет. Вот почему так трудно дать определение стресса. Любое из перечисленных условий может вызвать стресс, но ни одно из них нельзя выделить и сказать: вот это и есть стресс, потому что этот термин в равной мере относится и ко всем другим.

Основоположником учения о стрессе является лауреат Нобелевской премии физиолог Ганс Селье (1907-1982 г.). Бывший студент Пражского университета в 1936 г. опубликовал первые наблюдения о больных, страдающих расстройствами различных систем организма. У всех таких больных наблюдалась потеря аппетита, мышечная слабость, повышенное артериальное давление, утрата мотивации к достижениям. Г. Селье обозначил эти симптомы как «синдром просто болезни», показав, что при этом в организме у многих людей наблюдаются однообразные нарушения: изменения в коре надпочечников (увеличение размеров, кровоизлияния), истощение лимфоидной ткани (лимфатических узлов, тимуса), изъязвление желудка. Для описания совокупности всех неспецифических (не свойственных организму в норме) изменений внутри организма он ввел понятие «стресс».

Стресс (англ. s tress - напряжение, сжатие, давление) - это

    состояние эмоционального и физического напряжения, которое возникает в определенных ситуациях, которые характеризуются как трудные и неподвластные;

    это физическая, психическая, эмоциональная и химическая реакция тела на то, что пугает человека, раздражает его или угрожает ему;

    неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования.

Чтобы понять это определение, нужно объяснить, что подразумевается под словом «неспецифический». Каждое предъявленное организму требование в каком-то смысле своеобразно или специфично. На морозе мы дрожим, чтобы выделить больше тепла, а кровеносные сосуды кожи сужаются, уменьшая потерю тепла с поверхности тела. На солнцепеке мы потеем, и испарение пота охлаждает нас. Если мы съели слишком много сахара и содержание его в крови поднялось выше нормы, мы выделяем часть и сжигаем остальное, так что уровень сахара в крови нормализуется. Мышечное усилие, например бег, вверх по лестнице с максимальной скоростью, предъявляет повышенные требования к мускулатуре и сердечно-сосудистой системе. Мышцы нуждаются в дополнительном источнике энергии для такой необычной работы, поэтому сердцебиение становится чаще и сильнее, повышенное кровяное давление расширяет сосуды и улучшается кровоснабжение мышц. Фактор, вызвающий стресс называется «стрессор».

Каждое лекарство и гормон обладают специфическим действием. Гормон адреналин учащает пульс и повышает кровяное давление, одновременно поднимая уровень сахара в крови, а гормон инсулин снижает содержание сахара. Однако независимо от того, какого рода изменения в организме они вызывают, все эти агенты имеют и нечто общее. Они предъявляют требования к перестройке. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была.

Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, - это и есть сущность стресса.

С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий - горе и радость - совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие - неспецифическое требование приспособления к новой ситуации - может быть одинаковым.

Нелегко представить себе, что холод, жара, лекарства, гормоны, печаль и радость вызывают одинаковые биохимические сдвиги в организме. Однако дело обстоит именно так. Количественные биохимические измерения показывают, что некоторые реакции неспецифичны и одинаковы для всех видов воздействий.

Обязательным атрибутом эмоционального стресса, сиг­налом, указывающим на недостаточность функциональ­ных резервов человека для преодоления угрозы, является тревога. Она определяется как чувство опасения или ожи­дания, связанного с возникновением или перспективой блокады актуальной потребности человека (фрустрации) и реализует важнейший неотъемлемый механизм эмоци­онального стресса.

Связывание чувства тревоги с угрозой, имеющей конк­ретное содержание, обозначается как страх. В целом тре­вога и страх являются основными признаками напряжения механизмов психической адаптации, стимулами, активи­зирующими адаптационные механизмы на поиск выхода из стрессирующей ситуации.

Дж. Эверли и Р. Розенфельд также считали, что в пре­вращении большинства раздражителей (внешних или внутренних) в стрессоры определенную роль играет эмо­циональная и мыслительная оценка данных стимулов. Если раздражитель не интерпретируется как угроза или вызов по отношению к личности, то стрессовая реакция вообще не возникает. Таким образом, большинство стрес­совых реакций, испытываемых людьми, на самом деле, по мнению Эверли и Розенфельда, создаются ими самими и длятся столько, сколько им разрешат.

На уровне биологических изменений в организме эмо­циональный стресс первично возникает как центральный нейрогенный процесс, а все периферические функцио­нальные нарушения развиваются вторично и фактически являются следствием эмоционального перенапряжения. В реализации эмоциональных возбуждений ведущую роль играют гормональные механизмы.

Физиологический стресс проявляется следующим об­разом: на ранних стадиях эмоционального напряжения нарушаются информационные связи между различными функциональными системами организма человека, и они начинают работать изолированно, напряженно, пытаясь самостоятельно поддерживать регулируемые ими пока­затели на оптимальном уровне. При продолжающемся стрессорном воздействии механизм саморегуляции ка­кой-либо наиболее ослабленной функциональной систе­мы человека нарушается, и тогда ее функция устойчиво изменяется: например, стойко повышается артериальное давление, снижается иммунитет и т.д. Регуляция соответ­ствующего физиологического показателя при этом до определенного времени осуществляется местными клеточ­ными механизмами, устойчивый дисбаланс которых при­водит к возникновению болезни.

Было бы ошибкой полагать, что стресс - это некая враждебная сила, которую всегда следует избегать. Не всякий стресс является вредным. Стрессовая активация может вызываться положительными событиями, вызывающими позитивные эмоции (например, праздник, переезд в новую квартиру и т.п.). Эти состояния обозначают как «эустресс». Нам всегда необходим стимул, для того чтобы сделать свою жизнь динамичной и наполненной, не бояться нестандартных ситуаций, не отказываться от новых возможностей и главное - добиваться цели. Эустресс - это тот заряд бодрости, который помогает нам справиться с делами в срок. Без него наша жизнь была бы серой и скучной.

Все эмоционально-стрессовые состояния, связанные с отрицательными переживаниями и имеющие ослабляющую, деструктивную силу, обозначают как «дистресс» (неразрешенные конфликты, потеря близкого человека). Но и в этой ситуации стресс нельзя назвать вредным. Ведь именно стрессовая реакция дает человеку силы, которые он может использовать для преодоления трудной ситуации (аврал на работе, возможность убежать от грабителя). Поэтому нельзя говорить, что стресс на хорошие события полезен, а на плохие - вреден. Граница между полезным и вредным стрессом порой бывает очень зыбкой. По принципу «лучшее - враг хорошего» избыток положительных эмоций тоже может закончиться срывом, если оставить их без контроля.

Наиболее существенным недостатком в теории Г. Селье является отрицание ведущей роли центральной нервной системы в происхождении стресса.

Г. Селье и его последователи показали, что синдром ответной физиологической реакции на стресс представляет универсальную модель защитных реакций, направленных на сохранение целостности организма, и одинаков как для человека, так и для животных. Но в отличие от животных, у человека физиологическая реакция может определяться не только непосредственным присутствием стрессора, но и его психологическим воздействием на личность.

Таким образом, по отношению к человеку специфика стресса состоит в сознательной переработке отрицательных эмоций с участием механизмов психологической защиты личности.

Естественным продолжением теории Г. Селье является теория эмоционального стресса Р. Лазаруса, которая проводит разделение системного (физиологического) и психического (эмоционального) стресса. Эмоциональный стресс выступает как ответ организма на внутренние и внешние процессы, при котором физиологические и психологические способности напрягаются до уровней, близких к пределу или их превышающих. В рамках данной теории различия между физиологическим и эмоциональным стрес­сом объясняются непосредственным воздействием небла­гоприятных факторов на организм при физиологическом стрессе и опосредованным (через включение отношения человека к ситуации) неблагоприятным воздействием при эмоциональном стрессе. Таким образом, при эмоциональ­ном стрессе прямого повреждающего воздействия на организм может и не быть.

При эмоциональном стрессе фактором, вызывающим напряжение организма до уровней, превышающих нор­мальные приспособительные реакции, является предви­дение повреждения вследствие начавшего действовать или прогнозируемого неблагоприятного фактора. Таким обра­зом, необходимым условием возникновения развития пси­хологического стресса является восприятие угрозы. Эмоциональный стресс не возникает, если ситуация не воспринимается человеком как опасная. Восприятие и оценка ситуации как угрожающей тесно связаны с ког­нитивными процессами, особенностями личности чело­века (тревожность, эмоциональная устойчивость и др.) и его предшествующим опытом. Поэтому факторов и си­туаций, вызывающих одинаковый для всех людей стресс, не существует.

Современные взгляды на стресс отличаются условнос­тью полного разделения физиологического стресса и стресса эмоционального. В физиологическом стрессе все­гда есть психические элементы и наоборот. Каков бы ни был стресс: эмоциональный или физиологический, один вид часто служит источником другого - эмоциональный стресс неизменно влечёт за собой физиологический, а сильный физиологический стресс может повлиять на эмо­циональное состояние. Образуется порочный круг, что только усложняет решение проблемы, особенно при дли­тельном или хроническом стрессе.

Таким образом, стресс -

    чрезвычайно сложное явление, затрагивающее все уровни функционирования организма. От работы организма на каждом из этих уровней зависит успешность преодоления человеком стресса;

    не всегда бывает вреден, своё пагубное влияние оказывает в ситуациях, когда он слишком силён или действует слишком долго;

    связан с индивидуальными и психологическими особенностями личности ⟹ факторов и ситуаций, вызывающих одинаковый для всех людей стресс, не существует.

Активная социальная жизнь, постоянное нахождение в круговороте событий, семья, работа, — всё это вместе является причиной сильного напряжения и переживания. Вследствие неправильного образа жизни, а также воздействия негативных ситуаций, человек может испытывать стресс, который сам по себе обладает разрушительным воздействием на эмоции и здоровье.

Что такое стресс: понятие

Прежде чем искать способы избавления от негативного воздействия внешних факторов, необходимо узнать, что такое стресс, по каким причинам он возникает и по каким признакам можно судить о его наличии. Стресс можно определить как реакцию организма на различные раздражители. Величина и длительность действия этих раздражителей бывает разной, а их влияние и последствия во многом зависят от индивидуальных особенностей личности и способности справляться с негативными факторами.

Стрессом также называют состояние повышенного напряжения и сильной нагрузки на психику человека. Известно, что вызывать стресс могут не только негативные факторы, хотя они являются наиболее распространенной причиной, но и положительные. Например, перемены в семье, рождение ребенка тоже могут стать причиной, хотя для большинства людей подобные события являются положительными.

Таким образом, стресс определяется как ответ организма на действие стрессоров. Это те факторы и элементы в жизни человека, которые могут непосредственно влиять на его состояние.

Причины

Для того чтобы иметь возможность избежать влияния негативных раздражителей на организм, важно знать причины стресса. Большое значение имеет устойчивость человека к внешним раздражителям. На одно и то же событие разные люди реагируют по-разному, соответственно, у одного человека может появиться стресс, а у другого нет. Основные причины:

  • Хроническая усталость, когда остается мало времени на полноценный отдых.
  • Внутренние установки и убеждения человека, не позволяющие адекватно и спокойно реагировать на некоторые раздражители.
  • Травмирующие жизненные ситуации: болезнь родственников и своя, смерть, резкие перемены в жизни.
  • Длительные финансовые проблемы.
  • Несоответствие жизни собственным ожиданиям.
  • Давление со стороны близких людей, особенно в семье.
  • Внутрисемейные разногласия.
  • Проблемы на работе, невозможность найти общий язык с коллегами, конфликты с начальством, невозможность продвижения по карьерной лестнице, если человек ожидает этого.

Большое значение имеет тип нервной системы человека и его восприимчивость к раздражителям. Слабая нервная система, страхи усугубляют воздействие факторов стресса и приводят к его усилению.

Как определить наличие стресса: симптомы и признаки

Теперь необходимо выяснить основные признаки и симптомы стресса, чтобы вовремя начать его профилактику и выведение человека из негативного состояния. Все симптомы можно разделить на несколько категорий:

  • Эмоциональные;
  • Когнитивные;
  • Физиологические;
  • Социальные.

Эмоциональные признаки

Человек, находясь в состоянии стресса, ощущает раздражительность, агрессивность, плаксивость, чувство одиночества. Возможны внезапные и плохо контролируемые вспышки гнева, что ведет к конфликтам с окружающими людьми. Стресс зачастую становится причиной развития депрессивного расстройства, поэтому так важно свести его влияние к минимуму. Наблюдается перемена настроения от хорошего до резко негативного.

Когнитивные признаки стресса

Воздействие стрессовых факторов, особенно продолжительное, приводит к ухудшению мышления, памяти, внимания. Человек, находящийся в этом состоянии, хуже решает текущие задачи, ему становится сложнее воспринимать новую информацию, выполнять свои профессиональные обязанности.

Физиологические симптомы

Стресс является причиной нарушения многих функций организма. Появляются головные боли, боли в области сердца, повышается кровяное давление. Часто у человека в состоянии стресса наблюдается бессонница, ухудшение аппетита или его увеличение, что провоцирует изменение в весе. Может наблюдаться сильная усталость и слабость в организме, снижаться половое влечение.

Социальные признаки

Человек, находящийся в стрессовой ситуации, может идти на конфликты с другими людьми, не всегда отдавая отчет в собственных действиях. Воздействие стресса на работе люди могут переносить на близких людей, вымещая на них свой гнев. Стресс в семье, в свою очередь, может влиять на эффективность в профессиональной деятельности, а постоянные негативные мысли провоцировать появление ошибок в работе, а иногда и травм. У человека, длительно находящегося в стрессе, могут нарушаться социальные контакты, так как люди начинают избегать его агрессии.

Виды стрессов

В медицинской и психологической практике его делят по способу действия: положительная форма и негативная.

Эустресс — это стресс, вызванный положительными событиями. Его делят на две группы:

  • Вызванный эмоциями.
  • Мобилизирующий.

Первый тип возникает, когда человек осознает, что с ним происходит, он понимает стоящие перед ним задачи и видит способы решения. Второй тип предполагает небольшой выброс адреналина, помогающий настроиться и быстро переключиться на решение текущей задачи. Мобилизирующий стресс мы испытываем утром, когда требуется быстро собраться на работу. Это легкие виды стрессов, помогающие бороться с текущими проблемами и активно действовать в окружающем мире.

При низкой сопротивляемости организма и психики человека к воздействию внешних факторов эустресс может перейти в деструктивный.

Дистресс — этот вид стресса действует разрушающе на организм человека. Нарушается умственная деятельность, ухудшается физическое здоровье, снижается работоспособность. Его также можно поделить на несколько подтипов.

  1. Физиологический . Такой стресс появляется при воздействии неблагоприятных факторов внешней среды: температуры, погоды, а также внутренних факторов – голода, жажды, болей в различных частях тела.
  2. Эмоциональный . Возникает во время ситуаций, когда человек испытывает сильные эмоции, причем они могут быть не только отрицательные, но и положительные. Постоянное испытывание одних и тех же эмоций может вызвать усталость, моральное и психологическое истощение. Этот вид возникает и при наличии сильного воображения, фантазий, которые способны вызвать реальный стресс.
  3. Кратковременный . Возникает при внезапном воздействии некоторых факторов, например, резкого испуга. Часто связан с инстинктом самосохранения. Проходит обычно быстро и не имеет после себя последствий. Однако при возникновении сильно травмирующей ситуации стресс может переживаться несколько дней и быть глубоким.
  4. Хронический . Это самый опасный тип. Человек ежедневно и систематически подвергается воздействию определенных стрессоров. При этом он привыкает к их присутствию, перестает замечать, однако, они продолжают действовать. Дистресс способен привести к нарушению деятельности организма, различным заболеваниям, нервным срывам. Часто заканчивается развитием в тяжелой ее форме, вплоть до суицидальных наклонностей.
  5. Нервный стресс . Часто наблюдается у людей, предрасположенных к нервным заболеваниям, но может возникать и на фоне сильнейшего напряжения. В данном случае многое зависит от типа нервной системы и то, как человек обычно реагирует на раздражители.

Стадии развития стресса

Развитие проходит в несколько стадий. Может наблюдаться как состояние возбуждения, когда сложно контролировать свои эмоции и действия, так и состояние торможения и безразличия к происходящему. Выделяют 3 стадии стресса:

Первая стадия — тревога

Это начальная реакция организма на воздействие раздражителей. Появляется тревога, опасения, настороженность. На этой стадии человек может мобилизировать свои силы для решения ситуации. Длится стадия от нескольких минут до нескольких недель, всё зависит от индивидуальных особенностей психики. В итоге человек может потерять самоконтроль, его поведение изменяется на противоположное от обычного для него, нарастает напряжение, могут нарушиться отношения с близкими людьми и коллегами.

Сопротивление

На этом этапе происходит активация ресурсов организма и сопротивление стрессорам. Находясь на этой стадии, человек способен наиболее эффективно справиться с воздействием раздражителя. Сопротивляемость организма завышена, человек способен к анализу и поиску наиболее эффективного решения.

Третья стадия стресса — истощение

Если решение и выход из ситуации не найден, а человеку не удалось справиться со своими эмоциями, то стресс переходит в фазу истощения. Начинает ощущаться сильная усталость, безразличие, отсутствие сил и желания что-либо делать и менять. Большая вероятность возникновения соматических и психологических заболеваний.

Если человеку хватает собственных ресурсов или он нашел методы борьбы со стрессом, то он выходит из-под его воздействия.

Психика и сопротивляемость каждого человека к неблагоприятным факторам индивидуальны. Один человек испытывает небольшой стресс и с легкостью находит выход, тогда как другой реагирует на аналогичную ситуацию бурно и агрессивно. Важно научиться вовремя определять наличие стресса и его вид и принимать соответствующие меры. Отдых, смена деятельности, положительные социальные контакты, спорт помогут снизить влияние неблагоприятных факторов и не допустить переход легких форм стресса в .

Пол века назад Ганс Селье ввел в обиход понятие стресса (Selje H., 1954), которое заставило ученых пересмотреть общепризнанные взгляды на взаимодействие человека с окружающей средой. Оказалось, что наряду со специфическими ответами организма на то или иное воздействие, имеются общие реакции, связанные с активностью гормональной системы. Селье показал, что при жаре и холоде, при горе и радости, при травме и сексе кора надпочечников выделяет определенные гормоны, помогающие человеку приспосабливаться к резким изменениям окружающей среды, чем бы они не были вызваны. Селье назвал это явление "адаптационным синдромом" и выяснил, что он протекает в три стадии. Это стадия тревоги, стадия резистентности (сопротивления) и стадия истощения. Если стресс протекает в рамках первых двух стадий - тогда все нормально, такой стресс даже полезен для организма. Если защитных сил организма недостаточно, тогда наступает третья стадия истощения адаптационных резервов, а это уже прямой путь к болезни.

За последние пятьдесят лет про стресс было написаны сотни тысяч научно-популярных статей. Причем каждый исследователь излагал свои личные взгляды на этот феномен. Поэтому будет справедливо, если мы предоставим слово самому первооткрывателю стресса Гансу Селье, который в доступной форме рассказал о своем открытии в книге "Стресс жизни".

В наши дни много говорят о стрессе, связанном с административной или диспетчерской работой, с загрязнением окружающей среды, с выходом на пенсию, с физическим напряжением, семейными проблемами или смертью родственника. Но многие ли из горячих спорщиков, защищающих свои твердые убеждения, утруждают себя поисками подлинного значения термина "стресс" и его механизмов? Большинство людей никогда не задумывались над тем, есть ли разница между стрессом и дистрессом!

Слово "стресс", так же как "успех", "неудача" и "счастье", имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Возникает вопрос, не является ли понятие "стресс" просто синонимом "дистресса" (Distress - горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда; stress - давление, нажим, напряжение)? Тогда под это понятие попадают утомление, боль, страх, необходимость сосредоточиться, унижение, публичное порицание, серьёзная болезнь или даже неожиданный огромный успех, ведущий к ломке всего жизненного уклада. Ответ на этот вопрос - и да, и нет. Любое из перечисленных условий может вызвать стресс.

Стресс - это приспособительная реакция, опосредованная индивидуальными различиями и (или) психологическими процессами, которая наступает в результате окружающей среды, обстоятельств или событий, предъявляющих избыточные психологические и (или) физические требования к человеку.

Как же справиться со стрессом жизни, если мы не можем даже определить его? Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих; диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания - это сотни погибших; спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, - все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых - справиться с возросшими требованиями к человеку. Факторы, вызывающие стресс - стрессоры, различны, но они пускают в ход одинаковую в сущности биологическую реакцию стресса. Различие между стрессором и стрессом было, вероятно, первым важным шагом в анализе этого биологического явления, которое мы все слишком хорошо знаем по собственному опыту.

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. Чтобы понять это определение, нужно сначала объяснить, что мы подразумеваем под словом "неспецифический". Каждое предъявленное организму требование в каком-то смысле своеобразно или специфично. На морозе мы дрожим, чтобы выделить больше тепла, а кровеносные сосуды кожи сужаются, уменьшая потерю тепла с поверхности тела. На солнцепеке мы потеем, и испарение пота охлаждает нас. Если мы съели слишком много сахара, и содержание его в крови поднялось выше нормы, мы выделяем часть и сжигаем остальное, так что уровень сахара в крови нормализуется. Каждое лекарство и гормон обладают специфическим действием. Однако, независимо от того, какого рода изменения в организме они вызывают, все эти агенты имеют и нечто общее. Они предъявляют требования к перестройке. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была. Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием, как таковым - это и есть сущность стресса.

С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий - горе и радость - совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие - неспецифическое требование приспособления к новой ситуации - может быть одинаковым.

Нелегко представить себе, что холод, жара, лекарства, гормоны, печаль и радость вызывают одинаковые биохимические сдвиги в организме. Однако дело обстоит именно так. Количественные биохимические измерения показывают, что некоторые реакции неспецифичны и одинаковы для всех видов воздействий.

Медицина долго не признавала существования такого стереотипного ответа. Казалось нелепым, что разные задачи, фактически все задачи, требуют одинакового ответа. Но если задуматься, то в повседневной жизни много аналогичных ситуаций, когда специфические явления имеют, в то же время, общие неспецифические черты. На первый взгляд трудно найти "общий знаменатель" для человека, стола и дерева, но все они обладают весом. Нет невесомых объектов. Давление на чашу весов не зависит от таких специфических свойств, как температура, цвет или форма. Точно так же стрессорный эффект предъявленных организму требований не зависит от типа специфических приспособительных ответов на эти требования.

Что такое стресс? Что он собой представляет? В научной литературе такое состояние описывается как психическая и физическая реакция организма на раздражающие или пугающие ситуации, которые время от времени возникают в жизни. Стресс также называют защитным механизмом, данным нам природой. Однако, как это ни печально, в нашей жизни он все чаще работает не на пользу, а против нас, и может принести гигантский вред как психологическому, так и физическому здоровью человека.

Сила стресса

Итак, мы уже знаем, что стресс — это универсальная реакция организма, которая при необходимости служит своеобразным включателем необходимых защитных способностей человеческого организма. Однако раздражитель должен обладать большой силой, чтобы организм, помимо основных механизмов защиты, решил подключить несколько реакций, которые объединены общим названием «стресс». Сегодня доказано, что сильный стресс имеет не только отрицательное, но и положительное значение для организма, нейтрализуя последствия, вызванные воздействием сильнейших раздражителей. Кстати, стрессовая реакция присуща не только человеку, но и другим живым существам. Но поскольку здесь имеет значение социальный фактор, то стрессу наиболее подвержены люди.

Влияние стресса на человека

Медики доказали, что стресс является одной из главных причин характера. Независимо от возраста, пола, профессии, все группы населения подвержены стрессовым состояниям. При этом его длительное воздействие приводит к таким нарушениям, как повышение давления, сбой сердечного ритма и пищеварения, гастриты и колиты, к головным болям, снижению либидо и др.

Стресс по Гансу Селье

Канадский физиолог в 1936 году впервые в мире дал определение концепции стресса. Согласно ему, стресс - это реакция живого организма на внутреннее или внешнее сильное раздражение, при этом оно должно превышать допустимый предел выносливости. Таким образом, организм посредством стресса борется с любыми угрозами. Эта концепция была одобрена многими учеными и положена в основу учения об этом. Угрозы в данной концепции стали называться стрессорами, которые разделяются на два основных типа: физические и психологические. К первым относятся боль, жара или холод, какие-либо повреждения, сопровождающиеся болью, и т. д. А к психологическим - обида, страх, злость и др.

Стресс и дистресс

По мнению многих ученых, не всякий стресс является злом. Он может иметь и положительное влияние на организм. Исходя из этого, Ганс Селье решил подразделить это явление на два вида: стресс и дистресс. Последний и является вредоносным для нас. Именно в его результате в организме происходят порой необратимые изменения. Например, доказано, что стрессы увеличивают риск сердечного приступа почти в два раза.

Стадии развития стресса

Естественно, первый и основной вклад в изучение стадий стрессов также сделал канадский ученый Ганс Селье. В 1926 году, еще в годы учебы в мединституте, он обнаружил, что симптомы болезней пациентов с разными диагнозами во многом схожи. Это натолкнуло Селье на мысль, что организмы, сталкиваясь с одинаковой мощной нагрузкой, начинают реагировать на нее одинаково. Так, например, такие симптомы, как снижение массы тела, слабость и апатия, потеря аппетита, наблюдались при таких серьезных заболеваниях, как рак, различные инфекционные болезни, потеря крови и т. д. Естественно, ученого начал мучить вопрос о том, с чем это связано. В течение 10 лет он работал в этом направлении, было проведено множество исследований. Результаты оказались очень интересными, однако медицина не желала признавать их. Согласно Селье, организм, каким бы способным к адаптации он ни был, при чрезвычайно сильном воздействии отказывается приспосабливаться. К тому же ученый смог выяснить, что разные раздражители приводят к одинаковым биохимическим изменениям в системах органов. Несмотря на скептическое отношение медиков, Селье не останавливался на достигнутом и вскоре сумел доказать, что в данном деле именно гормоны играют важнейшую роль. Именно они влекут стресс. Стадии этого явления, по Селье, делятся на следующие этапы: тревога, сопротивление и истощение.

Особенности стресса на каждой из трех стадий

Первая - это подготовительная стадия, которая называется тревогой. На этом этапе происходит выделение специальных (норадреналин и адреналин), которые подготавливают организм либо к защите, либо к бегству. В результате этого резко снижается его сопротивляемость к инфекциям и болезням. В этот период также нарушается (понижается или повышается) аппетит, наблюдаются сбои в процессе пищеварения и т. д. Если неприятности быстро разрешатся благодаря какой-либо физической активности, то эти изменения вскоре проходят бесследно. А в случае долгосрочности стрессовой ситуации организм истощается. Некоторые чрезвычайно мощные стрессоры даже могут привести к летальному исходу. Кстати, это может быть как физический, так и психоэмоциональный стресс. Стадии этого явления, если имеется для этого почва, довольно быстро сменяют друг друга.

Вторым этапом является стадия сопротивления (резистентности). Это происходит тогда, когда адаптационные возможности разрешают бороться. На данном этапе человек чувствует себя неплохо, почти так же, как в здоровом состоянии. Однако у него могут проявиться агрессивность и возбудимость.

Третьей стадией стресса является истощение. Она по своему характеру ближе к первой. Организм после долгого воздействия стресса уже не способен мобилизовать свои резервы. Все симптомы на данной стадии подобны “крику о помощи”. В организме наблюдаются различные Если с этим не бороться, то на этой стадии могут развиться тяжелые заболевания, иногда даже со смертельным исходом. В том случае, если имеют психологический характер, то есть имеет место эмоциональный стресс, то декомпенсация может привести к глубокой депрессии или На данном этапе больной никоим образом не сможет самостоятельно себе помочь, ему понадобится помощь специалиста.

Основные виды стресса

Еще раз вспомним, что такое стресс. Это общая (неспецифическая) реакция организма на физиологическое и физическое воздействие. Она проявляется чаще всего в изменении функций тех или иных систем органов. Основными видами стресса являются: физический (травмы, инфекции и т. д.) и эмоциональный (нервные расстройства, переживания и т. д.). В современной жизни выделяют еще и профессиональный стресс. Стадии его протекают так же, как и в случае с остальными видами.

Виды профессионального стресса

Итак, давайте обсудим, чем характеризуется такое состояние стресса. Как известно, часто люди, вовлеченные в какую-либо деятельность и выполняя свою работу, находятся в постоянном напряжении, причиной которого являются различные экстремальные и эмоционально-отрицательные факторы. Это и есть профессиональный стресс. Существуют несколько его разновидностей, а именно: информационный, коммуникативный и эмоциональный.

В первом случае стресс возникает из-за того, что человек не успевает справиться с поставленной перед ним задачей или принять верное решение ввиду нехватки времени. Причин тому множество: неопределенность, недостаток информации, внезапность и т. д.

Профессиональный стресс коммуникативного характера обусловлен конкретными проблемами, связанными с деловым общением. Его проявлениями являются повышенная раздражительность ввиду неумения оградить себя от чьей-либо коммуникативной агрессии, неспособности высказать свое недовольство или защититься от манипуляции. Кроме того, одним из важных факторов является несовпадение стиля и темпа общения.

Ну, а эмоциональный стресс, как правило, возникает от страха реальной или даже предполагаемой опасности, от сильных переживаний различного характера, а также от чувства унижения, вины, обиды или гнева, ведущих к разрыву деловых отношений с коллегами и конфликтной ситуации с руководством.

Положительное и отрицательное влияние стресса

Когда мы говорим об этом явлении, то подразумеваем что-то нехорошее, негативное. Тем не менее это не совсем так. Ведь стресс является защитным механизмом, попыткой организма приспособиться, то есть адаптироваться к необычным и новым для него условиям. Конечно, речь в данном случае идет об эмоциональном стрессе, и он, оказывается, может быть как «плохим», так и, наоборот, «хорошим». В науке хороший стресс называют эустрессом. В случае если он несильный, такое состояние способствует мобилизации организма. Положительным также является стресс, вызванный хорошими эмоциями. Например, крупный выигрыш в лото, победа любимой спортивной команды, радость от встречи с человеком, которого не видели целую вечность, и т. д. Да, радость - это, хоть и положительный, но все же стресс. Стадии его развития, конечно же, не такие, как описывались выше. Однако даже положительный стресс может иметь отрицательные последствия для некоторых людей, например гипертоникам даже такие вот приятные волнения противопоказаны. Такой стресс, как понимаете, в большинстве случаев бывает краткосрочным, недолгим. Что же касается отрицательного, то им называют состояние, вызванное негативными эмоциями. В науке оно обозначается словом “дистресс”. Он отрицательно действует не только на нервную, но и на иммунную систему. Если стрессоры очень сильные, то организм не сможет самостоятельно справиться, и здесь понадобится вмешательство специалиста.

Как защититься от стресса: лечение и профилактика

В нашем динамично развивающемся мире сложно бороться с негативными проявлениями стресса. А уж избежать их практически невозможно. Эмоциональный стресс чаще всего наблюдается у минорных людей, которые любят жалеть себя, злословят, сплетничают, видят во всем плохое. Чтобы избежать этого, человек должен контролировать свои мысли, настраивать себя на хорошее. Можно заниматься какой-либо общественно-полезной деятельностью, иметь интересное хобби, ходить в спортзал или бассейн, читать интересную литературу и посещать музеи, выставки и т. д. Однако в жизни создаются ситуации, когда люди просто неспособны самостоятельно справляться с эмоциональной нагрузкой и ее отрицательным воздействием на организм. Что же делать в этом случае? Конечно же, здесь на помощь должны прийти лекарственные препараты: микстуры и таблетки от нервов и стресса. Многие из них изготавливаются из различных трав. Содержащиеся в их составе вещества благотворно влияют на нервную и иммунную системы. К таким растениям относятся боярышник, вереск, валериана, душица, пассифлора, мелисса, пион, хмель, пустырник и т. д. А значит, человеку помогут и настойки этих лекарственных трав, а также пилюли на их основе. Покупая и стресса, посмотрите на их упаковку. Здесь наверняка в составе будут указаны некоторые из этих растений. Однако перед тем как принимать их, лучше проконсультироваться с врачом. Он назначит вам комплексное лечение с использованием различных средств - как медикаментозных, так и психо-эмоциональных.

Препараты от стресса

Препараты, которые способны успокоить в стрессовой ситуации, в фармакологии называются транквилизаторами. Они снимают тревогу, позволяют человеку избавиться от навязчивых отрицательных мыслей, расслабляют и успокаивают. Это могут быть снотворные препараты или миорелаксанты. Также в этих случаях помогают нестероидные противовоспалительные препараты - бензодиазепины. Они, как правило, являются быстродействующими. В течение 30 минут могут принести облегчение. Эти препараты идеально подходят во время многих нервных состояний и приступов панической атаки. Другими медикаментами, помогающими в стрессовых ситуациях и используемыми для лечения состояния стресса, являются бета-блокаторы, антидепрессанты и др. На сегоднящний день лучшими препаратами признаны "Ново-Пассит", "Персен", "Тенатен", "Нодепресс" и другие.

Стресс и братья наши меньшие

Не только люди, но и животные подвержены стрессам. Для домашних питомцев также придуманы различные препараты, которые помогают им в ситуации стресса и снимают дискомфорт. Таблетки для кошек “Стоп стресс” помогут вашим любимцам чувствовать себя великолепно и не испытывать тревоги и других неприятных ощущений. Существуют подобные препараты и для собак.

Многие четвероногие подвержены различным фобиям, и таблетки “Стоп-стресс” - лучшее средство от этого. Отзывы владельцев собак говорят, что после нескольких дней приема питомцы будут вести себя, как шелковые, и снова начнут радовать вас своим ласковым поведением.



Рассказать друзьям