Шива, парвати, дурга и кали, третья ипостась индуистской троицы и его божественные супруги. Кали и Парвати: темный и светлый аспекты женщины

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ашок Сундари Ashokasundari (Sanskrit: अशोकसुंदरी, Aśokasundarī, Ашокасундари ), также произносится раздельно Ashoka Sundari является персонажем Padma Purana (древнейшей мифологии в индуизме). И ее описывают как дочь божеств Шивы и Парвати .

Этимология слова
Ашок Сундари была сотворена из испольняющего желания дерева Kalpavriksha в момент когда богиня Парвати пожелала избежать своего одиночества. Ее имя скроено из слов обозначающих отношение Парвати к процессу ее сотворения. «Ashok» – “Ашок” — относится к объяснению облегчения “шока” – которое переводится с санскрита, как «печаль»; и «sundari» означает “прекрасная девушка”

Легенда
Рождение Ashokasundari зафиксированно в мифах Padma Purana. По одной из легенд Nahusha, — Парвати однажды попросила Шиву ответси ее в самый прекрасный сад, который только есть в миреa. В соответствии с ее пожеланием Шива доставил ее в сад Nandanvana, где Парвати увидела дерево по имени Kalpavriksha которое могло осуществить любое желание. К этому времени – оба сына Парвати выросли и покинули Kailasha, в связи с чем, Парвати, как мать – ощущала глубокое одиночество и глубокую печаль. И она попросила о даровании ей дочери у этого исползяющего желания дерева, чтобы избавиться от этого одиночества и печали. И дерево удовлетворило ее желание, и Ашок Сундари была рождена. Парвати обещала вновь рожденной дочери, что выдаст ее замуж за Nahusha , который был сыном Лунной династии, и был представителем наивысшей династии божеств Indra, был царем рая. Но однажды, когда Ашок Сундари гуляла в Nandanvana со своей прислугой, демон rakshasa по имени Hunda увидел ее и полюбил ее. Однако, красавица богиня отклонила предложения демона и сообщила ему о том, что ее судьба связана с богом Nahusha с момента ее рождения. Тогда Hunda притворился вдовой, мужа которой он якобы убил и попросил Ашок Сундари сопроводить ее (его) в ее уединенное жилище. Богиня Ашок Сундари пошла с притворившемся демоном туда, куда он позвал ее. Здесь она распознала его и прокляла его быть убитым своим суженым — Nahusha и исчезла с его глаз, появившись в доме своих родителей в Kailasha. Демон Hunda украл новорожденного Nahusha из того места, где он был рожден, однако был пойман одним из слуг Hunda и был отдан на воспитание мудрецу Vashistha. Прошли годы, Nahusha вырос и узнал о своем предназначении убить демона Hunda. Демон Hunda похищает Ашок Сундари Ashokasundari и рассказывает ей, что он убил Nahusha. Богиня Ашок Сундари была утешена Kinnara (мифический персонажами- полу-лошадь- полу-человек), которые сообщили ей, что ее Nahusha жив и здоров, и предсказали ей, что она будет матерью могущественного сына по имени Yayati и также будет матерью сотни прекрасных дочерей. Nahusha сразился с демоном Nighunda и победил его в свирепой битве, и освободил Ашок Сундари, на которой в последствии и женился. По ходу событий жизни, в отсутствие Индры (Indra), Nahusha всегда исполнял роль правителя рая.

Шьяма, Чанда, Дурга, а как мать вселенной - Амба или Амбика. иногда называют Ума (свет, или яркая).

Хотя все женские божества - это шакти соответствующих мужских божеств, чаще всего слова «шакти» и «деви» относятся к шакти Шивы: ипостасям . Если Шива - это Верховний Бог Махадева, то - его сила, творящая, поддерживающая и разрушающая мир.

На картинах изображается в виде прекрасной женщины с обычным количеством рук и ног. Подобно Шиве, имеет два аспекта - милосердный и ужасный. В качестве или Умы она представляет милосердный аспект и часто изображается вместе с Шивой. В таких случаях у нее две руки, и в правой - голубой лотос. Она очень нарядно одета. Когда изображается отдельно, у нее четыре руки: в двух она держит красный и голубой лотосы, а еще две сложены в Варада- и Абхайя-мудры. Так же в этом случае может держать копьё (шула) и зеркало (дарпана) в двух руках .

Обычно для не строятся отдельные храмы. Как правило, она изображается вместе с Шивой. Если Парвати имеет четыре руки, две из них в защитной (абхайя) и благодающей (варада) позициях, две несут копьё (шула) и тесак (танка) В руках богини нередко можно увидеть вишнуитские символы - раковину и диск.

Обычно изображается со львом (иногда с тигром).

Согласно пуранам, первым воплощением была Дакшаяни (или Сати, "чистая, истинная"), дочь Дакши и Прасупати. Она вышла замуж против воли отца. Рассерженный Дакша не пригласил Шиву на жертвоприношение. Дакшаяни пошла на церемонию и, не сумев убедить отца в превосходстве Шивы над другими богами, бросилась в жертвенный костер. Узнав об этом, Шива отсек голову Дакше, и, обезумев стал танцевать, держа в объятиях тело супруги. Чтобы остановить его, Вишну пришлось разрубить тело Дакшаяни на пятьдесят частей. Места на земле, в которых упали кусочки ее тела, стали святыми местами.

Добиваясь любви Шивы, поселилась рядом с ним на горе Кайлас, но Шива в это время предавался аскезе и отверг её. Тогда боги, желавшие чтобы у Шивы родился сын, способный победить демона Тараку, послали бога любви Каму возбудить в сердце Шивы любовь к Парвати. Разгневанный Шива сжёг Каму огнём своего третьего глаза, но впоследствии возродил его. Тогда Парвати решила сама предаться подвижничеству ради Шивы. Узнав об этом, Шива решил испытать её, и, придя к ней в образе брахмана, стал хулить и ругать самого себя. Парвати отвергла все наветы и Шива, тронутый её преданностью и красотой, взял её в жёны. От этого брака родились бог войны Сканда и бог мудрости Ганеша.

Парвати, став супругой Шивы, долго оставалась бездетной. Страстно желая сына, Парвати обратилась с мольбой к Вишну. Польщенный просьбой столь влиятельного лица в индуистском пантеоне, этот бог решил сам родиться в качестве сына Парвати. В честь рождения сына Парвати устроила пир, на который были приглашены все боги. Гости восхищались прекрасным младенцем и поздравляли счастливую мать. Только бог Шани (Сатурн), отказался взглянуть на ребенка. Парвати потребовала объяснить в чем дело, и в ответ услышала, что ревнивая супруга наложила на него проклятие: если он взглянет на что-либо с удовольствием, то непременно этот предмет развалится на куски. Тогда Парвати гордо заявила,что её сыну ничто не может угрожать, так как Ганеша сам Вишну в одном из своих воплощений.

Обрадованный Шани взял ребенка на руки и при взгляде на его прекрасное личико не мог не испытать наслаждения. И тут же голова младенца развалилась на куски. Рыдающая Парвати прокляла Шани, и тот превратился в чудовище. Тогда Брахма посоветовал Парвати приставить младенцу голову первого же существа, которое ей встретится; таким существом оказался слон. Но Парвати всё же была не совсем довольна, и Шиве пришлось пообещать ей сделать ребенка великим, дав ему командование над "ганами", а также отдать ему право на то, чтобы первым принимать поклонение верующих во всех ритуалах. Парвати была удовлетворена, а новорожденного нарекли "Ганеша" (господин ган).

Ума(Парвати) является богиней плодородия, поэтому какие и сколько продуктов питания мы получаем в своей жизни - полностью зависит от ее милости. Господь дал человеку возможность наслаждаться различной пищей, не совершая при этом насилия. Фрукты, ягоды, злаки, бобовые, орехи, овощи и молочные продукты могут поддерживать наше тело в великолепном состоянии.


Ведическая кулинария предлагает нам тысячи вегетарианских рецептов, которые не только благоприятны для нашего здоровья, но приносят наслаждения для нашего языка и желудка. Однако многие люди в наши дни предпочитают мясо, тем самым, давая вольно или невольно санкцию на убийство животных и птиц. Это нарушает законы гармонии вселенной, поэтому богиня Ума отворачивается от них.

Следует знать, что один из кармических законов, описанных в Ведах: если вы регулярно выбрасываете какой-то продукт питания, то в следующей жизни именно в нем вы и будете нуждаться. Богиня Ума не будет давать вам достаточное количество пищи, если вы будете ее все время выбрасывать. Многие люди из-за этого теперь голодают. Однако если все же вы не смогли что-то доесть - отдайте эту пищу животным. Если же она испортилась - то растениям.

Некоторые из людей съедают больше пищи, чем это необходимо, либо едят нечистую, «мертвую» (лишенную энергии шакти) или испорченную пищу. Это приводит не только к конфликту с богиней Умой, но и с богиней Лакшми, отвечающей за гармонию нашего тела. Тогда неизбежны и избыточный вес, и ожирение и многие метаболические и эндокринные заболевания.

От Умы - исходит плодородие, способность к продолжению рода, жизнелюбие, инстинкт материнства. Ее энергия, накапливающаяся в , материализует различные желания и замыслы человека (мыслеформы). Без покровительства Парвати человек становится пустым мечтателем, не способным достигнуть ни одной из поставленных целей. Ума - выражает особую милость тем семьям, где рождается много детей. Но при условии, что их родители в действительности могут дать им любовь, достойное образование и обеспечить их всем, в чем они будут нуждаться в детстве и юности. Те, кто просто зачинают детей, не думая об их последующей судьбе, уподобляются животным, и теряют покровительство Умы.

Конфликт с Матерью Парвати возникает у тех, кто без всяких ограничений растрачивают драгоценную энергию шакти в сексуальных наслаждениях и совершают аборты. В следующем воплощении богиня Ума - лишает такого человека воли, плодовитости, сексуальной силы (вплоть до бесплодия), сильного и здорового тела.

Богиня Ума - благоволит к тем, кто питается «живой» пищей (содержащей много энергии праны, из которой образуется энергия шакти): фруктами, ягодами, злаками, бобовыми, орехами, овощами и молочными продуктами. Следует знать, что сухофрукты теряют до 50% праны, замороженные ягоды - до 30-45%, а овощи - 100%. После термической обработки пища может удерживать прану от 4 до 8 часов.

Молочные продукты, изготовленные из восстановленного (нормализованного) молока не содержат ни одного процента праны.

Ума - оказывает поддержку тем людям, которые возделывают землю, сажают деревья и разводят коров. Однако, если человек, занимающийся сельским хозяйством, будет эксплуатировать нещадно землю (не давая отдыха почве, где выращиваются злаки и овощи), отравлять ею химическими удобрениями (не питая коровьим навозом), убивать коров и быков, несомненно вызовет гнев , которая приняв одну из своих разрушительных форм может вызвать засуху, наводнения и другие стихийные бедствия, болезни животных и людей.

На самом деле, мы можем видеть, что именно эти явления и происходят в современном мире. Очевидно, что терпению Матери пришел конец. Что ждет человечество впереди, если мы ничего не изменим, можно только догадываться.

Парвати (дочь гор), в индуистской мифологии одно из имен супруги бога Шивы. Она дочь царя гор Химавата и мать слоноподобного бога Гашеши, которого создала из своего пота.

Парвати — это сила и супруга Шивы, бога дезинтеграции и разрушения. Подавляющее большинство богинь индуизма являются аспектами или видоизменениями Парвати. Имена, под которыми она известна и под которыми ей поклоняются, слишком многочисленны, чтобы иx все перечислять. Если некоторые из них, такие, как Парвати, Хаймавати, Гириджа и Дакшаяни указывают на её происхождение от Гималаев или от Дакши (одного из прародителей человечества), то другие, такие, как Шиваа (супруга Шивы), Мридани, Рудрани и Сарвани, подчёркивают её аспект как супруги Шивы. Такие из её имён, как Арпана или Ума, имеют специфическое значение и связаны с некоторыми историями из пуран.

Согласно пураническим описаниям, в своем первом воплощении она была Дакшаяни, дочерью Дакши и Прасути, и вышла замуж за Господа Шиву. Неспособный понять величие Шивы, Дакша однажды оскорбил его и затаил на него злобу. Когда он решил совершить большое жертвоприношение, единственным из высоких гостей, кто не был на него приглашён, оказался сам Шива. Однако вопреки совету своего супруга, Дакшаяни всё-таки пошла на это жертвоприношение без приглашения и после того, как по отношению к ней было выражено пренебрежение, она покончила с собой, бросившись в жертвенный огонь. Вследствие этого она стала известна как Caтu, целомудренная. Затем она воплотилась вновь как Парвати, дочь Химавата (владыки Гималаев) и Мены. После совершения суровой аскезы ей удалось умилостивить Шиву и заставить его взять её себе в жёны.

Во время сурового тапаса, предпринятого ею, она отказалась есть даже сухие листья, чтобы поддерживать своё существование. Её мать Мена, будучи не в силах выносить её самоистязания, пыталась уговорить её словами: «У-ма» (моя дорогая, не делай этого!), что и принесло ей ещё одно имя (Ума). Будучи дочерью Гималаев (обители снегов), она должна быть Гаури (белой). Как матерь вселенной она является Амбой или Амбикой, где оба слова означают «мать».

Так же, как и её супруг Шива, она имеет два аспекта: мирный и устрашающий. Как Парвати или Ума она представляет мирный аспект божества. В этом аспекте она обычно изображается с Шивой и имеет две руки, правая из которых держит голубой лотос, а левая находится в свободном положении, опущенной вниз. Изображение богато украшено. Если она изображается без Шивы, она обычно представляется четырехрукой — в двух руках она держит красный и голубой лотосы, а две другие изображают варада- и абхая-мудры.

Гималаи (и их владыка Хималай) символизируют акашу или эфир, то есть первый фундаментальный элемент Мена персонифицирует интеллект. Отсюда их потомство, дочь Парвати, символизирует сознательную субстанцию мира. Именно поэтому она называется Ума (свет, сияющая). На индивидуальном уровне Ума-Хаймавати означает Брахмавидъю или духовную мудрость, посредством которой достигается единение с Шивой, или Богом.

Будучи супругой Шивы, который есть также Рудра, свирепый, она имеет и устрашающие аспекты.

Парвати ~ супругa Шивы

Считалось, что в ее образе возродилась первая жена Шивы, Сати. Парвати была дочерью царя гор Химавата и небесной девы Менаки Парвати («дочь гор»), в индуистской мифологии одно из имен супруги бога Шивы. Она дочь царя гор Химавата и небесной девы Менаки, oна мать слоноподобного бога Ганеши, которого создала из своего пота. Согласно одному из мифов, Шива породил шесть детей без участия Парвати. Богиня полюбила малюток супруга и однажды так крепко обняла, что их тела слились в одно, образовав мальчика с шестью головами. Впоследствии он стал богом воины Скандой. Согласно другому преданию, Парвати, впервые увидев Сканду, почувствовала такой прилив материнской любви и нежности, что из ее грудей полилось молоко. Известен миф о том, как Шива упрекнул Парвати за то, что она темнокожая. От стыда богиня удалилась в лес и стала аскетом. Брахма высоко оценил самоотречение Парвати и превратил ее в Гаури. богиню с золотой кожей. Однажды Парвати, желая подшутить над супругом, подкралась сзади к Шиве и закрыла его глаза руками. Тьма охватила мир и тогда Шива создал себе третий глаз во лбу.

Согласно предсказанию, Парвати должна родить от Шивы бога - победителя злого демона Тараки. Однако предававшийся суровому подвижничеству Шива не обращал внимания на преданное служение ему Парвати и на ее страдания из-за неразделенной любви. Боги, опасаясь что Тарака так и не будет побежден, направили к Шиве бога любви Каму. Он должен был пробудить у грозного бога чувство любви к Парвати. Но Шива, увидев приближение Камы, испепелил его своим взглядом. Не достигнув взаимности, Парвати сама стала предаваться подвижничеству. Однажды к ней подошел брахман и стал хулить Шиву. Разгневанная Парвати набросилась на брахмана, горячо защищая любимого бога. Однако брахманом был сам Шива, решивший испытать ее преданность- Шива женился на Парвати и от этого брака родились победитель Тараки Сканда. Ганеша.

Мифы о Парвати и Шиве.

Просветленный вор

Однажды Парамешвара (Шива) и Парвати решили в день Шиваратри спуститься с небес в Варанаси.

По узким дорогам к Священному Городу двигались миллионы паломников. Все окрестности храма Висвешвара были заполнены преданными, мужчинами и женщинами, поющими хвалу Шиве.

ПАРВАТИ повернулась к своему господину и сказала:
— «Взгляни на эти миллионы человеческих существ. Они явно заслуживают того, чтобы попасть в рай, ведь все они полны преданности».
ШИВА улыбнулся ее наивности и возразил:
— «Если бы это было так, Варанаси давно стал бы раем. Но эти люди настолько переполнены эгоистическими желаниями, что никто из них не может даже надеяться попасть в рай. Лишь чистота, любовь, приверженность истине способны открыть врата блаженства. Хочешь, я докажу тебе, что очень немногие из них достойны войти в рай? Давай отправимся в этот город под видом пары старых дряхлых нищих».

И вот на одной из дорог, которая вела в священный храм и была заполнена сотнями людей со священной водой Ганга в руках, предназначенной для специальной церемонии, чтобы полить ею лингам, — так вот на обочине дороги на руках престарелой жены лежал старый мужчина, страдавший от мучительной жажды. И женщина жалобно взывала к паломникам, прося воды для умирающего супруга:
— «Воды, воды, дайте этому несчастному глоток воды и спасите его ради меня», — плакала она.

Но никто из паломников не подошел, чтобы облегчить его страдания. Многие поносили ее за назойливость, некоторые требовали убраться с дороги, другие говорили, что смогут дать ей воды только по окончании церемонии в храме, а большинство утверждало, что эти нищие, вероятно, преступники, и полиция должна очистить дорогу от их присутствия. Один или двое принялись смеяться и заявили, что леди устроила хорошенькое представление, чтобы привлечь к себе внимание. Но ничье сердце не растопило горе беспомощной пары.

Наконец, к нищим подошел мужчина, проникшийся к ним сочувствием. Он был вором-карманником, который шел в храм, надеясь чем-нибудь поживиться. Он опустился на колени возле старого нищего и вынул бутылку из тыквы, наполненную водой. Однако ПАРВАТИ захотела его испытать.
— «Спасибо тебе, дорогой брат», сказала она. Мой муж на пороге смерти. Но пока в его запекшийся рот льется вода, которую ты дал, расскажи ему о каком-нибудь добром поступке, который ты в жизни совершил, и пусть это будет для него наградой в последние минуты жизни».

Но вор с ожесточением произнес:
— «О, нет, я не совершил ни одного доброго поступка. Мое сердце впервые растопилось при виде чужого несчастья. Бог тому свидетель». И тогда Господь явился ему в Своем истинном обличье, и Парвати предстала как богиня. И они благословили его как единственного, кто имеет право попасть в рай среди этого пестрого скопления миллионов пустых сердец.

Спор Шивы и Парвати о том кто из них лучше танцует

Кто, спорили боги, лучше всех в мире танцует, Господь Шива непосредственно или его супруга, Парвати Дэви?
Божественную пару, Шиву и Парвати, уговорили состязаться. Господь Шива, воплощение мужской энергии, известной как элемент тандава в индусских классических танцах, околдовывал, но Парвати Дэви, средоточие блаженства, скромной утонченной женственностью приводила в восторг, так, что Господь Шива чувствовал близость поражения в состязании.
Он сделал то, что сделает любой ради выигрыша — «нечто дополнительное»; — экстраординарно, энергично, высокопрофессионально и по-мужски и, однако, столь же изящно как танцующая женщина. Он решил продолжать танец на одной ноге, приподняв и согнув другую, показывая сжатое бедро с привлекающей энергией. Смирение и скромность принуждают порядочную женщину в традиционном обществе не принимать подобную позу никогда; даже чтобы получить превосходство она не должна задирать ноги так высоко. Богиня Парвати не дала ответа на это усложнение танца Господа Шивы и проиграла.

Ничего не желавший мудрец

Однажды, на берегах реки Сарайи жил мудрец. Мудрец был свободен от любых желаний. Случайно Шива, Повелитель Вселенной, высоко отозвался о нем в присутствии Парвати, Матери всего сущего. Парвати изъявила желание встретиться с великим мудрецом.

Божественная пара немедленно отправилась на поиски великого мудреца. Они нашли его на берегу реки. Мудрец сидел под деревом и зашивал разорванную одежду. Увидев божественную пару, он тепло их поприветствовал и предложил коврик, чтобы они могли присесть. Он дал им стакан сливок ласково поговорил с ними, хотя и недолго. После этого он продолжил шитье. Мать-богиня Парвати была удивлена его поведением. Обычно при ее появлении перед смертными все просили ее благосклонности. И на этот раз она появилась, заранее готова оказать милость.
Она шепнула Шиве, чтобы тот сказал мудрецу об их готовности выполнить любое желание. Шива передал это мудрецу. Мудрец улыбнулся и, поблагодарив за предложение, сказал, что ни в чем не нуждается. Это обеспокоило Парвати, и она попросила Шиву заставить мудреца принять от них подарок. Шива сказал мудрецу, что они покинут его только после вручения подарка.

«Очень хорошо, — ответил мудрец, — пожалуйста, сделайте так, чтобы, когда я вставляю иголку в ткань, нитка следовала за иголкой». Парвати очень удивилась и воскликнула, что для этого не нужно оказывать милость. Следование нитки за иголкой основано на существующем порядке вещей. Мудрец немедленно ответил, что каждый его поступок также выверен временем и он не видит оснований для какого бы то ни было вмешательства. Парвати поняла, что она имеет дело с человеком, вся жизнь которого основана на существующем порядке вещей.

Божественная пара попрощалась с мудрецом и удалилась.


В лице супруги Шивы мы имеем дело с отображением женщины в её разнообразных аспектах. Если Шиву называют Махадэва – Великий Бог, то его супругу Шакти часто называют просто Дэви – Богиня или Махадэви – Великая Богиня.

Она известна под множеством имён: Сати – истинная, непорочная; Ума – грациозная; Парвати – дочь гор; Гаури – блестящая, золотоцветная; Джагатгаури – красавица мира; Дэви – богиня; Шакти – энергия; Дурга (не переводится), Аннапурнадэви – богиня, дающая пропитание; Кали или Шьяма – чёрная; Чанди – гордая; Бхайрави – страшная.

В то время, как «мирянам» мужское начало представляется более деятельным, чем женское, для мистика активным принципом оказывается именно последнее, особенно, когда речь идёт о беспощадных деяниях. Шакти – энергия божества и она не может быть отделена от него самого. Но, чтобы сделать её более понятной, она переводится в плоскость ограниченного человеческого восприятия и наделяется обособленным бытиём.

Супруга Шивы впервые появляется под именем Сати, дочери Дакши . Когда Сати достигла совершеннолетия, Дакша разослал всем богам приглашения явиться на её сваямвару (брак по выбору) с тем, чтобы она могла выйти замуж за любого бога по своему выбору. Однако Шиву он не пригласил, посчитав, что личность с его привычками и внешностью – плохая пара для его дочери. Но Сати была усердной поклонницей Шивы и поклялась, что не выйдет замуж ни за кого другого. Поэтому в день свадьбы, войдя в зал, где собрались боги, и не найдя Шиву, она была жестоко разочарована, и, моля Шиву явиться и принять свадебную гирлянду, она подбросила её в воздух. Шива появился и принял гирлянду, в результате чего раздосадованный Дакша вынужден был отдать свою дочь Шиве. Однако это положило начало вражде. Однажды, совершая великое жертвоприношение, Дакша пригласил всех богов, кроме Шивы. Но Сати отправилась в дом своего отца без приглашения. Она спросила отца, почему он не пригласил на жертвоприношение её мужа. Дакша, с нежностью усадив дочь к себе на колени, сказал: «Дорогая, всему виной то, что твой муж ведёт себя недостойно богов, он развлекается на кладбищах в компании призраков и духов, обнажённый или полуодетый в шкуру тигра, покрытый пеплом, в ожерелье из человеческих черепов, украшенный змеями, постоянно скитается как бродячий нищий, презирая все божественные установления. Он недостоин быть среди богов». В ответ разгневанная Сати громко заявила о первенстве своего мужа над другими богами. Последовал продолжительный спор и Сати, чтобы постоять за честь своего мужа, прыгнула в жертвенный огонь и сожгла себя.

Узнав о её смерти, Шива пришёл в ярость и немедленно отправился в дом Дакши. Из своих волос он произвел несколько демонов, которые в одно мгновение положили конец жертвоприношению. Началась жестокая схватка, в которой Шива принял одну из своих форм, называемую Вирабхадра (воитель), отрубил голову Дакше и обратил в бегство своих соперников. После чего, невменяемый в своём горе, поднял обугленное тело Сати и, прижимая его к груди, в приступе безумия начал танцевать. Семь раз он протанцевал вокруг всего мира с телом супруги. Неистовство и ритм танца начали сказываться на мире и его жителях. Не зная, к чему приведёт безумный танец Шивы, Вишну разрубил тело Сати на несколько частей, которые упали на землю. Перестав ощущать в руках тяжесть тела, Шива немедленно пришёл в себя. Затем, откликнувшись на мольбу богов, он усмирился и, раскаявшись в убийстве Дакши, согласился вернуть его к жизни. Но в суматохе, которой прервалось жертвоприношение, отрубленная голова Дакши потерялась. Вместо неё он получил голову козла и воскрес.

Сати переродилась в Уму, дочь Химавана (Гималаи) и Мены (в свою очередь дочь горы Меру). Отсюда её второе имя Парвати , дитя гор или рождённая горой.

Парвати была чрезвычайно красива и совершенно уверена в любви своего мужа, который так безумствовал, оплакивая её. Поэтому она проводила время в пении и танцах, украшая себя цветами и драгоценностями и ожидая надлежащее время, когда Шива придёт к ней свататься. Но к этому времени Шива превратился в отшельника и её ждало разочарование, т.к. Великий Бог всё время сидел на горе Кайлас, погруженный в медитацию. Он совершенно потерял интерес к женскому обществу и источником радости для него стал аскетизм. Шива оставался равнодушным и к красоте и к преданности Парвати. Тогда ей пришлось в течение нескольких лет совершать суровые аскетические подвиги, прежде чем она смогла снова стать его женой.

Однажды, когда она стояла на одной ноге с поднятой вверх рукой, перед ней явился карлик-брахман и спросил, зачем она так мучает своё прекрасное тело. Ума ответила, что любит Шиву и хочет выйти за него замуж. Брахман засмеялся и спросил, знает ли она, что Шива уродливый бездомный бродяга с дурными привычками и завсегдатай кремационных мест и кладбищ. Ума не захотела слушать его, но брахман продолжал богохульствовать. Тгда Ума закрыла уши руками и закричала на него. Вдруг брахман, улыбаясь, предстал перед ней в виде Шивы и сказал, что больше ей не нужно совершать аскетические подвиги. Он отослал её к отцу, куда вскоре приехал сам и женился на Уме.

Божественная пара поселилась на горе Кайлас . В Бхагавата-пуранах Парвати часто описывается как идеальная жена, услаждающая Шиву своим очаровательным обществом и нежными разговорами. Так же их часто описывают как занимающимися любовью или обсуждающими глубокие вопросы индуистской философии.

Иногда между супругами случаются ссоры. Так, например, однажды Шива упрекнул Парвати за слишком тёмную кожу. Эта насмешка настолько её опечалила, что она убежала от Шивы в лес, где некоторое время совершала самые суровые ритуалы аскетизма, за что Брахма даровал ей золотистый цвет лица, и с тех пор её стали называть Гаури – золотоцветная.

Однажды, когда Шива читал и разъяснял своей супруге глубокомысленные философские моменты, Уму одолела сонливость. Шива спросил, согласна ли она с его толкованием текста, и при этом случайно взглянул на неё и увидел, что она дремлет. Он упрекнул её в невнимательности, но Ума настаивала на том, что закрыла глаза, дабы глубже вникнуть в смысл произносимого супругом. Тогда Шива попросил её повторить те слова, которые он произнёс последними, что Ума не смогла сделать и попалась с поличным. Разгневанный бог своими проклятиями обрёк свою жену стать рыбачкой. И немедленно Парвати низверглась с Кайласа на землю и стала рыбачкой.

Шива, решив забыть такую равнодушную жену, попытался погрузиться в медитацию. Но его помыслы снова и снова возвращались к Парвати. В конце концов, мысли о Парвати стали причинять ему страдание и он решил вернуть свою утраченную жену. Шива приказал своему слуге-вахане Нанди превратиться в акулу и рвать сети рыбаков, среди которых жила Парвати.

Когда Парвати в виде маленькой девочки очутилась на берегу, её подобрал предводитель рыбаков и воспитал как родную дочь. Она была необыкновенно хороша и все молодые рыбаки хотели жениться на ней. Тем временем разрушительная деятельность акулы-Нанди стала совершенно невыносимой, и встревоженный предводитель объявил, что отдаст свою дочь замуж за того, кто изловит акулу. Шива только этого и ждал, он принял обличье рыбака и без особого труда поймал акулу и снова забрал Парвати на Кайлас, женившись на ней.

Между божественными супругами случались и другие разногласия, поскольку очень часто Шиве хотелось проклясть именно того, кого Парвати желала благословить.

Супруга Шивы также воплощает в себе и ужасные аспекты женского начала, в этом образе она более известна под двумя именами – Дурги и Кали.

Имя Дурга она получила за то, что убила асуру по имени Дурга . Эта история описывается в Сканда-пуране: Однажды, великан по имени Дурга совершил покаяние в пользу Брахмы и, получив его благословение, что его не может убить ни бог, ни воин, стал настолько могущественным, что сверг Индру и других богов и покорил три мира. Он заставил жён риши поклоняться себе; выслал богов с небес на землю в дремучие леса; он отменил религиозные ритуалы, призывая всех поклоняться себе. Брахманы в страхе перед ним перестали читать Веды, реки поменяли свои русла, огонь утратил свою силу, а перепуганные звёзды скрылись из виду.

Недовольные боги обратились за помощью к Шиве. Он же попросил Парвати уничтожить этого великана. Она с радостью согласилась и, прежде всего, послала к асуре Каларатри (тёмная ночь), женщину, чья красота очаровывала жителей всех трёх миров, чтобы та приказала демону восстановить прежний порядок. Но великан пришёл в ярость и послал к ней своих воинов. Каларатри превратила их в пепел своим дыханием. Великан-Дурга послал 30 тысяч других великанов, таких огромных, что они покрывали собой всю поверхность земли. Увидев их, Каларатри бежала к Парвати, а великаны стали её преследовать. Великан-Дурга же в сопровождении 100 миллионов колесниц, 120 миллиардов слонов, 10 миллионов быстроногих лошадей и бесчисленной армии великанов отправился на сражение с Парвати. Когда он приблизился, Парвати добавила себе тысячу рук, призвала на помощь различных существ и породила из своего тела многочисленное оружие. Она направила в нападавших оружие, которое лишило почти всех великанов рук. Наконец, сблизившись с врагом, Парвати захватила Дургу и поставила левую ногу ему на грудь, но великану удалось освободиться, и бой начался с новой силой.

Парвати породила из своего тела несколько помощников, которые уничтожили армию великанов. Тогда Дурга принял облик слона, огромного как гора, и напал на богиню. Парвати связала ноги слона и своими ногтями, подобными кривым саблям, разорвала его на куски. Дурга вновь восстал в облике быка, рогами поднимавшего в воздух камни и горы, а своим дыханием вырывавшего деревья с корнем. Парвати пронзила быка трезубцем Шивы. Дурга зашатался и вновь превратился в тысячерукого великана, державшего в каждой руке по оружию. Когда он приблизился к Парвати, она схватила его, подняла в воздух и со страшной божественной силой бросила об землю и пронзила грудь великана стрелой, окончательно покончивший с его существованием.

Боги возликовали победе Парвати над великаном-асурой Дургой и вскоре вернули себе былое величие.

Другое описание происхождения Дурги приводится в Маркандейя-пуране и в Вамана-пуране :

Однажды Махиша, царь великанов, одержал над богами победу и лишил их всего. Богам пришлось скитаться по земле и просить подаяния.

Тогда боги, во главе с Индрой, обратились к Вишну за помощью. Тогда сам Вишну, а также Шива, Брахма и другие боги выпустили из глаз ослепительные лучи света, из которых вышла Катьяйини, сияющая, подобно тысяче солнц, черноволосая, с тремя глазами и восемнадцатью руками. После этого боги передали ей часть своей энергии и каждый отдал своё оружие: Шива отдал трезубец, Вишну – метательный диск, Варуна – раковину, Агни – дротик, Вайю – лук, Сурья – колчан стрел, Индра – молнию, Кубера – булаву, Брахма – чётки и кувшин с водой, Кала – щит и меч, Вишвакарма – боевой топор.

Таким образом, вооружённая и получившая поддержку богов, Дурга отправилась к горам Виндхья, где скрывался Махиша. Там её увидели асуры Чанда и Манда и были настолько поражены её красотой, что описали её Махише, своему царю, и Махиша пожелал завладеть ею. Когда Махиша попросил её руки, Дурга ответила, что её необходимо завоевать в сражении. Она спрыгнула со своего льва и вскочила на спину Махиши, принявшего облик быка. Своими прекрасными ногами она нанесла удар сокрушительной силы по голове быка, что он без чувств упал на землю. После чего Дурга мечём отрубила ему голову.

Ещё одна история гласит, что для уничтожения двух великанов, Сумбхи и Нисумбхи, Дурге пришлось использовать десять различных обличий :

Дурга , принявшая Чанду и Манду, гонцов великанов. Они, поражённые её красотой, настолько восторженно описали её своим правителям, что Сумбха (великан Махиша) послал к ней гонца с предложением о браке. Изображается прекрасной женщиной с золотистой кожей и нежным лицом. Обычно у неё десять рук. В одной руке она держит копьё, которым пронзает великана Махишу; в другой зажат хвост змеи; в третьей – волосы великана, грудь которого кусает змея; в других руках – разнообразное оружие. Лев сидит подле её левой ноги, великан корчится под правой.

Дасабхуджа – десятирукая. Уничтожила армию Сумбхи. Лишь немногим великанам из этой армии удалось спастись и принести весть о поражении своему господину.

Сингхаванини – путешествующая на льве. Сражалась с Чандой и Мандой. Это воплощение Дурги обладает четырьмя руками и восседает на льве. В двух руках у неё меч и копьё. Она выпила кровь Чанды и Манды и поглотила большую часть войска.

Махишамандини – победительница Махиши. Убила Сумбху, когда тот напал на неё в облике быка. Это воплощение Дурги обладает восемью или, по некоторым источникам, десятью руками.

Джагаддхатри – Мать мира. Уничтожила ещё одну армию великанов. Это воплощение Дурги обладает четырьмя руками и она, облачённая в красные одеяния, восседает на льве. В руках у неё раковина, диск, лук и стрелы.

Кали – чёрная женщина, или, чаще, Кали Ма – чёрная Мать. Убила Рактавиджу, главного военачальника войска великанов. Увидев, что его армия уничтожена, великан сам напал на богиню, и из каждой пролитой им капли крови выходила тысяча великанов, каждый из которых был равен по силе ему самому. В этот момент одно из воплощений богини, Чанди, пришло ей на помощь. Чтобы предотвратить появление новых великанов, Кали стала пить кровь противника, а Чанди в это время убила его. Изображается Кали в виде чернокожей женщины с четырьмя руками: в одной руке у неё меч, в другой – голова убитого ею великана, а две оставшиеся руки показывают знак защиты её преданным. Вместо серёг у неё мертвые тела, ожерелье сделано из черепов, её единственная одежда – пояс, сделанный из человеческих рук. У неё красные налитые кровью глаза, красный высунутый изо рта язык, лицо и руки забрызганы кровью. Одной ногой она опирается на бедро, а другой на грудь Шивы, что объясняется следующей легендой : Одержав победу, Кали принялась танцевать от радости, причём делала это так яростно, что земля содрогалась под её весом. Боги попытались остановить её разрушительный танец, но она не слышала их. Тогда Шива улёгся на поле мёртвых, на её пути. Кали продолжала танцевать, пока не увидела у себя под ногами собственного мужа. От стыда за то неуважение, которое выказала ему, она высунула язык изо рта и остановилась как вкопанная.

Муктакеси – женщина с развевающимися волосами. Уничтожила другую часть войска великана. Внешне не многим отличается от Кали: у неё четыре руки, в левых руках она держит меч и шлем, а правые руки простёрты в жесте благословения к её почитателям.

Тара – спасительница. Убила Сумбху и потому держит его голову в одной руке, а меч – в другой. Внешне также похожа на Кали.

Чиннамустака – обезглавленная. Убила Нисумбху, второго великана. Судя по её внешнему виду, эта победа далась ей нелегко, ибо её голова наполовину отделена от тела. Она изображается красивой обнажённой женщиной, стоящей на теле своего мужа. На шее у неё ожерелье из черепов.

Джагадгаури – жёлтая женщина, прославленная в мире. В этом образе она получила хвалу и слова благодарности от богов и людей за их освобождение. В четырёх руках она держит раковину, диск, булаву и лотос.

Изображение всей семьи вместе называется Шива Паривар.
Семья Шивы - слева на право - Ганеша, Шива, Парвати, Картикея
внизу - средство передвижения: крыса - у Ганеша, Бык Нанди - у Шивы, Павлин - у Картикея

Жена Шивы - Богиня Шакти, её земные воплощения - Сати и Парвати.
Сати - дочь Дакши и жена Шивы, описываемая в пуранической литературе индуизма.
Согласно легенде, после того, как Дакша оскорбил Шиву, отказавшись пригласить его на великое жертвоприношение (яджну), первая жена Шивы - Сати (первое воплощение Шакти), отреклась от отца, испепелив свое тело йогическим пламенем (по другой версии мифа, взошла на жертвенный огонь яджны Дакши). Это событие детально освещено в индийском сериале Бог Богов Махадев (Шива), Часть 1


Господь Шива очень разгневался, когда услышал новость о жертвоприношении Сати. Неся тело Сати, Шива стал выполнять Рудра Тандаву или танец разрушения и уничтожил королевство Дакши. Все были испуганы, поскольку у Тандавы Шивы была власть разрушить всю вселенную. Чтобы успокоить Бога Шиву, Вишну при помощи свое сударшана-чакры разъединил тело Сати на 51 часть и бросил их на землю. Сказано, что везде, где упали части тела Шакти, там появились Шакти Питхи, включая Камарупу Камакхью в Ассаме и Виндхьявасани в Уттар Прадеше.
Господь Шива, будучи теперь одиноким, принял строгую аскезу и удалился в Гималаи.

Спустя некоторое время, Сати возродилась как Парвати (второе воплощение Шакти) в семье Бога Гималаев.
Эта история начинается во второй части индийского сериала

Добиваясь любви Шивы, Парвати поселилась рядом с ним на горе Кайлас, но Шива в это время предавался аскезе и отверг её. Тогда боги, желавшие чтобы у Шивы родился сын, способный победить демона Тараку, послали бога любви Каму возбудить в сердце Шивы любовь к Парвати. Разгневанный Шива сжёг Каму огнём своего третьего глаза, но впоследствии возродил его. Тогда Парвати решила сама предаться подвижничеству ради Шивы. Узнав об этом, Шива решил испытать её, и, придя к ней в образе брахмана, стал хулить и ругать самого себя. Парвати отвергла все наветы и Шива, тронутый её преданностью и красотой, взял её в жёны. От этого брака родились бог войны Сканда (Картикея) и бог мудрости Ганеша.

Сыновья Шивы и Парвати - бог войны Сканда (Картикея) и бог учёности Ганеша. Изображение всей семьи вместе называется Шива Паривар - обычно изображаются четырёхрукими, с основными атрибутами и ваханами; тройственность Шива-Парвати-Ганеша может символизировать в индийской народной вере идеальный тип божественной семьи. Также есть несколько упоминаний в упа-пуранах о дочери Шивы - Манаси.
Гангу (сестру Парвати) также иногда называют супругой Шивы.
История Картикеи и Ганеша детально описана во второй части индийского сериала Бог Богов Махадев (Шива), Часть 2

Имеется история о том, как Парвати убила Шумбху и Нишумбху, двух братьев-асуров. Эти демоны в течение 11000 лет занимались аскетическими подвигами и получили от Шивы дар, благодаря которому их стало невозможно убить ни одному богу. Получив желаемое, они объявили богам войну, и опечаленные боги отправились к Брахме, Вишну и Махадеве, ища помощи. Махадева посоветовал им обратиться к его супруге, поскольку если убить демонов не может ни один из богов, то это возможно для богини. Дургу ублаготворили богослужением, и она согласилась истребить демонов (эта и другие истории о подвигах и НЕ подвигах Парвати - во второй части сериала Бог Богов Махадев).
Картикея - бог войны и верховный главнокомандующий небесных вооруженных сил.


Картикея - сын Шивы и Парвати, младший брат Ганеши. Другие имена: Шаравана, Кумара, Махасена, Гуха, Субрахманья. Его атрибуты - лук, копьё и знамя с изображением петуха.
Любимый бог в Тамилнаду, где его почитают как Верховного. Часто его именами называют мальчиков в Тамилнаду.
Изображается в виде юноши, часто с шестью головами и двенадцатью руками и ногами.
Картикея широко почитаем, особенно в Южной Индии, где он более известен под именем Субрахмания. Его вахана (ездовое животное) - павлин.

Существуют многочисленные легенды о его рождении. Одну из версий излагает великий поэт Калидаса (4 или 5 век н. э.) в своей эпической поэме «Кумарасамбхава» («Рождение бога войны»). Все источники сходятся в том, что боги пожелали, чтобы Сканда появился на свет с целью уничтожения демона Тараки. Демону было дано благословение, согласно которому он мог быть убит только сыном Шивы. Однако Шива был погружён в медитацию и не испытывал влечения к Парвати до тех пор, пока не был поражён стрелой, выпущенной Камой, богом эроса. Поскольку Шива воздерживался на протяжении многих лет, его семя обладало таким могуществом, что боги стали испытывать опасения и, согласно некоторым описаниям, поместили семя в огонь (отсюда происходит имя Сканда, что в санскрите означает «Возникший из семени»).

Как правило, Картикея (Сканду) изображают шестиголовым или с одной головой. Поскольку иногда Сканда описывается как имеющий шесть голов, его зовут Шадананой. Шесть голов соответствуют пяти чувствам и уму. Кроме того, шесть голов символизируют добродетели Сканды, позволяющие ему смотреть во всех направлениях. Этот важный атрибут Сканды указывает на то, что он в силах противиться любым препятствиям на своём пути. В руках он держит копьё или лук со стрелами. Символика войны, равно как и шесть голов Картикейи указывают на то, что если люди хотят добиться победы в жизненной битве, то они должны сохранять бдительность, оберегая себя от шести врагов: камы (вожделения), кродхи (гнева), лобхи (жадности), мохи (страсти), мады (эгоизма) и матсарьи (зависти или ревности).

Происхождением имени обязан одному из мифов о своём рождении. Согласно этому мифу бог Агни возжелал соединиться с жёнами семи мудрецов, а Сваха, пылая страстью к Агни, поочерёдно принимала их образ (образ одной из них, особенно преданной своему мужу, она принять не смогла). Каждый раз после соединения, она брала семя Агни, оборачивалась птицей, взлетала на высокую гору и сливала его в золотой сосуд. Через некоторое время родился шестиголовый Сканда.

По другой легенде Сканда был сыном Шивы и Парвати, рождённым ради уничтожения демона Тараки, который по слову Брахмы не мог быть убит никем, кроме сына Шивы. При зачатии семя Шивы упало в огонь, но бог огня Агни не смог его удержать и бросил в небесную реку Гангу. После этого Ганга отнесла семя на гору Химават, где родившегося мальчика воспитали Криттики - олицетворение созвездия Плеяд. Отсюда его второе имя - Карттикея. Со временем Сканда возглавил небесное войско, убил Тараку и множество других демонов.

Культ Сканды широко распространён в Южной Индии, где его образ был отождествлён с дравидийским богом войны Муруганом.
Ганеша (или Ганапати) (санскр. Ganesa)


Ганеша - в индуизме бог мудрости и благополучия. Один из наиболее известных и почитаемых во всём мире богов индуистского пантеона.

Часто перед его именем добавляется уважительная приставка Шри-. Одним из популярных способов поклонения Ганеше является произнесение нараспев Ганеша-сахасранама (санскр. «тысяча имён Ганеши»), каждое из которых символизирует отдельный аспект бога, и Ганапати-сукты.

Сын Шивы и Парвати. При этом пуранические мифы противоречат друг другу, описывая рождение Ганеши. В одних случаях говорится, что Ганеша создан Шивой, в других - он создан Парвати, в третьих - совместно Шивой и Парвати. Известны варианты, в которых Ганеша явился миру непостижимым образом и был обнаружен Шивой и Парвати, усыновившими его.

Брат Ганеши - Сканда (Картикея, Муруган). В северной части Индии принято считать, что старший из братьев - Сканда. В южной части первенство рождения приписывают Ганеше. Сканда почитался важным воинственным божеством в период с V века до н. э. по VI век н. э. Массовое поклонение Ганеше началось после заката культа Сканды.

Расходятся мнения мифов и в отношении семейного положения Ганеши. Часть мифов относит Ганешу к брахмачарьям, которые не могли жениться. Это мнение широко распространено на юге Индии и, частично, - в северной её части.

По другой версии Ганеша ассоциируется с такими идеями как Буддхи (интеллект, разум), Сиддхи (успех) и Риддхи (процветание). Иногда эти идеи (концепции) персонифицировались в одноименных божеств, которые признавались жёнами Ганеши.

Согласно одной из легенд, головы его лишил его отец бог Шива.
Ганеша не пускал отца, воспылавшего страстью к супруге, в покои, где она находилась. Тогда Шива в гневе лишил его головы, забросив её так далеко, что никто из посланных не смог её отыскать. Богиня была в гневе и отказалась допускать к себе Шиву до тех пор, пока он не исправит положение. Чтобы успокоить супругу, Шива пришил Ганеше голову находившегося поблизости слоненка. - Эта версия используется в сериале Бог Богов Махадев.

Согласно другой версии, на день рождения Ганеши забыли пригласить бога Шани (олицетворение планеты Сатурн), и тот, явившись без приглашения, в гневе испепелил голову младенца взглядом. Тогда Брахма посоветовал Шиве пришить младенцу голову первого же существа, которое ему встретится. Этим существом оказался слон Индры - Айравата.

Согласно устным индийским мифам, Сатурн (Шани), являясь одним из родственников, был приглашен на чествование новорожденного сына Шивы: мать Ганеши, Парвати, непременно хотела показать могущественному родственнику прекрасного младенца. Обладая смертоносным взглядом, который он был не в состоянии контролировать, Шани долго отказывался от приглашения, но его всё же уговорили. Первый же взгляд Шани на сына Шивы испепелил ему голову.

По поводу потери одного бивня также существуют несколько вариантов легенд.
По одной из легенд Ганеша, сражаясь с великаном Гаджамукхой, сам отломил свой бивень и бросил его в противника. Бивень обладал магической силой, и Гаджамукха превратился в крысу, став затем ездовым животным Ганеши.
Другая легенда гласит, что однажды Шиву навестил мудрец Парашурама (аватара Вишну), но Шива в это время спал, и Ганеша отказался его впустить. Тогда Парашурама бросил в Ганешу свой топор и отсек ему правый бивень. - Эта версия используется в сериале Бог Богов Махадев.

Есть также легенда, что, записывая Махабхарату под диктовку Вьясы, Ганеша сломал перо и, не желая упустить ни слова, отломил бивень и стал писать им.


Ганеша также является повелителем ганов (войско-свита Шивы). Существует легенда о том, что Ганеша и Сканда (оба - сыновья Шивы) боролись за этот пост, и в итоге Шива решил, что тот будет повелителем ганов, кто быстрее обежит вокруг Галактики. Сканда сразу сорвался с места и начал свой долгий путь, а Ганеша не торопясь обошел своих родителей по кругу, ведь именно Шива и Парвати были олицетворением Галактики. И после этого Ганеша получил прозвище «Ганапати» (владыка ганов).

Любымые кушанья Ганеша - Кхир, Ладу, Modak -



Рассказать друзьям