Современный русский язык (Морфемика. Словообразование): Учебно-методический комплекс

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Типы морфем по функции

Морфемы по своей функции в слове м.б. S/Оыми, f/Оыми и fпоказательными (это новый термин).

Словообразовательные морфемы образуют новые слова, т.е. слова с новым лексическим значением:

учитель учи ть (лицо, которое обучает детей или взрослых)

тракторист трактор (лицо по профессии)

учиться учить (обучаться самостоятельно)

Глагольные приставки почти всегда образуют новое слово:

строить ® по строить (закончить) - не меняет лексическое значение

над строить (сверху)

пере строить (переделать) новые слова с новым ЛZ.

f/О морфемы служат для образования ff одного и того же слова. К ним относятся не только f/О суффиксы и приставки, но, главным образом, окончания:

Во всех этих формах сохраняется тождественность ЛZ, то есть ЛZ не изменяется.

S/О и f/О сорфемы присоединяются к словообразующим и формообразующим основам, т.е. они всегда образованы от чего-либо или мотивированы чем-либо.

читаjу читаj ут f 1 лица, ед.ч.

учитель учи ть

соли ть соль

обеда ть обед

То есть всегда есть мотивирующая основа.

f/показательные морфемы имеют все исходные слова. Мы выделяем конечный аффикс как показатель ЧР, но мы не можем сказать, чем мотивировано это S. пе -ть (нельзя сказать, от чего образовано это слово, но только есть показатель глагольной формы - инфинитива).

И формы, и новые слова образуем от основ. ff косвенных падежей у слова дом образованы от основы дом . Но само слово дом ни от чего не образовано. Но Ø - показатель сущ.

В школьных учебниках неразбериха:

учи ть

и - f/О ть - f/О суффикс

Но это неправильно. Безусловно, нет, и не может быть однозначного решения о том, какая же это морфема (суффикс или окончание). В пользу окончания - эта морфема не участвует в словообразовании и формообразовании, т.е. ведет себя как любое другое окончание; в пользу суффикса - если неизмен. форма слова, то окончания быть не может. Т.е. это особая, синкретичная морфема . Но в любом случае это не формообразовательная, а формопоказательная морфема, поскольку учи ничем не мотивирована.

Морф – конкретный представитель морфемы в слове, т.е. формальная ее разновидность. Морфы одной морфемы могут представлять ее по разному, выделяются: алломорфы (тождественные по значению морфемы) и варианты (обладающие тождеством значения, звуковой близостью и взаимозаменяемостью – тоб ой – тоб ою).

Типы морфем:

1 – корневые . Обязательной морфемой каждого слова является корень. Корни, способные функционировать без словообразовательных аффиксов, называются свободными. Переписать.

Корни, функционирующие только в соединении со словообразовательными аффиксами, называются связанными. Скудный, исследовать

2 – аффиксальные или служебные ,

префиксы (приставки – морфемы находящиеся перед корнем или перед другими приставками),

суффиксы (морфемы, находящиеся после корня или после других суффиксов),

постфиксы (морфемы, находящиеся после окончания слова - ся),

окончания (флексия – морфема, выражающая грамматические св-ва слова, род, число, падеж у сущ. Флексия м\б только у изменяемых слов и она изменяет функцию словоизменения).

Интерфикс – соединительные гласные.

Унификс – это уникальный аффикс, часть слова, которая не повторяется в других словах. клей-стер (ср. клей), жен-их (ср. жена).

Префиксоид – Корневая морфема, выступающая в функции приставки. (пол…, полу…)

Аффиксоид – формализованные корневые морфемы, выполняющие роль аффиксов, но не переставшие осознаваться корневыми. Полусон (префиксоид полу-). Литературовед (суффиксоид -вед).

Суффиксоид – аффиксоид, занимающий позицию суффикса. Литературовед - вед

По степени употребляемости аффиксы делятся на регулярные и нерегулярные.

Регулярные аффиксы воспроизводятся в составе слов постоянно и образуют определенные словообразующие или формообразующие модели, например: суффиксы -тель-, -н-(-ый) (учитель, преподаватель; морозный, холодный);

Нерегулярные аффиксы в составе слов встречаются редко, например: суффикс -к- со значением действия, выделяющийся только в слове драка,

Морфемы по способу их передачи делятся на две группы:

1) материально выраженные

2) нулевые.

Префикс и корень всегда материально выражены.

Функции аффиксов:

1 – словообразующая , служит для образования новых слов. суп – суповой; добить – добиться.

2 - формообразующая , служат для образования формы какого-либо слова. бежать – бежал (при помощи суффикса -ть- образуется форма инфинитива, -л- – форма прошедшего времени глагола)

3 – синкретическая , Синкретичными аффиксами называются такие морфемы, которые одновременно выполняют формо- и словообразующие функции, например: писать – переписать, подписать (при присоединении префиксов изменилось и лексическое значение слова и его форма: писать – несов. вид, переписать – сов. вид).



ДЕРИВАЦИЯ - семантические отношения между производной и производящей основой.

Основы м\б производными и производящими. Производная – основа, к-я находится в деривационных отношениях с производящей, образовалась в СРЯ. Она мотивированна значением родственных слов. Кроме корня, она как правило имеет словообразовательные аффиксы (утюг - утюжить ). У каждой производной основы есть производящая основа. Производящая – основа, с к-й соотносится по форме и по значению и от которой образуется производная основа (старый – старина - старинный ).

Базой для образования производных основ м\б не только отдельный слова, но и словосочетания, устойчивые и переменные (лес и степь - лесостепь). Одно и тоже производное слово может соотноситься с двумя различными производящими словами (безынициативный > без инициативы, безынициативный > инициативный).

Словообразование СРЯ представляет собой систему и факторами это подтверждающими являются: слов.обр. цепь, гнездо, тип и парадигма. Словообразовательная цепочка – составляют родственные слова находящиеся в отношении словообразовательной мотивации на разных ступенях образования. Соль – солить – посолить . Гнездо – слова имеющие внешние сходства объединяются в гнезда. Запеть – запевать – запевала. Тип – структурно-семантическая схема производных слов, построенная на определенной модели и имеющих одинаковое словообразовательное значение.


В отличие от корневых морфем аффиксальные морфемы (аффиксы) факультативны. Они не могут функционировать самостоятельно. Только в сочетании с корневыми морфами и морфемами аффиксы обретают форму выражения и реализуют свое содержание.
Аффиксальные морфы всегда выделяются в словоформах производных слов любой, как изменяемой, так и неизменяемой, части речи. Например, кос- арь-П, о-дар-енн-ый, за-круж-и-ть, весел-о, не-котор-ый, бес-спор-н-о.
Что касается словоформ непроизводных слов, то в их структуре аффиксы можно выделить в том случае, если в речевом потоке они представляют изменяемые слова (правд-а, легк-ий) или формы слова (дела-ть, быстр-ее).
Неизменяемые непроизводные слова обычно содержат в себе только один корневой морф - там, от, здесь, алоэ, декольте, хаки, беж (не склоняются и не спрягаются).
Виды аффиксов по их позиции в слове
С точки зрения позиции в слове, местоположения по отношению к корню различаются:
  1. префиксы (от лат. Ргаейхш - "прикрепленный спереди"), называемые также приставками, которые находятся в слове перед корнем (прибегать) или другим префиксом (при-за-думаться);
  2. аффиксы, занимающие в слове позицию после корня; в числе последних разграничиваются суффиксы, окончания и постфиксы.
Суффиксы (от лат. Suffixus - "прикрепленный") располагаются непосредственно за корнем (изда-тель) или за другим суффиксом (издатель-ниц- а).
После корня или суффикса во многих словах устанавливаются окончания - показатели грамматических связей слова в словосочетании и предложении (нов-ые книг-и, новеньк-им книг-ам).
Постфиксы (от лат. Post - "после" + fixus - "прикрепленный") находятся в самом конце слова (учим-ся, высказать-ся).
Поливалентные (регулярные) и унивалентные аффиксы (унификсы)
Аффиксы, как правило, повторяются в рядах слов и словоформ - ходь- б(а), стрель-б(а), кось-б(а), паль-б(а); от-крыть, от-бить, от-мыть, откупорить; вод-ой, трав-ой, голов-ой, газет-ой. Аффиксы, встречающиеся в разных словах и сочетающиеся с различными видами корневых и аффиксальных морфем, называются регулярными (поливалентными) (примеры см. выше). Нерегулярные аффиксы обладают ограниченной (уникальной) сочетаемостью - только с одним определенным корнем. Такие аффиксы часто называются унификсами (му- в слове мусор, -ад]- в слове попадья). Унификсы - это особый вид единичных сегментов, основной признак которых - отсутствие воспроизводимой модели. Обычно унификсы занимают позицию суффиксального морфа (бел-ес-ый, мач-ех-а, опер-етт-а, стекл"-арус, почтамт), но иногда их можно встретить и в позиции префиксального морфа (кур-нос-ый, ра-дуг-а, ба-хвалиться - примеры Н. А. Янко-Триницкой).
Виды аффиксальных морфем по функции (словообразовательные формообразовательные и словоизменительные аффиксы)
Среди аффиксальных морфем выделяют аффиксы словообразовательные, словоизменительные и формообразовательные.
Словообразовательные аффиксы - аффиксы (префиксы, суффиксы, постфиксы), каждый из которых создает новое слово-лексему.
Словообразовательный суффикс в словоформах чита-тель, талантливый, бел-и-ть, черн-е-ть, зим-ова-ть, добр-от-а создает новое слово- лексему, при этом может менять или не менять частеречную принадлежность производящего слова.
Словообразовательный префикс, создавая новое слово-лексему, в отличие от суффикса, присоединяется к целому слову. При этом грамматическая принадлежность нового слова не меняется: пре-добрый, пере-читать, соучастие.
К целому слову присоединяется и словообразовательный постфикс. К постфиксам в русском языке относятся: -ся/-сь, -те, -то, -либо, -нибудь, - таки, -ка.
Одни из них выполняют только словообразовательную функцию - постфиксы -то, -либо, -нибудь, участвующие в образовании неопределенных местоимений и наречий: какой-то, кто-либо, куда-нибудь; другие могут участвовать как в слово-, так и в формообразовании.
В ряде образований постфикс -ся (-сь), выступая при словопроизводстве, участвует в образовании глаголов. Словообразующую роль выполняет постфикс -ся в словах, образованных суффиксально-постфиксальным (толп- и-ть-ся, порос-и-ть-ся, брат-а-ть-ся, петуш-и-ть-ся), префиксально- постфиксальным (рас-плакать-ся, раз-гулять-ся, в-читать-ся), перфиксаль- но-суффиксально-постфиксальным способом (пере-свист-ыва-ть-ся, пере- говар-ива-ть-ся).
В структуре непроизводных глаголов (каяться, смеяться и др.) постфикс -ся выделяется лишь условно (по аналогии) и не выполняет словообразовательной функции с точки зрения синхронии. Такие глаголы не имеют семантической соотнесенности с производящей основой. Их появление в языке обычно объясняют утратой производящих невозвратных глаголов. Ср., например: «Для глагола каяться действительная форма каять известна из памятников древнерусского языка в значении «бранить», «порицать» по XIII в., в более специальном значении «исповедывать» еще в памятниках XVI в., а в поговорках и до сих пор в обоих значениях, например: «Старого не бьют, мертвого не кают» (Богородицкий, 1935, с 168).
Таким образом, словообразовательными называются морфемы, использующиеся для образования новых слов и выступающие в качестве основных словообразовательных средств в составе производных слов.
Словоизменительными (синтаксическими) называются такие грамматические морфемы, которые выражают зависимость одних слов от других в потоке речи. Иными словами, словоизменительные морфемы используются для образования синтаксических грамматических форм. К синтаксическим морфемам относятся падежные флексии, посредством которых образуются формы всех склоняемых слов; личные окончания глаголов. Словоизменительными являются такие морфемы, при помощи которых образуются грамматические формы знаменательных, грамматически изменяемых слов: гита- рист-П, гитарист-а. При словоизменении тождество слова не нарушается (т.е. мы имеем дело с одним и тем же словом в разных грамматических формах), в отличие от словообразования, где от одного слова образуются другие слова.
Служебные слова, междометия и модальные слова форм словоизменения не имеют, поэтому и не членятся на морфемы (от, до, насчет; ибо, а, так как; вот, только, дескать; ага! Ох!, безусловно, кажется и т.д.).
Среди полнозначных слов формами словоизменения не обладают наречия (здесь, направо, по-прежнему и др.), слова категории состояния (жаль, страшно, грустно и др.), синтетический компаратив (даль-ше, красив-ее, суш-е), инфинитив (жи-ть, пе-ть, мечта-ть) и деепричастия (любу-я-сь, стуч-а, освети-в и др.).
Не имеют форм словоизменения в нормированной речи некоторые имена существительные - аббревиатуры (СМИ, РФ, МГУ и др.) - и несклоняемые слова иноязычного происхождения - существительные (бра, денди, декольте, кино) и прилагательные (хаки, беж).
Формообразующими морфемами (несинтаксическими) являются грамматические морфемы, которые в составе слова выражают дополнительные грамматические оттенки, но не влияют на взаимоотношения слов в предложении. К несинтаксическим относятся аффиксальные грамматические морфемы, посредством которых образуются видовые, залоговые формы глаголов, формы прошедшего времени и повелительного наклонения, инфинитив глагола, причастия, деепричастия (если причастия и деепричастия признаются как формы глагола), формы степеней сравнения прилагатель- ных,наречий и слов категории состояния. Например: игра-ть, ид-и,уше-л, повыше (по выражает грамматическое значение формы сравнительной степени), споем-те (-те - постфикс формы вежливого обращения).
Выделяется еще один функциональный тип морфем - словоформообразующие морфемы. Они одновременно выражают как словообразовательное, так и формообразующее значение, и тем самым характеризуются как синкретичные морфемы. Например, писать (несов. вид) - пере-писать (сов. вид): приставка пере- в глаголе переписать выполняет одновременно и словообразовательную функцию (значение «переделать»), и формообразующую (меняет вид глагола).

Введение

морфема слово языковый школа

Наука, изучающая морфемный состав языка, решает много различных вопросов. Разумеется, знакомясь с основами языкознания, нельзя осмысливать все эти вопросы - нужно выбрать наиболее существенные для понимания важнейших явлений морфологического строя.

Морферма как языковая единица значима в современном языкознании, потому что задача пропедевтической работы состоит в подготовке учащихся к пониманию семантической (смысловой) и структурной соотносимости, которая существует в языке между однокоренными словами. Такая задача обусловлена, во-первых, тем, что понимание семантико-структурной соотносимости слов по своей лингвистической сущности является основой усвоения особенностей однокоренных слов и образования слов в русском языке. Во-вторых, указанная задача продиктована трудностями, с которыми сталкиваются младшие школьники при изучении однокоренных слов и морфем.

Цель работы: рассмотреть морфемный состав слова; показать практически, что систематическая работа улучшает качество усвоения материала по теме «Состав слова».

Объект исследования: морфемы в русском языке.

Предмет исследования: свойства морфем.

Рассмотреть понятие морфемы, как морфологической единицы;

Исследовать свойства морфем;

Определить значение морфем в структуре слова;

Выявить особенности морфем.

Морферма как языковая единица

Морфемы, их краткая характеристика, обзор литературы по вопросу

Морфема - это наименьшая значимая часть слова и грамматических форм слова.

Это минимальная значимая единица языка, характеризующая по сравнению со словом как общими для них (интегральными) так и различными (дифференциальными) признаками. Интегральными признаками морфемы и слова являются и материальность, значимость и воспроизводимость.

Морфема - наименьшая значимая единица языка, т.е морфема имеет план выражения и план содержания. Но особенностью морфем как языковой единицы в отличии от слова является то, что её значение обнаруживается только в составе слова. Иначе говоря. Морфемы обладают не свободным, а связанным значением.

К числу дифференциальных признаков морфемы относятся её минимальность, повторяемость, структурная соотнесенность со словом, а не со словосочетанием или предложением.

Однако четкой границы между обоими типами признаков морфемы провести нельзя, поскольку ее интегральные признаки, внешне сходные с аналогичными признаками слова, качественно отличаясь от них, являются в то же время и дифференциальными.

И поэтому теоретической базой курсовой работы послужили труды методистов в области работы над составом слова в начальной школе (М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, Н.С. Рождественского и др.). В методических разработках последних десятилетий по словообразованию в начальных классах основное внимание уделяется роли морфемики в развитии речи учащихся (например, в диссертационных исследованиях Е.Г. Мережко, Н.П. Баткуновой, В.И. Зимненко, Кудряшёвой (Таратовой) М.Г. и др.).

Морфема - это минимальная значимая единица языка, у которой план выражения может отсутствовать при сохранении известной смысловой целостности.

Это наблюдается, например, у нулевых морфем (стол - стола, стрел - стрелы, рад - рада, высох - высохла и т.п.), представляющих собой значащее отсутствие звукового отрезка в определенной точке речевой цепи. Для служебных морфем (аффиксов) характерны словообразовательное и грамматическое значение.

Так, например, суффикс - тель/- итель в именах существительных, мотивированных глаголами (победи-тель, спаси-тель) имеют словообразовательное значение «лица - производителя действия», а в глаголе победи-л суффикс -л- выражает грамматическое значение прошедшего времени.

Окончания являются носителями сразу нескольких грамматических

значений: рода, числа, падежа у имен, лица, числа у глаголов. Носителем лексического значения является только корневая морфема. Синкретические морфемы, совмещающие словообразовательное и грамматическое значения, в языке немногочисленны. Это, главным образом - глагольные приставки. Например, приставки в-/во-, до-, за- и др. в сочетании с глаголом идти, выражая, например, движения (внутрь, к предмету, за предметом и т.д.) в то же время изменяют вид глагола, переводя его из несовершенного вида в совершенный.

Таким образом, наиболее предполагаемым понятием морфемы является понятие, в котором говорится, что морфема - это минимально значимая единица языка, у которой план выражения может отсутствовать при сохранении известной смысловой целостности.

Корневые морфемы могут быть свободными (молодой, молодость) и связанными (улица, переулок).

Корень это такая минимальная значимая часть, которая противопоставлена всем другим морфемам, т.е. аффиксам: приставкам, суффиксам, окончаниям и некоторым другим. Корень в отличии от аффиксов - обязательная часть в слове. Если слово состоит из одной морфемы, то это корень: тут, и, кино и т.п.

Приставки и суффиксы главным образом являются словообразовательными аффиксами: с их помощью образуются новые слова, однако в ряде случаев они выполняют роль средства выражения грамматических значений.

Приставкой называется значимая часть слова, находящаяся перед корнем или другой приставкой и используемая для образования новых слов или разных форм одного и того же слова.

Суффиксом называется значимая часть слова, находящаяся после корня или другого суффикса и служащая для образования новых слов и разных форм одного и того же слова.

Понимание приставок и суффиксов как частей слова, с помощью которых образуются новые слова, не вызывает особых затруднений, если последовательно проводится работа по разграничению слов и изменений одного слова, а также если каждый из аффиксов анализируется с двух сторон: по значению и фонемному составу.

К сожалению, на практике приходится наблюдать, что в качестве единственного признака морфему используют ее местоположение: часть слова перед корнем - это приставка; отрезок между корнем и окончанием - суффикс. Но, во-первых, оставляя в стороне анализ значения словообразовательного аффикса. Мы не реализуем всех возможностей, которые открывает эта работа для речевого и общего развития учащихся, а во вторых, при таком механическом решении задачи мы упускаем из виду, что отрезок слова перед и после корня может состоять не из одного, а из нескольких суффиксов: при-у-красит, укрот-и-тель, уч-и-л и т.п. Если даже учитель будет избегать таких слов, они могут оказаться среди подобранных детьми однокоренных слов. Наконец, оставляя без внимания внутреннюю сторону морфемы - ее значение, мы не создаем предпосылок для контроля за правильностью выполнения действия.

С помощью приставок обычно происходит образование новых слов в пределах одной и той же части речи: автор - со-автор, носить - вы-носить, вне - из-вне и т.д.

Приставки в русском языке чаще всего используются для словопроизводства глаголов, прилагательных, наречий.

Суффиксы имен существительных более конкретных, чем у глаголов и прилагательных. Они используются для наименованиялиц по профессии: столяр, маляр, токарь, пекарь, крановщик; по социальному положению: колхозник, школьник; по качественному признаку: мудрец, гордец, храбрец. Если приставки не имеютзакрепленности за определенной частью речи, то суффиксам такая закрепленность свойственна, и они не могут использоваться для образования разных частей речи.

Относятся -ов-, -ен-, -ин-, -оч-, -ич-, -нич-, -л-. Однако -j-, употребляющийся между гласными соседних морфем, по своему происхождению представляет со- бой так называемый интервокальный согласный, который с древнейших времен развивался при стечении двух гласных звуков. С точки зрения словообразования и морфемного анализа очень важно определить отношение интерфиксов к морфемам. Характерной особенностью интерфиксов является отсутствие у них значений. Отнесение их к морфемам противоречило бы общепринятому пониманию морфемы как значимой едини- цы языка. Аффиксоиды Термином «аффиксоид» обозначаются такие словообразовательные части слов, которые занимают промежуточное положение между корневыми и аф- фиксальными морфемами. Аффиксоиды – это морфемы переходного типа. Они аффиксоподобны, но не тождественны ни аффиксам, ни корням. К ним, напри- мер, можно отнести: вод- (оленевод, животновод, овощевод, коневод); вед- (языковед, краевед, книговед); рез- (камнерез, хлеборез, стеклорез) и др. Каждый такой аффиксоид формирует вполне самостоятельный, достаточно большой и весьма продуктивный словообразовательный тип. В этом смысле аф- фиксоиды очень близки аффиксам. Подтверждением этому служит синонимич- ное употребление аффиксоидов и аффиксов в русском языке, например: славя- новед и славист, садовод и садовник, волнообразный и волнистый. Выполняя функцию аффиксов, аффиксоиды не утрачивают свои смысло- вые связи с однокоренными словами. Для сравнения можно привести следую- щие примеры: аффиксоид -ход- в словах теплоход, вездеход, снегоход и слова ходить, ходьба, хождение, входить и др., -нос- в словах медонос, цветонос и слова носить, носка, приносить. Аффиксоиды делятся на две группы: суффиксоиды и префиксоиды. К суффиксоидам относятся корневые морфемы, употребляющиеся в функции суффиксов: -образн- (чашеобразный, газообразный, иглообразный); -люб- (теп- лолюб, водолюб, сухолюб): -воз- (тепловоз, паровоз, тяжеловоз). Префиксоиды – это корневые морфемы, употребляющие в функции пре- фиксов. Например, полу- (полумера, полумесяц, полушубок, полуботинки); про- тив- (противогаз, противоправный). Способность / неспособность той или иной морфемы выступать в совре- менном русском языке как в качестве служебной, так и корневой является основным показателем разграничения аффиксоидов и аффиксов. Материально выраженные и нулевые морфемы (флексии, суффиксы) Морфемы по способу их передачи делятся на две группы: 1) материально выраженные и 2) нулевые. Префикс и корень всегда материально выражены. Флексии и суффиксы могут быть как материально выраженными, так и нулевыми. 22 Материально выраженные флексии существуют в русском языке в виде фонемы или фонемных сочетаний: стола, морозный, пишут. Слова день, тет- радь, нес имеют нулевую флексию, которую можно выявить путем сопоставле- ния с другими формами этого же слова (ср.: дн’а, тетрад’и, несла). Иноязычные существительные, оканчивающиеся на гласный звук, типа кафе, меню, рагу; наречия, слова категории состояния, имена прилагательные в простой форме сравнительной степени (красивее), деепричастия, наречия и сло- ва категории состояния в простой форме сравнительной степени (быстрее, хо- лоднее) являются неизменяемыми частями речи, неизменяемыми формами слов, поэтому у них окончаний нет и быть не может. Нулевые суффиксы имеются в форме повелительного наклонения глагола: брось, читай (ср.: пиши, вяжи). Нулевой суффикс обнаруживается в форме мужского рода единственного числа прошедшего времени некоторых глаголов: замерз^‫ – ٱ‬замерзла, нес^‫– ٱ‬ несла, промок^‫ – ٱ‬промокли. Омонимия и синонимия морфем Морфемы, как и слова, могут находиться друг с другом в отношении омо- нимии и синонимии. Синонимические морфемы имеют одно и то же значение, но разное фоне- тическое оформление. В русском языке часто встречаются суффиксы-синонимы (ср.: ий – еск (вражий – вражеский); ат – аст (носатый – носастый). Это однокорневые параллельные образования, которые различаются в сти- листическом отношении. Суффиксы гораздо чаще функционируют в разнокор- невых словах. Так, среди существительных выделяются суффиксы-синонимы со значени- ем «название лица мужского пола по роду занятий или профессии»: щик (чик), -ар, -ант, -атор, -ист, -ер (каменщик, рационализатор, фигурант, гитарист, суфлер, вратарь). Синонимичными могут быть и флексии, например: -а, -и (острова, жите- ли). Формообразующие префиксы, служащие для образования видовых форм глаголов, также вступают в отношения синонимии, например: с, по, на (сде- лать, построить, нарисовать). Омонимичные морфемы звучат и пишутся одинаково, но имеют разную семантику. Так, омонимичными являются суффиксы: -ин1- (обозначает мясо живот- ного – баранина); -ин2- (единичный предмет – соломина); -ин3- (имеет увеличи- тельное значение – домина). Среди глаголов функционируют омонимичные префиксы, например: по1- (обозначает начало действия – полететь), по2- (видовой префикс – построить), по3- (действие совершается в течение какого-то времени – полетать). Омонимия широко представлена среди корней: водный – водить, рисунок – рисовод. 23 Аффиксы словообразующие, формообразующие и синкретичные Словообразующими называются префиксы, суффиксы и постфиксы, слу- жащие для образования новых слов: язык – праязык; суп – суповой; добить – добиться. Формообразующими являются такие аффиксы, служащие служат для об- разования формы какого-либо слова: умный – умнее, умнейший (при помощи -ее-, -ейш- образуются простые формы сравнительной и превосходной степени имени прилагательного); бросать – бросить, заварить – заваривать (суффик- сы -а-, -и-, -ива- образуют видовые формы глаголов); бежать – бежал (при по- мощи суффикса -ть- образуется форма инфинитива, -л- – форма прошедшего времени глагола); читаjут – читаjущий, читать – читавший (суффиксы -ущ-, -вш- образуют формы действительных причастий). В некоторых случаях трудно провести границу между двумя этими типами аффиксов, например: в каких случаях постфикс -ся является формообразую- щим, а в каких – словообразующим. Чтобы не ошибиться в функции подобных аффиксов, необходимо обратиться к толковому словарю. Синкретичными аффиксами называются такие морфемы, которые од- новременно выполняют формо- и словообразующие функции, например: пи- сать – переписать, подписать (при присоединении префиксов изменилось и лексическое значение слова и его форма: писать – несов. вид, переписать – сов. вид). Синкретичными могут быть и флексии, ср.: супруг – супруга. Супруг. 1. То же, что муж. 2. мн. Муж и жена. Супруга (устар., теперь офиц. и прост.). То же, что жена (в 1 зн.). (Цит. по: Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М., 1972 – С. 717.). При помощи флексии -а образуется не только новое слово, изменяется и его форма. Данная морфема указывает, что это существительное женского рода, стоит в именительном падеже единственного числа. Аффиксы регулярные и нерегулярные, продуктивные и непродуктивные Регулярные аффиксы воспроизводятся в составе слов постоянно и обра- зуют определенные словообразующие или формообразующие модели, напри- мер: суффиксы -тель-, -н-(-ый) (учитель, преподаватель; морозный, холодный); префиксы не-, из- (некрасивый, неплохо, изложить); флексии -у, -ешь, -ишь (чи- таjу, читаjешь). Нерегулярные аффиксы в составе слов встречаются редко, например: суффикс -к- со значением действия, выделяющийся только в слове драка, флек- сия -м, встречающаяся лишь в словах дам, ем, создам. Итак, говоря о регулярности/нерегулярности аффиксов, мы имеем в виду то, как часто или редко в настоящее время они встречаются в словах. При определении продуктивности/непродуктивности аффиксов мы об- ращаем внимание на их различную производительность в образовании новых слов или форм. 24 Продуктивными называются такие аффиксы, которые служат для образо- вания многочисленных групп слов в современном русском языке, например, суффиксы -ист-, -ник-, обозначающие лицо мужского пола по роду занятий (машинист, защитник); суффиксы -ск-, -н- при образовании относительных и качественных прилагательных (горно-алтайский, вредный); префиксы без-, не- (безопасный, несмелый). Между понятиями регулярные / нерегулярные, продуктивные / непродук- тивные аффиксы существует тесная связь: все нерегулярные аффиксы непро- дуктивны, а регулярные могут быть как продуктивными, так и непродуктивны- ми. Вопрос о степени членимости русских слов Все слова, употребляющиеся в современном русском языке, делятся на два больших класса: нечленимые и членимые. К нечленимым относятся, например, шоссе, пальто, хаки, куда, но, над, пусть, лишь, ай, ха-ха и т.п. Это неизменяе- мы непроизводные слова. Все производные неизменяемые слова относятся к членимым: дважды, холодно, страшно, невероятно и т.п. Все изменяемые слова (как непроизводные, так и производные) относятся к членимым: а) непроизводные: -степь-, горяч-ий, пис-а-ть, тр-и; б) производ- ные: над-пис-а-ть, шоссе-j-н-ый. Среди членимых слов можно различать 3 класса: 1) слова, включающие свободные корни и повторяющиеся аффиксы; 2) слова, включающие связанные корни (радиксоиды) и повторяющиеся аффиксы; 3) слова, включающие связанные уникальные корни (унирадиксоиды). 1. Слова I класса членятся лучше всего – стул – стуль-чик, молодежь – мо- лодеж-н-ый. Так же ряды соотношений называют словообразовательным квад- ратом. По терминологии известного лингвиста Янко-Триновской, подобные слова обладают полной свободной членимостью. 2. Слова со связанными корнями, входящие в двойные ряды соотношений, также образуют словообразовательный квадрат. агитировать | агитация | агитировать | агитатор Эти слова членятся хуже, чем слова со связанными корнями. По термино- логии Н.А. Янко-Триницкой, они имеют полную связанную членимость. 3. Слова, имеющие унификсы или унирадиксоиды, входят в один ряд соот- ношений – слов с той же основой или слов с тем же аффиксом – и обладают остаточной членимостью, так как одна из частей таких слов выделяется не по ее 25 соотношению с такой же частью в других словах, а как остаток от выделения соседнего морфа. 1) поп-адья: поп = генераль-ша: генерал 2) бел’-ос(ый) : бел(ый) 3) бужен-ин(а) – ср. конь – кон-ин(а) Слова, имеющие остаточную членимость, не образуют словообразующего квадрата. Итак, членимость слов зависит от следующих факторов: 1) основа употребляется свободная или связанная; 2) аффикс повторяем или уникален; 3) аффикс по значению подобен или не подобен другим аффиксам данного языка; 4) связанный корень повторяем или уникален; 5) аффикс употребляется или не употребляется при свободных корнях. Необходимо различать понятие членимости слова и членимости основы слова. Как и слова, основы могут быть членимыми и нечленимыми. К нечлени- мым относятся основы, содержащие только корневой морф: гав, соль. Членимыми являются основы, которые, кроме корня, имеют еще аффик- сальный морф или аффиксальные морфы: мороз-н(ый), за-мороз-и(ть), за-мо- роз-к(и). Границы между членимыми и нечленимыми основами очень подвижны. Членимые основы могут переходить в нечленимые. И наоборот, нечленимые основы могут стать членимыми. Так, вначале не членилась основа иноязычного слова «ипподром». В этой основе не выделялся суффикс -дром. В современном русском языке этот суф- фикс является полноценным и активно участвует в образовании новых слов, ср. автодром, танкодром, аэродром, велодром, ипподром. Это можно сказать о суффиксе -тек: библиотека, картотека, фильмотека. Изменения в составе и структуре слова. Опрощение, переразложение и усложнение основы, декорреляция морфем Морфемный состав слова не является неизменным. В процессе историче- ского развития русского языка структура некоторых слов изменилась. Различа- ют несколько типов изменений в морфемном составе слова, важнейшими и наи- более распространенными являются опрощение и переразложение. Опрощение – это превращение производной основы в непроизводную вследствие слияния суффикса и префикса с корнем. Так, слова рыло, мыло (ср. рыть, мыть) имели в своем составе суффикс -л, который употреблялся для об- разования отлагательных существительных со значением орудия действия; в словах пир, дар выделяли суффикс -р (ср. пить, дать); слова булавка, палатка, бойкий имели в своем составе суффикс к (ср.: булава, палата, бой); в словах мешок, вершок вычленялся суффикс -ок (ср.: мех, верх). Указанные суффиксы слились с корнями, производные основы превратились в непроизводные. 26 Некоторые слова имеют в своем составе приставки, которые слились с кор- нями, образовав непроизводные основы. Например, выделялся префикс об- в словах оболочка, образ, обморок (ср.: проволочка, разить, морочить); префикс в- в слове вкус (ср.: кусать, кусок); за- в словах защита (ср:. щит). Процесс опрощения происходит по двум причинам: 1) вследствие выпадения из словаря соотносительных производящих основ или родственных слов; 2) вследствие расхождения в значении производной и производящей осно- вы. Например, основы в словах доблесть, жадный, кочка, ужас, неряха стали непроизводными. В производной основе может развиться совершенно новое значение (ср.: крыльцо и крыло, живот и жизнь, счастье и часть). Другой важнейший исторический процесс – переразложение. Переразложение – это отход звукового элемента одной морфемы к сосед- ней морфеме. В результате переразложения передвигаются границы между морфемами, производная же основа сохраняет свою членимость. Переразложение может происходить на стыке производящей основы и суффикса (ср.: жи-лищ-е – исторически жи-л-ищ-е, от устарелого жило). Про- цесс переразложения наблюдается также между образующей основой и при- ставкой: в нем, к нему, где н был частью предлога-префикса вън. Усложнение – это выделение в ранее непроизводной основе аффиксов. Этот процесс часто свойствен словам иноязычного происхождения (ср.: из гол- ландского языка пришло в русский язык слово зонтик. По аналогии с русскими словами (дом – домик, ключ – ключик) в этом слове стали выделять уменьши- тельно-ласкательный суффикс -ик. Декорреляция морфем – это изменение характера или значения морфем и соотношения их в слове при сохранении членимости слова, числа и порядка следования морфем. Например, в глаголе ругать суффикс -а- из словообразова- тельного превратился в простой показатель глагольного класса. Диффузия – это взаимопроникновение морфем при сохранении ими в то же время четкой самостоятельности. Этот процесс наблюдается на стыке пре- фикса и корня или корня и суффикса (напр., ванная, дикобраз). Замещение представляет собой результат замены одной морфемы другой, причем именно замены. Данный процесс наблюдается в слове «пугач» (от пу- гать в значении «кричать», о крике филина), в настоящее время связывают с глаголом «пугать» в значении «вселять страх». СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Способы словообразования Понятие «способ словообразования» в синхронном и диахронном плане имеет разное содержание. В диахроническом словообразовании данное понятие служит для ответа на вопрос, с помощью какого средства, каким путем образо- 27 вано производное слово; в синхронном – на вопрос, с помощью какого средства выражается деривационное значение. В синхронном словообразовании различают два основных способа слово- образования: аффиксальный и неаффиксальный, в диахронном четыре: морфо- логический, морфолого-синтаксический, лексико-семантический, лексико-син- таксический. Сущность лексико-семантического способа состоит в том, что слова не создаются заново, а меняется их семантика. В данном способе различаются три основных типа: 1) образование омонимов путем распада многозначных слов (язык1, язык2); 2) переосмысление семантики уже имеющихся в русском языке слов (МТС – машинно-тракторная станция и МТС – мобильная телефонная сеть); 3) переход заимствованных имен собственных в нарицательные (макин- тош, рентген). Лексико – синтаксический способ представляет собою образование производного слова из целого сочетания: сего дня – сегодня. Под морфолого – синтаксическим способом понимается образование но- вых слов в результате перехода слов одной части в другую (наречие вокруг перешло в предлог вокруг; прилагательное военный в существительное воен- ный). Наиболее продуктивным способом словообразования является морфоло- гический с его различными разновидностями: суффиксальным, префиксаль- ным, префиксально-суффиксальным, нулевой суффиксацией, различными вида- ми аббревиации. Например, суффиксальный тип – завтракать, префиксальный – ультразвук. Словообразовательная семантика в русском языке Словообразовательная мотивация – это отношения между двумя слова- ми, обладающими такими признаками: 1) оба слова имеют один и тот же ко- рень; 2) значение одного из слов или полностью входит в значение другого (дом – домик, «маленький дом») или тождественно лексическому значению другого, но либо синтаксические позиции этих слов различны (сюда относятся пары типа бежать – бег, быстрый – быстро, образуемые словами разных ча- стей речи; второй член этих пар представляет собою синтаксический дериват), либо эти слова различаются стилистически (при тождестве синтаксических по- зиций): книга – книжка, книженция; вор – ворюга; общежитие – общага. В этом случае имеются суффиксы стилистической модификации. В случае многозначности слов отношения мотивации устанавливаются между их отдельными значениями, например: праветь – становиться правым (политически реакционным). Отношения мотивации устанавливаются между членами одного и того же словообразовательного гнезда – совокупности слов с тождественным корнем. Не все отношения между членами гнезда являются отношениями словообразо- вательной мотивации. Отношения между однокоренными словами, каждое из которых имеет как общее с другим словом, так и различные компоненты значе- 28 ния, не являются, согласно выше приведенному определению, отношениями мотивации. Так, слова домик («маленький дом») и домище («большой дом») не находятся в отношении мотивации, т.к. каждое из них имеет компоненты значе- ния («большой», «маленький»), отсутствующие в другом слове. Словообразовательный формант – это наименьшее в формальном и се- мантическом отношениях словообразовательное средство (средства) из числа тех средств, которыми какое-либо слово отличается от слов, находящихся с ним в отношениях мотивации. Так, глагол покрахмалить связан отношениями моти- вации как с глаголом крахмалить, так и с именем существительным крахмал. От первого слова отличается наличием префикса по-, от второго префиксом по- и суффиксом -и-. Формантом слова покрахмалить является префикс по- – наи- меньшее в формальном и семантическом отношениях словообразовательное средство из числа тех средств (по- и по- + -и-), которыми глагол покрахмалить отличается от слов крахмалить и крахмал, находящихся с ним в отношениях мотивации. Наиболее распространенные словообразовательные средства, образующие форманты, – это аффиксы или сочетания аффиксов в различных типах аффик- сального словообразования. Кроме того, в русском словообразовании в каче- стве формантов используются следующие словообразовательные средства: при субстантивации прилагательного и причастия – система флексий и мотивиро- ванного слова (существительного), представляющая собой часть системы флек- сий мотивирующего (прилагательного или причастия) – систему флексий одно- го грамматического рода или только множественного числа; при сложении: 1) закрепленный порядок следования компонентов; 2) единое главное ударение, преимущественно на опорном компоненте; при аббревиатурном типе словооб- разования: а) произвольное (безразличное к морфемному членению) усечение основ, входящих в мотивирующее словосочетание слов, последнее из которых может и не быть сокращено; б) единое ударение; в) определенная система флек- сий в соответствии с отнесением аббревиатуры к одному из типов склонения существительного. Значение, выраженное с помощью словообразовательного форманта, назы- вается словообразовательным значением. Одним из центральных понятий яв- ляется понятие словообразовательного типа. «Словообразовательный тип – схема (формула) строения производных слов, характеризуемых общностью трех элементов: 1) части речи производящей основы; 2) семантического отношения между производными и производящими; 3) формального соотношения между производными и производящими, а имен- но: общностью способа словообразования, а для аффиксальных способов тож- дественностью аффикса» [цит. по: Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование / Е.А. Земская. – М.: Просвещение, 1973. – С. 182]. Виды словообразовательной мотивации 29 Отношения в словообразовательном гнезде между мотивирующим и моти- вированным словами могут различаться рядом признаков, на основании кото- рых можно выделить несколько видов мотиваций. Непосредственные – опосредованные мотивации Непосредственная мотивация – это мотивационное отношение двух слов, одно из которых отличается от другого только одним формантом. Опосредованная мотивация – это мотивационное отношение двух слов, одно из которых отличается от другого совокупностью формантов. Из двух мотиваций: 1) крахмалить – покрахмалить; 2) крахмал – покрахмалить первая является непосредственной, а вторая – опосредованной. Описание структуры слов велось обычно на основе непосредственных мотиваций, между тем необходимо изучение и опосредованных мотиваций. О существовании синхронных соотношений мотивированных слов с опосредство- ванно мотивирующими словами (так называемых «чересступенчатых связей слов») свидетельствует ряд важных явлений диахронического характера – воз- никновение новых аффиксов и даже новых типов словообразования. Известно, что глагольные суффиксы -нича- и -ствова- возникли благодаря опосредован- ной мотивации в глаголах типа модничать, упрямствовать, образованных с помощью суффиксов -а-, -ова- от существительных с суффиксами -ник- и -ств-: модник – модничать, упрямство – упрямствовать. Сходными процессами сопровождалось появление смешанных типов сло- вообразования: префиксально-суффиксального, префиксально-суффиксально- постфиксального. Так, не ранее XVIII в. возник в русском языке префиксально- суффиксально-постфиксальный тип, к которому в современном русском языке относится образование ряда отыменных глаголов с различными префиксами, суффиксом -и- и постфиксом -ся (опроститься). Существуют опосредованные мотивации, не имеющие аналога среди непо- средственных мотиваций. Они не входят в систему словообразовательных ти- пов и получили название внеплановых опосредствованных мотиваций. Члены таких мотиваций различаются между собой совокупностью формантов, которая никогда не функционирует как единый формант: например, наряду с парами типа влага – влажнеть в языке нет пар, в которых бы мотивированное и непо- средственно мотивирующее отличались бы друг от друга отрезком -не- (ть): все мотивированные глаголы на -неть непосредственно мотивируются прилага- тельными на -н- (ый): влажный – влажнеть, грязный – грязнеть, поэтому в их составе выделяется суффикс -е-, а не -не-. Отрезок -не-, которым различаются слова типа влага – влажнеть, не является словообразовательным аффиксом, не функционирует в качестве словообразовательного форманта, способного участ- вовать в одном акте словообразования. Исходные – неисходные мотивации Исходная мотивация – это мотивация немотивированным словом, неис- ходная – мотивация мотивированным словом. Так, из двух мотиваций слова 30 очищать: 1) чистый – очищать, 2) чистить – очищать – первая мотивация яв- ляется исходной, вторая – неисходной. Исходные и неисходные мотивации могут быть как непосредственными, так и опосредованными. Особый интерес представляет исходная опосредство- ванная мотивация: именно на её основе чаще всего возникают новые аффиксы и типы словообразования, поскольку как единый словообразовательный фор- мант начинает восприниматься вся часть основы мотивированного слова, от- личная от корня, а мотивирующая основа слова становится равной его корню (мод-нича-ть, упрям-ствова-ть). Немотивированные слова, выступающие в качестве мотивирующих, – это начало словообразовательного гнезда. Единственные – неединственные мотивации Неединственные мотивации – это мотивации одного и того же слова несколькими словами, отличающимися от немотивированного равным количе- ством формантов: неравный неравенство равенство Все остальные мотивации являются единственными, например: стол – столик. Слова, имеющие более одной мотивации, в синхронном плане могут ин- терпретироваться как относящиеся одновременно к разным типам словообразо- вания. Так, слово невесело может рассматриваться и как префиксальное, моти- вированное словом весело, и как суффиксальное, мотивированное словом неве- селый, образование. В настоящее время в современном русском языке существует большое ко- личество групп слов определенного морфемного состава, имеющих более од- ной непосредственной мотивации. К ним можно отнести: 1) слова, относящиеся одновременно к нескольким типам словообразова- ния: а) префиксальный / суффиксальный (нечуткость – чуткость и нечуткий); б) словосложение / префиксальный (вниз – в низ и в- низ); 2) слова, относящиеся к одному типу словообразования. К ним можно от- нести глаголы несовершенного вида типа отбрасывать, выталкивать, мотиви- рованные двумя префиксальными глаголами совершенного вида, каждый из ко- торых, в свою очередь, мотивируется бесприставочными глаголами, находящи- мися между собой в следующих отношениях: а) корреляция по виду (глагол со- вершенного вида часто имеет значение однократности: бросить – отбросить отбрасывать бросать – отбросать б) корреляция по кратности и направленности действия (к ним относятся глаголы с семантикой «перемещение в пространстве»): катить – вкатить 31



Рассказать друзьям