Резня поощряемая гиппократом 8 букв. Гиппократ

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Дата рождения: 15 апреля 1452 года
Дата смерти: 2 мая 1519 года
Место рождения: поселок Анкиано, Флоренция, Италия

Леонардо да Винчи – легендарная и выдающаяся личность, Леонардо да Винчи - великий ученый и изобретатель которого подарила миру Италия в XV-XVI веках. Он был не только великим художником Высокого Возрождения, но и ученым, писателем, изобретателем, чей вклад на сегодняшний день является неоценимо высок, как для науки, так и для искусства.

15 апреля 1452 года, в поселке Анкиано, вблизи Флоренции, родился младенец. Имя ему дали Леонардо. Родителями Леонардо были крестьянка Катерина и зажиточный нотариус Пьеро. Первые три года Леонардо жил с матерью, так как его отец оставил семью и женился на знатной и состоятельной барышне. Но детей в новой семье не было, и отец забрал Леонардо к себе. Мальчик тяжело переносил разлуку с матерью. Когда юный художник достиг 13 летнего возраста, умирает его мачеха. Повторный брак отца не продлился долго и он опять овдовел. Пьеро хотел, чтоб Леонардо пошел по его стопам, но профессия нотариуса не интересовала мальчика.

Еще будучи юношей Леонардо проявил уникальные способности художника. В 14 лет с подачи отца он едет во Флоренцию и поступает подмастерьем к Андреа Верроккьо. Там он изучает гуманитарные науки, черчение, химию. Работает с металлами и гипсом, рисует и моделирует, проводя все время в мастерской.

В 1473 году старания Леонардо да Винчи оценила Гильдией Святого Луки – ему присвоили квалификацию мастера. В это же время Андреа Верроккьо заказывают картину «Крещение Христа», и он доверяет Леонардо работу над одним из ангелов. Леонардо прекрасно справляется с поставленной задачей – он превзошел работу своего учителя. Вскоре Верроккьо отдаляется от живописи, предоставив эту нишу талантливому ученику, и занимается скульптурой. Леонардо проявляет себя новатором, ищет новые составы красок и открывает для себя живопись маслом, которая только зарождалась в Италии. «Просвещение» является первой самостоятельной работой юного мастера.

Вскоре Леонардо, завороженный образом Мадонны, создает серию картин, посвященных ей. Среди его работ «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»), «Мадонна с вазой», «Мадонна в гроте», «Мадонна Литта», и множество незаконченных эскизов.
В 1481 году представители монастыря Сан Донато а Скопетопоручили Леонардо да Винчи написать работу «Поклонение волхвов», которая осталась незавершенной. Уже тогда да Винчи имел склонность не доводить работу до конца. Леонардо был чужд традициям дворца Лоренцо Медичи, правящим во Флоренции, и покидает город.

В 1482 году, вооружившись собственным творением – серебряной лирой, и виртуозно владея игрой на этом инструменте, Леонардо да Винчи переезжает в Милан. Его принимают ко двору герцога Лодовико Моро. Рекомендуя себя изначально зодчим, инженером военного дела, а уж после художником и скульптором, Леонардо хотел заручиться поддержкой герцогской семьи.

В 1483 году Леонардо да Винчи принял новый заказ от францисканского братства Непорочного зачатия на алтарную картину. Это был его первый заказ в Милане, и он начинает работу над картиной «Мадонна в скалах» или «Мадонна в гроте». Не договорившись с заказчиками об оплате, Леонардо оставляет полотно себе, и завершает его только в 1490-1494 годах.

Вскоре да Винчи становится известным художником в Италии, пишет портреты. Но не все проекты удавалось ему осуществить. Больше века он ваял конную статую Франческо Сфорца, но она не была вылита в бронзе. Из бронзы сделали пушки, а глиняную статую разрушили французы, которые в 1499 году захватили Милан.

Обладая литературным талантом, Леонардо да Винчи пишет заметки, размышления о живописи, науках, внутренней сущности вещей. К сожалению, эти труды не увидел свет при жизни мастера. Только после смерти да Винчи его преемник Франческо Мельци выделил из всех заметок отрывки о живописи и создал «Трактат о живописи», опубликованный в 1651 году.

Будучи великим изобретателем, Леонардо да Винчи стал автором и создателем колесцового замка для пистолета – единственного изобретения, получившее прижизненное признание заслуг мастера. Также сконструировал первый прокатный стан, машину для нанесения насечек на напильники, станок для выделки сукна, принимает участие в создании архитектурного облика Миланского собора. В 1485 году Леонардо предложил чертеж города с идеально четкими расчетами всех параметров и системой канализации, который был отклонен Миланским герцогом.

В 1495 году Леонардо да Винчи начал создавать фреску «Тайная вечеря», в монастырской столовой Санта-Мария деле Грацие, заказанной Лодовико Моро. Работа часто прерывалась и была закончена только в 1498 году.

10 августа 1499 года династия Сфорца пала, Милан оккупировали французские войска. Леонардо да Винчи оставляет Милан.Начинаются его скитания. Мантуе, Венеция, Флоренция. В память того времени остался только рисунок портрета Изабеллы де Эсте.
В конце июля 1502 года Чезаре Борджиа принимает да Винчи себе на службу в качестве военного инженера и архитектора. Леонардо составлял планы крепостей, советовал инженерам, как усовершенствовать оборонные системы.

Март 1503 года возвращает Леонардо да Винчи во Флоренцию, где он создает величайший шедевр – портрет супруги местного купца Франческо дель Джокондо «Мона Лиза» или «Джоконда». Здесь же возвращается к своим занятиям анатомией, точным наукам. В 1512 году создает свой «Автопортрет».
14 сентября 1513 года, когда к власти пришли Медичи,

Леонардо переезжает в столицу. Опекаемый своим другом Джулиано Медичи, увлекавшимся алхимией, да Винчи проектирует новое оборудование папского монетного двора. После смерти в 1517 году Медичи, Мастер переходит на службу к Франциску І, и переезжает во Францию. Там, в маленьком замке Клу и прожил свои последние годы да Винчи, создаваяпроекты архитектурны и улучшения местности.

Леонардо да Винчи покинул мир 2 мая 1519 года, на руках короля Франции Франциска І, близкого друга и был погребен в замке Амбуаз.

Достижения и изобретения Леонардо да Винчи:

1. Неоценимые достижения легендарного творца в зарождении новаторских витков искусства эпохи Великого Возрождения.
2. Изобретение и усовершенствование уникальных механизмов гидравлики:
- вентилятор,
- водолазный костюм,
- ворота для шлюза,
- водяное колесо,
- лодка с гребным колесом,
- плавательные перепончатые перчатки
3. Новации в военной сфере:
- замок с колесом для заводаоружия,
- система уничтожения судов,
- лодка с двойной обшивкой и подводная лодка,
4. Достоянием литературного таланта мастера служат тысячи листов рукописей да Винчи, оставивших потомкам, и раскрывающие безмерную глубину уникальной личности.

Интересное о Метре Леонардо да Винчи:

Был виртуозен в игре на лире,
- Мог одновременно обеими руками писать разные тексты,
- Отказался от мяса еще в детстве,
- Охарактеризовал причину синего цвета неба,
- «Почерк Леонардо» - его наблюдения написаны с использованием отражения зеркала,
- Создал уникальный кулинарный шедевр «От Леонардо» - тушеное мясо, нарезанное тонкими ломтиками, покрытое овощами,
- Да Винчи стал прототипом волшебника игры«Assassin"sCreed 2», где помогает своими уникальными изобретениями главному герою,
- Тревожился несовершенными знаниями греческого языка и латыни,
- Ходят слухи о нетрадиционной сексуальной ориентации Леонардо, так как его личная жизнь покрыта тайной,
- Придумал уйму синонимов слову «пенис»,
- Предположил, что свет Луны является не чем иным, как светом отраженного от Земли Солнца.

Родился Леонардо да Винчи в городке Винчи (или рядом с ним), находящемся западнее Флоренции, 15 апреля 1452 г. Он был незаконнорожденный сын флорентийского нотариуса и крестьянской девушки, воспитывался в доме отца и, будучи сыном образованного человека, получил основательное начальное образование.

1467 год — в возрасте 15 лет Леонардо пошел учеником к одному из ведущих мастеров Раннего Возрождения во Флоренции, Андреа дель Вероккьо; 1472 год — вступил в гильдию художников, изучал основы рисунка и других необходимых дисциплин; 1476 год – так и работал в мастерской Вероккьо, как видно, в соавторстве с самим мастером.

К 1480 году у Леонардо уже были крупные заказы, но спустя 2 года переехал в Милан. В письме к правителю Милана Лодовико Сфорца он представлялся как инженер, военный эксперт и художник. Годы, которые он провел в Милане, были наполнены различными занятиями. Леонардо да Винчи написал несколько картин и знаменитую фреску «Тайная вечеря» и стал старательно и серьезно вести свои записи. Тот Леонардо, которого мы узнаем из его заметок, - это архитектор-проектировщик (создатель новаторских планов, которые никогда не были осуществлены), анатом, гидравлик, изобретатель механизмов, создатель декораций для придворных представлений, сочинитель загадок, ребусов и басен для развлечения двора, музыкант и теоретик живописи.

1499 год — после изгнания Лодовико Сфорца из Милана французами Леонардо уезжает в Венецию, посещает по дороге Мантую, где участвует в строительстве оборонительных сооружений, после возвращается во Флоренцию. В те времена он был настолько увлечен математикой, что и думать не хотел о том, чтобы взять в руки кисть. В течение 12 лет Леонардо все время переезжает из города в город, работает на знаменитого в Романье, проектирует оборонительные сооружения (так и не построенные) для Пьомбино.

Во Флоренции он вступает в соперничество с Микеланджело; кульминацией такого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для Палаццо делла Синьория (также Палаццо Веккьо). Потом Леонардо задумал второй конный монумент, который, подобно первому, так и не был создан. На протяжении всех этих лет он продолжает заполнять свои тетради. В них отражены его идеи, относящиеся к самым разным предметам. Это - теория и практика живописи, анатомия, математика и даже полет птиц. 1513 год — как и в 1499-м, его покровителей изгоняют из Милана…

Леонардо уезжает в Рим, где проводит 3 года под покровительством Медичи. Подавленный и огорченный из за отсутствия материала для анатомических исследований, он занимается экспериментами, которые ни к чему не приводят.

Короли Франции, вначале Людовик XII, потом Франциск I, восхищались произведениями итальянского Возрождения, в особенности «Тайной вечерей» Леонардо. Потому нет ничего удивительного в том, что в 1516 г. Франциск I, хорошо осведомленный о разносторонних талантах Леонардо, приглашает его ко двору, который тогда находился в замке Амбуаз в долине Луары. Как писал скульптор Бенвенуто Челлини, несмотря на то что флорентиец работал над гидравлическими проектами и планом нового королевского дворца, его основное занятие это почетная должность придворного мудреца и советника.

Увлекаясь идеей создания летательного аппарата, флорентиец разработал вначале простейший аппарат (Дедала и Икара) на основе крыльев. Новая его идея — аэроплан с полным управлением. Но воплотить идею в жизнь не удалось из-за отсутствия мотора. Также знаменитая идея ученого — аппарат с вертикальным взлетом и посадкой.

Изучая законы жидкости и гидравлику в целом, Леонардо внес большой вклад в теорию шлюзов, портов канализации, проверив идеи на практике.

Знаменитые картины Леонардо — «Джоконда», «Тайная вечеря», «Мадонна с горностаем», и много других. Леонардо был требователен и точен во всем что делал. Даже перед тем как писать картину, он настаивал на полном изучении объекта перед началом.

Рукописи Леонардо бесценны. Они были полностью опубликованы только в XIX-XX веках. В своих заметках Леонардо да Винчи отмечал не просто размышления, а дополнял их рисунками, чертежами, описанием.

Леонардо да Винчи был талантлив во многих областях, он внес значительный вклад в историю архитектуры, искусства, физики.

Умер Леонардо да Винчи в Амбуазе 2 мая 1519 г.; его картины к этому времени разошлись как правило по частным собраниям, а записки пролежали в разных коллекциях, почти в полном забвении, еще несколько столетий.

Секреты Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи многое шифровал, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того как человечество сможет до них «дозреть». Он писал левой рукой и очень мелкими буковками, справа налево, так что текст выглядел как бы в зеркальном отображении. Он говорил загадками, делал метафорические пророчества, любил составлять ребусы. Леонардо да Винчи не подписывал своих произведений, но на них присутствуют опознавательные знаки. К примеру, если повнимательней присмотреться к картинам, возможно обнаружить символическую взлетающую птицу. Таких знаков, как видно, немало, потому те или иные его сокрытые «детища» неожиданно обнаруживаются на известных полотнах, через столетия. Так, к примеру, было с «Мадонной Бенуа», которую на протяжении долгого времени, в качестве домашней иконы, возили с собой странствующие актеры.

Леонардом был открыт принцип рассеяния (или сфумато). У предметов на его полотнах нет четких границ: все, как в жизни, размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живет, пробуждает фантазию. Чтобы овладеть таким принципом, он советовал упражняться: разглядывать появляющиеся от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах отыскивать образы.

Благодаря эффекту сфумато появилась мерцающая улыбка Джоконды: в зависимости от фокусировки взгляда зрителю кажется, что Джоконда улыбается то нежно, то как бы зловеще. Второе чудо «Моны Лизы» в том, что она «живая». На протяжении столетий ее улыбка изменяется, уголки губ поднимаются выше. Точно так же Мастер смешивал знания различных наук, потому его изобретения со временем находят все больше применений. Из трактата о свете и тени происходят начала наук о проникающей силе, колебательном движении, распространении волн. Все его 120 книг разошлись по свету и постепенно открываются человечеству.

Леонардо да Винчи предпочитал метод аналогии всем другим. Приблизительность аналогии - это преимущество перед точностью силлогизма, когда из двух умозаключений неизбежно следует третье. Зато чем причудливее аналогия, тем дальше простираются выводы из нее. Взять хотя бы знаменитую иллюстрацию да Винчи, доказывающую пропорциональность тела человека. Человеческая фигура с раскинутыми руками и раздвинутыми ногами вписывается в круг, а с сомкнутыми ногами и приподнятыми руками - в квадрат. Такая «мельница» дала толчок различным выводам. Леонардо оказался единственным, кто создал проекты церквей, в которых алтарь помещен посередине (символизируя пуп человека), а молящиеся - равномерно вокруг. Этот церковный план в виде октаэдра послужил еще одному изобретению гения - шариковому подшипнику.

Флорентиец любил использовать контрапост, который создает иллюзию движения. Все, кто видел его скульптуру гигантского коня в Корте Веккио, невольно меняли свою походку на более раскованную.

Леонардо никогда не спешил закончить произведение, потому как неоконченность - неотъемлемое качество жизни. Окончить - означает убить! Медлительность флорентийца была притчей во языцех, он мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, к примеру, благоустраивать долины Ломбардии или занимался созданием аппарата для ходьбы по воде. Почти каждое из его значительных произведений - «незавершенка». У мастера был особый состав, при помощи которого он на готовой картине словно специально делал «окна незаконченности». Как видно, так он оставлял место, куда бы сама жизнь могла вмешаться и что-либо подправить…

Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана слушалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.

Существует версия, что Леонардо да Винчи был гомосексуалист. Когда художник учился в мастерской Вероккио, он был обвинен в домогательстве к мальчику, позировавшему ему. Суд оправдал его.

По одной из версий, Джоконда улыбается от осознания своей тайной для всех беременности.

По другой, Мону Лизу развлекают музыканты и клоуны во время того, как она позировала художнику.

Есть еще одно предположение, согласно которому, «Мона Лиза» - это автопортрет Леонардо.

Леонардо да Винчи, как видно, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Эксперты сомневаются в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируемый 1512-1515 гг.), изображающий его в старости, является таковым. Предполагают, что, вероятно, это только этюд головы апостола для «Тайной вечери». Сомнения в том, что это автопортрет художника, начали высказываться с XIX столетия, последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо да Винчи, профессор Пьетро Марани.

Ученые Амстердамского университета и американские исследователи, изучив загадочную улыбку Моны Лизы с помощью новой компьютерной программы, разгадали ее состав: по их данным, она содержит 83 процента счастья, 9 процентов пренебрежения, 6 процентов страха и 2 процента злости.

Леонардо любил воду: им были разработаны инструкции по подводному погружению, он изобрел и описал прибор для подводных погружений, дыхательный аппарат для подводного плавания. Все изобретения Леонардо да Винчи легли в основу современного подводного снаряжения.

Леонардо первый из живописцев начал расчленять трупы, чтобы понять расположение и строение мышц.

Наблюдения за Луной в фазе растущего полумесяца привели исследователя к одному из важных научных открытий - Леонардо да Винчи установил, что солнечный свет отражается от нашей планеты и возвращается к луне в виде вторичной подсветки.

Флорентиец был амбидекстром - одинаково хорошо владел правой и левой руками. Он страдал дислексией (нарушение способности чтения) - этот недуг, называемый «словесной слепотой», связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Известный факт, Леонардо писал зеркальным способом.

Относительно не так давно Лувр потратил 5,5 млн долларов, чтобы перевесить знаменитейший шедевр художника «Джоконду» из общего в специально оборудованный для нее зал. Для «Джоконды» было отведено две трети Государственного зала, занимающего общую площадь 840 кв. м. Громадное помещение было перестроено под галерею, на дальней стене которой теперь висит знаменитое творение великого Леонардо. Перестройка, которая производилась по проекту перуанского архитектора Лорензо Пикераса, длилась около 4-х лет. Решение перенести «Мону Лизу» в отдельный зал приняла администрация Лувра в связи с тем, что на прежнем месте, в окружении других картин итальянских мастеров, этот шедевр терялся, а публика была вынуждена стоять в очереди, чтобы увидеть знаменитую картину.

2003 год, август — полотно великого Леонардо стоимостью 50 млн долларов «Мадонна с веретеном» похитили из замка Друмланриг в Шотландии. Шедевр был украден из дома одного из самых богатых землевладельцев Шотландии, герцога Бакклью.

Считается, что Леонардо был вегетарианец (Андреа Корсали в письме к Джулиано ди Лоренцо Медичи сравнивает его с одним индусом, не евшим мяса). Часто приписываемая Леонардо фраза «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках?.. человек воистину царь зверей, ведь он жестоко истребляет их. Мы живем, умерщвляя других. Мы ходячие кладбища! Еще в раннем возрасте я отказался от мяса» взята из английского перевода романа Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи».

Леонардо да Винчи создал проекты подводной лодки, воздушного винта, танка, ткацкого станка, шарикоподшипника и летающих машин.

Строя каналы, Леонардо сделал наблюдение, которое в последствии вошло в геологию под его именем в качестве теоретического принципа распознавания времени образования земных слоев. Он пришел к выводу, что наша планета намного старше, чем было указано в Библии.

В числе увлечений да Винчи были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане в течении тринадцати лет он был распорядителем придворных пиров. Им было изобретено несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» - тонко нарезанное тушеное мясо, с уложенными сверху овощами, - имело большую популярность на придворных пирах.

В книгах Терри Пратчеттa есть персонаж которого зовут Леонард, прототипом которого стал Леонардо да Винчи. Пратчеттовский Леонард пишет справа налево, изобретает разнообразные машины, занимается алхимией, пишет картины (самая известная - портрет Моны Ягг)

Немалое число рукописей Леонардо впервые опубликовал хранитель Амброзианской библиотеки Карло Аморетти.

Итальянские ученые сделали заявление о сенсационной находке. По их утверждению, обнаружен ранний автопортрет Леонардо. Открытие принадлежит журналисту Пьеро Анджела.

Целый народ с его традициями древней культуры и почитанием веры был жестоко изуродован марксистским фанатиком. Пол Пот при безмолвном попустительстве всего мира превратил цветущую страну в огромное кладбище...
Представьте себе, что к власти приходит правительство, которое объявляет запрет на деньги. И не только на деньги: запрещены коммерция, промышленность, банки - все, что приносит богатство. Новое правительство объявляет своим указом, что общество вновь становится аграрным, каковым оно было в средневековье. Жители больших и малых городов насильственно переселяются в сельскую местность, где они будут заниматься исключительно крестьянским трудом. Но членам семьи нельзя жить вместе: дети не должны попадать под влияние "буржуазных идей" своих родителей. Поэтому детей забирают и воспитывают в духе преданности новому режиму. Никаких книг до совершеннолетия. Книги больше не нужны, поэтому их сжигают, а дети с семилетнего возраста работают на государство "красных кхмеров".
Для нового аграрного класса устанавливается восемнадцатичасовой рабочий день, каторжный труд сочетается с "перевоспитанием" в духе идей марксизма-ленинизма под руководством новых хозяев. Инакомыслящие, проявляющие симпатии к прежним порядкам, не имеют права на жизнь. Подлежат истреблению интеллигенция, учителя, вузовская профессура, вообще грамотные люди, так как они могут читать материалы, враждебные идеям марксизма-ленинизма, и распространять крамольную идеологию среди трудящихся, перевоспитанных на крестьянской ниве. Духовенство, политики всех мастей, кроме разделяющих взгляды правящей партии, люди, нажившие состояние при прежних властях, больше не нужны - они тоже уничтожаются. Сворачиваются торговля и телефонная связь, разрушаются храмы, отменяются велосипеды, дни рождения, свадьбы, юбилеи, праздники, любовь и доброта. В лучшем случае - труд в целях "перевоспитания", иначе - пытки, муки, деградация, в худшем случае - смерть.
Этот кошмарный сценарий - не изощренный плод воспаленного воображения писателя-фантаста. Это олицетворение ужасающей реальности жизни в Камбодже, где кровавый диктатор Пол Пот повернул ход времени вспять, уничтожив цивилизацию в попытке воплотить свое извращенное видение бесклассового общества. Его "поля смерти" были устланы трупами тех, кто не вписывался в рамки нового мира, формируемого им и его кровожадными приспешниками. Во время правления режима Пол Пота в Камбодже погибло около трех миллионов человек - столько же, сколько несчастных жертв сгинуло в газовых камерах нацистской фабрики смерти Освенцим во время Второй мировой войны. Жизнь под Пол Потом была невыносимой, и в результате трагедии, разыгравшейся на земле этой древней страны в Юго-Восточной Азии, ее многострадальное население придумало Камбодже новое жутковатое название - Страна Ходячих Мертвецов.
Трагедия Камбоджи - это следствие вьетнамской войны, впервые вспыхнувшей на обломках французского колониализма, а затем переросшей в конфликт с американцами. На полях сражений полегло пятьдесят три тысячи камбоджийцев. С 1969 по 1973 год американские бомбардировщики Б-52 методом "коврового" бомбометания сбросили на эту крошечную страну столько тонн взрывчатки, сколько было сброшено на Германию за последние два года Второй мировой войны. Вьетнамские бойцы - вьетконговцы - использовали непроходимые джунгли соседней страны для устройства военных лагерей и баз в ходе операций против американцев. По этим опорным пунктам и наносили бомбовые удары американские самолеты.
Принц Нородом Сианук, правитель Камбоджи и наследник ее религиозных и культурных традиций, отказался от королевского титула за десять лет до начала вьетнамской войны, но остался главой государства. Он старался вести страну по пути нейтралитета, балансируя между воюющими странами и конфликтующими идеологиями. Сианук стал королем Камбоджи - французского протектората - еще в 1941 году, но в 1955-м отрекся от престола. Однако затем, после свободных выборов, вернулся к руководству страной как глава государства.
Во время эскалации вьетнамской войны с 1966 по 1969 год Сианук попал в немилость политического руководства Вашингтона за то, что не принимал решительных мер против контрабанды оружия и создания лагерей вьетнамских партизан в джунглях Камбоджи. Однако он был также весьма мягок в критике карательных воздушных рейдов, проводимых США.
18 марта 1970 года, когда Сианук находился в Москве, его премьер-министр генерал Лон Нол при поддержке Белого дома совершил государственный переворот, вернув Камбодже ее древнее название Кхмер. Соединенные Штаты признали Кхмерскую Республику, но уже через месяц осуществили вторжение в нее. Сианук оказался в изгнании в Пекине. И здесь экс-король сделал выбор, заключив союз с самим дьяволом.


О Пол Поте известно немногое. Это человек с обликом благообразного старца и сердцем кровавого тирана. Именно с этим монстром и объединился Сианук. Вместе с вождем "красных кхмеров" они поклялись слить свои силы воедино ради общей цели - разгрома американских войск.
Пол Пот, выросший в крестьянской семье в камбоджийской провинции Кампонггхом и получивший начальное образование в буддийском монастыре, два года был монахом. В пятидесятых годах он изучал электронику в Париже и, как и многие студенты того времени, оказался вовлеченным в левое движение. Здесь Пол Пот услышал - до сих пор не известно, встречались ли они, - о другом студенте, Кхиеу Самфане, чьи противоречивые, но будоражащие воображение планы "аграрной революции" подогревали великодержавные амбиции Пол Пота.
По теории Самфана, Камбоджа, чтобы достичь прогресса, должна была повернуть вспять, отречься от капиталистической эксплуатации, жирующих вождей, вскормленных французскими колониальными правителями, отказаться от девальвированных буржуазных ценностей и идеалов. Извращенная теория Самфана гласила, что люди должны жить в полях, а все соблазны современной жизни следует уничтожить. Если бы Пол Пот в ту пору, скажем, попал под машину, эта теория, вероятно, так и заглохла бы в кофейнях и барах, не перешагнув пределы парижских бульваров. Однако ей суждено было воплотиться в чудовищную реальность.
С 1970 по 1975 год "революционная армия" Пол Пота превратилась в Камбодже в мощную силу, контролирующую обширные аграрные районы. 17 апреля 1975 года мечта диктатора о власти стала реальностью: его войска, маршируя под красными флагами, вошли в столицу Камбоджи Пномпень. Через несколько часов после переворота Пол Пот созвал особое совещание своего нового кабинета министров и объявил, что страна отныне будет называться Кампучией. Диктатор изложил дерзкий план построения нового общества и заявил, что его реализация займет всего несколько дней. Пол Пот объявил об эвакуации всех городов под руководством новоиспеченных региональных и зональных вождей, приказал закрыть все рынки, уничтожить церкви и разогнать все религиозные общины. Получив образование за границей, он питал ненависть к образованным людям и приказал казнить всех учителей, профессоров и даже воспитателей детских садов.
Умереть первыми было суждено высокопоставленным членам кабинета министров и функционерам режима Лон Нола. За ними последовал офицерский корпус старой армии. Все были похоронены в братских могилах. Одновременно убивали врачей из-за их "образованности". Уничтожали все религиозные общины - они считались "реакционными". Затем началась эвакуация городов и деревень.
Осуществлению извращенной мечты Пол Пота - обратить время вспять и заставить свой народ жить в аграрном обществе марксистского толка - помогал его заместитель Иенг Сари. В своей политике уничтожения Пол Пот использовал термин "убрать с глаз долой". "Убирали" - уничтожали тысячи и тысячи женщин и мужчин, стариков и младенцев.
Буддийские храмы осквернялись или превращались в солдатские бордели, а то и просто в скотобойни. В результате террора из шестидесяти тысяч монахов в разрушенные храмы и святые обители вернулись только три тысячи.
Декретом Пол Пота фактически искоренялись этнические меньшинства. Использование вьетнамского, тайского и китайского языков каралось смертной казнью. Провозглашалось чисто кхмерское общество. Насильственное искоренение этнических групп особенно тяжело отразилось на народности чан. Их предки - выходцы из нынешнего Вьетнама - населяли древнее Королевство Чампа. Чаны мигрировали в Камбоджу в XVII! веке и занимались рыбной ловлей по берегам камбоджийских рек и озер. Они исповедовали ислам и были наиболее значительной этнической группой в современной Камбодже, сохранив чистоту своего языка, национальную кухню, одежду, прически, религиозные и ритуальные традиции.
Молодые фанатики из "красных кхмеров" как саранча набросились на чанов. Сжигались их поселения, жители изгонялись в болота, кишащие москитами. Людей насильно заставляли употреблять в пищу свинину, что категорически запрещалось их религией, духовенство безжалостно уничтожалось. При оказании малейшего сопротивления истреблялись целые общины, а трупы сбрасывались в огромные ямы и засыпались известью. Из двухсот тысяч чанов в живых осталось менее половины.
Те, кто пережил начало кампании террора, в дальнейшем осознали, что уж лучше мгновенная смерть, чем адские муки при новом режиме.

"Буржуазные" преступники

По мнению Пол Пота, старшее поколение было испорчено феодальными и буржуазными взглядами, заражено "симпатиями" к западным демократиям, которые он объявил чуждыми национальному образу жизни. Городское население сгонялось с обжитых мест в трудовые лагеря, где сотни тысяч людей были до смерти замучены непосильным трудом.
Людей уничтожали даже за попытку заговорить по-французски - самое большое преступление в глазах "красных кхмеров", так как это считалось проявлением ностальгии по колониальному прошлому страны.


В огромных лагерях без каких-либо удобств, кроме соломенной циновки в качестве подстилки для сна и миски риса в конце рабочего дня, в условиях, которым не позавидовали бы даже узники нацистских концлагерей времен Второй мировой войны, трудились торговцы, учителя, предприниматели, выжившие только потому, что им удалось скрыть свои профессии, а также тысячи других горожан.
Эти лагеря были организованы таким образом, чтобы посредством "естественного отбора" избавиться от стариков и больных, беременных женщин и малолетних детей.
Люди гибли сотнями и тысячами от болезней, голода и истощения, под дубинками жестоких надсмотрщиков.
Без врачебной помощи, за исключением традиционных методов лечения травами, продолжительность жизни узников этих лагерей была удручающе короткой.
На рассвете людей строем отправляли в малярийные болота, где они по двенадцать часов в день расчищали джунгли в безуспешных попытках отвоевать у них новые посевные угодья. На закате, опять же строем, подгоняемые штыками охранников, люди возвращались в лагерь к своей чашке риса, жидкой баланде и кусочку вяленой рыбы. Затем, несмотря на страшную усталость, им еще предстояло пережить политзанятия по марксистской идеологии, на которых выявлялись и подвергались наказанию неисправимые "буржуазные элементы", а остальные, как попугаи, все повторяли фразы о радостях жизни в новом государстве. Через каждые десять рабочих дней полагался долгожданный выходной, на который планировалось двенадцать часов идеологических занятий. Жены жили отдельно от мужей. Их дети начинали работать с семилетнего возраста или отдавались в распоряжение бездетных партийных функционеров, которые воспитывали из них фанатичных "бойцов революции".
Время от времени на городских площадях устраивались огромные костры из книг. К этим кострам сгонялись толпы несчастных замученных людей, которых заставляли хором скандировать заученные фразы, в то время как пламя пожирало шедевры мировой цивилизации. Организовывались "уроки ненависти", когда людей пороли кнутом перед портретами руководителей старого режима. Это был зловещий мир ужаса и безысходности.
Полпотовцы разорвали дипломатические отношения со всеми странами, не работала почтовая и телефонная связь, въезд в страну и выезд из нее были запрещены. Камбоджийский народ оказался изолированным от всего мира.
Для усиления борьбы с реальными и воображаемыми врагами Пол Пот в своих лагерях для заключенных организовал изощренную систему пыток и экзекуций. Как во времена испанской инквизиции, диктатор и его приспешники исходили из предпосылки, что те, кто попадал в эти проклятые места, были виновны и им оставалось только признать свою вину. Чтобы убедить своих последователей в необходимости жестоких мер для достижения целей "национального возрождения", режим придавал пыткам особое политическое значение.
Документы, захваченные после свержения Пол Пота, свидетельствуют о том, что офицеры кхмерской службы безопасности, обученные китайскими инструкторами, в своей деятельности руководствовались жестокими идеологизированными принципами. "Руководство по допросам S-21" - один из документов, позже переданных в ООН, - гласило: "Целью применения пыток является получение адекватной реакции на них со стороны допрашиваемых. Пытки применяются не для развлечения. Боль надо причинять так, чтобы
вызвать быструю реакцию. Другой целью является психологический надлом и потеря воли допрашиваемого. При пытках не следует исходить из собственного гнева или самоудовлетворения. Бить донашиваемого надо так, чтобы запугать его, а не забить до смерти. Прежде чем приступить к пытке, необходимо обследовать состояние здоровья допрашиваемого и осмотреть орудия пыток. Не следует стараться непременно убить допрашиваемого. При допросе главными являются политические соображения, причинение боли вторично. Поэтому никогда не надо забывать, что вы занимаетесь политической работой. Даже во время допросов следует постоянно вести агитационно-пропагандистскую работу. В то же время необходимо избегать нерешительности и колебаний в ходе пыток, когда есть возможность получить от врага ответы на наши вопросы. Необходимо помнить, что нерешительность может замедлить нашу работу. Другими словами, в агитационно-воспитательной работе такого рода необходимо проявлять решительность, настойчивость, категоричность. Мы должны приступать к пыткам без предварительного разъяснения причин или мотивов. Только тогда враг будет сломлен".
Среди многочисленных изощренных методов пыток, к которым прибегали палачи из числа "красных кхмеров", наиболее излюбленными были пресловутая китайская пытка водой, распятие, удушение целлофановым мешком. Объект S-21, который и дал название документу, был самым печально известным лагерем во всей Камбодже. Он находился на северо-востоке страны. Здесь было замучено по меньшей мере тридцать тысяч жертв режима. Выжили только семеро, да и то лишь потому, что административные навыки узников были нужны их хозяевам для управления этим страшным учреждением.
Но пытки не были единственным орудием устрашения и без того запуганного населения страны. Известно множество случаев, когда охранники в лагерях заставали узников, доведенных голодом до отчаяния, за поеданием своих умерших товарищей по несчастью. Наказанием за это была страшная смерть. Виновных зарывали по шею в землю и оставляли на медленную смерть от голода и жажды, а их еще живую плоть терзали муравьи и другая живность. Затем головы жертв отрезали и выставляли на кольях вокруг поселения. На шею вешали табличку: "Я - предатель революции!".
Дит Пран, камбоджийский переводчик американского журналиста Сиднея Шенберга, пережил все ужасы правления Пол Пота. Нечеловеческие испытания, через которые ему пришлось пройти, документально отражены в фильме "Поле смерти", в котором перед
всем миром с потрясающей обнаженностью впервые предстали страдания камбоджийского народа. Душераздирающее повествование о путешествии Прана из цивилизованного детства в лагерь смерти повергло зрителей в ужас.
"В своих молитвах, - рассказывал Пран, - я просил Всевышнего избавить меня от невыносимых мук, которые я вынужден был переносить. Но некоторым из моих близких удалось бежать из страны и укрыться в Америке. Ради них я продолжал жить, но это была не жизнь, а кошмар".

Курганы из черепов

Прану посчастливилось выжить в этом кровавом азиатском кошмаре и соединиться с семьей в Сан-Франциско в 1979 году. Но в удаленных уголках опустошенной страны, пережившей страшную трагедию, еще сохранились массовые захоронения безымянных жертв, над которыми немым укором возвышаются курганы из человеческих черепов.
В конце концов благодаря военной мощи, а не морали и праву, удалось прекратить кровавую бойню и восстановить на истерзанной земле хотя бы подобие здравого смысла. Следует отдать должное Великобритании, выступившей в 1978 году против нарушений прав человека после поступления сообщений о разгуле террора в Камбодже через посредников в Таиланде, но этот протест остался без внимания. Британия выступила с заявлением в Комиссии ООН по правам человека, но представитель "красных кхмеров" истерично парировал: "Британские империалисты не имеют права говорить о правах человека. Всему миру хорошо известна их варварская сущность. Лидеры Британии утопают в роскоши, тогда как пролетариат имеет право только на безработицу, болезни и проституцию".
В декабре 1978 года вьетнамские войска, на протяжении многих лет конфликтовавшие с "красными кхмерами” из-за спорных приграничных районов, силами нескольких мотопехотных дивизий при поддержке танков вступили на территорию Камбоджи. Страна пришла в такой упадок, что из-за отсутствия телефонной связи приходилось доставлять боевые донесения на велосипедах.


В начале 1979 года вьетнамцы заняли Пномпень. За нисколько часов до этого Пол Пот покинул опустевшую столицу на белом бронированном "мерседесе". Кровавый диктатор спешил к своим китайским хозяевам, предоставившим ему убежище, но не поддержавшим его в борьбе против вооруженных до зубов вьетконговцев.
Когда всему миру стало известно об ужасах режима "красных кхмеров" и о разрухе, царившей в стране, в Камбоджу мощным потоком устремилась помощь. "Красные кхмеры", как в свое время нацисты, были очень педантичны в регистрации своих преступлений. Следствие обнаружило журналы, в которых ежедневно подробнейшим образом фиксировались расстрелы и пытки, сотни альбомов с фотографиями приговоренных к казни, включая жен и детей интеллигентов, ликвидированных на начальных этапах террора, детальную документацию о пресловутых "полях смерти". Эти поля, задуманные как основа трудовой утопии, страны без денег и нужд, на самом деле оказались братскими могилами дня захоронения людей, раздавленных ярмом жестокой тирании.
Пол Пот, который, казалось, ушел в небытие, недавно вновь возник на политическом горизонте как сила, претендующая на власть в этой многострадальной стране. Как все тираны, он утверждает, что его подчиненные допускали ошибки, что он столкнулся с сопротивлением на всех фронтах, а погибшие были "врагами государства". Вернувшись в Камбоджу в 1981 году, на тайном собрании среди своих старых друзей у границы с Таиландом он заявил, что был слишком доверчив: "Моя политика была правильной. Слишком усердные региональные командиры и руководители на местах извращали мои приказы. Обвинения в массовых убийствах - гнусная ложь. Если бы мы действительно уничтожали людей в таком количестве, народ уже давно перестал бы существовать".

Ангел смерти

"Недоразумение" ценой в три миллиона жизней, почти четверти населения страны, - слишком невинное слово для обозначения того, что было совершено от имени Пол Пота и по его приказам. Но, следуя известному нацистскому принципу - чем чудовищнее ложь, тем больше людей способно поверить в нее, - Пол Пот по-прежнему рвется к власти и надеется собрать силы в сельских районах, которые, по его мнению, все еще верны ему.
Он опять стал крупной политической фигурой и ждет удобного случая снова появиться в стране как ангел смерти, ищущий отмщения и завершения ранее начатого дела -своей "великой аграрной революции".
В международных кругах ширится движение за признание резни, учиненной в Камбодже, преступлением против человечества - подобно гитлеровскому геноциду в отношении евреев. В Нью-Йорке работает камбоджийский центр документации под руководством Иенг Сама. Как и бывший узник нацистских лагерей Симон Визенталь, который долгие годы собирал по всему миру свидетельства против нацистских военных преступников, Йенг Сам, переживший кампанию террора, накапливает информацию о зверствах преступников в своей стране.
Вот его слова: "Те, кто наиболее виновен в камбоджийском геноциде - члены кабинета полпотовского режима, члены ЦК компартии, военачальники "красных кхмеров", чьи войска принимали участие в массовых убийствах, должностные лица, надзиравшие за казнями и руководившие системой пыток, - продолжают активную деятельность в Камбодже. Укрываясь в приграничных районах, они ведут партизанскую войну, стремясь вернуться к власти в Пномпене.
Они не были привлечены за свои преступления к международной правовой ответственности, и это трагическая, чудовищная несправедливость.
Мы, выжившие, помним, как нас лишали семей, как зверски убивали наших родных и друзей. Мы были свидетелями того, как люди умирали от истощения, не в сипах вынести рабский труд, и от нечеловеческих условий жизни, на которые обрекли камбоджийский народ "красные кхмеры".
Мы также видели, как полпотовские солдаты уничтожали наши буддийские храмы, прекращали занятия в школах, где учились наши дети, подавляли нашу культуру и искореняли этнические меньшинства. Нам трудно понять, почему свободные, демократические государства и нации ничего не предпринимают для наказания виновных. Разве эта проблема не вопиет о справедливости?"
Но справедливого решения этого вопроса нет и поныне.

13

Позитивная психология 29.11.2017

Дорогие читатели, сегодня мы поговорим с вами о Гиппократе. О его клятве наслышаны все, и нередко пациенты призывают врачебное сообщество быть верными ее постулатам. Но вот кто такой сам Гиппократ, что он сделал для развития науки о здоровье? Почему его называют «отцом медицины»? И был ли он реальной личностью или персонажем красивой древней легенды?

В последние годы активировались дискуссии по поводу медицинской этики. Врачей и иных работников здравоохранения обвиняют то в халатности, то в нарушении моральных норм. От них требуют полной самоотдачи, чуть ли не подвигов на ниве спасения нашего здоровья. Которое, чаще всего, мы сами же изрядно подкосили.

«Обличители» апеллируют к «Клятве Гиппократа», хотя большинство из нас ее никогда не читало и не знает, что именно она провозглашает. Но есть и обратная сторона проблемы: отношение общества, государства, к врачам. Нынешний вал сокращений штатов и «оптимизации» медицинских учреждений приводит к ухудшению качества врачебных услуг.

Не редкость – случаи нападений на сотрудников скорой помощи, врачей приемных покоев и стационарных отделений. Были и трагические ситуации, как недавняя история с акушером из Ангарского перинатального центра, которая ушла из жизни после «рабочей смены», что длилась около 30 часов.

Оппоненты ответят, что есть и немало шокирующих историй с виновными «по ту сторону баррикад». И тоже будут правы.

Даже интересно, как бы себя повел в некоторых нынешних особых обстоятельствах великий Гиппократ? Чтобы хотя бы приблизиться к ответу, вспомним, что нам известно о его личности и судьбе. Поговорим мы и о трудах Гиппократа и немного коснемся фактов его биографии.

В анналах истории

Когда современники говорят о Гиппократе, многим кажется, что это исключительно легендарная, не реальная личность. Но это не так: такой целитель действительно жил в Древней Греции около двух с половиной тысячелетий назад. Мы можем это утверждать, ссылаясь на труды философов того времени – Аристотеля и Платона. Дошли до нас и некоторые сочинения, автором которых наука считает «отца медицины».

А через пять веков первую его официальную краткую биографию составил римский историк Соран Эфесский. Помимо упоминаний именитых современников, исследователь опирался в своих изысканиях и на редкие крупицы автобиографических сведений, что оставлял в своих трудах сам Гиппократ.

Датами жизни древнегреческого эскулапа считаются 460 - 377 годы до новой эры. То есть, прожил он по тем временам весьма долго: 83 года. Современники относили его к асклепиадам, то есть, последователям и даже продолжателям рода Асклепия, древнегреческого бога медицины. Они проповедовали максимально приближенные к человеческой природе методики оздоровления, в совокупности с привлечением религиозных обрядов.

Это была достаточно закрытая «корпорация», где огромное внимание уделялось преемственности поколений. У асклепиадов культивировалась семейственность в хорошем смысле слова. Знания в области врачевания рекомендовалось передавать ближайшим родственникам.

Ученики со стороны тоже были, но такая практика не особо поощрялась: ведь это ремесло было достаточно доходным, и передавать его секреты в чужие руки было просто нерационально. Хотя за отдельную плату могли обучить азам профессии любого желающего и достаточно способного претендента. Очень похоже на теперешнюю корпоративную политику с ее коммерческими тайнами, не правда ли?

Вот и у нашего героя сложилась своя трудовая династия: он свои навыки получил от отца, Гераклида, а затем и его сыновья Фессал и Дракон, и зять Полиб тоже занялись целительством. Сам Гиппократ совершенствовался в этом непростом искусстве, путешествуя по разным странам, присматриваясь к особенностям работы местных знахарей.

В те времена было принято вывешивать в храмах, посвященных Асклепию (в римском варианте — Эскулапу) обетные таблицы, где формулировались основы подхода к лечению. Их тоже повсеместно изучал пытливый врачеватель, прежде чем стать признанным авторитетом в этой области знаний и умений.

Помимо этих профессиональных знаний, он стремился совершенствоваться и в области красноречия, и в постижении философских основ бытия. Брал уроки у выдающихся философов - Демокрита и Горгия.

Основы учения Гиппократа

Чем же так ценно наследие этого ученого и практика древности? Его теоретические выкладки и обобщенный опыт собраны в ряде медицинских трактатов. Существует так называемый «Гиппократовский корпус» из 60 сочинений. Сколько из них принадлежит самому «отцу медицины», до сих пор точно не известно, разные аналитики называют цифры от 8 до 18. Остальные трактаты приписывают его ученикам, в первую очередь, сыновьям.

Большинство биографов великого эскулапа и гуманиста достаточно обоснованно считают принадлежащими перу Гиппократа такие сочинения как: «О суставах», «Прогностика», «О переломах», «О воздухах, водах и местностях», «О диете при острых болезнях», «О ветрах», сюда же относят первую и третью книгу «Эпидемий», четыре первых раздела «Афоризмов», а также этические наставления «Закон», «Наставления», «О благоприличном поведении», «О враче», «Клятва».

Новаторским и даже революционным был сам подход к лечению, обоснованный в данных исследованиях и подтвержденный десятилетиями успешной врачебной практики.

Тогда, за несколько веков до нашей эры, недуги объясняли влиянием злых духов, колдовством и прочими мистическими причинами. Гиппократ же заявил, что сбои в работе организма человека возникают по вполне естественным причинам. Если их вовремя выявить, то и справиться с болезнями будет вполне возможно.

Врачеватель был очень наблюдательным. Многие годы, десятилетия он отслеживал, систематизировал, записывал признаки разных заболеваний, из анализа подробных бесед с пациентами делал выводы о причинах недугов.

Этот научный подход уже при жизни сделал Гиппократа настоящей легендой, истинным наследником Асклепия. А его последователи объединились в Косскую школу, слава которой не померкла и до сих пор. Вместе они создали надежный фундамент для современной медицины.

Основными факторами, влияющими на здоровье людей, наблюдательный исследователь назвал окружающую среду и наши повседневные привычки.

Природные условия – это климат местности, преобладающие ветра, общее состояние воздуха, воды, почвы – все это наш мир, с которым мы не просто соприкасаемся, а постоянно взаимодействуем.

Великий реформатор понимал и важность наследственных факторов, того багажа, что человек получает уже по праву рождения. Наконец, надо брать во внимание и условия, в которых мы живем – что едим, насколько интенсивно трудимся, крепок ли и достаточно продолжителен сон и пр.

Вот как Гиппократ размышляет о роли осмотра больного: «Осмотр тела — целое дело: он требует знания, слуха, обоняния, осязания, языка, рассуждения». Сам он действительно пытливо всматривается, вслушивается, и постоянно что-то записывает. Его трактаты – это и описания особенностей отдельной местности с их влиянием на здоровье жителей, и краткие заметки-рассуждения, и зарисовки об особенно интересных случаях из практики, и гениальные прорывы обобщений.

Позволю себе привести еще одну цитату из первой книги «Эпидемий». Хотя она и обширная, но многое скажет о тщательности подхода к диагностике, который проповедовал наш герой.

«Что касается до всех тех обстоятельств при болезнях, на основании которых должно устанавливать диагноз, то все это узнаем из общей природы всех людей и собственной всякого человека, из болезни и из больного, из всего того, что предписывается, и из того, кто предписывает, ибо и от этого больные или лучше, или тяжелее себя чувствуют; кроме того, из общего и частного состояния небесных явлений и всякой страны, из привычки, из образа питания, из рода жизни, из возраста каждого больного, из речей больного, нравов, молчания, мыслей, сна, отсутствия сна, из сновидений, какие они и когда появляются; из подергиваний, из зуда, из слез, из пароксизмов, из извержений, из мочи, из мокроты, из рвоты. Должно также смотреть на перемены в болезнях, из каких в какие происходят, и на отложения, ведущие к гибели или разрушению, далее — пот, озноб, похолодание тела, кашель, чиханье, икота, вдохи, отрыжки, ветры беззвучные или с шумом, истечения крови, геморрои. Исходя из всех этих признаков и того, что через них происходит, — следует вести исследование».

Обратите внимание, дорогие читатели, сколь широк подход врачевателя: он считает нужным учесть и манеру говорить, и даже молчание пациента. Стремится заглянуть в ход его мыслей, а уж набор тонкостей физиологических проявлений просто поражает. При отсутствии в те времена клинических исследований эти наблюдений действительно моги стать решающими в борьбе с опасными недугами.

В сочинениях, касающихся основ хирургии, он рассказывает о довольно обширном арсенале операционного инструментария того времени, а помимо этого, описывает разные способы перевязок и лекарственные средства, которые при этом применялись. Не оставил он без внимания и лечебные диеты, и вопросы гигиены, и другие аспекты комплексного подхода к здоровью.

И на «солнце медицины» есть пятна?

Когда мы говорим «легендарная личность», это не только дань уважения к великому человеку. Надо понимать, что истории, рассказанные о нем, это отчасти легенды, достоверность которых мы не в силах подтвердить.

Вот и о Гиппократе немногое мы можем сказать уверенно. Рассказывают, как однажды он остановил эпидемию чумы в Афинах, собрав в кулак весь организационный и медицинский ресурс столицы. Потом, как уверяют биографы, целитель спас правителя Македонии, у которого развилась тяжелая фобия на основе повышенной мнительности, страха перед болезнями.

Часто в разных источниках упоминается эпизод с мыслителем Демокритом. Жители Абдера считали философа безумцем, и призвали медицинское светило, дабы он официально подтвердил их «народный диагноз». Основания для столь серьезных выводов, казалось, лежали на поверхности: Демокрит нередко смущал окружающих громким беспричинным смехом.

Гиппократ после тщательного обследования и продолжительной беседы с мудрецом пришел к выводу, что тот абсолютно вменяем. А смех философа был вызван человеческими поступками, ничтожными делами, которыми мы постоянно озабочены, не замечая вокруг ничего высокого, вечного, не ценя минут истинного счастья, не стремясь к познанию мировой гармонии.

Но особо въедливые биографы находят в его послужном списке и другие факты. Они не укладываются в пасторальную картину абсолютной «благости» врачевателя. Зато прекрасно вписываются в реалии того непростого времени.

Однажды он отказался лечить некоего пациента, которого историки называют Цезарем Светонским. Тот страдал от гипертонии, но Гиппократ отказал родственникам бывшего воина в курсе лечения травами. Причина была тривиальна: семейство оказалось неспособным заплатить за его чудодейственные настои и отвары. И ладно бы, если б отказ был честным. Но из уст в уста, из века в век передается некрасивая история, что целитель якобы назвал неверный диагноз – мигрень. В итоге пациент не стал обращаться к другим врачам, и после нового гипертонического криза умер.

Был и еще один случай, когда Гиппократ прибег, фактически, к эвтаназии, предложив тяжелому и неплатежеспособному больному яд. Там ответственность за принятие решения разделили родные бедолаги, но сути этого не меняет.

Были ли эти и подобные им истории реальностью или их придумали завистливые конкуренты Гиппократа? Наверное, мы этого уже никогда не узнаем. Но соперничество за богатых клиентов было, это неоспоримый факт. Оно и теперь существует, и мы не можем быть уверены в полной беспристрастности тех, в чьи руки вверяем свое здоровье. Но все это не умаляет заслуг великого врачевателя, который всю жизнь посвятил святому делу изучения человеческой природы и разработал основополагающие методики поддержания здоровья.

Предлагаю вам посмотреть небольшой документальный фильм о жизни Гиппократа.

Клятва Гиппократа

Текст этой присяги, что принимают медики в разных странах мира, существует в несколько отличающихся друг от друга вариантах. Но эти отличительные детали малозначительны. В наследии Гиппократа есть много страниц, посвященных профессиональной этике докторов. Современный вариант текста «Клятвы Гиппократа» базируется на этих постулатах, но это не авторские формулировки известнейшего эскулапа древности. Текст явно был написан позже, уже после его смерти, учениками, последователями великого Наставника. И правильнее говорить, не клятва, а присяга Гиппократа.

А в наши дни, практически в том виде, в каком она существует и поныне, Врачебная заповедь увидела свет в Женеве в 1848 году. По сравнению с наставлениями, которыми пользовались врачи в предыдущие столетия, это более компактный, сокращенный вариант.

Текст клятвы (присяги) Гиппократа на русском языке

«Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями. Это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и славе у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

Поясню, что Гигеея (Гигиея) и Панакея (Панакия, Панацея) – это дочери бога врачевания Асклепия. От имени первой произошло название раздела медицины «гигиена», а от имени второй – термин «панацея», то есть, идеальное лекарство широкого спектра действия. Абортивный пессарий – это лекарство, чаще всего, в форме травяного настоя, вызывающее кровотечение и выкидыш.



Рассказать друзьям