Сравнение Тютчева и Фета: взгляд на природу и любовь. Сравнительная характеристика темы любви в лирики Фета и Тютчева (Школьные сочинения)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тема любви в творчестве любого поэта так или иначе связана с личными переживаниями, иначе не смогли бы они раскрывать эту сложную проблематику. И понятно, что у каждого автора она представлена по-разному; поэзия А.А. Фета и Ф.И. Тютчева, при всей ее внешней схожести, безусловно, была различна и способом введения темы любви, и отношением к ней, и отдельными штрихами изображения.

До 50-х гг. в творчестве Тютчева женские образы появлялись довольно редко, зачастую на втором плане, и роль женщины и ее любви была не столь важна для автора. С появлением же в жизни поэта Е.А. Денисьевой в поэзии Тютчева, можно сказать, тема любви была раскрыта полностью, он ввел в нее разносторонний женский образ, и, очевидно, одним из первых сумел встать на место женщины, с ее точки зрения посмотрев на мир. Можно говорить о традиции Некрасова в тютчевской лирике – поэт создал ряд стихотворений с одной героиней, чей образ оказывается даже более значимым, чем образ героя.

Биография Тютчева сложилась трагически, свет осуждал его за то, что он, будучи женатым, не скрывал своей любви к Денисьевой. Это не могло не отразиться в его стихотворениях:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

…………………………….

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным укором

На жизнь ее она легла!

Нередко сравнение любви со стихией, сопоставление их разрушающей силы, любовь – это борьба. И, прежде всего, она приносит беду и страдания для героини.

Я стражду, не живу…им, им одним живу я.

Но эта жизнь!.. О, как горька она!

Так называемый Денисьевский цикл – это своего рода дневник поэта, концентрация его личных переживаний. Буря страстей, бушующих в душе, сочится из каждой строчки:

Любила ты, и так, как ты, любить –

Нет, никому еще не удавалось!

О господи!.. И это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

Поэт не раз подчеркивал превосходство своей героини над лирическим героем, женщина стала в поэзии Тютчева символом чистоты и света. Вероятно, это связано с той трагедией, которую пережил поэт – смерть возлюбленной. Но и после этого он продолжает любить ее, моля бога навсегда сохранить память о ней:

О, господи, дай жгучего страданья

И мертвенность души моей рассей:

Ты взял ее, но муку вспоминанья,

Живую муку мне оставь о ней.

А.А. Фет также пережил трагедию, его возлюбленная Мария Лазич погибла, и его мировоззрение после ее смерти тоже меняется, но иначе, нежели у Тютчева. Он четко разделяет жизнь на реальную и идеальную, оставляя место в своей поэзии лишь идеальной. В поэте борются два человека – жестокий помещик и лиричный певец красоты. Природа, любовь и музыка – вот идеалы его поэзии, и только они заслуживают быть воспетыми в поэзии.

Любовь у Фета – это отдельные моменты, проявления чувств, что тонко изображено в стихотворении "Шепот. Робкое дыханье…". Здесь нет движения, только образы и звуки, что придает особенную музыкальность стихотворению, не раз отмеченную критиками и в других произведениях поэта. Недаром на стихи Фета создано множество романсов, таких как "На заре ты ее не буди…".

Несмотря на идеализацию любви в своей поэзии, на четкую установку воспевания идеала, Фет не мог забыть о своей возлюбленной, и тема их отношений прослеживается в стихотворениях, сочетаясь с темой памяти.

Нет, я не изменил. До старости глубокой

Я тот же преданный, я раб твоей любви.

И старый яд углей, отрадный и жестокий,

Еще горит в моей крови.

Хоть память и твердит, что между нас могила,

Не в силах верить я, чтоб ты меня забыла, –

Когда ты здесь, передо мной.

Для Фета любовь – необходимая часть жизни человека, без нее жизнь неполноценна. Он старается "увидеть", "узнать" образ любимой в других женщинах.

Таким образом, мы понимаем, что тема любви в творчестве Фета и Тютчева раскрывается и показывается различно, у Тютчева она весьма реальна и трагична, Фет же отказался от этого, посвятив себя служению "чистому искусству". Однако, сходство этих двух поэтов очевидно: их переживания, выраженные по-разному, относятся к одной любимой женщине и не меняются со временем. Любовная лирика и Фета, и Тютчева насыщена всей разнообразной гаммой чувств, от полного восторга до тяжелейшей боли, и остается неизменной близкой и понятной даже современному читателю.

Не будет преувеличением сказать, что к теме любви обращаются все поэты. И, наверное, для каждого любовная лирика связана с личными переживаниями. Поэтому в творчестве разных поэтов эта тема звучит всегда по-разному. Любовная лирика занимает большое место в поэзии и Тютчева, и Фета, при этом существенно отличаясь как раскрытием темы любви в целом, так и отдельными акцентами, настроениями, нюансами.

У Тютчева тема любви полностью раскрывается в лирическом цикле, посвященном Е. А. Денисьевой. В поэзии Тютчева до 50-х годов прошлого века образы женщин появлялись редко и на втором плане. Женская тема в этих стихах была побочной и второстепенной. Теперь же в лирику Тютчева входит женский образ, многосторонний, сложный женский характер. Тютчев одним из первых поэтов попытался в своих стихах встать на позицию женщины, попытался изобразить ее внутренний мир. Пушкин и Лермонтов в любовной лирике описывали только свои переживания и чувства, не уделяя особого внимания тому, что происходило в душе женщины. Тютчев продолжает традицию Некрасова и создает цикл стихотворений с одной героиней, чей образ имеет даже большее значение, чем образ самого героя. Для понимания стихотворений этого цикла важно знать реальную историю любви Тютчева и Денисьевой.

Будучи женатым, в 1849 году Тютчев познакомился с Денисьевой и влюбился в нее. Тютчев не делал тайны из своего увлечения, не скрывал его от петербургского света. И поэтому жизнь его возлюбленной, оказавшейся в таком сложном положении, превратилась в настоящий ад. Перед Денисьевой закрылись двери многих петербургских салонов и домов, ее перестали принимать, игнорировали ее существование. Однако Тютчев не считался с мнением света и продолжал жить в двух семьях (от Тютчева у Денисьевой рождались дети, которых поэт потом усыновлял). Тютчев вытерпел немало косых взглядов и не мог чувствовать себя совершенно свободным в столичном обществе. Еще тяжелее были его переживания за свою возлюбленную, положение которой было невыносимым (Тютчев это сознавал). Отсюда в любовной лирике Тютчева основной является тема вины лирического героя за страдания, принесенные своей возлюбленной. Эта тема звучит почти в каждом любовном стихотворении Тютчева:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным укором

На жизнь ее она легла!

Образ толпы - частый спутник любовных стихотворений Тютчева. Толпа, свет попрали самые заветные, ценные чувства женщины:

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело…

Чему молилась ты с любовью,

Что, как святыню, берегла,

Судьба людскому суесловью

На поруганье предала…

Любовь для Тютчева - это роковой поединок, всепоглощающая роковая страсть, слепая, разрушительная стихия. Во многих стихотворениях любовь - это не радость и счастье, а муки, горести, страдания, прежде всего, для героини.

О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,

Хоть вижу, нож в руке его дрожит…

Я стражду, не живу… им, им одним живу я.

Но эта жизнь!.. О, как горька она! -

Пишет Тютчев от лица своей героини. В стихотворении «Весь день она лежала в забытьи…» Тютчев описывает последствия той роковой страсти, показывает, как опустошает и убивает любовь душу женщины:

Любила ты, и так, как ты, любить -

Нет, никому еще не удавалось!

О господи!.. И это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

Денисьевский цикл - это художественный дневник. От стихотворения к стихотворению нам раскрывается история любви Тютчева и Денисьевой. Однако цикл лишен сюжетности. В стихах описываются лишь некоторые, самые важные моменты отношений двух влюбленных. В цикле мало сведений и о динамике любви, о ее возникновении, развитии. Поэтика денисьевского цикла отличается от поэтики других произведений Тютчева. В любовных стихотворениях возникают психологизм и детализация чувств, ранее не характерные для поэзии Тютчева.

Читая стихи денисьевского цикла, читатель представляет образ его героини. Тютчев всегда подчеркивает, что его героиня выше, чище, чем герой, она нравственно превосходит героя, так как страдает больше, чем он. Тютчев поэтизирует, идеализирует женщину, она становится центром всего лучшего, светлого в этом цикле. Большой трагедией для Тютчева стала смерть Денисьевой.

Жизнь, как подстреленная птица,

Подняться хочет и не может…

Нет ни полета, ни размаху -

Висят поломанные крылья.

И вся она, прижавшись к праху,

Дрожит от боли и бессилья…

Жизнь в такой тяжелой обстановке, постоянные переживания подорвали ее здоровье, она умерла. После ее смерти Тютчев не перестает писать стихи, посвященные ей. Однако Тютчеву невыносимее всего, страшнее всего было ощущать, как в его душе умирают все лучшие воспоминания, связанные с его возлюбленной:

Минувшее не веет легкой тенью,

А под землей, как труп, лежит оно.

Тютчев просит Бога не дать забыть ему о своей любимой, просит, чтобы память о ней навсегда осталась с ним:

О, господи, дай жгучего страданья

И мертвенность души моей рассей:

Ты взял ее, но муку вспоминанья,

Живую муку мне оставь о ней.

В жизни Фета тоже была огромная потеря. Трагически погибла его возлюбленная Мария Лазич. После ее смерти Фет очень меняется, меняются его взгляды на жизнь и на искусство. Фет разделяет свою жизнь на две сферы: реальную и идеальную. И только идеальную сферу он переносит в свою поэзию. Теперь в Фете стали жить как будто бы два человека: один - жестокий, прагматичный помещик, другой - мелодичный поэт, певец любви и природы. Фет стал поэтом и идеологом «чистого» искусства. Он был твердо уверен, что действительность и поэзия - диаметрально противоположные, несовместимые вещи и что никакие отголоски реальной жизни не должны проникать в поэзию. Выше всего Фет ценил красоту, преклонялся перед ней. Красотой для него является природа, любовь и музыка. Все стихотворения Фета в основном посвящены этим трем идеалам, среди которых любовь занимает главное место.

Любовь, по Фету, - это сладостные моменты сближения и соединения душ. Фет не описывает целиком любовное чувство, как Тютчев, любовь у Фета распадается на отдельные впечатления, переживания, поэт передает момент чувства, мимолетное движение человеческой души. Показательно в этом отношении стихотворение «Шепот. Робкое дыханье…». Мир природы и мир человеческого чувства оказываются неразрывно связанными в этом стихотворении. В этих «мирах» поэт выделяет еле заметные переходные состояния, трудноуловимые изменения. И чувство, и природа показаны в стихотворении в отрывочных деталях, отдельных штрихах. Однако у читателя они складываются в единый образ свидания, создают единое впечатление. Стихотворение лишено глаголов, оно состоит из одних имен (прилагательных и существительных). Это придает ему особую мелодичность, напевность. Вообще музыкальность - это неотъемлемое качество всех любовных стихов Фета и поэзии Фета в целом. Музыка, любовь и природа слиты в поэтическом мире Фета, они неотделимы друг от друга.

«На заре ты ее не буди…» - один из ярких примеров музыкальности лирики Фета. Жанр этого стихотворения можно определить как романс. Стихотворение лишено сюжета, читатель ничего не знает о его героине, потому что Фет не рассказывает о ней и о ее внутреннем мире, а как бы рисует картину. Но это картина не статичная, она не лишена движения. Фет описывает едва уловимые оттенки душевных переживаний героини. Именно эти штрихи и составляют, по Фету, существо человека.

В стихотворении «Сияла ночь…» героиня именно через музыку, пение выражает все свои чувства, любовь:

Ты пела до зари, от слез изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

У Фета нет конкретного цикла "любовных стихотворений, посвященных Марии Лазич. Однако Фет не мог забыть свою первую, самую большую любовь. Образ Марии Лазич, память об их отношениях не переставали возникать в поэзии Фета на протяжении всей его жизни, причем более всего и проникновеннее всего Фет писал о своей первой любви в стихотворениях, вошедших в цикл «Вечерние огни», в период, наиболее удаленный от драматического романа с М. Лазич:

Та трава, что вдали на могиле твоей,

Здесь, на сердце, чем старе оно, тем свежей,

И я знаю, взглянувши на звезды порой,

Что взирали на них мы, как боги, с тобой.

Как-то Фета спросили, как может он в его годы так по-юношески писать о любви; он ответил: по памяти. Действительно, память имела большое значение в жизни Фета. В отличие от Тютчева, постепенно забывающего образ своей возлюбленной, Фет ничего не забыл из своих отношений с М. Лазич:

Нет, я не изменил. До старости глубокой

Я тот же преданный, я раб твоей любви.

И старый яд углей, отрадный и жестокий,

Еще горит в моей крови.

Хоть память и твердит, что между нас могила,

Не в силах верить я, чтоб ты меня забыла, -

Когда ты здесь, передо мной.

Фет, в отличие от Тютчева, не только способен хранить воспоминания о давно умершей любимой женщине, он ощущает себя и любимую навсегда нераздельно слитыми в одном мире - мире поэзии:

И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,

Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить.

Мелькнет ли красота иная на мгновенье,

Мне чудится, вот-вот тебя я узнаю,

И нежности былой я слышу дуновенье,

И, содрогаясь, я пою.

Именно такое узнавание в новом женском образе все того же, на всю жизнь вошедшего в его поэтическое сознание дорогого и прекрасного образа и составляет основу его любовных песен в цикле «Вечерние огни». Истинным предметом фетовских песен любви являются не столько те, кто в данную минуту снова затронул его сердце, сколько сами чувства восторга, счастья, умиления, влюбленности в красоту, которые они вызывают в поэте. Любовь для Фета - это не роковой поединок, это всегда радость, счастье. Без любви, как и без природы и искусства, невозможно жить полноценной жизнью. В своих «песнях любви» поэт так полно отдается любовному чувству, упоению красотой любимой женщины, что это уже само по себе приносит ему ни с чем не сравнимое счастье.

Таким образом, в раскрытии темы любви в творчестве Тютчева и Фета больше различий, но есть и сходство. Любовные стихотворения у того и другого поэта посвящены переживаниям, связанным в основном с одной любимой женщиной, причем эти переживания постоянны для каждого поэта, они не меняются со временем. Для этих двух поэтов чувства и настроения любовной лирики различны, можно сказать, противоположны. У Тютчева любовь - это роковая страсть, губящая героиню, приносящая страдания, боль, чувство вины герою. За мгновения счастья возлюбленные расплачиваются всю жизнь и даже самой жизнью.

У Фета любовная лирика хотя и отражает личную трагедию, которую также пережил поэт, в целом окрашена в светлые, радостные тона, связанные с воспоминаниями поэта об упоительных мгновениях первой любви.

Любовная лирика Тютчева и Фета передает всю гамму чувств, связанных с любовными переживаниями: от упоения, восторга до боли и страдания. Поэтому современный читатель, не обязательно знающий личные любовные истории поэтов, тем не менее хорошо понимает их стихотворения, находит в них выражение настроений, созвучных его личным переживаниям.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 16» г.о. Самара

Урок литературы в 10 классе

Учитель русского языка и литературы

Клинова Ольга Ивановна

«Особенности поэтического мира в лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета»

Тип урока : повторно-обобщающий.

Цель : Совершенствование читательской компетенции старшеклассников при сопоставительном анализе стихотворений А. Фета и Ф. Тютчева.

Задачи :

Познакомить учащихся с основными чертами творческой манеры каждого из двух поэтов.

Развивать навыки сравнительного анализа поэтических текстов.

Воспитывать эстетически развитого, вдумчивого читателя.

Оборудование урока:
Тексты стихотворений А. Фета и Ф. Тютчева, мультимедийная установка для презентации материалов к занятию: презентация включает портреты поэтов, репродукции картин И. Грабаря «Февральская лазурь», В. Борисова-Мусатова «Весна», видеофрагмент «Путешествие в Овстуг», словарную работу, высказывания великих людей о творчестве Фета и Тютчева, тестовое задание для учащихся). На уроке учащиеся звучат на фортепианнные пьесы: К. Дебюсси «Лунный свет», Э. Грига «Лирическая пьеса», Л.В.Бетховена «Соната № 14».

Ход урока

Установку на эмоциональное восприятие создает звучащая в начале урока фортепианная музыка (звучит мелодия Грига- музыкальная заставка урока).

Слово учителя:

На прошлом уроке вы познакомились с биографией Ф. И. Тютчева (1803-1873) и А.А. Фета (1920-1892). Они были современниками, Тютчев старше на 17 лет. Их имена часто ставят рядом, хотя в их творчестве больше различий, чем сходства.

«Эта книжка небольшая томов премногих тяжелей»,- так отзывался А. Фет о вышедшем из печати сборнике стихов Ф. Тютчева.

-« О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии»,- это мнение И. С. Тургенева.
- А вот как сказал самый авторитетный в литературе человек - Л. Толстой: «Когда-то Тургенев и Некрасов едва могли уговорить меня прочесть Тютчева. Но зато, когда я прочел, то просто обмер от величины его творческого таланта».

А. Фет считал: «Поэт – тот, кто в предмете видит то, что без его помощи другой не увидит».

П. И. Чайковский отмечал необычайную музыкальность лирики Фета: «Фет в лучшие свои минуты выходит из, пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область». –

«Все торжество гения, не вмещенное Тютчевым, вместил Фет», - под этим высказыванием поэта начала ХХ века А. Блока, наверное, могли бы подписаться многие.

Вы в течение одной недели должны были самостоятельно познакомиться с рядом стихотворений Фета и Тютчева, предложенных учителем. Каковы основные темы и мотивы произведений обоих поэтов? Кто мне ближе и почему? Эти вопросы домашнего задания были направлены на выявление первичного читательского восприятия. (Приводятся примеры наиболее интересных ответов, кратко анализируются). Постараемся вместе углубить ваше понимание художественных произведений обоих поэтов, сопоставляя близкие по тематике тексты, ибо именно в сравнении часто выявляются существенные признаки. И помните, что хороший читатель – это тот, кто способен глубоко чувствовать и анализировать, или, как сказал Александр Сергеевич Пушкин, «мыслить и страдать».
Перед вами два текста:

Ф. Тютчев

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижной, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

А. Фет
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.

На небе ни клочка лазури,
В степи все гладко, все бело,
Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело.

И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом,
Лениво дума засыпает
Над умирающим трудом.

А все надежда в сердце тлеет,
Что, может быть, хоть невзначай,
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край,

Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста –
И посвященным только зримо
Цветет весна и красота.

Прослушайте две мелодекламации: эти стихотворения прозвучат в исполнении двух учениц и в сопровождении фортепианной музыки. Музыка помогает чтецу донести до слушателей настроение лирического героя стихотворения, а у слушателей вызывает свои эмоции и ассоциации. (Звучат две мелодекламации. Музыкальный фон – пьесы «Лунный свет» К. Дебюсси и «Лунная соната» Л. В. Бетховена). Ученица, подбиравшая музыку, объясняет свой выбор тем, что музыка Дебюсси родственна импрессионизму, в ней есть динамика чувства, переданы оттенки настроения, как и в стихотворении Фета, а мелодия «Лунной сонаты» Бетховена завораживает своей таинственностью, как и стихотворение Тютчева).

Работа с текстами

Сравните душевное состояние лирическогогероя каждого стихотворения. Статично оно или динамично, т.е. меняется ли на протяжении стихотворения? (Фет : от уныния – к надежде и мечте Тютчев : созерцательность; это состояние наблюдения и размышления)

В классической русской литературе традиционно противопоставляются ум и сердце, чувство и разум. Каково соотношение чувства и мысли в стихах Тютчева и Фета? (Фет: преобладает чувство . Тютчев: преобладает мысль ).

Подчеркните ключевые слова и примыкающие к ним в каждом стихотворении, подумайте, как они помогают осознать видение мира лирического героя Фета и Тютчева. (Фет: весна, красота , мечта, надежда, душа, цветет, помолодеет. Тютчев: Чародейка, Зима, чудная жизнь , очарован, неподвижная, немая.)

Подберите эпитет к слову «грусть» и объясните, почему Зима – существительное собственное. (У Фета грусть сладкая, прекрасная, как у Пушкина -«печаль светла» (оксюморон ); даже в печали есть красота, это «радость страдания». У Тютчева природа одухотворена, используется прием олицетворения ).

Каким видит мир лирический герой Фета и лирический герой Тютчева? (Фет: мир прекрасный, таинственный и очень красивый, лирический герой любуется этой красотой – обращаем внимание на эмоциональную живописную деталь - метафору: «серебряные змеи»; он любит этот мир. Тютчев : мир загадочный, таинственный).

Подведем некоторые итоги: как соотносятся человек и природа у Тютчева и Фета? Может ли человек постичь тайну природы? (Фет : «посвященным только зримо цветет весна и красота».Тютчев : тайна природы непостижима для человека.)
-Иллюстрацией к какому из прочитанных стихотворений могла бы быть картина И. Грабаря «Февральская лазурь? Почему? (Это Фет, т.к. мир такой же светлый; радость жизни, любование красотой, сильное эмоциональное впечатление сближают художника и поэта).

Послушайте впечатление от этой картины одного из любителей живописи: «Как стремительно энергичны и одновременно грациозны вертикальные линии стволов и веером расходящиеся лучи веток; как ослепительна белизна берез и синева снега; как пронзительно светозарна вся картина, залитая радостной, певучей голубизной! Насколько явственно и музыкально выражено в ней настроение, впечатление художника, испытавшего истинное потрясение от зрелища фантастической красоты, открытого ему природой! Душа художника и душа зрителя, кажется, не могут не устремиться ввысь, в звенящую бездонную лазурь ликующих небес »

Видение мира Тютчева пантеистично (пантеизм- отождествление природы и бога). Лирику Тютчева называют натурфилософской (натурфилософия – философия природы).
-В каких стихах Тютчева, прочитанных самостоятельно, есть размышление о тайне природы или ярко проявляется натурфилософское и пантеистическое видение мира?

Ф. Тютчев
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф. Тютчев
Природа – сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

Ф. Тютчев
Обвеян вещею дремотой,
Полураздетый лес грустит…
Из летних листьев разве сотый,
Блестя осенней позолотой,
Еще на ветви шелестит.

Гляжу с участьем умиленным,
Когда, пробившись из-за туч,
Вдруг по деревьям испещренным,
С их ветхим листьям изнуренным,
Молниевидный брызнет луч.

Как увядающее мило!
Какая прелесть в нем для нас,
Когда, что так цвело и жило,
Теперь. Так немощно и хило,
В последний улыбнется раз!..

- Какие стихи Фета, прочитанные вами самостоятельно, передают эстетический восторг перед красотой мира и способность лирического героя слиться с природой в единое целое?

А. Фет
Учись у них - у дуба, у березы
Кругом зима. Жестокая пора,
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

А. Фет
Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Что вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь – но только песня зреет.

Послушайте стихотворение Фета «В дымке-невидимке», Л. Н. Толстой в письме к Фету так выразил свое впечатление от него: «Стихотворение ваше крошечное прекрасно. Это новое, никогда не уловленное прежде чувство боли от красоты выражено прелестно».

В дымке – невидимке
Выплыл месяц вешний,
Цвет садовый дышит
Яблонью,черешней..

Так и льнет, целуя
Тайно и нескромно.
И тебе не грустно?
И тебе не томно?

Истерзался песней
Соловей без розы.
Плачет старый камень,
В пруд роняя слезы.
Уронила косы
Голова невольно.
И тебе не томно?
И тебе не больно?

Сравним еще два стихотворения:

А.Фет
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!

Ф. Тютчев

О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем ты сетуешь безумно?
Что значит странный голос твой,
То глухо жалобный, то шумно?
Понятным сердцу языком

Твердишь о непонятной муке –
И роешь, и взрываешь в нем
Порой неистовые звуки!..

О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!

Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным хочет слиться!..
О, бурь заснувших не буди –
Под ними хаос шевелится.

Сравните масштаб изображаемого в двух стихотворениях. (Фет : фиксация внимания на мелких, едва уловимых деталях. Можно ли эти детали сфотографировать? – нет! Все постоянно меняется, переливается, трудно уловить и зафиксировать оттенки, отблески, переливы. Тютчев : космический масштаб, беспредельность, это размышление, стремление постичь тайну мироздания).

Сопоставьте синтаксические особенности двух стихотворений. Как они связаны с воплощением авторской позиции ? (Фет: одно длинное предложение, состоящее из «нанизанных» на «стержень эмоции» назывных, не ни одного глагола, т. к. важны не действия, но чувства взволнованности, эстетического восторга перед красотой человеческих отношений и красотой природы. Тютчев: Риторические вопросы и восклицания передают напряженность мысли и чувства –«мыслящее чувство»)

Найдите ключевые образы стихотворений (Фет: нет ключевых образов, есть ряд равнозначных подробностей. Чей шепот? Чье дыханье? Это шепот человека или шепот листвы, самой природы? Человек и природа нераздельно слиты. Каков образ возлюбленной? Он «размыт», нет определенных черт лица, лирического героя волнует «ряд волшебных изменений милого лица». Поэт передает неуловимые душевные движения, тайна этого мира, как и тайна чувств человека – в движении, изменчивости, тонких оттенках и полутонах, запечатлеть эту смену мгновений может лишь посвященный.)

Для какого направления искусства конца 19- начала 20 века характерно стремление запечатлеть мир в его подвижности, изменчивости, передать впечатление художника-творца, а не реалии действительности? (Импрессионизм. Сегодня на уроке звучала пьеса К. Дебюсси, вы видели репродукцию картины И. Грабаря. И композитор, и художник – яркие представители импрессионизма в живописи и музыке).

Посмотрите на репродукцию картины русского художника

В.Борисова – Мусатова «Весна». Согласны ли вы, что это удачная иллюстрация к сборнику стихов Фета? Что общего со стихами Фета можно заметить в этом произведении? (Тема весны, красоты и любви; эмоциональность пейзажа, выражение мечты о прекрасном мире, где человек находится в гармонии с природой).

Назовите ключевые слова и примыкающие к ним в стихотворении Тютчева. Определите их стилистическую окраску (ночь, ветер, хаос , неистовые, страшных песен, мука, смертной груди, беспредельное. Высокая стилистическая окраска, что характерно для философских размышлений и сущем, онтологическом. Хаос – понятие античной философии, обозначающее первобытное состояние природы.

Какие понятия можно поставить в один ряд в качестве контекстных синонимов с понятием «хаос» (страх, смерть, бездна, ночь, ветер).

Найдите контрастные понятия или контекстные антонимы в стихотворении, запишите их парами (глухо - шумно, понятный - непонятный, страшных - родимый, смертное – беспредельное).

Что же мучит человека, вышедшего из «древнего хаоса родимого»? Каково мироощущение лирического героя? Что передает прием антитезы? (Трагическое мироощущение порождено тем, что загадка мироздания, тайна бытия осмыслена как роковая , она и влечет, и страшит человека, его мучит сознание трагичности собственного существования в этой вселенной).

Вспомните другие стихи Тютчева, в которых природа – это часть космоса, а существование человека и человечества трагично, даже катастрофично:

ПОСЛЕДНИЙ КАТАКЛИЗМ

Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,

И божий лик изобразится в них!

-«Последний катаклизм», кажется, о разрушении мира, конце света, а, может быть, перед нами первый акт нового творения Бога, ибо образ всему дает Бог?

Ф. Тютчев
Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами;
Настанет ночь – и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.

То глас ее: он нудит нас и просит…
Уж в пристани волшебной ожил челн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.

Небесный свод,
горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины,-

И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

Послушайте профессиональное исполнение этого стихотворения в записи. (видеозапись: «Как океан…») Как видеоряд помогает прочувствовать стихотворение? (Мы ощущаем масштабность, космизм лирика Тютчева.)

Ночь. Беспредельное звездное небо. Этот видеоряд выбран не случайно. М говорили, что тайна бытия непостижима у Тютчева, но ночью срывается покров с этой тайны:

И тайна нам обнажена
Своими страхами и мглами,
И нет преград меж ней и нами,
Вот почему нам ночь страшна.
(«День и ночь»)

Мы рассмотрели общую для обоих поэтов проблему взаимоотношений человека и природы, места человека в мире. А какова роль любви в этом мире?
Сравним еще два стихотворения.

А.Фет
Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы
И я слышу, как сердце цветет.

И в больную усталую грудь
Веет влагой ночной… я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.

Ф. Тютчев
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

Любовь, любовь – гласит преданье-
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И… поединок роковой …

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец…

Передайте словами душевное состояние лирического героя (Фет: душевный трепет . Тютчев: страдание ).

Что вызывает душевный трепет? (Красота природы, чувство любви

Что необычного в строке «И я слышу, как сердце цветет»? Как называется этот прием? (Метафора основана на явлении синестезии (греч: совместное чувство, одновременное ощущение) - дополнительно возникающие зрительные или слуховые ощущения (например, «цветной слух»). Цветение сердца – это выражение духовного единения с природой, так выражено чувство, пронзительное до содрогания.

Как композиция помогает передать внутренне состояние лирического героя? («Зеркальная композиция помогает воплотить идею гармонии, благодаря такой композиции, читатель испытывает сильное эмоциональное воздействие стихотворения).

Послушайте стихотворение, в котором причудливые, завораживающие метафорические образы основаны на явлении синестезии. Понаблюдайте над звукописью стихотворения. Какова ее роль?

ПЕВИЦЕ
Уноси мое сердце в звенящую даль,
Где как месяц за рощей печаль;
В этих звуках на жаркие слезы твои
Кротко светит улыбка любви.

О дитя! Как легко средь незримых зыбей
Доверяться мне песне твоей:
Выше, выше плыву серебристым путем,
Будто шаткая тень за крылом.

Уноси ж мое сердце в звенящую даль.
Где кротка, как улыбка, печаль,
И все выше помчусь серебристым путем
Я, как шаткая тень за крылом.

(Аллитерация на звуки З. С, Ц создает сложные звуковые, зрительные и эмоциональные ассоциации; ассонанс на звуки И, Э, А придает напевность, мелодичность стихотворению. Многие стихи Фета стали романсами, которые, по словам С. Щедрина, поет вся Россия).
-Вернемся к стихотворению Тютчева. Что вызывает страдания лирического героя? (противоречия любви, мучения, неизбежные в отношениях двух людей. Какой образ является ключевым? «Поединок роковой » двух сердец. Почему же любовь так трагична? Не поможет ли это понять другое стихотворение Тютчева:

О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..

Так, ты жилица двух миров,
Твой день - болезненный и страстный,
Твой сон – пророчески- неясный,
Как откровения духов…

Пускай страдальческую грудь
волнуют страсти роковые,-
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.

Какова душа человека? Она тоже тайна, загадка, она разрывается от мучительных, неразрешимых противоречий).

Почему же человеческая любовь так трагична? (Это объясняется противоречивостью человеческой души).

Сегодня мы лишь прикоснулись к двум беспредельным мирам. Один из них – Фет, другой – Тютчев. Итоги сейчас подводить рано, но прошу вас выполнить небольшое задание, своеобразный тест, проверяющий понимание того, о чем мы говорили на уроке. Распределите следующие характеристики на две группы:
1)имеющие отношение к творчеству Ф. Тютчева,
2)имеющие отношение к творчеству А. Фета.

1. Логизация хаоса.

2. «Мысль, чувствующая и живая».
3. Иррациональность и внелогичность.

4. Трепет, дрожь, озноб как адекватная передача непознаваемости бытия.

5. Рациональное обуздание «горя и вдохновения».

6. Эстетизация окружающего мира.

7. Трагическое мироощущение.

8. Полутона и смутные оттенки душевных движений.

9.Колдовская музыкальность.

10. «Тайновидец природы».

12.Ощущение счастья бытия.

13. Идеализация любви.

14 Глубокое понимание неразрешимых противоречий человеческой души. 15. Оксюморонное сочетание мучения и восторга.

А теперь проверьте себя:

ТЮТЧЕВ
Логизация хаоса
«Мысль, чувствующая и живая» (А. Аксаков)
Рациональное обуздание «горя и вдохновения»
Трагическое мироощущение
«Тайновидец природы»
«Самая ночная душа русской поэзии» (А, Блок)
Глубокое понимание неразрешимых противоречий человеческой души.
ФЕТ
Иррациональность и внелогичность
Трепет, дрожь, озноб как адекватная передача непознаваемости бытия
Эстетизация окружающего мира.
Полутона и смутные оттенки душевных движений.
Колдовская музыкальность
-Оксюморонное сочетание мучения и восторга.
Ощущение счастья бытия
Идеализация любви

Домашнее задание:

1. Выучить понравившиеся стихотворения Фета и Тютчева.

2. Выбрать стихотворение одного из поэтов для самостоятельной интерпретации из списка, предложенного учителем.

Индивидуальное задание: сообщение «Фет и музыка» (проиллюстрировать звучанием романсов).

Не будет преувеличением сказать, что к теме любви обращаются все поэты. И, наверное, для каждого любовная лирика связана с личными переживаниями. Поэтому в творчестве разных поэтов эта тема звучит всегда по-разному. Любовная лирика занимает большое место в поэзии и Тютчева, и Фета, при этом существенно отличаясь как раскрытием темы любви в целом, так и отдельными акцентами, настроениями, нюансами.

У Тютчева тема любви полностью раскрывается в лирическом цикле, посвященном Е. А. Денисьевой. В поэзии Тютчева до 50-х годов прошлого века образы женщин появлялись редко и на втором плане. Женская тема в этих стихах была побочной и второстепенной. Теперь же в лирику Тютчева входит женский образ, многосторонний, сложный женский характер. Тютчев одним из первых поэтов попытался в своих стихах встать на позицию женщины, попытался изобразить ее внутренний мир. Пушкин и Лермонтов в любовной лирике описывали только свои переживания и чувства, не уделяя особого внимания тому, что происходило в душе женщины. Тютчев продолжает традицию Некрасова и создает цикл стихотворений с одной героиней, чей образ имеет даже большее значение, чем образ самого героя. Для понимания стихотворений этого цикла важно знать реальную историю любви Тютчева и Денисьевой.

Будучи женатым, в 1849 году Тютчев познакомился с Денисьевой и влюбился в нее. Тютчев не делал тайны из своего увлечения, не скрывал его от петербургского света. И поэтому жизнь его возлюбленной, оказавшейся в таком сложном положении, превратилась в настоящий ад. Перед Денисьевой закрылись двери многих петербургских салонов и домов, ее перестали принимать, игнорировали ее существование. Однако Тютчев не считался с мнением света и продолжал жить в двух семьях (от Тютчева у Денисьевой рождались дети, которых поэт потом усыновлял). Тютчев вытерпел немало косых взглядов и не мог чувствовать себя совершенно свободным в столичном обществе. Еще тяжелее были его переживания за свою возлюбленную, положение которой было невыносимым (Тютчев это сознавал). Отсюда в любовной лирике Тютчева основной является тема вины лирического героя за страдания, принесенные своей возлюбленной. Эта тема звучит почти в каждом любовном стихотворении Тютчева:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

........................

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным укором

На жизнь ее она легла!

Образ толпы - частый спутник любовных стихотворений Тютчева. Толпа, свет попрали самые заветные, ценные чувства женщины:

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело...

Чему молилась ты с любовью,

Что, как святыню, берегла,

Судьба людскому суесловью

На поруганье предала...

Любовь для Тютчева - это роковой поединок, всепоглощающая роковая страсть, слепая, разрушительная стихия. Во

многих стихотворениях любовь - это не радость и счастье, а муки, горести, страдания, прежде всего, для героини.

О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,

Хоть вижу, нож в руке его дрожит...

.....................................

Я стражду, не живу... им, им одним живу я.

Но эта жизнь!.. О, как горька она! -

пишет Тютчев от лица своей героини. В стихотворении «Весь день она лежала в забытьи...» Тютчев описывает последствия той роковой страсти, показывает, как опустошает и убивает любовь душу женщины:

Любила ты, и так, как ты, любить -

Нет, никому еще не удавалось!

О господи!.. И это пережить...

И сердце на клочки не разорвалось...

Денисьевский цикл - это художественный дневник. От стихотворения к стихотворению нам раскрывается история любви Тютчева и Денисьевой. Однако цикл лишен сюжетности. В стихах описываются лишь некоторые, самые важные моменты отношений двух влюбленных. В цикле мало сведений и о динамике любви, о ее возникновении, развитии. Поэтика денисьевского цикла отличается от поэтики других произведений Тютчева. В любовных стихотворениях возникают психологизм и детализация чувств, ранее не характерные для поэзии Тютчева.

Читая стихи денисьевского цикла, читатель представляет образ его героини. Тютчев всегда подчеркивает, что его героиня выше, чище, чем герой, она нравственно превосходит героя, так как страдает больше, чем он. Тютчев поэтизирует, идеализирует женщину, она становится центром всего лучшего, светлого в этом цикле. Большой трагедией для Тютчева стала смерть Денисьевой.

Жизнь, как подстреленная птица.

Подняться хочет и не может...

Нет ни полета, ни размаху -

Висят поломанные крылья.

И вся она, прижавшись к праху,

Дрожит от боли и бессилья...

Жизнь в такой тяжелой обстановке, постоянные переживания подорвали ее здоровье, она умерла. После ее смерти Тютчев не перестает писать стихи, посвященные ей. Однако Тютчеву невыносимее всего, страшнее всего было ощущать, как в его душе умирают все лучшие воспоминания, связанные с его возлюбленной:

Минувшее не веет легкой тенью,

А под землей, как труп, лежит оно.

Тютчев просит Бога не дать забыть ему о своей любимой, просит, чтобы память о ней навсегда осталась с ним:

О, господи, дай жгучего страданья

И мертвенность души моей рассей:

Ты взял ее, но муку вспоминанья.

Живую муку мне оставь о ней.

В жизни Фета тоже была огромная потеря. Трагически погибла его возлюбленная Мария Лазич. После ее смерти Фет очень меняется, меняются его взгляды на жизнь и на искусство. Фет разделяет свою жизнь на две сферы: реальную и идеальную. И только идеальную сферу он переносит в свою поэзию. Теперь в Фете стали жить как будто бы два человека: один - жестокий, прагматичный помещик, другой - мелодичный поэт, певец любви и природы. Фет стал поэтом и идеологом «чистого» искусства. Он был твердо уверен, что действительность и поэзия - диаметрально противоположные, несовместимые вещи и что никакие отголоски реальной жизни не должны проникать в поэзию. Выше всего Фет ценил красоту, преклонялся перед ней. Красотой для него является природа, любовь и музыка. Все стихотворения Фета в основном посвящены этим трем идеалам, среди которых любовь занимает главное место.

Любовь, по Фету, - это сладостные моменты сближения и соединения душ. Фет не описывает целиком любовное чувство, как Тютчев, любовь у Фета распадается на отдельные впечатления, переживания, поэт передает момент чувства, мимолетное движение человеческой души. Показательно в этом отношении стихотворение «Шепот. Робкое дыханье...». Мир природы и мир человеческого чувства оказываются неразрывно связанными в этом стихотворении. В этих «мирах» поэт выделяет еле заметные переходные состояния, трудноуловимые изменения. И чувство, и природа показаны в стихотворении в отрывочных деталях, отдельных штрихах. Однако у читателя они складываются в единый образ свидания, создают единое впечатление. Стихотворение лишено глаголов, оно состоит из одних имен (прилагательных и существительных). Это придает ему особую мелодичность, напевность. Вообще музыкальность - это неотъемлемое качество всех любовных стихов Фета и поэзии Фета в целом. Музыка, любовь и природа слиты в поэтическом мире Фета, они неотделимы друг от друга.

«На заре ты ее не буди...» - один из ярких примеров музыкальности лирики Фета. Жанр этого стихотворения можно определить как романс. Стихотворение лишено сюжета, читатель ничего не знает о его героине, потому что Фет не рассказывает о ней и о ее внутреннем мире, а как бы рисует картину. Но это картина не статичная, она не лишена движения. Фет описывает едва уловимые оттенки душевных переживаний героини. Именно эти штрихи и составляют, по Фету, существо человека.

В стихотворении «Сияла ночь...» героиня именно через музыку, пение выражает все свои чувства, любовь:

Ты пела до зари, от слез изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

У Фета нет конкретного цикла любовных стихотворений, посвященных Марии Лазич. Однако Фет не мог забыть свою первую, самую большую любовь. Образ Марии Лазич, память об их отношениях не переставали возникать в поэзии Фета на протяжении всей его жизни, причем более всего и проникновеннее всего Фет пис&л о своей первой любви в стихотворениях, вошедших в цикл «Вечерние огни», в период, наиболее удаленный от драматического романа с М. Лазич:

Та трава, что вдали на могиле твоей,

Здесь, на сердце, чем старе оно, тем свежей,

И я знаю, взглянувши на звезды порой,

Что взирали на них мы, как боги, с тобой.

Как-то Фета спросили, как может он в его годы так по- юношески писать о любви; он ответил: по памяти. Действительно, память имела большое значение в жизни Фета. В отличие от Тютчева, постепенно забывающего образ своей возлюбленной, Фет ничего не забыл из своих отношений с М. Лазич:

Нет, я не изменил. До старости глубокой

Я тот же преданный, я раб твоей любви.

И старый яд углей, отрадный и жестокий,

Еще горит в моей крови.

Хоть память и твердит, что между нас могила,

Не в силах верить я, чтоб ты меня забыла, -

Когда ты здесь, передо мной.

Фет, в отличие от Тютчева, не только способен хранить воспоминания о давно умершей любимой женщине, он ощущает себя и любимую навсегда нераздельно слитыми в одном мире - мире поэзии:

И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,

Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить.

Мелькнет ли красота иная на мгновенье,

Мне чудится, вот-вот тебя я узнаю,

И нежности былой я слышу дуновенье,

И, содрогаясь, я пою.

Именно такое «узнавание» в новом женском образе все того же, на всю жизнь вошедшего в его поэтическое сознание дорогого и прекрасного образа и составляет основу его любовных песен в цикле «Вечерние огни». Истинным предметом фетовских песен любви являются не столько те, кто в данную минуту снова затронул его сердце, сколько сами чувства восторга, счастья, умиления, влюбленности в красоту, которые они вызывают в поэте. Любовь для Фета - это не роковой поединок, это всегда радость, счастье. Без любви, как и без природы и искусства, невозможно жить полноценной жизнью. В своих «песнях любви» поэт так полно отдается любовному чувству, упоению красотой любимой женщины, что это уже само по себе приносит ему ни с чем не сравнимое счастье.

Таким образом, в раскрытии темы любви в творчестве Тютчева и Фета больше различий, но есть и сходство. Любовные стихотворения у того и другого поэта посвящены переживаниям, связанным в основном с одной любимой женщиной, причем эти переживания постоянны для каждого поэта, они не меняются со временем. Для этих двух поэтов чувства и настроения любовной лирики различны, можно сказать, противоположны. У Тютчева любовь - это роковая страсть, губящая героиню, приносящая страдания, боль, чувство вины герою. За мгновения счастья возлюбленные расплачиваются всю жизнь и даже самой жизнью.

У Фета любовная лирика хотя и отражает личную трагедию, которую также пережил поэт, в целом окрашена в светлые, радостные тона, связанные с воспоминаниями поэта об упоительных мгновениях первой любви.

Любовная лирика Тютчева и Фета передает всю гамму чувств, связанных с любовными переживаниями: от упоения, восторга до боли и страдания. Поэтому современный читатель, не обязательно знающий личные любовные истории поэтов, тем не менее хорошо понимает их стихотворения, находит в них выражение настроений, созвучных его личным переживаниям.

Любовная лирика занимает важное место в поэзии Тютчева и Фета, так же как и любовь играла значительную роль в жизни того и другого поэта.
В душе Тютчева это чувство рождалось несколько раз. В 1822 году он познакомился с Амалией Лерхенфельд, когда ей было 14 лет. Поэт увлекся девушкой. И в его лирике есть несколько стихотворений, посвященных ей.
Одноизних «Я помню время золотое...» -написано между 1834 и 1836 годами. Это воспоминание о времени, проведенном с Амалией. Тютчев называет его «золотым», а героиню- «младой феей». Он использует эмоциональные эпитеты (« милый край », « ветер тихий », «счастливый день»), отражающие состояние лирического героя в те минуты, когда он находится рядом со своей возлюбленной.
Другое стихотворение, посвященное Амалии Лерхенфельд (« Я встретил вас - и все былое...»), написано много позже - в 1870 году. Здесь поэт повторил строку: «Я вспомнил время золотое », и мы видим, что Тютчев сохранил нежные чувства к Амалии. Он пишет:
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, -
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, -
И то же в вас очарованье,
И та же в душе моей любовь!..
Но увлечение Амалией Лерхенфельд было недолгим. В1862 году Тютчев вступил в брак с вдовой Элеонорой Петерсон (урождённой графиней Ботмер). В связи с этим появились стихотворения, посвя- щённые ей и обогатившие любовную лирику Тютчева. Об Элеоноре он писал, что в течение всей его жизни с ней « не было ни одного дня, когда... она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновения, умереть за него». Рассмотрим стихотворение «Cache-cache» (1829), которое, по утверждению В. П. Быкова, исследователя поэта, «вероятнее, всего относятся к Элеоноре Петерсон». Оно наполнено любовью, поэт сравнивает свою возлюбленную с мотыльком:
Влетел мотылек, и с цветочка на другой,
Притворно-беспечный, он начал порхать.
О, полно кружиться, мой гость дорогой!
Могу ли, воздушный, тебя не узнать?
В 1838 году Элеонора умерла после потрясения, вызванного пожаром на корабле, где она оказалась с тремя детьми. Через десять лет после её смерти Тютчев пишет стихотворение «Ещё томилось тоской желаний...», посвящённое памяти Элеоноры. Он говорит о незабываемом образе любимой, о стремлении поэта к слиянию душ. Характерно сравнение героини со звездой:
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной, везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда...
Также в любовной лирике Тютчева есть произведения, по- свящённые Эрнестине Дернберг, которая стала женой поэта после смерти Элеоноры. Среди них стихотворения «1-е декабря 1837» и «Не знаю я, коснется ль благодать...» (1851). Первое было вызвано свиданием с Эрнестиной в Генуе. А второе написано в первый год романа с Е. А. Денисовой. Здесь поэт сознаёт грешность своей души:
Не знаю я, коснется ль благодать
Моей души болезненно-греховной,
Удастся ль ей воскреснуть и восстать,
Пройдёт ли обморок духовный?
Но особое место в любовной лирике Тютчева занимает «Де- нисьевский цикл», в котором запечатлена история любви поэта к Елене Александровне Денисьевой. Любовь здесь выступает как любовь-страсть.
В стихотворении «О, как убийственно мы любим...»(1851) поэт говорит о том, что любовь приносит страдания. Он пишет:
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь её она легла!
Автор понимает, что любовь губительна, что в страсти незаметно её разрушительное действие. Но в мучениях героини виноват не только поэт, но и окружающие люди («Толпа, нахлынув, в грязь втоптала // То, что в душе её цвело»). В стихотворении «Предопределение» (1852) Тютчев говорит о неизбежности страданий в «союзе души с душой родной». Он как бы предсказывает раннюю смерть Денисьевой и своё состояние после этого, близкое к помешательству.
В стихотворении «Я очи знал, - о, эти очи!..» (1852) мы видим романтический взгляд Тютчева на любовь. Здесь представлен романтический портрет героини. Поэт сравнивает её очи с «волшебной, страстной ночью», использует олицетворение- «взор дышал». Характерно, что взгляд возлюбленной поэта соотносится и с наслаждением, и со страданием:
Дышал он грустный, углубленный
В тени ресниц её густой,
Как наслажденье, утомленный
И, как страданье, роковой.
Среди стихотворений «Денисьевского цикла» интересна «Последняя любовь» (1854). Здесь поэт сравнивает последнюю любовь с вечерней зарей:
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Тютчев использует многократные повторы «сияй, сияй, прощальный свет», «помедли, помедли, вечерний день», «продлись, продлись, очарованье».
Ещё хотелось бы отметить два стихотворения этого цикла - «Она сидела на полу...» (1858)и «Весь день она лежала в забытьи...» (1864). В них рисуются конкретные эпизоды из жизни героини. Зола в стихотворении «Она сидела на полу...» как бы олицетворяет собой сгоревшую любовь. Героиня отрешена от внешнего мира, для неё жизнь кончена:
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело...
В другом стихотворении отражены воспоминания о последних днях жизни Денисьевой. Тютчев восхищается её чувством, сознает всю его глубину. Он пишет:
Любила ты, и так, как ты, любить -
Нет, никому ещё не удавалось!
О господи!., и это пережить...
И сердце на клочки не разорвалось...
То есть здесь отмечено также и дьявольское отношение поэта к любви, которое ярко раскрыто в произведении «Блудницы» (1852). Автор подчеркивает роковое начало в любви:
И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений -
Самоубийство и Любовь!
Так представлена любовная лирика в творчестве Тютчева. Совсем по-другому тема любви раскрыта в лирике Фета.
Во-первых, он считал её основной своей поэзией. Обычно у него образы героинь лишены конкретности. Характерным примером является стихотворение «Только в мире есть...» (1883). Оно не посвящено какой-то определённой женщине, в нём даже нет героини. Поэт пишет:
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.
Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор.
Исключением является стихотворение «На заре ты меня не буди...». В нём автор даёт портрет героини:
И, чернясь, бегут на плечи
Косы лентой с обеих сторон.
Также не определён и образ лирического героя, что свойственно даже тем стихотворениям, которые носят автобиографический характер. Нужно сказать, что поэзия Фета в целом не автобиографична, так как для него жизнь и поэзия были совершенно различными сферами бытия. Но в его любовной лирике есть стихотворения, посвященные Марии Лазич, любовь к которой была единственной в его жизни.
В стихотворении «Неотразимый образ» (1856) поэт рисует незабываемый образ возлюбленной:
В уединении забудусь ли порою,
Ресницы ли мечта смежает мне, как сон, -
Ты, ты опять в дали стоишь передо мною,
Моих весенних дней сияньем окружён.
Автор подчёркивает, что для любви нет никаких границ, «ей не страшна зияющая бездна». Чтобы создать более сильное впечатление, поэт использует двойные эпитеты: «кумир изменчивый и бренный», «опятьчиста,светлая».
В стихотворении «В благословенный день, когда стремлюсь душою. ..»(1857) Фет говорит, что воспоминания о любимой, которую он сравнивает с «ангелом кротости и грусти», просветляют душу.
Вообще, мы видим, что все стихотворения, посвящённые Марии Лазич, написаны после её смерти, то есть творчество помогало Фету преодолеть страдания, которые он испытывал, горько сожалея о невосполнимой утрате. Только после смерти возлюбленной он понял, что они должны были соединить свои судьбы, чтобы быть счастливыми. И сознание невосполнимой потери, грусти и страдания проявлялись в стихотворениях, в каждом из которых видно раскаяние. Читая их, мы понимаем, что перед поэтом возникал образ любимой при малейшем напоминании о ней. В стихотворении «Старые письма» (1859) он пишет:
Давно забытые, под лёгким слоем пыли,
Черты заветные, вы вновь передо мной
И в час душевных мук мгновенно воскресили
Всё, что давным-давно утрачено душой.
Лирический герой признаётся:
Нет, я не изменил. До старости глубокой
Я тот же преданный, я раб твоей любви,
И старый яд цепей, отрадный и жесткий,
Ещё горит в моей крови.
(«Нет, я не изменил. До старости глубокой...», 1887)
Марии Лазич посвящено стихотворение «Шёпот, робкое дыханье...» (1850), являющееся шедевром мировой любовной лирики. Характерно, что Фет запечатлевает мимолетное состояние лирического героя, «момент чувства».
Среди стихотворений, посвящённых Марии Лазич, хотелось бы отметить ещё несколько - «Ты отстрадала, я ещё страдаю...» (1878), «В тиши и мраке таинственной ночи...» (1864) и «Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок...» (1885).
Выше мы рассматривали поздний цикл Тютчева, посвященный Денисьевой. У Фета есть поздний цикл, но до сих пор не известно, кому он адресован. В него входят стихотворения 1882-1892 годов, где поэт пишет о любви в настоящем. И исследователи не могут понять: это чувство существовало в его воображении или это настоящая любовь? К таким произведениям относится стихотворение 1887 года «Не нужно, не нужно мне проблесков счастья...».
Таким образом, мы видим, что любовная лирика Тютчева очень конкретна, она посвящена определённым женщинам, в то время как женские образы в стихотворениях Фета подобной конкретности лишены.



Рассказать друзьям