Смерть иуды в библии. Он исповедал безгрешность Иисуса! Факты об Иуде

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В Иерусалиме найден погребальный покров. Он заставил задуматься о подлинности плащаницы...

С определенной точки зрения всю историю человечества можно интерпретировать как постоянную борьбу с постоянно возникающим у отдельных его представителей стремлением к каннибализму...

Почти все они: 1) были рождены примерно 25 декабря; 2) появились на свет от матери-девственницы в пещере или другом скрытом месте; 3) вели аскетическую жизнь ради человечества; 4) назывались спасителями, освободителями...

Иуда Искариот недолго прожил после распятия Христа. Меньше суток. Это известно. Известно даже (во всяком случае описано), как, собственно, он умер. В канонических текстах таких упоминаний два. В Евангелии от Матфея: «...бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился», и в Деяниях апостолов...

Профессор Гарвардской школы богословия Карен Кинг обнаружила упоминание жены в словах Иисуса Христа на коптском папирусе, датируемом IV веком нашей эры. Она рассказала об этом в докладе на 10-м международном конгрессе коптских исследований в Риме...

Начиная свои рассуждения о значении греческого слова σταυρός, Рольф Фурули заявляет: «C лексико-семантической точки зрения stauros означает «вертикально стоящий шест или столб». При этом он ссылается на академический словарь Liddell и Scott. Однако Фурули опускает одну важную деталь: в этом же словаре дано и второе значение слова σταυρός - «крест как орудие распятия»...

Сайт [ ex ulenspiegel.od.ua ] 2005-2015

Подборка статей о рождении, жизни, смерти, воскресении Иисуса Христа. Поиски прототипа Христа.

Андрей ДЯТЛОВ


Иуда Искариот недолго прожил после распятия Христа. Меньше суток. Это известно.

Известно даже (во всяком случае описано), как, собственно, он умер. В канонических текстах таких упоминаний два.

В Евангелии от Матфея : «...бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился», и в Деяниях апостолов : «...и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его».

(Есть еще в апокрифическом Евангелии от Варнавы рассказ о том, что в момент ареста Христа Господь придал Иуде черты и голос Иисуса (тому удалось бежать), и распяли на самом деле Иуду. Но это уж чистая сказка.)

Но мне кажется, Иуда не кончал жизнь самоубийством, а был убит.

Эта же мысль соблазняет и Булгакова. Он в «Мастере и Маргарите» «приговаривает» Иуду к смерти на ножах боевиков из тайной службы Афрания.

Однако в диалоге Понтия Пилата и начальника тайной службы Афрания Булгаков все-таки касается версии о «самоубийстве». Но, замечу, как о распространении некоего слуха:

«- Да, Афраний, вот что мне внезапно пришло в голову: не покончил ли он сам с собой?

О нет, прокуратор, - даже откинувшись от удивления в кресле, ответил Афраний, - простите меня, но это совершенно невероятно!

Ах, в этом городе все вероятно! Я готов спорить, что через самое короткое время слухи об этом поползут по всему городу.

Тут Афраний метнул в прокуратора свой взгляд, подумал и ответил:

Это может быть, прокуратор».

Очевидно, что Пилат (пером Булгакова) запускает такой слух, чтобы опозорить Иуду: в ортодоксальных религиях есть только два абсолютно несмываемых греха - богохульство и самоубийство, - за них нет прощения. И потому слух, пущенный Пилатом, должен заклеймить Иуду в глазах людей, даже если его предательство по большому счету ложь. А для Булгакова, писавшего при Сталине, Иуда больше чем предатель. Он не был знаком с Иешуа, он однозначно провокатор, возможно, живущий этим ремеслом, а не только работой в меняльной лавке у родственника, как докладывает прокуратору Афраний. Почему же именно провокатор?

Как Булгаков доказывает, что Иуда - провокатор?

Позвольте немного отвлечься от смерти Иуды, потому что булгаковская сцена ареста Иешуа у Иуды действительно очень любопытна.

В канонических Евангелиях Иуда Искариот - просто предатель, который приводит стражников в Гефсиманский сад для ареста Христа и получает за это разовое действие разовую же плату. У Булгакова же Иуда из Кириафа не просто сдает Иешуа, а еще и выуживает из него признания, которые и ложатся в основу обвинения. Ну как агент Клаус с пастором Шлагом в «Семнадцати мгновениях весны».

Вот Пилат допрашивает Иешуа об Иуде из Кириафа:

«- Итак, - говорил он, - отвечай, знаешь ли ты некоего Иуду из Кириафа и что именно ты говорил ему, если говорил, о кесаре?

Дело было так, - охотно начал рассказывать арестант, - позавчера вечером я познакомился возле храма с одним молодым человеком, который назвал себя Иудой из города Кириафа. Он пригласил меня к себе в дом в Нижнем Городе и угостил...

Добрый человек? - спросил Пилат, и дьявольский огонь сверкнул в его глазах.

Очень добрый и любознательный человек, - подтвердил арестант, - он высказал величайший интерес к моим мыслям, принял меня весьма радушно...

Светильники зажег... - сквозь зубы в тон арестанту проговорил Пилат, и глаза его при этом мерцали.

Да, - немного удивившись осведомленности прокуратора, продолжал Иешуа, - попросил меня высказать свой взгляд на государственную власть. Его этот вопрос чрезвычайно интересовал.

И что же ты сказал? - спросил Пилат...

В числе прочего я говорил, - рассказывал арестант, - что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.

Почему Булгаков считает, что это не разовое предательство, а целая хорошо подготовленная провокация? Все дело в светильнике, о котором сквозь зубы сказал Пилат. Во времена Иисуса для обличения богохульника устраивали засады. Канонические источники описывают это так: «Приводят к нему (тому, на кого устраивается засада. - Прим. авт.) двоих молодых ученых (то есть учеников богословов. - Прим. авт.) во внешнее помещение (в соседнюю комнату с той, где идет разговор с богохульником. - Прим. авт.); а он сидит во внутреннем помещении, и зажигают для него светильник, чтобы они видели его и слышали его голос. Так поступили с Бен Стадой в Лидде: назначили в засаду для него двух молодых ученых, и они привели его в суд, и его побили камнями...»

По Булгакову, именно в таком сговоре участвовал Иуда, и это, безусловно, не просто продажа учителя за деньги! Это отменно организованная операция со свидетелями, с заранее спланированной темой разговора, однозначно подводившая Иешуа под смертную казнь. Так что недаром Булгаков называет Иуду не предателем, а одним из лучших шпионов первосвященника Каифы. Сексотом...

О рассевшемся чреве

Но оставим литературного Иуду из Кириафа и вернемся к Иуде Искариоту.

Итак, повторю. Версия смерти предателя в Евангелии от Матфея: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился».

Но я уже говорил, что, как и у Булгакова, похоже, слово «удавился» здесь просто фигура речи, некое клеймо позорной смерти. Еще я не склонен держаться за версию самоубийства, так как многие исследователи считают, что Евангелие от Матфея написано не очевидцем (или не очевидцами), хотя и приписывается этому апостолу, входившему в ближайший круг Иисуса и бывшего до встречи с Христом мытарем, то есть сборщиком податей (у Булгакова он и есть Левий Матфей). Многое в Евангелии от Матфея заимствовано из Евангелия от Марка. Марк же о судьбе Иуды вообще ничего не сообщает. Я, конечно, пишу «Марк не сообщает» или «Как говорит Матфей», хотя надо понимать, что именное авторство всех канонических Евангелий - чистая гипотеза, не подтвержденная пока ничем. Имена авторов - лишь предположения.

Истиннее мне кажется версия из Деяний апостолов: «...и когда низринулся (Иуда. - Прим. авт.), расселось чрево его, и выпали все внутренности его».

Слово «низринулся» можно толковать по-разному. Некоторые считают, что Иуда все-таки повесился, но веревка оборвалась, и он упал и оттого живот его разорвался. Есть переводы этого фрагмента, толкующие это слово как «упал головой вниз», то есть, мол, Иуда упал с какой-то высоты, с обрыва.

Но фишка в том (я специально консультировался у судебных патологоанатомов), что даже при падении с самолета у человека лопается череп, ломаются кости, но случаи, когда бы «расселось чрево», им неизвестны! Для этого, как мне терпеливо объяснили, должна быть как минимум рана в животе. От пули, осколка, ножа или острого предмета. Ну может быть еще, что у Иуды была водянка, и живот при ударе лопнул, но это совсем маловероятно...

Зато «рассевшееся чрево» - это уже не общая формула, не страшилка, это четкая деталь. Так мог описать смерть Иуды только тот, кто сам видел труп.

Или тот, кто принимал участие в убийстве!

Чьих рук дело?

В Деяниях апостолов эту четкую деталь сообщает апостол Петр: «...Петр, став посреди учеников, сказал (было же собрание человек около ста двадцати): братья! Надлежало исполниться тому, что в Писании предсказал Святой Дух устами Давида об Иуде, бывшем вождем тех, которые взяли Иисуса; он... приобрел землю неправедной платой, и, когда низринулся, расселось его чрево, и выпали все его внутренности; и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что та земля на их отечественном наречии названа Акелдама, то есть земля крови».

Петр словно отчитывается о проделанной работе. И очень любопытно, что он говорит, например, не о разбитой голове Иуды (а это самая вероятная травма, если бы Иуда «низвергнулся» со скалы на камни), а именно о «рассевшемся» - вспоротом - чреве.

Так, может быть, он и был тем, кто казнил Иуду?

Чем не версия?

И многое, кроме этой речи Петра, указывает на то, что это очень вероятно...

Кому выгодно?

Для осознанного убийства нужен мотив. Кому выгодно было, чтобы Иуда умер?

Самому Иуде? Вряд ли. Он был крайне скупой человек. Хранитель ящика с деньгами общины, позволявший себе ворчать даже на Христа за слишком необоснованные, на взгляд Иуды, траты. Обычно такие люди (а психология человека даже с веками меняется мало) берегут и любят себя, наделены здоровым цинизмом и до последнего держатся за жизнь без сантиментов и угрызений совести. Мне кажется, раскаяние Иуде, скорее всего, приписывается. И вряд ли он полез бы в петлю.

Может быть, в смерти Иуды были заинтересованы Каифа и священники? Тоже сомнительно. Следы им заметать незачем, процесс над Иисусом был официальным, а вознаграждение за предательство богохульника - дело редкое, но тоже узаконенное. К тому же они с Иудой были в расчете: дело сделано, гонорар заплачен, контракт закрыт.

Может, грабители прирезали Иуду, позарившись на деньги? Нет. Сребреники не пропали, а были каким-то образом возвращены (по Евангелию - брошены Иудой) священникам, и после смерти апостола на них купили землю у стен Иерусалима, известную до сих пор как Земля Крови. Там сейчас монастырь.

Пилат отомстил? Это уже вовсе из области домыслов: суд прошел, руки умыты - что римлянину, ненавидевшему иудеев, один из них?

А вот апостолы... У них как раз мотивов хоть отбавляй! Поступок их собрата повлек казнь главы общины, учителя. Да еще - за деньги от врагов Христа...

И любопытно, что как раз Петр мог сыграть в деле мести Иуде свою роль, возможно, главную! Петр вообще фигура прелюбопытная. Рыбак и сын рыбака, он был братом апостола Андрея, которого позже назовут Первозванным. То есть первым, кого призвал Иисус в апостолы. Но это не совсем так: Иисус призвал не Андрея, а Андрея с Петром вкупе. Встретив братьев, Христос сказал: «Идите (то есть оба! - Прим. авт.) за Мной, и Я вас (то есть обоих! - Прим. авт.) сделаю ловцами человеков». Так что Кормильцев был не совсем прав в знаменитой песне про апостола Андрея и Христа «Прогулки по воде...».

А первые ученики - самые верные и близкие. Недаром, отправляясь в Гефсиманский сад, Иисус взял Петра в качестве одного из трех телохранителей. Да, именно телохранителей. Это понятно, потому что из всех апостолов только Петр и сыновья Заведеевы - братья Иаков и Иоанн - имели черты характера, которые должны быть у настоящих бойцов. Все трое энергичны, агрессивны, вспыльчивы (за что, кстати, Иисус прозвал братьев «Воанергес» - «Сыны грома»). Они были еще и при мечах, правда, всего двое, и один из мечей был у Петра.

Петр - явно старший в этой команде телохранителей. Он превосходил братьев отвагой. Именно он (что для нас важно!) в Гефсиманском саду при аресте Иисуса выхватил меч и отсек ухо рабу первосвященника Малху на глазах у римских солдат! А ведь ношение любого оружия иудеями римляне запрещали под страхом немедленной смерти. А он отважился!

И, отмечу особо, Петр явно владел мечом хорошо, если ринулся в бой посреди легионеров и стражников.

Если уж он был готов на это, то настичь Иуду и вспороть ему брюхо вспыльчивому Петру - возможно, совместно с братьями Иоанном и Иаковом - было делом пустяшным. Так что версия о Петре-мстителе выглядит более чем реально.

А вдруг слова Петра - выдумка?

Да, есть нюанс: истинность канонических текстов, как известно, подтвердить очень трудно. В Евангелиях и Деяниях апостолов явно есть чисто литературные куски, фантазии, не имеющие ничего общего с хрониками. Так, кто гарантирует, что автор Деяний не приписал Петру его заявление? Тем более что, согласно преданиям, Деяния приписываются евангелисту Луке, который, похоже, вообще с Петром не встречался.

Но тут есть любопытная цепочка - очень короткая, - по которой до Луки могли дойти точные слова фактически из первых рук.

Она такова.

В 49-м году Петр познакомился с новым апостолом - Павлом. Они сотрудничали очень тесно, и, например, Антиохийская православная церковь ведет патриархальный (епископальный) ряд от апостола Петра, который, по преданиям, вместе с апостолом Павлом является ее основателем. А вот вернейшим учеником Павла был как раз евангелист Лука! Так что вполне возможно, что слова Петра на «закрытом собрании» были Луке переданы Павлом.

И последнее...

Земля, которую купили на тридцать сребреников (по версии Петра, купил Иуда), была глинистым полем, где брали сырье для своих изделий гончары (оно так и звалось «землей горшечника»). После смерти Иуды там решено было сделать кладбище для странников. Но, напомню, уже Петр говорит, что это место стали называть Акелдама, то есть «земля крови». Я мало верю, что жители Иерусалима разом мгновенно прониклись трагедией Христа и новое название возникло оттого, что пустошь была куплена на «кровавые предательские деньги». Это как-то излишне символично, даже пафосно...

Проще и оттого, мне кажется, реальнее такое объяснение. Поле, питавшее многих гончаров, было полито кровью Иуды, а, раз «чрево расселось», крови было изрядно (как у Булгакова сказал Афраний: «Кровь хлынула волной, прокуратор!»). И глину там брать перестали, ибо место было осквернено и стало нечисто. Настолько, что его смогли отдать лишь под такое же нечистое дело - кладбище.

Так что, возможно, мы теперь знаем не только кто убил Иуду, но и где именно он был убит...


Иллюстрация - Самоубийство Иуды, барельеф ХII века, Франция


Интересующийся

#2106

В библейских повествованиях, предшествовавших смерти Иуды Искариота, пишется о том, что причиной этой смерти было какое-то загадочное предательство им Иисуса: ночью он привёл множество воинов и слуг знатных людей Иерусалима на то место, где он был со своими учениками, договорившись с теми, которых он вёл, что кого он поцелует - тот и Иисус. Во первых, в этой истории кажется странным то, что множеству захватчиков нужно было указать именно на того, кого они были посланы схватить и привести на суд к своим боссам - ведь это был очень известный в Иерусалиме человек, который часто выступал в храме с публичными речами, уже за несколько дней до его ареста и казни весь город говорил о нём, многие, узнав, что он опять идёт на праздник в храм, бурно его приветствовали и вместо персидских ковров устилали дорогу перед ним своими одеждами, чтобы та пара ослов, на которых он ехал верхом, не поднимала пыль и не пачкала своих копыт. Может, он, как Фантомас, периодически менял свой облик, поэтому, чтобы не перепутать, и надо было, чтобы кто-то точно его определил, ибо его, бывало, и ближайшие друзья средь бела дня не узнавали, не то что ночью малознакомые с ним люди? По версии же Иоанна Иисуса не Иуда опознавал среди его апостолов, а он сам вышел навстречу шарившим по кустам людям, пришедшим его повязать и представился им, что он и есть тот, за кем они пришли и ищут на Елеонской горе, хотя вполне мог бы и избежать встречи с ними, зная наперёд, с какой целью они заявились та то место, где он находился. Но он сам пожелал, чтобы его поскорее осудили и прикончили, поэтому и Иуде Искариоту сказал: "что делаешь, делай скорее", хотя вполне мог бы сказать этому "сыну погибели", которого он погубил, чтобы он не делал того, что задумал, ибо это для него плохо кончится - и апостолы его за это возненавидят, и те люди, которые с радостью заплатят ему какие-то гроши, от него отвернутся - он им больше будет ненужен. Какой смысл был этому Иуде по дешевке продавать курицу, несущую золотые яйца, предавать своего учителя, благодаря которому он постоянно имел доход и поболее, чем каких-то 30 сребреников? И какой смысл было иудейской знати платить Иуде Искариоту деньги за "предательство" им Иисуса, если этого Иисуса они каждый день видели в храме и на улицах города и при наличии у себя большого количества слуг могли установить за ним хоть круглосуточную слежку, чтобы всегда точно знать его местонахождение и в удобный момент либо тайно его прикончить, либо схватить и устроить показной суд, чтобы и другим подобным бунтарям неповадно было настраивать против них народ и хулиганить в божьем храме, устраивая там дебоши.

Сказание.info

Я совершенно не могу знать, как было на самом деле и было ли, но по библейской версии всё выглядит, как исполнение Иудой воли самого Иисуса. Ведь, по представлениям древнего иудея, Иисус-бог должен был явить свою силу при одной лишь попытке ареста. С чего бы Иуде вешаться, если он просто продажен?

Читатель

#1048

Статья «Кто убил Иуду Искариота?», к сожалению, разочаровала. Андрей Дятлов (А.Д.) допустил в ней массу несуразностей. Прокомментирую некоторые из них.
«Иуда Искариот недолго прожил после распятия Христа. Меньше суток. Это известно». А откуда это известно? Из речи Петра в Деяниях этого не следует. По Матфею же (27:1-5), смерть Иуды вообще до казни Христа случилась: «Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. … И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился».
Можно убедиться, что Иуда покончил с собой сразу же после того, как увидел, что Иисус осуждён синедрионом и предан Пилату для утверждения смертного приговора. Сама же казнь была позже. Видно, А.Д. сбили с толку слова о «крови невинной», но это всего лишь оборот речи, так говорили и до казни приговорённого: например, Пилат только-только умыл руки, а весь народ уже ему отвечал: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Мт 27:25). Так что согласно единственному источнику (Матфей), к моменту распятия Христа Иуда уже был мёртв. Кроме того, если бы Иуда пережил Христа, то эпизод с возвратом старейшинам денег должен был иметь место только во время праздничного субботнего покоя. А это исключено.
Но отложим пока в сторону версию Матфея (она А.Д. не внушает доверия) и обратимся к Деяниям, на которых он основывает версию убийства Иуды Петром. В Деяниях сообщается, что Иисус после воскресения являлся 40 дней, после чего ученики потратили субботу на возвращение в Иерусалим, где «единодушно пребывали в молитве». «И в те дни Пётр, став среди учеников», рассказал о смерти Иуды. Получается, это сообщение сделано Петром минимум через шесть недель после момента смерти Иуды. По мнению А.Д., сообщением о смерти Иуды Пётр-киллер и отчитался о проделанной работе. Не поздновато ли получается? Шесть недель радостную новость в себе носил! «Не верю!» - сказал бы Станиславский. Я не Станиславский, но тоже не верю.
Отстаивая свою версию, А.Д. старательно выясняет, что значит «низринуться» и «чрево расселось». По нему, слово «низринулся» можно толковать по-разному. А не надо гадать и толковать по-разному, достаточно обратиться к словарю русского языка: «Низринуться (стар.). Броситься сверху вниз». Но не нравится А.Д такое буквальное толкование, поскольку потом «расселось чрево его (Иуды), и выпали все внутренности его», чего не бывает при падении с высоты (А.Д. специально консультировался у судебных патологоанатомов!). Не учёл только наш следователь, что Деяния – это не протокол суд-мед. экспертизы, а особый, полуфантастический, литературный жанр, где и не такие вольности позволительны. Может, ещё с гинекологами проконсультироваться по поводу непорочного зачатия Марии или со специалистами реанимации – по поводу оживления Лазаря или воскресения Христа? По поводу отрубленного, но «исцелённого» Христом уха Малха, - со специалистами ухо-горло-нос? А по поводу въезда Христа в Иерусалим «сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Мт 21:5) – с работниками цирка? Да помилуйте, уважаемый А.Д.!
«Кому была нужна смерть Иуды?» - задаётся вопросом А.Д и отвечает: «Самому Иуде? Вряд ли». Такие типы, мол, не вешаются. «Он был крайне скупой человек. Хранитель ящика с деньгами общины, позволявший себе ворчать даже на Христа за слишком необоснованные, на взгляд Иуды, траты». Но, по евангелиям, никто ни на кого за траты не ворчал. Негодовали «некоторые» ученики (у Матфея, Марка), а также конкретно Иуда (у Иоанна) по другому поводу – потому, что Иисус не хотел продать дармовое миро, а вырученные динарии раздать нищим. Да и вряд ли «крайне скупому» Иуде понравился бы такой «бизнес» с раздачей выручки нищим. Не мог крайне скупой и просить себе столь смешное вознаграждение (30 сребренников) за предательство Христа - ну разве что, только если он полный дурак, а не расчётливый Иуда. А вот об алчности Петра в евангелиях (Мат 19:27) сказано ясно, именно он из всех 12 апостолов интересовался у Христа: «Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?». Так что утверждение А.Д. о скупости Иуды - дань легенде (которой, в частности, способствовал и ап.Иоанн своим облыжным утверждением, что Иуда был вор). Вору никто бы кассу не доверил!
А.Д. сообщает: «Пётр вообще фигура прелюбопытная. … Он был братом апостола Андрея, которого позже назовут Первозванным. То есть первым, кого призвал Иисус в апостолы. Но это не совсем так: Иисус призвал не Андрея, а Андрея с Петром вкупе». Вот уж действительно, «это не совсем так»! Если бы А.Д. не поленился заглянуть кроме Матфея также в евангелие Иоанна, то прочитал бы, что одним из двух первых (без Петра!) последовавших за Иисусом был Андрей. Потому и Первозванный.
«А первые ученики - самые верные и близкие. Недаром, отправляясь в Гефсиманский сад, Иисус взял Петра в качестве одного из трех телохранителей… Да, именно телохранителей». Ха-ха-ха! Телохранители! Трижды их Христос будил во время своей молитвы в Гефсимании, а телохранители все бесстыдно дрыхли («Симон! Ты спишь? Не мог бы ты бодрствовать один час?»). В момент ареста «верный» Пётр позорно бежал (как и другие герои), потом - трижды отрекался. И единственный из 12 заработал у Христа презрительное «Сатана»! И куда смотрел верный телохранитель раньше? Ведь ещё на тайной вечере Христос прямо сказал, что предающий – именно Иуда: «Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. … Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана» (Ин 13:24-27, Мт 26:25).
«Именно он (что для нас важно!) в Гефсиманском саду при аресте Иисуса выхватил меч и отсёк ухо рабу первосвященника Малху на глазах у римских солдат! А ведь ношение любого оружия иудеями римляне запрещали под страхом немедленной смерти. А он отважился!». Вопрос А.Д.: если он так искренне верит во всю эту ерунду, то почему «отважного» Петра никто тут же не арестовал? Более того, потом вооруженный Пётр ещё спокойно разгуливал и отогревался во дворе первосвященника!
«В 49-м году Петр познакомился с новым апостолом – Павлом», сообщает А.Д и ошибается на 10 лет: это было в 39-м году, когда Павел посетил Иерусалим (Гал 1:18-19). В целом, рассуждения А.Д. об «очень тесном сотрудничестве» между Павлом и Петром достаточно наивны. Да эти два «возлюбленных» товарища только вынужденно сотрудничали, а реально ненавидели друг друга. Это была жестокая борьба двух направлений раннего христианства – петринизма и паулинизма (на эту тему горы умных книг написаны). Об истинном отношении Петра к Павлу хорошо говорят такие его слова: «… Как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное…» (1-е Петра 3:16). Павел тем же платил Петру, обвиняя того в лицемерии и прочих грехах (см. Послания).
Согласно А.Д., вполне возможно, что слова Петра о смерти Иуды были Луке, как автору Деяний, переданы Павлом. Фантазии! Почему же тогда Павел вообще ни словом не обмолвился об Иуде в своих посланиях (написанных, кстати, до евангелий!), а Лука ничего не говорит о смерти Иуды в своем евангелии? Нелогично! Более того, Павел в 1-м послании коринфянам (15:5) вообще не исключает Иуду из числа 12 апостолов: «… что Он погребён был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом Двенадцати» (Павел не мог иметь в виду нового двенадцатого апостола Фаддия, т.к. его избрали только после вознесения Христа).
А рассуждения А.Д. о купленной земле («земле горшечника»), которую якобы заколотый Петром Иуда обильно осквернил своей кровью («земля крови»), заставляют просто смеяться. «Поле, питавшее многих гончаров, было полито кровью Иуды» - ну это просто анекдот. Бедолага А.Д. мечется между двумя версиями смерти Иуды, выхватывая из них фрагменты в пользу своей собственной версии, и в результате окончательно запутывается.
Прежде всего, Иуда никак не мог оказаться на купленной первосвященниками земле горшечника, т.к. к этому моменту он уже был мёртв. Если уж совсем забыть версию Матфея и целиком воспринять столь близкую А.Д. версию Деяний, то тогда не понятно, почему А.Д. говорит о «земле горшечника» (о ней есть только у Матфея, в Деяниях же говорится просто о земле, но купленной Иудой, а не старейшинами). И если А.Д. предполагает, что эту землю горшечника не старейшины купили, а сам Иуда (до этого даже авторы Нового завета не додумались!), то пусть ответит на элементарный вопрос: а с какого бодуна Иуда на такую сделку пошёл? Он что, полный идиот, чтобы потратить свой скромный гонорар на землю, пригодную только под кладбище для странников? Даже если всю эту несуразицу допустить, то встанет и такой вопрос: а что Иуда делал в предместьях Иерусалима на этой земле горшечника, когда «настигший» его Пётр вспарывал ему брюхо? Глину собирал, что ли, на горшки? Самое подходящее занятие для иудея в пасхальную субботу…
Вот что можно нафантазировать, чтобы объяснить название «земля крови»! А у Матфея ясно ведь сказано, что Иуда признался в предании «крови невинной», первосвященники тоже заявили, что это «земля крови», «посему и называется земля та «землею крови» до сего дня» (Мт 27:4-8).
Ну а теперь, что было реально. Увы, А.Д. зря так напрягался. Никто никого не предавал и никто никого за это не убивал. Это излюбленный фольклорный мотив у всех народов о предательстве одного из соратников (например, в песне о Роланде, Нибелунгах и т.п.). Вся эта библейская басня скроена настолько топорно, что ничто ни с чем не срастается. Недаром трое из четырех евангелистов (включая Марка - ученика Петра!) о смерти Иуды вообще ничего не знают. Не ведают об этом ни Павел, ни автор Апокалипсиса – наиболее раннего новозаветного произведения. Само имя Иуда – персонификация еврейского народа, повинного в смерти Христа. Сумма 30 сребренников и «земля горшечника» перекочевали прямиком из Ветхого завета (Зах 11:12-14): «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, - не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, - высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника». Как разъясняется в комментариях к этому стиху библии, «Пророк говорит о ничтожной цене (цена раба), в которую оценили неблагодарные люди своего небесного Пастыря. Землей горшечника называли бесплодные глинистые земли, которые стоили очень дёшево. Здесь дан прообраз поступка Иуды, который получил за своё предательство цену раба». И слова Иисуса на тайней вечере «Но да сбудется Писание: «ядущий со Мною хлеб поднял на меня пяту свою» (Ин 13:18) снова отсылают нас к Ветхому завету (см. Псалтырь).
Перед нами – типичный приём авторов Нового завета, которые, сообщив о том или ином выдуманном ими событии, для большей убедительности тут же ссылались на ветхозаветные пророчества, якобы подтверждающие эти события. Первый признак подделки! Да и своё выступление в Деяниях Пётр прямо начинает со слов: «Надлежало исполниться тому, что в Писании предрёк Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса». То есть предательство Иуды предрёк Дух Святый! Вот и вся изнанка этой басни. Серьёзная наука до сих пор никак не найдёт реальных подтверждений историчности Христа, а А.Д. с паталогоанатомами о прыжках Иуды консультируется…
А.Д. задаётся вопросом: кому выгодна смерть Иуды – первосвященникам ли, Пилату ли и т.п.? Лучше бы попытался ответить на такой простой вопрос: а кому вообще предательство Иуды было нужно? Ему самому? За жалкие-то 30 сребренников?! Да он в кассе и без того к каким бабкам доступ имел! Хватай свой денежный ящик – и в бега! Бессмысленна и техническая сторона предательства: обозначать Христа своим «поцелуем» совершенно не требовалось, ибо его и так весь иерусалимский народ прекрасно знал («Каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня» - Ин 26:55). Ответ на вопрос, кому нужно было предательство Иуды, прост: оно нужно было самим сочинителям новозаветного мифа! Не будь предателя-Иуды, не был бы предан и казнён Христос, не был бы казнён – не воскрес бы, не воскрес бы – на христианстве можно было бы поставить крест (каламбурчик-с, однако). Да христиане на Иуду молиться должны – без него бы Христос просто не состоялся бы как таковой!
Кстати, как известно, Христос каждый год в разное время умирает – по пасхальному календарю. Вместе с ним и предатель Иуда каждый год отправляется к праотцам по скользящему графику. То есть к каждой новой пасхе Иуда проживает жизнь иной продолжительности (!). Вот задачка-то, ею бы А.Д. озаботиться! А ведь в ней ответ на вопрос, миф Иуда или реальность.
А.Д., похоже, просто не учёл, что Новый завет – это несколько лоскутных одеял, которые сшивали, расшивали и перешивали масса благочестивых сочинителей в течение десятилетий, причём допуская такие логические, фактические, лингвистические и прочие ляпы, которых постыдился бы всякий уважающий себя автор. И древность времён им не оправдание. Почитайте Сократа, Аристотеля, Демокрита, Сенеку, Марка Аврелия или Цицерона, творивших задолго до или в эти самые легендарные времена, – и убедитесь, что не у всех писателей в мозгах царил такой хаос. В Новом завете, этом неряшливо оформленном анонимном опусе, отделить историю от вымысла зачастую просто невозможно. Знаменитый Э.Ренан, говоря по поводу ареста Иисуса и аналогичным поводам, правильно сказал: «Тут нечего требовать ни логики, ни последовательности». Но если от новозаветных авторов этого требовать нельзя, то от сегодняшних не только можно, но и нужно. Так ведь?
… Сейчас случайно обнаружил на этом же сайте в рубрике «Расследование, Версии, Истоки» статью, подписанную Вит Ценёв, под названием «Иуда. Версия предательства». Прямо в тему! Автор, пытаясь по-своему объяснить поступок Иуды, заключает: «Он не был гением, тем единственным, кто смог понять Божий замысел, понять и исполнить его в великой точности. Нет. Все было много и много проще. Иуда был дурачком. Слабоумным». М-да… Фантазия, как и у А.Д., брызжет фонтаном. Мечтать, как известно, не вредно. Один вывод из этого второго исследования точно напрашивается: если в состав избранных («соль земли!»), которые должны были воссесть на 12 престолах и судить 12 колен Израилевых (а с ними и всё человечество), зачислялись такие придурки, как Иуда, то нельзя не усомниться и в умственном здравии Иудиного шефа…

Иуда — один из 12-ти учеников Иисуса Христа, подло предавший своего учителя. Впоследствии он раскаялся в содеянном и повесился на дереве. Согласно устоявшемуся мнению, произошло это еще до казни Спасителя. Однако так ли это на самом деле?

Смерть Иуды

Согласно Библии, Иуда находился на особом положении среди других апостолов: он заведовал деньгами. Может быть, именно эта должность и положила начало его алчности. Ведь Иуда выдал местонахождение Иисуса первосвященникам не задаром, а взамен на довольно приличную сумму в 30 сребренников.

Как бы то ни было, после приговора, согласно которому Иисус Христос были признан виновным и подлежал распятию на кресте, Иуду вдруг осенило. Он пришел в храм к тем же первосвященникам и заявил, что совершил большой грех, когда обрек невинного на смерть. Но первосвященники отнесли к словам Иуды равнодушно. Тогда апостол бросил 30 сребренников на пол и ушел. Мучимый стыдом и отчаянием, Иуда повесился.

Таким образом, следует, что Иуда совершил самоубийство до того, как Христос был казнен. Однако если собрать воедино всю информацию из всех версий Евангелия, то время смерти Иуды оставляет больше вопросов, чем ответов.

Воскресение Христа

В Библии все апостолы зачастую называются просто «двенадцать». Согласно Евангелию от Луки, группа приближенных к Иисусу мужчин имеет неизменный состав: «… призвал учеников и избрал из них двенадцать» и назвал их апостолами. В число апостолов входили: Петр, Андрей, Иаков, Иоанн, Филипп, Варфоломей, Матфей, Фома, Иаков, Симон, Иуда Иаковлев и Иуда Искариот.

Таким образом, если Иуда умер бы до распятия Христа, то воскресший после казни Иисус явился бы всего перед 11-тью апостолами. И действительно в другом Евангелии, от Марка, говорится: «Явился 11-ти (на вечери)». Однако всем известно, что на вечери не присутствовал Фома. Об этом факте четко написано в Евангелии от Иоанна: «Фома не был с ними, когда пришел Иисус». Получается, что Иуда все-таки еще был жив, когда произошло это чудесное явление.

Однако некоторые считают, что 11-м апостолом, о котором упоминается Евангелии от Иоанна, является вовсе не Иуда, а Матфей. Именно Матфей после самоубийства предателя занял его место, благодаря жребию, брошенному другими учениками.

Но и эта версия не выдерживает никакой критики. Дело в том, что, согласно книге «Деяния апостолов», Матфей официально присоединился к группе учеников уже после Вознесения Господня.

Евангелие Иуды

Официальная церковь признает, что 4 версии Евангелия: от Луки, от Матфея, от Иоанна и от Марка действительно являются творениями апостолов. Однако сравнительно недавно в 1978 году в Египте была обнаружена рукопись, в которой оказалось 5-ое Евангелие — Иуды. Если предположить, что предатель на самом деле покончил жизнь самоубийством еще до смерти своего наставника Иисуса Христа, то возникает вопрос: когда Иуда успел написать свое Евангелие? Или все же автором данного текста был кто-то другой?

Иуда. История одного предательства

Иисуса выдал врагам Иуда - один из Двенадцати: «Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими» (Ин. 18:2).

Почему Иуда Искариот предал Христа? Из Евангелий можно понять, что основной мотив предательства это деньги. Но многих исследователей такое объяснение не удовлетворяет. В первую очередь у них вызывает сомнения та ничтожно малая сумма - 30 сребренников - за которую он якобы согласился на предательство (Мф. 26:15). Если Иуда «был вор», как утверждает Иоанн (Ин. 12:6), и, занимая должность казначея, присваивал часть общественных денег, то разве не выгодней ему было оставаться в «партии» и продолжать потихоньку таскать деньги из общественной кассы? К чему ему надо было, фигурально выражаясь, резать курицу, несущую золотые яйца?

За прошедшие два тысячелетия придумали множество гипотез, долженствующих объяснить гнусный поступок Иуды Искариота. Для примера можно назвать только самые известные из них:

Иуда разочаровался в Иисусе, как в Мессии, и, кипя от злости, выдал его врагам;

Иуда хотел убедиться, сможет ли Иисус спастись и тем самым доказать, что он - подлинный Мессия;

Иисус с Иудой были в сговоре, намереваясь спровоцировать восстание, которое неминуемо подняли бы жители Иерусалима при известии об аресте всеми любимого пророка из Галилеи;

Иисус публично предсказывал, что один из учеников предаст его, а когда никто из них не захотел это сделать, Иуда решил спасти авторитет любимого учителя, принеся в жертву свою собственную репутацию.


Как мы можем видеть, исследователей новозаветных текстов трудно упрекнуть в недостатке фантазии. Но беда всех этих интеллектуальных упражнений в том, что их не могут подтвердить никакие конкретные факты. Крайняя скудость информации даже породила серьезные сомнения в реальности всей этой истории.

Нашлись исследователи, решившие, что ни предательства, ни даже самого Иуды вообще никогда не было, что это только досужий вымысел евангелистов, задним числом подгонявших свои тексты под известное ветхозаветное пророчество:«Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» (Пс. 40:10). Считая, что это предсказание должно было непременно исполниться на Иисусе, евангелисты будто бы выдумали некоего Иуду из Кариота, близкого ученика, с которым учитель неоднократно преломлял хлеб, и который впоследствии предал его.

На мой взгляд, нет никакого резона не доверять евангелистам, которые утверждают, что Иуда совершил предательство из-за денег. Эта версия, как мы убедимся чуть позднее, прекрасно объясняет и мотивы предательства, и логику всех дальнейших событий. А если все возможно объяснить просто, то к чему изобретать некие сверхсложные смысловые конструкции? Ведь «бритву Оккама» пока ещё никто не отменял! К тому же, как нетрудно заметить, все гипотезы, противоречащие основной, евангельской версии событий, Иуду фактически реабилитируют, представляют не банальным вором и скупцом, а человеком высокой идеи, готовым рисковать ради нее не только своим добрым именем, но даже самой жизнью: он если и предает Иисуса, то или разочаровавшись в нем как в Мессии, или горя желанием подтолкнуть его к осуществлению мессианского плана.

Не много ли чести Иуде?

В общем, если выбирать какую-то одну версию предательства, то, по моему мнению, лучше всего остановиться на евангельской. Она и проще, и ближе к жизненной правде. А если эту версию еще и немного подкорректировать, то она, пожалуй, может стать лучшей из всех возможных.

Как можно понять из Евангелий, Иуда совершил свое предательство не однажды, не в самом конце общественной деятельности Иисуса, а был неверен ему на протяжении продолжительного времени. У евангелиста Иоанна есть эпизод, где Иисус еще задолго до последнего путешествия в Иерусалим объявляет апостолам, что один из них - предатель (Ин. 6:70-71). Как правило это толкуется как пример всеведения Христа: за много месяцев до предательства он уже якобы знал, кто именно это сделает. Однако возможно и другое толкование: последнее путешествие еще не начиналось, и даже еще не скоро начнется, а Иуда уже вовсю предает его, и это неким образом стало известно Иисусу…

Я, думаю, не сильно ошибусь, если скажу, что Иуда Искариот был не кем иным, как платным агентом первосвященника, внедренным в окружение Христа.

Эка, хватил! - усомнится, наверное, читатель. - А где факты? Доказательства где?

Прямых доказательств у меня, в действительности, нет (как, впрочем, и у всех остальных исследователей, выдвигающих гипотезы, фактически реабилитирующие Иуду), а вот косвенных - хоть отбавляй!

Начнем с того, что Иуда, скорей всего, был среди 12-ти апостолов чужаком. Прозвище Иуды - Искариот (по-арамейски - иш Кариот) - дословно означает «человек из Кариота». В те времена под названием Кариот существовали два городка, и оба были расположены за пределами Галилеи. Если согласиться, что Иуда родился в каком-то из этих городков, то получается, он был единственным этнически чистым иудеем среди апостолов-галилеян.

А как мы знаем из исторических документов, между населением Галилеи и Иудеи - двух еврейских областей - издавна имела место обоюдная неприязнь. Из-за того, что Галилея сравнительно поздно приобщилась к Моисеевой религии, иудеи считали галилеян невеждами в Законе и не желали считать их своими соплеменниками. Известно высказывание Йоханана бен Заккаи, ученика знаменитого Гиллеля, преисполненное высокомерного презрения по отношению к жителям этой области: «Галилея! Галилея! Больше всего тебе ненавистна Тора!».

Жители Галилеи, разумеется, платили иудеям той же монетой.

Иудейское происхождение Иуды само по себе, конечно, еще ничего не может доказывать, более того, и сам Иисус был «из колена Иудина» (Евр. 7:14), но на некоторые размышления все таки наводит. С Иисусом все понятно, он жил в Галилее с малых лет, а Иуда? С какой целью он, чистокровный иудей, здесь объявился? По зову сердца, или же выполняя некое секретное задание? Между прочим, в этом последнем предположении ничего невероятного нет. До Иерусалима конечно доходили слухи о необыкновенном пророке из Галилеи, собирающим на свои проповеди тысячные толпы и, скорей всего, планирующим перенести свою деятельность на территорию Иудеи.

Обеспокоенные тревожными слухами, «начальники иудейские» могли отправить к Иисусу под видом пылкого неофита своего человека - Иуду Искариота - с поручением внедриться в ближайшее окружение Христа. Иуда, как нам известно, смог блестяще справится с заданием, не только войдя в число избранных Двенадцати, но и сумев получить должность казначея.

Возможна и другая, даже в большей степени предпочтительная, версия его предательства. Уже будучи апостолом, Иуда раньше всех сообразил, что Иисус становиться царем Израиля не желает, и, как следствие, ему, Иуде, никакая высокая должность впереди не светит. И тогда, разочарованный и озлобленный, он решил хоть что-то заработать на этом деле. Явившись в Иерусалим, он предложил врагам Иисуса свои услуги в качестве тайного соглядатая…

Освоившись в окружении Иисуса, Иуда стал посылать своим хозяевам в Иерусалим секретную информацию. Возможно, он и сам под тем или иным благовидным предлогом временами отлучался в Иерусалим. В Евангелии от Иоанна есть интересный эпизод, который наводит именно на такую мысль. Иисус, готовясь насытить 5000 человек, спрашивает у апостола Филиппа: «Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?.. Филипп отвечал Ему: им на 200 динариев не довольно будет хлеба…» (Ин. 6: 6,7).

Но, позвольте, причем тут Филипп?! Ведь «завхозом» у Иисуса, как мы помним, был не кто иной, как Иуда Искариот! Где же он был в это время? Протоиерей С.Булгаков считает, что Иуда не сразу стал казначеем, и до него эту должность будто бы занимал Филипп. Предположение сомнительное уже хотя бы потому, что хронологически этот эпизод относится ближе к концу 3-х летнего общественного служения Иисуса. Спрашивается, чем мог провинится перед учителем апостол Филипп, если, пробыв казначеем большую часть срока, вдруг вынужден был уступить этот свой пост Иуде? Не логичней ли сделать предположение, что Иуда всегда заведовал «денежным ящиком», а в то время попросту был в отлучке, передав на время свои функции Филиппу?

Поцелуй Иуды

Как видно, Иисусу довольно рано стало известно о том, что кто-то из его ближайших учеников - стукач. Об этом его могли предупредить некоторые влиятельные иерусалимские друзья, имевшие в той или иной степени доступ в окружение первосвященника. К примеру, это могли сделать Никодим или Иосиф Аримафейский - видные иерусалимские вельможи и тайные ученики Христа. Но даже они, как видно, весьма долго не знали всех подробностей этого дела и, в частности, имени секретного агента. «Берегись! - такого рода послания, очевидно, направляли они Иисусу. - В твоем окружении враг! Имени его мы, правда, пока не знаем, но как только что-либо выяснится, - сразу сообщим!»

Следует обратить внимание на одно немаловажное обстоятельство: Иисус, не считая необходимым скрывать от апостолов информацию о наличии среди них предателя, не сразу назвал его имя, ограничившись на первых порах намеками: «Не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол» (Ин. 6: 70). Вряд ли в задачу Иисуса входило интриговать своих учеников. Скорей всего, он и сам еще не знал тогда всей правды. И только во время Тайной вечери, - это, приблизительно, через 5 месяцев, - он в конце концов открыл имя предателя апостолу Иоанну (Ин. 21: 26). Столь долгую задержку, возможно, объяснить тем, что Иисус узнал эту страшную тайну лишь явившись с последним визитом в Иерусалим. Именно в эти несколько дней его иерусалимские друзья смогли каким-то образом выведать имя секретного агента Каиафы и сообщить Иисусу.

В изложении Иоанна эта сцена выглядит так: «Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту» И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорей. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь» (Ин. 13:21-30).

По свидетельствам Матфея, апостолы, после того, как Иисус объявил им, что кто-то из них - предатель, стали наперебой спрашивать: «Не я ли?» Даже Иуда не утерпел, спросил: «Не я ли, Равви?» Иисус ответил предателю: «Ты сказал» (Мф. 26:25).

Для современного уха выражение «Ты говоришь» или «Ты сказал» звучит уклончиво. Но в то время его часто употребляли, когда подразумевался не совсем приятный для собеседника ответ. Тогдашние, отличные от нынешних, понятия о вежливости запрещали говорить прямо «да» или «нет».

Вот ведь какой выдержкой обладал Иисус! Зная, что перед ним - предатель, он не только не закричал, не только не отвесил негодяю пощечину, но отвечал вежливо, словно стараясь не обидеть его!

Никто из присутствующих, за исключением Иоанна и, возможно, Петра, не понял значения слов Иисуса, обращенных к Иуде. Многие из учеников подумали, что Иисус отдал ему, как казначею «партии», некое распоряжения относительно текущих хозяйственных дел.

Почему Иисус публично не изобличил предателя? Трудно сказать. Возможно, он опасался, что апостолы немедля учинят над предателем самосуд? Или же рассчитывал на возможное раскаяние Иуды?

А эти слова: «Что делаешь, делай скорее»? Что они могут означать? Истолкований было предложено превеликое множество, даже такое нелепое, как возможность тайного сговора между Иисусом и Иудой. Иисус, якобы планируя непременно пострадать в Иерусалиме, договорился с Иудой, чтобы тот выдал его властям. А этими словами хотел поддержать его морально, чтобы не сомневался.

Лишним будет говорить о том, что эта и подобные ей гипотезы выглядят попросту оскорбительно по отношению к Христу. Судите сами: как два балаганных актера, Иисус и Иуда втайне от всех подстраивают какой-то дешевый спектакль… Бр-р-р!

Я думаю, все можно объяснить гораздо проще: Иисусу уже просто физически было невыносимо присутствие предателя, и он под любым предлогом старался удалить его из дома, где происходила Вечеря.

Удалить-то - удалил, а дальше что? Чего еще надо было ждать от Иуды? Побежит он немедленно за стражей или же устыдится своего гнусного намерения? Подумать только, от Иуды-предателя зависело, сколько еще времени оставалось жить Иисусу!

Предаст или не предаст? Этот вопрос сильно тревожил Иисуса вплоть до самого ареста в Гефсиманском саду.

А предатель и не думал раскаиваться! Покинув Иисуса, он в спешке отправился к дому Каиафы. Навряд ли там его мог дожидаться готовый к действию отряд воинов. Если бы это было так, то Иисуса, наверное, схватили бы еще во время Тайной вечери. А евангелисты единодушно утверждают, что между уходом Иуды с Вечери и арестом в Гефсимании прошло довольно много времени. Иисус успел обратиться к ученикам с длинной проповедью, умыл всем апостолам ноги, учредил Евхаристию, после чего, «воспевши» псалмы, - это, означает, без спешки, - они все вместе отправились за город, в Гефсиманию (Мф. 26:30; Мр. 14:26). Ясно, что на все это ушло несколько долгих часов.

За это время первосвященник собрал свою челядь, вооружив ее дубинками и кольями, и для большей надежности послал к римскому прокуратору за подмогой. После всех приготовлений «группа захвата» отправилась за Иисусом. Проводником был Иуда - как хорошо знающий привычки своего бывшего учителя. Возможно, стражники вначале нагрянули в тот дом, где проходила Тайная вечеря, и не найдя никого, затем уже отправились в Гефсиманский сад, где, как было известно Иуде, часто проводил ночи Иисус: «Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими» (Ин. 18:2).

На само деле, Иисус был там. Томимый тревожными предчувствиями, он горячо молился, уповая на то, чтобы «чаша» страданий, по возможности, миновала его (Мф. 26:37- 42; Мк. 14:33-36; Лк. 22:42- 44).

Почему Иисус не делал ни малейшей попытки спастись, если, как видно, отлично понимал, что эта ночь может оказаться для него последней? Почему оставался на месте, зная, что предатель в любую минуту может появиться вместе со стражниками в саду?

Об этом мы можем сейчас лишь догадываться. Евангелисты по этому поводу ничего нам не говорят, а возможно, и сами не знают. Из их рассказов видно лишь, что Иисус, во-первых, никуда не собирался уходить из Гефсиманского сада и, во-вторых, вовсе не хотел быть схваченным. На что же он тогда рассчитывал?

Возможно, Иисус надеялся, что в предателе может заговорить совесть, и он откажется от своего гнусного намерения? Или что первосвященники отложат арест до окончания праздника, и у него таким образом еще будет время ускользнуть от них? Или же Иисус считал, что именно в эту ночь суждено исполниться древнему пророчеству о страдающем Мессии (Ис. 53), которое он целиком и полностью относил к себе, и решил на этот раз от судьбы не бегать?

Так или иначе, но его надежды на избавление или хотя бы на отсрочку не оправдались. Уже в скором времени Гефсиманский сад осветился колеблющимся светом множества факелов, и во главе вооруженных людей появился Иуда Искариот…

В Евангелиях говорится, что за все свои «подвиги» Иуда получил в награду 30 сребренников (Мф. 26:15). Не густо! Многих исследователей этот факт очень смущает. Им кажется, что за такие дела надо платить гораздо больше, а если евангелисты настаивают именно на этой сумме, то, значит, весь эпизод с сребренниками выдуманный, целиком и полностью подогнанный под древнее пророчество: «И они отвесят в уплату Мне тридцать серебренников» (Зах. 11:12).

А между тем все сомнения возможно легко развеять, предположив, что 30 сребренников были не единовременным вознаграждением, а платой, получаемой Иудой регулярно. Скажем, раз в месяц он являлся с докладом к первосвященнику, после чего получал причитающиеся 30 сребренников. Для однократного вознаграждения это, в действительности, немного, но если получать такую мзду регулярно, то жить, особо не роскошествуя, в принципе возможно. Кстати, согласно Книге Деяний апостолов, Иуда после казни Иисуса и не думал раскаиваться, а тем более кончать самоубийством. Собираясь жить долго и счастливо, он «приобрел землю неправедною мздою» (Деян. 1:18).

Навряд ли на 30 сребренников возможно было приобрести приличный участок. Скорей всего, Иуда взял деньги, полученные за несколько лет от первосвященника, добавил к ним то, что ему удалось натаскать из «денежного ящика», и когда составилась более или менее значительная сумма, отправился покупать недвижимость. По Деяниям, он и погиб-то по чистой случайности, упав с высоты: «И, когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его» (Деян. 1:19).

Эта версия смерти Иуды разительно отличается от той, которую мы знаем от Матфея. По его рассказу, Иуда, терзаемый раскаянием,«бросил сребренники в храме» и «удавился» (Мф. 27:5). Многие толкователи делали попытки объединить эти два свидетельства в один связный эпизод, представляя дело так, что вначале Иуда повесился, а потом его труп сорвался с веревки и от удара о землю «расселся». Предположим, что так и было. Но тогда какие деньги швырял Иуда в Храме, если уже приобрел землю? Или специально для этого продал только что купленный участок?

В общем, если выбирать из этих двух версий, то, на мой взгляд, гораздо правдоподобней история смерти Иуды, рассказанная автором Деяний. В ней нет надуманных мелодраматических моментов и сомнительных психологических терзаний, вряд ли свойственных предателю, решившему нажиться на этом деле. Все гораздо проще и грубей: продал учителя - купил землю! И смерть Иуды, описанная в Деяниях, более естественная: погиб он не в припадке раскаяния, а в результате несчастного случая, свалившись с высоты. Были, правда, попытки изобразить его падение как месть со стороны сторонников Христа, будто бы столкнувших предателя с обрыва, но это уже чистейшей воды домыслы, которые невозможно ничем доказать.

  • архим. Никифор
  • митр. Кирилл
  • свт.
  • свт. Иоанн Златоуст
  • свт.
  • Том Райт
  • проф. Д.И. Богдашевский
  • Библейская Энциклопедия Брокгауза
  • проф.
  • преп.
  • Иу́да Искарио́тский – один из 12 , предатель Богочеловека .

    «Не Предведение есть причина будущих событий, а будущие события – причина Предведения. Не из Предведения вытекает будущее, а из будущего – Предведение; не Христос – виновник предательства Иуды, а предательство – причина Господнего ». святитель

    Было ли предательство Иуды необходимым звеном в деле Искупления человека?

    В настоящее время нередко приходится сталкиваться с предубеждением относительно роли Иуды в Божественном Промысле. По мнению ряда мыслителей, если бы он не предал Спасителя, Его бы не схватили и не распяли, а значит и не было бы Искупительной Крестной Жертвы, не было бы прощения грехов и спасения. В более осторожном варианте эта философская идея подменяется другой: в случае отказа Иуды от предательства, его роль непременно должен был исполнить кто-нибудь другой, ибо в этом состоял Божий план Искупления.

    В русле подобных концепций нравственная оценка Иуды варьируется.

    По одной версии, он был мотивирован вовсе не жаждой наживы (тридцать сребреников – цена раба), а желанием скорейшего проявления Божественной славы Христа. В рамках этого суждения, Иуда будто бы полагал, что когда Господь сделается добычей врагов, тогда непременно проявит и всенародно обнаружит скрытую мощь Своего Божества, чем вызовет всеобщее признание, послушание и спасение.

    Ещё более оригинальное утверждение гласит, что Иуда, продав Христа, в действительности Его не предавал, а совершил подвиг смирения и самоуничижения, будто бы он, исполнив задачу предателя, осуществил поручение Господа, чем и послужил реализации Божьего замысла, включавшего взятие Христа под стражу, допрос, Крестные Страдания, смерть. Стало быть, будучи поругаем за предательство, он поругается незаслуженно. Следовательно, комментарий к этой истории следует переписать, ведь в очах Божьих Иуда - великий святой.

    Что можно на это сказать? Мнение о том, что Иуда Искариот - как бы и не предатель, является скверным. Следуя этой вольной интерпретации легко прийти к заключению, что заслуга Спасения лежит и на убийцах Христа. Ведь и о них можно (но не нужно) сказать: если бы не убийцы, не было бы Крестной смерти, не было бы победы над адом и Воскресения.

    Но это - не так. И дело здесь вот в чём. В отличие от людей детали земного служения Сына Божия были известны Ему ещё прежде творения мира. Он от вечности знал, что многие иудеи, в силу жестокосердия и безрассудства, не примут Его Благовестия, и от вечности знал, что один из Его учеников, польстившись наживой, не устоит. Если бы событиям тех времен, по каким-либо причинам, суждено было развиваться иначе, это повлияло бы на отдельные детали плана , но не на замысел в целом. Спасение все равно состоялось бы.

    Злодейство Иуды прямо запечатлено словами Евангелия, свидетельствующими, что предательство он совершил не по душевной простоте и, тем более, не по тайному благословению Божию, а осознанно, по наитию сатаны (). Кроме того Спаситель лично назвал его диаволом (в то время как подстрекатели к Его убийству были названы «лишь» детьми сатаны , ).

    Отношение Церкви к Иуде как к послушнику диавола ясно обозначено и зафиксировано в иконографии Страшного Суда. Как фрески, так и иконы этого типа вопроизводят его с мешочком в руках (символизирующим кошелек с тридцатью сребрениками), сидящим на коленях у диавола; обоих охватывает адский огонь.

    протоиерей Димитрий Юревич, заведующий кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии

    Какова во всем этом была роль Иуды? Без него никак невозможно было произвести арест?

    Роль была ключевой. Предательство Иуды не ограничилось только тем, что в среду он пришел к первосвященникам, сообщил некую информацию и получил за нее тридцать сребреников. Нет, за эти деньги от него требовалось большее: он должен был руководить всей «спецоперацией». То есть, во-первых, привести храмовую стражу и римских солдат в нужное время в нужное место, во-вторых, показать, кого именно следует арестовать, кто из собравшихся на Елеонской горе - Иисус. Для римских солдат все эти иудеи были на одно лицо, им нужно было дать знак, кого хватать. В-третьих, Иуде следовало «разрулить» проблемы, если те вдруг возникнут.

    И проблемы действительно возникли. Из Евангелия от Иоанна Богослова мы знаем важную подробность, которой нет у других евангелистов. Когда эта вооруженная толпа подходит, то Христос, зная намерения их сердец, спрашивает: «Кого ищете?» Они отвечают: «Иисуса из Назарета». Он отвечает: «Это Я!» И тут же все падают ниц. Все, включая римских солдат.

    Почему они падают? Есть версия, что слова Иисуса, в греческом переводе переданные как «Я есть», по-еврейски звучали как имя Божие. То есть «Яхве». Это имя в ту эпоху уже не должно было произноситься вслух, и, услышав его, иудеи упали ниц от страха. Но почему тогда упали римляне, для которых все это ничего не значило? Комментируя это место, святитель предполагает, что в момент, когда Господь назвался, что-то произошло, каким-то образом Он явил Свою власть. Проняло даже римских солдат, возникли сумятица, смущение. И тогда Иуда, чтобы пресечь возможную панику, решительно вмешивается, выходит на первый план. Он приветствует Иисуса - и чтобы показать воинам, кого хватать, и чтобы успокоить их: мол, все в порядке, все под контролем, это обычный человек, раз я так по-свойски его приветствую.

    А целовать-то было зачем? Недостаточно было просто ткнуть пальцем?

    В то время в Иудее это было обычное приветствие между друзьями. И, прибегая к такой форме обращения, Иуда тем самым показывает свою особую близость к Учителю (возможно, преодолевая тем самым собственное смущение, робость) - и одновременно дает солдатам знак, кого хватать. Но мало того: он тем самым как бы подчеркивает, что это не Бог, перед Которым они только что падали ниц, а обычный человек, с которым он, руководитель группы захвата, там панибратски здоровается. В этом-то и заключается изощренность Иуды, который хочет подчеркнуть свою близость к тому, Кого предает.

    На этот его цинизм, кстати, указывает и Сам Господь словами: Целованием ли предаешь Сына Человеческого? ().



    Рассказать друзьям