Сочинение на тему: Тарас Бульба. Произведение: Тарас Бульба

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Несмотря на авторское указание, что Тарас Бульба родился в XV веке, в пользу XVII века говорит и известный факт заядлого курения Бульбы: открытие табака европейцами произошло в самом конце XV века (благодаря Колумбу) и только к XVII веку широко распространилось.

Указав XV век, Гоголь подчеркнул, что повесть - фантастическая, а образ - собирательный, но одним из прообразов Тараса Бульбы является предок известного путешественника куренной атаман Войска Запорожского Охрим Макуха, сподвижник Богдана Хмельницкого , родившийся в Стародубе в начале XVII в., который имел троих сыновей Назара, Хому (Фому) и Омелька (Емельяна), из которых Назар предал своих товарищей-казаков и перешел на сторону войска Речи Посполитой из-за любви к польской панночке (прототип гоголевского Андрия), Хома (прототип гоголевского Остапа) погиб, пытаясь доставить Назара отцу, а Емельян стал предком Николая Миклухо-Маклая и его дяди Григория Ильича Миклухи, учившегося вместе с Николаем Гоголем и рассказавшего ему семейное предание. Прообразом является также Иван Гонта , которому ошибочно приписывалось убийство двоих сыновей от жены-польки, хотя его жена - русская, и история - вымышленная.

Сюжет

Почтовая марка Румынии, посвящённая 100-летию со дня смерти Н. В. Гоголя («Тарас Бульба», 1952)

Почтовая марка СССР, посвящённая 100-летию со дня смерти Н. В. Гоголя, 1952

Почтовая марка России, посвящённая 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя, 2009

К старому казацкому полковнику Тарасу Бульбе приезжают после выпуска из Киевской академии два его сына - Остап и Андрий. Два дюжие молодца, здоровые и крепкие, лиц которых ещё не касалась бритва, смущены встречей с отцом, подшучивающим над их одеждой недавних семинаристов. Старший, Остап, не выдерживает насмешек отца: «Хоть ты мне и батька, а как будешь смеяться, то, ей-Богу, поколочу!» И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, совсем нешуточно мутузят друг друга тумаками. Бледная, худощавая и добрая мать старается образумить буйного своего мужа, который уже и сам останавливается, довольный, что испытал сына. Бульба хочет таким же образом «поприветствовать» и младшего, но того уже обнимает мать, защищая от отца.

По случаю приезда сыновей Тарас Бульба созывает всех сотников и весь полковой чин и объявляет о своём решении послать Остапа и Андрия на Сечь, потому что нет лучшей науки для молодого казака, как Запорожская Сечь. При виде молодой силы сыновей вспыхивает воинский дух и самого Тараса, и он решается ехать вместе с ними, чтобы представить их всем старым своим товарищам. Бедная мать всю ночь сидит над спящими детьми, не смыкая глаз, желая, чтобы ночь тянулась как можно дольше. Её милых сыновей берут от нее; берут для того, чтобы ей не увидеть их никогда! Утром, после благословения, отчаявшуюся от горя мать еле отрывают от детей и уносят в хату.

Три всадника едут молча. Старый Тарас вспоминает свою буйную жизнь, слеза застывает в глазах, поседевшая голова понурится. Остап, имеющий суровый и твердый характер, хотя и ожесточившийся за годы обучения в бурсе, сохранил в себе природную доброту и тронут слезами своей бедной матери. Одно только это его смущает и заставляет задумчиво опустить голову. Андрий также тяжело переживает прощание с матерью и родным домом, но его мысли заняты воспоминаниями о прекрасной полячке, которую он встретил перед самым отъездом из Киева. Тогда Андрий сумел пробраться в спальню к красавице через трубу камина, стук в дверь заставил полячку спрятать молодого казака под кровать. Татарка, служанка панночки, как только прошло беспокойство, вывела Андрия в сад, где он едва спасся от проснувшейся дворни. Прекрасную полячку он ещё раз видел в костеле, вскоре она уехала - и сейчас, потупив глаза в гриву коня своего, думает о ней Андрий.

После долгой дороги Сечь встречает Тараса с сыновьями своей разгульной жизнью - признаком запорожской воли. Казаки не любят тратить время на военные упражнения, собирая бранный опыт лишь в пылу битв. Остап и Андрий кидаются со всею пылкостью юношей в это разгульное море. Но старому Тарасу не по душе праздная жизнь - не к такой деятельности хочет готовить он своих сыновей. Повстречавшись со всеми своими сотоварищами, он все придумывает, как поднять запорожцев в поход, чтобы не тратить казацкую удаль на беспрерывное пиршество и пьяное веселье. Он уговаривает казаков переизбрать кошевого, который держится мира с врагами казачества. Новый кошевой под напором самых воинственных казаков, и прежде всего Тараса, пытается найти обоснование для выгодного похода на Турцию, но под влиянием прибывших с Украины казаков, рассказавших о притеснениях польских панов и жидов-арендаторов над народом Украины, войско единодушно решает идти на Польшу, чтобы отомстить за все зло и посрамление православной веры. Таким образом, война приобретает народно-освободительный характер.

И скоро весь польский юго-запад становится добычею страха, бегущего наперед слуха: «Запорожцы! Показались запорожцы!» В один месяц в битвах возмужали молодые казаки, и старому Тарасу любо видеть, что оба его сына - среди первых. Казацкое войско пытается взять город Дубно , где много казны и богатых обывателей, но встречают отчаянное сопротивление гарнизона и жителей. Казаки осаждают город и ждут, когда в нем начнется голод. От нечего делать запорожцы опустошают окрестности, выжигают беззащитные деревни и неубранные хлеба. Молодым, особенно сыновьям Тараса, не нравится такая жизнь. Старый Бульба успокаивает их, обещая в скором времени жаркие схватки. В одну из темных ночей Андрия будит ото сна странное существо, похожее на призрак. Это татарка, служанка той самой полячки, в которую влюблен Андрий. Татарка шепотом рассказывает, что панночка - в городе, она видела Андрия с городского вала и просит его прийти к ней или хотя бы передать кусок хлеба для умирающей матери. Андрий нагружает мешки хлебом, сколько может унести, и по подземному ходу татарка ведет его в город. Встретившись со своей возлюбленной, он отрекается от отца и брата, товарищей и отчизны: «Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты». Андрий остается с панночкой, чтобы защищать её до последнего вздоха от бывших сотоварищей своих.

Польские войска, присланные в подкрепление осажденным, проходят в город мимо пьяных казаков, многих перебив спящими, многих пленив. Это событие ожесточает казаков, решающих продолжить осаду до конца. Тарас, разыскивая пропавшего сына, получает страшное подтверждение предательства Андрия.

Поляки устраивают вылазки, но казаки пока ещё успешно их отбивают. Из Сечи приходит весть, что в отсутствие главной силы татары напали на оставшихся казаков и пленили их, захватив казну. Казацкое войско под Дубном делится надвое - половина уходит на выручку казны и товарищей, половина остается продолжать осаду. Тарас, возглавив осадное войско, произносит страстную речь во славу товарищества.

Поляки узнают об ослаблении неприятеля и выступают из города для решительной схватки. Среди них и Андрий. Тарас Бульба приказывает казакам заманить его к лесу и там, встретившись с Андрием лицом к лицу, убивает сына, который и перед смертью произносит одно слово - имя прекрасной панночки. Подкрепление прибывает к полякам, и они разбивают запорожцев. Остап пленён, раненого Тараса, спасая от погони, привозят в Сечь.

Оправившись от ран, Тарас уговаривает Янкеля тайком переправить его в Варшаву, чтобы там попытаться выкупить Остапа. Тарас присутствует при страшной казни сына на городской площади. Ни один стон не вырывается под пытками из груди Остапа, лишь перед смертью взывает: «Батько! где ты! Слышишь ли ты?» - «Слышу!» - отвечает над толпой Тарас. Его кидаются ловить, но Тараса уже и след простыл.

Сто двадцать тысяч казаков, среди которых и полк Тараса Бульбы, поднимаются в поход против поляков. Даже сами казаки замечают чрезмерную свирепость и жестокость Тараса по отношению к врагу. Так мстит он за смерть сына. Разгромленный польский гетман Николай Потоцкий клятвенно присягает не наносить впредь никакой обиды казацкому воинству. Один только полковник Бульба не соглашается на такой мир, уверяя товарищей, что прощённые ляхи не станут держать своего слова. И он уводит свой полк. Сбывается его предсказание - собравшись с силами, поляки вероломно нападают на казаков и разбивают их.

А Тарас гуляет по всей Польше со своим полком, продолжая мстить за смерть Остапа и товарищей своих, безжалостно уничтожая всё живое.

Пять полков под предводительством того самого Потоцкого настигают, наконец, полк Тараса, ставшего на отдых в старой развалившейся крепости на берегу Днестра. Четыре дня длится бой. Оставшиеся в живых казаки пробиваются, но останавливается старый атаман искать в траве свою люльку, и настигают его гайдуки. Железными цепями привязывают Тараса к дубу, прибивают гвоздями руки и раскладывают под ним костёр. Перед смертью успевает Тарас крикнуть товарищам, чтобы спускались они к челнам, которые сверху видит он, и уходили от погони по реке. И в последнюю страшную минуту предрекает старый атаман объединение русских земель, погибель врагам их и победу православной веры.

Казаки уходят от погони, дружно гребут вёслами и говорят про своего атамана.

Работа Гоголя над «Тарасом Бульбой»

Работе Гоголя над «Тарасом Бульбой» предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников. Среди них следует назвать «Описание Украины» Бопла­на, «Историю о казаках запорожских» Мышецкого, руко­писные списки украинских летописей - Самовидца, Ве­личко, Грабянки и т. д.

Но эти источники не удовлетворяли вполне Гоголя. В них многого ему не хватало: прежде всего характерных бытовых деталей, живых примет времени, истинного по­нимания минувшей эпохи. Специальные исторические ис­следования и летописи казались писателю слишком сухи­ми, вялыми и в сущности мало помогающими художнику постигнуть дух народной жизни, характеры, психологию людей. Среди источников, которые помогли Гоголю в работе над «Тарасом Бульбой», был еще один, важнейший: на­родные украинские песни, особенно исторические песни и думы. «Тарас Бульба» имеет большую и сложную творче­скую историю. Он был впервые напечатан в 1835 году в сборнике «Миргород». В 1842 году во втором томе своих «Сочинений» Гоголь поместил «Тараса Бульбу» в новой, коренным образом переделанной редакции. Работа над этим произведением продолжалась с перерывами девять лет: с до . Между первой и второй ре­дакциями «Тараса Бульбы» был написан ряд промежу­точных редакций некоторых глав.

Различия между первой и второй редакцией

В первой редакции казаки не называются «русскими», предсмертные фразы казаков, такие как «пусть славится во веки веков святая православная русская земля» отсутствуют .

Ниже приведены сравнения различий обеих редакций.

Редакция 1835. Часть І

Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли только возникнуть в грубый XV век, и притом на полукочующем Востоке Европы, во время правого и неправого понятия о землях, сделавшихся каким-то спорным, нерешенным владением, к каким принадлежала тогда Украйна … Вообще он был большой охотник до набегов и бунтов; он носом слышал, где и в каком месте вспыхивало возмущение, и уже как снег на голову являлся на коне своем. „Ну, дети! что и как? кого и за что нужно бить?“ - обыкновенно говорил он и вмешивался в дело.

Редакция 1842. Часть І

Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия , оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников… Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма.

Крылатые выражения

  • «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?»
  • «Я тебя породил, я тебя и убью!»
  • «А поворотись-ка, сынку! Экой ты смешной какой!»
  • «Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего».
  • «Есть ещё порох в пороховницах?!»
  • «Нет уз святее товарищества!»
  • «Терпи, козак, - атаман будешь!»
  • «Добре, сынку, добре!»
  • «Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!»
  • «Не слушай, сынку, матери! Она баба, она ничего не знает!»
  • «А видите эту саблю? Вот ваша матерь!»

Критика повести

Наряду с общим одобрением, которым встретили критики повесть Гоголя, некоторые аспекты произведения были найдены неудачными. Так, Гоголю неоднократно ставили в вину неисторичность повести, чрезмерную героизацию казачества, отсутствие исторического контекста, что отмечали Михаил Грабовский , Василий Гиппиус , Максим Горький и другие . Это может быть объяснено тем, что писатель не обладал достаточным количеством достоверных сведений об истории Малороссии. Гоголь с большим вниманием изучал историю родного края, но информацию он черпал не только из довольно скудных летописей, но и из народных преданий, легенд, а также откровенно мифологических источников, вроде «Истории русов », откуда им были почерпнуты описания зверств шляхтичей, бесчинства евреев и доблести казаков . Особое недовольство повесть вызвала в среде польской интеллигенции. Поляки были возмущены тем, что в «Тарасе Бульбе» польская нация представлена агрессивной, кровожадной и жестокой. Негативно высказывался о «Тарасе Бульбе» Михаил Грабовский, хорошо относившийся к самому Гоголю, а также многие другие польские критики и писатели, такие как Анджей Кемпинский, Михал Бармут, Юлиан Кшижановский. В Польше сложилось устойчивое мнение о повести как об антипольской, и отчасти такие суждения были перенесены на самого Гоголя .

Повесть также критиковалась за антисемитизм некоторыми политиками, религиозными мыслителями, литературоведами. Лидер правого сионизма Владимир Жаботинский в статье «Русская ласка» так оценивал сцену еврейского погрома в повести «Тарас Бульба»: «Ничего подобного по жестокости не знает ни одна из больших литератур. Это даже нельзя назвать ненавистью, или сочувствием казацкой расправе над жидами: это хуже, это какое-то беззаботное, ясное веселье, не омраченное даже полумыслью о том, что смешные дрыгающие в воздухе ноги - ноги живых людей, какое-то изумительно цельное, неразложимое презрение к низшей расе, не снисходящее до вражды » . Как отмечал литературовед Аркадий Горнфельд , евреи изображены Гоголем как мелкие воришки, предатели и безжалостные вымогатели, лишённые всяких человеческих черт. По его мнению, образы Гоголя «запечатлены заурядным юдофобством эпохи »; антисемитизм Гоголя исходит не от жизненных реалий, а от устоявшихся и традиционных теологических представлений «о неведомом мире еврейства »; образы евреев шаблонны и представляют собой чистую карикатуру . Согласно мнению религиозного мыслителя и историка Георгия Федотова , «Гоголь дал в „Тарасе Бульбе“ ликующее описание еврейского погрома », что свидетельствует «об известных провалах его нравственного чувства, но также о силе национальной или шовинистической традиции, которая за ним стояла » .

Несколько иной точки зрения придерживался критик и литературовед Д. И. Заславский . В статье «Евреи в русской литературе» он также поддерживает упрёк Жаботинского в антисемитизме русской литературы, включая в список писателей-антисемитов Пушкина , Гоголя , Лермонтова , Тургенева , Некрасова , Достоевского , Льва Толстого , Салтыкова-Щедрина , Лескова , Чехова . Но при этом он находит оправдание антисемитизму Гоголя следующим образом: «Не подлежит, однако, сомнению, что в драматической борьбе украинского народа в XVII-м веке за свою отчизну евреи не обнаружили ни понимания этой борьбы, ни сочувствия ей. В этом не было их вины, в этом было их несчастье». «Евреи „Тараса Бульбы“ карикатурны. Но карикатура - это не ложь. … Ярко и метко обрисован в поэме Гоголя талант еврейской приспособляемости. И не льстит это, конечно, самолюбию нашему, но надо признать, что зло и метко схвачены русским писателем некоторые исторические черты наши» .

Филолог Елена Иваницкая видит в действиях Тараса Бульбы «поэзию крови и смерти» и даже «идейный терроризм» . Педагог Григорий Яковлев, утверждая, что повесть Гоголя воспевает «насилие, разжигание войн, непомерную жестокость, средневековый садизм, агрессивный национализм, ксенофобию, религиозный фанатизм, требующий истребления иноверцев, непробудное пьянство, возведённое в культ, неоправданную грубость даже в отношениях с близкими людьми», ставит вопрос о том, нужно ли изучать это произведение в средней школе .

Критик Михаил Эдельштейн дифференцирует личные симпатии автора и законы героического эпоса : «Героический эпос требует чёрно-белой палитры - акцентирования сверхчеловеческих достоинств одной стороны и полного ничтожества другой. Поэтому и поляки, и евреи - да, собственно, все, кроме запорожцев, - в гоголевской повести не люди, а скорее, некие человекоподобные манекены, существующие для демонстрации героизма главного героя и его воинов (как татары в былинах про Илью Муромца или мавры в „Песни о Роланде “). Эпическое и этическое начала не то чтобы вступают в противоречие - просто первое начисто исключает саму возможность проявления второго» .

Экранизации

В хронологическом порядке:

Музыкальные адаптации

Псевдоним «Тарас Бульба» избрал себе Василий (Тарас) Боровец , деятель украинского националистического движения, создавший в 1941 году вооружённое формирование УПА , получившее название «бульбовцы».

Примечания

  1. В тексте сказано, что полк Бульбы участвует в походе гетьмана Остраницы. Остраница - реальный исторический персонаж, выбран в гетманы в 1638 году и в том же году был разбит поляками.
  2. Н. В. Гоголь. Собрание художественных произведений в пяти томах. Том второй. М., Издательство Академии наук СССР, 1951
  3. Библиотека: Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки», ч.I(Russian)
  4. Н. В. Гоголь. Миргород. Текст произведения. Тарас Бульба | Библиотека Комарова
  5. НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ БЛАГОСЛОВЛЯЛ ДРУГОГО «ТАРАСА БУЛЬБУ» («Зеркало недели» № 22 от 15-21 июня 2009 г.)
  6. Януш Тазбир. «Тарас Бульба» - наконец по-польски.
  7. Комментарии к «Миргороду».
  8. В.Жаботинский. Русская ласка
  9. А.Горнфельд. Гоголь Николай Васильевич. // Еврейская энциклопедия (изд. Брокгауза-Ефрона, 1907-1913, 16 тт.).
  10. Г. Федотов Новое на старую тему
  11. Д. И. Заславский Евреи в русской литературе
  12. Вайскопф М. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст. М., 1993.
  13. Елена Иваницкая. Чудовище
  14. Григорий Яковлев. Изучать ли в школе «Тараса Бульбу»?
  15. Как жидовка превратилась в женщину. История одного стереотипа.
  16. Тарас Бульба (1909) - информация о фильме - фильмы Российской империи - Кино-Театр. РУ
  17. Taras Bulba (1924)
  18. Tarass Boulba (1936)
  19. The Barbarian and the Lady (1938)
  20. Taras Bulba (1962)
  21. Тарас Бульба (1962) - Taras Bulba - информация о фильме - голливудские фильмы - Кино-Театр. РУ
  22. Taras Bulba, il cosacco (1963)
  23. Taras Bulba (1987) (TV)
  24. Дума про Тараса Бульбу - Слобідський край
  25. Taras Bulba (2009)
  26. Тарас Бульба (2009) - информация о фильме - российские фильмы и сериалы - Кино-Театр.РУ
  27. Классическая музыка.ru, ТАРАС БУЛЬБА - опера Н. Лысенко // автор А. Гозенпуд

Источники

К старому козацкому полковнику Тарасу Бульбе приезжают после выпуска из Киевской академии два его сына - Остап и Андрий. Два дюжих молодца, здоровых и крепких лиц которых ещё не касалась бритва, смущены встречей с отцом, подшучивающим над их одеждой недавних семинаристов. Старший, Остап, не выдерживает насмешек отца: «Хоть ты мне и батька, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!» И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, совсем нешуточно тузят друг друга тумаками. Бледная, худощавая и добрая мать старается образумить буйного своего мужа, который уже и сам останавливается, довольный, что испытал сына. Бульба хочет таким же образом «поприветствовать» и младшего, но того уже обнимает, защищая от отца, мать.

По случаю приезда сыновей Тарас Бульба созывает всех сотников и весь полковой чин и объявляет о своём решении послать Остапа и Андрия на Сечь, потому что нет лучшей науки для молодого козака, как Запорожская Сечь. При виде молодой силы сыновей вспыхивает воинский дух и самого Тараса, и он решается ехать вместе с ними, чтобы представить их всем старым своим товарищам. Бедная мать всю ночь сидит над спящими детьми, не смыкая глаз, желая, чтобы ночь тянулась как можно дольше. Её милых сыновей берут от неё; берут для того, чтобы ей не увидеть их никогда! Утром, после благословения, отчаявшуюся от горя мать еле отрывают от детей и уносят в хату.

Три всадника едут молча. Старый Тарас вспоминает свою буйную жизнь, слеза застывает в глазах, поседевшая голова понурится. Остап, имеющий суровый и твёрдый характер, хотя и ожесточившийся за годы обучения в бурсе, сохранил в себе природную доброту и тронут слезами своей бедной матери. Одно только это его смущает и заставляет задумчиво опустить голову. Андрий также тяжело переживает прощание с матерью и родным домом, но его мысли заняты воспоминаниями о прекрасной полячке, которую он встретил перед самым отъездом из Киева. Тогда Андрий сумел пробраться в спальню к красавице через трубу камина, стук в дверь заставил полячку спрятать молодого козака под кровать. Татарка, служанка панночки, как только прошло беспокойство, вывела Андрия в сад, где он едва спасся от проснувшейся дворни. Прекрасную полячку он ещё раз видел в костёле, вскоре она уехала - и сейчас, потупив глаза в гриву коня своего, думает о ней Андрий.

После долгой дороги Сечь встречает Тараса с сыновьями своей разгульной жизнью - признаком запорожской воли. Козаки не любят тратить время на военные упражнения, собирая бранный опыт лишь в пылу битв. Остап и Андрий кидаются со всею пылкостью юношей в это разгульное море. Но старому Тарасу не по душе праздная жизнь - не к такой деятельности хочет готовить он своих сыновей. Повстречавшись со всеми своими сотоварищами, он все придумывает, как поднять запорожцев в поход, чтобы не тратить козацкую удаль на беспрерывное пиршество и пьяное веселье. Он уговаривает козаков переизбрать кошевого, который держится мира с врагами козачества. Новый кошевой под напором самых воинственных козаков, и прежде всего Тараса, решается идти на Польшу, чтобы отметить все зло и посрамление веры и козацкой славы.

И скоро весь польский юго-запад становится добычею страха, бегущего наперёд слуха: «Запорожцы! Показались запорожцы!» В один месяц в битвах возмужали молодые козаки, и старому Тарасу любо видеть, что оба его сына - среди первых. Козацкое войско пытается взять город Дубна, где много казны и богатых обывателей, но встречают отчаянное сопротивление гарнизона и жителей. Козаки осаждают город и ждут, когда в нем начнётся голод. От нечего делать запорожцы опустошают окрестности, выжигают беззащитные деревни и неубранные хлеба. Молодым, особенно сыновьям Тараса, не нравится такая жизнь. Старый Бульба успокаивает их, обещая в скором времени жаркие схватки. В одну из тёмных ночей Андрия будит ото сна странное существо, похожее на призрак. Это татарка, служанка той самой полячки, в которую влюблён Андрий. Татарка шёпотом рассказывает, что панночка - в городе, она видела Андрия с городского вала и просит его прийти к ней или хотя бы передать кусок хлеба для умирающей матери. Андрий нагружает мешки хлебом, сколько может унести, и по подземному ходу татарка ведёт его в город. Встретившись со своей возлюбленной, он отрекается от отца и брата, товарищей и отчизны: «Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя - ты». Андрий остаётся с панночкой, чтобы защищать её до последнего вздоха от бывших сотоварищей своих.

Польские войска, присланные в подкрепление осаждённым, проходят в город мимо пьяных козаков, многих перебив спящими, многих пленив. Это событие ожесточает козаков, решающих продолжить осаду до конца. Тарас, разыскивая пропавшего сына, получает страшное подтверждение предательства Андрия.

Поляки устраивают вылазки, но козаки пока ещё успешно их отбивают. Из Сечи приходит весть, что в отсутствие главной силы татары напали на оставшихся козаков и пленили их, захватив казну. Козацкое войско под Дубном делится надвое - половина уходит на выручку казны и товарищей, половина остаётся продолжать осаду. Тарас, возглавив осадное войско, произносит страстную речь во славу товарищества.

Поляки узнают об ослаблении неприятеля и выступают из города для решительной схватки. Среди них и Андрий. Тарас Бульба приказывает козакам заманить его к лесу и там, встретившись с Андрием лицом к лицу, убивает сына, который и перед смертью произносит одно слово - имя прекрасной панночки. Подкрепление прибывает к полякам, и они разбивают запорожцев. Остап пленён, раненого Тараса, спасая от погони, привозят в Сечь.

Оправившись от ран, Тарас большими деньгами и угрозами заставляет жида Янкеля тайком переправить его в Варшаву, чтобы там попытаться выкупить Остапа. Тарас присутствует при страшной казни сына на городской площади. Ни один стон не вырывается под пытками из груди Остапа, лишь перед смертью взывает: «Батько! где ты! слышишь ли ты все это?» - «Слышу!» - отвечает над толпой Тарас. Его кидаются ловить, но Тараса уже и след простыл.

Сто двадцать тысяч козаков, среди которых и полк Тараса Бульбы, поднимаются в поход против поляков. Даже сами козаки замечают чрезмерную свирепость и жестокость Тараса по отношению к врагу. Так мстит он за смерть сына. Разгромленный польский гетман Николай Потоцкий клятвенно присягает не наносить впредь никакой обиды козацкому воинству. Один только полковник Бульба не соглашается на такой мир, уверяя товарищей, что прошенные ляхи не станут держать своего слова. И он уводит свой полк. Сбывается его предсказание - собравшись с силами, поляки вероломно нападают на козаков и разбивают их.

А Тарас гуляет по всей Польше со своим полком, продолжая мстить за смерть Остапа и товарищей своих, безжалостно уничтожая все живое.

Пять полков под предводительством того самого Потоцкого настигают наконец полк Тараса, ставшего на отдых в старой развалившейся крепости на берегу Днестра. Четыре дня длится бой. Оставшиеся в живых козаки пробиваются, но останавливается старый атаман искать в траве свою люльку, и настигают его гайдуки. Железными цепями привязывают Тараса к дубу, прибивают гвоздями руки и раскладывают под ним костёр. Перед смертью успевает Тарас крикнуть товарищам, чтобы спускались они к челнам, которые сверху видит он, и уходили от погони по реке. И в последнюю страшную минуту думает старый атаман о товарищах, о будущих их победах, когда уже не будет с ними старого Тараса.

Козаки уходят от погони, дружно гребут вёслами и говорят про своего атамана.

Повесть Тарас Бульба Гоголя показывает нам борьбу украинского народа за свою независимость, борьбу против польского гнета. Здесь изображается жизнь казаков, показана Запорожская Сечь с ее бытом и традициями, подробно описывается жизнь казачьего атамана Тараса Бульбы, который и является главным бесстрашным героем одноименного произведения. В повести автор затрагивает тему предательства, тему любви к своей Родине, показывает моральные и социальные устои времен казачества. Это замечательное произведение, в котором показал истинное лицо настоящего казака. Какими же предстают перед нами казаки? Давайте подробно остановимся на образе Тараса Бульбы, созданном Гоголем и напишем сочинение по повести.

Тарас Бульба — бесстрашный атаман, мужественный предводитель казаков, о котором автор произведения пишет так; Он был создан для бранной тревоги и отличался прямотой своего нрава. Читая произведение, мы понимаем, это действительно мужественный человек, имеющий большую силу духа, преданность к друзьям и беспощадность к врагам.

Тарас — это человек, который мечтает лишь об одном, о независимости своего народа и своей страны.

Тарас Бульба скорее народный герой, замечательный, мудрый вожак, который всего себя отдает во имя служения Родине. Его жизнь — это постоянные военные походы, в которых он показывает всю ненависть к врагам, защищая слабых крестьян, наказывая богатых поляков.

Казачий атаман Тарас не желает жить в роскоши и презирает тех казаков, что стали перенимать польские обычаи. Для него самый лучший кров — это чистое поле. У атамана было два сына, от которых он также желал полной отдачи Родине. Сыновья воспитывались так, чтобы и они посвятили себя Отчизне, поэтому сразу, как те заканчивают учиться, забирает их с собою в Сечь. Там они себя показали бравыми молодцами, хорошими казаками, храбро сражались в боях, пока младший сын не перешел на сторону поляков. Такого предательства Тарас Бульба не мог простить. Измена Родины не может быть оправдана, даже таким светлым чувством, как любовь. Тарас собственноручно казнит сына.

Старшего сына также ждала смерть, но от руки врага. Поляки поймали и казнили его на площади, однако этим сыном Тарас гордился. Мало того, он пробирается на площадь, чтобы в последние минуты жизни сына поддержать его, сказать, что он рядом и что Остап не один.

Героически погибает Тарас в повести. Его заживо сжигают поляки, но даже в последние минуты своей жизни он думает не о себе, а о тех воинах, которые сейчас ведут борьбу в окружении и на последнем дыхании он дает советы своим братьям по духу, своим воинам и соратникам, тем самым спасая их от погони.

Были у Тараса Бульбы и отрицательные черты, такие как жестокость, неспособность на компромиссы, но наверное в то время по-другому нельзя было поступать, ведь любое проявление слабости могло означать лишь верную смерть.

Тарас Бульба Гоголя — одно из любимых моих произведений автора, которое я прочитала с удовольствием.

Сочинение по повести Гоголя «Тарас Бульба»

4.9 (97.78%) 9 votes

На этой странице искали:

  • сочинение тарас бульба

Тарас Бульба анализ произведения Сочинение на тему: реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос»

Год написания — 1835

Жанр «Тарас Бульба» — историческая повесть.

В центре повествования — судьба казацкого полковника Тараса Бульбы и двух его сыновей. Завязка — приезд бывших бурсаков в родительский дом. Кульминаций несколько. Развязка — гибель самого Тараса Бульбы.

Тема — изображение исторических событий XVI — XVII века в Украине, быта, обычаев Запорожской Сечи

Идея — Прославление военного общества, возвеличивание подвига, патриотизма, преданности идеи защиты родной земли.

Основная мысль — Любовь к Родине, возвеличивание казачества.

Проблематика «Тарас Бульба»

  • Защита родной земли.
  • Нравственный выбор.
  • Единство, сплоченность — залог победы.
  • Любовь, верность, самопожертвование.
  • Отношения родителей и детей.
  • Честь и предательство

Повесть «Тарас Бульба» рассказывает читателю о борьбе украинского народа с польской шляхтой. Широкое, эпическое изображение этой борьбы определило патриотический пафос повести. Гоголь показал в своем произведении узы дружбы, связывающие два братских народа — русский и украинский — в их общую историческую судьбу.

Главный герой повести Тарас Бульба не условно-богатырский образ - он наделен конкретными историческими чертами. Гоголь правдиво рисует образ казака той суровой эпохи. Лишь в редкие промежутки затишья Тарас возвращается к мирной семейной жиз­ни; остальное время он - воин, отдающий себя служению отчизне.

Тарасу не свойственны колебания, он всегда знает свою цель; свой долг он видит в безупречном служении родине, отсюда исто­ки его бесстрашия и мужества. «Грубая прямота нрава» Тараса Бульбы противопоставлена изнеженности польской шляхты и тем представителям казачества, которые перенимали ее привычки.

Верность родине, любовь к ней для Тараса выше кровного род­ства и личной привязанности. Тем страшнее трагедия, коснувша­яся его семьи. Было у полковника Бульбы два сына, старший - Остап и младший - Андрий. Остапа Гоголь наряду с другими казаками наделяет богатырскими чертами. А вот Андрий - чело­век более тонкий, замечающий и умеющий ценить красоту в окружающей его жизни. Прельстился казак молодой польской панночкой и перешел на сторону врагов, предав и родину, и отца, и товарищей своих. Бульба сам казнил своего сына, изменившего родине и народу.

В Остапе мы видим продолжателя отцовского дела, Тарас им гордится. Для Остапа, как и для других казаков, нет ничего до­роже отчизны, и для нее он готов вместе со всеми перенести самые страшные муки и смерть. В сцене казни Остап, подверга­емый нечеловеческим пыткам, не теряет мужества, зная, что его гибель не напрасна.

Андрий же, став на путь предательства, «пропал для всего казацкого рыцарства», не стал молодой казак защитником род­ной земли, а вместе с врагами стал убивать своих бывших друзей и товарищей.

Образы двух братьев - это два возможных человеческих жиз­ненных пути. Это или бессмертие во имя народного счастья, или бесславная смерть предателя, имя которого потомками если и будет упоминаться, то с ненавистью и позором.

«Тарас Бульба», автором которого является Николай Васильевич Гоголь, является произведением, которое входит в ряды русской и мировой классики. Повесть очень тяжело воспринимается в юношеском возрасте, однако ее прочтение способно рассказать очень многое с исторической точки зрения.

Немного о произведении

Важно сразу отметить, что существует огромное количество отзывов о книге «Тарас Бульба». Для одних это произведение стало очень трудным для прочтения, другие говорят о том, что книга заворожила душу настолько сильно, что оторваться от нее казалось невозможным.

Несомненно, любое произведение, о котором ведутся споры, уже вызывает определенный интерес. Книга «Тарас Бульба», отзывы о которой так же расходятся, не стала исключением.

Кроме того, важно отметить, что произведение наполнено выражениями, которые сегодня зачастую используются в обиходе. Цитаты «Тараса Бульбы» очень выразительные. Например, довольно известное изречение главного героя: «Я тебя породил, я тебя и убью». Это цитата Тараса Бульбы, которую он произнес перед тем, как убить младшего сына. Другое же выражение принадлежит Андрию: «Отчизна - это самое милое сердцу. Ты - моя отчизна». Эта цитата встречается в книге тогда, когда Андрий отрекается ради любви от семьи.

Из-за глубокого смысла произведения и множества распространенных цитат отзывы о книге "Тарас Бульба" чаще положительные, нежели отрицательные.

Как и любое другое произведение русской классики, повесть часто ищут не в оригинале, а в сокращении. Краткое содержание «Тарас Бульба» Гоголя представлено ниже.

События разворачиваются в обычной казацкой деревне. Главный герой - Тарас Бульба, старый атаман, который пользуется уважением среди своего народа. Двое его сыновей возвращаются с учебы. Старший сын - Остап, младший - Андрий. Оба мальчика крупные, мужественные. При встрече Тарас начинает подшучивать над сыновьями, но Остап не терпит глупых шуток отца и говорит ему о том, что если глава семейства не прекратит, то сын его побьет. Именно так и происходит. Радостная встреча отца и сына заканчивается дракой, в которой Тарас понимает, что Остап силен и сумеет за себя постоять. Тарас хочет точно так же проверить и Андрия в бою, но младшего сына уже обняла мать и не позволяет отцу сделать задуманное.

Поход на Сечь

Когда Тарас встретил сыновей, он принимает решение отправить их на Сечь, объясняя это тем, что молодых казаков это закалит. Тарас собирает всех сотников, рассказывая о своей идее. Получив добро на предложение отправить детей на Сечь, у самого Тараса появляется боевой дух.

Мать, узнав о решении мужа, сильно плачет: от нее вновь отрывают ее сыновей. Она долго прощается с мальчиками, обнимая их.

Недолго думая, главный герой решает отправиться вместе с детьми. Он собирает полк, и вместе они двигаются к землям, что находятся недалеко от Польши.

Тарас вспоминает годы своей молодости, ностальгия охватывает старого казака. Едет атаман, понурив голову.

Остап, имея твердый характер, очень растроган слезами матери.

По дороге на место назначения Андрий думает о девушке, которую встретил во время своего обучения. Полячка влюбила в себя юного бойца. Несмотря на то что долго эти отношения не продлились, Андрий думает о ней очень много.

Приезд

Сечь встречает казаков своим разгульным образом жизни. Именно это и показывает всю красоту запорожской воли. Казаки не привыкли учиться боевому искусству - для них обучение проходит непосредственно во время боя. Юноши пускаются в разгул, а Тарасу такое развлечение не по душе - он привез сюда мальчиков не для того, чтобы они здесь отдыхали. Советуясь со своими товарищами, старый атаман пытается придумать, как поднять жителей Запорожья в поход на поляков.

Главному герою удается уговорить казаков с Запорожья переизбрать своего кошевого, который старался сохранять мир между казаками и поляками. Новый кошевой соглашается с Тарасом, что необходимо вновь «поднять авторитет» казаков и пойти в бой с поляками.

Новый образ жизни

Все поляки, живущие на юго-западе, напуганы набегом запорожцев. Андрий и Остап сильно возмужали за время битв, которые они вели на протяжении месяца. Тарас был очень горд своими детьми, которые сражались в первых рядах.

Казаки пытаются осадить город Дубна, который славился своей огромной казной и богатыми жителями. Взяв город, запорожцы ждут, когда жители начнут голодать. От скуки начинают казаки опустошать все, что находится близ Дубны, выжигая дома и поля.

Остапу и Андрию не нравится такая жестокость. Тарас пытается успокоить мальчиков, обещая им жестокие бои.

Побег Андрия

В одну ночь юноше снится его возлюбленная. Будит Андрия странное существо, которое было очень похожим на призрака. Полностью проснувшись, парень узнал в существе служанку своей возлюбленной. Девушка рассказала, что панночка в городе и очень хочет увидеть Андрия, что она по нему тоскует и любит его так же сильно, как и он ее. Кроме того, служанка передает просьбу панночки: передать ей хотя бы кусочек хлеба, чтобы спасти свою умирающую мать. Андрий набирает полные мешки хлеба и отправляется на встречу к панночке. Встретившись со своей любимой, Андрий решает навсегда отречься от своей семьи. Юноша уходит с панночкой, ничего не сообщая отцу.

Поляки не сдаются

В город прибыло польское подкрепление. Многие казаки были убиты во сне, многие попали в плен.

До Тараса дошли слухи о том, что Андрий прячется с молодой полячкой. Он не может простить своему мальчику предательства. Он пытается разыскать пропавшего сына, но ему это не удается.

Поляки совершают бесконечные вылазки, но казакам пока удается противостоять врагу. Из Сечи приходит весть о том, что татары напали на Запорожье, а казаки не могут противостоять захватчикам, поскольку отсутствует главная сила. Казацкое войско делиться на две части: первая отправляется в Сечь, чтобы спасти казну, а вторая остается для продолжения противостояния польскому врагу.

Во время битвы Тарас замечает во вражеском войске Андрия. Сын сражался за врага, что повергло Тараса в ярость. Старый атаман встречается лицом к лицу с сыном в бою, после чего убивает его как предателя. Умирая, младший сын Тараса Бульбы шепчет имя своей возлюбленной.

Смерть Остапа

Остап попадает в плен. Тарас прилагает все усилия, чтобы добраться до Варшавы, где и держат Остапа. У Тараса остается надежда, что ему удастся выплатить выкуп за сына.

Однако Тарас опаздывает и становится свидетелем страшной казни Остапа на центральной площади. Последнее, что сказал Остап, было: «Слышишь ли ты это, отец?». На что Тарас отвечает: «Слышу». Остапа казнят, а за стариком начинается погоня. Главному герою удается скрыться.

Казачья месть

Вернувшись в свой полк, все стали замечать, насколько свирепым стал Тарас. Это можно объяснить желанием отомстить за казнь Остапа.

Поляки наступали всеми силами, что приносило им победы. Тарас увел свой полк, ведя его по польским землям и разрушая все, что встречалось пути. Именно такой и была казачья месть. В это же время поляки собирают всю свою силу и полностью уничтожают казаков на поле боя.

Трагическая смерть

Польские войска настигают и полк Тараса, который остановился, чтобы немного отдохнуть. Несколько дней пытались казаки сопротивляться врагу. Тарас и другие пытаются скрыться, однако старого атамана все-таки ловят. Его приковывают цепями к дереву, руки прибивают на гвозди и заживо сжигают. Сопротивляясь боли, Тарас кричит своему войску, чтобы парни спускались по реке - только так им удастся спастись. Последние мысли старика были о юношах, у которых будет еще много битв, в которых ему уже не суждено принять участие.

Герои произведения

Говоря о списке главных героев «Тараса Бульбы», нужно отметить тот факт, что героев в книге много. Но мы рассмотрим всего несколько, которые играют важную роль для произведения.

Тарас Бульба - старый казак, атаман своего народа. Играет ведущую роль в произведении. Тарас вспыльчив, горд. Старый атаман чтит традиции. Бульба отменный боец, прошедший не одну битву.

Остап - старший сын Тараса Бульбы. Он горд, хладнокровен. Время, проведенное вне дома, ожесточило юношу, однако мальчику удалось сохранить теплые чувства к матери, за которую он очень переживал, отправляясь на битву.

Андрий - младший сын Тараса. Он мягкосердечный, несерьезный. Влюбленный в польскую красавицу, юноша предает свой народ, за что наказывается. Добрый мальчик, который пошел на все ради любви, погибает в очень раннем возрасте.

Вывод

Что же стало темой повести «Тарас Бульба»? Произведение рассказывает читателю об историческом этапе, когда казачество имело огромную силу. Кроме этого, можно сказать, что произведение рассказывает о традициях и принципах этого народа. Что для казаков было важно? Верность, взаимопомощь. Они бились рука об руку. Казаки никогда не бросали своих в беде. Именно поэтому отзывы о книге "Тарас Бульба" расходятся: все герои несут свою негативную роль, но при этом читателю жаль каждого из них, кто попал в беду.

Чему учит «Тарас Бульба»? Ответить на этот вопрос можно одним словом: товариществу. Повесть является окном в ту жизнь, где люди ценят преданность, умение помогать своему ближнему в сложных жизненных ситуациях. Ярким примером этого стал поступок Андрия, который легко отвернулся от своей семьи, от своего народа ради любви. Он был жестоко наказан за предательство. Важно сохранять верность своим близким людям, уметь протягивать руку помощи, чему учит «Тарас Бульба».



Рассказать друзьям