Шпаргалка: Происхождение и развитие сознания человека. Возникновение и развитие сознания

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Историческое развитие сознания у человека

Проблема антропогенеза

Начало человеческой истории означает качественно новую ступень развития, коренным образом отличную от всего предшествующего пути биологического развития живых существ. Новые формы общественного бытия порождают и новые формы психики, коренным образом отличные от психики животных, - сознание человека.

Развитие сознания у человека неразрывно связано с началом общественно-трудовой деятельности. В развитии трудовой деятельности, изменившей реальное отношение человека к окружающей среде, заключается основной и решающий факт, из которого проистекают все отличия человека от животного; из него же проистекают и все специфические особенности человеческой психики.

По мере развития трудовой деятельности человек, воздействуя на природу, изменяя, приспособляя ее к себе и господствуя над нею, стал, превращаясь в субъекта истории, выделять себя из природы и осознавать свое отношение к природе и к другим людям. Через посредство своего отношения к другим людям человек стал все более сознательно относиться и к самому себе, к собственной деятельности; сама деятельность его становилась все более сознательной: направленная в труде на определенные цели, на производство определенного продукта, на определенный результат, она все более планомерно регулировалась в соответствии с поставленной целью. Труд как деятельность, направленная на определенные результаты - на производство определенного продукта, - требовал предвидения. Необходимое для труда, оно в труде и формировалось.

Характерная для трудовой деятельности человека целенаправленность действия, строящегося на предвидении и совершающегося в соответствии с целью, составляет основное проявление сознательности человека, которая коренным образом отличает его деятельность от несознательного, "инстинктивного" в своей основе поведения животных.

Возникновение человеческого сознания и человеческого интеллекта может быть правильно объяснено только в зависимости от его материальной основы, в связи с процессом становления человека как исторического существа.

Данные современной науки исключают возможность происхождения человека от одной из современных пород человекоподобных обезьян, но определенно указывают на общность их происхождения. <…>

В процессе очеловечения, в филогенезе человека решающее значение имело опять-таки изменение образа жизни прачеловека: отдаленный предок человека спустился с деревьев на землю. <…>

Развитие руки как органа труда было вместе с тем и ее развитием как органа познания. Многообразные прикосновения в процессе труда стимулировали чувствительность руки и, отражаясь на строении периферических рецепторных аппаратов, привели к усовершенствованию осязания. В процессе активного ощупывания предмета рука начинает дифференцировать различные чувственные качества как признаки и свойства обрабатываемых человеком предметов. <…>

Развитие трудовой деятельности привело также к развитию более совершенных, более тонких и лучше координированных движений, совершаемых под контролем высших чувств, главным образом зрения: для труда потребовалась все более совершенная координация движений и в процессе труда она развивалась.

Развитие все более совершенных чувств было неразрывно связано с развитием все более специализированных сенсорных областей в мозгу человека, преимущественно тех, в которых локализованы высшие чувства, а развитие все более совершенных движений - с развитием все более дифференцированной моторной области, регулирующей сложные произвольные движения. Все более усложнявшийся характер деятельности человека и соответственно все углублявшийся характер его познания привел к тому, что собственно сенсорные и моторные зоны, т. е. так называемые проекционные зоны в коре мозга, которые непосредственно связаны с периферическими и эффекторными аппаратами, как бы расступились, и особое развитие в мозгу человека получили зоны, богатые ассоциативными волокнами. Объединяя различные проекционные центры, они служат для более сложных и высоких синтезов, потребность в которых порождается усложнением человеческой деятельности. В частности, особое развитие получает фронтальная область, играющая особенно существенную роль в высших интеллектуальных процессах. При этом с обычным у большинства людей преобладанием правой руки связано преобладающее значение противостороннего левого полушария, в котором расположены главнейшие центры высших психических функций, в частности центры речи.

Так развитие трудовой деятельности и новые функции, которые должен был принять на себя мозг человека в связи с развитием труда, отразились на изменении его строения, а развитие его строения обусловило в свою очередь возможность появления и развития новых, все более сложных функций, как двигательных, так и сенсорных, как практических, так и познавательных.

Вслед за трудом и рядом с ним возникшая в совместной трудовой деятельности речь явилась существеннейшим стимулом развития человеческого мозга и сознания.

Благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека, не ограничиваясь личным опытом, собственными наблюдениями, питается и обогащается результатами общественного опыта: наблюдения и знания всех людей становятся или могут благодаря речи стать достоянием каждого. Огромное многообразие стимулов, которое получает благодаря этому человек, дало мощный толчок для дальнейшего развития его мозга. А дальнейшее развитие его мозга создало новые возможности для развития его сознания. Эти возможности расширялись по мере развития труда, открывающего человеку в процессе воздействия на окружавшую его природу все новые стороны ее.

Благодаря орудиям труда и речи сознание человека стало развиваться как продукт общественного труда. С одной стороны, орудия как обобществленный труд передавали в овеществленной форме накопленный человечеством опыт из поколения в поколение, с другой стороны, эта передача общественного опыта, его сообщение совершалось посредством речи. Для общественного труда необходимо было общественное, материализованное в речи сознание. Необходимое для общественного труда, оно в процессе общественного труда и развивалось (см. главу о речи).

Становление человека было длительным процессом. Древнейшим представителем человечества и в то же время по своему физическому типу переходной формой от обезьяны к человеку является яванский питекантроп; <…> питекантропу уже свойственно было прямохождение при действиях верхними конечностями, свободными от функций локомоции при передвижении по земле. Точно неизвестно, изготовляли ли питекантропы орудия, но можно предполагать, что они уже перешли эту грань. С несомненностью установлено употребление орудий у синантропов. <…>

Синантропы по уровню развития культуры стояли довольно высоко: это были несомненно общественные существа с общественным способом охоты и поддержания огня. Череп синантропов еще очень схож с черепом питекантропа; в некоторых отношениях он даже более примитивен (например, по особенностям височной кости), но мозговая коробка более объемиста. <…>

К кругу обезьянолюдей причисляют (или выделяют в отдельный вид) еще гейдельбергского человека, известного только по одной нижней челюсти. <…>

В то время как синантропы жили в первую половину четвертичного периода, общая длительность которого исчисляется примерно в один миллион лет, гейдельбержцы жили во вторую межледниковую (миндельрисскую) эпоху, около 400 тысяч лет назад. В их время каменные орудия в Европе имели тип орудий ашельской культуры, предшествовавшей культуре мустьерской.

Носителями мустьерской культуры были неандертальцы, которые являются потомками обезьянолюдей, или людей эпохи аморфной стадии индустрии и эпохи раннего палеолита. <…> Первая находка человека подобного типа была сделана на склоне горы Гибралтар в 1848 г. <…> Неандертальцы - представители древнего человеческого типа, предшествовавшего типу современного человека и являвшегося предком последнего. <…>

Палестинские неандертальцы обнаруживают удивительное сочетание особенностей неандертальцев (например, надглазничный валик) с особенностями типа современного человека (например, явственно выраженный, хотя еще и не сильно развитый, подбородочный выступ): этих неандертальцев можно вполне считать переходной формой между собственно неандертальцами и ископаемыми людьми современного типа (кроманьонцами и т. п.). <…>

Неандертальцы преобразовались в более высокоразвитого человека позднего палеолита: уже люди ориньякской эпохи обладают всеми основными чертами строения современного человека. <…>

Развитие внешнего облика, самой природы человека шло в связи с развитием общественного труда, с развитием техники изготовления и применения орудий, с развитием общества. В процессе общественно-производственной деятельности людей, благодаря которой они изменяют окружающую их природу, изменяется и их собственная природа. 46 Изменяется их природа - и физическая, и психическая. Совершенствуется рука, способная создавать более тонкие и разнообразные орудия, например резцы, с помощью которых кроманьонские мастера создавали свои первые оригинальные произведения примитивного искусства. Совершенствуется глаз, способный любоваться этими произведениями искусства, развивается головной мозг. Словом, из Homo neandertalensis формируется Homo sapiens - человек с теми морфологическими чертами, которые в основном характеризуют современных людей, и это уже подлинная история со сменой эпох, которые недаром обозначают как каменный, медный, бронзовый, железный век. За ними следуют уже исторические времена, определяемые историческими датами, хронологией.

Из книги Зигмунд Фрейд. Моисей и монотеизм автора Фрейд Зигмунд

Из книги Моисей и монотеизм автора Фрейд Зигмунд

3. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Я не могу более подробно повторить здесь содержание Тотем и Табу, но я должен заполнить длительный промежуток времени между гипотетическим первобытным периодом и победой монотеизма в исторические времена. После одновременного возникновения

Из книги Надличностное виденье автора Гроф Станислав

6. Эволюция сознания и выживание человека Современный глобальный кризис Без сомнения, двумя самыми мощными психологическими силами в человеческой истории были насилие и алчность. Число и степень зверств, совершенных ради этого на протяжении веков в мире, причем многие

Из книги Психология будущего [Уроки современных исследований сознания] автора Гроф Станислав

Эволюция сознания и выживание человека: трансперсональный взгляд на глобальный кризис Исследования холотропных состояний сознания имеют важные последствия не только для каждого из нас в отдельности, но также для будущего всего человечества и для сохранения жизни на

Из книги Формирование личности ребенка в общении автора Лисина Майя Ивановна

Общение и сознание (осознание, самосознание). Развитие сознания (самосознания) в онтогенезе Мы понимаем под общением взаимодействие двух и более человек, в ходе которого они обмениваются информацией с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Из книги Подарок осознания автора Пинт Александр Александрович

Глава 9. Как правильно реорганизовать структуру сознания человека Ваше представление о времени может быть другим- Что вас сейчас волнует?- Я ехала в метро и заметила, что стала чувствовать больше пространства вокруг себя. Когда я ездила в Америку, то обратила внимание

Из книги Психология личности [Культурно-историческое понимание развития человека] автора Асмолов Александр Григорьевич

Александр Григорьевич Асмолов Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека Быть может, прежде губ родился шепот, И в бездревесности кружилися листы, И те, кому мы посвящаем опыт, До опыта приобрели черты. Осип Мандельштам Никому не

Из книги Психологическая война автора Волкогонов Дмитрий Антонович

Развитие общественного сознания в условиях идеологической борьбы В Советском Союзе построено развитое социалистическое общество. Это «общество высокой организованности, идейности и сознательности трудящихся - патриотов и интернационалистов», - подчеркивается в

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Тонкое строение человека. Центры любви/ядра сознания У человека есть три центра Любви, у каждого из них имеется своё «царство». Центры Любви предки называли «ядрами сознания», что полностью соответствует истине, поскольку сознание получается из движения любви. Сознание

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Развитие сознания Первой предпосылкой человеческого сознания было развитие человеческого мозга. Но самый мозг человека и вообще его природныеособенности - продукт историческогоразвития. В процессе становления человека отчетливо выступает основной закон

Из книги Система профилактики правонарушений несовершеннолетних автора Беженцев Александр Анатольевич

Развитие сознания у ребенка

Из книги Интегральные отношения автора Учик Мартин

Развитие сознания ребенка Путь индивидуального развития человека представляет собой развертывающуюся в узких рамках немногих лет историю замечательнейших превращений, какие может себе представить человеческая мысль. <…>Основным содержанием психического развития

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

Развитие сознания (цветовая схема) Ключевым фактором для создания хороших отношений можно назвать сходный уровень сознания у обоих партнёров. В этом разделе мы поговорим о том, что такое сознание и как оно проявляется у человека на разных стадиях развития. Каждой стадии

Из книги автора

РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ СОЗНАНИЯ В процессе развития сознания изменяются содержание, структура и механизмы идеального отражения ребенком действительности. Это проявляется, в частности, и в изменении особенности его мыслительной деятельности. Например, для дошкольника

Из книги автора

3. Возникновение и историческое развитие сознания человека По многим анатомическим и физиологическим признакам имеется значительное сходство между человеком и обезьяной. Это объясняется тем, что человек и обезьяна имели общего предка. Человекообразная обезьяна и

Откуда и как появился человек, почему у него стало функционировать сознание как высшая форма психики, чем отличается поведение человека от поведения животных, ответ на все эти вопросы разные теории дают по-разному. Одни полагают, что человек земного происхождения, другие - что он появился из космоса, третьи - что он имеет божественное происхождение.

Современная наука в основном придерживается первой точки зрения, согласно которой, человек, как сложно устроенный организма, появился на земле в результате длительного развития животного мира. Но у человека наряду с телом есть еще душа, главным свойством которой является сознание. Каким же образом человек приобрел это свойство? Одни полагают, что сознание возникло под влиянием биологических законов развития, другие - что появление сознания связано с общественно-историческими законами развития человека и общества.

Если стать на первую точку зрения, то следует признать, что сознание присуще не только человеку, но и высшим животным. Если это так, то человек тогда ничем не отличается от них. Именно к такому выводу пришли бихевиористы и фрейдисты, а также их последователи. Так, Д. Морис в своей книге “Голая обезьяна”, вышедшей в Америке в конце 60-х годов, пишет, что современный человек это та же старая голая обезьяна. Отличие только в том, что он придумал новые названия. Вместо “охота” он говорит “работа”, вместо “гнездо” - “дом”, вместо “самка” - “жена”, вместо “спаривания” - “женитьба” и т. д.

Ясно, что такой подход не может объяснить коренные изменения, происшедшие в процессе развития человека в его телесной организации и в психике. В то же время нет никакого сомнения в том, что человек произошел от человекообразной обезьяны, так как между ним и ею есть много сходных анатомических и физиологических признаков.

Предком человека, как полагают, является ископаемое существо - питекантроп (обезьяночеловек), сочетающий в себе признаки обезьяны и человека. Это существо имело вертикальное положение тела, хорошо развитые верхние конечности, имеющие форму рук, приспособленных к осуществлению хватательных функций.

Питекантроп вел наземный стадный образ жизни. Оказавшись на земле обезьяночеловек лишился возможности легко добывать пищу, а похолодание климата требовало защиты от непогоды. Чтобы выжить древний человек должен был научиться изготавливать орудия труда и применять их для добывание пищи, изготовления одежды и строительства жилища. Все это привело к тому, что инстинктивные реакции стали постепенно заменяться целенаправленными предметными действиями, которые стали осознаваться человеком. Так в процессе целенаправленной трудовой деятельности у человека начинает формироваться элементарное предметное сознание, направленное на преобразование природных объектов в предметы, необходимые для удовлетворения потребностей человека.

Рассматривая сущность различий между сознательным действием и реакцией, С.Л. Рубинштен писал: “Сознательное действие отличается от реакции иным отношением к объекту. Для реакции предмет есть лишь раздражитель, т. е. внешняя причина или толчок, ее вызывающий. Действие - это сознательный акт деятельности, который направляется на объект. Реакция преобразуется в сознательное действие по мере того, как формируется предметное сознание.” 1

Основным содержанием предметного сознания становится психический образ, отделившийся от инстинктивных реакций, и, в силу этого, давший возможность человеку познавать окружающий его мир и сознательно регулировать свое поведение. Подчеркивая роль психического образа в становлении сознания человека, А. Н. Леонтьев отмечал: “Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывшего субъекту окружающий его мир, деятельность по-прежнему остается практической, внешней.” 2

Под влиянием орудийных действий, направленных на преобразование предмета, перцептивный образ превращается в субъективный образ (образ осознаваемый субъектом), на базе которого начинает функционировать предметное сознание. В структуре предметного сознания важнейшую роль начинает играть практическое, наглядно-действенное мышление и воображение. Наглядно-действенное мышление дает возможность первобытному человеку образно отражать связи и отношения между предметами и явлениями, вовлеченными в практическую деятельность, а воображение - создавать новые образы предметов, которые будут изготовлены в процессе труда.

Дальнейшее развитие сознания у человека происходило под влиянием другого мощного фактора - языка и речи. Возникновение языка и речи у первобытного человека является закономерным процессом, так как трудовая деятельность с самого начала имела общественный характер. Изготовление орудий труда и их применение требовали от человека совместных действий, а обмен орудиями и продуктами труда способствовал интенсивному общению между людьми. Потребность в общении привела к появлению языка и речи, посредством которых люди не только общаются между собой, но и передают друг другу свои знания и свой опыт. Благодаря общественному труду и речевому общению инстинктивные отношения в стаде стали заменяться осознанными отношениями, а стадо стало превращаться в общество.

На ранней стадии формирования языка и речи слово и образ вещи, которую оно обозначало, были неотделимы друг от друга. Обозначая словом предмет, человек начал осознавать звуковой образ слова и образ предмета как одно и то же. Такое нерасчлененное осознание смыслового значения слова и образа вещи, которую оно обозначает, наблюдающееся на ранней стадии формирования языка и речи, получило название примитивного языкового сознания.

“Слово и его звуковое строение, писал Л. С. Выготский, - воспринимается ребенком как часть вещи или как свойство ее, неотделимое от других свойств. Это явление, по-видимому, присуще всякому примитивному языковому сознанию”. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946, стр. 15-16.

Даже у взрослых людей, отмечал Л. С. Выготский, не имеющих теоретических знаний, слово и образ неотделимы друг от друга. На это же указывал известный языковед А. Потебня. Он писал, что немец поражается тому, что француз может назвать хлеб как-то иначе чем “брот”, так как для него самого хлеб и есть “брот”.

На стадии примитивного языкового сознания образ определяет смысловое значение слова, а применение слова дает возможность оперировать образами, не совершая практических действий с предметами. Так с появлением примитивного языкового сознания у человека начинает функционировать наглядно-образное мышление, которое дает ему возможность совершать умственные действия, направленные на познание и преобразование внешнего мира, создание произведений искусства и культуры.

Дальнейшее развитие сознания было связано с тем обстоятельством, что в связи с усложнением трудовой деятельности человек стал применять наряду со словами разнообразные знаки, которые имели определенное смысловое значение. Используя знаки, как орудие умственной деятельности, человек получил возможность обобщенно и отвлеченно отражать предметы и явления внешнего и внутреннего мира и благодаря этому произвольно управлять своим поведением и своей психической деятельностью. Так постепенно у человека стало формироваться самосознание как способность осознавать самого себя и произвольно регулировать внешнюю практическую и внутреннюю теоретическую деятельность. Сначала люди применяли в качестве знаков зарубки на деревьях, узелки на веревке, звуки рожка и т. д. Затем стали применяться более сложные знаки, имеющие отвлеченное символическое значение, такие как знаки письма, математические символы, схемы, модели и т. п. Благодаря применению этих знаков человек получил возможность закреплять на длительное время результаты практической и теоретической деятельности и передавать их посредством письменной речи всем последующим поколениям. Все это оказало огромное влияние на развитие производства, науки, техники, искусство и культуры, под воздействием которых формируются высшие формы психической деятельности, свойственные абстрактно-символическому сознанию, ведущим в структуре которого становится теоретическое мышление.

Таким образом, возникновение сознания у человека было подготовлено филогенетическим развитием животного мира, а его развитие обусловлено общественно-историческими условиями существования, которые определяли характер деятельности и психологические особенности сознания. Под влиянием предметно-практической деятельности формировалось элементарное предметное сознание, речевая деятельность и применение знаков привели вначале к появлению примитивного языкового сознания, а затем способствовали возникновению высшей формы сознания, свойственной человеку, абстактно-символическому сознанию. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975, с. 132.

Происхождение человека и его психики из животного мира привело некоторых ученых к утверждению, что между психикой человека и животных нет существенных различий. Одни из них низводили человека до уровня животных, другие, наоборот, наделяли животных качествами, присущими человеку. Антропологизация психики животных широко применялась как в психологии, так и в художественной литературе. Так, американский психолог Титченер писал, что психолог “старается, насколько это возможно, поставить себя на место животного, найти условия, при которых его собственные выразительные движения были бы в общем того же рода; и затем он старается воссоздать сознание животного по свойствам своего человеческого сознания”.

Естественно возникает вопрос о том, в какой мере существует сходство между психикой человека и животных, и в чем заключается их различие.

  • 1. Прежде всего сходство психики человека и животных заключается в том, что им свойственны низшие формы психики: сенсорная и перцептивная. И те и другие ощущают свойства и качества, действующих на органы чувств стимулов, и воспринимают их. Животные, как и человек, имеют зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Как у тех, так и у других возникают образы воспринимаемых предметов. Но перцептивные образы человека качественно отличаются от образов животных, так как они имеют не только внешнюю, но и внутреннюю, субъективную направленность. На основе субъективных образов у человека начинает функционировать предметное сознание, содержание которого определяется образами, составляющими внутренний духовный мир человека, связанный как с внешней действительностью, так и с телесным бытием человека.
  • 2. Элементы сходства в психике человека и животных имеют место также и в интеллектуальном плане. У высших животных начинает проявляться наглядно-действенное мышление, что позволяет им улавливать связи и отношения между воспринимаемыми объектами, и находить выход из создавшейся проблемной ситуации. Однако способность к интеллектуальным Выготский С.Л. Проблемы общей психологии. Мысль и слово. Собр. соч., Т.2. М., 1982, с. 311. действиям у высших животных является лишь потенциальной возможностью и редко реализуется в естественных условиях, так как проблемные ситуации возникают только в исключительных случаях.
  • 3. Сходными для человека и животных являются некоторые способы общения. И человек и животные общаются посредством движений, поз, мимики, прикосновений и т.п. Им свойственно также и звуковое общение. Но у животных звуки являются лишь сигналами для осуществления биологических функций, тогда как у человека они приобретают смысловое значение и становятся орудием интеллектуальной деятельности. Благодаря этому у человека появляется высшая форма интеллекта - отвлеченное теоретическое мышление, которое дает ему возможность освободиться от воздействий непосредственно воспринимаемой среды и произвольно регулировать свое поведение. На основе отвлеченного мышления у человека формируется высший идеальный духовный мир, содержанием которого являются взгляды, убеждения, идеалы и мировоззрения.
  • 4. И животные, и человек способны передавать свой опыт последующим поколениям. Но у животных он передается биологическим путем посредством наследуемых врожденных форм поведения, тогда как у людей он передается посредством специального социального научения, осуществляемого при помощи языка и речи, которые являются средством закрепления, существования и передачи общественно-исторического и индивидуального опыта.
  • 5. Животные, как и человек, способны испытывать эмоции наслаждения и страдания, привязанности и благодарности, но только человеку свойственны социально обусловленные моральные чувства. Благодаря этим чувствам у человека формируется нравственный облик личности, связанный с переживанием чувства долга и совести перед людьми и перед самим собой.
  • 6. Сходными у человека и у животных являются естественные потребности, без удовлетворения которых они не могут жить и развиваться как живые существа. Но у человека, наряду с естественными потребностями, существуют духовные потребности, благодаря которым человек обретает свободу и независимость в своих действиях, как по отношению к телесным, так и душевным состояниям. В свободе духа человек заключается главное отличие высоконравственного человека не только от животных, но и от своих сородичей, заботящихся только о своем телесном благополучии.
  • 7. Животные и человек способны к саморегуляции. Но у животных саморегуляция имеет бессознательный характер, тогда как у человека она осуществляется сознательно и имеет волевой характер. Воля присуща только человеку. Она дает ему возможность целенаправленно осуществлять поведение, мобилизуя физические и психические ресурсы на преодоление препятствий, возникающих на пути к достижению сознательно поставленной цели.

Таким образом, в психике человека и животных имеется много сходных черт, основанных на общих истоках возникновения элементарной психики в животном мире. Но если психика животных обусловлена исключительно природными условиями существования, то у человека она имеет не только природный, но и социальный характер. Психика обеспечивает не только телесное существование человека, но и духовное, нравственное бытие, которое является достоянием только человека. Но духовное развитие человека происходит не самопроизвольно, а осуществляется под влиянием целенаправленного воспитания, которое происходит в семье, школе и в обществе.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Возникновение и развитие сознания
Рубрика (тематическая категория) Психология

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период ᴇᴦο существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло, вероятно (об этом сейчас, по прошествии десятков тысяч лет, трудно судить определенно), в процессе коллективной деятельности как необходимое условие её организации˸ ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть означена, т.е. определена и выражена в слове.

Точно так же, по-видимому, в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для ᴇᴦο становления также необходимы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития челове-

ческого сознания ᴇᴦο субъективным носителем становится речь, которая изначально выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).

Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в совместной деятельности. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится ᴇᴦο достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, изначально появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание, причем такая последовательность развития характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза сознания. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем ᴇᴦο присвоения (интериоризации, социализации).

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания этого, кроме получения возможности ʼʼвиденияʼʼ собственной психологии, опредмеченной в творениях, для человека нет. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания" человека через восприятие им своих собственных творений.

Возникновение и развитие сознания - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Возникновение и развитие сознания" 2015, 2017-2018.

  • - ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ

  • - ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ

    Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и... .


  • - ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ

    Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и... .


  • - ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ

    Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и... [читать подробнее] .


  • - Возникновение и развитие сознания.

    На стадии сознания по Леонтьеву находится только человек. Он выделяет стадию психики человека в отдельный этап. Несмотря на то, что человек появляется в ходе эволюционного процесса с точки зрения советской психологи, однако само развитие человека выходит за рамки... .


  • На стадии сознания по Леонтьеву находится только человек. Он выделяет стадию психики человека в отдельный этап. Несмотря на то, что человек появляется в ходе эволюционного процесса с точки зрения советской психологи, однако само развитие человека выходит за рамки эволюционного процесса. После появления человека возникает как бы другая история. Пока идет эволюция животных – идет эволюция природы, когда возникает человек, появляется уже не филогенез, а социогенез. Эволюция, как механизм в природе не прекращается, однако законы общества действуют сильнее, чем законы биологической эволюции.

    Определение по Леонтьеву: «Сознание - в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен он сам, его действия и состояния» (самосознание, действие и переживания).

    Психическое отражение осуществляется в форме сознания, коорое предполагает осознание самого себя и своих отношений с окружающим миром и людьми. В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта; в сознании отражаемое выступает как «предстоящее» субъекту. Выделение в сознании человека отражаемой реальности как объективной ведет к выделению у человека мира внутренних переживаний и возможность развития на этой почве самонаблюдения.

    Условия, порождающие эту высшую форму психики - человеческое сознание.

    1. Возникновение труда.. Именно труд и вместе с ним речь явились ведущими причинами возникновения сознаниями у человека.

    Согласно методологическому принципу единства сознания и деятельности, всякое изменение психического отражения происходит вслед за изменениями психической деятельности.

    Толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности, а именно коллективного труда.

    Благодаря труду изменились анатомо-физиологические характеристики: развивается рука, увеличились лобные доли, совершенствовались органы чувств. Создаваемые трудом, отдельные анатомо-физиологические изменения необходимо влекли за собой, в силу взаимозависимости развития органов, и изменение организма в целом.

    2. социальное взаимодействие

    3. язык и речь

    Животные обрабатывают орудия с помощью естественных средств – собственных органов (зубы, руки и т. д.) Первобытный человек стал изготавливать орудия, воздействуя камень на камень. Изготовление орудия с помощь другого предмета означало отделения действия от биологического мотива и тем самым появления нового вида деятельности – труда.

    Труд - это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу.Изготовление орудия впрок предполагало наличия образа будущего действия, то есть появления плана сознания.

    Поведение реализуется за счет сложноорганизованных действий, сформированных в процессе накопления индивидуального опыта.

    Появляются такие операции, которые не направлены прямо на предмет потребности (биологический мотив), имеют ввиду лишь промежуточный результат (один человек изготавливает орудие, а другой – использует это орудие, достигает предмета потребности). В рамках индивидуальной деятельности этот промежуточный результат становится самостоятельной целью.

    Таким образом, для субъекта цель деятельности отделяется от её мотива, соответственно в деятельности появляется новая единица «действие».

    Человек начал переживать смысл своего действия. Человек начинает осознавать индивидуальность действия. Деятельность становится сознательной.

    Коллективный труд послужил причиной развития человеческого общества, к развитию человеческого сознания.

    Структура сознания по Леонтьеву:

    Три компонента сознания:

    Чувственная ткань сознания.

    Значение слов

    Личностный смысл

    Чувственная ткань - те образы реальности, кот актуально воспринимаются, либо всплывают из памяти, либо возникают благодаря воображению (прогнозированию).

    Полностью связана с органами чувств. Эти образы различаются по модальностями, степенью ясности, устойчивостью.

    Значение - связано со словом. Носителем значений является язык, культура. За языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы действия. Значения скрывают функцию предмета, обощение. Значение создает понимание реальности.

    Личностный смысл определяет субъективность и пристрастность человеческого сознания.

    15. Классификация психических явлений и процессов .

    Все психические явления делятся на три группы:
    1)психические процессы;
    2) психические состояния;
    3) психические свойства личности.
    Психический процесс - это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.
    Психическое отражение - это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы - это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.
    Психические процессы подразделяются на:

    Познавательные процессы - ощущение и восприятие, память, воображение и мышление;

    Волевые процессы - мотивы, стремления, желания, принятие решений;

    Эмоциональные процессы - чувства, эмоции ;

    Вся психическая деятельность человека - это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.
    Психическое состояние - это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.
    Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики.
    Психическое состояние - это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.
    Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.
    Все психические состояния подразделяются на четыре вида:
    1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти);
    2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния - стресс, аффект, фрустрация);
    3. Волевые состояния - инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия);
    4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).
    Психические свойства личности - типичные для данного человека особенности его психики.
    К психическим свойствам личности относятся:
    1) темперамент;
    2) направленность;
    3) способности;
    4) характер.
    Личность - индивид, включенный в общественные отношения, это социальное качество человека, тогда как индивид - это отдельный представитель биологического рода homo sapiens (таковым является новорожденный).
    Каждая личность имеет неповторимые сочетания психических особенностей - психический склад; это и составляет ее индивидуальность.
    Понятие "человек" более широкое, чем понятие "личность". Оно включает в себя и понятие "индивид", и понятие "личность".
    Психические процессы, состояния и свойства человека - это единое проявление его психики. И исходным психическим образованием, проявляющимся и в свойствах личности, и в различных психических состояниях, являются психические процессы.

    16. Сознание как психический процесс: определение, функции, эмпирические характеристики. Структурный анализ сознания.

    Сознание - высшая психическая функция.

    «Сознание в своей непосредственности, есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включён он сам, его действия и состояния.» (А.Н.Леонтьев).

    По Леонтьеву: 3 компонента сознания

    1. Чувственная ткань сознания

    Конкретные образы реальности, которые либо актуально воспринимаем, либо всплывают из памяти, либо возникают благодаря воображению. Полностью связанны с органами чувств. Различаются по своей модальности. Большей или меньшей устойчивости.

    2. Значения

    Неразрывно связанно со словами. Носителем значения является язык. За языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы действия. Значения дают понимание реальности.

    3. Личностный смысл

    Определяет субъективность и пристрастность человеческого сознания. Индивидуальное значение, отношение, эмоциональное отношение к данному объекту, явлению в собственном сознании.

    У В.Вунда есть понятие «эмоциональный тон». Отдельные ощущения сопровождаются эмоциональным переживанием (ощущение красного, круглого и т.п.).

    Существенной особенностью сознания человека является самосознание.

    Осознавая предметы своей деятельности и свои отношения к другим людям, человек начинает осознавать самого себя, выделять себя, свое Я из окружающего мира. Самосознание проявляется в самонаблюдении, критическом отношении к себе, самообладании и ответственности перед обществом за свои поступки и действия.

    Вильям Джеймс вводит понятие «поток сознания» -непрерывная смена образов, переживаний и мы всё время находимся в этом потоке. Выделяет индивидуальность сознания и его отдельность . Оно не открыто другим людям. Изменчивость сознания – в границах личного опыта состояние изменчиво. Непрерывность сознания – никогда не прерывается. При этом можем говорить о единстве сознания. Нет «раскадровки». Мы думаем, что мы и раньше были такими, как сейчас. Неоднородность сознания – избирательность. Даже в момент ясного сознания какие-то области воспринимаются ближе, чётче, а что-то остаётся на переферии.

    Титченер вслед за Ребо выделяет 2 уровня сознания:

    1-Чёткое сознание, ясное

    2-переферическое

    Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание), и эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложно структурированное целое.Этапы развития сознания определяются последовательностью становления мышления от апперцептивного к ассоциативному, а от него к конкретному и далее к абстрактно-логическому. На каждом из этих традиционно выделяемых уровней сознание имеет социальную природу, характеризуется познавательной устремленностью и обладает своим непременным атрибутом - мышлением. Именно мышление, оформляя структурную организацию сознания в историческом процессе и в индивидуальном развитии, определяет становление сознания.

    17. Сознание и активация. Состояния сна и бодрствования .

    Психологическая активация представляет собой продолжение физиологической активации. Она связана с расшифровкой внешних сигналов, которая зависит от уровня бодрствования и от состояния сознания человека, а также от его потребностей, вкусов, интересов и планов. Уровень и характер активации будут зависеть от трех взаимосвязанных факторов. Прежде всего, речь идет об уровне сознания и активации, на котором находится мозг. От информации будет мало пользы, если человек спит или вообще состояние его сознания не таково, чтобы он мог ее принять и усвоить. Уровень активации в основном определяется естественными циклами бодрствования и сна, но он может также видоизмениться, скажем, при медитации или под действием лекарственных препаратов. Наше восприятие окружающего – результат истолкования сигналов, улавливаемых «антеннами», настроенными на внешний мир; эти антенны -наши рецепторы: глаза, уши, нос, рот и кожа. Мы чувствительны также к сигналам из нашего внутреннего мира, к мысленным образам и к воспоминаниям, хранящимся в памяти на более или менее сознательном уровне. Тем не менее поиск и выбор сигналов будут зависеть от другого источника активации, который постоянно направляет эти процессы. Это уровень врожденных потребностей и приобретенных в течение жизни мотиваций, а также аффективных компонентов – эмоций и чувств.

    Два состояния сознания: сон- период отдыха, и бодрствование, или активное состояние, что соответствует активации всего организма, т.е. мы приспосабливаемся к внешней действительности. Наше восприятие событий в значительной степени зависит от нашего состояния, от того, напряжены мы или нет, возбуждены или находимся в полудремоте. Таким образом, обработка информации меняется, подчас очень существенно, в зависимости от уровня бодрствования и от готовности к восприятию сигналов. По мере усиления активации организма уровень бодрствования возрастает, но при этом адаптация, возможная благодаря бодрствованию, начиная с какого-то момента может ухудшиться, если активация чрезмерно возрастет. Это может произойти из-за чересчур сильной мотивации или же в результате серьезного расстройства чувств.

    Сон - одно из изменённых состояний сознания. В среднем наш организм функционирует с таким чередованием: 16 часов бодрствования, 8 часов сна. Известно, что этот 24-часовой (с небольшими вариациями) цикл управляется внутренним контрольным механизмом, называемым биологическими часами. Они-то и ответственны за возбуждение центра сна, расположенного в стволе мозга, и центра бодрствования, которым служит сама ретикулярная формация. Сон проходит различные стадии: за медленноволновым сном следует сон другого типа – парадоксальный. Эта последовательность повторяется в каждом из пяти циклов длительностью примерно по 90 минут, обычных во время нормального ночного сна. «Медленный» сон составляет около 80% общего времени сна. По мере того как человек погружается в сон, ритмы сердца и дыхания замедляются, становясь все более равномерными. Даже если вначале сохраняется некоторый тонус мышц, в момент достижения стадии глубокого сна тело расслабляется, и организм, по-видимому, в максимальной степени восстанавливает физические силы.

    Парадоксальный сон это сон с Быстрыми Движениями Глаз (БДГ). Спящий в это время находится в полной неподвижности вследствие резкого падения мышечного тонуса, тогда как деятельность мозга возрастает, как будто человек просыпается. Тем не менее одни лишь глаза совершают быстрые движения под сомкнутыми веками. Во время стадии БДГ разбудить спящего очень трудно, но если это удается, то можно услышать его рассказ о том, что он видел во сне, причем богатство и точность деталей этого сновидения контрастируют с тем, что бывает во время медленноволнового сна.

    Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной дея-тельности сознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло, вероятно (об этом сейчас, по прошествии десятков тысяч лет, трудно судить определенно), в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть означена, т.е. определена и выражена в слове.

    Точно так же, по-видимому, в онтогенезе возникает и начинает разви-ваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необхо-димы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимо-действия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и разви-тия человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).

    Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и свя-занное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в совместной деятельности. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание, причем такая последовательность развития характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза сознания. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризации, социализации).

    Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания этого, кроме получения возможности «видения» собственной психологии, опредмеченной в творениях, для человека нет. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания" человека через восприятие им своих собственных творений.


    В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.

    Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.

    Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно, таким образом, пред-ставить в историческом ракурсе. Но то же самое справедливо и в отношении сознания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это направление в развитии сознания есть смысл обозначить как историческое.

    В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.

    Магистральным направлением дальнейшего развития человеческого сознания становится расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире. Это, в свою очередь, связано с совершенствованием средств материального и духовного производства, с начавшейся в мире социально-экономической революцией, которая со временем должна перерасти в рево-люцию культурно-нравственную.

    Первые признаки такого перехода мы начинаем замечать уже сейчас. Это рост экономического благосостояния разных народов и стран, изменение их идеологии и политики как на международной, так и на внутренней арене, снижение межгосударственного военного противоборства, повышение значимости религиозных, культурных и нравственных ценностей в общении людей друг с другом. Параллельным курсом идет проникновение человека в тайны жизни, макро- и микромира. Благодаря успехам науки расширяется сфера познания и управления человеком, власти над собой и миром, значи-тельно повышаются человеческие творческие возможности и, соответственно, сознание людей.



    Рассказать друзьям