Необходимо отметить, что не вся получаемая информация об окружающей действительности и собственном состоянии осознается человеком. Значительная часть информации оказывается вне нашего сознания. Это происходит вследствие ее низкой значимости для человека или «автоматического» реагирования организма в ответ на привычный раздражитель. Сейчас же мы должны ответить на вопрос, что обусловливает возникновение и развитие сознания у человека. В отечественной психологии этот вопрос, как правило, рассматривают, основываясь на сформулированной А. Н. Леонтьевым гипотезе о происхождении сознания человека. Для того чтобы ответить на вопрос о происхождении сознания, необходимо остановиться на принципиальных отличиях человека от других представителей животного мира. Одно из главных отличий человека от животного заключается в его отношениях с природой . Если животное является элементом живой природы и строит свои отношения с ней с позиции приспособления к условиям окружающего мира, то человек не просто приспосабливается к природной среде, а стремится в определенной степени подчинить ее себе, создавая для этого орудия труда. Сознание - высший уровень развития психики, присущий исключительно человеку. Его развитие обусловлено социальными условиями. Сознание человека носит всегда целенаправленный и активный характер. Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга. Становление человеческого сознания было длительным процессом, органически связанным с общественно трудовой деятельностью. Возникновение трудовой деятельности коренным образом изменило отношение человека к окружающей среде. Сказанное позволяет говорить о том, что ведущим фактором, влияющим на развитие сознания, была трудовая деятельность, основанная на совместном употреблении орудий труда. Труд - это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для труда характерно: употребление и изготовление орудий; осуществление в условиях совместной коллективной деятельности. Основой перехода к сознанию человека явился труд людей, представляющий собой их совместную деятельность, направленную на общую цель и существенно отличающуюся от любых действий животных. В процессе трудовой деятельности развивались и закреплялись функции руки, которая приобретала большую подвижность, совершенствовалось ее анатомическое строение. Однако рука развивалась не только как хватательное орудие, но и как орган познания. Трудовая деятельность привела к тому, что активно действующая рука постепенно превращалась в специализированный орган активного осязания. Сознание является высшим уровнем психического отражения. Однако, область психического шире области осознанного. Это те явления, приемы, свойства и состояния, которые возникают, но человеком не осознаны.
Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось, и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда. В онтогенезе сознание ребенка развивается сложным, опосредствованным путем. Психику ребенка, младенца, вообще говоря, нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную психику. С самого начала существует устойчивая связь психики ребенка и психики матери. В пренатальный период и в постнатальный эту связь можно назвать психической (чувственной) связью . Но ребенок является вначале только пассивным элементом этой связи, воспринимающей субстанцией, а мать, являясь носителем психики, оформленной сознанием, уже в состоянии такой связи, по-видимому, передает в психику ребенка не просто психофизическую, но иоформленную сознанием человеческую информацию. Второй момент - это собственно деятельность матери. Первичные органические потребности ребенка в тепле, психологическом комфорте и пр. организуются и удовлетворяются извне любовным отношением матери к своему ребенку. Мать любящим взглядом «вылавливает» и оценивает все ценное, с ее точки зрения, в первоначально беспорядочной реактивности организма ребенка и плавно, постепенно, любящим действием отсекает все отклоняющееся от социальной нормы. Здесь важно и то, что нормы развития уже всегда есть в каком-то определенном виде в человеческом обществе, в том числе и нормы материнства. Так, любовью к ребенку мать как бы вытягивает ребенка из органической реактивности, бессознательности и выводит, втягивает в человеческую культуру, в человеческое сознание. Фрейд отмечал, что «мать учит любить ребенка», она действительно вкладывает свою любовь (отношение) в психику ребенка, поскольку мать (ее образ) является для чувств и восприятия ребенка действительным центром всех актов, всех благ и неприятностей. Затем наступает следующий акт развития, который можно назвать первичным актом сознания - это идентификация ребенка с матерью , т. е. ребенок пытается поставить себя на место матери, подражать ей, уподобить себя ей. Эта идентификация ребенка с матерью является, по-видимому, первичным человеческим отношением. В этом смысле первичное - не предметное отношение, а отношение сознания, первичная идентификация с культурным символом. Мать здесь дает прежде всего культурный образец социального поведения, а мы, конкретные люди, только следуем этим образцам. Важны выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения. Но выполнение смысла культурного символа, образца влечет за собой рационализированный им слой сознания, который может относительно самостоятельно развиваться посредством механизма рефлексии, анализа (мыследеятельность). В некотором смысле, осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации, дает картину целого, то рефлексия, напротив, членит это целое, например, ищет причину затруднений, осуществляет анализ ситуации в свете цели деятельности. Таким образом, осознание является условием рефлексии, но в свою очередь рефлексия является условием для более высокого, глубокого и верного осознания, понимания ситуации в целом. Наше сознание в своем развитии испытывает многие идентификации, но выполняются, реализуются отнюдь не все. Эти нереализованные потенции нашего сознания и составляют то, что мы обычно обозначаем термином «душа», которая есть большей частью несознаваемая часть нашего сознания. Хотя, если быть точным, то нужно сказать, что символ как бесконечное содержание сознания в принципе нереализуемо до конца, и это является условием периодического возвращения сознания к себе. Отсюда следует третий фундаментальный акт сознания («развитие сознания») - осознавание своего невыполненного желания . Так круг развития замыкается и все возвращается к своему началу.
4.2 Понятие о сознании. Характеристики сознания.
Мы уже не раз употребляли такое понятие, как «сознание», и вы знаете, сознание - это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу. Давайте более подробно рассмотрим данное определение. С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире . Однако, как мы уже отмечали ранее, можно предположить, что похожая или близкая к ней психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у более развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины, обезьяны и др. Чем же психическое отражение объективного мира человеком отличается от аналогичных процессов у животных? Человека отличает от животных, прежде всего не наличие процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфические механизмы его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание. Чем характеризуется сознание?
Во-первых, сознание всегда активно. Активность сама по себе является свойством всех живых существ. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов.
Во-вторых, интенционально. Вследствие этого сознание человека всегда направлено па какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленности).
Наличие данных свойств обусловливает наличие ряда других характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегуляции. К группе данных свойств сознания следует отнести способность к самонаблюдению (рефлексии ), Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Причем наблюдать критически, т. е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив полученную информацию в определенную систему координат, а также мотивационно-ценностный характер сознания. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы.
1. Условия возникновения сознания
Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего этапа развития психики. Сознательное отражение в отличие от психического отражения, свойственного животным, - это отражение предметной действительности в ее отде- ленности от наличных отношений к ней субъекта, т.
Е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства.
В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемое выступает как "предстоящее" субъекту. Это значит, что когда я сознаю, например, эту книгу или даже только свою мысль о книге, то сама книга не сливается в моем сознании с моим переживанием, относящимся к этой книге, сама мысль о книге - с моим переживанием этой мысли.
Выделение в сознании человека отражаемой реальности как объективной имеет в качестве другой своей стороны выделение мира внутренних переживаний и возможность развития на этой почве самонаблюдения.
Задача, которая стоит перед нами, и заключается в том, чтобы проследить условия, порождающие высшую форму психики - человеческое сознание.
Как известно, причиной, которая лежит в основе процесса очеловечения животно- подобных предков человека, является возникновение труда и образование на его основе человеческого общества. "...Труд, - говорит Энгельс, - создал самого челове- ка". Труд создал и сознание человека.
Возникновение и развитие труда, этого первого, основного условия существования человека, привело к изменению и очеловечению его мозга, органов его внешней деятельности и органов чувств. "Сначала труд,
Так говорит об этом Энгельс, - а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству". Главный орган трудовой деятельности человека - его рука
Могла достичь своего совершенства только благодаря развитию самого труда. "Только благодаря труду, благодаря приспособлению к все новым операциям... человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальд- сена, музыку Паганини".
Если сравнивать между собой максимальные объемы черепа человекообразных обезьян и черепа первобытного человека, то оказывается, что мозг последнего превы-
шает мозг наиболее высокоразвитых современных видов обезьян более чем в два раза (600 см3 и 1400 см3).
Еще резче выступает различие в величине мозга обезьян и человека, если мы сравним его вес; разница здесь почти в 4 раза: вес мозга орангутанга - 350 г, мозг человека весит 1400 г.
Мозг человека по сравнению с мозгом высших обезьян обладает и гораздо более сложным, гораздо более развитым строением.
Уже у неандертальского человека, как показывают слепки, сделанные с внутренней поверхности черепа, ясно выделяются в коре новые, не вполне дифференцированные у человекообразных обезьян поля, которые затем у современного человека достигают своего полного развития. Таковы, например, поля, обозначаемые (по Бродма- ну) цифрами 44, 45, 46, - в лобной доле коры, поля 39 и 40 - в теменной ее доле, 41 и 42 - височной доле (рис. 1).
Очень ярко видно, как отражаются в строении коры мозга новые, специфически человеческие черты при исследовании так называемого проекционного двигательного поля (на рис. 1 оно обозначено цифрой 4). Если осторожно раздражать электрическим током различные точки этого поля, то по вызываемому раздражением сокращению различных мышечных групп можно точно представить себе, какое место занимает в нем проекция того или иного органа. У. Пенфильд выразил итог этих опытов в виде схематического и, конечно,
условного рисунка, который мы здесь приводим (рис. 2). Из этого рисунка, выполненного в определенном масштабе, видно, какую относительно большую поверхность занимает в человеческом мозге проекция таких органов движения, как руки (кисти), и особенно органов звуковой речи (мышцы рта, языка, органов гортани), функции которых развивались особенно интенсивно в условиях человеческого общества (труд, речевое общение).
Совершенствовались под влиянием труда и в связи с развитием мозга также и органы чувств человека. Как и органы внешней деятельности, они приобрели качественно новые особенности. Утончилось чувство осязания, очеловечившийся глаз стал замечать в вещах больше, чем глаза самой дальнозоркой птицы, развился слух, способный воспринимать тончайшие различия и сходства звуков человеческой членораздельной речи.
В свою очередь развитие мозга и органов чувств оказывало обратное влияние на труд и язык, "давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию"1.
Создаваемые трудом отдельные анато- мо-физиологические изменения необходи-
мо влекли за собой в силу естественной взаимозависимости развитие органов и изменение организма в целом. Таким образом, возникновение и развитие труда привело к изменению всего физического облика человека, к изменению его анато- мо-физиологической организации.
Конечно, возникновение труда было подготовлено всем предшествующим ходом развития. Постепенный переход к вертикальной походке, зачатки которой отчетливо наблюдаются даже у ныне существующих человекообразных обезьян, и формирование в связи с этим особо подвижных, приспособленных для схватывания предметов передних конечностей, все более освобождающихся от функции ходьбы, - все это создавало физические предпосылки для возможности производить сложные трудовые операции.
Подготавливался процесс труда и с другой стороны. Появление труда было возможно только у таких животных, которые жили целыми группами и у которых существовали достаточно развитые формы совместной жизни, хотя эти формы были, разумеется, еще очень далеки даже от самых примитивных форм человеческой, общественной жизни. О том, насколько высоких ступеней развития могут достигать формы совместной жизни у животных, свидетельствуют интереснейшие исследования Н. Ю. Войтониса и Н. А. Тих, проведенные в Сухумском питомнике. Как показывают эти исследования, в стаде обезьян существует уже сложившаяся система взаимоотношений и своеобразной иерархии с соответственно весьма сложной системой общения. Вместе с тем эти исследования позволяют лишний раз убедиться в том, что, несмотря на всю сложность внутренних отношений в обезьяньем стаде, они все же ограничены непосредственно биологическими отношениями и никогда не определяются объективно предметным содержанием деятельности животных.
Наконец, существенной предпосылкой труда служило также наличие у высших представителей животного мира весьма развитых, как мы видели, форм психического отражения действительности.
Все эти моменты и составили в своей совокупности те главные условия, благодаря которым в ходе дальнейшей эволюции могли возникнуть труд и человеческое, основанное на труде общество.
Что же представляет собой та специфически человеческая деятельность, которая называется трудом?
Труд - это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. "Труд, - говорит Маркс, - есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти".
Для труда характерны прежде всего две следующие взаимосвязанные черты. Одна из них - это употребление и изготовление орудий. "Труд, - говорит Энгельс, - начинается с изготовления орудий".
Другая характерная черта процесса труда заключается в том, что он совершается в условиях совместной, коллективной деятельности, так что человек вступает в этом процессе не только в определенные отношения к природе, но и к другим людям - членам данного общества. Только через отношения к другим людям человек относится и к самой природе. Значит, труд выступает с самого начала как процесс, опосредствованный орудием (в широком смысле) и вместе с тем опосредствованный общественно.
Употребление человеком орудий также имеет естественную историю своего подготовления. Уже у некоторых животных существуют, как мы знаем, зачатки орудийной деятельности в форме употребления внешних средств, с помощью кото- рых они осуществляют отдельные операции (например, употребление палки у человекообразных обезьян). Эти внешние средства - "орудия" животных, - однако, качественно отличны от истинных орудий человека - орудий труда.
Различие между ними состоит вовсе не в том, что животные употребляют свои "орудия" в более редких случаях, чем первобытные люди. Их различие еще менее может сводиться к различиям в их внешней форме. Действительное отличие человеческих орудий от "орудий" животных мы можем вскрыть, лишь обратившись к объективному рассмотрению самой той деятельности, в которую они включены.
Как бы ни была сложна "орудийная" деятельность животных, она никогда не имеет характера общественного процесса, она не совершается коллективно и не определяет собой отношений общения осуществляющих ее индивидов. Как бы, с другой стороны, ни было сложно инстинктивное общение между собой индивидов, составляющих животное сообщество, оно никогда не строится на основе их "производственной" деятельности, не зависит от нее, ею не опосредствовано.
В противоположность этому человеческий труд является деятельностью изначально общественной, основанной на сотрудничестве индивидов, предполагающем хотя бы зачаточное техническое разделение трудовых функций; труд, следовательно, есть процесс воздействия на природу, связывающий между собой его участников, опосредствующий их общение. "В производстве, - говорит Маркс, - люди вступают в отношение не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство"1.
Чтобы уяснить себе конкретное значение этого факта для развития человеческой психики, достаточно проанализировать то, как меняется строение деятельности, когда она совершается в условиях коллективного труда.
Уже в самую раннюю пору развития человеческого общества неизбежно возникает разделение прежде единого процесса деятельности между отдельными участниками производства. Первоначально это разделение имеет, по-видимому, случайный и непостоянный характер. В ходе дальнейшего развития оно оформляется уже в виде примитивного технического разделения труда.
На долю одних индивидов выпадает теперь, например, поддержание огня и обработка на нем пищи, на долю других - добывание самой пищи. Одни участники коллективной охоты выполняют функцию преследования дичи, другие - функцию поджидания ее в засаде и нападения.
Это ведет к решительному, коренному изменению самого строения деятельности индивидов - участников трудового процесса.
Выше мы видели, что всякая деятельность, осуществляющая непосредственно биологические, инстинктивные отношения животных к окружающей их природе, характеризуется тем, что она всегда направлена на предметы биологической потребности и побуждается этими предметами. У животных не существует деятельности, которая не отвечала бы той или другой прямой биологической потребности, которая не вызывалась бы воздействием, имеющим для животного биологический смысл - смысл предмета, удовлетворяющего данную его потребность, и которая не была бы направлена своим последним звеном непосредственно на этот предмет. У животных, как мы уже говорили, предмет их деятельности и ее биологический мотив всегда слиты, всегда совпадают между собой.
Рассмотрим теперь с этой точки зрения принципиальное строение деятельности индивида в условиях коллективного трудового процесса. Когда данный член коллектива осуществляет свою трудовую деятельность, то он также делает это для удовлетворения одной из своих потребностей. Так, например, деятельность загонщика, участника первобытной коллективной охоты, побуждается потребностью в пище или, может быть, потребностью в одежде, которой служит для него шкура убитого животного. На что, однако, непосредственно направлена его деятельность? Она может быть направлена, например, на то, чтобы спугнуть стадо животных и направить его в сторону других охотников, скрывающихся в засаде. Это, собственно, и есть то, что должно быть результатом деятельности данного человека. На этом деятельность данного отдельного участника охоты прекращается. Остальное довершают другие участники охоты. Понятно, что этот результат - спугивание дичи и т. д. - сам по себе не приводит и не может привести к удовлетворению потребности загонщика в пище, шкуре животного и пр. То, на что направлены данные процессы его деятельности, следовательно, не совпадает с тем, что их побуждает, т. е. не совпадает с мотивом его деятельности: то и другое здесь разделено между собой. Такие процессы, предмет и мотив которых не совпадают между собой, мы будем называть действиями. Можно сказать, например, что деятельность загонщика - охота, спугивание же дичи - его действие.
Как же возможно рождение действия, т. е. разделение предмета деятельности и ее мотива? Очевидно, оно становится возможным только в условиях совместного, коллективного процесса воздействия на природу. Продукт этого процесса, в целом отвечающий потребности коллектива, приводит также к удовлетворению потребности и отдельного индивида, хотя сам он может и не осуществлять тех конечных операций (например, прямого нападения на добычу и ее умерщвления), которые уже непосредственно ведут к овладению предметом данной потребности. Генетически (т. е. по своему происхождению) разделение предмета и мотива индивидуальной деятельности есть результат происходящего вычленения из прежде сложной и многофазной, но единой деятельности отдельных операций. Эти-то отдельные операции, исчерпывая теперь содержание данной деятельности индивида, и превращаются в самостоятельное для него действие, хотя по отношению к коллективному трудовому процессу в целом они продолжают, конечно, оставаться лишь одним из частных его звеньев.
Естественными предпосылками этого вычленения отдельных операций и при- обретения ими в индивидуальной деятельности известной самостоятельности являются, по-видимому, два следующих главных (хотя и не единственных) момента. Один из них - это нередко совместный характер инстинктивной деятельности и наличие примитивной "иерархии" отношений между особями, наблюдаемой в сообществах высших животных, например, у обезьян. Другой важнейший момент - это выделение в деятельности животных, еще продолжающей сохранять всю свою цельность, двух различных фаз - фазы подготовления и фазы осуществления, которые могут значительно отодвигаться друг от друга во времени. Так, например, опыты показывают, что вынужденный перерыв деятельности на одной из ее фаз позволяет отсрочить дальнейшую реакцию животных лишь весьма незначительно, в то время как перерыв между фазами дает у того же самого животного отсрочку, в десятки и даже сотни раз большую (опыты А.В. Запорожца).
Однако, несмотря на наличие несомненной генетической связи между двухфазной интеллектуальной деятельностью высших животных и деятельностью отдельного человека, входящей в коллективный трудовой процесс в качестве одного из его звеньев, между ними существует и огромное различие. Оно коренится в различии тех объективных связей и отношений, которые лежат в их основе, которым они отвечают и которые отражаются в психике действующих индивидов.
Особенность двухфазной интеллектуальной деятельности животных состоит, как мы видели, в том, что связь между собой обеих (или даже нескольких) фаз определяется физическими, вещными связями и соотношениями - пространственными, временными, механическими. В естественных условиях существования животных это к тому же всегда природные, естественные связи и соотношения. Психика высших животных соответственно и характеризуется способностью отражения этих вещных, естественных связей и соотношений.
Когда животное, совершая обходный путь, раньше удаляется от добычи и лишь затем схватывает ее, то эта сложная деятельность подчиняется воспринимаемым животным пространственным отношени- ям данной ситуации; первая часть пути - первая фаза деятельности с естественной необходимостью приводит животное к возможности осуществить вторую ее фазу.
Решительно другую объективную основу имеет рассматриваемая нами форма деятельности человека.
Вспугивание дичи загонщиком приводит к удовлетворению его потребности в ней вовсе не в силу того, что таковы естественные соотношения данной вещной ситуации; скорее наоборот, в нормальных случаях эти естественные соотношения таковы, что вспугивание дичи уничтожает возможность овладеть ею. Что же в таком случае соединяет между собой непосредственный результат этой деятельности с конечным ее результатом? Очевидно, не что иное, как то отношение данного индивида к другим членам коллектива, в силу которого он и получает из их рук свою часть добычи - часть продукта совместной трудовой деятельности. Это отношение, эта связь осуществляется благодаря деятельности других людей. Значит, именно деятельность других людей составляет объективную основу специфического строения деятельности человеческого индивида; значит, исторически, т. е. по способу своего возникновения, связь мотива с предметом действия отражает не естественные, но объективно-общественные связи и отношения.
Итак, сложная деятельность высших животных, подчиняющаяся естественным вещным связям и отношениям, превращается у человека в деятельность, подчиняющуюся связям и отношениям изначально общественным. Это и составляет ту непосредственную причину, благодаря которой возникает специфически человеческая форма отражения действительности - сознание человека.
Выделение действия необходимо предполагает возможность психического отражения действующим субъектом отношения объективного мотива действия и его предмета. В противном случае действие невозможно, оно лишается для субъекта своего смысла. Так, если обратиться к нашему прежнему примеру, то очевидно, что действие загонщика возможно только при условии отражения им связи между ожидаемым результатом лично им совершаемого действия и конечным результатом всего процесса охоты в целом - нападением из засады на убегающее животное, умерщвлением его и, наконец, его потреблением. Первоначально эта связь выступает перед человеком в своей еще чувственно воспринимаемой форме - в форме реальных действий других участников труда. Их действия и сообщают смысл предмету действия загонщика. Равным образом и наоборот: только действия загонщика оправдывают, сообщают смысл действиям людей, поджидающих дичь в засаде, если бы не действия загонщиков, то и устройство засады было бы бессмысленным, неоправданным.
Таким образом, мы снова здесь встречаемся с таким отношением, с такой связью, которая обусловливает направление деятельности. Это отношение, однако, в корне отлично от тех отношений, которым подчиняется деятельность животных. Оно создается в совместной деятельности людей и вне ее невозможно. То, на что направлено действие, подчиняющееся этому новому отношению, само по себе может не иметь для человека никакого прямого биологического смысла, а иногда и противоречить ему. Так, например, спугивание дичи само по себе биологически бессмысленно. Оно приобретает смысл лишь в условиях коллективной трудовой деятельности. Эти условия и сообщают действию человеческий разумный смысл.
Таким образом, вместе с рождением действия, этой главной "единицы" деятельности человека, возникает и основная, общественная по своей природе "единица" человеческой психики - разумный смысл для человека того, на что направлена его активность.
На этом необходимо остановиться специально, ибо это есть весьма важный пункт для конкретно-психологического понимания генезиса сознания. Поясним нашу мысль еще раз.
Когда паук устремляется в направлении вибрирующего предмета, то его деятельность подчиняется естественному отношению, связывающему вибрацию с пищевым свойством насекомого, попадающего в паутину. В силу этого отношения вибрация приобретает для паука биологический смысл пищи. Хотя связь между свойством насекомого вызывать вибрацию паутины и свойством служить пищей фактически определяет деятельность паука, но как связь, как отношение она скрыта от него, она "не существует для него". Поэтому-то, если поднести к паутине любой вибрирующий предмет, например звучащий камертон, паук все равно устремляется к нему.
Загонщик, спугивающий дичь, также подчиняет свое действие определенной связи, определенному отношению, а именно отношению, связывающему между собой убегание добычи и последующее ее захватывание, но в основе этой связи лежит уже не естественное, а общественное отношение - трудовая связь загонщика с другими участниками коллективной охоты.
Как мы уже говорили, сам по себе вид дичи, конечно, еще не может побудить к спугиванию ее. Для того чтобы человек принял на себя функцию загонщика, нужно, чтобы его действия находились в соотношении, связывающем их результат с конечным результатом коллективной деятельности; нужно, чтобы это соотношение было субъективно отражено им, чтобы оно стало "существующим для него"; нужно, другими словами, чтобы смысл его действий открылся ему, был осознан им. Сознание смысла действия и совершается в форме отражения его предмета как сознательной цели.
Теперь связь предмета действия (его цели) и того, что побуждает деятельность (ее мотива), впервые открывается субъекту. Она открывается ему в непосредственно чувственной своей форме - в форме деятельности человеческого трудового коллектива. Эта деятельность и отражается в голове человека уже не в субъективной слитности с предметом, но как объективно-практическое отношение к нему субъекта. Конечно, в рассматриваемых условиях это всегда коллективный субъект, и, следовательно, отношения отдельных участников труда первоначально отражаются ими лишь в меру совпадения их отношений с отношениями трудового коллектива в целом.
Однако самый важный, решающий шаг оказывается этим уже сделанным. Деятельность людей отделяется теперь для их сознания от предметов. Она начинает сознаваться ими именно как их отношение. Но это значит, что и сама природа - предметы окружающего их мира - теперь также выделяется для них и выступает в своем устойчивом отношении к потребностям коллектива, к его деятельности. Таким образом, пища, например, воспринимается человеком как предмет определенной деятельности - поисков, охоты, приготовления и вместе с тем как предмет, удовлетворяющий определенные потребности людей независимо от того, испытывает ли данный человек непосредственную нужду в ней и является ли она сейчас предметом его собственной деятельности. Она, следовательно, может выделяться им среди других предметов действительности не только практически, в самой деятельности и в зависимости от наличной потребности, но и "теоретически", т. е. может быть удержана в сознании, может стать "идеей".
2. Становление мышления и речи
Выше мы проследили общие условия, при которых возможно возникновение сознания. Мы нашли их в условиях совместной трудовой деятельности людей. Мы видели, что только при этих условиях содержание того, на что направлено действие человека, выделяется из своей слитности с его биологическими отношениями.
Теперь перед нами стоит другая проблема - проблема формирования тех специальных процессов, с которыми связано сознательное отражение действительности.
Мы видели, что сознание цели трудового действия предполагает отражение предметов, на которые оно направлено, независимо от наличного к ним отношения субъекта.
В чем же мы находим специальные условия такого отражения? Мы снова находим их в самом процессе труда. Труд не только изменяет общее строение деятельности человека, он не только порождает целенаправленные действия; в процессе труда качественно изменяется содержание деятельности, которое мы называем операциями.
Это изменение операций совершается в связи с возникновением и развитием орудий труда. Трудовые операции человека ведь и замечательны тем, что они осуществляются с помощью орудий, средств труда.
Что же такое орудие? "Средство труда, - говорит Маркс, - есть вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника его воздействий на этот предмет"1. Орудие есть, таким образом, предмет, которым осуществляют трудовое действие, трудовые операции.
Изготовление и употребление орудий возможно только в связи с сознанием цели трудового действия. Но употребление орудия само ведет к сознанию предмета воздействия в объективных его свойствах. Употребление топора не только отвечает цели практического действия; оно вместе с тем объективно отражает свойства того предмета - предмета труда, на который направлено его действие. Удар топора подвергает безошибочному испытанию свойства того материала, из которого состоит данный предмет; этим осуществляется практический анализ и обобщение объективных свойств предметов по определенному, объективированному в самом орудии признаку. Таким образом, именно орудие является как бы носителем первой настоящей сознательной и разумной абстракции, первого настоящего сознательного и разумного обобщения.
Необходимо, далее, учесть еще одно обстоятельство, которое характеризует орудие. Оно заключается в том, что орудие есть не только предмет, имеющий определенную форму и обладающий определенными физическими свойствами. Орудие есть вместе с тем общественный предмет, т. е. предмет, имеющий определенный способ употребления, который общественно выработан в процессе коллективного труда и который закреплен за ним. Например, топор, когда мы рассматриваем его как орудие, а не просто как физическое тело, - это не только две соединенные между собой части - та часть, которую мы называем топорищем, и та, которая является собственно рабочей частью. Это вместе с тем тот общественно-выработанный способ действия, те трудовые операции, которые материально оформлены, как бы кристаллизованы в нем. Поэтому-то владеть орудием - значит не просто обладать им, но это значит владеть тем способом действия, материальным средством осуществления которого оно является.
"Орудие" животных тоже осуществляет известную операцию, однако эта операция не закрепляется, не фиксируется за ним. В тот самый момент, когда палка выполнила в руках обезьяны свою функцию, она снова превращается для нее в безразличный предмет. Она не становится постоянным носителем данной операции. Поэтому, кстати говоря, животные специально и не изготовляют своих орудий и не хранят их. Наоборот, человеческие орудия - это то, что специально изготовляется или отыскивается, что хранится человеком и само хранит осуществляемый им способ действия.
Таким образом, только рассматривая орудия как орудия трудовой деятельности человека, мы открываем их действительное отличие от "орудий" животных. Животное находит в "орудии" только естественную возможность осуществить свою инстинктивную деятельность как, например, притягивание к себе плода. Человек видит в орудии вещь, несущую в себе определенный общественно выработанный способ действия.
Поэтому даже с искусственным специализированным человеческим орудием обезьяна действует лишь в ограниченных пределах инстинктивных способов своей деятельности. Наоборот, в руках человека нередко простейший природный предмет становится настоящим орудием, т. е. осуществляет подлинно орудийную, общественно выработанную операцию.
У животных "орудие" не создает никаких новых операций, оно подчиняется их естественным движениям, в систему которых оно включено. У человека происходит обратное: сама его рука включается в общественно выработанную и фиксированную в орудии систему операций и ей подчиняется. Это детально показывают современные исследования. Поэтому если применительно к обезьяне можно сказать, что естественное развитие ее руки определило собой употребление ею палки в качестве "орудия", то в отношении человека мы имеем все основания утверждать, что сама орудийная деятельность создала специфические особенности его руки.
Итак, орудие есть общественный предмет, есть продукт общественной практики, общественного трудового опыта. Следовательно, и то обобщенное отражение объективных свойств предметов труда, которое оно кристаллизует в себе, также является продуктом не индивидуальной, а общественной практики. Следовательно, даже простейшее человеческое познание, совершающееся еще в непосредственно практическом трудовом действии, в действии посредством орудий, не ограничено личным опытом человека, а совершается на основе овладения им опытом общественной практики.
Наконец, человеческое познание, первоначально совершающееся в процессе трудовой орудийной деятельности, способно в отличие от инстинктивной интеллектуальной деятельности животных переходить в подлинное мышление.
Мышлением в собственном значении слова мы называем процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты. Например, человек не воспринимает ультрафиолетовых лучей, но он тем не менее знает об их существовании и знает их свойства. Как же возможно такое познание? Оно возможно опосредствованным путем. Этот путь и есть путь мышления. В общем своем принципе он состоит в том, что мы подвергаем вещи испытанию другими вещами и, сознавая устанавливающиеся отношения и взаимодействия между ними, судим по воспринимаемому нами изменению о непосредственно скрытых от нас свойствах этих вещей.
Поэтому необходимым условием возникновения мышления является выделение и осознание объективных взаимодействий - взаимодействий предметов. Но осознание этих взаимодействий невозможно в пределах инстинктивной деятельности животных. Оно опять-таки впервые совершается лишь в процессе труда, в процессе употребления орудий, с помощью которых люди активно воздействуют на природу. "Но существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления, - говорит Энгельс, - является как раз изменение природы человеком, а не одна природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек научался изменять природу"1.
Этим мышление человека радикально отличается от интеллекта животных, который, как показывают специальные опыты, осуществляет лишь приспособление к наличным условиям ситуации и не может иначе как случайным образом изменить их, так как их деятельность в целом всегда остается направленной не на эти условия, а на тот или иной предмет их биологической потребности. Другое дело - у человека. У человека "фаза подготовления", из которой и вырастает его мышление, становится содержанием самостоятельных, целенаправленных действий, а впоследствии может становиться и самостоятельной деятельностью, способной превращаться в деятельность целиком внутреннюю, умственную.
Наконец, мышление, как и вообще человеческое познание, принципиально отличается от интеллекта животных тем, что его зарождение и развитие также возможно лишь в единстве с развитием общественного сознания. Общественными по своей природе являются не только цели человеческого интеллектуального действия; общественно выработанными, как мы уже видели, являются также и его способы и средства. Впоследствии, когда возникает отвлеченное речевое мышление, оно тоже может совершаться лишь на основе овладения человеком общественно выработанными обобщениями - словесными понятиями и общественно же выработанными логическими операциями.
Последний вопрос, на котором мы должны специально остановиться, - это вопрос о форме, в какой происходит сознательное отражение человеком окружающей его действительности.
Сознательный образ, представление, понятие имеют чувственную основу. Однако сознательное отражение действительности не есть только чувственное переживание ее. Уже простое восприятие предмета есть отражение его не только как обладающего формой, цветом и т. д., но вместе с тем как имеющего определенное объективное и устойчивое значение, например, как пищи, орудия и т. п. Должна, следовательно, существовать особая форма сознательного отражения действительности, качественно отличающаяся от непосредственно чувственной формы психического отражения, свойственной животным.
Что же является той конкретной формой, в которой реально происходит сознание людьми окружающего их объективного мира? Этой формой является язык, который и представляет собой, по словам Маркса, "практическое сознание" людей. Сознание неотделимо поэтому от языка. Как и сознание человека, язык возникает лишь в процессе труда и вместе с ним. Как и сознание, язык является продуктом деятельности людей, продуктом коллектива и вместе с тем его "самоговорящим бытием" (Маркс); лишь поэтому он существует также и для индивидуального человека.
"Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание...".
Возникновение языка может быть понято лишь в связи с появившейся у людей в процессе труда потребностью что-то сказать друг другу.
Как же формировались речь и язык? В труде, как мы видели, люди необходимо вступают в отношения друг к другу, в общение друг с другом. Первоначально собственно трудовые их действия и их общение представляют собой единый процесс. Трудовые движения человека, воздействуя на природу, воздействуют также и на других участников производства. Значит, действия человека приобретают при этих условиях двоякую функцию: функцию непосредственно производственную и функцию воздействия на других людей, функцию общения.
В дальнейшем обе эти функции разделяются между собой. Для этого достаточно, чтобы опыт подсказал людям, что в тех условиях, когда трудовое движение не приводит по тем или иным причинам к практическому результату, оно все же способно воздействовать на других участников производства, например способно привлечь их к совместному выполнению данного действия. Таким образом, возникают движения, сохраняющие форму соответствующих рабочих движений, но лишенные практического контакта с предметом и, следовательно, лишенные также того усилия, которое превращает их в подлинно рабочие движения. Эти движения вместе с сопровождающими их звуками голоса отделяются от задачи воздействия на предмет, отделяются от трудового действия и сохраняют за собой только функцию воздействия на людей, функцию речевого общения. Они, иначе говоря, превращаются в жест. Жест и есть не что иное, как движение, отделенное от своего результата, т. е. не приложенное к тому предмету, на который оно направлено.
Вместе с тем главная роль в общении переходит от жестов к звукам голоса; возникает звуковая членораздельная речь.
То или иное содержание, означаемое в речи, фиксируется, закрепляется в языке. Но для того чтобы данное явление могло быть означено и могло получить свое отражение в языке, оно должно быть выделено, осознано, а это, как мы видели, первоначально происходит в практической деятельности людей, в производстве. "...Люди, - говорит Маркс, - фактически начали с того, что присваивали себе предметы внешнего мира как средства для удовлетворения своих собственных потребностей и т.д. и т.д.; позднее они приходят к тому, что и словесно обозначают их как средства удовлетворения своих потребностей, - каковыми они уже служат для них в практическом опыте, - как предметы, которые их "удовлетворяют".
Производство языка, как и сознания, и мышления, первоначально непосредственно вплетено в производственную деятельность, в материальное общение людей.
Непосредственная связь языка и речи с трудовой деятельностью людей есть то главнейшее и основное условие, под влиянием которого они развивались как носи- тели "объективированного", сознательного отражения действительности. Означая в трудовом процессе предмет, слово выделяет и обобщает его для индивидуального сознания именно в этом объективно-общественном его отношении, т. е. как общественный предмет.
Таким образом, язык выступает не только как средство общения людей, он выступает и как средство, как форма человеческого сознания и мышления, также не отделенного еще от материального производства. Он становится формой, носителем сознательного обобщения действительности. Именно поэтому вместе с происходящим впоследствии отделением языка и речи от непосредственно практической деятельности происходит также и абстракция словесных значений от реального предмета, которая делает возможным существование их только как факта сознания, т. е. только в качестве мысли, только идеально.
Рассматривая условия перехода от до- сознательной психики животных к сознанию человека, мы нашли некоторые черты, характеризующие особенности этой высшей формы психического отражения.
Мы видели, что возникновение сознания возможно лишь в условиях, когда отношение к природе человека становится опосредствованным его трудовыми связя- ми с другими людьми. Сознание, следовательно, есть именно "изначально-исторический продукт" (Маркс).
Мы видели далее, что сознание становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу - в условиях трудовой деятельности посредством орудий, которая является вместе с тем и практической формой человеческого познания. Следовательно, сознание есть форма активно-познающего отражения.
Мы видели, что сознание возможно лишь в условиях существования языка, возникающего одновременно с ним в процессе труда.
Оценивая сознание современного человека, сравнивая его с сознанием древнейших людей и людей, живших в недавнем прошлом, мы приходим к выводу о том, что сознание человека нашего времени отличается от сознания людей, живших раньше на Земле. Эти отличия заключаются в следующем.
- 1. Современный человек располагает большим объемом знаний о себе и о мире, чем люди, жившие в прошлом.
- 2. Знания современных людей более точны, чем знания людей, живших в прошлом, поскольку они основаны на новейших научных достижениях.
- 3. Современный человек может лучше, чем люди в прошлом, управлять своим сознанием при помощи доступных ему новейших технических средств, например Интернета.
- 4. Ныне живущие на земле люди могут сохранять и передавать другим людям, в том числе из поколения в поколение, свои знания в практически неограниченном масштабе.
Признание отличия сознания современного человека от сознания прошлых поколений людей ставит вопрос о его развитии. Вместе с тем приведенное выше определение сознания, а также описание его структуры включают в себя признаки, многие их которых, безусловно, являются приобретенными. Это, например, самосознание и знания человека об окружающем мире. Из этого вытекает постановка вопроса не только о возможности развитии сознания, но также и о возникновении сознания у людей. Она включает в себя поиск ответов на следующие частные вопросы.
- 1. Какие факторы и условия способствовали возникновению, формированию и развитию сознания у людей?
- 2. Когда появилось и начало развиваться сознание у современного человека?
- 3. Можно ли в процессе развития сознания выделить определенные этапы?
История становления сознания человека, вероятно, не выходит за пределы последних нескольких тысяч лет. Имея в виду зависимость психологии людей от их истории и культуры, можно было бы сделать и более определенное предположение: сознание современного человека возникло и стало развиваться, скорее всего, в течение последних 5-6 тысяч лет, так как это и есть время существования человеческого общества, истории и культуры современных людей. Современная антропология предоставляет некоторые данные, позволяющие строить гипотезы, касающиеся истории возникновения и развития сознания человека. Очевидно, что этот процесс был каким-то образом связан с возникновением языков и других знаковых систем, включая разные виды речи, с освобождением рук человека от передвижения по земле, с разделением функций и координацией усилий людей в совместной трудовой деятельности. Обсудим все эти возможные предпосылки возникновения и начала развития сознания людей в отдельности.
Прямохождение, появившееся в процессе эволюции, освободило руки человека от передвижения в пространстве, позволило ему более активно исследовать с помощью рук окружающий мир. Одновременно с этим у человека стало совершенствоваться зрение, так как зрительное восприятие подкреплялось ощущениями, получаемыми в результате изучения предметов руками. Глаз человека, образно говоря, «учился» у руки правильно воспринимать и оценивать пространство и соответствующие характеристики окружающих предметов. Руки человека в связи с изобретением, изготовлением и использованием орудий приобрели новые функции, стали совершать более сложные движения. Это в свою очередь способствовало возникновению трудовой деятельности. В ней люди стали открывать для себя разнообразные свойства окружающих предметов, развивать свои способности. Примерно в это же время люди изобрели язык, стали пользоваться в общении друг с другом разнообразными знаковыми системами. Благодаря знаковым системам люди получили возможность накапливать знания, сохранять и передавать их друг другу. Таким образом, появилась и стала расширяться сфера индивидуального и коллективного сознания. Главным условием возникновения и развития коллективного сознания стала совместная общинная жизнь и трудовая деятельность древних людей, опосредствованные речевым общением, владением и использованием языка. Для того чтобы вместе заниматься каким- либо общим делом, люди должны были ясно представлять себе цель совместной деятельности, свою индивидуальную роль в ней, функции других участников такой деятельности и, кроме того, согласовывать свои действия друг с другом.
Можно предположить, что сознание человека на начальном этапе его развития по своему содержанию было направленным в основном на внешний мир. Человек воспринимал и осознавал то, что находится вне его, благодаря данным ему от природы органам чувств, и за счет этого развивалось осознание им окружающего мира. Позднее появляется рефлексивная способность и вместе с ней осознание и познание человеком себя.
Второе направление связано с развитием мышления человека и соединением мысли со словом. Развиваясь, мышление человека все больше проникало в суть вещей. Параллельно с этим формировался и развивался язык, используемый для обозначения, запоминания и сохранения добываемых человеком знаний. Слова по мере приобретения ими значений обогащались в своем содержании и со временем стали превращаться в научные понятия, т.е. становились носителями сущностных знаний о мире.
Каждая новая историческая эпоха своеобразным образом отражалась в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей менялось и их коллективное сознание. Касаясь вопроса об этапах развития сознания человека, можно предположить, что в своем филогенетическом преобразовании оно прошло через следующие этапы.
- 1. Этап изобретения людьми первых примитивных орудий, с помощью которых стало возможным расширение знаний о мире и, следовательно, познание его с помощью орудийной деятельности.
- 2. Совершенствование знаний о мире за счет трудовой деятельности (создание новых предметов материальной и духовной культуры, в которых воплощены знания, приобретенные людьми в результате творческого мышления).
- 3. Появление религии и различных видов искусств и расширение за счет этого образной составляющей сознания людей.
- 4. Возникновение наук и, соответственно, углубление познания человеком себя и окружающего мира на уровне понятий.
- 5. Дальнейшее совершенствование орудий, машин и приборов, доведение их до современного уровня. Расширение и углубление с их помощью процессов познания человеком себя и окружающего мира.
- 6. Сохранение полученных знаний за счет письменности, изобретения и совершенствования технических средств записи информации. Передача с помощью этих средств накопленных знаний из поколения в поколение и обогащение за счет этого сферы коллективного и индивидуального сознания людей.
- 7. Дальнейшее совершенствование средств обмена информацией между людьми. Ускорение за счет этого процессов развития как коллективного, так и индивидуального сознания (человек получил возможность быстро и легко приобретать необходимые ему знания).
Все, что обсуждалось до сих пор, касалось развития сознания в целом. Однако в нем имеется важная часть, которая носит название «самосознание». Оно обладает собственными законами формирования и развития. Процесс становления и развития самосознания человека можно представить следующим образом. Первые признаки наличия самосознания появляются у ребенка в конце первого года жизни, когда он психологически отделяет себя от окружающего мира и от других людей. В лексиконе ребенка в связи с этим появляется местоимение «я». Для обозначения «не я» ребенок одновременно с местоимением «я» начинает употреблять местоимения «оно», «он», «она» или «они».
Первой в самосознании, по-видимому, появляется самооценка, причем ее наличие у ребенка можно обнаружить уже на втором году жизни. В возрасте от трех до шести-семи лет самосознание расширяется за счет оценок, которые ребенку дают взрослые люди и другие дети, т.е. за счет оценок ребенка со стороны окружающих людей. С поступлением в школу этот процесс продолжается, расширяясь и углубляясь за счет включения в круг общения ребенка других детей и взрослых людей.
Главным направлением развития самооценки и самосознания для детей младшего школьного возраста становятся их успехи в учебной деятельности и сравнение своих успехов (соответственно способностей) с успехами других детей. Через оценки, получаемые со стороны учителей, родителей и других детей, ребенок узнает о том, насколько у него развиты познавательные процессы, способности и личностные свойства.
Переход к подростковому возрасту знаменуется существенными изменениями в самосознании детей. В этом возрасте, во-первых, появляется рефлексивная способность, позволяющая подростку заниматься самоанализом и на этой основе уточнять самооценку. Во-вторых, стремление к самовоспитанию становится одним из средств совершенствования себя и соответственно исправления нежелательной самооценки. В-третьих, самоанализ и самооценка в подростковом возрасте осуществляются путем сравнения ребенком себя с некоторым идеалом, образцом для подражания, заимствованным из произведений искусства или реальной жизни.
Завешается процесс формирования самосознания детей в старшем школьном возрасте. В это время образуется не только устойчивая самооценка и более или менее стабильный образ «Я», но начинает складываться «Я-концепция». В рамках «Я-концепции» происходит соответственно дифференциация различных образов «Я». Выделяются, например, образ «Я» для себя, образ «Я» для других, отраженный или зеркальный образ «Я» и некоторые другие.
Откуда и как появился человек, почему у него стало функционировать сознание как высшая форма психики, чем отличается поведение человека от поведения животных, ответ на все эти вопросы разные теории дают по-разному. Одни полагают, что человек земного происхождения, другие - что он появился из космоса, третьи - что он имеет божественное происхождение.
Современная наука в основном придерживается первой точки зрения, согласно которой, человек, как сложно устроенный организма, появился на земле в результате длительного развития животного мира. Но у человека наряду с телом есть еще душа, главным свойством которой является сознание. Каким же образом человек приобрел это свойство? Одни полагают, что сознание возникло под влиянием биологических законов развития, другие - что появление сознания связано с общественно-историческими законами развития человека и общества.
Если стать на первую точку зрения, то следует признать, что сознание присуще не только человеку, но и высшим животным. Если это так, то человек тогда ничем не отличается от них. Именно к такому выводу пришли бихевиористы и фрейдисты, а также их последователи. Так, Д. Морис в своей книге “Голая обезьяна”, вышедшей в Америке в конце 60-х годов, пишет, что современный человек это та же старая голая обезьяна. Отличие только в том, что он придумал новые названия. Вместо “охота” он говорит “работа”, вместо “гнездо” - “дом”, вместо “самка” - “жена”, вместо “спаривания” - “женитьба” и т. д.
Ясно, что такой подход не может объяснить коренные изменения, происшедшие в процессе развития человека в его телесной организации и в психике. В то же время нет никакого сомнения в том, что человек произошел от человекообразной обезьяны, так как между ним и ею есть много сходных анатомических и физиологических признаков.
Предком человека, как полагают, является ископаемое существо - питекантроп (обезьяночеловек), сочетающий в себе признаки обезьяны и человека. Это существо имело вертикальное положение тела, хорошо развитые верхние конечности, имеющие форму рук, приспособленных к осуществлению хватательных функций.
Питекантроп вел наземный стадный образ жизни. Оказавшись на земле обезьяночеловек лишился возможности легко добывать пищу, а похолодание климата требовало защиты от непогоды. Чтобы выжить древний человек должен был научиться изготавливать орудия труда и применять их для добывание пищи, изготовления одежды и строительства жилища. Все это привело к тому, что инстинктивные реакции стали постепенно заменяться целенаправленными предметными действиями, которые стали осознаваться человеком. Так в процессе целенаправленной трудовой деятельности у человека начинает формироваться элементарное предметное сознание, направленное на преобразование природных объектов в предметы, необходимые для удовлетворения потребностей человека.
Рассматривая сущность различий между сознательным действием и реакцией, С.Л. Рубинштен писал: “Сознательное действие отличается от реакции иным отношением к объекту. Для реакции предмет есть лишь раздражитель, т. е. внешняя причина или толчок, ее вызывающий. Действие - это сознательный акт деятельности, который направляется на объект. Реакция преобразуется в сознательное действие по мере того, как формируется предметное сознание.” 1
Основным содержанием предметного сознания становится психический образ, отделившийся от инстинктивных реакций, и, в силу этого, давший возможность человеку познавать окружающий его мир и сознательно регулировать свое поведение. Подчеркивая роль психического образа в становлении сознания человека, А. Н. Леонтьев отмечал: “Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывшего субъекту окружающий его мир, деятельность по-прежнему остается практической, внешней.” 2
Под влиянием орудийных действий, направленных на преобразование предмета, перцептивный образ превращается в субъективный образ (образ осознаваемый субъектом), на базе которого начинает функционировать предметное сознание. В структуре предметного сознания важнейшую роль начинает играть практическое, наглядно-действенное мышление и воображение. Наглядно-действенное мышление дает возможность первобытному человеку образно отражать связи и отношения между предметами и явлениями, вовлеченными в практическую деятельность, а воображение - создавать новые образы предметов, которые будут изготовлены в процессе труда.
Дальнейшее развитие сознания у человека происходило под влиянием другого мощного фактора - языка и речи. Возникновение языка и речи у первобытного человека является закономерным процессом, так как трудовая деятельность с самого начала имела общественный характер. Изготовление орудий труда и их применение требовали от человека совместных действий, а обмен орудиями и продуктами труда способствовал интенсивному общению между людьми. Потребность в общении привела к появлению языка и речи, посредством которых люди не только общаются между собой, но и передают друг другу свои знания и свой опыт. Благодаря общественному труду и речевому общению инстинктивные отношения в стаде стали заменяться осознанными отношениями, а стадо стало превращаться в общество.
На ранней стадии формирования языка и речи слово и образ вещи, которую оно обозначало, были неотделимы друг от друга. Обозначая словом предмет, человек начал осознавать звуковой образ слова и образ предмета как одно и то же. Такое нерасчлененное осознание смыслового значения слова и образа вещи, которую оно обозначает, наблюдающееся на ранней стадии формирования языка и речи, получило название примитивного языкового сознания.
“Слово и его звуковое строение, писал Л. С. Выготский, - воспринимается ребенком как часть вещи или как свойство ее, неотделимое от других свойств. Это явление, по-видимому, присуще всякому примитивному языковому сознанию”. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946, стр. 15-16.
Даже у взрослых людей, отмечал Л. С. Выготский, не имеющих теоретических знаний, слово и образ неотделимы друг от друга. На это же указывал известный языковед А. Потебня. Он писал, что немец поражается тому, что француз может назвать хлеб как-то иначе чем “брот”, так как для него самого хлеб и есть “брот”.
На стадии примитивного языкового сознания образ определяет смысловое значение слова, а применение слова дает возможность оперировать образами, не совершая практических действий с предметами. Так с появлением примитивного языкового сознания у человека начинает функционировать наглядно-образное мышление, которое дает ему возможность совершать умственные действия, направленные на познание и преобразование внешнего мира, создание произведений искусства и культуры.
Дальнейшее развитие сознания было связано с тем обстоятельством, что в связи с усложнением трудовой деятельности человек стал применять наряду со словами разнообразные знаки, которые имели определенное смысловое значение. Используя знаки, как орудие умственной деятельности, человек получил возможность обобщенно и отвлеченно отражать предметы и явления внешнего и внутреннего мира и благодаря этому произвольно управлять своим поведением и своей психической деятельностью. Так постепенно у человека стало формироваться самосознание как способность осознавать самого себя и произвольно регулировать внешнюю практическую и внутреннюю теоретическую деятельность. Сначала люди применяли в качестве знаков зарубки на деревьях, узелки на веревке, звуки рожка и т. д. Затем стали применяться более сложные знаки, имеющие отвлеченное символическое значение, такие как знаки письма, математические символы, схемы, модели и т. п. Благодаря применению этих знаков человек получил возможность закреплять на длительное время результаты практической и теоретической деятельности и передавать их посредством письменной речи всем последующим поколениям. Все это оказало огромное влияние на развитие производства, науки, техники, искусство и культуры, под воздействием которых формируются высшие формы психической деятельности, свойственные абстрактно-символическому сознанию, ведущим в структуре которого становится теоретическое мышление.
Таким образом, возникновение сознания у человека было подготовлено филогенетическим развитием животного мира, а его развитие обусловлено общественно-историческими условиями существования, которые определяли характер деятельности и психологические особенности сознания. Под влиянием предметно-практической деятельности формировалось элементарное предметное сознание, речевая деятельность и применение знаков привели вначале к появлению примитивного языкового сознания, а затем способствовали возникновению высшей формы сознания, свойственной человеку, абстактно-символическому сознанию. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975, с. 132.
Происхождение человека и его психики из животного мира привело некоторых ученых к утверждению, что между психикой человека и животных нет существенных различий. Одни из них низводили человека до уровня животных, другие, наоборот, наделяли животных качествами, присущими человеку. Антропологизация психики животных широко применялась как в психологии, так и в художественной литературе. Так, американский психолог Титченер писал, что психолог “старается, насколько это возможно, поставить себя на место животного, найти условия, при которых его собственные выразительные движения были бы в общем того же рода; и затем он старается воссоздать сознание животного по свойствам своего человеческого сознания”.
Естественно возникает вопрос о том, в какой мере существует сходство между психикой человека и животных, и в чем заключается их различие.
- 1. Прежде всего сходство психики человека и животных заключается в том, что им свойственны низшие формы психики: сенсорная и перцептивная. И те и другие ощущают свойства и качества, действующих на органы чувств стимулов, и воспринимают их. Животные, как и человек, имеют зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Как у тех, так и у других возникают образы воспринимаемых предметов. Но перцептивные образы человека качественно отличаются от образов животных, так как они имеют не только внешнюю, но и внутреннюю, субъективную направленность. На основе субъективных образов у человека начинает функционировать предметное сознание, содержание которого определяется образами, составляющими внутренний духовный мир человека, связанный как с внешней действительностью, так и с телесным бытием человека.
- 2. Элементы сходства в психике человека и животных имеют место также и в интеллектуальном плане. У высших животных начинает проявляться наглядно-действенное мышление, что позволяет им улавливать связи и отношения между воспринимаемыми объектами, и находить выход из создавшейся проблемной ситуации. Однако способность к интеллектуальным Выготский С.Л. Проблемы общей психологии. Мысль и слово. Собр. соч., Т.2. М., 1982, с. 311. действиям у высших животных является лишь потенциальной возможностью и редко реализуется в естественных условиях, так как проблемные ситуации возникают только в исключительных случаях.
- 3. Сходными для человека и животных являются некоторые способы общения. И человек и животные общаются посредством движений, поз, мимики, прикосновений и т.п. Им свойственно также и звуковое общение. Но у животных звуки являются лишь сигналами для осуществления биологических функций, тогда как у человека они приобретают смысловое значение и становятся орудием интеллектуальной деятельности. Благодаря этому у человека появляется высшая форма интеллекта - отвлеченное теоретическое мышление, которое дает ему возможность освободиться от воздействий непосредственно воспринимаемой среды и произвольно регулировать свое поведение. На основе отвлеченного мышления у человека формируется высший идеальный духовный мир, содержанием которого являются взгляды, убеждения, идеалы и мировоззрения.
- 4. И животные, и человек способны передавать свой опыт последующим поколениям. Но у животных он передается биологическим путем посредством наследуемых врожденных форм поведения, тогда как у людей он передается посредством специального социального научения, осуществляемого при помощи языка и речи, которые являются средством закрепления, существования и передачи общественно-исторического и индивидуального опыта.
- 5. Животные, как и человек, способны испытывать эмоции наслаждения и страдания, привязанности и благодарности, но только человеку свойственны социально обусловленные моральные чувства. Благодаря этим чувствам у человека формируется нравственный облик личности, связанный с переживанием чувства долга и совести перед людьми и перед самим собой.
- 6. Сходными у человека и у животных являются естественные потребности, без удовлетворения которых они не могут жить и развиваться как живые существа. Но у человека, наряду с естественными потребностями, существуют духовные потребности, благодаря которым человек обретает свободу и независимость в своих действиях, как по отношению к телесным, так и душевным состояниям. В свободе духа человек заключается главное отличие высоконравственного человека не только от животных, но и от своих сородичей, заботящихся только о своем телесном благополучии.
- 7. Животные и человек способны к саморегуляции. Но у животных саморегуляция имеет бессознательный характер, тогда как у человека она осуществляется сознательно и имеет волевой характер. Воля присуща только человеку. Она дает ему возможность целенаправленно осуществлять поведение, мобилизуя физические и психические ресурсы на преодоление препятствий, возникающих на пути к достижению сознательно поставленной цели.
Таким образом, в психике человека и животных имеется много сходных черт, основанных на общих истоках возникновения элементарной психики в животном мире. Но если психика животных обусловлена исключительно природными условиями существования, то у человека она имеет не только природный, но и социальный характер. Психика обеспечивает не только телесное существование человека, но и духовное, нравственное бытие, которое является достоянием только человека. Но духовное развитие человека происходит не самопроизвольно, а осуществляется под влиянием целенаправленного воспитания, которое происходит в семье, школе и в обществе.
На стадии сознания по Леонтьеву находится только человек. Он выделяет стадию психики человека в отдельный этап. Несмотря на то, что человек появляется в ходе эволюционного процесса с точки зрения советской психологи, однако само развитие человека выходит за рамки эволюционного процесса. После появления человека возникает как бы другая история. Пока идет эволюция животных – идет эволюция природы, когда возникает человек, появляется уже не филогенез, а социогенез. Эволюция, как механизм в природе не прекращается, однако законы общества действуют сильнее, чем законы биологической эволюции.
Определение по Леонтьеву: «Сознание - в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен он сам, его действия и состояния» (самосознание, действие и переживания).
Психическое отражение осуществляется в форме сознания, коорое предполагает осознание самого себя и своих отношений с окружающим миром и людьми. В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта; в сознании отражаемое выступает как «предстоящее» субъекту. Выделение в сознании человека отражаемой реальности как объективной ведет к выделению у человека мира внутренних переживаний и возможность развития на этой почве самонаблюдения.
Условия, порождающие эту высшую форму психики - человеческое сознание.
1. Возникновение труда.. Именно труд и вместе с ним речь явились ведущими причинами возникновения сознаниями у человека.
Согласно методологическому принципу единства сознания и деятельности, всякое изменение психического отражения происходит вслед за изменениями психической деятельности.
Толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности, а именно коллективного труда.
Благодаря труду изменились анатомо-физиологические характеристики: развивается рука, увеличились лобные доли, совершенствовались органы чувств. Создаваемые трудом, отдельные анатомо-физиологические изменения необходимо влекли за собой, в силу взаимозависимости развития органов, и изменение организма в целом.
2. социальное взаимодействие
3. язык и речь
Животные обрабатывают орудия с помощью естественных средств – собственных органов (зубы, руки и т. д.) Первобытный человек стал изготавливать орудия, воздействуя камень на камень. Изготовление орудия с помощь другого предмета означало отделения действия от биологического мотива и тем самым появления нового вида деятельности – труда.
Труд - это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу.Изготовление орудия впрок предполагало наличия образа будущего действия, то есть появления плана сознания.
Поведение реализуется за счет сложноорганизованных действий, сформированных в процессе накопления индивидуального опыта.
Появляются такие операции, которые не направлены прямо на предмет потребности (биологический мотив), имеют ввиду лишь промежуточный результат (один человек изготавливает орудие, а другой – использует это орудие, достигает предмета потребности). В рамках индивидуальной деятельности этот промежуточный результат становится самостоятельной целью.
Таким образом, для субъекта цель деятельности отделяется от её мотива, соответственно в деятельности появляется новая единица «действие».
Человек начал переживать смысл своего действия. Человек начинает осознавать индивидуальность действия. Деятельность становится сознательной.
Коллективный труд послужил причиной развития человеческого общества, к развитию человеческого сознания.
Структура сознания по Леонтьеву:
Три компонента сознания:
Чувственная ткань сознания.
Значение слов
Личностный смысл
Чувственная ткань - те образы реальности, кот актуально воспринимаются, либо всплывают из памяти, либо возникают благодаря воображению (прогнозированию).
Полностью связана с органами чувств. Эти образы различаются по модальностями, степенью ясности, устойчивостью.
Значение - связано со словом. Носителем значений является язык, культура. За языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы действия. Значения скрывают функцию предмета, обощение. Значение создает понимание реальности.
Личностный смысл определяет субъективность и пристрастность человеческого сознания.
15. Классификация психических явлений и процессов .
Все психические явления делятся на три группы:
1)психические процессы;
2) психические состояния;
3) психические свойства личности.
Психический процесс - это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.
Психическое отражение
- это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы - это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.
Психические процессы подразделяются на:
Познавательные процессы - ощущение и восприятие, память, воображение и мышление;
Волевые процессы - мотивы, стремления, желания, принятие решений;
Эмоциональные процессы - чувства, эмоции ;
Вся психическая деятельность человека - это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.
Психическое состояние - это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.
Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики.
Психическое состояние - это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.
Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.
Все психические состояния подразделяются на четыре вида:
1.
Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти);
2.
Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния - стресс, аффект, фрустрация);
3.
Волевые состояния - инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия);
4.
Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).
Психические свойства личности - типичные для данного человека особенности его психики.
К психическим свойствам личности относятся:
1) темперамент;
2) направленность;
3) способности;
4) характер.
Личность
- индивид, включенный в общественные отношения, это социальное качество человека, тогда как индивид - это отдельный представитель биологического рода homo sapiens (таковым является новорожденный).
Каждая личность имеет неповторимые сочетания психических особенностей - психический склад; это и составляет ее индивидуальность.
Понятие "человек" более широкое, чем понятие "личность". Оно включает в себя и понятие "индивид", и понятие "личность".
Психические процессы, состояния и свойства человека - это единое проявление его психики. И исходным психическим образованием, проявляющимся и в свойствах личности, и в различных психических состояниях, являются психические процессы.
16. Сознание как психический процесс: определение, функции, эмпирические характеристики. Структурный анализ сознания.
Сознание - высшая психическая функция.
«Сознание в своей непосредственности, есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включён он сам, его действия и состояния.» (А.Н.Леонтьев).
По Леонтьеву: 3 компонента сознания
1. Чувственная ткань сознания
Конкретные образы реальности, которые либо актуально воспринимаем, либо всплывают из памяти, либо возникают благодаря воображению. Полностью связанны с органами чувств. Различаются по своей модальности. Большей или меньшей устойчивости.
2. Значения
Неразрывно связанно со словами. Носителем значения является язык. За языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы действия. Значения дают понимание реальности.
3. Личностный смысл
Определяет субъективность и пристрастность человеческого сознания. Индивидуальное значение, отношение, эмоциональное отношение к данному объекту, явлению в собственном сознании.
У В.Вунда есть понятие «эмоциональный тон». Отдельные ощущения сопровождаются эмоциональным переживанием (ощущение красного, круглого и т.п.).
Существенной особенностью сознания человека является самосознание.
Осознавая предметы своей деятельности и свои отношения к другим людям, человек начинает осознавать самого себя, выделять себя, свое Я из окружающего мира. Самосознание проявляется в самонаблюдении, критическом отношении к себе, самообладании и ответственности перед обществом за свои поступки и действия.
Вильям Джеймс вводит понятие «поток сознания» -непрерывная смена образов, переживаний и мы всё время находимся в этом потоке. Выделяет индивидуальность сознания и его отдельность . Оно не открыто другим людям. Изменчивость сознания – в границах личного опыта состояние изменчиво. Непрерывность сознания – никогда не прерывается. При этом можем говорить о единстве сознания. Нет «раскадровки». Мы думаем, что мы и раньше были такими, как сейчас. Неоднородность сознания – избирательность. Даже в момент ясного сознания какие-то области воспринимаются ближе, чётче, а что-то остаётся на переферии.
Титченер вслед за Ребо выделяет 2 уровня сознания:
1-Чёткое сознание, ясное
2-переферическое
Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание), и эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложно структурированное целое.Этапы развития сознания определяются последовательностью становления мышления от апперцептивного к ассоциативному, а от него к конкретному и далее к абстрактно-логическому. На каждом из этих традиционно выделяемых уровней сознание имеет социальную природу, характеризуется познавательной устремленностью и обладает своим непременным атрибутом - мышлением. Именно мышление, оформляя структурную организацию сознания в историческом процессе и в индивидуальном развитии, определяет становление сознания.
17. Сознание и активация. Состояния сна и бодрствования .
Психологическая активация представляет собой продолжение физиологической активации. Она связана с расшифровкой внешних сигналов, которая зависит от уровня бодрствования и от состояния сознания человека, а также от его потребностей, вкусов, интересов и планов. Уровень и характер активации будут зависеть от трех взаимосвязанных факторов. Прежде всего, речь идет об уровне сознания и активации, на котором находится мозг. От информации будет мало пользы, если человек спит или вообще состояние его сознания не таково, чтобы он мог ее принять и усвоить. Уровень активации в основном определяется естественными циклами бодрствования и сна, но он может также видоизмениться, скажем, при медитации или под действием лекарственных препаратов. Наше восприятие окружающего – результат истолкования сигналов, улавливаемых «антеннами», настроенными на внешний мир; эти антенны -наши рецепторы: глаза, уши, нос, рот и кожа. Мы чувствительны также к сигналам из нашего внутреннего мира, к мысленным образам и к воспоминаниям, хранящимся в памяти на более или менее сознательном уровне. Тем не менее поиск и выбор сигналов будут зависеть от другого источника активации, который постоянно направляет эти процессы. Это уровень врожденных потребностей и приобретенных в течение жизни мотиваций, а также аффективных компонентов – эмоций и чувств.
Два состояния сознания: сон- период отдыха, и бодрствование, или активное состояние, что соответствует активации всего организма, т.е. мы приспосабливаемся к внешней действительности. Наше восприятие событий в значительной степени зависит от нашего состояния, от того, напряжены мы или нет, возбуждены или находимся в полудремоте. Таким образом, обработка информации меняется, подчас очень существенно, в зависимости от уровня бодрствования и от готовности к восприятию сигналов. По мере усиления активации организма уровень бодрствования возрастает, но при этом адаптация, возможная благодаря бодрствованию, начиная с какого-то момента может ухудшиться, если активация чрезмерно возрастет. Это может произойти из-за чересчур сильной мотивации или же в результате серьезного расстройства чувств.
Сон - одно из изменённых состояний сознания. В среднем наш организм функционирует с таким чередованием: 16 часов бодрствования, 8 часов сна. Известно, что этот 24-часовой (с небольшими вариациями) цикл управляется внутренним контрольным механизмом, называемым биологическими часами. Они-то и ответственны за возбуждение центра сна, расположенного в стволе мозга, и центра бодрствования, которым служит сама ретикулярная формация. Сон проходит различные стадии: за медленноволновым сном следует сон другого типа – парадоксальный. Эта последовательность повторяется в каждом из пяти циклов длительностью примерно по 90 минут, обычных во время нормального ночного сна. «Медленный» сон составляет около 80% общего времени сна. По мере того как человек погружается в сон, ритмы сердца и дыхания замедляются, становясь все более равномерными. Даже если вначале сохраняется некоторый тонус мышц, в момент достижения стадии глубокого сна тело расслабляется, и организм, по-видимому, в максимальной степени восстанавливает физические силы.
Парадоксальный сон это сон с Быстрыми Движениями Глаз (БДГ). Спящий в это время находится в полной неподвижности вследствие резкого падения мышечного тонуса, тогда как деятельность мозга возрастает, как будто человек просыпается. Тем не менее одни лишь глаза совершают быстрые движения под сомкнутыми веками. Во время стадии БДГ разбудить спящего очень трудно, но если это удается, то можно услышать его рассказ о том, что он видел во сне, причем богатство и точность деталей этого сновидения контрастируют с тем, что бывает во время медленноволнового сна.