Введение
В
начале XX в. стала отчетливо проявляться
наметившаяся в предыдущий период тенденция
социализации гражданского общества.
На рубеже XIX-XX вв. ведущее место в промышленности
и торговле перешло от частных предпринимателей
и торговцев к индустриальным, торговым
и финансовым корпорациям. В это же время
организованный в профессиональные союзы
класс наемных рабочих сложился во внушительную
силу, с которой вынуждены были считаться
предприниматели и на защиту интересов
которого стал притязать ряд политических
партий и демократических движений. Значительные
изменения претерпевало представительное
государство. Расширение избирательного
права, все более тесная связь представительных
учреждений с политическими партиями
и рост воздействия общественного мнения
толкали буржуазное государство на путь
социальных реформ. Государство выступало
уже не только как "ночной сторож",
осуществляя лишь охранительные функции,
но и отчасти как социальное государство,
организующее управление народным образованием,
здравоохранением, социальным обеспечением.
С начала XX в. повышается роль государства
и в регулировании экономических отношений,
в изживании кризисных явлений.
Таким
образом, по своему историческому, политическому
и философскому значению революционные
события XX в. относятся к ряду революций,
начавшихся, самое позднее, в 1789 году
во Франции и восходящих к Реформации
западного христианства, берущей
отсчет с XV – XVI веков. История революций
не сводится к простому воспроизведению
одинаковых феноменов или (по вульгарно-марксистской
модели) к последовательности закономерных
стадий. Она составляет серию освободительных
движений, не достигающих своей (бесконечной)
цели, обрывающихся на полпути, которые
следующая волна истории подхватывает
и радикализует, чтобы снова споткнуться
и откатиться назад со всей своей
мощью (революция в этом смысле напоминает
прибой). Вторая половина 20 века в этом
отношении стала весьма показательной,
поскольку большинство политических
революций произошло именно в
данный период.
XX
век имел исключительно важное
значение не только для всемирно-исторического
процесса, но и особенно для
судьбы России. Если в течение
IX-XIX столетий наша страна развивалась
эволюционным путем, то в XX
в. в России наступила эпоха
социальных революций. Только
за первые 17 лет начала XX столетия
их произошло целых три. Такой
революционной взрыв объясняется
противоречиями, накопившимися в
политической, социальной, экономической,
национальной сферах общественной
жизни страны, образовавших тугой
затянутый узел, развязать который
обычным путем не представлялось
возможным.
- Революции
и реформы в
России в 20 веке
- Революции
в России начала ХХ века
Буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг . Началом революции послужило "Кровавое воскресенье" – 9 января 1905 г
По своему характеру революция 1905-1907 гг. в России была буржуазно-демократической, поскольку ставила задачи буржуазно-демократического преобразования страны: свержение самодержавия, установление демократической республики, ликвидацию сословного строя и помещичьего землевладения.
В ходе революции определились три основных этапа: 1) 9 января – сентябрь 1905 г.: политические стачки и демонстрации в ряде городов; 2) октябрь – декабрь 1905 г.: Октябрьская всероссийская политическая стачка; царский Манифест 17 октября; создание законодательной Государственной Думы, разгром Декабрьского вооруженного восстания в Москве; 3) январь 1906 г. – 3 июня 1907 г.: спад революции, разгон 1-й и 2-й Государственной Думы; конец революции.
Роспуск 3 июня 1905 г. Государственной Думы означал окончательное поражение и конец революции. По стране прокатилась волна арестов, обысков, административных высылок. Одним из организаторов подавления революции был П.А. Столыпин (1862-1911) – председатель Совета министров и министр внутренних дел.
В начале XX в. окончательно оформились два противостоящих блока государств: Антанта (возглавляемая Россией, Англией, Францией) и Четверной союз (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария). Страны обоих блоков усиленно стали готовиться к войне.
Поводом к развязыванию мировой войны послужили события на Балканах летом 1914 г., когда в Сараево сербскими националистами 15 (28) июня был убит наследник австрийского престола эрц-герцог Франц-Фердинанд. 13 (28) июля 1914г. Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Россия объявила всеобщую мобилизацию. Германия 19 июля (1 августа) 1914 г. объявила войну России, а через два дня – Франции. В войну вступили Бельгия, Болгария, Италия, Япония, Турция и другие страны.
Россия вступила в войну неподготовленной, лишь к 1917 г. предусматривалось завершение военной программы страны.
Неудачи на фронтах, ухудшение внутреннего положения породили разочарование и недовольство политикой правительства. Нарастание революционного движения в стране привело зимой 1916-1917 гг. к возникновению новой революционной ситуации.
Февральская революция 1917 г. К концу 1916 г. в России назрел глубокий экономический, политический и социальный кризис, который в феврале 1917 г. вылился в революцию.
18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе; 25 февраля забастовка стала всеобщей; 26 февраля началось вооруженное восстание; 27 февраля значительная часть армии перешла на сторону революции.
Император Николай II (1868-1918) под давлением революционных масс 2(15) марта 1917 г. отрекся от престола.
Характерной особенностью Февральской революции было образование двоевластия. С одной стороны, действовало Временное буржуазное правительство, а с другой, – Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (в июле 1917 г. Советы свою власть уступили Временному правительству).
Февральская революция, победив в Петрограде, быстро распространилась по стране.
Мирное развитие революции в условиях двоевластия. После Февральской революции в России действовали основные политические партии: кадеты, октябристы, эсеры, меньшевики и большевики. Политику Временного правительства определяли кадеты. Их поддерживали октябристы, меньшевики и правые эсеры. Большевики на своей VII (Апрельской 1917г.) конференции утвердили курс на подготовку социалистической революции.
Временное правительство весной и летом 1917 г. пережило три политических кризиса: апрельский, июньский и июльский. В период этих кризисов проходили массовые демонстрации под лозунгами: "Вся власть Советам!", "Долой десять министров-капиталистов!", "Долой войну!". Эти лозунги выдвигались партией большевиков.
В конце июля и начале августа 1917 г. полулегально в Петрограде состоялся VI съезд большевистской партии. В связи с тем, что с двоевластием было покончено и Советы оказались безвластными, большевики временно сняли лозунг "Вся власть Советам!". Съезд провозгласил курс на вооруженный захват власти.
1 сентября 1917 г. Россия была провозглашена республикой, власть перешла к Директории из пяти человек под руководством А.Ф. Керенского. Социально-экономический и политический кризис в стране продолжал нарастать. Многие промышленные предприятия закрывались, росла безработица, увеличивались военные расходы и налоги, свирепствовала инфляция, не хватало продовольствия, беднейшие слои населения оказались перед угрозой голода. В деревне происходили массовые крестьянские выступления, самовольный захват помещичьих земель.
Октябрьское вооруженное восстание. Партия большевиков, выдвигая злободневные лозунги, добилась усиления влияния в массах. Быстро росли ее ряды: если в феврале 1917 г. она насчитывала 24 тыс., апреле – 80 тыс., августе – 240 тыс., то в октябре около – 400 тыс. человек. В сентябре 1917 г. происходил процесс большевизации Советов; Петроградский Совет возглавил большевик Л.Д. Троцкий (1879-1940), а Московский Совет – большевик В.П. Ногин (1878-1924).
В сложившихся условиях В.И. Ленин (1870-1924) считал, что назревает момент подготовки и проведения вооруженного восстания. Вечером 25 октября (7 ноября) 1917 г. открылся II Всероссийский Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Съезд заслушал и принял написанное В.И. Лениным обращение "Рабочим, солдатам и крестьянам", в котором объявлялось о переходе власти к II Съезду Советов, а на местах - к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вечером 26 октября (8 ноября) 1917 г. были приняты Декрет о мире и Декрет о земле. Съезд сформировал первое советское правительство - Совет народных комиссаров в составе: председатель В.И. Ленин; наркомы: по иностранным делам Л.Д. Троцкий, по делам национальностей И.В. Сталин (1879-1953) и др. Председателем ВЦИК был избран Л.Б. Каменев (1883-1936), а после его отставки Я.М. Свердлов (1885-1919).
3 ноября 1917 г. была установлена Советская власть в Москве и началось "триумфальное шествие" Советской власти по всей стране.
Одной из главных причин быстрого распространения большевистских Советов по стране явилось то, что Октябрьская революция осуществлялась под знаком не столько социалистических, сколько общедемократических задач.
1.2 Реформы России XX века
На
рубеже 19 и 20 века общество вступило в
новую фазу своего развития: капитализм
стал мировой системой. Россия, вступившая
на путь капиталистического развития
позже стран запада, попала во вторую
группу, куда входили такие страны
как Япония, Турция, Германия, США.
России
требовались как политические, так
и экономические реформы, которые
смогли бы укрепить и оздоровить экономику.
Вожаком этих реформ должен был быть
человек, для которого важна была
судьба России. Им стал Пётр Аркадьевич
Столыпин.
Столыпинская
реформа
Целей
у реформы было несколько: социально-политическая
- создать в деревне прочную
опору для самодержавия из крепких
собственников, отколов их от основной
массы крестьянства и противопоставив
их ей; крепкие хозяйства должны
были стать препятствием на пути нарастания
революции в деревне; социально-экономическая
-разрушить общину, насадить частные
хозяйства в виде отрубов и
хуторов, а избыток рабочей силы
направить в город, где её поглотит
растущая промышленность; экономическая
- обеспечить подъём сельского хозяйства
и дальнейшую индустриализацию страны
с тем, чтобы ликвидировать отставание
от передовых держав.
Аграрная
реформа состояла из ряда последовательно
проводимых и взаимосвязанных мероприятий.
Основное направление реформ заключалось
в следующем: разрушение общины и
развитие частной собственности, создание
крестьянского банка, переселение
крестьян, кооперативное движение,
агрокультурные мероприятия.
Разрушение
общины и развитие частной собственности.
Указ
от 9 ноября 1906 года вводил очень важные
изменения в землевладении крестьян. Все
крестьяне получали право выхода из общины,
которая в этом случае выделяла выходящему
землю в собственное владение. При этом
указ предусматривал привилегии для зажиточных
крестьян с целью побудить их к выходу
из общины. В частности, вышедшие из общины
получали "в собственность отдельных
домохозяев" все земли, "состоящие
в его постоянном пользовании".
Практика
реформы показала, что крестьянство
в своей массе было настроено
против выдела из общины - по крайней
мере в большинстве местностей. В
сложившейся обстановке для правительства
единственным путем проведения реформы
был путь насилия над основной
крестьянкой массой. Конкретные способы
насилия были самые разнообразные
- от запугивания сельских сходов до
составления фиктивных приговоров,
от отмены решений сходов земским
начальником до вынесения постановлений
уездными землеустроительными комиссиями
о выделении домохозяев, от применения
полицейской силы для получения
"согласия" сходов до высылки противников
выдела.
В
1906-1907 году указаниями царя часть государственных
и удельных земель была передана крестьянскому
банку для продажи крестьянам
с целью ослабления земельного дефицита.
Банк
активно воздействовал на формы
землевладения: для крестьян, приобретавших
землю в единоличную собственность,
платежи снижались. В итоге, если
до 1906 года основную массу покупателей
земли составляли крестьянские коллективы,
то к 1913 году 79,7% покупателей были единоличными
крестьянами.
Правительство
Столыпина провело и серию
новых законов о переселении
крестьян на окраины. По указу 10 марта
1906 года право переселения крестьян
было предоставлено всем желающим без
ограничений. Итоги переселенческой
компании были следующими. Во-первых, за
данный период был осуществлен громадный
скачок в экономическом и социальном
развитии Сибири. Также население
данного региона за годы колонизации
увеличилось на 153%. Если до переселения
в Сибирь происходило сокращение
посевных площадей, то за 1906-1913 годы они
были расширены на 80%, в то время
как в европейской части России
на 6,2%. По темпам развития животноводства
Сибирь также обгоняла европейскую
часть России
Значительное
распространение получила кредитная кооперация,
которая прошла в своем движении два этапа.
На первом этапе преобладали административные
формы регулирования отношений мелкого
кредита. На втором этапе сельские кредитные
товарищества, накапливая собственный
капитал, развивались самостоятельно.
В результате была создана широкая сеть
институтов мелкого крестьянского кредита,
ссудно-сберегательных банков и кредитных
товариществ, обслуживавших денежный
оборот крестьянских хозяйств. Кредитные
отношения дали сильный импульс развитию
производственных, потребительских и
сбытовых кооперативов.
Результаты
реформы характеризуются быстрым
ростом аграрного производства, увеличением
емкости внутреннего рынка, возрастанием
экспорта сельскохозяйственной продукции,
причем торговый баланс России приобретал
все более активный характер.
Ряд
внешних обстоятельств (смерть Столыпина,
начало войны) прервали столыпинскую реформу.
Введение
частной подворной собственности
на землю вместо общинной удалось
ввести только у четверти общинников.
Не удалось и территориально оторвать
от "мира" зажиточных хозяев, т.к.
на хуторских и отрубных участках
поселялись менее половины кулаков.
Переселение на окраины так же
не удалось организовать в таких
размерах, которые смогли бы существенно
повлиять на ликвидацию земельной тесноты
в центре. Все это предвещало крах
реформы еще до начала войны.
Реформы
50-х 60-х годов 20 века
Со
второй половины 1953 г. по конец 50-х годов
в СССР были проведены реформы, которые
благотворно отразились как на темпах
развития народного хозяйства, так
и на благосостоянии народа.
Главная
причина успеха реформ состояла в
том, что они возродили экономические
методы руководства народным хозяйством
и были начаты с сельского хозяйства,
а потому получили широкую поддержку
в массах.
Главная
причина поражения реформ - они
не были подкреплены демократизацией
политической системы. Сломав репрессивную
систему, не тронули ее основу - командно-администратиную
систему. Поэтому уже через пять-шесть
лет многие реформы начали сворачиваться
усилиями как самих реформаторов,
так и мощным административно-управленческим
аппаратом, номенклатурой.
Наиболее
влиятельными политическими фигурами
в руководстве стали Маленков,
Берия и Хрущев. Политика нового
руководства в весенние дни 1953 г.
была противоречивой, отражая противоречия
в его составе. Каждый из претендентов
на власть стремился овладеть ею своим
путем. Объективно ситуация сложилась
благоприятно для Хрущева. Хрущев проявил
в эти дни необычайную активность.
В сентябре 1953 г. Н.С.Хрущев был избран
Первым секретарем ЦК КПСС.
Изменения
в сфере сельского
хозяйства
На
первом месте среди народнохозяйственных
проблем стояло аграрное производство.
Были увеличены закупочные цены на
сельхозпродукцию, введено авансирование
труда колхозников (до этого расплата
с ними производилась лишь один раз
в год) и т.д. Высказанные идеи,
принятые постановления могли дать
отдачу лишь несколько лет спустя.
А поправлять зерновое хозяйство
требовалось немедленно. Выход нашли
в освоении целинных и залежных земель.
Это был ярко выраженный экстенсивный
вариант развития. Однако успехи были
лишь в первые годы.
Но
при новизне ряда подходов наблюдались
и стойкие стереотипы старого. Причины
отставаний виделись в том, что "со
стороны министров и руководителей"
осуществляется "слабое руководство",
для внедрения новой техники
предлагалось создавать новые ведомства.
1956
год - год XX съезда - оказался весьма
благоприятен для сельского хозяйства
страны. Именно в этом году
обозначился большой успех на
целине – урожай был рекордным.
В этих условиях в конце 1958г. по инициативе
Н.С.Хрущева принимается решение о продаже
сельскохозяйственной техники колхозам.
Дело в том, что до этого техника находилась
в руках машинно-тракторных станций (МТС).
За использование техники колхозы должны
были расплачиваться с МТС натуроплатой.
На
сельское хозяйство, как и прежде,
давили стереотипы рапортомании, стремления
аппаратных работников добиться значимых
показателей любым, даже незаконным
путем, без осознания негативных
последствий. Сельское хозяйство оказалось
на грани кризиса.
В
1961г. было реорганизовано Министерство
сельского хозяйства СССР, превращенное
в консультативный орган. Желаемого
рывка так и не произошло. У
многих колхозников подрывалась
вера в возможность изменений. Усиливался
отток сельского населения в
города; не видя перспектив, деревню
стала покидать молодежь. С 1959 г. возобновились
гонения на личные подсобные хозяйства.
Было запрещено иметь скот горожанам,
что выручало снабжение жителей
маленьких городов. Затем гонению
подверглись хозяйства и сельских
жителей. За четыре года поголовье скота
в личном подворье сократилось в
два раза. Это был настоящий
разгром только начавшего оправляться
от сталинщины крестьянства.
Изменения
в сфере промышленности. СССР превратился
в могучую промышленную державу. Упор
по-прежнему делался на производство,
которое составило к началу 60-х годов 3/4
общего подъема промышленного производства.
В
1957 году начинают предприниматься попытки
реформ управления народным хозяйством.
Существовавшие сверхцентрализованные
отраслевые министерства, по мнению Хрущева,
были не в состоянии обеспечить быстрый
рост промышленного производства. Вместо
них учреждались территориальные
управления - советы народного хозяйства.
Сама по себе идея децентрализации
управления экономикой для такой
огромной страны поначалу встретила
положительные отклики. Следует
сказать, что организация совнархозов
дала некоторый эффект. Сократились
бессмысленные встречные перевозки
грузов, закрывались сотни дублировавших
друг друга мелких производственных
предприятиях разных министерств.
Однако
кардинальных изменений в развитии
экономики не произошло. Предприятия
вместо мелочной опеки министерств
получили елочную опеку совнархозов.
Наибольший успех гражданский сектор
экономики имел на направлении жилищного
строительства. В СССР массового
жилищного строительства не вели,
в иные периоды просто не строили
жилья. Война лишила крова миллионы
семей, люди жили в землянках, в бараках,
в коммуналках. Получить отдельную
благоустроенную квартиру для многих
были почти несбыточной мечтой. Темпов,
которыми велось жилищное строительство
в первой половине 60-х годов, наша
страна не знала не до, ни после этого
периода.
XXI
съезд - еще одна попытка радикального
ускорения. Реформа, произведенные
перемены привели к замешательству
в управленческом аппарате, сбоям
в выполнении шестого пятилетнего
плана.
Однако
признать это и вносить необходимые
коррективы руководство страны не стало.
Было найдено другое решение: заменить
пятилетний план на 1956-1960 гг. семилетним
планом на 1959-1965 гг. Тогда "недостача"
первых лет пятилетки покроется новыми
планами. В качестве обоснования данной
меры приводились масштабы хозяйства,
необходимость установления длительной
перспективы экономического планирования.
В
начале 60-х годов образ коммунизма
в массовом сознании ассоциировался
с конкретными крупными социальными
программами. Социальные программы-обязательства
сводились к следующему: во-первых,
решить продовольственный вопрос, полностью
обеспечив народ качественными
продуктами рационального и бесперебойного
питания; во-вторых, полностью удовлетворить
спрос на предметы широкого потребления;
в-третьих, решить жилищный вопрос, обеспечив
каждой семье отдельную благоустроенную
квартиру; наконец, ликвидировать малоквалифицированный
и тяжелый ручной труд в народном
хозяйстве.
В
этих задачах ничего утопического не
было. Они стали таковыми после
ввязывания СССР в новый тур невиданной
прежде гонки вооружения, решившей
их материальной базы.
Кризис
власти
В
развитии культуры в конце 50-х - начале
60-х гг. проявлялись противоречивые
тенденции. Общий подход к культурной
среде отличался прежним стремлением
поставить ее на службу административно-командной
идеологии. Но сам процесс обновления
не мог не вызвать оживления культурной
жизни.
1962-1964
гг. остались в памяти многих
людей как годы внутренних
неурядиц и роста напряженности.
Ухудшилось продовольственное снабжение
растущего городского населения.
Цены оказались замороженными. Причиной
этого было резкое повышение
закупочных цен, которые стали
обгонять розничные.
Симпатии
простых людей к Хрущеву стали
ослабевать. Осенью 1963 г. разразился новыи
кризис. В магазинах исчез хлеб,
т.к. целина ничего не дала. Появились
талоны на хлеб. Повышение цен, появление
новых дефицитов было отражением
нарастания кризисных явлений в
экономике страны в целом.
Утрата
Хрущевым личной популярности, поддержки
со стороны партийно- хозяйственного
аппарата, разрыв с немалой частью
интеллигенции, отсутствие зримых перемен
в уровне жизни большинства трудящихся
сыграли роковую роль в деле проведения
антибюрократических реформ. Да и
попытки реформ проходили верхушечными,
антидемократическими путями. Большая
часть народа в них не участвовала.
Бурные
последствия преобразования в СССР,
непоследовательные и противоречивые,
все же сумели вырвать страну из
оцепенения предшествующей эпохи.
Все
это помогло партийно- государственной
номенклатуре без каких-либо общественных
потрясений избавиться от Н.С.Хрущева.
Он был обвинен в "валюнтаризме",
снят со всех постов и отправлен
на пенсию. Первым секретарем ЦК стал Л.И.Брежнев.
Новое
правительство принимает решение
о начале новых экономических
реформ. Первые шаги реформы 1965г. вселяли
надежды. Ускорился экономический рост.
Восьмая пятилетка, совпавшая по времени
с проведением реформы, оказалась по ряду
важнейших экономических показателей
выполненной. Но к началу 70-х гг. сущность
реформы оказалась искажена настолько,
что она фактически перестала действовать.
Главными причинами, приведшими к неуспеху
реформы, являлись нежелание большинства
лидеров административно-командной экономики
отказаться от привычных методов управления,
чему сопутствовало свертывание робких
преобразований в политической сфере.
Б.Н.
Ельцин - государственный, партийный и
общественный деятель, первый Президент
России. В 1975 стал секретарем, а на следующий
год первым секретарем Свердловского
обкома КПСС. В апреле 1985 г. Ельцина назначили
зав. отделом ЦК КПСС. Через два месяца
он стал секретарем ЦК КПСС и первым секретарем
МГК КПСС, а в 1986 и кандидатом в члены Политбюро
ЦК КПСС. В 1987 Е. разошелся с М.С. Горбачевым
по коренным вопросам проводившейся полит-,
и экономической реформы, что особенно
ярко проявилось на Окт. пленуме 1987. Снятый
со своего поста, Е. был назначен на пост
министра - зам. председателя Госкомитета
по строительству, и возглавил демократическую
оппозицию, В 1990 на последнем, XXVIII съезде
КПСС Е. демонстративно вышел из партии.
Конфронтация между Председателем Верховного
Совета СССР Горбачевым, стремившимся
сохранить равновесие между демократами
и консерваторами, и Председателем Верховного
Совета России Е., лидером сторонников
решительного продолжения реформ, усилилась
настолько, что парализовала конструктивную
деятельность в стране. 12 июня 1991 Е. на
всеобщих выборах был избран Президентом
России. Путч 19-21 августа 1991 (ГКЧП), попытавшийся
восстановить рушащуюся административно-командную
систему, привел к запрету КПСС и распаду
СССР. В дек. 1991 президенты России, Украины
и Белоруссии провозгласили образование
Содружества Независимых Государств (СНГ).
В 1996 Е. был переизбран на второй срок.
Е. - автор кн. "Исповедь на заданную
тему" (М., 1990) и "Записки президента"
(М., 1994). БОРИС Николаевич появился в Москве,
когда Политбюро ЦК КПСС брежневской закваски
безнадежно состарилось. Некая ниспадающая
дуга советской власти "Брежнев - Андропов
-Черненко" закончилась приходом перестроечника
М. Горбачева. У Михаила Сергеевича еще
оставались и материальные и кадровые
ресурсы обновить советский социализм.
У Б. Ельцина таких резервов уже не было.
Было совершенно ясно, что будущее России
- в кромешной мгле с остановкой промышленности,
голодом, сепаратизмом регионов. Властолюбивого
Бориса Николаевича это не испугало. Он
затеял игру в обещания - лишь бы пережить
лихие годы, а там - посмотрим. Татарстану
обещал суверенитет, молодежи - светлое
будущее, военным - оружие.
Экономические
реформы Е. Гайдара
(начало - 2 января 1992 года) Основными положениями
этой реформы были:
Либерализация
(отпуск) цен, свобода торговли.
-
Цены на большинство товаров
и услуг было «отпущены на
рыночную волю».
С
одной стороны - это была смелая мера,
способствовавшая быстрой « рыночной
выучке». С другой - это была очень
неосторожная мера. Ведь советская
экономика была жестко монополизированной.
В результате рыночную ценовую свободу
получили монополии, которые по определению
могут назначать цены, в отличие
от фирм функционирующих в конкурентной
среде, и способных лишь приспосабливаться
уже к имеющимся ценам. Результат
не замедлили сказаться. Цены подскочили
в 2000 раз в течение года. В России
появился новый враг номер 1 -инфляция,
прирост которой составлял около
20% в месяц.
-
Приватизация (передача государственной
собственности в частные руки)
Ваучерная приватизация была
названа её идеологом и реали
и т.д.................
Введение. 3
1. Экономическое и политическое положение в России в конце 19 - начале 20 века. 4
2. Политическая карьера столыпина. 8
3. Столыпинская реформа. 9
3.1 Разрушение общины и развитие частной собственности. 10
3.2 Крестьянский банк. 11
3.3 Переселение крестьян. 12
3.4 Кооперативное движение. 13
3.5 Агрокультурные мероприятия. 14
>4. Результаты реформы 15
5. Причины неудачи аграрной реформы 17
6. Реформы 50-х 60-х годов 20 века. 18
7. Смена политического курса. 19
8. Изменения в сфере сельского хозяйства. 21
9. Изменения в сфере промышленности. 26
10. Изменение во внешней политике. 31
11. Кризис власти. смещение Н.С. Хрущёва. 32
12. Б.Н. ельцин. 35
Заключение. 39
Список литературы 40
Введение
Актуальность данной темы, я думаю, не может ставиться под сомнение, т.к. Россия стоит на пороге больших перемен. Связь прошлого и настоящего видится во многом, например в судьбах реформ и реформаторов 20 века. Наиболее интересной фигурой стал реформатор Столыпин и его реформы.
Сравнивая экономическую реформу Столыпина с экономической реформой Гайдара, когда к власти пришёл Б.Н. Ельцин, можно сделать вывод, что связь между этими реформами и сходство существуют, но существует также и отличие и, в очередной раз убеждаешься, что всё новое- это хорошо забытое старое. Какие же проблемы поднимали российские общественные деятели? У каждого были свои задачи.
Главной задачей, объединяющей всех общественных деятелей-реформаторов 20 века, было: создание обновлённой, реформированной страны, благоденствующего, демократического государства. В своём реферате я собираюсь раскрыть наиболее яркие личности и деятельность великих реформаторов и государственных деятелей 20 века.
1. Экономическое и политическое положение в России в конце 19 - начале 20 века
На рубеже 19 и 20 века общество вступило в новую фазу своего развития: капитализм стал мировой системой. Россия, вступившая на путь капиталистического развития позже стран запада, попала во вторую группу, куда входили такие страны как Япония, Турция, Германия, США.
В начале 90-х гг. 19 в. в России начался промышленный подъем, который продолжался несколько лет и шел очень интенсивно. Особенно высокими темпами развивалась тяжелая промышленность, которая к концу века давала почти половину всей промышленной продукции в ее стоимостном выражении. По общему объему продукции тяжелой промышленности Россия вошла в число первых стран мира.
Промышленный подъем был подкреплен хорошими урожаями в течение ряда лет. Оживление в промышленности сопровождалось бурным железнодорожным строительством. Правительство верно оценило значение железных дорог для будущего экономики и не жалело денег для расширения их сети. Дороги связали богатые сырьем окраины с промышленными центрами, индустриальные города и земледельческие губернии - с морскими портами.
Главной причиной промышленного подъема 90-х гг. явилась экономическая политика правительства. Одной из составных частей экономической политики стало установление таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностранных капиталов. Эти меры, по замыслу их инициаторов, должны были избавить молодую отечественную промышленность от губительной конкуренции и тем самым способствовать ее развитию, которому помогали заграничные деньги. В экономической политике царизма конца 19 - начала 20 века, было немало сильных сторон. В те годы Россия уверенно завоевала позиции на рынках Дальнего и Среднего Востока, тесня там своих соперников. Однако эта политика оставалась внутренне противоречивой, И не только потому, что в ней преобладали административные меры и недооценивалось значение частного предпринимательства. Главное заключалось в том, что самому курсу правительства не хватало сбалансированности между потребностями промышленности и сельского хозяйства.
Несбалансированность хозяйства стала одной из причин экономического кризиса начала 20 столетия, который затем сменился длительной "депрессией" 1904-1908 годов. С 1909 по 1913 год начинается экономический подъем. В результате прошедшего кризиса слабые, маленькие предприятия разорились, ускорился процесс концентрации промышленного производства. В 80 - 90 годы временные предпринимательские объединения замещаются крупными монополиями; картелями, синдикатами (Продуголь, Проднефть и т.д.). Одновременно с этим идет укрепление банковской системы (Русско-Азиатский, Петербургский международный банки). В начале 20 века Россия являлась средне развитой страной. Наряду с высоко развитой индустрией в экономике страны большой удельный вес принадлежал раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства - от мануфактурного до патриархально-натурального. Русская деревня как в зеркале отражала пережитки феодализма: крупные помещичьи землевладения, отработки, являющие собой прямой пережиток барщины. Крестьянское малоземелье, община с её переделами тормозили модернизацию крестьянского хозяйства.
Социально-классовая структура страны отражала характер и уровень её экономического развития. Наряду с формированием классов буржуазного общества (буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат), в нем продолжали существовать и сословные деления - наследие феодальной эпохи. Буржуазия занимает ведущую роль в экономике страны 20 века. До этого она не играла какой-либо самостоятельной роли в общественно-политической жизни страны, так как она была полностью зависима от самодержавия и оставалась аполитичной и консервативной силой.
Дворянство, которое сосредоточило более 60% всех земель, было главной опорой самодержавия, хотя в социальном плане оно теряло свою однородность, сближаясь с буржуазией.
Крестьянство включало около 75% населения страны. Оно состояло из: кулаков (20%), середняков (30%), бедняков (50%). И, естественно, между ними возникали противоречия.
Наемные рабочие, в начале 20 века, составляли около 17 млн. человек. Этот класс был не однороден. Большая часть рабочих состояла из недавно пришедших в город крестьян, еще не потерявших связь с землёй. Ядром этого класса стал фабрично-заводской пролетариат, насчитывавший более трёх миллионов человек.
Политическим строем в России оставалась абсолютная монархия. Хотя в 70-ых годах 19 века был сделан шаг по пути превращения государственного строя в буржуазную монархию, царизм сохранил все атрибуты абсолютизма. Закон гласил: "Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный".
Высшим судебным органом был сенат. Исполнительная власть осуществлялась двумя министерствами, контролируемыми комитетом министров.
Особой проблемой в эти годы был национальный вопрос. Около 57% населения России были не русского происхождения, они подвергались всякого рода дискриминации со стороны русских чиновников. В этих отношениях Россия не только притесняла те или иные народы, но и сталкивала их между собой. Многие под давлением русскоязычного населения эмигрировали в ближайшие страны запада, причём заметную часть эмигрантов составляли люди, которые целью своей жизни ставили борьбу с царизмом.
Хронология………………………………………………………..…….3
1. Либерализация цен в России……………………………………….4
2. Либерализация внешней торговли…………………………………6
3. Приватизация………………………………………………………..7
4. Результат реформ……………………………………………………9
5. Социальные последствия………………………………………..….14
5.1 Ухудшение здоровья и рост смертности……………………….…14
5.2. Ухудшение питания…………………………………………….….15
5.3. Рост преступности…………………………………………………16
Литература………………………………………………………………18
Хронология
· январь 1992 - либерализация цен, гиперинфляция, начало ваучерной приватизации.
· 11 июня 1992 - постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 2980-I утверждена «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.»
· июль-сентябрь 1993 - падение темпов инфляции, отмена рубля СССР (денежная реформа).
· с 17 августа 1998 - экономический кризис, дефолт по внутренним обязательствам (ГКО, ОФЗ), четырёхкратный обвал курса рубля.
1. Либерализация цен в России
В начале 1992 г. в стране начала проводиться радикальная экономическая реформа, в частности, 2 января 1992 г. вступил в силу Указ Президента РСФСР «О мерах по либерализации цен». Уже впервые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами. Но монетарная политика эмиссии денег (в том числе и в бывших союзных республиках) привела к гиперинфляции: резкому снижению реальных зарплат и пенсий, обесцениванию банковских накоплений, резкому падению уровня жизни.
По мнению академика РАН Н. П. Шмелёва, Егор Гайдар фактически ограбил страну тем, что не ввёл инфляционный коэффициент на вклады в сберегательных кассах. По словам Шмелёва, была возможность через акционирование предприятий распродать основные фонды самим предприятиям и работникам, это позволило бы наполнить предприятия оборудованием: «Не отнимать, а потом делить между мошенниками, а дать людям через акционирование гораздо больше».
Экономика, вышедшая из-под контроля правительства, страдала от финансовых спекуляций, падения курса рубля по отношению к твёрдой валюте. Кризис неплатежей и замена денежных расчётов бартером ухудшали общее состояние хозяйства страны. Результаты реформ стали очевидны к середине 1990-х годов. С одной стороны, в России начала формироваться многоукладная рыночная экономика, улучшились политические и экономические связи со странами Запада, была провозглашена в качестве приоритета государственной политики защита прав и свобод человека. Но в 1991-1995 гг. ВВП и промышленное производство упали более чем на 20 %, уровень жизни большинства населения резко снизился, инвестиции за 1991-1998 годы упали на 70 %.
Разрушение советского государственного аппарата регулирования цен и либерализация цен привели к огромным диспаритетам в ценах и финансовом положении предприятий и отраслей. В условиях практически полной монополизации производства, либерализация цен фактически привела к смене органов, которые их устанавливают: вместо государственного комитета этим стали заниматься сами монопольные структуры, следствием чего являлось резкое повышение цен и одновременное снижение объёмов производства. Таким образом, проявился типично монопольный эффект. В результате, государственная система ценообразования была фактически заменена не рыночной, а монопольной, свойством которой является повышенный уровень рентабельности при низком объёме выпуска продукции, что в свою очередь приводит к ускорению инфляции и к сокращению производства.
Либерализация цен привела к галопирующей инфляции, росту неплатежей, обесценению заработной платы, обесценению доходов и сбережений населения, росту безработицы, а также к усилению проблемы нерегулярности выплаты заработков.
Вследствие либерализации цен к середине 1992 года российские предприятия остались практически без оборотных средств.
Либерализация цен привела к тому, что рост цен значительно обогнал рост денежной массы, следствием чего являлось её реальное сжатие. Так, за 1992-1997 годы индекс-дефлятор ВВП и индекс потребительских цен выросли примерно в 2400 раз, в то же время агрегат денежной массы М2 увеличился примерно в 280 раз. В результате «реальная» денежная масса сократилась 8 с лишним раз. При этом не произошло такого же увеличения скорости оборачиваемости денег, что могло бы компенсировать сжатие. Положение усугублялось тем, что в результате приватизации на денежную массу легла дополнительная нагрузка по обслуживанию акций, облигаций и т. п., которые ранее не являлись объектами сделок. Вследствие этих процессов к 2000 году денежная масса стала составлять около 15 % ВВП, при том, что в странах с переходной экономикой она составляла тогда 25-30 % ВВП, а в развитых странах - 60-100 % ВВП. При нехватке денег они стали настолько дорогими, что реальный сектор экономики оказался оголён от финансовых ресурсов. Отсутствие денег в экономике также ускорило развитие других негативных процессов: падения экономического роста, восполнения недостающей денежной массы суррогатами и усиления натурализации обмена (бартерных операций).
2. Либерализация внешней торговли
В 1992 году одновременно с либерализацией внутренних цен была произведена либерализация внешней торговли. Она была осуществлена задолго до того, как внутренние цены пришли к равновесным значениям. Как следствие продажа некоторых сырьевых ресурсов (нефти, цветных металлов, топлива) в условиях низких экспортных тарифов, разницы внутренних и мировых цен, слабого контроля на таможне стала сверхприбыльной. Как писал академик РАН В. М. Полтерович, при такой доходности внешних операций с сырьём инвестиции в развитие производства потеряли смысл, а «целью стало получение доступа к внешнеторговым операциям». По мнению В. М. Полтеровича, «это способствовало росту коррупции и преступности, росту неравенства, повышению внутренних цен и спаду производства». Другим следствием либерализации торговли стал поток дешёвых импортных потребительских товаров, устремившийся на российский рынок. Этот поток привёл к обрушению отечественной лёгкой промышленности, которая к 1998 году стала производить менее 10 % от уровня до начала реформ.
3. Приватизация
Стоимость основных фондов всей промышленности РСФСР по состоянию на 1990 год оценивается в $1,1 трлн.
3 июля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», в статье 17 которого было записано: «определение начальной цены для продажи предприятия по конкурсу (на аукционе) или величины уставного капитала акционерного общества» должно производиться «на основании оценки предприятия по его предполагаемой доходности (в случае его сохранения)» . Вопреки этому Госкомимущество с января 1992 года стало разрабатывать методику оценки приватизируемых предприятий по остаточной стоимости их имущества без учёта инфляции. В результате многие предприятия были проданы по ценам, в десятки раз меньшим их реальной стоимости.
Летом 1992 года началось осуществление программы приватизации. К тому времени в результате проведённой либерализации цен российские предприятия остались практически без оборотных средств. Реформаторы стремились провести приватизацию максимально быстро, потому что главной целью приватизации они видели не создание эффективной системы хозяйствования, а формирование слоя собственников как социальной опоры реформ. «Обвальный» характер приватизации предопределил её практически бесплатный характер и массовые нарушения законодательства.
В 1990-х годах ряд крупнейших российских предприятий были приватизированы на залоговых аукционах и перешли в руки новых владельцев по ценам, многократно заниженным по сравнению с их реальной стоимостью. 145 тыс. государственных предприятий было передано новым владельцам по в десятки тысяч раз заниженной общей стоимости всего около $1 млрд. Из 500 крупнейших российских предприятий примерно 80 % были проданы по цене менее $8 млн каждое
В результате приватизации в России сформировался класс так называемых «олигархов». В то же время, появилось колоссальное количество людей, живущих ниже уровня бедности.
Одним из основных аргументов за приватизацию и ликвидацию структур хозяйственного управления в СССР и в России были слишком большие размеры предприятий, а также монополизация и централизация советской экономики. Ради демонополизации любому входящему в объединение предприятию было разрешено приватизироваться отдельно от этого объединения. Как правило это приводило к тяжким негативным последствиям.
Большая часть населения России негативно относится к итогам приватизации. Как показывают данные нескольких социологических опросов, около 80 % россиян считают её нелегитимной и выступают за полный или частичный пересмотр её итогов. Около 90 % россиян придерживаются мнения, что приватизация проводилась нечестно и крупные состояния нажиты нечестным путем (с этой точкой зрения согласны 72 % предпринимателей). Как отмечают исследователи, в российском обществе сложилось устойчивое, «почти консенсусное» неприятие приватизации и образованной на её основе крупной частной собственности.
4. Результаты реформ
График годового изменения реального ВВП России с 1991 года
График годового реального ВВП России с 1991 года
Особенности экономического и политического положения в России в конце XIX - начале XX века, промышленный подъем и экономический кризис начала XX ст. из-за несбалансированного хозяйства. Сущность и предпосылки аграрной реформы Столыпина, причины провала.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
КАФЕДРА ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
по дисциплине: «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»
«РЕФОРМЫ РЕФОРМАТОРОВ XX ВЕКА»
АСТРАХАНЬ 200 9
- В ведение3
- 1. Экономическое и политическое положение в России в конце 19 - начале 20 века 4
- 2. Политическая карьера столыпина 8
- 3. Столыпинская реформа 9
- 3.1 Разрушение общины и развитие частной собственности 10
- 3.2 Крестьянский банк 11
- 3.3 Переселение крестьян 12
- 3.4 Кооперативное движение 13
- 3.5 Агрокультурные мероприятия 14
- 4. Результаты реформы 15
- 5. Причины неудачи аграрной реформы 17
- 6. Реформы 50-х 60-х годов 20 века 18
- 7. Смена политического курса 19
- 8. Изменения в сфере сельского хозяйства 21
- 9. Изменения в сфере промышленности 26
- 10. Изменение во внешней политике 31
- 11. Кризис власти. смещение Н.С. Хрущёва 32
- 12. Б.Н. ельцин 35
- Заключение 39
- Список литературы 40
Реферат: Экономические реформы 1990 г. 20 века в России
Хронология………………………………………………………..…….3
1. Либерализация цен в России……………………………………….4
2. Либерализация внешней торговли…………………………………6
3. Приватизация………………………………………………………..7
4. Результат реформ……………………………………………………9
Наука и НИКОКР……………………………………………………….…11
в ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ…………………………………….………11
Агропромышленный комплекс………………………………………...…13
Транспорт……………………………………………………………....…...13
5. Социальные последствия………………………………………..….14
5.1 Ухудшение здоровья и рост смертности……………………….…14
5.2. Ухудшение питания…………………………………………….….15
5.3. Рост преступности…………………………………………………16
Литература………………………………………………………………18
Хронология
· 19 декабря 1991 - постановление Правительства РСФСР № 55 «О мерах по либерализации цен».
· январь 1992 - либерализация цен, гиперинфляция, начало ваучерной приватизации.
· 11 июня 1992 - постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 2980-I утверждена «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.»
· июль-сентябрь 1993 - падение темпов инфляции, отмена рубля СССР (денежная реформа).
· с 17 августа 1998 - экономический кризис, дефолт по внутренним обязательствам (ГКО , ОФЗ ), четырёхкратный обвал курса рубля.
1. Либерализация цен в России
В начале 1992 г. в стране начала проводиться радикальная экономическая реформа, в частности, 2 января 1992 г. вступил в силу Указ Президента РСФСР «О мерах по либерализации цен» . Уже впервые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами. Но монетарная политика эмиссии денег (в том числе и в бывших союзных республиках ) привела к гиперинфляции: резкому снижению реальных зарплат и пенсий, обесцениванию банковских накоплений , резкому падению уровня жизни .
По мнению академика РАН Н. П. Шмелёва , Егор Гайдар фактически ограбил страну тем, что не ввёл инфляционный коэффициент на вклады в сберегательных кассах. По словам Шмелёва, была возможность через акционирование предприятий распродать основные фонды самим предприятиям и работникам, это позволило бы наполнить предприятия оборудованием: «Не отнимать, а потом делить между мошенниками, а дать людям через акционирование гораздо больше» .
Экономика, вышедшая из-под контроля правительства, страдала от финансовых спекуляций, падения курса рубля по отношению к твёрдой валюте. Кризис неплатежей и замена денежных расчётов бартером ухудшали общее состояние хозяйства страны. Результаты реформ стали очевидны к середине 1990-х годов. С одной стороны, в России начала формироваться многоукладная рыночная экономика, улучшились политические и экономические связи со странами Запада, была провозглашена в качестве приоритета государственной политики защита прав и свобод человека. Но в 1991-1995 гг. ВВП и промышленное производство упали более чем на 20 %, уровень жизни большинства населения резко снизился, инвестиции за 1991-1998 годы упали на 70 %.
Разрушение советского государственного аппарата регулирования цен и либерализация цен привели к огромным диспаритетам в ценах и финансовом положении предприятий и отраслей. В условиях практически полной монополизации производства, либерализация цен фактически привела к смене органов, которые их устанавливают: вместо государственного комитета этим стали заниматься сами монопольные структуры, следствием чего являлось резкое повышение цен и одновременное снижение объёмов производства. Таким образом, проявился типично монопольный эффект. В результате, государственная система ценообразования была фактически заменена не рыночной, а монопольной, свойством которой является повышенный уровень рентабельности при низком объёме выпуска продукции, что в свою очередь приводит к ускорению инфляции и к сокращению производства.
Либерализация цен привела к галопирующей инфляции, росту неплатежей, обесценению заработной платы, обесценению доходов и сбережений населения, росту безработицы, а также к усилению проблемы нерегулярности выплаты заработков.
Вследствие либерализации цен к середине 1992 года российские предприятия остались практически без оборотных средств.
Либерализация цен привела к тому, что рост цен значительно обогнал рост денежной массы, следствием чего являлось её реальное сжатие. Так, за 1992-1997 годы индекс-дефлятор ВВП и индекс потребительских цен выросли примерно в 2400 раз, в то же время агрегат денежной массы М2 увеличился примерно в 280 раз. В результате «реальная» денежная масса сократилась 8 с лишним раз. При этом не произошло такого же увеличения скорости оборачиваемости денег, что могло бы компенсировать сжатие. Положение усугублялось тем, что в результате приватизации на денежную массу легла дополнительная нагрузка по обслуживанию акций, облигаций и т. п., которые ранее не являлись объектами сделок. Вследствие этих процессов к 2000 году денежная масса стала составлять около 15 % ВВП, при том, что в странах с переходной экономикой она составляла тогда 25-30 % ВВП, а в развитых странах - 60-100 % ВВП. При нехватке денег они стали настолько дорогими, что реальный сектор экономики оказался оголён от финансовых ресурсов. Отсутствие денег в экономике также ускорило развитие других негативных процессов: падения экономического роста, восполнения недостающей денежной массы суррогатами и усиления натурализации обмена (бартерных операций).
2. Либерализация внешней торговли
В 1992 году одновременно с либерализацией внутренних цен была произведена либерализация внешней торговли. Она была осуществлена задолго до того, как внутренние цены пришли к равновесным значениям. Как следствие продажа некоторых сырьевых ресурсов (нефти, цветных металлов, топлива) в условиях низких экспортных тарифов, разницы внутренних и мировых цен, слабого контроля на таможне стала сверхприбыльной. Как писал академик РАН В. М. Полтерович, при такой доходности внешних операций с сырьём инвестиции в развитие производства потеряли смысл, а «целью стало получение доступа к внешнеторговым операциям». По мнению В. М. Полтеровича, «это способствовало росту коррупции и преступности, росту неравенства, повышению внутренних цен и спаду производства». Другим следствием либерализации торговли стал поток дешёвых импортных потребительских товаров, устремившийся на российский рынок. Этот поток привёл к обрушению отечественной лёгкой промышленности, которая к 1998 году стала производить менее 10 % от уровня до начала реформ.
3. Приватизация
Стоимость основных фондов всей промышленности РСФСР по состоянию на 1990 год оценивается в $1,1 трлн.
3 июля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», в статье 17 которого было записано: «определение начальной цены для продажи предприятия по конкурсу (на аукционе) или величины уставного капитала акционерного общества» должно производиться «на основании оценки предприятия по его предполагаемой доходности (в случае его сохранения)» . Вопреки этому Госкомимущество с января 1992 года стало разрабатывать методику оценки приватизируемых предприятий по остаточной стоимости их имущества без учёта инфляции. В результате многие предприятия были проданы по ценам, в десятки раз меньшим их реальной стоимости.
Летом 1992 года началось осуществление программы приватизации. К тому времени в результате проведённой либерализации цен российские предприятия остались практически без оборотных средств. Реформаторы стремились провести приватизацию максимально быстро, потому что главной целью приватизации они видели не создание эффективной системы хозяйствования, а формирование слоя собственников как социальной опоры реформ. «Обвальный» характер приватизации предопределил её практически бесплатный характер и массовые нарушения законодательства.
В 1990-х годах ряд крупнейших российских предприятий были приватизированы на залоговых аукционах и перешли в руки новых владельцев по ценам, многократно заниженным по сравнению с их реальной стоимостью. 145 тыс. государственных предприятий было передано новым владельцам по в десятки тысяч раз заниженной общей стоимости всего около $1 млрд. Из 500 крупнейших российских предприятий примерно 80 % были проданы по цене менее $8 млн каждое
В результате приватизации в России сформировался класс так называемых « олигархов ». В то же время, появилось колоссальное количество людей, живущих ниже уровня бедности.
Одним из основных аргументов за приватизацию и ликвидацию структур хозяйственного управления в СССР и в России были слишком большие размеры предприятий, а также монополизация и централизация советской экономики. Ради демонополизации любому входящему в объединение предприятию было разрешено приватизироваться отдельно от этого объединения. Как правило это приводило к тяжким негативным последствиям.
Большая часть населения России негативно относится к итогам приватизации. Как показывают данные нескольких социологических опросов, около 80 % россиян считают её нелегитимной и выступают за полный или частичный пересмотр её итогов. Около 90 % россиян придерживаются мнения, что приватизация проводилась нечестно и крупные состояния нажиты нечестным путем (с этой точкой зрения согласны 72 % предпринимателей). Как отмечают исследователи, в российском обществе сложилось устойчивое, «почти консенсусное» неприятие приватизации и образованной на её основе крупной частной собственности.
4. Результаты реформ
График годового изменения реального ВВП России с 1991 года
График годового реального ВВП России с 1991 года
Динамика реальной начисленной заработной платы в России в 1991-2008 годах, в % к уровню 1991 года.
· По мнению академика РАН А. Д. Некипелова , реформы 1990-х годов (в частности, максимальная либерализация экономической деятельности, произвольное распределение госсобственности, финансовая стабилизация за счёт жёсткого ограничения совокупного спроса) привели к созданию убогой квазирыночной системы, особенностями которой были «беспрецедентная натурализация хозяйственной деятельности, устойчивое значительное превышение процентной ставкой уровня отдачи капитала в реальном секторе и неизбежная в этих условиях ориентация всей экономики на финансово-торговые спекуляции и растаскивание ранее созданного богатства, хронический фискальный кризис, вызванный возникновением „дурной последовательности“: „ дефицит бюджета - сокращение государственных расходов - спад производства и разрастание неплатежей - сокращение налоговых поступлений - дефицит бюджета“».
· Под влиянием гиперинфляции произошла глубокая деформация всех стоимостных пропорций и соотношения цен на продукцию отдельных отраслей, изменившая стоимостные основания финансовой, бюджетной и кредитно-денежной системы. Индекс потребительских цен с 1992 г. по 1995 г. увеличился в 1187 раз, а номинальная зарплата - в 616 раз. Тарифы на грузовые перевозки увеличились за те годы в 9,3 тыс. раз, а индекс цен реализации продукции сельского хозяйства производителями продукции повысился всего в 780 раз, в 4,5 раз меньше, чем в промышленности. Неравновесие доходов и расходов достигло за годы преобразований такого уровня, что механизм неплатежей перестал справляться с его сбалансированием.
· Заметное обеднение едва ли не большинства населения России в начале 90-х годов: жизненный уровень основной массы населения снизился по многим характеристикам в 1,5-2 раза - до показателей 60-70-х годов .
· Структура промышленного производства за годы преобразований также изменилась. Произошло снижение наукоемких производств, техническая деградация экономики, свертывание современных технологий. Падение производства в России по своим масштабам и длительности значительно превысило все известные в истории кризисы мирного времени. В машиностроении, промышленном строительстве, легкой, пищевой промышленности и во многих других важнейших отраслях производство сократилось в 4-5 раз, расходы на научные исследования и конструкторские разработки - в 10 раз, а по отдельным направлениям - в 15-20 раз. Главным источником экспортных доходов являлись сырьевые ресурсы. Удельный вес сферы услуг вырос, однако доля личных услуг сократилась, а доля услуг сферы обращения увеличилась. Экспорт сырья позволял финансировать первоочередные бюджетные нужды, но внешнеэкономические связи выступали скорее как текущий конъюнктурный стабилизатор экономики, а не механизм повышения конкурентоспособности. Иностранные кредиты, полученные Россией на преобразования и стабилизацию экономики являлись важным средством сбалансированности бюджета. За 15 лет, прошедших с начала рыночных реформ в России, один из наиболее существенных спадов по сравнению с другими отраслями промышленности испытало судостроение.
· При переходе к рыночной экономике появился рынок труда, увеличилась безработица. По методологии Международной организации труда (МОТ ), на начало 2003 г. безработными были 7,1 % экономически активного населения (без учета скрытой безработицы). Разрыв между минимальными и максимальными уровнями безработицы по регионам составил 36 раз.
· В конце 1998 и начале 1999 годов обозначилась тенденция к экономическому росту. После девальвации августа 1998 г. была резко снижена конкурентоспособность импорта, что увеличило спрос на отечественные товары пищевой промышленности и других отраслей. Важнейшим фактором экономического роста являлся рост объемов производства на всех предприятиях топливно-энергетического комплекса, где стремились компенсировать убытки от падения цен на мировых рынках - экспорт по стоимости сокращался в течение 1998 г., в физических объемах - увеличивался.
· Либерализация ценообразования сняла проблемы товарного дефицита конца 80-х, но вызвала снижение жизненного уровня большинства населения, гиперинфляцию (ликвидации сбережений).
· Ряд экономистов полагает, что причиной экономического подъёма в России (и других странах бывшего СССР) начиная с 1999 года является, прежде всего, переход от плановой к рыночной экономике, осуществлённый в 1990-е годы.
· Как полагает доктор экономики, профессор Гарвардского университета Янош Корнаи , в России произошло развитие «абсурдной, извращенной и крайне несправедливой формы олигархического капитализма». Руслан Гринберг, член-корреспондент РАН, директор Института экономики РАН также отмечал, что в результате политики Ельцина и реформаторов сформировался «олигархический капитализм».
· Либерализация цен и новая налоговая политика оказали разрушительное воздействие на частное предпринимательство. За 1992 год в России число малых предприятий в сфере производства резко сократилось.
· Либерализация цен и либерализация внешней торговли привели к высоким темпам роста цен в российской экономике, а также к кардинальным и негативным для развития экономики изменениям ценовых пропорций.
4.1. Наука и НИОКР
Во время реформ было резко сокращено финансирование науки и НИОКР . В 1992-1997 годах расходы на науку сократились в 6 раз. В 1990 году расходы на науку составляли 5,5-6 % ВВП, а в 1992 году - 1,9 % . В издании РАН отмечалось, что это было сознательной установкой:
Резкое сокращение финансирования НИОКР было связано не только с кризисными процессами в экономике. Оно обосновывалось теоретически. Из «экономического детерминизма» следовал вывод (и воплощался на практике в России в первой половине 90-х годов, когда экономические реформы проводились без социальных амортизаторов) о необходимости сокращения бюджетных расходов на образование, медицину, науку и другие отрасли социальной сферы, о достаточности для населения нашей страны обязательного семилетнего образования и т. д.
В годы реформ ухудшился социальный статус научного работника, снизился престиж научного труда. Существенно сократилась оплата труда научных работников.
Сотрудник ГУ-ВШЭ Наталия Кутепова отмечает:
Научные сотрудники и члены их семей с начала реформ попали в число бедных слоев населения. Более 70 % дохода в среднем научным работникам приходилось тратить на покупку минимального набора продуктов и коммунальные платежи, в то время как в промышленности эта доля составляла около 40 %. Таким образом, социальное положение сферы НИОКР ухудшалось с начала реформ более ощутимо по сравнению с положением многих других групп.
При этом выплата небольших заработков нередко задерживалась .
За два года после начала реформ только в академической науке произошло сокращение численности работников на 32 %. Сокращение численности нучных работников было связано, в частности, со снижением оплаты труда, спадом производства на протяжении 90-х годов, структурными сдвигами экономики (сокращением спроса на высокотехнологичную продукцию) .
Директор Института США и Канады РАН Сергей Рогов в 2010 году писал:
В результате непродуманных реформ в 1990-е годы значительная часть отраслевой науки была приватизирована и бесследно исчезла. Резко сократилось бюджетное финансирование НИОКР. Уменьшилась почти в три раза численность научных исследователей. Произошла утрата целых научных школ. Сложившаяся ситуация - это результат применения в России неолиберальных экономических концепций, согласно которым любое государственное вмешательство в экономику ведет к негативным последствиям.
По его словам, «последние двадцать лет мы жили за счет научно-технологического задела, созданного в Советском Союзе».
Д.э.н. А. Е. Варшавский и д.т. н. О. С. Сироткин считают, что в 1990-1997 годах научный потенциал страны сократился на 35-40 %. Денежная оценка потерь научного потенциала в течение переходного периода (до 1997 года), по их расчётам, составляет, как минимум, 60-70 млрд долл.
4.2. В отраслях экономики
4.2.1. Агропромышенный комплекс
Реформы привели к значительному сокращению объемов производства в сельском хозяйстве. За годы реформ произошло сокращение посевных площадей, сбора зерна, поголовья скота. Так, за 1990-1999 годы поголовье крупного рогатого скота сократилось с 45,3 до 17,3 млн, поголовье свиней - с 27,1 до 9,5 млн.
Производство зерна за 1990-1999 годы сократилось со 113,5 до 47,8 млн. тонн, молока - с 41,4 до 15,8 млн. тонн. [ Площадь сельскохозяйственных угодий сократилась с 202,4 до 152,7 млн. га, посевная площадь - с 112,1 до 73,0 млн. га.
В результате либерализации цен и приватизации предприятий замыкающей стадии агропромышленного производства (хранение, переработка и транспортировка сельхозпродукции), которые являются региональными монополистами, в первые же годы сначала реформ розничные цены на мясо и молоко выросли примерно в 4 раза больше, чем мясокомбинаты, молокозаводы и посредники платили сельским жителям.
В годы реформ власти проводили раздробление и изменение организационного типа большинства крупных сельскохозяйственных предприятий (колхозов и совхозов).
В животноводстве происходил регресс в технологии и санитарии. В «Государственном докладе о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1992 году» (М., 1993) отмечалось: «Настораживает расширение ареала синантропного трихинеллеза и увеличивающееся число заражающихся… Заболеваемость трихинеллезом, имеющая вспышечный характер, регистрировалась в 40 административных территориях Российской Федерации. Все вспышки трихинеллеза возникли в результате бесконтрольной торговли свининой подворного убоя без проведения санитарно-ветеринарной экспертизы… Прогноз по заболеваемости населения гельминтозами неблагоприятный. Отсутствие лечебных средств сводит на нет многолетние усилия учреждений здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы по оздоровлению очагов гельминтозов. Развитие и интенсификация индивидуальных хозяйств (частное свиноводство, выращивание овощей, зелени, ягодных культур с использованием необезвреженных нечистот для удобрения) приводит к загрязнению почвы, овощей, ягод, инвазии мяса и мясопродуктов» .
4.2.2. Транспорт
В докладе Межгосударственного совета по антимонопольной политике от 2008 года отмечалось:
До начала 90-х годов XX века авиационное сообщение в бывшем СССР развивалось очень высокими темпами, и в 1989 году показатели находились на уровне развитых стран. Экономический и политический кризис в 90-е годы привел к резкому сокращению авиаперевозок. В это время произошло примерно четырёхкратное сокращение как объемов перевозки пассажиров, так и пассажирооборота. Основной спад пришелся на начало 90-х годов.
5. Социальные последствия
5.1. Ухудшение здоровья и рост смертности
Средняя продолжительность жизни в России в 1990-2009 годах
В 90-е годы произошло значительное ухудшение здоровья населения и роста смертности. Так, в докладе Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации «О современном состоянии смертности населения Российской Федерации» отмечалось: «С 1989 года по 1995 год число умерших увеличилось в России с 1,6 млн человек в 1989 году до 2,2 млн человек в 1995 году, то есть в 1,4 раза» . В докладе говорилось: «Беспрецедентный рост смертности населения России в 90-е годы проходит на фоне резкого ухудшения здоровья населения» . Как отмечалось в докладе, на ситуацию повлияли долговременные и современные факторы. Доклад резюмировал, что «наиболее ощутимой жертвой негативных сторон реформирования общества» стало население и его здоровье. В основе скачкообразного и обвального роста смертности в 90-е годы лежало ухудшение качества жизни большинства населения, связанное с затяжным социально-экономическим кризисом: ростом безработицы, длительными задержками выплаты заработной платы , пенсий, социальных пособий , ухудшением качества питания, снижением доступности социальных услуг, затяжным психологическим стрессом, неуверенностью в своём будущем и будущем детей, ростом криминализации, алкоголизма и алкоголизации общества в целом, как реакции на устойчивое чувство незащищенности и неуверенности, наркомании .
Директор Института социально-экономических проблем народонаселения Наталья Римашевская , обобщая исследования медиков, отмечала, что «реформы, безусловно, нанесли ущерб состоянию здоровья людей, спровоцировав рост смертности прежде всего трудоспособного населения». Главную причину ухудшения демографического воспроизводства она видит не в инерционности демографических процессов, а в «существенном снижении качества условий и уровня жизни, социальных напряжениях и нестабильности, непреодолимых трудностях адаптации перехода к рынку» .
Наиболее негативным последствием системного, прежде всего экономического кризиса в России явился рост смертности населения. В 1990-е гг. число умерших превысило уровень 1980-х гг. на 4,9 млн человек, а по сравнению с семидесятыми годами возросло на 7,4 млн. Если взять возрастные показатели смертности населения в 1980-е гг. и числа умерших в тех же возрастах в 1990-е, то можно получить излишек умерших в последнем десятилетии в сравнении с предшествующим. Этот излишек, а вернее сверхсмертность в 1991-2000 гг. составила примерно 3-3,5 млн человек, а вместе с потерями, приходящимися на трехлетие XXI века - около 4 млн человек. Для сравнения д.э.н . из ИСПИ РАН Л. Л. Рыбаковский приводит данные, что сверхсмертность в годы Великой Отечественной войны, включая гибель населения в блокадном Ленинграде, составила примерно 4,2 млн человек. Среди умерших в мирные девяностые годы возросла доля предотвратимых в других социально-экономических условиях смертей. При этом, сокращение рождаемости в 1990-е гг. было столь значительным, что также уместны аналогии с Великой Отечественной войной .
5.2. Ухудшение питания
За годы реформ сократилось потребление ряда важнейших продуктов питания. Главный научный сотрудник Института экономики РАН Ренальд Симонян , характеризуя изменение питания за годы реформ, говорит о резком ухудшении его структуры, недостатке белков и витаминов .
В СССР во второй половине 80-х годов потребление мяса и мясопродуктов увеличилось с 67 кг в 1985 году до 75 кг в 1990 году (при физиологическом минимуме - 26,6 кг и норме сбалансированного питания - 78 кг на человека в год). В течение 90-х годов оно быстро снижалось и к 1999-2000 годам упало до 45 кг, или в 1,7 раза . Потребление рыбы и рыбопродуктов в начале 90-х годов сократилось вдвое и затем оставалось на уровне 10 кг в год (что меньше минимального размера потребления). Потребление молока и молочных продуктов сократилось за 90-е годы в 1,8 раза .
В Государственном докладе «О состоянии здоровья населения Российской федерации в 1999 году» говорилось, что «cтруктура питания населения характеризуется продолжающимся снижением потребления биологически ценных продуктов питания» .
Академик РАМН Борис Величковский отмечал: «Ведущим фактором в детской возрастной группе является недостаточное питание. Отсутствие полноценного питания привело к тому, что в 1999 г. 10 % призывников отличались дефицитом веса; более 40 % беременных женщин страдали анемией, а большинство детей и молодежи не получало необходимого набора пищевых веществ и витаминов».
Социолог Сергей Кара-Мурза обращал внимание, что общий спад потребления продуктов распределился неравномерно среди разных групп населения. Больше всего пострадали группы с небольшими доходами: «В этой части населения потребление самых необходимых для здоровья продуктов упало до крайне низкого уровня, при котором начинаются физиологические изменения в организме и деградация здоровья. В результате реформ произошло резкое расслоение населения РФ по типу питания - не только в качественном, но и в количественном отношении. В обедневшей части населения возникло массовое недоедание» . Так, в 1997 году 20 % населения с самыми низкими доходами потребляли мяса 26 кг в год, молока - 130 кг в год, овощей - 44 кг в год на человека . По оценкам Ренальда Симоняна, доля населения, питание у которого упало до уровня физиологической деградации, достигает 30 %.
Кроме того, в результате реформ значительная часть продуктов питания, поступавших в торговлю, была фальсифицирована .
5.3. Рост преступности
Динамика числа тяжких и особо тяжких преступлений в России в 1992-2010 годах, в тысячах.
«Либеральные» реформы, как отмечают исследователи, вызвали значительный рост преступности в России. Факторами роста преступности являлись, в частности, обнищание населения, ослабление милиции и судебной системы в результате недофинансирования, ослабление моральных норм.
Серьёзную роль в жизни страны стала играть организованная преступность . Преступники стали более агрессивными и жестокими, возросло число повторно совершённых преступлений (рецидивов). Доля безработных среди осуждённых преступников за 1990-1999 годы выросла с 17 до 56 %.
В издании ИСЭПН РАН говорилось, что в советское время уровень преступности был на «довольно низком уровне», а рыночные реформы повлекли её рост. Опросы общественного мнения показывали, что население утрачивало чувство защищённости от преступных посягательств: так, в 1993-1994 годах доля людей, сильно обеспокоенных ростом преступности, выросла до 64-68 %. Издание констатировало: «В постсоветские времена большинство граждан страны жило в состоянии постоянного беспокойства за свою жизнь, имущество, жизнь родных и близких».
В 1991-1999 годы, по данным МВД, погибло в результате различных преступлений более 740 тысяч человек. При этом специалисты отмечают высокий уровень латентной преступности : реальное число преступлений было гораздо выше официальных данных статистики. Это происходило из-за того, что потерпевшие или свидетели не обращались в милицию, кроме того, милиция сама старалась занижать число преступлений. Реальное число преступлений могло быть выше в два раза.
Как отмечалось в издании, деформация деятельности правоохранительных органов была вызвана, в первую очередь, «либеральной стратегией реформирования», проводимой властями в 90-е годы. Слом прежней экономической системы, перераспределение госсобственности в частную и другие реформы не учитывали необходимость защиты прав большинства населения посредством сильных правоохранительных органов: «напротив, для проведения реформ в интересах узкой группы людей выгодно было как раз ослабить, поставить в зависимое положение органы правопорядка» . Были изменены условия труда работников правоохранительных органов, сокращено финансирование и произошло резкое снижение зарплаты. Негативными результатами этого стали резкое снижение качества кадров в связи с оттоком профессионалов и коммерциализация правоохранительных органов . Как подчёркивали учёные, «за годы реформ произошла дискредитация самого института милиции в глазах населения, между милицией и населением страны сложилась острая конфликтная ситуация».
Расслоение по доходам
Диспаритеты между секторами экономики, возникшие в результате либерализации и обвальной приватизации, привели к быстрому росту дифференциации доходов населения.
Литература
1. Симонян Р. Х. О некоторых социокультурных итогах российских экономических реформ 90-х годов // Мир перемен. 2010. № 3. С.98-114.
2. Гайдар Е. Т., Чубайс А. Б. Экономические записки. - М.: «Российская политическая энциклопедия», 2008. - 192 с. - ISBN 978-5-8243-1066-5 .
3. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1991-1997 / под ред. Е.Т. Гайдара - М.: ИЭПП , 1998. - 1096 с.
4. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1998−2002 / под ред. Е. Т. Гайдара. - М.: Дело , 2003. - 832 с. - ISBN 5-7749-0340-0 .
5. С.Г. Кара-Мурза (2002), Белая книга. Экономические реформы в России 1991-2001 , «Алгоритм-Книга». Проверено 24 июня 2011.
6. Экономика России и реформы. Сетевая библиотека
7. Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. - М: Финансы и статистика, 2005
8. И.Г.Калабеков (2011), Российские реформы в цифрах и фактах . Проверено 24 июня 2011.